Руководство воспитателя процессом самообслуживания в средней группе

Самообслуживание в средней группе ДОУ

Основным видом труда младших дошкольников является
самообслуживание. Самообслуживание – это, освоение ребенком культурно — гигиенических
навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование
туалетом.

Повтор режимных процессов, настойчивость требований к детям
обеспечивает прочность навыков, закрепляет формирование потребности в чистоте и
опрятности, привычки к самообслуживанию. Когда у детей сформирован навык
самообслуживания, они легче и быстрее адаптируются в обществе.

Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает
детей к систематизированному труду. Благодаря навыкам самообслуживания ребёнок
осознаёт свои обязанности по отношению к ним и становится равноправным членом
коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок постепенно осваивает умение
заботиться не только о себе, но и о своих близких. В процессе самообслуживания
он познаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении.

Алгоритм
последовательности процессов одевания, умывания, раздевания требует работы
памяти, а чтобы выполнить действия необходимо научиться быть внимательным и
сосредоточенным.

Взрослые пополняют знания детей, совершенствуют их умения и
навыки. И дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того насколько
педагогически правильно взрослые будут направлять развитие самостоятельности
ребёнка. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с
привлечением его к самообслуживанию.

Такие черты
характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели
также формируются с привития навыков самообслуживания.

В средней группе,
необходимо совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться;
приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее
в порядок — чистить, просушивать, воспитывать стремление быть всегда
аккуратными, опрятными, воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть
руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, закреплять
умения пользоваться расческой, носовым платком, приучать при кашле и чихании
отворачиваться и прикрывать нос и рот платком, продолжать учить пользоваться
правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).Учить полоскать рот
после еды.

Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по
самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится
для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в
мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность
выполнения их требований.

В этом возрасте
от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких. Большое
внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца и
выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища
тому, что умеет сам. В этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд
связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с
другом.

Формирование навыков самообслуживания и организация хозяйственно — бытового труда в ДОУ (средняя группа).

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком). Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения правил гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые прибор. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать). Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук).

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам». Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим, но вместе с тем, одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями и др.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/algoritm-umyvaniya-600x4562.jpg
Схема с алгоритмом может быть размещена в санитарной комнате

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания и организации хозяйственно-бытового труда в средней группе — таблица

Тема по самообслуживанию

Воспитательные и обучающие задачи

«Приём пищи»

Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан. Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить за вкусную еду.

«Соблюдение правил гигиены»

Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть. Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками. Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате. Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела. Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу. Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.

«Одевание и раздевание»

Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик. Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки. Закрепление умения работать с различными видами застёжек. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу. Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).

«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места»

Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви. Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду). Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать. Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом. Развитие умения менять постельное бельё. Помогать нянечке в уборке помещения.

Конспект организации самообслуживания с детьми
средней группы

Тема: умывание

Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. закреплять навыки умывания и пользования личным полотенцем.

2. Учить проявлять самостоятельность.

2. Воспитательные задачи:

1. воспитывать культуру общения.

3. Развивающие задачи:

1. развивать умение правильно вести себя в умывальной комнате

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: Чтение произведения «Мойдодыр» К. И. Чуковского, просмотр мультиков на данную тему

2. Оборудование и материалы: кукла Даша, полотенца, мыло, расчёски, кувшин с водой,

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Ребята, все переоделись после прогулки? Пора идти мыть руки!

На стуле сидит кукла Даша

— Смотрите, а кто это там сидит? Это же кукла Даша! Но присмотритесь, что с ней? У неё же все ручки, ножки и личико грязные! Что с ней случилось? Давайте я узнаю.

Воспитатель подходит к кукле, прикладывает к уху.

— Как вы думаете, что могла случиться с Дашей?

— Нет, ребята, неправильно. Представляете, она всего лишь гуляла! И испачкалась пока бегала по лужам.

