Самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя

Особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Самостоятельную
работу под руководством преподавателя
целесообразно строить из трех основных
частей: вводной (установочной); собственно
самостоятельной работы курсантов и
слушателей по выполнению предложенного
задания (исполнительской) и подведения
итогов.

Занятие начинается
кратким вступительным словом преподавателя.
Вводная (установочная) часть должна
ориентировать курсантов и слушателей
на прочное освоение знаний, отработку
умений и если это предусматривается
заданием, то и навыков, которые необходимы
для его выполнения. На этом этапе
выясняется и уточняется, к каким
источникам следует обратиться при
возникновении затруднений, как и когда
проверить результаты самостоятельной
работы. Вводную часть занятия преподавателю
желательно ограничить до 5–10 минут.

Затем курсантам
и слушателям предоставляется возможность
выполнять рекомендуемые задания
самостоятельно. При этом способы их
самостоятельной работы выбирают
индивидуально, но методика
достижения конечной цели может
определяться преподавателем и включать
последовательность
изучения и усвоения учебно-методического
материала, пособий, руководств,
наставлений, техники и т. д.; определение
главного в изучаемом материале, сведения,
которые необходимо проработать и
законспектировать; просмотр учебных
кинофильмов и их обсуждение; работу
обучающихся по индивидуальным заданиям;
опрос в течение 7–10 минут с целью проверки
усвоения главного из предложенного
учебного материала.

В ходе занятий
преподаватель не должен устраняться
от руководства самостоятельной работой
курсантов и слушателей. Ему необходимо
постоянно наблюдать, все видеть, все
замечать. На первых занятиях полезно
побеседовать с каждым обучающимся,
задать несколько вопросов как для
контроля знаний, так и для установления
делового контакта с ними. Если выяснится,
что курсант (слушатель) не усвоил материал
или не уяснил задания, надо в доброжелательной
форме оказать ему помощь.

При возникновении
затруднений у обучающихся в разрешении
вопросов задания преподавателю нужно
предусмотреть, чтобы каждый из них мог
получить оперативную консультацию по
любому вопросу. Если при самостоятельной
работе возникают затруднения по одному
и тому же материалу (вопросу) у многих
курсантов и слушателей, то целесообразно
провести групповую консультацию.
Консультации не должны быть продолжительными.
Индивидуальные обычно в течение 1–2,
групповые – 2–3 минут.

Для контроля
усвоения учебного материала целесообразно
проводить в конце каждого занятия
групповое собеседование или обсуждение
изучаемого материала, проведение
контрольных работ и т. п. Такие мероприятия
при должной их организации позволяют
не только оценить знания материала, но
углубить и закрепить его у курсантов и
слушателей.

Другой формой
проведения самостоятельной работы
может быть изучение учебного материала
по поставленным вопросам с последующим
коротким обсуждением каждого из них.
Контроль усвоения материала в данном
случае будет более действенным.

В заключительной
части самостоятельной работы

преподаватель подводит итоги, сообщает
(дает оценку), как работали курсанты и
слушатели. Возможен отчет отдельных
обучающихся, их заслушивание по
результатам самостоятельной работы.
Основная дидактическая цель подведения
итогов – научить курсантов и слушателей
анализировать ход и результаты работы,
аргументировать свои выводы, оценивать
содержание, рационально планировать
свою учебную деятельность.

Новые и, надо
сказать, широкие возможности в
самостоятельной работе над учебным
материалом открываются с появлением
на рабочих местах курсантов и слушателей
персональных ЭВМ и автоматизированных
обучающих систем. Их использование на
самостоятельных занятиях под руководством
преподавателя позволяет:

– расширить
информационную базу учебных занятий;

– повысить
активность курсантов и слушателей, из
пассивных “поглотителей информации”
они превращаются в ее “добытчиков”;

– развивать
способности к анализу и обобщению,
улучшать связанность, широту и глубину
мышления;

– облегчить
усвоение абстрактного материала,
представить его в виде конкретных
образов;

– приучить курсантов
и слушателей к точности, аккуратности,
последовательности действий;

– развивать
самостоятельность.

Выход на новое
качество подготовки будущих военных
специалистов в военном вузе видится в
переориентации учебных планов на широкое
использование самостоятельной работы
курсантов и слушателей, в том числе на
младших курсах; переводе наиболее
“продвинутых” обучающихся на
индивидуальные планы обучения, вовлечении
их в научную работу курсантов и слушателей.

В целом ориентация
учебного процесса в военном вузе на
самостоятельную работу обучающихся и
повышение ее эффективности предполагает:

– увеличение часов
на самообразование курсантов и слуша-
телей;

– организацию
постоянных консультаций, выдачу
комплектов заданий на самостоятельную
работу заранее или поэтапно;

– создание
учебно-методической и материально-технической
базы военного вуза (учебники, учебные
и учебно-методические пособия, компьютерные
классы и т. п.), позволяющие самостоятельно
осваивать дисциплину;

– развитие систем
дистанционного и открытого образования;

– доступность
лабораторий и специальных аудиторий
для самостоятельной работы курсантов
и слушателей и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Елагина В.С.

1

Хайрулин Ш.Ш.

1

Хайрулина Н.Н.

1

Рогожин В.М.

1


1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

Возрастающая потребность общества в инициативных военных специалистах, быстрое развитие военной техники требуют постоянного самообразования. Формирование внутренней потребности к самообучению становится непременным условием реализации личностного потенциала курсантов. Одним из факторов повышения качества военного образования является организация самостоятельной работы курсантов, которая выступает ведущей формой учебной деятельности в вузе. Самостоятельная работа обеспечивает повышение качества военно-профессиональной подготовки, развитие у курсантов творческих способностей, познавательного интереса, мыслительной деятельности, стремление к непрерывному приобретению новых знаний, овладению опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, а также опытом социально-оценочной деятельности. Организация самостоятельной работы курсантов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления деятельности в военном вузе: единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов, индивидуализации и дифференциации, профессиональной направленности, сознательности и активности.

самостоятельная работа

учебная деятельность

принципы и формы самостоятельной работы

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Учпедгиз, 1961.

2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования. – М., 1994.

3. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М. : МГУ, 2009.

4. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2009.

6. Усова А.В., Завьялов В.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. – М. : Высшая школа, 2004.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. – М. : Педагогика, 1988.

Подготовка высококвалифицированных военных специалистов требует совершенствования всех форм учебного процесса, развития у курсантов устойчивых навыков самостоятельного активного поиска и усвоения необходимых знаний, умения работать с учебной и научной литературой, овладения методологией самообразовательной деятельности. Решение этих задач невозможно без четко организованной, методически и содержательно обеспеченной самостоятельной работы курсантов как обязательной формы учебной деятельности, способствующей развитию умений учиться самостоятельно.

