Схема руководства гражданской обороны

На чтение 16 мин Просмотров 38 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Гражданская оборона
  2. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
  3. Руководство гражданской обороной
  4. Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
  5. Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
  6. Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
  7. Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
  8. Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации
  9. Гражданская оборона (ГО)
  10. Что такое ГО
  11. Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их
  12. Организация и ведение ГО
  13. Органы управления
  14. Силы ГО

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

    Руководство гражданской обороной

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации


Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Источник

Гражданская оборона (ГО)

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Источник

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Что такое ГО

    Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

    Гражданская оборона (ГО)

    Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

    Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

    1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
    2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
    4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
    5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
    6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
    9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
    10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
    11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
    13. Срочное захоронение трупов в военное время.
    14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

    Организация и ведение ГО

    Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

    • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
    • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
    • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

    Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

    Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

    • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
    • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
    • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

    Организационную основу гражданской обороны составляет:

    • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
    • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
    • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

    Органы управления

    В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

    Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

    На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

    На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

    В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

    Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

    Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

    Органы управления ГО

    Органы управления гражданской обороной

    После статьи по кнопке «Скачать» доступен плакат для учебного класса.

    Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

    В свою очередь они:

    • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
    • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
    • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
    • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

    Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

    В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

    • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
    • специалиста по связи;
    • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
    • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
    • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

    В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

    При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

    Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

    В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

    Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

    Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

    К ним относятся:

    • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
    • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

    Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

    Важно!!! Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

    Силы ГО

    Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

    Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

    Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

    Структура
    построения гражданской обороны основана
    на территори­ально-производственном
    принципе. Органы управления, силы и
    средства ГО
    функционируют на всех уровнях
    административного устройства Рос­сийской
    Федерации: федеральный центр, субъект
    РФ, город, район, объект экономики.
    Наряду с этим органы управления, силы
    и средства ГО имеют­ся в каждом
    министерстве и ведомстве, в их региональных
    организациях.

    Организационная
    структура ГО на всех уровнях состоит
    из пяти звеньев: руководство ГО, постоянно
    действующие органы управления, службы
    ГО, эвакуационные органы, силы гражданской
    обороны.

    Руководство
    гражданской обороной возложено:

    в
    стране — на Правительство Российской
    Федерации; начальником ГО
    страны является Председатель Правительства
    РФ;

    в
    субъекте РФ, городе, районе — на главу
    администрации, являюще­гося
    начальником ГО территориального
    образования;

    в
    министерстве, ведомстве — на министра,
    руководителя ведомства, являющихся
    начальниками ГО отрасли;

    на
    объекте экономики — на руководителя
    объекта. Начальником гра­жданской
    обороны, например, ж.-д. станции является
    начальник станции, высшего
    учебного заведения МПС — ректор
    университета (академии).

    Начальник
    гражданской обороны (любого уровня) не
    в состоянии самостоятельно
    обеспечить детальное и повседневное
    решение вопросов ГО.
    Принимая принципиальные решения и
    обеспечивая общее руково­дство,
    начальник гражданской обороны опирается
    в своей работе на соз­данные
    при нем органы, специально уполномоченные
    на решение задач в области
    ГО.

    Постоянно
    действующими органами управления
    являются:

    на
    федеральном уровне — министерство по
    делам гражданской обо­роны,
    чрезвычайным ситуациям и ликвидации
    последствий стихийных бедствий;
    министр РФ по делам ГОЧС является
    заместителем начальника ГО
    России;

    в
    субъектах Российской Федерации —
    министерства (в автономных республиках),
    главные управления (в субъектах РФ)
    ГОЧС;

    в городах и районах
    — управления (отделы) ГОЧС;

    в
    министерствах и их региональных
    организациях — отделы (управ­ления)
    ГОЧС;

    на
    объектах экономики — отделы, секторы
    (штабы) ГОЧС; начальник штаба
    ГОЧС является заместителем начальника
    ГО объекта.

    Перечисленные
    постоянно действующие органы не в
    состоянии предметно
    решать чрезвычайно многообразные задачи
    ГО. Ведь каждая

    задача
    имеет свою специфику и требует высоко
    профессионального под­хода
    и специально подготовленных сил и
    средств. Так, борьба с пожарами,
    эксплуатация
    защитных сооружений, оказание медицинской
    помощи по­раженным, светомаскировка
    и т.д. не могут квалифицированно
    осуществ­ляться
    одними и теми же должностными лицами.
    Поэтому с целью реше­ния
    разнообразных задач при начальниках
    гражданской обороны всех уровней
    созданы специальные службы ГО.

