Необходимость проведения военных реформ Петром I была вызвана тем, что к моменту вступления нового царя на престол (1689 г.) Россия отставала от наиболее передовых стран Западной Европы не только в экономическом, но и в военном отношении.
В основе отечественной армии в то время стояли дворянское ополчение и стрелецкое войско. Первое возникло в конце XV века и состояло из дворян, а также боярских детей, обязанных по первому требованию прибыть для несения воинской службы на своем коне, с оружием и в сопровождении холопов. Стрелецкое войско, созданное в 40-50-е годы XVI века, набиралось из посадских и сельских жителей. Поскольку для стрельцов воинская служба считалась пожизненной и наследственной, их обычно селили на казенных землях, разрешали заводить семью и заниматься промыслами. Принятые тогда условия комплектования привели в итоге к тому, что боевая готовность старых воинских формирований и уровень дисциплины в них держались на низком уровне. Осложнял задачу и тот факт, что войска были подчинены разным Приказам: дворяне — Разрядному, стрельцы — Стрелецкому. Существовал еще и Рейтарский приказ, который занимался полками нового строя, формируемыми в основном по западному образцу. Естественно, подобное разделение в управлении также оказывало отрицательное влияние на боеспособность армии.
Отсутствовал в России и регулярный военно-морской флот. Существовавшие малочисленные флотилии из некрупных парусно-гребных судов были предназначены главным образом для защиты торговых путей по Волге, Днепру, Дону, Каспию, сибирским рекам и на Белом море. Между тем многие страны Западной Европы и Ближнего Востока к тому времени уже обладали большими военно-морскими силами. Справедливости стоит сказать, что на сто лет Россия оказалась отрезанной от основных морских путей, которые ранее связывали ее с Европой. Черное море находилось в руках Турции, а Балтийское закрывала Швеция. Открытым оставалось лишь Белое море. Но оно было удалено от главных центров страны и передовых западноевропейских государств.
Для вывода державы из отсталого состояния требовалось также ликвидировать ее изоляцию от развитых западноевропейских государств. Необходимы были новые вооруженные силы, ибо старые воинские формирования оказались не в состоянии решать сложные военно-политические задачи. Да и флот державы был еще беспомощным. Петр I остро почувствовал это в ходе Азовских походов, убедивших его в необходимости немедленного проведения военных реформ, а восстание стрельцов в 1698 году окончательно разуверило в их преданности.
8 ноября 1699 года молодым царем был издан указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Тем самым вводилась рекрутская повинность, которая охватывала все податные сословия. Рекруты поставлялись с 10-15 дворов каждый. Солдаты отрывались от дома и промысла. Военная служба становилась для них основной и пожизненной. Срок службы рекрутов потом менялся: с 1793 года уменьшен до 25 лет, с 1834-го — до 20 лет. В 1855-1872 гг. устанавливаются последовательно 12, 10 и 7-летние сроки службы. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью.
Поражение под Нарвой ускорило реорганизацию армии. К 1705 году на основе рекрутской системы были выработаны принципы комплектования полевых и гарнизонных войск. К первым относились полки нового строя, а в гарнизонных несли службу стрельцы и молодые солдаты, которые, закончив курс обучения, отправлялись в полевые войска. К 1707 году полевая армия насчитывала около 100 тыс. человек. Этого требовала сложная военная обстановка. Шведская армия превосходила русскую и в качестве вооружения, и в квалификации офицерских кадров, которые имели большой боевой опыт. Поэтому в начальный период Северной войны Петр I стремился к численному перевесу на полях сражений, но, одержав победу под Полтавой (1709 г.), счел возможным сократить вооруженные силы и стабилизировать армейские штаты.
На организацию армии оказывали влияние характер и цели боевых сражений. В первую очередь были созданы основные рода войск — пехота, кавалерия и артиллерия, позже возникла необходимость и в инженерных войсках, без которых немыслимы осада крепостей, оборудование оборонительных рубежей и укрепленных лагерей. Официально созданы они были в феврале 1712 года, согласно утвержденным Петром I штатов минерной роты и команды понтонеров. Вскоре образуется и «Полк военных инженеров». После всех этих преобразований отечественная армия вышла на уровень армий наиболее передовых стран Европы.
В ходе создания российских вооруженных сил Петру I пришлось столкнуться с проблемами обеспечения армии оружием, боеприпасами, снаряжением, продовольствием. Поскольку имевшаяся в стране в тот период промышленность оказалась не в силах удовлетворить потребность армии, по указанию царя в Туле и Сестрорецке были выстроены крупные оружейные заводы, также заводы для производства пушек и боеприпасов создавались в центральных и южных регионах страны, на Урале и в Олонецком крае.
В конце 1708 года практически завершилось перевооружение русской армии. Пехоту укомплектовали лучшими в мире гладкоствольными ружьями, имевшими единый калибр, удобный изогнутый приклад и цельнометаллический штык. Русские ружья уступали европейским мушкетам в дальности, но при этом двукратное превосходство в скорострельности. Для гренадерских рот производились гранаты, а у каждого пехотного полка была пара трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Как видим, русская пехота могла успешно вести дальний и ближний бой, биться в штыковых атаках.
Драгуны (конница) были вооружены карабинами, длинноствольными пистолетами и палашами. Кроме того, одна из рот драгунского полка вооружалась и гранатами. В 1723 году были созданы гусарские полки, бывшие иррегулярными отрядами. Их формировали из сербов, молдаван и валахов.
В ходе петровской военной реформы была введена и единая военная форма одежды. Следует отметить, что хотя в русской армии еще в 17 веке, то есть почти на полвека раньше, чем в наиболее передовых странах Европе, каждый полк имел свою форму, она не была типовой. Это создавало трудности в управлении войсками в процессе боя, и потребовалась унификация формы. В результате для пехотинцев вводятся зеленые кафтаны и черные шляпы, для кавалеристов — синие кафтаны и черные шляпы.
Успех реорганизации армии в значительной мере зависел от качества и скорости подготовки офицерского состава. Вначале все молодые дворяне были обязаны пройти службу рядовыми солдатами в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. После получения начального офицерского звания их направляли в войсковые части, служба в которых становилась для юных дворян пожизненной обязанностью. Однако подобная система подготовки офицерских кадров была не способна полностью удовлетворять растущие потребности в новых офицерах, и Петр I основывает ряд специализированных военных школ. В 1701 году в Москве была открыта артиллерийская школа для одновременного обучения до трехсот человек, а годом позже в Санкт-Петербурге — еще одна, аналогичного назначения. Для подготовки армейских инженерных кадров в 1708 и 1719 годах учредили две инженерные школы. В 1721 году открылись гарнизонные школы, в которых готовили унтер-офицеров. В годы царствования Петра I в России было открыто порядка 50 таких школ.
Другой формой подготовки офицеров являлись командировки молодых дворян в Европу для обучения военному делу. В новой регулярной армии была введена и единая система воинских званий, которую окончательно оформили в объявленной 24 января 1722 года Табели о рангах. Большинство воинских званий петровской эпохи просуществовало без изменений до 1917 года.
Распространенные среди западноевропейских и современных, либеральных, отечественных историков утверждения о решающей роли иноземных офицеров в петровской армии, несостоятельны. Они верны лишь для первых лет ее существования, когда русское правительство из-за недостатка собственных кадров вынуждено было активно использовать иностранцев. Но многие из них слабо знали военное дело, плохо говорили по-русски, скверно относились к солдатам. Предательство же большой группы иностранных офицеров и генералов под Нарвой вынудило Петра I принять решительные меры, чтобы начать подготовку командного состава из русских дворян. В результате армия России стала получать собственные квалифицированные офицерские кадры — пехотные, артиллерийские, инженерные. И уже в 1711 году численность иностранцев в полках удалось ограничить до трети, а к 1720 году в отечественной армии их оставались уже единицы.
Не соответствуют действительности и утверждения об устройстве русской армии по западноевропейским образцам. Петр I тщательно изучил военные организации множества стран Европы и не стал принимать ни шведскую, ни австрийскую, ни прусскую системы. Он создал свою армию, соответствующую социально-политическим условиям нашей страны того времени. Это была подлинно русская армия и по своему национальному составу, и морально-боевым качествам. Ее воины приняли все лучшее, что было свойственно предыдущим русским войскам и в целом, самому народу: стойкость, терпеливость в лишениях и беде, выносливость, способность к самопожертвованию, отвагу и смелость. Эти замечательные качества в полном объеме раскрылись в Северной войне, к концу которой русская армия стала действительно регулярной во всех аспектах: имела единый порядок комплектования и подготовки офицеров; стройную организацию и типовое вооружение; находилась полностью на содержании у государства. Позже принципы ее организации заимствовали многие западноевропейские страны.
