Годы, проведенные в школе (особенно в 14 лет), считаются беззаботными и легкими. Всех девчонок интересует, как понравиться парню в школе. Напряженная учеба и нервы в учебном году не омрачают общего настроения, ведь справляться с трудными буднями помогают верные друзья. Именно в школе девочки и парни учатся вести социальную жизнь: заводить новые знакомства, общаться, находиться внутри коллектива.
Первые шаги
У всех школьная любовь развивается по-разному. Одни раньше чувствуют радость симпатии, другие любят безответно. Существует 2 варианта развития событий: ситуация, когда нравится уже знакомый парень, и случай влюбленности в незнакомого мальчика.
Во втором случае особенно тяжело что-то предпринять. Многие девочки не знают, как познакомиться с парнем в школе, или просто стесняются проявить инициативу. Но нет ничего страшного в том, чтобы подойти к незнакомому мальчику в школе и завязать разговор. Можно использовать простые женские хитрости и попросить, например, о небольшой услуге (донести книжки в школу, приклеить стенгазету и т. д.). С мальчиками иногда бывает сложно, а друзья могут начать подшучивать друг над другом, если увидят, как те знакомятся с девушками. Если девочка стесняется или неловко себя чувствует среди незнакомой компании, ей лучше подойти к парню, когда он будет один.
Если нет повода для разговора, не стоит изобретать лишнего. Мальчики в подростковом возрасте такие же неопытные в общении с противоположным полом. Для знакомства будет достаточно и самой простой фразы: «Привет. Как дела?». Главное — быть расслабленной и дружелюбной.
Небольшой разговор в коридорах школы сложится сам собой. Новый знакомый адекватно отнесется к инициативе, а дальнейшие фразы при коротких встречах могут стать хорошим началом для развития более тесных отношений. Чтобы отношения переросли в дружеские, приятельские или романтичные, стоит отыскать общие темы и увлечения, а они в любом случае есть у 2 подростков школы.
Проявление интереса
Когда познакомишься с парнем, узнать его лучше будет уже гораздо проще. Мальчики часто нравятся девочкам благодаря своей внешности или уровню популярности среди сверстников. Но это ошибочный критерий для выбора объекта воздыханий. Женщины всех возрастов ошибаются в выборе мужчин из-за того, что полагаются на внешние данные или социальный статус, а не на общие интересы и личностные качества. Но в школьных годах будьте особенно осторожной, правильно оценивайте парня по его поступкам, словам и поведению.
Придумав, как познакомиться с мальчиком в школе (через общих знакомых, на мероприятиях, проявив инициативу самостоятельно), станьте дружелюбной и приветливой. Общаясь, девушка должна заметить черты характера и интересы парня. После этого она должна понять: остается симпатия к нему или он становится просто приятелем. Парней можно заинтересовать, заводя разговоры на тему их хобби. Они будут рады общаться с девушкой, которая находит общий язык с их друзьями.
В рамках школы часто возникают неловкости из-за присутствия одноклассников и разлетающихся сплетен. Чтобы избежать неловких ситуаций, можно найти повод встретиться с мальчиком после уроков или на выходных. Как вариант, можно взять 1 школьное задание на 2, посещать одну и ту же секцию, мероприятия или курсы вне школы.
Очень важно следить не только за своим внешним видом, но и выделяться своими увлечениями, успехами в начинаниях. Школьные годы — важный этап в становлении каждого человека как личности. Это фундамент для построения всей жизни в целом. Строить планы, обучаясь, к примеру, в 6 классе, не глупо и наивно. Это говорит о целеустремленности и о формировании сильного характера. Такие качества в девушках привлекают парней даже в школьном возрасте, ведь они видят интересного собеседника и достойного человека.
Внешний вид
Когда появляется интерес к знакомому мальчику из класса или школы, стоит проявить небольшую инициативу в общении с ним. Это поможет получше его узнать. Чтобы понравиться парню и заинтересовать его, девочки часто начинают с внешнего вида. Выглядеть опрятно и уметь сочетать одежду — важные навыки. А вот начинать использовать больше косметики и выбирать самые трендовые яркие вещи — плохая идея.
Что касается макияжа, то в подростковом возрасте он должен быть минимальным или отсутствовать. На школьницах он зачастую смотрится нелепо. Достаточно делать аккуратную прическу, следить за кожей и использовать легкие блески и бальзамы для губ.
В одежде стоит быть сдержанной, ведь школа — место, требующее соблюдения дресс-кода. Для девочки важно уметь выглядеть стильно всегда, даже в школьной форме. Грамотно подобранные аксессуары подчеркнут образ и немного выделят из толпы. На внешний вид очень сильно влияет стиль жизни. Спортивная девочка с большей вероятностью понравится мальчику, чем курящая или имеющая другие вредные привычки. Конечно же, юношеский максимализм часто восхищается неким бунтарством. Но многие поколения уже на собственном опыте убедились в нелогичности такого поведения. Последствия таких попыток тяжело вывести с годами.
Если есть комплексы из-за внешнего вида, лишнего веса, не стоит отчаиваться, ведь с годами люди меняются. Та, кто на школьной фотографии не выглядела первой красавицей школы, по прошествии лет запросто может стать фотомоделью. Начать работать над собой лучше еще с подросткового возраста: становитесь уверенней, используйте сбалансированное питание, спорт, ухаживайте за кожей. Следует быть уверенной в себе и целеустремленной, стать выше подшучиваний и упреков. Парням нравятся девушки, работающие над собой, а временные недостатки во внешнем виде не отпугнут их, если они увидят хорошего и интересного человека.
Автор: mypsihologiya.ru
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
В Дагестане руководство школы запретило девочкам приходить на уроки без косынок. Об этом рассказала жительница села Маджалис, чья дочь учится в средней общеобразовательной школе имени Темирханова, пишет Telegram-канал Mash Gor.
По словам женщины, от учениц потребовали покрывать голову, хотя раньше такого правила не было. В уставе прописано про светский внешний вид школьников, но перед началом этого учебного года туда добавили строчку про косынки.
Девочек, которые пришли без косынок, поставили к стенке, отчитали и пригрозили не пускать на уроки, поделилась женщина. Кроме того, классические брюки надевать тоже запретили. Когда родители спросили у руководства школы, зачем необходимо носить косынки, им ответили, что в учреждении такие же правила, как и в церкви.
Ранее в строящемся поселении Аминовка в Подмосковье местные начали навязывать мусульманский дресс-код жителям других деревень. Жалобы стали поступать от жителей деревни Нечесово. Аминовка позиционируется как «халяльное экопоселение», куда заселились порядка 50 человек. Основателем поселка является создательница мусульманской одежды для женщин Амина Шабанова.
Советы учителю, который впервые берет руководство классом подростков
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Опытные педагоги и школьные психологи рассказывают, что нужно знать и понимать учителю, который впервые становится классным руководителем у учеников-подростков?
