Руководство военных вузов

МИШУТКИН Игорь Викторович

МИШУТКИН Игорь Викторович

Начальник Военного университета, генерал-лейтенант

Аргентов Михаил Николаевич

Аргентов Михаил Николаевич

Заместитель начальника Военного университета по вооружению — начальник технической части, полковник

Басов Сергей Валерьевич

Басов Сергей Валерьевич

Заместитель начальника Военного университета по военно-политической работе – начальник отделения, полковник

Спирин Артем Владимирович

Спирин Артем Владимирович

Заместитель начальника Военного университета по тылу – начальник отдела, полковник

Петешов Алексей Валериевич

Петешов Алексей Валериевич

Заместитель начальника Военного университета, полковник

КРАСНОПЕРОВА Лариса Сергеевна

КРАСНОПЕРОВА Лариса Сергеевна

Заместитель начальника Военного университета

Вы здесь

Замминистра обороны России генерал армии Николай Панков представил нового начальника Военного университета

Указом Президента Российской Федерации на воинскую должность начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации назначен генерал-майор Игорь Мишуткин.

Сегодня статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Панков представил личному составу Военного университета нового начальника.

«Игорь Викторович очень давно работает в Военном университете и вместе с вами успешно решает все задачи учебного заведения, — сказал замглавы военного ведомства, — Мы сегодня прибыли к вам, чтобы представить нового начальника образовательного учреждения, искренне и от души сказать много добрых слов в адрес всеми уважаемого нами Валерия Ивановича Марченкова, который заведовал Военным университетом на протяжении 16 лет и много сделал для его развития».

Игорь Викторович Мишуткин родился 3 января 1964 года. В 1981 году после окончания средней школы поступил в Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С.М. Кирова, которое окончил в 1985 году по специальности «командная тактическая, колесные и гусеничные машины».

В 1985–1996 гг. проходил службу на офицерских должностях от командира мотострелкового взвода до заместителя командира мотострелкового полка, а с 1986 по 1988 гг. находился в служебной командировке в Республике Афганистан.

В 1996 году подполковник Мишуткин стал слушателем командного факультета Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (Военной академии имени М.В. Фрунзе), который в 1999 году окончил с дипломом с отличием и золотой медалью.

В 1999–2003 гг. Игорь Мишуткин занимал должности заместителя командира, командира мотострелкового полка обеспечения учебного процесса Общевойсковой академии, а 30 июня 2003 года был назначен начальником прокурорско-следственного факультета Военного университета.

В 2007 году окончил заочное обучение в Военном университете с дипломом с отличием по специальности «юриспруденция» и в декабре 2008 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

22 апреля 2010 года был назначен на должность заместителя начальника Военного университета, на которой 20 февраля 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено звание генерал-майора.

Игорь Мишуткин награжден орденом «Красной Звезды» за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, орденами «За военные заслуги», Почета, Мужества, медалью «За отвагу» и рядом ведомственных медалей.

См. также

ЗВУКИ ВОЕННОЙ МУЗЫКИ В ПАРКЕ

08/09/2023 — 18:30

В ЦДРА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКА ВИТАЛИЯ ЩЕРБАКА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»

07/19/2023 — 21:44

Россия – это мы! Зрелищный концерт в Трехгорном

07/18/2023 — 13:26

ТЕАТР ВВО ЗАВЕРШИЛ 86-Й СЕЗОН ГАСТРОЛЯМИ

07/14/2023 — 13:31

Скриншот видео

07/11/2023 — 13:35

НА ОТКРЫТИИ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ «ГЕРОИ ЧЕСМЫ» В ЦДРА ПИСАТЕЛЬ-ИСТОРИК ВЛАДИМИР ШИГИН ОЦЕНИЛ ЗНАЧИМОСТЬ ЧЕСМЕНСКОЙ ПОБЕДЫ

07/07/2023 — 14:51

полковник Масаев Ахмед Аскербиевич

Заместитель начальника военного института


полковник Мертвищев Андрей Николаевич

Заместитель начальника военного института по учебной работе

полковник Киевский Андрей Валерьевич

Заместитель начальника военного института по научной работе – начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела


полковник Мангуш Максим Евгеньевич

Заместитель начальника военного института по работе с личным составом


полковник Черкасов Николай Николаевич

Заместитель начальника военного института по тылу – начальник тыла


полковник Молчанов Дмитрий Викторович

Заместитель начальника военного института по вооружению – начальник технической части

Военный университет
Министерства обороны Российской Федерации
(ВУ МО)
Год основания

1919

Начальник

Марченков Валерий Иванович

Юридический адрес

123001, Москва, ул. Б.Садовая, 14;

Сайт

http://vumo.su

Военный университет — высшее военное учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебно-методический и научный центр Вооружённых Сил Российской Федерации по военной проблематике гуманитарного, социального, юридического, филологического, финансового, экономического и дирижёрского направлений подготовки офицерских кадров.

