Русские в руководстве азербайджана

Закавказье во времена Российской империи — это не только край бесконечных войн, племенных интриг и столкновений интересов великих держав, но и прибежище для последователей самых разных религиозных течений и сект. В XIX веке сюда высылали целые общины крестьян, чьи духовные взгляды шли вразрез с традиционной православной догматикой. Среди них оказались и молокане — представители так называемого духовного христианства, объявленные Русской православной церковью «особо опасными еретиками» и сосланные на окраину империи. В 1840-е они поселились на территории современного Азербайджана, обрели репутацию «русских протестантов», а позже сумели снискать поддержку у коммунистов и местных элит. Как молоканам удалось сохранить русскую идентичность на чужбине, разбогатеть в СССР и стать друзьями основателя современного Азербайджана Гейдара Алиева — в материале «Ленты.ру».

Земля обетованная

Ивановка — зажиточное русское село, расположенное между плодородных полей и заснеженных вершин Кавказского хребта. Фактически это небольшой, но процветающий христианский анклав, вот только найти церкви или часовни в привычной для российской глубинки форме здесь невозможно. Центр поселка украшает памятник члену политбюро ЦК КПСС и третьему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, все культурные учреждения выстроены в высоком сталинском архитектурном стиле, а религиозные сооружения — дома молитвы — напротив, почти ничем не отличаются от обычных деревенских. Нет ни куполов, ни крестов, ни даже намека на христианскую символику.

Но почти два века назад этот район считался захолустьем не только по меркам Российской империи, но даже Шемахинской губернии, где традиционно проживали мусульмане шииты.

Это не помешало ему стать новым домом для тысяч молокан, духоборцев, субботников и последователей других русских христианских конфессий, которых на родине считали раскольниками и еретиками

Нефтяная компания братьев Нобель в Баку, 1890-е

Нефтяная компания братьев Нобель в Баку, 1890-е

Фото: Fine Art Images / Heritage Images /Getty Images

Дело в том, что с начала XVII века в Русской церкви, по аналогии с протестантами в европейских монархиях, стали набирать силу течения, не признающие ее спасительной роли. Идеи о церкви как погрязшем во грехе учреждении, необходимости «очистить» православие от религиозного формализма и вернуться к «апостольскому пониманию веры» вылились в направление, ставшее известным под общим названием «духовное христианство».

Самоопределение таких культов окончательно сформировалось во времена правления императрицы Екатерины II. В этот же период репрессии против «отступников» приобрели наибольший масштаб.

От традиционных русских верующих молокане отличались непризнанием крестного знамения и икон, религиозной иерархии и таинств как ритуала, а также строгим запретом на свинину, алкоголь и табак

По одной из версий, свое прозвище они получили из-за употребления молока в пост — пищи, считавшейся скоромной в православном каноне. По другой, из-за проживания у реки Молочной в Мелитопольском уезде.

Все изменилось в 1805 году, когда указами Александра I давление на молокан было ослаблено. Император, который на первых этапах правления вдохновлялся идеалами либерализма, позволил отступникам свободно исповедовать веру, вследствие чего в отдельных губерниях это движение начало приобретать массовый характер.

Этнические русские поселенцы в Графовке в районе Муганской степи на территории современного Азербайджана, около 1910 года

Этнические русские поселенцы в Графовке в районе Муганской степи на территории современного Азербайджана, около 1910 года

Фото: Sergey Prokudin-Gorsky / Galerie Bilderwelt / Getty Images

Такое решение сразу вызвало беспокойство Святейшего правительствующего синода, а затем и светских начальников. Уже при Николае I давление на молокан возобновилось, хотя и с меньшей силой. Последователей «духовного христианства» стали принудительно выселять на окраины империи — преимущественно в Закавказье и на Дальний Восток.

500

тысяч

молокан насчитывалось в Российской империи к концу XIX века

Большинство из них проживали в Карской области, которая при большевиках будет передана Турции, а также в Армении, Азербайджане и даже Нагорном Карабахе. В Бакинской губернии, в состав которой в середине столетия вошла Ивановка, появились целые молоканские слободы. Верующие держали мельницы, ремесленные цехи и торговые лавки. Некоторые из членов общины быстро разбогатели, вложившись в судоходство и промышленность.

После революции 1905 года, одним из итогов которой стал указ «Об укреплении начал веротерпимости», молокане впервые почувствовали себя свободными от преследований. Как оказалось, ненадолго. В силу особенной религиозности члены движения практически не участвовали в политической жизни, хотя в 1917 году они формально поддержали Временное правительство. На такой жест община решилась благодаря Матвею Скобелеву, социал-демократу из Баку молоканского вероисповедания, который во время правления Александра Керенского сумел получить пост министра труда.

После прихода к власти большевиков ситуация для русских отступников снова изменилась в худшую сторону.

Поначалу коммунисты питали симпатию к молоканам за их относительно аскетичный образ жизни, неприятие церкви и привычку к коллективизму

Многие молоканские поселения сохранили общинный образ жизни, не стремившись делить землю на индивидуальные хозяйства, что очень импонировало левым.

Сергей Киров, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе среди красноармейцев и командиров 11-й армии на вокзале в Баку, май 1920 года

Сергей Киров, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе среди красноармейцев и командиров 11-й армии на вокзале в Баку, май 1920 года

Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images

В начале 1920-х годов ответственным за агитацию среди «духовных христиан» даже назначили специального человека — полномочного представителя РСФСР в Турции Буду Мдивани. Он убеждал общины, в особенности те, которые остались в Карской области, поддержать советскую власть, однако успеха не добился.

Следующие два десятилетия молокане, как и другие верующие в СССР, подвергались непрерывным репрессиям, достигшим своего пика во времена Большого террора в 1930-е

Но на фоне повальной коллективизации их общины не были разогнаны, как многие другие, а преобразованы в колхозы, где подавляющее большинство населения оставалось верующим. Вернуться к относительно привычному для себя образу жизни «русские протестанты» смогли только после Великой Отечественной войны.

Молочные берега

Начало 1950-х годов Ивановка встретила повальной бедностью и разрухой. Из 700 мужчин, ушедших на фронт в 1941 году, домой вернулись меньше половины. Колхоз имени Калинина, в который была включена деревня, считался самым отстающим в районе. Не было ни тракторов, ни другой сельхозтехники, пахотная работа напрямую зависела от быков.

Похожая картина была характерна для всех молоканских общин в Азербайджанской ССР, и подавляющее большинство из них попросту не пережили десятилетие. Ивановку спас от гибели человеческий фактор

В 1953 году колхоз возглавил местный житель ветеран войны и вполне советский человек Николай Никитин. По крайней мере так казалось на первый взгляд. Мужчина, который впоследствии прославится на всю страну, вырос в молоканской семье и глубоко уважал религиозные традиции своей общины, несмотря на членство в КПСС.

Уже в первый год председательства Никитин показал себя крайне незаурядно. На фоне пустой кассы и нехватки рабочих рук он решил расширить посевы озимых культур, на что его предшественники не решались. В отсутствие тракторов он сделал ставку на агитацию за усердный труд, проявив врожденную харизму. И это сработало — выработка пахарей резко увеличилась с 20 до 60 соток, силами нескольких сотен человек были засеяны 3000 гектаров.

Дом культуры в селе Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

В этот же год председатель решился возобновить умирающее животноводство. К началу зимы запасы кормов иссякли, и Николай Никитин обратился к властям с просьбой выделить колхозникам участок близ села Карабуджа. Земля там считалась малопригодной, но по настоянию руководителя крестьяне собственными силами вспахали все 650 гектаров целины и засеяли ее люцерной, сумев спасти скотину от голода.

Вскоре оказалось, что урожая прекрасно хватает и на выполнение плана, и на прокорм скотины. Следующим шагом стало создание кормцеха, который сразу стал приносить Ивановке солидный по тем временам доход. Сюда же добавилось редкое в мусульманском Азербайджане виноградарство, а следом и производство вина.

Николай Никитин рассудил, что молоканская вера хотя и запрещает употребление спиртного, продавать его никто не возбранял

«А потом колхоз начал развиваться. И породность начали увеличивать. Обновлять. Трактора стали приобретать. Раньше колхозам кредиты давали. Сеяли, пахали, убирали. А в 1960-е привезли нам новый сорт пшеницы. Когда ее посеяли, а она дала 12,5 центнера с гектара — это была сенсация на весь Советский Союз. (…) Начали мы выходить из долгов. И мужики перестали из села на заработки уходить», — рассказывал впоследствии «Комсомольской правде» местный молоканин Иван Орлов.