«Подростки очень требовательны»
Кричевская Тамара Ильинична, учитель биологии:
«Подростковый коллектив — это совершенно отдельная история. Эти ребята легко предоставляют кредит доверия, если учитель в начале общения продемонстрировал одобряемые ими качества: справедливость, находчивость, чувство юмора, честность. Но они так же легко и быстро могут сменить милость на гнев, если учитель даст слабину или попадется на лжи. И вот тогда выстроить нормальные отношения будет очень сложно.
Подростки очень требовательны. Они обязательно будут проверять учителя на прочность, создавать сложные педагогические ситуации и внимательно наблюдать за тем, как учитель будет из них выходить.
Вспоминаю один случай: мне дали восьмой класс, у которого я раньше уроков не вела. И вот на третьем или четвертом нашем уроке они вдруг расшумелись без какой-либо особой причины. На замечания не реагировали. Я не стала повышать голос или угрожать, а просто продолжала объяснять новую тему. Естественно, меня не слушали, да и услышать меня в этом шуме было почти невозможно. А следующий урок я начала с того, что дала им самостоятельную работу по материалу, который им рассказала во время «шумного» урока. Они возмутились: «Мы же ничего не слышали!». На это я им ответила, что шуметь во время урока было их решением, а мое решение — дать им самостоятельную работу. Эта история произвела на них впечатление и больше меня на прочность они не проверяли».
«Знание педагогом своего предмета будет оцениваться в последнюю очередь»
Шерхатова Эмилия Владимировна, школьный психолог:
«Важно понимать, что процесс привыкания учеников к учителю проходит несколько стадий.
Начинается все с определения наиболее характерных черт учителя. Подростки внимательно наблюдают и делают выводы: учитель добрый или злой, сильный или слабый, легкий или угрюмый, расположен к ним или нет. Ребята изучают реакции учителя на те или иные ситуации.
Следующий этап — проверка его психологической устойчивости. Подростки будут сознательно провоцировать учителя, проверять границы его терпения и уверенности в себе.
Третья стадия — анализ педагогических способностей учителя. Насколько быстро он способен найти выход из сложной педагогической ситуации, насколько он требователен и принципиален.
И уже в последнюю очередь будет оцениваться знание педагогом своего предмета и умение доходчиво и интересно передать свои знания.
Естественно, что сценарий иногда может отличаться, стадии могут идти в другом порядке. В каких-то случаях все четыре стадии проходят за недели, в других требуются месяцы. Но то, что подростки будут внимательно наблюдать за учителем, анализировать его реакции и поведение, проверять его — несомненно, и к этому нужно быть готовым».
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
«Меня всегда спасало чувство юмора»
Плигулин Андрей Андреевич, учитель ИиКТ:
«Меня всегда спасало чувство юмора. Подростки — большие любители пошутить. Если на их шутки не обижаться, не орать, а доводить каждую шутку до абсурда, то глупых шуток на уроках станет меньше — проверено.
Однажды пацан почти сорвал мне урок тем, что стащил у одноклассницы с волос заколку с бантом и нацепил себе на голову. Конечно, поднялся хохот, — какой уж тут урок. А он еще рожи корчит, селфи делает. Пока они веселились, я сел за компьютер и быстро напечатал заявление на имя классного руководителя этого класса. В заявлении я просил классного руководителя обеспечить наличие этого розового банта на голове такого-то ученика на каждом моем уроке, поскольку этот бант создает позитивную атмосферу и повышение настроения у учеников и учителя, что имеет шансы плодотворно сказаться на образовательном процессе. Я распечатал заявление на принтере, расписался, прочитал заявление вслух и попросил старосту после урока непременно передать заявление классному руководителю. Больше этот юноша проблем мне не создавал и даже ЕГЭ по информатике в итоге сдал на 84 балла».
«Главное в общении с подростками — это честность и искренность»
Старшинина Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания:
«По своему опыту могу сказать: главное в общении с подростками — это честность и искренность.
У меня однажды был очень тяжелый класс. Руководство им мне дали, когда ребята перешли в девятый. И у нас с самого начала как-то не заладилось. Они меня в штыки приняли. И пошли в разнос: успеваемость упала, постоянно какие-то конфликты между детьми или с учителями. Мне на них почти каждый день жаловались.
Что я только ни делала: и разговаривала с ними, и пыталась отношения наладить, и собирала совместное собрание родителей с детьми. Сколько я слез по ночам пролила! А потом на какой-то эмоциональной волне написала им письмо. О том, как мне тяжело с ними. О том, как я устала. О том, как регулярно получаю втыки от администрации и коллег. О том, как я изначально представляла себе наше взаимодействие. О том, как жалею, что все получилось совсем не так.
В этом письме я показала, что я — живой человек и что я нуждаюсь в понимании и сочувствии, так же, как и они.
Я распечатала это письмо в 25 экземплярах и на уроке раздала его каждому. И попросила прочитать, подумать и написать мне ответ. От каждого персонально или общий. Ответ мне они принесли через пару дней. Общий. С извинениями. И после этого все стало налаживаться».
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Утверждаю:
Согласовано
директор
школы по воспитательной
работе
Сейлханова
Г.С. Джанбиршиева С.Е.
План работы с девочками
Средняя школа имени О.У.Саргунанова
на 2015-2016 учебный год
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организовать совет |
Сентябрь |
Руководитель совета |
2 |
Проводить заседания |
Раз в четверть |
Руководитель совета |
3 |
Взять на учет |
Сентябрь |
Руководитель совета |
4 |
Обязать каждого Кл. |
В свое время |
Орг-р внеклассной |
5 |
Проверить |
Сентябрь |
Организатор и |
6 |
Участвовать на |
В течение года |
Все классы |
7 |
Обеспечить учет и |
В течение года |
Кл. руководители, |
8 |
Привлечь девочек к |
В течение года |
Руководитель совета Кл. руководители |
9 |
Проверять |
В течение года |
Руководитель совета Библиотекарь |
10 |
Воспитывать любовь |
Октябрь |
Организатор, Руководитель совета |
11 |
Участие девушек на |
Октябрь, декабрь |
Руководитель совета |
12 |
Посещать квартиры |
В свое время |
Руководитель совета Социальный педагог- |
13 |
Активно проводить Привлечь девочек, |
В свое время |
Организатор Джанбиршиева С.Е. Учителя |
14 |
Вести контроль за |
В течение года |
Медработник |
15 |
Организовать |
Февраль-март |
Медработник |
16 |
Провести лекции на |
Апрель |
Учитель религиоведения Руководитель совета |
17 |
Составить тематику |
В свое время |
Руководитель совета |
18 |
Провести беседы по |
В течение года |
Руководитель совета |
19 |
Привлечь психолога |
По месяцам |
Психолог – Ергалиева Л.Г. |
20 |
Диагностические |
Регулярно |
Руководитель совета Психолог –Ергалиева |
Руководитель Совета девочек: Утепова
Ж.Н.
