Руководство в сфере образования это

Профессия Руководитель в сфере образования в России

Руководитель в сфере образования – это специалист, организующий и направляющий учебный процесс в начальной и высшей школе, а также системе профессионально-технического образования. Он обеспечивает нормальное функционирование школ, ВУЗов, дошкольных образовательных учреждений, а также заведений дополнительного образования. В его компетенцию входит обеспечение учебных заведений метельно-технической базой, формирование преподавательского коллектива, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение качества образовательного процесса. Руководитель в сфере образования реализует управленческие функции, контролирует работу учебных заведений, обеспечивает соблюдение образовательных стандартов.

О профессии Руководителя в сфере образования

Зарплаты: сколько получает Руководитель в сфере образования*

Начинающий: 30000 ₽ в месяц

Опытный: 50000 ₽ в месяц

Профессионал: 80000 ₽ в месяц

* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Организация образовательного процесса требует больших усилий и специальной подготовки. Здесь важно обеспечить благоприятную учебную атмосферу, правильно и эффективно организовать деятельность образовательного учреждения. На рынке труда квалифицированный руководитель в сфере образования пользуется высоким спросом. Опытный руководитель будет востребован в любой школе, ВУЗе, дошкольном учреждении. Однако в профессии существует высокая конкуренция. Возможно трудоустройство в любом регионе страны.

Для кого подходит профессия

Профессия руководителя в сфере образования требует большой отдачи и вовлеченности в рабочий процесс. Здесь важен целый комплекс личностных и деловых качеств. На руководителя возлагается общее руководство учебным процессом, обеспечение благоприятной обстановки в преподавательском и ученическом коллективе. Профессия подходит тем, кто:

  • Имеет гуманитарный склад ума;
  • Придерживается активной жизненной позиции;
  • Обладает организаторскими способностями, может завоевать авторитет в коллективе;
  • Имеет способности к администрированию, может принимать управленческие решения;
  • Психологически устойчив и коммуникабелен;
  • Амбициозен, требователен, справедлив, уравновешен.

Карьера

Для руководителя в сфере образования существуют отличные возможности для построения карьеры. Его профессиональная подготовка, опыт работы и позитивные результаты деятельности позволяют рассчитывать на занятие руководящих должностей в школах, крупных ВУЗах и ССУЗах, а также занимать высокие должности в государственных органах, курирующих образование в нашей стране. Руководитель в сфере образования по определению является ответственным работником. При этом построение карьеры может заключаться в переходе на более высокую должность, трудоустройстве в значимый, крупный ВУЗ. Специалист может получить признание и на государственном уровне, стать заслуженным работником образования, быть удостоенным наград и премий.

Обязанности

Профессиональные обязанности руководителя в сфере образования могут отличаться в зависимости от места трудоустройства и специализации. В общем случае к его обязанностям относится:

  • Формирование задач и целей деятельности образовательного учреждения;
  • Реализация кадровой политики;
  • Организация качественного учебного процесса;
  • Контроль за соблюдением учебных программ и образовательных стандартов в учебном заведении;
  • Формирование благоприятного морального климата в коллективе, стимулирование преподавательского состава к повышению квалификации;
  • Формирование материально-технической базы в учебном заведении, комплектование его оргтехникой, учебными и наглядными пособиями, современным оборудованием и т.д.;
  • Организация участия представителей ученических коллективов в различных проектах, программах, олимпиадах;
  • Взаимодействие с государственными органами в сфере образования;
  • Изучение передового опыта в организации образовательного процесса;
  • Решение хозяйственных вопросов, обеспечение безопасности на территории школы или ВУЗа.

Оцените профессию:

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: математика история экономика психология иностранный язык русский/литература обществознание

Похожие профессии

  • Воспитатель детского сада

    Воспитатель детского сада

  • Бизнес-тренер

    Бизнес-тренер

  • Дефектолог

    Дефектолог

  • Педагог-игромастер

    Педагог-игромастер

  • Инспектор по делам несовершеннолетних

    Инспектор по делам несовершеннолетних

  • Педагог

    Педагог

  • Логопед

    Логопед

  • Методист в сфере образования

    Методист в сфере образования

  • Учитель

    Учитель

  • Преподаватель экономики

    Преподаватель экономики

  • Учитель биологии

    Учитель биологии

  • Коуч

    Коуч

  • Учитель географии

    Учитель географии

  • Домашний воспитатель

    Домашний воспитатель

  • Ментор стартапов

    Ментор стартапов

  • Учитель ИЗО

    Учитель ИЗО

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

1 Права,
обязанности, ответственность и особенности правового статуса руководителя
образовательной организации общего образования

1.1 Понятие и особенности
правового статуса руководителя образовательной организации общего образования

Правовой статус –
это положение лица, регламентируемое нормативно-правовыми актами.

В соответствии с
ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[18]
под правовым статусом руководителя образовательной организации общего
образования следует понимать совокупность прав и свобод, социальных гарантий и
компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленную
законодательством.

Руководитель
образовательной организации общего образования – это физическое лицо, которое в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и
локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в
том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273
Трудового кодекса Российской Федерации) [6].

Руководитель
образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен
действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и
разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3].

Правовой статус
руководителя образовательной организации общего образования (права,
обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных
работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и
ролью в механизме управления организацией. От качества его работы во многом
зависят достижение уставных целей и задач, ради которых создавалась
организация, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование
организации.

Кроме того,
полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и
предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного
из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом,
управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.

Результаты
деятельности директора школы (гимназии, лицея) и его решения во многом влияют
на конкурентоспособность организации в сфере образования.

Особенности
правового статуса руководителя образовательной организации определяются гл. 43 «Особенности
регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального
исполнительного органа организации» и иными положениями ТК РФ, ГК РФ,
Федеральным законом    № 273-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами,
уставом и локальными нормативными актами организации.

К особенностям
правового статуса руководителя образовательной организации можно отнести:

– разнообразные
способы назначения на должность руководителя организации (ч. 1 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 18 ТК РФ);

– запрет на
занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не
допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым
законодательством (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 331 ТК РФ);

– увеличенный
испытательный срок при приеме на работу (6 месяцев)  (ст. 70 ТК РФ);

– возможность
нового собственника имущества организации расторгнуть с руководителем
организации трудовой договор не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него
права собственности (ст. 75 ТК РФ);

– полную
материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб,
причиненный организации (ст. 277 ТК РФ);

– право
работодателя заключать с руководителем организации срочный трудовой договор (ст.
59 ТК РФ);

– заключение
трудового договора работодателем по типовой форме, утвержденной Правительством
Российской Федерации;

– наличие
дополнительных оснований расторжения трудового договора (ст. 278 ТК РФ и ч. 27
ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ    «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [17]);

 выплату руководителю организации при
досрочном расторжении трудового договора в размере, определяемом трудовым
договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением
случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 279 ТК РФ);

 право руководителя занимать другие
оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения
уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества
организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ст. 276 ТК РФ);

 не может входить в состав органов,
осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ);

 возможность привлечения к
дисциплинарной ответственности руководителя организации при наличии заявления
представительного органа работников о нарушении руководителем организации
трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
условий коллективного договора, соглашения (ст. 195 ТК РФ);

 обязанность руководителя ежегодно
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в
установленном порядке      (ст. 275 ТК РФ,
ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» [16]);

 право руководителя расторгнуть
трудовой договор досрочно, письменно предупредив об этом работодателя не
позднее чем за один месяц  (ст. 280 ТК РФ);

 право руководителя привлекать
работников к дисциплинарной ответственности или поощрять (статьи 191–192 ТК РФ);

 признание руководителя организации во
всех случаях должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции
(примечания к статьям 201 и 285 УК РФ [4]);

 отсутствие возможности исполнять
должностные обязанности руководителя по совместительству (ч. 5 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);

 обязательность прохождения кандидатом
на должность руководителя образовательной организации и (или) ее руководителя
аттестации в порядке, установленном учредителем образовательной организации (ч.
4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

 права и обязанности, компетенция
руководителя в области управления образовательной организацией определяются в
соответствии с законодательством об образовании и уставом (ч. 6 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);

 несет ответственность за руководство
образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной
деятельностью образовательной организации (ч. 8 ст. 51 Федерального закона №
273-ФЗ).