К началу 1970-х предприимчивый руководитель колхоза сумел вывести его в число «миллионеров», за что был удостоин звания Героя Социалистического Труда и награжден орденом Ленина.

В 1971 году по настоянию бакинских партийцев Николая Никитина включили в состав ЦК Компартии Азербайджана — невиданный по советским временам карьерный взлет. Там же началась его дружба с первым секретарем Гейдаром Алиевым

Эта дружба впоследствии станет главным «козырем» ивановских и позволит им пережить перестройку.

Старожилы села Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Старожилы села Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

В 1982 году Никитин уговорил своего товарища посетить колхоз, где, по слухам, рассказал ему о молоканской вере. Алиев, который в прошлом возглавлял КГБ Азербайджанской ССР и отчасти знал о традициях местных, отнесся к их убеждениям крайне лояльно.

По личной протекции Гейдара Алиева в 1980-х в колхозе началось масштабное строительство

За несколько лет в селе появились пышные парки, новый Дворец культуры, выполненный в стиле сталинского ампира, музеи и современные жилые дома. С началом антиалкогольной кампании личная дружба с Алиевым позволила Никитину спасти от вырубки ивановские виноградники. А во времена дефицита колхозные «молочка» и овощи считались в Баку едва ли не самым ходовым товаром.

К моменту распада СССР зарплаты местных исчислялись сотнями советских рублей, а число жителей выросло почти до шести тысяч. Подавляющим большинством из них, несмотря на соседство с лезгинами и талышами, оставались русские молокане.

«Солидарны с Карабахом»

Снова для Ивановки все изменилось со сменой власти в Азербайджане, когда в 1992 году на выборах победила националистическая партия «Народный фронт». Лишившись покровительства в лице Алиева, община начала понемногу приходить в упадок. Как вспоминают местные жители, из-за начавшейся войны в Нагорном Карабахе к русским стали относиться с подозрением. Резкое падение уровня жизни в 1990-е сказалось на доходах колхоза, молокане начали понемногу возвращаться в Россию.

Тогда время было такое. Из других стран тоже уезжали. Люди просто боялись. Моих родственников в Ивановке было 100 человек, из них 70 уехали

Село Ивановка, собрание молокан в молельном доме, 2013 год

Село Ивановка, собрание молокан в молельном доме, 2013 год

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Никитин безуспешно пытался перевести экономику села на рыночные рельсы, но окупиться эти меры могли не раньше, чем через несколько лет. Когда оставшиеся сельчане пришли к председателю с предложением уехать на историческую родину, тот произнес легендарную фразу, которую в Ивановке хорошо помнят до сих пор: «Или вместе — или никто». С тех пор отъезды прекратились.

Однако Никитину снова крупно повезло: в 1993 году к власти вернулся Алиев. Незадолго до своей смерти председатель Ивановки попросил политика во что бы то ни стало сохранить село. И новоизбранный президент пошел на это, даже нарушив законодательство. Он решил сохранить колхоз юридически, фактически сделав его единственным во всей стране. Дело в том, что коллективная форма собственности тогда не была предусмотрена ни законами, ни даже Конституцией Азербайджана.

Оппозиция часто критиковала Гейдара Алиева за Ивановку. За то, что он сделал для нас исключение. Но именно благодаря этому исключению Ивановка сохранилась, а русские не уехали

Григорий Минниковпредседатель колхоза, из интервью «Коммерсанту»

После смерти Николая Никитина в 1994 году, жители обратились к президенту с просьбой присвоить колхозу имя легендарного председателя. Фактически в это время молокане вошли в неофициальный круг «привилегированных» меньшинств, что позволило им укрепить свой статус в глазах коренного населения.

Рабочие кормят коров сеном в коровнике Никитинского колхоза, село Ивановка, Азербайджан

Фото: Oleksandr Rupeta / NurPhoto / Getty Images

В 2003 году, когда Гейдар Алиев скончался, благодарные молокане даже установили в центре Ивановки памятник в его честь

Рядом с ним они установили памятную доску из камня, которая повествует о дружбе политика с Никитиным. Община до сих пор вспоминает Алиева не иначе как доброго «государя».

Привилегированный статус молокан сохранился и при сыне бывшего президента Ильхаме Алиеве, который занял пост главы государства сразу после смерти отца. Он неоднократно навещал Ивановку — как официально, так и нет.

С подачи Ильхама Алиева в начале 2010-х значительная часть села была отреставрирована, а в местной школе даже появился спортивный бассейн — большая редкость по деревенским меркам. Государство дает дотации на землю в размере около 100 долларов на гектар, оплачивает половину стоимости удобрений, периодически закупает животных за рубежом.

Сегодня я ваш гарант

Ильхам Алиевво время посещения Ивановки в 2004 году

Однако за немалую помощь новая власть потребовала у молокан еще большей лояльности, в первую очередь по вопросам идеологии и внешней конъюнктуры.

Молокане сидят у небольшого озера и пьют чай, село Ивановка, Исмаиллинский район, Азербайджан, 18 мая 2013 года

Молокане сидят у небольшого озера и пьют чай, село Ивановка, Исмаиллинский район, Азербайджан, 18 мая 2013 года

Фото: Reza / Getty Images

Например, во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе в сентябре-ноябре 2020 года членам общины пришлось устраивать митинги в поддержку Вооруженных сил Азербайджана, которые широко освещала национальная пресса. Акцент публикаций делался на русскую идентичность местных, поддерживающих политику властей. Несколько мужчин из поселка даже были призваны воевать.

Жители Ивановки, держа в руках трехцветный флаг Азербайджана и плакаты в поддержку азербайджанской армии, прошли по центральной улице, скандируя лозунги, «Карабах — это Азербайджан», «Карабах наш и будет нашим», «Здравствуй, солдат», «Жители Ивановки приветствуют азербайджанскую армию»

из публикации государственного агентства Azertag

Иными словами, если еще 100 лет назад религиозная община максимально дистанцировалась от политической жизни и проявляла индифферентность даже во время Гражданской войны, то теперь однозначно заняла сторону правящего класса.

Но, с другой стороны, ни на культурное наследие, ни на русский язык азербайджанские власти не посягают. Сами молокане искренне считают, что сейчас их права соблюдаются в полной мере. И, наверное, для небольшой религиозной общины, которая ставит во главу традиционный образ жизни и общение с Богом, этот аспект действительно является самым важным.

Честным надо быть во всем. Это село молокан, им доверяли от и до, как честным людям

Иван Орловмолоканин, из интервью «Комсомольской правде»

/upload/iblock/761/7616112fb22b91659d35d9f6234c25da.jpg

Заместитель председателя Русской общины Азербайджана, телеведущая Анастасия Лаврина рассказала корреспонденту «Москва-Баку» о своем карьерном пути на азербайджанском телевидении, традициях. которые соблюдает ее семья и об основных направлениях работы Русской общины.

— Анастасия, расскажите, как вы оказались в Азербайджане. Вы здесь родились или переехали?

— Я Бакинка в третьем поколении. Бабушка и дедушка переехали в Азербайджан, а точнее в Баку из Пензы и Саратова (соответственно), в период Второй Мировой войны и остались здесь. Родители родились уже в Азербайджане.

— В вашей семье соблюдаются азербайджанские традиции?

— У меня очень толерантная семья. Чтим и уважаем все традиции, соблюдаем как русские, так и азербайджанские. Особенно азербайджанские традиции гостеприимство, искреннее радушие, известные на весь мир. Любим и готовим азербайджанские блюда, танцуем азербайджанские танцы. При этом чтим и соблюдаем также и русские традиции.

— Вы отмечаете христианские и мусульманские праздники?

— Однозначно. Простой пример, в нашей семье принято отмечать как Новруз, так и Пасху. Ходим в гости к друзьям и соседям, делимся сладостями. В Азербайджане русские хорошо знают все азербайджанские традиции, а азербайджанцы знают и уважают русские.

/upload/iblock/3f1/3f154634bb9dccea01af3ae6e2d5516e.jpg

— Расскажите про ваш путь становления в карьере, легко ли русскому человеку стать в Азербайджане известным и популярным?

