Руководство в садике

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

Кто есть кто в детском саду?

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.

Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде — заведующая.

Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.

Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе. Иногда эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя. Но это не вполне одно и то же. Если старший воспитатель занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав

Воспитатель (воспитательница) — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром — в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна.

Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.

Вопросы коррекции

Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Дополнительное образование

Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.

Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.

Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы — развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).

Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача — расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.

Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.

Кто есть кто в детском саду?

Медицинские работники

Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.

Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Медсестра по бассейну — эта должность имеется в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.

Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Младший обслуживающий персонал

К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.

Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

К кому обратиться?

Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.

К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.

Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше заучивать стихотворения с ребенком.

Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.

Режим работы

У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.

Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.

У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 — часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.

Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.

Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.

У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю — от этого зависит продолжительность его рабочего дня.

Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.

Руководство детским
садом: «с чего начать?»

Прежде
чем привести своего ребенка в тот или иной детский сад родители тщательно
собирают информацию о  его воспитателях, руководителе, обращают внимание на
игровые площадки и внутренне убранство детского сада, знакомятся со всем тем,
что влияет на формирование образа дошкольного учреждения в целом. Образ
детского сада зависит от выполнения своих обязанностей со стороны его
руководителя.

Для
меня назначение на должность руководителя детского сада «Колосок» МБОУ «Лицей
№1 Брянского района», стало неожиданностью. При этом родители моих
воспитанников тоже были удивлены, что теперь жизнью детского сада будет
руководить мужчина, при этом единственный мужчина, заведующий в районе.

Детский
сад «Колосок» в д. Добрунь Брянского района, это самый большой детский сад в
районе который насчитывает около 400 воспитанников. Детский сад был построен в
1980 году, насчитывает 13 групповых помещений, коллектив составляет 60 человек
воспитателей и обслуживающего персонала. Вот этой «махиной» мне и предстояло
руководить.

Специфика
нашего детского сада заключается еще и в том, что это единственный детский сад
в д. Добрунь с семи тысячным население. Поэтому на нас возложена большая
ответственность по качественному воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста.

Нельзя
работать в детском саду просто руководителем, нужно быть педагогом,
наставником, хозяйственником.

Успешное решение задач
воспитания и обучения в детском саду зависит от слаженности и организованности
коллектива.  Воспитатели, младшие воспитатели (няни), музыкальные руководители,
инструктора по физической культуре и другие работники детского сада, все должны
работать на результат. Результат – цель их работы, это не абстрактные, а порой
и непонятные фразы об обучении и воспитании, а конкретная индивидуальная работа
с детьми и реализация заказа родителей и современного общества.

А значит первым шагом на
новой должности для меня стало выстраивание деловых, рабочих отношений с
коллективом.

Для начала я начал тщательным
образом изучать работу каждого педагога. Все началось с посещения групповых
занятий по рисованию, лепке, аппликации, речевому развитию, физическому развитию,
познавательному развитию. При этом проверялось, в какой форме проводится
занятие, как усваивается детьми программный материал, соблюдается ли
последовательность в прохождении учебного материала, отводится ли время для
закрепления полученных детьми знаний, умений, навыков. Таким образом анализ и
просмотр занятий дал мне возможность, изучить положительные и отрицательные
стороны в работе воспитателей. Каждое посещенное занятие заканчивалось беседой
с воспитателем, в процессе которой анализировались положительные стороны и
недостатки в работе.

После изучения работы
каждого педагога был проведен ряд педагогических совещаний целью, которых
явилось – определение основных проблем и задач по воспитанию и обучению
воспитанников детского сада.

Итогом педагогических
совещаний явилось принятие следующих решений:

·                  
обеспечить оптимальные условия самореализации;

·                  
стимулировать творческую деятельность,
поддерживать творческую инициативу;

·                  
развивать различные формы самоуправления,
общественного контроля, попечительства;

·                  
активизировать взаимоотношения с
родителями воспитанников;

·                  
привлекать и грамотно использовать дополнительные
источники финансирования;

·                  
заботится о создании и поддержании
положительного имиджа детского сада;

·                  
внедрять в образовательный и
воспитательный процесс новые педагогические технологии.

