Руководством российских железных дорог

Основная информация

Руководство

Белозеров новое официальное фото 200-150.jpg

Белозёров Олег Валентинович

генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»

Биография

Кобзев 200.jpg

Кобзев Сергей Алексеевич

первый заместитель генерального директора
(общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью компании)

Биография

Михайлов 200.jpg

Михайлов Вадим Валерьевич

первый заместитель генерального директора
(вопросы стратегического планирования и развития)

Биография

Павлов 200.jpg

Павлов Сергей Алексеевич

первый заместитель генерального директора
(вопросы развития зарубежного бизнеса и международной деятельности)

Биография

Глазков МО (малая).jpg

Глазков Михаил Олегович

заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением
(вопросы управления перевозочным процессом)

Биография

Гнедкова 200.png

Гнедкова Ольга Эдуардовна

заместитель генерального директора
(вопросы экономики и финансов)

Биография

Колесников Иван Николаевич

Колесников Иван Николаевич

заместитель генерального директора
(вопросы пассажирского комплекса)

Биография

Макаров 200.jpg

Макаров Андрей Сергеевич

заместитель генерального директора
(вопросы строительного комплекса)

Биография

Павловский 200.jpg

Павловский Вячеслав Альфредович

заместитель генерального директора
(вопросы международных связей и внешнеэкономической деятельности)

Биография

Пегов 200.png

Пегов Дмитрий Владимирович

заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги
(вопросы локомотивного хозяйства)

Биография

Плутник 200.jpg

Плутник Александр Альбертович

заместитель генерального директора
(вопросы управления активами и имущественным комплексом)

Биография

Тони 200.jpg

Тони Олег Вильямсович

заместитель генерального директора, генеральный директор АО «Скоростные магистрали»

Биография

Федосеев 200.jpg

Федосеев Николай Владимирович

заместитель генерального директора
(вопросы режима и корпоративной безопасности)

Биография

Фролов Валерий Федорович 200.jpg

Фролов Василий Федорович

заместитель генерального директора – начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона

(вопросы развития Восточного полигона)

Биография

Храмцов S.jpg

Храмцов Анатолий Михайлович

заместитель генерального директора – главный инженер

Биография

Чабунин 200.png

Чабунин Анатолий Михайлович

заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту
(вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита)

Биография

Чаркин Евгений Игоревич

Чаркин Евгений Игоревич

заместитель генерального директора
(вопросы цифровой трансформации и информационных технологий)

Биография

Шайдуллин 200.jpg

Шайдуллин Шевкет Нургалиевич

заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения
(вопросы безопасности движения)

Биография

Шаханов 200.jpg

Шаханов Дмитрий Сергеевич

заместитель генерального директора
(вопросы управление персоналом, социального развития и здравоохранения)

Биография

Шевцов Евгений Александрович 200-150.jpg

Шевцов Евгений Александрович

заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры

Биография

Шило 200.png

Шило Алексей Николаевич

заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания
(коммерческая деятельность компании и грузовые перевозки)

Биография

Главный бухгалтер Чернышева О.П.

Чернышева Олеся Петровна

Главный бухгалтер ОАО «РЖД»

Биография

Гапонько. Правление. Мелкая.jpg

Гапонько Владимир Викторович

Директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности – начальник Департамента экономики

Биография

Бынков 200.jpg

Бынков Вадим Иванович

начальник Правового департамента

Биография

Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» О.Белозёров

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» О.Белозёров

Первый заместитель генерального директора С.Кобзев

Первый заместитель генерального директора С.Кобзев

Первый заместитель генерального директора В.Михайлов

Первый заместитель генерального директора В.Михайлов

Первый заместитель генерального директора С.Павлов

Первый заместитель генерального директора С.Павлов

Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением М.Глазков

Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением М.Глазков

Заместитель генерального директора О.Гнедкова

Заместитель генерального директора О.Гнедкова

Заместитель генерального директора И.Колесников

Заместитель генерального директора И.Колесников

Заместитель генерального директора А.Макаров

Заместитель генерального директора А.Макаров

ОАО «Российские железные дороги», «РЖД» является российской государственной вертикально интегрированной компанией, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Основные виды деятельности: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; предоставление инфраструктуры; научно исследовательские и опытно-конструкторские работы. Железная дорога имеет предприятия дорожного подчинения, полигон каждой железной дороги делится на регионы. Подструктура отделений состоит из региональных отделов, возглавляемых заместителем начальника дороги по региону.

Руководство ОАО «РЖД»

Совет директоров ОАО «РЖД»

Белоусов Андрей Рэмович
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель совета директоров ОАО «РЖД»

Белозёров Олег Валентинович
Генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги», член совета директоров ОАО «РЖД»

Дитрих Евгений Иванович
Министр транспорта Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Дмитриев Кирилл Александрович
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций, член совета директоров ОАО «РЖД»

Иванов Андрей Юрьевич
Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Решетников Максим Геннадьевич
Министр экономического развития Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Рязанов Александр Николаевич
Председатель совета директоров ЗАО «Русская Холдинговая Компания», член совета директоров ОАО «РЖД»

Сазанов Алексей Валерьевич
Статс-секретарь — заместитель Министра финансов Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Файзуллин Ирек Энварович
Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Франк Сергей Оттович
Председатель совета директоров ПАО «Современный коммерческий флот», член совета директоров ОАО «РЖД»

Чернышенко Дмитрий Николаевич 
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, член совета директоров ОАО «РЖД»

Независимые директора

Кристиан Керн
Член совета директоров ОАО «РЖД»

Недорослев Сергей Георгиевич
Председатель совета директоров ООО «Группа КАСКОЛ», член совета директоров ОАО «РЖД»

Степашин Сергей Вадимович
Председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, член совета директоров ОАО «РЖД»

Жемчугов Андрей Сергеевич
Корпоративный секретарь ОАО «РЖД»

Правление РЖД

Белозёров Олег Валентинович
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД»

Краснощек Анатолий Анисимович
Первый заместитель генерального директора, общее руководство и координация производственно-хозяйственной деятельности компании

Михайлов Вадим Валерьевич
Первый заместитель генерального директора, вопросы стратегического развития, корпоративного управления, экономики и финансов

Павлов Сергей Алексеевич
Первый заместитель генерального директора, вопросы развития зарубежного бизнеса и международной деятельности

Верховых Геннадий Викторович
Заместитель генерального директора — начальник Центральной дирекции инфраструктуры, вопросы инфраструктуры

Гнедкова Ольга Эдуардовна
Заместитель генерального директора

Кобзев Сергей Алексеевич
Заместитель генерального директора — главный инженер, вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения

Валинский Олег Сергеевич
Заместитель генерального директора — начальник Дирекции тяги, вопросы локомотивного комплекса

Зимин Виктор Михайлович
Заместитель генерального директора — начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона

Иванов Павел Алексеевич
Заместитель генерального директора — начальник Центральной дирекции управления движением, вопросы управления перевозочным процессом

Макаров Андрей Сергеевич
Заместитель генерального директора, вопросы строительного комплекса

