Штурм с руководство скачать

  1. Ракетная техника
  2. Каталог
  3. Противотанковый комплекс 9П149 Штурм-С

Противотанковый комплекс Штурм-С Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) 9П149 «Штурм-С» предназначен для уничтожения танков, бронетранспортеров и сильноукрепленных точечных целей. Создавался как единая система вооружения наземного «Штурм-С» и воздушного «Штурм-В» базирования и был оснащен первой серийной ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Комплекс выполнен в модульном исполнении, что позволяет размещать его на любых типах БМП, БТР, танках и вертолетах как российского, так и зарубежного производства. Имеет полуавтоматическую систему управления ракетой с передачей команд по радиолинии. Оригинальные научно-технические решения по аппаратуре управления позволили вести стрельбу без снижения вероятности попадания в цель в условиях активного противодействия со стороны противника, то есть была решена ключевая для таких систем задача помехозащищенности комплексов от естественных и организованных радио- и ИК помех различного типа.

Разработан в середине 70-х годов в в Коломенском конструкторском бюро машиностроения (КБМ). Испытания были завершены в 1978 году, в 1979 г. самоходный ПТРК «Штурм-С» с ракетой 9М114 был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена. Серийное производство было налажено Вольским механическим заводом.

Работы по повышению боевых возможностей ПТРК «Штурм» начались в Конструкторском бюро машиностроения, практически сразу после сдачи комплекса на вооружения. Основным направлением модернизации было избрано создание новых ракет, повышенного могущества. В первую очередь в новых ракетах планировалось увеличить бронепробиваемость (за счет их оснащение тандемной кумулятивной боевой части) и дальность пуска. В то же время военные выдвинули обязательное требование — обеспечить применение новых ракет с находящихся в строю вертолетов семейства Ми-24 и боевых машин 9П149 самоходных комплексов. Такая постановка задачи практически исключала возможность увеличения длины новой ракеты по сравнению с базовым образцом. Все требования были успешно реализованы в новой ракете 9М120 «Атака», первая модификация которой была принята на вооружение в 1985 году. Главным конструктивным отличием новой ракеты было использование более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы, а также новой тандемной кумулятивной боевой части, обладающей большей бронепробиваемостью. Совершенствование комплексов «Штурм» продолжается — создано новое семейство ракет — 9М220, значительно повысивших боевую эффективность комплекса.

ПТРК «Штурм» экспортировался в десятки стран мира, включая страны Варшавского договора, Кубу, Анголу, Заир, Индию, Кувейт, Ливию, Сирию и т. д. Комплекс успешно использовался в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, Анголе, Эфиопии и т. д.

На западе ракета получила обозначение AТ-6 «Spiral».

Состав: 

Комплекс Штурм-СВ комплексе «Штурм-С» применяется многоцелевая управляемая ракета 9М114 (см. описание ПТУР 9М114) . Она выполнена по аэродинамической схеме «утка». В хвостовом отсеке располагаются основные элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени размещались источник инфракрасного излучения, фиксируемого наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна. В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Дугообразные крылья — прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу, раскрываются пружинным механизмом. Плоскость аэродинамических рулей сдвинута на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° — к плоскости расположения осей сопл. Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнены по одноканальной схеме. В ракете применен твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель, обеспечивающий высокую скорость полета (до 530 м/с). Управляющие команды от бортовой системы управления передавались в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания маршевого двигателя. Бронепробиваемость ракеты составляет до 650 мм.

В кормовой части трубы транспортно-пускового контейнера размещался стартовый ускоритель — разгонный двигатель, отделяемый от ракеты по завершении его работы. Ракета 9М114 поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в войсках в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Конструкция ТПК обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта. ТПК обеспечивает 10 летний гарантийный срок хранения ракеты. Поставка ракет осуществлялась в технологической таре — укупорке размером 1,93 x 0,33 x 0,73 м. В процессе серийного производства ракеты семейства 9М114 неоднократно модернизировалась в направление повышения боевой эффективности, дальности пуска, повышения помехозащищенности и т.д.

«Штурм-С» может также комплектоваться управляемой ракетой 9М114Ф с фугасной боевой частью. Это дает возможность уничтожать живую силу противника и разрушать долговременные огневые точки и другие инженерные сооружения, в том числе в горной местности. В связи с появлением танков с динамической защитой в настоящее время конструкторами создана конкурентоспособная на мировом рынке новая ракета с тандемной боевой частью 9М114М. Модернизированная ракета обладает увеличенной дальностью полета и способна гарантированно поражать танки за динамической защитой.

Система наведения ракет — полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Измерение координат ракеты относительно линии визирования цели производится пеленгатором аппаратуры наведения. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. Высокая помехоустойчивость комплекса «Штурм» обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также коммутацией пяти литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Также обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой ПТРК в ограниченном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты.