Работа закипела,
коллектив получил свободу в организации воспитательной и образовательной
деятельности. Праздники, открытые мероприятия, участие в конкурсах, и конечно
же результаты — 1место 2 место, «лауреат», «участник», улыбки на лицах детей,
их родителей, воспитателей, а что может быть лучше. Коллектив работает,
дерзает, стремится к новому.

Параллельно знакомясь с коллективом,
пришлось сразу окунуться в административно-хозяйственную работу. Для начала
была проведена инвентаризация всего имущества. В ходе инвентаризации было
проверено и оценено состояние материальной базы учреждения. При этом сразу же
были намечены первые ориентиры, на что следует обратить внимание в первую
очередь – пожарная безопасность здания и сооружений, расположенных на
территории детского сада, материальное состояние групп, состояние тепло, водо и
энерго магистралей. После всего этого был намечен план, по устранению  выявленных
недочетов который постепенно начал реализовываться. 

Успехи наши были не
велики, но это были наши успехи. Нам удалось поменять все коммуникации в трех
группах, установить новую сантехнику, закупить игрушки, новую мебель в спальни
и игровые комнаты, была заново переделана одна из веранд на игровой площадке, на
территориях для прогулок групп были установлены машинки-песочницы, кольцебросы,
домик-лабиринт.

Следующий аспект, на что
было уделено внимание, это рабочая документация детского сада. Была
пересмотрена и проверена в соответствии с перечнем, нормативно-правовой базой,
номенклатурой дел  вся документация.

В первую очередь были
проверены:

·                  
книга приказов,

·                  
книга протоколов педагогического совета,

·                  
личные дела работников детского сада,

·                  
трудовые книжки и соответственно записи в
них,

·                  
годовой план работы детского сада,

·                  
основная образовательная программа
дошкольного образования и ее соответствие требованиям ФГОС,

·                  
справки и результаты проверок надзорных
органов,

·                  
статистический отчет дошкольного
учреждения (форма №85-к),

·                  
путевки на зачисление детей в детский сад,

·                  
личные дела воспитанников детского сада.

После этого мы перешли к
проверке медицинских документов:

·                  
медицинские карты воспитанников,

·                  
карты профилактических прививок,

·                  
журнал регистрации инфекционных
заболеваний,

·                  
контрольные карты диспансерного
наблюдения,

·                  
журнал учета санитарно-просветительской
работы,

·                  
журнал по контролю за качеством готовой
пищи,

·                  
журнал по контролю за доброкачественностью
скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок,

·                  
журнал «здоровье».

Далее вопрос стал о
проверке финансово-хозяйственной документации были проверены:

·                  
технический паспорт учреждения,

·                  
инвентарный список основных средств,

·                  
инвентаризационная опись,

·                  
табель учета ежедневной посещаемости
детьми детского сада,

·                  
табель учета рабочего времени и расчета
заработной платы,

·                  
журнал регистрации боя посуды.

После этого были
проверены: инструкции по охране труда и технике безопасности, правила и
положения по работе с персоналом, документация касающаяся части безопасности
детского сада.

Несмотря на то, что в
должности заместителя директора по дошкольному образованию я работаю всего лишь
год, нам совместно с коллективом удалось добиться некоторых успехов, которые
важны для формирования хорошего коллектива, эффективной
административно-хозяйственной деятельности и процесса качественного воспитания
и развития детей дошкольного возраста:

·                  
нами проявляется большая забота о
сохранении и поддержании в коллективе благоприятного психологического климата;

·                  
благодаря умело организованной
методической работе в детском саду обучение, и воспитание наших воспитанников
идет четко в рамках ФГОС дошкольного образования;

·                  
оказывается помощь в реализации любых идей
сотрудников, будь это воспитательно-образовательный процесс или организация
праздника, выставки, внепланового досуга;

·                  
история существования нашего детского сада
насчитывает более 36 лет, поэтому не маловажным для нас является и поддержание
традиций. В нашем коллективе не остаются не замеченными «Празднование дня
воспитателя и всех дошкольных работников», «Празднование юбилеев»,
«Празднование дней рождения», «Празднование Нового года» и т.д.