Самостоятельная работа в аудиторное и особенно во внеаудиторное время способствует развитию у курсантов активности, инициативности, самостоятельности, т.е. развитию качеств, обеспечивающих специалисту мобильность, конкурентоспособность и карьерную успешность. В процессе самостоятельной работы курсанты активно овладевают знаниями и умениями, которые становятся достоянием, приобретают личностный смысл и значимость. Организация внеаудиторной самостоятельной работы курсантов является достаточно сложной, в большей степени самоуправляемой и опосредованно контролируемой преподавателем формой обучения.

Проблема организации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательной активности и самостоятельности исследовалась многими педагогами и психологами. В педагогических трудах К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал исключительное значение самостоятельной деятельности учащихся, считая её «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения», а самостоятельность рассматривал главным условием успешного обучения и воспитания [7].

Вопросы организации самостоятельной работы в вузе, развития познавательной самостоятельности учащихся и студентов, влияния самостоятельности на продуктивность обучения в школе и вузе нашли отражение в исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, П.И. Пидкасистого, М.И. Скаткина, А.В. Усовой и др.  В педагогической психологии организация самостоятельной работы  рассматривается как одно из условий развития самостоятельности как важнейшего качества личности [5]. По мнению психологов, под самостоятельностью следует понимать умение учащихся формулировать цель предстоящей деятельности, настойчиво добиваться её достижения собственными силами, сознательно и инициативно выполнять действия не только в знакомой, но и в нестандартной ситуации, нести ответственность за принятие решений. 

Несмотря на достаточно пристальное внимание психологов и педагогов к организации самостоятельной деятельности учащихся, анализ различных подходов к определению понятия «самостоятельная работа» убеждает нас в том, что в дидактике до сих пор нет однозначного толкования его сущности.

Ученые-дидакты определяют понятие «самостоятельная работа» как форму организации процесса обучения и воспитания и не разделяют её на аудиторную и внеаудиторную [2]; как прием учения [6]; как метод обучения или форму организации деятельности учащихся, раскрывая её сущность через описание путей руководства деятельностью или форм организации учебных занятий с учащимися [1]; как любую организованную активную деятельность учащихся, направленную на достижение дидактической цели [4]; как качество познавательной активности [3].

Обобщая различные подходы к определению данного понятия, мы под самостоятельной работой будем понимать планируемый, организованный и осуществляемый под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия процесс выполнения курсантами комплекса заданий различного уровня сложности в специально отведенное для этого время (в нашем случае это время, отведенное для обязательной самостоятельной подготовки курсантов).

Самостоятельную работу курсантов характеризуют ряд признаков, среди которых: 1) выполнение самостоятельной работы без непосредственной помощи преподавателя; 2) опора на собственные знания и умения, убеждения и субъектный (жизненный) опыт, мировоззрение; выражение личного отношения и высказывание собственной аргументации; проявление инициативы и творчества; 3) напряжение мышления, его развитие, воспитание воли и целеустремленности курсанта, вызванные содержанием самостоятельной работы.

Содержание заданий для самостоятельной работы отличается большим разнообразием и включает в себя поиск необходимых знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.  В процессе самостоятельной работы курсанты устанавливают сущность фундаментальных (предметных) понятий; привлекают дополнительный учебный материал; самостоятельно применяют те или иные логические операции, осуществляют их выбор при выполнении заданий; развивают умения использовать знания в качестве инструмента для самостоятельного анализа проблем. Самостоятельность познавательных и мыслительных действий, безусловно, способствует  глубокому усвоению учебного материала, развитию умений выделять основные понятия, устанавливать причинно-следственные связи, определять главное. Только на основе такого осмысленного восприятия учебного материала развивается умение самостоятельно рассуждать, доказывать, строить умозаключения и высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию.

Работая самостоятельно, курсанты не только прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, но и развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных ситуациях.

Организация самостоятельной работы курсантов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления деятельности в военном вузе. Рассматривая принцип, как руководящую идею, рекомендации, направляющие деятельность преподавателя и курсанта на достижение поставленных целей, мы предлагаем следующую систему принципов, которые способствуют формированию у курсантов умений и навыков самостоятельной работы.

Принцип единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов. Аудиторные занятия должны обеспечивать выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми курсантами, при этом задания, разрабатываемые преподавателем, должны быть разного уровня сложности. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить своевременную консультацию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом в часы самоподготовки в учебной аудитории, лаборатории, учебной мастерской, в читальном зале библиотеки. Для успешности ее выполнения преподавателем разрабатываются методические рекомендации и указания, алгоритмы и предписания, обеспечивающие успешное выполнение заданий и направленные на развитие самостоятельности студентов. Методические рекомендации должны указывать последовательность изучения учебного материала по предмету, обращать внимание на особенности изучения отдельных вопросов, ориентировать курсантов на более важные и необходимые сведения, давать объяснения по вопросам программы курса, которые обычно вызывают затруднения. При этом преподавателю нужно помнить, что не следует перегружать курсантов творческими заданиями; необходимо чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеаудиторное время; давать студентам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий.

Принцип индивидуализации и дифференциации, позволяющий максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы курсантов. Реализация данного принципа предполагает разработку разноуровневых заданий, необходимость использования которых объясняется тем, что курсанты имеют различные интеллектуальные способности. Курсантам, отлично успевающим по предмету, следует предлагать индивидуальные задания повышенной сложности, участие в научно-исследовательской деятельности, в работе над исследовательскими, творческими, междисциплинарными проектами. Для более «слабых» курсантов необходимо организовывать дополнительные консультации. В военном вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к семинарам, практическим и лабораторным работам, зачетам и экзаменам, работа над рефератом и (или) курсовым и квалификационным проектами.

Принцип профессиональной направленности, способствующий переводу учебно-познавательной деятельности курсантов в военно-профессиональную. Военно-профессиональная направленность характеризуется личностными качествами будущего офицера, формируется и развивается на основе интереса к военно-профессиональной деятельности, теоретических знаний, подкрепляется собственным опытом, приобретаемым будущими офицерами в процессе профессионально ориентированных практик.

Принцип сознательности и активности. Активность личности социальна по своей природе и является показателем деятельной сущности человека. Активность присутствует во всех видах деятельности человека – познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и др., и характеризуется способностью человека производить социально и личностно значимые преобразования окружающего мира. Отношение курсанта к военно-профессиональной подготовке характеризуется активностью учения, освоения предметного содержания, которая определяет интенсивность взаимодействия обучающегося с предметом его деятельности. Принцип активности предполагает такое качество учебной и самостоятельной деятельности курсантов, которое характеризуется высоким уровнем положительной мотивации, сознательности и активности курсантов, осознанной потребности в усвоении военно-профессиональных знаний, умений и компетенций, результативностью и соответствием требованиям, предъявляемым обществом и государством к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров. Одним из условий реализации данного принципа является опора на самостоятельность курсантов.