— А ещё наша любимая кукла Даша совсем не хочет умываться. Она пришла в группу раньше нас, нянечка сказала мне, что попыталась позвать её умываться и мыться, а она отказалась! Ребята, давайте покажем кукле Даше как надо умываться, она посмотрит на вас и тоже захочет стать чистыми, как и мы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

Зайдя в умывальную комнату, воспитатель задаёт детям вопросы:

— Зачем так много полотенец?

— Для чего нужны стаканчики?

— Зачем надо мыть руки с мылом?»

— А теперь давайте научим нашу куклу Дашу умываться. Давайте вспомним и расскажем, как надо умываться.

— Что надо делать сначала?

— Как надо намыливать руки?

— Молодцы, думаю, кукле Даше надо помочь.

Воспитатель вносит тазик, кувшин с водой. –

— Давайте Ксюша поможет кукле вымыть правую ножку. А Лена левую. Женя правую ручку, Лёня левую, а Миша лицо. Поможем же нашей куколке, только делайте всё правильно, чтобы Даша запомнила, как нужно умываться. Давайте возьмём вот это мыло.

Ксюша, возьми его, понюхай, приятно пахнет?

 Как ты про него можешь сказать?

А как мы ещё говорим про мыло? 

Что сейчас у нас делает Лена?

 Как она намыливает? 

А теперь что надо сделать?

Женя, давай я тебе помогу. Я полью, а ты смой мыло.

Посмотрите, что делает водичка? А как по-другому сказать?

— Да она течет струйкой. Ах, какие чистые руки!

 А что теперь надо умыть? 

Расскажи Миша, как моем лицо. Сначала глаза, лоб, щёки, подбородок.

— Давайте, все вместе скажем – подбородок. Покажите все у себя подбородок. Молодцы! Вот какое трудное слово мы сказали.

Дети заканчивают мыть куклу Дашу, воспитатель им помогает.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Молодцы, ребята, вы очень помогли! Кукла Даша всё запомнила и теперь будет умываться, мыться сама. Давайте повторим, что мы с вами сегодня делали.

Педагог задаёт вопросы по пройденной теме, дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Даша умывается,

Солнцу улыбается!

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации хозяйственно-бытового труда с детьми
средней группы

Тема: спасение игрушек

Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: вытирать пыль, мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем.

2. Учить проявлять самостоятельность.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к труду; привычку к трудовому усилию и такие качества личности

3. Развивающие задачи:

1. Развивать воображение.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: Беседа о злом колдуне и о спасении игрушек; знакомство детей с поговорками о труде; мытье столов, стульев и игрушек.

2. Оборудование и материалы: Клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, полотенца, клеенчатые фартуки. Ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки. Два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол. Третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Здравствуйте ребята!

— Пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун наслал на них пыль и грязь. Хорошо, что он не успел испачкать все наши игрушки, он испачкал только некоторые игрушки, конструктор и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь некоторыми игрушками играть нельзя, а если ими не играют, они погибают. Мебелью тоже нельзя будет пользоваться. Слышите, как игрушки, столы и стулья умоляют вас спасти их? Минутка тишины.

— Слышите?

— Как вы думаете, хорошо ли им сейчас? Скажите, какие они?

— Что же делать нам, ребята?

Совместно решаем помыть игрушки, столы и стульчики.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

Распределяем обязанности при помощи карточек с картинками (игрушки или мебель).

— Прежде чем начать работу, давайте вспомним последовательность действий:

— Игрушки моем губкой: сначала в мыльном растворе, а затем споласкиваем в чистой воде и раскладываем на столе с простыней, чтобы они сохли.

Как мы протираем мебель?

-Для протирания мебели также смачиваем тряпки в мыльном растворе, хорошо отжимаем, протираем стулья (спинки, сиденье, ножки) и столы (верх, боковины и ножки), затем поласкаем тряпочки в чистой воде, отжимаем и все протираем чистой тряпочкой.

Затем приступаем к работе. 

— Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились, поиграем в игру «На двери, весит замок».