Мещеряков Анатолий Анатольевич
Статс-секретарь — заместитель генерального директора, вопросы информационной политики и организации взаимодействия с органами власти

Павловский Вячеслав Альфредович
Заместитель генерального директора, вопросы международных связей и внешнеэкономической деятельности компании

Пегов Дмитрий Владимирович
Заместитель генерального директора, вопросы пассажирского комплекса

Плутник Александр Альбертович
Заместитель генерального директора, вопросы корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами, управления и распоряжения имуществом

Тони Олег Вильямсович
Заместитель генерального директора — начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов, вопросы развития Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов

Федосеев Николай Владимирович
Заместитель генерального директора, вопросы корпоративной безопасности

Чабунин Анатолий Михайлович
Заместитель генерального директора — директор по внутреннему контролю и аудиту, вопросы внутреннего контроля и внутреннего аудита

Шайдуллин Шевкет Нургалиевич
Заместитель генерального директора — начальник Департамента безопасности движения, вопросы безопасности движения

Шаханов Дмитрий Сергеевич
Заместитель генерального директора, управление персоналом и социальные вопросы

Шило Алексей Николаевич
Заместитель генерального директора, коммерческая деятельность компании и грузовые перевозки

Харыбина Елена Ивановна
Главный бухгалтер

Гапонько Владимир Викторович
Директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальник Департамента экономики

Бынков Вадим Иванович
Начальник Правового департамента


1 апреля 2020 года Первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов избран председателем совета директоров ОАО «Российские железные дороги». Решение было принято советом единогласно. Ранее кабмин утвердил новый состав совета директоров холдинга. В него вошли 14 человек, среди которых вице-премьер Дмитрий Чернышенко, заместитель министра финансов Алексей Сазанов, министр экономического развития Максим Решетников, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин и председатель совета директоров «Совкомфлота» Сергей Франк. Прежний состав совета директоров возглавлял Максим Акимов.

11 марта 2020 года на Киевском направлении Московской железной дороги состоялось открытие новой станции «Санино» и реконструированной станции «Победа». В мероприятии приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин и глава Подмосковья Андрей Воробьев. Станции представляют собой мини-вокзалы и соответствуют современным требованиям. В дальнейшем они станут частью четвертого Московского центрального диаметра, который свяжет Железнодорожный и Апрелевку.

3 февраля 2020 года РЖД полностью приостановили пассажирское сообщение с Китаем из-за вспышки пневмонии, вызванной новым коронавирусом. Компания отменила поезда номер 3/4 Пекин — Москва формирования «Китайских железных дорог», поезд номер 320/20-19/319 Чита — Забайкальск — Пекин, беспересадочные вагоны Москва — Пекин, курсирующие в составах поездов номер 2/1, номер 320/319 и номер 20/19. Неиспользованные билеты, оформленные в российских пунктах продаж, пассажиры могут вернуть без удержания сборов и плат.

29 января 2020 года проектировщики «Дальгипротранса» завершили работу над предварительным технико-экономическим обоснованием строительства железнодорожной линии через Невельский пролив. Она соединит Сахалин со станцией Селихино в Хабаровском крае. Подготовлено два предварительных проекта — тоннельный и мостовой. Документация передана в РЖД, для ведомственной экспертизы и рассмотрения. В разработке приняли участие 16 проектных и научно-исследовательских институтов. На эти цели было израсходовано в общей сложности 3 млрд рублей.

15 января 2020 года АНО «Единая транспортная дирекция» совместно с ОАО «РЖД» открыли мультимодальное сообщение между Краснодаром и Сочи. Это позволит сохранить транспортную доступность курортного направления во время капитального ремонта пути в Лысогорском тоннеле на участке Чинары — Чилипси. От Краснодара до Туапсе пассажиры следуют на комфортабельных автобусах, далее — «Ласточками» №801/802 Туапсе — Адлер и №815/816 Туапсе — Роза Хутор. Автобусы оборудованы ремнями безопасности, просторными багажными отсеками. Также для удобства пассажиров салоны автобусов оснащены мониторами и USB-розетками для зарядки мобильных устройств. В расписании 6 рейсов в день в прямом и обратном направлении.

14 января 2020 года в 13:00 из Краснодара в Сочи и в обратном направлении до 27 апреля 2020 года прекращено движение пассажирских составов дальнего следования Краснодар — Горячий Ключ — Туапсе и пригородных поездов Горячий Ключ — Туапсе. Это связано с капитальным ремонтом верхнего строения пути в Лысогорском тоннеле на участке Чинары — Чилипси в Краснодарском крае. Из кубанской столицы в Туапсе и обратно пассажиров будут перевозить в комфортабельных автобусах, далее «Ласточками» № 801/802 Туапсе — Адлер и № 815/816 Туапсе — Роза Хутор. Автобусы совершат по шесть рейсов в день в прямом и обратном направлениях.

9 января 2020 года Арбитражный суд Сахалинской области оштрафовал АО «Российские железные дороги» на 6 миллионов рублей, за нарушения при реконструкции железнодорожных мостов на Сахалине. По результатам проверки Сахалинской транспортной прокуратурой исполнения требований законодательства при реализации государственных и иных программ по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на острове установлено, что РЖД, на участке Корсаков — Ноглики, осуществляло строительные работы по реконструкции 24 железнодорожных мостов. При этом в нарушение требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса РФ данная организация разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации градостроительным требованиям и земельному законодательству, не имело.

26 декабря 2019 года первый пассажирский двухэтажный поезд из Москвы №27/28 «Таврия» компании «Гранд Сервис Экспресс» проехал по Крымскому мосту и прибыл на перрон платформы №1 вокзала Симферополя. Состав встречали руководители республики и представители общественности с флагами. Поезд прошел 2009 км, время в пути составило 33 часа. В путешествие из столицы в Крым отправились 973 пассажира. Это первый двухэтажный поезд, который прибыл на территорию полуострова за всю историю железнодорожного сообщения Крыма.

25 декабря 2019 года в здании вокзала Детской железной дороги Южно-Сахалинска открылся технопарк «Кванториум». Он совместным детищем регионального правительства и ОАО «РЖД». В детском технопарке школьники будут обучаться по инженерным направлениям: VR/AR-квантум, Промдизайнквантум, IT-квантум, Геоквавнтум и Хайтек. Под руководством наставников ребят обучат вести проектную деятельность, направленную на решение задач, связанных с работой ж/д транспорта. За счет средств областного бюджета приобрели 3D-принтеры, современные ЧПУ-станки, квадрокоптеры, лазерные резаки и компьютеры. В железнодорожном «Кванториуме» бесплатно будут обучаться более 200 школьников из областного центра в возрасте от 11 до 16 лет.

25 декабря 2019 года первый пассажирский поезд «Таврия», следующий из Санкт-Петербурга в Севастополь, пересек Крымский мост и въехал на территорию Крыма. Когда вагоны пересекли границу моста, начальник поезда распорядился отключить свет в коридорах. Поезд специально замедлил ход, чтобы пассажиры смогли разглядеть арки, а наблюдающие — сфотографировать и поприветствовать его. Состав прошел по железнодорожной части моста примерно за 20 минут.

