Руководство внеурочной деятельностью в школе

 Управление внеурочной деятельностью

в
рамках реализации ФГОС

заместитель
директора по ВР

МБОУ
«Саргатская ОШ»

Лаврентьева
Татьяна Владимировна

         В
современном обществе происходят перемены, которые требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В
связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов. Особая роль отводится внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составляющей частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени.

         Общее
руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе. На основе своих должностных
обязанностей и «Положения о классном руководстве» организацию внеурочной
деятельности с обучающимися класса осуществляет классный руководитель. Внеурочная
деятельность осуществляется по плану в соответствии с расписанием, утверждённым
руководителем общеобразовательного учреждения. К реализации мероприятий внеурочной
деятельности привлекаются педагоги из учреждений дополнительного образования,
специалисты историко-краеведческого музея, работники районной библиотеки и
методисты центральной клубной системы.

         Главной
целью внеурочной деятельности является создание оптимальной
социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое
саморазвитие и самореализацию личности. Определены основные задачи:


обеспечение благоприятной среды по адаптации ребенка в школе;

создание
условий для индивидуального развития ребенка и реализации приобретенных знаний,
умений и навыков;

выявление
интересов, склонностей, способностей и возможностей учащихся к различным видам
деятельности;

развитие
творческих способностей и опыта творческой деятельности, неформального общения,
сотрудничества.

Внеурочная деятельность осуществляется по следующим
направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное
и спортивно-оздоровительное, которые определены в соответствии с основной
образовательной программой образовательного учреждения.

В школе созданы
все необходимые условия для организации внеурочной деятельности. В штатное
расписание школы включены должности заместителя директора школы по ВР, старшей
вожатой и педагогов дополнительного образования. Все педагогические работники прошли
курсовую переподготовку по ФГОС. Для занятий внеурочной деятельностью в школе
кабинеты оснащены компьютерами и мультимедиа проекторами, для
спортивно-оздоровительных мероприятий имеются спортивный и тренажерный залы, школьный
мини-стадион и актовый зал. В школе организована работа группы продленного дня,
где дети после учебных занятий получают комплексный обед в школьной столовой,
находятся под присмотром воспитателя и имеют возможность заниматься внеурочной
деятельностью.

Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения. Мероприятия проводятся в форме квестов, работы мастерских,
клубов и студий. Организуются  конференции, смотры, десанты, акции, проводятся
праздники, деловые игры. Силами детей оформляются календарь знаменательных
событий, информационные тематические стенды, выпускаются стенгазеты.

Внеурочная деятельность
осуществляется посредством курсов внеурочной деятельности, воспитательных
мероприятий и организации деятельности ученических сообществ. Дополнительные
образовательные программы проходят процесс разработки, рецензирования и
утверждения администрацией школы.

Старшая вожатая курирует работу по
организации и реализации всероссийского движения школьников. Дети под её
руководством реализуют себя в военно-патриотическом направлении, являясь
членами «Юнармии» и «Юными инспекторами дорожного движения». Активно
обучающиеся выступают на школьных мероприятиях, оказывают всевозможную помощь
пожилым людям, организуют акции, встречи с интересными людьми, экскурсии и пр.  Классные
руководители с целью реализации внеурочной деятельности работают по плану
воспитательной работы класса, организуя разнообразные формы воспитательных
мероприятий с максимально полезной деятельностью для учащихся. Это организация
творческих мастерских, трудовые десанты, акции, соревнования, праздники и коллективно-творческие
дела. Воспитатель группы продленного дня организует тематические игры,
творческие мастер-классы, подвижные игры и активные прогулки, экскурсии,
контролирует посещение занятий курсов внеурочной деятельности и спортивных
секций.

Все виды внеурочной деятельности
учащихся ориентированы на воспитательные результаты. Достижение результатов
внеурочной деятельности   свидетельствует об эффективности
работы по вопросам воспитания.

Для оптимизации процесса
внеурочной деятельности и социализации обучающихся, своевременного выявления
недочётов, необходимо постоянно вести контроль. С
истема воспитательной работы складывается
на основе взаимодействия школы, родителей и учителей, на уроке и вне его.

Оценка качества является одной из
технологий управления внеурочной деятельностью, представляющая собой систему
наблюдений, проверок, анализа и оценки, соответствия принятым управленческим
решениям, зафиксированным в нормативно – правовых актах.