Содержание

  • 1 История и современное состояние
  • 2 Структура Военного университета
  • 3 Начальники
    • 3.1 Начальники Военного института
    • 3.2 Начальники Военного университета
  • 4 Военно-учебные заведения — предшественники Военного университета
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История и современное состояние[править | править вики-текст]

Нарукавный знак принадлежности к Военному университету старого образца (до 2005 года)

Нарукавный знак принадлежности к Военному университету образца 2005 года

Создан 20 июля 1994 года на базе Гуманитарной академии Вооружённых Сил Российской Федерации (бывшая Военно-политическая академия имени В. И. Ленина) и Военной академии экономики, финансов и права Вооружённых Сил Российской Федерации (создана в ноябре 1992 года на базе бывшего Военного института Вооружённых Сил СССР). Впервые в одном учебном заведении соединились экономическое, гуманитарное, юридическое и филологическое направления подготовки офицерских кадров. Днём образования Военного университета считается 5 ноября — день формирования в 1919 году Учительского Института Красной Армии (впоследствии Военно-политическая академия имени В. И. Ленина).

В состав Военного университета в 2010 году был включен Ярославский военный финансово-экономический институт имени генерала армии А. В. Хрулёва со всеми курсантами, частью офицеров и преподавателей; с сентября 2011 на обучение в университет прибыли курсанты гуманитарных специальностей из Военной академии тыла и транспорта (филиал г. Ульяновск); Военной академии связи (филиал г. Новочеркасск); Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (филиал г. Ростов-на-Дону); Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института).

С 2009 г. полное название — Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет». С 15 декабря 2011 г. полное название — Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет». С 1 июня 2012 года — Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет».

Главная задача Военного университета — качественное выполнение кадрового заказа на подготовку (переподготовку) офицеров с высшим военно-профессиональным образованием, с уровнем обученности, соответствующим государственным образовательным стандартам, квалификационным требованиям к выпускникам и современным требованиям войск; обеспечение необходимых условий организации образовательного процесса с учётом перспективы образования профессиональной армии.

Подготовка офицеров с высшим военно-специальным образованием из числа гражданской молодёжи осуществляется в Военном институте (военных дирижёров) и на факультетах: военно-гуманитарном, финансово-экономическом, военно-юридическом, прокурорско-следственном, иностранных языков и зарубежной военной информации.

Подготовка офицеров с высшим военным образованием осуществляется на факультете внутренних войск.

В настоящее время Военный университет является многопрофильным учебным заведением, ведущим учебно-методическим и научным центром ВС РФ, осуществляющим подготовку офицеров по 13 направлениям подготовки гуманитарного, командного, филологического, финансово-экономического, юридического и военно-дирижерского профилей, а также по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Учебный процесс в Военном университете ведется более чем по 2000 учебным дисциплинам 54 кафедрами.

В университете изучается 22 иностранных языка.

Научную и педагогическую деятельность ведут более 700 ученых, из которых 136 докторов и более 600 кандидатов наук, более 150 человек имеют ученое звание профессора и более 300 доцента, почетных званий удостоены более 100 человек.

В разные годы в университете работали такие светила мировой и отечественной науки, как академик В. В. Виноградов, профессор Р. К. Миньяр-Белоручев, профессор В. Д. Королев, профессор А. А. Ковалёв, Л. А. Мерварт, профессор В. В. Сикорский, А. В. Котов и другие.

Среди выпускников Военного университета и его предшественников немало видных учёных, в том числе: академики Л. Л. Нелюбин, Е. П. Челышев, профессора И. Д. Кленин, В. А. Курдюмов, В. Н. Шевчук, Н. В. Иванов, А. Н. Савенков, А. Л. Спиркин, В. А. Ковалев, а также людей, известных в иных областях: В. А. Бут, В. Овчинников, А. Н. Стругацкий, С. Соколов, А. С. Ильянен, В. А. Этуш.

В университете действует 12 диссертационных советов, в которых ведется защита диссертаций по 22 научным специальностям. Открыта аспирантура.

Подготовка кадров ведётся по 20 специальностям и 5 специализациям.

Важная сфера функционирования вуза — подготовка специалистов для вооружённых сил иностранных государств: Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Китайской Народной Республики, Туркмении, Республики Азербайджан, Лаоса, Мозамбика, Монголии, Эфиопии, Сирии, Алжира, Йемена.

С 2003 г. впервые в истории военных вузов в университете был образован внебюджетный факультет, где на платной основе могут обучаться и гражданские лица. С каждым годом он пользуется всё большей популярностью у гражданской молодёжи. На 2008 г. численность факультета составляет 1035 человек.

С 2011 года Военный университет перешел на подготовку военных специалистов и гражданской молодежи по федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования 3-го поколения. Открыты для приёма обучающихся бакалавриат и магистратура.

В 2011 году, по инициативе авторитетных Международных фундаций — Европейской Бизнес Ассамблеи, Международного Сократовского комитета, Клуба ректоров Европы, коллектив Военного университета награждён Международным призом «Европейское качество», «За высокий уровень профессиональной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности», а начальник Военного университета стал лауреатом почетной награды Международных фундаций «За вклад в мировую науку».