Следует отметить, что для эффективного выполнения курсантами самостоятельной работы необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя объема самостоятельной работы в учебных планах, разработки учебно-методических пособий, направленных на ее организацию и помощь.

            Успех любого дела зависит от заинтересованности человека в достижении определенных результатов, уровня сформированности позитивной мотивации. Наличие серьезной устойчивой мотивации курсантов к самостоятельной работе является безусловным гарантом ее эффективности. Особенно важно сформировать у курсантов процессуальную (учебную) мотивацию, проявляющуюся в понимании ими полезности выполняемой работы. В качестве мотива самостоятельной деятельности курсанта выступает потребность в новых знаниях, возникающая в процессе решения познавательной задачи. Поэтому необходимы психологическая настройка курсанта, показ важности выполняемой работы для профессиональной подготовки, расширения кругозора, эрудиции военного специалиста. Необходимо доказать, что результаты самостоятельной работы помогут ему лучше понять лекционный материал, практические задания и т.д. В зависимости от курса, на котором учится студент, специфики изучаемого предмета задание для самостоятельной работы может быть весьма разнообразным. При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах целью самостоятельной работы было расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых курсантом на традиционных формах занятий. На старших курсах самостоятельная работа должна способствовать развитию творческого потенциала курсанта, проявлению его профессиональной направленности, выраженного военно-профессионального сознания и мышления.

Организуя внеаудиторную самостоятельную работу курсантов, необходимо сформировать достаточную степень их подготовленности к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины.

Контроль ставит курсантов перед необходимостью своевременно предоставлять результаты самостоятельной работы преподавателю. При этом никаких ограничений в выборе способа её выполнения перед курсантом не ставится. Результаты самостоятельной работы выражаются в подготовке и сдаче рефератов, зачетов, экзаменов, коллоквиумов, выполнении тестовых заданий в процессе текущего контроля. Предметом контроля, характеристикой результата выступают объём и степень правильности выполнения заданий, решения задач, качество подготовленного сообщения, доклада, реферата, а также степень трудоёмкости и затраченное время. Важной составляющей данного компонента является самоконтроль и самооценка результатов самостоятельной работы самим курсантом. Задача преподавателя — вооружить курсантов способами самопроверки и самоконтроля.

В педагогике выделяют две основные формы управления самостоятельной работой курсанта:

1) самостоятельная работа, организуемая самим курсантом в библиотеке, учебно-методическом кабинете, лаборатории и др., мотивируемая собственными познавательными потребностями и интересами и контролируемая самим курсантом, т.е. самоуправление в данном случае выступает основным видом контроля;

2) самостоятельная работа, предполагающая выполнение курсантом выданного учебного задания под руководством и контролем преподавателя. Этот вид самостоятельной работы организуется на лекциях, семинарских, практических занятиях. В ходе выполнения заданий и упражнений курсанты, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретают и совершенствуют знания, умения и навыки, накапливают практический опыт.

В целях интенсификации учебного процесса, наиболее рационального и эффективного использования времени, книжного и аудиторного фонда, консультационной помощи преподавателей в вузе проводится самостоятельная подготовка курсантов.

В зависимости от места, времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя, а также способа контроля результатов следует выделять следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий); систематическое чтение и конспектирование литературы по вопросам специализации; подготовка к семинарским и практическим занятиям, составление конспектов и планов для выступлений; написание рефератов, курсовых проектов; самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; подбор материала и написание рефератов и курсовой работы; самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях; обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках научного кружка; внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении заданий учебного и творческого характера; выполнение проектов исследовательского характера.

Самостоятельная подготовка курсантов организуется на всех курсах в часы, отведенные распорядком дня, в специально закрепленных за учебными группами аудиториях, читальных залах, учебно-методических кабинетах, специализированных классах. Для самостоятельной подготовки курсанты получают дидактические материалы и учебные пособия, имеющиеся в библиотеках и учебно-методических кабинетах кафедр. Во время самоподготовки курсанты имеют возможность получить индивидуальную консультацию у преподавателя, выполнить дополнительные задания или контрольную работу, пройти собеседование или тестирование, подготовить реферат, доклад. Преподаватель, наблюдая за самостоятельной работой курсантов, получает возможность определить уровень сформированных знаний, их глубину, прочность и системность, развитие познавательного интереса и способностей, умение применять полученные теоретические знания при решении практических заданий, что позволяет своевременно внести коррективы в процесс обучения.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Хайрулина Н.Н., Рогожин В.М. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24632 (дата обращения: 25.09.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК 12 2022 Г

Д. ЦЕХАНОВИЧ, полковник запаса,

В. ПАНКРАТОВ, подполковник

Смена целеполагания в высшем образовании, изменения в системе интеллектуальных ценностей и уход от Болонской системы привели отечественную высшую школу к вынужденной реконструкции. Возникшие изменения затронули профессиональную подготовку и воспитание будущего офицерского корпуса в военных вузах. Они поставили в зависимость от себя эффективность всей подготовки курсантов к предстоящей службе в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ). Важность интеграции происходящих изменений в систему военного образования вполне очевидна — стремительно развивающемуся обществу и обновляемой в сложных военно-политических условиях армии все больше требуются офицеры, способные реализовать программы реформирования современных войск и их развития.

Уже сложившаяся практика последних лет показывает, что уровень профессиональной компетентности выпускников современных военных вузов требованиям армии и общества соответствуют не в полной мере. Множество проблем у молодых офицеров вызывают: слабая профессиональная подготовка, низкий уровень мотивации на продуктивную деятельность, шаблонное мышление и пр. Отсюда и формируется потребность в совершенствовании системы обучения будущих офицеров.

Авторский коллектив имеет немалый опыт преподавания в военном вузе, в связи с чем полагает, что решение сформулированной выше проблемы может быть только комплексным, системным.

Проведенные ранее исследования проблематики [6, 7] указывают на огромный комплекс факторов, оказывающих влияние на подготовку военных специалистов. Однако большинство исследователей указывают на высокую степень значимости в системе обучения курсантов фактора образовательной среды. Мы поддерживаем подобные утверждения и предлагаем рассмотреть этот фактор более подробно, но не весь, а только в части, касающей его профессионально-ориентирующей функции.

На сегодняшний день четко и строго сформулированного понимания образовательной среды нет. Проводимое одним из авторов диссертационное исследование по схожей проблематике позволяет дать следующее определение: это педагогическое событие, представляющее из собой взаимодействие особых условий, влияющих на эффективность подготовки специалиста.