Цикл лекций для девочек
Опасная зона
№ |
Наименование |
Форма |
Ответственные |
1 |
“Подростковая среда |
Круглый стол |
Руководитель, Члены совета |
2 |
“Наркотический |
Информационный час |
Совет девочек |
3 |
“Курение-жвачка |
Беседа |
Медработник, |
4 |
“Опасность |
Встреча с врачами |
Лекция |
5 |
“Способы оказания |
Профилактический |
Медработник |
6 |
“Как мы устроены?” |
Ознакомительная |
Руководитель совета |
Утверждаю:
Зав. по
воспитательной части
Джанбиршиева
С.Е.
Тематика интеллектуально-познавательных часов
№ |
|
Форма |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Переходный возраст |
Лекция |
сентябрь |
Руководитель |
2 |
Правильное питание |
Диспут |
октябрь |
Руководитель |
3 |
Физические нагрузки |
Беседа |
ноябрь |
Руководитель |
4 |
Перестройка |
Лекция |
декабрь |
Руководитель |
5 |
Основа красоты |
Конкурс |
Январь |
Руководитель |
6 |
Правила хорошего |
Беседа |
Февраль |
Руководитель |
7 |
Самооборона |
Круглый стол |
март |
Руководитель |
8 |
Опасная зона |
Лекция |
апрель |
Руководитель |
9 |
Как мы устроены |
Беседа |
май |
Руководитель |
10 |
Первая помощь |
Ознакомительная |
В течение года |
Руководитель Медработник |
Руководитель Совета девочек Утепова
Ж.Н.
Утверждаю:
Зав. по
воспитательной части
Джанбиршиева
С.Е.
Работа с родителями
№ |
Наименование |
Форма работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Как помочь дочке |
Родительское |
Декабрь |
Родители Руководитель |
2 |
Перспективные |
Изучение способностей |
Март |
Родители Руководитель |
3 |
Между нами |
Беседа |
В течение года |
Родители Руководитель |
4 |
Общение между |
Беседа |
В свое время |
Родители Руководитель |
5 |
Поддерживание школа-семья |
Беседы, разговоры |
В течение всего |
Классные |
Руководитель Совета девочек Утепова
Ж.Н.
Учительница Кристина Карпук признаётся, что ей очень комфортно работать в классе из одних девочек. Ученицам же очень нравится их молодая классная руководительница Фото: Алексей Кунилов
11 октября в мире отметят Международный день девочек. Этот праздник, провозглашённый ООН в 2012 году, призван обратить внимание на представительниц прекрасного пола и те проблемы, с которыми сталкиваются девочки. Одна из них — образование. Сейчас мальчики и девочки чаще учатся вместе, но гендерное образование всё же остаётся. «Облгазета» посетила екатеринбургскую школу, где есть классы только для девочек, и узнала, как построен процесс учёбы там и насколько эффективно в XXI веке образование с разделением по половому признаку.
Разный подход в обучении
Раздельное обучение мальчиков и девочек было нормальной практикой в дореволюционной России. В XIX веке в стране существовали разные женские пансионы, школы и закрытые институты, самым известным был Смольный институт благородных девиц в Петербурге. В мае 1918 года в РСФСР ввели обязательное совместное обучение девочек и мальчиков — для устранения неравноправия в образовании. Незадолго до Великой Отечественной войны руководство СССР решило вернуть раздельное обучение мальчиков и девочек, но признало его неэффективным, и с 1954 года в стране снова ввели совместное обучение.
Сегодня в России гендерное обучение чаще встречается в частных школах и гимназиях для девочек и мальчиков и на территориях, где более сильно религиозное начало. Однако на такой эксперимент идут и обычные государственные школы. Например, средняя общеобразовательная школа №14 в Октябрьском районе Екатеринбурга – одна из немногих в Свердловской области, где есть гендерное обучение. Раздельные классы девочек и мальчиков здесь набирают уже двенадцатый год. И, глядя на этих учеников, ни за что не отличишь их от других школьников.
— Не торопитесь, все успеете пройти, — мягко говорит классная руководительница 2 «а» класса Кристина Карпук на входе в школу своим ученицам, пока им измеряют температуру. Сама учительница записывает температуру каждой школьницы в журнал, как этого требуют нынешние правила из-за коронавируса. Девочки снимают верхнюю одежду в гардеробе, и на них остаются обычные школьные блузки с юбками или платья. Никакой специфичной одинаковой формы, как у гимназисток или девушек из института благородных девиц, в школе №14 нет — обычный деловой стиль.
Урок русского языка во 2 «а» классе начинается с повторения материала, и несколько девочек по очереди смело выходят к доске. После 29 учениц дружно приступают к написанию диктанта и старательно выводят каждую букву.
— Раньше я преподавала в смешанном классе в обычной общеобразовательной школе, поэтому могу сказать, что обстановка в классе, где одни девочки, отличается, — говорит Кристина Карпук. — Наши ученицы очень ответственны, аккуратны и спокойны. Разговоров на уроках или ссор между ними почти нет. Они комфортнее чувствуют себя в окружении только девочек и более уверенно отвечают на уроках, особенно застенчивые ученицы.
При этом учебная программа в классах для девочек ничем не отличается от программы в классах для мальчиков в школе №14 или от уроков в других учебных заведениях с обычными классами. Никаких уроков этикета или бальных танцев нет — особенности только в подаче материала.
— Согласно разным исследованиям, в отличие от мальчиков, девочки, особенно в младших классах, усваивают новый материал медленнее — поэтапно, с несколькими повторами, подробными разборами и анализами. Поэтому учителя в нашей школе строят уроки в классах девочек с учётом всех этих особенностей, — говорит «Облгазете» заместитель директора школы №14 Татьяна Попова. — Мальчикам же нужна более короткая информация, яркая картинка и быстрый результат, поэтому материал на уроках им подают иначе.
Врозь, но вместе
Однако девочки в школе №14 не отделены от мальчиков полностью, как это кажется на первый взгляд. В школе нет отдельных входов и выходов для школьниц. В обычное время, до введения требований из-за коронавируса, все ученики свободно общаются между собой на переменах, в столовой, после уроков. Походы в театр или музеи, по словам преподавателей школы, также организуют совместно – классы девочек и мальчиков из одной параллели. А десятые классы в школе и вовсе набирают только смешанные, уроки физкультуры общие с первого класса. В чём же тогда смысл такого гендерного обучения только на уроках, которое почти не отличается от обычного?
— Гендерные классы в нашей школе набирались постепенно, параллельно с ними были и смешанные классы разных возрастов. И ежегодный сравнительный анализ на протяжении этих лет показывает, что процент качества образования в раздельных классах выше, чем в смешанных, — поясняет Татьяна Попова. — Подача материала с учётом психологических и физиологических особенностей девочек и мальчиков даёт свои плоды. Причём гендерное образование важно именно в начальных классах — это сглаживает разный уровень развития девочек и мальчиков, так что успешны и те, и другие. В старших классах смысла в таком разделении нет: восприятие учебного материала выравнивается, и дети мотивированы на подготовку к экзаменам.
