Самоанализ организации игровой деятельности
в подготовительной к школе группе.
2020 2021 учебный год.
воспитатель : Бабкина Л.В.
Основной целью своей работы
считаю развивать, обучать и воспитывать дошкольников с помощью игровой
деятельности, так как игра – одно из самых сильных воспитательных средств в
руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Большое внимание уделяю планированию
игровой деятельности. Регулярно планирую и провожу с детьми все виды игр : а)
игры с правилами : дидактические ( настольно – печатные, игры с предметами,
словесные) и подвижные; б) творческие или ролевые игры: сюжетно – ролевые, строительно
– конструктивные и театрализованные. Право ребенка на игру предоставляю не
только в специально отведенное в режиме дня время, но и в процессе любой
деятельности в течение дня.
Организация игровой предметно – пространственной
среды в группе отвечает «Концепции построения игровой среды для организации
жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» Принципы построения
развивающей среды соответствуют личностно – ориентированной модели
взаимодействия взрослого с ребенком. Игровая среда в группе построена с учетом
половых различий детей, что предоставляет возможность как мальчикам, так и
девочкам проявлять свои склонности в соответствии с половым поведением,
принятым в обществе. Предусмотрено в группах игровое «зонирование», которое в
тоже время не разобщает играющие группировки, а способствует их
взаимодействию. Постоянно провожу работу по оформлению игровых зон,
изготовлению атрибутов. В группах мебель и игровое оборудование установлены
так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для игр с точки
зрения его эмоционального состояния. В группах имеются дидактические игры,
настольно – печатные игры, направленные на социальное, эмоциональное и
нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически
целесообразны и соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество
игрового оборудования , атрибутов для сюжетно – ролевых игр, театрализованных
игр. Но в связи с пандемией не все игры и игровое оборудование находятся в
доступном детям месте.
Достаточно владею знаниями и
умениями по организации и руководству игровой деятельностью и в своей работе
применяю методику Михайленко Н.Я. Часто становлюсь «играющим партнером» и
формирую игровые умения детей в совместной игре со взрослым. Поддерживаю инициативу
детей и их творческую выдумку; формирую игровые умения, которые обеспечивают
самостоятельную детскую игру детей, в которой они по собственному желанию
реализуют разнообразные содержания и свободно вступают во взаимодействие со
сверстниками в небольших групповых объединениях, формирую у своих воспитанников
отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Развиваю все компоненты детской игры: обогащаю игровые действия, тематику и
сюжеты игр; развиваю умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой
диалог, создавать игровую обстановку используя для этого реальные предметы и
их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Я считаю, что важным средством в воспитании дошкольников является
игра. Это ведущий вид деятельности. Ведущее положение игры определяется не
количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она
удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются
другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому,
умственному развитию ребенка. Игры предоставляют возможность развивать у детей
произвольность таких психических процессов как внимание и память. Исходя из
личных наблюдений, могу сделать вывод, что в игре дети охотно преодолевают
значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс
усвоения знаний. В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,
классифицирует предметы по тем или иным признакам.
У дошкольников сформированы разнообразные игровые
интересы. В играх они проявляют инициативу. Выступают с предложениями по
созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазируют,
комбинируют реальное и фантастическое в игре. Придумывают игры «с продолжением»,
активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.
Доброжелательны к сверстникам, проявляют интерес к замыслам
других детей. Участвуют в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знают
много подвижных и других игр. В играх с готовым содержанием правил, контролируют
действия других играющих, охотно знакомят детей с играми. Объясняют и показывают
им игровые действия. Придумывают новые варианты игр, действуя по аналогии с
известными.
В перспективе планирую продолжать изучать методические
разработки по организации игровой деятельности, регулярно обновлять игровое
оборудование, дидактические игры по речевому развитию.
Обновлено: 23.09.2023
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому развитие способности педагога к самоанализу деятельности является основным условием для выявления профессиональных затруднений и образовательных потребностей.
Можно выделить пять групп педагогов с различным соотношением мотивационных доминант и проследить их зависимость от принадлежности педагога к определенной стажевой группе:
1 группа — педагоги с доминирующей внутренней мотивационной доминантой, для которых характерно стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу. Чаще всего педагоги с этой мотивационной доминантой встречаются в группе педагогов, имеющих педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет.