При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. При полете 9М114 вблизи поверхности земли помимо подсоса пыли струей двигателя сказывалось и воздействие ударной волны на грунт. При пусках с вертолетов эта проблема не возникала — наводимая по методу совмещения («трех точек») ракета постепенно снижалась, но в основном летела на достаточно больших высотах. По результатам исследований специалистов ЦАГИ пылевой след мог образовываться при полете ПТУР на высоте менее 6 м. Чтобы уменьшить влияние подсоса, тягу двигателя уменьшили до уровня, необходимого на маршевом участке. Разгон ракеты происходил на участке работы стартового двигателя — отделяемого ускорителя, работавшего в основном внутри транспортно-пускового контейнера. Скорость выхода ракеты из ТПК — 55 м/с. Кроме того, в наземной системе управления ракеты был введен специальный режим «Пыль» (см.схему). При реализации этого режима ракета на большей части траектории летит на высоте более 6 метров и только на удалении 500 — 700м от цели выходит на линию визирования. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР, самоходного ПТРК «Штурм-С», не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели, низколетящие вертолеты, в том числе в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

ПТРК Штурм-С

Боевая машина (БМ) 9П149 ПТРК «Штурм-С» (см. фотообзор) выполнена на базе многоцелевого плавающего легкого бронированного транспортера-тягача МТ-ЛБ. Его высокая тяговооруженность, наличие гусеничного движителя, низкое удельное давление на грунт позволяют эффективно использовать комплекс в различных природно-климатических условиях, в том числе пустыни, горной местности и бездорожья. Компоновка пусковой установки (см. схему) и другой аппаратуры дает возможность экипажу боевой машины вести стрельбу с открыто расположенной позиции, инженерно-оборудованного укрытия, а так же с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь (со скоростью до 5км/час). Низкий силуэт тягача (высота по крыше не превышает 1,8 м) и низко расположенный центр тяжести позволяют использовать его на крутых склонах. По сухому задернённому грунту машина преодолевает подъём крутизной до 35° , креном до 25° , ров шириной 2,5м, вертикальную стенку высотой 0,8м.

БМ 9П149 оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят фильтровентилляционная установка, прибор химической и радиационной разведки, а так же устройства герметизации корпуса. Кроме того, противотанковый комплекс «Штурм — С» имеет средства связи с дальностью до 40км и приборы ночного видения.

Пусковая установка (ПУ) ПТРК «Штурм-С» — автоматически перезаряжаемая, наводимая в двух плоскостях. Отказ от пусковых устройств с несколькими направляющими определялся возможностью обеспечить быстрое перезаряжание относительно легкой установки с малыми моментами инерции, осуществляемое за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели, находящейся, как правило, на большой дальности. Для комплекса «Штурм-С» удалось обеспечить боевую скорострельность 3 — 4 выстрела в минуту. В походном положении пусковая установка убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана установлены двенадцать пусковых контейнеров с ракетами. При стрельбе ПУ захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. Время с момента нажатия на боевую кнопку до выхода ракеты с транспортно-пускового контейнера составляет одну секунду. После выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а новый ТПК автоматически захватывается из боеукладки и выводится на линию стрельбы.

Оптическое прицельное устройство с встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем ракеты размещается на крыше машины по левому борту. Задача оператора комплекса «Штурм-С», заключается в в наложении прицельной марки на цель и ее удержания на ней, до контакта ракеты с целью. Обеспечивается обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60км/час при фронтальной скорости до 80км/час.

Высокие боевые возможности «Штурм-С» могут быть реализованы при надежной работе всех ее систем и слаженных действиях экипажа боевой машины. Для технического обслуживания комплекса и проведения регламентных проверок в его составе имеются контрольно-проверочные машины. Для обучения боевых расчетов и постоянного поддержания их высокого уровня созданы специальные учебно-тренировочные тренажеры и учебные макеты ракет. С их помощью быстро и эффективно без расхода моторесурсов и боеприпасов можно подготовить личный состав в условиях учебного класса.

Характеристики: 

Дальность поражаемых целей, м:
            — минимальная
            — максимальная
400
5000
Время полёта ракеты 9М114 на максимальную дальность, с 17,6
Средняя скорость полета ракеты, м/c 350-400
Максимальная скорость полета ракеты, м/c 510
Точность определения координат ракеты 1 м по каналу захвата и 0,5 по каналу сопровождения  
Допустимая высота боевого применения, м 3000
Калибр ракеты, мм 130
Бронепробиваемость, мм 650 (720 для 9М114М)
Длина в ТПК, мм 1832
Вес ракеты в ТПК,кг 46.5 (49.5 для 9М114М)
Стартовый вес ракеты,кг 31.4 (33.5 для 9М114М)
Вес боевой части,кг 5.4
Расчет, чел. 2
Масса комплекса, кг 12300
Боекомплект изделий 9М114 (в барабане), шт 12

Время перевода:

            — из походного положения в боевое

            — из боевого положения в походное

3-4 мин

30 с

Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч:
            — фланговая
            — фронтальная
до 60
до 80
Вероятность поражения цели на дальности 4000м 0,6 — 0,8
Углы наведения, град:
            — горизонтальный
            — вертикальный
от -85° до +85°
от -5° до +15°
Техническая скорострельность, выстр/мин 3-4
Время реакции, с 15
Диапазон рабочих температур, °С -40+50
Максимальная скорость движения, км/ч 65
Запас хода по топливу, км 500
Продолжительность непрерывной работы, час не < 6

Источники: 

  1. «УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000»: РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ
  2. SHTURM/army-technology/
  3. Русское вооружение
  4. Ищенко В.В., Савельев Б.С. Системы управления ПТРК. Тульское высшее артиллерийское инженерное орденов Ленина и Октябрьской Революции училище имени Тульского пролетариата. Учебное пособие. – Тула. – 1989. – С. 176,177 (через Гурова С.В., Россия, Город-Герой Тула).

Классификация:

Аналоги по назначению и базированию:

Советский самоходный противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С» с боевой машиной 1П149 является мощным противотанковым средством со сверхзвуковой ракетой, предназначенным для для уничтожения танков и других бронеобъектов, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках.

Однако принятому на вооружение в 1979 году комплексу присущи серьёзные недостатки.

Фото © сайт КБМ
_Увеличить_

— Он обладает слабой оптикой, стрельба возможна только днём, или ночью при освещении поля боя осветительными снарядами или минами. Возможности по поражению целей в тумане или при применении аэрозольных завес ограничены.
— Рассчитанный при своей разработке на применение ракет только одного типа, барабан боеукладки выдаёт ракеты по порядку. Сменить тип ракеты во время стрельбы невозможно.

Для решения этой проблемы коллектив коломенского «Конструкторского бюро машиностроения» создал модернизированный вариант комплекса 9К132 «Штурм-СМ» с боевой машиной 9П149М, принятый на вооружение ВС РФ в июне 2014 года:

Фото © сайт КБМ
_Увеличить_

Боевая машина 9П149М оснащена теплотелевизионным прибором управления, то есть теперь сможет выполнять свою задачу в любое время суток, при тумане, задымлении и запылении поля боя.
Боекомплект (10 — 12 ракет) размещён в автоматизированной боеукладке. Заряжание выдвижной пусковой установки из автоматизированной боеукладки боевых машин с выбором типа ракеты выполняется автоматически. Как и на «Штурм-С» загрузка ракет в боеукладку выполняется вручную. На выдвижной пусковой установке боевых машин располагается один контейнер с ракетой

О составе аппаратуры, имеющейся в распоряжении оператора, можно судить по классному (размещаемому в учебном классе) тренажёру 9Ф869, входящему в состав комплекса:

Фото © сайт КБМ
_Увеличить_

В состав комплекса входят ракеты: 9М114 (кумулятивная БЧ); 9М114Ф (фугасная); 9М120 (кумулятивная); 9М120Ф (фугасная); 9М120Ф-1(с термобарической БЧ); 9М120-1 (с кумулятивной тандемной); 9М120-1Ф (с термобарической); 9М120-1Ф-1 (с осколочно-фугасной БЧ)
Минимальная дальность стрельбы 400 метров
Максимальная ракетами ракетами 9М114, 9М114Ф, 9М120, 9М120Ф, 9М120Ф-1 не менее 5000 метров, ракетами 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1 не менее 6000 метров
Дальность максимальная ночью и в сумерках без подсветки целей не менее 3500 метров.

Как и в 1П149, аппаратура 9П149М позволяет для уменьшения демаскирующих признаков, возникающих при пуске и для улучшения условий работы оптического координатора, определяющего положение ракеты относительно линии визирования на цель применять режим «пыль». При нём аппаратура «ведёт» ракету в нескольких метрах над линией визирования некоторое расстояние.

Кроме боевой машины и ракет в состав комплекса входят: машина контрольно-проверочная 9В868М (для проверки БМ); комплекты ЗИП (одиночный, групповой и ремонтный); тренажер классный 9Ф869 (для подготовки операторов БМ 9П149М); ракеты «практическая» с инертной БЧ для учебных стрельб, ракета «учебная» для отработки действий при регламентных работах с ракетами, габаритно-весовой макет и ракета разрезная.

Комплекс «Штурм-СМЭ» практически во всём соответствует комплексу «Штурм-СМ». За исключением:

— По желанию заказчика аппаратура комплекса может быть установлена на любое шасси подходящей грузоподъёмности.
— Опционально возможна установка прицела наводчика с лазерно–лучевой системой управления ракетами 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1 (как на «Корнете», у «Штурм-С» и «Штурм-СМ» система управления радиокомандная, с оптическим координатором)


Вполне адекватный вариант модернизации. Радует широкая номенклатура доступных ракет, эдак и до поражающих цель на пролёте дойдём. Модернизация способна значительно продлить жизненный цикл СПТРК «Штурм-С», которые при наличии больших объёмов ракет являются дешёвым и эффективным решением.

