Руководство в организации сообщение

Лекция: Руководство в организации

Центральной фигурой в менеджменте любой
организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее
подразделением. Процесс руководства является непременным условием
функционирования организации.

Руководство
— это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей.
Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства,
содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию,
контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса
руководства в системе «руководитель — производство», а последняя —
одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой
деятельности.

Интересно распределение затрат рабочего
времени линейными руководителями различных уровней управления на основные
функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со
снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно
одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка
по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация
функции стимулирования.

Процесс руководства коллективом
можно разделить на три стадии:

— определение
целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

— информирование
коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;

— проведение
аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой
деятельности коллектива.

Таким образом, учитывая содержание
основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс
непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния
друг на друга.

Важное значение в менеджменте имеет
соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах
профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая
определенную должность на соответствующем  уровне управления, становится
формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им.
Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать
соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к  неформальным
лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство
становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может
иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет
обращать на это внимание, то  неформальными лидерами становятся наиболее
инициативные, энергичные, проинформированные работники.

Безлидерные коллективы менее эффективны.
Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где
руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на
коллектив и на  его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и
бороться с ними.

Одним из методов диагностики, которая
позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который
заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу,
заполняя специально созданную  таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это
инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы
по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к
коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному
члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются
знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».

Для упрощения обработки данных социоматрицы
фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером
согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.

По результатам
обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов
исследуемого коллектива
:

— лидер
-«звезда»- член группы, который получил максимальное количество
положительных оценок (наиболее популярный);

— «желаемый» —
член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;

-«обособленное»-
член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;

-«изолированный»-
член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и
одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;

-«игнорируемый»-
член группы, который получил лишь негативные оценки

Чтобы руководителя считали лидером
коллектива, он должен обладать определенными качествами:

— деловыми (компетентность, экономическое
мышление, знание основ науки управления);

— организаторскими (контактность,
психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);

— личными (энергичность, инициативность,
требовательность, решительность, оптимизм);

— морально-политическими (преданность
интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг
увлечений)

Важными характеристиками
руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и
эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает
желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость
характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка
информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.

Перечисленные свойства создают авторитет
руководителя
, его модель, пример которой может быть таким:

— умение
организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного,
административного и трудового права;

— нацеливать коллектив
на все новое, прогрессивное;

— пользоваться
властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности
интересы трудящихся обеспечивались равной степени;

— контролировать
свои поступки и владеть своими эмоциями;

— стараться быть справедливым
и доброжелательным;

— четко выполнять
обещания, данные коллектива или отдельным работникам

Итак, в основе
руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это
способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения
усилий на достижении целей организации.

 Влияние — это
любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

 Власть — это
возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными
полномочиям.

3.4.1 Понятие и характеристика руководства

Руководитель
фирмы или руководители ее подразделений
являются центральными фигурами в
менеджменте фирмы или подразделения,
т. к. руководят фирмой, подразделением,
службой, группой людей и т. д.

Руководитель
представляет собой, прежде всего, систему
обработки информации. Он принимает
информацию от внешних и внутренних
источников; является своеобразным
нервным центром, перерабатывающим эту
информацию; затем передает ее подчиненным
или во внешнюю среду фирмы (рисунок
3.5).

Рисунок
3.5 – Руководитель как система обработки
информации

Американские
ученые Роберт Блейк и Джейн Моутон
доказали, что для обеспечения эффективного
руководства фирмой руководитель должен
объединить в своей деятельности
следующее:

— инициативность;

— информированность;

— умение защищать
свое мнение;

— принятие решений;

— умение решать
конфликтные ситуации;

— критический
анализ.

Украинский
экономист В. Терещенко видел основную
задачу руководителя в том, что он должен
дирижировать работой руководимой им
организации или коллектива, подобрать
хороший персонал, разработать
организационную структуру фирмы, выбрать
основное направление ее деятельности,
координировать всю работу, бороться с
непроизводительными затратами, учиться
интенсивно работать и улучшать качество
работы.

В
основе руководства фирмой лежат три
категории менеджмента: лидерство,
влияние и власть.

