Руководство в школе статьи

Подготовила:

Максимишина Оксана Сергеевна,

                                                                    
заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии КГУ «Неполная
средняя школа № 31»

города
Петропавловска Северо-Казахстанской области

Роль руководителя (директора) в управлении современной
школой.

Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура
в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений
в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического
менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель,
обладающий  такими  качествами как: компетентность;
коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии
решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы – это:

·       
творческая личность,
способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения
стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные
управленческие технологии;

·       
личность, постоянно
работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;

·       
стратег, видящий
перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;

·       
личность, вдохновляющая
своим примером педагогический коллектив.

 Директор Центра исследования лидерства Института
образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что
навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор)
школы, очень много, но самое главное, —  это способность сформировать
команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую,
и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению
и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то
вопросах.

 В последние годы в казахстанской школе
происходят значительные перемены.  Происходит насыщение образовательного
процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями
и учебными комплексами.

 В образовательный процесс внедряются инновационные
образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных
деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки
квалифицированных педагогов новой формации.

 Школьники XXI века значительно отличаются по развитию
от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя
(директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это
эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять
очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие
с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки
управления организацией с каждым днем становятся все более и более
важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

 Питер Друкер, основоположник современного
менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному
выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне
редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление —
совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого
напрямую связан с личной эффективностью человека.

 С другой стороны, в рамках большой свободы
директор современной школы,  помимо теории управления,  должен
разбираться и в современных образовательных парадигмах,
и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

 Многие специалисты считают, что  неважно, какое
образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен
быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски
в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть
эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться
бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова,
он не будет».

 Подобной  точки зрения придерживается  и
директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского
университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь
эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая
испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой
директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок,
потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей,
и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической
практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

 На практике же, когда у директора масса управленческих
и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером
и  эффективным инноватором в плане педтехнологий.  По мнению
ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров)
школ:

·      
«авторитарный хозяйственник»;

·      
«демократичный
хозяйственник»;

·      
«авторитарный
предводитель»;

·      
«демократичный
предводитель».

 При этом наиболее часто встречаются два из них:
«авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее
популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

 К сожалению, такое сочетание, когда директор является
и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале.
Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По
мнению   специалистов, «личный пример и личные отношения, которые
выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей,
прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

 В большинстве своем эффективными руководителями не
рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента
можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем
самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные
амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат,
который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше),
желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

         В современное время руководитель
(директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего
нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах
управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к
педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

         
Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и
культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги,
изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства
собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая
критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте
собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то
приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться
сохранить и оправдать.

8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить,
делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

«Эффективный менеджер» — условное понятие,
обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории
управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося
высокой профессиональной компетентностью.  Эффективный руководитель в
современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

        Методик и
тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по
вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать
успешным руководителем, прежде всего,  надо научиться управлять самим
собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно
управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и
решениями».

Использованная литература:

1.     Большаков
А.С. Менеджмент. Учебное пособие. — СПб.: «Издательство «Питер»,
2000. — 160 с.

2.     Внутришкольное
управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1991. — с.
352

3.     Исаев И.
Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. — М.; Белгород, 1997. —
с. 286

4.     Кустобаева
Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование.
— 2002. — № 1.

5.     Педагогика.
Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. — с. 452

6.     Управление
современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. —
М., 1992. — с. 298

7.     http://5fan.ru/wievjob.php?id=8015

Кто он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                              «Я считаю, что о качествах менеджера

                                                                             надо судить по тому, как хорошо он может

                                                                          организовать  большое  число   людей   и

                                                                               насколько эффективно он может добиваться

                                                                             наилучших результатов от каждого из них,

                                             сливая в единое целое».

                                                                                                                                    А.Морита

         Школа  в традициях всех времен, у разных народов всегда была в  центре внимания.  Ее успешная   деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. В настоящее время особенно актуальной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.  Возникает вопрос — кто он, эффективный руководитель современной школы?