24 декабря 2019 года Первый поезд из Москвы в Симферополь отправился с Казанского вокзала столицы. Состав состоит из 15 вагонов. На первый рейс были проданы 973 билета. Весь путь фирменный поезд «Таврия» преодолеет за 33 часа. Пассажиров будут встречать первые лица республики: глава региона Сергей Аксенов и спикер местного парламента Владимир Константинов.

23 декабря 2019 года с Московского вокзала в Санкт-Петербурге отправился первый поезд в Республику Крым. Президент России Владимир Путин в режиме телемоста принял участие в церемонии отправления. В пути поезд будет находиться 43 часа 25 минут. В составе из 17 вагонов, следующем по новому маршруту, находятся около 600 пассажиров. Среди них сотрудники поездной бригады поезда № 7, ходившего из Ленинграда в Севастополь в 1959 — 2014 годах.

16 декабря 2019 года РЖД расширила сервис по доставке еды к поездам дальнего следования, теперь пассажиры могут заказать не только пиццу, но и блюда из кафе и ресторанов. Еду к поездам будут доставлять собственные курьеры кафе и ресторанов, подключенных к сервису. Оформить доставку можно при покупке билета на сайте РЖД, а также в личном кабинете в дополнение к ранее купленному проездному документу. Чтобы сделать заказ, пассажирам необходимо перед оплатой проездных документов выбрать доставку еды к поезду из предлагаемых дополнительных услуг. Пассажиры могут сделать заказ не позднее, чем за 48 часов до начала поездки. Услуга доставки работает в тестовом режиме и доступна для пассажиров поездов, которые отправляются или проходят через Курский вокзал, а также которые отправляются с Ленинградского вокзала в Москве.

8 декабря 2019 года РЖД ввели в действие новый график движения поездов на 2019/2020 годы, в котором больше скоростных и двухэтажных поездов. Треть всех поездов, 334 поезда, сократят время в пути; у 47 поездов сокращение составит от 30 до 60 минут, у 44 — свыше часа. В новом графике количество поездов категорий «скорый» и «скоростной» увеличится до 377 и составит почти 65% от общего числа. География курсирования двухэтажных поездов расширена до 17 пар на 13 маршрутах. Всего в новом графике будут курсировать 82 пары дневных поездов на 45 маршрутах. Увеличится и число дневных экспрессов — 14 новых поездов на восьми маршрутах.

3 декабря 2019 года Завод «Уральские локомотивы» подписал с ОАО «РЖД» контракт на поставку 22 грузовых электровозов переменного тока серии 2ЭС7 в период с 2019 по 2021 годы. В рамках договора предприятие-изготовитель также принимает на себя обязательства по обеспечению сервисного обслуживания машин в течение жизненного цикла, 28 лет. Первые два локомотива 2ЭС7 уже переданы заказчику и будут эксплуатироваться на полигонах Северной, Октябрьской и Горьковской железных дорог, а также проходить гарантийное и сервисное обслуживание в депо Бабаево. Десять машин будет поставлено РЖД в 2020 году, еще 10 завод выпустит в 2021 году.

20 ноября 2019 года ОАО «РЖД» и ООО «Сухой Порт Южноуральский» подписали соглашение о взаимодействии в сфере развития транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Стороны намерены реализовывать транзитный и экспортный потенциал ТЛК, расположенного на станции Формачево Южно-Уральской железной дороги, создавая благоприятные условия и инвестиционный климат для эффективного развития транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры комплекса.

19 ноября 2019 года Федеральная пассажирская компания представила макет плацкартного вагона со шторками и специальными местами багажа в рамках выставки «Транспортная неделя». Новый вагон оборудован индивидуальными шторками для каждого пассажира. Боковые полки при этом имеют шкафчики для личных вещей. Интерьер выполнен в бежево-серах тонах, полки обиты темно-бежевой кожей. Каждому пассажиру, в том числе путешествующему на верхней полке, доступен индивидуальный столик. Производитель подвижного состава — «Трансмашхолдинг» предусмотрел и вариант расположения полок со шкафчиком посередине, куда помещается более крупный багаж.

1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции управления железнодорожным транспортом. В структуру РЖД вошло 987 предприятий из 2046, составлявших систему МПС. Технология перевозок, структура и иерархия управления железных дорог при передаче не изменились.

18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации №585 создано Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

18 февраля 1918 года состоялось открытие здания Киевского вокзала, построенного по проекту Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского и Владимира Шухова. Новый вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. Величественное здание, построенное в стиле неоклассицизма, стало самым большим в Европе.

JSCo RZhD

Headquarters in Moscow

Native name

ОАО «РЖД»
Type Open joint-stock company
Industry Railways
Predecessor Ministry of Railways of the Russian Federation (1992–2004)
Founded 18 September 2003; 20 years ago
Headquarters Red Gates Square (55°46′N 37°39′E / 55.767°N 37.650°E),

Moscow

,

Russia

Area served

Russia

Key people

Oleg Belozyorov (General director)
Arkady Dvorkovich (chairman of the board)[1]
Services Rail transport, Cargo
Revenue $38.6 billion[2] (2017)

Operating income

$3.47 billion[2] (2017)

Net income

$2.39 billion[2] (2017)
Total assets $76.6 billion[2] (2017)
Total equity $41.3 billion[2] (2017)
Owner Russian Government (100%)[3]

Number of employees

740,315[4] (2017)
Website Russian Railways (English)

Russian Railways (Russian: ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), romanized: OAO Rossiyskie zheleznye dorogi (OAO RZhD)) is a Russian fully state-owned vertically integrated railway company, both managing infrastructure and operating freight and passenger train services.

The company was established on 18 September 2003, when a decree was passed to separate the upkeep and operation of the railways from the Ministry of Railways of the Russian Federation.[5] RZhD is based in Moscow at Novaya Basmannaya str., 2. The operating units of the central part of the staff are at Kalanchevskaya str., 35.[6]

Railways in the Russian-occupied region of Crimea are controlled by Crimea Railway, a separate company.[7]

History[edit]

Background and 2003 reform[edit]

The old RZD logo

After the collapse of the Soviet Union in 1991, the Russian Federation inherited 17 of the 32 regions of the former Soviet Railways (SZD).[8]

In the mid-1990s, the profitability of railway transportation of the Russian Ministry of Railways fell to negative values, the bureaucratization of the ministry itself was publicly criticized, which became an occasion for reforms. Shortly after being elected president of Russia in 2000, Vladimir Putin approved the idea of reforming the railway transport, according to which all economic functions on the railway should be transferred to a joint-stock company with 100% state participation. The start of the state program for reforming the Russian railway sector was given by the establishment of Russian Railways in October 2003. The new company received over 95% of the assets belonging to the Ministry of Railways of the Russian Federation.[9][10][11]

In 2003, the Federal Law on Railway Transport divided the Ministry of Railways into the Federal Railway Transport Agency (FRTA) and Russian Railways (RZD).[12] The reform also required RZD to provide access to railway infrastructure to other carriers and operators.[12] As the law requires carriers to provide service to customers anywhere in Russia, RZD retained its dominant position.[12]