Заместитель директора школы подчёркивает, что первые классы для девочек у них набираются очень быстро и в течение учебного года всегда находятся желающие перевестись к ним из других школ. Со временем у родителей таких детей отпадают сомнения по поводу обучения в гендерном классе.
— Когда я отдавала свою старшую дочь Ксению в эту школу, то сомневалась в целесообразности такого обучения. Но сейчас вижу, что ничего плохого в этом нет, и младшую дочь Викторию привела сюда уже абсолютно спокойно, — говорит мама двух учениц екатеринбургской школы №14 Юлия Новокрещенова. — Девочкам нравится, и я не замечаю у них психологических трудностей из-за постоянного пребывания в женском коллективе.
Тем не менее скептиков в отношении гендерного образования немало.
— Все называемые плюсы раздельного обучения девочек и мальчиков довольно условны. На очень религиозных территориях это смотрится нормально, но в целом при той культуре, которая сложилась сейчас в России, это выглядит несколько странно и нецелесообразно, – считает доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии УрФУ Рустам Муслумов. – Для любого ребёнка школа – период знакомств, и, имея минимальное или ограниченное общение с противоположным полом, человек многое теряет. Постоянно находясь в окружении представителей своего пола, ребёнок не получает навыки того, как строятся отношения между мужчиной и женщиной в коллективе. Помимо этого, может появиться и нездоровая конкуренция по отношению к противоположному полу. Всё это усложняет взрослую жизнь человека.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №189 от 09.10.2020 под заголовком «В классе только девочки»
Особенности работы классного руководителя в классе девочек в условиях раздельно- параллельного обучения
Двадцать шесть будущих матерей, женщин, жен, подруг, сестер, любимых, партнерш и бизнес-леди живут в моем классе. Здесь они обучаются, растут, воспитываются, вступают в отношения, плачут, обнимаются, ссорятся, страдают, любят, наряжаются, обретают опыт терпения, взаимодействуют — одним словом, учатся жизни.
Непростым было решение стать классным руководителем 25 девочек (потом их стало 26). С чего начать? Со знакомства с гендерной педагогикой, психологией и профессиональным самоопределением относительно теоретических положений, которые стали основой практической деятельности:
• понимание педагогики как комплекса мер, направленных на то, чтобы помочь воспитанницам чувствовать себя комфортно в лицее, сохранять и укреплять здоровье, справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как девочки;
• основы теории эволюции полов доктора биологических наук В. А. Геодакяна;
• исследования ученых в области половых отличий головного мозга;
• положения о том, что гендерная идентификация в большей степени формируется до 7 лет, однако образ будущей женщины продолжает формироваться на протяжении еще 10-15 лет и вообще в течение всей жизни; большое внимание на формирование этого образа оказывают гендерные стереотипы, представление о феминности и маскулинности, о возможных сочетаниях феминных и маскулинных качеств в личности;
• понимание необходимости родительского соучастия в определении целей воспитания и их достижения в классе девочек при раздельно-параллельном обучении;
• признание того, что одна из важных задач учителя. в том, чтобы сформировать гендерную идентичность ребенка (Ги Лефрансуа). «И не может быть «бесполого» образования, «бесполой» моды, «бесполых» социальных и истинных вечных ценностей, которые рукотворно оформляются на этапах детства, ценностей, которые генетически даются лишь в виде задатков и которые должны целенаправленно формироваться воспитанием» (В. Ф. Базарный).
Следующим шагом моей работы как классного руководителя было изучение особенностей классного коллектива. Исследования ученых в области гендерных отношений подтвердились при изучении отношений в моем однополом классе. Для девочек не так значимо чувство принадлежности к определенной группе, они вступают в контакт с теми, кто им наиболее симпатичен. Но для них очень важно одобрение членов группы, равно как и эмоционально-чувственная сторона общения. Педагогические наблюдения подтверждают, что стиль общения в диадах, триадах, группах не имеет устойчивой иерархии и ориентирован на уменьшение социального расстояния и установление близости с другими. Исследование возрастной специфики взаимоотношений девочек в возрасте 10-12 лет нашли активное подтверждение в нашем классе.
Анализ изучения мотивационного поля показал, что мои воспитанницы ориентированы на учебу и творческое проявление в различных сферах искусства, физической культуры, социальной среды.
45% учениц на начало 5-го класса успевали на «отлично». 65% воспитанниц были заняты дополнительным образованием: музыкальная школа, хореографические коллективы, школа искусств, роспись и бисероплетение в клубах центра детского творчества.
Неожиданными были результаты изучения гендерных особенностей в моем классе. Оказалось, что маскулинный тип в моем классе присущ 10 из 26 девочек (38,4%), пятнадцати девочкам (около 57,6%) — андрогинный и только одна девочка проявляет признаки феминного типа.
К пятому классу гендерная идентификация проявляется более ярко и осознанно. Образ будущей женщины укрепился, тем более подчеркнутый представлением родителей своей дочери в будущем и соответствующий какому-то идеалу из социальной среды. Этот пока еще размытый образ с чертами, присущими только женщине, есть социальный заказ уважаемых родителей. Уважаемых уже хотя бы потому, что они доверительно вручают свои представления о дочери педагогам в надежде на усовершенствование общих взглядов.
Исходя из социально-психологических и возрастных особенностей класса, когда уровень взаимоотношений является определяющим, ставлю, прежде всего, для себя задачу обеспечить педагогическую поддержку: сохранить доверительные отношения классной руководительницы-подруги, иметь терпение, время и мудрость дать нужный совет, уберечь от эмоциональных всплесков, разрешать вопросы коллегиально, что даст возможность сохранить стабильность в классе, дружбу и атмосферу поддержки как условие для успешной учебной деятельности и развития творческих способностей моих воспитанниц.
Изучив гендерные особенности моих девочек, учитывая социальный заказ и взгляды родителей, как матерей, так и отцов, мы постарались определить адекватные задачи воспитания.
1. В соответствии с целями лицея способствовать здоровьесбере- жению учениц, добиться того, чтобы 100% девочек посещали занятия по физической культуре; обеспечить санитарно-гигиенические нормы в кабинете, соответствие УВП требованиям здоровьесбережения, в том числе нормам двигательной активности; а также содействовать участию класса в мероприятиях социально-оздоровительного центра лицея.
Решая задачу по здоровьесбережению, организовала участие в «Эстафете здоровья» и результатом стали 1-е и 2-е место девочек в параллели, выпуск сборника по здоровью, связанный с проблемами зрения и газеты, которая была признана лучшей. Мои ученицы стали призёрами в осеннем марафоне, а также приняли участие в показательных выступлениях по художественной гимнастике. В качестве положительного опыта отмечаю походы осенью, соревнования с мальчиками по пионерболу на стадионе, а зимой катания с горки и на катке. Было обеспечено участие во Всемирном дне здоровья, а также в совместном с классом мальчиков мероприятии «Зимние забавы».
