Руководство в сфере досуга

Говоря о
социокультурном и досуговом менеджменте,
нельзя ограничиться констатацией: для
него характерны те же особенности, что
и для менеджмента любой другой области
экономики. В культурно-досуговой сфере
организационные и управленческие
ас­пекты деятельности приобретают
весьма заметные особенности, связанные
с ролью культурного развития, рекреации
в жизни общества и человека.

Работа учреждений
и организаций культурно-досуговой сферы
в силу своего полифункционального
назначения находится в центре общественного
внимания в любой стране; к ней проявляет
интерес все население. Человек приходит
в учреждения культуры и организации
досуга с целью найти возможности для
внутреннего развития, расширения
познавательных способностей, развлечений,
восстановления физических сил и душевного
равновесия. Здесь у него есть определенная
свобода выбора занятий теми видами
активности, которые нейтрализуют жесткую
прагматику профессиональных обязанностей,
обыденный характер повседневных забот.

Все эти предпосылки
порождают в современном обществе
массовые ожидания рекреационных
эффектов, жажду новых впечатлений от
досуга. Поэтому диапазон потребительских
запросов и предпочтений в этой области
гораздо более многообразен, детализирован,
эмоционально и субъективно окрашен,
нежели в других сферах услуг (бытовых,
торговых услугах, услугах связи и др.).
Таким образом, характер и направленность
менеджмента сферы культуры и досуга во
многом определяется многообразием
рекреационных потребностей, массовых
ожиданий, а также лидерами общественного
мнения, тенденциями моды.

Одновременно
менеджмент данной области так или иначе
соотносится с культурной политикой,
проводимой государственными, региональными
и муниципальными органами власти, с
целями общественных организаций. Все
это создает условия для интеграции
значительного числа организаций культуры
и досуга в рыночные отношения через
механизмы дополнительной поддержки,
позволяющие смягчать коммерциализацию
данной сферы, ее узкий экономизм. С этой
целью в каждой стране существуют способы
государственной поддержки, традиции
донорства, развиваются разные источники
пополнения доходов организаций культуры.
Однако механизмы общественной поддержки
не отменяют тех предпосылок, которые
создают в сфере культуры и досуга
конкурентные условия, стимулирующие
организационный менеджмент осваивать
новые способы деятельности и управления.

Руководители
учреждений культуры и досуга вынуждены
учитывать все перечисленные характеристики
независимо от того, какой
организа­ционно-экономический и
имущественно-правовой статус имеет их
орга­низация (чисто коммерческий,
некоммерческий или смешанный) и в ка­ком
отраслевом сегменте она развивается.

При руководстве
культурно-досуговой организацией
следует исходить как из коммерческих.
так и из социальных целей, а также из
общегосударственныхз и в большой мере
региональных задач, стоящих перед всей
сферой культуры и досуга.

Характерной
тенденцией современной культурной
политики является перенос усилий 
на местный уровень жизнедеятельности.
Функционирование сферы культуры все
больше связывается  с достижением
большей самостоятельности и ориентации
учреждений культуры  на местный
уровень культурно-досуговых услуг;
происходит формирование культурно-досуговых
центров по территориальному принципу,
укрупнение муниципальных учреждений
культуры за счет  вхождения в них 
библиотек и культурно-досуговых
учреждений; ликвидация части учреждений
культуры в связи малочисленностью
населенных пунктов; реорганизация части
учреждений культуры, преимущественно
в малонаселенны территориях в
социально-культурные центры,
предусматривающие  социальную работу,
оказание бытовых, культурных и других
социальных услуг.

Расширяется 
база культурной политики на местах — 
к  управлению сферой культуры в районе
добавляется туризм, молодежная политика,
спорт; создание структурных подразделений 
методической направленности на уровне
муниципального района; развитие
партнерских вертикальных и горизонтальных
связей бизнеса и власти  (инновационные
проекты).

Новая экономическая
политика в культуре означает возвращение
многоукладности. Дома культуры и клубная
самодеятельность может финансироваться
помимо федеральных и местных бюджетов,  
на местном «рынке поддержки» должны
быть представлены ресурсы независимых
и продвинутых — компаний-спонсоров,
корпоративных фондов и попечительских
коалиций, частных жертвователей.

В реализации
подходов к учреждениям культуры нельзя
не учитывать процессы модернизации
сферы культуры, которая осуществляется
сегодня как часть общей административной
реформы. Институциональная модернизация
организаций культуры должна  позволить 
решать проблемы культуры в едином
комплексе, опираясь на механизмы
взаимодействия коммерческой и
некоммерческой, государственной и
негосударственной составляющих сферы
культуры.