Выпускники университета проходят службу и работают во всех видах Вооружённых Сил, в системе Главной военной прокуратуры, ГРУ, ФСБ, СВР, ФСО, в Государственной Думе и Совете Федерации, в МИДе и других органах государственной власти России. Среди выпускников и работников Военного университета и вузов — предшественников 278 Героев Советского Союза, 4 Героя Социалистического Труда и 11 Героев России. Многие курсанты и слушатели принимали участие в различных войнах, вооружённых конфликтах и военных противостояниях. Военный университет является единственным вузом в мире, чьи воспитанники принимают участие в боевых действиях ещё в процессе учёбы.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности (бессрочно): Регистрационный № 1081 от 11 апреля 2011 года

Свидетельство о государственной аккредитации: Регистрационный № 0574 от 18 июня 2011 года

Структура Военного университета[править | править вики-текст]

Отделы и службы

  • Учёный совет
  • Учебно-методический отдел
  • Отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров
  • Отдел кадров
  • Строевой отдел
  • Финансово-экономическая служба
  • Мобилизационный отдел
  • Служба защиты государственной тайны
  • Поликлиника (филиал поликлиники ГВКГ им. Бурденко)
  • Библиотеки
  • База обеспечения учебного процесса

Институты и факультеты

  • Военный институт (военных дирижёров)
  • Военно-гуманитарный факультет
  • Факультет внутренних войск МВД России
  • Финансово-экономический факультет
  • Военно-юридический факультет
  • Прокурорско-следственный факультет
  • Факультет иностранных языков и зарубежной военной информации.
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации
  • Специальный факультет
  • Внебюджетный факультет

Кафедры

  • Кафедра оперативно-тактической подготовки (Сухопутных войск)
  • Кафедра оперативно-тактической подготовки (видов Вооруженных Сил и родов войск)
  • Кафедра тактики
  • Кафедра тактики (оперативного использования Внутренних Войск)
  • Кафедра истории войн и военного искусства
  • Кафедра физической подготовки
  • Кафедра автомобильной подготовки
  • Кафедра языкознания и литературы
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра русского языка
  • Кафедра истории
  • Кафедра педагогики
  • Кафедра политологии
  • Кафедра философии и религиоведения
  • Кафедра экономических теорий и военной экономики
  • Кафедра управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники
  • Кафедра психологии
  • Кафедра военного права
  • Кафедра информатики и управления
  • Кафедра социологии
  • Кафедра морально-психологического обеспечения
  • Кафедра военной администрации, административного и финансового права
  • Кафедра гражданского права
  • Кафедра конституционного (государственного) и международного права
  • Кафедра трудового права, гражданского и арбитражного процесса
  • Кафедра криминалистики
  • Кафедра теории и истории государства и права
  • Кафедра уголовного права
  • Кафедра уголовного процесса
  • Кафедра социально-культурной деятельности
  • Кафедра информационного обеспечения
  • Кафедра дальневосточных языков
  • Кафедра средневосточных языков
  • Кафедра ближневосточных языков
  • Кафедра английского языка (основного)
  • Кафедра английского языка (второго)
  • Кафедра военного регионоведения
  • Кафедра германских языков
  • Кафедра романских языков
  • Кафедра французского языка
  • Кафедра фортепиано
  • Кафедра инструментов военных оркестров
  • Военно-дирижёрская кафедра
  • Кафедра военно-оркестровой службы
  • Кафедра инструментовки и чтения партитур
  • Кафедра теории и истории музыки

Начальники[править | править вики-текст]

Начальники Военного института[править | править вики-текст]

  • 1963 — 1973 гг. — генерал-полковник Андрей Матвеевич Андреев. Герой Советского Союза.
  • 1973 — 1978 — генерал-полковник Катышкин Иван Сергеевич
  • 1978 — 1988 — генерал-полковник Танкаев Магомед Танкаевич

Начальники Военного университета[править | править вики-текст]

  • 1994 — 1999 — генерал-полковник Николай Иванович Звинчуков
  • 1999 — 2001 — генерал-полковник (впоследствии генерал армии) Иван Иванович Ефремов
  • 2001 г. — н. в. — доктор педагогических наук, профессор, генерал-полковник (запаса — с 2009 года) Валерий Иванович Марченков

Военно-учебные заведения — предшественники Военного университета[править | править вики-текст]

  • Военно-юридическая академия РККА
  • Военно-политическая академия имени В. И. Ленина
  • Военный институт иностранных языков
  • Военный институт Министерства обороны СССР
  • Львовское высшее военно-политическое училище
  • Военная академия экономики, финансов и права Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Гуманитарная академия Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Ярославский военный финансово-экономический институт имени генерала армии А. В. Хрулёва

Литература[править | править вики-текст]

  • Военный университет. Страницы Истории. 1919—2009 / под общ. ред. ген.-полковника В. И. Марченкова. М., 2009. 248 с., ил. ISBN 978-5-88149-380-6
  • Ефремов И. И. Военный университет: очерк истории. М., 2002.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Неофициальный сайт Университета
  • Официальная страница на сайте Минобороны
  • Знаки различия (отменены в 2011 году) по принадлежности к Военному университету
 Просмотр этого шаблона Высшие учебные заведения Москвы
Государственные вузы (Red Cross icon.svg — медицинские, Etoile-Rouge.svg — военные)
Университеты