2. Содействовать обеспечению следующих показателей успешности обучения к концу учебного года: примерно 25% успевают на «отлично» и около 55% — на «4» и «5». Усердие, трудолюбие и высокая учебная мотивация позволяют добиваться достаточно высоких результатов и ставить перед данным коллективом серьезные задачи. Однако их решение осложнялось тем, что у девочек стали ярко проявляться эмоциональная экспрессивность, необоснованная агрессия, присущий данному возрасту максимализм, «магнетическое» притяжение к противоположному полу, повышенный интерес ко всему запретному, обостренное чувство справедливости. Процессы, связанные с гормональными изменениями, влияют на физиологическое и психологическое состояние девочек. Обострилась борьба за лидерство. Налицо обострившиеся межличностные отношения и, как следствие — падение учебной мотивации, что дало мне основания прогнозировать на начало 7 класса снижение результативной учебной деятельности, а также учащение конфликтов (из-за мальчиков в том числе), и, как результат — ухудшение взаимоотношений в коллективе.
И тем не менее, отмечаю результативное участие девочек в исследовательской деятельности и успешное выступление на научнопрактической конференции лицея (1-е место на секции «Математика», 2-е место среди естественных дисциплин, 3-е место на секции «Филология»), а также во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги» (дипломы II, III степени). Некоторые девочки приняли участие в дистанционной эвристической олимпиаде Эйдос. В интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» наш класс уже 3 года держит 1-е место в параллели.
26,9 % девочек закончили год круглыми отличницами и получили губернаторскую стипендию в размере 900 рублей. Ещё 50% учениц закончили год на «4» и «5».
3. Обеспечить социально-психологическую комфортность членов коллектива, положительную динамику количества учениц, не испытывающих учебной тревожности и удовлетворённых школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе.
Множество индивидуальных и коллективных бесед, решений конфликтных вопросов проведено и принято в этом учебном году в связи с обострением взаимоотношений. И никакими цифрами не измерить моральные силы учителя, хотя количество отправленных sms имеет определённый денежный эквивалент. И всё же нам удалось избежать крупных локальных конфликтов, мы пытались разрешать их цивилизованно и без участия родителей и обеспечить социальнопсихологическую комфортность друг друга в коллективе. «Глаза в глаза», «Красный стул», «Корзина радости», «Копилка успехов», индивидуальные записи в дневнике — тот арсенал, которым нужно пользоваться в условиях эмоциональной поддержки, которая так важна для девочек! Остаются три ученицы, которые испытывают учебную тревожность, но я стала замечать, что если раньше мне чаще приходилось их поощрять, хвалить при всем коллективе, то теперь уже сами девочки проявляют эту инициативу, стараются защитить или доверить какое-то дело. Отмечается положительная динамика удовлетворённых школьной жизнью и взаимопониманием в коллективе.
4. Формировать сотрудничество с родителями — активными участниками воспитательно-образовательного процесса (не менее 60% родителей так или иначе принимают участие в делах класса).
Наши уважаемые родители, пускаясь в плавание по гендерным волнам, в первый и второй год принимали активнейшее участие в процессе воспитания детей. Они сами проводили мероприятия, были активны наряду с детьми, но в седьмом классе их деятельность поутихла вместе со снижением активности самих девочек. Отдавая своих детей в однополый коллектив, они нарисовали себе будущий образ своих детей, т. е. выбрали желаемый гендерный стереотип и доверили их воспитание в руки педагогов. Это дорого и достойно сотрудничества. Это обязывает соответствовать их представлению классного руководителя, это заставляет стремиться к совершенству внешне и повышать теперь уже гендерные компетенции педагога. Это инициирует прибегать к потенциалу гендерных ценностей традиционной российской духовной культуры. Тем более приятно, что в нашем классе учится девочка, отец которой — батюшка и настоятель, а мама (матушка) — псаломница Богоявленского храма. Она приходит к нам с духовными беседами, знакомит с текстами Священного Писания, Житием святых, повествует об образе женщины в христианской культуре, говорит о женском начале, которое в православии осмысливается прежде всего через категорию материнства.
В отношении союза с родителями, которые хотя и не так уже активны, констатирую факт, что более 60% (72%) родителей принимают участие в делах класса. Это стало возможным благодаря телефонным диалогам, личным встречам, тёплой атмосфере на родительских собраниях, с которых, смею надеяться, родители уходят уверенные в том, что об их детях в лицее заботятся, их поддерживают и любят. Особенно всех сдружил совместный проект по оформлению нашего кабинета в стиле гостиной.
Итак, могу констатировать, что наш женский коллектив, перешагивая определенную ступень высотой в три года, проявляет признаки сплоченности в своей основе, несмотря на существующие группировки, понимает важность учения и образования, заинтересован в общих победах, принимает критику, умеет защитить и отстоять.
Таким образом, мой трехлетний опыт работы позволил мне выявить особенности работы классного руководителя в классе девочек.
Алгоритм деятельности классного руководителя заключается в самом общем виде в следующем:
• изучении теоретических положений и педагогического опыта гендерной педагогики;
• изучении гендерных особенностей класса, социального заказа родителей;
• формировании желаемого образа и конкретизация этого образа в задачах;
• планировании и рефлексии деятельности;
• направленности работы классного руководителя на формирование здоровья, обеспечение успешности обучения, комфортного взаимодействия, ориентации на будущий положительный образ женщины, самодостаточной и принятой обществом, красивой и счастливой.
Но самым главным условием результативности, на мой взгляд, является неиссякаемая эмоциональная поддержка, стремящийся к совершенству образ учителя, творчество и красота в жизненных проявлениях, искренность и доверительные отношения, т. е. уверенность в том, что материнские чувства к своим девочкам непременно дадут красивые всходы.
Лилия Юрьевна Синицына,
учитель английского языка, Отличник народного просвещения, победитель конкурса «Лучшие учителя России»;
МОУ «Лицей №22 города Белово»
В тюменской школе девочкам запретили носить брюки, потому что они «передавливают» гениталии
Руководство школы заявило, что брюки мешают правильному половому развитию девочек.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В тюменской общеобразовательной школе № 92 разгорелся скандал. Дело в том, что руководство учебного заведения объявило родителям учащихся, что отныне девочки не должны носить брюки. Подобное решение представители школы объяснили тем, что такая одежда мешает правильному физическому развитию девочек из-за того, что «продавливает» половые органы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако Ольгу Зенкову, чья дочь учится в этой школе, не устроили новые требования к форме детей. Она попыталась договориться со школьным советом, но вместо компромисса директор учебного заведения посоветовал ей сменить школу для дочери. После подобного ответа Ольга проконсультировалась с детским гинекологом, отметившим, что ношение брюк никак не влияет на половое развитие девочек.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Уточнив информацию у компетентного лица, Зенкова написала официальное обращение в школу, в котором просила разрешить носить ее дочери брючный костюм хотя бы зимой, но получила отказ. «Такие требования введены с целью создания рабочей атмосферы во время учебного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических норм и не направлены на дискриминацию школьников», — написано в ответном письме школы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга была возмущена подобным решением руководства учебного заведения и собирается обратиться в прокуратуру. В местном департаменте образования отметили, что все учебные заведения в праве самостоятельно устанавливать, какую форму должны носить ученики. Однако руководство школы обязано учитывать мнение и интересы совета родителей и если кто-то не согласен с новыми правилами, то имеет право предложить свои варианты.