Цель оценки качества внеурочной
деятельности – выявление степени соответствия ВД достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального и основного
общего образования, и своевременной коррекции. Оценка внеурочной деятельности
направлена на систематическое изучение состояния работы, выполнение программ
дополнительного образования, ведение журналов внеурочной деятельности.
Осуществляется контроль посещаемости обучающимися занятий курсов внеурочной
деятельности и степень вовлеченности детей во внеклассные воспитательные
мероприятия.

Одним из направлений оценки
качества внеурочной деятельности является мониторинг её эффективности. Цель
данной оценки сбор, обработка и распространение информации, которая отражает
результативность внеурочной деятельности.

Показатели, по которым исследуется
эффективность внеурочной деятельности:

— количество учащихся включенных во
внеурочную деятельность;

— результат участия в мероприятиях разного
уровня;

— мотивация к познавательной деятельности;

— коммуникативные компетентности;

— сплочение ученического коллектива,
характер межличностных отношений;

— уровень воспитанности обучающихся;

— удовлетворенность учащихся и родителей
внеурочной деятельностью.

Для осуществления мониторинга
эффективности используются бланки, диагностики, методики, которые заполняются и
проводятся классными руководителями, психологом один раз в полугодие.
Полученная информация систематизируется. Данные исследования заносятся в
таблицы, графики, диаграммыПо итогам полученных данных выявляется
эффективность внеурочной деятельности, делаются выводы и формируются рекомендации.

Для осуществления оценки качества
внеурочной деятельности используются такие формы контроля как: собеседование с
педагогами, учащимися, родителями; посещение внеурочных занятий; анкетирование
родителей; отчёты классных руководителей, педагогов дополнительного образования
и руководителя школьного методического объединения классных руководителей.

По результатам оценки составляются
аналитические справки, которые заслушиваются на педагогическом совете, на заседаниях
ШМО классных руководителей.

Таким образом, главный результат
внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком
своих интересов на основе свободного выбора,  приобретения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций, создание условий для физического,
интеллектуального и эмоционального отдыха детей. И чтобы этот результат был
достигнут, необходимо учитывать оценку качества внеурочной деятельности,
используя различные направления и формы оценки.

Сложившийся на сегодняшний день
опыт по организации внеурочной деятельности является основой для дальнейшего
развития.

Выступление на районном семинаре

 «Организация внеурочной деятельности» в рамках ФГОС

СЛАЙД 1 В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутренних ресурсов школы, ее традиций, накопленного потенциала и  внешней социокультурной среды.

Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы.

СЛАЙД 2 Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться».

Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

СЛАЙД 3 Попробуем охарактеризовать организацию внеурочной деятельности в нашей школе и сравнить с требованиями ФГОС.

СЛАЙД 4 Начнем с понятия: Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации/

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной и основной школе.

СЛАЙД 5 Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  • во-вторых, способствовать их  воспитанию;
  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с выбранными направлениями развития личности школьника.
  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, кружки и секции, круглые столы, конференции, диспуты,  соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальные и патриотические проекты по воспитательной работе.

СЛАЙД 6 В нашей школе внеурочная деятельность организована по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социально-психологическое, общеинтеллектуальное, общекультурное;

СЛАЙД 7 Нами  определена   интеграционная модель организации  внеурочной деятельности обучающихся, где сочетается деятельность школы и учреждений дополнительного образования, и конечно же годовая циклограмма воспитательной работы.

 Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяем самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе,  мы используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий, а  также  сложившуюся  систему воспитательной   работы.

СЛАЙД 8 При  организации ВУД, мы приняли во внимание следующие требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности:

  • Часы, отводимые на ВУД, используются по желанию детей
  • Все направления ВУД направлены на воспитательный результат
  • Часов не более 10 на каждого ребенка
  • Школа определила направления и часы, отведенные на ВУД

Какие же на сегодняшний день у нас  в школе имеются условия для организации внеурочной  деятельности в рамках ФГОС ООО?

(кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

СЛАЙД 9 Кадровое обеспечение:
В реализацию ООП ООО будут вовлечены:
— 4 сотрудника административно- управленческого состава;
— 19 учителей-предметников;

— 5 специалистов  дополнительного образования;
— 16 классных руководителей;
— педагог-психолог;
— социальный педагог;
— педагог-организатор;

— библиотекарь.