Особенностью
правового статуса руководителя государственной (муниципальной) образовательной
организации является то, что он одновременно является:

– работником
по отношению к учредителю;

– работодателем
по отношению к работникам образовательной организации, с которыми заключается
трудовой договор, и к руководителям филиалов (представительств) образовательных
организаций.

С руководителем
государственной (муниципальной) образовательной организации заключается в
письменной форме трудовой договор в двух экземплярах (по одному для каждой из
сторон). При этом трудовой договор, не оформленный надлежащим образом,
считается заключенным, если директор приступил к работе с ведома и (или) по
поручению учредителя образовательной организации (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При
фактическом допущении руководителя к работе работодатель (учредитель) обязан
оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней
со дня фактического допущения руководителя к работе.

Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября    2012 года № 2190-р «Об
утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в
государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» [20] предусмотрен
переход, в том числе руководителей образовательных организаций, на эффективный
контракт, то есть трудовой договор, в котором конкретизированы его должностные
обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности
деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов
труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также
меры социальной поддержки.

Правительством
Российской Федерации рекомендуется:

– конкретизировать
условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты,
размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты,
показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер
выплаты);

– отражать
должностные обязанности работника непосредственно в тексте трудового договора;

– конкретизировать
выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставление мер
социальной поддержки в трудовом договоре или дополнительном соглашении к
трудовому договору в форме, понятной работнику и работодателю и исключающей неоднозначное
толкование этих условий;

– указывать
размер выплаты в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому
договору в абсолютном размере (в рублях), а размер выплат, устанавливаемых в
процентах, баллах и других единицах измерения, – в этих единицах с указанием
условий, при достижении которых они осуществляются.

На руководителя
государственной (муниципальной) образовательной организации, как на
работодателя, в свою очередь, возлагается обязанность знакомить принимаемых
работников с действующими локальными нормативными актами образовательной
организации, имеющими отношение к их трудовым отношениям (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Такими документами являются устав образовательной организации, правила
трудового распорядка (правила поведения работника), приказы (инструкции) по
охране труда и соблюдению правил техники безопасности, должностная инструкция
работника, режим работы (график) и иные локальные нормативные акты,
регламентирующие трудовую деятельность работника.

1.2 Права, обязанности,
ответственность руководителя образовательной организации общего образования

Изменения в
образовательной системе современной России предполагают, что образовательные
организации становится субъектом правоотношений. Согласно действующему
законодательству образовательные организации самостоятельны в решении многих
кадровых, организационно-педагогических, финансово-хозяйственных вопросов.
Управленческие функции жизнедеятельности школы базируются на основных принципах
и ценностях права как универсального регулятора человеческих отношений и
являются его продолжением [31, с. 82]. Такой подход повышает требования к
правовой компетентности руководителей образовательных организаций общего
образования, которые разрабатывают и утверждают школьные документы.

Сегодня
эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от
умелого использования знаний правовых основ гражданского, семейного, трудового,
международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний
нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональное
управление современной инновационной образовательной организацией однозначно
невозможно без работы с правовой информацией, без ее активного использования в
процессе управления [35, с. 128].

За последние
несколько лет в России резко изменилась роль руководителя образовательной
организации общего образования по причине того, что:

– школа
стала более автономной организацией, в обязанности школьных руководителей
входит управление человеческими и финансовыми ресурсами в сложных экономических
и социальных условиях;

– повышается
ответственность школы за результаты ее работы перед местным сообществом;

– повышается
значимость стратегического планирования и мониторинга для управления школьным
образованием [40, с. 190].

В соответствии с
квалификационной характеристикой к занимаемой должности руководитель
образовательной организации общего образования:

 должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику;
достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы
экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности
образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое,
бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования
деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием
различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления
проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности;

 должен соответствовать требованиям к
квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки
«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление
персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или
высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная
подготовка в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.

Права и
обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области
управления образовательной организацией определяются в соответствии с
законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Примерный
перечень должностных обязанностей руководителя образовательной организации
предусмотрен типовой формой трудового договора с руководителем государственного
(муниципального) учреждения (Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2013 года № 329) [21] и Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» [25]:

 осуществляет руководство
образовательной организацией в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами, уставом образовательной организации, за исключением вопросов,
отнесенных законодательством и локальными нормативными актами образовательной
организации к компетенции учредителя и коллегиальных органов управления
образовательной организации;

 обеспечивает системную
образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную
(производственную) работу образовательной организации;

 обеспечивает реализацию федерального
государственного образовательного стандарта, федеральных государственных
требований;

 формирует контингенты обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников,
детей) и работников образовательной организации в установленном
законодательством порядке;

 определяет стратегию развития
образовательной организации;

 принимает решения о программном
планировании работы образовательной организации, участии ее в различных
программах и проектах;

 обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам,
результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования,
непрерывное повышение качества образования в образовательной организации;

– обеспечивает
объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в
образовательной организации;

– совместно
с советом образовательной организации и общественными организациями
осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития
образовательной организации, образовательной программы образовательной
организации, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;

– создает
условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию
инициатив работников образовательной организации, направленных на улучшение ее
работы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный
морально-психологический климат в коллективе;

– в пределах
своих полномочий распоряжается бюджетными и (или) внебюджетными средствами,
обеспечивает результативность и эффективность их использования;

– в пределах
установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую
и стимулирующую часть;

– определяет
структуру и утверждает штатное расписание образовательной организации;

– решает
кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в
соответствии с уставом образовательной организации;

– осуществляет
подбор и расстановку кадров; создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников;

– обеспечивает
установление заработной платы работников образовательной организации, в том
числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам),
ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся
работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором,
правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; принимает
меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям
охраны труда;

– принимает
меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами,
рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта,
обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей
в образовательной организации;

– организует
и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному
труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению
престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и
укреплению дисциплины труда; создает условия, обеспечивающие участие работников
в управлении образовательной организацией;

– принимает
локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы
трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с
учетом мнения представительного органа работников;

– планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и
других работников образовательной организации;

– представляет
образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и
иных органах, учреждениях, организациях;

– содействует
деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и
методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных)
организаций;

– обеспечивает
учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил
санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации,
привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом
образовательной организации, дополнительных источников финансовых и
материальных средств;

– обеспечивает
представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании
финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности
образовательной организации в целом;

– выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности.

Предусмотренные
вышеуказанными нормативными правовыми актами должностные обязанности служат
основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень
обязанностей руководителя образовательной организации, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности.

При необходимости
должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику по
должности руководителя, могут быть уточнены в уставе образовательной
организации и (или) должностной инструкции по должности руководителя, в
зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и
особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с
родителями и общественностью.

В поле зрения
директора школы находятся такие разноплановые вопросы как: работа ученического
самоуправления, профориентация. От имени образовательного учреждения директор
школы в пределах своей компетенции заключает договоры и осуществляет другие
действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения
имуществом школы [33, с. 47].

Также наряду с
обязанностями директора школы нужно говорить и о правах и ответственности.

