Муниципальное общеобразовательное
учреждение
Корёжская основная общеобразовательная
школа
Буйского муниципального района
Костромской области
«Система
классного руководства в
общеобразовательной организации»
Соколова Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по воспитательной
работе.
Система
классного руководства в общеобразовательной организации — это целенаправленный
педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно — ориентированного
подхода к ученикам. (слайд 2)
Цель
системы классного руководства – содействие саморазвитию и
самореализации учащихся в процессе их образования и социализации.
Воспитательные
функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими
работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения
отводят классному руководителю.
Классный
руководитель
назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя
общеобразовательной организации на основании решения педагогического совета. На
него возложены соответствующие обязанности по руководству классом, по
организации и координации воспитательной работы с учащимися.
Именно от
успешности работы классного руководителя зависит уровень воспитанности учащихся
и межличностные отношения в классном коллективе.
Контроль за
деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель
руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе.
На сегодняшний день существует несколько видов классного
руководства: (слайд 3)
- педагог-предметник,
который одновременно осуществляет классное руководство. - классный
руководитель, который освобождён от других видов деятельности и
выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса. - куратор
в классе, который курирует определённый набор работ в классе. - тьютор,
покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими
определённого вида деятельности.
Функции
классного руководителя. (слайд 4)
функция |
задачи |
диагностическая (гиперссылка) |
изучение личности учащихся: приложение ( — возврат к слайду 4) |
организаторская (гиперссылка) |
проведение работы по всем ( — возврат к слайду 4) |
воспитательная (гиперссылка) |
формирование личности и ( — возврат к слайду 4) |
коммуникативная (гиперссылка) |
организация общения, развитие ( — возврат к слайду 4) |
координационная (гиперссылка) |
согласование всех влияний, ( — возврат к слайду 4) |
коррекционная (гиперссылка) |
преобразование, коррекция и ( — возврат к слайду 4) |
психологическая (гиперссылка) |
защита ребёнка от неблагоприятных ( — возврат к слайду 4) |
административная (гиперссылка) |
ведение личных дел учащихся и ( — возврат к слайду 4) |
В последнее время одно из основных требований к
организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного
руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником
в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности
каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса.
Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между
ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом
коллективе.
Работа классного
руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность,
строящаяся на основе: (слайд 13)
·
программы
воспитания и социализации учащихся образовательной организации;
·
анализа
результатов предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни;
·
личностно
— ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе;
·
принципа
толерантности (толерантное отношения
к людям разных конфессий, национальностей, возрастов).
Система работы классного руководства состоит из: (слайд
14)
- аналитической,
прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания; - контроля
над повседневной жизнью класса; - использования
современных методов воспитательной работы.
Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы
и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем
их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и
обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные
встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого
труда и прочее. (слайд 15- 16)
Успешная работа классного
руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с
родителями можно осуществлять с помощью следующих форм: (слайд 17)
- родительское
собрание; - совместные
мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры,
турниры); - родительские
лектории, консультации по актуальным проблемам педагогики; - посещение
семей.
Классный
руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который
является для учащихся: (слайд 18)
- духовным
образцом человеческой культуры; - защитником
от безнравственности; - инициатором
сплочения ученического коллектива; - фактором
развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; - помощником социализации ребёнка;
- консультантом
по вопросам повседневных ситуаций школьников; - человеком, помогающим
осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; - консультантом
по профориентации; - координатором
совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника.
Чтобы считаться
профессиональным классным руководителем, нужно уметь: (слайд 19)
·
Эффективно
общаться с учениками, педагогами и родителями.
·
Уважать
детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
·
Правильно
понимать и реализовывать цели воспитания.
·
Планировать
свою деятельность.
·
Организовывать
воспитательные мероприятия.
·
Использовать
методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты
в работе.
·
Внедрять
нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на
развитие духовности учащихся.
·
Повышать
уровень своего образования, выступая на конференциях, семинарах, путём
прохождения курсов повышения квалификации, самостоятельной образовательной
деятельности.
Немаловажно умение классного руководителя работать с
информацией, систематизировать её и хранить.
Общий список документов классного руководителя: (слайд 20)
1.
Внесение
информации в классный журнал.
2.
Ведение
личных дел учащихся.
3. Ведение психолого-педагогических
карт изучения личности учащихся.
4. Дневник
(электронный дневник) учащихся.
5.
Социальный
паспорт класса.
6.
Журнал
проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
7.