— Путь к известности и популярности может быть очень простым и очень трудным, многое зависит от человека самого, вне зависимости от страны проживания. В Азербайджане этническая принадлежность не играет особой роли в этом процессе. Я знаю несколько этнически русских, которые добились успеха в различных областях здесь. В моем личном случае, большую роль сыграло стремление прорваться в ту среду где я сейчас нахожусь, стремление двигаться вперёд и браться за несколько дел сразу. У меня есть желание работать на благо развития Азербайджана и на благо развития двусторонних отношений с Россией. Моя этническая принадлежность мне в этом только помогает.

— Как часто вы приезжаете в Россию? Какие у вас здесь любимые места?

— В последнее время стала чаще приезжать, уже в постпандемический период. Конференции и саммиты вновь приобретают постепенно очный формат и как зампредседателя Русской общины Азербайджана, я получаю приглашения принимать в них участие. Очень люблю посещать исторические места, достопримечательности, и просто гулять по улицам, наслаждаясь атмосферой. Санкт-Петербург конечно же оставил особое впечатление, прекрасный гостеприимный и очень красивый город. Россия мой второй дом и я рада находится там.

— Расскажите, какие на ваш взгляд азербайджанцы? Какие у представителей этой нации есть позитивные черты?

— Их очень много, доброжелательность, гостеприимство, открытость, дружелюбность, готовность всегда прийти на помощь.

— Чувствуете ли вы себя азербайджанкой в некой степени?

— Да, определенно. Я родилась и выросла в Азербайджане, тут мой дом и я часто ловлю себя на мысли, что думаю как Азербайджанка. Это моя Родина и куда бы я не уезжала, все равно меня тянет назад, на родную землю.

/upload/iblock/91f/91fe6056e70b9f87d606bdcda7108768.jpg

— Какие особенности жизни русских есть в Азербайджане?

— Русские в Азербайджане не стараются отделится от общества, или других этнических групп проживающих на территории страны. Есть село Ивановка в Исмаиллинском районе — последний оставшийся с советских времён колхоз в стране, в которым проживают молокане, но и они интегрированы в общество. В современном мире, где сепаратизм приобретает популярность во многих странах, в Азербайджане все народы, в том числе и русские, очень хорошо интегрированы. Важно отметить, что этому явно способствует и уважение со стороны Государства к этническим русским в стране, статус русского языка и доступность общения. На постсоветском пространстве, во многих странах это стало проблемой, а в Азербайджане это все доступно. Ни в одной стране мира, русские так не сплочены вокруг Правительства как в Азербайджане, ведь Община много раз делала заявления, в которых выражала полную солидарность с действиями руководства страны. Не стал исключением и Карабахский конфликт, в период которого, защищать территориальную целостность страны добровольно пошли и многие русские. Все это отражает особенность проживания русских в Азербайджане.

— Многие ли христиане по истечению времени принимают ислам и углубляются в восточную культуру?

— Трудно сказать, официальной статистики у меня нет, но лично я знаю несколько русских, которые приняли ислам. Тут каждый принимает индивидуальное самостоятельное решение, никакого давления со стороны не ведётся. Немного восточной Культуры есть в каждом из нас, мы выросли в этом окружении, просто кто-то решает углубиться, кому-то ближе русская культура, а кто-то чтит и погружён в обе. Последнее больше относится ко мне.

— Близка ли культура Азербайджана вам?

— Да, мне близка как русская так и азербайджанская культура. На мероприятиях, которые организует Русская община Азербайджана принимают участие и Азербайджанцы, создаётся атмосфера дружбы и сплочённости.

— Какая кухня вам ближе : русская или азербайджанская?

— Смешанная, дома готовят и Азербайджанские и Русские блюда. Очень люблю долму и блины.

— В каких направлениях сейчас идет работа Русской общины в Азербайджане?

Из-за пандемии коронавируса многие запланированные мероприятия пришлось отменить, или отложить. Речь о тех, где планировалось присутствие множества людей, молодежи, детей. Часть мероприятий пришлось перевести в офлайн формат. Сейчас, постепенно, начинаем возвращаться в прежнее русло. На повестке дня развитие отношений с различными организациями в том числе и в Российской Федерации, работа с молодежью, участие в мероприятиях организуемых для соотечественников. Во врем своих поездок в РФ, я всегда стараюсь провести встречи с представителями различных организаций и обсудить перспективы для сотрудничества. Например, недавно, в Казани довелось встретиться с руководством «Дома дружбы народов», обсудили возможности для партнёрства. Хорошо работаем с нашим Комитетом по работе с диаспорой и рядом диаспорских организаций зарубежом. К тому же, сейчас, в новой геополитической реальности, возникшей с урегулированием Карабахского конфликта и освобождению азербайджанских территорий, появились новые направления. Нет сомнений в том, что азербайджанская модель мультикультурализма и толерантности будет применена и в Карабахе, куда вернуться теперь уже бывшие вынужденные переселенцы, среди которых есть и этнически русские. Полным ходом идёт восстановление мусульманских и христианских памятников культуры, храмов, мечетей и Русская община Азербайджана готова оказать всю необходимую поддержку и в этом процессе. Высокий уровень доверия и дружбы, существующий между Главами наших государств, Президентом Ильхамом Алиевым и Президентом Владимиром Путиным, открывает огромные перспективы в развитии двусторонних отношений и развитии Русской общины Азербайджана.

/upload/iblock/fe5/fe58ba423cf839ded002f0ee2f4a8ae4.jpeg

From Wikipedia, the free encyclopedia

Russians in Azerbaijan

Russian settlers, possibly Molokans, in the Mugan steppe of Azerbaijan. Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii.jpg

A family of Russian settlers in the Mughan steppe of Azerbaijan (early 20th century)

Total population
135,200 (2020 census)
Regions with significant populations
Baku, Ganja, Sumqayit, Ismayilli, Khachmaz
Languages
Russian, Azeri
Religion
Eastern Orthodox Christianity

Russians (Azerbaijani: Azərbaycanda ruslar / Азәрбајҹанда руслар, Russian: Русские в Азербайджане; russkie v Azerbajdžane) are the second largest ethnic minority in Azerbaijan and is also the largest Russian community in the South Caucasus and one of the largest outside of Russia.[1][2] Although in decline, the community still numbers 119,300 people as of 2009. Since their arrival at the beginning of the 19th century, the Russians have played an important role in all spheres of life, particularly during the Czarist and Soviet period, especially in the capital city of Baku.

History[edit]

President Putin with Russian expatriates in Azerbaijan

President Putin with Russian expatriates in Azerbaijan

Although a Cossack outpost near Lankaran already existed in 1795, the first Russian civilian settlers in Azerbaijan arrived only between 1830 and 1850, after the ratification of the Treaty of Turkmenchay. In 1832, the forced transmigration of Russian Old Believers and so-called ‘sectarians’ from the inner provinces of Russia to the South Caucasus began.[3] In the mid-1830s ethnic Russians from the governorates of Tambov, Voronezh, and Samara began to arrive in the Shamakhy and Shusha uyezds, establishing the settlements of Vel, Privolnoye, Prishib, Nikolaevka, and İvanovka.[4][5] For some time, the ‘sectarians’ were forbidden to settle in cities, until later when they founded neighbourhoods in Shamakhy and Lankaran. In 1859 they were allowed to settle in Baku.[5] According to census records, by 1897, the Russian-speaking population of the Baku Governorate was 73,632;[6] another large population of Russians was centered on Elisabethpol (modern Ganja), with a population of 14,146.[7]

In the second half of the 19th century, the South Caucasus saw an unauthorised settlement of mainstream Russian Orthodox migrants, mostly landless peasants from European Russia. This process became widespread after the legalization of such migration by a special decree issued on 15 April 1899. In 1914 there was a large population of Russians in both Baku and Elisabethpol Governorates and adjacent uyezds of the Erivan Governorate, the largest groups being in the uyezds of Goychay, Shamakhi and Lankaran in the Baku Governorate and the Elisabethpol uyezd in the Elisabethpol Governorate.[8]

Mass urban migration was also taking place. A favourable economic situation in Baku attracted many people from all over the Russian Empire. The Russian population of Baku grew from around 37,400 in 1897 to 57,000 in 1903 and reached 76,300 by 1913.