Российские военные в ходе спецоперации на Украине успешно применяют противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С». Это многоцелевая машина, которая используется для уничтожения танков и другой бронетехники противника. Комплекс несет 12 ракет и способен поражать полевые укрепления, а также малоскоростные низколетящие воздушные цели. В качестве основной базы для боевой машины используется многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Несмотря на то, что «Штурм» находится на вооружении армии еще с советских времен, он до сих пор отлично справляется с поставленными заданиями. В частности, бойцы хвалят машину за скорость, точность и приземистый силуэт, позволяющий скрытно подобраться к противнику и нанести удар.

История создания «Штурма»

Противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С» был разработан в 1970-х годах в коломенском Конструкторском бюро машиностроения под руководством легендарного конструктора Сергея Непобедимого. Существуют разные варианты для сухопутных войск, вертолетов и боевых кораблей. Сначала была создана управляемая ракета «Кокон», а позднее на ее базе разработали новую ракету «Атака» – в нескольких модификациях с разными возможностями и характеристиками. 

Первым и основным заказчиком «Штурмов» был Советский Союз. Большая часть техники впоследствии перешла российской армии, а некоторые комплексы остались в независимых государствах. Кроме того, техника советского и российского производства поставлялась в зарубежные страны.

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

С 70-х годов «Штурм» неоднократно модернизировался. На данный момент комплекс оснащается единой сверхзвуковой ракетой «Атака». Различные боевые части оружия позволяют применять комплекс против бронетехники, укрепленных пунктов, рассредоточенной пехоты и вертолетов на высоте до трех километров. 

Устройство и работа комплекса 

Самоходная боевая машина 9П149(М) с пусковой установкой – главный элемент «Штурма». Она построена на шасси плавающего легкого гусеничного тягача МТ-ЛБ и может преодолевать водные преграды вплавь, в том числе со стрельбой. Рабочие места для членов экипажа находятся в носовом отсеке корпуса, а в кормовом отделении – подъемная пусковая установка и механическая укладка на 12 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. 

Подготовка к пуску осуществляется автоматически с учетом команд оператора. Причем перезарядка происходит быстрее, чем ракета достигает цели. Противотанковый ракетный комплекс оснащен оптическими приборами для поиска цели и наведения. При наведении ракеты оператор следит за целью, а автоматика – за ракетой. 

Ракеты позволяют атаковать наземные и малоскоростные воздушные цели на дальностях до пяти километров. За счет этого пуск может осуществляться из-за пределов зоны поражения вооружений бронетехники противника. Сверхзвуковая скорость ракеты затрудняет противодействие ей.

Фото: © ТАСС/Кирилл Кухмарь

Для управления стрельбой разработаны специальные программы, позволяющие ракете лететь на первоначальном этапе как по линии визирования (линия между пусковой установкой и целью), так и по траектории выше нее. Подлетая к танку на расстояние 500 метров, ракета опускается до уровня силуэта цели и поражает ее. Кумулятивная струя попадает в боеукладку, она детонирует, и в результате танк буквально разрывает в клочья. 

Технические характеристики комплекса

  • масса – 12 тонн;
  • максимальная дальность стрельбы – 5 км;
  • скорострельность – 3-4 выстрела в минуту;
  • бронепробиваемость – 800 мм;
  • мощность двигателя – 300 л. с.;
  • максимальная скорость движения по шоссе – 60 км/ч;
  • экипаж – 3 человека.

Достоинства «Штурма»

Основными преимуществами «Штурма-С» считаются сверхзвуковая скорость полета ракеты, высокая скорострельность и высокая точность наведения. Немаловажным является также возможность поражать различные наземные, надводные и воздушные цели. 

За счет высокой тяговооруженности, гусеничного движителя и низкого удельного давления на грунт комплекс эффективно используется в различных природно-климатических условиях и бездорожья. Компоновка пусковой установки и другой аппаратуры дает возможность экипажу вести стрельбу с открыто расположенной позиции, инженерно-оборудованного укрытия, а также с водной поверхности при движении «Штурма» вплавь.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Использование «Штурмов» на Украине  

В ходе спецоперации с помощью комплексов «Штурм-С» российские военные уничтожают огневые позиции танков ВСУ, бронированные объекты и доты противника. Кроме того, они отражают контратаки подразделений ВСУ, которые используют танки и бронетехнику.

«Работаем по дотам фугасными ракетами, по бронетехнике, бронесредствам противника работаем кумулятивными зарядами. Также работаем по низколетящим самолетам и вертолетам противника, у которых скорость меньше скорости звука или полета ракеты», – рассказал командир расчета ПТРК «Штурм-С».

Так, два расчета «Штурмов» остановили нападение противника на одном из рубежей. Один расчет поразил сразу две вражеских бронемашины. 

«Система очень простая, эффективная и доступная для освоения расчетом», – подчеркнули бойцы. 