На эту тему: Необычные школы с дополнительным образованием
Фото: Fotodom
Утверждаю:
Согласовано
директор
школы по воспитательной
работе
Сейлханова
Г.С. Джанбиршиева С.Е.
План работы с девочками
Средняя школа имени О.У.Саргунанова
на 2015-2016 учебный год
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организовать совет |
Сентябрь |
Руководитель совета |
2 |
Проводить заседания |
Раз в четверть |
Руководитель совета |
3 |
Взять на учет |
Сентябрь |
Руководитель совета |
4 |
Обязать каждого Кл. |
В свое время |
Орг-р внеклассной |
5 |
Проверить |
Сентябрь |
Организатор и |
6 |
Участвовать на |
В течение года |
Все классы |
7 |
Обеспечить учет и |
В течение года |
Кл. руководители, |
8 |
Привлечь девочек к |
В течение года |
Руководитель совета Кл. руководители |
9 |
Проверять |
В течение года |
Руководитель совета Библиотекарь |
10 |
Воспитывать любовь |
Октябрь |
Организатор, Руководитель совета |
11 |
Участие девушек на |
Октябрь, декабрь |
Руководитель совета |
12 |
Посещать квартиры |
В свое время |
Руководитель совета Социальный педагог- |
13 |
Активно проводить Привлечь девочек, |
В свое время |
Организатор Джанбиршиева С.Е. Учителя |
14 |
Вести контроль за |
В течение года |
Медработник |
15 |
Организовать |
Февраль-март |
Медработник |
16 |
Провести лекции на |
Апрель |
Учитель религиоведения Руководитель совета |
17 |
Составить тематику |
В свое время |
Руководитель совета |
18 |
Провести беседы по |
В течение года |
Руководитель совета |
19 |
Привлечь психолога |
По месяцам |
Психолог – Ергалиева Л.Г. |
20 |
Диагностические |
Регулярно |
Руководитель совета Психолог –Ергалиева |
Руководитель Совета девочек: Утепова
Ж.Н.
Цикл лекций для девочек
Опасная зона
№ |
Наименование |
Форма |
Ответственные |
1 |
“Подростковая среда |
Круглый стол |
Руководитель, Члены совета |
2 |
“Наркотический |
Информационный час |
Совет девочек |
3 |
“Курение-жвачка |
Беседа |
Медработник, |
4 |
“Опасность |
Встреча с врачами |
Лекция |
5 |
“Способы оказания |
Профилактический |
Медработник |
6 |
“Как мы устроены?” |
Ознакомительная |
Руководитель совета |
Утверждаю:
Зав. по
воспитательной части
Джанбиршиева
С.Е.
Тематика интеллектуально-познавательных часов
№ |
|
Форма |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Переходный возраст |
Лекция |
сентябрь |
Руководитель |
2 |
Правильное питание |
Диспут |
октябрь |
Руководитель |
3 |
Физические нагрузки |
Беседа |
ноябрь |
Руководитель |
4 |
Перестройка |
Лекция |
декабрь |
Руководитель |
5 |
Основа красоты |
Конкурс |
Январь |
Руководитель |
6 |
Правила хорошего |
Беседа |
Февраль |
Руководитель |
7 |
Самооборона |
Круглый стол |
март |
Руководитель |
8 |
Опасная зона |
Лекция |
апрель |
Руководитель |
9 |
Как мы устроены |
Беседа |
май |
Руководитель |
10 |
Первая помощь |
Ознакомительная |
В течение года |
Руководитель Медработник |
Руководитель Совета девочек Утепова
Ж.Н.
Утверждаю:
Зав. по
воспитательной части
Джанбиршиева
С.Е.
Работа с родителями
№ |
Наименование |
Форма работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Как помочь дочке |
Родительское |
Декабрь |
Родители Руководитель |
2 |
Перспективные |
Изучение способностей |
Март |
Родители Руководитель |
3 |
Между нами |
Беседа |
В течение года |
Родители Руководитель |
4 |
Общение между |
Беседа |
В свое время |
Родители Руководитель |
5 |
Поддерживание школа-семья |
Беседы, разговоры |
В течение всего |
Классные |
Руководитель Совета девочек Утепова
Ж.Н.
Обновлено: 24.09.2023
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Очень неловко выглядит долгая пауза при встрече. Не бойся здороваться первой и следуй в таких ситуациях афоризму: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
2Уличный этикет
ПРОГУЛКА
В древности, когда слева мужчины носили шпагу, сложилась традиция: барышня идет справа от рыцаря. Потом появилось другое правило – мужчина должен идти там, где более опасно (например, со стороны проезжей части). Современный этикет гласит: девушка идет справа в официальных случаях, а в обычной жизни можно не заморачиваться. Бессовестно загружать бойфренда тяжелыми сумками – это нормально, а вот дамскую сумочку ему нельзя отдавать ни в коем случае.
ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ
Съесть мороженое на улице – не грех, только для этого нужно отойти в сторону, еще лучше сесть на скамейку в парке (кстати, так намного удобнее). А вот входить
в общественный транспорт с едой, надкусанными хот-догами и открытыми бутылками – крайне неприлично. Кстати, в Сингапуре до недавнего времени была запрещена на улице даже жвачка.
ДОЖДИ-ПИСТОЛЕТЫ
Если раскрыла зонт, следи, чтобы он не задевал других людей. По этикету в дождливую погоду юноша держит зонт над головой девушки, если они одного роста или он чуть выше нее. Если же разница в росте велика, каждый несет свой зонтик. Или юноша идет без зонта:) Если после дождя ты входишь в помещение, надень на зонт чехол, да
и вообще старайся держать зонт ближе к себе, дабы кого-нибудь не намочить.
ГОСТИ ИДУТ К ТЕБЕ
Все тщательно продумай заранее. Главное правило – за стол гостей приглашают не позже, чем через полчаса после начала пати, даже если не все еще собрались. Имей в виду, что даже несмотря на жестокие приступы голода, хозяйке невежливо накидываться на еду и съедать все первой. Сначала должны доесть гости.
5 Твой entertainment
КИНО
Опаздывать глупо, потому что, коль это произошло, воспитанной барышне придется сесть на первые попавшиеся свободные места, даже если у тебя в кармане лежат самые дорогие билеты. Напоминать о том, что перед входом в зал нужно выключить мобильник, надеемся, не надо? Так же возбраняется громко смеяться, кидаться попкорном, шуршать шоколадными фантиками и на весь зал обсуждать достоинства и недостатки главного героя.
7 Жесткие жесты
Представь, что будет, если размахивать руками во время ходьбы, суетливо поправлять что-нибудь в своей одежде или прическе, часто задирать рукава, чтобы посмотреть на часы, постоянно что-то доставать из сумок и карманов и засовывать обратно? Не красота.