Годовой
план воспитательной работы с классным коллективом.
8. Сведения о
проведении индивидуальной работы с учениками группы риска.
9. Информация
о занятости учащихся внеурочной деятельность, получении дополнительного
образования.
10. Протоколы
родительских собраний.
11. Диагностические
методики и результаты исследований.
12. Анализ
воспитательной работы.
13. Сценарии
воспитательных мероприятий, классных часов, фотоматериалы.
Таким
образом, для решения воспитательных задач подрастающего поколения сегодня,
главная роль отводится классному руководителю, который есть мыслящий педагог,
беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей.
Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников,
формировать их души.
Подводя итог, хочется обратить внимание на слова известного
советского педагога, основоположника теории коллективного воспитания Антона
Семёновича Макаренко и определить десять заповедей классного руководителя. (слайд
21-22)
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость;
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Десять заповедей классного руководителя!
·
Люби детей!
·
Защищай их любовью и правдой!
·
Не лги!
·
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
·
Ни дня без новизны!
·
Научи детей думать и любить!
·
Дари себя детям!
·
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
·
Знай, к чему стремишься!
·
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам!
Описание педагогической системы работы
классного руководителя Файзулиной И.С.
Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности и патриота своей страны. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на образование системы воспитательной работы в классе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
- Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
- Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
- Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
- Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся.
- Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
- Нахождение путей представления детских творческих достижений.
Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.
Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:
- Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
- Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
- Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:
- Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
- Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
- Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
- Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
- Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
- Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
- Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 7б класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, в кружках и секциях. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа). Большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей.
Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей).
- Первые проблемы подросткового возраста.
- Компьютер в жизни школьника.
- Поощрение и наказание детей в семье.
- О родительском авторитете.
- Нравственные уроки моей семьи.
- О трудностях учения.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, провожу различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе. Вся воспитательная работа в классе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей . Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы формировалось положительное отношение к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Вся воспитательная работа класса строится на принципах, заложенных в Программе воспитания ”, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания. Цель моей работы в настоящее время заключается в воспитании личности, способной быть счастливой: гуманной, творческой, высоконравственной, способной мыслить и понимать окружающий мир. По моему мнению, личность — это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы.
Во всей системе работы мы стараемся реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
- высокий уровень успеваемости и качества знаний;
- высокий уровень школьного патриотизма;
- определение учащимися своего класса как семьи;
- высокий уровень развития у учащихся таких качеств как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и др.
- высокая степень удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
Описывая систему воспитательной работы в классе, ее функционально-деятельностный компонент, нельзя умолчать о внедрении новых образовательных технологий, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе
Ребёнок — субъект собственной жизни.Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
Принцип индивидуализации воспитания Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, мне, как классному руководителю, необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко — «мажорный») тон жизнедеятельности детского ученического коллектива. В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения. Кратко прокомментирую те организационно-педагогические формы воспитательной работы, которые позволяют добиться желаемого результата: прогулки в лес, на каток, на снежную горку, «День именинника» (под знаком Зодиака), Новогодние праздники, Праздник завершения учебного года; Мир моих увлечений; поездки в другие города нашего округа и др.
Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе
- комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;
- данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;
- учета возрастных особенностей учащихся;
- изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;
- коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе. Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Классное руководство
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Предложить статью
Определение 1
Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.
Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.
Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.
История развития классного руководства
Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.
Рассмотрим этапы становления классного руководства:
- Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
- Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
- Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.
«Классное руководство» 👇
Целевое назначение классного руководства
Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.
Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.
Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:
- Формирование классного коллектива;
- Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
- Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
- Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
- Создание системы воспитывающего обучения;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
- Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
- Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.
Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.
Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные направления классного руководства
Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:
- Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
- Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023
Похожие материалы по теме
Социальная работа
#Статья
Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк
Автор(ы):
Елена Александровна Булахова
Автор(ы):
Нина Петровна Добренко
Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен
Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Система деятельности классного руководителя.
1. Знания и умения, необходимые классному руководителю в организацию воспитательной работы. Определение уровня сформированности данных умений в личном профессиональном опыте.
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
-
приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
-
создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
-
оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
-
социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Классный руководитель — это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.
Умения необходимые для классного руководителя:
-
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
-
формировать свои воспитательные цели;
-
спланировать воспитательную работу;
-
организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
-
провести родительское собрание;
-
пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Знания необходимые для классного руководителя:
* Закон Российской Федерации «Об образовании»
* Конвенцию о правах ребенка
* Педагогику: возрастную и социальную психологию
* Возрастную физиологию
* Школьную гигиену
* Педагогическую этику
* Теорию и методику воспитательной работы
* Инструктивно-нормативные документы
* Основы трудового законодательства
* Нормы и правила охраны труда.