    Службы
    гражданской обороны
    представляют
    собой особый вид организационно-технического
    объединения сил ГО, подготовленных для
    проведения специальных мероприятий,
    требующих высокой технической оснащенности
    формирований и высокопрофессиональной
    подготовки лич­ного
    состава.

    Различают
    федеральные службы ГО, службы ГО субъектов
    РФ, го­родские,
    районные и объектовые службы гражданской
    обороны. В мини­стерствах и ведомствах
    созданы отраслевые службы ГО.

    Для создания службы
    гражданской обороны любого уровня
    необхо­димо наличие соответствующей
    материально-технической базы.

    Постановлением
    Правительства Российской Федерации в
    1999 г. сформированы
    пять федеральных служб ГО: противопожарная,
    охраны общественного
    порядка, защиты животных и растений,
    медицинская и за­щиты культурных
    ценностей. Эти службы созданы на базе
    соответствую­щих
    министерств и ведомств РФ. Кроме них, в
    субъектах Российской Фе­дерации,
    городах и районах созданы также и другие
    службы: убежищ и ук­рытий,
    коммунально-технические, горюче-смазочных
    материалов, инже­нерные
    и др. В среднем количество служб ГО на
    территориях колеблется от 13 до 20.

    На
    объектах железнодорожного транспорта
    в соответствии с Указа­нием
    МПС № 154пр-у от 6 мая 1998 года создаются
    следующие службы: медицинская;
    радиационной и химической защиты; связи
    и оповещения; светомаскировки и
    электроснабжения; эвакуации населения,
    материальных и
    культурных ценностей; аварийно-спасательных
    и других неотложных работ;
    инженерной защиты; технической разведки;
    пожаротушения; охра­ны
    общественного порядка; материально-технического
    обеспечения. Все 11
    служб ГО создаются на тех объектах ж.-д.
    транспорта, на которых для каждой
    службы имеется достаточная
    материально-техническая база. На других
    объектах создается меньшее количество
    служб.

    Эвакуационные
    органы
    предназначены
    для планирования эвакуа­ции
    населения, материальных и культурных
    ценностей из городов — веро­ятных
    целей ядерных ударов — и руководства
    эвакуацией в исполнитель­ный период.
    Состав и задачи эвакоорганов рассмотрены
    в главе 8.

    Силы
    гражданской обороны.
    Если
    четыре рассмотренных выше звена
    обеспечивают планирование, организацию
    и руководство мероприя­тиями ГО, то
    силы гражданской обороны предназначены
    для непосредст­венного ведения работ
    в очагах массового поражения.

    В
    соответствии с федеральным законом «О
    гражданской обороне» силами
    ГО являются войска гражданской обороны
    и гражданские органи­зации
    ГО.

    Войска
    гражданской
    обороны
    организационно сведены в спаса­тельные
    центры, спасательные и учебные бригады,
    отдельные механизиро­ванные полки,
    вертолетные отряды и другие виды частей
    и подразделений. Управление
    войсками осуществляет министр МЧС
    России. В войсках гра­жданской
    обороны проходят службу кадровые
    офицеры, срочную службу -солдаты
    и сержанты. Хотя эти войска не входят в
    состав вооруженных сил, подчиненных
    Министерству обороны РФ, личный состав
    соединений, час­тей
    и подразделений войск ГО живет по уставам
    Российской армии.

    Войска
    ГО оснащены дорожно-строительными
    машинами для расчи­стки
    завалов, техникой для пожаротушения,
    техническими средствами обеззараживания,
    другими машинами и механизмами,
    необходимыми для ведения
    спасательных и других неотложных работ.

    Самая
    массовая часть сил гражданской обороны
    — гражданские орга­низации
    гражданской обороны.

    Соседние файлы в папке Диплом

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Структура
    и органы управления гражданской обороной

    Учитель: Евдокимова Ю.А.

    Цель урока: изучить новый теоретический материал и
    сформировать

    Задачи:

    Обучающая: дать учащимся
    представление о гражданской обороне, познакомить с её предназначением.

    Развивающие: формирование
    мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать,
    обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников,
    включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

    Воспитывающие: воспитание
    самостоятельности учащихся, творческой активности.