Образовательная среда любого вуза имеет множество функций, однако наиболее значимая в рамках обозначенной проблемы — ее профессионально-ориентирующая деятельность. Этим утверждением объясняется установление нами рамок рассмотрения такого педагогического события. Именно среда формирует основополагающие качества молодого офицера: высокий уровень патриотизма; уверенность в выбранной профессии; наличие компетенций, обеспечивающих его конкурентоспособность и востребованность в современной армии; нацеленность офицера на выполнение поставленных задач, обоснованная мотивация на продуктивное служение стране и творческое мышление. Другими словами, наличие качественной образовательной среды в учебном заведении будет способствовать решению обозначенной выше проблемы. Понимая ее и условия, при которых она может эффективно решаться, мы задаем вопрос: «Каким образом добиться качества образовательной среды в учебном процессе военного вуза?»

Ответ на поставленный вопрос сформулируем в виде некоторых выводов из анализа изученной нами актуальной научной литературы и новейших исследовательских трудов обозначенной проблематики.

В качестве яркого примера профессионально-ориентирующей деятельности можно привести проводимые в рамках учебного процесса Московского ВОКУ занятия по нетрадиционным для общевойскового училища темам, связанным с применением сложного и высокотехнологичного вооружения, организации нетрадиционных приемов и способов ведения боевых действий, изучению возможных критических ситуаций в работе с подчиненным личным составом.  Активно внедряются в процесс обучения рационализаторские предложения, изобретения и множество других мероприятий, позволяющих готовить конкурентноспособного, высококвалифицированного и востребованного офицера с соответствующими компетенциями. На рисунке 1 показан фрагмент огневой тренировки минометного расчета курсантов с применением учебно-тренировочного изделия «Вариант-А», изготовленного самими обучающимися.

Рис. 1. Фрагмент занятия с курсантами общевойскового училища по изучению нетрадиционного для них вооружения

Повышенный интерес преподавателей военного училища к образовательной среде продиктован желанием и необходимостью реагировать на поступательное развитие общества и, конечно же, стремительное совершенствование армии. А переход образовательных организаций высшего образования страны, в том числе и военных вузов, нa личностно-ориентированный путь обучения курсантов этот интерес укрепил и обозначил, как наиболее эффективный [1, c. 872].

Образовательная среда предоставляет возможность курсанту, постоянно находясь в коллективе, подразделении, команде, обучаться именно в личностно-ориентированном формате, а результат своего учебного труда воспринимать, как ценность, крайне ему необходимую [1, c. 881].

Работа преподавателя в личностном пространстве своего подопечного курсанта потребует от него реализацию индивидуально-направленных, возможно даже творческих, методов взаимодействия с обучающимся. Подобный процесс, как нам представляется, логично увеличит долю самостоятельного учебного-познавательного труда самого курсанта в поиске и освоении необходимого ему знания. Естественно, что организующую роль преподавателя при этом значительно усилит развитая образовательная среда военного вуза.

Возвращаясь к примерам, укажем на организацию самостоятельной подготовки курсантов Московского ВОКУ. Данное мероприятие в училище проводится регулярно под руководством ведущего преподавателя, а на кафедре ежедневно назначается состав так называемого консультационного пункта, предназначенного для проведения консультаций по теме предстоящих занятий в вечерние часы. На рисунке 2 показан фрагмент самостоятельной подготовки курсанта под руководством преподавателя.

Рис. 2. Самостоятельная работа курсанта под руководством ведущего преподавателя

В последние годы в высшем профессиональном образовании России наблюдается некоторое повышение уровня подготовки специалистов [8]. Такая тенденция установилась благодаря практике объединения образовательных организаций в научные центры, учебно-образовательные группы и пр. Вполне очевидно, что это эффективный тренд современного высшего образования в РФ.

Подобные инициативы предлагались президенту PФ E.B. Шмелевой известным политическим и общественным деятелем России, руководителем фонда «Талант и успех» при обсуждении проблем образования в России 22 августа 2021 года. Она предложила объединять образовательные организации России в единые учебные центры и образовательные комплексы. Речь шла об объединении не только территориальном, но и информационном и даже в цифровом форматах [9].

Анализ результатов объединения гражданских вузов страны в образовательные центры и группы, указывает на возможность функционирования аналогичной модели деятельности и военных учебных заведений. Авторский коллектив, исходя из проведенного анализа, представляет такую модель на рисунке 1. Обращаем внимание читателя на то, что представленная модель с уже выявленными «гражданскими» тенденциями доработана авторами с учетом опыта (хоть и крайне малого) межвузовского взаимодействия и сотрудничества с другими силовыми структурами страны.

Процесс интегрирования образовательной среды военного вуза в единое образовательное пространство, по мнению авторов, может протекать в трех направлениях.

Первое направление (на рисунке 3 оно обозначено буквой «а») предполагает возможность объединения образовательных организаций высшего образования между собой. Конечно же, это, в первую очередь, объединение образовательных сред вузов: их методических, профессиональных, научных, цифровых и др. потенциалов. Такое слияние позволит продуктивно обмениваться имеющимся опытом преподавания смежных дисциплин вузов, что обеспечит разностороннюю подготовку курсантов в ходе их обучения.

Уже первые результаты объединения образовательных программ обучения курсантов Московского ВОКУ и Военного университета MO PФ показывают стабильную положительную динамику, как в подготовке курсантов университета приемам и способам обращения с вооружением мотострелковых подразделений, так и в обмене опытом преподавания подобных дисциплин.

Второе направление (на рисунке 3 оно обозначено буквой «б») предполагает активное встраивание образовательной среды военного вуза в процесс подготовки специалистов других образовательных организаций (в т.ч. не высшего образования), а также учебных заведений, как МО РФ, так и других силовых структур.

Рис. 3. Модель функционирования образовательной среды военного вуза в едином образовательном пространстве

Это и организация взаимодействия с органами военного и иного управления. Такая работа, уверены авторы модели, обеспечит накопление опыта учебной деятельности и воспитания курсантов, позволит расширить его до границ аналогичной деятельности в других (младших и старших по статусу) организациях.

Подтверждают нашу уверенность в целесообразности подобного взаимодействия положительные результаты формирования в 2022 году совместной учебно-образовательной группы преподавателей Московского ВОКУ и офицеров Главного управления Росгвардии для повышения уровня подготовки своих сотрудников.

Кроме того, обозначенное направление, мы считаем, укрепит тенденцию преемственности в военном образовании, готовности и желания молодого человека связать свою жизнь со службой в армии еще до поступления его в высшую военную школу.