2 группа — педагоги, для которых ведущими являются внутренняя и внешняя положительные мотивационные доминанты. Для данной категории педагогов характерны как стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, желание добиться признания, так и ориентация на саморазвитие. Эта группа педагогов является самой многочисленной, ее представители в значительном количестве представлены в различных стажевых группах.
3 группа — педагоги с доминирующей внешней положительной мотивационной доминантой. Эти педагоги ориентируются на внешние оценки своей деятельности, они весьма чувствительны к материальным стимулам. Именно такие педагоги наиболее подвержены воздействию разнообразных стимулов, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Наибольшее количество педагогов с доминирующими внешними положительными мотивами встречается среди педагогов со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет.
4 группа — педагоги с доминирующими внешними как положительными, так и отрицательными мотивами. Так же как педагоги предыдущей группы они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности, поскольку педагоги данной категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов встречается в стажевой группе педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.
5 группа — педагоги с доминирующими внешними отрицательными мотивами. Данный тип педагогов отрицательно относится к различным организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности, при выборе места работы уделяет повышенное внимание условиям труда в образовательном учреждении. Ведущими потребностями таких педагогов являются низшие потребности: физиологические и безопасности. Поскольку удовлетворить их можно благодаря приобретению определенного статуса, то потребность в признании также является одной из наиболее актуальных для данной категории работников. Следует отметить, что чаще всего педагоги с доминирующими отрицательными мотивами встречаются среди персонала, имеющего педагогический стаж более 20 лет и даже находящегося на пенсии, но продолжающего трудиться.
Очень важно научить педагогов развивать свой творческий потенциал, анализировать свою деятельность. Поэтому так актуальна и значима сегодня, педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика — это система методов и средств изучения профессионального мастерства педагога, она создает основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные или слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей.
План проведения тематического контроля
Цель: анализ работы педагогического коллектива и определение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста, как одного из видов конструктивного способа взаимодействия дошкольников.
Методы: анализ, наблюдение, самоанализ педагогов, выводы.
Основные формы и методы контроля.
1. Наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса (Общение, самоанализ педагога).
2. Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей. Система планирования.
3. Анализ предметно-развивающей среды.
4. Изучение материалов по работе с родителями (отзывы родителей, результаты анкетирования).
Спланируйте первый компонент (обогащение реального опыта) комплексного метода руководства сюжетно-ролевой игрой (сюжет игры, возрастная группа по выбору студента)
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом. Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
— чтение художественных произведений, драматизация сказок
— наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.
Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.
Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.
1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Схема анализа игровой деятельности.
1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разным видами игр.
10. Окончание игры.
Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.
1. По чьей инициативе возникла игра?
2. Планировали ли дети заранее ее ход?
3. Сколько детей участвовало в игре?
4. Какие роли были и как они распределялись?
5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?
6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
Э. Сколько времени продолжалась игра?
9. Связана ли данная игра с другими играми детей?
10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?
11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?
12. Соответствует ли игра возрасту детей?
13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?
14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?
16. Как проходило распределение ролей?
17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?
18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?
19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они
устранялись? в игре?
21. Взаимоотношения педагога и ребенка.
22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.
Анализ наблюдения игровой деятельности детей
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.
1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;
— расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);
— предлагал новые игровые действия;
— предлагал новые роли;
— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
— предлагал новые игровые ситуации;
— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;
— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;
— давал оценку (анализ) игры;
2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?
— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;
— побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);
— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);
— побуждал детей объединять разные игры между собой;
— использовал какие-то другие приемы.
Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.
1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разными видами игр.
10. Окончание игры.
Настольно-печатные игры.
1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.
2. Воспитательно-образовательная ценность игры.
3. В какой группе может быть использована и почему?
4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.
Схема анализа детской игры.
1. Доставила ли игра детям радость?
2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:
— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;
— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);
— по чьей инициативе возникла игра;
— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;
— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;
— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);
— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?
— деятельность детей в игре;
— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;
— как была закончена игра — организованно или неожиданно;
— как проведен анализ.
