Руководство воспитателя прогулкой

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования  г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Доклад для воспитателей

«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

                                                               Подготовила и провела:

                                                               воспитатель Лаур М.В.

г. Долгопрудный

«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Цели: Дать знания о разновидности прогулок, структуре прогулок;

            Учить правильно, организовывать прогулку.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

 Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка — обязательный  элемент режима дня.

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

-активной,

-содержательной,

-разнообразной,

-интересной для детей деятельности.  

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

 В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного

момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

-погодные условия;

-возраст и контингент детей;

-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

-предыдущие занятия в группе и многое другое.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

  Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Наблюдения на прогулке: 

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

 На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

 Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. 

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

  • Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  • Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • Индивидуальные трудовые поручения;
  • Работа в группах;
  • Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.

Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.

 Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:

 вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

 На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.

 Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.

Организация прогулок в детском саду

Я хочу предложить вариант методической работы с воспитателями по организации и планированию прогулок в зимний период. Он осуществляется в несколько этапов:

этап – подготовительный

В первую очередь провожу анализ имеющихся условий по организации и проведению прогулок, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, интересов, потребностей и запросов воспитателей.

В методическом кабинете готовится подборка и обзор методической литературы по данному вопросу из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика» и других периодических изданий.

Еще одно направление подготовительного этапа – это планирование воспитательно-образовательной работы на зимний период. Составные части прогулки:

1.Наблюдение; 
2.Трудовая деятельность;

3.Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения (рекомендую воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельностьПланируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В нашем детском саду инструктор по ФК разработала перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп; с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке. В каждой группе имеется картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет. Для каждого возраста игра напечатана на карточке определённого цвета. Например, 2 младшая группа – карточки жёлтого цвета, средняя группа – карточки красного цвета, старшая группа – синего цвета, подготовительная группа – зелёного цвета.

II этап – практический

Это реализация работы педагогами детского сада в соответствии с планом. В годовом плане нашего детского сада отражаются различные направления работы ДОУ в зимний период. Работа осуществляется в трёх аспектах: 1) работа с педагогами; 2) работа с детьми; 3) работа с родителями.

В нашем дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа в зимний период осуществляется через проведение малой Зимней Олимпиады, Дня здоровья, Дня подвижных игр народов мира, проведении физкультурных праздников и развлечений, физкультурных занятий на улице. Все эти мероприятия проходят на свежем воздухе, задействованы не только воспитанники ДОУ и воспитатели, но и младшие воспитатели, родители.

При оформлении территории нашего детского сада большое значение придаём безопасности, целесообразности, красочности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки (Дед Мороз и Снегурочка, символы нового года) воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче. Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

Ещё одно важное направление – это работа с родителямиВ приёмных групповых ячеек на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем групп, в родительских уголках размещается соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту. В рубрике «Советуем прочитать» имеется подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Зимние посиделки» и т.д.

III этап – аналитический

На основе оперативного контроля я получаю информацию об организации прогулок, выявляю необходимость методической помощи воспитателю, корректировки образовательного процесса.

Вопросы, стоящие на контроле:

– создание условий на участке и проведение прогулки;

– порядок одевания и раздевания детей;

– содержание и состояние выносного материала;– организация наблюдений и опытнической деятельности;

– труд детей на участке;

– самостоятельные игры детей;

–индивидуальная работа по развитию основных видов движений; 
– состояние оборудования участка;

– организация разнообразной деятельности на прогулке.

Вопросы организации и проведения прогулок включаю и в план тематических проверок. Например, одно из направлений тематической проверки «Организация двигательной активности детей» – это «Двигательная активность детей на прогулке». Выводы и рекомендации оперативного и тематического контроля способствуют профессиональному росту педагогов, качественному проведению прогулок.

В заключении провожу итоговый анализ работы детского сада в зимний период. Цель данного анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов работы за истекший период. Разрабатываются рекомендации педагогам по организации, регулированию, планированию работы в зимний период, намечаются задачи на следующий учебный год. Воспитатели составляют небольшие творческие отчёты или схемы-отчеты, организуют фотовыставки. Методический кабинет пополняется новым материалом.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

1.Перед выходом на прогулку работники ДОУ, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

2.При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.

3.В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. 4.При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

 − Оставлять детей одних, без присмотра работников ДОУ;

− Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

−наблюдение;

− двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

— индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

 − трудовые поручения;

— самостоятельная деятельность детей.

Памятка для воспитателей по проведению прогулок

Памятка для педагогов «Инструкция
проведения прогулок в ДОО»

1.
Разработку прогулки начните с календарного планирования. Её цели и задачи
должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в
программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.
Подготовьте всё необходимое оборудование для организации деятельности детей.
Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию
прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал
должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте
количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то
из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3.
Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его. Это позволит планомерно
осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время
прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности в зависимости от
плана проведения прогулки.

4.
Обязательно настройте воспитанников на прогулку, в таком случае она окажется
продуктивной. Хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет
способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5.
Подготовьте участок для проведения прогулки. На нём не должно быть ядовитых или
колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать
весь мусор с территории участка.

6.
Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из
помещения и спуском с крыльца.