По материалам пресс-конференции «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования»:

  1. И.И.Калина, заместитель Министра образования и науки РФ: «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
  2.  Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой».
  3.  Н.Н.Прянишников: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше
  4. К.М. Ушаков: одна из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.

         Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами  и школьной экономики. Для этого необходимо  обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств  даст повышение качества образования, что является  главной задача современной школы.

         Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Школьный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений  в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы  знания педагогики,  психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками.

        Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.          

             Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных  целей.

         Одной из обязательных личностных черт руководителя является  уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный  в  себе  руководитель?  Это, прежде всего то,  что  в  трудной  ситуации  на  такого  руководителя  можно положиться, при таком руководителе легче думать о  завтрашнем  дне,  он  придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и  повышает  мотивацию к работе.

   Обязательным для  руководителя  является его   эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные  проявления.  Его постоянно окружают люди, и со  всеми  из  них, независимо  от  настроения  и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые  отношения.  К  тому же эмоциональная неуравновешенность может  снижать  уверенность  человека  в своих силах, а тем самым и его деловую  активность.  

      Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми  руководителями,  мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное- терпимость к окружающим. Мудрый руководитель  понимает,  что  главное,  чем  он располагает — это  его  подчиненные.  Им  он  и  отдает  предпочтение  перед другими людьми. Руководитель добивается  чего-либо  только  благодаря  своим подчиненным.  А  поэтому  одна  из  главных  задач эффективности работы руководителя  –   умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. «Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» — так много лет  назад сказал  Лоуренс  Эппли,  президент  Американской  ассоциации  управления.  Добавить к этому больше нечего.

Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.

Существует несколько профессий, в которых человечество нуждалось всегда, и скорее всего, всегда будет нуждаться. Это врач, строитель и учитель. Оно и неудивительно, ведь люди всегда что-то строят, болеют и, конечно же, хотят иметь хорошее образование.
С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!

Жизнь. Призвание. Радость.

Александр Яковлевич Эйхман… Это имя связано с замечательной школой – МКОУ «Перекопская средняя школа» . Когда-то, очень много лет назад, он решил стать учителем. Его мечта осуществилась после окончания Волгоградского государственного педагогического института имени А.С. Серафимовича. И он стал не просто учителем, а учителем, постоянно совершенствующим свое мастерство, свой педагогический талант!
Свою трудовую деятельность Александр Яковлевич начал в 1978 году в Захаровской средней школе. А 1 октября 1981 года переступил порог Перекопской школы в качестве директора. С тех пор школа изменилась, стала краше и лучше!
Позади более сорока лет педагогической работы и без малого сорок на директорском месте. Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для Александра Яковлевича – это его жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства он проявил свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Работая под началом Александра Яковлевича, учителя становились профессионалами в своем деле! Общение с таким директором учит многому: он щедро делится своими идеями, педагогическими задумками, помогает учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии. В 2008 году учитель Перекопской школы Н.Н. Калмыкова стала победителем конкурса «Лучший учитель Российской Федерации». Также педагогический коллектив, ученики неоднократно получали Почетные грамоты и дипломы за участие в областных и Всероссийских соревнованиях, конкурсах и смотрах. И в этом, несомненно, заслуга директора школы. Он умело организует образовательный процесс, мудро осуществляет руководство, эффективно применяет различные методы мотивации сотрудников.
Каждое утро Александра Яковлевича начинается со школьного порога. Он обязательно встречает всех ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то пожурит, а кому-то подскажет. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих дел, многие из которых требуют незамедлительного решения. И так уже много лет. Жизнь движется по одному и тому же кругу, но в нем есть свой смысл. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ему увлечь педагогический коллектив общим делом. Он не боится внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись. Его коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем ему пришлось работать. Он обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готов помочь молодым. У него свои общественно-политические взгляды, которые реализуются на этой работе, благодаря его энтузиазму и неутомимой работоспособности.

«Талантливый человек талантлив во всем!»