Поэтому для своего
коллектива я стараюсь быть не только заместителем директора по дошкольному
образованию и управленцем, но и тем, человеком  который всегда готов радоваться
за успехи своих коллег, прийти на помощь в трудную минуту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Современный руководитель дошкольной образовательной организации. Каким он должен быть?

Современная заведующая должна быть профессионалом и владеть многими качествами, в том числе и секретами восстановления эмоционального равновесия.

Это прежде всего человек, который тебя понимает, понимает твои проблемы и в любой момент может тебя поддержать. Если заведующая такими качествами обладает, то приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя там всегда ждут, хорошо к тебе относятся. Но для управления современным дошкольным образовательным учреждением этого не достаточно.

Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие качества характеризуют его? В психолого-педагогической литературе встречаются различные точки зрения. Рассмотрим некоторые из них (на наш взгляд наиболее целесообразные) подробнее.

 А. М. Омаров определяет наиболее значимые характеристики:

− широта образования и общая культура, глубокое знание предмета руководства, постоянное самообразование и самовоспитание;

 − высокие волевые качества, умение приложить максимум усилий для достижения поставленной цели,  мобилизировать все возможности и ресурсы, которыми располагает организация, опереться на разнообразные «приводные рычаги»;

− деловитость, означающая строгое планирование личного труда, выбор основного звена, действенность и результативность работы;

 − самоконтроль, предполагающий постоянный учёт и проверку достигнутого в процессе труда, на промежуточных его этапах, по окончании работы;

 − критика и самокритика как важнейшие методы работы каждого руководителя.

Разделяя точку зрения А. М. Омарова, считается, что современный руководитель обязан быть самокритичным, принципиальным, требовательным к своим действиям и поступкам, открыто обнажать как недостатки и промахи в работе подчинённых, так и собственные упущения и ошибки.

 Грамотный руководитель всегда поддержит «слабого» и неуверенного в своих силах, накажет «явно нерадивого», поощрит «передового», используя весь арсенал средств, методов морального и материального стимулирования.

Всё это в полной мере может быть отнесено и к руководителям дошкольных образовательных организаций.

Руководителю дошкольной организации необходимо неустанно совершенствовать стиль своей работы, постоянно работать над собой, обеспечить действительный контроль и высокую требовательность к работникам, знать сильные и слабые стороны каждого из них, их возможности, всячески способствовать полному использованию этих возможностей, повышению педагогической квалификации и мастерства каждого работника. Необходимо постоянно заботиться о создании здоровой атмосферы в коллективе, сочетая высокую требовательность и повышение ответственности с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к каждому работнику.

 Конечно, требовательность не должна иметь ничего общего с грубостью, раздражительностью, бездушным отношением к подчинённым и унижением их человеческого достоинства. Требовательность должна соединяться с тактичным, внимательным и уважительным отношением к каждому работнику, соединяться с умением создать самые благоприятные условия для роста работника, для выявления и развития его способностей и творческих возможностей.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность.

Сегодня, руководители детских садов работают в условиях рыночной экономики, и они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от поиска путей повышения качества образования до нахождения способов зарабатывания денег.  Возникает вопрос — кто он, эффективный руководитель современной дошкольной организации? 

Современные требования к образованию  меняют позицию заведующего детского сада как управленца. Ему, грамотному руководителю, для того, чтобы поднять имидж учреждения на более высокую планку, нужны знания по вопросам управления финансами и экономики, ведь иначе уровень дошкольного учреждения не сможет подняться на ступень, которую ставят запросы общества. Для того, чтобы дошкольное учреждение «выросло в цене», в современном мире ускоряющихся технологий и инноваций, для этого заведующему детским садом необходимо обладать стратегическим мышлением, хорошо знать образовательный процесс, уметь грамотно им управлять, видеть свое учреждение вперед, на «далекую перспективу». Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современного дошкольного учреждения.