Начало формирования регулярного отечественного военно-морского флота было положено известным историческим документом — постановлением Боярской думы от 20 октября 1696 года, в котором есть знаменательная фраза — «морским судам быть».
Вскоре после Азовских походов Петр I царским указом вводит особую корабельную повинность, распространявшуюся на всех землевладельцев (светских и духовных), купцов и прочих торговых людей. К началу 1700 года было построено большинство запланированных, для Азовского флота, боевых судов. Активное строительство судов для флота велось и во время Северной войны, для которой потребовалось создания нового Балтийского флота.
Первоначально строились гребные суда, но вскоре появился и корабельный парусный флот. Парусники обладали большой мореходностью, сильной артиллерией и использовались главным образом для боя в акватории открытого моря. Флот комплектовался аналогично армии путем рекрутской повинности. Две трети судовых экипажей составляли матросы-парусники и пушкари-артиллеристы, одна треть была из морских солдат-абордажников.
Офицерские кадры формировались из молодых дворян, которых обучали в специально созданных школах. Первая мореходная школа в России была открыта в 1698 году в Азове. Она готовила моряков для Азовского флота. В 1701 года в Москве учредили Школу математических и навигационных наук, в которой через три года уже обучалось 500 дворянских детей. В 1715 году ее старшие классы переводятся в Петербург, и их выпускники стали слушателями первой Морской академии России. Одновременно с подготовкой офицеров внутри страны широко практиковалась отправка молодых дворян для изучения морского дела в Испанию, Италию, Францию, Англию и Голландию.
Некоторые историки связывают успехи русского флота в Северной войне, прежде всего с именами иноземных специалистов и морских офицеров, находившихся на службе у Петра I. Но факты и документы опровергают эти утверждения. После Азовских походов молодой царь вынужден был разрешить вербовать за рубежом корабельных мастеров, техников, инженеров. Однако под видом специалистов в Россию прибывало много иностранцев, совершенно не знакомых с кораблестроением. Когда обнаруживалась явная непригодность зарубежных «мастеров», их немедленно отправляли обратно, и лишь некоторые из них оказывали реальную помощь в создании флота. В большинстве же, особенно во второй половине царствования Петра I, корабельными работами руководили русские мастера. То же происходило и с офицерскими кадрами. Накануне Северной войны Петр I действительно вербовал морских офицеров за границей. Однако многие из них, не завоевав потом у царя доверия, постепенно заменялись русскими моряками, подготовленными в специальных учебных заведениях России.
Реорганизация русской армии и создание отечественного военно-морского флота сопровождались реформой военного управления. До Петра I в России насчитывалось до 20 одних только военных Приказов. Помимо трех уже названных (Разрядного, Стрелецкого, Рейтарского), разными военными делами занимались Иноземский, Пушкарский, Оружейный, Бромный, Ствольный и пр. Все они не зависели один от другого, имели самостоятельные штаты, делились на столы (отделы) по названиям городов или функциональным обязанностям. Такое узковедомственное разделение не только затрудняло управление войсками, но и распыляло силы и средства. В 1711 году Петр I основал Правительствующий сенат, а при нем создали Разрядный стол и Комиссариат. Первый из них занимался комплектованием русского войска, второй заведовал финансированием и обеспечением армий продовольствием, обмундированием, амуницией и вооружением. Вопросами артиллерии заведовал, как и прежде, Приказ артиллерии, который получил особый штат в 1712 году.
Учреждение этих органов положило начало процессу централизации военных дел. В 1719 году, на завершающем этапе Северной войны, была основана Военная коллегия, в ее ведении находились полевая армия, гарнизонные войска «и все прочие воинские дела, которые прилучаются во всем государстве». Первым президентом этого органа стал талантливый сподвижник Петра — А.Д. Меншиков. Новая, коллегиальная система, отличалась от прежней, приказной, в первую очередь тем, что один орган отвечал за решение всех вопросов военного характера. Кроме того, полномочия Военной коллегии, как и других 11 коллегий, распространялись на территорию всего государства, что исключало ведомственный и местнический подход к решению военно-политических вопросов.
Изменение претерпело и управление в самих войсках. В военный период оно осуществлялось через полевой штаб, который впоследствии трансформировался в Генеральный штаб. Основные обязанности начальника полевого штаба исполнял генерал-квартирмейстер. Эту должность, введенную в 1701 году, первым занимал князь А. Ф. Шаховской. При нем постоянно находилась военно-походная канцелярия. Придавая большое значение четкому управлению войсками, Петр I в 1711 году установил обязанности генерал-квартирмейстера и численность квартирмейстерской части. Генерал-квартирмейстеры отвечали за осмотр и описание местности и дорог, передвижение войск, организацию разведки. В их ведении были и другие штабные дела. Должности квартирмейстеров были введены также в полках, бригадах, дивизиях. Основной расчетной единицей являлся батальон, а высшей — полк. Командир полка имел штаб, куда входили три старших и восемь младших офицеров.
Строгой централизации подверглась и система управления российским военно-морским флотом. До 18 века управление им осуществлялось либо Владимирским приказом, либо по поручению отдельными лицами. В 1700 году Владимирский приказ преобразовывается в Приказ адмиралтейских дел. С началом строительства Балтийского флота руководство им Петр I возложил на губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова. В 1718 году образуется Адмиралтейская коллегия, во главе которой Петр I ставит своего талантливого сподвижника генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. С образованием этого центрального учреждения ликвидируется путаница и дублирование в руководстве морскими и корабельными делами. Русский флот получил единое управление, которое продержалось до середины 19 века.
Создание новых вооруженных сил России потребовало и изменения существующей системы об учения и воспитания войск и морских экипажей. Обучение воинов при Петре I отличалось простотой и практичностью. От солдат и моряков требовали не механических действий, а осмысленного понимания того, что делать, как делать и для чего делать. На аналогичных принципах строилось и воспитание, предусматривавшее не слепое повиновение, а исполнение воинского долга по защите Отечества. Первостепенное значение Петр I придавал установлению строгой воинской дисциплины, воспитанию мужества, стойкости и храбрости. В своих инструкциях он не раз отмечал, что победе сопутствуют «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Целям патриотического воспитания служили и новые воинские ритуалы, ордена и медали, введенные им в армии и флоте.
Как видим, военные реформы Петра I затронули все аспекты формирования и деятельности русской армии и флота того времени. Этот непростой процесс, проходил в период тяжелой Северной войны. Вооруженные силы России одновременно создавались, обучались и сражались. Важнейшими в регламентах петровской эпохи стали «Устав воинский» (1716 год) и «Морской устав» (1720 год). Оба документа отразили взгляды Петра I на роль вооруженных сил страны. «Всякий патентант, — записано в дополнении к «Морскому уставу», — который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Многие специалисты считают, что по своему теоретическому и практическому значению эти петровские регламенты стоят несравненно выше иностранных уставов того времени. Воинским и морским уставами законодательно были закреплены военные реформы Петра I, имевшие огромное значение для Российского государства.
Источники:
Анисимов Е. Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 113-117.
Анисимов Е. Время петровских реформ Л.: Лениздат, 1989. С. 177-183.
Мацуленко С. Военные реформы // Военно-исторический журнал. 1988. №8. С. 83-86.
Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии // Ориентир. 2000. № 3. С. 28-33.
Содержание военной реформы Петра I
Содержание:
- Общие сведения
-
Содержание военной реформы
- Основание и строительство военно-морского флота
- Формирование регулярной армии
- Военное образование
- Развитие оборонной промышленности
- Структуризация и организация армии
- Итоги военной реформы
- Историческое значение военной реформы
Общие сведения
Петр I с самого детства изучал военное дело и мореходство. Кроме того, он анонимно проходил обучение судостроению у голландских мастеров. Отмечая очевидные недостатки российских вооруженных сил того времени, Петр, применяя полученные знания и опыт, планировал полностью реорганизовать царскую армию: от принципа набора до руководства. Военные реформы стали делом жизни сначала царя Петра Алексеевича, а затем и императора Петра I. Их значимость для военных успехов России в XVIII веке невозможно переоценить.
Военная реформа, осуществленная Петром I, носила комплексный характер. Одним из основных достижений стало создание военно-морского флота. Петр вел борьбу с непотизмом и кронизмом в армейских структурах, его задачей было формирование вооруженных сил по критериям таланта и трудолюбия, а не происхождения. Большая работа была проделана и в образовательной сфере: открывались специализированные военные и морские учебные заведения, разрабатывались учебные материалы.