Комплекс обязанностей
руководителя:


руководитель обязан следить за тем,
чтобы во всех подчиненных ему отделах
работали люди, которые соответствуют
по деловым качествам, характеру работы
и кругу своих обязанностей;


руководитель должен предоставлять
своим сотрудникам возможность работать
и принимать решения самостоятельно, он
может вмешиваться в работу своих
подчиненных только в экстремальных
случаях;


руководитель должен давать своим
подчиненным только четко определенные
задания с указанием сроков выполнения;

— руководитель
обязан координировать и контролировать
деятельность своих подчиненных, при
необходимости поправлять и критиковать
их;


руководитель должен советоваться со
своими сотрудниками во всех тех случаях,
когда им надлежит принимать решения,
выходящие за рамки их компетенции. Он
принимает решения только после совещания
со своими сотрудниками;

— если подчиненные
не выполняют своих задач, а решение
вопроса носит безотлагательный характер,
руководитель должен сам принимать
решение.

3.4.2 Лидерство, влияние, власть. Формы власти и влияния

Несмотря
на то, что руководство – существенный
компонент эффективного управления,
эффективные лидеры не всегда являются
одновременно и эффективными управляющими.
Об эффективности лидера можно судить
по тому, в какой степени он влияет на
других. Здесь следует видеть различие
между управлением и лидерством.

Управление
– это умственный и физический процесс,
результатом которого является выполнение
подчиненными определенных поручений
(функций) и решение определенных задач.

Лидерство
– наоборот, процесс, с помощью которого
одно лицо оказывает влияние на членов
группы, направляя их усилия на достижение
целей организации.

Хорошим
руководителем организации считается
человек, который одновременно является
лидером и эффективно управляет своими
подчиненными. Его основная цель – влиять
на подчиненных так, чтобы они выполняли
работу, порученную фирме, и способствовали
достижению поставленных целей.

Влияние
– это поведение одного человека, которое
вносит изменения в поведение, отношения,
чувства другого человека.

Руководитель
любого уровня управления должен и влияет
на подчиненного. Модель такого влияния
представлена на рисунке 3.6.

Рисунок 3.6 –
Модель влияния руководителя на
подчиненного

Для
того чтобы сделать свое лидерство и
влияние эффективными, руководитель
должен развивать и применять власть.
Власть – это возможность влиять на
поведение других.

Руководитель
(менеджер) должен понимать, что объем
власти определяется не уровнем его
формальных полномочий, а степенью
зависимости подчиненных от него.
Руководитель имеет власть над подчиненными
потому, что они зависят от руководителя
в вопросах зарплаты, получения заданий,
продвижения по служебной лестнице,
удовлетворения социальных потребностей,
получения материальной помощи и т. п.

Руководство
производством и персоналом осуществляется
с помощью функций и методов менеджмента,
коммуникаций и др. путем принятия
управленческих решений.

Следовательно,
чтобы руководить, необходимо влиять, а
чтобы влиять – необходимо обладать
властью.

В менеджменте
различают 5 основных форм власти:

1 Власть, основанная
на принуждении.

2 Власть, основанная
на вознаграждении.

3
Экспертная власть (исполнитель верит,
что влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволяют удовлетворить
потребности).

4 Эталонная власть
(власть примера).

5
Законная или традиционная власть
(исполнитель верит, что руководитель
имеет право отдавать приказания и что
его долг – подчиняться им. Все руководители
пользуются законной властью, т. к. им
делегированы (предоставлены) полномочия
управлять другими людьми).

Функционирование
организации полностью зависит от
способности подчиненных по традиции
признавать авторитет законной власти.
Законная власть базируется на традициях,
которые способны удовлетворить
потребность исполнителя в защищенности
и принадлежности к делу.

Влияние
руководителя на подчиненного может
осуществляться различными методами.
Они делятся на:

— методы, используемые
при личном общении;

— косвенные методы;

Методы
личного общения предполагают использование:

— власти, основанной
на обязанности;

— власти, основанной
на предполагаемой компетенции;


власти, основанной на отождествлении
с руководителем;

— власти основанной
на представлении о зависимости;


власти, основанной на принуждении и на
представлении о зависимости;

— убеждения.

К косвенным методам
относятся:


манипулирование окружением другого
человека, используя один или все прямые
методы;


изменение сил, которые воздействуют на
индивидуума, – правил формальной
организации, технологии, ресурсов, целей
фирмы.