Для развития инновационной деятельности в детском саду необходимо  грамотное, умелое владение заведующим  новыми технологиями. И только когда руководитель дошкольной организации на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом. Отношение к внедрению новых технологий в ДОУ со стороны заведующего, его понимание сути и необходимости данного внедрения, его увлеченность этим процессом, обязательно будет способствовать возникновению у коллектива желания участвовать в процессе внедрения инноваций, будет способствовать расширению творческого потенциала у педагогического персонала, и, соответственно, способствовать росту имиджа дошкольного учреждения. Заказчики (родители), видя коллектив учреждения в постоянном поиске творческих идей и инноваций, способствующих улучшению качества образования, всегда будут ставить в приоритет ваше дошкольное учреждение.

Эффективный руководитель современной дошкольной образовательной организации решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Дошкольный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений в сфере дошкольного образования руководитель детского сада – главная, ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации современного дошкольного образования зависит очень многое: выпуск детей, дальнейшая учеба ребенка в школе, в высшем учебном заведении. Вроде бы все просто… Но как будет ребенок учиться? С желанием, с творческой активностью, с предвидением успеха или наоборот? Ведь именно период дошкольного детства является сензитивным периодом в развитии ребенка. Ребенок-дошкольник, как «губка» впитывает в себя то, что ему закладываем мы, взрослые, педагоги в детском саду, и от того, что именно и как мы заложим ребенку, в будущем повлияет на его дальнейший жизненный выбор и возможно его судьбу. А наши дети – это будущее России, будущее нас с вами. Можно ли еще что-то говорить…

Заведующий детского сада, воспитанники, родители,  педагогический коллектив… В таком едином тандеме должен работать современный руководитель. Он должен этим тандемом руководить, укреплять и направлять его в нужное русло, созидать новые пути движения вперед. Для этого заведующий должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью. Он должен заботиться о роли педагога в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в детском саду комфортных условий для развития и обучения ребенка, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. И совет руководителю, почаще выкраивать время для общения с воспитанниками и коллегами, родителями, поскольку именно общение помогает в укреплении отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы дошкольного учреждения зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Профессиональная компетентность заведующего детским садом сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных целей.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что при любых обстоятельствах на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.

Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное — терпимость к окружающим. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает — это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера.

Литература:

 1. Вачугов Д. Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. — Социал.-полит. журн.- 2013, № 7. — с.99.

2. Липсиц И. В. Не повторить ошибок. Практические советы руководителю М., 2008. — с.253.

3. Омаров А. М. Руководитель; размышления о стиле управления. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат. 2012. — с.366.

4. Попов С., Подволкий Г. Стиль и методы руководства: Сборник, — М.: Московский рабочий, 2010. — с.320.

5. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по истории советской школы и педагогике/ под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербакова. — М.: Просвещение, 1972. — с.407.

6. Баранова А. В., Наумова Т. В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 926-929.

В любом детском саду работает большой коллектив. Каждый сотрудник имеет определенный круг обязанностей. Иногда родителям не совсем понятно, к кому конкретно можно обратиться при возникновении у ребенка в детском саду каких-либо проблем. В дошкольном образовании существует свое руководство, которое не только налаживает работу, но и проводит консультации, беседы с родителями воспитанников.

Руководство детского сада

отпуск заведующего детского сада

К администрации учреждений дошкольного типа относят заведующего, его заместителя и старшего воспитателя. У всех свои конкретные рабочие обязанности. Должность заведующего детским садом является определяющей в руководстве. Ее деятельность основывается на законе Российской Федерации «Об образовании», типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, уставе данного учреждения.

В обязанности заведующего детским садом входит комплектование групп детьми по их возрасту, состоянию здоровья, индивидуальным особенностям и запросам родителей. Также он занимается подбором кадров, руководит педагогами, и всем обслуживающим персоналом. Кроме того, данный специалист несет ответственность за рациональное грамотное распределение бюджетных ассигнований и средств, которые поступают из различных источников.

Родители имеют право обращаться к заведующему по всем вопросам, касающимся детского сада, вносить свои собственные предложения. У них есть возможность требовать от руководства дошкольного образования обеспечение ребенку подобающего ухода, воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровья.