Однако для достижения успехов были принесены серьезные жертвы. Ниже приведена сводная таблица положительных и отрицательных аспектов реформы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
«Плюсы» | «Минусы» |
Создание боеспособной регулярной армии | Дальнейшее закрепощение крестьян |
Создание военно-морского флота | Ухудшение жизни простых горожан и крестьян |
Создание в России военно-промышленного комплекса | Появление развитого бюрократического аппарата и коррупции |
Создание системы военного образования | Повышение налогов |
Содержание военной реформы
Основание и строительство военно-морского флота
Причиной решения о необходимости постоянного военного флота стал опыт азовских походов 1695-1696 годов, в ходе которых построенные наскоро корабли, лодки и плоты внесли большой вклад во взятие османской крепости. Кроме того, долгосрочной целью Петра и его последователей было получение выхода в Черное море, а для этого необходимо было обеспечить оборону Азова и завладеть Крымом или, по крайней мере, Керчью. Все это привело к принятию Боярской думой постановления «Морским судам быть…» 30 октября 1696 года, ставшем первым законом о флоте в России. С этого момента началось строительство Азовской флотилии.
В связи с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году, а также необходимостью защищать северные границы страны, в 1703-1704 годах закладываются Олонецкая, Адмиралтейская, Лужская и другие верфи и начинается стремительное строительство Балтийского флота. Также в 1722 году во время персидского похода, целью которого было проложить для российских купцов торговый путь из Индии через Персию, Грузию и Астрахань, откуда товары должны были распространяться по всей России, в Европу, было построено 200 транспортных судов для перемещения пехоты.
4 ноября того же года указом Петра I в Астрахани был основан военный порт и начато строительство военной Каспийской флотилии для закрепления успехов похода и удержания влияния в море.
Формирование регулярной армии
В 1691 году Петром I были сформированы два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский. В 1694 году они, а также другие военные части принимали участие в Кожуховском походе – военных учениях, целью которых была оценка боеспособности действующей армии. Результаты учений, опыт азовских походов, а также насильственное подавление стрелецкого бунта в 1698 году привели Петра I к мысли о необходимости роспуска всех старых полков (за исключением тех, кому царь доверял безоговорочно) и реорганизации вооруженных сил.
Уже в 1699 году был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей», в соответствии с которым объявлялся первый рекрутский набор, в том числе на добровольной основе. В результате на службу было принято около 40 тысяч человек, разделенных на 27 пехотных и два кавалерийских полка. С 1705 года рекрутские наборы стали регулярными (вводилась рекрутская повинность) и служили цели формирования постоянной обновляемой боеспособной армии.
Принципы рекрутской повинности
- распространялась на все сословия и классы населения;
- служба в армии являлась обязательной для всех дворян;
- общины должны были предоставлять указанное количество рекрутов (от 20 до 35 лет);
- служба пожизненна;
- размер повинности, время и порядок набора утверждались перед каждым набором.
Военное образование
Масштабные преобразования Петра I требовали подготовки новых кадров во всех областях. Так, азовские походы продемонстрировали эффективность взаимодействия флота и артиллерии при осаде прибрежных крепостей. В связи с этим уже в 1698 году начали открываться пушкарские школы, а в 1701-1702 годах – навигационные и артиллерийские школы в Москве (первым подобным учреждением была Школа математических и навигацких наук, открытая 25 января 1701 года; в ней проходили подготовку будущие артиллеристы, инженеры, моряки армии и флота).
Без внимания Петра I не осталась и военная медицина. В 1707 году при Московском сухопутном госпитале была открыта первая в России госпитальная школа. В 1716 году был открыт Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь; изначально при нем было всего несколько учеников, а непосредственно медико-хирургическая школа была основана только в 1733 году.
Для ускорения развития системы военного образования (в том числе и медицинского) в Россию приглашались иностранные специалисты. Их целью было создание системы, аналогичной европейской.
В 1721 году указом Петра I были учреждены гарнизонные школы при каждом полку армии. Целью таких школ являлось обеспечение начального образования для детей солдат и унтер-офицеров, а также их обучение основам артиллерии, инженерного дела и других военных наук. Таким образом, гарнизонные школы также отчасти решали задачу поддержания численности состава регулярной армии.
Развитие оборонной промышленности
Задумки Петра I, связанные с модернизацией вооружений, также требовали не только финансовых вложений, но и создания соответствующих производственных мощностей. Так, в 1702 году в Олонецкой губернии (Карелия) были заложены одни из первых металлургических заводов (Олонецкие горные заводы). На этих заводах производились пушки, ядра, ружья, холодное оружие, якоря и другие изделия из черных металлов, которые шли на оснащение армии и флота.
В 1712 году в Туле открылся старейший российский оружейный завод (сейчас является частью Ростеха). К 1720 году завод уже выпустил более двадцати двух тысяч ружей. В 1721 году было начато строительство Сестрорецкого оружейного завода со всей сопутствующей инфраструктурой, включая плотину, дворец, гавань и церковь. Завод, охватывающий полный цикл производства, выпускал все от гвоздей и якорей до холодного и стрелкового оружия. Благодаря запуску Сестрорецкого завода была окончательно решена проблема вооружения армии.
Структуризация и организация армии
В рамках реформы государственного управления были созданы два органа централизированного управления сухопутной армией и военно-морским флотом: Адмиралтейств-Коллегия (1717 год, среди первых девяти коллегий) и Военная Коллегия (1719 год).
В 1720 году был принят Морской устав, стандартизировавший принципы организации и вводивший единые законы для всего российского военно-морского флота. Тематически устав охватывал пять наиболее значимых аспектов функционирования флота:
- обязанности высшего руководства флота;
- взаимоотношения служащих разных чинов и рангов, отличительные знаки;
- обязанности всех остальных чинов;
- поведение на корабле;
- наказания за проступки.
Кроме того, Петра I беспокоил вопрос соотношения военных, гражданских и других чинов. В связи с этим на основе французского, прусского, шведского и датского опыта была составлена и введена в действие Табель о рангах, регулировавшая отношения между служащими в разных сферах. Сущность документа сводилась к тому, что государственные служащие, имевшие в соответствии с Табелью соотносящиеся ранги, не могли претендовать на какие-либо привилегии относительно друг друга и вышестоящих чинов.
Исключениями были военные ранги, которые признавались вышестоящими относительно любых других, а также князья императорской крови, которые имели преимущество относительно остальных служащих. В остальном же Табель о рангах частично сокращала социальные разрывы между сословиями, давая возможность любым свободным людям за счет личных умений и способностей добиться больших успехов, независимо от их происхождения.
Итоги военной реформы
- Создание «с нуля» военно-морского флота численностью около 30 тысяч человек.
- Создание регулярной армии численностью около 300 тысяч человек.
- Проведена модернизация вооружений.
- Введены стандарты обмундирования.
- Разработаны и введены в действие Воинский и Морской уставы.
- Создана система специального военного образования: открыты пехотные, морские, артиллерийские, инженерные и медицинские школы.
- Заложены основы военно-промышленного комплекса, полностью удовлетворяющего потребности армии и флота.
Историческое значение военной реформы
В ретроспективе преобразования оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие вооруженных сил Российской Империи и ее военные успехи во второй половине XVIII века. Многие из петровских реформ в том или ином виде дожили до сегодняшнего дня, например, регулярное обновление армии. Ниже приведен перечень наиболее значимых с исторической точки зрения последствий военных реформ Петра I:
- Регулярный рекрутский набор. Позволял на постоянной основе поддерживать профессиональную боеспособную армию, принесшую большое количество побед в XVIII веке.
- Укрепление военной промышленности. Благодаря приглашенным из Европы архитекторам и инженерам, в России было открыто немалое количество заводов, снабжавших армию и флот необходимым снаряжением, оружием и боеприпасами.
- Повышение эффективности военного управления. Для армии и флота были созданы отдельные коллегии, занимавшиеся их руководством. Юридически и фактически были введены стандарты, правила и порядок прохождения военной службы.
- Создание военно-морской инфраструктуры. Петру I путем организации флотилий удалось обеспечить защиту приобретенных территорий на Балтийском, Азовском и Каспийском морях. Параллельно открывались новые верфи и судостроительные заводы. В совокупности это привело к созданию в России одного из мощнейших флотов мира.
- Развитие военного образования. Ряд учебных заведений функционирует в той или иной форме до сих пор. Так, гарнизонные школы, в которых дети солдат получали начальное образование, были позднее реорганизованы в кадетские корпуса и суворовские училища, выпускники которых по сей день считаются профессиональными и перспективными военнослужащими.
Эксперт по предмету «История России»
Предложить статью
Определение 1
Военная реформа Петра – это комплекс мер, направленные на преобразование военной системы России в целях увеличения эффективности действий и численности армии. Военная реформа не была одномоментным предприятием, а велась поэтапно на протяжении 1696-1725 гг.
Начало реформы
Еще в юности Петр проявлял интерес именно к военной сфере. Он создал «потешные полки», военные подразделения, с которыми отрабатывал различные военные действия. Алексей Михайлович всячески поощрял это увлечение сына, поэтому для потешных полков был создан свой флот и небольшой укрепленный город. Позже из потешных полков вышли Преображенский и Семеновский полк.