Говоря о своих профессиональных знаниях и умениях, хочется отметить, что я на данной момент не являюсь профессиональным педагогом на данный момент, но с сентября 2016 годы планирую выходить на 1 класс и имею большое желание получить как можно больше профессионализма для начала своей деятельности. Но оценивая свои знания в области преподавания оцениваю свои возможности на допустимом уровне. Таким образом считаю себя подкованной в области необходимых знаний. А так же владею необходимыми умениями для деятельности классного руководителя. Таким образом оцениваю свои шансы стать хорошим педагогом начальных классов очень высоко.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности.
Классный руководитель имеет право:
-
получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
-
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
-
контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
-
координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
-
разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
-
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
-
участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
-
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
-
создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;
Классный руководитель не имеет права:
-
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
-
использовать оценку для наказания ученика;
-
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
-
использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического состава.
Основные требования к работе классного руководителя
1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.
2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность.
3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.
4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.
5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.
6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.
7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.
8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.
9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.
10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.
Функции классного руководителя:
Ежедневно:
1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классных кабинетах.
4. Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
-
Проверка дневников обучающихся.
-
Проведение мероприятий в классе (по плану).
-
Работа с родителями (по ситуации).
-
Работа с учителями-предметниками.
Каждый месяц:
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у социального педагога, психолога.
3. Экскурсии, посещение театров и т.д.
4. Встреча с родительским активом.
5. Организация участия классного коллектива в делах школы.
6. Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
5. Оформление портфолио учащегося.
3. Схема, включающая основные направления воспитательной работы с обучающимися.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя
• содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
• создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
• помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
• содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
• оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
• проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
• соблюдает права и свободы обучающихся;
• совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду ЗОЖ.
Этапы схемы:
I этап. Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)
Задачи: 1. Выявление склонностей и интересов, обучающихся в классе.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
4. Ожидаемый результат.
5. Определение направлений деятельности.
II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ТЮЗ, музей, театр Эстрады и т.д.
2. Организация социального партнёрства с государственными структурами: «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, сотрудники ГИБДД и МЧС, районная детская библиотека.
3.Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.
Ожидаемый результат: содействие государственных структур реализации программы. Планирование совместной деятельности.
III этап. Деятельностный этап (октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
— участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы обучающиеся оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
Ожидаемый результат: принятие всеми участниками классного коллектива игровой ситуации.
IV этап. Аналитический (май каждого года)
v Анализ деятельности классного коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
v Подведение итогов.
v Выявление активных участников программы.
v Награждение в конце каждой четверти.
Ожидаемый результат: корректировка программы на следующий год.
Прогнозируемые результаты:
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве классного коллектива.
3. Развитие творческой активности каждого ребенка.
4. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.
5. Укрепление связи с социальными партнёрами.
Пройдя все этапы программы к концу 4 класса у ребят должны сформироваться следующие ценности:
1. Не бояться делать добро.
2. Уважать чужое мнение.
3. Умение слушать и слышать.
4. Вера в свои силы и у меня все получится.
5. Уважение к старшим и не обижать младших.
6. Найди себя и свое дело.
7. Быть целеустремленным и любознательным.
8. Воспитывать в себе волю.
9. Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым.
10. Ценить время. Делу – время, а потехе – час.
Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива, которые разработают самостоятельно:
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
К концу 4 класса совместно с родителями создать презентацию «Жизнь и творчество моего класса», альбом.
4. Позиции классного руководителя.
Ситуация 1: Идёт урок. Обучающиеся на партах с 1 по 4 активно учувствуют в процессе обучения, выполняют задания, отвечают на вопросы и т.д., в то время, обучающиеся с последних парт сидят играют, кушают, спят. Я задала вопрос учителю, почему она не пресекает данного поведения, на что учитель ответила, что она все прекрасно видит, и целенаправленно не обращает внимания на данные поступки обучающихся, потому что если она будет это делать, то будет отвлекаться весь класс и, следовательно, не успеют выполнить запланированные задания. А эти дети с последних парт, по которым плачет ЗПР, что они не вытягивают образовательную программу, что с ними дома никто не занимается и они останутся на второй год.
Дак вот данный факт меня очень сильно огорчил. Я считаю, что в обязанности учителя в данном случае входит и работа с такими детьми – индивидуально, и с их родителями. Возможно, пересадить таких детей вперед и уделить им особое внимание после учебного дня.