Структура должностной инструкции

Данный документ дает возможность эффективно определить обязанности трудящегося, его ответственность и права, а также предписывает, каким уровнем образования, квалификацией и опытом он должен обладать.

В организациях, которые ведут деятельность на основании инструкций, должны быть подготовлены данные на каждого сотрудника, находящегося в штатном расписании. Руководство не может являться исключением. Должностная инструкция заведующего детским садом является основополагающим документом в рабочей деятельности.

В законодательстве нет утвержденного шаблона для данного документа. Однако практика показывает, что в большинстве случаев инструкция составляется по следующему образцу:

  1. В первой главе описываются общие сведения о должности, а также требования к опыту работы и квалификации.
  2. Во второй главе описываются обязанности, которые возложены на заведующего.
  3. В третьей главе прописаны права трудящегося.
  4. В четвертой – виды и основания ответственности, которая возложена на заведующего.

Должностные обязанности

должностная инструкция заведующего детским садом

Зачастую должностная инструкция заведующего детским садом включает следующие обязанности:

  • Руководство общей работой в организации.
  • Грамотное обеспечение педагогической и хозяйственной деятельности.
  • Контроль за четким выполнением региональных, федеральных требований, которые установлены для учреждений дошкольного типа.
  • Проведение определенной работы с детьми, создание подходящих условий для их гармоничного развития.
  • Консультации с родителями или их законными представителями, касающиеся вопросов воспитания детей.
  • Работа по организации оздоровления и питания воспитанников.
  • Ведение контроля за работой сотрудников детского сада, ведение кадровой работы.
  • Заведующий представляет детский сад в контактах с различными организациями, органами власти.
  • Ведение контроля за соблюдением норм безопасности.

Конкретный перечень будет зависеть от особенностей работы дошкольного учреждения, поэтому на данного руководителя могут быть возложены и другие обязанности.

Кто имеет право занимать эту должность?

Как стать заведующим детским садом? Руководитель такого уровня должен обладать рядом качеств и соответствовать квалификационным требованиям. Образование заведующей детским садом должно быть высшее в экономике, педагогике или в управлении. Опыт работы в области педагогики должен быть не менее 5 лет. Иногда заведующий одновременно осуществляет и педагогическую деятельность. В этом случае трудящемуся необходимо соответствовать профстандартам для работников педагогической сферы.

Законодательством предусмотрены группы лиц, которые не имеют право занимать данную должность. К ним относятся люди, которые имели судимость, страдающие определенными заболеваниями и т.д. В должностной инструкции заведующего детским садом необходимо описать эти ограничения. Данный сотрудник должен обладать знаниями перечня необходимых нормативных актов, законов, устава детсада.

Права заведующего ДОУ

как стать заведующим детского сада

Законодательство установило основные права руководителей учреждениями. Во внутренних документах снова их прописывать необязательно. В разделе права заведующей детского сада есть смысл прописать такие права:

  • Требование содействия в исполнении обязанностей.
  • Обращение к вышестоящему руководству с поправками и предложениями по рабочим вопросам и т. д.

Заведующий детсадом имеет право:

  • Давать указания рабочего характера, которые обязательны для исполнения как руководителями структурных подразделений, так и конкретным специалистом.
  • Самостоятельно принимать решения, касающиеся наложения взысканий (материальных и дисциплинарных) на подчиненных, которые не выполняют или выполняют ненадлежащим образом свои рабочие обязанности. Также данный работник может поощрять специалистов, которые отличились хорошей работой.
  • Полностью распоряжаться имуществом и средствами дошкольного учреждения, соблюдая при этом требования устава, нормативных актов.
  • Требовать все необходимое для создания надлежащих профессиональных условий: оборудование, инвентарь, благоустроенное рабочее место, которые соответствуют санитарным, гигиеническим нормам и правилам и т.д.
  • Визировать и подписывать документацию, которая входит в пределы компетенции данного работника.