Одним из первых крупных преобразований Петра стало создание военно-морского флота. Он возник после знаменитого постановления Боярской думы «Морским судам быть…» в 1696 г. Необходимость создания нового вида войск стала очевидна после Азовских походов 1695 и 1696 гг.
Вообще, военно-морской флот был любимым детищем Петра. Строительство судов на Балтийском море началось еще в начале Северной войны, впоследствии сформировало Балтийский флот. К концу правления Петра Балтийский флот насчитывал 85 галер, 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв.
В полной же мере проводить военную реформу Петр начал с началом Северной войны со Швеций (1700-1721 гг.). Недостаточная оснащенность русской армии и ее отсталость показали необходимость коренных преобразований, а проведение реформы по время войны обусловило их быстрые темпы.
Северную войну Россия начинала с союзниками, однако они быстро отпали. Шведский король Карл XII решил, что Россия не является серьезным противником, поэтому направил все усилия на борьбу с Августом II. Петр же умело использовал эту передышку для проведения реформ.
Основные мероприятия реформы
Начался процесс по созданию регулярной (то есть постоянной) русской армии, ядром который стали Преображенский и Семеновский полки. Также для армии такого типа надо было изменить принцип ее комплектования, поэтому Петр переходит к рекрутской системе, которая внедрялась в 1700-1705 гг. Эта повинность касалась всех податных категорий населения (крестьяне, посадские люди), которые были обязаны выставлять от некоторого числа дворов одного новобранца, который должен был проходить пожизненную военную службу. Духовенство было освобождено от военной службы, а зажиточные горожане и свободные люди могли откупиться от нее.
«Военная реформа Петра I» 👇
Замечание 1
Такая рекрутская система просуществовала с некоторыми изменениями вплоть до 1874 г., когда Александр II заменил ее простой воинской повинностью. Первый же рекрутский набор дела 29 пехотных полков и 2 драгунских.
Основной организационной единицей армии стал полк с единообразной организационной структурой. Регулярная кавалерия состояла из драгунских полкой, а в основе легкой кавалерии лежали гусарские и казачьи полки.
Пехотные и кавалеристские полки объединялись в бригады, а бригады – в дивизии (до 1717 г. – генеральства).
Артиллерия была разделена по назначению:
- полковая;
- полевая;
- осадная;
- крепостная.
Кроме того, были упорядочены калибры орудий, и в состав артиллерии вошли инженерные войска.
Огромную роль в увеличении действенности армии играло и ее обучение, а также воспитание офицерского корпуса, комплектовавшегося, в основном, из дворянства. Дворяне были обязаны пожизненно и обязательно отбывать либо гражданскую, либо военную службу, причем делать это они должны были на постоянной основе, а не периодически (как раньше).
Были созданы специальные учебные заведения для подготовки офицеров – это были артиллерийские, инженерные школы. Отдельное внимание уделялось развитию флота – для обучения морских войск в 1715 году была создана Морская академия.
Кроме того, Петр усовершенствовал материальное снабжение армии и обеспечение ее отечественным оружием. Прямо во время Северной войны было открыто несколько заводов по производству оружия, в том числе и Тульский оружейный завод и Олонецкий артиллерийский завод. Для унификации формы армии были введены однотипные мундиры для пехотных и конных войск. Первые облачались в зеленые кафтаны и черные шляпы, а вторые – в синие кафтаны и черные шляпы.
Для внедрения эффективных методов военной подготовки Петр активно приглашал иностранных специалистов, которыми также значительно пополнился офицерский состав русской армии. Были открыты несколько военных школ и учебных заведений для подготовки российских специалистов:
- навигационная;
- артиллерийская;
- инженерная.
В 1716 г. создается «Устав воинский», в котором определялся порядок прохождения службы, права и обязанности военнослужащих. Данный устав содержал опыт, накопленный во время Северной войны, по созданию сухопутных вооруженных формирований и организации полевой службы.
Порядок обучения моряков, внутренний распорядок флота и основы прохождения боевой службы были регламентированы в «Морском уставе», который выходил в двух частях – 1720 и 1721 годов.
В 1722 г. издается Табель о рангах, где закрепляется система чинов и званий. Этот документ повысил престиж военной службы, так как по нему давалось потомственное дворянство за выслугу первого обер-офицерского чина.
Кроме того, в 1717-1720 гг. была создана новая система управления военной системой, которая состояла из Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии. В полевой армии появился главнокомандующий, который имел военный совет и Генеральный полевой штаб.
Военные реформы Петра I оказали положительное воздействие на положение России во время Северной войны. Усовершенствованная армия провела ряд удачных боевых действий в Прибалтике. В 1703 г. был основан Санкт-Петербург, который изначально создавался как опорный пункт, позже стал столицей государства.
Замечание 2
В результате военных преобразований была создана мощная регулярная армия и сильный военно-морской флот. К 1725 г. численность сухопутных войск составляла 210 тыс. человек (2600 человек в гвардии, 41 560 – в коннице, 75 000 – в пехоте, 14 000 – в гарнизоне).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 678.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 678.
Российский царь, который стал первым императором, Петр I Ι Великий считал, что для эффективного развития государства необходимо наличие полноценных вооруженных сил. В 1700 – 1721 гг. велась Северная война со Швецией за получения выхода в Балтийское море. Поэтому в стране необходимы были преобразования в военной сфере. Об этом направлении реформ можно прочитать в нашей статье.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Начало изменений
Петр Ι с детства увлекался военным делом и европейскими достижениями. Свои навыки он отрабатывал в игровой форме, создав личные неофициальные войска (потешные полки), небольшую верфь, крепость. Позже это стало основой для реальных изменений.
Прежде чем рассматривать сами реформы, стоит кратко по пунктам определить причины их начала:
- Начатая предшественниками Петра Великого реорганизация хоть и подготовила русские войска для дальнейших изменений, но они все еще были неоднотипными по своему социальному составу и уровню подготовки;
- Азовские походы против Турции (1695, 1696 гг.) подтвердили недостаточную боеспособность армии старого образца;
- Для укрепления российской государственности Петр Великий готовился к войне со Швецией (Северная война 1700-1721 гг.), победа в которой была бы невозможна без своевременной реорганизации войск.
Главной целью изменений в военной сфере стало создание постоянных отлично обученных и обеспеченных всем необходимым русских вооруженных сил.
В ходе Северной войны были завоеваны территории в устье Невы, где в 1703 началось грандиозное строительство нового города Санкт – Петербурга, ставшего новой столицей Российской Империи.
Содержание реформ
Серьезные военные преобразования государь начал в 1698 году, хотя основу для них заложил еще в 1694 году. Суть военной реформы Петра I можно определить так:
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
- Применение новых принципов комплектования армии и флота (рекрутские наборы);
- Приведение структуры войск к европейскому образцу (пехота, кавалерия, артиллерия);
- Изменение принципов обеспечение армии (население содержало прикрепленный к их местности полк);
- Оснащение солдат новым оружием и обмундированием (ружья со штыками, мортиры);
- Введение единой системы управления войсками и продвижения по службе (устав, Военная Коллегия, табель о Рангах, награды);
- Создание и усовершенствование нового флота (первая судостроительная верфь построена в Воронеже, также для Балтийского флота активно сооружались верфи);
- Открытие военных учебных заведений (Навигацкая школа);
- Создание военных производств (оружейные мануфактуры и заводы).
Даты и события, имевшие принципиальное значение для осуществления военной реформы, собраны в таблице:
Год |
Событие |
Смысл |
1694 |
Кожуховский поход |
Проверка эффективности полков, выстроенных по европейскому образцу |
1695, 1696 |
Азовские походы |
походы Подтвердили непригодность армии старого образца; удалось захватить Азовскую крепость |
1696 |
Создан Адмиралтейский приказ |
Создание первого морского управленческого учреждения |
1698 |
Роспуск войск старого образца |
Подготовка к изменениям структуры армии |
1699 |
Набор рекрутов |
Пробный набор солдат для организации новых войск |
1703 |
Создан Балтийский флот |
Обеспечение безопасности морских границ; активное развитие судостроения. Введена рекрутская повинность Постоянный набор солдат (1 человек с 20-30 дворов для пожизненной службы) |
1715 |
Открыта Морская академия |
Подготовка специалистов для флота |
1716 |
Разработан Воинский Устав |
Появление документа, четко определяющего все права и обязанности военных 1717 Создана Адмиралтейская коллегия Осуществление наблюдения за деятельностью морских войск |
1718 |
Создана Военная коллегия |
Осуществление наблюдения за деятельностью сухопутных войск |
1720 |
Разработан Морской Устав |
Приведение деятельности флота к единым нормам |
1722 |
Создана Каспийская флотилия. Утвержден Табель о Рангах |
Военный порт в Астрахани обеспечил защиту со стороны Каспийского моря Приведение воинских званий к единым нормам |
С 1701 |
Строительство военных заводов (Олонецкий, Тульский) |
Самостоятельное обеспечение армии и флота |
С 1698 |
Открытие военных школ |
Обучение русских специалистов военному делу |
Последствия нововведений
Результатами военных реформ Петра I стали:
- Победа в Северной войне, которая принесла Петру Великому статус императора, а России долгожданный выход к Балтийскому морю;
- Постоянная армия, успешно воюющая с передовыми войсками европейских стран;
- Полноценный боеспособный флот;
- Развитие национального военного производства.