Later in 2003, the Decree No. 585 established RZD as a joint stock company, making it a holding in charge of 63 subsidiaries, including TransContainer, RailTranAuto, Rail Passenger Directorate, Russian Troika, TransGroup, and Refservis.[12] RZD acquired 987 companies (95% in asset value) out of the 2046 that had formed the MR system.[13] Gennady Fadeyev, the Railways Minister, became the company’s first president.[14]

The reform saw the creation of a new market segment following the privatization of the network’s rolling stock. The company divided the bulk of its wagon fleet between two new operating companies, Freight One (which was later privatised) and Freight Two (renamed Federal Freight in 2012), and private players such as GlobalTrans also entering the market.[citation needed]

2000s[edit]

Model 61-4194 reserved seat car bearing the new corporate livery of Russian Railways

In 2003, RZD launched a project to replace the narrow gauge on Sakhalin Railway to the broad gauge used in the rest of Russia, which it formally completed in August 2019.[15] The share of privately owned wagons in the freight transport increased to one-third of the total by 2005.[12] On 18 May 2006, the company signed an agreement with Siemens for the delivery of eight high-speed trains.[16]

On 23 May 2007, Russian Railways adopted a new corporate style which changed fundamentally the way the Company presented itself visually to the outside world. The change of corporate identity underwent several stages during the 2007–2010 period.[17] The final version of the logo was designed by BBDO Branding.[18]

Also, commissioned by BBDO Branding The Agency HardCase Design created a family of corporate fonts RussianRail, consisting of 15 fonts. In the new company logo Sans-serif RussianRail Grotesque Medium was used. In 2008, the new logo of Russian Railways became a runner-up for the international design competition WOLDA ’08 award.[19]

Strategy 2030, an investment plan to expand and modernize the railway network, was approved by the Russian government in 2008.[20] Since 2008, as part of the structural reform of rail transport, with separation of the services infrastructure of transportation activity and the emergence of a competitive environment, Russian Railways has been transformed into a vertically oriented holding company.[21]

In 2009, the investment budget was 262.8 billion rubles (excluding VAT), of which 47.4 billion for projects related to the preparation and staging of the Olympic Games in Sochi; 58.7 billion for the renovation of the rolling stock (including supply of Sapsan trains).[citation needed]

2010s[edit]

2005–2010 modernization program of Russian Railways

In 2010, Federal Passenger Company was established as a fully owned subsidiary of Russian Railways, providing long-distance passenger services both in Russia and abroad.[22] By the end of 2013, it operated all long-distance routes, except for high-speed Sapsan lines, which are operated by RZD.[22]

Platzkart carriages

RZD issued its first dollar-denominated bond in 2010, raising $1.5 billion.[23] On 28 October 2011, the Joint Stock Company Freight One, a subsidiary of Russian Railways, sold 75% of its shares minus two shares for 125.5 billion rubles (about 4 billion $) to Independent Transport Company owned by Vladimir Lisin.[21] Thus, Lisin as Russia’s largest operator of rolling stock acquired control of a quarter of the freight market.[24]

As part of its reform efforts, RZD massively reduced its workforce, from 2.2 million in the 1990s to 934,000 people in 2012.[22] In 2012, it became one of the three largest transport companies in the world.[25]

According to a Reuters inquiry, RZD procurement activities in 2012 amounted to $22.5 billion; part of this was awarded to private contractors with no genuine operations in de facto noncompetitive tenders.[26] Some of the company addresses listed on the tenders turned out to be private apartments, car repair shops or department stores.[26] It was alleged that the contractors were actually shell companies, used to convey billions of dollars in tenders to close associates of Yakunin, president of RZD.[27]

Zheldoripoteka, RZD’s real estate arm, was revealed to have sold land plots located close to railway stations in major cities to the son of Russian Railways president Vladimir Yakunin.[28] Far East Land Bridge, a company partnered with a Russian Railways subsidiary, was also linked to Yakunin’s son.[29]

On 16 October 2012, Russian Railways has completed competitive negotiations with potential buyers of the remaining 25-percent plus 1 share stake in JSC Freight One. The best binding offer was received from the Independent Transport Company LLC. The assets were sold for 50 billion rubles.[30]

In early November 2012, Russian Railways announced the purchase of 75% of the French logistics company Gefco SA. The total value of the transaction was 800 million euros, the seller being PSA Peugeot Citroen, the parent company of Gefco.[31] A program to modernize the Baikal–Amur Mainline was launched in 2013, costing the equivalent of £4 billion by 2018.[32]

In 2015, RZD International won a €1.2 billion contract to electrify the Garmsar–Inche Bourun line in Iran.[33]

In August 2015, company president Vladimir Yakunin was dismissed,[34] allegedly because of poor performance and mismanagement.[35] Yakunin was replaced by Oleg Belozyorov.[34]

RZD International began works on the reconstruction of the Serbian Vinarci – Djordjevo line in 2016.[36] The Moscow Central Circle railway, designed and managed by Roszheldorproject, an RZD subsidiary, opened in September 2016.[37] In July 2018, the company announced plans to phase out third-class carriages on long-distance trains by 2025.[38]

2020s[edit]

On 24 February 2022, in response to Russia’s invasion of Ukraine, US President Joe Biden announced economic sanctions against several Russian companies, including Russian Railways.[39]

On 8 April 2022, the shipping company CMA CGM announced to be acquiring the French logistics company Gefco SA from Russian Railways and minority shareholder Stellantis.[40]

On 11 April 2022, the Wall Street Journal and Reuters reported that the International Swaps and Derivatives Association had determined a «failure to pay» credit event occurred on 250 million CHF worth of Swiss franc loan participation notes linked to an entity related to Russian Railways, RZD Capital. The determination is considered the first step to triggering a credit default swap.[41][42]

Future projects[edit]

Planned projects[edit]

In March 2016, RZD approved an updated version of high-speed rail development program until 2030. The 5 trillion ruble program includes the construction of Moscow–Kazan–Yekaterinburg, Moscow–Adler and Moscow–Saint Petersburg high-speed lines, as well as other high-speed lines connecting regional cities.[43]

The construction program is divided into three stages. Until 2020 Russian Railways plans to put into operation the high-speed rail sections linking Moscow–Kazan (1.2 trillion rubles), Moscow–Tula (268.6 billion rubles), Chelyabinsk–Yekaterinburg (122.6 billion rubles), Tula–Belgorod (86.8 billion rubles), Yekaterinburg–Nizhny Tagil (12.9 billion rubles) and Novosibirsk–Barnaul (62.3 billion rubles). The project design of the largest container port in Ust-Luga for reception and distribution of containerized freight on China–Europe route is also part of the program.[43]

Between 2021 and 2025 RZD plans to build Rostov–Krasnodar–Adler, Tula–Voronezh high-speed rail and the extension of Kazan-Yelabuga high-speed rail, as well as other regional high-speed rail links.[43]