— А теперь за работу.

По мере необходимости направляю работу.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои, выполняют указания воспитателя

Заключительная часть

— Ребята, мы с вами сделали все дела, молодцы.

Я вот знаю такую поговорку «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?

— Как вы думаете, теперь наши игрушки и мебель какие?

— А как мы их очистили?

— Молодцы!

Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?

Минутка тишины.

— Что вы услышали?

— Спешите играть, ребята!

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации труда в природе с детьми
средней группы

Цель: воспитание у детей основ экологической культур

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1.  Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах.

2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи об условиях роста растений.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к природе, осознанное бережное отношение к ней; трудолюбие.

3. Развивающие задачи:

1. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: просмотр развивающего видео «Что растет в огороде», рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, чтение художественной литературы по теме, дидактические игры «Что растет на огороде?», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Вершки и корешки», разучивание текста физминутки «Репка», подвижной игры «Повар и овощи», русской народной игры «Капуста».

2. Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись песни «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского; садовый инвентарь: тяпка, палочки с заостренным концом, ведро с водой, большая лейка, маленькие лейки, пакет для мусора.,

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

 Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!

Лунтик здоровается. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!

Лунтик здоровается. Дети подходят к Лунтику, приветствуют его.
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады, что ты снова к нам пришел, поиграешь с нами?

Лунтик: Конечно, я с удовольствием с вами поиграю, только вот у меня проблема, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Лунтик, расскажи нам, что у тебя случилось.
Лунтик: Ребята, я решил вырастить на своем огороде любимые овощи, посадил семена и рассаду. Но дни проходят, а семена очень плохо всходят, и рассада погибает, становится вялой и бледной. Ничего не понимаю, почему? Я так мечтал вырастить вкусные и полезные овощи.
Воспитатель: Лунтик, а как ты ухаживаешь за своими растениями?

Лунтик: а за ними надо ухаживать? Но я не знаю, как. Я просто жду, когда они вырастут.
Воспитатель: Ребята, а вы что скажете?

Воспитатель: Правильно, ребята! Предлагаю взять садовый инвентарь и всем вместе пройти к нашему огороду.
Воспитатель, Лунтик и дети под звучание песни «Вместе весело шагать» отправляются на огород.

Дети подходят к Лунтику, приветствуют его.

Дети предлагают научить Лунтика ухаживать за растениями, рассказать и показать ему трудовые операции.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами пришли?

Воспитатель: Правильно. Ребята, скажите, что растет на нашем огороде?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…(капуста).
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную…(морковку).
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я…(свекла).

Летом в огороде – свежие

зеленые,

А зимою в бочке – желтые соленые.

Отгадайте молодцы,

Как зовут нас?.. (огурцы).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Лунтик: Какой замечательный у вас огород!

Воспитатель: Да, Лунтик, весной мы с ребятами хорошо потрудились: вскопали землю, высадили рассаду, посеяли семена. Рассада окрепла, семена взошли. Но для того, чтобы растения росли и развивались нужно хорошо и правильно ухаживать за ними.

Посмотрите, на этой грядке у нас взошли семена свеклы, но все ли всходы одинаковые? Присмотритесь внимательно! Верно. Среди всходов свеклы есть другие растения. Сравните их по форме. Эти растения – сорная трава. Вот это – пырей, это – лебеда, а это – одуванчик. Сорняки мешают развиваться овощным культурам. Они забирают из почвы влагу, питательные вещества. Что же делать, как помочь растениям? Как вы думаете?  Правильно, надо убрать их — прополоть грядку. Как это сделать? Сорную траву нужно взять за стебель у самой земли, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю с корней. Если корень не выдергивается, надо палочкой разрыхлить землю у корня. Пропалывать огород легче, когда земля влажная. Сорванные сорняки нужно убрать в пакет для мусора, чтобы на огороде был порядок.
Воспитатель показывает, как правильно пропалывать грядку и предлагает детям и Лунтику сделать это самим.
Воспитатель: Ребята, что же еще необходимо для того, чтобы растения росли и развивались?

