Руководство всемирного банка по охране окружающей среды

Социально-экологические принципы (СЭП) вступили в силу 1 октября 2018 года и распространяются на все проекты, инициированные в рамках политики финансирования инвестиционных проектов (ФИП) после наступления этой даты. Это важный шаг вперед в таких областях, как трудовые отношения, недопущение дискриминации, смягчение последствий и адаптация к последствиям изменения климата, биоразнообразие, безопасность и здоровье населения, а также взаимодействие с заинтересованными сторонами, включая расширение участия общественности и совершенствование механизмов рассмотрения и урегулирования жалоб. СЭП обеспечивают дальнейшую активизацию деятельности Всемирного банка в области устойчивого развития за счет внедрения десяти социально-экологических стандартов (СЭС), призванных оказать содействие Заемщикам в управлении социально-экологическими (СЭ) рисками. В рамках СЭП применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий усиление контроля и выделение более значительного объема ресурсов в случае реализации сложных проектов и обеспечивающий более оперативное реагирование на изменение обстоятельств проекта за счет адаптивного управления рисками и взаимодействия с заинтересованными сторонами.

СЭП позволяют Заемщикам повысить качество управления проектными рисками и улучшить социально-экологические показатели проектов в соответствии с передовым международным опытом. Благодаря СЭП Заемщики получили возможность внедрять инновации и вести оперативный диалог по конкретным СЭ рискам, имеющим особое значение в контексте их собственных национальных программ развития. За три года реализации СЭП помогли Банку и Заемщикам:

  • рассмотреть и регулировать более широкий круг социально-экологических рисков и потенциальных воздействий, оценка и управление которыми является обязанностью Заемщиков – например, риски и воздействия, связанные с такими вопросами, как изменение климата, биоразнообразие, здоровье населения, безопасность дорожного движения, потеря трудоспособности, охрана труда и техника безопасности, а также предоставление незащищенным или уязвимым лицам и группам населения возможности использования благ, которые создает проект;
  • получить подтверждение большого значения работы по укреплению национальных систем управления социально-экологическими факторами; кроме того, СЭП способствовали проведению диалога с Заемщиками по вопросам укрепления потенциала;
  • повысить прозрачность, а также качество разработки и реализации проектов за счет постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и раскрытия информации благодаря составлению планов взаимодействия с заинтересованными сторонами и публикации документов по социально-экологическим вопросам.

В состав СЭП, которые были одобрены Советом исполнительных директоров Банка 4 августа 2016 года, входят Концепция устойчивого развития Всемирного банка, принятая Банком Социально-экологическая политика в области финансирования инвестиционных проектов (ФИП), десять Социально-экологических стандартов (СЭС), в которых излагаются требования, относящиеся к Заёмщикам, Социально-экологическая директива по вопросам ФИП (в которой излагаются требования реализации СЭ политики, относящиеся к сотрудникам Банка), и Директива по урегулированию рисков и воздействий, затрагивающих незащищенных и уязвимых лиц или групп населения.

Социально-экологические стандарты (СЭС)

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для молочной промышленности
(Международная финансовая корпорация [Группа Всемирного Банка]) 30 АПРЕЛЯ 2007 Г.
Применение:
Руководство по ОСЗТ для предприятий по переработке молока действует в отношении операций по приемке, хранению и промышленной переработке сырого молока, а также операций по обработке и хранению переработанного молока и молочных продуктов. Подробное описание видов деятельности, относящихся к данной отрасли промышленности, содержится в приложении А. В настоящем документе не рассматривается деятельность,
связанная с ведением сельского хозяйства или со сбором молока у фермеров, которой посвящено Руководство по
ОСЗТ для молочного животноводства.
Настоящий документ состоит из следующих разделов:
Раздел 1.0 – Характерные для отрасли виды неблагоприятного воздействия и борьба с ними
Раздел 2.0 – Показатели эффективности и мониторинг
Раздел 3.0 – Справочная литература и дополнительные источники информации
Приложение A – Общее описание видов деятельности, относящихся к данной отрасли

Количество страниц: 20
Язык: русский
Формат — rar/pdf
Размер: 519,3 кб

Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для индустрии туризма и гостепреимства
(Международная финансовая корпорация [Группа Всемирного Банка]) 30 АПРЕЛЯ 2007 Г.
Применение:
Руководство по ОСЗТ для индустрии туризма и гостеприимства включает информацию, имеющую
непосредственное отношение к объектам индустрии туризма и гостеприимства, включая бизнес-отели и
городские гостиницы, курорты, экожилье и другие объекты, обеспечивающие проживание и питание. Описание видов деятельности, относящихся к данной отрасли экономики, содержится в Приложении А. В настоящем документе не рассматривается сфера активного туризма; он также не касается круизных судов и других морских путешествий.
Настоящий документ состоит из следующих разделов:
Раздел 1.0 – Характерные для отрасли виды неблагоприятного воздействия и борьба с ними
Раздел 2.0 – Показатели эффективности и мониторинг
Раздел 3.0 – Справочная литература и дополнительные источники информации
Приложение A – Общее описание видов деятельности, относящихся к данной отрасли

Количество страниц: 24
Язык: русский
Формат — rar/pdf
Размер: 497,6 кб

Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для производства продуктов питания и напитков
(Международная финансовая корпорация [Группа Всемирного Банка]) 30 АПРЕЛЯ 2007 Г.
Применение:
Данное Руководство охватывает переработку мясного, овощного и фруктового сырья для производства продуктов питания и напитков с добавленной стоимостью для потребления человеком. О забое скота и птицы и операциях по переработке мяса начиная с приемки животных и до подготовки туш для продажи или дальнейшей обработки говорится в Руководстве по ОСЗТ для переработки мяса и Руководстве по ОСЗТ для птицепереработки.
Настоящий документ состоит из следующих разделов:
Раздел 1.0 – Характерные для отрасли виды неблагоприятного воздействия и борьба с ними
Раздел 2.0 – Показатели эффективности и мониторинг
Раздел 3.0 – Справочная литература и дополнительные источники информации
Приложение A – Общее описание видов деятельности, относящихся к данной отрасли

Количество страниц: 21
Язык: русский
Формат — rar/pdf
Размер: 518,6 кб

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

«Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы. А давать руководящие указания может даже дрессированная шимпанзе в цирке.» (с)

к экологическому
сопровождению

инвестиционных
проектов

Всемирный Банк
приступил к экологическому сопровождению
фи­нансируемых им проектов в начале
1970-х годов, сделав это в порядке
эксперимента. Банк стал первой из
финансовых организаций, начав­шей
практиковать анализ и отбор проектов
по сопряженным с ними экологическим
последствиям и использовать экологическую
оценку для принятия решения по
предоставлению займов.

В связи со случаями
финансирования Банком проектов, которые,
как оказалось, имеют негативные
экологические последствия, к 1984 году
экологическое сопровождение стало
обязательным условием для всех проектов,
имеющих отношение к данной проблеме.
Сотрудникам Бан­ка было дано указание
проявлять твердость при оценке тех
экологиче­ских эффектов каждого
проекта, которые являются потенциально
не­обратимыми. Кроме того, новая
политика Банка оговаривала следующее
особое условие: проекты с серьезными
негативными последствиями при отсутствии
смягчающих мер, приемлемых для Банка,
финансироваться им не будут.

В 1987 году Банком
был предпринят ряд изменений
организацион­ной структуры, имевших
целью укрепление экологической политики,
совершенствование соответствующих
процедур и расширение штата

сотрудников. В
самом Банке был создан департамент
охраны окружа­ющей среды, а в каждом
из его четырех региональных технических
отделов — сектора охраны окружающей
среды. Департамент охраны окружающей
среды призван оказывать помощь в
выработке экологи­ческой политики
Банка, а также возглавить разработку
стратегии по интегрированию анализа
экологических проблем в общую политику
Банка и в процесс принятия решений,
связанных с предоставлением займов.

В 1989 году требования
по экологическому сопровождению
финан­сируемых Банком проектов были
сформулированы в Оперативной ди­рективе
(ОД) 4.00. Этот документ, всесторонне
охватывающий и дета­лизирующий новую
политику Банка, предусматривает
экологическую оценку всех проектов,
могущих оказывать значительное
воздействие на окружающую среду.
Сотрудникам Банка было вменено в
обязанность рассматривать и классифицировать
все предполагаемые займы по кате­гориям
в зависимости от серьезности потенциальных
экологических проблем, выявленных на
стадии технико-экономического обоснования.
В октябре 1991 года, после двухлетней
работы Банка, связанной с экологической
оценкой, документ ОД 4.00 был заменен
документом ОД 4.01, который предусматривает
новую систему классификации про­ектов
в соответствии с характером и степенью
воздействия на окружаю­щую среду.

Разработанная
Банком методика экологической оценки
оказалась ценным инструментом для
выявления присущих данному проекту
эко­логических проблем, а также для
поиска средств их решения или смяг­чения.
В то же время опыт использования
экологической оценки Бан­ком показал,
что проведение новой политики Банка в
отношении экологической оценки требует
дополнительных финансовых ресурсов и
расширения штата сотрудников.

Требования
Всемирного Банка к экологическому
сопровождению инвестиционных проектов
также относятся к требованиям
Междуна­родного Банка Реконструкции
и Развития (МБРР) и Международной
Ассоциации Развития (МАР) и очень близки
к требованиям Междуна­родной Финансовой
Корпорации (МФК).

С целью выделения
важнейших потенциальных проблем
экологи­ческого характера на стадии
отбора проектов для финансирования
осуществляется их классификация по
степени воздействия на окружаю­щую
среду. Целью классификации является
принятие решения о характере и масштабе
экологической оценки или экологического
ана­лиза, которое должно быть проведено
в связи с предполагаемым предо­ставлением
кредита или займа. Руководитель проекта
должен во время классификации проектов
по степени их воздействия на окружающую
среду и до завершения плана первоочередных
мероприятий по проекту отнести данный
проект к одной из трех категорий в
зависимости от характера, масштабов и
степени значимости его воздействия на
окру­жающую среду.

Категория
А

Экологическая
оценка необходима в полном объеме,
поскольку виды воздействия на окружающую
среду могут быть чрезвы­чайно
разнообразны, а воздействие весьма
серьезным

Категория
В

Достаточно
проведения экологического анализа в
более узких рамках, поскольку виды
воздействия могут носить совершенно
конкретный характер

Категория
С

Особой
необходимости в экологическом анализе
нет, поскольку воздействие проекта
на окружающую среду вряд ли окажется
значительным

В зависимости от
конкретной ситуации, экологическая
оценка про­ектов может потребоваться
для проектов и их элементов, которые,
ве­роятно, будут вызывать отрицательные
эффекты воздействия на окру­жающую
среду и претендующих на отнесение к
категории А (ОД 4.01):

□ плотины и
водохранилища;

□ лесохозяйственные
проекты, производство древесины; П
крупные промышленные предприятия;

□ крупные
оросительные и осушительные системы,
а также проти­вопаводковые сооружения;

□ культуртехнические
работы и планировка земель; О освоение
месторождений полезных ископаемых,
включая нефть и газ;

□ строительство
портов и гаваней;

□ мелиорация и
освоение новых земель;

□ переселение
людей и освоение новых земель; О освоение
речных бассейнов;

□ строительство
тепловых и гидроэлектростанций; П
производство, транспортировка и
использование пестицидов и других
опасных и(или) токсичных веществ.

Дать описание типа
воздействия на окружающую среду
достаточно трудно. Руководитель проекта
должен учитывать, что если проект,
ко­торым он занимается, связан с
перечисленными ниже видами воздей­ствий,
то отнесение его к категории А вполне
оправдано:

□ необратимое
преобразование потенциально продуктивных
или ценных земель, а также водных
источников (природные леса, участки
дикой природы, водные источники, имеющие
рыбохо-зяйственную ценность);

□ уничтожение
естественных местообитаний, уменьшение
биоло­гического разнообразия или
природоохранной ценности есте­ственной
системы;

□ создание риска
для здоровья и безопасности населения
(напри­мер, в результате образования,
хранения и удаления опасных от­ходов,
отсутствия должных мер, связанных с
гигиеной труда и техникой безопасности,
нарушения стандартов качества воды и
воздуха);

□ перемещение
значительного числа людей или предприятий;
П отсутствие эффективных смягчающих
или превентивных мер.

Одно из требований,
предъявляемых к экологической оценке,
вы­полняемой в полном объеме, заключается
в том, что должны быть при­няты во
внимание все другие проводимые или
планируемые работы на территории,
охватываемой проектом, а также
самопроизвольные явле­ния, возникающие
в результате осуществления проекта.
Например, миграция населения в зону,
освоенную в результате строительства
до­роги.

Перечисленные
ниже проекты и элементы могут иметь
эффекты воздействия на окружающую
среду, для которых уместен ограничен­ный
по объему и охвату экологический анализ
и которые могут быть отнесены к категории
В:

□ сельскохозяйственные
предприятия; О линии электропередачи;

□ небольшие
оросительные и осушительные системы;
П использование возобновляемых источников
энергии; П электрификация сельских
районов;

□ туризм;

□ системы
водоснабжения и канализования в сельских
районах; О проекты улучшения управления
использованием ресурсов водо­сборного
бассейна и реконструкция сооружений;

□ ограниченные
по масштабу проекты реконструкции и
повыше­ния технического уровня.

Проекты категории
В часто отличаются от проектов категории
А того же типа лишь масштабом.

К проектам и их
компонентам, которые, как правило, не
оказывают сколько-нибудь значительного
воздействия на окружающую среду,
от­носятся:

□ образование;

□ планирование
семьи;

□ здравоохранение;

□ питание;

□ совершенствование
организационной структуры;

□ оказание
технической помощи;

□ большинство
проектов, связанных с людскими ресурсами.

В соответствии с
требованиями Всемирного Банка отчет
об эколо­гической оценке конкретного
проекта должен быть кратким. В отчете
должны быть освещены лишь самые важные
проблемы экологическо­го характера.
Глубина и степень сложности экологического
анализа должны быть соизмеримы с видами
и масштабами потенциальных воз­действий
проекта на окружающую среду. Отчет
предназначен для за­емщика, Банка,
разработчиков проекта и организаций
исполнителей.

В отчет об
экологической оценке проекта должны
входить:

1. Резюме — краткое
рассмотрение наиболее значительных
резуль­татов и рекомендуемых
мероприятий.

2. Политические,
правовые и административные рамки, в
которых проводится экологическая
оценка. В этом разделе необходимо
описать, какие требования в части охраны
окружающей среды предъявляются всеми
организациями и учреждениями, участвующими
в проекте.

3. Описание
физико-географических, экологических,
социальных и временных аспектов
предлагаемого проекта.

4. Исходные данные:
площадь обследуемой территории, описание
физико-географических, биологических,
социально-экономических ус­ловий,
включая любые изменения, которые,
согласно прогнозу, могут произойти до
начала работ по реализации проекта.

Физико-географические,
биологические и социально-экономические
условия включают в себя:

□ физико-географические
аспекты: геология, топография, почвы,
климат и метеорологические условия,
качество атмосферного воздуха, гидрология
поверхностных и подземных вод, парамет­ры
вод прибрежной зоны и открытого моря,
существующие ис­точники загрязнения
воздушного бассейна и водных объектов,
качество воды в водоприемниках;

□ биологические
аспекты: флора и фауна, наличие редких
или на­ходящихся под угрозой уничтожения
видов, особо охраняемых природных
территорий, промысловых видов животных;

□ социально-культурная
среда: население, виды землепользования,
запланированные мероприятия в области
экономического разви­тия, социальная
структура местного населения, занятость,
рас­пределение товаров, доходов и
услуг, возможности рекреации, положение
в области здравоохранения и народного
образования, культурное наследие,
обычаи, нравы, ценностные ориентации,
мировоззрение местных жителей.

5. Наиболее
значительные виды воздействия проекта
на окружающую среду. Результаты оценки
положительных и отрицательных последствий,
которые могут возникнуть в результате
осуществления проекта. Кроме того,
необходимо описать намеченные мероприятия
по предупреждению и уменьшению ущерба,
а также указать, какие виды остаточных
послед­ствий не удается предотвратить.
Здесь же должны быть оценены возмож­ности
оздоровления окружающей природной
среды и элементы неопреде­ленности,
связанные с прогнозированием последствий,
а также опреде­лены вопросы, которые
не нуждаются в дальнейшем рассмотрении.

6.
Анализ альтернатив. Рассматриваются
альтернативы в области планирования,
капиталовложений, выбора площадок,
технологий, ме­тодов эксплуатации
методов эксплуатации оборудования,
которые не­обходимо сравнивать между
собой с точки зрения потенциального
воз­действия на состояние окружающей
природной среды, капитальных и текущих
затрат, соответствия местным условиям,
требованиям по час­ти организационной
базы, мониторинга и природоохранного
обучения персонала. Желательно описать
в количественных критериях для каж­дой
из альтернатив затраты и выгоды, связанные
с состоянием окружа­ющей среды, и
привести экономически выгодные значения
параметров среды, если возможно их
определить.

7. План мероприятий
по предупреждению или уменьшению
экологи­ческого ущерба. Для предлагаемого
проекта необходимо рекомендовать
реально осуществимые и экономически
эффективные меры по уменьше­нию
значительного экологического ущерба
до приемлемых уровней, а также определить
виды потенциального воздействия на
окружающую среду, ка­питальные и
текущие затраты на природоохранные
мероприятия, потреб­ности в
организационной базе и з природоохранном
обучении персонала. В процессе разработки
плана его мероприятия согласуются с
календарным планом реализации проекта
для того, чтобы намеченные природоохран­ные
мероприятия совпадали по времени с
производством строительных и прочих
работ на участке, отведенном под
хозяйственный объект. В плане должны
быть предусмотрены меры по компенсации
экологического ущер­ба на случай,
если меры по его предупреждению или
уменьшению ока­жутся неосуществимыми
или экономически нерентабельными.

8. Организация
природоохранных мероприятий и
природоохранное обучение персонала.
Необходимо описать функции и возможности
тер­риториальных природоохранных
подразделений, а также представить
рекомендации по поводу создания новых
и/или расширения существую­щих
подразделений и обучения их персонала
для того, чтобы могли быть выполнены
рекомендации, содержащиеся в экологической
оценке.

9. План мониторинга.
В плане мониторинга состояния окружающей
среды и экологических характеристик
хозяйственного объекта следует указать,
каким будет тип мониторинга, кто должен
его осуществлять, в какую сумму это
может обойтись, какие дополнительные
мероприя­тия, например обучение
персонала, необходимы.

10. Межведомственное
сотрудничество, участие общественности
и неправительственных организаций.
Необходимо описать результаты обсуждения
проекта с правительственными органами,
дать коммента­рии и замечания со
стороны групп населения, охваченных
воздействи­ем проекта, и местных
неправителшьственных организаций.

11. Список литературы.

12. Приложения:

□ перечень
организаций и отдельных лиц, участвовавших
в эколо­гической оценке;

□ материалы
межведомственной переписки, а также
переписки с общественными и
неправительственными организациями;

□ сводные
данные и неопубликованные справочные
материалы.

Отчет
по экологической оценке проекта должен
быть кратким. Его содержание должно
относиться лишь к наиболее важным
проблемам охраны окружающей среды,
которые может затронуть реализация
про­екта. Основной текст, как следует
из вышеприведенного содержания, должен
быть посвящен результатам, выводам и
рекомендациям. В нем должны содержаться
краткие сводные таблицы, анализ полученных
данных и ссылки на различные источники
и справочные материалы, использованные
при интерпретации этих данных. Слишком
подробные или не интерпретированные
данные приводятся в приложениях.

Экологическая
оценка должна гарантировать, что
рассматриваемые варианты строительства
и эксплуатации хозяйственных объектов
эко­логически приемлемы и не нарушают
устойчивости окружающей при­родной
среды и что любые виды потенциального
воздействия на окру­жающую среду
будут распознаны на ранней стадии
проекта и приняты во внимание при его
разработке. Экологическая оценка
позволяет оп­ределить методы улучшения
экологических характеристик проектов,
предотвращения, уменьшения или компенсации
видов экологического ущерба. Благодаря
проведению экологической оценки внимание
заем­щика, Банка, разработчиков проекта
заблаговременно будут привлечены к
экологическим аспектам предложенного
проекта. Фактически эколо­гическая
оценка позволяет:

□ своевременно
и реалистично рассмотреть экологические
проб­лемы;

□ уменьшить
количество обязательных условий,
относящихся к охране окружающей среды,
в соглашении о предоставлении зай­ма,
поскольку соответствующие меры могут
быть приняты зара­нее или учтены при
разработке проекта;

□ избежать при
осуществлении проекта затрат и издержек,
вызван­ных внезапным возникновением
непредвиденных проблем эко­логического
характера.

Экологическая
оценка способствует межведомственной
координа­ции и является основой для
рассмотрения вопросов, поднятых группа­ми
населения, интересы которых затрагивает
проект, и местными не­правительственными
организациями.

Подобно экономическому,
финансовому и инженерному анализу,
экологическая оценка является неотемлемой
частью процесса подго­товки проекта,
а потому проводить оценку обязан заемщик.
Куратор от Банка помогает проводить
оценку и контролирует процесс. Заемщик
и Банк договариваются о выборе фирмы
или консультантов для проведе­ния
оценки, а также о сроках и общем порядке
ее проведения.

Такое сочетание
экологической оценки с прочими аспектами
подго­товки проекта гарантирует, что:

□ при
выборе проекта, выборе площадки под
проектируемый хо­зяйственный объект,
выборе проектных решений будет уделено
должное внимание вопросам охраны
окружающей среды;

□ учет экологических
требований не повлечет за собой излишних
задержек в разработке и осуществлении
проекта.

10.4. Требования
Европейского Банка

Реконструкции и
Развития к экологическому

сопровождению
инвестиционных проектов

Цели Европейского
Банка Реконструкции и Развития (ЕВРР)
состо­ят в том, чтобы создать переход
к открытой рыночно-ориентированной
экономике и поддержать частную и
предпринимательскую Инициативу в
центрально- и восточно-европейских
странах, внедряющих принци­пы
многопартийной демократии, плюрализма
и рыночной Экономики.

Требования ЕБРР
к экологическому сопровождению
инвестицион­ных проектов довольно
близки к требованиям Всемирного Банка,
хотя и характеризуются некоторыми
особенностями.

Типовой цикл
выбора, подготовки, разработки и
последующей оцен­ки проекта за счет
предоставления инвестиционного кредита
или зай­ма у ЕБРР включает 7 этапов
(рис. 10.3).

На
начальном этапе заемщик представляет
Банку бизнес-резюме или бизнес-план.
Информация, содержащаяся в начальном
предложении, должна быть достаточна,
чтобы определить, заслуживает ли Проект
даль­нейшего рассмотрения Банком.
Если заслуживает, то начинается уточ­нение
концепции проекта. В плане решения
вопросов охраны окружа­ющей среды на
этом этапе заемщик представляет
дополнительную информацию относительно
состояния окружающей среды
и
ожидае-

Начальное
предложение

Уточнение
концепции

Начальное
рассмотрение

Подготовка
проекта

Заключительное
рассмотрение

Рассмотрение
Советом директоров

Подписание

Рис. 10.3. Основные
этапы выделения кредита или займа ЕБРР

мого воздействия
на окружающую среду. Если концепция
проекта при­нята, то следующей стадией
является начальное рассмотрение. На
этом этапе требуется более подробная
информация по состоянию окружаю­щей
среды. Банк рассматривает оценку
состояния окружающей среды и определяет
исследования, которые являются
необходимыми для раз­работки проекта.
За разработку проекта ответственность
несет заем­щик. Банк оказывает
консультации по вопросам охраны
окружающей среды. Заключительное
рассмотрение охватывает финансовые,
юриди­ческие, экономические, технические
и природоохранные проблемы. Далее
проектная документация представляется
на рассмотрение Сове­та директоров.
Эта документация включает раздел о
воздействиях про­екта на окружающую
среду. После одобрения Советом директоров
до­кументация о займе может быть
подписана, и заем может расходоваться.
В ЕБРР приняты три стадии экологической
оценки:

1. Сбор экологической
информации, достаточной для принятия
реше­ния, удовлетворяет ли проект
экологическим требованиям Банка.

2. Определение
необходимых проектных изменений,
обусловленных экологическими требованиями.

3. Контроль за
выполнением экологических требований.

Банкиры всегда
озабочены тем, что растущая тенденция
правового регулирования охраны окружающей
среды на всех уровнях — мест­ном,
национальном и интернациональном —
может привести к необхо­димости
отвечать за последствия загрязнения
окружающей среды де­битором.

Поэтому кредиторы
всегда стараются защитить себя от
возможных последствий, особенно в
случае, если проект нарушает действующие
нормативно-правовые акты в области
охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности. В силу
этого Банку необхо­димо представить
полную информацию о всех необходимых
согласо­ваниях и подробно описать
процедуру согласования. Следует показать,
что предлагаемый проект удовлетворяет
всем ныне действующим и возможным в
будущем требованиям и ограничениям.
Трудно оценить, какие требования могут
быть предъявлены в будущем природоохран­ными
органами, но если по условиям контракта
предполагается осуще­ствлять выплаты
по проекту в течение 7 лет, то Банк захочет
оценить и ограничить риск закрываемого
по экологическим соображениям про­екта
в том случае, когда взятый для осуществления
данного проекта кредит выплачен лишь
частично.

Экологический
риск может привести к тому, что в случае
вынужден­ного расторжения сделки все
расходы, связанные с восстановлением
при­родной среды, лягут на кредитора.
Поэтому экологические ограничения
должны быть четко отражены в бизнес-резюме
или бизнес-плане. Раздел по экологическим
нормам бизнес-плана включает в себя:

1. Основные
законодательные акты, необходимые для
выполнения проекта со стороны властей.
В этом разделе заемщик представляет
список основных нормативно-правовых
документов, под действие кото­рых
может попасть планируемый кредит или
заем.

2. Основные
разрешения, которые необходимо получить
для выпол­нения проекта:

2.1. На общегосударственном
уровне.

2.2. На региональном
уровне.

2.3. На местном или
муниципальном уровне.

3. Лицензионные
требования (какие лицензии нужно
получить, если таковые требуются для
данного проекта).

4. Экологические
нормы. (Какие конкретные экологические
нормы должны быть соблюдены, чтобы
проект получил одобрение соответ­ствующих
юридических инстанций. Какие федеральные,
региональные и местные требования
относятся к проекту по вопросам охраны
окру­жающей среды, безопасности и
охраны труда.)

5. Контактное лицо
по вопросам охраны окружающей среды
(ФИО, адрес, телефон, факс).

6. Земля.

6.1. Местоположение.

6.2. История
использования.

6.3. Использование
земли, которая уже принадлежит заемщику
или будет куплена в связи с выполнением
проекта.

7. Строительные
объекты, предусматриваемые проектом.

8. Оценка воздействия
на окружающую среду или экологическая
ревизия проекта.

9. Потенциальные
обязательства по отношениб к окружающей
сре­де, если таковые предусмотрены.

10. Предполагаемое
снижение нагрузки на окружающую среду.

11. Предлагаемые
меры по улучшению состояния окружающей
среды.

12. Экологическая
политика заемщика.

13. Возможные
экологические проблемы, связанные с
реализацией проекта.

14. Статус консультаций
с общественностью по поводу проекта.

На начальной стадии
экологической оценки по требованию
ЕБРР представленные проекты должны
быть отнесены к одной из двух кате­горий.
Проекты, отнесенные к категории 1, требуют
обязательной эко­логической оценки,
а проекты, отнесенные к категории 2,
такой оценки не требуют.

В соответствии с
требованиями ЕБРР стандартный отчет
по эколо­гической оценке должен
состоять из трех частей: краткого
содержания отчета (реферата); основной
части, содержащей основные результаты
экологической оценки; приложений к
основной части.

В реферате
указываются основание и цель экологической
оценки проекта, дается краткое описание
проекта, а также излагаются основ­ные
выводы и рекомендации. Рекомендации
должны включать в себя план мероприятий
по улучшению на предприятии до уровня
нормативных требований надзорных
органов и план дальнейших исследований,
снабженный финансовой оценкой реализации
данных планов.

Основная часть
отчета по экологической оценке должна
состоять из следующих разделов:

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. СВЕДЕНИЯ О
ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1. Расположение,
с описанием прилегающей территории, ее
стату­са и особенностей.

2.2. Описание
предприятия, его история, окружающая
среда и при­родные условия на территории
и в окрестностях предприятия, с уделением
особого внимания геологическим и
гидрогеологическим характе­ристикам.

3. ОБЗОР УПРАВЛЕНИЯ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ПРЕД­ПРИЯТИИ.

3.1. Структура
управления природопользованием.

3.2. Выбросы в
атмосферу.

3.3. Водопользование,
включая сбросы сточных вод.

3.4. Отходы.

3.5. Хранилища
химикатов, нефтепродуктов, растворителей.

3.6. Шум.

3.7. Полихлорбифенилы.

3.8. Асбест.

3.9. Планы действий
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.10. Территория
предприятия.

3.11. Подземные воды
и загрязнение почвы.

4. ОБЗОР СООТВЕТСТВИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НОРМАТИВНЫМ
АКТАМ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

4.1. Выбросы а
атмосферу.

4.2. Водопользование,
включая сбросы сточных вод.

4.3. Отходы.

4.4. Загрязнение
почвы.

4.5. Политика
компании.

В данном разделе
дается оценка, насколько деятельность
предприя­тия соответствует основным
нормативно-правовым документам,
ре­гламентирующим вопросы охраны
окружающей среды, природополь­зования
и обеспечения экологической безопасности.

5. ВЫВОДЫ И
РЕКОМЕНДАЦИИ.

В этом разделе
даются основные выводы и рекомендации
относи­тельно:

□ соответствия
деятельности предприятия нормативной
базе и эко­логической политике
компании;

□ существующих
и потенциальных экологических проблем;

□ мероприятий,
которые необходимо предпринять для
улучшения ситуации.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

В том случае, когда
при экологической оценке была выявлена
необ­ходимость дальнейших исследований,
в этом разделе аргументируется и
достаточность их проведения.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ.

В приложениях
даются данные анализов, копии документов
приро­доохранных органов, иллюстративные
материалы.

По всем потенциальным
проектам экологическая оценка проводит­ся
Банком совместно с финансовой экспертизой.
Требования к проектам изменяются в
зависимости от характера проекта,
степени экологичес­кого воздействия
проекта, потенциальной экологической
ответствен­ности или риска, связанного
с прошлым и будущими воздействиями,
санитарно-гигиенических условий, других
имеющих отношение к делу вопросов. Очень
часто экологические исследования
раскрывают про­блемы или потенциальные
денежные обязательства, которые должны
быть учтены в течение переговоров и для
которых должны быть разра­ботаны
и/или проведены планы и дополнительные
исследования. В ря­довом случае уровень
экологических исследований определяет,
как про­ект будет смотреться на уровне
национальных и интернациональных
требований.

Литература к главе 10

1. Справочное пособие по экологической
оценке. Т. 1: Политика, процедуры, проблемы
общие для разных отраслей. Технический
документ Всемирного Банка № 139. Департамент
охраны окружающей среды. 1991.

2. Справочное пособие по экологической
оценке. Т. 2: Инструкции к различ­ным
видам хозяйственной деятельности.
Технический документ Всемирно­го
Банка № 140. Департамент охраны окружающей
среды. 1991.

3. Справочное пособие по экологической
оценке. Т. 3: Инструкция по эколо­гической
оценке проектов в области энергетики
и промышленного произ­водства.
Технический документ Всемирного Банка
№ 154. Департамент ох­раны окружающей
среды. 1992.

4. Танега
Д.
Руководство по
составлению приемлемых для банков
предложе­ний. Программа обучения
составлению инвестиционных предложений
по экологически чистым проектам
эффективного использования энергии /
Ев­ропейская Комиссия, Генеральный
директорат XVII
— Энергетика, Брюс­сель в сотрудничестве
с ФАСТ. Милан; Лондон, 1995.

5. Сорокин
Н. Д.
Вопросы
экологического аудита. СПб.: Экополис
и культура, 2000.

Экологическая стратегия Всемирного банка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт природных ресурсов

Кафедра геоэкологии и геохимии

Реферат

Тема: Экологическая стратегия Всемирного банка

Томск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВСЕМИРНЫЙ БАНК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Общие сведения

1.2 Структура и деятельность Всемирного банка

1.3 Источники финансовых ресурсов Всемирного банка

ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВСЕМИРНОГО БАНКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Далеко не каждая страна может позволить себе выделять из государственного бюджета денежные средства на охрану окружающей среды и экологизацию сфер жизнедеятельности.

Для таких стран, возможно, единственным выходом является обращение за поддержкой во Всемирный банк. Это организация, созданная для финансовой и технической поддержки развивающимся странам.

Аспектами деятельности данной организации являются сразу несколько направлений, но, в соответствии с темой данной работы, подробно будет рассмотрено одно из них — обеспечение устойчивого развития окружающей среды.

Цель работы: изучить экологическую стратегию Всемирного банка.

Задачи:

Ознакомиться историей возникновения Всемирного банка.

Установить его цели и направления деятельности.

Определить структуру организации и их специализацию.

Ознакомиться с источниками финансовых ресурсов Всемирного банка.

Проанализировать Экологическую стратегию организации.

Объёмы кредитов Банка составляет десятки миллиардов долларов США ежегодно. Банк финансирует определенные проекты экономического, а также социального развития, консультирует и служит, можно сказать, «катализатором» в деле привлечения инвестиций и заемных денежных средств других источников.

Займы на осуществление проектов и программ в какой-либо стране часто связаны с конкретными требованиями к заёмщику на предмет проведения экономических, а также институциональных изменений.

Один раз в три года Группой Банка разрабатывается документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который в дальнейшем используется как основа взаимодействия с нуждающейся страной. Стратегия помогает связать программы Всемирного Банка по предоставлению займов и аналитических услуг, со специфичными целями развития страны-заёмщика.

Стратегия содержит проекты, а также программы, целью которых является влияние на решение той или иной проблемы и, вместе с этим, способствование успешному развитию. До момента подачи для рассмотрения Советом директоров Банка Экологическая стратегия выносится на обсуждение с правительством нуждающейся страны, а также с прочими заинтересованными структурами.

ГЛАВА 1. ВСЕМИРНЫЙ БАНК. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

.1 Общие сведения

Всемирный банк является международным кредитным учреждением, которое было основано 27 декабря 1945 года. Его целью является повышение уровня жизни в слаборазвитых странах за счет финансовой помощи богатых стран.

Идея создания Банка зародилась в ходе конференции ООН в Бреттон-Вудсе, США, в июле 1944 года. Тогда 44 страны, участвующие в данной конференции, поставили цель — сформировать базу экономического сотрудничества и, вместе с тем, благоприятствовать восстановлению мировой экономической системы после мировой войны.

Группа Банка в совокупности с Международным валютным фондом (МВФ), стал одной из двух ведущих международных финансовых организаций, которые были учреждены по итогам Бреттон-Вудской конференции. С момента создания эта организация модернизировалось из одного учреждения в целую систему, состоящую из пяти взаимодействующих институтов, которые ведут деятельность по отдельным направлениям в сфере глобального развития. На сегодняшний день Всемирный Банк имеет разнородный по составу штат сотрудников: экономистов, экспертов государственной политики, отраслевых экспертов, социологов и инженеров. В данной организации насчитывается более 120 представительств по всему миру, штат которых насчитывается свыше 10 000 человек.

Банк является акционерным обществом, акционерами в нем являются сто восемьдесят восемь стран (членов организации). Полномочия управления Банком в периодах между созывами заседаний Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают в штаб-квартире Банка, которая располагается в Вашингтоне. Все исполнительные директора образуют Совет директоров, во главе которого стоит Президент Всемирного Банка. В состав Совета директоров входят пять исполнительных директоров, которые представляют интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Цели деятельности организации представляют собой: ликвидацию нищеты, голода, обеспечение общего начального образования, пропаганда равенства мужчин и женщин, расширение их прав и возможностей, сокращение детской смертности, повышение охраны материнства, борьбу со СПИДом, малярией и прочими заболеваниями, а также обеспечение устойчивого развития человечества и окружающей среды, формирование глобального партнерства в целях развития.

На сегодняшний день Банк финансирует по меньшей мере 25 проектов в России.

Принимая ко вниманию ценность знаний, опыта российских специалистов, Банк активно взаимодействует с ними в ходе реализации своих проектов. Около 80% сотрудников представительства Группы Банка в Москве — национальные кадры. Также как и в прочих странах, Всемирный банк в спектре решаемых задач значительное внимание уделяет аналитической сфере деятельности и различным консультациям.

Следующие проекты могут послужить примером проектов, которые финансируются ГКБ и осуществляются на территории Российской Федерации: Комплексный проект рационального использования и воспроизводства природных ресурсов трансграничной экосистемы озера Байкал; Демонстрация устойчивого сохранения биологического разнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области; Увеличение покрытия и повышение эффективности управления охраняемыми зонами степного биома России; Стойкие токсичные вещества (СТВ), продовольственная безопасность и коренные народы Русского Севера; Стратегическая программа действий по защите окружающей среды в арктической зоне Российской Федерации.

1.2 Структура и деятельность Всемирного банка

В состав Всемирного банка входит пять организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) [Цыганков, 1996]. Все вышеперечисленные институты в совокупности формируют Группу Всемирного банка (ГКБ).

Международный банк реконструкции и развития, предоставляет кредиты странам со средним уровнем дохода по процентным ставкам, которые соответствуют уровню рынка этих стран.

Международная ассоциация развития предоставляет кредиты странам, которые имеют низкий уровень доходов, по минимальным процентным ставкам, либо без процентов. Отличием Банка от других финансовых организаций является то, что он не стремится к приобретению прибыли. Международный банк реконструкции и развития работает на рыночной основе и имеет высокий кредитный рейтинг, который позволяет Банку получать денежные средства под низкие проценты, для того, чтобы предоставлять кредиты нуждающимся странам из числа развивающихся стран так же по низким процентным ставкам. Все расходы, которые связаны с данной деятельностью, Всемирный Банк закрывает самостоятельно, без использования на это внешних источников финансирования.

Международная финансовая корпорация, так же входящая в состав Всемирного банка, предоставляет займы, осуществляет инвестирование в виде долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах. В отличие от МБРР IFC не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, в качестве автономного учреждения Банка, предлагает помощь в направлении прямых международных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Целью деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров служит обеспечение прав для примирения взаимодействующих сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Задачей Центра является устранение внеэкономических препятствий в ходе частных инвестиций. Он позиционируется как авторитетное мировое арбитражное учреждение, специализирующееся на урегулировании разногласий между государствами и частными инвесторами [Goldman, 2005].

Один раз в три года Банк разрабатывает специальный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется в дальнейшем как фундамент взаимодействий со страной. Данный документ помогает нормировать программы банка по предоставлению займов и аналитических, консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-клиента. В Стратегию деятельности входят различные проекты и программы, которые в перспективе смогут максимально повлиять на решение проблемы бедности и благоприятствовать успешному социально-экономическому развитию. До момента подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

1.3 Источники финансовых ресурсов Всемирного банка

Всемирный банк мобилизует денежные средства несколькими различными способами для поддержки кредитов и грантов, которые организация (МБРР и МАР) предоставляет странам-заёмщикам. Займы МБРР для развивающихся стран финансируются, главным образом, путём продажи на мировых финансовых рынках облигаций с рейтингом «ААА». Облигации МБРР приобретает широкий круг частных и институциональных инвесторов в странах Северной Америки, Европы и Азии. МБРР получает небольшой процентный доход от таких кредитных операций, и основную часть своего дохода он получает путём кредитования собственного капитала. Этот капитал состоит из накопленных с течением времени резервов и средств, внесённых 188 государствами-акционерами организации. Из дохода МБРР оплачиваются также операционные расходы Всемирного банка и осуществляются взносы в МАР и на цели облегчения бремени задолженности ряда стран.

Большое значение для Всемирного банка имеет поддержка государств-акционеров. Она выражается в предоставлении ими капитала для выполнения обязательств по обслуживанию задолженности перед МБРР. Кроме того, Банк располагает 193 миллиадами долларов США так называемого «востребуемого капитала», который может быть получен от акционеров в качестве резерва, если когда-нибудь в нём возникнет необходимость для выполнения обязательств МБРР по его заимствованиям (облигациям) или гарантиям. Однако Банку ещё ни разу не потребовалось воспользоваться этим ресурсом.