During the 2026–2030 third phase of the program, Russian Railways will build Moscow–Saint Petersburg high-speed rail section; the railway line will be extended from Yelabuga to Yekaterinburg, and from Voronezh to Rostov-on-Don.[43]

Proposed projects[edit]

In March 2015, at a meeting of the Russian Academy of Science, Vladimir Yakunin presented an ambitious new transport route called the Trans-Eurasian Belt Development (TEPR) which would go «through Russia with a mega road and high-speed rail network to link Asia with Europe’ and with the opportunity to go to Chukotka and Bering Strait and then to the American continent»[44] to Alaska, «making overland trips from Britain to the US (via the Channel Tunnel) a possibility.»[45]

Owners and management[edit]

Vladimir Yakunin, former president of Russian Railways

The Russian Federation is the founder and sole shareholder of JSC Russian Railways. On behalf of its shareholders the powers are exercised by the Government of the Russian Federation.[46] It approves the president of the company, forms the board of directors annually and approves the annual reports.[47]

An IPO for the company was considered in 2012,[48] but it was pushed back to after 2020.[49]

The Chairman of the Board of Directors of JSC Russian Railways is Oleg Belozerov.[50] Before him, the position was occupied by Kirill Androsov from September 2011 till June 2015.,[51] and previously by Alexander Zhukov – from 20 July 2004 to September 2011 and Viktor Khristenko – from 16 October 2003 – 20 July 2004.

Gennady Fadeev was President of JSC Russian Railways from 23 September 2003 – 14 June 2005. He was succeeded by Vladimir Yakunin – from 14 June 2005 to 20 August 2015. Oleg Belozyorov has been president of the company since 20 August 2015.[1]

Subsidiaries[edit]

As of December 2013, Russian Railways has controlling interests in the following companies:[22]

  • Federal Passenger Company (100%);
  • Gefco S.A. (75%);
  • Federal Freight (100%);
  • TransContainer (50.6%);
  • Refservice (100%);
  • RailTransAuto (51%);
  • High-speed Rail Lines (100%);
  • RZDstroy (100%);
  • Roszheldorproject (55.56%);
  • RZD Trading Company (50% + 1)
  • TransTeleCom (100%);
  • Zhilsotsipoteka (100%);
  • Zheldoripoteka (100%);
  • TransWoodService (100%);
  • BetElTrans (100%);
  • First Nonmetallic Company (100%);
  • Zeleznodorozhnaya Torgovaya Kompaniya (100%);
  • Wagon Repair Company – 1 (100%);
  • Wagon Repair Company – 2 (100%);
  • Wagon Repair Company – 3 (100%);
  • Kaluga Plant Remputmash (100%);
  • Incorporated Electrotechnical Plants (50 + 1).

Activities[edit]

RZD staff during a presidential visit to a maintenance depot

The main activities of Russian Railways involve freight and passenger traffic. In Russia, railways carry 42% of the total cargo traffic, and about 33% of passenger traffic.[25] Some passenger categories, such as pensioners, members of parliament, and holders of Soviet and Russian state decorations, receive free or subsidized tickets.[citation needed]

Freight traffic[edit]

In 2013 railways carried nearly 90% of Russia’s freight, excluding pipelines.[52][53] In 2014, railway infrastructure and locomotive services accounted for 74% of the company’s total revenue.[54]

The cost of freight tariff is determined by the Federal Tariff Service at net cost or higher.[citation needed]

Long-distance travel[edit]

Russian Railways has a near-monopoly on long-distance train travel, with its subsidiary, Federal Passenger Company, accounting for 90% of total passenger turnover in 2017.[55] Passenger transportation accounted for 10.6% of the company’s revenue in 2017.[56] The long-distance passenger fleet includes 19,386 rail cars as of 2017, with an average age of 19.1 years.[57] Over 60% of long-distance passengers travel in third-class sleeping carriages.[57]

The long-distance rail passenger business is under increasing competition from airlines, due to their aggressive domestic pricing policies and generally shorter travel times for routes under 1,000 km.[58] International rail passenger traffic dropped from 19.4 million passengers in 2013 to 6.8 million in 2017.[58]

In 2005–2010, JSC Russian Railways has launched a program to introduce new high-speed trains.[59] The first train, Sapsan, commenced service in December 2009 and connects Saint Petersburg, Moscow and Nizhny Novgorod and is operated with trains manufactured by the German company Siemens.[60]

The second train, Allegro, has run from Saint Petersburg to Helsinki via Vyborg since December 2010 and is owned and operated together with the Finnish VR Group.

Sapsan was the most successful passenger train of JSC Russian Railways with occupancy rate of 84.5% (according to RZD in 2010) and profitability of 30% (although capital costs were not included in its calculation).[61]

Fares on long distance trains[edit]

Allegro train ticket

Passenger tariffs (except for travelling in the stateroom, sleeping and VIP-cars) are approved by the State, represented by the Federal Tariff Service with social orientation of its traffic operations below cost. Passenger fare is divided into two components: «ticket» (which includes the cost of transport infrastructure, locomotive traction and the Station component) and «reserved seat» (service of transport company, which is the owner of the car). Since 2003, the flexible schedule tariffs (FST) to travel on long-distance trains is used:

  • in the period of keen demand the rate is above the annual average by 5–20% (earlier it was up to +45%)
  • approximately the third part of the year the base rate is active
  • during the periods of low passenger’s traffic the rate is lower by 5–20%. On certain days of the year (from 1 to 3 days, at different times on such days as 31.12, 01.01 and dates around 9 May) the index of 45–50% is valid when tickets are twice cheaper.

FST is calculated in such a way as to stimulate passengers to undertake a trip on the date with the lowest index. In 2010 and 2011, the average weighted index for calendar periods was 0.97 and the average volume of passenger traffic – 1.00.
According to the JSC Russian Railways statement, the passenger transportation – except for some highly profitable directions – is unprofitable. These losses are partly compensated from the budget, and for the most part – with the help of cross-subsidies by income from freight.

Suburban passenger companies[edit]

RZD staff at the launch of the Lastochka train on the Saint Petersburg-Vyborg route

Since 2009, the company is not a direct carrier of suburban passengers. Suburban transport is now operated by passenger companies founded by the executive agencies of the Russian Federation, Russian Railways and private investors.[62] As of 2016, there are 25 suburban passenger companies (SPC), and Russian Railways owns a majority stake in 19 of them.[63]

Especially for the SPC a zero tariff for the use of railway infrastructure was introduced. Russian Railways receives 25 billion rubles subsidies as compensation annually from the State.[64] Commuter traffic in the whole network increased in 2011 on 5.6% and is about 878.33 million people.[62] Passenger turnover rail in the Russian regions ranges from 5% to 30% in total passenger traffic.[64]

[edit]

Since its establishment in 2003, Russian Railways sponsoring FC Lokomotiv Moscow in the Russian Premier League.[citation needed]

Since February 2016 Russian Railways is the sponsor of Rodina Kirov, a bandy team in the Russian Bandy Super League.[65]

Assets[edit]

Infrastructure[edit]

Российские железные дороги (РЖД)
Russian Railways (RZD)

Passenger trains interactive map

Overview
Reporting mark RZD, RZhD
Locale  Russia
Dates of operation 2004–present
Technical
Track gauge
  • 1,520 mm (4 ft 11+2732 in)
  • 1,435 mm (4 ft 8+12 in) (from Kaliningrad to Russian-Polish border)
Electrification 3 kV DC, 25 kV AC Main
Length 85,500 km (53,100 mi)

As of 31 December 2009, the total operational length of railway is 85 281 km, including the track gauge of 1,520 mm (4 ft 11+2732 in) – 84 446 km, the length of continuous welded rails 74.4 thousand km, the railway network operated by 166 975 switches, 138 tunnels and 30,727 bridges.[citation needed]

The length of lines equipped with automatic block (AB) and centralized control, is 62,055 km, or 72.9%. Devices of railway automation and remote control on the Russian railway network served with 203 distance signaling, centralization and blocking and with one technical center of automation and remote control.