Московский государственный им. М. В. Ломоносова Etoile-Rouge.svg Военный университет Министерства обороны РФ Кинематографии им. С. А. Герасимова • Высшая школа экономики • Гуманитарных наук • Дружбы народов • Университет по землеустройству • Туризма и сервиса • Управления • Юридический (МГЮА) • Авиационный институт • Автомобильно-дорожный • Тонких химических технологий • Городской педагогический • Геологоразведочный им. С. Орджоникидзе • Горный • Индустриальный • МГИМО • НИУ «МИЭТ» • Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева (аграрный университет) • Гуманитарный им. М. А. Шолохова • Лингвистический • Red Cross icon.svg Медико-стоматологический • Областной • Психолого-педагогический • Строительный • Текстильный • Машиностроительный университет «МАМИ» • Технический университет гражданской авиации • Технический им. Н. Э. Баумана • Радиотехники, электроники и автоматики • Технологический университет «Станкин» • Геодезии и картографии • Дизайна и технологии • Инженерной экологии • Культуры и искусств • Леса • Печати • Пищевых производств • Приборостроения и информатики • Путей сообщения • Технологий и управления • Экономики, статистики и информатики • Педагогический государственный • Технический университет связи и информатики • Физико-технический институт • Энергетический институт • Технологический университет «МИСиС» • Ядерный университет «МИФИ» • Red Cross icon.svg Первый медицинский им. И. М. Сеченова • Экономический им. Г. В. Плеханова • Российский гуманитарный • Red Cross icon.svg Медицинский им. Н. И. Пирогова • Социальный • Театрального искусства • Технологический им. К. Э. Циолковского • Инновационных технологий и предпринимательства • Etoile-Rouge.svg Университет МВД • Нефти и газа им. И. М. Губкина • Физической культуры, спорта, молодёжи и туризма • Химико-технологический им. Д. И. Менделеева • Финансовый

Академии

Etoile-Rouge.svg Внешней разведки • Etoile-Rouge.svg Государственной противопожарной службы МЧС • Etoile-Rouge.svg Гражданской защиты МЧС • Труда и социальных отношений • Etoile-Rouge.svg Управления МВД • Etoile-Rouge.svg Академия ФСБ • Внешней торговли • Славянской культуры • Классическая им. Маймонида • Дипломатическая • Red Cross icon.svg Ветеринарной медицины и биотехнологии • Водного транспорта • Хореографии • Художественно-промышленная им. С. Г. Строганова • Архитектурный институт • Правосудия • Народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ • Открытая академия транспорта • Правовая академия Министерства юстиции РФ

Институты

Etoile-Rouge.svg Военный институт (инженерных войск) • Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина • Etoile-Rouge.svg Пограничный институт ФПС • Российская школа частного права • Академический художественный им. В. И. Сурикова • Музыки им. А. Г. Шнитке • Русского языка им. А. С. Пушкина • Музыкально-педагогический им. М. М. Ипполитова-Иванова • Театральный им. Б. Щукина • Школа-студия МХАТ • Литературный им. Горького • Гуманитарно-экономический • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина

Консерватории

Академия хорового искусства им. В. С. Попова • Консерватория им. П. И. Чайковского • Российская академия музыки им. Гнесиных

Филиалы

Московский киновидеоинститут — филиал СПбГУКиТ • Институт туризма и гостеприимства — филиал РГУТиС

Негосударственные вузы (ReligiousSymbols2.svg — духовные)
Университеты

Государственного управления • Гуманитарный • Международный • МНЭПУ • ReligiousSymbols2.svg Православный Свято-Тихоновский гуманитарный • Российский новый • ReligiousSymbols2.svg Российский православный • Финансово-юридический • Университет РАО

Академии

ReligiousSymbols2.svg Православная духовная • Туризма

Институты

ReligiousSymbols2.svg Библейско-богословский св. ап. Андрея • ReligiousSymbols2.svg Биркат Ицхак • Высшая школа культурологии • Гуманитарный • Евразийский открытый • Индустрии сервиса • Коммерции и права • Мировых цивилизаций • Открытого бизнес-образования и дизайна • Современного искусства • Управления и информатики • Банковский • МГИКУ • Психоанализа • Телевидения и радиовещания • Психолого-социальный • МИСАО • Энергобезопасности и энергосбережения • Экономики, менеджмента и права • ReligiousSymbols2.svg Православный св. Иоанна Богослова • РЭШ • ReligiousSymbols2.svg Свято-Филаретовский православно-христианский • ReligiousSymbols2.svg Старообрядческий богословский

«Переизбыток офицерских кадров»: как разрушали высшее военное образование России
Екатерининский дворец в Лефортово, бывшая бронетанковая академия. Теперь всего лишь объект культурного наследия. Источник: wikipedia.ru

Хроники сокращения

Первые военные вузы пошли под нож в 1992 году – это были Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны и Хабаровское высшее военное строительное командное училище. Если на базе второго создали пограничный институт ФСБ, который здравствует до сих пор, то на место первого перевели командное училище радиоэлектроники ПВО из Вильнюса, впоследствии благополучно закрытое в 2010 году.