Interethnic conflicts in the South Caucasus that accompanied the Georgian, Armenian, and Azerbaijani declarations of independence in 1918 greatly impacted the Russian population. After the army of Azerbaijan suppressed the pro-Denikin and pro-Kolchak and later Bolshevik political movements in Mughan, much of the Russian population of the steppe chose to relocate to the North Caucasus, even though the Musavat-ruled government of Azerbaijan recognised their ownership of the lands which belonged to the prior to the October Revolution.[9] Less than half of them returned in 1921, after the defeat of Musavat.[5] Russian parties were represented in the parliament of the Azerbaijan Democratic Republic up to Sovietization of Azerbaijan in 1920.

Migration trends continued in the Soviet epoch, when qualified professionals from other parts of the Soviet Union moved to Azerbaijan (mainly to cities). Russians remained the largest ethnic group in Baku, according to the 1926 and 1939 censūs. In Ganja, the Russian population constituted 8.2% in 1926. Overall, 26.6% of the total urban population of Azerbaijan in 1926 and 35.7% in 1939 were Russians. The last massive wave of Russian migration in Azerbaijan was observed in 1949, having to do with the development of the industrial city of Sumqayit north of Baku.

The activation and subsequent rise to power of the National Democratic Azerbaijani Popular Front Party in the early 1990s was generally met by Azerbaijan’s Russian population with disbelief, although from the advent of the Armenian-Azerbaijani conflict local community organizations unanimously supported the Azerbaijan’s position with regard to Nagorno-Karabakh.[10] The deterioration of the Azerbaijani-Russian relations and the ensuing anti-Russian propaganda of the Popular Front played contributed to the concern of the Russian population for its future in Azerbaijan. Although, according to the then Russian ambassador to Azerbaijan Walter Shonia, the new government did not pursue the policy of suppressing the Russian population, the press and some party leaders in their speeches supported the nationalist feelings by mentioning Russia as an ally of Armenia in the Armenian-Azerbaijani conflict and a power which sought to deprive Azerbaijan of its newfound independence.[10]

The events of Black January, the economic downturn, and the war with Armenia, coupled with growing pessimism and psychological discomfort, and pressure from the Azeri refugees from Armenia led to the exodus of Russian-speaking population of Azerbaijan. Between 1989 and 1999, the numbers of the Russian population fell from 392,000 to 142,000, of which 63% were women and the median age was 41 (compared to 26–31 across the country).[11]

Concentration[edit]

According to the 1999 census, Russians comprised 7% of the population of Baku with approximately 120,000 of its 1.7 million people. This is significantly lower than in the middle of the 20th century when Russians comprised about a third of the population.

Smaller concentrations of Russians, including Cossacks, live in Sumqayit, Ganja, Khachmaz, Mingechaur, and Shirvan. Additionally, small Russian communities, some the descendants of exiled ‘sectarians’ and Old Believers, live in a number of villages throughout the country including Ivanovka in the Ismayilli Rayon; Slavyanka, Gorelsk and Novoivanovka in the Gadabay Rayon, Chukhuryurd, Gyzmeydan (formerly Astrakhanka) and Nagharakhana (formerly Kirovka) in the Shamakhi Rayon and Rus Borisi in the Goranboy Rayon. Approximately 500 Russians live in the Azerbaijani exclave of Nakhchivan.

Change in numbers of Azerbaijan’s ethnic Russian population
1926[12] 1939[13] 1959[14] 1970[15] 1979[16] 1989[17] 1999[11] 2009[18]
220,545 528,318 501,282 510,059 475,255 392,304 141,700 119,300

Language[edit]

Russians in Azerbaijan speak Russian as a first language. However, the Russian vernacular of Baku reveals a series of distinct features in phonetics, vocabulary and prosody, characteristic of Russian-speakers of all ethnicities in Azerbaijan. They are considered to be the influence of Azeri.[19][20] Furthermore, the originally Southern Russian dialect of the descendants of the ‘sectarian’ Russians still bears many traces of Old Russian which have been lost in literary Russian.[21]

Despite the strengthening position of the Azeri language, Russian continues to be a vernacular language of Baku. Periodicals and other literature are printed in it. Russian-speaking writers are united by an organisation called Luch. Unlike in Central Asia, Russians in modern Azerbaijan are more likely to be bilingual in Russian and the national language, with many being fluent in Azeri.

Religion[edit]

Baku, Russian-Orthodox Holy Myrrhbearers Cathedral.

The majority of Russians in Azerbaijan are adherents of Eastern Orthodox Christianity, although a small number identify as atheists. The first Russian Orthodox church in Baku was built in 1815.[22] In 1905, the Baku Eparchy, currently known as the Eparchy of Baku and Azerbaijan, was established; it currently oversees five subordinate churches. Outside of Baku, where there are three churches, Russian Orthodox churches function in Ganja and Khachmaz. There are officially registered communities of Molokans in Baku, Sumqayit, and Shamakhi.[23]

Notable people[edit]

  • Anatoliy Banishevskiy
  • Nikolai Baibakov
  • Garry Kasparov
  • Vyacheslav Lychkin
  • Vladimir Makogonov
  • Maksim Medvedev
  • Matvey Skobelev

See also[edit]

  • İvanovka — one of the largest Russian villages in Azerbaijan.
  • Azerbaijan-Russia relations
  • Azerbaijanis in Russia

References[edit]

  • Muradov GL, Poloskova TV, Zatulin KF, etc.Directory Russian compatriot Archived 2009-12-29 at the Wayback Machine // M. Russian World, 2006. 2nd edition — pp. 11–14
  • Zapletin H., Shirin-Zadeh H.Russian in Azerbaijani history. — Baku, 2008
  1. ^ Russian Community of Azerbaijan Celebrated 15th Anniversary
  2. ^ «Russian community of Azerbaijan». Archived from the original on 2012-04-25. Retrieved 2011-10-29.
  3. ^ Aytan Aliyeva (July 27, 2007). / newsid_6265000/6265714.stm «Russian in Azerbaijan: no problems, but with the language». BBC Russian Service BBC.
  4. ^ Institut of Ethnology and Anthropology. N. Maclay. = pdf «Caucasian ethnographic collection». www.history.az.
  5. ^ a b c Volkova. «Ethnic Processes in the South Caucasus in 19th-20th centuries» Caucasian ethnographic collection, ed. «Science», Moscow, 1969
  6. ^ reg = 319 «The first general census of the Russian Empire of 1897 population by mother tongue and districts of the Russian Empire except the provinces of European Russia». Demoscope.
  7. ^ «Первая general census of the Russian Empire of 1897 population by mother tongue and counties Russian Empire, but the provinces of European Russia». Demoscope.
  8. ^ G. Javadov, F. Rustamova. «On the resettlement of Russians in Azerbaijan» (in Azeri. Language).
  9. ^ Azerbaijan Democratic Republic (1918—1920). Army. [Documents and materials]. — Baku, 1998, с.226-227
  10. ^ a b Aryeh Wasserman. A Year of Rule by the Popular Front of Azerbaijan. Yaacov Ro’i (ed.). Muslim Eurasia: Conflicting Legaies. Routledge, 1995; p. 153
  11. ^ a b «Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)». «Демоскоп». Archived from the original on 2011-07-28.
  12. ^ «Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2012-02-10.
  13. ^ «Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2012-01-03.
  14. ^ «Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2012-01-03.
  15. ^ «Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2012-01-03.
  16. ^ «Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2011-06-29.
  17. ^ «Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР». «Демоскоп». Archived from the original on 2011-07-28.
  18. ^ Censuses of Republic of Azerbaijan 1979, 1989, 1999, 2009 Azstat.org — The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan
  19. ^ «Новосибирская Государственная Областная Научная Библиотека». Archived from the original on 2012-04-25. Retrieved 2011-10-29.
  20. ^ Би-би-си | Аналитика | Глава 7. Баку. Богатая событиями история
  21. ^ Э.Гейдарова. Древнерусские формы в лексике русского островного говора Азербайджана
  22. ^ http://www.pravoslavie.ru/put/070126150112.htm
  23. ^ Religious communities have passed state registration. The State Committee of Azerbaijan for Work with Religious Organizations.

Further reading[edit]

  • De Cordier, Bruno; Boboc, Cristina (2017). «From Once-Dominant Minority to Historical Christian Outpost on the Southern Caspian: Azerbaijan’s Orthodox Christians». Central Asian Affairs. 4 (4): 358–383. doi:10.1163/22142290-00404003.