8 Ты на стадионе
Итак, ему это удалось. В смысле затащить тебя на футбольный матч. Конечно же, подбадривать любимую команду или игрока твоя прямая обязанность, но истошно голосить, выкрикивать оскорбления в адрес играющих команд и кого-либо из болельщиков (от перебранки недалеко и до потасовки) совсем не стоит. По возможности не вскакивай с места в острые моменты игры, чтобы не мешать тем, кто сидит сзади. Каждая игра, соревнование – своего рода искусство, и наблюдать их собираются настоящие ценители. А ты ведь одна из них?
Краткое изложение основных правил этикета: поведения в обществе, этикет приветствия, создание гармоничного образа, всесторонние развитие.
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_etiketa.doc | 732.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В рамках воспитательной работы
Правила этикета настоящей леди
* Никогда не выйдут из моды хорошие манеры и тактичное поведение. Воспитанную, умеющую вести себя правильно девушку, уважают окружающие.
* В наше время для успеха в делах, знать этикет просто необходимо.
*Первое впечатление о человеке создаёт внешний вид. Не так важна дороговизна и брендовость одежды и обуви, как аккуратность и чистота вещей.
*Так же на первом месте ногти, причёска, зубы. Уверенность, грациозность дадут занятия физкультурой, укрепляя тело и здоровье.
* При встрече люди здороваются. Леди учтива и дружелюбна, с приветливой полуулыбкой. Приветствие произносит четко и смотрит на собеседника, обращаясь по имени — отчеству.
Воспитанная девушка, знает правила этикета приветствия:
- старшего приветствует первым младший, а начальника – подчинённый;
- тот, кто опоздал или вошёл, здоровается первым;
- передвигаясь, здороваются с тем, кто стоит;
- придя на застолье, приветствуют присутствующих, а сев за стол – отдельно соседей.
Поведение, вызывающее уважение
*Леди та, которая не думает, что если никто не видит, то можно не соблюдать правила. Правильные манеры леди – это норма жизни.
*Знающая этикет девушка — пунктуальна, вежлива, уважает себя и тех, с кем общается.
Как правильно стоять
Правила этикета требуют:
- стоять ровно, сохраняя правильную осанку;
- не переминаться, даже когда ногам некомфортно;
- не прислоняться к стене, лучше поискать стул;
- тяжесть тела распределять равномерно на ноги;
- не допускать перекрещивания рук и ног;
- не прятать руки в карманы;
- жестикуляция минимальная, без размахиваний.
- место рук и локтей ближе к телу.
Девушку — леди выделяет прямая спина и гордая осанка
* Правильно, с достоинством ходить необходимо учиться: идти легко и уверенно, плавно и спокойно, без резких движений. Не стараться подражать моделям, не вилять попой, не стучать громко каблуками.
*Ноги ставить по прямой линии, спина премая,живот втянут. Чтобы научиться держать голову, дома упражняться в ходьбе с книгой на голове, представляя корону. Не забывать делать упражнения укрепляющие прес.
Как правильно сидеть
*Добиться автоматизма в таком простом деле, так же поможет упорная тренировка. Сесть и сидеть правильно: с ровной спиной слегка подать грудь вперёд и, согнув ноги, спокойно присесть глубже на сиденье. Двигать стулом, когда сидишь, нельзя. Это делают, присаживаясь.
Леди сидят ровно, не горбятся, ноги держат вместе. Разрешено отодвинуть стопы вбок или перекрестить в лодыжках. Нельзя класть одну ногу на другую (на колено).
Дополнения к образу
Гармоничность образа подчеркнёт декоративная косметика, но в меру. Днём – нейтральность, неброский макияж, подчёркивающий выразительность лица.
Выделить можно одну часть: глаза или губы. Находясь в ресторане или кафе, за столом допускается подкрашивание губ, но пудру и остальную косметику доставать можно только в туалетной комнате.
- не проявляет бурно радость – это глупо;
- в гневе не превращается в базарную тётку;
- не вмешивается в конфликт, не нарушает естественный ход событий;
- делает минимум жестов, ведет себя скромно и тактично;
- не жалуется на собственные проблемы, в это посвящают только близкую подругу.
*Умная собеседница, леди позитивна и знает, что сплетничать – не допустимо, умеет ответить шуткой и избежать двусмысленности в беседе.
*Быть привлекательной – значит быть и воспитанной, и начитанной. Леди отличают интеллигентность и образованность. Такие девушки — грациозны, с правильными манерами, внимательны, умеют сочувствовать.
*Решив стать принцессой или королевой, стоит приложить терпение, выдержку и, главное, желание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические советы при организации беседы о личной гигиене для девочек-подростков
«Что значит быть современной?!». Тренинговое занятие для девочек — подростков.
Цель мероприятия: формирование жизненных целей и ценностей, помощь в личностном самоопределении.
Конспект воспитательского занятия «Этикет» для старших подростков
Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос.
Как маме наладить отношения с девочкой подростком?
Для любого человека здоровье и благополучия ребенка превыше всего. С маленькими детками намного меньше хлопот, чем с подростками, поскольку с возрастом ребенок становится все более осознанным и самост.
Конспект открытого урока технологии у девочек 6 класса по теме «Дизайн комнаты девочки — подростка»
В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день.
Конспект открытого урока.Дизайн комнаты девочки-подростка. 6 класс. 2017г.
Конспект открытого урока технологии6 класспо теме :Дизайн комнаты девочки-подростка.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ГКОУ Московской области для детей – сирот и детей, оставшихся
Правила
Подготовила:
Воспитатель
Журавлева Е.И.
Каждый из нас должен знать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, есть и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы, взрослые, считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.
Когда и как начинать учить правила этикета в школе?
Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.
Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.
В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.
3 формы обучения правилам этикета в школе
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.
Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника
Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.
Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:
- Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
- Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
- Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
- Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
- Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
- Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
- На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
- Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
- Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
- Не перебивай учителя и одноклассника.
- Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
- Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
- Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
- На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
- Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
- Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
- Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
- Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
- Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
- В столовой ешь аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.
Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:
«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.
Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.
Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу, уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В то же время 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.
Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все, что мы получаем от школьного воспитания. в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходимы для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Из этой статьи вы узнаете
Виды этикета
Этикет – проявление культуры общения, неписаные правила поведения в социуме, зависящие от формы деятельности и ситуации. Понятно, что свод предписаний, касающийся хороших манер для детей, содержит меньше пунктов, чем взрослый кодекс приличий. И все-таки с младых ногтей замечательно будет ознакомить ребенка со следующими видами этикета:
Все перечисленные виды относят к такому виду этикета, как общегражданский.
Родители, принадлежащие к определенной конфессии, обучают малышей дополнительно правилам поведения в храмах. Подросшему ребенку можно рассказать, что взрослые соблюдают еще правила военного, брачного, государственного, делового и дипломатического этикета.
Это интересно! Свои правила поведения есть даже у животных. У обезьянок, относящихся к семейству игрунок обыкновенных, сложился своеобразный речевой этикет. Находясь в стае, они не перебивают друг друга криками, а дают высказаться оппоненту.
