Руководство верховной распорядительной комиссией

Верховная распорядительная комиссия


Верховная распорядительная комиссия

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 40.

Обновлено 11 Февраля, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 40.

Обновлено 11 Февраля, 2022

Одним из новых органов власти, созданных в годы царствования императора Александра II, стала Верховная распорядительная комиссия. Её учреждение относится к 1880 году, она появилась вскоре после очередного покушения на монарха. Период её деятельности был недолгим. Комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия действовала несколько месяцев.

Повод и создание комиссии

Реформаторская деятельность императора Александра II вызвала недовольство части общества.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

С 1860-х в Российской империи появилась новая особенность противостояния общества и власти. Организацией покушений на императора стали заниматься члены движения «Народная Воля».

Шестое покушение на жизнь Александра II произошло 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Его организовал Степан Халтурин. Он устроился на работу плотником и организовал в здании взрыв 30 килограмм динамита. Император выжил, так как опоздал на обед. В ходе террористического акта погибло 11 человек и 56 было ранено. После покушения, 12 февраля, Александр II издал именной указ о создании Верховной распорядительной комиссии.

Начальником комиссии стал генерал-адъютант и граф Михаил Лорис-Меликов, который также занимал пост Санкт-Петербургского временного генерал-губернатора.

Помимо Михаила Лориса-Меликова, в комиссию вошёл член Государственного совета Константин Победоносцев, который также с апреля 1880 года возглавлял Синод, то есть руководил делами церкви. Также в её работе принимали участие князь Александр Имеретинский, статс-секретарь Михаил Каханов и тайные советники — Ковалевский, Шамшин, Марков, Перфильев.

Победоносцев Константин

Рис. 2. Победоносцев Константин.

Период деятельности и дальнейшие события

Делами комиссии заведовал бывший прокурор Харьковской судебной палаты Александр Кузьминский. Лорис-Меликов вызвал его из Харькова.

3 и 4 марта 1880 года в подчинение начальнику Верховной распорядительной комиссии перешли:

  • корпус жандармов;
  • III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Материалы заседаний комиссии не публиковались, а они проводились трижды в марте и один раз в июне. С мая по август власти освободили поднадзорных и им было разрешено поступление в высшие учебные заведения.

6 августа 1880 года последовал императорский указ о закрытии комиссии и III отделения. Все их дела передавались в Департамент государственной полиции при министерстве внутренних дел. Этот департамент просуществовал до марта 1917 года. Полезно знать, где заседали его сотрудники: в особняке Виктора Кочубея в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки.

1880 год стал взлётом карьеры Михаила Лориса-Меликова. С августа он занимал пост министра внутренних дел. К началу 1881 года он подготовил проект по привлечению общественности к участию в законотворческой деятельности, который получал название «Конституция Лорис-Меликова». Граф был отправлен в отставку императором Александром III в мае 1881 года.

Лорис-Меликов

Рис. 3. Лорис-Меликов.

Заключение

Что мы узнали?

Создание Верховной распорядительной комиссии при Александре 2 стало одним из шагов власти по наведению государственного порядка в последний год царствования императора. За несколько месяцев весны-лета 1880 года в России были реорганизованы органы внутренних дел и полиции.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 40.


А какая ваша оценка?

ВЕРХО́ВНАЯ РАСПОРЯДИ́ТЕЛЬНАЯ КОМИ́ССИЯ

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


ВЕРХО́ВНАЯ РАСПОРЯДИ́ТЕЛЬНАЯ КО­МИ́ССИЯ по ох­ра­не го­су­дар­ст­вен­но­го по­ряд­ка и об­ще­ст­вен­но­го спо­кой­ст­вия, вре­мен­ный гос. ор­ган в Рос. им­пе­рии. Соз­да­на 12(24).2.1880 для про­ве­де­ния мер по «пре­кра­ще­нию по­ку­ше­ний на го­су­дар­ст­вен­ный и об­ще­ст­вен­ный строй» по­сле взры­ва в Зим­нем двор­це, ор­га­ни­зо­ван­но­го чл. «На­род­ной во­ли» С. Н. Хал­ту­ри­ным. Идея об­ра­зо­ва­ния В. р. к. при­над­ле­жа­ла М. Н. Кат­ко­ву, бы­ла под­дер­жа­на це­са­ре­ви­чем (бу­ду­щим имп. Алек­сан­дром III), её функ­ции оп­ре­де­лил П. А. Ва­лу­ев. Фак­ти­че­ски яв­ля­лась кон­суль­та­тив­ным ор­га­ном при её гл. на­чаль­ни­ке М. Т. Ло­рис-Ме­ли­ко­ве (он же оп­ре­де­лял со­став ко­мис­сии). Ко­мис­сия про­ве­ла 5 за­се­да­ний, на ко­то­рых бы­ли вы­ра­бо­та­ны и при­ня­ты ме­ры по ко­ор­ди­на­ции дей­ст­вий всех адм.-су­деб­ных ор­га­нов, за­ни­мав­ших­ся борь­бой с ре­во­люц. вы­сту­п­ле­ния­ми; по ус­ко­ре­нию след­ст­вия по де­лам о гос. пре­сту­п­ле­ни­ях и упо­ря­до­че­нию сис­те­мы адм. ссыл­ки и по­ли­цей­ско­го над­зо­ра. Ли­к­ви­ди­ро­ва­на 6(18) авг. по пред­став­ле­нию Ло­рис-Ме­ли­ко­ва, счи­тав­ше­го, что ко­мис­сия вы­пол­ни­ла свои за­да­чи.

