Руководство взрослого сюжетно ролевой игрой

Доклад на тему:

 «Помощь взрослого в организации

 сюжетно – ролевой игры».

Воспитатель: Володченко Н.А.

г. СПб-2016

     Итак, игра. Благодаря трудам известного психолога Д.Б. Эльконина, что игра имеет первостепенное значение для умственного развития. В его работах показано как протекает и из чего складывается детская игра. Что же можно сделать, чтобы подчеркнуть, усилить ее развивающее значение.

Как правило, дети умеют играть. Девочки кормят куклу, зачерпывая пустой ложечкой или просто палочкой, или как мальчик, сидя на стульчике, рулит, изображая шофера.

     Дети играют в «дочки – матери», в водителей, летчиков, детский сад, больницу и т.д. — все это сюжеты игр. Т.е. те стороны действительности, которые изображаются в играх. То, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся ребенком в избранном им сюжете, составляет содержание игры.

     Разыгрывая это содержание, дети берут на себя определенные роли и выполняют игровые действия, используя тот или иной игровой материал.

     Конечно, если ребенок играет один, он может выполнять только одну роль. Другие роли в этом случае выполняют куклы: их кормят, лечат. Но это объединяет содержание игры: ведь в деятельности взрослых обычно учувствуют не два персонажа. Так в поликлинике кроме больного и врача, есть родители детей (больных); в детском саду кроме воспитателя и ребенка – заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя. Чтобы воспроизвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры, на разные роли, которые не просто «выносят» любое обращение, но и сами участвуют в игре.

     Чем мне здесь могут помочь взрослые? Прежде всего, принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Но надо учесть, что дети неохотно выполняют роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы понарошку, на время стать взрослым. Значит, если уж «дочки – матери», так пусть дочка исполняет роль матери, а маме придется исполнять роль дочки. Зато как это смешно и весело.

     Включаясь в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры,  что он должен делать, а чего не должен делать. Лучше всего если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему уже «войдя в образ».

     -Здравствуйте. Я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я как раз шла мимо и решила на минутку заглянуть к вам, узнать о здоровье вашей дочки. Ведь вчера у нее была температура.

     Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание, и чем больше разных ролей может выполнить ребенок а играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию.

     Включаясь в игры ребенка в разных ролях, взрослый будет содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, и это благотворно скажется на его играх. Найти для своего ребенка подходящего партнера – вот второй путь, которым могут воспользоваться родители, стремящиеся обогатить жизнь ребенка, дать новый материал для умственного развития. Это конечно, особенно важно для детей, не посещающих детский сад.

     Задача взрослого – научить детей объединяться в совместной игре.

     Постепенно ребенок приобретает опыт поведения в разных ролях и будет все свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними совместные игры. И вместе с тем он начнет понимать, что люди связаны между собой. Они нужны друг другу, и каждый из них выполняет свою часть общего дела. Особенно ясно это выступит для ребенка в таких играх, где изображаются взаимоотношения людей, объединенных одной деятельностью – игрой в «детский сад», «больницу», «поезд», (где есть роли машиниста, проводника, начальника станции, пассажиров) и др. И здесь возникает необходимость учитывать в играх субординацию, соподчинение людей, несущих ответственность за разные участки работы.

     Так, врач в поликлинике расспрашивает мать больного о характере болезни, осматривает ребенка и дает указания медсестре о том, какие нужно выписывать лекарства. Медсестра, выполняя распоряжения врача, делает уколы, выписывает лекарства.

     Усвоение системы ответственности и подчинения, необходимой для жизни людей в обществе, и достаточно трудный и длительный процесс. В значительной мере он осуществляется именно в сюжетно – ролевой игре.

     Игровые действия – это те действия, которые ребенок выполняет, реализуя взятую на себя роль: кормление дочки и наставления, которые ей даются; управление воображаемым самолетом; измерение больному температуры и т. П. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре, причем выполняются игровые действия большей части не настоящими предметами, а с их заместителями

— игровым материалом, который включает игрушки, не оформленный материал типа палочек, кубиков и, наконец, предметы, хотя и имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции. (стульчик – в функции машины, обруч – в функции руля и т.п.)