В пределах своей
компетенции директор школы имеет право:

– издавать приказы и давать обязательные
распоряжения работникам школы;

– поощрять и
привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом
школы и Правилами о поощрении и взысканиях;

– открывать
и закрывать счета в банках;

– присутствовать
на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс
после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в
течение занятий);

– вносить в
необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия,
временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;

– делегировать
свои полномочия, выдавать доверенности.

В пределах своей
компетенции директор несёт ответственность:

– за уровень
квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество
образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся
и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном
законодательством РФ порядке;

– за
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных
актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование предоставленных прав, директор школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

– за грубое
нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение;

– за
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального поступка директор школы может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

– за
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается
к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных
административным законодательством;

– за
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор
школы несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским законодательством.

Руководителям
образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных
организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки,
предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного
удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в
части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках, поселках городского типа).

1.3 Правовая компетентность
руководителя образовательной организации общего образования

Федеральный закон
об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя
образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по
соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и
профессиональным стандартам.

Кандидаты на
должность руководителя государственной или муниципальной образовательной
организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную
аттестацию. Порядок и сроки проведения данной аттестации устанавливаются
учредителями этих образовательных организаций. Отрицательные итоги аттестации
должны признаваться как препятствие к занятию должности руководителя
образовательной организации, а применительно к руководителям – как основание
прекращения трудовых отношений с ними.

Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной
образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Теперь
это правило распространено на руководителей филиалов данных образовательных
организаций. Это означает, например, что на учителя малокомплектной сельской
школы, присоединенной к школе райцентра в качестве филиала, не могут быть
возложены полномочия по руководству филиалом.

Эффективность
управления образовательным процессом в школе зависит от знаний управленцами
законов и других нормативных актов, которые регулируют жизнедеятельность школы,
важное значение играет то, насколько они уважают право как общественный
институт. Правовые знания руководителя образовательного учреждения должны
базироваться на основе компетентностного подхода.

Впервые проблема
исследования компетенций получила научное обоснование на конференции
«Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата
Пенсильвания, США, в мае 1980 года.

В. А. Кальней и
С. Е. Шишов выдвигают следующее определение компетенции – «это общая
способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые
приобретены благодаря обучению». По мнению Л. П. Погребняк, «компетентность
представляет собой многоплановые и многоструктурные характеристики качества
профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений» [37, с.
57].

Формулировка
понятия правовой компетентности на сегодняшний день связана с определенными
теоретическими и методологическими трудностями, вызванными многогранностью
данного феномена.

Если проанализировать различные точки зрения на понятие «правовая
компетентность», имеющиеся в научной литературе, можно сделать вывод, что под
правовой компетентностью директора школы следует понимать соблюдение
правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной
деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых
решений, в их реализации в соответствии с законом [39, с. 105].

Однако роль формирования правовой компетентности руководителя
образовательной организации заключается в освоении и применении комплекса
современных профессиональных знаний и практических навыков, овладении
эффективными методами профессионального поведения и технологиями [27, с. 27].

Роль развития
правовой компетентности в современных российских условиях заключается в том,
чтобы каждый руководитель образовательной организации овладел необходимыми
знаниями, средствами и приёмами работы над собой, сознательно готовил себя к
профессиональной деятельности, создавая при этом максимально устойчивое к
внешним воздействиям правовое пространство школы, которое заключается в
следующем:

– правовая
осведомленность;

– активность
правовой деятельности руководителя образовательного учреждения со всеми
участниками образовательного процесса и органами управления;

– доверие
директора школы к институту права;

– признание
ценности права, готовность использовать правовое разрешение проблемной ситуации
[36, с. 7].

В развитии
правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации важны
следующие параметры:

1. Знание
законов и нормативных положений;

2. Выстраивание
собственной деятельности согласно нормативным положениям (соблюдение на
практике требований нормативных положений);

3. Взаимодействие
деятельности органов школьного самоуправления и общественных объединений;

4. Стремление
учитывать интересы различных школьных общественных объединений;

5. Заключение
контрактов с поступающими людьми на работу;

6. Применение
документов, регулирующих деятельность школы;

7. Стремление
решать конфликты на правовой основе;

8. Проведение
собраний органов самоуправления;

9. Применение
мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства Российской
Федерации об образовании [28, с. 55].

Правовые
преобразования в современной России происходят быстрее, чем развитие и
становление личности в конкретном историческом периоде. Вследствие этого
существует необходимость подготовки руководителя образовательной организации к
будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально-правовых
условиях. Именно от того, как директор и его заместители, педагоги и учащиеся
понимают свои права и обязанности, насколько хорошо они знают законы и другие нормативные
акты, регулирующие жизнедеятельность школы, насколько они уважают право как
общественный институт вообще и права друг друга, в частности, зависит
эффективность демократических преобразований в школе.

Оценка
профессионального статуса директора учебного заведения производится путем
аттестации, целью которой является подтверждение соответствия его как
педагогического работника занимаемой должности на основе оценки
профессиональной деятельности и по желанию в целях установления
квалификационной категории. Более того, к руководству образовательной
организацией не допускается лица, которые по тем или иным причинам были
отстранены от педагогической деятельности.

Оценка
управленческого опыта происходит при его утверждении на должность, во время
аттестации соответствия квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и в ежегодных отчетах. Важными факторами,
влияющими на управленческую деятельность директора школы, являются правовой
статус, а также высокая ответственность в рамках экономической деятельности и
финансового обеспечения в сфере образования.

Важны оценка
творческого и психологического особенностей руководителя учебным заведением с
точки зрения руководства группой людей, собранных в рамках определенной
структуры для выполнения задач, возглавляемые руководствам, с функциональным
разделением труда. Повергаясь анализу или самостоятельно анализируя личностные
качества, руководитель имеет возможность рефлексировать, изучать действия, а также
работать над собой с целью дальнейшего улучшения процесса управления школьными
кадрами. В итоге, это приводит к качественным изменениям в образовательном
пространстве учебного заведения.

Современный руководитель образовательного учреждения

В
настоящее время в системе образования
России насчитывается около 140
тыс.

государственных образовательных
учреждений различных видов, типов, почти
1,5
тыс. научных организаций, инновационных
центров, технопарков, в которых обучается,
воспитывается и работает около
39
млн.
человек.

Руководителям
школ

важно знать основные
принципы государственной политики в
сфере образования:

гуманистический характер образования;
приоритет человеческих ценностей, жизни
и здоровья человека, свободного развития
личности; связь с национальными,
региональными, культурными традициями;
общедоступность образования в пределах
государственного образовательного
стандарта; светскость образовательной
системы; демократический
государственно-общественный характер
управления образованием; свобода
плюрализма в образовании; независимость
государственных образовательных
учреждений от идеологических установок
и решений партий, общественно-политических
движений.

Для
достижения целей, поставленных обществом,
государством и личностью, на каждой
ступени образования и учебного заведения
требуются координация, организация,
планирование, регулирование и контроль
деятельности органов управления
образованием. На руководителей
учебных заведений

возложена весьма деликатная
функция:
практически согласовать, увязать в
единое целое реальные противоречивые
формы проявления интересов государства,
педагогического коллектива, отдельных
сотрудников, в том числе и свои личные,
а также уметь реализовать в
учебно-воспитательной деятельности
идеи и находки творчески работающих
преподавателей, педагогов-новаторов и
ученых.

В
современной жизни применяется термин
«менеджмент»,
что означает «скоординированная
деятельность по руководству и управлению
организацией».