The following Railways belong to RZD:[66]

 Russia:

  • October Railway – 10,378 km (managed from Saint Petersburg)
  • Kaliningrad Railways – 963 km (managed from Kaliningrad)
  • Moscow Railway – 8,800 km (managed from Moscow)
  • Gorky Railway – 5,297 km (managed from Nizhny Novgorod)
  • Northern Railway – 5,961 km (managed from Yaroslavl)
  • North Caucasus Railways – 6,311 km (managed from Rostov-on-Don)
  • South-Eastern Railway – 4,189 km (managed from Voronezh)
  • Privolzhsk Railway – 4,237 km (managed from Saratov)
  • Kuybyshev Railway – 4,752 km (managed from Samara)
  • Sverdlovsk Railway – 7,154 km (managed from Yekaterinburg)
  • South Urals Railways – 4,807 km (managed from Chelyabinsk)
  • West Siberian Railway – 5,558 km (managed from Novosibirsk)
  • Krasnoyarsk Railways – 3,158 km (managed from Krasnoyarsk)
  • East Siberian Railway – 3,876 km (managed from Irkutsk)
  • Zabaikal Railway – 3,336 km (managed from Chita)
  • Far Eastern Railway – 5,991 km (managed from Khabarovsk)

 Abkhazia:

  • Abkhazian Railway: 10-year lease starting from 2009.[67]

 Armenia

  • South Caucasus Railway: 30-year concession starting 2008.[68]

RZD also manages a 50% share in Ulaanbaatar Railways on behalf of the Russian government.[69]

Rolling stock[edit]

Russian Railways train showcase in 2015

Traction rolling stock includes diesel locomotives, electric locomotives, electric trains, diesel trains, railcars, railway handcar, other self-propelled equipment and non-tractive rolling stock – different cars (passenger, freight) and a special rolling stock.[citation needed]

The main producer of passenger cars (95%) is Tver Carriage Works.[citation needed]

At the end of 2012, the rolling stock inventory included 20,618 locomotives, including 2,543 electric passenger locomotives, 578 diesel passenger locomotives, 7,837 electric freight locomotives, 3,556 diesel freight locomotives, 6,104 shunting locomotives.[70]

In 2017 RZD purchased 459 locomotives, including four EP1M, 13 EP2K, 19 TEP70BS and four EP20 passenger units, as well as 84 2ES6, 10 2ES10, 51 2ES5K, 45 3ES5K, four 3ES4K, 86 2TE25KM, and five 4ES5K freight units.[71]

In 2013, the RZD holding owned 252,900 freight cars, including 54,200 owned directly by Russian Railways, with the rest owned by company subsidiaries and affiliates, such as Federal Freight and TransContainer.[72]

Performance indicators[edit]

Annually JSC Russian Railways carries over 1 billion passengers and 1 billion tons of freight.

Kind
of activity
Indicator 2005 2007 2008 2009
Freight
traffic
Freight (trln tn. km). 1.85 2.31 2.4 2.27
To last year +3.1% +5%
Freight (bln tn.). 1.40 1.34 1.30 1.11
To last year +4%
Passenger
traffic
Passenger turnover (trl pass. km) 118.9 174.1 176 153.6
To last year +3.8% +1%
Passengers (mln pass.) 1352.8 1296 ~1100
To last year +2.5%
Attendants (ths people) 1127 1099 1075

In 2011, freight traffic of Russian Railways totaled about 1.4 billion tons. Passenger traffic for the year 2011 reached 992.4 million people.[25]

Financial performance indicators under IFRS Russian Railways in 2005–2010

Indicators 2005 2006[73] 2007[74] 2008[75] 2009[76] 2010[77]
Income 749 bln rb. Increase 877.9 bln rb. Increase 1.016 trl rb. Increase 1.203 trl rb. Decrease 1.126 trl rb. Increase 1.334 trl rb.
Operating cost 684.7 bln rb. Increase 821.5 bln rb. Increase 1.089 trl rb. Decrease 1.013 bln rb. Increase 1.135 bln rb.
Operating income 194.7 bln rb. Decrease 194.6 bln rb. Decrease 113.9 bln rb. Decrease 113.3 bln rb. Increase 198.9 bln rb.
EBITDA 267.5 bln rb.
Net income 114 bln rb. Increase 139.8 bln rb. Increase 144.9 bln rb. Decrease 76.4 bln rb. Increase 121.3 bln rb. Increase 208.3 bln rb.

The average salary on the network in October 2011 – 31 thousand rubles a month.[78] Loading volume for the year 2012 amounted to 1 billion 274.7 million tons (+2.7% compared to 2011), the share in the total turnover of the country (except pipelines) — 85.5%. In 2012, the network carried 1 bln 56.7 million passengers (+6.4% compared to 2011). Net income from the basic activities using Russian GAAP was in 2012 almost 5.3 billion rubles, which is a decrease compared to 2011 (13.7 billion rubles) of almost 3 times.[79] The company’s revenue in 2021 amounted to 2 trillion rubles.[80]

In total, Russian Railways receives 112 billion roubles (around US$1.5 billion) annually from the government.[81]

See also[edit]

  • Russian Railway Museum, in Saint Petersburg
  • Emperor railway station in Pushkin town

References[edit]