При этом очевидно,
что традиционные культурные институты
не могут существовать (и нигде в мире
не существуют) на полной самоокупаемости.
Фактически, в России сегодня невозможно
существование некоммерческой организации
культуры без «крыши», т.е. без опекающей,
защищающей, частично финансирующей 
государственной или коммерческой или
благотворительной структуры. В условиях
административной реформы поддержка
культуры со стороны частного сектора
(крупного, среднего и малого бизнеса)
может стать одним из решающих факторов
выживания и развития организаций
культуры, особенно на местах.

Профессиональное
назначение менеджера социально-культурной
деятельности заключается в осуществлении
следующих функционально-должностных
видов деятельности:

— организатора
культурного досуга в учреждениях
культуры различного типа, досуговых
центрах, в государственных, частных,
общественных предприятиях, организациях,
ассоциациях культурной направленности
(организация развлекательных, игровых,
информационно-познавательных программ,
конкурсов, шоу-программ; импресарио
творческих коллективов и т.д.);

директора, менеджера, художественного
руководителя, заведующего отделом
культурно-досуговых учреждений,
научно-методических центров, творческих
объединений и коллективов, отделений
творческих союзов, методиста российского,
краевых, областных, районных методических
центров, осуществляющего методическое
обеспечение социально-культурной
деятельности учреждений культуры
соответствующего региона (создание
оригинальных сценариев культурно-досуговых
программ, творческая помощь практикам
в их осуществлении, социологические
исследования культурных запросов и
интересов людей, моделирование
инновационных индивидуальных, групповых
видов досуговой деятельности, разработка
территориальных, комплексных программ
возрождения культуры). Особенность
работы менеджера социально-культурной
деятельности заключается в том, что она
распространяется на все возрастные
категории населения; осуществляется в
различных формах жизни людей и
предусматривает духовное, нравственное
возрождение общества, семьи, личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры

Говоря
о социокультурном и досуговом менеджменте,
нельзя ограничиться констатацией: для
него характерны те же особенности, что
и для менеджмента любой другой области
экономики. В культурно-досуговой сфере
организационные и управленческие
ас­пекты деятельности приобретают
весьма заметные особенности, связанные
с ролью культурного развития, рекреации
в жизни общества и человека.

Работа
учреждений и организаций культурно-досуговой
сферы в силу своего полифункционального
назначения находится в центре общественного
внимания в любой стране; к ней проявляет
интерес все население. Человек приходит
в учреждения культуры и организации
досуга с целью найти возможности для
внутреннего развития, расширения
позна­вательных способностей,
развлечений, восстановления физических
сил и душевного равновесия. Здесь у него
есть определенная свобода выбора занятий
теми видами активности, которые
нейтрализуют жесткую прагматику
профессиональных обязанностей, обыденный
характер по­вседневных забот.

Все
эти предпосылки порождают в современном
обществе массо­вые ожидания рекреационных
эффектов, жажду новых впечатлений от
досуга. Поэтому диапазон потребительских
запросов и предпочтений в этой области
гораздо более многообразен, детализирован,
эмоциональ­но и субъективно окрашен,
нежели в других сферах услуг (бытовых,
торговых услугах, услугах связи и др.).
Таким образом, характер и на­правленность
менеджмента сферы культуры и досуга во
многом опре­деляется многообразием
рекреационных потребностей, массовых
ожи­даний, а также лидерами общественного
мнения, тенденциями моды.

Одновременно
менеджмент данной области так или иначе
соотно­сится с культурной политикой,
проводимой государственными, регио­нальными
и муниципальными органами власти, с
целями обществен­ных организаций.
Все это создает условия для интеграции
значительно­го числа организаций
культуры и досуга в рыночные отношения
через механизмы дополнительной поддержки,
позволяющие смягчать коммер­циализацию
данной сферы, ее узкий экономизм. С этой
целью в каждой стране существуют способы
государственной поддержки, традиции
до­норства, развиваются разные
источники пополнения доходов организа­ций
культуры. Однако механизмы общественной
поддержки не отменяют тех предпосылок,
которые создают в сфере культуры и
досуга конку­рентные условия,
стимулирующие организационный менеджмент
осваивать новые способы деятельности
и управления.

Руководители
учреждений культуры и досуга вынуждены
учитывать все перечисленные характеристики
независимо от того, какой
организа­ционно-экономический и
имущественно-правовой статус имеет их
орга­низация (чисто коммерческий,
некоммерческий или смешанный) и в ка­ком
отраслевом сегменте она развивается.