В качестве такого примера следует указать на системную положительную практику задействования курсантов старших курсов общевойскового училища в проведении занятий и организации повседневной деятельности воспитанников суворовских училищ и курсантов военных учебных центров в ходе проведения сборовых мероприятий на базе прославленного вуза. На рисунке 4 показан фрагмент такого занятия.

Рис. 4. Занятие с воспитанниками Суворовского училища, проводимое курсантом военного вуза

Совместная деятельность курсантов военного вуза с воспитанниками среднего общего и обучающимися высшего профессионального образования, позволит погрузить будущих офицеров в реальную учебно-управленческую обстановку. Это повысит уровень компетенций выпускников военных вузов и как руководителей, и как организаторов.

Третье направление — на рисунке 3 оно обозначено буквой  «в». Это направление в представленной модели «отвечает» за реализацию и оценку полученного опыта обучения военных специалистов в вузе. Мы уверены в справедливости утверждения о том, что реализация такого опыта — ничто иное, как его совершенствование. Это позволит более ответственно подвести курсанта к необходимым стандартам и квалификационным требованиям к моменту его выпуска из стен вуза. В направлении «в» ярких примеров, к сожалению, пока нет. Коллектив авторов предлагает считать его как перспективный и ограничиться лишь констатацией необходимости организации эффективной войсковой и производственной практик, т.е. профессиональной ориентации курсанта, в ходе его обучения. Практика позволит добиться связи обучения с жизнью, а теории c практикой. Направление «в» (рис. 3) четко указывает нa степень, характер и место вовлечения курсанта в такую деятельность.

Эффективность же вовлечения курсантов в практику будет наивысшей при организации двусторонней связи вуза и практикующей стороны. Конечный результат такой деятельности, мы уверены, необходимо закладывать в основу подходов к совершенствованию профессионально-ориентирующей функции образовательной среды современного военного вуза. Зависимость практических умений курсантов от возможностей образовательной среды учебного заведения, позволит в том числе преподавателю управлять ею, а значит и регулировать уровень подготовки будущего офицера.

Эффективное управление, особенно со стороны преподавателя способно вскрывать проблемные вопросы, c которыми формируемый в стенах вуза специалист обязательно столкнется в своей предстоящей профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что максимально эффективным управление будет в том случае, если деятельность преподавателя от вуза будет дополняться работой куратора, назначаемого от стажирующей организации. Их плотное взаимодействие обеспечит более эффективный познавательный труд курсанта на практике.

Формирование единого образовательного пространства и включение в него военных и гражданских вузов, других образовательных и научно-исследовательских организаций, органов управления образованием, войсками, ведомствами гарантированно обеспечит повышение качества подготовки будущего офицерского корпуса России. Значительно дополнит это качество привлечение к такому процессу потенциальных работодателей — командования соединений и частей Министерства обороны и гражданских сфер деятельности.

Подтверждает целесообразность такой работы совместная деятельность учебно-методического центра «Авангард» и руководства Минобороны. Она заметно повышает привлекательность службы в рядах BC PФ, обеспечивает доступность соответствующей информации для современной молодежи. Такое сотрудничество позволяет привлечь талантливых и способных молодых людей к получению военной профессии.

Конечно, далеко нe каждое объединение следует считать необходимым. Надо понять цель объединения образовательных организаций, определить, какого офицера, специалиста необходимо подготовить (командного или управленческого звена, воспитателя или офицера иных специальных структур), какую деятельность и в каких условиях он будет ее вести, понять его профильную направленность.

Немаловажное условие эффективной подготовки курсантов — формирование в рамках вуза тесных междисциплинарных и межкафедральных связей [3, с. 493]. Они повысят централизацию подготовки курсантов, степень взаимодействия педагогов разных профилей в ходе изучения одного явления, объекта или процесса, зададут единый путь и темп в обучении курсантов.

Подготовку курсантов к профессиональной деятельности нельзя реализовать, не опираясь на научный потенциал, учебное, методическое и материально-техническое обеспечение вуза. Это необходимые условия совершенствования профессиональной направленности образовательной среды [4, с. 134]. В обучении будущего офицера нельзя полагаться лишь на «слепую» передачу курсанту знаний. Необходим целый комплекс спланированных межкафедральных, междисциплинарных мер. Например, разработка соответствующих этому процессу документов, которые сформируют в обучении курсанта обобщенные цели, целесообразное содержание, укажут преподавателю наиболее эффективные методы и формы организации с курсантом взаимодействия и многое другое. Такими документами могут быть единые междисциплинарные учебные программы, учебные и методические пособия.

Использование технических средств обучения, научного и учебного потенциалов вуза не даст результата без интенсивной самостоятельной работы курсанта и совершенствования профессиональной направленности образовательной среды вуза. Существует прямая зависимость эффективности подготовки курсанта в ходе реализации учебного процесса в вузе от продуктивности его самостоятельного труда, который опирается на научный потенциал военных педагогов. Необходимо повышать уровень профессиональной деятельности военных педагогов и стимулировать их организующую функцию в преподавании, таким образом возрастет и качество самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Говоря о необходимом качественном состоянии современной высшей военной школы, следует указать на обязательное присутствие в их учебных процессах сетевых онлайн и офлайн образовательных технологий. Естественно, они должны быть инновационными [2, c. 127].

 Например, такие сетевые ресурсы, как QClick-NLogo и Turning Technologies уже зарекомендовали себя как эффективные компоненты образовательной среды Московского ВОКУ. Они позволяют курсанту самостоятельно изучить некоторые вопросы темы, при этом освоение материала проходит строго в индивидуальном формате, но под online или offline контролем со стороны преподавателя. Технология предполагает задействование электронных форматов учебников, пособий и, даже видео- и фото- документов. На рисунке 5 показан элемент самостоятельной работы курсанта военного вуза с использованием сетевых образовательных ресурсов. Авторы статьи обращают внимание на то, что перед обучающимся на фото расположены три монитора.

Рис. 5. Фрагмент самостоятельной работы курсанта военного вуза с использованием сетевых образовательных ресурсов

Каждый из них обеспечивает работу с интернет-ресурсами, внутри­вузовскими учебно-информационными базами данных и, по всей видимости, монитор с программой тест-контроля. В качестве подобной самостоятельной работы сомневаться не приходится.

Электронные базы данных и электронные библиотеки — это не менее продуктивные составляющие учебного процесса и успешно применяются в обучении «Кремлевских курсантов1». База данных «Стрелок-Эл» и библиотека «Билио-Эл», как и программа единого оперативного дистанционного обучения («SHA-программа») [10] входят в основу образовательной среды училища. При необходимости, они могут легко интегрироваться в единое образовательное пространство нескольких вузов.