  1. ^ a b «Структура ОАО «РЖД» – ОАО «РЖД»«. Archived from the original on 26 November 2016. Retrieved 9 December 2016.
  2. ^ a b c d e Error: Unable to display the reference properly. See the documentation for details.
  3. ^ «{title}». Archived from the original on 25 September 2018. Retrieved 25 September 2018.
  4. ^ «В РЖД решили уволить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году». РБК. 28 June 2018. Archived from the original on 4 July 2018. Retrieved 5 October 2018.
  5. ^ «History». Russian Railways. Archived from the original on 6 October 2018. Retrieved 6 October 2018.
  6. ^ «Contacts – Russian Railways». Archived from the original on 1 May 2013. Retrieved 9 December 2016.
  7. ^ «Russia will launch direct railway transport service to Crimea». Railway PRO Communication Platform. 22 April 2014. Archived from the original on 26 August 2017. Retrieved 26 August 2017.
  8. ^ Avdakov, Igor Yurievich (September 1999). «Russian Rail Reforms» (PDF). Japan Railway & Transport Review. Retrieved 5 October 2018.
  9. ^ «Путин высказался за раздел МПС -» (in Russian). www.ural.ru. 7 August 2000. Retrieved 6 January 2020.
  10. ^ «ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Справка» (in Russian). РИА Новости. 25 July 2008. Retrieved 6 January 2020.
  11. ^ По какому пути направить РЖД // 20.09.2016. «Морские вести России».
  12. ^ a b c d e «Case Study: Russian Railways» (PDF). World Bank. Retrieved 5 October 2018.
  13. ^ «History – Russian Railways». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 9 December 2016.
  14. ^ «Press Review». The Moscow Times. 24 September 2003. Retrieved 5 October 2018.
  15. ^ http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayerId=4065&refererVpId=1&refererPageId=704&id=94410[bare URL]
  16. ^ Thurner, Thomas; Gershman, Mikhail (2014). «Catching the Runaway Train Innovation Management in Russian Railways». Journal of Technology Management & Innovation. 9 (3): 158–168. doi:10.4067/S0718-27242014000300012.
  17. ^ «ОАО «РЖД»«. Archived from the original on 6 June 2015. Retrieved 9 December 2016.
  18. ^ Сазонтов, РГ DEPOT WPF, Семен Слива, Юрий. «BBDO Branding подрезало крылья РЖД – Sostav.ru: Сотка». Archived from the original on 17 December 2016. Retrieved 9 December 2016.{{cite web}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  19. ^ «logo at wolda.org». Archived from the original on 16 April 2013. Retrieved 6 March 2018.
  20. ^ «RZD adopts long-range development strategy». Railway Gazette. 22 January 2008. Archived from the original on 1 December 2017. Retrieved 6 October 2018.
  21. ^ a b «Reform – Russian Railways». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 9 December 2016.
  22. ^ a b c d Bruce, Murray (June 2014). «Railway Sector Reform Programme» (PDF). European Bank for Reconstruction and Development. Archived (PDF) from the original on 6 July 2016. Retrieved 5 October 2018.
  23. ^ Wilson, Harry (22 February 2011). «Russian Railways will sell sterling debt to upgrade network». The Telegraph. Archived from the original on 6 October 2018. Retrieved 5 October 2018.
  24. ^ «Ежедневная деловая газета РБК – главные новости дня в России и в мире». Archived from the original on 1 February 2016. Retrieved 9 December 2016.
  25. ^ a b c «РЖД собираются увеличить свою инвестпрограмму до 460 млрд рублей». Archived from the original on 15 October 2014. Retrieved 9 December 2016.
  26. ^ a b Busvine, Douglas (23 May 2014). «Comrade Capitalism: Hidden Tracks». Reuters. Archived from the original on 26 February 2018. Retrieved 5 October 2018.
  27. ^ «Bombardier and the Putin connection». The Globe and Mail. 16 December 2016. Archived from the original on 12 July 2018. Retrieved 5 October 2018.
  28. ^ Busvine, Douglas (25 July 2012). «Special Report: Russian Railways’ family connections». Reuters. Archived from the original on 15 July 2017. Retrieved 5 October 2018.
  29. ^ Oliphant, Roland (9 October 2015). «Vladimir Putin ‘fires close ally Vladimir Yakunin after son applied for British citizenship’«. The Telegraph. Archived from the original on 25 July 2018. Retrieved 5 October 2018.
  30. ^ «Russian Railways to sell Freight One stake to Lisin – Reuters». Archived from the original on 20 December 2016. Retrieved 9 December 2016.
  31. ^ «Russian Railways in Gefco talks». Independent.co.uk. 21 September 2012. Archived from the original on 20 December 2016. Retrieved 9 December 2016.
  32. ^ «Russian Railways completes the second bore of BAM’s Baikal Tunnel». Global Rail News. 8 March 2018. Archived from the original on 15 June 2018. Retrieved 5 October 2018.
  33. ^ «International rail insights from Sochi». Rail Engineer. 12 September 2017. Archived from the original on 2 October 2017. Retrieved 5 October 2018.
  34. ^ a b Kramer, Andrew E. (21 August 2015). «Head of Russian Railways, Close to Putin, Resigns». The New York Times. Archived from the original on 1 January 2018. Retrieved 5 October 2018.
  35. ^ Adomanis, Mark (4 July 2016). «COMMENT: Russian Railways – the good, the bad, and the ugly». BNE Intellinews. Archived from the original on 28 October 2016. Retrieved 5 October 2018.
  36. ^ «Serbia: RZD International launched works on Vinarci – Djordjevo». Railway PRO Communication Platform. 19 October 2016. Archived from the original on 23 October 2016. Retrieved 5 October 2018.
  37. ^ «Moscow’s new ring». Rail Engineer. 5 December 2017. Archived from the original on 16 August 2018. Retrieved 5 October 2018.
  38. ^ «Russian Railways Says Goodbye to Historic Carriages». The Moscow Times. 3 July 2018. Retrieved 5 October 2018.
  39. ^ «FACT SHEET: Joined by Allies and Partners, the United States Imposes Devastating Costs on Russia». The White House. 24 February 2022. Retrieved 25 February 2022.
  40. ^ «CMA CGM Group strengthens strategic logistics development with GEFCO acquisition». CMA CGM. 8 April 2022. Retrieved 14 November 2022.
  41. ^ Strohecker, Karin; Rosario, Jorgelina Do (11 April 2022). «Credit committee asked about Russia gov’t bonds after railways ruling». Reuters. Retrieved 12 April 2022.
  42. ^ Saeedy, Alexander Gladstone and Alexander (11 April 2022). «Russian Railways Ruled in Default as Sanctions Ensnarl Payments». Wall Street Journal. ISSN 0099-9660. Retrieved 12 April 2022.
  43. ^ a b c d «Russia – RailExport.gov». Export.gov. 25 December 2016. Archived from the original on 25 December 2016. Retrieved 6 October 2018. Public Domain This article incorporates text from this source, which is in the public domain.
  44. ^ «Plans for new transport route unveiled to link Pacific with Atlantic». The Siberian Times. 23 March 2015. Archived from the original on 26 March 2015. Retrieved 26 March 2015.
  45. ^ Smith, Oliver (25 March 2015). «Russia is considering plans for a 12,400-mile superhighway from London to Alaska». The Business Insider. Archived from the original on 27 March 2015. Retrieved 26 March 2015.
  46. ^ «The structure, at eng.rzd.ru». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  47. ^ «Share capital, at eng.rzd.ru». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  48. ^ «Russian Railways Considers London IPO». The Moscow Times. 16 August 2012. Retrieved 5 October 2018.
  49. ^ «No Privatization for Russian Railways Until 2020, Deputy Prime Minister Claims». The Moscow Times. 7 February 2017. Retrieved 5 October 2018.
  50. ^ http://www.rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5554&refererLayerId=5553&id=1133[bare URL]
  51. ^ «Андросов Кирилл Геннадьевич, at rzd.ru». Archived from the original on 14 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  52. ^ Chris Lo (1 May 2013). «Russian railways: connecting a growing economy». railway-technology.com. Archived from the original on 1 October 2014. Retrieved 16 September 2014.
  53. ^ Courtney Weaver (17 June 2013). «Russian rail freight proves a worthy investment». Financial Times. Archived from the original on 25 July 2013. Retrieved 16 September 2014.
  54. ^ «Russian Railways Calls For More Government Support». The Moscow Times. 4 May 2014. Archived from the original on 6 October 2018. Retrieved 6 October 2018.
  55. ^ «Passenger transportation» (PDF). Concise Annual Report 2017. Russian Railways. Retrieved 6 October 2018.
  56. ^ «Business model». 2017 Annual Report. Russian Railways. Archived from the original on 6 October 2018. Retrieved 6 October 2018.
  57. ^ a b «2017 Annual Report» (PDF). Federal Passenger Company. Retrieved 13 October 2018.
  58. ^ a b «Market Overview». Federal Passenger Company 2017 Annual Report. Retrieved 13 October 2018.
  59. ^ «High-speed trains, at eng.rzd.ru». Archived from the original on 2 May 2013. Retrieved 6 March 2018.
  60. ^ «Press Releases». www.siemens.com. Archived from the original on 31 August 2017. Retrieved 17 June 2017.
  61. ^ Ведомости (26 October 2010). ««Сапсан» стал самым прибыльным проектом РЖД». Archived from the original on 12 July 2014. Retrieved 9 December 2016.
  62. ^ a b «СМИ об РЖД – Пресс-Центр». Archived from the original on 4 February 2017. Retrieved 9 December 2016.
  63. ^ «Suburban transportation infrastructure». 2016 Annual Report. Russian Railways. Archived from the original on 24 November 2017. Retrieved 7 October 2018.
  64. ^ a b «Регионы хотят лишить права занижать цену билетов на электрички». Archived from the original on 5 October 2015. Retrieved 9 December 2016.
  65. ^ «Google Translate». Retrieved 9 December 2016.
  66. ^ «Territorial Branches». Russian Railways. Archived from the original on 6 October 2018. Retrieved 6 October 2018.
  67. ^ «Абхазия отдает РФ в управление желдорогу и аэропорт – Багапш». РИА Новости (in Russian). 15 May 2009. Retrieved 5 October 2018.
  68. ^ «Armenia confirms rail concession award». Railway Gazette. 18 January 2008. Archived from the original on 3 July 2017. Retrieved 5 October 2018.
  69. ^ «Russia: Ulaanbaatar Railways to become part of the Russia-Mongolia-China economic corridor». UIC Communications. Retrieved 13 October 2018.
  70. ^ «2012 Annual Report». Russian Railways. p. 63. Archived from the original on 5 July 2014. Retrieved 7 October 2018.
  71. ^ «Russian Railways purchased 459 new locomotives in 2017». Russian Railways. Retrieved 7 October 2018.
  72. ^ «2013 Annual Report». Russian Railways. p. 33. Retrieved 7 October 2018.
  73. ^ «Financial performance indicators, 2006». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  74. ^ «Financial performance indicators, 2007». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  75. ^ «Financial performance indicators, 2008». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  76. ^ «Financial performance indicators, 2009». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  77. ^ «Financial performance indicators, 2010». Archived from the original on 1 February 2013. Retrieved 6 March 2018.
  78. ^ «Региональные газеты». Archived from the original on 21 March 2013. Retrieved 9 December 2016.
  79. ^ «Пресс-релизы – Пресс-Центр». Retrieved 9 December 2016.
  80. ^ «ОАО «РЖД»«. www.rusprofile.ru (in Russian). Retrieved 9 September 2023.
  81. ^ «Government support for Russian Railways». Archived from the original on 4 March 2016. Retrieved 26 February 2016.