    Оборудование урока: доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

    План урока.

    1.Организационный момент.

    2. Структура ГО

    3. Органы управления ГО

    3. Закрепление знаний.

    Ход урока.

    1. Проверка ранее изученного материала.

    Что такое ГО?

    Какие существуют задачи ГО?

    2. Изучение нового материала.

    Гражданская оборона – это система
    мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и
    культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих
    при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
    возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Рассмотрим задачи
    ГО на современном этапе
    .

    Цели и задачи ГО определяются
    системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом
    внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения
    национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

    Учитель: В
    последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО,
    методах и способах ее деятельности: совершенствуются системы управления и
    оповещения ГО (в местах массового пребывания людей), организованы
    подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для
    национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного
    характера, и террористических проявлений, разрабатываются и внедряются новые
    СИЗ И СКЗ, принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной
    организации государства, внедрение передовых космических, авиационных,
    информационных технологий при ведении АСДНР, создана система обучения всех
    категорий граждан в области ГО

    Организация ГО. Руководство ГО  в России
    осуществляет Правительство РФ.

    Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство
    по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий (МЧС России).

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной
    власти организациях осуществляют руководители этих органов и организаций.

    Руководство ГО на территориях субъектов РФ и
    муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов
    исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного
    самоуправления. На схеме  представлена  структура органов управления
    гражданской обороны.
        

    Структура органов управления. Работа со схемами.

    Органы управления. Работа со схемами.

    Подготовка государства к ведению ГО
    осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения,
    военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при
    ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях
    начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных
    действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в
    отдельных её местностях.

    Силы ГОвоинские
    формирования, специально предназначенные для решения задач в области
    гражданской обороны, организационно объединенные в войска  гражданской обороны;
    аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

    Обязанности граждан в системе ГО.

    ·        
    Проходить обучение в области ГО:

    ·        
    принимать участие  в мероприятиях по ГО;

    ·        
    оказывать содействие органам государственной
    власти и организациям в решении задач ГО.

    3. Закрепление изученного материала.  (Приложение 1)

    Матрица ответов на тестовое задание

    Номер теста

    Верный ответ

    Номер теста

    Верный ответ

    Номер теста

    Верный ответ

    Номер теста

    Верный ответ

    1

    Б

    2

    А

    3

    Б,Г

    4

    А, В

    4.Домашнее задание.

    В концертном зале ОКЦ произошел террористический акт. Во время
    концерта, в зале прогремел взрыв. Из 250 человек находившихся в зале, погибли
    38, более 100 человек ранены и имеют травмы различных тяжестей.

    Какие службы будут прибудут на место происшествия и почему?

    Приложение 1

    Тестовые задания

    Макс

    балл

    Кол-во

    набранных

    баллов

    Определите один правильный
    ответ

    1.

    Руководство 
    гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет:

    а) Президент
    Российской Федерации;

    б) Правительство Российской Федерации;

    в) Министр МЧС России.

    1

    2.

    Государственную
    политику в области гражданской обороны осуществляет:

    а) МЧС России;

    б) Совет безопасности Российской Федерации;

    в)
    Государственная Дума

    г)
    председатель Правительства Российской Федерации.

    1

    Определите
    все правильные ответы

    3.

    Ведение 
    гражданской  обороны на территории  Российской Федерации или в отдельных ее
    местностях начинается с момента:

    а) оповещения
    населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий
    и развертывания силами
    гражданской обороны вооружения, военной техники и средств защиты
    населения;
     

    б) объявления
    состояния войны, фактического начала военных действий;

    в) отдания приказа Министром МЧС России
    войскам гражданской обороны о выдвижении в зоны ликвидации последствий чрезвычайных
    ситуаций возникших при ведении военных
    действий или вследствие этих действий;

    г) введения Президентом Российской Федерации военного положения
    на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а
    также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера.

    2

    4

    К силам
    гражданской обороны относятся:       

    а) воинские
    формирования, специально предназначенные для решения задач в области
    гражданской обороны, организационно объединенные в войска  гражданской
    обороны;   

    б) формирования
    Всероссийской службы медицины катастроф;

    в)
    аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

    г) военизированные
    горноспасательные и газоспасательные части угольной, горнорудной и химической
    промышленности.