Но, если говорить об отрицательных моментах, то:
- На производствах активно использовался крепостной труд;
- Военная служба стала обязательной для дворян (сначала пожизненная, позже 25 лет).
Военная реформа впервые ввела в России рекрутскую повинность, позволившую сделать армию регулярной.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, в чем состояла военная реформа Петра I, официально длившаяся с 1698 по 1725 год. Выяснили, какими были предпосылки и исторические последствия ее проведения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Демид Вороньков
10/10
-
Иван Марус
10/10
-
Яна Биневская
7/10
-
Юрий Никулин
9/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 678.
А какая ваша оценка?
Военная
реформа, проведенная под личным
руководством Петра I, по своим последствиям
была одной из самых глубоких в истории
России.
Петр
I Алексеевич Романов (1672—1725) — русский
царь с 1689 г., первый русский император
с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся
государственный и военный деятель,
полководец и дипломат.
Реформа
проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана
следующими причинами:
—
проведение крупнейших политических,
экономических преобразований,
—
отсталость России в экономическом и
военном отношении;
—
отсутствие регулярной армии и флота.
Цель
Петровской реформы — усиление военной
мощи России и повышение роли страны на
международной арене.
Основное
содержание и направление сводилось к
следующему:
1)
Создание русской регулярной армии и
флота, комплектуемых на основе рекрутского
набора. С 1699 г. вводится рекрутская
повинность, узаконенная указом Петра
I в 1705 г. Государство в принудительном
порядке ежегодно набирало в армию и на
флот определенное количество рекрутов.
До 1724 г. рекруты брались из расчета один
человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от
1000 мужских душ. Призывной возраст
рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы
в армии был пожизненный.
2)
Формирование национального офицерского
корпуса. Он комплектовался преимущественно
из дворян. Военная служба начиналась с
15 лет. До получения офицерского чина
юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым
в гвардейских или армейских полках.
Дворянин-гвардеец жил как солдат, в
полковой казарме, получал солдатский
паек и исполнял обязанности рядового.
При
Петре I впервые создаются в России
учебные заведения для подготовки
морских, артиллерийских, инженерных и
других офицеров-специалистов. Петр I
запрещал производить в офицеры лиц,
которые не получили соответствующей
подготовки в военной школе.
Вводится
единая система военных званий и твердые
основы прохождения службы, закрепленные
в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница
включала 14 классов от фельдмаршала и
генерал – адмирала до прапорщика. В
основу службы и чинопроизводства было
положено не социальное происхождение,
а личные способности, образование, опыт,
грамотность, храбрость офицера
3)
Военная реформа установила новую
организационную структуру войск и
единые штаты. Вооруженные силы состояли
из полевых армий, гарнизонных войск и
иррегулярных частей. В структуре
вооруженных сил выделялось три рода
войск: пехота, кавалерия и артиллерия.
В 1708 г. формируются специальные
гренадерские части. Это были своеобразные
штурмовые воинские подразделения.
Основной тактической единицей в пехоте
и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х
батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский
— из 5-ти эскадронов. Численность полка
— до 1500 чел. В полку было примерно 40
офицеров, остальные рядовые.
4)
Армия и флот стали содержаться за счет
государства, и были национальными по
составу.
5)
Создание регулярного военно-морского
флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал
130 (из них 32 линейных) парусных и до 200
гребных судов. Центром кораблестроения
стала Адмиралтейская верфь в Петербурге,
а главной базой флота — Кронштадт. В
строительстве флота и создании русской
военной школы, большая заслуга принадлежала
Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину,
Ф. А. Головину В результате реформы
Россия в XVIII столетии выдвинулась в
число крупнейших морских держав.
6)
Создание единых военных органов
управления вооруженными силами: вместо
Приказов Петр I учредил военную коллегию
(1718г.).
7)
Создание единой системы обучения и
воспитания, которая отличалась простотой
и практичностью, были разработаны и
внедрены воинские уставы (Устав воинский
— 1716 г., морской устав — 1720 г., статьи
воинские, учреждения к бою, для полевой
битвы правила).
В рамках реформы проводилось перевооружение
армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота
получила однотипное огнестрельное
оружие — гладкоствольные ружья с
ударно-кремовым замком и трехгранным
штыком. Кроме того, шпаги, тесаки, гранаты.
Петр
I учредил первый российский орден —
Святого апостола Андрея Первозванного,
который вручался за «чрезвычайные»
заслуги перед Отечеством. Первым
кавалером этого ордена стал сподвижник
Петра, будущий генерал-фельдмаршал
России Ф. А. Головин. Сам же учредитель
ордена стоит шестым в списке Андреевских
кавалеров.
В
ходе осуществления реформы возникали
проблемы и трудности, чему способствовали
экономическая отсталость России и
противоборство части дворянства. Но,
несмотря на это, в России были созданы
мощные вооруженные силы, ядром которых
стали созданные по инициативе молодого
царя Петра I «потешные полки», из
которых в 1691 г. были сформированы первые
регулярные полки — Семеновский и
Преображенский.
Влияние
петровских военных реформ было настолько
велико по своей результативности, что
в последующем вооруженные силы развивались
и совершенствовались под мощным
воздействием этих преобразований,
вплоть до реформ 60-х гг. XIX.
В
начале XIX в. в России были разработаны
и частично осуществлены довольно крупные
военные преобразования. Они обусловливались
рядом факторов. В конце XVII в. — начале
XIX в. в России шел процесс разложения
феодализма. В этих условиях необходимо
было сохранить политическое господство
дворянства, предотвратить возможность
революционных потрясений в странах
Западной Европы. Кроме того, в эти годы
Россия вела длительные войны, которые
показали, что противники, в частности
буржуазная Франция, обладают более
прогрессивной военной организацией.
Еще одним фактором, обусловившим
необходимость реформы, было то, что
насажденная Павлом I прусская военная
система устарела и требовала кардинальных
изменений.
Вступив
на престол в 1801 г., Александр I открыто
провозгласил курс на реформирование
всех сторон жизни, в том числе и в военной
области:
Во-первых,
в 1802 г. была проведена реорганизация
центрального военного управления.
Вместо Военной коллегии и Адмиралтейской
коллегии созданных еще Петром I, создаются
Военные и Морские министерства, а бывшие
коллегии преобразовываются в совещательный
орган при министерствах.
Во-вторых,
проведены преобразования в организации
войск. В пехоте и кавалерии постоянным
войсковым соединением стала дивизия,
которая состояла из 2-3 бригад двух
полкового состава и артиллерийской
бригады. Дивизии сводились в корпуса —
высшие соединения, как в пехоте, так и
в коннице. Корпус имел, как правило, две
дивизии и две артиллерийских бригады.
Корпуса объединялись в армии. Так, в
начале 1812 г., войска были сведены в 8
пехотных, 4 кавалерийских корпуса и два
казачьих отряда и распределялись между
1-й и 2-й Западными, 3-й Резервной и
Дунайскими армиями. Увеличилось число
егерских полков, способных вести бой в
рассыпном строе.
В-третьих,
русская армия 1809г, получила на вооружение
более совершенное 7-линейное кремневое
ружье, что позволило ввести обучение
войск прицельной стрельбе. При активном
участии генерала П. И. Багратиона и
военного министра. М. Б. Барклая-де-Толли
были разработаны и введены новые уставы
и наставления.
В-четвертых,
некоторое усовершенствование получила
система подготовки офицерских кадров.
Усложнение военного дела потребовало
повышения уровня специальной подготовки
офицеров, расширения сети военно-учебных
заведений.
Все
эти и некоторые другие преобразования
были значительным отходом от прусской
системы Павла I, возрождением национальных
традиций русской армии, традиций Петра
I, П. А. Румянцева, А. В. Суворова. Они
положительно сказались на русской
армии, которая во время Отечественной
войны 1812 г под командованием М.И. Кутузова
разгромила сильнейшую по тому времени
армию Наполеона .
Осенью
1861г. на должность военного министра был
утвержден генерал Д. А. Милютин (1816-1912
гг.) — энергичный сторонник реформ в
армии, — сумевший на основе имеющихся
экономических возможностей государства
поднять мощь русской армии. В январе
1862 г. он представил царю, проект военной
реформы, который одобрил его. Россия
вступила в полосу военных реформ, которые
продолжались 12 лет (1862 – 1874).