Ситуация 2: Перемена. Все дети без присмотра носятся по коридору, по классу, сбивая все на своем пути, пока учитель занимается своими делами. Да, безусловно, это такие дела как подать заявку на питание и другие не менее важные вопросы, но я считаю что если не помогает беседа с детьми, с их родителями о правилах поведения на переменах, необходимо проявлять радикальные меры. Например: назначить дежурство среди родителей, которые будут следить за дисциплиной на переменах, выбрать родителей самых буйных детей, или по согласованию с родителями закупить настольные игры, которыми будут заняты дети во время перемены.
5. Становление и развитие института классного руководства в России.
Институт классного руководства в России берет свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 году издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества». Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное — необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспитанниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего, тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер.
Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель». Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса». Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях классные дамы). Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В этой связи в его обязанности входила тесная связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль за другими преподавателями по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми.
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально‐педагогической деятельности классного руководителя — воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество).
Таким образом, этап становления института классного руководства представлен периодами: дореволюционным (1813–1917 гг.) и послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые устанавливаются особенности этой педагогической деятельности, формируются требования к профессионально – личностным качествам педагога–воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие института классного руководства связано непосредственно с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития ребенка в классном коллективе. Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах, сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно‐полезного труда, высокой успеваемости и дисциплины. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны.
Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции, связанные с родительской поддержкой и защитой учащихся.
Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив». Появляются новые обязанности: мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно‐полезного труда, участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно–спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом). Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям.
Основные формы работы классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен повышать свою квалификацию, обмениваться опытом, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные беседы с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение внутри школьные педагогические конференции по классному руководству.
Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя являлся классный коллектив. Следовательно, основная задача – организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом.
Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в до перестроечный период (1958–1984 гг.), который характеризуется многообразием и вариативностью воспитательных форм работы классного руководителя, таких как: организация кружковой деятельности, общественной работы микрорайона, изучение символики СССР, интернациональное воспитание, краеведческая, экологическая и экономическая работа, работа по ориентации учащихся на рабочие профессии, общественно‐полезный труд и профориентация, культурное развитие школьников, укрепление здоровья, воспитание идейной убежденности. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный характер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение форм деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономическим и политическим реформированием всех сфер жизни России, изменением социокультурной жизни, социальным расслоением, снижением жизненного уровня большинства семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно – этических норм и традиций семейного уклада. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате – отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения. Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек‐подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Поэтому нередко классные руководители берут на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, апробация деятельности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: анти воспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти изменения объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе.
В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов‐психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей). Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методологией воспитания. Классные руководители и классные воспитатели активно используют передовой воспитательный опыт. Одной из главных функций классного руководителя становится координационная, соединяющая воедино усилия педагогов‐предметников, социальных и психолого‐педагогических работников образовательного учреждения. Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В этот период (2001–2010 гг.), с одной стороны осуществляется четкое нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно‐проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных учреждениях происходит сокращение штатов педагогов‐психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей. Классный руководитель становится единственным педагогом, способным помочь ребенку и его родителям. В то же время к деятельности классного руководителя наблюдается повышение требований: системности воспитательного процесса в классе, проектно – программных механизмов деятельности, применения современных воспитательных технологий, результативности деятельности.
Таким образом, период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, с другой стороны поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания. Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования.
Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.
Таким образом, генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания и форм образовательного процесса.
6. Критерии успешности классного руководителя.
-
Уровень организации классного коллектива, как в учебной, так и во внеурочной работе (дисциплина, порядок, чёткая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления).
-
Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.).
-
Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п..
-
Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием.
-
Уровень развития классного коллектива (его сплочённость: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время, его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов).
-
Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества).
-
Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе.
-
Глубина и серьёзность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основании сугубо индивидуального подхода к каждому из них (уровень правонарушений учащихся класса).
-
Комфортность и защищённость каждого воспитанника в классе и в школе.
Критерии успешной деятельности классного руководителя:
-
Высокая эффективность воспитательной работы с классным коллективом в соответствии с перечисленными выше критериями (критерии успешности воспитательной работы
в классном коллективе).
-
Проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии.
-
Стиль отношений с воспитанниками, определяемый прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приёмов и способов взаимодействия с учениками.
-
Степень его включённости в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками).
-
Степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить её, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи).
-
Степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом.
-
Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству.
-
Умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать интересный культурный досуг.
-
Взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.