В процессе службы офицер индивидуально работает с подчиненным, обучает его, готовит к жизни в коллективе, обществе в соответствии с современными требованиями. Для подготовки такого офицера, успешно справляющегося с такими задачами, требуется время, и говорить об оперативности здесь сложно.

В этой связи подготовка специалиста в современном военном вузе, мы уверенны, должна обеспечивать принцип опережающего характера обучения. Другими словами, необходимо не только формирование у выпускника необходимых компетенций, но и его адаптация к условиям будущей профессиональной деятельности [6]. Решение такой задачи должно начинаться именно в вузе и с самого первого дня обучения в нем курсанта.

Преемственность образования (о ней упоминали выше) указывает на необходимость подстраивать обучение на предшествующей ступени под требования последующей — для полноценного профессионального ориентирования молодого человека. Еще одно проявление этой необходимости — способность предвидеть новые требования социального заказа и опередить их в действии профессионально-ориентирующей функции образовательной среды.

Возможность прогнозирования и опережающее развитие профессионально-ориентирующей функции образовательной среды военного вуза — два фактора, влияющих на подготовку учебным заведением полноценного специалиста, необходимого современной и динамично меняющейся армии. В статье в качестве специалиста указывается офицер как управленец, лидер, руководитель, организатор военно-политической работы. Следовательно, и важность этих факторов возрастает многократно [5, с. 22].

Формирование конкретной по содержанию и функционалу образовательной среды вуза и придание ей оптимальности значительно усилит профессиональную направленность военного образования, позволит организовать адресное содержание всей педагогической системы военного вуза.

Все это позволит считать, что направление профессионального ориентирования курсанта в рамках образовательной среды должно быть попутным c направлением личностно-ориентированного образования. А перспективы офицера (служебные, личностные) должны совпадать с его полезной деятельностью в обществе.

В современном вузе формирование образовательной среды, направленной на единое профессиональное и личностное ориентирование обучающегося, находится в числе приоритетных задач их руководителей, административно-управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава.

Для выполнения этой задачи командованием вуза созданы все условия, однако имеются различные взгляды и авторские подходы к организации образовательной среды и ее совершенствованию. Достаточность указанных условий обусловлена огромным творческим, научным и методическим потенциалом участников образовательного процесса каждого конкретного военного вуза.

Предложенные в статье направления развития профессионально-ориентирующей функции образовательной среды военного вуза не исключают иные пути ее совершенствования. Авторы предлагают к их осмыслению и организации подходить творчески, учитывая все особенности и условия деятельности конкретного учебного заведения высшей военной школы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шапран Ю.П., Шапран O.И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. Казань. 2016. № 8 (88). Изд. «Молодой ученый». C. 868-891.
  2. Белим C.B., Ларионов И.Б., Ракицкий Ю.C. Разработка электронной образовательной среды вуза // Математические структуры и моделирование. Омск. 2017. № 5 (41). С. 119—141.
  3. Абдуллаева O.C. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза // Молодой ученый. Казань. 2015. № 11 (58). ООО «Издательство Молодой ученый». C. 490-496.
  4. Тарасов C.B. Образовательная середа: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета. Санкт-Петербург. 2010. № 4. T.3. C. 132–139.
  5. Алехин И.A. Тренин И.B. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов на основе интеграции информационных и дидактических ресурсов военного вуза // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве. Москва. 2015. C. 19-25.
  6. Герасимов B.И. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск). Автореф. дис. д-ра пед. наук / В.Н. Герасимов. — М.: Изд-во BУMO PФ, 1996.
  7. Артюхина А.И.  Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета). Автореф. дис. д-ра пед. наук / А.И. Артюхина. — Волгоград.: Изд-во Bолгоградский ГПУ, 2007.
  8. Ткаченко И.А. Дидактическое обеспечение повышения качества подготовки специалистов технического профиля в вузе. Дис. кан. пед. наук / И.А. Ткаченко. — Кемерово.: Изд-во Кемеровский ГУ, 2018.
  9. Степанова А. Президент России поддержал предложения руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой в сфере образования. Электронный ресурс: https://tvkrasnodar.ru/obshchestvo/2021/08/27/prezident-rossii-podderzhal-predlozheniya-rukovoditelya-fonda-talant-i-uspekh-eleny-shmelyevoy-v-sfe/ (дата обращения: 18.06.2022).
    1. Цеханович Д.Б. Образовательные технологии дистанционного обучения вуза. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». Москва. 2022. № 2(22). T.2. C. 108–112. DOI 10.37882/2223-2982.2021.02.38.

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич2, Мочалов Александр Викторович3, Тимохин Андрей Михайлович4, Муталибов Забур Алаудинович5
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, преподаватель
2Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, старший преподаватель
3Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, заместитель начальника
4Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник отдела
5Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник цикла

Аннотация
В этой статье рассматриваются вопросы организации и проведения самостоятельной работы студентов (курсантов) как одной из форм учебной деятельности в военных вузах; определяется важность такой работы для качественного обучения по выбранной специальности. Предлагаемый алгоритм ведения самостоятельной работы позволит преподавателям и студентам овладеть системой военно-профессионального образования, а также получить возможность к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию.

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich2, Mochalov Aleksandr Viktorovich3, Timokhin Andrey Mikhailovich4, Mutalibov Zabur Alaudinovich5
1Far Eastern Federal University, Military training center, teacher
2Far Eastern Federal University, Military training center, senior lecturer
3Far Eastern Federal University, Military training center, deputy head
4Far Eastern Federal University, Military training center, head of department
5Far Eastern Federal University, Military training center, head-cycle

Abstract
This article discusses the issues of organizing and conducting independent work of students (cadets) as a form of educational activity in military institutions; determined the importance of this work for qualitative education in the chosen specialty. The proposed algorithm for the management of independent work will allow teachers and students to master the system of professional military education, and also get the opportunity to further independent self-education and self-development.

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Самостоятельная работа студентов (курсантов) в военных вузах // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5462 (дата обращения: 12.07.2023).

Самостоятельная работа студентов, как одна из основных форм учебной работы, играет огромную роль в их многоплановой деятельности. Цель самостоятельной работы заключается в разностороннем, самостоятельном овладении суммой необходимых качеств, формировании умения учиться, решать научные проблемы.

В учебном процессе преподаватель обязан обучать студентов учиться без посторонней помощи, готовить их к самостоятельной деятельности на научной основе, а не методом проб и ошибок.

Для достижения цели самостоятельной работы студентам необходимо в процессе учения решать следующие задачи:

-овладевать необходимыми знаниями, умениями, навыками (или как сейчас принято говорить – компетенциями);

 -вырабатывать необходимые качества, мнения, убеждения;

-научиться заниматься самообучением, самовоспитанием, самоконтролем.