Сравнение
различных методов, их преимущества и
недостатки приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 –
Сравнение различных методов влияния

Метод

На
что влияет

Плюсы

Минусы

1

2

3

4

Методы,
используемые при личном общении

Использование
власти, основанной на обязанности

Использование
власти, основанной на предполагаемой
компетенции

Поведение
в пределах зоны, которую другой считает
законной в свете своих обязанностей

Отношения в
пределах зоны предполагаемой компетенции

Быстрота,
не требует затрат ресурсов

Быстрота,
не требует затрат ресурсов

Если
просьба за пределами зоны, то не
действует; если она заходит слишком
далеко, ее могут посчитать незаконной

Если
просьба за пределами зоны, то не
действует; если она заходит слишком
далеко, ее могут посчитать незаконной

Продолжение
таблицы 3.1

1

2

3

4

Использование
власти, основанной на отождествлении
с руководителем

Отношения
и поведение, не противоречащие идеалам,
лежащим в основе отождествления

Быстрота,
не требует затрат ограниченных
ресурсов

Ограничен
влиянием, не противоречащим идеалам,
которые лежат в основе отождествления

Использование
власти, основанной на представлении
о зависимости

Использование
власти, основанной на принуждении и
на представлении о зависимости

Использование
убеждения

Сочетание
различных методов

Широкое
разнообразие видов поведения, которое
может быть управляемым

Широкое
разнообразие видов поведения, которое
может быть управляемым

Широкий
диапазон отношений и видов поведения

Зависит
от точности сочетания

Быстрота;
может быть действенным в тех случаях,
когда другие методы не действуют

Быстрота;
может быть действенным в тех случаях,
когда другие методы не действуют

Может
производить внутреннюю мотивацию,
которая не требует управления; власти
или расходования ресурсов

Может
быть более действенным и менее
рискованным, чем использование
какого-то одного метода

Повторяющееся
влияние другого человека на приобретение
власти над влияющим

Предполагает
к ответному удару; очень рискованно

Может
требовать много времени; нужен
слушатель

Более
дорогостоящий подход, чем какой-то
один метод

Косвенные методы

Манипулирование
окружением другого человека, используя
один или все прямые методы

Широкий
диапазон отношений и видов поведения

Может
дать результат, когда не срабатывают
прямые методы

Может
потребовать много времени, сложен
для использования; рискованный, если
часто используется

Продолжение
таблицы 3.1

1

2

3

4

Изменение
сил, которые воздействуют на индивидуума
– правил формальной и неформальной
организации, технологии, имеющихся
ресурсов, объявленных целей организации

Широкий
спектр отношений и видов поведения
на непрерывной основе

Имеет
непрекращающееся влияние, а не
одноразовый эффект; может иметь
сильное воздействие

Соседние файлы в папке Менеджмент

  • #
  • #

Лекция: Руководство в организации

Центральной фигурой в менеджменте любой организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее подразделением. Процесс руководства является непременным условием функционирования организации.

Руководство — это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей. Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства, содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию, контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса руководства в системе «руководитель — производство», а последняя — одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой деятельности.

Интересно распределение затрат рабочего времени линейными руководителями различных уровней управления на основные функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация функции стимулирования.

Процесс руководства коллективом можно разделить на три стадии:

— определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;

— информирование коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;

— проведение аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой деятельности коллектива.

Таким образом, учитывая содержание основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния друг на друга.

Важное значение в менеджменте имеет соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая определенную должность на соответствующем  уровне управления, становится формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им. Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к  неформальным лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет обращать на это внимание, то  неформальными лидерами становятся наиболее инициативные, энергичные, проинформированные работники.

Безлидерные коллективы менее эффективны. Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на коллектив и на  его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и бороться с ними.

Одним из методов диагностики, которая позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу, заполняя специально созданную  таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».

Для упрощения обработки данных социоматрицы фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.

По результатам обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов исследуемого коллектива:

— лидер -«звезда»- член группы, который получил максимальное количество положительных оценок (наиболее популярный);

— «желаемый» — член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;

-«обособленное»- член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;

-«изолированный»- член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;

-«игнорируемый»- член группы, который получил лишь негативные оценки

Чтобы руководителя считали лидером коллектива, он должен обладать определенными качествами:

— деловыми (компетентность, экономическое мышление, знание основ науки управления);

— организаторскими (контактность, психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);

— личными (энергичность, инициативность, требовательность, решительность, оптимизм);

— морально-политическими (преданность интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг увлечений)

Важными характеристиками руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.

Перечисленные свойства создают авторитет руководителя, его модель, пример которой может быть таким:

— умение организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного, административного и трудового права;

— нацеливать коллектив на все новое, прогрессивное;

— пользоваться властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности интересы трудящихся обеспечивались равной степени;

— контролировать свои поступки и владеть своими эмоциями;

— стараться быть справедливым и доброжелательным;

— четко выполнять обещания, данные коллектива или отдельным работникам

Итак, в основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство — это способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения усилий на достижении целей организации.

 Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.

 Власть — это возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными полномочиям.