Параметры и критерии оценки работы классных руководителей
Оценивается уровень работы:
-
высокий 3 балла;
-
средний 2 балла;
-
низкий 1 балл.
Организация жизнедеятельности класса:
-
Эффективность классных часов, КТД.
-
Наличие детского самоуправления.
-
Качество дежурства по классу.
Участие класса в общешкольных делах:
-
Участие в школьных КТД.
-
Дежурство по школе.
-
Генеральные уборки, субботники.
Взаимодействие с родителями:
-
Периодичность и эффективность родительских собраний.
-
Наличие родительского самоуправления.
-
Участие родителей в жизни школы.
Взаимодействие с педагогами:
-
Индивидуальная работа.
-
Посещение уроков.
-
Приглашение на родительские собрания.
Работа с документацией (план работы на год, отчеты по четвертям, характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио на учащегося):
-
Своевременность заполнения и представления для отчета.
-
Соответствие требованиям.
-
Соответствие реальности.
Условия для развития личности ребенка:
-
Комфортность.
-
Уровень сформированности классного коллектива.
-
Привлечение к работе с детьми социального педагога, библиотекаря, педагога дополнительного образования, медицинского работника, администрации.
Профессиональная компетентность:
-
Активность участия в М/О и педсоветах.
-
Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, открытые классные часы и т.д.
-
Использование современных форм воспитательной работы.
АНКЕТА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЕГО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Владеете ли Вы знаниями о педагогической деятельности, таких понятиях, как мотивация, цели, средства и способы, самоанализ?
2. Владеете ли методикой изучения состояния мотивации обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости ученика?
3. Умеете ли на основе педагогической диагностики изучать личность школьников, построить и реализован план воспитательной работы с учетом задач развития отдельных учащихся и всего классного коллектива?
Умеете ли изучать особенности класса?
Умеете ли строить воспитательную работу с целью сплочения классного коллектива, повышения статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений ?
Умеете ли анализировать все стороны и результата своего труда, соотнести особенности своего труда личностным потенциалом школьника?
Умеете ли Вы вести педагогическое исследование?
АНКЕТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Изучены ли Вами квалификационная характеристика (функции) классного руководителя, нормативные, законодательные документы по вопросам воспитания детей?
2. Проанализированы ли Вами документы и материалы для установления степени соответствия содержания и методов деятельности классного руководителя, цели защиты прав ребенка и создания педагогических возможностей для развития его личности и условий микросоциума (данной школы, класса, семьи и т.д.)?
Владеете ли технологией педагогической диагностики отдельных учащихся и класса?
Обязательная документация в деятельности классного руководителя.
Классный журнал.
Дневники учащихся.
Рабочая тетрадь (дневник) классного руководителя, где включены: диагностическая карта, цели, задачи, направления воспитательной работы с классом, план воспитательной работы на четверть (полугодие) с учетом школьных мероприятий, воспитательных дел класса, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями.
направления
Успех
в работе классного руководителя во
многом зависит от ее плановости и
систематичности. Деятельность классного
руководителя представляет собой часть
общего процесса воспитания. Поэтому
важно согласовывать ее со всеми другими
звеньями школьной работы, ориентируясь
на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая
работа классного руководителя включает
в себя постоянное изучение учащихся,
мероприятия по организации и форматированию
коллектива учащихся, а также совместную
работу с пионерским отрядом или
комсомольской группой и родителями
учащихся.
Эта
работа в соответствии с рекомендациями
«Примерного содержания воспитания
школьников» предусматривает формирование
коммунистического мировоззрения и
нравственности, трудовой воспитание и
профориентацию, воспитание ответственного
отношения к учению и учебных умений,
правовое, эстетическое и физическое
воспитание.
Система
в работе классного руководителя
предполагает целесообразное сочетание
форм и методов просвещения с организацией
практической деятельности школьников.
Классный руководитель, как правило,
работает с одним и тем же составом
учащихся несколько лет. Поэтому логика
в воспитательных мероприятиях должна
прослеживаться не только по месяцам,
но и по учебным годам.
Основные
направления классного руководителя
это:
1.
Изучение учащихся и коллектива класса:
получение демографических, медицинских,
психологических и педагогических данных
(семья, социальное и материальное
положение, состояние здоровья, уровень
развития, воспитанности и обученности,
индивидуальные особенности и т.д.)
2.
Постановка воспитательных задач
(«перспектив») общих для класса или
отдельных групп, учеников класса.
3.