Воспитатель: Совершенно верно. Солнце летом дает тепло, необходимое для растений. Но растениям нужен еще воздух. Посмотрите на грядку, где растет свекла. После дождя на земле образовалась корочка. Как вы думаете, воздух хорошо проходит к корням?  Конечно, нет. А мы можем помочь растениям?

Воспитатель: Правильно. Для этого нам понадобится садовый инвентарь. Землю можно рыхлить тяпкой (показ тяпки) или палочками с заостренным концом. Сегодня земля влажная после дождя, поэтому рыхлить ее будет несложно. А вот если земля сухая, то лучше накануне полить ее. Рыхлить землю надо аккуратно, чтобы не повредить корни растений. Сейчас я покажу вам как это надо делать, а потом вы попробуете сделать это сами.
Воспитатель показывает, как правильно рыхлить землю. Затем дети и Лунтик повторяют действия.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в игру «Репка». Дети повторяют за воспитателем слова с движениями.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пропололи грядку, взрыхлили землю, а теперь польем наши всходы. Что нам для этого нужно, как вы думаете?  Конечно же, нам понадобятся лейки и вода. Поливать растения тоже нужно правильно. Лейка обязательно должна быть с ситечком. Лить воду надо низко к земле. Лейку нужно держать обеими руками боком к себе и двигаться вперед. Поливать нужно сначала одну сторону, затем другую, чтобы не размыть корни растений. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель большой лейкой поливает часть грядки.
Воспитатель: Сейчас я налью воду в лейки, и вы попробуйте сами полить грядку.
Воспитатель наливает воду в лейки из ведра и предлагает детям полить грядку.
Воспитатель: Теперь проверим, достаточно ли мы полили грядку или надо сделать это еще раз. (Проверяется палочкой). Земля хорошо пропиталась, поливать достаточно.
Лунтик: Теперь мне понятно, почему моя рассада так плохо растет и не всходят семена.
Спасибо вам!

Воспитатель: Конечно, Лунтик, за растениями надо ухаживать. Ребята, давайте повторим, как надо ухаживать за растениями.

Лунтик: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы отвечайте какой сок, суп, салат из них можно приготовить.
Сок из морковки – морковный.
Сок из капусты – капустный.
Сок из свеклы – свекольный.
Салат из огурцов – огуречный.
Суп из гороха – гороховый.
Суп из картофеля – картофельный.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Молодцы, ребята! Как интересно и полезно я провел с вами время. Спасибо вам! Но мне пора уходить.
Лунтик прощается и уходит.

Ребята, какое доброе дело мы сделали! Помогли Лунтику, хорошо потрудились. А вы как считаете? Что вам понравилось? Было вам интересно?
У нас обязательно вырастет хороший урожай. А теперь давайте пройдем на площадку и поиграем.

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Конспект организации ручного художественного труда с детьми
средней группы

Тема: ремонт книг

Цель: Закрепление знаний детей о трудовых навыках в коллективе посредством ремонта книг.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:

1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

2. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание совместно трудиться со сверстниками, бережно относиться к книге

3. Развивающие задачи:

1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

II. ПОДГОТОВКА:

1. Предварительная работа с детьми: беседа на тему книг, правильного использования ножниц, кистей и клея

2. Оборудование и материалы: книги, клей, кисти, ножницы, цветная бумага (вырезанные полоски), салфетки, клеенка.

Логика деятельности

Ход деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

— Ребята, сегодня в гости к нам пришла кукла Ира, которая принесла письмо и порванную книгу. Я предлагаю прочитать письмо. Вы согласны?

— Дорогие дети, пишет вам Королева Книжного царства. Ко мне в гости попала девочка, Ира, она совершенно не умеет обращаться с книгами, вырвала страницы, разрисовала обложку, а ведь этого делать нельзя. Мне известно, что в вашей группе очень дружные и трудолюбивые дети. Прошу вас, научите Иру правильно обращаться с книгами и покажите, как можно починить книгу.

