Щуркова Н.Е.
ВЫ СТАЛИ КЛАССНЫМ
РУКОВОДИТЕЛЕМ. —
М.: Педагогика, 1986. 112 с. — (Воспитание и
обучение. Б-ка учителя).
В книге в популярной
форме излагаются основы организации
работы классного руководителя, развития
коллектива класса. Большое внимание
уделяется методике воспитательного
воздействия педагога на личность
школьника, комплексному подходу к
воспитанию.
Для учителей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
ТРИ
ОБЪЕКТА ВНИМАНИЯ 4
В
ФОКУСЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 9
ОРГАНИЗУЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
СОЗИДАЯ
КОЛЛЕКТИВ 33
ВОЗДЕЙСТВУЯ
НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 47
СТАВЯ
ЦЕЛЬ, ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ 65
ПОДВОДЯ
ИТОГИ 72
Предисловие
Школьный учитель
выступает в основном в двух профес
сиональных ролях. Первая роль —
преподавателя. При всей своей сложности,
тонкости и значительности она ясна, и
выпускник педагогического вуза достаточно
хо рошо подготовлен к ее исполнению.
Роль вторая — классного руководителя.
Об этой области своей деятель ности
молодой учитель, как правило, имеет
смутное представление. Он считает, что
здесь достаточно одной любви к детям,
и думает, что главное — уделять им как
можно больше времени, придумывать как
можно больше интересных мероприятий.
На это нацеливает его и педа гогическая
литература, в которой дается огромный
пере чень задач (до 20) и направлений
работы.
Однако успех
деятельности классного руководителя
определяется уровнем его профессионального
мастерства как воспитателя, владением
техникой и технологией конструирования
методической системы воспитательных
воздействий, знанием основных направлений
воспитания.
Классное руководство,
как и любая сфера педагоги ческого
труда, требует выявления профессиональной
основы, вооружения профессиональными
умениями, ос мысления педагогической
техники. Деятельность класс ного
руководителя специфична. Можно быть
прекрасным учителем-предметником и
плохо исполнять работу клас сного
руководителя, ибо эта сфера имеет свою
логику, свое содержание и свою технологию.
Стало тривиальным утверждение, будто
работа классного руководителя тя желее
преподавательской. Она же не тяжела и
не легка. Как всякая работа, она тяжела,
если ее исполняет не квалифицированный
работник. Профессиональная сво бода
приходит со знанием и умением, базируется
на ре месле и понимании дела, которым
занимаешься как спе циалист.
В основе мастерства
— выработанная специальной тренировкой
система навыков, умений, знаний, отноше
ний, подчиненных глубоко осознанной
воспитательной цели и реализующих
определенную педагогическую по зицию.
Темпы овладения
профессионализмом различны. На чинающие
классные руководители, столь похожие
друг на друга в начале учебного года,
через два-три месяца работы с детьми
предстают в различных педагогиче ских
ипостасях: одни остаются на уровне
житейско-обыденной организации
жизнедеятельности детей, а другие
поднимаются на ступень теоретического
осмысления су ти и цели своей деятельности
и понимания необходимо сти ее
проектирования. Овладение профессионализмом
не обеспечивается только практикой.
Выработка основа тельной педагогической
платформы — условие професси онального
роста и развития мастерства. Видение
главных задач обусловливает успешное
решение частных вопро сов.
Современный,
отношенческий подход к процессу вос
питания вытекает из марксистского
понимания личности как совокупности
общественных отношений. Школьник
становится личностью по мере формирования
его соци альных отношений к людям,
обществу, труду, прекрасно му, природе,
науке и т. д. Сам же процесс формирования
этих отношений совершается не только
как их присвое ние, но и как некоторого
рода творчество самого школь ника в
каждой отдельной ситуации. Заимствуя
из среды, в которой он живет, общественные
отношения, человек их продолжает и
развивает. Таким образом, каждое но вое
поколение в систему сложившихся
социальных отно шений вносит свой вклад,
обогащая и совершенствуя их.
Отношенческий
подход не дань педагогической моде, а
результат нового, более углубленного
понимания сути воспитания. Еще С. Л.
Рубинштейн указывал на то, что два
психических процесса представляют
основу форми рования личности — отражение
и отношение. Отражение лежит в основе
обучения, отношение — в основе воспита
ния. При отражении действительности в
сознании школь ника рождается отношение
к ней. Роль педагога и за ключается в
том, чтобы содействовать формированию
со циально ценных отношений, соответствующих
нормам социалистического общества.