В
условиях
рыночных отношений для подготовки
конкурентоспособной личности необходимы
высококвалифицированные руководители
органов управления системой. Наряду с
профессиональными
знаниями

они должны обладать высокими моральными
и волевыми качествами
;
способностью анализировать
и обобщать педагогические явления
;
творчески
подходить к работе
,
видеть
цель и перспективы развития образовательного
учреждения

в условиях рыночной экономики.
Руководителям
необходимы глубокие знания современных
методов организации и управления системы
образования, экономики отрасли. Важное
качество- чувство нового, умение оценить
по достоинству инновации в образовательной
сфере.

К
этому можно добавить, что особое значение
имеют: морально-волевые, деловые,
организаторские качества, склонность
к определённому виду труда, потребность
в самообразовании. Существенное значение
имеют такие черты
характера

руководителя,
как определенность,
цельность,
уравновешенность,
твердость.

Определенность
означает стабильное поведение руководителя
в различных ситуациях; цельность

единство слова и дела, логичность
поступков; уравновешенность
— сдержанное, терпеливое отношение к
людям, ровное поведение, умение
контролировать себя; твердость
— обязательное выполнение принятых
решений, несмотря на возникающие
препятствия.

Служебный
авторитет

достигается умелой организацией работы
коллектива для выполнения поставленных
задач, обеспечением соблюдения дисциплины
на основе предоставленных должностью
прав и полномочий. Органическое
соединение личного и служебного
авторитета
составляет
реальный авторитет руководителя.

Можно
выделить основные
группы качеств личности руководителя
современного учебного заведения:

1.
Качества
профессиональной
и общекультурной компетентности

руководителя (образованность,
эрудированность, ум, знания руководства,
организаторские способности и т.п.).

2.
Качества общения
руководителя с преподавателями

(общительность, вежливость, естественность
поведения, обаятельность, искренность,
тактичность, уравновешенность, скромность,
находчивость в общении, чувство юмора
и т.п.).

3.
Качества позитивного
отношения руководителя к учащимся и их
родителям

(уважение, понимание, забота, доброта,
доброжелательность, отзывчивость,
внимательность, справедливость,
терпимость и т.п.).

4.
Качества неспецифических,
внешних сторон деятельности

(пунктуальность, настойчивость,
требовательность, строгость,
исполнительность, ответственность,
трудолюбие, добросовестность,
дисциплинированность и т.п.).

Высшим
уровнем профессиональной культуры
руководителя является его умение быть
творцом общения.

Управленческую
деятельность можно рассматривать

для самого руководителя как его субъекта
(творца) многофакторным процессом, где
существует немало путей и способов его
оптимальным овладением. Все эти факторы
можно подразделить на две большие группы
основной деятельности: личностные
и операциональные.
Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят
друг от друга. Личностные
— то, что соотносится с самим человеком
как личностью; операциональные
— все то, что характеризует сам процесс
общения: каким образом, с помощью каких
приемов, средств достигается контакт
с людьми.

Если
руководитель знаком с технологией
управленческого общения, то ему не
требуется искать какую-то каждый раз
новую манеру взаимоотношений, а значит,
отпадает необходимость в ежеминутном
контроле своего поведения.

Не
безынтересно знать так называемые
приемы формирования «аттракции«
— умения производить выгодное впечатление
на людей:

«имя
собственное»,

«комплимент»,

«личностная
информированность».

Значение
имени собственного для человека самая
приятная мелодия (Д.
Карнеги).

Имя и личность неразделимы. Обратиться
по имени — проявить внимание и уважение
к личности.

Правила
комплимента:

«один
смысл
«,
«
без
гипербол
«,
«
без
банальностей
«,
«
без
претензий
«,
«
без
дидактики
«,
«
без
приправ
«.

Комплимент
говорите Вы, но любить начинают Вас.
Самый эффективный комплимент на фоне
антикомплимента себе.

Неприятное
совещание можно начать с комплимента,
тогда Ваши сотрудники будут не бороться
с Вами, и оправдываться, а вместе искать
решения. С комплимента можно начать
выговор, тогда он будет более эффективным.

Взаимная
личностная информированность — надежный
путь оптимального решения.

В
управленческом общении важно не только
говорить, но и умение слушать.

Природа
дала человеку два уха, но один язык, но
один язык, тонко намекнув, что больше
слушать, чем говорить. Люди, не слушающие
своего собеседника, получают меньше
информации для принятия взаимных
решений.

Стиль
руководства

есть целостная, интегральная характеристика
всей совокупности «стратегических»
профессионально значимых особенностей
поведения руководителя. Психологическими
факторами формирования стиля деятельности
руководителей оказываются самые
различные характеристики личности.
Наиболее существенной из них может
являться степень авторитарности —
демократичности педагогических установок
руководителя.

Культура
педагогической деятельности руководителя
школы

складывается на основе многих усилий.
Первейшее
условие
:
руководитель соотносит содержание,
способ, ритм, характер общения с различными
психофизиологическими и социальными
особенностями восприятия и реагирования
всех, вступающих с ним во взаимоотношения
преподавателей, учащихся и их родителей.
Он строит свое общение, исходя из
особенностей всех своих партнеров.

В
настоящее время при рассмотрении
кандидатур для
замещения руководящих должностей

в системе образования и приеме на работу
используются следующие методы
подбора кадров
:


изучение анкетных данных, автобиографии,
характеристик, результатов тестирования
и аттестации работника и др.;


беседа по специально составленному
плану или вопроснику с целью выявления
стремлений, потребностей, мотивов
поведения; наблюдение, изучение поведения
работника в различных ситуациях;


обобщение характеристик, которые даны
конкретному работнику различными
людьми.

Важную
роль в повышении профессиональной
подготовленности

и совершенствовании деловых
качеств

руководителей образовательных учреждений,
органов управления образованием играет
профессиональное образование в области
управления.

В
некоторых университетах организована
система
подготовки кадров

по специальности «Государственное
и муниципальное управление»
.
Так, успешно реализуются 2-х
годичные образовательные программы по
управлению общеобразовательными
учреждениями в Московском, Барнаульском,
Российском (Санкт-Петербург) государственных
педуниверситетах.

В
институтах повышения квалификации и
усовершенствования учителей разрабатываются
и обновляются учебные планы и программы
для управленческих кадров
.
Популярны и такие формы, как разработка
программ развития образовательных
учреждений, участие в международных
проектах, связанных с проблемами
управленческой деятельности.

Группой
специалистов и работников Минобразования
Российской Федерации, вузов и РАО РФ
разработан проект государственных
требований к образовательному минимуму
содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 06.12.00 «Менеджмент
в социальной сфере»

с квалификацией «Менеджер образования».
Его цель — установить единые федеральные
требования к содержанию и уровню
подготовки специалистов
в области управления образованием
,
обеспечить преемственность подготовки
и повышение их квалификации.

Обучение
менеджеров образования успешно проводится
в Волгоградском, Вятском, Дагестанском,
Курском, Новосибирском, Ульяновском,
Мордовском госпединститутах и других
региональных центрах развития образования.

Методы
убеждения при дискуссионно-диалоговом
общении

Руководитель
должен в совершенстве владеть стратегией
и тактикой убеждения
.
Убеждения или аргументация представляет
основную стадию диалогического общения,
в которой происходит противоборство
мнений, проявляются личностные качества
партнеров, взаимно оцениваются сильные
и слабые стороны собеседников.

Помимо
этой стадии в диалогическом
общении

различают стадии: начало
передачу
информации

аргументацию
нейтрализацию
возражений

принятие
решений и финал
.

Целями
стадии аргументации являются
:
изменить уже сформированное у
противоположной стороны мнение или
закрепить его; критически проверить
положения и факты, изложенные собеседников;
смягчить противоречия, наметившиеся
до диалога.