  1. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры

В
современной научной литературе можно
встретить множество разных определений
понятия “менеджмент”. Менеджмент –
это умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей. В русском языке
“менеджмент” означает “управление”
– функцию, вид деятельности по руководству
людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджмент – область человеческого
знания, помогающего осуществить эту
функцию. Наконец, менеджмент как
собирательное от “менеджер” – это
определенная категория людей, социальный
слой тех, кто осуществляет работу по
управлению.

Управленческий
труд – часть общего технологического
процесса деятельности учреждений
культуры.

Предметом
управленческого труда является информация
(устная, письменная, визуальная).

Субъект
– руководитель, объект – подчиненный.
При этом контакты между ними и посетителями
учреждений культуры надо рассматривать
как особый вид информационной деятельности.

Продуктом
управленческого труда является
управленческое решение .Управленческий
труд в учреждениях культуры – это
интеллектуальный труд, состоящий в
оценке и проектировании решений,
опирающийся на экономическую,
педагогическую, психологическую и
искусствоведческую культуру. Его
основное содержание – работа с людьми
и документами.

Менеджмент
коммерческой организации культуры
(особенно в рам­ках крупного и среднего
бизнеса) самостоятельно анализирует
вероят­ностные тенденции развития
своего сегмента культуры и досуга.
Ана­лиз при этом, безусловно, опирается
на результаты маркетинговых ис­следований.
На основе такого анализа составляется
прогноз развития отрасли. Сущность
прогноза связана с диагностикой проблем
и веду­щих тенденций, свойственных
конкретного сегменту сферы досуга, с
разработкой возможных вариантов его
развития в ближайшем или от­даленном
будущем. На базе такого прогноза
руководители разрабаты­вают
перспективные планы фирмы, приобретающие
долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и
более) и среднесрочный (1- 3 года) характер.
В оп­ределении вероятностных тенденций
развития культурно-досуговой сферы
важно не делать ошибок, способных завести
фирму на тупико­вую линию. Точный
прогноз создает основу для обновления
деятельно­сти фирмы, разработки
конкретных проектов и внедрения
нововведе­ний.

Проектировщики,
художественно-творческие руководители
и менеджеры-организаторы должны исходить
из того, что в культуре и досуге одни
привычки и потребности людей поддаются
управленческой корректировки лучше,
другие хуже, но есть и такие, которые
невозможно регулировать посредством
нововведений или менеджерских усилий.

На
стадии внедрения проект приобретает
программную форму, а затем переходит
на уровень составления конкретных
планов. Программа внедрения предполагает
разработку технологий координационного
взаимодействия между партнерами,
описание действий каждого соисполнителя
(партнера по проекту, отдела внутри
фирмы и др.), а также со­держит указание
на источники финансирования, способы
интеграции внедренческих средств.

План
внедрения заключает в себе описание
разных видов работ, их содержание,
закрепленное за каждой организационной
структурой, уча­ствующей во внедрении
проекта, а также имена менеджеров,
ответствен­ных за реализацию
определенного направления работы с
указанием сро­ков исполнения и
описанием ресурсного обеспечения
данного направ­ления.

Прогнозно-стратегический
анализ и перспективные планы,
проек­тирование инноваций и
программирование более эффективных
направ­лений деятельности — все это
служит залогом разработки эффектив­ных
культурных продуктов и досуговых услуг,
отвечающих требовани­ям времени.

На
всех этапах выработки стратегии,
проектирования и внедрения культурных
инноваций огромное значение для общего
руко­водства этими процессами
приобретает маркетинговая деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция директора культурно-досуговой организации [наименование культурно-досуговой организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор культурно-досуговой организации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

1.2. Директор культурно-досуговой организации назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.3. На должность директора культурно-досуговой организации принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее двух лет или среднее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее трех лет.

1.4. На время отсутствия директора культурно-досуговой организации его должностные обязанности выполняет [должность].

1.5. Директор культурно-досуговой организации должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам культуры;

— нормативные и методические документы, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность культурно-досуговых организаций;

— структуру культурно-досуговой организации;

— технологию творческо-производственного процесса;

— порядок составления и согласования перспективных творческих и производственных планов;

— рыночные методы хозяйствования и управления;

— порядок заключения и исполнения договоров;

— художественно-творческие, научные, технические достижения в сфере культуры, искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

— формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей;

— порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;

— теорию и практику менеджмента;

— психологию управления;

— социологию культурно-досуговой сферы;

— основы трудового, гражданского законодательства Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

— этику делового общения.