К концу девяностых было сокращено или перепрофилировано не менее двадцати пяти военных училищ. При этом, надо отдать должное, у «реформаторов» были убедительные доводы в пользу сокращения военного образования. Прежде всего, офицеры в таком количестве оказались не нужны. В советской армии было 5 миллионов человек личного состава, офицерский корпус для которой готовился 166-ю военными вузами. Управленцы посчитали, что пятикратное сокращение армии потребует масштабной реформы военного образования, читай, сокращения или перепрофилирования.

Только вот стоит помнить – немалая часть военных училищ с развалом СССР никакого отношения к России вообще не имела. Проще говоря, распавшаяся на отдельные государства страна сама себя оптимизировала в плане военного образования. К примеру, только на Украине остались уникальные Военная академия войсковой ПВО, военные училища в Полтаве и Киеве.

Особое впечатление на экономных стратегов из Министерства обороны произвели двести выпускников летных училищ, которые вынуждены были в середине 90-х уволиться из армии в первый же год службы. Якобы из-за отсутствия штатных должностей. Не учли стратеги многомесячные задержки заработной платы, тотальную нехватку горючего и общую атмосферу развала армии. Может, именно поэтому уволились молодые лейтенанты?

Второй причиной, почему военное образование требовало серьезной реорганизации, стала высокая изношенность основных фондов. Последствия перестройки выявились во всей красе. По данным МО, к началу 2000-х годов учебное оборудование и прочая инфраструктура не обновлялись двадцать-тридцать лет. О переоснащении и речи быть не могло – финансирование армии тогда было не в моде, поэтому всем показалось очень логичным просто распустить училища.

Наверное, не совсем корректно проводить параллели, но в 2022 году, спустя семь месяцев спецоперации на Украине, Министерство обороны вынуждено мобилизовать офицерский состав вплоть до полковников. Стоит ли это рассматривать как эхо «оптимизации» военных училищ девяностых-двухтысячных? Вопрос, конечно, риторический и дискуссионный одновременно.

Еще одними из причин для сокращения числа военных училищ стали несовершенство законодательства и падение престижа профессии. Так случилось, что четыре года военного училища приравнивались к двум годам срочной службы. Для определенной части военнообязанных это было вполне удобной перспективой – как ни крути, но временным курсантом быть гораздо комфортнее, чем солдатом или сержантом. После четырех лет службы военные училища теряли до 40 процентов слушателей – такое, в частности, случилось в Оренбургском зенитно-ракетном командном училище.

В причины для закрытия большинства военных училищ записывали также низкую успеваемость и физическую подготовку курсантов, слабый преподавательский состав и прочие придирки, связанные, прежде всего, с нежеланием финансировать военную отрасль.

В итоге мы видим следующую картину. Если до 1991 года Министерство обороны выпускало ежегодно до 60 тыс. офицеров из 166 военных вузов, то уже к 2007 году число учебных заведений сократилось до 68, а к 2012 году – до 45.

Академии не нужны

Оцените словоблудие военного министерства того времени, объясняющее необходимость закрытия части военных училищ:

«экономически необоснованный и избыточно затратный механизм реализации неоптимальной структуры образовательных программ подготовки офицеров неоптимальной сетью военных вузов».

Под сокращение попали не только училища, но и военные академии. Среди прочих, потеряли самостоятельность и растворились в ВУНЦ «Общевойсковая академия» Военная инженерная академия и Военная академия РХБЗ. Под крыло этого же учебного заведения в 1998 году присоединили уникальнейшую Краснознамённую академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. Академия просуществовала с 1932 года и тихо скончалась на рубеже веков.

Мировое поветрие недооценки танков на поле боя стало одной из причин купирования прославленной академии. Стоит отдельно указать, что каждое училище и тем более академия – это еще и научно-исследовательский институт, ведущий серьезные прикладные и фундаментальные работы в военной области. С реорганизацией учебные заведения теряли как уникальную испытательную базу, так и профессорско-преподавательский состав. Кого на пенсию, а кого и на улицу.

По самым скромным подсчетам, для восстановления системы обучения офицеров-танкистов на прежнем академическом уровне потребуется не менее 10 лет. Еще столько же времени необходимо для восстановления научных школ и взращивания профессорско-преподавательского состава.

Наверное, напишу крамольную мысль, но если бы бронетанковую академию не растворили в Общевойсковой, танки на Украине не закрывали бы от Javelin решетками на башнях.

Аналогичная ситуация с расформированными в 2010 году военно-медицинскими институтами в Томске, Саратове и Самаре. Правило простое – чем меньше специалистов лоббируют продвижение того или иного решения (к примеру, современной аптечки для военнослужащего), тем меньше вероятность его появления на фронте.


Вместо нескольких специализированных академий МО РФ, теперь одна – Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова академия Вооружённых Сил РФ». Источник: wikipedia.ru

Если бронетанковую академию не удалось ни отстоять, ни восстановить, то Военной академии воздушно-космической обороны им. Г. К. Жукова повезло больше. Господин Сердюков этому учебному заведению, готовившему офицеров ПВО оперативного звена, в 2012 году подписал приговор. Единственная в своем роде академия должна была присоединиться к академии ВВС им. Можайского, то есть раствориться почти без следа. Вернуть к жизни ВУЗ удалось только после отставки Сердюкова специальным распоряжением Шойгу от 2013 года.