МАР, крупнейший в мире источник помощи в виде беспроцентных займов и грантов для наиболее бедных стран, пополняется каждые три года сорока государствами-донорами. Дополнительные ресурсы вновь создаются в процессе погашения основной суммы займов, которые выдаются сроком на 35-40 лет, и беспроцентных займов, которые затем становятся доступны для перекредитования.

В конце финансового года Всемирный банк, как правило, имеет положительное сальдо, которое получает за счёт процентов, взимаемых по некоторым займам, а также сборов за некоторые оказываемые услуги. Часть прибыли перечисляется МАР, остальная часть положительного сальдо используется для облегчения долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности, переводится в финансовый резерв или используется для урегулирования чрезвычайных гуманитарных кризисов [Круглов, 1998].

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВСЕМИРНОГО БАНКА

Экологическая стратегия Всемирного банка была сформулирована в 2001 году и обновлена в 2007 году. Она учитывает взаимосвязи между состоянием окружающей среды, масштабами бедности и процессами развития. Особое внимание в ней уделяется вопросам улучшения качества жизни, повышения качества экономического роста и сохранения качества общего достояния человечества регионального и всемирного значения.

В основе Экологической стратегии лежат меры по устойчивому улучшению охраны здоровья и источников средств к существованию беднейших и наиболее уязвимых граждан и общин.

Всемирный банк уже более тридцати лет уделяет большое внимание экологическим вопросам. Еще в 1970 году в Банке была учреждена должность советника по вопросам окружающей среды, а в 1973 был создан отдел, занимающийся вопросами окружающей среды. Всемирный банк вносит существенный вклад в решение глобальных экологических проблем, оказывает заметное влияние на экологическую ситуацию и экологическую политику различных стран, развитие природоохранного движения.

В отраслевые проекты (по развитию сельского хозяйства, систем водоснабжения и канализации, городского хозяйства и пр.) все более активно интегрируются меры в области экологии и рационального природопользования (ЭРП). До 85 процентов проектов Всемирного банка в области ЭРП в настоящее время реализуются под руководством подразделений Всемирного банка, не связанных непосредственно с экологией, и это свидетельствует о том, что меры по охране окружающей природной среды становятся неотъемлемой и важнейшей частью всех областей и направлений деятельности.

июля 2008 года решением Совета исполнительных директоров Всемирного банка были учреждены инвестиционные фонды по борьбе с изменением климата, при этом страны-доноры обязались перечислить в них свыше 6 млрд. долл. США. Эти фонды, привлекая специалистов и используя возможности многосторонних банков развития, будут предоставлять значительные объемы финансирования в целях раскрытия потенциала предприятий государственного и частного секторов, дополняя другие многосторонние механизмы финансирования, в частности, Глобальный экологический фонд и Адаптационный фонд. Срок деятельности Фондов для инвестиций в мероприятия по противодействию изменению климата будет ограничен, чтобы их работа не влияла на формирование будущего режима в отношении проблемы изменения климата.

Как указывается в Экологической стратегии, «высокие издержки загрязнения окружающей среды оправдывают затраты на мероприятия по предотвращению загрязнения и смягчению его последствий». Всемирный банк предоставляет кредиты для реализации как отдельных экологических проектов, так и «природоохранных компонентов» отраслевых проектов. Причем доля таких природоохранных компонентов постоянно увеличивается во многих отраслях промышленности, например таких, как сельское хозяйство и энергетика.

Изменение климата стало одним из основных факторов, сдерживающим развитие во многих странах — клиентах ГВБ. По мере нарастания масштабов изменения климата страны начинают выделять средства на преодоление уже существующих и предотвращение ожидаемых его последствий. Внимание к проблемам изменения климата повысилось и благодаря увеличению масштабов донорской помощи на решение проблем изменения климата. В октябре 2008 года ГВБ приняла Рамочную стратегию содействия развитию и противодействия изменению климата (РСРИК), которой Банк в настоящее время руководствуется при оказании поддержки низкоуглеродному и устойчивому к изменениям климата развитию [Характеристика деятельности…, 2010].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

всемирный банк корпорация стратегия

В ходе данной работы были рассмотрены цели, структура, деятельность и основные аспекты экологической стратегии Группы Всемирного банка. Одной из главных задач Всемирного банка стало обеспечение устойчивого развития окружающей среды. Банком финансируется огромное количество проектов по охране окружающей среды множества нуждающихся стран. При этом наблюдается тенденция к постепенному увеличению бюджета Группы.

В экологической стратегии Всемирного банка, изданной в 2001 году и дополненной в 2007 году можно выделить следующие особенности:

Совершенствование анализа окружающей среды;

Повышение роли и значимости природоохранной деятельности в страновой стратегии;

Расширение кредитования экономических программ, направленных на решение природоохранных задач;

Активное использование средств в поддержку природоохранной деятельности в рамках отраслевых кредитных портфелей.

Сегодня созданы и действуют механизмы финансирования глобальных и региональных экологических программ, нацеленные на охрану окружающей среды. В рамках Всемирного банка и региональных банков развития эти механизмы реализуются с помощью финансовых инструментов, используемых указанными международными финансовыми организациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности / И. Н. Герчикова. — М.: Консалтбанкир, 2000. — 624 с.

.Круглов, В. В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / В. В. Круглов. — М.: Инфра-М, 1998. — 432 с.

.Кортен, Д. И. Развитие и экологическая революция / Д. И. Кортен. — М.: СоЭС, 1995. — 78 с.

.Цыганков, П. А. Международные отношения / П. А. Цыганков. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.

.Goldman, M. Imperial Nature: The World Bank and Struggles for Social Justice in the Age of Globalization / M. Goldman. New York: Yale University Press, 2005 pp. 52-54.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Portable grand dgx 220 yamaha инструкция
  • Селен плюс цинк витамины инструкция по применению
  • Бифидумбактерин в флаконах инструкция по применению взрослым для профилактики
  • Октолипен 600 таблетки цена в челябинске инструкция по применению
  • Декарис инструкция по применению цена отзывы аналоги цена таблетки взрослым