Как называется система руководства, которая базируется на основе единства государственной власти и государственной собственности, приказных методов управления, беспощадной эксплуатации рабочих и крестьян партийно — советской бюрократией?
На этой странице находится вопрос Как называется система руководства, которая базируется на основе единства государственной власти и государственной собственности, приказных методов управления, беспощадной эксплуатации рабочих и крест?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории История, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Система руководства, базирующаяся на основе единства государственной власти и государственной собственности, приказных методах управления, беспощадной эксплуатации рабочих и крестьян классом партийно-советской бюрократии, использовании рабского труда заключенных — …
- административно-командная система
- бюрократизм
- социалистическая демократия
- олигархия
Помогли ответы? Ставь лайк 👍
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 27 Апрель 2022 в 22:42
На вопрос ответил(а): Астафьева Любовь, 27 Апрель 2022 в 22:42
C 2014 года Помогаем сдавать тесты!
Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно считать кризис начала века доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были, и немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.
Сначала об успехах. Россия в начале XX в. была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60—70-х гг. не бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский). Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900—1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий — картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др. Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, — Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910). Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Модернизация в России имела свои особенности:
приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы;
огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;
в финансировании промышленного роста заметную — но не решающую — роль играл иностранный капитал: немецкий, французский и др.
Задача модернизации была тем вызовом, который России бросило само время. Ее решение было сопряжено с трудными, даже тяжкими проблемами. Назовем некоторые из них.
Российская экономика была многоукладной. Наряду с динамично развивавшимися частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим укладами существовали уклады, не охваченные модернизацией, — патриархальный, полукрепостнический, мелкотоварный.
Высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. По уровню производства промышленной продукции на душу населения и технической оснащенности предприятий Россия далеко отставала от ведущих индустриальных стран.
Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX в. аграрный вопрос.
Полностью
Государственная
власть – разновидность политической
власти, оказывающая определяющее
воздействие на общество в целом с помощью
особой организации государства. Или:
Государственная власть – высшая
управляющая инстанция, обладающая
верховенством на определенной территории,
принимающая законы, использующая
государственный аппарат для решения
существующих задач, достижения
политических и иных целей.
К
особым свойствам государственной власти
можно отнести следующие:
1.
Главное предназначение государственной
власти состоит в реализации целей
управления, осуществлении внутренних
связей в обществе, урегулировании
конфликтов. Она необходимый элемент
общественной организации, без которого
невозможны ее жизнеспособность и
функционирование.
2.
Под государственной властью, как и под
любой иной, подразумевается способность
ее субъекта (государственного органа,
должностного лица) навязать свою волю
иным лицам (индивидам, организациям),
управлять их действиями теми или иными
средствами и методами.
3.
Государственная власть базируется на
организационной силе государственных
органов; никакая другая власть (власть
партий, религиозная и др.) такой
возможностью не располагает.
4.
Государственная власть публична, т.е.
она осуществляется профессиональным
аппаратом чиновников, реализующих ее
предписания посредством возможности
отдавать приказы, принимать иные акты
и побуждать им повиноваться.
5.
Государственная власть суверенна, что
означает ее независимость во вне и
верховенство внутри страны. Имеется в
виду то, что государственная власть
выше по значимости относительно всех
других организаций и общностей страны.
Все они так или иначе должны подчиняться
государственной власти с учетом
требований законности и определенных
организационных начал (регистрация
уставных документов партий, иных
общественных организаций в структурах
Министерства юстиции и др.).
6.
Государственная власть универсальна:
она распространяет свою силу на всю
территорию и все население страны.
7.
Государственная власть обладает
исключительным правом на издание законов
и других нормативных правовых актов.
Разделение
законодательной, исполнительной и
судебной властей является одним из
важнейших принципов организации
государственной власти и функционирования
правового государства.
Принцип
разделения властей означает, что
законотворческая деятельность
осуществляется законодательным
(представительным) органом,
исполнительно-распорядительная
деятельность — органами исполнительной
власти, судебная власть — судами, при
этом законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти самостоятельны
и относительно независимы. Разделение
властей основывается на естественном
разделении таких функций, как
законотворчество, государственное
управление, правосудие, государственный
контроль и т. п. Современное понимание
принципа разделения властей дополнено
также необходимостью разделения
полномочий между высшими и местными
органами власти и управления.