Эти слова имеют самое прямое отношение к директору Перекопской средней школы. Говорить об этом человеке можно бесконечно. Да, он может быть жестким, но только по делу, а без этого нельзя ни одному руководителю. Да, не бывает людей без недостатков, но если уж судить о человеке, то правильно было бы положить на чаши весов и добродетели, и недостатки. Только тогда можно получить реальную картину, реальный портрет человека. Не правда ли? Важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за все на свете, во все вникать. Тогда твой настрой как руководителя чувствуют дети и учителя.
За годы педагогической деятельности Александр Яковлевич был награжден Благодарственными письмами и Почетными грамотами, а также получил знак «Отличник народного образования».
У Александра Яковлевича Эйхмана замечательная семья: жена, заботливые дети и внуки.
Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют директора Перекопской средней школы.
P.S. К великому сожалению, в связи с переездом на другое место жительства, Александр Яковлевич покидает стены родной школы.
Ну что ж, пожелаем ему дальнейших успехов, крепкого здоровья, и помните, уважаемый наш директор, хутор Перекопка никогда Вас не забудет! Всего Вам доброго!


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!



Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3].

Система управления современной образовательной организацией — это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики. Личностные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, безусловными лидерскими качествами, умением жить в эпоху информационных технологий, стремлением к личностному и профессиональному развитию [4].

Исследованию специфики деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией, его правовых полномочий, должностных инструкций, профессиональных компетенций и т.д. посвящены работы многих ученых: В.И. Андреева «Саморазвитие менеджера» (2014), Беляковой Е.К., Голубевой Л.В.«Справочник директора школы» (2007), Л.М Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (2010), Пономаревой Н.И., Сыромятниковой Л.М «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения» (2006), К.М Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» (2011) и др.

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на следующие аспекты: правовой статус руководителя школы; должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат школы; взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [5].

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).

Рис. 1. Функции управления

Говоря о современной системе управления, следует отметить, что руководитель образовательной организации должен находиться в постоянном развитии и способствовать оптимизации реализации обозначенных функций, эффективно используя человеческие ресурсы. Для этого не достаточно подобрать квалифицированные и компетентные кадры, необходимо создать психологически комфортную среду для установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива и проводить систематическую работу по их поддержанию и расширению. Умение установить такие связи – одна из компетенций современного руководителя [1].

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).

Рис. 2. Принципы управления

Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале ХХ века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя, его роли как лидера организации. Рассматривая стиль руководства как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) реализации этих методов, исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный; демократический; нейтральный (либеральный) [2].

Характеристика стилей управления организацией представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стили руководства организацией

Критерии руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Либеральный (нейтральный)

Характер принятия решений

Единоличный

Дискурсивный

Отстраненный

Тип управления

Командно-директивный

Коллегиальное обсуждение

Нейтральное ожидание

Отношение к инициативе

Полное подавление

Поощрение

Передача в руки подчиненных

Стиль общения

Формально-жесткий

Дружелюбно открытый

Либерально-фамильярный

Отношение к дисциплине в коллективе

Подавление инициативы

Дифференцированный подход

Попустительство

Как известно из теории и практики управления, «чистые стили управления» практически не встречаются, наиболее оптимальным является авторитарно-демократический стиль. Именно он позволяет руководителю реализовывать принцип коллегиальности, при котором наблюдается децентрализация полномочий, активное участие сотрудников в принятии решений, и, одновременно реализовывать принцип единоначалия, при котором он принимает единоличные решения.

Деятельность современного руководителя предполагает и мотивирование деятельности своих сотрудников, так как современные педагоги, в особенности молодые, достаточно амбициозны и не всегда способны к профессиональным «подвигам». Грамотно спроектированная работа руководителя создает внутреннюю мотивацию, построенную на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого сотрудника в деятельность и развитие организации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве.

Литература:

  1. Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование.- 2014. — №11(15) — с.26
  2. Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. — М.: Смысл. — 2001. — 241 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия. — 2002. — 576 с.
  4. Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616.
  5. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К. М. Ушаков; отв. Ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь. — 2011. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, система управления, современный руководитель, специфика деятельности руководителя, общеобразовательная организация, руководитель, современная образовательная организация, функция управления, правовой статус руководителя школы, профессиональная компетенция директора.

«Директор школы – это лидер педагогического коллектива, лидер в инновационном развитии школы. Он тот, кто знает, куда идет сам, он тот, за кем в том же направлении готовы идти его коллеги. Таким для нас, педагогов коллектива школы №23, является Юрий Николаевич Чернышев. Он стал для нас примером интеллигентности и уважительного отношения ко всем людям, примером мудрости, профессионализма, преданности делу всей своей жизни», — так отзывается о директоре школы №23 преподаватель истории и обществоведения Е.В. Осипова. Сколько в этих словах искреннего уважения к руководителю!

26 лет Юрий Николаевич Чернышев руководит общеобразовательным учреждением, а параллельно преподает такой непростой предмет, как химия. За это время ему удалось многое изменить в школе и поднять общеобразовательное учреждение на принципиально иной, новый уровень. Сегодня школа готовится принять у себя самые передовые инновационные технологии, например, на ее базе планируется реализация образовательного проекта «Точка роста». Это массовый переход на цифровые технологии. Конечно, для реализации в стенах школы такого глобального проекта нужна серьезная образовательная база, которая выстраивается годами. Благодаря компетентному подходу в учреждении успешно реализуется Программа развития инновационной деятельности учреждения, разработанная в 2017 году и рассчитанная до 2030 года.

Юрий Николаевич смог сплотить вокруг себя отличный коллектив педагогов, из которых больше половины — выпускники именно этой школы. Тот факт, что бывшие ученики возвращаются в качестве уже учителей в родные стены, лишний раз подтверждает педагогический и управленческий талант Юрия Николаевича.

Директор и педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, совершенствуя свои навыки, что дает возможность идти в ногу со временем. Одно из основных направлений работы школы — эколого-биологическое. Основное структурное звено — школьное экологическое объединение «Борцы экологического движения (БЭД)». Благодаря большой работе по созданию единого экологического информационно-образовательного пространства, педагогическому коллективу, во главе с Юрием Николаевичем, удалось сформировать новый стереотип поведения обучающихся: бережное отношение, внимание и сострадание ко всем объектам и субъектам природы, в том числе, друг к другу. В этом направлении ученики вышли уже на международный уровень, участвуя в международных и всероссийских конкурсах. Также на базе школы работает звено ДЮП «Огнеборцы» и сборная команда по пожарно-прикладному спорту. Отряд юных пожарных проводит в школе и микрорайоне большую профилактическую работу по предупреждению пожаров. С 2010 года ребята участвуют в областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, достойно представляя город Дегтярск.

Юрий Николаевич успешно сочетает принципы управления и самоуправления. Образовательный процесс осуществляется на основе принципов демократии, единоначалия, гласности, открытости и самоуправления. На базе образовательного учреждения им инициирован и создан объект школьного ученического объединения по самоуправлению под названием «Стимул». Ребята имеют возможность воспитать в себе самодисциплину, ответственность и способность принимать важные решения, что очень ценно для их будущей жизни.

За достигнутые успехи в образовательной деятельности Юрий Николаевич награжден Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, Законодательного собрания Свердловской области, ГК профсоюза работников народного образования и науки РФ, главы города Дегтярска. Он награжден множеством Благодарственных писем, в том числе имеет малый серебряный знак Законодательного собрания Свердловской области. Но главная награда педагогу – любовь и уважение коллег, учеников и их родителей, всех, кто встречался на жизненном пути с этим удивительным человеком.

А со сколькими людьми за столько лет сталкивался Юрий Николаевич! К слову, много лет Ю.Н.Чернышев является заместителем председателя участковой избирательной комиссии №1235. В последние годы во время выборов занимался голосованием вне помещения, а это один из самых сложных видов деятельности.