External links[edit]

  • Friendly Association of Russian Cossacks of Azerbaijan
  • Friendly Society Youth Department of Russian Cossacks of Azerbaijan Archived 2003-04-25 at the Wayback Machine
  • Russian community of Azerbaijan Archived 2011-11-29 at the Wayback Machine
  • Russian village İvanovka (Russian)

С незапамятных времен Азербайджан был и остается толерантной страной. Здесь в мире и согласии живут представители многих народов, в том числе, и русские, появившиеся на этой земле более полутора веков назад (в первой половине XIX века началось массовое переселение религиозных общин). Политика мультикультурализма, проводимая под руководством президента Азербайджана Ильхама Алиева, а также активность русскоязычной диаспоры создают благоприятные условия для укрепления дружеских и братских отношений между Москвой и Баку, считают эксперты.

В середине ноября Русская община Азербайджана – самая многочисленная русскоязычная диаспора на Южном Кавказе — провела в Баку свой IV съезд. На нем на очередной срок был переизбран основатель и бессменный руководитель общины Михаил Забелин. Свое приветствие в адрес участников отправил и президент Азербайджана Ильхам Алиев, в прошлом – выпускник российского МГИМО.

Глава государства подчеркнул высокую роль русской общины в жизни многонационального азербайджанского общества. «Русская община всегда жила в атмосфере благополучия в Азербайджане, где исторически между разными народами и религиями существовали отношения искренней дружбы, братства, взаимного уважения и доверия, и, сохраняя свой язык и культуру, национальные и религиозные традиции, обогащала духовно-этнический пейзаж многонационального общества Азербайджана», — говорится в документе, который на съезде зачитал госсоветник по межнациональным, мультикультурным и межрелигиозным вопросам Азербайджана Кямал Абдулла.

Русскоязычное население Азербайджана принимает тесное участие в общественно-политической жизни страны и развитии национальной государственности. Как подчеркнул в своем обращении Ильхам Алиев, сейчас в государстве созданы «демократические условия для полноправной интеграции русских в азербайджанское общество и сохранения присущего русским духовно-этнического самосознания».

Русская община Азербайджана была создана в мае 1993 года и сейчас насчитывает около 120 тысяч членов. В самой общине работает полтора десятка комиссий по различным направлениям, а ее члены активно участвуют во всех сферах жизнедеятельности современного Азербайджана. Председатель общины – Михаил Забелин – много лет является депутатом Милли Меджлиса (азербайджанского парламента) и принимает непосредственное участие в законодательной работе.

После возвращения к руководству страной общенационального лидераГейдара Алиева нарушения прав национальных меньшинств, наблюдавшиеся при прежней власти, стали решительно пресекать, отмечают эксперты. По их словам, своим личным примером Гейдар Алиев продемонстрировал необходимость уважать права некоренных народов Азербайджана и принимал активное участие в праздновании главных русских и православных праздников, поддержал деятельность Русской общины.

Действующий президент Ильхам Алиев продолжил традиции отца. Сейчас для русских, как и для других народов Азербайджана, созданы все условия для сохранения и развития традиций. Люди живут в условиях религиозной толерантности, плодотворного развития межнациональных отношений.

Большое влияние оказывает и постоянно растущее сотрудничество двух стран в экономической и культурной сферах. Как результат — с каждым годом в Азербайджане растет число желающих учить русский язык. Сейчас в Азербайджане работают 16 школ, где преподавание ведется только на русском языке. Еще в 330 школах ученики получают образование, в том числе, на русском языке. Существуют русскоязычные факультеты в высших учебных заведениях. По оценке Михаила Забелина, которую он высказал в ходе работы съезда, политика добрососедства, взаимное уважение являются основами Азербайджана, а Русская община принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. По словам Забелина, современный Азербайджан демонстрирует всему миру модель религиозной толерантности, высокого уровня развития межнациональных отношений.

Эти усилия становятся заметны и на уровне дипломатических отношений двух стран. На прошедшей после съезда встрече посла России Владимира Дорохина с председателем Госкомитета по работе с религиозными организациями Азербайджана Мубаризом Гурбанлы была подчеркнута важность успешного развития в будущем отношений двух государств в политической, экономической и гуманитарной сферах. Российский дипломат также оценил высокий уровень толерантности, достигнутый в Азербайджане, и пообещал, что воспользуется всеми возможностями для укрепления и углубления отношений между государствами.

Кстати, тесные дружеские связи поддерживаются и с другой стороны – представителями азербайджанской диаспоры в России. Выходцы из Азербайджана занимают довольно заметное место в жизни России, и в Москве работает Всероссийский азербайджанский конгресс. В 2008 году русская и азербайджанская диаспоры заключили соглашение о сотрудничестве и реализовали множество совместных проектов в социальной и культурной сферах. «Мы всячески оказываем поддержку друг другу в вопросах образования и культуры, осуществляем взаимодействие в области экономического сотрудничества, активно участвуем в вопросах защиты прав членов диаспор», — рассказал на съезде исполнительный директор Ильгар Гаджиев.

Сергей Петров

https://az.sputniknews.ru/20230923/russkaya-obschina-azerbaydzhana-podderzhivaet-skoreyshuyu-reintegratsiyu-armyan-karabakha-458885293.html

Русская община Азербайджана поддерживает скорейшую реинтеграцию армян Карабаха

Русская община Азербайджана поддерживает скорейшую реинтеграцию армян Карабаха

Настало время для мира, развития и процветания всего Южного Кавказа, считают в Русской общине Азербайджана. 23.09.2023, Sputnik Азербайджан

2023-09-23T10:30+0400

2023-09-23T10:30+0400

2023-09-23T10:30+0400

антитеррористические мероприятия вс азербайджана в карабахе

русская община азербайджана

карабах

армяне

реинтеграция

поддержка

заявление

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e4/0c/16/425789956_0:0:3156:1776_1920x0_80_0_0_e1d59fe4cd1d084563e99265e4372287.jpg

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Русская община Азербайджана всецело поддерживает старания руководства страны, направленные на скорейшую реинтеграцию армян Карабаха в мультинациональное азербайджанское общество. Как говорится в заявлении общины, «антитеррористические мероприятия в Карабахе и встреча между представителями президента Азербайджана и представителями жителей Карабаха армянского происхождения 21 сентября в Евлахе положили конец многолетнему конфликту». Отмечается, что уже на следующий день по просьбе представителей армянских жителей Карабаха в контексте обсуждения социальных и гуманитарных вопросов по дороге Агдам-Ханкенди были отправлены два грузовика с различными продуктами питания и средствами гигиены, а также два автомобиля с хлебом. Также подчеркивается, что доблестная армия Азербайджана под руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, президента Ильхама Алиева продемонстрировала на поле боя истинный героизм и патриотизм, освободив армянское население Карабаха от военной хунты преступников. Отметим, что 19 сентября азербайджанское оборонное ведомство сообщило о том, что в целях обеспечения положений трехстороннего заявления, пресечения широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе АР, разоружения и вывода формирований ВС Армении с азербайджанских территорий, нейтрализации их военной инфраструктуры, обеспечения безопасности мирного населения, вернувшегося на освобожденные от оккупации земли, гражданских служащих, задействованных в строительно-восстановительных работах, и азербайджанских военнослужащих, а также восстановления конституционного строя Азербайджанской Республики в регионе начались антитеррористические мероприятия локального характера. Минобороны АР 20 сентября заявило, что с учетом обращения представителей армянских жителей Карабаха, поступившего через российский миротворческий контингент, достигнута договоренность о приостановлении 20 сентября 2023 года в 13:00 антитеррористических мероприятий локального характера на следующих условиях: 1. Расположенные в Карабахском районе Азербайджанской Республики формирования вооруженных сил Армении и незаконные армянские вооруженные формирования складывают оружие, оставляют боевые позиции и воинские посты и полностью разоружаются. Подразделения вооруженных сил Армении покидают территорию Азербайджана, незаконные армянские вооруженные формирования расформировываются. 2. Параллельно сдаются все вооружение и тяжелая техника. 3. Реализация вышеуказанных процессов обеспечивается в координации с российским миротворческим контингентом.