2. Должностные обязанности

На директора культурно-досуговой организации возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление руководства производственной и финансово-экономической деятельностью культурно-досуговой организации, неся ответственность за сохранность и использование имущества.

2.2. Разработка и контроль за исполнением основных направлений культурно-просветительской и досуговой деятельности среди населения в зоне действия организации культуры.

2.3. Составление планов творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом новых социально-экономических условий и развития рыночных отношений.

2.4. Осуществление взаимодействия всех служб культурно-досуговой организации, направление их деятельности на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.

2.5. Обеспечение совместно с художественным руководителем выполнения организацией всех обязательств перед работниками организации, зрителями (слушателями), авторами и исполнителями используемых произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам.

2.6. Принятие мер по обеспечению организации квалифицированными кадрами технических и хозяйственных служб, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства о труде.

2.7. Обеспечение сочетания единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности культурно-досуговой организации, применения принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника технических и хозяйственных служб организации за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива.

2.8. Участие со стороны администрации организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора.

2.9. Совместно с художественным руководителем, трудовым коллективом и представительным органом работников обеспечение на основе принципов социального партнерства разработки, заключения и выполнения коллективного договора.

2.10. Обеспечение соблюдения трудовой и производственной дисциплины в технических и хозяйственных службах культурно-досуговой организации.

2.11. В пределах, предоставленных ему учредительными документами или трудовым договором прав, принятие решений по вопросам, касающимся творческо-производственной и финансово-экономической деятельности культурно-досуговой организации, поручение ведения отдельных направлений в рамках этой деятельности другим должностным лицам — заместителям директора, руководителям функциональных подразделений, специалистам.

2.12. Обеспечение создания клубных формирований, организации разнообразных форм массового досуга населения, создание концепции деятельности культурно-досуговой организации.

2.13. Организация фестивалей, конкурсов, кинопоказов, гастролей творческих коллективов, проведение праздников и обрядов, других социальных форм работы с населением.

2.14. Обеспечение соблюдения законности в деятельности культурно-досуговой организации, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

2.15. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Директор культурно-досуговой организации имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания.

3.3. Осуществлять непосредственное руководство подчиненными сотрудниками.

3.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы от подчиненных ему служб, подразделений и сотрудников.

3.5. Представлять интересы организации во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

3.6. Знакомиться с проектами решений вышестоящего руководства, касающимися деятельности организации.

3.7. Представлять на рассмотрение вышестоящего руководства предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.8. Утверждать, подписывать и визировать документы, а также заключать договоры от имени организации в пределах своей компетенции.

3.9. Открывать расчетный и другие счета в банковских учреждениях.

3.10. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство и пр.

3.11. Заключать трудовые договоры.

3.12. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Директор культурно-досуговой организации несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Основы методического руководства

 деятельностью учреждений культуры клубного типа

 (методические рекомендации)

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций  с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, — с другой.

   Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

      Методическая деятельность — понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

     Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

 Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие  себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

    Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

      -на модернизацию содержания социокультурной деятельности;

      -на повышение профессионального мастерства работников культуры;

      -на своевременное оказание им методической помощи.

       Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют  методические службы различных видов: 

 Районные (городские) организационно-методические центры;

 -Районные (городские) информационно-методические центры;

 -Районные (городские) координационно-методические центры;

 -Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

-Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

 
   Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории  муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района ) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной  деятельности.

     Примерный перечень функций методической службы:

    методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

   организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

    информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

   творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

 —  осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах       областного, всероссийского и международного уровней;

     разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

 — организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

     сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

    сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

   мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

    создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

    повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

   обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

   разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

   проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

— разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

      —   обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

   производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

    разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства  зависит от решения  следующих задач:

 — создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

    создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

   создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

    оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

 — издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

   создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

     создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

— разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

   создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

  повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными  проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

     Методическая служба может существовать:

   как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

    как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

      В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также    «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

 Рекомендуемая литература

 1.     Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

 2.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

 3.     Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

 4.     Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

 5.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

 6.     Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

                                                                                                       Приложение

                                                                                                                               Проект

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

                           1.Общие положения

1.1.    Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного    уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.     РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

 1.4.  В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального   образования     ( городского округа, муниципального района).