Цель
этих реформ состояла в создании массовой
армии, в ликвидации военной отсталости
России, выявленной в Крымской войне
1853-1856 гг.
Основные
направления военной реформы и ее
результаты сводились к следующему:
—
замена рекрутской системы комплектования
войск всесословной воинской повинностью.
Согласно принятому Уставу о воинской
повинности (1874г.) к службе привлекались
все мужчины, достигшие 20-летнего возраста.
Срок действительной службы в сухопутных
войсках определялся в 6 лет и затем 9 лет
в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в
запасе.
Устав
предусматривал освобождение от военной
службы значительного числа лиц: служителей
религиозного культа, врачей, преподавателей,
народов Средней Азии и Казахстана,
Крайнего Севера и Дальнего Востока,
Кавказа. Освобождались от призыва в
армию по семейному положению (единственный
сын, если он был кормильцем семьи). В
целом по стране число ежегодно призываемых
в армию не превышало 30% от лиц призывного
возраста. Предоставлялись большие
льготы людям, имевшим образование: для
окончивших высшие учебные заведения
срок действительной службы сокращался
до 6 месяцев, гимназии — до- полутора лет.
Переход
воинской повинности позволил государству
сократить численность армии в мирное
время и значительно увеличить контингент
военно-обученного запаса. Его численность
в конце века составила около 3 млн.
человек;
—
была проведена реформа военного
образования, подготовки и переподготовки
офицерских кадров. Значительное место
среди военных преобразований заняла
проблема подготовки офицерских кадров.
В 60-х годах XIX века была осуществлена
реформа военно-учебных заведений. Ее
цель заключалась в том, чтобы готовить
преданные Отчизне, хорошо образованные
и обученные военному делу кадры офицеров.
Система
высшего военного образования не
подверглась серьезному переустройству,
и реформы в этой области коснулись лишь
отдельных сторон организации военных
академий, а также изменений учебных
планов в сторону придания военному
обучению более практического характера.
Были открыты две новые академии;
Военно-юридическая и Морская. В конце
века в России имелось 6 военных академий
(Генерального штаба, Медико-хирургическая,
Артиллерийская, Инженерная. Юридическая
и Морская). Но количество слушателей в
них было незначительным. Так, в
Артиллерийской академии число слушателей
не превышало 60 человек.
Серьезной
реорганизации подверглась средняя
военная школа. Вместо старых кадетских
корпусов создавались военные гимназии,
которые давали общее среднее образование
и готовили юношей к поступлению в военные
училища, и прогимназии с 4 — летним сроком
обучения для подготовки к поступлению
в юнкерские училища. В этих гимназиях
учащиеся носили военную форму, уклад
жизни имел полувоенный характер.
В
начале 60-х годов организуются военные
и юнкерские училища. В военных училищах
срок обучения был 3 года, туда принимались
юноши, окончившие военные гимназии.
Военные училища сразу же приобрели
чисто военную организацию, причем
внутренний распорядок в них был основан
на выполнении строжайшей воинской
дисциплины, не выполнявшие ее подвергались
ответственности по дисциплинарному
уставу. «… в нашем училище, — рассказывает
в своих воспоминаниях один из бывших
юнкеров, Кривенко, — на юнкеров смотрели
не так как прежде на кадет специальных
классов, а как на лиц, действительно
состоящих на военной службе, и потому
строгая дисциплина проводилась
систематичной, сильной рукой».
Юнкерские
училища предназначались для подготовки
офицеров из лиц, не имевших общего
среднего образования, а также из армейских
низших чинов, вышедших из дворянских и
обер-офицерских семей. Объем военных
знаний, даваемых юнкерам, был значительно
меньшим, чем в военных училищах.
Для
подготовки технических и других
специалистов были созданы оружейные,
технические, пиротехнические,
топографические, фельдшерские и другие
школы. В целях усовершенствования
военных знаний и переподготовки офицеров
учреждались одногодичные школы.
В
итоге реформы военной школы заметно
улучшилась подготовка командных и
инженерно-технических кадров, увеличилось
их число. К концу XIX в. среднегодовой
выпуск офицеров достигал 2 тысяч человек,
что позволяло обеспечивать до 80% вакансий
в армии и на флоте.
В
1882 году военные гимназии были ликвидированы.
Одновременно правительство восстановило
кадетские корпуса как закрытые дворянские
учебные заведения.
В
итоге реформы военной школы заметно
улучшилась подготовка командных, и
инженерно технических кадров, увеличилось
их число.
К
концу XIX в. ежегодно обучалось:
—
в кадетских корпусах около 12 тыс.
человек,
—
в военных училищах 5,5 тыс. человек,
—
в юнкерских 2,8 тыс. человек,
—
в академиях 850 человек.
Крупные
преобразования были произведены в
области военного управления и организации
войск. Центральное управление по-прежнему
осуществляло Военное министерство,
которое состояло из: 1) Военного совета;
2) Канцелярии; 3) Главного штаба; 4) Главных
управлений. Права министерства
расширялись: если раньше большинство
войск (гвардия, действующая армия и др.)
не подчинялись ему, то теперь в его
ведении стала вся армия.
Крупным
мероприятием явилось создание
военно-окружной системы. Страну разделили
на 15 военных округов. Каждый округ
возглавлялся командующим, который
подчинялся царю, но свои функции выполнял
под руководством военного министра.
Верховное
командование над всеми вооруженными
силами принадлежало императору. Его
ближайшим помощником был военный
министр.
Важнейшая
составная часть военных преобразований
— перевооружение армии и флота. На
вооружение русской пехоты стало поступать
нарезное стрелковое оружие — винтовка
системы Бердана, а затем трехлинейная
винтовка системы Мосина (1891 г.).
Берданка
— однозарядная винтовка калибра 4,2
линии (10,67 мм) под металлический патрон.
Заряжалась с казны. Разработана
командированными в США русскими
инженерами полковником А.П. Горловым и
капитаном К.И. Гуииусом при содействии
американского полковника X. Бердана. На
вооружение были приняты винтовки Бердана
№ 1 (1868), № 2 (1870). Имелось 3 типа № 2 —
пехотная, драгунская и казачья винтовки.
Мосин
Сергей Иванович (1849—1902) — русский
конструктор стрелкового оружия,
генерал-майор с 1900 г. В 1890 г. создал
«трехлинейную» винтовку — калибр 7,62
мм, магазинную пятизарядную. Винтовку
модернизировали в 1910, 1930 и 1933 гг. Ее
боевая скорострельность — 10—12 выстрелов
в минуту, прицельная дальность — до 2
тыс. метров, масса со штыком — 4,5 кг, без
штыка — 4 кг.
Артиллерия
перевооружалась стальными нарезными
орудиями. Во второй половине XIX в.
произошел переход от парусного к паровому
броненосному флоту. К концу столетия
Россия занимала в Европе третье место
по числу боевых судов: Англия имела 355
кораблей, Франция — 204, Россия — 107.
—
Одним из направлений военных реформ
была попытка улучшения материального
положения офицерского состава, повышение
престижа военной службы. В 1859 г. офицерам
были установлены более высокие оклады
денежного содержания. В 1886 г. на 10-40% были
увеличены оклады строевым офицерам. В
результате годовое жалование составляло:
у командиров корпусов — 10950 руб., начальников
дивизий 5256 руб., командиров полков — 3711
руб., командиров батальонов — 1380 руб.,
командиров рот -1032 руб. Заметна
непропорциональность оплаты. Но даже
после этих мер офицерское денежное
содержание немного отличалось от
заработков квалифицированных рабочих
Петербурга. Так, в 90-х гг. подпоручик
получал 40 руб. в месяц, а петербургский
мастеровой 22 и выше. Для сравнения:
соответствующие категории офицеров во
Франции получали в 2 раза в Германии — в
3 раза больше.
Таким
образом, военные реформы второй половины
XIX в. имели прогрессивное значение. Они
повысили боеспособность российской
армии и флота, что продемонстрировала
русско-турецкая война 1877-1878 гг. Вместе
с тем они встретили серьезное сопротивление
консервативных сил, как в армии, так и
в стране в целом.
Исторические
условия, сложившиеся в мире в начале XX
в., в том числе и в России, выявили новые
тенденции в развитии военного дела.