СЛАЙД 10 Методическое сопровождение направлено на освоение содержания ФГОС через различные виды деятельности педагогов.  У нас прошли тематические педсоветы по введению ФГОС ООО, организована работа методического объединения по освоению новых педагогических технологий, проведены семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия.

  • Темы вы видите на слайде

СЛАЙД 11 Нормативно-правовое обеспечение: Создавая нормативно-правовую базу, мы основывались на документах, регламентирующих внеурочную деятельность.

разработаны

«Положение о  внеурочной деятельности»

«Программа организации внеурочной деятельности на учебный год»

«Положение о программах внеурочной деятельности»

Имеются

-договора о сотрудничестве   с учреждениями дополнительного образования(ЦДОД «Созвездие» и ДТДиМ «Радуга»)

— разработаны программы курсов.

СЛАЙД 12 Принципы организации внеурочной деятельности по ФГОС:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

СЛАЙД 13 В нашей школе ….. (по слайду)

СЛАЙД 14 На основании этого созданы программы по ВУД. Из всех предлагаемых типов программ нами выбраны программы по конкретным видам внеурочной деятельности.

СЛАЙД 15 На сегодняшний день модель внеурочной деятельности в школе такова – мы интегрируем деятельность педагогов УДО, классных руководителей, учителей – предметников и других работников школы.

СЛАЙД 16 По ФГОС внеурочная деятельность учащихся дополняет основную образовательную программу и стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия по предметам школьного цикла имеют свое продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельности учащихся. Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире.

СЛАЙД 17Материально-техническое  и  информационное обеспечение:

В школе во всех  кабинетах компьютеры и мультимедийное оборудование, полное оборудование в актовом зале. Имеется выход   в Интернет в  кабинете информатики. Школьная библиотека имеет большой книжный фонд, в том числе и справочная литература. В библиотеке постоянно действуют книжные выставки по любым запланированным темам. Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО.  Ежемесячно выходит школьная газета «Наш голос» и фотогазета «Fotolook», где освещается школьная жизнь.

СЛАЙД 18 Остановлюсь на том, что из  опыта организации внеурочной деятельности  в нашей школе, мы можем смело использовать при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

1) система программ  по интересам для 1-4 и 5-7 классов;

2)  традиционные  формы внеурочных  мероприятий: научно-практическая конференция,  краеведческая конференция,  социальные  и патриотические проекты; волонтёрское движение и т.д.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога;

3) опыт социального партнёрства  (сотрудничество с  УДОд). Основная  цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства  в микросоциуме, обеспечение  успешной адаптации ребенка к современным социокультурным условиям.

4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы воспитательной деятельности  в классе. Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, которая обогащает личность ребенка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, создает условия для духовно- нравственного роста личности является коллективные творческие дела.

5) опыт проектной и исследовательской деятельности.   Подготовка  к участию и участие   в различных конференциях позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

6) система физкультурно-оздоровительной работы (спортивные секции: по    баскетболу, мини-футболу;  Дни здоровья и Олимпийские дни).  Ежегодно в школе реализуются проекты данного направления – «Просто быть здоровым», «Мое здоровье – мое достояние», «В школу за здоровьем» и т.д.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС НОО наполнили ее новым содержанием.

В текущем году при 100% занятости ведутся курсы по всем направлениям.

СЛАЙДЫ 19-22

Направления внеурочной деятельности в 1-7 классах представлены следующим набором курсов. Как видно из таблиц, все направления ВУД задействованы.

СЛАЙД 23 Педагоги применяют различные формы проведения занятий.  Воспитательный результат внеурочной деятельности —  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию  в том или ином  виде внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности  может происходить на уровнях:

  •  представления коллективного результата группы обучающихся;
  • индивидуальной  оценке результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося.

СЛАЙД 24 Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося  будет использоваться  портфолио По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.

СЛАЙД 25  Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы.

  • Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. А для 2-3 классов, занятия проводится либо после уроков, когда дети уже устали, либо нулевым уроком.  
  • Мы не всегда  имеем  свободные помещения для организации внеурочной деятельности, у нас нет специальных помещений, нет игровых,  нет комнат отдыха.
  • Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.

СЛАЙДЫ 26 – 28 Отсюда можно сформулировать «плюсы» и «минусы» в организации ВУД.

Но при этом мы должны стремиться к тому, чтоб приблизиться к максимальному выполнению требования ФГОС. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

СЛАЙД 29         В  заключении  мне хотелось бы ещё раз сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.  