Диалог
в стадии аргументации может реализоваться
в двух конструкциях: в доказательной,
когда требуется нечто обосновать и в
контраргументации,
когда опровергаются тезисы противоположной
стороны.

Руководитель
должен знать и использовать в дискуссии
методы убеждения, отмеченные многими
психологами:

1.
«Фундаментальный«
— заключается в обосновании доводов
неоспоримыми фактами и сведениями. В
этом смысле проводимый цифровой материал,
факты, точные даты являются вескими
аргументами;

2.
Извлечения
выводов
«
— построен на логической обоснованности
доказательств. Шаг за шагом строится
цепь рассуждений, приводящих к требуемому
результату. Можно использовать только
при безупречном логическом мышлении;

3.
«Сравнения«
— дает возможность перехватить инициативу
в диалоге и перейти в наступление;

4.
«Да
— но
«
— спокойно согласившись с доводами
выступающего, можно перейти контрнаступление.
Непременным условием успеха является
отличная осведомленность оппонента в
вопросе;

5.
«Кусков«
— состоит в расчленении выступления
собеседника таким образом, чтобы были
ясно различимы отдельные его части:
полностью достоверные факты, спорные
положения и ошибочные взгляды. При этом
целесообразно не касаться сильных
аргументов, а ориентироваться на слабые
стороны речи и попытаться опровергнуть
именно их;

6.
«Игнорирования«
— когда собеседник приводит неопровержимые
доказательства и факты, согласиться с
которыми тактически не выгодно, тогда
ценность их можно проигнорировать,
встав в оборонительную позицию
дипломатического молчания;

7.
«Потенцирования«
— в контрнаступлении смещаются акценты,
сделанные ранее выступавшим собеседником.
В соответствии со своими интересами
оппонент выдвигает на первый план то,
что его устраивает, как бы не замечая
всего остального. Смещение акцентов в
диалоге сродни постановке запятых в
письме, от которых диаметрально
противоположно меняется смысл изречения.
(Напр.: «Казнить нельзя помиловать»);

8.
«Выявления
противоречий
«
— основан на тщательном анализе
высказываний собеседника, если
подготавливается контраргументация.
Если же один из партнеров в диалоге сам
собирается что-то доказать, то противоречия
выявляются в предварительном мысленном
споре с самим собой. Метод является
оборонительным;

9.
«
Видимой
поддержки
»

после того, как собеседник изложил свои
аргументы, вы берете слово, и к его
изумлению не опровергаете его, а как бы
приходите на помощь, приводя новые
доказательства в пользу его точки
зрения. Но делается это только для
видимости, чтобы усыпить его бдительность.
«Вы забыли упомянуть еще о том, что
… (следует ряд примеров в пользу
высказываний говорившего), но так как
…» (здесь наносится контрудар);

10.
«Опроса«
— состоит в постановке тщательно и
заранее продуманных вопросов по теме
разговора. Метод применим при заведомо
известном предмете диалога. В глубокой
древности с успехом использовался
Зеноном
Элейским
.
Тактика заключается в том, чтобы, построив
батарею вопросов — «ударную силу»
диалога, заставить собеседника
противоречить самому себе;

11.
«Выведения»

основан на постепенном смещении акцентов
с последующим изменением существа дела.
Его следует отличать от самопроизвольной
потери тезиса разговора, что свойственно
неискушенным спорщикам. Здесь уклонение
от темы протекает целенаправленно и
планомерно. Для этого нужно заранее
знать соприкосновенные вопросы и
аргументации собеседника, чтобы при
удобном случае именно на них перенести
удельный вес разговора;

12.
«
Бумеранга»

метод ненадежен в качестве аргумента
в серьезной дискуссии, но дает возможность
использовать прием собеседника против
него же. (Например, собеседник привел в
качестве примера нелепое положение, в
котором он однажды оказался, и закончил
речь словами: «Я никогда не боюсь
посмеяться над собой». «В этом Вы
всегда найдете много единомышленников»,
— вставил его оппонент. Хохот присутствующих
заглушил ответ).

Залог
успеха управленческого общения (по
Бальтасару Гриануэ)

Общаться
с теми, от кого можно научиться
.
Да будет твое общение с друзьями школой
знаний, а беседы — изысканно приятным
обучением! Смотри на друзей как на
наставителей и сочетай пользу от учения
с наслаждением от беседы.

Имей
разумных помощников
.
Преимущество власть имущих — окружить
себя людьми выдающегося ума, которые
извлекают их из пути невежества, а в
любом затруднении выигрывают за них
спор. Прибегать к помощи мудрых — свойство
великих. В «слуг» обращайте тех,
кого природа наделила превосходством,
помогите им раскрыться!

Менять
приемы, даже отвлечь внимание
,
тем паче враждебное. Однообразие позволит
разгадать, предупредить и даже расстроить
замысел. Легко подстрелить птицу, летящую
по прямой, труднее ту, что кружит.

Не
начинать с чрезмерных надежд
.
Когда что-либо не в меру восхваляется,
то чаще всего не оправдывает надежд.
Действительности не угнаться за
воображением, ведь воображать желаемое
легко, достигнуть — трудно.

Не
гнаться за многим, стремиться к глубине
.
Суть величия не количество, а качество.
Превосходное всегда единолично редко,
чего много — тому цена невелика. Вот и
среди людей: великаны ростом могут быть
карлики умом. Некоторые ценят книги по
объему, словно книги пишутся для
упражнения рук, а не головы. Распространяясь
только вширь, не выйдешь за пределы
посредственности.

Знать
свои главные достоинства
.
Развивать лучшую из своих способностей,
не забывая об остальных. Каждый мог бы
в чем-то достигнуть больших высот, если
бы знал свои преимущества. Определи
главный свой дар и приложи усердие: у
одних преобладает ум, у других — доблесть.
Большинство людей насилуют свою натуру
и потому ни в чем не достигают превосходства.

Вовремя
прекратить удачную игру
.
Уметь
достойно отступить так же важно, как
важно наступать. Когда совершенно
достаточно, когда достигнуто много —
подведи черту. Непрерывное везение
всегда подозрительно: более надежно —
перемещающееся. Кисло-сладкое вкуснее
сплошной сладости. Когда удачи громоздятся
одна на другую, есть опасность, что все
рассыпается и рухнет.

Не
восторгаться сверх меры
.
Избегай превосходных степеней, дабы не
исказить картину и не прослыть глупцом.
Захваливать, расточать восторги — признак
ограниченности понимания и вкуса.
Похвалы возбуждают любопытство, разжигают
желание, и ежели достоинства затем
окажутся ниже твоей оценки — а обычно
так и случается — обманутое ожидание
отомстит за обман презрением — и к тому,
кто восхвалял. Человек благоразумный
сдержан, он охотней прослывает с купцом,
чем мотом. Превосходное редко: будь же
умерен в восторгах.

Настолько
человек глубок, настолько он личность
.
Всегда и во всем — внутри должно быть
больше, чем снаружи. Есть люди с одним
фасадом, как дома, недостроенные за
недостатком средств: по входу — дворец,
по жилью лачуга. На «пристанище»
не надейся, толковать с ними не о чем —
после встречи и приветствий смолкают
речи.

Будь
благоразумно отважным
.
Мертвого льва даже зайцы лягают.

Сдерживать
себя
.
Не должно перед всеми без разбору
красоваться, тратить силы сверх
надобности. Ни умом, ни доблестью не
бросайся попросту. Добрый сокольничий
не пошлет на добычу больше соколов, чем
надобно. Не выставляй на показ все, что
имеешь — назавтра уже никого не удивишь.

