Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределяет функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинат ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.
Существуют различные формы организации. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным:
- Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.
Такие исследования возможны в том случае, ли у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.
- Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы.
- Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и представление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций.
- Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества.
- Консультирование.
- Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной.
Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.
Вообще в исследовании управления и в управлении такими исследованиями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. Это проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа и пр., проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоставить, проблема обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблема доверия и влияния па социально-психологическую атмосферу работы. Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управления.
Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования.
Организация исследования: условия, требования, виды
Организация исследования —
это система регламентов, нормативов,
инструкций, определяющих порядок его
проведения, т. е. распределения функций,
обязанностей, ответственности и
полномочий на выполнение исследовательских
работ. Организация исследования
определяет дифференциацию и интеграцию
деятельности исследователей или
отдельных исследовательских групп.
В ней находят свое отражение распределение
и комбинация ресурсов по времени, видам
работ, кадрам, проблемам.
Существуют различные формы организации.
В каждом конкретном случае приходится
выбирать, какой из видов может оказаться
наиболее приемлемым или наиболее
эффективным.
1. Увеличение нагрузки персонала
дополнительными обязанностями
исследовательской работы. Такие
исследования возможны в том случае,
если у персонала управления есть
резервы времени и его исследовательский
потенциал достаточно высок. Тогда
необходимо провести соответствующие
консультации, организовать систему
контроля и мотивации, организовать
координацию деятельности по этим
заданиям. Можно организовать конкурс
проектов и дополнительную оплату труда.
Возможна добровольная или обязательная
форма.
2. Создание специализированных групп
из наиболее творческой и активной
части персонала с освобождением
участников этих групп на определенное
время от основной работы.
3. Приглашение консалтинговых фирм на
договорной основе и предоставление
им организационных и информационных
возможностей для проведения исследования
и разработки соответствующих рекомендаций.
4. Создание собственных консультационных,
а лучше образовательно-исследовательских
структур в системе управления, позволяющих,
совместить повышение профессионализма
персонала с развитием исследований
и обеспечением их необходимого качества.
5. Возможна комбинация этих форм, и во
многих случаях она оказывается весьма
полезной и эффективной. Например,
создание творческих коллективов,
состоящая как из собственных работников,
так и из приглашенных специалистов
консультационной фирмы. При этом очень
важно учитывать (и здесь часто возникают
сложности) социально-психологические
моменты формирования таких коллективов.
Вообще в исследовании управления и в
управлении такими исследованиями
возникает много проблем, к решению
которых надо быть готовыми. Это проблемы
полномочий на организацию наблюдений,
тестирования, социометрического анализа
и пр., проблемы предоставления и поиска
необходимой информации, которую не
всегда работники стремятся открыть и
предоставить, проблема обеспечения
соответствующих условий, административного
вмешательства в рабочий процесс
исследуемого объекта, которое должно
быть минимальным, проблема доверия и
влияния на социально-психологическую
атмосферу работы. Исследования управления
не должны нарушать порядок и ритм
нормального функционирования системы
управления.
Все эти вопросы должны быть заранее
продуманы при планировании и построении
организации исследования.
9.2. Технологии исследования систем управления
Любое исследование является организованным
процессом. В основе его организации
лежит определенная технологическая
схема, которая отражает последовательность
и комбинацию использования методов
исследования.
Технология — это вариант
рационального построения процесса
исследования. Например, строительство
дома предполагает сначала возведение
фундамента, потом самого здания и на
заключительном этапе — крыши. Это
процесс строительства, отражающий
содержание и особенность этого вида
деятельности. Но технология строительства
может быть разнообразной в рамках этого
процесса. Если дом большой, то можно
сделать сначала фундамент его селекции
и начать возводить стены, параллельно
заготавливать элементы крыши. Все
зависит от распределения ресурсов и
выбора варианта их использования. Но
можно не приступать к возведению стен,
пока полностью не закончатся работы
с фундаментом.
Процесс всегда отражает объективные
этапы выполнения работы, технология
— это вариант рационального выполнения
работ.
В зависимости от характера исследуемой
проблемы, а также конкретных условий,
таких как время, ресурсы, квалификация,
острота проблемы и пр., технологические
схемы могут быть различными. Поэтому
важно выбирать эффективные технологические
схемы или конструировать их по реальным
потребностям и условиям.
Наиболее простой, элементарной технологией
является линейная технология. Она
заключается в последовательном проведении
исследований по этапам постановки
проблемы, формулировке задач ее решения,
выборе методов исследовании, проведения
анализа и поиске позитивных решений,
экспериментальной проверке решения,
если она возможна, разработке инноваций.
Каждый из этапов характеризуется
оригинальным набором методов исследования
и временными ограничениями. Это и
определяет успех проведения
исследования.
Такая технология может быть весьма
эффективной в случае решения сравнительно
простых исследовательских проблем. В
практике не всегда удается построить
технологическую схему так прямолинейно
и последовательно. На каждом из этапов
могут возникнуть новые проблемы или
затруднения, которые заставят
вернуться к предыдущему этапу и
скорректировать его работы. Например,
может оказаться, что проблема определена
недостаточно глубоко, появилась
необходимость рассмотреть ее в новом
ракурсе или не полностью выявлены
альтернативы использования методов
исследования, возникла необходимость
привлечения новых ресурсов для
обеспечения качества исследования
и т. д.