Статья
10 Конституции Российской Федерации
закрепляет принцип осуществления
государственной власти на основе
разделения на законодательную,
исполнительную и судебную, а также
самостоятельность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Речь
идёт не о разделении абсолютно независимых
властей, а разделении единой государственной
власти (единство системы государственной
власти является одним из конституционных
принципов федерализма) на три
самостоятельные ветви власти. Принцип
разделения властей является
основополагающим, ориентирующим.
Единство
государственной власти имеет три
составляющих, первых, это социальное
единство. Государственная власть, даже
угадывающаяся на основе блока различных
социальных сил, не может быть социально
разнородной, ей необходима социальная
определенность _ иначе она не сможет
выполнять задачи по государственному
руководству обществом (независимо от
того, как эти задачи понимаются). Вовторых,
это единство целей и направлений
деятельности государственной власти,
всех ее органов и должностных лиц, что
обусловлено необходимостью согласованного
управления обществом. Разные государственные
органы не могут ставить и решать
принципиально разные задачи, не
согласующиеся с общей линией руководства
государством. Это приведет к потере
управляемости обществом. Втретьих,
необходимо организационное единство.
Органы государственной власти, методы
ее деятельности образуют определенную
систему. Эта система строится прежде
всего на основе единства и разделения
ветвей государственной власти.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).
Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.[источник не указан 362 дня]
Содержание
- 1 История
- 2 Содержание и значение принципа разделения властей
- 3 Принцип разделения властей в законодательстве разных стран
- 3.1 Германия
- 3.2 Индия
- 3.3 Российская Федерация
- 3.3.1 Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
- 3.3.2 Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти
- 3.3.3 Разделение властей в субъектах Российской Федерации
- 3.4 Франция
- 4 Примечания
- 5 См. также
- 6 Литература
- 6.1 Диссертационные исследования
- 6.2 Книги
- 7 Ссылки
[править] История
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции.[источник не указан 362 дня] Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.[источник не указан 362 дня]
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.
[править] Содержание и значение принципа разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
[править] Принцип разделения властей в законодательстве разных стран
[править] Германия
Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.
- Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
- Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
- Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
[править] Индия
- Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).[1]
- Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.[2]
- Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества нижестоящих судов.[3]
[править] Российская Федерация
[править] Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
Схема власти в Российской Федерации
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
[править] Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти
Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:
- Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
- Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
- Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
- Центральный банк РФ — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
- Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
- Счётная палата РФ — осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
- другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
[править] Разделение властей в субъектах Российской Федерации
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
[править] Франция
- Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание.
- Исполнительная власть. За текущую внутреннюю и экономическую политику отвечает премьер-министр, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным лично за политику правительства. Премьер-министр назначается президентом республики.
- Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.
[править] Примечания
- ↑ Gledhill Alan The Republic of India: The Development of Its Laws and Constitution — 2nd edition. — Stevens and Sons, 1964. — P. 127.
- ↑ Matthew K.M. Manorama Yearbook 2003 — Malayala Manorama. — P. g 524. — ISBN ISBN 81-900461-8-7.
- ↑ Neuborne, Burt (2003). «The Supreme Court of India». International Journal of Constitutional Law 1 (1): 476–510. DOI:10.1093/icon/1.3.476. at p. 478.
[править] См. также
- Правовое государство
- Конституционный суд РФ
- Конституционная экономика
- Уотергейтский скандал
[править] Литература
[править] Диссертационные исследования
- Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
- Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
- Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
- Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
- Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
- Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
- Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
- Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.
[править] Книги
- Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
- Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: РОССПЭН, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8243-0452-1
- Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 — ISBN 5-89194-171-6
- Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
- Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
- Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
- Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
- Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
- Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
- Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
- Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
- Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
- Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
- Barenboim Peter Biblical Roots of Separation of Powers. — Moscow: Letny Sad, 2005, ISBN 5-94381-123-0, http://lccn.loc.gov/2006400578
- David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. — Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. — 319 p. — ISBN 0-521-66020-3222
[править] Ссылки
Теория разделения властей в БСЭ.
п·о·р Политика и государство |
|
---|---|
Научные дисциплины и теории | Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора |
Общие принципы и понятия | Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет |
государства по политической силе и влиянию | Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава |
Виды политики | Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика |
Форма государственного устройства | Конфедерация • Унитарное государство • Федерация |
Социально-политические институты и ветви власти |
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть |
Государственный аппарат и органы власти | Глава государства • Парламент • Правительство |
Политический режим | Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм |
Форма государственного правления и политическая система |
Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие • |
Политическая философия, идеология и доктрина | Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм• Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм |
Избирательная система | Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная |
Политологи и политические мыслители | Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон |
Учебники и известные труды о политике | «Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» |
См. также | Основные понятия политики |
Категория • Портал • Проект |