Прежде всего, к ним можно отнести такие:
—
качественные перемены в материальной
сфере;
—
резко повысились скорострельность
и дальнобойность артиллерийских
систем и стрелкового оружия;
—
в армию стали поступать бронемашины,
танки, аэропланы;
—
активное внедрение новых средств связи
— телеграфа, телефона, радио;
—
создаются массовые многомиллионные
армии;
—
войны стали носить затяжной характер;
—
изменилась взаимосвязь армии и народа,
фронта и тыла;
—
резко возросла роль тыла, снабжение
армии могло быть обеспечено силами
все-го народного хозяйства, а не одной
военной промышленностью;
Необходимость
военных реформ показали войны новой
эпохи, особенно русско-японская война
1904-1905 гг., поражение в которой заставило
правительство России приступить к
реформированию своих вооруженных сил
(1905 – 1912гг.).
Для
переустройства российской армии при
Совете государственной обороны (СГО),
созданном в июне 1905г., была образована
специальная комиссия. В военной области
были проведены следующие преобразования:
1.
Проведена реорганизация Центрального
военного управления: С 1905 г. Генеральный
штаб стал самостоятельным, независимым
от Военного министерства органом. Ему
передавались все вопросы подготовки
страны к войне. Создается Морской
Генеральный штаб.
2.
В 1912 г. вводится новый закон о воинской
повинности, сокративший льготы по
семейному положению и увеличивший
льготы по образованию.
3.
Сокращены сроки действительной службы:
в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других
родах войск — с 5 до 4, на флоте — с 7 До 5
лет. Запас делился на два разряда по
возрасту. Лица молодого возраста
определялись для пополнения полевых
войск, старшего — тыловых.
4.
Упразднены слабые в боевом отношении
резервные и крепостные войска (15% от
числа русской армии).
5.
Создана корпусная и полевая тяжелая
артиллерия, усилены инженерные войска
и войска связи, сформированы корпусные
авиаотряды.
6.
Увеличено число войск в Центральных
округах.
7.
На вооружение принимаются новые
артиллерийские системы: 122-мм, 152-мм
гаубицы, 107-мм пушки; в полках создаются
пулеметные команды(8 пулеметов);
8.
Принимаются меры по улучшению подготовки
офицерских кадров, улучшается их
материальное положение. К 1914 г. в России
было 28 кадетских корпусов, 19 военных
училищ, 4 морских училища, 7 академий, 3
морских высших школы, и т.п. Принимались
меры по омоложению офицерского корпуса.
Из армии было уволено около 7 тыс. офицеров
и генералов по возрасту или несоответствию
своему назначению. В 1912 г. среди офицеров
было: дворян — около 70%. почетных граждан
— до 11%, духовенства — свыше 3%, купцов —
2,2%, податного сословия (крестьян и мещан)
около 4%. Среди генералов Потомственные
дворяне составляли 87% и штаб-офицеров
(подполковник-полковник) около 71,5%, среди
остальных офицеров — свыше половины.
9.
Были приняты новые уставы (в том числе
устав о пенсиях офицеров) и наставления,
позволившие совершенствовать боевую
подготовку с учетом опыта войны.
10.
С 1906 г. началось восстановление русского
военно-морского флота. На основе
русско-японской войны прогрессивные
военно-морские деятели России в целом
верно наметили основные тенденции в
развитии флотов и правильно оценили
роль новых боевых сил и средств в будущей
войне. Военно-морской флот пополнился
новыми кораблями всех классов. По
проектам выдающихся кораблестроителей
А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова были построены
линкоры типа «Севастополь», которые
в техническом отношении являлись лучшими
для того времени кораблями этого типа.
Были созданы эсминцы типа «Новик»
и подводные лодки типа «Барс»,
считавшиеся лучшими в мире. Флот получил
хорошее торпедное и минное оружие. В
1914 г. Россия имела 9 линкоров, 15 крейсеров,
99 миноносцев, 23 подводные лодки и большое
число вспомогательных судов.
Военные
реформы 1905-1912 гг. подняли боеспособность
русской армии и флота. По своей боевой
подготовке они не уступали вооруженным
силам западноевропейских стран. Русский
солдат был храбр, стоек, вынослив,
способен вести напряженные боевые
действия. Неплохо был подготовлен к
войне унтер-офицерский и офицерский
состав низшего и среднего звена.
В
1914г. Россия имела самую многочисленную
армию в мире — свыше 1,4 млн. человек (в
августе 1914 г., после мобилизации, — 5 338
000). На ее вооружении находилось 7088
орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов
системы «Максим», 263 самолета, 4000
автомобилей.
Но
реформы 1905-1912 гг. проводились без учета
финансовых возможностей, а в результате
осуществлялись частично. Техническая
отсталость страны не позволяла полностью
перевооружить армию. Недостаточная
подготовка высшего командного состава
тормозила проведение реформы.
Таким
образом, военные преобразования и
реформы дооктябрьского периода были
вызваны целым рядом объективных
предпосылок:
—
проведением ряда важнейших
мероприятий в обществе в плане
политической, экономической реформ;
—
переменами в международной обстановке
и интересами экономики;
—
результатами закончившихся войн.
Основные
цели военных реформ и преобразований:
—
укрепление централизованного государства,
—
усиление военной мощи России,
—
устранение военной отсталости страны,
—
повышение боеспособности армии и флота.
Военные
реформы и преобразования в советский
период
Красная
Армия, создание которой началось еще в
январе 1918 г., по своим целям и задачам
принципиально отличалась от старой
армии. Кроме того, 20-е годы XX в. были
периодом начала нового витка в качественном
развитии боевой техники и оружия.
Необходимость
проведения реформы была обусловлена
трудностью экономического положения
страны, невозможностью содержания
многочисленной армии; неудовлетворительным
руководством Вооруженными Силами;
невысоким уровнем боевой подготовки;
несоответствием организационной
структуры экономическим возможностям
страны.
Все
это привело к тому, что к середине 1920-х
гг. назрела острая необходимость военного
реформирования Красной Армии и РККФ.
При этом учитывались как опыт Первой
мировой и Гражданской войн, так и
потребности мирного времени. Реформу
проводила комиссия во главе с М.В. Фрунзе.
Целью
проведения являлось укрепление
вооруженных сил, сокращение их численности
в соответствии с условиями мирного
времени и экономическими возможностями
страны.
В
реформе просматривались два этапа:
первый — 1921—1923 гг.; второй-1924-1925 гг. (ряд
историков определяет рамки военной
реформы 1924 — 1928 гг.).
На
первом этапе осуществлялось радикальное
сокращение вооруженных сил. К концу
Гражданской войны в рядах Красной Армии
проходили службу граждане семнадцати
призывных возрастов (1885—1901 гг. рожд.),
а ее численность составляла 5,3 млн.
человек.
К
лету 1923 г. кадровая армия была доведена
до 562 тыс. человек (сокращена почти в 10
раз).
На
втором этапе:
—
введение территориально-милицейской
системы строительства армии в сочетании
с кадровой. Это позволяло иметь при
минимальных затратах небольшое кадровое
ядро армии, способное обеспечить
неприкосновенность государственных
границ, а в случае войны быстро
отмобилизовать крупные военные силы.
Переход к смешанной системе комплектования
был обусловлен чисто экономическими
факторами, ибо Советское государство
было не в состоянии содержать кадровую
армию численностью свыше 1 млн. человек,
—
изменение организационно-штатной
структуры. Ликвидированы многочисленные
штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г.
центральный аппарат был сокращен на
22,7 %, аппараты военных округов — в среднем
на 33,5 %, аппараты органов снабжения на
40.%. На три четверти уменьшилась бумажная
отчетность;
—
переход к твердой системе комплектования
(осенний ежегодный призыв);
—
качественное обновление командного
состава, перестройка системы подготовки
военных кадров — переход от системы
краткосрочных курсов к военным школам
с трех-четырех годичным сроком обучения,
создание 6 академий; улучшение материального
положения военнослужащих. В 1924 г.
материальное содержание командного
состава увеличилось на 30-40%, а красноармейца
— с 35 копеек до 1 руб. 20 коп;
—
введение единоначалия;
—
реорганизация органов военного
руководства;
—
принятие Закона об обязательной военной
службе (18 сентября 1925 г.);
—
создание национальных формирований. К
весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей
численности.
Результаты,
достигнутые в ходе военной реформы,
состояли в том, что вооруженные силы
были приведены в соответствие с новыми
условиями развития государства,
возможностями его экономики и уровнем
развития военной науки и техники.
В
ходе проведения военных реформ возникло
немало проблем и трудностей:
—
невозможность обеспечить высокую боевую
выучку в ходе краткосрочных сборов;
-невозможность
дислокации соединений в соответствии
с оперативными планами развертывания
армии в случае войны;
-перегруженность
армии выполнением многочисленных задач
по внутренней службе (борьба с бандитизмом,
охрана объектов народного хозяйства,
разного рода хозяйственными работами).
В
результате проведения реформы 1924-1925
(1928) гг. вооруженные силы страны были
приведены в соответствие с новыми
условиями развития государства,
возможностями его экономики и уровнем
развития военной науки и техники.