Умей
отказывать
.
Не следует всем и во всем уступать. Это
столь же важно, как и уметь уступать.
Тем более важно для тех, кто повелевает.
Тут помни про манеру: у одних «нет»
звучит любезней, чем у других «да».
Послащенный отказ легче проглотить,
чем сухое согласие. Не отказывай сразу,
пусть разочарование входит по капле.
Не надо и отказывать наотрез — это значить
рвать узы преданности. Пусть остаются
надежды, они умерят горечь отказа.

Обновляй
свою краску

— «привилегия феникса». И превосходное
стареет, а с ним — его слова. Привычка
умоляет восторги, и новая посредственность
затмевает постаревшую знаменитость.

Дозволять
себе мелкие небрежности
.
Иной огрех — лучшая рекомендация
достоинствам. Зависть охотно прибегает
к остракизму — чем несправедливей, тем
единодушней. Самому совершенству она
поставит в упрек его безупречность, ни
в чем, не сыскав изъяна, осудит все.

Действовать
лишь тогда, когда не сомневаешься
.
Сомнения в удачу у того, кто действует,
становится уверенностью в неудачи у
наблюдателя, тем паче соперника. Если
в пылу страсти разум сомневается, то,
когда страсть остынет, он осудит свой
поступок как явную глупость.

Поддерживать
ожидания, неустанно питать их
.
Пусть от тебя ждут много — выгоднее
играть крупно. Не выкладывая с первого
хода все на личность. Важный прием игры
— знать меру, когда открывать свои силы,
свои знания и опережать надежны.

Обзаводиться
друзьями
.
Дружба — второе бытие. Всякий друг для
друга своего хорош и умен: меж друзьями
все улаживается. Человек стоит столько,
во сколько его ценят, а путь к устам
лежит через сердце. Нет сильнее чар для
друга, чем добрая услуга. Лучший способ
заслужить дружбу — выказать ее. Большая
и лучшая и часть того, чем мы богаты,
зависит от других.

В
дни благоденствия готовиться к черным
дням
.
Разумен, кто летом запасается на зиму:
можно не торопиться, милости даются не
дешево, «друзей» — множество. Хорошее
сбереги на черный день, когда все дорожает
и во всем не хватка. Имей в запасе друзей
и должников: придет день и весьма кстати
окажется тот, кого нынче не ценишь.

Не
будь не преступным
.
Нет человека столь совершенного, чтобы
никогда не понадобился ему совет. Кто
никому не внимает — глупец неисправимый.
Будь ты семи пядей во лбу, а все же умей
выслушать дружеский совет.

Избегай
тех, в чьем обществе ты проигрываешь
,
— то ли потому, что они слишком хороши,
то ли, что слишком дурны. У кого достоинств
больше, того больше уважают, он будет
играть первую роль, — ты вторую, и похвала
перепадет тебе разве что от его излишков.

Не
обмануться в людях
.
Это род заблуждений самый опасный и
самый обычный. Лучше обмануться в цене,
чем в товаре, а уж тут-то особенно важно
видеть насквозь. Понимать жизнь и
разбираться в людях — далеко не одно и
то же. Великая премудрость — постигать
характеры и улаживать настроения.

Факторы
результативности деятельности
руководителя
дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ).

Рассмотрим
кратко качества управленческой
деятельности во всех сферах системы
непрерывного образования. Начнем с
первого звена непрерывного образования
– ДОУ. Результативность руководителя
ДОУ включает в себя четыре фактора: опыт
работы в качестве руководителя; личные
качества; образование в области
управления; желание работать руководителем
в ДОУ.

Воспитатель
дошкольного учреждения — одна из
современных педагогических профессий.
Она возникла в ХVIIVIII
вв. появились первые
педагогические дошкольные
учреждение.

В Европе, в том числе России, такие
учебные заведение первоначально
прогнозировались для детей
сирот
.
Позже были учреждены благотворительные
заведения

в помощь семьям неимущих слоев общества.
Затем возникли платные
частные детские учреждения

куда приходили играть и занимаются дети
состоятельных родителей. Лица, которые
осуществляли присмотр за детьми проводили
сними игры, занятия, то есть выполняли
воспитательную работу, в разных странах
именовались по разному: руководителями,
учителями, наставниками, воспитателями.
Примечательно, что среди
первых педагогов дошкольных учреждений
лиц мужского пола было больше, чем в
дальнейшем
.

1840г.-год,
который ознаменовался в историческом
педагогике тем, что Ф.
Фребель

(1782-1852)

выдающийся немецкий педагог дал своему
дошкольному заведению(1837)
в городе Бланкенбурге
название – детский
сад.

Однако новым было не только название
дошкольного учреждение, но и его значение,
а именно: обучение матерей при помощи
практического руководства и показа
приемов правильного воспитания детей.

Подготовка руководящего составадошкольных работников осуществляется
на факультетах дошкольного воспитания
педагогических вузов. В системе
профессиональной подготовки организаторов
дошкольного воспитания важное место
занимает курс“Управление дошкольным
образованием”.

Различные факторы, влияющие на управление
дошкольным образовательным
учреждением:

Активизирующие
факторы (творческий подход)

  • Мотивирование,

  • информирование,

  • совершенствование
    организации, сотрудничество,

  • управление
    по ситуации.

Результат
управления

Структурные
факторы (логичность)

  • Плановость,

  • бюджетное
    финансирование,

  • принятие
    решения,

  • наставление,

  • контроль.

Структурные
факторы управления

требуют к себе рационального подхода,
логичности, объективности и систематичности.
Владение активизирующими факторами
предполагает наличие творческого
подхода, знания в области человеческого
поведения, чувства ситуации и проблемы.
Хороший результат
управления

возможен только тогда, когда руководитель
владеет ситуациями управления и достигает
благодаря этому равновесие в использовании
структурных и активизирующих факторов
.
Хорошее управление делами может
обеспечить эффективную деятельность
лишь на коротком отрезке времени.
Современные руководители довольно
хорошо используют структурные факторы,
и в то же время их готовность к применению
активизирующих факторов весьма низка.

Активизирующие
факторы

относятся к процессу управления людьми,
структурные — к области технических
навыков. Доля факторов, относящихся к
процессу управления, может расти за
счет сокращения технических умений по
мере возрастания организационного
уровня. Следует отметить, что во всех
задачах управления большое значение
имеет умение строить межличностные
отношения.

Профессиональные
и личные качества администратора и
воспитателей, обеспечивающих успех в
ДОУ: а) уровень социальной зрелости
личности, б) профессиональная ориентация,
в) социально – психологическая ориентация
личности, г) деловые качества человека,
д) интеллектуально – психологические
возможности работника, е) исследовательская
активность, ж) коммуникативные свойства
человека, з) эстетические установки
человека, и) способности перестраиваться
психологически.

Сервисно-маркетинговая
философия управления

в
школе

Сегодня
единообразие типов учебных заведений
нарушено, на базе школ
создаются: гимназии,
лицеи,
комплексы,
центры.
Не преследуя цели дать точное определение,
отметим, что «гимназия»
— это заведение, дающее повышенный
уровень образования, широкое гуманитарное
образование и ориентирующее своих
выпускников (11 класс) на продолжение
учебы в Университетах. Имя «колледж»
— чаще всего присваивают образовательному
заведению, дающему, помимо среднего
образования, те или иную профессию. С
названием «лицей»
в последнее время происходит значительная
путаница. Вне всяких сомнений — это тип
среднего учебного заведения
;
однако лицеями называют и элитарные
школы и бывшие профессионально-технические
училища. слова «центр»
и «комплекс»
в названии образовательного заведения
обычно указывают на наличие того или
иного объединения (школа + детский сад,
школа + учреждение дополнительного
образования и т.д.). Еще одно имя в палитре
многоцветия – «авторская
школа».
Авторскими
в системе образования называют школы,
работающие
преимущественно по авторским
образовательным программам
,
созданным в школе или по заказу школы.