Все это заставляет возвращаться к
пройденным этапам, корректировать уже
проведенные исследовательские работы.
Так возникает новый тип технологии
исследования — тип циклического
исследования. Он характеризуется
возвратами к пройденным этапам, повторению
пройденного для обеспечения надежности
результатов.
Многие схемы рациональных технологий
предполагают возможность параллельного
выполнения работ или операций. В
технологии исследований такой подход
также существует. Например, по сложным,
комплексным проблемам можно выполнять
отдельные исследовательские работы
параллельно. Более того, в некоторых
случаях это оказывается просто
необходимым. Это экономит время, позволяет
более эффективно использовать персонал,
повышает компетентность и
производительность деятельности.
Это технологии рационального разветвления
деятельности. Рациональность ее
заключается не только в разделении
исследования по аспектам проблемы
или функциям ее решения, но и в проведении
по некоторым видам проблем одинаковых
непараллельных исследований. Ведь
исследование — это всегда
поиск неизвестного, нового, необычного.
В этом поиске возможны разные пути и
стратегии и осуществление различных
стратегий позволяет найти наилучший
результат.
Во многих случаях это может быть не
столько разветвление, сколько действительно
параллельное исследование. Для сложных
проблем это вовсе не является пустой
тратой средств и ресурсов.
Бывают проблемы в исследовании, решение
которых трудно представить заранее в
определенной технологической схеме,
трудно предвидеть, какие этапы необходимы
для определения окончательного результата
и вообще существует ли он по этой
проблеме.
В этом случае используются технологии
адаптивного типа. Суть их заключается
в последовательной корректировке
технологической схемы по мере проведения
каждого из этапов исследования. Это
технология по сопутствующей проблеме:
что делать дальше, что можно сделать в
этой ситуации? Каждый этап в этой
технологической схеме оценивается по
его результатам и эта оценка необходима
для определения нового этапа.
Технологическая схема исследования не
может не учитывать конкретных целей
его проведения. Такими целями могут
быть цели кардинального решения
проблемы (достижение кардинальных
изменений) или цели частичного решения
проблемы (достижение частичных изменений),
цели получения новых знаний и развития
образования служащих, повышения их
интеллектуального потенциала или
цели разработки программы нововведений.
По целям частичных изменений используется
технология последовательных изменений
качества деятельности. Она построена
на оценке существующего качества
управления (управленческой деятельности)
и поиске непринципиальных,
незначительных, но реальных изменений
качества. Такая технология позволяет
проводить исследования при незначительных
ресурсах, избегать рисков инноваций,
повысить надежность преобразований.
В области исследования существуют и
технологии случайного поиска. На первом
этапе такой технологии не предполагается
много внимания уделять постановке
проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется
любая проблема и на ее основе проводится
исследование по смежным проблемам,
устанавливаются связи, заполняется
решениями «поле проблем», определяется
таким образом траектория развития. Она
и показывает главную проблему, на
которой необходимо сосредоточить
внимание.
Наиболее эффективно эта технология
реализуются в диверсифицированных
методах исследования — мозговой штурм,
синектика и др.
Можно назвать и еще одну технологию
исследования, это технология
критериальной корректировки. Суть
ее заключается в том, что при подготовке
исследования разрабатывается не сама
технологическая схема, а комплекс
критериев ее возможной корректировки
при проведения исследования.
Если мы получим такой-то результат,
тогда будем делать то-то; если не получим,
то вернемся к предыдущему этапу или
какому-либо другому и продолжим поиск
от него. Эта технологическая схема часто
называется алгоритмом исследования.
Она предполагает оперативное управление
технологией и широко используется
в автоматизации некоторых расчетных и
аналитических работ.
Выбор технологических схем проведения
исследования способствует повышению
его эффективности. Технология исследования
в значительной мере отражает искусство
исследователя. Конечно, надо знать,
какие схемы существуют и какие из
них наиболее приемлемы в тех или иных
условиях. Но оценка условий, характера
проблемы, возможностей использования
ресурсов зависит от исследователя, его
знаний, опыта и способностей к
исследовательской деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Организация исследования
Организация исследования • система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, • т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. • Процесс – совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели.
Организация 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство); 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс); 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система).
Организация исследования проходит по определенному алгоритму.
Алгоритм • точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее шаг за шагом, каким путем надлежит решать данную задачу, • набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для решения задачи за конечное время, • технология решения проблемы, предусматривающая последовательность и параллельность различных операций.
Технология —вариант рационального построения процесса исследования. • Процедура исследования последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи. • Программа исследований — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Научное исследование предполагает • постановку задачи; • предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; • формулировку исходных гипотез; • сбор данных; • анализ и обобщение полученных результатов; • проверку гипотез; • формулирование утверждений.