Знания, поведение,
чувства, мотивы — это средства формирования
будущего отношения. Средство не само
отношение. В каждом воспитательном
воздействии долж на выражаться стратегия
педагога, прицел на будущее отношение
как воспитательный результат. Учитель
оце нивает учащихся с позиции их отношений
к основным ценностям нашего общества:
людям, идеалам, Родине, труду. Это значит,
и планирование работы с детьми со
вершается ради формируемых отношений,
а сама она также оценивается мерой их
становления и развития. Для воспитателя
ученик — это система отношений к миру,
которая должна развиваться с ростом и
взрослением ребенка. С этой точки зрения
даже отельные воспитательные воздействия,
которые принято называть мероприятиями,
тоже направлены на отношение. Оно и есть
цель и постоянный предмет наших
воспитательных забот
С отношенческим
подходом неразрывно связан под ход
деятельностный. Деятельность советская
психология рассматривает как активную
форму проявления отно шения. Для
воспитателя это означает, что только
через деятельность и в деятельности
могут рождаться, куль тивироваться и
совершенствоваться запланированные
им отношения. При этом деятельность
должна быть организована так, чтобы ее
субъектом выступал школьник, а не
учитель. Субъектом деятельности человек
становится, активно участвуя в создании
ее результата. Если учитель планирует,
подготавливает, проводит, а дети только
ис полняют предписанные им роли, в таком
случае говорить можно лишь о том, что
организовано действие детей, но не их
деятельность. Нет деятельности там, где
нет це лостной цепи «цель — мотив —
средство — действие — ре зультат».
Активным лицом этой цепи является отнюдь
не учитель. Деятельность наличествует
там, где система действий выступает как
форма осознаваемых школьниками отношений,
выливающихся в реальное дело. Деятельность
личности — это всегда самодеятельность,
в большей или меньшей мере, в зависимости
от возраста и уровня воспитанности
детей.
Деятельность как
активно выраженное отношение открывает
дорогу личностному подходу. Что означает
он для педагога школы? Во-первых, то, что
личность школь ники, выступая субъектом
организованной взрослым деятельности,
принимает утверждаемые отношения,
осмысливает их социальное и личностное
значение. Отношение к школьнику строится
вне зависимости от возраста и жизненного
опыта как к самоценной личности, а не
как к объекту воздействий педагога.
Во-вторых, то, что школь ник выступает
как лицо активное и инициативное в орга
низации собственной жизнедеятельности,
а не пассивно исполняющее чужую волю.
Педагогическое мастерство и том и
состоит, что дети не замечают замысла
педагога и его воспитательных целей,
принимая их как свои соб ственные.
Говорить о развитии личности можно
только тогда, когда она активно проявляет
себя, свою волю и максимально выражает
свои отношения. Важно напра вить эту
«свободную волю» на достижение личностно
и социально значимой цели.
Личностный подход
не означает «свободного воспита ния».
Воля субъекта в данном случае реализуется
через волю коллектива, потому что и сам
субъект как лич ность проявляет себя
только в системе коллективных от ношении.
Вот почему реализация личностного
подхода требует организации самоуправления
в школе, т. е. вы хода на коллектив.
Личностный подход
требует также пристального всматривания,
вглядывания в тонкие повседневные про
явления отношений школьников, овладения
методикой изучения их личности и
воздействия на ее развитие.
Еще одним
основополагающим положением является
идея комплексного подхода к организации
воспитания. Комплекс не есть произвольное
суммирование разноплановых воспитательных
воздействий. Комплексный подход означает
следующее. Человек — целостная личность,
в каждом акте жизнедеятельности
выражающая свою со циальную сущность.
Не отдельные отношения проявля ются в
отдельном акте, не одно качество личности
нахо дит свое
оформление в одном поступке, а вся
система отношений человека при некотором
доминировании како ю-то одного. Воспитание
не может не учитывать этого. В каждом
педагогическом мероприятии следует
плани ровать выход на целостную личность
с ее нравственны ми, политическими,
эстетическими, правовыми и други ми
отношениями.