С уважением, Королева книжного царства.

— Ребята, поможем Ире? Расскажите, как нужно обращаться с книгами.

— Вы правы, а как можно помочь книге?

— Молодцы, я предлагаю показать Ире, как мы можем починить книгу. Посмотрите на стол. На столе лежит оборудование для «Ремонта книг». Кто мне скажет, что там лежит?

— Правильно, ребята. Сейчас я вам покажу, как нужно правильно ремонтировать книгу. (Беру книгу, и готовую ленту из цветной бумаги, приклеиваю эту ленту на книгу). Ну вот, ребята как это просто.

Делимся по 3 человека. И садимся за столы. Давайте распределим обязанности, кто будет, чем заниматься. (Кто-то будет вырезать полоски, мазать и клеить полоску, приклеивать к книге).

А теперь давайте приступим к работе.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Основная часть

(Подхожу каждому ребенку с куклой Ирой, и наблюдаю, как дети выполняют ремонт книг, обращаю внимание на то, что труд вместе помогает выполнить работу быстрее).

Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои

Заключительная часть

Видишь Ира, как дети дружно справились с работой, теперь, ты знаешь, что с книгой нужно обращаться бережно, а если книга случайно порвалась, можно ей помочь. А теперь мы хотим передать Королеве Книжного царства совместную фотографию с книгами. Чтобы она увидела, как мы помогли кукле Ире узнать о таком труде, как ремонт книг.

Скажите, возникали ли у вас трудности в процессе работы? В чём? Что вам понравилось больше всего? Вы молодцы! В благодарность за помощь, королева передает вам волшебную книгу сказок.

Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия

Сообщение
» Формирования навыков самообслуживания у детей

средней группы»

Воспитатель:

Феоктистова В.Е.

Формирование навыков самообслуживания у

детей средней группы.

В средней группе (дети пятого года жизни), понимают закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главным.

В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.

Вот типичное поведение пятилетнего ребенка при умывании к концу пребывания его в средней группе. Толя быстро подошел к умывальнику, энергично завернул рукава рубашки, смочил руки водой. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо он их вымыл, сделал энергичные круговые движения руками, » послушав, » скрипят ли», затем вымыл лицо и пошел вытираться полотенцем.

Поскольку дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача окончания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могли обслуживать себя сами, делать за них считается предусмотрительным.

Интересы в этом отношении наблюдения за поведением детей. Виталику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем попадали в петлю.

Некоторые дети после сапог (весной) затрудняются зашнуровать и завязать ботинки, надевать и застегивать их. Для многих детей это новый навык, который надо освоить.

Воспитатели должны терпеливо учить их, как надо это делать, добиваться, чтобы они сами справлялись с этой задачей.
Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык.

Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мелкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.
Роль воспитателя — руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Формирование умения оказывать помощь сверстникам осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому .
Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: » Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво».
Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.
К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются » научить » опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения.
При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих.
Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.

Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем».
Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя.
Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.
Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его.
По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Виды деятельности в ДОУ

Самостоятельная деятельность детей в средней группе детского сада

21.02.2018136.3k

Самостоятельная деятельность детей пятого года жизни чаще всего реализуется в игровой фороме

Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Экспериментирование с водой и красками

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

Памятка для воспитателя

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников — формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

Сюжетно-ролевая игра «Оркестр»

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Возрастные особенности средних дошкольников Постановка задач самостоятельной деятельности
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности.
Ведущая форма деятельности — игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. Развитие самостоятельного построения плана игры.
Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры.
Создание дружеской атмосферы в коллективе.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения.
Развитие способности доводить задуманное до конечного результата.
Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности.
Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания.
Обучение культуре диалога.
Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки.
Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва).
Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками.
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе — это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.

    Центр знаний

    Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.

    «В гостях у Любознайки»

    Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).

    Игровой центр

    Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).

    Театральный уголок

    В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.