Планирование воспитательной работы —
составление плана для работы с учениками,
учителями, родителями, содержащего
перечень задач и дел по их решению.
4.
Организация, проведение и корректировка
различных видов деятельности в
соответствии с поставленными задачами
и намеченным планом: проведение классных
часов, коллективных творческих дел,
экскурсий, походов, вечеров, родительских
собраний и т.д.
5.
Организация работы с родителями учащихся:
систематическое информирование об
успеваемости, поведении учащихся,
посещение учащихся на дому, осуществление
педагогического просвещения родителей,
привлечение родителей к воспитательной
работе с учащимися.
6.
Анализ и оценка результатов воспитания:
наблюдение опросники и другие методы,
позволяющие судить о результатах и
ставить новые задачи.
1.8. Педагогические задачи классного руководителя
Одной
из важнейших задач классного руководителя
является системная работа с коллективом
класса. Педагог гуманизирует отношения
между детьми в коллективе, способствует
формированию нравственных смыслов и
духовных ориентиров, организует социально
ценные отношения и переживания
воспитанников в классном сообществе,
творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические
условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время
классный руководитель заботится о
позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
По
мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный
в воспитательную систему самой логикой
действительности, поставлен перед
необходимостью решения бинарных групп
педагогических задач. Это:
аналитическо-рефлексивные
задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии
целостного педагогического процесса,
его элементов, возникающих затруднений
и др.;
конструктивно-прогностические
задачи, т.е. задачи построения целостного
педагогического процесса в соответствии
с общей целью профессионально-педагогической
деятельности, выработкой и принятием
педагогического решения, прогнозированием
результатов и последствий принимаемых
решений;
*
организационно-деятельностные задачи
— задачи реализации различных вариантов
учебно-воспитательного процесса,
сочетания многообразных видов
педагогической деятельности;
*
оценочно-информационные задачи, т.е.
задачи сбора, обработки и хранения
информации о состоянии и перспективах
развития педагогической системы, ее
объективной оценки;
*
коррекционно-регулирующие задачи, т.е.
задачи коррекции протекания педагогического
процесса, установления необходимых
коммуникативных связей, их регуляция
и поддержка.
Полнота
присутствия этих задач в сознании и
деятельности педагога определяет
уровень его субъектности в воспитательной
системе.
Еще
одной важной задачей классного
руководителя по обеспечению целостности
учебно-воспитательного процесса является
координация деятельности и налаживания
взаимоотношений четырех ведущих
коллективов: детского воспитательного,
учителей, работающих с классом, родителей
и трудового (базового предприятия). В
детском коллективе классный руководитель
способствует организации ученического
самоуправления, установлению деловых
отношений ответственной зависимости,
развитию отношений по интересам. Он
взаимодействует с детьми на основе
уважения, взаимной требовательности,
внимательности, сочувствия, взаимопомощи
и справедливости. С коллективом учителей,
работающих в классе, классный руководитель
обменивается информацией, договаривается
о единых действиях, требованиях и
совместных форма работы. Взаимодействия
с родительским коллективом строятся
на обмене информацией, единстве
требований, осуществлении родительского
педагогического всеобуча, участии
родителей в отдельных формах педагогической
работы с детьми. Отношения с трудовым
коллективом организуются как шефские,
деловые и свободного общения.
Непосредственное
общение с детьми, идейное, духовно-ценностное
влияние на них требует от классного
руководителя повышенного внимания к
психическим переживаниям и состояниям
детей, формированию их идеалов, взглядов,
убеждений, личностных качеств и
индивидуальных способностей. Ребенок
формируется как личность и индивидуальность
тогда, когда педагоги стремятся перевести
внешние социально ценные стимулы во
внутренние мотивы его поведения, когда
он сам добивается общественно ценных
результатов, проявляя при этом
целеустремленность, волю и мужество.
Воспитательный эффект велик, когда
воспитание, на каждом этапе возрастного
развития, перерастает в самовоспитание,
а ребенок из объекта воспитания
превращается в его субъект. Механизмом
такого превращения является осмысление
детьми процесса собственной
жизнедеятельности: осознание ее целей,
требований, перспектив; познание в ее
процессе своих сил и возможностей;
преодоление (самоопределение) своих
слабостей и осуществление самовоспитания.
Классный руководитель, анализирующий
вместе с учащимися общественную жизнь,
процесс их становления как личностей,
формирования их мировоззрения, творческих
способностей, предстает перед ними в
качестве мыслителя, помогающего активно
участвовать в становлении собственной
личности, развитии и организации
поведения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #