Руководство возрастной классификации аудиовизуальных произведений

Приложение 1

к Приказу Федерального агентства

по культуре и кинематографии

от 15 марта 2005 г. N 112

РУКОВОДСТВО

ПО ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей в соответствии с «Положением о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации», вводится возрастная классификация аудиовизуальных произведений (именуемых далее «Фильмы» и «Программы»), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией:

фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории;

детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей;

фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет;

фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет;

фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет.

Классификация фильмов предназначена для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие, и его воздействие на членов общества против их воли.

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определенного содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

отказ в регистрации фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Приложение 1
к Приказу Минкультуры России
от 5 марта 2001 г. N 192 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПОЛОЖЕНИЯ И СОСТАВА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ ПО ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

РУКОВОДСТВО ПО ВОЗРАСТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(ВОЗРАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ)

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей в соответствии с «Положением о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации», вводится возрастная классификация аудиовизуальных произведений (именуемых далее «Фильмы» и «Программы»), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории:

— фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории;
— детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей;
— фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет;
— фильм разрешен для показа зрителям старше 18 лет.

Классификация фильмов предназначена для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли.

              Общие принципы применения руководства по классификации фильмов (возрастная классификация) включают:

— полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определенного содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

— запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории

Фильмы этой категории могут демонстрироваться в любой возрастной аудитории:
фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах; аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений.

           Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей

Фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего и среднего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей.
Могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, эпизоды обнаженной натуры, мягкая подача «сверхъестественных» тем или тем «ужасов».
Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране.

           Фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет

Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории.
Термин «взрослые темы» может включать в себя словесное упоминание или наглядное изображение, связанное со следующими темами: самоубийство, преступление, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и др. эмоциональные травмы, наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни, расизм, религиозные вопросы.

Может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными;

Сексуальные взаимоотношения партнеров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения

Частое количество сцен насилия и жестокости; сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении.

         Фильм разрешен для показа зрителям старше 18 лет

Фильм, который может смотреть только взрослый, т.е. человек от 18 лет и старше.
Допускается следующее:

язык — фактически нет ограничений в речи персонажей;
секс — изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;
насилие — явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не дается со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;
могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствия, но не в положительном контексте; могут иметь место сцены асоциального поведения.

         Фильмы, не подлежащие классификации (возрастная классификация)

 Любой фильм или программа, содержащие следующие сцены, не подлежат классификации и не могут, следовательно, публично демонстрироваться и распространяться:

— демонстрация сексуального насилия в отношении детей;
— неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;
методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причем подобные сцены занимают основное экранное время;
— сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;
— сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;
— сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами.

           Применение классификации (возрастная классификация)

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации.

Соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий.

Действующая система классификации фильмов и выдачи прокатных удостоверений давно находилась в центре всеобщего интереса: хотя бы потому, что не все до конца понимали, как она работает – особенно в области контроля над соблюдением этих правил. Более того, вокруг этой системы регулярно возникали скандалы локального масштаба. То довольно невинной картине присвоят жесткий рейтинг, то, наоборот, общественность возмущается недостаточной строгостью оценки, то на сайте Министерства культуры РФ в числе одобренных найдутся видеофильмы содержание, которых тянет больше, чем на эротическое, а название – больше, чем на неприличное… Не совсем ясно, кто уполномочен проверять кинотеатры и кто является высшей инстанцией, и уж совсем непонятно, почему в одних регионах проверки случаются с завидной регулярностью, а в других об их существовании даже не подозревают.

Сегодня дискуссия о возрастных ограничениях обрела новое дыхание – в связи с принятием Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесением в июле соответствующих поправок в законодательство. Новая схема должна вступить в действие с 1 сентября 2012 года. «БК» решил выяснить, как работают возрастные рейтинги за рубежом, как система функционирует в России и как она изменится в следующем году.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НИХ

В демократических странах системы возрастных рейтингов в целом придерживаются ограничений, связанных со сценами секса, насилия, пропаганды нетерпимости и дискриминации, издевательства над животными, эксплуатации детей и тому подобным. В Азии и Африке отношение к сексу обычно намного строже, а к упомянутым критериям добавляются политические мотивы или вопросы, связанные с религией. И не только там, кстати. В либеральной Украине по политическим причинам был не рекомендован к показу фильм МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2. При этом западные страны чаще всего приблизительно совпадают в оценке картин, хотя не обходится без исключений. Разнится само устройство системы: в первую очередь, роль государства, индустрии и общества в ее работе. От этого зависит и сам механизм выполнения рейтинговых требований: где-то они носят рекомендательный характер, где-то – законодательный, где-то – смешанный. У каждой из них есть свои преимущества, и каждая из них неизменно подвергается критике как со стороны консерваторов старой закалки, так и со стороны поборников большей свободы.

В США

Система рейтингов Американской киноассоциации (MPAA) считается если не образцовой, то самой известной в мире: она уже многие десятилетия эффективно функционирует в условиях самого развитого кинорынка планеты, причем государство не имеет к ней никакого отношения. Это самый яркий пример саморегулирования индустрии, которое трансформировалось в соответствии с изменениями общественной морали и вызовами времени.

Организация-предшественник MPAA – Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки (Motion Pictures Producers and Distributors of America) – объединяла крупнейшие голливудские студии с 20-х гг., по сути монополизировав рынок. В 1930-х гг. по инициативе консервативного республиканца и пресвитерианского пастора Уильяма Хейза, приглашенного на пост главы Ассоциации, чтобы поправить имидж оскандалившегося Голливуда, был принят свод правил, фактически вводивший цензуру (так называемый «кодекс Хейза»). По нынешним меркам правила выглядят до смехотворного ханжескими: среди прочего, запрещались любые упоминания наркотиков, сцены с обнаженными актерами и «соблазнительные» танцы, намеки на гомосексуализм или межрасовые связи, положительное изображение адюльтера, демонстрация сцен убийства, критика религии, неуважительное обращение с американским флагом… В числе пострадавших от цензуры картин – культовая КАСАБЛАНКА, из которой были изъяты упоминания о внебрачной связи героев. Кодекс сразу же подвергся резкой критике, но с 1934 года разрешительная виза Ассоциации стала обязательной для выхода фильма на экран. Главной причиной введения кодекса был страх студий перед возможным вмешательством государства (на чем настаивала консервативная общественность) – и потому они предпочли самоцензуру. Этот викторианский свод безнадежно устарел к 60-м, к тому же конкуренцию Голливуду составили телевидение и более откровенные иностранные фильмы. Никакие поправки уже не могли спасти кодекс: так, уже в 1959 году авторы комедии В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ просто наплевали на его требования, а Хичкоку удалось отбить все несусветные претензии цензоров к ПСИХО.

В 1968 году Ассоциация (тогда уже называвшаяся MPAA) заменила «кодекс Хейза» системой, сохранившейся в общих чертах до сегодняшнего дня. После серии корректировок (одна из последних заключалась в том, что категория X была переименована в NC-17) образовалось пять рейтингов: G (без ограничений для любой аудитории), PG (рекомендуется, чтобы дети смотрели фильм в присутствии родителей), PG-13 (для детей до 13 лет настойчиво рекомендуется присутствие родителей), R (зрителям до 17 лет требуется присутствие родителей), NC-17 (зрители 17 лет и младше не допускаются). Рейтинг дополняется кратким объяснением, почему аудитория должна быть ограничена: сексуальные сцены, насилие, нецензурная брань, нагота, сцены употребления наркотиков. Процесс принятия решений непрозрачен – даже имена членов комиссии (10-13 человек) держатся в секрете, а заключения экспертов часто подвергаются критике за непоследовательность и необоснованность. Внятного руководства для вынесения вердикта не существует, и толерантность судей колеблется в зависимости от настроений в обществе. К примеру, ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА получили рейтинг R за короткий кадр с полуобнаженной девушкой, в то время как СКАФАНДР И БАБОЧКА, в котором таких девушек оказалось куда больше, был оценен как PG-13. Продюсеры могут опротестовать приговор в Апелляционной комиссии (Уэсу Крейвену так удалось понизить рейтинг КРИКА с NC-17 до R) или же перемонтировать картину (в фильм КОРОЛЬ ГОВОРИТ пришлось внести небольшие изменения, связанные с войной и нецензурными словами, чтобы получить PG-13).

Система MPAA абсолютно соответствует самой природе американского общества, в которой общественность и корпорации (в данном случае – мейджоры) играют важную роль. Вердикт Ассоциации на деле не имеет никакой законодательной силы, так как не связан с государственными органами, а служит лишь рекомендацией для родителей, но тем не менее играет решающую роль в прокате фильма. Картины, оцененные как NC-17 или Unrated (не получившие рейтинга), обречены на радикально меньшие сборы – их даже не возьмут в библиотеку крупные видеопрокатные сети. Независимые продюсеры критикуют MPAA за предвзятость: по их словам, независимому фильму сложнее получить хороший прокатный рейтинг, чем продукции мейджора – они даже пытаются создать параллельные системы оценки, правда, без особого успеха. Однако MPAA, в последние годы вынужденная уступать претензиям публики, объявила о готовности провести некоторые реформы. Как бы то ни было, система работает, и даже Тарантино отдал ей должное, назвав лучшей альтернативой контролю со стороны государственных и муниципальных органов.

В БРИТАНИИ

В Великобритании возрастные рейтинги определяет Британская комиссия по классификации фильмов (British Board of Film Classification, BBFC) – неправительственная организация, финансируемая участниками киноиндустрии. Законодательно решения о допуске картины в прокат принимаются местными властями: еще с 1909 года кинотеатры обязаны обращаться к ним за лицензиями, выдача которых была позднее увязана с содержанием репертуара, и создание BBFC отвечало желанию индустрии держать ситуацию под контролем. Сегодня власти, как правило, соглашаются с выводами комиссии – хотя бывали и исключения вроде ПОСЛЕДНЕГО ТАНГО В ПАРИЖЕ, запрещенного к показу, или ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА, на который разрешили пускать детей до 12 лет.

Так же, как и в США, BBFC присуждает рейтинг с кратким описанием: U (для любой аудитории), PG (для любой аудитории, однако некоторые сцены могут оказаться неуместными для детей до 8 лет, потому рекомендуется присутствие родителей), 12А (дети до 12 допускаются только в присутствии родителей), 12 (только для DVD и прочих видеоносителей – детям до 12 запрещено покупать или брать в прокат), 15 (дети до 15 лет не допускаются), 18 (зрители до 18 лет не допускаются), 18R (можно демонстрировать только в специализированных кинотеатрах или продавать в специализированных магазинам только лицам, достигшим 18 лет).

Сегодня BBFC придерживается примерно тех же критериев, что и американская MPAA, но темы, которыми руководствуются в Британии, описаны конкретнее: секс, насилие, нагота, нецензурная лексика, любые виды дискриминации, «взрослые» темы, привлекательное изображение употребления наркотиков, отсылки к теме самоубийства, опасные трюки, которые легко повторить в реальности, издевательство над животными, участие детей в сексуальных сценах. Резолюции MPAA и BBFC, разумеется, не всегда схожи: полнометражные СИМПСОНЫ в Англии получили более мягкий, в сравнении с PG-13, рейтинг PG. В Британии в полных версиях вышли в кинотеатрах НЕОБРАТИМОСТЬ и АНТИХРИСТ. Деятельность BBFC прозрачнее, чем MPAA, ее состав известен всем. И хотя без критики не обходится, исходит она главным образом от одиозных консервативных изданий.

ВО ФРАНЦИИ

Совсем иначе дело обстоит во Франции, где роль государства всегда была велика: здесь разрешение выдает Министерство культуры. Вся процедура строго прописана законодательством: специальная Комиссия по классификации фильмов выносит рекомендацию, которую подписывает министр. Министр может попросить пересмотреть вердикт в пользу большей строгости, но это происходит крайне редко. В случаях, когда особых возражений ни у комиссии, ни у продюсера не возникает, выдача лицензии проходит в упрощенной форме, если же ситуация осложняется, созывают особое совещание. Решение можно обжаловать в суде.

Фильму присуждается одна из четырех категорий: U (для любой аудитории), 12 (запрещен к показу детям до 12 лет), 16 (запрещен к показу детям до 16 лет), 18 (запрещены к показу зрителям до 18 лет) – или же его запрещают совсем. Франция известна своим либерализмом в отношении искусства, и рейтинг 18 сегодня используется крайне редко. Совершенно исключительный случай – фильмы, признанные порнографическими или поощряющими насилие: их дозволено демонстрировать только в специализированных кинотеатрах и на них не распространяются никакие инструменты финансовой поддержки. В 2000 году фильм ТРАХНИ МЕНЯ изначально получил рейтинг 16, но благодаря возмущениям высоконравственной общественности суд постановил вообще запретить его к показу, затем смягчил приговор до статуса «порнографического». Однако в итоге – опять благодаря общественности, но на этот раз – протестовавшей против цензуры – министр культуры выдала фильму лицензию с рейтингом 18.

В ГЕРМАНИИ

В Германии актуален промежуточный вариант, более близкий к англо-американской схеме. В 40-е гг. здесь пытались ввести нечто вроде «кодекса Хейза», но в итоге на территории, оккупированной западными державами, в 1948-49 годах заработала негосударственная система «Добровольного саморегулирования киноиндустрии» (Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft, FSK). Управляет ею Руководящая организация киноиндустрии (Spitzenorganisation der Filmwirtschaft, SPIO), но в решения FSK не вмешивается, а финансируют систему участники медиаотрасли. Комиссия состоит из 190 экспертов, назначаемых на три года представителями индустрии и властей, причем от экспертов требуется знакомство с проблемами детей, знания в области психологии или медиа. Одобрение FSK формально получать не обязательно, тем не менее, все члены SPIO сами обязуются выпускать только продукцию, сертифицированную FSK: не получившие оценки фильмы подпадают под категорию «только для взрослых» – и потому кинотеатры и магазины предпочитают иметь дело с рейтингами. Однако критерии FSK строго соответствуют законодательству о защите молодежи, о государственных праздниках (ограничения показов в определенные дни) и «Базовым принципам FSK», которые формулируются комиссией, состоящей из представителей индустрии, властей и вещательных компаний. В рамках FSK действуют также два комитета: один из них рассматривает апелляции продюсеров, другой – апелляции детских инспекторов.

Сегодня в Германии действует пять рейтингов: FSK0 (без ограничений), FSK6 (подходит для зрителей 6 лет и старше), FSK12 (подходит для детей 12 лет и старше и для детей 7 лет и старше в сопровождении родителей), FSK16 (подходит для зрителей 16 лет и старше), FSK18 (подходит для зрителей 18 лет и старше). Фильмы, не соответствующие принципам FSK, изучает юридический департамент SPIO (SPIO/JK), который может вынести одно из двух суждений: что фильм не представляет серьезной угрозы для детей (однако небольшой вред нанести может) или что фильм, хоть и соответствует законодательству, представляет серьезную опасность. Решения эти не носят характера закона: например, фильм ХОСТЕЛ 2, попавший во вторую категорию, был позднее изъят решением мюнхенского суда и подвергнут цензуре. Тем не менее, большинство дистрибьюторов избегает рейтинга FSK18 или сертификата SPIO/JK (на сеансы этих фильмов требуется предъявлять документы) и предпочитают урезанные версии с меньшими ограничениями.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НАС

Возрастная классификация, существующая в России по сей день, выросла из старой советской системы, в которой шестнадцатилетний возрастной ценз был практически единственным. Понятно, что в СССР фильмы, неугодные цензуре – как по политическим, так и по моральным и эстетическим критериям, на экраны просто не попадали. Перерождение индустрии повлекло адаптацию к новым реалиям с оглядкой на европейские страны.

За прошедшие годы система рейтингов обогатилась новыми категориями. Помимо «Фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории» и «Фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет» появились «Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет». В основу разграничений были положены темы, позаимствованные у более опытных стран: секс, нагота, насилие, грубый язык, «ужасы», наркотики, национальная, расовая и религиозная дискриминация, «асоциальное поведение», а также прочие «взрослые темы» (самоубийства, преступления, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и другие эмоциональные травмы, алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни). Самого строгого рейтинга заслуживают фильмы, в которых присутствуют сексуальные сцены (в том числе с насилием) при условии их художественной оправданности, «реалистическое» насилие без «чрезмерной жестокости», эпизоды с употреблением наркотиков («но не в положительном контексте»), асоциальное поведение, весь спектр нецензурных выражений. Поводом для отказа в прокатном удостоверении могут послужить более специфические критерии: сексуальное насилие над детьми, неоправданные садистские подробности, чрезмерное насилие и жестокость – особенно в отношении детей и животных, крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных, насилие над трупами, методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, прославление шовинизма и национальной исключительности, расизм, пропаганда войны, призывы к свержению политического строя, натуралистическое изображение полового акта «вне какой-либо художественной или просветительской цели», «самоцельное изображение групповых сексуальных действий», детализированные инструкции или поощрения к преступлению, насилию и злоупотреблению наркотическими веществами.

Функции определения возрастных рейтингов сохранилась в России, как в СССР или во Франции, за государственными органами. С 2005 года основным документом являлось «Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений», утвержденное Министерством культуры, а кроме него в действии остается правительственное Постановление от 28 апреля 1993 года «О регистрации киновидеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» со всяческими изменениями и дополнениями. Решение о присвоении категории принимает Департамент государственного регистра Министерства культуры, но законодательство предусматривает и дополнительную процедуру: если у Департамента возникают сомнения или если правообладатель не согласен, то в теории вопрос может быть рассмотрен особым Экспертным советом, который выносит рекомендацию. Возглавляет его глава Департамента кинематографии, а кроме того в совет должны входить еще несколько «представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов, работников кинопроката».

Как можно заметить, экспертам даны вполне понятные инструкции, не очень-то отличающиеся от требований западных стран, но пространство для интерпретации все равно остается. Фильмы Павла Бардина РОССИЯ 88 и ГОП-СТОП удостоились самого жесткого прокатного ограничения «до 18 лет», но если в первом случае объяснением послужили «ненормативная лексика, сцены насилия и жестокости», то во втором – внятного объяснения рейтингу найти трудно. С другой стороны, известен скандал, случившийся с фильмом ПИПЕЦ: озабоченные сценами насилия, употребления наркотиков и грубым языком зрители вознегодовали из-за рейтинга «с 14 лет» – и Министерство культуры подняло его возрастной ценз до 18-ти. В прошлом году список фильмов, разрешенных к показу, спровоцировал другой скандал: блогеры обнаружили на сайте Министерства культуры некий эротический видеофильм ЗЛОЕБУЧКА, а позже Генеральная прокуратура устроила проверку в Минкульте, объявила о нарушении законов о культуре, о государственном языке и правах ребенка и отозвала 147 прокатных удостоверений. Как бы то ни было, очевидно, что Министерство культуры на деле не в состоянии адекватно справляться со своим каталогом, насчитывающим под 70 тысяч наименований.

Информация о возрастных ограничениях вносится в известное всем прокатное удостоверение, без которого кинотеатральный показ невозможен. Однако если обратиться к законам, то из них можно сделать довольно противоречивые выводы. Положение о регистрации кино- и видеофильмов 1993 года (редакция 2007 года) называет указанные в удостоверении возрастные ограничения «рекомендациями», а Правила по киновидеообслуживанию населения 1994 года (редакция 2009 года) лишь требуют от кинотеатров достоверно информировать зрителей о существующих рейтингах. Министерство культуры в официальном письме от 29 июля 2002 года разъясняет, что кинотеатр обязан не только информировать, но и «соблюдать установленные в процессе регистрации возрастные ограничения зрительской аудитории». Однако если требования рекомендательные, то каким образом кинотеатры могут навязать их соблюдение зрителям?

Для сравнения, в Эстонии существуют две группы критериев для фильмов: предупреждающие (например, MS-12, не рекомендовано до 12 лет) и запрещающие (например, R-12, запрещено детям до 12 лет), и во втором случае проверка возраста обязательна. При этом инициаторами запретов выступают дистрибьюторы и кинотеатры, опирающиеся на Закон о защите детей и мотивирующие свое право тем, что видели все фильмы репертуара и «имеют возможность более объективно, чем родители, оценивать, что является в киноленте неприемлемым для детей и молодежи».

Контроль – самое слабое место сегодняшней системы. «Мы не обладаем контрольными полномочиями», – говорит Юрий Васючков, глава Департамента государственного регистра Министерства культуры. Проверками, как правило, занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы – в общем порядке, принятом в отношении всех предприятий обслуживания. А если кинотеатр, например, относится к муниципальным или детским, то его контролируют инстанции, в подчинении которых он находится. Это означает, что в одних случаях кинотеатры могут стать всеобщими «мальчиками для битья», а в других – проверки, наоборот, оказываются никому не нужны.

Анастасия Яковлева, директор чебоксарской сети «КиноЭксперт», рассказывает, что ее кинотеатры регулярно (примерно раз в год) подвергаются ревизиям со стороны прокуратуры: контролеры изучают все информацию вплоть до анонсов, стендов, уличных баннеров (подробнее – см. «Мнения букеров» в рубрике «Спецпроект»). Однажды прокол случился с фильмом БРУНО: в кинотеатрах не успели поменять баннеры с информацией «с 16 лет» на окончательную «до 18 лет», что грозило сети штрафом.

По словам одного уральского букера, за восемь лет его работы кинотеатр, наоборот, ни разу не проверяли на предмет соблюдения возрастных ограничений: «Вообще, в этом вопросе кинотеатры (особенно региональные) не ограничены ни чем: если понадобится – продают билеты детям даже на эротику и ужасы. На моей памяти один муниципальный детский специализированный кинотеатр в свое время катал ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ Акерлунда и НЕОБРАТИМОСТЬ Ноэ (возрастные ограничения от 18 лет). И ничего – процветает до сих пор, правда, уже предусмотрительно отказался от статуса «детского».

Московская же сеть кинотеатров для детей и юношества («Салют», «Березка», «Искра» и другие) регулярно – до 15 числа каждого месяца – согласует репертуар с соответствующими инстанциями.

Если же внимательно изучить сайты и информацию некоторых кинотеатров, то можно обнаружить прямые несоответствия существующим возрастным категориям: например, встречаются ограничения «до 13 лет» и «до 17 лет», которые отсутствуют в российском законодательстве, зато есть в рейтингах MPAA. Очевидно, что для кого-то американская система выглядит более авторитетной. Проблем много – и принятые недавно законы как будто призваны их решить.

КАК ЭТО БУДЕТ

По словам руководителя Департамента государственного регистра Юрия Васючкова, одно из главных преимуществ нового Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» заключается в том, что теперь положения о возрастных ограничениях и их соблюдении прописаны в одном подробном федеральном законе, а не в нескольких разномастных актах. Выглядит закон и вправду глобально: затрагивает он не просто «аудиовизуальные произведения», а «информационную продукцию», которая объединяет СМИ, печатную и аудиовизуальную продукцию (на любых видах носителей), компьютерные программы и базы данных, «информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий», информацию в телекоммуникационных и мобильных сетях, в том числе Интернете.

Рейтинговая схема станет больше похожей на немецкую. В ней предусмотрены такие же возрастные границы: для детей до 6 лет, для детей от 6 лет, для детей от 12 лет, для детей от 16 лет плюс информационная продукция, запрещенная для детей (если исходить из понятий международного права, то это должно означать «разрешена с 18 лет»). Перечень запрещенных тем внушителен: оправдание насилия и жестокости по отношению к людям или животным или противоправного поведения, отрицание семейных ценностей и неуважение к родителям, порнография, нецензурная брань, темы, которые побуждают совершить действия, представляющие угрозу собственной жизни и здоровью (включая самоубийство), употребить наркотики, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкоголь, пиво, принять участие в азартных играх, заняться проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. С другой стороны, категории, аналогичной «отказу в прокатном удостоверении», здесь нет: неясно, как поступать с теми ужасами, которые запрещало к показу предыдущее Руководство по классификации. В Министерстве считают, что новое Руководство составлять не придется, но как же поступать с фильмами для взрослых? Закон необходимо дополнить отдельным правовым актом, затрагивающим такую продукцию.

В различных категориях «информационной продукции» в разной степени дозволяется использовать бранные слова (кроме нецензурных), изображать заболевания и их последствия, несчастные случаи, аварии, катастрофы либо ненасильственную смерть, антиобщественные действия (сюда включены употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество), преступления, жестокость, насилие, «половые отношения между мужчиной и женщиной, за исключением действий сексуального характера». Последний пункт звучит обескураживающее, ибо не очень понятно, что именно скрывает эта формулировка. А детям до 6 лет, например, теперь доступны «оправданные жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия». В описаниях фигурируют такие параметры, как «ненатуралистичность» изображения, сострадание жертве насилия, осуждение антисоциальных явлений, эксплуатация сексуального интереса – явления довольно субъективного восприятия. Описания категорий выглядят как список того, что разрешено, – но он в принципе не может быть исчерпывающим. Кому, например, можно показать фильм ДЕТКИ В ПОРЯДКЕ: с одной стороны, он рассказывает о не упомянутых в Законе отношениях женщины и женщины, а с другой – активно пропагандирует семейные ценности и в перечень запрещенных тем тоже не попадает. Новый акцент сделан на совершенно неожиданных аспектах вроде бродяжничества или побуждения к азартным играм (РАСМУС-БРОДЯГА и везучий Фандорин теперь вне закона?).

Знак возрастного ограничения должен будет появляться перед началом демонстрации фильма (точный порядок еще не определен), присутствовать на афишах и объявлениях, входных билетах, занимая не менее пяти процентов площади. Наверняка детали будут пояснены в дополнительных актах.

Существенное нововведение – решение передать ответственность за оценку собственно продюсерам и дистрибьюторам. Теперь они должны получить сначала заключение у экспертов (или экспертных организаций), аккредитованных федеральными органами и обладающих специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. Определяются эксперты «методом случайной выборки», которая поручена «уполномоченному органу исполнительно власти». Эксперты одной или разных специальностей в течение 90 дней выносят заключение о наличии или отсутствии вредной для детей информации и соответствии продукции той или иной возрастной категории. В этой системе есть сходство с немецкой моделью – с той разницей, что в Германии инициатива исходила от самой индустрии, а не от государства, все эксперты – заинтересованные люди, да и работают они в рамках конкретной организации. В России отобрать необходимый пул специалистов и обрисовать их статус – еще одна задача государства. Аккредитация экспертов требует создания новых процедур и институций, но есть опасения, что в российских реалиях «договориться» с экспертом для получения нужной категории будет куда легче, чем с Минкультом.

Далее все опять выглядит туманным. Закон упоминает однажды «прокатное удостоверения», в которое необходимо внести информацию о категории продукции, – оно сохранится, но каким образом изменится его форма и процедура выдачи? Действующие правила однозначно требуют корректировки. Наверняка здесь «уполномоченным органом» станет Министерство культуры – но каковы будут теперь его функции?

Зато с проверками ситуация яснее: осуществлять их будут по-прежнему те же самые федеральные, региональные и муниципальные органы, но к ним добавится еще и некий «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством». За нарушения Закона о защите детей в Кодексе об административных нарушениях уже предусмотрены штрафы от двух до пятидесяти тысяч, конфискация предмета нарушения, приостановка деятельности на срок до девяноста дней.

Закон также расширяет функции общественного контроля: проведения экспертизы вправе потребовать граждане, юридические лица, общественные организации, федеральные органы – то есть таким образом можно пересмотреть решение. Есть и упоминание общественного контроля со стороны некоммерческих организациям, которым разрешен «мониторинг оборота информационной продукции». Таким образом, новое законодательство пытается задействовать помимо государства (без него в России пока невозможна ни одна конструкция, и американская модель для нас нереалистична) еще и самих членов индустрии, ученых специалистов и даже общественность. Очевидно, что оно хочет придать новой системе немного больше ясности и повысить ее в статусе, не только обрисовывая ее юридически, но и обеспечивая некий социальный фундамент. Однако «белых пятен» по-прежнему много, и если к сентябрю 2012 года они не исчезнут, этот механизм не сможет прийти в движение.


09.08.2012 Автор: Максим Туула

Приложение № 2

к Приказу Федерального агентства

по культуре и кинематографии

от 15 марта 2005 года № 112

I. Общие положения

1. Экспертный совет по возрастной классификации аудиовизуальных произведений при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (далее – Совет) образован в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 291.

2. Совет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Совет действует как постоянный экспертный орган, участие в Совете осуществляется на принципах добровольности, самоуправления, гласности, самостоятельности в принятии решений в рамках компетенции.

4. Местонахождение Совета – город Москва.

II. Цели и задачи Совета

1. Основной целью Совета является определение возрастных категорий зрительской аудитории (возрастной классификации) аудиовизуальных произведений, представляемых заявителями (владельцами прав проката) в Федеральное агентство по культуре и кинематографии (далее – Федеральное агентство) для государственной регистрации и получения прокатного удостоверения.

Совет собирается в тех случаях, когда заявитель не согласен с возрастной категорией зрительской аудитории, присвоенной аудиовизуальному произведению отделом государственного регистра Управления кинематографии Федерального агентства, либо когда отдел государственного регистра затрудняется самостоятельно произвести возрастную классификацию аудиовизуального произведения.

2. Для достижения указанной цели Совет осуществляет просмотр аудиовизуального произведения и определяет возрастную классификацию просмотренного аудиовизуального произведения в соответствии с Руководством по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утверждаемым Приказом Федерального агентства.

III. Полномочия Совета

1. В рамках целей и задач Совет:

а) вносит на рассмотрение руководства Федерального агентства рекомендации по присвоению определенной возрастной категории зрительской аудитории просмотренному в ходе заседания аудиовизуальному произведению;

б) разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства Федерального агентства предложения и рекомендации в виде аналитических и информационных материалов по внесению изменений и дополнений в Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений.

2. Решения Совета носят рекомендательный характер.

IV. Руководство Совета

1. Совет возглавляет Председатель.

2. Председателем Совета по должности является начальник Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии.

V. Состав Совета, права и обязанности членов Совета

1. Совет формируется в количестве 7 человек.

2. В состав Совета входят Председатель, а также по согласованию представители заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов, работники кинопроката.

3. Состав Совета утверждается Приказом Федерального агентства.

4. Обновление состава Совета осуществляется по мере необходимости по согласованию с организациями, делегировавшими в него своих представителей.

5. Работа членов Совета осуществляется на безвозмездной основе.

6. Члены Совета обязаны:

– принимать участие в заседаниях Совета, активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и выработке решений по ним.

7. Члены Совета имеют право:

– участвовать в заседаниях Совета и голосовать по обсуждаемым вопросам;

– вносить предложения в повестку дня заседания Совета и по порядку его ведения;

– выступать на заседаниях Совета, излагать свое мнение по обсуждаемым на заседании Совета вопросам;

– получать информацию о выполнении решений Совета.

VI. Работа Совета

1. Заседания Совета созываются по мере необходимости.

2. Совет принимает решения простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. При решении вопросов на заседании Совета каждый член Совета обладает одним голосом. Передача голоса одним членом Совета другому члену не допускается.

3. Член Совета, заинтересованный в прокате аудиовизуального произведения, представленного на рассмотрение Совета, в голосовании по данному вопросу не участвует.

4. Заседание Совета является правомочным при наличии не менее половины членов от его списочного состава.

5. Решения Совета оформляются в виде протоколов. Протоколы заседания Совета подписываются Председателем и секретарем.

6. Решения Совета передаются в отдел государственного регистра Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии для внесения соответствующей записи в прокатные удостоверения.

7. Протоколы заседаний Совета хранятся в отделе государственного регистра Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии в течение трех лет, после чего в установленном порядке передаются в архив.

VII. Обеспечение работы Совета

1. Техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Федеральное агентство.

2. Организационное и информационное обеспечение работы Совета осуществляет секретарь, назначаемый Председателем из числа работников Федерального агентства.

Сказки для взрослых: ограничения по возрасту в кинотеатрах

Вы не любите читать новости, но любите творчество студии Walt Disney и потому купили билеты для похода всей семьей в кино на «Красавицу и чудовище», 2017 (Beauty and the Beast), приходите в кинотеатр, а ваших детей отказываются пускать в зал в связи с тем, что по внешнему виду их возраст 12-14 лет не соответствует возрастному ограничению фильма 16+.

Законны ли такие действия администрации кинотеатра и что делать в таком случае?

Давайте разберемся.

Предыстория

01 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон) (ч.1 ст.23 Закона).[1]

Авторы соответствующего законопроекта, описывая ситуацию с информационной безопасностью детей по состоянию на начало 2009 года, отмечали в пояснительной записке, что «регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних осуществляется крайне неэффективно, фрагментарно, на уровне не согласованных между собой правовых актов, имеющих преимущественно подзаконный, ведомственный характер».

Актуальность принятия закона обосновывалась «особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в преступления.».

Авторы ссылаются на авторитетный иностранный опыт: США, Канада, Австралия, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Португалия, Румыния, Польша, Япония и др. в той или иной степени регулируют доступ детей к негативно влияющей на них информации и даже устанавливают строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних[2].

В качестве юридического основания самой возможности введения каких-либо ограничений на доступ к контенту даются ссылки на Конституцию РФ (ч.3 ст.55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.») и на международные обязательства России «обеспечивать защиту ребенка от материалов, наносящих вред его благополучию, и устанавливать необходимые ограничения распространения информации, содержащей насилие, жестокость, поощряющих прием наркотиков или имеющих порнографическое содержание (статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка, Европейская Декларация о свободе обмена информацией в Интернете (2003 г.), Рекомендации Комитета Министров государств — членов Совета Европы: N R(89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание; N R(97)19 „О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации“; N Rec(2003)9 „О мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания“)».

Что касается кинофильмов, то до Закона регулирование доступа к ним содержалось (и до сих пор содержится, так как документ не отменен) в Руководстве по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденном Приказом Роскультуры от 15.03.2005 N 112. Данное руководство описывало виды возрастных ограничений, подлежащих включению в прокатное удостоверение фильма в качестве «рекомендаций» (sic!) (п.3 уже не действующего Положения о регистрации кино- и видеофильмов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 396). Эти возрастные ограничения не сопровождались конкретным порядком контроля за их соблюдением и не обеспечивались какими-либо предписаниями либо запретами, т.е. носили по сути лишь информационный характер (о чем прямо сказано в разделе «Применение классификации» самого руководства). Единственный слабый намек на некое позитивное действие возрастных ограничений изложен в форме общего принципа «полной свободы в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определенного содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании». Однако кто именно и каким образом проверяет соблюдение «условий достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых», какие последствия для зрителей наступают, если проверка дала отрицательный результат, и какие санкции применяются, если никакой проверки не было, — всего этого данные документы не содержали. Соседство данному безвольному предписанию в отношении безвольных граждан составлял лишь категоричный и жесткий отказ регистрировать и выпускать в прокат фильмы, вообще выпадающие из возрастной классификации ввиду особо маргинального содержания, — пропаганды войны, насилия, расовой исключительности, порнографии и т.п.

Виды вредной информации

Что ж, цель принятия Закона понятна, блага и соответствует мировому опыту, считающему, что собственная воля детей недостаточно развита, чтобы позволить им делать осознанный выбор в море информации, а родители не всегда могут в полной мере своей дискрецией им этот выбор обеспечить.

Каким же образом эта цель реализована в Законе?

В первую очередь, путем разделения вредной для детей информации на два вида (п.7 ст.2 и ст.5 Закона).

Это:

1) информация, запрещенная к распространению среди детей[3] вообще. Ее конкретные разновидности перечислены в ч.2 ст.5 Закона: это информация, побуждающая детей к самоубийству, причинению вреда своему здоровью, потреблению наркотиков, табака, алкоголя, азартным играм, бродяжничеству, попрошайничеству, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения (запомним здесь этот момент), содержащая мат или порнографию и т.д.

Информационная продукция с такой информацией маркируется знаком 18+ (п.5 ч.3 ст.6 Закона);

2) информация, ограниченная к распространению среди детей определенных возрастных категорий. Это «лайт-версия» запрещенной информации: изображение или описание жестокости, ненасильственной смерти, половых отношений между мужчиной и женщиной (нетрадиционных сексуальных отношений тут, как видим, нет), брань, не являющаяся нецензурной (ч.3 ст.5 Закона). Информационная продукция с такой информацией распределяется по четырем возрастным группам детей (0+, 6+, 12+, 16+)[4]. Отдельные разновидности этой информации (перечислены в ст.7-10 Закона) могут распространяться среди одних групп и не могут среди других (более младших).

Запрещенная для детей информация

В отношении нее Закон вполне однозначен: согласно ч.2 ст.11 Закона не допускается а) оборот информационной продукции, б) содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в) в местах доступных для детей и г) без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации, требования к которым устанавливаются отдельно (ч.3 ст.11 Закона).

Под оборотом информационной продукции Закон понимает ее предоставление и (или) распространение, включая продажу, аренду, прокат, публичный показ и проч. (п.12 ст.2 Закона).

Места, доступные для детей, — это общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе такие общественные места, в которых ему доступны СМИ и Интернет (п.10 ст.2 Закона).

Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию утверждены Приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161. Данные требования предписывают производителям (распространителям), помимо прочего: 1) издать локальный акт, определяющий условия присутствия детей на публичном показе информационной продукции, запрещенной для детей (п.3.1.2) (хотя, казалось бы, какие могут быть условия присутствия, если она запрещена? видимо, речь о мерах, обеспечивающих отсутствие детей, а не их присутствие), 2) назначить специального работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты и — почему-то, похоже, того же самого — за проверку порядка их применения (п.3.3), 3) осуществлять внутренний контроль, в том числе реагировать на жалобы о наличии доступа детей к запрещенной информации и применять меры по устранению причин и условий возникновения такого доступа (п.3.4).

Возвращаясь к запрету ч.2 ст.11 Закона, делаем вывод, что кинотеатр не вправе осуществлять показ фильма, если а) фильм содержит информацию, запрещенную для детей (категории 18+), и при этом б) место доступно для детей (проход детей не запрещен), а также в) кинотеатр не принял меры к защите детей от вредной информации (что, исходя из требований, применимых в данном случае, тождественно пункту «б»).

Иными словами, если кинотеатр обеспечил возрастной контроль и отсутствие доступа лиц до 18 лет на сеанс 18+, то вопросов к нему не будет.

Ограниченная для детей информация. Рекомендация или обязанность? И если обязанность, то чья и что грозит за ее неисполнение?

По довольно распространенному мнению, возрастные ограничения носят информационно-рекомендательный характер и предназначены только для самих родителей[5], чтобы они уже сами принимали решение, вести ли детей на фильм. Другие полагают, что Закон обязателен для исполнения кинотеатрами. Так, по свидетельству «Ведомостей», директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов (а именно Минкультуры первоначально было определено надзорным органом за соблюдением Закона в сфере кино[6]) по поводу принятого Закона заявлял, что «кинотеатры не имеют права продавать билеты и пускать на сеансы детей не соответствующего маркировке возраста«[7] (спустя два года ему, похоже, придется переменить свое мнение — см. ниже).

Действительно, прямой нормы, которая бы запрещала детям ходить или родителям водить детей на киносеансы несоответствующих возрастных категорий либо обязывала кинотеатры проверять возраст детей, требовать от них какие-либо документы, в Законе нет. В связи с этим в 2013 году даже предлагалось ввести в Закон такое положение, которое бы недвусмысленно запрещало присутствие детей несоответствующих возрастных категорий при кинопоказе и предусматривало право организаторов требовать предоставления документов, подтверждающих возраст зрителя при продаже билета и при входе в зал (законопроект N 264377-6, снят с рассмотрения). Автор проекта депутат Госдумы от ЛДПР Д.Литвинцев в своей пояснительной записке тогда указывал, что целью действующего Закона было «оградить детей от негативной информации, способной причинить вред их психическому здоровью и развитию», причем «нельзя считать, что данный закон носит рекомендательный характер (как его восприняли организаторы мероприятий), он устанавливает пределы допустимого, конкретные ограничения и запреты по параметрам возраста и содержанию материалов». Побуждающим мотивом к внесению проекта автор называл практическую недейственность Закона, нормы которого «фактически не исполняются», билеты беспрепятственно продают детям на любые сеансы, их допуск никак не ограничивается, ответственность за допуск зрителей не установлена. Как видим, сам автор инициативы признает, что закон и так не рекомендательный и если проблема и существует, то только в правоприменении. Впрочем, в правящей партии данный проект назвали «пиаром от ЛДПР», считая, что «действующих запретов вполне достаточно» (тогдашний вице-спикер Госдумы С.Железняк)[8], и приговорили его к небытию.

Между тем, в ст.8-10 Закона неоднократно используется словосочетание «допускаемая к обороту информационная продукция для детей, достигших такого-то возраста». Стало быть, иная содержащая ограниченную для распространения информацию продукция для детей того же возраста к обороту не допускается. При этом поскольку не допускается именно оборот, включая публичный показ кинофильмов, то, стало быть, возрастные ограничения обращены не к потребителям продукции — детям или их родителям, а к тем, кто такой оборот осуществляет, т.е., в нашем случае, к администрации кинотеатра. И эти ограничения довольно недвусмысленно запрещают кинотеатрам показывать фильмы тем детям, для которых они не предназначены.

Впрочем, здесь не нужно забывать об общих обязанностях самих родителей воспитывать детей, заботиться о их нравственном развитии, не причинять вред такому развитию и психическому здоровью детей (ст.63, 65 СК РФ), а также о правах детей на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, на защиту от вредной информации (ст.56 СК РФ, ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Вряд ли правоохранительные органы, органы опеки и попечительства оставят без внимания ставшие известными им факты регулярного и целенаправленного ознакомления 10-летнего ребенка с информацией категории 18+ (или 8-летнего с контентом 16+) его родителями. В таких ситуациях возможно как привлечение родителей к административной ответственности (ч.1 ст.5.35 КоАП РФ), так и — в особо запущенных случаях — ограничение или даже лишение их родительских прав (ст.73, 69 СК РФ)[9].

Более того, если рассматривать перечень видов оборота как открытый (повод для этого дает слово «включая» в определении, которое может пониматься как «включая, но не ограничиваясь», а также понятие предоставленияинформации в п.8 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», относящее к такому предоставлению действия, направленные на получение или передачу информации ограниченному кругу лиц), то ничто не мешает считать оборотом не только публичный, но и непубличный показ. А это уже означает, что ограничения Закона в части оборота информационной продукции адресованы не только профессиональным распространителям, но и вообще любым лицам, организующим доступ детей к контенту, в том числе и самим родителям, а также иным взрослым гражданам. Например, в случае просмотра фильма у соседей, на вечеринке или даже в кругу семьи взрослые организаторы вполне подходят под тех, кто предоставляет контент детям. А значит, нарушение установленных Законом ограничений может повлечь административную ответственность взрослых организаторов показа по ч.1 специально введенной в связи с принятием Закона ст.6.17 КоАП РФ, тем более, что эта норма прямо выделяет отдельную санкцию для граждан: штраф 2-3 тыс.руб. с конфискацией предмета нарушения (например, диска с фильмом).

Кинотеатрам-юридическим лицам, если они рассматривают Закон как необязательный и никакого возрастного контроля не осуществляют, грозит более строгое наказание по той же ч.1 ст.6.17 КоАП РФ: штраф от 20 до 50 тыс.руб. с конфискацией предмета нарушения либо приостановление деятельности до 90 суток.

Срок давности привлечения по данной статье составляет 1 год со дня совершения нарушения (ч.1 ст.45 КоАП РФ). Возбудить дело об административном правонарушении сегодня может (и по факту возбуждает) только прокурор (ч.1 ст.20 Закона, п.96 ч.2 ст.28.3, ч.1 ст.28.4 КоАП РФ)[10].

Привлечение к ответственности осуществляется: граждан — мировыми судьями, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также если проводится административное расследование — судьями районных судов общей юрисдикции (ч.1, абз.2 и 6 ч.3 ст.23.1 КоАП).

А с родителями можно?

Нет. Ну, т.е. в одном случае все-таки можно — в ч.5 ст.11 Закона допускается оборот информационной продукции, предназначенной для детей от 12 лет, в присутствии родителей детей от 6 лет. Т.е. можно пустить на фильм категории 12+ ребенка, скажем, 8 лет с родителями, но нельзя даже с ними пустить его на фильм 16+. Впрочем, на фильм 16+ нельзя пускать с родителями и детей 14 лет, поскольку для категории 12+ подобного послабления уже не предусмотрено.

Права потребителя

Итак, исходя из смысла, целей и, в той или иной степени, буквы Закона кинотеатр обязан отказать в допуске в зал детям, возраст которых не соответствует категории фильма (в том числе если, в случае обоснованных сомнений, они не подтвердили свой возраст документально).

Эта обязанность существует по отношению к государству, однако подразумевает ли она также и право кинотеатра сделать это по отношению к зрителю? Безусловно, иначе и обязанность была бы неисполнимой.

На стадии продажи билета кинотеатр, учитывая правила ст.426 ГК РФ о публичном договоре и неименной характер билета, не может отказать в продаже билета взрослому, даже если рядом с ним стоит ребенок; максимум — предупредить, что в зал ребенка не пропустят.

А вот на стадии исполнения договора оказания услуг (удостоверяемого кинобилетом), т.е. при попытке слишком юного зрителя войти в зал, кинотеатр уже вполне может в одностороннем порядке отказаться от исполнения на основании ст.310 ГК РФ, поскольку такое право на отказ предусмотрено Законом.

Кроме того, если иное, надлежащее, лицо билетом так и не воспользовалось, обязательство показать фильм прекращается невозможностью его исполнения, возникшей по вине заказчика (ст.416 ГК РФ). В этом случае, кстати, стоимость билета кинотеатр возвращать не обязан (при условии, конечно, надлежащего исполнения им своих информационных обязанностей в отношении раскрытия сведений о возрастной категории фильма[11]) (п.2 ст.416, п.2 ст.781 ГК РФ). Хотя, как рассказали мне в одной из известных киносетей Юга России, в данном случае они такой возврат, причем без каких-либо удержаний, все же делают — клиент превыше всего.

Вот так происходит возврат билетов в одном из кинотеатров киносети «Монитор» в г.Краснодаре. (Примечание редакции)

Как на практике?

Судебная практика в основном представлена решениями о привлечении к ответственности за продажу материальных носителей с вредной и (или) немаркированной знаком информацией, за ненанесение знаков или предупреждений на билеты, афиши или использование под знаки или предупреждения менее положенных 5% площади, менее положенных 10 секунд перед сеансом[12] и т.п.

Но встречаются и решения по вопросу допуска детей на взрослые сеансы.

Благоприятный подход к кинотеатрам можно обнаружить почему-то лишь в одном суде страны — Ленинском районном суде г.Астрахани:

  • в постановлении Ленинского районного суда г. Астрахани от 28.11.2013 по делу N 5-857/2013[13] суд по факту допуска на сеанс 16+ в кинотеатре «Киномакс IMAX Астрахань» двух малолетних детей заключил, что в Законе «не предусмотрена норма обязывающая сотрудников кинотеатра проверять документы удостоверяющие личность у несовершеннолетних при продаже билетов и допуске их к просмотру сеансов фильмов с возрастным ограничением» (пунктуация источника сохранена).

Как это принято в наших судах, данное суждение слово в слово и также с сохранением пунктуации источника воспроизвелось в решении Астраханского областного суда от 27.12.2013 по делу N 7-274/13[14], оставившем указанное постановление в силе;

  • несколькими днями позже аналогичная мотивировка (правда, уже с поправленной пунктуацией) оказалась и в постановлении Ленинского районного суда г. Астрахани от 18.12.2013 по делу N 12-309/2013[15].

В остальном практика для кинотеатров отрицательная:

  • постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 06.11.2013 по делу об административном правонарушении N 5-759/2013[16]: директор кинотеатра привлечен к ответственности в связи с допуском на сеанс фильма «11-11-11» с категорией 16+ детей 14 и 15 лет. При этом в ходе прокурорской проверки было установлено, что «кассир кинотеатра возраст несовершеннолетних не проверяет, документы, удостоверяющие личности, не спрашивает, в том числе, не предупреждает и не разъясняет возрастные ограничения по просмотру кинофильмов»;
  • постановление Советского районного суда г.Красноярска от 29.10.2014 по делу 5-215/2014[17]: кинотеатр «Киномакс» привлечен к ответственности за показ фильма «Несносный дед» категории 18+ несовершеннолетним (кстати, едва ли не единственное дело, в котором нарушение выявлено и протокол составлен структурой Минкультуры — его Управлением по СФО);
  • постановление мирового судьи судебного участка N 13 Всеволожского района Ленинградской области от 06.04.2015 по делу N 3-157/2015[18]: кинотеатр «Кинополис» привлечен к ответственности за допуск к просмотру фильма «Kingsman: Секретная служба» 18+ детей 11, 13 и 14 лет, самостоятельно купивших билеты;
  • постановление Ленинского районного суда г.Владивостока от 27.04.2016 по делу N 5-183/2016[19]: кинотеатр «Уссури» привлечен к ответственности за продажу билета и допуск на киносеанс «Омерзительная восьмерка» категории 18+ несовершеннолетнего лица;
  • также релевантным является Решение Краснодарского краевого суда от 08.07.2014 по делу N 12-1933/2014, в котором суды привлекли к ответственности организатора международной выставки «Тайны тела. Вселенная внутри» в ТРК «Галактика«[20]. Как определил суд, категория выставки составила 18+, поскольку ее экспонаты «имеют не только натуралистическое изображение половых органов человека, но таковыми являются» (со ссылкой на п.7 ч.2 ст.5 и п.8 ст.2 Закона — порнография). Штраф наложен в связи с продажей организатором билетов детям младше 12 лет, хотя он сам же установил категорию 16+ (здесь, правда, организатор спорил еще с самой категорией, вмененной его выставке, и не осуществлял на момент проверки извещений о возрастных ограничениях).

Официальные письменные разъяснения уполномоченных государственных органов практически отсутствуют. Впрочем, в моем распоряжении оказалось одно письмо Минкультуры от 28.12.2015 (отсутствует в свободном доступе), являющееся ответом на частный запрос некоего кинотеатра (его данные скрыты). Письмо парафировано уже известным нам директором департамента кинематографии В.Тельновым, который за два года до этого столь уверенно заявлял об обязательности Закона. Как видно из даты письма, оно написано через год после того, как с 15.11.2014 Минкультуры лишилось соответствующих надзорных полномочий вследствие изменения ч.1 ст.20 Закона (см. об этом в одной из сносок выше). Тем не менее, в письме бодро и безмятежно заявляется буквально следующее:

«Возрастной рейтинг фильма носит рекомендательный характер и предназначен для родителей, которые, исходя из информации о рейтинге фильма, принимают решение о возможности просмотра фильма их детьми. Закон не содержит нормы о запрете допуска детей в сопровождении родителей на просмотр фильма с любым рейтингом, поскольку именно родители несут гражданскую ответственность за воспитание и благополучие своих детей, за их информационную безопасность.

Порядок допуска детей в кинотеатр без родителей или их законных представителей определяется администрацией кинотеатра самостоятельно. Дети без родителей на просмотр фильмов с возрастной категорией „18+“ не допускаются.».

Сложно понять, чем вызван такой многоградусный разворот позиции: то ли прошествием времени, то ли эксцессом исполнителя, готовившего текст письма (его имя присутствует в документе), то ли утратой ведомством надзорных полномочий, уже не обязывающих отвечать за применение Закона, и потому позволяющих с легким сердцем давать карт-бланш на пропуск всех детей на любые фильмы, даже на категорию 18+ (хоть и с родителями). Об опекаемой по-прежнему киноотрасли заботиться-то надо.

Как бы то ни было, отношение к этому письму у самих знакомых с ним кинопрокатчиков весьма осторожное, а авторы обращения, наверное, сами осознали некоторую запоздалость своего запроса и невысокую практическую ценность полученного на него ответа.

Что скажет купечество?

Интересная подборка мнений представителей местной киноиндустрии о новом Законе, собранная сразу после его вступления в силу, представлена на одном кировском ресурсе[21]. Если кратко: подавляющее большинство высказывается в том ключе, что закон обязателен, его надо исполнять, хоть и себе в убыток, во избежание возможных проблем документы посетителю нежного возраста лучше иметь с собой.

Уже упоминавшаяся мной известная на Юге России сеть кинотеатров придерживается схожей позиции. Кассиры при продаже билетов предупреждают, если видят несоответствие возраста, о возможном недопуске на сеанс, а контроллер на входе действительно отказывает в допуске в зал, если возраст очевиден, особенно в отношении фильмов категории 18+.