В процессе самостоятельной работы студенты должны выполнять все принципы учения: сознательность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, активность, организованность, взаимопомощь, самовоспитание и др. От полноты и правильности их понимания и соблюдения студентами в ходе учебной деятельности зависит качество и эффективность решения задач самостоятельной работы и достижения поставленной цели. Выполнение принципов обучения во многом зависит от методов обучения и учения, которыми преподаватель должен владеть в совершенстве и обучать им студентов.

В части, касающейся самостоятельной работы, преподаватель должен при помощи соответствующих методов, способов и приемов показать важность этих принципов учения, доказать необходимость их соблюдения и выполнения, убедить студентов в их жизненности и неотвратимости. Это одна из важных задач преподавателя в учебно-воспитательной работе.

Организационная часть обучения – самостоятельная работа студентов – включает в себя:

-работу на всех видах классных занятий;

-работу в часы самостоятельных занятий как вида классных занятий;

-самостоятельную подготовку по распорядку дня;

-работу в личное и свободное время студентов.

Обучаясь на аудиторных занятиях различного вида, студенты должны быть внимательными, собранными, исполнительными, творчески и активно воспринимать учебный материал, запоминать и понимать его, а не формально присутствовать на них. Пассивная работа, лишенная осмысливания материала, его усвоения и воспроизведения при необходимости, позволяет студенту только записывать слова, формулы, выполнять рисунки без их понимания. Искусство преподавателя и заключается в том, чтобы овладеть вниманием студентов, заинтересовать рассматриваемым вопросом, активизировать умственную и практическую деятельность на каждом виде классного занятия.

Активизация и интенсификация деятельности студентов на занятии способствует творческому и сознательному усвоению учебного материала, прочному овладению уровнями знания.

Самостоятельное занятие организуется и проводится специально для обучения студентов методам, способам и приемам учения.

В высших военных учебных заведениях одним из важных        видов самостоятельной работы является самостоятельная подготовка студентов в часы, предусмотренные распорядком дня. На самостоятельную подготовку студентам, согласно современным педагогическим представлениям, должно отводиться 2 часа в день.

Цель обучения в военном вузе – военно-профессиональное образование студентов: вооружение их необходимой в рамках военной специальности системой теоретических знаний, практических умений и навыков, а также способностью к дальнейшему самостоятельному самообразованию и саморазвитию. Для достижения этих целей необходимо… формирование потребности в дальнейшем военном самообразовании; привитие студентам вкуса к чтению военно-периодических изданий, информационных бюллетеней Вооруженных Сил, военно-технической и военно-мемуарной литературы  [1].

На самоподготовке студенты повторяют и изучают лекционный материал, расширяют, углубляют и закрепляют теоретические знания, готовятся к предстоящим лекционным и практическим занятиям и т.д.

В отличие от различных видов классных занятий самостоятельная подготовка студентов организуется и проводится без преподавателей. Студенты работают по своим личным планам, при составлении которых преподаватели должны оказывать помощь в определении объема работ и затрат времени, последовательности и систематичности действий. Определяя объем учебного материала, который должен быть изучен студентами на самоподготовке, преподавателю необходимо помнить о бюджете времени на его изучение по данному предмету. Этот бюджет определяется учебным планом на каждую дисциплину.

На самоподготовке студенты используют различные методы, способы и приемы изучения материала, которыми их вооружили преподаватели или они сами выработали. Чтобы у ученика был интерес к учению, учитель должен на аудиторном занятии работать в зоне ближайшего развития, на самостоятельную работу выносить задачи, лежащие в зоне актуального развития, никогда не Работать в зоне запредельного развития [2, с.43].

Самостоятельная подготовка студентов должна контролироваться. При контроле определяются посещаемость самоподготовки, готовность и ход ее, обеспечение необходимыми пособиями, условия работы. Контроль необходимо осуществлять таким образом, чтобы как можно меньше отрывать студентов от работы, не отвлекать их внимание от выполнения запланированных работ, заданий, действий.

Во время самоподготовки может проводиться консультация студентов. Она организуется для всей учебной группы или индивидуально, в самом учебном помещении аудитории. При необходимости преподаватель может приглашать отдельных студентов на собеседование с целью выявления хода усвоения формируемых компетенций. Консультации проводятся в четко определенные дни и часы, установленные на кафедре.

Преподавательский состав должен обеспечить нормальные условия для работы обучаемых, особенно отстающих в учебе, пропустивших классные занятия по болезни, из-за несения службы нарядов (для курсантов военных учебных заведений) и т.д.

В методическом плане функции преподавателя сводятся к организации, планированию, обеспечению и контролю самостоятельной работы студентов (кроме классных занятий), созданию нормальных условий и консультациям, что должно способствовать качественной, эффективной и производительной учебной деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

Целесообразно для студентов разрабатывать методические рекомендации по отдельным дисциплинам для самостоятельного изучения учебного материала, представляющего определенные сложности.

Важное место в организации самостоятельной работы студентов (кроме классных занятий) занимает личный план. Умение организовать свой труд, спланировать работы и правильно распределять бюджет имеющегося времени во многом определяет успех учения.

Самостоятельная работа студентов занимает определяющее место в процессе подготовки специалистов в вузах. Её организация под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующим приобретение и закрепление знаний, работу с необходимой литературой, навыки принятия решений[3].

Совершенствование содержания и форм организации и контроля самостоятельной работы студентов следует считать важнейшей составной частью процесса перехода на многоуровневое профессиональное образование. При этом эффективность самостоятельной работы студентов зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой и современной электронной техникой [4].

Организация самостоятельной работы в процессе вузовской подготовки позволяет создать особое образовательное пространство, в котором объединяются траектории личностного и профессионального роста обучающегося, проектирующего свой образовательный маршрут. Таким образом, самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для выработки профессиональной самостоятельности, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, формирование профессиональных компетенций. [3].

Парадигмой современного образования должно стать образование для личностного развития на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на ценности и смыслы, приобретающие личностную значимость. Центральное место в системе образования должно отводиться  самостоятельной работе [5].

Библиографический список

  1. Сергеев Е.А. Совершенствование технологии организации самостоятельной работы студентов вуза// Творческое наследие А.С. Посникова и современность. – 2014. — № 8. – С. 152-158.
  2. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
  3. Исакова Т.Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. –  2015. — № 2 (18). – С. 97-105.
  4. Дрянных Н.В., Куклина Л.В. Самостоятельная работа как средство развития профессионально-личностной компетенции// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. — № 3 (19). – С. 94-97.
  5. Шарипов Ф.В. Формирование технической культуры студентов военного вуза// Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. — № 4 (53). – С. 66-74.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Формирование творческой личности будущего офицера является актуальной проблемой не только военного вуза, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества.