С 15 мая Юрий Николаевич больше не является директором. Все педагоги и представители Управления образования городского округа Дегтярск собрались 14 мая, чтобы выразить благодарность Ю.Н.Чернышеву за все, что он сделал за эти годы. На сегодняшний день коллектив школы №23 исключительно женский. Юрий Николаевич — единственный мужчина, а женщины не привыкли сдерживать слезы, которые текли рекой на этом грустном мероприятии. Сразу было видно, насколько всем дорог этот человек, звучало множество добрых слов и пожеланий.

Юрий Николаевич, к счастью, не покидает школу, он остается преподавателем и наставником. Его богатый опыт просто необходим молодой смене. Ведь перед нами — успешный директор школы, педагог, человек. Он хороший психолог, человек высокой морали, сильная и творческая личность, человек, постоянно развивающийся, совершенствующийся, предъявляющий себе жёсткие требования. Набор этих качеств делает директора успешным, а значит — успешно и его учебное учреждение. Вот и получается: «Успешный директор – успешная школа». Такой опыт дорогого стоит!

Заместители директора О.В.Капустина, И.А.Окунева:

— Наш директор самый лучший! Он всегда стоит на страже интересов учителей и учеников. Спасибо за то, что мы были командой, за то, что вы доверяли нам. Мы понимали друг друга с полуслова. Спасибо за школу, за ее успехи. Все то, что мы сейчас имеем – материально-техническое оснащение – только благодаря вам. Спасибо за коллектив, сплоченный, готовый в любой момент прийти на помощь, мобилизоваться в нужной ситуации. Спасибо за чуткость, оптимизм, душевную доброту.

Преподаватели физкультуры Л.В.Меньшикова, Г.А.Файзова:

— Юрий Николаевич очень любит играть в баскетбол и волейбол. Бывшие ученики с большим удовольствием приходят в спортивный зал поиграть с ним в спортивные игры.

Преподаватель информатики И.А.Сергеева:

— Директор школы – должность непростая, но Юрий Николаевич с ней справляется на все 100%. Он мудрый руководитель, грамотный наставник, неравнодушный и отзывчивый человек. Я благодарю вас, Юрий Николаевич, за умелое руководство. Вы собрали в нашей школе чуткий, мудрый коллектив, которым достойно руководили. Вы сумели создать комфортный климат в школе, что немаловажно! Большое вам спасибо! Хочу вам пожелать долголетия, здоровья, сил. Пусть в дальнейших ваших начинаниях вас ждет успех!

Юля К.:

— Юрий Николаевич – директор и педагог с большой буквы, посвятивший работе в школе практически всю свою жизнь. Это человек, который всегда дарит только радость и позитив. У нес навсегда останутся о нем только теплые воспоминания.

Влад Ш.:

— Юрий Николаевич – лучший учитель в нашей жизни. Все темы по химии он нам объясняет доходчиво и интересно.

Вадим Б.:

— Юрий Николаевич – самый лучший директор и отличный учитель химии. Иногда он бывает строгим, как и подобает директору, но в то же время и справедливым.

Данил М.:

— Юрий Николаевич — прекрасный преподаватель, всегда открыт и доброжелателен, пример для многих.

Алина Т.:

— Юрий Николаевич — добросовестный человек, умеющий думать, умеющий понять и принять нужные решения. Как директор школы, он заслуживает достаточно высокую оценку своей профессиональной деятельности.

Настя В.:

-Юрий Николаевич – лучший директор. Это не только очень добрый и хороший человек, но и человек, который поддерживает всеми силами учеников и настраивает их на правильный путь.

Настя А.:

— Юрий Николаевич — очень ответственный преподаватель, понимающий человек, всегда внимателен к ученикам. Он готов в любой момент помочь, если возникают проблемы или вопросы при изучении химии. Добрый, но дисциплинированный. Несмотря на большую нагрузку, находит время для внешкольных мероприятий, проводимых для учеников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амоксициллин 250 мг порошок инструкция по применению детям
  • Программирование пультов дорхан инструкция по программированию
  • Скачать руководство ремонта чери амулет а15
  • Должностная инструкция электромонтера 5 разряда на предприятии
  • Таблетки необутин инструкция по применению от чего помогает взрослым цена