Вывод

Таким образом, как видим, риски для кинотеатров хоть и сравнительно невысоки (еще ни один кинотеатр из-за этого не закрыли и штрафы назначают по минимальной планке 20 тыс.руб.), но вполне реальны. Как реальные их рассматривают и сами представители цеха — по крайней мере, в отношении фильмов категории 18+. В то же время в неочевидных случаях документ никто не спрашивает. Такой вот компромисс, рожденный в условиях отсутствия прямых обязывающих норм Закона, практики на уровне Верховного Суда РФ и официальных ведомственных разъяснений.

Так что с «Красавицей и чудовищем»?

Увы (или, по мнению законодателя, к счастью). При попытке показать этот фильм ребенку до 16 в России его могут не пустить в зал на вполне законных основаниях и даже стоимость билетов могут отказаться возместить.

Любопытно, что по добровольно-принудительной общественной классификации Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA), фильму присвоен рейтинг PG — parental guidance suggested (рекомендуется присутствие родителей), что примерно соответствует нашей категории 6+.

Наше же Минкультуры, учитывая, похоже, присутствие в фильме гомосексуальной сюжетной линии, разрекламированной не без помощи отдельных депутатов Госдумы, присвоило фильму категорию 16+[22]. Правда, данная тема, как мы помним из описания видов вредной информации, требует категории 18+ (п.4 ч.2 ст.5 Закона), а иные категории ее не включают, в том числе и категория 16+. Содержание сексуальной составляющей в последней вообще исчерпывается половыми отношениями между мужчиной и женщиной (изображение или описание, без действий) (п.5 ст.10 Закона). Т.е. Минкультуры должно было либо вовсе не обнаружить там эту тему, либо присвоить фильму категорию 18+. Присвоение категории 16+ данному фильму, судя по всему, не основано на Законе, хотя и демонстрирует способность Минкультуры принимать соломоновы решения, одинаково не устраивающие всех, — ни требующего крови В.Милонова, ни все же теряющих от повышения рейтинга аудиторию кинопрокатчиков, ни граждан с детьми, многие из которых эту тему там, вполне вероятно, попросту не заметили бы.

Ссылки

[1] Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

[2] Познавательную подборку по зарубежным примерам регулирования можно посмотреть, например, здесь: Туула М. Система возрастных рейтингов (ограничений) в России: революция или профанация? [Электронный ресурс].(дата обращения: 14.03.2017).

[3] «Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)» (п.1 ст.54 СК РФ).

[4] Изменения по сравнению с Руководством Роскультуры: отдельная категория «дети до 12 лет с родителями» исключена, вместо нее введено общее разрешение кинотеатрам пускать на фильмы 12+ детей от 6 лет с родителями (ч.5 ст.11 Закона, см. далее), категория 14+ заменена на 12+. Особо девиантная информация по-прежнему не рейтингуется и запрещается не только для детей, но и вообще для всех (ч.2 ст.29 Конституции РФ, ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Руководство Роскультуры). Таким образом всего получается 6 категорий: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ и ∞+.

[5] См., например: Болецкая К. Кинотеатры лишились права пускать молодых зрителей на многие фильмы// Ведомости, 20.09.2012. (дата обращения: 14.03.2017); Чунихина М. Пустят ли детей в кинотеатр на «Красавицу и чудовище»? Ответ редакции// Аргументы и факты, 07.03.2017. (дата обращения: 14.03.2017).

[6]Ч.1 ст.20 Закона в ред. до 14.11.2014 включительно, п.96 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п.5.4.10.15 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590, Письмо Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА.

[7] Болецкая К. Указ.соч.; Борзенко А. «Красавице и Чудовищу» присвоили категорию «16+». Что, детям помладше вход совсем запрещен?// Meduza, 07.03.2017. (дата обращения: 14.03.2017).

[8]Болецкая К., Бочарова С. Детям могут запретить ходить на взрослое кино// Ведомости, 25.04.2013 [Электронный ресурс]. (дата обращения: 14.03.2017).

[9] Так же считает А.К.Полянина: Полянина А.К. Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей // Семейное и жилищное право. 2015. N 2. С. 34 — 38.

[10] Дело в том, что п.96 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ полномочия по оформлению протокола возложены на федеральные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением Закона. В прежней редакции ч.1 ст.20 Закона такой надзор возлагался на абстрактный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. На основании этого Правительство РФ предоставило полномочия по надзору в сфере кино Минкультуры (п.5.4.10.15 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590). Однако с 15.11.2014 ч.1 ст.20 Закона закрепила функции надзора конкретно только за тремя органами — Роскомнадзором, Роспотребнадзором и Рособрнауки. При этом в положениях об указанных органах полномочия осуществлять надзор за соблюдением Закона именно в сфере кино им не были предоставлены (п.5.1.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, п.5.1.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, п.5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 594) и — уже в противоречие новой редакции Закона — остались в положении о Минкультуры. В связи с тем, что конкретный орган надзора за вредным киноконтентом в результате всех этих законодательных пассов из обоймы проверяющих выпал, полномочия могут быть обнаружены только у общего надзирателя за законностью — прокуратуры.

[11] В п.13 Правил по киновидеообслуживанию населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 на основании абз.2 п.2 ст.1 и ст.39.1 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», закреплена обязанность кинотеатров доводить до зрителей сведения о возрастных ограничениях, а в абз.5 п.24 этих правил предусмотрено право именно зрителя отказаться от просмотра в случае непредоставления ему такой информации и потребовать в связи с этим возмещения стоимости билета. Поскольку одновременно с этим в указанных правилах отсутствует право кинотеатра отказать надлежаще информированному, но не подходящему по возрасту зрителю, очевидно, что они продолжают рассматривают возрастные категории как рекомендательно-информационные, адресованные зрителям, а не кинотеатрам. Это, впрочем, и понятно, поскольку правила старенькие и последний раз редактировались в марте 2009 г., т.е. еще до принятия Закона.

[12] См. ч.2 ст.12 Закона, Порядок размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, утв. Приказом Минкультуры России от 16.08.2012 N 893.

[13]https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-astraxani-astraxanskaya-oblast-s/act-444103407/ (дата обращения: 15.03.2017).

[14]https://rospravosudie.com/court-astraxanskij-oblastnoj-sud-astraxanskaya-oblast-s/act-469210358/ (дата обращения: 15.03.2017).

[15]https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-astraxani-astraxanskaya-oblast-s/act-444078927/ (дата обращения: 15.03.2017).

[16]https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-2-po-chishminskomu-rajonu-respubliki-bashkortostan-s/act-212338927/ (дата обращения: 15.03.2017).

[17]https://rospravosudie.com/court-sovetskij-rajonnyj-sud-g-krasnoyarska-krasnoyarskij-kraj-s/act-457146830/ (дата обращения: 15.03.2017).

[18]https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-13-s/act-234515567/ (дата обращения: 15.03.2017).

[19]https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-vladivostoka-primorskij-kraj-s/act-524463240/ (дата обращения: 15.03.2017).

[20] См. об этом: Кошик А. Православие и смерть// Газета.ru, 11.02.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2014/02/11/5901045.shtml (дата обращения: 15.03.2017); Суд оштрафовал организаторов скандальной выставки в Краснодаре// Риа Новости, 06.06.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20140606/1010985373.html (дата обращения: 15.03.2017).

[21] Вход строго по паспортам даже в кинотеатр?// http://www.ikirov.ru/, 10.09.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ikirov.ru/news/17107-vhod-strogo-po-pasportam-dazhe-v-kinoteatr (дата обращения: 14.03.2017).

[22] Фильм «Красавица и чудовище» получил в России рейтинг 16+//Lenta.ru, 07.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2017/03/07/too_young/ (дата обращения: 14.03.2017).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Trimble business center руководство пользователя
  • Samsung smart tv 32 дюйма инструкция
  • Руководство по эксплуатации фрезерного станка 6а12п
  • Взаимоотношения руководства с подчинен
  • Телефон philips xenium e2601 инструкция на русском