По словам российских военных, противотанковый комплекс зарекомендовал себя с наилучшей стороны.

«Штурм-С» – противотанковый щит сухопутных частей

«Штурм» (по натовской кодификации AT-6 Spiral) – это советский противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в основе которого лежит сверхзвуковая ракета 9М114 «Кокон», которая оснащается радиокомандной системой наведения на цель. Главным конструктором комплекса выступил известный советский конструктор-оружейник С. П. Непобедимый. Комплекс был создан в нескольких вариантах: вертолетный 9К113 «Штурм-В» для ВВС и самоходный «Штурм-С» для нужд Сухопутных войск. В 1996 году на базе ПТУР 9М114 была создана многоцелевая управляемая ракета 9М120 «Атака», которая отличалась повышенной мощностью боевой части, ракета была едина для комплексов «Штурм-В» и «Штурм-С». В 2010 году была создана ее модернизированная версия 9М120-1, оснащенная комбинированной радиокомандной и лазерно-лучевой системой наведения на цель.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» (9П149) стал первой многоцелевой машиной, которая была в состоянии бороться не только с танками и другой бронетехникой противника, но и успешно поражать его живую силу и полевые укрепления и даже малоскоростные низколетящие воздушные цели (вертолеты, БПЛА). Однако основной задачей комплекса все же оставалась борьба с бронетехникой противника.

Комплекс был разработан в середине 1970-х годов в Коломенском КБ машиностроения, в 1979 году он был принят на вооружение Советской Армии. Комплекс «Штурм-С» достаточно хорошо зарекомендовал себя во время военных кампаний в Афганистане и Чечне. На максимальной дальности он обеспечивал поражение цели размером метр на метр (попадал в пещеры, амбразуры и т.д.). Вероятность поражения ракетой точечных целей в боевых условиях составляла – 0,9. Пришедший на смену «Штурму» комплекс «Атака» благодаря тем же габаритам и тем же посадочным местам, обеспечивает его использование на всех существующих старых носителях.

«Штурм-С» – противотанковый щит сухопутных частей

В комплексе «Штурм-С» использовалась многоцелевая управляемая ракета 9М114, которая оснащалась моноблочной кумулятивной БЧ, которая прикрывалась обтекателем оживальной формы. Ракета была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с полукруглым крылом и со складным передним оперением, в нерабочем положении крыло прижималось к цилиндрическому корпусу ракеты. Высокую скорость полета ракеты – до 530 м/с обеспечивал твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель. При этом бронепробиваемость стандартной моноблочной БЧ составляла 550-600 мм.

Ракеты поставлялись в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В кормовой части трубы ТПК находился стартовый ускоритель – разгонный двигатель, который отделялся от ракеты после завершения своей работы. Как и все остальные ПТУР, относящиеся ко 2-му поколению, ракета комплекса «Штурм» поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в частях в ТПК из стеклопластика. Конструкция ТПК обеспечивала ракете осевое вращение в момент старта, помимо этого контейнер позволял хранить в нем ракету в течение как минимум 10 лет.

Также комплекс «Штурм-С» может комплектоваться ПТУР 9М114Ф, оснащенной термобарической, то есть объемно-детонирующей БЧ. Использование данной ракеты позволяет одновременно поражать не только живую силу противника, но и разрушать его полевые укрепления, долговременные огневые точки и иные инженерные сооружения. В связи с появлением и распространением динамической защиты танков была разработана новая ракета, которая получила тандемную БЧ. Данная ракета обладала увеличенной дальностью полета и была в состоянии пробить броню, которая была эквивалентна 800-мм гомогенной броне.

Система наведения ПТУР на цель полуавтоматическая, радиокомандная, с использованием инфракрасного сигнала слежения. Управляющие команды передавались в передние отсеки ПТУР по кабелям, которые были проложены в специальной трубе, проходящей по продольной оси камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя ракеты. В хвостовой части управляемой ракеты за двухсопловым блоком двигателя находились элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени ракеты располагался источник инфракрасного излучения, который фиксировался вертолетной или наземной аппаратурой полуавтоматического управления, также здесь находилась радиоантенна.

Система наведения ПТУР обладает высокой помехоустойчивостью за счет применения при наведении ракеты 2-х специальных кодов, а также 5 фиксированных частот. Следует отметить также то, что из-за сверхзвуковой скорости полета ракеты ей невозможно поставить радиопомехи средствами, которые существуют на данный момент времени. Для управления стрельбой используется специальная программа (режим «Пыль»), которая позволяет ПТУРу лететь на начальном отрезке траектории выше линии визирования, а в момент сближения с целью на расстоянии 500-700 метров снижается для поражения цели.