Этапы исследования Организационно-технический этап: • предварительное обследование и определение актуальности проблемы; • разработка технического задания на проведение исследования; • определение формы проведения исследования; • проведение конкурса. Методический этап: • теоретическое обоснование (понятийный аппарат, цели, задачи, объект, предмет, границы исследования, гипотезы); • методическое сопровождение исследования (информационное обеспечение, технология исследований, диагностика, анализ, оценка и оформление результатов); • экономический (показатели, эффективность); • организационный (техническое, финансовое, кадровое обеспечение, планирование исследования). Исследовательский и проектный этап Отчет о результатах исследования.
Участники исследования систем управления • персонал организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своими должностными обязанностями; • персонал постоянного или временного исследовательского подразделения организации; • специализированные консультанты; • профессиональные исследователи научно – исследовательских, аудиторских организаций.
Диагностика систем управления • деятельность, направленная на определение соответствия текущей операционной деятельности компании поставленным задачам и целям бизнеса. • Диагностика установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления.
Цeль диaгнocтики • пoвышeниe эффeктивнocти paбoты предприятия нa ocнoвe cиcтeмнoгo изyчeния и анализа его деятельности. Зaдaчи диaгнocтики: • идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa; • иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми; • выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo вpeмeннoм paзpeзe; • ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния; пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.
Анализ • (от греч. análysis разложение, расчленение) процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
• Разделить задачи диагностики и анализа можно, исходя из их главных функций, которые коротко можно сформулировать следующим образом: функция диагностики – установление факта; функция анализа – установление причины. • В узком смысле диагностику можно определить как выявление проблем, а в широком смысле – как оценку, различение и распознавание проблем, решений, ситуаций.
Планирование и прогнозирование • План директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативное расходования ресурсов. • Планирование вид управленческой деятельности, включающий определение целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов. • Планирование осуществляется после и на основании результатов прогнозирования
Планирование исследований • Планирование процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. • План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр. ), веду щих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
• Прогноз вероятностное суждение или пред сказание о состоянии какого либо явления и его последствий в будущем. • Прогнозирование — 1. Разработка прогнозов. 2. Научное исследование перспектив развития какого либо явления или процесса, преимуще ственно с количественными оценка ми и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. 3. Определение тенденций и перспек тив развития тех или иных процес сов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Отличия • прогнозирование снятия неопределенности знаний о внешних условиях; • планирование к процессу управления внутренней средой и менеджменту; • прогнозирование вероятностный характер; • планирование директивный характер; • объект планирования процесс в системе управления; • объект прогнозирования совокупность систем и внешней среды; • предмет исследований в планировании методы разработки планов (планирования); • предмет исследований в прогнозировании методы разработки прогнозов (прогнозирования); • планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными); • прогнозирование вероятно будет; предсказание будет; планирование должно быть.
Требования к менеджерам исследовательского типа • целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любознательность, аттрактивность, экономность, простота, перестраиваемость (адаптивность), сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность, честность, креативность, деловитость, заинтересованность, способность проблемно и системно мыслить, авторитетность (соответствие ожидаемым результатам), аналитичность, антиномичность, умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения отличные от собственных (и даже противоположные им), безинерционность мышления, доброжелательность, здравомыслие, имитационность, инициативность, инновационность мышления, восприятие общечеловеческих ценностей, общий кругозор и эрудиция, оригинальность мышления и логичность, научная корректность, научный кругозор, общий культурный уровень, открытость, интеллектуальный потенциал, латентность руководства, организованность, ответственность, терпимое и конструктивное отношение к критике, самокритичность, порядочность, превентивность мышления, проблемность, пунктуальность и точность, трудолюбие и работоспособность, саморегуляция, сбалансированная компромисность, системное и панорамное восприятие реальности, справедливость, уважительность к окружающим, уверенность в коллегах и своих людях, чувство долга, чуткость к людям, экспрезентность (умение делать правильные выводы при минимуме времени), этичность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Слайд 3
Организация исследования
система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его
проведения,
т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий
на выполнение исследовательских работ.
Процесс – совокупность последовательных изменений состояния
системы для достижения цели.
Слайд 4
Организация
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных
и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство);
2) совокупность процессов
или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями
целого (процесс);
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система).
Слайд 5
Организация исследования проходит по определенному алгоритму.
Слайд 6
Алгоритм
точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее — шаг
за шагом, каким путем надлежит решать данную задачу,
набор инструкций,
описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для решения задачи за конечное
время,
технология решения проблемы, предусматривающая последовательность и параллельность различных операций.
Слайд 7
Технология —вариант рационального построения процесса исследования.
Процедура исследования
— последовательность познавательных и организационных действий с целью решения
исследовательской задачи.
Программа исследований — комплекс положений, определяющих цели и
задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Слайд 8
Научное исследование предполагает
постановку задачи;
предварительный анализ имеющейся информации,
условий и методов решения задач данного класса;
формулировку исходных
гипотез;
сбор данных;
анализ и обобщение полученных результатов;
проверку гипотез;
формулирование утверждений.
Слайд 9
Этапы исследования
Организационно-технический этап:
предварительное обследование и определение актуальности проблемы;
разработка
технического задания на проведение исследования;
определение формы проведения исследования;
проведение конкурса
.