карабах

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2023

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_AZ

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e4/0c/16/425789956_427:0:3156:2047_1920x0_80_0_0_d8d4a50d06eb47f737518a5cc3a81191.jpg

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

русская община азербайджана, карабах, армяне, реинтеграция, поддержка, заявление

русская община азербайджана, карабах, армяне, реинтеграция, поддержка, заявление

Русская община Азербайджана поддерживает скорейшую реинтеграцию армян Карабаха

Подписаться на

НовостиTelegram

Настало время для мира, развития и процветания всего Южного Кавказа, считают в Русской общине Азербайджана.

БАКУ, 23 сен — Sputnik. Русская община Азербайджана всецело поддерживает старания руководства страны, направленные на скорейшую реинтеграцию армян Карабаха в мультинациональное азербайджанское общество.

Как говорится в заявлении общины, «антитеррористические мероприятия в Карабахе и встреча между представителями президента Азербайджана и представителями жителей Карабаха армянского происхождения 21 сентября в Евлахе положили конец многолетнему конфликту».

Отмечается, что уже на следующий день по просьбе представителей армянских жителей Карабаха в контексте обсуждения социальных и гуманитарных вопросов по дороге Агдам-Ханкенди были отправлены два грузовика с различными продуктами питания и средствами гигиены, а также два автомобиля с хлебом.

«Мы, русское население Азербайджана, уверены, что социально-экономический план реинтеграции армян Карабахского региона полностью соответствуют всем правам и нормам конституции Республики. Азербайджан — традиционно мультинациональная и мультикультурная страна, где в мире и согласии проживают многие этнические группы. На протяжении всей нашей истории у нас всегда был мир между всеми народами, которые населяют нашу страну, независимо от национальности и вероисповедания. Настало время для мира, развития и процветания всего Южного Кавказа», — говорится в заявлении общины.

Также подчеркивается, что доблестная армия Азербайджана под руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, президента Ильхама Алиева продемонстрировала на поле боя истинный героизм и патриотизм, освободив армянское население Карабаха от военной хунты преступников.

«Мы всегда будем помнить наших героев, отдавших жизни за Родину. К сожалению, в ходе антитеррористических мероприятий у нас были шехиды. Русская община выражает соболезнования семьям погибших и желает скорейшего выздоровления раненым. Мы также выражаем соболезнования семьям погибших российских миротворцев, отдавших свои жизни за установление мира в регионе», — заявили в общине.

Отметим, что 19 сентября азербайджанское оборонное ведомство сообщило о том, что в целях обеспечения положений трехстороннего заявления, пресечения широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе АР, разоружения и вывода формирований ВС Армении с азербайджанских территорий, нейтрализации их военной инфраструктуры, обеспечения безопасности мирного населения, вернувшегося на освобожденные от оккупации земли, гражданских служащих, задействованных в строительно-восстановительных работах, и азербайджанских военнослужащих, а также восстановления конституционного строя Азербайджанской Республики в регионе начались антитеррористические мероприятия локального характера.

Минобороны АР 20 сентября заявило, что с учетом обращения представителей армянских жителей Карабаха, поступившего через российский миротворческий контингент, достигнута договоренность о приостановлении 20 сентября 2023 года в 13:00 антитеррористических мероприятий локального характера на следующих условиях:

1. Расположенные в Карабахском районе Азербайджанской Республики формирования вооруженных сил Армении и незаконные армянские вооруженные формирования складывают оружие, оставляют боевые позиции и воинские посты и полностью разоружаются. Подразделения вооруженных сил Армении покидают территорию Азербайджана, незаконные армянские вооруженные формирования расформировываются.

2. Параллельно сдаются все вооружение и тяжелая техника.

3. Реализация вышеуказанных процессов обеспечивается в координации с российским миротворческим контингентом.

    Антитеррористические мероприятия в Карабахе положили конец многолетнему конфликту
    Заявление Русской общины Азербайджана

    ПОЛИТИКА  23 Сентября 2023 — 10:43

    Русская община Азербайджана всецело поддерживает старания руководства страны, направленное на скорейшую реинтеграцию армянского населения Карабаха в мультинациональное азербайджанское общество. 

    Как сообщает Caliber.Az, об этом говорится в заявлении Русской общины Азербайджана.

    «Антитеррористические мероприятия в Карабахе и встреча между представителями Президента Азербайджана и представителями жителей Карабаха армянского происхождения 21 сентября, в городе Евлах, положили конец многолетнему конфликту. Уже на следующий день по просьбе представителей армянских жителей Карабаха, в контексте обсуждения социальных и гуманитарных вопросов, по дороге Агдам-Ханкенди были отправлены 2 грузовика с различными продуктами питания и средствами гигиены, а также 2 автомобиля с хлебом.

    Мы – русское население Азербайджана, уверены, что социально-экономический план реинтеграции армян Карабахского региона полностью соответствуют всем правам и нормам конституции Республики. Азербайджан традиционно мультинациональная, мультикультурная страна, где в мире и согласии проживают многие этнические группы. На протяжении всей нашей истории у нас всегда был мир между всеми народами, которые населяют нашу страну, независимо от национальности и вероисповедания. Настало время для мира, развития и процветания всего Южного Кавказа.

    Наша доблестная армия, под руководством Верховного главнокомандующего ВС, Президента Ильхама Алиева, продемонстрировала на поле боя истинный героизм и патриотизм, освободив армянское население Карабаха от военной хунты преступников, насильно удерживавших власть на протяжении многих лет. Мы всегда будем помнить наших героев, отдавших жизнь за Родину. К сожалению, в ходе антитеррористических мероприятий у нас были шехиды. Русская община выражает соболезнования семьям погибших и желает скорейшего выздоровления раненым. Мы также выражаем соболезнования семьям погибших российских миротворцев, отдавших свои жизни за установление мира в регионе и искренне надеемся на то, что впредь, мир восстановлен навечно», — говорится в заявлении.

    Caliber.Az

    Просмотров: 133


    Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Закавказье во времена Российской империи — это не только край бесконечных войн, племенных интриг и столкновений интересов великих держав, но и прибежище для последователей самых разных религиозных течений и сект. В XIX веке сюда высылали целые общины крестьян, чьи духовные взгляды шли вразрез с традиционной православной догматикой. Среди них оказались и молокане — представители так называемого духовного христианства, объявленные Русской православной церковью «особо опасными еретиками» и сосланные на окраину империи. В 1840-е они поселились на территории современного Азербайджана, обрели репутацию «русских протестантов», а позже сумели снискать поддержку у коммунистов и местных элит. Как молоканам удалось сохранить русскую идентичность на чужбине, разбогатеть в СССР и стать друзьями основателя современного Азербайджана Гейдара Алиева — в материале «Ленты.ру».

Земля обетованная

Ивановка — зажиточное русское село, расположенное между плодородных полей и заснеженных вершин Кавказского хребта. Фактически это небольшой, но процветающий христианский анклав, вот только найти церкви или часовни в привычной для российской глубинки форме здесь невозможно. Центр поселка украшает памятник члену политбюро ЦК КПСС и третьему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, все культурные учреждения выстроены в высоком сталинском архитектурном стиле, а религиозные сооружения — дома молитвы — напротив, почти ничем не отличаются от обычных деревенских. Нет ни куполов, ни крестов, ни даже намека на христианскую символику.

Но почти два века назад этот район считался захолустьем не только по меркам Российской империи, но даже Шемахинской губернии, где традиционно проживали мусульмане шииты.

Это не помешало ему стать новым домом для тысяч молокан, духоборцев, субботников и последователей других русских христианских конфессий, которых на родине считали раскольниками и еретиками

Нефтяная компания братьев Нобель в Баку, 1890-е

Нефтяная компания братьев Нобель в Баку, 1890-е

Фото: Fine Art Images / Heritage Images /Getty Images

Дело в том, что с начала XVII века в Русской церкви, по аналогии с протестантами в европейских монархиях, стали набирать силу течения, не признающие ее спасительной роли. Идеи о церкви как погрязшем во грехе учреждении, необходимости «очистить» православие от религиозного формализма и вернуться к «апостольскому пониманию веры» вылились в направление, ставшее известным под общим названием «духовное христианство».

Самоопределение таких культов окончательно сформировалось во времена правления императрицы Екатерины II. В этот же период репрессии против «отступников» приобрели наибольший масштаб.