Further reading[edit]

  • Collins, D. N. «The Franco-Russian Alliance and Russian Railways, 1891–1914.» Historical Journal 16, no. 4 (1973): 777-88. online.
  • Haywood, Richard M. «The question of a standard gauge for Russian railways, 1836–1860.» Slavic Review 28.1 (1969): 72-80 online.
  • Starns, Karl Edward McDaniel. «The Russian Railways and Imperial Intersections in the Russian Empire.» (Diss. 2013). online
  • Westwood, John Norton. A history of Russian railways (G. Allen and Unwin, 1964).
  • Westwood, J. Soviet railways to Russian railways (Springer, 2001).

In Russian[edit]

  • Госкомстат СССР (Gov’t Statistical Committee ) «Народное хозяйство СССР: статистический ежегодник» (The national economy of the USSR, statistical yearbook),Финансы и статистика, Москва (various years till 1990).
  • Госкомстат СССР (Уманский, Л.), «Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный статистический ежегодник». Москва, «Финансы и статистика», 1987.
  • Госкомстат СССР «Транспорт и связь СССР: Статистический сборник» (USSR Transportation and Communications: statistics). Москва. 1990 (and other editions: 1967, 1972, etc.)
  • ЖТ = Железнодорожный Транспорт (Railroad Transportation) a monthly magazine published since 1826. The month designation is numeric; e.g. 10-1998 is the November issue.
  • Плакс, А.В. & Пупынин, В.Н., «Электрические железные дороги» (Electric Railroads), Москва, «Транспорт», 1993.
  • Резер, С.М., «Взаимодействие транспортных систем», Москва, «Наука», 1985.
  • Шадур, Л.А. ed., «Вагоны: конструкция, теория и расчёт» (Railroad cars: construction, theory and calculations), Москва, «Транспорт», 1980.
  • Федеральная служба государственной статистики (Federal government statistical service) «Транспорт в России» (Transportation in Russia) (annual) Available online
  • Филиппов, М.М. (editor), «Железные дороги. Общий курс» (Railroads, General Course) Москва, Транспорт, 3rd ed. 1981. 4th ed. 1991 with new editor: Уздин, М.М.
  • Шафиркин, Б.И, «Единая транспортная система СССР и взаимодействие различных видов транспорта» (Unified Transportation System of the USSR and interaction of various modes of transportation), Москва, «Высшая школа», 1983.
  • Шадур. Л. А. (ed.), «Вагоны» (Railway cars), Moscow, «Транспорт», 1980.

External links[edit]

  • Russian Railways Official Site (in English)
  • Russian Railways on Twitter
  • Financial Information

Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.

Мы — ребята-октябрята

Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТОАлексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.

Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше  аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина,  рассматривает Анатолий Краснощёк.

Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
 

Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.

Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.

Инфраструктурная революция

Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.

Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.  

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.

Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.

Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.

Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.

О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».

Наблюдение за наблюдающими

Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.

Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.

Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.

«Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020  сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.

Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.

Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.

Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее. 

В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT 

Михаил Задорожный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Духовка kaiser multifunktion touch control инструкция
  • Неоцидол инструкция по применению в доме от блох
  • Альбавет дезинфицирующее средство инструкция по использованию
  • Должностная инструкция зам главного инженера по бвр
  • Руководство увд по приморскому краю официальный сайт