     Это особенности игры открываются дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Роль взрослого в организации сюжетно-ролевой игры

Автор: Сидорова Оксана Алексеевна

Организация: ГБОУ Школа №853

Населенный пункт: Московская область, г. Зеленоград

Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. Развитие игры  детей во многом зависит от позиции взрослого к игре ребенка и происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее.

Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей; как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.
 

Первый принцип организации сюжетной игры заключается в том, что решая задачи формирования игровых способов деятельности, воспитатель выступает в такого рода играх как руководитель, инициатор и организатор. При этом он, как правило, является непосредственным участником игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, когда ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь «превосходство умеющего интересно играть» партнера.

Второй принцип организации сюжетной игры – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Взрослый как можно раньше должен ориентировать его на сверстника. Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
 

Эти принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволяет им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью типично стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Очень важно не пропустить возникших у детей вопросов – они не всегда обращены к взрослым, но воспитатель должен чувствовать познавательный настрой играющих. Наблюдая за играми детей, воспитатель должен уметь подметить, о чем можно поговорить с детьми, что более всего интересует их в данный момент.

К сожалению, дети сталкиваются не только с хорошими людьми, с благородными поступками, да и средства массовой информации (телевидение, кино, радио) не всегда положительно влияют на развитие ребенка. Порой ребята затевают игры, в которых изображают, например, пьяных, ссоры между соседями, войны. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им сами не хотелось изображать это в игре.

Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.

Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным.

В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей, а также ощущал подконтрольность ситуации.    

От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей.

Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Совместные игры требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровое общение становится содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает согласование замыслов, помогающее выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх. Это, в свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать.
 

В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Усвоение норм и правил поведения с помощью игровых ролей не происходит стихийно, так как ребенку трудно самостоятельно выделить нравственную сущность человеческой деятельности. В этом случае требуется помощь взрослого.
 

Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т.п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых он снимает путем организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива.
 

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений.
 

Большое влияние на поведение детей оказывает поведение взрослых, которые являются примером во всем для детей. Педагог должен быть уважаем детьми, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздержаться от оценок в ходе творческих начинаний детей. Недопустим критический настрой по отношению к деятельности детей. Важно поощрять детей за высказывание оригинальных замыслов.
 

Руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их появления. Еще одним важным аспектом деятельности педагога является то, что она как бы дает толчок застенчивым детям принять участие в той или иной активности. Такие дети очень часто нуждаются в примере. Задав тон какой-нибудь активности, и видя, что дети, даже самые робкие, принимают в ней участие, воспитатель может незаметно выйти из игры, предоставить тем самым детям полную самостоятельность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что при  создании условий целенаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие общественных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства.
 

Опубликовано: 09.10.2017

                                 Руководство
сюжетно – ролевой игрой

                                                           
Т.В. Ледакова

Дошкольная
организация  № 15 «Жидек»                                                             
  г.Актобе

                                                                                                                                                                                      
                                                                                                                                                                                                                                                          Ни
для кого из воспитателей — практиков не секрет, что игра  в дошкольном возрасте
является основным видом деятельности детей. Именно в процессе игры у детей 
развиваются  внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.  В
наше время особенно актуальным стал вопрос по проблеме сюжетно-ролевой игры, её
организации в семье. Педагоги и психологи говорят, что игровая деятельность
претерпевает существенные изменения. Игра занимает всё меньше времени в жизни
дошкольника, вытесняется другими видами деятельности, что неблагоприятно
отражается на общем развитии ребёнка, его общении со сверстниками и взрослыми.
Вот тут встает  вопрос: А как организовать сюжетно-ролевую игру? И надо ли её
организовывать? Подразумевается, что дети сами   могут вообразить какой-то 
сюжет, распределить роли, и обыграть. Но в процессе многолетней работы с
детьми, сделала вывод, что не всегда дети играют в сюжетные игры
самостоятельно. Может в силу того, что  жизнь современного дошкольника
заполнена  телевидением, компьютерами, общением с взрослыми  вне детского
сада,  дети не умеют играть в сюжетные игры. Да и семья мало этому
способствует, когда родителям  лучше всего отмахнуться от ребенка, включив им
телевизор или дав в руки планшет, чем играть с ним. Поэтому, считаю верным
принцип организации сюжетной игры:  воспитатель должен «втянуть» детей в игру и
играть вместе с ними.                                                                                                                          
     Так, например,  на прогулке дети играют в песочнице. Настя, Катя, Анель
делают с помощью формочек пирожки из песка, Тимур пытается схватить пирожки,
поломав их.  Назревает ссора. Предлагаю Тимуру быть продавцом, продавать
пирожки, которые «пекут» девочки. Мальчик радостно стал кричать:- Покупайте
пирожки!  К песочнице стали подходить дети.  Вова,  сосредоточенно подумав,
сказал: — Надо в банкомате получить деньги, чтобы купить пирожки. Быстро нахожу
выход из положения: переворачиваю ящик для игрушек, даю бумагу, вынесенную для
рисования, и предлагаю получить деньги. К «банкомату» выстроилась очередь.
Воспитателю остается напомнить о правилах поведения.