    Спортивный уголок

    Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

  • Уголок природы. Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.

    Уголок природы

    В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации самостоятельной деятельности
Игровая Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в ней дети воссоздают модель мира, всё новое, что они узнают, сразу включается в тематику игр. У детей пятого года жизни начинает формироваться интерес к сюжетно-ролевым играм, в которых они формируют элементарные социальные компетенции. В средней группе преобладают игры по семейной теме («Дочки-матери», «Семейный ужин») и представлениям о профессиях («Шофёры», «Строители», «Поликлиника», «Повара», «Продуктовый магазин»). Среди дидактических игр детей 4–5 лет привлекают направленные на выполнение заданий с кубиками и пирамидками («Построй башенку по образцу», «Собери пирамидку, чтобы получился маяк»), решение простых головоломок («Помогу зайчику добраться до морковки», «Сделай так, чтобы в ведёрках оказалось равное количество яблок»).
Познавательно-исследовательская При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети узнают новое о предметах и их свойствах. В среднем возрасте исследование иногда возникает стихийно: ребёнка может заинтересовать какой-либо объект во время игровой или творческой деятельности, и возникнет мотивация к опытной деятельности с ним. Например, рисуя, у ребёнка случайно получился новый оттенок, когда два цвета краски смешались на листе, тогда ребёнок начинает экспериментировать на палитре с красками различных цветов.
К пятому году жизни всё чаще наблюдаются осознанные исследования. Дети проводят наблюдения в уголке природы, научном центре, на прогулке и проводят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Художественная Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанных на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения.
Художественно-речевая Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывание ребятами театрализованных сценок, диалогах. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержания мультфильмов. У некоторых детей имеется желание имитировать речь персонажей (не только по интонации, но и стилистически), рифмовать строки. Развитие художественно-речевых способностей детей происходит по мере обогащения их опыта. Инициируют самостоятельную деятельность в этой области чтение литературных произведений на досуге, привлечение малых форм устного народного творчества в качестве мотивирующего начала занятий НОД (загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки, заклички), заучивание стихотворений к праздникам.
Продуктивная Первые творческие работы детей отражают первоначальные представления о предметах. Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов — один из любимых видов деятельности дошкольников на досуге. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. У детей 4–5 лет возникает желание не только нарисовать или слепить, но сделать это привлекательно, украсить работу дополнительными элементами. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки.
Трудовая, в т. ч. самообслуживание Трудовая деятельность в среднем дошкольном возрасте выражается в оказании посильной помощи взрослым: участие в уборке помещения и участка группы на территории детского сада. Желание самостоятельно следить за чистотой и устранять несовершенства возникает по мере воспитания у ребёнка уважения к чужому и своему труду, ответственного отношения к просьбам. Детям пятого года жизни можно давать несложные поручения: «Помоги вымыть кисточки после занятия», «Вытри за собой стол», «Проследи, чтобы после игры кубики были убраны в коробку».
Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания в правильной последовательности, культуре приёма пищи. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Мотивирующее начало занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательной беседы.
— Ребята, есть ли какой-то порядок действий, выполняемый перед сном?
— Да.
— Вспомним порядок действий.
— Переодевание в пижаму/ночную рубашку, туалет, умывание, чистка зубов, душ, разобрать кровать, лечь.
— Так нужно действовать ежедневно?
— Да.
— Для чего нужно соблюдать этот порядок?
— Это правильная организация времени, соблюдать личную гигиену обязательно.
Игра с куклами или игрушками на повторение алгоритма приготовления ко сну «Спокойной ночи, малыши!».
Чтение стихотворений, загадок.
Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и столовых приборах. Зачитывает стихотворения про посуду из иллюстрированной книги.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: изучение тематических плакатов «Посуда», иллюстраций в книге, которую читал воспитатель, рассматривание мини-выставки.
Игры с куклами и игрушками «Чаепитие у кукол», «Готовим обед».
Повторение гимнастики «Помощники», речёвки с движениями «Моем посуду».
Привлечение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет плавучего айсберга.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: рассматривание плаката про Северный полюс, его обитателей, изучение модели ледокола.
Подвижные игры «Пингвины на льдине», «Пингвины и медведь», «Северные олени».
Игры с фигурками северных животных (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, пингвины, поморники, северные олени).
Продуктивная деятельность: рисование картинок на тему «Северный полюс».
Создание сюрпризного момента.
В группу приходит подарок — набор для игры в боулинг: кегли и шар. Воспитатель предлагает ознакомиться с правилами игры.
Дети играют в боулинг в спортивном уголке, учатся следовать правилам игры, соблюдать очерёдность, радоваться успехам товарищей.
Включение в игровую ситуацию.
Дети просматривают видеописьмо от жителей острова Чунга-Чанга, они рассказывают о том, как весело они провели выходные в морском путешествии. В подарок ребятам островитяне прислали кораблик и всё необходимое для путешествия (форму матросов, карту, бинокли, подзорную трубу, компас).
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Матросы».
Подвижные игры «Море волнуется — раз!», «Кораблики и ветер».
Продуктивная деятельность: рисование острова Чунга-Чанга и его обитателей, морского путешествия на кораблике.
Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходит Снегурочка, она печальна. Ребята спрашивают девочку, что случилось, какая беда. Снегурочка отвечает, что по пути к детскому саду зацепилась бусами за ветку дерева. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Снегурочка собрали их, но на морозе бусинки покрылись льдом.
Снегурочка ставит на рабочее место в уголке исследований миски с кубиками льда, в которых находятся бусины.
Опытная деятельность по освобождению бусинок: растапливание льда.
Продуктивная деятельность: рисование портрета Снегурочки в нарядных бусах.
Игровая деятельность с куклой Снегурочки.