Законодательством предусмотрен ежегодный оплачиваемый удлиненный отпуск заведующего детским садом. Данный работник имеет право на досрочный уход на трудовую пенсию по старости, а также на получение бесплатной медицинской, социальной и профессиональной помощи в случаях, если повреждение здоровья произошло по причине несчастного случая на производстве или при получении профессиональной болезни.

Ответственность заведующего ДОУ

дошкольное образование

Законодательством также определена ответственность руководящих работников.

Профессия заведующий детского сада подразумевает следующие виды ответственности:

  • Материальная (гражданско-правовая).
  • Административная.
  • Дисциплинарная (согласно трудовому законодательству).
  • Уголовная.

Порядок оформления инструкции

Данный документ оформляют как отдельно, так и в качестве приложения к трудовому договору трудящегося. Должностная инструкция заведующего детским садом в некоторых случаях должна быть согласована с соответствующими подразделениями учреждения:

  • Юридический отдел.
  • Кадровая служба.
  • Муниципалитет и т.д.

В инструкции должны быть сведения о ее разработчике. После ознакомления с данным документом заведующий детсадом ставит свою подпись и под роспись получает второй заверенный экземпляр.

План работы

должность заведующей детского сада

В ДОУ план по работе заведующего является одним из основных документов. Этот документ необходим для постановки определенных задач перед педагогическим коллективом, которые нужно выполнить в конкретные сроки. Заведующий дошкольным учреждением обязан составлять ежемесячный план, а также годовой.

Можно выделить наиболее распространенные задачи, которые входят в план работы:

  • Мероприятия, целью которых является работа с педагогическим составом.
  • Проведение работы с родителями или законными представителями воспитанников, целью которой является педагогическое просвещение.
  • Мероприятия, проводимые в процессе обучающей и воспитательной программы.
  • Работа, которую необходимо провести с обслуживающим и медицинским персоналом детсада.

Данный документ можно оформить в любой форме: цикличной, схематично-блочной, месячной, календарной и т.д. План работы на год нужно составлять, учитывая профессиональный уровень педагогического состава и особенности конкретного учреждения. Этот документ должен быть нацелен на весь педагогический коллектив, он должен совершенствовать совместную деятельность сотрудников. Соответственно, важным моментом является то, что каждый работник должен четко понимать его роль в организации рабочего процесса. Это напрямую связано в эффективностью реализации прописанных в плане задач.

Циклограмма работы заведующего ДОУ

Цель циклограммы – регламентирование деятельности заведующего во временных границах и в строго определенной последовательности. Плюсом этого документа является то, что он наглядно отображает управленческие процессы, их цикличность, сбалансированность всей рабочей деятельности руководителя. Схема-циклограмма составляется, согласно требованиям ФГОС ДО.

На подобных принципах составляется циклограмма деятельности заместителя и всех педагогов. По факту это очень полезный документ. Если не принимать его составление только за обязанность, то его можно впоследствии использовать, как довольно эффективный инструмент в совершенствовании работы ДОУ. С каждым разом при составлении циклограммы появляется опыт по планированию и согласованию режимного и учебного блоков, которые привязаны ко времени.

План по самообразованию

Он составляется на основе ключевой проблемы ДОУ. В шапке документа необходимо указать цели, темы, задачи, предполагаемый результат, перечень вопросов. Предусматривается и форма отчета о проделанной за год работе – выступления на заседаниях, педагогических советах.

При составление этого документа необходимо в индивидуальной форме зафиксировать следующие этапы: прогностический, диагностический, обобщающий, практический, внедренческий. Также в состав плана по самообразованию входит содержание проведенной работы по самообразованию, практическая деятельность и сроки.

Зарплата заведующего детсадом

обязанности заведующего детским садом

Средний доход данного работника в России составляет 45 тысяч рублей. Стоит понимать, что среднее значение берется, учитывая как муниципальные, так и частные детсады. Работа заведующих детским садом в муниципальных учреждениях оплачивается по довольно низким тарифам.

В частном заведении заработная плата заведующего может достигать 130 тысяч рублей. Здесь доход зависит непосредственно от:

  • Количества воспитанников.
  • Участия д/с в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Специализированной направленности.
  • Опыта сотрудника.
  • Региона.