Одним из новшеств системы военного образования стал переход с двухгодичного обучения офицеров оперативно-тактических специальностей на десятимесячные курсы.

Это, вероятнее всего, уместно в военное время, но не для 2000-х годов. Техника и боевое искусство требует больше времени для освоения. Словно не понимая этого, в 1996 году в большинстве военных академий сократили срок учебы с трех лет до двух. Случались и совершенно поразительные казусы, если не сказать покрепче.

Так, в 2010 году во все военные вузы России не производили набор курантов. Почему? По мнению заместителя начальника управления кадров Минобороны Фральцовой, это обусловлено «переизбытком офицерских кадров и нехваткой соответствующих должностей в вооруженных силах». А теперь посчитайте, насколько это критично сказалось на сменяемости высшего командного состава спустя всего десять-двенадцать лет.

В 2018 году пришла еще одна новость – Минобороны решило ускоренно выпустить общевойсковых командиров. Теперь пехотным лейтенантом можно стать за четыре года.

Подводя итоги, можно сказать, что далеко не обо всех ликвидациях военных вузов стоит вспоминать с сожалением. Например, упоминаемое Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО должно было уйти на пенсию в связи с разрушением самого института КПСС. Но вот тотальная ликвидация военно-строительных училищ, безусловно, является ошибкой. Спецстрою оказались не нужны специалисты? Особенно сейчас, когда в экстренном режиме необходимо восстанавливать разрушенное хозяйство четырех новых регионов России. Государство лишилось не менее четырех профильных училищ.

В списке сокращенных училищ два танковых – в Челябинске и Благовещенске. Оказалось, что в будущих сетецентрических войнах, которые так рьяно продвигал Генштаб, артиллерия не будет столь значимой. Пожалуйста, уничтожены артиллерийские училища в Туле, Казани, Санкт-Петербурге, Коломне и Екатеринбурге. О том, насколько важна артиллерия и особенно подготовка военных кадров, спецоперация показала во всей красе.

Досталось и военной авиации. Аналитики Минобороны посчитали, что лишними будут военные авиационные училища различного профиля в Кургане, Ставрополе, Барнауле, Ейске, Волгограде, Оренбурге, Тамбове, Уфе, Иркутске, Тамбове, Ачинске, Кирове, Калининграде, Краснодаре, Лебяжьем и Перми. Надеюсь, в корпусах этих училищ можно хотя бы резервистов размещать.

Кстати, о частичной мобилизации.

Вы будете смеяться, но в 2011 году в Саратове упразднили за ненадобностью Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов. Создали его не просто так сразу после Великой Отечественной войны, так как отлично понимали всю сложность и важность оперативной мобилизации резерва. Институт готовил офицеров по десяти специальностям на пяти кафедрах. Оказался не нужен.

Сто девяносто лет назад, 8 декабря (26 ноября по ст. ст.) 1832 года, в Санкт-Петербурге открылась Императорская военная академия (с 1855 г. — Николаевская академия Генерального штаба), ставшая первым высшим военным учебным заведением Российской империи. Сегодня Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации — главное высшее военно-учебное заведение страны и ведущий центр научных исследований в области обороны и обеспечения национальной безопасности государства. Её основной задачей является подготовка офицерских кадров с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой и специалистов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

«На протяжении всей своей истории наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников»

— Владимир Борисович, в этом году Военная академия Генерального штаба отмечает своё 190-летие. Как изменились задачи, решаемые академией, за её почти двухвековую историю? Востребован ли сегодня её исторический опыт?

— Главной задачей академии была и остаётся подготовка командиров высшей квалификации, офицеров и генералов оперативно-стратегического звена, специалистов в области обороны государства и национальной безопасности. Это те люди, от которых во многом зависят успехи в решении стоящих перед Вооружёнными силами задач и, в конечном счёте, наши будущие победы. Миссия академии, определённая без малого два столетия назад, не потеряла актуальности и по сей день.

Воссозданный памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга».

© vagsh.mil.ru

Воссозданный памятник «Питомцам Академии Генерального штаба, павшим при исполнении служебного долга».

А вот требования к выпускникам, диктуемые временем, претерпели значительные изменения. Чтобы соответствовать высоким стандартам, в образовательный процесс внедряются инновационные технологии и методики обучения, которые позволяют готовить настоящих профессионалов, способных быстро адаптироваться и действовать в любых условиях обстановки.

Мы внимательно анализируем опыт ведения военных действий в различных регионах мира, данные о разработке и применении новейших образцов вооружений. Эта актуальная информация оперативно находит отражение в материалах лекций, семинаров, групповых упражнений, практических занятий и командно-штабных военных игр. Сегодня в них включены и первые итоги специальной военной операции на Украине, и результаты выполнения миротворческих задач в Нагорном Карабахе, и опыт борьбы с террористической угрозой на Ближнем Востоке.

За последние годы академия существенно нарастила объём практической подготовки слушателей, в ходе которой оттачиваются их ключевые навыки. Многие практические занятия проходят в выездном формате — на базе Национального центра управления обороной, штабов различного уровня, а также научно-исследовательских организаций Минобороны России.