Сюжетно-ролевая игра «Матросы»

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео

Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео

Игровая деятельность на прогулке: видео

Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео

Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео

Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео

Дежурство в столовой: видео

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Умывание

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Подготовка к дежурству

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Дежурная по столовой

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями.

Трудовое поручение в уголке природы

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе — таблица

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи» Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан.
Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа.
Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа.
Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду.
«Соблюдение правил гигиены» Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу.
Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.
«Одевание и раздевание» Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
Закрепление умения работать с различными видами застёжек.
Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду).
Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
Развитие умения менять постельное бельё.
Помогать нянечке в уборке помещения.

Занятие «Весёлая стирка»

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (автор: Валерия Баруткина)

Цель Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников.
Задачи Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды); учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот;
Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие.
Методы и приёмы Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала
Оборудование Кукла Света.
Ход занятия (Дети постепенно просыпаются.)
Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи.
(Дети выходят в приёмную комнату.)
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это?
Ответы детей.
Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату).
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий.
Ответы детей.
Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.
Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита!

Временной план занятия по самообслуживанию — таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая деятельность Подведение итогов
«Праздничный обед» 1 минута Проблемная ситуация.
В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы.
3–4 минуты
Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола.
2 минуты
Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают».
2 минуты
Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом.
10 минут
1 минута
«Разложим по местам» 1 минута Создание игровой ситуации.
Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей.
3 минуты
Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах.
2 минуты
Подвижная игра «Найди себе пару».
3 минуты
Наведение порядка в помещении группы.
10 минут
1 минута
«Дежурство в уголке природы» 1 минута Сюрпризный момент.
В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов.
4 минуты
Изучение мнемокарты «Алгоритм дежурства в уголке природы».
3 минуты
Подвижная игра «Цветы и пчёлки».
2 минуты
Выполнение действий по уходу за растениями в природном центре.
9–10 минут
1 минута

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога — создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(6 голосов, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство ооо газпромнефть ямал
  • Токарный станок иж 250 руководство
  • Стиль руководства это простыми словами
  • Гербицид стомп инструкция по применению на луке
  • Мирадок инструкция по применению для животных