                          2.Основные задачи и функции РМС

 2.1.    Основными задачами РМС являются:

 -проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

 — изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

 -изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

 — организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского  искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;         

   содействие развитию любительского художественного творчества;

 — повышению художественного уровня  репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

 — осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов  художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

 -изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.   Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение  усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.      Для выполнения основных задач РМС:

— анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

  разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений, развитию художественной самодеятельности;

  осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

   участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

  организует и проводит зональные ( окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана  повышения  квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

    оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

— разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

— распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

    формирует фонд  репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских ) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества , смотров –конкурсов работы культурно-досуговых  учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций , совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

  организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых  учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС , своими собственными;

— выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

    организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

 3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

   проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

— вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

   принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

   привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

    устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

   проводить в установленном порядке показательные выступления ( как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

  создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.   Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.    РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений  других ведомств.

4.3.    РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.     Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.    При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет ( или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления           культурой муниципального образования.

5.3.   РМС работает на основе перспективных и текущих  планов,  целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными  методическими структурами в установленном порядке.

5.4.  Реорганизация и ликвидация РМС производится в установленном  законом порядке.

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие ас­пекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер повседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организа­ционно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их орга­низация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в ка­ком отраслевом сегменте она развивается.

При руководстве культурно-досуговой организацией следует исходить как из коммерческих. так и из социальных целей, а также из общегосударственныхз и в большой мере региональных задач, стоящих перед всей сферой культуры и досуга.

Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий  на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается  с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры  на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет  вхождения в них  библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие  социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.

Расширяется  база культурной политики на местах —  к  управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений  методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти  (инновационные проекты).

Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов,  на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых — компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.

В реализации подходов к учреждениям культуры нельзя не учитывать процессы модернизации сферы культуры, которая осуществляется сегодня как часть общей административной реформы. Институциональная модернизация организаций культуры должна  позволить  решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.

При этом очевидно, что традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т. е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей  государственной или коммерческой или благотворительной структуры. В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах.

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

— организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурной направленности (организация развлекательных, игровых, информационно-познавательных программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т. д.);
— директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение социально-культурной деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры). Особенность работы менеджера социально-культурной деятельности заключается в том, что она распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

18.11.2022

Специалисты ВШЭ и Сбера представили топ профессий в России. В числе наиболее популярных направлений 2023-2024 года — менеджмент сферы досуга.

Читайте о том, чем занимается менеджер и где пройти обучение, чтобы получить эту востребованную специальность.

Менеджмент в сфере досуга — востребованное направление 2023-2024 года

Чем занимается менеджер в сфере досуга

Специалист работает в развлекательно-досуговых организациях, агентствах по оказанию услуг в сфере событийного маркетинга и в области туристического бизнеса.

Основные обязанности:

  • Организация и проведение развлекательных и рекламных мероприятий.
  • Заключение договоров с контрагентами.
  • Планирование бюджета рекламных кампаний.
  • Анализ проведенных мероприятий.

Менеджер в области туризма:

  • разрабатывает и выстраивает туристические маршруты;
  • придумывает программы развлечений;
  • организует маркетинговые кампании;
  • составляет туристические программы;
  • консультирует клиентов и т.д.

Плюсы и минусы профессии менеджера в сфере досуга

Преимущества профессии:

Востребованность. На сайте ГородРабот.ру — 19 000 вакансий для администраторов досуговой организации, на портале hh.ru — 800 для специалистов по туризму.

Достойная оплата труда. По статистике jobfilter.ru, средняя зарплата администратора досуговой организации — 50 000 рублей, специалиста по туризму — 40 000 рублей.

Интересная и творческая профессия. Подойдет тем, кто активен и любит общаться с людьми.

Карьерные перспективы. С высшим образованием можно занять руководящие должности.

Минусы профессии:

 Ненормированный рабочий день. В процессе работы могут появляться срочные и неотложные задачи.

 Высокая эмоциональная нагрузка. Менеджеру приходится много общаться с клиентами, контрагентами и руководством. Возможны стрессовые ситуации.

Требования к образованию

Для начала карьеры можно:

  • Получить профильное среднее профессиональное (СПО) образование в колледже. Одна из подходящих специальностей в области менеджмента досуга — «Туризм».
  • пройти профпереподготовку на базе СПО.

Мечтаете как можно быстрее освоить востребованную профессию и поступить в надежное учебное заведение? Выбирайте Открытый социально-экономический колледж (ОСЭК). Вы сможете учиться без посещения пар, поездок в другой город и без личного присутствия на экзаменационных сессиях.