3. Как бы Вы руководили этой игрой?
Игры со строительным материалом.
Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.
Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?
Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).
Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.
Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.
Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:
А) по заданной теме;
Место и время для игры.
Какие условия были созданы для обыгрывания построек.
Воспитательная направленность игры.
2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии развития игровой деятельности
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей
Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).
Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.
Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).
II. Условия для развития общения между детьми в игре
Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).
Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).
III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре
Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.
Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).
Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.
IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).
Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
Наблюдая за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что: — вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников; — проводятся экскурсии, наблюдения, организуются встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с детьми; — создаются ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими, реализуются поручения по определенным темам;
Игровая деятельность
1. Руководство творческими сюжетно- ролевыми играми детей
а) Обогащение реального опыта детей в активной деятельности (наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово)
Наблюдая за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что:
— вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников;
— проводятся экскурсии, наблюдения, организуются встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с детьми;
— создаются ситуации, побуждающие дошкольников вступать во взаимоотношения с окружающими, реализуются поручения по определенным темам;
— осуществляется чтение художественной литературы, проводится драматизация сказок, эпизодов из сказок;
— воспитатель сам проводит наблюдения за самостоятельными играми детей, просит не задействованных дошкольников понаблюдать за играющими детьми;
-напоминает об интересных, занимательных фактах, ситуаций из жизни.
б) Обучение способам игрового отображения действительности (специальные обучающие игры, непосредственные игры с воспитателем)
— воспитатель сам участвует в процессе проведения сюжетно-ролевых игр (с целью передачи игрового опыта);
— обучает игровым действиям и правильному диалогу при осуществлении какой-то отведенной роли на личном примере;
— по ходу игры воспитатель дает детям советы, задает вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры;
Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия, ситуации, которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников. Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои места
в) Организация предметно- развивающей среды ( наличие игрового материала различного типа; сопутствующие материалы и проч.)
Игровая среда наполнена многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.
В группе имеются всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули, мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки, мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком и подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки, ленточки, султанчики.
Для развития мелкой моторики и сенсорных способностей в группе наличествуют разной трудности пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами.
Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.
г) Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры (вопрос, подсказка, совет и проч.)
Воспитатель умело ставит задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).
Анализ дидактической игры.
Цель: углублять и закрепить сведения дошкольников о цвете, форме, вкусе, качестве поверхности с помощью сопоставления трех сортов орехов (грецкие, фундук и арахис).
Правила игры: уметь разграничить и правильно определить вкусовые качества орехов, форму, цвета, качество поверхности.
Материал: мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек.
Организация и методика проведения:
Педагог зачитывает дошкольникам загадку:
Воспитатель спрашивает у детей, кто это, как они догадались, что это белка? В гости к детям приходит белка с корзиной орехов и просит детей на ощупь определить, какие орехи. Затем ребята сравнивают их по форме и цвету. После чего, воспитатель обращает внимание детей на молоточек, который он нашел в корзинке у белки, и спрашивает у нее, для чего он ей нужен. Белка отвечает, что с его помощью можно расколоть орехи, зубами их щелкать нельзя, иначе зубки будут очень болеть. Она колет орехи и предлагает детям сравнить их по вкусу, в процессе чего формирует у них умение различать орехи по вкусовым качествам, закрепляет их название в речи детей.
Данная игра происходит под руководством воспитателя. Воспитатель доброжелательно и спокойно объясняет детям все действия, которые они должны выполнить. Умеет заинтересовывать детей. Дети очень рады видеть белку с орешками. Новизна данной игры заключается в том, что орешки можно не только смотреть, трогать, но и пробовать. Таким методом они быстрее учатся их различать и запоминать.
д) Диагностика уровня развития игровой деятельности детей
1. Устойчивость замысла:
Замысел игры появляется с помощью взрослого.
2. Динамичность замысла:
Ребенок самостоятельно не может придумать как он будет играть, продумать план сюжетно-ролевой игры.
3. Совместное обсуждение замысла:
Воспитатель сам выступает в роли инициатора в обсуждении замысла игры, дошкольник безынициативен.
4. Достижение общего решения:
5. Содержание игры- взаимоотношения между людьми:
Первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. В ходе игры слабо взаимодействует с партнерами.