Традиционно наши слушатели проходят стажировку на крупнейших мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооружённых сил. В прошлом году это было совместное российско-белорусское учение «Запад-2021». В начале сентября этого года второкурсники успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

Второкурсники академии успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

© РИА Новости

Второкурсники академии успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».

Сегодняшние слушатели академии — офицеры и генералы, у которых за плечами весомый багаж практики и опыта. Среди них ветераны боевых действий, которые ещё вчера выполняли боевые задачи. Кроме того, в целях формирования кадрового потенциала научно-исследовательских структур Минобороны России мы набираем перспективных военных учёных, в том числе со степенями кандидатов и докторов наук. Критерии отбора кандидатов на обучение ежегодно уточняются, они также связаны с новыми требованиями к нашим выпускникам.

Возвращаясь к вашему вопросу об историческом опыте деятельности академии, отмечу: на протяжении всей своей истории, а это имперский, советский и современный периоды, наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников. Академия сильна бережным отношением к исторической памяти, традициями, которые мы стараемся сохранять и приумножать. Мы и сегодня продолжаем внимательно изучать каждый период, стараемся использовать актуальный в современных условиях опыт для подготовки военных кадров.

Справка

За свою историю Военная академия Генерального штаба прошла четыре этапа:

Императорская — Николаевская академия Генерального штаба (1832-1922 гг.);

Академия Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (1918-1921 гг.);

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил СССР (1936-1992 гг.);

Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (1992 — н/вр.).

Императорская Николаевская академия Генерального штаба Российской империи. Санкт-Петербург.

© bigenc.ru

Императорская Николаевская академия Генерального штаба Российской империи. Санкт-Петербург.

При этом военно-исторические знания не только помогают совершенствовать образовательный процесс, но и в целом способствуют более глубокому пониманию современных тенденций развития Вооружённых сил, являются необходимой теоретической базой для разработки новых, соответствующих времени, способов вооружённой борьбы, развития современного военного искусства.

«Высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба»

— В чём заключается уникальность академии, и какова её роль в системе военного образования?

— Уникальность академии объясняется её местом и ролью в многоуровневой системе военного образования, которая формировалась долгие годы и сегодня органично сочетается с уровнями профессионального образования, установленными законом «Об образовании в Российской Федерации».

Начальным уровнем можно считать подготовку, получаемую в довузовских организациях — кадетских корпусах, суворовских, нахимовских училищах и других. Он не определён нормативными правовыми актами, но, учитывая содержание военной подготовки, её общую военно-патриотическую направленность, выделение данного уровня считаю вполне правомерным.

За начальным следует уровень средней военно-специальной подготовки. Он соответствует среднему профессиональному образованию, рассчитан на три года обучения и реализуется в средних военно-профессиональных и образовательных организациях высшего образования Минобороны России.

Знак, диплом о высшем образовании и медали выпускников Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

© vagsh.mil.ru

Знак, диплом о высшем образовании и медали выпускников Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Уровень полной военно-специальной подготовки получают курсанты военных училищ, институтов, университетов и видовых академий в рамках освоения программ высшего образования, рассчитанных на пять лет обучения. То есть мы говорим о специалитете. Диплом этого уровня позволяет выпускникам эксплуатировать штатные военную технику и вооружение, командовать воинскими подразделениями, руководить ведением боевых действий в тактическом звене.

Следующая ступень военного образования — высшая военная оперативно-тактическая подготовка. Офицер может получить её только в видовых академиях по двухлетней программе обучения и на основе предыдущего уровня военного образования. Выпускники этого уровня готовы к службе на должностях командного состава частей и соединений, способны управлять боевыми действиями в оперативно-тактическом звене.

А вот высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба. Это венец профессионального образования военного специалиста, его прямой путь в высшие звенья военного управления.

Таким образом, каждая ступень военного образования характеризуется определёнными компетенциями, которые позволяют решать задачи на соответствующих уровнях управления. Переход на очередную ступень этой лестницы возможен только при наличии знаний и опыта служебной деятельности, полученных на предыдущей. Убеждён, что именно такая система позволяет последовательно готовить высококвалифицированные кадры. Это непростой путь. В советское время поступить в нашу «альма-матер» мог только один офицер из тысячи выпускников военных училищ.

— Какие направления развития академии являются, по вашему мнению, приоритетными?

— Наша академия сегодня динамично развивается не только как информационная площадка, где есть возможность получить новые знания в области национальной безопасности и укрепления обороноспособности государства, но и как своего рода дискуссионный клуб, где на самом высоком уровне можно обмениваться мнениями по соответствующим вопросам, обсуждать направления решения задач.

Обучение зачастую приобретает дискуссионную форму.

© Владимир Зарудницкий

Обучение зачастую приобретает дискуссионную форму.

В настоящее время подготовка слушателей в академии осуществляется на основе самостоятельно установленного образовательного стандарта поколения 3++. Чтобы соответствовать его требованиям, мы обновляем учебно-материальную базу, внедряем новые электронные технологии обучения, наполняем новыми данными и технически совершенствуем электронную образовательную среду. Буквально на днях академия получила новое оборудование для лингафонных кабинетов и современные автоматизированные рабочие места для преподавателей.