Названные
педагогические подходы не только не ис
ключают друг друга, но и не реализуются
один без дру гого. Такое понимание
процесса воспитания открывает классному
руководителю широкий горизонт педагогиче
ских возможностей и воспитательных
влияний. Воспита ние — это жизнь и
деятельность вместе с детьми по нор мам
социалистического общества. Характер,
содержание и ход деятельности задаются
нашей социалистической» действительностью
и конкретными условиями данной школы.
Об основных направлениях работы классного
ру ководителя по реализации комплексного
подхода в раз нообразной, воспитывающей
личность школьника и фор мирующей его
социально ценные отношения деятельно
сти и рассказывается в этой книге.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Скачать книгу (fb2, 224 страницы, 1 136 Kb)
Жанр: Общее среднее образование
Издательство: Педагогическое общество России, 2008
Эта книга рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру. Работа классного руководителя сложна и многогранна, но игровая методика делает ее увлекательной и интересной как для учителя, так и для ученика. Игровые методики, представленные в книге (100 игровых форм), широко практикуются сегодня в школе, но, востребованные профессиональным интересом классного руководителя, подверглись более глубокому осмыслению и методической доработке. Материал дополнен и расширен. Адресована школьным педагогам, работающим с группой учащихся класса (классным руководителям, наставникам, кураторам), преподавателям и студентам педвузов, педучилищ и педколледжей, а также воспитателям детских садов и детских домов.
О книге «Педагогика: игровые методики в классном руководстве 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО»
Настоящее практическое пособие включает в себя игровые методики, которые широко практикуются в школе. Они помогают обучить ребенка жизненно важным умениям, приобщить его к миру культуры, ознакомить с широким спектром видов человеческой деятельности. Игровая методика делает работу педагога увлекательной и интересной, помогает педагогам достичь результатов в воспитании через игру.
Произведение было опубликовано в 2019 году издательством Юрайт. Книга входит в серию «Профессиональное образование». На нашем сайте можно скачать книгу «Педагогика: игровые методики в классном руководстве 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Книги автора:
Н. Е. Щуркова
В нашей электронной библиотеке можно скачать книги автора Н. Е. Щуркова в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации.
-
00
ОтложитьЧитал
-
00
ОтложитьЧитал
-
00
ОтложитьЧитал
-
Педагогические парадоксы
Феномен педагогического парадокса до сегодняшнего дня не привлекал внимания педагогов и не использовался в работе ни теоретиками, ни практиками. Кардинальные изменения, привнесённые Новой педагогикой … Подробнее
00
ОтложитьЧитал
-
00
ОтложитьЧитал
-
Жизнь и воспитание. Учебное пособие
Новый век привнес в нашу жизнь кардинальные социально-психологические перемены. Жизнь наполняется новыми отношениями, стилем поведения и, разумеется, характеристиками воспитания детей, а значит, научн… Подробнее
00
ОтложитьЧитал
-
00
ОтложитьЧитал
Педагогика. Игровые методики в классном руководстве
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06553-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514332 (дата обращения: 25.09.2023).
-
Добавить в избранное
5-е изд., испр. и доп. Практическое пособие
-
Щуркова Н. Е.
2023
Страниц
165
Обложка
Твердая
ISBN
978-5-534-06553-4
Библиографическое описание
Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06553-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514332 (дата обращения: 25.09.2023).
Дисциплина
Общие основы педагогики ,
Педагогика ,
Основы педагогики ,
Психология и педагогика игры ,
Игровая психотерапия ,
Педагогика и психология игры ,
Педагогика начального образования ,
Педагогика начальной школы ,
Технологии игрового обучения ,
Технологии игрового обучения детей ,
Введение в педагогику ,
Игровые технологии в развитии дошкольников ,
Практикум по развитию детского игрового творчества ,
Игровые методы развития творческих способностей ,
Игровые технологии в дополнительном образовании ,
Игровые технологии в нравственном воспитании детей дошкольного ,
Игровые технологии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста ,
Игровые технологии в образовании ,
Игровые технологии в начальной школе и дошкольной организации ,
Игровые технологии в обучении ,
Игровые технологии обучения в начальной школе
Показать все
Настоящее практическое пособие включает в себя игровые методики, которые широко практикуются в школе. Они помогают обучить ребенка жизненно важным умениям, приобщить его к миру культуры, ознакомить с широким спектром видов человеческой деятельности. Игровая методика делает работу педагога увлекательной и интересной, помогает педагогам достичь результатов в воспитании через игру.