Деятельность
по управлению
учебно-воспитательной деятельностью
в школе значительно отличается от работы
руководителей учреждений или промышленных
предприятий. Она приобретает конкретный
смысл только тогда, когда наполняется
реальным педагогическим содержанием
и направлена на совершенствование
учебно-воспитательного процесса и
конечный результат — развитие личности
школьника.

В
практике работы школы имеют место
различные виды
управления:
социальное,
правовое, экономическое, административное
и др. Все они связаны между собой,
проникают друг в друга, и их порой трудно
дифференцировать. Однако главное, что
определяет их назначение в школе,— это
то, что все они должны быть направлены
на осуществление ее ведущей общественной
функции, на решение ею задач воспитания
и образования. Вероятно, поэтому
школоведение
— сложившаяся область знаний —
рассматривает
управление школой как интегративный
процесс
.

Другая
особенность школы как объекта управления
заключается в том, что все виды управления,
осуществляемые в школе, не являются
рядоположенными. Согласно основной
социальной задаче школы доминировать
в ее работе должно воспитание и обучение.
Отсюда следует, что среди других видов
управления в школе должно доминировать
управление воспитанием и обучением,
создание условий для развития личности
школьника.

Главной
структурой в школе является управленческая
структура (планирование
— организация- руководство — контроль)

и управленческие связи. Вспомним суть
понятия управления
— это деятельность субъектов, обеспечивающее
целенаправленность
(то есть ясность того образа, который
хотят создать, того результата, который
хотят достичь к определенному сроку) и
организованность,
то есть интегративность усилий и действий
людей. Именно эти два фактора, прежде
всего, и являются системообразующими,
объединяющими. В основе управленческой
деятельности лежит вышеназванная
структура. Если идея актуальна, реалистична
и направлена в будущее, то она тут же
становится частью самого управления и
вне его уже не существует.
(См.:
Шамова
Т.И.

и др. Управление образовательными
системами:Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений
/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова;
Под ред. Т.И. Шамовой-М.:Издательский
центр «Академия», 2002.-С.129)

Сервисное понимание управления школой
нацеливает управленцев не на командование
школой и не на простую трансляцию
решений, принимаемых «наверху»,а
на обслуживание школы в интересах ее
успешного функционирования и развития,
на создание наиболее благоприятных
условий для эффективной, высокомотивированной
совместной деятельности всех членов
общешкольного коллектива. Организуя
разработку планов и программ, в частности
— программ развития школы, подготовку
и принятие важных решений, совершенствуя
структуру школы, мотивацию деятельности
педагогов, осуществляя своевременный
и не нарушающий прав и свобод учителей
контроль, система внутришкольного
управления оказывает управляемым
объектам необходимые и весьма ценные
управленческие услуги. Есть школы,
отдельные классы в которых спрофилированы.
Эти школы отличаются тем, что учащимся
в них дается допрофессиональная
подготовка по какой-либо специальности,
например, по медицине, экономике и
бизнесу, юриспруденции, военному делу,
сельскому хозяйству и т.п.В
настоящее время вырисовываются три
направления совершенствования
школьного управления:

1)
совершенствование
посредством коренного изменения системы
управления школой;

2)
совершенствование путем радикальных
изменений в пределах существующей
системы управления;

3)
совершенствование
внутришкольных механизмов управления.
(См.: Назмутдинов В.Я. Управление
обучением, воспитанием и развитием
личности / В.Я. Назмутдинов, Д.Ф. Амиров,
А.Ф. Ибрагимов / Под общей редакцией А.Н.
Хузиахметова.-Казань: РИУ «Школа», 2004.-
С.9).

Школа
закладывает тот базовый интеллектуальный
потенциал, который позволит ее
воспитанникам непрерывно адаптироваться
к новым социально-экономическим и
социокультурным условиям жизни. Особенно
это актуально в современных условиях
рыночной экономики. И от того, в какой
мере будут соблюдены этногенетические,
этнокультурные, этносоциальные традиции,
как они будут закреплены на всех
последующих “этажах” системы непрерывного
образования, зависит воспитание граждан
нового поколения, способных не только
нести ответственность за реформы, но и
быть их активными лидерами, проводниками,
исполнителями.

Социальная
психология и педагогика всегда уделяли
особое внимание
проблемам управления учебно-воспитательным
процессам. Эти
проблемы особенно обострились в последнее
десятилетие,
когда многообразие форм собственности
создало благоприятную
среду, позволяющую учебным заведениям
наиболее полно реализовать
свои образовательные и воспитательные
возможности
в системе многоуровневого, непрерывного
образования.

В
современных, условиях руководители:
всех типов учебных заведений,
главной проблемой которых стало
взаимоотношение
с
рынком
труда,

работают над совершенствованием не
только образовательного
процесса, но и решают проблемы адаптации
своих преподавателей
и учащихся (студентов) к новым условиям
рыночной экономики.
Выполнение
учебными заведениями этих усложненных
функций невозможно без психологических
и педагогических исследований,
технологий управления и обучения
педагогической деятельностью.

Совершенствоватьуправлениеучебно-воспитательным процессом вузаобеспечивают и функциипрофессиографического
мониторинга.

Под
мониторингом
понимают активный систематический
контроль путём наблюдений, отслеживания,
измерения и оценки. Рассмотрим эти
функции.

1.
Информационно-оценочная
дает
возможность выяснить результативность
педагогического процесса, обеспечить
обратную связь. На этой основе происходит
участие в управлении педагогическим
процессом, анализируется эффективность
воспитания и обучения.

2.
Поисково-исследовательская

предполагает участие в мониторинге
различных субъектов образовательного
процесса (преподаватели, управленческий
аппарат). Она способствует повышению
профессиональной культуры, побуждает
к более глубокому изучению подготовки
студентов, анализу своего педагогического
труда.

3.
Формирующая функция
:
внедрение профессиографического
мониторинга в работу высших учебных
заведений позволит более эффективно
осуществлять процесс формирования
личности будущего педагога, знать его
сильные и слабые стороны. Опираясь на
результаты мониторинговой оценки,
преподаватели и декан факультета смогут
подобрать методы и приемы индивидуального
воздействия на каждого студента.

4.
Коррекционная

тесно связана с предыдущей функцией,
предполагается фиксация непрогнозируемых,
неожиданных результатов образовательной
работы. Коррекционная функция поможет
устранить возникшие негативные позиции
в профессиональном становлении
специалиста.

5.
Системообразующая
.
Требования научности любого вида
мониторинга предусматривают его
организацию и проведение
на
основе
системы подхода.

6.
Прогностическая
.
Мониторинг способствует прогнозированию
дальнейших тенденций развития
образовательного процесса и внесения
соответствующих корректив. Это создает
предпосылки к совершенствованию процесса
образования.

Профессиографический
мониторинг

в вузе включает следующие этапы:
исходно-диагностический; адаптационный;
стабилизирующий; перспективно-развивающий;
экспертный. Все они структурно и
функционально связаны между собой и
представляют единый цикл.

Исходно-диагностический
этап

осуществляется в общеобразовательной
школе, подготовительных курсах вуза.

Адаптационный
реализуется
в образовательном процессе вуза. В него
входят: формирование устойчивой установки
на приобретение профессиональных знаний
и умений через знакомство с требованиями
ГОСТа по специальности; работа кураторов
и деканата по созданию педагогических
условий для успешной адаптации студентов
к образовательному процессу факультета;
распределение индивидуальных обязанностей
студентов в каждой учебной группе по
направлениям учебной и общественно
полезной деятельности; определение
исходного индивидуального и группового
рейтинга студентов.