Обновлено: 24.09.2023

Лидерство и руководство – основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство – это формальная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же – комплексное понятие, включающие в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса.

Содержание

Введение. 3 — 4
Глава 1. Природа и сущность лидерства и руководства. 4 — 9
Глава 2. Стили лидерства и руководства. 10 — 12
Глава 3. Функции руководства(лидерства). 13 — 15
Заключение. 16 — 17
Практическое задание……………………………………………………. 18 — 25
Библиографический список. 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Организационное поведение.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Самарский Государственный Технический Университет

на тему: Лидерство и руководство в управлении организацией: природа и функции

Введение. . . . 3 — 4

Глава 1. Природа и сущность лидерства и руководства. . 4 — 9

Глава 2. Стили лидерства и руководства. . . 10 — 12

Глава 3. Функции руководства(лидерства). . . 13 — 15

Заключение. . . . 16 — 17

Практическое задание……………………………………………………. .18 — 25

Библиографический список. . . 26

Лидерство и руководство – основополагающие понятия, с которыми связано

эффективное управление организацией. Руководство – это формальная

позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное

положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же –

комплексное понятие, включающие в себя эффективное осуществление

реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким

образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель

является лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия.

Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи

правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На

практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух

типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во

многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант

встречается в реальной жизни реже. Проблема лидерства более 40 лет

активно изучается в различных странах. Наиболее активные исследования

проводились и проводятся в США, где практически возникла теория

лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой

области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с

собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего

интересует в этом феномене.

Ранние подходы к изучению феномена лидерства заключались в попытках

определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные

лидеры. В более поздних исследованиях отмечены попытки определить

характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть

эффективными в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории

лидерства оказались более продуктивными, но и они не все могли объяснить.

В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как

социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его

взаимодействия с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать

время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы

лидерства. Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы — руководитель” об

элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и

лидера в организации. Актуальность проблематики обусловлена

— наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;

— низким уровнем профессионализма некоторых современных

руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность

организации; Целью курсовой работы является изучение лидерства и

руководства, их взаимоотношения в организации.

— изучить природу руководства и лидерства;

— определить роль лидера и руководителя в организации;

— изучить проблему управления неформальным лидерством и способы его

сосуществования с руководством.

Объектом курсовой работы является лидерство и руководство в

организации, а предметом взаимоотношение лидера и руководителя.

Глава 1. Природа и сущность лидерства и руководства

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с

собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации –

это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и

построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается

на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как

специфический тип отношений управления основывается больше на

процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации.

Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня

взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления,

лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не

подчиненных. Соответственно отношения “начальник –

подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление,

заменяются отношениями “лидер – последователь”.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние

исходит из официального положения в организации и естественным

лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного

превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида

влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то,

что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники

считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство — это

психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а

руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в

первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и

подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как

регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют

дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием

персонала организации, нацеливанием его на решение задач, заботой о

средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство

концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а

лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Руководитель —

это человек, который направляет работу других и несет персональную

ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и

последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчи-

ненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им

свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по

отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на

кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения

изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют

их для изменения отношения людей к делу. Официально назначенный

руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании

лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой,

становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем

не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в

значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится

ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим

настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом

случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами

организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что

эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его

пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в

противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его

приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он

полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится

сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными.

Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые

подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в

формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом

происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью

организации или членами особого социального института. Лидеры

подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и

идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности

работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции.

Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы

вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя

их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои

отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они

закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения,

руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они

пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто

принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают

постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы.

А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя

В данной статье рассматривается актуальная проблема на сегодняшний день — это роль руководителя в системе управления организацией. В связи с нестабильностью экономики России в последнее время, организации и предприятия находятся в крайне сложном положении, за счет чего роль руководителя, как ведущего звена любой организации возрастает. В статье дается определение понятию руководитель, определяется его место в организации, а также некоторые моменты совершаемых ими ошибок в своей деятельности.

Ключевые слова: руководитель, организация, функции, человеческий фактор.

Руководитель (менеджер) — ключевой элемент в системе оценки персонала. Руководитель успешно добивается поставленной задачи, так как приумножает свои физические и интеллектуальные способности за счет совместных сил подчиненных и сознательно использует их. Это задача руководителя любого административного уровня.

Суть работы менеджера это реализовать ряд функций. Среди этих функций должны быть выделены, в первую очередь, в качестве основной стратегической функции, которая заключается в том, чтобы поставить на основе ситуационного анализа и прогнозирования цели организации, координировать разработки стратегии и создания плана.