С какого возраста начинать обучение
Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.
Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.
В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.
В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.
В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.
Правила приветствия
Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:
- Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
- На приветствие нужно обязательно ответить.
- Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
- Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.
Важно! Часто при встрече знакомые пытаются дружески обнять или поцеловать. Такие приемы допустимы только среди родственников или близких людей. Недопустимо обнимать чужого ребенка.
Телефонный разговор
Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:
- Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
- Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
- В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
- В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.
Нужно непременно исполнить обещанное позже.
Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.
Правила поведения в школе
Помимо общих требований к учащимся: не опаздывать, не покидать учреждение во время уроков, соблюдать рекомендации руководства – ребенок должен:
- Доброжелательно и уважительно относиться к другим ученикам и педагогам.
- Приветствовать учителя стоя.
- Не разговаривать, не принимать пищу и не заниматься посторонними вещами во время урока.
- Если нужно ответить или выйти, следует обратить внимание учителя, подняв руку.
- Отключать мобильный телефон на время урока.
- Спокойно вести себя на перемене.
Этикет за столом
Чем раньше карапуз сядет за общий стол, тем лучше. Мама может помочь малышу усвоить хорошие манеры с пеленок. Для этого на начальном этапе следует красиво и правильно сервировать стол, привлекая малыша на помощь, помогать ему грамотно действовать во время приема пищи, соблюдать правила гигиены. Ребенку нужно усвоить, что хорошие манеры за столом – это не только красиво, но и безопасно: торопливо кушая, можно подавиться.
Двух-, трехлетнему малышу необходимо знать следующие правила:
- Перед едой обязательно вымыть руки, пожелать присутствующим приятного аппетита.
- За столом сидеть прямо, не класть локти на его поверхность, не раскачиваться на стуле, не разговаривать с едой во рту, не чавкать и не баловаться.
- Плеваться пищей недопустимо даже малышам.
- Пользоваться столовыми приборами, правильно держать их в руках. С ножом едят мясо; мягкую пищу: рыбу, биточки, заливное – отламывают вилкой. Руками прикасаться к гарниру – дурной тон.
- Грязные руки очищают только салфеткой или ополаскивают. Губы тоже промакивают салфеткой.
- Некрасиво тянуться за блюдом через стол, лучше попросить передать его.
- Обязательно нужно поблагодарить того, кто готовил еду.
Важно! Научиться правилам поведения за столом лучше до детского сада.
Этикет в гостях
Вести себя прилично в чужом доме, значит:
- Не приходить без приглашения.
- Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
- Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
- Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
- Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
- Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
- Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
- Обязательно поблагодарить за угощение и прием.
Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:
-
Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.
Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.
В театре
Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:
- Выбрать наряд, соответствующий событию.
- Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
- Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
- Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
- Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
- Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
- Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
- Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.
Важно! Родителям желательно подбирать мероприятие, интересное маленькому ребенку. Иначе он закапризничает и испортит праздник не только родителям, но и окружающим. Уйти следует при первых проявлениях недовольства у крохи.
В общественных местах
На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.
Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:
- Знанию основных правил дорожного движения.
- Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
- Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
- Уступать место тем, кто более уязвим.
- Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.
Из общих правил поведения в людных местах:
- Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
- Топать, кричать во весь голос, капризничать.
- Бесцеремонно прерывать разговор.
- Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.
Внимание! Усаживаясь с ребенком на коленях на сиденье в общественном транспорте, позаботьтесь о чистоте одежды окружающих, особенно если на улице дождь. Наденьте на обувь малыша пакеты или придерживайте ножки рукой, чтобы не запачкать стоящих рядом.
Этикет поведения на улице
Отправляясь на прогулку, расскажите ребенку, какие нормы поведения следует соблюдать:
- Обертки от конфет и мороженого нельзя бросать на землю. Мусор должен находиться в урне, а не на детской площадке.
- Траву и цветы, растущие на газонах, топтать нельзя, так как это сводит на нет труд людей, занимающихся благоустройством города.
- Передвигаясь по тротуару в людных местах, нужно придерживаться правой стороны, нельзя задевать прохожих и вести себя вызывающе.
Если есть потребность остановиться для разговора или отдыха, следует отойти в сторону, нельзя препятствовать движению людского потока.
Важно! Проведите с ребенком инструктаж для безопасности. Попросите коллегу или друга сыграть роль незнакомца, пусть он попытается увести малыша, когда вас не будет рядом. После расскажите ребенку, правильно ли он вел себя и как следует поступать в таких случаях.
Как вести себя на природе
Для гармоничного развития ребенка поездки на природу необходимы. Но даже в самых безлюдных местах: в лесу, на побережье, в степи – есть свои правила поведения:
- Нельзя отправляться в лес без сопровождения взрослых.
- Лучше вернуться из похода до наступления темноты.
- Собирать незнакомые травы, грибы или ягоды нельзя. Запрещается также пить из лесных источников и рек.
- Ломать ветки, топтать траву, разрушать муравейники, ловить для забавы птиц, животных и насекомых – варварство.
- Перед походом нужно подготовиться: зарядить мобильный телефон, взять запас воды и пищи, надеть удобную одежду и обувь, нанести репеллент от укусов насекомых.
- Необходимо беречь все живое: мусор вредит экосистеме, пожары уничтожают все на своем пути. Поэтому нельзя оставлять после себя отходы пищи и пластика, бутылки, разводить костры. Категорически нельзя бросать жевательную резинку на землю: птицы, схватив ее, могут погибнуть.
Правила дружбы
Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:
- Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
- В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
- Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
- Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
- Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
- Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
- Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.
Как дарить подарки
Выбирать и дарить подарки – целое искусство. На этот случай тоже есть памятка:
- Покупать сюрприз нужно с учетом предпочтений именинника.
- При изготовлении подарка собственными руками следует выполнять поделку аккуратно, используя лучшие материалы.
- Дарить деньги малышу – не самый лучший вариант. Стоит поискать что-то, что наверняка обрадует его.
- Дарить животных, птиц и рыбок можно только, заручившись согласием родителей именинника.
- Перед вручением нужно снять ценник с покупки и красиво упаковать ее.
Книги по этикету
В список полезных изданий входят:
Это интересно! Для мам, желающих восполнить пробелы в знании хороших манер и стать настоящей леди, существует масса возможностей: вебинары, электронные книги и пособия. Высший пилотаж – посещение Австрийской высшей школы этикета, где преподавание хороших манер ведется на международном уровне.
Стихи об этикете
Правила этикета и хороших манер, изложенные в стихах, которые каждый малыш дошкольного возраста очень любит слушать, – такой же доступный образовательный процесс, как и игровая форма. Если ребенок ведет себя неподобающе, маме достаточно вспомнить понравившиеся строчки, и малыш поймет, как следует поступить.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Читайте также:
- Специалист по пожарной безопасности должностные обязанности кратко
- Синтоизм в современной японии кратко
- Личностный компонент профессиональной компетенции педагога высшей школы
- Методика изучения имени числительного в начальной школе
- Конкурс школа безопасности 2021 тесты с ответами