От традиционных русских верующих молокане отличались непризнанием крестного знамения и икон, религиозной иерархии и таинств как ритуала, а также строгим запретом на свинину, алкоголь и табак

По одной из версий, свое прозвище они получили из-за употребления молока в пост — пищи, считавшейся скоромной в православном каноне. По другой, из-за проживания у реки Молочной в Мелитопольском уезде.

Все изменилось в 1805 году, когда указами Александра I давление на молокан было ослаблено. Император, который на первых этапах правления вдохновлялся идеалами либерализма, позволил отступникам свободно исповедовать веру, вследствие чего в отдельных губерниях это движение начало приобретать массовый характер.

Этнические русские поселенцы в Графовке в районе Муганской степи на территории современного Азербайджана, около 1910 года

Этнические русские поселенцы в Графовке в районе Муганской степи на территории современного Азербайджана, около 1910 года

Фото: Sergey Prokudin-Gorsky / Galerie Bilderwelt / Getty Images

Такое решение сразу вызвало беспокойство Святейшего правительствующего синода, а затем и светских начальников. Уже при Николае I давление на молокан возобновилось, хотя и с меньшей силой. Последователей «духовного христианства» стали принудительно выселять на окраины империи — преимущественно в Закавказье и на Дальний Восток.

500

тысяч

молокан насчитывалось в Российской империи к концу XIX века

Большинство из них проживали в Карской области, которая при большевиках будет передана Турции, а также в Армении, Азербайджане и даже Нагорном Карабахе. В Бакинской губернии, в состав которой в середине столетия вошла Ивановка, появились целые молоканские слободы. Верующие держали мельницы, ремесленные цехи и торговые лавки. Некоторые из членов общины быстро разбогатели, вложившись в судоходство и промышленность.

После революции 1905 года, одним из итогов которой стал указ «Об укреплении начал веротерпимости», молокане впервые почувствовали себя свободными от преследований. Как оказалось, ненадолго. В силу особенной религиозности члены движения практически не участвовали в политической жизни, хотя в 1917 году они формально поддержали Временное правительство. На такой жест община решилась благодаря Матвею Скобелеву, социал-демократу из Баку молоканского вероисповедания, который во время правления Александра Керенского сумел получить пост министра труда.

После прихода к власти большевиков ситуация для русских отступников снова изменилась в худшую сторону.

Поначалу коммунисты питали симпатию к молоканам за их относительно аскетичный образ жизни, неприятие церкви и привычку к коллективизму

Многие молоканские поселения сохранили общинный образ жизни, не стремившись делить землю на индивидуальные хозяйства, что очень импонировало левым.

Сергей Киров, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе среди красноармейцев и командиров 11-й армии на вокзале в Баку, май 1920 года

Сергей Киров, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе среди красноармейцев и командиров 11-й армии на вокзале в Баку, май 1920 года

Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images

В начале 1920-х годов ответственным за агитацию среди «духовных христиан» даже назначили специального человека — полномочного представителя РСФСР в Турции Буду Мдивани. Он убеждал общины, в особенности те, которые остались в Карской области, поддержать советскую власть, однако успеха не добился.

Следующие два десятилетия молокане, как и другие верующие в СССР, подвергались непрерывным репрессиям, достигшим своего пика во времена Большого террора в 1930-е

Но на фоне повальной коллективизации их общины не были разогнаны, как многие другие, а преобразованы в колхозы, где подавляющее большинство населения оставалось верующим. Вернуться к относительно привычному для себя образу жизни «русские протестанты» смогли только после Великой Отечественной войны.

Молочные берега

Начало 1950-х годов Ивановка встретила повальной бедностью и разрухой. Из 700 мужчин, ушедших на фронт в 1941 году, домой вернулись меньше половины. Колхоз имени Калинина, в который была включена деревня, считался самым отстающим в районе. Не было ни тракторов, ни другой сельхозтехники, пахотная работа напрямую зависела от быков.

Похожая картина была характерна для всех молоканских общин в Азербайджанской ССР, и подавляющее большинство из них попросту не пережили десятилетие. Ивановку спас от гибели человеческий фактор

В 1953 году колхоз возглавил местный житель ветеран войны и вполне советский человек Николай Никитин. По крайней мере так казалось на первый взгляд. Мужчина, который впоследствии прославится на всю страну, вырос в молоканской семье и глубоко уважал религиозные традиции своей общины, несмотря на членство в КПСС.

Уже в первый год председательства Никитин показал себя крайне незаурядно. На фоне пустой кассы и нехватки рабочих рук он решил расширить посевы озимых культур, на что его предшественники не решались. В отсутствие тракторов он сделал ставку на агитацию за усердный труд, проявив врожденную харизму. И это сработало — выработка пахарей резко увеличилась с 20 до 60 соток, силами нескольких сотен человек были засеяны 3000 гектаров.

Дом культуры в селе Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

В этот же год председатель решился возобновить умирающее животноводство. К началу зимы запасы кормов иссякли, и Николай Никитин обратился к властям с просьбой выделить колхозникам участок близ села Карабуджа. Земля там считалась малопригодной, но по настоянию руководителя крестьяне собственными силами вспахали все 650 гектаров целины и засеяли ее люцерной, сумев спасти скотину от голода.

Вскоре оказалось, что урожая прекрасно хватает и на выполнение плана, и на прокорм скотины. Следующим шагом стало создание кормцеха, который сразу стал приносить Ивановке солидный по тем временам доход. Сюда же добавилось редкое в мусульманском Азербайджане виноградарство, а следом и производство вина.

Николай Никитин рассудил, что молоканская вера хотя и запрещает употребление спиртного, продавать его никто не возбранял

«А потом колхоз начал развиваться. И породность начали увеличивать. Обновлять. Трактора стали приобретать. Раньше колхозам кредиты давали. Сеяли, пахали, убирали. А в 1960-е привезли нам новый сорт пшеницы. Когда ее посеяли, а она дала 12,5 центнера с гектара — это была сенсация на весь Советский Союз. (…) Начали мы выходить из долгов. И мужики перестали из села на заработки уходить», — рассказывал впоследствии «Комсомольской правде» местный молоканин Иван Орлов.

К началу 1970-х предприимчивый руководитель колхоза сумел вывести его в число «миллионеров», за что был удостоин звания Героя Социалистического Труда и награжден орденом Ленина.

В 1971 году по настоянию бакинских партийцев Николая Никитина включили в состав ЦК Компартии Азербайджана — невиданный по советским временам карьерный взлет. Там же началась его дружба с первым секретарем Гейдаром Алиевым

Эта дружба впоследствии станет главным «козырем» ивановских и позволит им пережить перестройку.

Старожилы села Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Старожилы села Ивановка в Азербайджане, 1994 год

Фото: Александр Лыскин / РИА Новости

В 1982 году Никитин уговорил своего товарища посетить колхоз, где, по слухам, рассказал ему о молоканской вере. Алиев, который в прошлом возглавлял КГБ Азербайджанской ССР и отчасти знал о традициях местных, отнесся к их убеждениям крайне лояльно.

По личной протекции Гейдара Алиева в 1980-х в колхозе началось масштабное строительство

За несколько лет в селе появились пышные парки, новый Дворец культуры, выполненный в стиле сталинского ампира, музеи и современные жилые дома. С началом антиалкогольной кампании личная дружба с Алиевым позволила Никитину спасти от вырубки ивановские виноградники. А во времена дефицита колхозные «молочка» и овощи считались в Баку едва ли не самым ходовым товаром.

К моменту распада СССР зарплаты местных исчислялись сотнями советских рублей, а число жителей выросло почти до шести тысяч. Подавляющим большинством из них, несмотря на соседство с лезгинами и талышами, оставались русские молокане.

«Солидарны с Карабахом»

Снова для Ивановки все изменилось со сменой власти в Азербайджане, когда в 1992 году на выборах победила националистическая партия «Народный фронт». Лишившись покровительства в лице Алиева, община начала понемногу приходить в упадок. Как вспоминают местные жители, из-за начавшейся войны в Нагорном Карабахе к русским стали относиться с подозрением. Резкое падение уровня жизни в 1990-е сказалось на доходах колхоза, молокане начали понемногу возвращаться в Россию.