Методический этап:
теоретическое обоснование (понятийный аппарат, цели, задачи, объект, предмет, границы
исследования, гипотезы);
методическое сопровождение исследования (информационное обеспечение, технология исследований, диагностика, анализ, оценка и оформление результатов);
экономический (показатели, эффективность);
организационный (техническое, финансовое, кадровое обеспечение, планирование исследования).
Исследовательский и проектный этап
Отчет о результатах исследования.
Слайд 10
Участники исследования систем управления
персонал организации, выполняющий профессиональные управленческие
функции в соответствии со своими должностными обязанностями;
персонал постоянного или
временного исследовательского подразделения организации;
специализированные консультанты;
профессиональные исследователи научно – исследовательских, аудиторских
организаций.
Слайд 11
Диагностика систем управления
деятельность, направленная на определение соответствия текущей
операционной деятельности компании поставленным задачам и целям бизнеса.
Диагностика —
установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и
соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления.
Слайд 12
Цeль диaгнocтики
пoвышeниe эффeктивнocти paбoты предприятия нa ocнoвe cиcтeмнoгo
изyчeния и анализа его деятельности.
Зaдaчи диaгнocтики:
идeнтификaция peaльнoгo
cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe
c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния; пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.
Слайд 13
Анализ
(от греч. análysis — разложение, расчленение) — процедура
мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления,
процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части
(признаки, свойства, отношения).
Слайд 14
Разделить задачи диагностики и анализа можно, исходя из
их главных функций, которые коротко можно сформулировать следующим образом:
функция диагностики – установление факта; функция анализа – установление причины.
В
узком смысле диагностику можно определить как выявление проблем, а в широком смысле – как оценку, различение и распознавание проблем, решений, ситуаций.
Слайд 15
Планирование и прогнозирование
План — директивное определение перечня и
сроков действий, исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для
достижения этих целей, научно обоснованных нормативное расходования ресурсов.
Планирование — вид
управленческой деятельности, включающий определение целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.
Планирование осуществляется после и на основании результатов прогнозирования
Слайд 16
Планирование от В.Леви
Планирование – распределение сил и действий
во времени.
Планирование – распределение времени между действиями и силами.
Предприятия
живут желаниями и текущими надобностями.
«Чтобы действовать, необходимо переходить к частностям
и выстраивать их последовательно сообразно с предполагаемыми путями достижения цели» Гегель.
Это выстраивание и называется стратегией, а пошагово – тактикой. Стратегия + тактика = план.
Планирование должно иметь правильную стратегию и удобную практику.
Слайд 17
Планирование исследований
Планирование — процесс разработки планов развития экономических
объектов разного уровня. В широком смысле включает также процессы
организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.
План
исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Слайд 18
Прогноз — вероятностное суждение или предсказание о состоянии
какого-либо явления и его последствий в будущем.
Прогнозирование —
1. Разработка прогнозов. 2. Научное исследование перспектив развития какого-либо явления
или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. 3. Определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Слайд 19
Отличия
прогнозирование — снятия неопределенности знаний о внешних
условиях;
планирование — к процессу управления внутренней средой и менеджменту;
прогнозирование
— вероятностный характер;
планирование — директивный характер;
объект планирования — процесс в
системе управления;
объект прогнозирования — совокупность систем и внешней среды;
предмет исследований в планировании — методы разработки планов (планирования);
предмет исследований в прогнозировании — методы разработки прогнозов (прогнозирования);
планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными);
прогнозирование — вероятно будет; предсказание — будет; планирование — должно быть.
Слайд 20
Требования к менеджерам исследовательского типа
целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность,
настойчивость, рациональность, уверенность, любознательность, аттрактивность, экономность, простота, перестраиваемость (адаптивность),
сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность, честность,
креативность, деловитость, заинтересованность, способность проблемно и системно мыслить, авторитетность (соответствие ожидаемым результатам), аналитичность, антиномичность, умение воспринимать, принимать, понимать и использовать точки зрения отличные от собственных (и даже противоположные им), безинерционность мышления, доброжелательность, здравомыслие, имитационность, инициативность, инновационность мышления, восприятие общечеловеческих ценностей, общий кругозор и эрудиция, оригинальность мышления и логичность, научная корректность, научный кругозор, общий культурный уровень, открытость, интеллектуальный потенциал, латентность руководства, организованность, ответственность, терпимое и конструктивное отношение к критике, самокритичность, порядочность, превентивность мышления, проблемность, пунктуальность и точность, трудолюбие и работоспособность, саморегуляция, сбалансированная компромисность, системное и панорамное восприятие реальности, справедливость, уважительность к окружающим, уверенность в коллегах и своих людях, чувство долга, чуткость к людям, экспрезентность (умение делать правильные выводы при минимуме времени), этичность.
Организация исследования
Организация
исследования
— это система регламентов, нормативов,
инструкций, определяющих порядок его
проведения, т.е. распределения функций,
обязанностей, ответственности, полномочий
на выполнение исследовательских работ.