Дети увлечённо
играют.                                                                                                                   
                                                       Л.А.Никитина, строя
задачи воспитания в будущем, в своей книге «Мама или детский сад» писала, что
«…Игра —  это самостоятельная деятельность детей. Воспитатель ни в коем случае
не управляет, не руководит игрой, не навязывает сюжет. Замысел, развитие сюжета
осуществляется только детьми без посторонней помощи».  Согласна с этим
высказыванием частично, так как часто дети сами придумывают игру, втягиваются в
мир игры, но без руководства воспитателя не всегда игра протекает спокойно.
Учитывая, что мы живем в непростом веке, веке компьютеризации и телевидения,
когда родители не фильтруют программы и фильмы для просмотра детей, то дети
могут играть в такую игру, как «Зомби», или «Монстры», где сюжет прост до безобразия:
монстр или зомби догоняет детей, «кусает» их, дети должны спрятаться. Здесь
воспитатель вмешивается в игру, и предлагает превратиться в Бармалея  (помните,
мы читали?), который также хочет догнать детей, но к которым на помощь приходят
Айболит и Крокодил, Бармалей потом становится добрей и угощает всех пряниками.
В данном случае вмешательство воспитателя, в какой- то мере оградило детей от
жестокости, которой в наше время и так хватает с избытком. Считаю это не
навязыванием сюжета, а его корректировкой.                                                                                                                           
Ну и, конечно, сюжетно-ролевая игра осуществляется детьми исходя из их
возрастных особенностей. Так, если дети младшего возраста играют в «семью»,
выполняя 2-3 действия, то старшие дошкольники,  играя в эту же игру, усложняют
ее.  Они  развертывают  ролевые диалоги, комбинируют события,  переходя из
«семьи», например, в «автобус». Эти сложные способы построения игры требуют от детей
сложных игровых умений, знаний окружающей жизни, игрового опыта, которые и
передает им воспитатель.                                           

 В каждой группе
детского сада имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, каждый воспитатель
считает своим долгом изготовить как можно больше атрибутов для игры в
«Магазин»,  в  «Больницу», в «Стройку» и другие. Но как часто воспитатели
наблюдают такую картину: ребенок может взять детали от конструктора, палочку на
прогулке и превратить эти незатейливые предметы в шприц, в ложку, в руль, в
штурвал и многое другое!  С таким предметом-заместителем дети могут играть
достаточно долго. Потому что в сюжетной игре все условно. Именно поэтому в
сюжетной игре у детей развивается  воображение, в первую очередь. Наличие большого
количества разнообразных атрибутов ведет к тому, что они становятся главным
объектом игры, заслоняя собой очень важную сферу — социальные отношения. Чтобы
в игре появилась социальная направленность, дети должны хорошо понимать
специфику  любой роли. Именно ролевые  игры помогают детям  сконцентрировать
внимание  на главных  характерных   особенностях изображаемых объектов,
помогают общаться со сверстниками на равных. Свободная сюжетная игра – самая
привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её
привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает ощущение свободы.                                                                                                         
  Реализация ролевых отношений – важный элемент  психологической  и личностной
готовности дошкольника  к школе: ситуацию общения учителя и ученика в школе
можно, с небольшими оговорками, рассматривать как развитие и реализацию именно
ролевых отношений. Психологи сделали вывод, что дети, не научившиеся в дошкольном
возрасте слушать и понимать сверстника, то есть не владеющие произвольным
общением с ним, поступив в школу, испытывают значительные
трудности.                                                                