ОСЭК — начало вашей профессиональной карьеры в сфере управления досугом

Одна из подходящих специальностей ОСЭК для будущих специалистов в сфере досуга — «Туризм». По ней выпускники получают диплом государственного образца с квалификацией «Специалист по туризму».

В процессе обучения студенты изучают психологию делового общения, организацию туристической индустрии, организационные и практические вопросы турагентской и туроператорской деятельности и другие особенности работы.

После обучения в ОСЭК выпускники получают подарок — сертификат на бесплатную профпереподготовку, прохождение которой подтверждается вторым дипломом. В рамках профпереподготовки можно освоить дополнительную профессию в сфере досуга, например: администратор досуговой организации, связи с общественностью и event-маркетинг, культуролог-аниматор, гид-экскурсовод.

 Стать студентом колледжа просто — без результатов ЕГЭ, конкурсов и экзаменов. Нужен лишь аттестат за 11 класс или диплом о профессиональном образовании.

Обратите внимание! На момент поступления вам должно исполниться 18 лет.

Познакомьтесь с подробными условиями зачисления.

После колледжа можно бесплатно получить первое высшее образование и поступить в вуз без ЕГЭ.

Сроки обучения менеджменту досуговой деятельности

В ОСЭК максимально короткие сроки обучения. Вы пройдете обучение по специальности «Туризм» на базе 11 классов всего за 2 года 10 месяцев.

Те, кто уже учился в другом колледже или вузе, могут уменьшить срок обучения за счет перезачета ранее изученных дисциплин.

Поступайте в ОСЭК, чтобы получить одну из топовых профессий в России и стать специалистом в сфере управления досугом!

Основы методического руководства

 деятельностью учреждений культуры клубного типа

 (методические рекомендации)

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций  с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, — с другой.

   Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

      Методическая деятельность — понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

     Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

 Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие  себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

    Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

      -на модернизацию содержания социокультурной деятельности;

      -на повышение профессионального мастерства работников культуры;

      -на своевременное оказание им методической помощи.

       Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют  методические службы различных видов: 

 Районные (городские) организационно-методические центры;

 -Районные (городские) информационно-методические центры;

 -Районные (городские) координационно-методические центры;

 -Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

-Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

 
   Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории  муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района ) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной  деятельности.

     Примерный перечень функций методической службы:

    методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

   организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

    информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

   творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

 —  осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах       областного, всероссийского и международного уровней;

     разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

 — организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

     сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

    сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

   мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

    создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

    повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

   обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

   разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

   проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

— разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

      —   обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

   производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

    разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства  зависит от решения  следующих задач:

 — создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

    создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

   создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

    оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

 — издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

   создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

     создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

— разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

   создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

  повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными  проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

     Методическая служба может существовать:

   как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

    как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

      В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также    «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

 Рекомендуемая литература

 1.     Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

 2.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

 3.     Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

 4.     Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

 5.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

 6.     Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

                                                                                                       Приложение

                                                                                                                               Проект

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

                           1.Общие положения

1.1.    Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного    уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.     РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

 1.4.  В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального   образования     ( городского округа, муниципального района).

                          2.Основные задачи и функции РМС

 2.1.    Основными задачами РМС являются:

 -проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

 — изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

 -изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

 — организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского  искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

 -обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;         

   содействие развитию любительского художественного творчества;

 — повышению художественного уровня  репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

 — осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов  художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

 -изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.   Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение  усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.      Для выполнения основных задач РМС:

— анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

  разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности культурно-досуговых учреждений, развитию художественной самодеятельности;

  осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

   участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

  организует и проводит зональные ( окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана  повышения  квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

    оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

— разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

— распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

    формирует фонд  репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

   принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских ) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества , смотров –конкурсов работы культурно-досуговых  учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций , совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

  организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых  учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС , своими собственными;

— выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

    организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

 3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

   проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

— вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

   принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

   привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

    устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

   проводить в установленном порядке показательные выступления ( как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

  создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.   Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.    РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений  других ведомств.

4.3.    РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.     Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.    При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет ( или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления           культурой муниципального образования.

5.3.   РМС работает на основе перспективных и текущих  планов,  целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными  методическими структурами в установленном порядке.

5.4.  Реорганизация и ликвидация РМС производится в установленном  законом порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации на русском языке видеорегистратора dual lens
  • Lego duplo пожарная машина 10592 инструкция
  • Массажер для ног galaxy инструкция по применению
  • Секрет бобра таблетки инструкция по применению
  • Тонометр омрон mx2 basic инструкция на русском