Организация
исследования определяет дифференциацию
и интеграцию
деятельности исследователей или
исследовательских групп. по
-
времени,
-
видам
работ, -
кадрам,
-
проблемам
Формы организации исследования:
-
Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.
Такие исследования возможны если:
-
у персонала
управления есть резервы времени; -
его исследовательский
потенциал достаточно высок.
Тогда необходимо:
-
провести
соответствующие консультации, -
организовать
систему контроля и мотивации, -
организовать
координацию деятельности.
Можно организовать конкурс проектов
и дополнительную оплату труда.
Возможны добровольная или
обязательная формы.
-
Создание специализированных исследовательских групп (временных или постоянных).
-
Приглашение консультантов и предоставление им возможностей проведения исследования.
-
Комбинация
этих форм.
Технология ису
Технология
исследования
— это вариант рационального построения
процесса исследования.
Технологические схемы исследования
-
Линейная
технология.
Это
наиболее простая, элементарная
технология.
Она
заключается в последовательном,
поэтапном проведении исследования.
-
постановка
проблемы, -
формулировка
задач ее решения, -
выбор
методов исследования, -
проведения
анализа, -
поиск
решений, -
экспериментальная
проверка решений, -
разработка
инноваций.
Такая
технология эффективна в случае решения
сравнительно простых
исследовательских проблем.
Для сложных проблем
не всегда удается построить технологическую
схему так прямолинейно и последовательно.
-
Технология циклического исследования.
На
каждом из этапов исследования могут
возникнуть новые проблемы, которые
заставят вернуться к предыдущему этапу
и скорректировать его.
Эта
технология характеризуется повторением
пройденных этапов для обеспечения
надежности результатов.
-
Технология параллельного выполнения работ или операций.
При
решении сложных, комплексных проблем
отдельные исследовательские работы
можно выполнять параллельно. Часто это
оказывается просто необходимым. Это:
-
экономит
время, -
позволяет
более эффективно использовать персонал,
-
Технология
рационального разветвления деятельности.
Заключается в
проведении независимых исследований
по одной проблеме.
-
Адаптивная
технология.
Бывают
проблемы для решения которых трудно
представить заранее определенную
технологической схему исследования.
В
этом случае идут по пути последовательной
корректировки технологической схемы
по ходу исследования.
-
Технология
последовательных изменений качества
деятельности.
Заключается
в поиске внедрении в СУ непринципиальных,
незначительных, но реальных изменений.
Такая технология
позволяет:
-
проводить
исследования при незначительных
ресурсах, -
избегать
рисков инноваций, -
повысить
надежность преобразований.
-
Технология
случайного поиска.
Берется любая
проблема и на ее основе
-
проводится
исследование по смежным проблемам, -
устанавливаются
связи, -
заполняется
решениями «поле проблем», -
определяется
траектория развития, -
определяется
главная проблема, на которой необходимо
сосредоточить внимание.
Наиболее
эффективно эта технология реализуются
в диверсифицированных методах исследования
— мозговой штурм, синектика и др.
-
Технология
критериальной корректировки.
Разрабатывается
не сама технологическая схема, а комплекс
критериев ее возможной корректировки
при проведения исследования.
Если
мы получим такой-то результат, тогда
будем делать то-то; если не получим, то
вернемся к предыдущему этапу или
какому-либо другому и продолжим поиск
от него.
Эта
технологическая схема часто называется
алгоритмом
исследования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Организация исследования – это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.
Существуют различные формы организации. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным.
Основными формами организации исследования являются:
1) увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма;
2) создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы;
3) приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций;
4) создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества;
5) комбинация этих форм.
Во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.
Вообще в исследовании управления и в управлении такими исследованиями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. К ним относятся проблемы:
· полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа и пр.;
· предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоставить;
· обеспечения соответствующих условий;
· административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным;
· доверия;
· влияния на социально-психологическую атмосферу работы.
Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управления.
Все вопросы организации исследования должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования.
Слайд 3Организация исследования
система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок
его проведения,
т. е. распределения функций, обязанностей,
ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.
Процесс – совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели.
Слайд 4Организация
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее
дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его
строением (свойство);
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс);
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система).
Слайд 5Организация исследования проходит по определенному алгоритму.
Слайд 6Алгоритм
точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее —
шаг за шагом, каким путем надлежит решать
данную задачу,
набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для решения задачи за конечное время,
технология решения проблемы, предусматривающая последовательность и параллельность различных операций.
Слайд 7Технология —вариант рационального построения процесса исследования.
Процедура
исследования — последовательность познавательных и организационных действий
с целью решения исследовательской задачи.
Программа исследований — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Слайд 8Научное исследование предполагает
постановку задачи;
предварительный анализ имеющейся
информации, условий и методов решения задач данного
класса;
формулировку исходных гипотез;
сбор данных;
анализ и обобщение полученных результатов;
проверку гипотез;
формулирование утверждений.
Слайд 9Этапы исследования
Организационно-технический этап:
предварительное обследование и определение актуальности
проблемы;
разработка технического задания на проведение исследования;
определение формы
проведения исследования;
проведение конкурса .
Методический этап:
теоретическое обоснование (понятийный аппарат, цели, задачи, объект, предмет, границы исследования, гипотезы);
методическое сопровождение исследования (информационное обеспечение, технология исследований, диагностика, анализ, оценка и оформление результатов);
экономический (показатели, эффективность);
организационный (техническое, финансовое, кадровое обеспечение, планирование исследования).
Исследовательский и проектный этап
Отчет о результатах исследования.
Слайд 10Участники исследования систем управления
персонал организации, выполняющий профессиональные
управленческие функции в соответствии со своими должностными
обязанностями;
персонал постоянного или временного исследовательского подразделения организации;
специализированные консультанты;
профессиональные исследователи научно – исследовательских, аудиторских организаций.
Слайд 11Диагностика систем управления
деятельность, направленная на определение соответствия
текущей операционной деятельности компании поставленным задачам и
целям бизнеса.
Диагностика — установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления.
Слайд 12Цeль диaгнocтики
пoвышeниe эффeктивнocти paбoты предприятия нa ocнoвe
cиcтeмнoгo изyчeния и анализа его деятельности.
Зaдaчи
диaгнocтики:
идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния; пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.
Слайд 13Анализ
(от греч. análysis — разложение, расчленение) —
процедура мысленного, а часто также и реального
расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Слайд 14Разделить задачи диагностики и анализа можно, исходя
из их главных функций, которые коротко можно
сформулировать следующим образом: функция диагностики – установление факта; функция анализа – установление причины.
В узком смысле диагностику можно определить как выявление проблем, а в широком смысле – как оценку, различение и распознавание проблем, решений, ситуаций.
Слайд 15Планирование и прогнозирование
План — директивное определение перечня
и сроков действий, исходя из определенных целей,
ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативное расходования ресурсов.
Планирование — вид управленческой деятельности, включающий определение целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.
Планирование осуществляется после и на основании результатов прогнозирования
Слайд 16Планирование исследований
Планирование — процесс разработки планов развития
экономических объектов разного уровня. В широком смысле
включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.
План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Слайд 17Прогноз — вероятностное суждение или предсказание о
состоянии какого-либо явления и его последствий в
будущем.
Прогнозирование — 1. Разработка прогнозов. 2. Научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. 3. Определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Слайд 18Отличия
прогнозирование — снятия неопределенности знаний о
внешних условиях;
планирование — к процессу управления внутренней
средой и менеджменту;
прогнозирование — вероятностный характер;
планирование — директивный характер;
объект планирования — процесс в системе управления;
объект прогнозирования — совокупность систем и внешней среды;
предмет исследований в планировании — методы разработки планов (планирования);
предмет исследований в прогнозировании — методы разработки прогнозов (прогнозирования);
планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными);
прогнозирование — вероятно будет; предсказание — будет; планирование — должно быть.
Слайд 19Требования к менеджерам исследовательского типа
целеустремленность, профессиональная компетентность,
объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любознательность, аттрактивность, экономность,
простота, перестраиваемость (адаптивность), сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность, честность, креативность, деловитость, заинтересованность, способность проблемно и системно мыслить, авторитетность (соответствие ожидаемым результатам), аналитичность, антиномичность, умение воспринимать, принимать, понимать и использовать точки зрения отличные от собственных (и даже противоположные им), безинерционность мышления, доброжелательность, здравомыслие, имитационность, инициативность, инновационность мышления, восприятие общечеловеческих ценностей, общий кругозор и эрудиция, оригинальность мышления и логичность, научная корректность, научный кругозор, общий культурный уровень, открытость, интеллектуальный потенциал, латентность руководства, организованность, ответственность, терпимое и конструктивное отношение к критике, самокритичность, порядочность, превентивность мышления, проблемность, пунктуальность и точность, трудолюбие и работоспособность, саморегуляция, сбалансированная компромисность, системное и панорамное восприятие реальности, справедливость, уважительность к окружающим, уверенность в коллегах и своих людях, чувство долга, чуткость к людям, экспрезентность (умение делать правильные выводы при минимуме времени), этичность.
Раздел 3 «Организация процесса исследования систем управления»
Лекция 6 «Планирование и организация исследования систем управления»
1. Планирование процесса исследования систем управления
Организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик. Раскроем эти характеристики.
1. Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.
2. Объектом исследований является система управления конкретной организации, предметом – ее основная проблема.
3. Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.
Рекомендуемые материалы
4. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.
5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.
С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела:
— в теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.
— методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
— организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.
Любое исследование начинается с составления его программы. Программа исследований — это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.
Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.
План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.
По сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов. Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
Основные этапы исследования системы управления и алгоритм исследования представим на рисунке 3.14.
Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.
1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.
Рисунок 3.14 – Основные этапы (слева) и алгоритм исследования систем управления
2. Принцип организационной значительности. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.
3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование — это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.
4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.
5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.
6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, по маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.
2. Организация процесса исследования систем управления
При сформированной концепции исследования, определенным программе, плане и алгоритме исследования необходимо организовать сбор данных и собственно исследовательские работы, позволяющие подтвердить, либо опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.
Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования. Технология — это вариант рационального построения процесса исследования.
При разработке первоначального проекта определяется круг лиц — исполнителей исследованных функций. Руководитель исследований согласует с каждым ответственным лицом ту часть исследований, которую ответственный должен выполнить и конкретную осуществляемую им работу.
Работы исполнителей можно подразделить на три вида, в зависимости от решаемых задач:
1. Поисковые работы, результатами которых является формулировка предположений.
2. Работы описательные. Они сводятся к выявлению конкретных фактов в той или иной мере относящихся к проблеме.
3. Экспериментальные работы. Их цель – найти подтверждение или опровержение сформулированных гипотез.
При выполнении исследования СУ, работы осуществляются в последовательности 1 – 2 – 3.
Ответственные лица самостоятельно проводят отбор источников необходимой информации. Источники можно подразделить на два вида:
— источники первичных данных.
— источники вторичных данных.
Отправной точкой исследования служат источники вторичной информации. В этих источниках уже накоплена информация об объекте исследования. Они более доступны и использование их более эффективно. К источникам вторичной информации можно отнести:
– внутренние документы СУ,
– официальные государственные издания,
– периодические издания и книги,
– коммерческая информация.
Источниками первичной информации служат процессы, протекающие в самой СУ.
Методы отбора данных из этих источников разделяются на три вида:
1. Наблюдение за процессами или рефлексионные исследования являются инструментом поисковой работы.
2. Экспериментирование, приём воздействия на системные процессы. Необходимо для выявления причинно-следственных связей в процессах.
3. Социологические опросы и тестирование работников СУ. Они необходимы для описания управления в полном объёме.
Перед началом сбора информации протест или предварительные исследования СУ, позволяющие выявить следы чужой информации. В случае их обнаружения можно планировать объём исследования, т.е. их охват и глубину, и составить план последовательности сбора данных.
Сбор данных или полевые исследования являются наиболее дорогостоящими и рискованными в отношении ошибок. Сбор данных сталкивается с тремя основными проблемами:
1. Недостаточность источников информации.
2. Искажение информации со стороны источника.
3. Искажение информации в восприятии исследования.
В целях обеспечения достоверности проводят документирование собранной информации.
Задачей анализа информации является извлечение из большого объёма научных данных наиболее важных сведений и результатов. Для формализации данных формируют обобщающие накопители и ряды динамики.
Неформализованные данные можно напрямую рассмотреть по типическим группам или кластерам.
В процессе анализа выполняют постепенную формализацию всех типов данных, т.к. принятие решений без наличия показателей не может быть эффективным.
Помимо общих показателей анализ определяет зависимости общих величин и др
3 Научная и практическая эффективность исследования
Эффект обычно понимается как результат чего-либо, а нередко его воспринимают как впечатление, произведенное на кого-нибудь; разница между результатом и затратами усилий или ресурсов на их достижение.
Научный эффект исследования — научный результат проведения исследовательских работ, определяемый в виде прибавочных новых знаний.
Практический эффект исследования — результат проведения исследовательских работ, который можно оценить как разность между достигнутым результатом и затратами на его достижение. Одним из видов практического эффекта могут быть социальный, экологический и экономический эффекты [5].
Экономия — разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, усилия, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического мероприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период. Экономия счисляется в натуральном (кг, м, нормочасы, кВт.ч и т.д.) либо денежном выражении. Критерием принятия любого управленческого решения служит экономический эффект.
Экономический эффект — один из критериев принятия управленческого решения, определяемый как разность экономических результатов реализации и затрат на его осуществление за определенный (например, нормативный) срок действия. Результаты могут исчисляться экономией времени, материальных, трудовых, денежных и других ресурсов, уменьшением трудоемкости, повышением уровня качества, увеличением объемов производства и реализации продукции и услуг, ускорением оборачиваемости средств и т.п.
Эффективность исследования — это определение или нахождение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. Но это определение можно дополнить более точным. Эффективность исследования — это одна из его характеристик, которая показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно рассмотреть в двух группах: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.
Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно представить по трем группам: факторы методологической готовности, факторы наличия и структуры ресурсов и факторы организационных возможностей.
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Определим необходимые понятия. Принцип — это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности, здесь — исследования:
— объективность,
«Основы локальных вычислительных сетей» — тут тоже много полезного для Вас.
— принцип системности,
— принцип последовательности,
— принцип целеустремленности,
— принцип «обгонять, не догоняя»,
— принцип свободы мышления,
— принцип управления мышлением.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Организация исследования
-
-
3 слайд
Организация исследования
система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения,
т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ.
Процесс – совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели. -
4 слайд
Организация
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство);
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс);
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система). -
5 слайд
Организация исследования проходит по определенному алгоритму.
-
6 слайд
Алгоритм
точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее — шаг за шагом, каким путем надлежит решать данную задачу,
набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для решения задачи за конечное время,
технология решения проблемы, предусматривающая последовательность и параллельность различных операций. -
7 слайд
Технология —вариант рационального построения процесса исследования.
Процедура исследования — последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.
Программа исследований — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат. -
8 слайд
Научное исследование предполагает
постановку задачи;
предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
формулировку исходных гипотез;
сбор данных;
анализ и обобщение полученных результатов;
проверку гипотез;
формулирование утверждений. -
9 слайд
Этапы исследования
Организационно-технический этап:
предварительное обследование и определение актуальности проблемы;
разработка технического задания на проведение исследования;
определение формы проведения исследования;
проведение конкурса .
Методический этап:
теоретическое обоснование (понятийный аппарат, цели, задачи, объект, предмет, границы исследования, гипотезы);
методическое сопровождение исследования (информационное обеспечение, технология исследований, диагностика, анализ, оценка и оформление результатов);
экономический (показатели, эффективность);
организационный (техническое, финансовое, кадровое обеспечение, планирование исследования).
Исследовательский и проектный этап
Отчет о результатах исследования. -
10 слайд
Участники исследования систем управления
персонал организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своими должностными обязанностями;
персонал постоянного или временного исследовательского подразделения организации;
специализированные консультанты;
профессиональные исследователи научно – исследовательских, аудиторских организаций. -
11 слайд
Диагностика систем управления
деятельность, направленная на определение соответствия текущей операционной деятельности компании поставленным задачам и целям бизнеса.
Диагностика — установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления. -
12 слайд
Цeль диaгнocтики
пoвышeниe эффeктивнocти paбoты предприятия нa ocнoвe cиcтeмнoгo изyчeния и анализа его деятельности.
Зaдaчи диaгнocтики:
идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния; пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций. -
13 слайд
Анализ
(от греч. análysis — разложение, расчленение) — процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). -
14 слайд
Разделить задачи диагностики и анализа можно, исходя из их главных функций, которые коротко можно сформулировать следующим образом: функция диагностики – установление факта; функция анализа – установление причины.
В узком смысле диагностику можно определить как выявление проблем, а в широком смысле – как оценку, различение и распознавание проблем, решений, ситуаций. -
15 слайд
Планирование и прогнозирование
План — директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативное расходования ресурсов.
Планирование — вид управленческой деятельности, включающий определение целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.
Планирование осуществляется после и на основании результатов прогнозирования -
16 слайд
Планирование от В.Леви
Планирование – распределение сил и действий во времени.
Планирование – распределение времени между действиями и силами.
Предприятия живут желаниями и текущими надобностями.
«Чтобы действовать, необходимо переходить к частностям и выстраивать их последовательно сообразно с предполагаемыми путями достижения цели» Гегель.
Это выстраивание и называется стратегией, а пошагово – тактикой. Стратегия + тактика = план.
Планирование должно иметь правильную стратегию и удобную практику. -
17 слайд
Планирование исследований
Планирование — процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.
План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. -
18 слайд
Прогноз — вероятностное суждение или предсказание о состоянии какого-либо явления и его последствий в будущем.
Прогнозирование — 1. Разработка прогнозов. 2. Научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. 3. Определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. -
19 слайд
Отличия
прогнозирование — снятия неопределенности знаний о внешних условиях;
планирование — к процессу управления внутренней средой и менеджменту;
прогнозирование — вероятностный характер;
планирование — директивный характер;
объект планирования — процесс в системе управления;
объект прогнозирования — совокупность систем и внешней среды;
предмет исследований в планировании — методы разработки планов (планирования);
предмет исследований в прогнозировании — методы разработки прогнозов (прогнозирования);
планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными);
прогнозирование — вероятно будет; предсказание — будет; планирование — должно быть. -
20 слайд
Требования к менеджерам исследовательского типа
целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любознательность, аттрактивность, экономность, простота, перестраиваемость (адаптивность), сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность, честность, креативность, деловитость, заинтересованность, способность проблемно и системно мыслить, авторитетность (соответствие ожидаемым результатам), аналитичность, антиномичность, умение воспринимать, принимать, понимать и использовать точки зрения отличные от собственных (и даже противоположные им), безинерционность мышления, доброжелательность, здравомыслие, имитационность, инициативность, инновационность мышления, восприятие общечеловеческих ценностей, общий кругозор и эрудиция, оригинальность мышления и логичность, научная корректность, научный кругозор, общий культурный уровень, открытость, интеллектуальный потенциал, латентность руководства, организованность, ответственность, терпимое и конструктивное отношение к критике, самокритичность, порядочность, превентивность мышления, проблемность, пунктуальность и точность, трудолюбие и работоспособность, саморегуляция, сбалансированная компромисность, системное и панорамное восприятие реальности, справедливость, уважительность к окружающим, уверенность в коллегах и своих людях, чувство долга, чуткость к людям, экспрезентность (умение делать правильные выводы при минимуме времени), этичность. -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 366 595 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 31.12.2020
- 2610
- 0
- 31.12.2020
- 5585
- 46
- 31.12.2020
- 4861
- 0
- 31.12.2020
- 6426
- 11
- 30.12.2020
- 4652
- 0
- 30.12.2020
- 4558
- 1
- 30.12.2020
- 4877
- 2
- 30.12.2020
- 5307
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»