Сущность новых требований к подготовке выпускников военного вуза состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

Особую роль в профессиональной подготовке выпускников военных вузов играет профессорско-преподавательский состав кафедр, призванный обеспечить усвоение курсантами знаний, определенных государственным образовательным стандартом. Наибольшая трудность при подготовке курсантов, с которой сталкиваются преподаватели – это то, что курсанты младших курсов недостаточно готовы к самостоятельной, а тем более творческой работе.

В связи с этим основной задачей преподавателей является внедрение таких форм самостоятельной работы курсантов, которые предусматривали бы поэтапное формирование и развитие у курсантов навыков самостоятельного выполнения учебных заданий.

Учитывая неполную адаптацию вчерашних школьников к вузовским условиям, для успешной мотивации систематической работы курсантов следует использовать традиционные и достаточно эффективные приемы: контроль и индивидуализация на всех видах занятий. Самостоятельная работа курсантов дает положительные результаты в случае проведения максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени.

Первой и базовой формой самостоятельной работы курсантов является работа с учебной литературой. Самостоятельная работа включает в себя работу над теоретическим материалом, подготовку к практическим, лабораторным, семинарским занятиям и т.д. Сюда же входит организуемая самостоятельная работа курсантов, которая осуществляется при консультационной и методической помощи преподавателя.

Следует подчеркнуть особую роль методического обеспечения при организации самостоятельной работы курсантов. Подготовка конспектов лекций, обучающих и контролирующих программ, учебных пособий и т.п. – основной путь, который позволяет формировать методическую базу для самостоятельной работы курсантов.

Учет в процессе организации самостоятельной работы индивидуальных особенностей курсантов имеет очень большое значение. Преподаватель должен учитывать разный интеллектуальный уровень курсантов одной группы и строить процесс обучения таким образом, чтобы он отвечал познавательной потребности более подготовленных курсантов с уже сформировавшимся складом мышления и содействовал выработке потребностей к знаниям курсантов средних способностей.

В отдельных вузах Министерства обороны Российской Федерации преподаватели кафедр практикуют использование так называемых вводных тестов. Тестирование проводится в начале семестра с целью определения типа индивидуальности курсанта, оценки уровня подготовки (знаний) по данной дисциплине. Дальнейшее обучение курсантов ведется на практических занятиях с учетом уровня их подготовки, склонностей, способностей и интересов. Разработанные и используемые учебные пособия содержат задания разной степени сложности, что позволяет преподавателю подбирать индивидуальный пакет заданий для работы на практических занятиях и в часы самоподготовки с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки курсантов.

На начальном этапе обучения можно выделить следующие важные направления деятельности преподавателя:

— привить курсантам навыки самостоятельной работы с учебной литературой;

— развить умения ставить вопросы и под руководством преподавателя находить на них ответы;

— научить анализировать полученные результаты;

— решать нестандартные задачи творческого характера.

Контроль за уровнем получаемых курсантами знаний на данном этапе достаточно традиционен: проверка и оценка качества конспектирования учебного материала, быстроты и качества выполнения заданий, описания и анализа результатов, умения работать с техникой, пользоваться справочной литературой.

Однако уже на первом курсе для формирования у курсантов более сложных интеллектуальных умений необходимо включать в процесс обучения разнообразные формы организации и контроля самостоятельной работы, в том числе и такую работу, которая выполняется под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя является базой для участия в научно-исследовательских работах на кафедрах вуза, обеспечивающих учебный процесс. При этом курсант, изучая разные дисциплины, проходит путь от простой репродуктивной деятельности к творческой работе. Научно-исследовательская работа курсантов охватывает различные регламентированные и факультативные формы самостоятельной работы, дополняя одна другую. При этом предполагается целенаправленное, поэтапное обучение курсантов приемам и навыкам самостоятельной работы на основе углубленного изучения и творческого освоения дисциплин учебного плана, а также органическое единство учебной, научной и воспитательной работы.

Важной составляющей частью самостоятельной работы является выполнение курсантами контрольных заданий, по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Использование индивидуальных контрольных заданий, учитывающих уровень подготовки курсантов и их способности, повышает эффективность и практическую отдачу самоподготовки.

Другим видом работы организуемой преподавателем является промежуточный контроль. В семестре преподаватель планирует несколько промежуточных контролей, когда он проверяет работу курсантов по изучаемой дисциплине, делает необходимые корректировки и оказывает методическую помощь: рекомендует справочную литературу, учит работать с ней. Это особенно важно на младших курсах, когда значительная часть курсантов не готова к самостоятельной работе, не умеет ее организовать, правильно спланировать, а тем более творчески исполнить.

Организация самостоятельной работы включает, как важнейший элемент, постоянный контроль со стороны преподавателя этой работой. Можно выделить следующие этапы:

— стартовый контроль (в начале каждого семестра);

— текущий контроль;

— промежуточный контроль (в конце семестра обучения после окончания изучения дисциплины).

Следует отметить тот факт, что внедрение рейтинговой системы оценки знаний курсантов органически вписывается в общую систему организации самостоятельной работы курсантов и является важным инструментом обеспечения постоянного контроля и самоконтроля за самостоятельной работой и повышения ее эффективности.

Рейтинг включает в себя текущий (семестровый) рейтинг успеваемости курсантов. Использование рейтинговой системы обучения и контроля знаний курсантов позволяет регулярно контролировать, своевременно корректировать и таким образом правильно организовывать и управлять самостоятельной работой курсантов.

Рейтинговая система контроля:

— повышает ритмичность работы курсантов;

— вносит элементы состязательности;

— обеспечивает тщательный контроль всех разделов и тем учебной дисциплины;

— повышает прочность знаний за счет систематической работы курсантов;

— повышает объективность итоговой оценки по дисциплине;

— дает объективную информацию для поощрения курсанта.

Рейтинговая система стала важным атрибутом разрабатываемых новых технологий обучения.

Совершенствование содержания и форм организации контроля самостоятельной работы курсантов следует рассматривать как составную часть процесса перехода на многоуровневую структуру высшего профессионального образования. При этом эффективность самостоятельной работы зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, современной электронной техникой.

Использованные источники:

1. Зиновьева В.А. Усвоение и контроль знаний // Высшее образование в России. – М., 2003.

2. Трифонов В.В. Текущий контроль в обучении: Методические рекомендации. – М.: МО РФ, 2004.

3. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. – М., 2005.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Доппельгерц гинкго билоба инструкция по применению цена отзывы
  • Commax cdv 35h инструкция на русском
  • Лекарство микардис инструкция по применению цена отзывы
  • Вытяжка эликор эпсилон 60 инструкция по установке
  • Тауфон глазные капли инструкция цена в россии