Глава 11

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

Пункт второй указа от 6 августа 1880 г. гласил:

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции…»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Причины ищет комиссия

Причины ищет комиссия
Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе
Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА
Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Закупочная комиссия

Закупочная комиссия
С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема — снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных —

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР:

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР:
д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Атомная комиссия

Атомная комиссия
В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Урановая комиссия

Урановая комиссия
Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Особая Центральная Комиссия

Особая Центральная Комиссия
В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов— Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Комиссия по перемирию

Комиссия по перемирию
22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко

ГЛАВА 2.
Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко
В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Создание Верховной распорядительной комиссии стало важным событием в политической истории России. Факт существования этого органа свидетельствует о попытке царского режима конца 19 века совладать с общественными настроениями, в основе которых было ожидание конструктивных последовательных реформ.

Что это за комиссия

В 1880-м силами царского режима произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии. Год этот был ознаменован активной борьбой самодержавной власти против революционного движения. Среди историков есть мнение, что поводом для создания Комиссии стал взрыв, устроенный противниками царизма 5 февраля в Зимнем дворце.

Верховная распорядительная комиссия

Человек, в непосредственном подчинении которого находилась Верховная Распорядительная комиссия – Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. В состав органа также входили К. П. Победоносцев, А. К. Имеретинский, М. С. Каханов и другие видные государственные деятели. Создание Верховной распорядительной комиссии, как считают некоторые историки, было связанно с необходимостью упорядочить действия правоохранительных органов в столице Российской империи в условиях растущих революционных настроений.

Деятельность

Верховная распорядительная комиссия была призвана объединять работу различных государственных органов правопорядка (включая судебные инстанции). Главной целью работы комиссии было противодействие нарастающей активности революционеров. Задачи, которые стояли перед данной организацией, заключались в ускорении следственных действий в отношении подозреваемых в преступлениях перед государством, решением вопросов о наказании в виде ссылок, управлении полицейскими органами, осуществляющими надзор.

Учреждение Верховной распорядительной комиссии

В среде историков есть версия, что Лорис-Меликов достаточно активно вмешивался в работу большинства направлений государственной политики, однако тому способствовала поддержка в царском окружении. И потому учреждение верховной распорядительной комиссии могло быть оценено как простая формальность – ключевые решение принимались, так или иначе, в рамках линии царизма. И потому, по мнению историков, совершенно неудивительным стал факт, что учреждение верховной распорядительной комиссии довольно скоро вылилось в ее упразднение. Лорис-Меликов возглавил Министерство внутренних дел страны.

Предпосылки появления

В популярных историографических источниках встречается версия, что реформы, проведенные царским режимом в 60-70 годы 19 века, имели признаки непоследовательности, несмотря на то, что несли в себе ряд прогрессивных признаков: развитие капиталистических элементов и сопутствующий рост экономики, укрепление позиций страны на международной арене.

Верховная распорядительная комиссия 1917

Верховная распорядительная комиссия, считают историки, появилась как ответ царского режима на кризисные тенденции в области политических процессов – стали появляться организации, стремящиеся исправить недостатки в правлении страной революционными методами. Кроме того, значительная часть российского общества не имела выраженной политической позиции, и был риск, что радикально настроенные ячейки обретут симпатию в глазах граждан.

Личность Лорис-Меликова

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился в 1824 году в Тифлисе. Его семья имеет армянские корни. Обучался в Лазаревском институте восточных языков. Затем – в военных школах Петербурга. В 1843-47 годах служил в гусарском полку в Гродно. Потом несколько лет воевал на Кавказе, после принимал участие в Крымской войне и последующих крупнейших военных конфликтах между Россией и Турцией. После заключения мира между державами был назначен временным генерал-губернатором Астрахани, Саратова и Самары, успешно решил задачи по противодействию опасным эпидемиям в регионе. Работал на должности генерал-губернатора в Харькове, где принимал участие в реформировании государственного аппарата. После возглавил новый госорган под названием Верховная распорядительная комиссия (год 1880).

Лорис-Меликов о ситуации в стране

В своих мемуарах о том, в каких условиях функционировала Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов подчеркивал, что первоочередной задачей было успокоить граждан страны. И только потом проводить реформы. Деятель писал о том, что российский царь испытывал давление с самых разных сторон. Во-первых, с внешнеполитической арены – великие державы принуждали императора изменить подписанный с Османской империей Сан-Стефанский мирный договор на условиях, невыгодных России. Во-вторых, российская интеллигенция требовала последовательности в реформах: после отмены крепостного права в 1861 году нужно было приспосабливать освободившихся крестьян к новым условиям ведения хозяйства. И это при том, что не утихали консервативные настроения прогрессивной общественности, полагавшие, что реформа 1861 года не была совместима с российской действительностью.

Проект Конституции Лорис-Меликова

В январе 1881 года Лорис-Меликов предложил императору Александру Второму на рассмотрение документ, содержащий основные принципы преобразований управления страной, которые, по мнению деятеля, были адекватны социально-политической обстановке. Историки назвали этот документ «Конституцией Лорис-Меликова». В нем содержалось предложение создать комиссии по подготовке законов, касающихся финансовых вопросов, управления в регионах и формирования законосовещательной функции. В состав данных органов должны были войти депутаты, избираемые в губернских земствах и городских думах.

Верховная распорядительная комиссия Лорис-Меликов

Главная задача преобразований заключалась в создании института народного представительства, прообраза парламента. Император не возражал против идеи. Но в день, когда Александр Второй подписал проект обращения в правительство по вопросу преобразований, террористы «Народной воли» совершили покушение на царя. Императору не удалось выжить.

Народовольцы

Главной структурой, которая, по мнению многих историков, представляла наибольшую угрозу царскому режиму, была «Народная воля». Эта организация являлась законспирированной структурой, но вместе с тем находила каналы включения в политические процессы. В ее программные положения входил захват власти методом революционного восстания и последующее проведение демократических реформ. «Народовольцы» полагали, что теракты – наиболее действенный метод противодействия режиму.

Учреждение Верховной распорядительной комиссии год

В феврале 1880 года они организовали взрыв в Зимнем дворце, который и привел к необходимости образования такой структуры, как Верховная распорядительная Комиссия. Год создания этого органа, по мнению ряда экспертов, характеризовался высочайшей социальной напряженностью в России.

История органов по обеспечению порядка в России

Несмотря на то что время, когда произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии – год особенно активной деятельности радикалов, не имевшей, по мнению многих историков, столь выраженных проявлений в несколько предыдущих десятилетий, подобный орган имел исторические прототипы. В частности, в середине 17 века царем был создан так называемый Приказ тайных дел, призванный контролировать работу ключевых госучреждений и ведения следствий, касающихся работы политиков. При Петре Первом был учрежден Преображенский приказ. Орган выполнял задачу по расследованию прецедентов оскорбления личности Императора, подрывной работы, проступков в гвардии. В начале 18 века был образован новый орган – Канцелярия розыскных дел, а через несколько десятилетий – Тайная экспедиция, призванная расследовать дела по нарушению государственного порядка. В последующие десятилетия органы внутренних дел Империи приобретали разные наименования. В конце 19 века, когда в стране назрела необходимость в противодействии радикально настроенным группам, появилась Верховная распорядительная комиссия.

Историческое наследие Комиссии

В среде историков существует версия, что Верховная распорядительная комиссия стала органом, оказавшим прямое влияние на формирование советской, а затем и современной системы государственных учреждений правопорядка. В некоторых историографических данных есть сведения, что созданные в 1917 году контрреволюционные органы советской власти по своим функциям были очень похожи на Верховную распорядительную Комиссию. Затем был создан НКВД, появились такие структуры, как МВД СССР и КГБ.

Создание Верховной распорядительной комиссии

В 1991 году были учреждены органы, локализировавшие работу советских структур в РСФСР. После распада СССР появились российские МВД и ФСБ. Таким образом, есть основания говорить, насколько велика историческая роль такого органа, как Верховная распорядительная комиссия: 1917-й — революционный — год был периодом опробования государством нового формата противодействия протестным настроениям, а на основе этого опыта выросла советская, а потом и современная система органов правопорядка.

Оценка историков

В среде российских ученых есть эксперты, оценивающие историческую роль верховной распорядительной комиссии в контексте современных политических процессов. В частности, есть версия, что власти при царе и правящие элиты сегодняшней России допускают общие ошибки. Например, появление террористических организаций, полагают сторонники данной гипотезы, и сегодня и тогда было связано с произволом элит, отсутствием у них желания проводить необходимые реформы, причем мирными методами. Если как-то и противодействовать терроризму, полагают эксперты, то акцент нужно делать на идеологическом факторе, на корректировке принципов развития экономики, при которой оппозиционные и подрывные ячейки в обществе не будут иметь возможности влиять на население, у которого есть, к примеру, стабильная и высокооплачиваемая работа.

Верховная распорядительная комиссия год создания

Важна, подчеркивают историки, качественная работа спецслужб не просто в «авральном» режиме – когда террористы активизируются, а постоянно. В этих направлениях, полагают эксперты, ошибалось Правительство Царской России, и проводят недостаточно четкую работу госорганы РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал по блендер по русски
  • Инструкция по применению крафт пакетов медтест
  • Руководство нашей компании приняло решение
  • Смекта порошок инструкция по применению для детей при рвоте
  • Партисипативный стиль руководства это демократический стиль