В качестве основной базы для боевой машины 9П149, входящей в комплекс «Штурм-С», был выбран хорошо себя зарекомендовавший в войсках многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, который выпускался серийно на Харьковском тракторном заводе. По сравнению с использовавшимся в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БРДМ-2, данная боевая машина отличалась лучшей проходимостью и внутренним объемом, который позволял установить выдвижную пусковую установку (ПУ) и автомат заряжания. Боекомплект установки включал в себя 12 ракет, и это при том, что ТПК «Штурма» по своей длине более чем в 1,5 раза превосходили ТПК «Конкурса».

В походном положении ПУ комплекса «Штурм-С» прячется внутрь корпуса, где расположен механизм боеукладки (редуктор и специальный вращающийся барабан). На ложементах барабана размещены 12 пусковых контейнеров с ПТУРами. При ведении огня пусковая установка захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. После произведения выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а процесс перезаряжания ракет осуществляется полностью автоматически. Время от момента нажатия на кнопку пуска до выхода ракеты из ТПК составляет всего 1 секунду. На процесс перезаряжания уходит время, которое меньше времени полета ракеты к цели.

Особенностью боевой машины 9П149 стали большие углы горизонтальной наводки в пределах ± 85°, наведение по вертикали возможно в диапазоне от – 5° до +15°, а также пусковая установка, несущая всего один ТПК с ракетой. В целом для комплекса «Штурм-С» характерна достаточно высокая скорострельность – 3-4 выстр./мин. Расположенное по левому борту на крыше машины оптическое прицельное устройство обладает встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем управляемой ракеты. Прицельный комплекс позволяет вести огонь по целям, движущимся с фронтальной скоростью 80 км/ч и с фланговой скоростью до 60 км/ч. Помимо этого реализован также пуск ПТУР из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/ч. А низкий силуэт боевой машины (высота по крыше всего 1,8 м.) и низкое размещение центра тяжести позволяют применять «Штурм-С» на достаточно крутых склонах.

Боевая машина комплекса «Штурм-С» оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят прибор химической и радиационной разведки, фильтровентиляционная установка, а так же устройства герметизации корпуса. Помимо этого, противотанковый комплекс «Штурм-С» оснащен средствами связи с дальностью до 40 км. и приборами ночного видения. По шоссе «Штурм-С» массой 12,3 тонн может разгоняться до 70 км/ч. Запас хода машины составляет 500 км. Время перехода комплекса «Штурм-С» в боевое положение составляет всего 15 секунд, в походное положение – 12 секунд. Экипаж комплекса состоит из 2-х человек.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» был принят на вооружении частей армейского и фронтового звена в 1979 году. При наличии в воинских подразделениях гораздо более массового комплекса «Конкурс», ПТРК «Штурм-С» изначально рассматривался как средство пресечения возможных прорывов танковых частей противника в глубину нашей обороны. То есть он должен был играть роль, аналогичную выполнявшейся противотанковой артиллерией Резерва Верховного главного командования во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что в такой роли комплексу «Штурм-С» выступить, по счастью, не пришлось. В ходе антитеррористической операции в Чечне в 1999–2000 годах комплекс «Штурм-С» в основном применялся для поражения долговременных огневых точек боевиков. В настоящее время комплекс продолжает оставаться на вооружении российской армии, а также на вооружении армий республик бывшего СССР.

Оценка проекта

К недостаткам проекта относили невозможность обнаружения целей в ночное время боевой машиной 9П149 без использования внешней подсветки целей. Однако данный недостаток был исправлены в комплексах «Штурм-СМ» и «Штурм-СМЭ».

В то же время к достоинствам данного комплекса относят:
— Различные типы боевых частей ракет;
— Сверхзвуковую скорость полета ракет как на линии визирования, так и по траектории выше линии визирования;
— Время пуска ракет менее 1 секунды;
— Помехозащищенный канал наведения (миллиметровый);
— Обеспечение плавучести боевой машины 9П149, а также возможности стрельбы ракетами на плаву.

Тактико-технические характеристики «Штурм-С»:

Шасси – плавающий гусеничный тягач МТ-ЛБ.
Масса боевой машины 9П149 – 12 300 кг.
Расчет – 2 человека.
Боекомплект – 12 ракет.
Дальность стрельбы комплекса:
— минимальная – 400 м.
— максимальная – 5000 м.
Средняя скорость полета ПТУР – 400 м/с
Калибр ПТУР – 130 мм.
Длина ракеты в тпк – 1832 мм.
Вес ракеты в тпк – 46,6 кг.
Максимальная скорость поражаемых целей:
— фронтальная – 80 км/ч.
— фланговая – 60 км/ч.
Скорострельность – 3-4 выстр/мин.
Время приведения комплекса в боевое положение – 15 с.
Диапазон рабочих температур: -40+50°С
Максимальная скорость движения – 70 км/ч.
Запас хода комплекса по топливу – 500км.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/shturm-s
-http://kollektsiya.ru/raketi/110-samohodnii-ptrk-9p149-shturm-s.html
-http://worldweapon.ru/tank/shturm_s.php
-http://ru.wikipedia.org

Автор:

27 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

«Штурм» (по натовской кодификации AT-6 Spiral) – это советский противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в основе которого лежит сверхзвуковая ракета 9М114 «Кокон», которая оснащается радиокомандной системой наведения на цель. Главным конструктором комплекса выступил известный советский конструктор-оружейник С. П. Непобедимый. Комплекс был создан в нескольких вариантах: вертолетный 9К113 «Штурм-В» для ВВС и самоходный «Штурм-С» для нужд Сухопутных войск. В 1996 году на базе ПТУР 9М114 была создана многоцелевая управляемая ракета 9М120 «Атака», которая отличалась повышенной мощностью боевой части, ракета была едина для комплексов «Штурм-В» и «Штурм-С». В 2010 году была создана ее модернизированная версия 9М120-1, оснащенная комбинированной радиокомандной и лазерно-лучевой системой наведения на цель.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» (9П149) стал первой многоцелевой машиной, которая была в состоянии бороться не только с танками и другой бронетехникой противника, но и успешно поражать его живую силу и полевые укрепления и даже малоскоростные низколетящие воздушные цели (вертолеты, БПЛА). Однако основной задачей комплекса все же оставалась борьба с бронетехникой противника.

Комплекс был разработан в середине 1970-х годов в Коломенском КБ машиностроения, в 1979 году он был принят на вооружение Советской Армии. Комплекс «Штурм-С» достаточно хорошо зарекомендовал себя во время военных кампаний в Афганистане и Чечне. На максимальной дальности он обеспечивал поражение цели размером метр на метр (попадал в пещеры, амбразуры и т.д.). Вероятность поражения ракетой точечных целей в боевых условиях составляла – 0,9. Пришедший на смену «Штурму» комплекс «Атака» благодаря тем же габаритам и тем же посадочным местам, обеспечивает его использование на всех существующих старых носителях.

«Штурм-С» – противотанковый щит сухопутных частей

В комплексе «Штурм-С» использовалась многоцелевая управляемая ракета 9М114, которая оснащалась моноблочной кумулятивной БЧ, которая прикрывалась обтекателем оживальной формы. Ракета была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с полукруглым крылом и со складным передним оперением, в нерабочем положении крыло прижималось к цилиндрическому корпусу ракеты. Высокую скорость полета ракеты – до 530 м/с обеспечивал твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель. При этом бронепробиваемость стандартной моноблочной БЧ составляла 550-600 мм.

Ракеты поставлялись в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). В кормовой части трубы ТПК находился стартовый ускоритель – разгонный двигатель, который отделялся от ракеты после завершения своей работы. Как и все остальные ПТУР, относящиеся ко 2-му поколению, ракета комплекса «Штурм» поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в частях в ТПК из стеклопластика. Конструкция ТПК обеспечивала ракете осевое вращение в момент старта, помимо этого контейнер позволял хранить в нем ракету в течение как минимум 10 лет.

Также комплекс «Штурм-С» может комплектоваться ПТУР 9М114Ф, оснащенной термобарической, то есть объемно-детонирующей БЧ. Использование данной ракеты позволяет одновременно поражать не только живую силу противника, но и разрушать его полевые укрепления, долговременные огневые точки и иные инженерные сооружения. В связи с появлением и распространением динамической защиты танков была разработана новая ракета, которая получила тандемную БЧ. Данная ракета обладала увеличенной дальностью полета и была в состоянии пробить броню, которая была эквивалентна 800-мм гомогенной броне.

Система наведения ПТУР на цель полуавтоматическая, радиокомандная, с использованием инфракрасного сигнала слежения. Управляющие команды передавались в передние отсеки ПТУР по кабелям, которые были проложены в специальной трубе, проходящей по продольной оси камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя ракеты. В хвостовой части управляемой ракеты за двухсопловым блоком двигателя находились элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени ракеты располагался источник инфракрасного излучения, который фиксировался вертолетной или наземной аппаратурой полуавтоматического управления, также здесь находилась радиоантенна.

Система наведения ПТУР обладает высокой помехоустойчивостью за счет применения при наведении ракеты 2-х специальных кодов, а также 5 фиксированных частот. Следует отметить также то, что из-за сверхзвуковой скорости полета ракеты ей невозможно поставить радиопомехи средствами, которые существуют на данный момент времени. Для управления стрельбой используется специальная программа (режим «Пыль»), которая позволяет ПТУРу лететь на начальном отрезке траектории выше линии визирования, а в момент сближения с целью на расстоянии 500-700 метров снижается для поражения цели.

В качестве основной базы для боевой машины 9П149, входящей в комплекс «Штурм-С», был выбран хорошо себя зарекомендовавший в войсках многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, который выпускался серийно на Харьковском тракторном заводе. По сравнению с использовавшимся в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БРДМ-2, данная боевая машина отличалась лучшей проходимостью и внутренним объемом, который позволял установить выдвижную пусковую установку (ПУ) и автомат заряжания. Боекомплект установки включал в себя 12 ракет, и это при том, что ТПК «Штурма» по своей длине более чем в 1,5 раза превосходили ТПК «Конкурса».