Организационное укрепление армии
обеспечило повышение обороноспособности
страны.
Последующий
опыт военного строительства свидетельствует
о том, что военные реформы больше не
проводились, а осуществлялись радикальные
преобразования вооруженных сил.
Основным
их содержанием было частичное решение
довольно важных военных, мобилизационных
и некоторых других задач. Несмотря на
достаточно объемный характер этих
преобразований, они проходили в рамках
выполнения конкретных решений
правительства. Общим с военной реформой
являлось то, что многие из осуществляемых
мероприятий вытекали из тех коренных
изменений, которые произошли в
международной обстановке, а также в
экономической, политической и духовной
сферах общества.
Некоторые
черты военной реформы носила перестройка
в СССР в 1935-1939 гг. Именно этот термин —
«перестройка» — был выдвинут
февральско-мартовским (1937 г.) пленумом
ЦК ВКБ (б).
Для
преобразований в Красной Армии периода
30-х годов характерны следующие черты:
Резко,
сократился круг участников разработки
основных направлений преобразований.
ЦК ВКБ (б), изучив поступившие из войск
предложения, рекомендовал Совету Труда
и Обороны (СТО) и РВС СССР в течение
месяца разработать план мероприятий
по дальнейшему организационному
укреплению Красной Армии. В апреле 1935
г. такой план был представлен и в мае
одобрен Политбюро. Постановлением СТО
от 16 июня 1938 г. предлагалось к 1 января
1938 г. постепенно довести количество
дивизий в РККА до 106, увеличив при этом
число кадровых дивизий до 71. К началу
1939 г. все дивизии Красной Армии стали
кадровыми, численный состав вооруженных
сил с 1936 по 1939 г. увеличился почти вдвое
— с 1,1 до 2 млн. человек.
Необходимо
отметить, что в ходе реформы наблюдался
некритический, хвалебный подход к оценке
существующего положения в вооруженных
силах. Особенно он проявился в речи
наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова на
XVIII съезде ВКБ (б) в марте 1939 г., которая
по сути дела представляла собой явный
обман народа (при поддержке И.В. Сталина
и других членов высшего руководства).
Это привело к тому, что к сентябрю 1939 г.
в Красной Армии территориальные дивизии
были практически ликвидированы, а
кадровых дивизий в полном смысле не
существовало ввиду отсутствия
соответствующего обеспечения и
материально-технического снабжения.
Анализ состояния реорганизационных
дивизий свидетельствовал об их крайне
низкой боеспособности, малообеспеченности
и необученности. Кроме того, с периодом
реорганизации совпадали массовые
репрессии среди военных кадров, имевшие
огромные масштабы.
В
этих условиях, естественно, ожидаемого
укрепления вооруженных сил от проводимых
преобразований фактически не произошло.
Следующий
период преобразований в военном
строительстве был связан с окончанием
второй мировой войны. Правительство
имело уже опыт реорганизации Вооруженных
Сил при переходе от войны к миру в 20-е
гг. Казалось бы, все вопросы, связанные
с этим, должны были быть продуманы и
решены на научном уровне, с учетом
особенностей. К сожалению, этого не
произошло.
В
годы Великой Отечественной войны в
решении всех проблем прочно сформировался
централизованный принцип, упрочилась
командно-административная система,
которая в то время в определенной мере
была оправдана. Вопросы, связанные с
будущим Вооруженных Сил, стали прерогативой
высших эшелонов партийной власти. Ни
партийные съезды, ни Пленумы ЦК партии
не созывались для решения этих вопросов.
Решение
всех вопросов по реорганизации Вооруженных
Сил стало функцией Политбюро ЦК партии
и СНК. Так, в феврале 1946 г. в соответствии
с решением Политбюро, постановлением
СНК произошла реорганизация народных
комиссариатов обороны и ВМФ. Постановлением
СНК от 25 февраля 1946 г. все руководство
армией и флотом сосредоточилось в
Наркомате вооруженных сил, вскоре
переименованном в Министерство
вооруженных сил. Перевод армии и флота
на мирное положение начался с сокращения
их численного состава. По закону,
принятому Верховным Советом СССР 23 июня
1945 г., к началу 1948 г. из вооруженных сил
было демобилизовано около 8.5 млн. чел.
К этому времени наши вооруженные силы
насчитывали в своем составе 2,874 млн.
человек.
Для
периода конца 40- — начала 50-х гг. характерно
отсутствие четких прогнозов в военном
строительстве, хотя бы на непродолжительное
время. Подтверждением этому может
служить реорганизация высших органов
военного управления. В феврале 1950 г.
Министерство Вооруженных Сил разделилось
на два министерства — Военное министерство
и Военно-морское министерство СССР.
Высшим государственным органом
руководства всеми вооруженными силами
стал Высший военный совет, созданный в
марте 1950 г. при Совете министров СССР.
Затем, в марте 1953 г., оба министерства
воссоединились в Министерство обороны
СССР. При нем был создан Главный военный
совет. Все это говорит о том, что прежние
решения принимались без достаточной
проработки.
Реорганизация
вооруженных сил в 50-е гг. была вызвана
военно-технической революцией. Сущность
ее заключалась в резком, скачкообразном
переходе к ракетно-ядерным средствам
борьбы и, соответственно, появлением
новых способов достижения стратегических
целей войны.
Особенность
данных преобразований состояла в том,
что делалась попытка возродить традицию
рассмотрения военных вопросов на
Пленумах ЦК КПСС и съездах партии. В то
же время сохранялась и негативная
тенденция конца 30-х гг., когда военные
вопросы глубоко не рассматривались, а
дело ограничивалось хвалебными оценками,
непродуманными и поспешными решениями.
В обществе все прочнее утверждалась
точка зрения, по которой инициатива
преобразований должна исходить от
первого руководителя партии и страны.
Так, в конце 50-х годов Н.С. Хрущев в беседе
с редактором иностранного отдела газеты
«Таймс» заявил: «Мы стоим за то, чтобы,
в конечном счете, ликвидировать армии,
перейти на милицейскую систему…».
В
концентрированном виде этот курс был
изложен в докладе на IV сессии Верховного
Совета. В частности, отмечалось:
«Правительство и Центральный Комитет
нашей партии продумывают и изучают
сейчас вопрос о том, чтобы впоследствии
в строительстве Вооруженных Сил перейти
на территориальную систему… Мы думаем,
что территориальная система сможет
обеспечить нужные кадры и контингенты
населения, обученного военному делу и
владению современным оружием».
Подобные
странные и неожиданные заявления вряд
ли являлись результатом исследований,
проверок, научных разработок.
Представляет
собой интерес сокращение Вооруженных
Сил в середине 50-х -начале 60-х гг. Практика
показывает, что многие из принимавшихся
решений носили волюнтаристский характер.
За
1955-1956 гг. численность Вооруженных Сил
уменьшилась на 1840 тыс. человек.
Осуществление таких крупных мероприятий
не имело под собой научной основы,
последствия сокращения для боевой
готовности вооруженных сил глубоко не
изучалась, социальная защищенность
увольняемых офицеров и сверхсрочнослужащих
не обеспечивалась.
Для
этого периода характерна и вакханалия
с назначением министров обороны
(1953-1955 гг. — Булганин, 1955-1957 гг. — Жуков,
1957-1967 гг., — Малиновский).
Преобразования
в Вооруженных Силах СССР в 60-70-е гг.
происходили в период, непосредственно
предшествующий сегодняшней перестройке.
Определяющим критерием развития
Вооруженных Сил в то время был анализ
международной обстановки. Экономические
возможности государства рассматривались
как второстепенный фактор. В 1961 г.
президент США Д. Кеннеди признал военные
силы СССР и США равными, а спустя два
года он впервые публично высказался за
пересмотр некоторых догм «холодной
войны». Это был исключительно
благоприятный момент для пересмотра
перспектив советского военного
строительства. Однако недооценка
политических средств в укреплении
доверия между противоборствующими
блоками привела к тому, что страна была
«втянута» в длительный период гонки
вооружений. Такая политика привела к
тому, что в отдельные годы мы тратили
на военные расходы четверть своего
бюджета. Естественно, для этого требовалась
большая армия, численность которой
резко увеличилась после принятия в
1967г. закона СССР «О всеобщей воинской
обязанности».
После
апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС в
стране началась перестройка. Она
затронула все сферы жизни советского
общества, в том числе и Вооруженные
Силы. Однако намеченные реформы в военной
области, остались невыполненными в
связи с распадом СССР и Советских
Вооруженных, Сил.
Таким
образом, военные реформы и преобразования
в период советского строительства
свидетельствуют о том, что по своему
содержанию они были различны, вместе с
тем они имели много общего. Как
положительные, так и отрицательные
результаты военных реформ этих лет
могут и должны быть учтены сегодня при
реформировании Вооруженных Сил Российской
Федерации.