Итак, можно
сделать вывод: детей надо научить играть в сюжетно – ролевую игру. А вот как
научить играть, на что обращать внимание,  чтобы ребенок научился понимать и
реализовывать ролевые отношения?  Прежде всего,  надо воспитателям и родителям
самим  играть с детьми, играть на равных, не боясь потерять авторитет
взрослого. Взрослый выступает перед ребенком в двух основных ролях. С одной
стороны, это человек,  который учит и которого надо слушаться. То есть
взрослый,  который противостоит ребенку.  Другая же роль – взрослый как равный
партнер, с которым можно действовать как со сверстником: с ним можно играть во
все детские игры и забавы, спорить. Игре можно научить,  находясь только во
второй роли, то есть взрослого как равного партнера. Эта позиция дается с
трудом, однако на нее должны встать все – и родители, и, конечно же, 
воспитатели. Ведь именно воспитатель находится целый день с детьми, именно он
обладает необходимыми для этого знаниями и умениями.   В игре ребенок начинает
чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки
своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы
сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность
чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений,
основанные на дружбе, справедливости, взаимной
ответственности.                                                                                                                                                                                                                           
                                       

Технология организации сюжетно — ролевых игр

Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизнь». Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

К тому же сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательном процессе современных развивающих педагогических технологий.

Этапы педагогической технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок  будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в  подготовку к игре»):

— определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

— создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

— совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

В связи с чем, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику ДОУ современных игровых технологий.

Проблема использования игры и игровых технологий для всестороннего воспитания и развития дошкольников является активной для дошкольной педагогики. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре.

Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т.д.

Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н. Я. Михайленко).

«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Н. Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н. Н., Михайленко Н. Я.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями.

Формирование ролевого поведения детей в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).

Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель –врач, ребенок – больной).

А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая раскрыли три направления руководства игрой:

1) приёмы, направленные на формирование игры;

2) приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;

3) приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.

А группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).

Комплексный метод включает следующие компоненты:

− планомерное обогащение жизненного опыта;

− совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

− своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

− активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.

Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Т. М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой 

деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т. М. Бабу новой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приёмы 

руководства:

− обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

− исполнение воспитателем главной роли;

− организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

− внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

− сюрпризное появление игрушки;

− создание воображаемой ситуации;

− совет, напоминание;

− обновление игровых уголков;

− введение игрового тренинга, правил поведения;

− разыгрывание воображаемой ситуации;

− внесение образных игрушек.

Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли.

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребёнка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.).

Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Сюжетно-ролевая игра − ведущая деятельность детей 3-7 лет.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Играя, ребёнок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.

Первая младшая группа

Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать,что самые простые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира происходит через предметную среду. 

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с

К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей.

Вторая младшая группа

Задачи:

— Способствовать возникновению игр на темы наблюдений изокружающей жизни, литературных произведений;  

— в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

— в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;

— поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал. 

Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:

— Знакомить детей с разнообразием игровых целей;

— Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

— Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

— Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями. 

Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

Во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. 

Средняя группа

Задачи:

— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

— Переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры). 

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых.Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. 

Старшая группа

Задачи:

— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. 

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. 

Подготовительная группа

Задачи:

— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, просмотра телепередач;

— учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

— учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

— развивать умение использовать предметы-заместители

Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д. 

Дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели — мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Теоретический аспект

Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Михайленко Н.Я «Организация сюжетной игры в детском саду»

Эффективность использования технологии

Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе   

Конспект сюжетно — ролевой игры «Татр» в средней группе

Конспект «Все профессии важны»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек»

Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство профессиональной ориентации дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры на прогулке»

Консультация для воспитателей «Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников» 

Консультация для воспитателей «Воспитание положительных взаимоотношений у детей в сюжетно-ролевой игре

Консультация для родителей «Взрослые, дети, игра»

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры или зачем играть с ребёнком»

Консультация для родителей «Учимся играть дома»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по пользованию сейфом в отеле
  • Lm vbm 100l инструкция по применению
  • Микроволновая печь горизонт 25mw900 1579 инструкция
  • Метформин вертекс 850 инструкция по применению цена отзывы
  • Газпром арена руководство