Самая большая заработная плата фиксируется у заведующих в Санкт-Петербурге и Москве – от 60 до 120 тысяч рублей. Учитывая, что МРОТ растет, то и оплату специалистов вскоре должны пересчитать. Она должна увеличиться.

Большое количество вакансий данной специальности в следующих регионах:

  • Московская область — 53 %.
  • Ростовская область — 12 %.
  • Ленинградская область — 14 %.
  • Республика Татарстан — 5 %.

Заключение

образование заведующей детским садом

Будущие работники в этой сфере должны представлять себе, что работа заведующего ДОУ имеет ряд трудностей, которые не каждому по плечу. Во-первых, зачастую на коллектив и учреждение поступают жалобы анонимного характера. Во-вторых, постоянные проверки, начиная от санитарно-эпидемических служб, заканчивая вышестоящими инстанциями. В-третьих, если воспитанник получает в учреждении травму или пищевое отравление, то детский садик подвергают усиленной проверке, а абсолютно за все несет ответственность заведующий учреждением.

Для каждого члена коллектива любого образовательного учреждения, руководитель является своего рода «батарейкой», который заряжает своей энергией сотрудников на работу, творчество, созидание. Создание благоприятного климата в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, постоянный поиск новых идей для работы, неутомимая энергетика – это важные составляющие современного руководителя.

О качествах, которыми должен обладать руководитель детского сада мы решили узнать от заведующей детского сада № 11 г. Еманжелинска Челябинской области Инны Александровны Самковой и её коллег.

Для себя Инна Александровна с первого рабочего дня на посту руководителя детского сада определила важнейшие качества идеального руководителя:

  1. Универсальность во всём! Заведующий детским садом сегодня – это педагог, психолог, бухгалтер, юрист, менеджер по персоналу и рекламе, заведующий хозяйством.
  2. Постоянное стремление к самообразованию (особенно сейчас – в век компьютерных технологий).
  3. Спокойствие и уравновешенность (умение спокойно, сдержанно принимать твёрдые решения и нести за них ответственность).
  4. Оптимизм и позитив (только с оптимистическим настроем идти вперёд).

11

Уже 12 лет Инна Александровна руководит детским садом №11 города Еманжелинска. У неё два высших образования, и она прошла весь путь работника дошкольной организации: сначала работала воспитателем, инструктором по физической культуре в этом же детском саду, а потом приняла руководство любимым детским садом.

Инна Александровна, по словам коллег, – неутомимый, творческий, идущий в ногу со временем руководитель. Она «зажигает» весь коллектив своей энергией.

«В нашем детском саду работники все разные. Есть истинные профессионалы своего дела, опытные педагоги, а есть молодые специалисты, начинающие воспитатели, есть прекрасные повара и помощники воспитателя. Все они вместе со мной принимают участие в выработке и принятии важных для всех нас решений», – рассказывает Инна Александровна о работе детского сада.

Инна Александровна прекрасно знает уровень профессиональной подготовки всех своих педагогов, постоянно подталкивает их к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, самореализации в своей профессиональной деятельности.

Она знает, чем живёт каждый член коллектива, начиная со сторожа и заканчивая поварами; всегда старается подчеркнуть их сильные стороны и отметить их профессионализм.

Нынешнее время требует от каждого руководителя мобилизации сил, гибкости ума, выживаемости (конкуренция сейчас высока), умения разработать и принять необходимое правильное направление своей профессиональной деятельности и видеть результат работы.

Инна Александровна имеет множество наград, среди которых Почётная грамота Министерства образования и науки Челябинской области.

Девизом по жизни у неё являются слова основоположника социологии Огюста Конта: «Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы управлять…»

И в этом формула её успеха на посту руководителя ДОУ.


[mailerlite_form form_id=4]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для тренера кроссфит
  • Мексиприм инструкция по применению таблетки от чего помогает взрослым цена
  • Бифидумбактерин инструкция по применению для детей до года во флаконах
  • Руководство фгку уво внг по красноярскому краю
  • Сафоцид инструкция по применению для женщин в таблетках инструкция