6. Присутствие эпизодов из сказок, фильмов и т.д.:
Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения.
7. Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни:
Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу.
8. Содержательность ролевого взаимодействия:
Ролевое взаимодействие кратковременное
9. Разнообразие используемых средств выразительности:
В процессе сюжетно-ролевой игры речь ребенка неэмоциональна, невыразительна. Отсутствуют яркие проявления полученных впечатлений. Слабые улыбки, спокойная поза, темп игры — неспешный.
10. Активность использования речи при реализации роли:
11. Использование предметов-заменителей:
Ребенок играет только реалистическими игрушками, замещениям взрослого не подражает.
12. Осознанность и критичность при соблюдении правил:
Слава П. не осознавал, что соблюдение является реализацией сюжетно-ролевой игры. Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны взрослого.
е) Анализ плана воспитательно-образовательной работы по формированию приемов игровой деятельности дошкольников во 2-й младшей группе
Можно сделать вывод о том, что планирование игры во второй младшей группе проводится формально. Смешивание различных авторских подходов не дает положительного результата и является причиной низкого уровня игровых умений младших дошкольников.
Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.
Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду
Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.
Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога
Целями проведения самоанализа является:
- выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
- определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
- установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:
Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.
Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами
Виды деятельности для самоанализа
Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.
Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:
- игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
- нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
- познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).
Видео: самоанализ совместной игровой деятельности
Приёмы для проведения самоанализа
Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.
Речевые способы
Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.
Наблюдение
В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:
- выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
- детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
- удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).
Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе
Практические приёмы для самоанализа
Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.
Алгоритм проведения самоанализа
- Обозначаем возрастную группу детей.
- Указываем количество присутствующих.
- Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
- Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
- Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
- Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
- Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
- Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
- Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
- Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
- Обобщаем всё сказанное выше.
В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой
Таблица: схема карты самоанализа занятия
Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса
Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте — без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть здесь
Читайте также:
- Ленин как политический лидер кратко
- Школа 103 саратов педагогический состав
- Кому положен тьютор в детском саду
- Из за чего появляется панкреатит кратко
- Что такое графика кратко
Самоанализ сюжетно – ролевой игры «Поездка в театр»
Цель игры соответствует требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Игровую ситуацию я построила следующим образом. В организационном моменте ребята рассказали о том, что такое театр, что такое афиша, для чего она нужна? И спросила, хотели бы они побывать в театре прямо сейчас, т.е. подвела детей к развитию сюжета игры.
Каждому ребёнку была дана возможность самореализоваться, включая малоактивных детей. Артистов выбрали чуть пораньше вместе с детьми. Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным беседам, чтению художественной литературы. В процессе игры дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразные – водитель автобуса, кондуктор, артисты, зрители, кассир, продавец цветов. Пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом. Я старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов.
На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой – основной «Вхождение в образ» — в роли артистов, продавца, кассира, водителя, кондуктора. Во время игры я наблюдала за детьми, давая небольшие советы — реплики по ходу игры, дети применяли их.
О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, но еще стоит над этим работать, где-то было и стеснение.
Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.
В дальнейшем планирую продолжить развитие игровой деятельности. Особое внимание уделять беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения.
Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо обращать внимание детей на их успехи, если даже у кого-то они были незначительными.
Я считаю, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Дети имеют хорошие знания по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.
АНАЛИЗ
ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дата:
Группа: старшая
Воспитатель:
Тема игры: «Парикмахерская»
Цель: изучить взаимоотношения детей со взрослыми и ровесниками в сюжетно-ролевой игре.