Гордость нашей учебно-материальной базы — центр военных игр. В его залах слушатели отрабатывают задачи в роли командующих группировками войск, начальников штабов, их заместителей, руководителей органов военного управления и других должностных лиц.

Наши специалисты достигли полной автоматизации процесса подготовки и принятия решений на уровне от командарма и выше, участники военных игр уже не первый год самостоятельно моделируют обстановку, приближенную к реальной, учатся реагировать на её изменения. Это направление находится в сфере особого внимания руководства Генерального штаба и других органов военного управления.

Важным направлением деятельности академии стала интеграция образования и военной науки. Являясь одним из крупнейших научно-исследовательских центров, она выполняет оперативные задачи и ведёт научную деятельность в интересах вышестоящих органов управления. Большинство этих материалов внедряется в образовательный процесс.

Продолжается работа по повышению престижа службы в академии. Мы постоянно совершенствуем организационно-штатную структуру, работаем над тем, чтобы в соответствии со спецификой выполняемых задач наши офицеры получали предусмотренные в войсках и органах военного управления надбавки к денежному довольствию, поощряем лучших сотрудников.

Экскурсия с преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

© vagsh.mil.ru

Экскурсия с преподавателями и студентами Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ещё одно важное направление работы — развитие сотрудничества академии с ведущими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами страны. Заключены и реализуются соглашения с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Московским государственным институтом международных отношений, Фондом перспективных исследований, Российским федеральным ядерным центром, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и другими.

Большое внимание уделяется и вопросам совершенствования системы отбора кандидатов для обучения в академии. Освоение основных образовательных программ требует от слушателей не только хорошей базовой подготовки, опыта служебной деятельности на руководящих должностях, но и творческих способностей, мотивации к дальнейшему саморазвитию.

Вот почему диплом Академии Генштаба ценят и уважают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

«Военная академия Генерального штаба РФ — бренд, известный во всём мире»

— Насколько в нынешних условиях высок интерес к обучению в академии зарубежных военных специалистов?

— За свою историю наша академия подготовила более четырёх с половиной тысяч военнослужащих из более чем пятидесяти государств мира. Напомню, что двое из выпускников специального факультета стали руководителями своих государств. Это президент Сирии бригадный генерал Хафез Асад и президент Польши генерал армии Войцех Ярузельский. Министрами обороны стали 18 наших выпускников.

Ежегодно академию посещают иностранные делегации. Наши специалисты также регулярно выезжают с визитами за рубеж.

Академия готовит специалистов и для армий дружественных стран.

© vagsh.mil.ru

Академия готовит специалистов и для армий дружественных стран.

Сегодня приоритет в организации подготовки кадров принадлежит государствам ОДКБ и СНГ. Кроме того, в настоящее время академия тесно взаимодействует с военно-учебными заведениями Анголы, Алжира, Монголии и Вьетнама. Меморандумы о сотрудничестве подписаны у нас с военными вузами ряда других стран.

После некоторого спада, обусловленного пандемией коронавируса, список государств, представляющих заявки на обучение своих офицеров и генералов в рамках международного военного сотрудничества, снова расширяется. В этой связи количество обучающихся на специальном факультете будет только увеличиваться. Военная академия Генерального штаба РФ — бренд, известный во всём мире.

— Сейчас при обсуждении вопросов образования достаточно популярной стала тема дистанционного обучения. Можно ли получить диплом вашей академии без отрыва от исполнения служебных обязанностей?

— Учитывая содержание основной части учебных дисциплин, установленный порядок обучения и требования по защите государственной тайны, широкое использование дистанционного обучения не представляется возможным. Основная форма обучения в академии — очная.

«Знания, умения и навыки должны соответствовать времени»

— Вы руководите академией с 2017 года. Все ли намеченные планы удалось реализовать за пять лет?

— Академия во все времена поддерживала ту высокую планку профессионализма, которая 190 лет назад была установлена офицерами и генералами, стоявшими у истоков её создания. Не сомневаюсь, что каждый начальник академии в своё время старался повысить эффективность её деятельности, обеспечить высокое качество выполнения поставленных задач. Моя работа — не исключение.

На вручении личного штандарта начальнику Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

© vagsh.mil.ru

На вручении личного штандарта начальнику Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Ключевым параметром здесь можно считать реализацию плана развития академии, утверждённого министром обороны Российской Федерации. На сегодняшний день все мероприятия плана выполнены в полном объёме.

Вместе с тем, несмотря на значительные успехи и достижения, почивать на лаврах коллектив академии не собирается: мы продолжаем делать всё, чтобы учёба в академии была не только полезной, но и интересной, а полученные в наших стенах знания, умения и навыки соответствовали времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Amway home l o c многофункциональное чистящее средство инструкция купить
  • Стафилококковый бактериофаг инструкция по применению цена таблетки взрослым
  • Детримакс 1000 витамин д3 инструкция к применению детям дозировка
  • Таблетки остеомед форте инструкция по применению цена отзывы
  • Дезал инструкция по применению таблетки взрослым при аллергии отзывы