СЛАЙД 30 И потому важнейшая задача   педагогического коллектива —  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика, несмотря на загруженность каждого педагога…. Здесь я ставлю многоочие

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», в котором отражены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях. Рассмотрим данные рекомендации.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в редакции Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821–10).

изображениеФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

изображениеВнеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность и требования СанПиН

В период подготовки и публикации указанных методических рекомендаций, были внесены изменения в санитарные нормы и правила (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2015 г. N 40154).

В СанПиН указывается, что «основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований», которые указаны в ниже приведённой таблице.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) <*>

 

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) <**>

 

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

1

21

10

2-4

26

23

10

5

32

29

10

6

33

30

10

7

35

32

10

8-9

36

33

10

10-11

37

34

10

Примечание:

<*> Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

<**> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года».

Необходимо обратить внимание, что ни в рекомендациях, ни в СанПиН не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности, указано лишь максимальное количество часов в неделю (на определённом уровне образования). При этом указано, что внеурочная деятельность является обязательной!

Вопрос

Ответ

Блок 1. Целевые ориентиры внеурочной деятельности в МАОУ СОШ

1. Что является целью организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ?

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Блок 2. Документы, определяющие содержание образования внеурочной деятельности

2. Какие типы программ определяют содержание образования внеурочной деятельности?

Виды программ, используемые в школе:

 типовые, рекомендованные Министерством образования;

 типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;

 собственные (авторские), разработанные руководителями

3. Какие программы должны быть обязательно у педагога, ведущего внеурочную работу?

В документацию руководителя кружка, секции, клуба, факультатива и др. входят:

 журнал учета работы установленного образца;

 программа работы с календарно-тематическим планированием. Без программы, тематического (календарного) планирования руководитель группы к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Блок 3. Организация внеурочной деятельности

4. Кто является руководителем внеурочной деятельности в школе?

Организация внеурочной деятельности может осуществляться как учителями школы, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений дополнительного образования.

5. Нужно ли документально закреплять выбор образовательной области и образовательных программ внеурочной деятельности обучающимися?

Приложение разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

6. Какие требования предъявляются к составлению расписания?

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее 
благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляться 
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание 
утверждается директором школы образовательного учреждения.

7. На какой срок происходит зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности?

Учебный год в кружках, секциях, факультативах, курсах, клубах и др. начинается с 1-15 сентября и заканчивается к 25 мая. Объём внеурочной деятельности не более 10 часов в неделю до 1350 часов на уровне НОО; до 1750 часов на уровне ООО; до 700 часов на уровне СОО.

8. Кто ведет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью?

Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и по ВР.

Заместитель директора по УВР и ВР проверяют проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала учета работы руководителя группы, учёт посещаемости согласно плану ВШК.

9. С какой целью используется отдельный журнал по внеурочной деятельности?

Основная цель ведения журнала –учет проведенных занятий внеурочной деятельности, учет посещаемости занятий обучающимися.

10. Чем определяется списочный состав детских объединений внеурочной деятельности в школе?

Количество учащихся в группах – от 12 до 25. Продолжительность занятий по внеурочной деятельности устанавливается исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:

 для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);

 для учащихся 8-10 лет

– до 1, 5 часов с 15-минутным перерывом;

 для учащихся 11-13 лет – до 1,5 часов без перерыва.

11. Какие требования необходимо учитывать при использовании педагогом разных форм внеурочной деятельности?

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности в школе предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 5 и более направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное, другие

Блок 4. Права обучающихся при посещении внеурочной деятельности

12. Имеет ли право обучающийся заниматься в объединениях разной направленности?

Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях и имеет право заниматься в объединениях разной направленности.

13. Имеет ли право обучающийся изменять направление обучения, связанного с внеурочной деятельностью?

Каждый обучающийся имеет право изменять направление обучения.

Блок 5. Права педагогов при организации внеурочной деятельности

14. Может ли педагог сам определять содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения?

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д. Группы, кружки, секции и клубы формируются согласно пожеланиям учащихся и могут быть одновозрастными или разновозрастными.

15. Может ли педагог в своей работе использовать примерные программы, рекомендованные Минобрнауки РФ?

Возможно использование утвержденных авторских программ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство альфастрахование в воронеже
  • Руководство при проверки для предпринимателей
  • По для обновления руководства пользователя что это
  • Тдс 3 метр инструкция на русском языке
  • Фенибут цена в пензе инструкция по применению