Вид деятельности |
№ п/п |
Показатели |
Уровень |
|||
Низ-кий |
Сред-ний |
Достаточ-ный |
Высо-кий |
|||
Деятельность воспитателя |
1 |
Подбор игрового материала, соответствие его педагогическим требованиям, целесообразность размещения, использование детьми |
+ |
|||
2 |
Предыдущая работа по обогащению сюжета ролевой игры |
+ |
||||
3 |
Организация начала игры, побуждение детей к игре. Обсуждение с детьми сюжета |
+ |
||||
4 |
Педагогически оправданное руководство игрой |
+ |
||||
5 |
Методы опосредствованного влияния на развитие игры |
+ |
||||
6 |
Пользование прямыми приемами руководства игровой деятельностью (вопрос к детям, предложению новой роли) |
+ |
||||
7 |
Формирование моральных норм обращения |
+ |
||||
8 |
Взаимоотношения между воспитателем и детьми в процессе игры |
+ |
||||
9 |
Учет индивидуальных и возрастных особенностей |
+ |
||||
10 |
Взаимосвязь игры с другими видами деятельности |
+ |
||||
11 |
Регулирование взаимоотношений и особенности решения конфликтов между детьми |
+ |
||||
12 |
Наличие в игре элементов новизны |
+ |
||||
13 |
Формирование самостоятельности и самоорганизации |
+ |
||||
14 |
Педагогический такт, культура речи |
+ |
||||
15 |
Анализ игровой деятельности с детьми |
+ |
||||
Деятельность детей |
1 |
Развитие игрового замысла детьми |
+ |
|||
2 |
Навыки общей игры в подгруппах. Стойкость игровых группировок и интересов |
+ |
||||
3 |
Умение распределять роли и создавать игровую обстановку. Навыки активных ролевых отношений |
+ |
||||
4 |
Умение заботливо пользоваться игрушками, пособиями, приводить их к порядку |
+ |
||||
5 |
Проявление сочувствия, сопереживания, чуткости |
+ |
||||
6 |
Положительный тон общения |
+ |
||||
7 |
Сформированность содружества, общества |
+ |
||||
8 |
Знание и представление о явлениях окружающего жизни, профессии взрослых, глубина отражения их в игре |
+ |
||||
9 |
Уровень развития творчества и интеллекта детей в игре |
+ |
||||
10 |
Эмоциональная насыщенность игры |
+ |
||||
11 |
Реакция на неудачи, формирование волевых усилий |
+ |
||||
12 |
Умение распределять роли, решать конфликты, подчинять свои интересы |
+ |
ВЫВОДЫ:
Сюжетно-ролевая игра соответствует календарному планированию и возрасту детей.
Воспитатель подготовила все необходимые оборудование и атрибуты для проведения игры: форма парикмахера (фартук), пелеринка (для клиента), трюмо, расческа, бутылочки из-под шампуня, бальзама, игрушечный фен, бигуди. Все атрибуты соответствуют теме игры, эстетическим требованиям, безопасны для детей.
Воспитатель обеспечивает условия для возникновения и развития игровой деятельности. Использует игру с целью воспитания навыков общения и социально-коммуникативного развития. Умело помогает детям распределить роли и атрибуты. В начале игры и в процессе ее проведения у детей хорошее настроение.
Игра способствует развитию памяти, внимания и речи. Цель сюжетно-ролевой игры реализована.
Воспитатель использует словесные методы (беседа, словесно-дидактические игры и упражнения), и практические методы (игра); применяет приемы – поощрение, создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образа действия. Обеспечивает необходимые условия для возникновения и развития игровой деятельности. Стоит отметить, что с детьми проводилась предварительная работа:
— рассказ воспитателя о профессии парикмахера;
— рассматривание иллюстраций о работе парикмахера;
— рассматривание журналов с образцами причесок;
— беседа с детьми «Как я с мамой (папой) ходил в парикмахерскую»;
— чтение литературных произведений: С.Михалков «В парикмахерской»
Воспитатель играет вместе с детьми, разворачивает сюжет игры таким образом, чтобы выделить для детей ролевое обращение (парикмахер и клиент). Дает возможность каждому ребенку самореализоваться, в том числе малоактивным детям.
Воспитатель достигла желаемых результатов в работе с детьми.
Сюжетно-ролевая игра проведена на достаточном уровне.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Продолжать создавать условия для проведения сюжетно-ролевых игр.
-
Развивать у детей умение сопровождать игровые высказывания соответствующими движениями.
-
Вносить в сюжетно-ролевые игры элементы новизны.
-
Использовать сюрпризные моменты с целью поддержки у детей интереса к игре.
Срок: постоянно
Старший воспитатель ___________________
Ознакомлена:
__________________
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/515761-analiz-provedenija-sjuzhetno-rolevoj-igry-v-s