В походном положении ПУ комплекса «Штурм-С» прячется внутрь корпуса, где расположен механизм боеукладки (редуктор и специальный вращающийся барабан). На ложементах барабана размещены 12 пусковых контейнеров с ПТУРами. При ведении огня пусковая установка захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. После произведения выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а процесс перезаряжания ракет осуществляется полностью автоматически. Время от момента нажатия на кнопку пуска до выхода ракеты из ТПК составляет всего 1 секунду. На процесс перезаряжания уходит время, которое меньше времени полета ракеты к цели.

Особенностью боевой машины 9П149 стали большие углы горизонтальной наводки в пределах ± 85°, наведение по вертикали возможно в диапазоне от – 5° до +15°, а также пусковая установка, несущая всего один ТПК с ракетой. В целом для комплекса «Штурм-С» характерна достаточно высокая скорострельность – 3-4 выстр./мин. Расположенное по левому борту на крыше машины оптическое прицельное устройство обладает встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем управляемой ракеты. Прицельный комплекс позволяет вести огонь по целям, движущимся с фронтальной скоростью 80 км/ч и с фланговой скоростью до 60 км/ч. Помимо этого реализован также пуск ПТУР из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/ч. А низкий силуэт боевой машины (высота по крыше всего 1,8 м.) и низкое размещение центра тяжести позволяют применять «Штурм-С» на достаточно крутых склонах.

Боевая машина комплекса «Штурм-С» оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят прибор химической и радиационной разведки, фильтровентиляционная установка, а так же устройства герметизации корпуса. Помимо этого, противотанковый комплекс «Штурм-С» оснащен средствами связи с дальностью до 40 км. и приборами ночного видения. По шоссе «Штурм-С» массой 12,3 тонн может разгоняться до 70 км/ч. Запас хода машины составляет 500 км. Время перехода комплекса «Штурм-С» в боевое положение составляет всего 15 секунд, в походное положение – 12 секунд. Экипаж комплекса состоит из 2-х человек.

Самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» был принят на вооружении частей армейского и фронтового звена в 1979 году. При наличии в воинских подразделениях гораздо более массового комплекса «Конкурс», ПТРК «Штурм-С» изначально рассматривался как средство пресечения возможных прорывов танковых частей противника в глубину нашей обороны. То есть он должен был играть роль, аналогичную выполнявшейся противотанковой артиллерией Резерва Верховного главного командования во время Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что в такой роли комплексу «Штурм-С» выступить, по счастью, не пришлось. В ходе антитеррористической операции в Чечне в 1999–2000 годах комплекс «Штурм-С» в основном применялся для поражения долговременных огневых точек боевиков. В настоящее время комплекс продолжает оставаться на вооружении российской армии, а также на вооружении армий республик бывшего СССР.

Оценка проекта

К недостаткам проекта относили невозможность обнаружения целей в ночное время боевой машиной 9П149 без использования внешней подсветки целей. Однако данный недостаток был исправлены в комплексах «Штурм-СМ» и «Штурм-СМЭ».

В то же время к достоинствам данного комплекса относят:
— Различные типы боевых частей ракет;
— Сверхзвуковую скорость полета ракет как на линии визирования, так и по траектории выше линии визирования;
— Время пуска ракет менее 1 секунды;
— Помехозащищенный канал наведения (миллиметровый);
— Обеспечение плавучести боевой машины 9П149, а также возможности стрельбы ракетами на плаву.

Тактико-технические характеристики «Штурм-С»:

Шасси – плавающий гусеничный тягач МТ-ЛБ.
Масса боевой машины 9П149 – 12 300 кг.
Расчет – 2 человека.
Боекомплект – 12 ракет.
Дальность стрельбы комплекса:
— минимальная – 400 м.
— максимальная – 5000 м.
Средняя скорость полета ПТУР – 400 м/с
Калибр ПТУР – 130 мм.
Длина ракеты в тпк – 1832 мм.
Вес ракеты в тпк – 46,6 кг.
Максимальная скорость поражаемых целей:
— фронтальная – 80 км/ч.
— фланговая – 60 км/ч.
Скорострельность – 3-4 выстр/мин.
Время приведения комплекса в боевое положение – 15 с.
Диапазон рабочих температур: -40+50°С
Максимальная скорость движения – 70 км/ч.
Запас хода комплекса по топливу – 500км.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/shturm-s
-http://kollektsiya.ru/raketi/110-samohodnii-ptrk-9p149-shturm-s.html
-http://worldweapon.ru/tank/shturm_s.php
-http://ru.wikipedia.org

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать с торрента руководство по ремонту cummins
  • Свечи от простатита витапрост инструкция по применению взрослым
  • Рыбий жир мирролла жидкий инструкция по применению
  • Technics rs tr575 инструкция на русском языке
  • Валидол инструкция показания к применению при повышенном давлении