    2

    1.Организационный момент. (1 мин.)

    2. Подготовка к изучению нового материала. (1 мин)

    Учебные вопросы:

    • 1. Понятие ГО, ее
      роль и место в общей системе национальной безопасности, основы
      государственной политики в области ГО.
    • 2. Задачи и
      организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени
      готовности и их краткая характеристика.

    Учитель: Сегодня
    на уроке мы с вами познакомимся с Гражданской обороной (ГО) РФ, разберем
    понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО,
    рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока:
    “Гражданская оборона” (слайд 1).

    3. Усвоение новых знаний и первичная проверка. (37 мин)

    1- й учебный вопрос. (17 мин)

    Учитель: В
    начале нашего урока разберем понятие
    ГО.

    Какие ассоциации
    возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному
    слову-ассоциации записываем на доску
    ).

    Прочитаем их и выберем
    те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и
    др.).

    Нам необходимо дать
    определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам
    будет следующая схема с вопросами (слайд 2).

    Чтобы ответить на центральный
    вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

    Эти понятия существуют независимо
    друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова
    входят в представление о ГО
    ).

    Каким одним словом можно заменить
    все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос
    нашей схемы (записать его на доске).

    Итак, ГО — это система мероприятий.

    Найдите главное слово в
    словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

    Защита направлена на кого? (Учащиеся:
    население, граждане, материальные и культурные ценности
    ).

    Когда? (период времени) (Учащиеся:
    война
    ).

    Где? (Учащиеся: на территории
    РФ
    ).

    Гражданская оборона – это система
    мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и
    культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
    возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
    при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    2-й учебный вопрос. (20 мин)

    Рассмотрим задачи
    ГО на современном этапе
    .
    (10 мин) (слайд 18)

    Цели и задачи ГО определяются
    системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом
    внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения
    национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

    Учитель: Все
    эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

    Итак, мы с вами подошли к основному выводу (слайд
    25
    ) Организация и ведение ГО — важнейшие функции государства, составные
    части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.

    Учитель: В
    последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО,
    методах и способах ее деятельности: (слайд № 26) совершенствуются
    системы управления и (слайд № 27) оповещения ГО (в местах
    массового пребывания людей), (слайд № 28) организованы
    подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для
    национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного
    характера, и террористических проявлений, (слайд № 29)
    разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ, (слайд № 30-31),
    принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации
    государства, (слайд № 32-33) внедрение передовых космических,
    авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР, (слайд № 34),
    создана система обучения всех категорий граждан в области ГО (слайд 35).

    Организация
    ГО.
    (10 мин)

    Руководство
    ГО  в России осуществляет Правительство РФ.

    Государственную политику в области ГО осуществляет
    Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
    последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной
    власти организациях осуществляют руководители этих органов и организаций.

    Руководство ГО на территориях субъектов РФ и
    муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов
    исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного
    самоуправления. На схеме  представлена  структура органов управления
    гражданской обороны.
     

    Организация управления гражданской обороной  Российской Федерации

    Структурные подразделения организаций,
    уполномоченные на решение задач в области ГО

     

    Подготовка государства к ведению ГО
    осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения,
    военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при
    ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях
    начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных
    действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в
    отдельных её местностях.

    Силы ГОвоинские
    формирования, специально предназначенные для решения задач в области
    гражданской обороны, организационно объединенные в войска  гражданской обороны;
    аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

    Граждане РФ в области ГО имеют следующие
    права и обязанности:

    — проходить обучение по ГО:

    — принимать участие  в мероприятиях по ГО;

    — оказывать содействие органам
    государственной власти и организациям в решении задач ГО.

    Задачи

    обучение населения в области гражданской обороны;

    оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении
    военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
    чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в
    безопасные районы;

    предоставление населению убежищ и средств индивидуальной
    защиты;

    проведение мероприятий по световой маскировке и другим
    видам маскировки;

    Гражданская оборона это
    система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных
    и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
    возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
    при возникновении чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Магнелис в6 инструкция для беременных как принимать
  • Панкреофлат турецкий инструкция по применению цена
  • Электрик пошаговое руководство
  • Комбиотех вакцина от гепатита б инструкция
  • E sys psdzdata мануалы