В
стабилизирующий
этап
входят: стабилизация проявлений
профессиональной мотивации в учебной
деятельности и при прохождении
педагогической практики; предварительная
дифференциация профессиональных
интересов студентов; устранение возможных
причин, тормозящих развитие объекта
мониторинга; определение индивидуального
и группового рейтинга студентов.

Перспективно-развивающий
этап: прогнозирование дальнейших
тенденций развития обследуемого объекта;
формирование устойчивой системы
профессиональных знаний и умений;
определение индивидуального и группового
рейтинга студентов.

На
экспертном
э
тапе
определяются уровни: устойчивости
профессиональной направленности
интересов студентов; профессионально-педагогической
готовности специалиста по деятельностному
и личностному компонентам. Анализируются
динамика индивидуального и группового
рейтинга в течение всего периода обучения
в вузе и результаты ГАК, определяется
соответствие избранных целей и задач
мониторинга его результатам (См.:
Силина С. Н. Профессиографический
мониторинг в педагогических вузах,
Педагогика № 7, 2001.- С. 47-53).

Изучение
условий
повышения эффективности управления
подготовкой студентов

в высшем педагогическом учебном заведении
можно рассматривать в следующих
аспектах:

Первый
аспект.

Изучение
субъекта управления — управленческих
работников (руководство вуза) и тех,
кто осуществляет процесс обучения
(профессорско- преподавательский
состав). Содержанием этого аспекта
является изучение личности руководителей,
стиля их управления, коллегиальности
в управлении, а также вопросов
ответственности, авторитета, престижа,
компетентности и правомочий руководителей
и преподавателей.

Второй
аспект.

Изучение
предмета управления — сущности, структуры,
закономерностей, движущих сил и

условий
управления.

Третий
аспект.

Изучение
объекта управления — деятельности
студенческого коллектива. В это
направление входит изучение социальных
позиций студентов, их ценностных
ориентаций в сфере познания и педагогической
практики, общественной активности,
уровня подготовки и усвоения материала,
бюджета времени, социально-психологического
климата в группах.

Четвертый
аспект.

Изучение
отношений между субъектом и объектом
управления, которые реализуются, главным
образом, в процессе педагогического
взаимодействия преподавателя и
студенческой группы.

Пятый
аспект.

Изучение
психолого-педагогического
(профессионально-педагогическая
подготовка) и специального циклов;
разработка и внедрение сквозных учебных
программ, информатизация обучения,
совершенствование педагогической
практики; составление научно-обоснованного
расписания; применение технических
средств обучения. (См.:
Орлов А.Н
.
Управление воспитательным процессом
в высшем педагогическом учебном заведении
/ А.Н. Орлов.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.- С.17).

Управление
деятельностью студентов

— это целесообразная’ сознательная
творческая работа преподавателя,
исходящая из конкретной цели, связанная
с выработкой решения, организацией,
регулированием, получением и использованием
информации. Определение
цели
управления

необходимо не только для развития вуза
в целом, но и отдельных его структурных
компонентов: факультетов, отделов,
кафедр и т.д.

В
системе управления образованием

должны
планироваться
следующие
изменения
:
введение вневедомственной системы
контроля за качеством образования,
создание устойчивой связи системы
образования с рынком труда, развитие
нормативно-правовой базы вузов, расширение
прав руководства вузов в управлении
внутренними финансовыми потоками. Для
вузов
необходимо расширение прав как
юридического лица для повышения
экономической самостоятельности, и
расширение интеграции вузов с целью
повышения качества образования. Требует
интенсивного развития система
информационных материалов

по деятельности вузов, составу имеющихся
в стране учебных материалов, методик,
средств обучения…

В
настоящее время вырисоовываются три
направления

совершенствования
вузовского управления
:
совершенствование посредством коренного
изменения системы управления вузом;
совершенствование путем радикальных
изменений в пределах существующей
системы управления; совершенствование
внутривузовских механизмов управления.

Отличительные черты управления
учебным процессом

Всякое
управление
– есть, прежде всего, управление
личностями и коллективом. Управление
личностями и педагогическим коллективом
– есть интегрирующее направление
управленческой деятельности учебного
заведения в целом. Применительно к
учебному
процессу

управление
представляет собой целенаправленное,
систематическое воздействие преподавателя
на коллектив учащихся (студентов) и
отдельного учащегося (студента) для
достижения заданных результатов
обучения.

Отличительные
черты
управления учебным процессом

заключаются в следующем: сознательное
планомерное
воздействие
,
которое всегда предпочтительнее
стихийной регуляции; наличие
причинно-следственных
связей

между управляющей подсистемой
(преподаватель) и объектом управления
(студент); динамичность
или способность управляемой подсистемы

переходить из одного качественного
состояния в другое; надежность,
т. е. способность системы управления
выполнять заданные функции при
определенных условиях протекания
процесса; устойчивость
– способность системы сохранять движение
по намеченной траектории, поддерживать
намеченный режим функционирования,
несмотря на различные внешние и внутренние
возмущения.

В
процессе управления
усвоением знаний

преподавателю нужно установить, научились
ли студенты делать выводы, критически
анализировать полученные сведения;
знать, как усваивают они материал
учебника, хватает ли им времени на
усвоение и т. д. Для реализации процесса
обучения необходима такая теория,
которая рассматривает процесс учения
как формирование познавательной
деятельности учащихся, располагая
системой независимых характеристик
этой деятельности и знанием основных
этапов ее становления как перехода из
плана общественного опыта в план опыта
индивидуального.

Эффективное
управление процессом обучения

возможно при выполнении определенных
требований:
формулирование
целей обучения; установление исходного
уровня (состояния) управляемого процесса;
разработка программы действий,
предусматривающей основные переходные
состояния процесса обучения; получение
по определенным параметрам информации
о состоянии процесса обучения (обратная
связь); переработка информации, полученной
по каналу обратной связи, выработка и
внесение в учебный процесс корректирующих
воздействий.

Осуществление
обратной связи

применительно к учебному процессу
предполагает определение: содержания
обратной связи

– выделение совокупности контролируемых
характеристик на основании целей
обучения и психологической теории,
которая принимается за базу при
составлении обучающих программ; частоты
обратной связи
.

Эссе

слушателя курсов повышения квалификации

по дополнительной профессиональной образовательной

программе повышения квалификации

«Современный образовательный менеджмент»

Ф.И.О. слушателя:  Киреев Николай Михайлович

Округ: Северный

Образовательное учреждение:  ГБОУ СОШ №648

Должность: заместитель директора по УВР

Тема эссе:  Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает  в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?

Какими качествами должен обладать?

Зависит ли успех модернизации образования от личности руководителя? Что и как  нужно делать?

Кто же он, эффективный руководитель современной школы?

Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных  целей, понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом, правильно определить приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечить опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Для развития инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо грамотное, умелое владение директора новыми современными технологиями в своей работе.

Директор педагог и организатор, владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о роли учителя в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях.

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Лидерство это искусство, мастерство, умение, талант, творчество.

Необходимо обладать мужеством, чтоб принять на себя за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам.

Директор главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этнических, гигиенических.

Руководитель психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка. Где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Директор – первое лицо в системе хозяйствования  полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо, потому что несет ответственность за школьное здание в целом, владеющий финансовой, экономической и юридической грамотностью. От него зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально – технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых.

Эффективность работы школы зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях. Руководитель все знает, умеет, может! Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это — прежде всего, то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.  Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель,  способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед.  Не страшась штормов, бурь и неизвестностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сочинская транспортная прокуратура руководство
  • Выставить зажигание змз 406 инжектор своими руками пошаговая инструкция
  • Массажер для шеи электрический подушка инструкция по применению
  • Прибор iek оп 2э инструкция по применению
  • Daihatsu terios kid руководство по тех эксплуатации