Тогда время было такое. Из других стран тоже уезжали. Люди просто боялись. Моих родственников в Ивановке было 100 человек, из них 70 уехали

Село Ивановка, собрание молокан в молельном доме, 2013 год

Село Ивановка, собрание молокан в молельном доме, 2013 год

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Никитин безуспешно пытался перевести экономику села на рыночные рельсы, но окупиться эти меры могли не раньше, чем через несколько лет. Когда оставшиеся сельчане пришли к председателю с предложением уехать на историческую родину, тот произнес легендарную фразу, которую в Ивановке хорошо помнят до сих пор: «Или вместе — или никто». С тех пор отъезды прекратились.

Однако Никитину снова крупно повезло: в 1993 году к власти вернулся Алиев. Незадолго до своей смерти председатель Ивановки попросил политика во что бы то ни стало сохранить село. И новоизбранный президент пошел на это, даже нарушив законодательство. Он решил сохранить колхоз юридически, фактически сделав его единственным во всей стране. Дело в том, что коллективная форма собственности тогда не была предусмотрена ни законами, ни даже Конституцией Азербайджана.

Оппозиция часто критиковала Гейдара Алиева за Ивановку. За то, что он сделал для нас исключение. Но именно благодаря этому исключению Ивановка сохранилась, а русские не уехали

Григорий Минниковпредседатель колхоза, из интервью «Коммерсанту»

После смерти Николая Никитина в 1994 году, жители обратились к президенту с просьбой присвоить колхозу имя легендарного председателя. Фактически в это время молокане вошли в неофициальный круг «привилегированных» меньшинств, что позволило им укрепить свой статус в глазах коренного населения.

Рабочие кормят коров сеном в коровнике Никитинского колхоза, село Ивановка, Азербайджан

Фото: Oleksandr Rupeta / NurPhoto / Getty Images

В 2003 году, когда Гейдар Алиев скончался, благодарные молокане даже установили в центре Ивановки памятник в его честь

Рядом с ним они установили памятную доску из камня, которая повествует о дружбе политика с Никитиным. Община до сих пор вспоминает Алиева не иначе как доброго «государя».

Привилегированный статус молокан сохранился и при сыне бывшего президента Ильхаме Алиеве, который занял пост главы государства сразу после смерти отца. Он неоднократно навещал Ивановку — как официально, так и нет.

С подачи Ильхама Алиева в начале 2010-х значительная часть села была отреставрирована, а в местной школе даже появился спортивный бассейн — большая редкость по деревенским меркам. Государство дает дотации на землю в размере около 100 долларов на гектар, оплачивает половину стоимости удобрений, периодически закупает животных за рубежом.

Сегодня я ваш гарант

Ильхам Алиевво время посещения Ивановки в 2004 году

Однако за немалую помощь новая власть потребовала у молокан еще большей лояльности, в первую очередь по вопросам идеологии и внешней конъюнктуры.

Молокане сидят у небольшого озера и пьют чай, село Ивановка, Исмаиллинский район, Азербайджан, 18 мая 2013 года

Молокане сидят у небольшого озера и пьют чай, село Ивановка, Исмаиллинский район, Азербайджан, 18 мая 2013 года

Фото: Reza / Getty Images

Например, во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе в сентябре-ноябре 2020 года членам общины пришлось устраивать митинги в поддержку Вооруженных сил Азербайджана, которые широко освещала национальная пресса. Акцент публикаций делался на русскую идентичность местных, поддерживающих политику властей. Несколько мужчин из поселка даже были призваны воевать.

Жители Ивановки, держа в руках трехцветный флаг Азербайджана и плакаты в поддержку азербайджанской армии, прошли по центральной улице, скандируя лозунги, «Карабах — это Азербайджан», «Карабах наш и будет нашим», «Здравствуй, солдат», «Жители Ивановки приветствуют азербайджанскую армию»

из публикации государственного агентства Azertag

Иными словами, если еще 100 лет назад религиозная община максимально дистанцировалась от политической жизни и проявляла индифферентность даже во время Гражданской войны, то теперь однозначно заняла сторону правящего класса.

Но, с другой стороны, ни на культурное наследие, ни на русский язык азербайджанские власти не посягают. Сами молокане искренне считают, что сейчас их права соблюдаются в полной мере. И, наверное, для небольшой религиозной общины, которая ставит во главу традиционный образ жизни и общение с Богом, этот аспект действительно является самым важным.

Честным надо быть во всем. Это село молокан, им доверяли от и до, как честным людям

Иван Орловмолоканин, из интервью «Комсомольской правде»

БАКУ /Trend/ — Русская община Азербайджана всецело поддерживает
старания руководства страны, направленное на скорейшую реинтеграцию
армянского населения Карабаха в мультинациональное азербайджанское
общество.

Как сообщает в субботу Trend, об этом говорится в заявлении общины.

«Антитеррористические мероприятия в Карабахе и встреча между
представителями Президента Азербайджана и представителями жителей
Карабаха армянского происхождения 21 сентября в Евлахе положили
конец многолетнему конфликту. Уже на следующий день по просьбе
представителей армянских жителей Карабаха, в контексте обсуждения
социальных и гуманитарных вопросов, по дороге Агдам-Ханкенди были
отправлены 2 грузовика с различными продуктами питания и средствами
гигиены, а также 2 автомобиля с хлебом.

Мы – русское население Азербайджана, уверены, что
социально-экономический план реинтеграции армян Карабахского
региона полностью соответствуют всем правам и нормам конституции
республики. Азербайджан традиционно мультинациональная,
мультикультурная страна, где в мире и согласии проживают многие
этнические группы. На протяжении всей нашей истории мы всегда жили
в мире со всеми народами, которые населяют нашу страну, независимо
от национальности и вероисповедания. Настало время для мира,
развития и процветания всего Южного Кавказа.

Наша доблестная армия под руководством Президента, Победоносного
Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Ильхама Алиева
продемонстрировала на поле боя истинный героизм и патриотизм,
освободив армянское население Карабаха от военной хунты
преступников, насильно удерживавших власть на протяжении многих
лет.

Мы всегда будем помнить наших героев, отдавших жизнь за Родину.
Русская община выражает соболезнования семьям погибших и желает
скорейшего выздоровления раненым. Мы также выражаем соболезнования
семьям погибших российских миротворцев, отдавших свои жизни за
установление мира в регионе и искренне надеемся на то, что впредь,
мир восстановлен навечно», — говорится в обращении общины.

Отметим, что в целях обеспечения положений Трехстороннего
заявления, пресечения широкомасштабных провокаций в Карабахском
экономическом районе, разоружения и вывода формирований вооруженных
сил Армении с территорий Азербайджана, в регионе были проведены
антитеррористические мероприятия локального характера.

Учитывая обращение представителей армянского населения Карабаха
через российский миротворческий контингент, 20 сентября 2023 года в
13:00 была достигнута договоренность о прекращении
антитеррористических мероприятий локального характера при следующих
условиях: формирования вооруженных сил Армении, армянские
незаконные вооруженные формирования, расположенные в Карабахском
регионе Азербайджанской Республики, складывают оружие, покидают
боевые позиции и военные посты и полностью разоружаются;
формирования вооруженных сил Армении покидают территорию
Азербайджана, армянские незаконные вооруженные формирования
распускаются. Параллельно передаются все оружие, боеприпасы и
тяжелая техника. Обеспечивается координация вышеуказанных процессов
с российским миротворческим контингентом.

По приглашению Администрации Президента Азербайджанской
Республики 21 сентября 2023 года в городе Евлах ответственный за
контакты с армянскими жителями Карабаха Рамин Мамедов встретился с
Сергеем Мартиросяном и Давидом Мелкумяном в качестве представителей
армянских жителей Карабаха.

В контексте обсуждения вопросов социального и гуманитарного
характера представители армянских жителей Карабахского региона
Азербайджана сообщили, что существует особая потребность в топливе.
В то же время они попросили гуманитарную помощь в виде продуктов
питания.

По итогам встречи их просьба была воспринята положительно. В
частности, планируется в скором времени обеспечить поставку топлива
для обеспечения отопительных систем детских садов и школ, а также
службы скорой медицинской помощи и пожарной службы и осуществить
гуманитарную поддержку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства оон для коренных народов
  • Филипс латте гоу кофемашина с капучинатором инструкция
  • Руководство по эксплуатации лифан х60 2014 года выпуска
  • Стилей руководства выделенных куртом левиным
  • Темные данные практическое руководство по принятию правильных решений в мире недостающих данных