7. При
проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

8. При
проведении прогулок на детей возможно воздействие следующих опасных факторов:
падение с горок, «шведских стенок», порезы, уколы битым стеклом, сухими
ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных
сломанных игрушек; травмирование ног детей при движении без обуви, наличии ямок
и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки
воспитателя; укусы насекомых, животных (кошек, собак); отравление ядовитыми
ягодами, растениями, грибами, плодами; травмы, ушибы при катании на
велосипедах, самокатах, качелях, каруселях; солнечный и тепловой удары – в
тёплый период времени; самовольный уход детей за пределы детского сада.

9.
Воспитатель обеспечивает страховку, контроль во время скатывания детей с горки,
катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного
оборудования, метания, катания на самокате, велосипеде и др.

10. Не
разрешается проводить игры возле проезжей части дороги. При переходе дороги
необходимо разъяснять детям правила поведения и шествия.

11. Не
допускается организация прогулки на одном игровом участке одновременно двум
группам воспитанников.

12. Нельзя
оставлять детей во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.

13. Нельзя
сжигать мусор, опавшие листья и другие предметы на участке во избежание ожогов,
пожаров.

14.
Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) следует производить
только с помощью граблей, метелок, совков, нельзя собирать мусор незащищенными
руками.

15.
Запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям.

16.
Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной
гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки;
бросать друг в друга песком, землей).

17. В
конце прогулки воспитатель должен проверить по списку наличие воспитанников,
организовать спокойный заход детей в помещение детского сада.

Инструкция по организации и проведении прогулок воспитателя с детьми.

1. Цели, задачи, виды прогулок.

. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей  в Учреждении.

Цель прогулки– укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

.Задачи прогулки:

     оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

     способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

     оптимизировать двигательную активность детей;

     способствовать познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

2.4. Виды прогулки (по месту проведения):

        на участке Учреждения;

     в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

2.5. Виды прогулок по содержанию:

        Традиционная;

        Тематическая;

        Целевая (проводится со старшей группы с выходом за пределы детского сада);

3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

3.1.Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.

3.2.Зона игровой территории включает в себя  площадку для игр с современным игровым оборудованием.

3.3. Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.

3.4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.

3.5. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

4. Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

4.1.Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

4.2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает  заведующий.

4.3.Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

4.4.В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

4.5.При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

4.6.В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

4.7.При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

        Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

        Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

4.8.О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

5.1.Подготовка и возвращение с прогулки.

5.2.Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

5.3.Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

     воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

     помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

     воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

     в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»;

     детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

5.4.Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

5.5.Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.

5.6.Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись,  дети спокойно идут в группу и играют.

5.7.В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

6.Требования к одежде детей:

     в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

6.1.Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

7.Требования к содержанию прогулок на участке  Учреждения.

7.1.Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

     наблюдение;

     двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

     индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

     трудовые поручения;

     самостоятельная деятельность детей.

7.2.Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

7.3.Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

7.4.Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

8. Организация наблюдений:

8.1.Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

8.2.При планировании наблюдений воспитатель придумывает:

     оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;

     приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);

     приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

9. Организация детской активности:

9.1.В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

     подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:

     в младшей группе  – 6 – 10 минут;

     в средней группе  – 10-15 минут;

     в старших и подготовительных – 20-25 минут.

9.2.На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).

9.3. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

9.4.Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

9.5.Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

9.6.Особенности организации двигательной активности в зимний период:

     в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

     при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Организация индивидуальной работы:

     в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно – речевому, социально – личностному, физическому или художественно – эстетическому развитию детей;

     с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.

Трудовые поручения:

     воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;

     оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;

     уходу за растениями и т.д.

9.7.В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям.

9.8.Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

Методика проведения прогулки в детском саду

Категория: методиста
Обновлено 15.03.2017 16:11
Создано 15.03.2017 16:11

Автор: редактор сайта МБУ № 20

Просмотров: 22147

Консультация для воспитателей

«Методика проведения прогулки в детском саду»

Составитель: зам. заведующего по ВМР Леонтьева Светлана Геннадьевна

Цели: Дать знания о разновидности прогулок, структуре прогулок. 
Учить правильно, организовывать прогулку.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка — обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

  • активной,
  • содержательной,
  • разнообразной,
  • интересной для детей деятельности. 

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

  • Оздоровление детей.
  • Физическое развитие.
  • Развитие самостоятельности.
  • Расширение кругозора.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного
момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

  • погодные условия;
  • возраст и контингент детей;
  • наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
  • предыдущие занятия в группе и многое другое.

Разновидности прогулок:
Прогулки делятся на несколько видов:

  • Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинированная:
  • целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия — поход.
  • Спортивные эстафеты.

Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:

  • элементарных естественно — научных представлений о физических свойствах окружающего мира;
  • формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями);
  • формированию экологической культуры;
  • эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

  • укреплению здоровья;
  • закаливанию организма;
  • развитию двигательной деятельности;
  • развитию познавательной деятельности.

Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей.
При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Структура прогулки
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • наблюдение,
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей

Наблюдения на прогулке
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Самостоятельная деятельность
На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.
Трудовая деятельность
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, кольцеброс, кегли).
А в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры. Игры бывают сюжетными, бессюжетными, с правилами, спортивные, малоподвижные, хороводные.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:
вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Источник: интернет ресурсы

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Айфон 12 мини инструкция по применению на русском
  • Под руководством руководителя как по другому
  • Крем comfeel barrier cream инструкция по применению отзывы
  • Колдрекс детский порошок инструкция по применению
  • Дорзопт глазные капли инструкция цена отзывы аналоги по применению взрослым