Одной из основных функций руководителя является административная, состоящая из следующих подфункций:

Во-первых, контрольной, заключающейся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации. На базе полученной информации проводится корректировка, если это необходимо.

Во-вторых, организационной, связанной с созданием необходимых условий деятельности организации: распределением полномочий среди исполнителей, задач, ресурсов, инструктированием.

В-третьих, направляющей, с помощью которой происходит координация работы подчинённых.

В-четвёртых, кадровой, заключающейся в организации подбора, расстановки, обучение и развитие персонала.

В-пятых, стимулирующей, направленной на поощрение за успешно выполненную работу или наказание за выполненную плохо.

Важную роль играет функция связи. Она включает в себя различные деловые встречи, осуществлению совещаний, заседаний, принятием посетителей, телефонные звонки, ответы на письма, осуществлению деловых переговоров, бизнес-истеблишмента.

Возрастающая роль человеческого фактора проводит на одно из первых мест по значимости социальную функцию, главной чертой которой является создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и объединении.

Первостепенное место в системе управления завладевают функции, реализованные руководителем: разработать общий план действий в рамках всей организации; координирование всех подкомплексов управления; влияние на единицы низшего уровня управления и их руководителей; набор персонала в разнообразных областях управления. [1]

В то же время все руководители подразделяются на три категории:

 Операционные руководители — самый низкий элемент в управленческой структуре. Они назначены для роли выполнения функций управления процессом производства, с применением потребных ресурсов. Эта категория включает в себя заведующего лабораторией, мастер цеха и т. д.

 Менеджеры среднего звена призваны контролировать работу операционных руководителей. Вся информация, полученная ими, передается наверх — в руки руководителям высшего звена. Это может быть менеджер отдела, декан, и.т.п. Пост руководителя среднего уровня уже определяет нешуточную ответственность.

 Руководители высшего уровня. Эта группа является самой наименьшей. Она подотчетна за все операции происходящие в организации достижению результатов. Высшее руководство осуществляет или одобряет все остроактуальные значимые решения в любой организации или предприятии. Этот тип включает в себя лидеров — президента, председателя правления, министров. Работа высшего руководства подразумевает большущую ответственность, значительные объемы, интенсивный темп. [2]

Одним из повседневных вопросов, реализуемых, можно сказать, большинством компаний является кадровый, а именно, менеджеров нижнего уровня и менеджеров среднего уровня. Еще недавно новоназначенный руководитель был высококвалифицированным специалистом, экспертом, умельцем и компания, находясь в заблуждении, что заняв более высокую должность, он организует высокую работу подчиненных, присваивает ему лидирующие позиции. Но не факт, что новый руководитель имеет знания и навыки управления. Управлению, тоже необходимо учиться.

Одной из значимых оплошностей при работе с подчиненными у приступающих к новым обязанностям руководителей является то, что они определяют всех по себе, полагая, что подчиненные думают так же, как они думают. Вполне может быть, что в свое время менеджеры время показали чудеса геройства на работе, выполняли по собственной воле весьма непростые задачи. Может быть они были промотивированы вызовом, однако ошибочным является дело искать новых героев. Работник обязан осуществлять только поставленные перед ним цели. Работник должен быть активным и целенаправленным, чтобы реализовать задачу, и руководитель не должен забывать их поставить. Необходим дисциплинированный персонал готовый мыслить за себя, а не менеджера. Глава компании надзирает за деятельностью работников, а не забрасывает их задачами иногда не совсем понятными и внятными. Чем наиболее точно определяется цель, тем более вероятно, что она будет доходчива для работников, разработана и реализована. Люди противятся, когда не лицезрят пути к осуществлению целей и задач.

Подчиненным выгодно иметь систему хаоса в выполнении поручения. В ней он всегда найдет причину не выполнения задач по достижению целей. Систему хаоса создает сам руководитель, своевременно не обозначивший систему приоритетов. Любому руководителю надо научиться работать рационально и производительно. Первое, что нужно сделать, это разработать режим рабочего дня. Необходимо определить правильную очерёдность различных видов работы. В первую очередь следует делать самую важную работу и использовать время наиболее продуктивно для решения действительно важных задач. Это и есть управление взаимосвязанными задачами.

Грамотное управление основывается на знаниях по управлению и практическом опыте руководителя. Практический опыт накапливается в ходе ежедневной деятельности, а вот приобретению знаний по управлению надо уделять достаточное внимание, особенно начинающим руководителям. [3]

Таким образом, роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу. Руководитель непременно должен обладать высоким профессионализмом, способностями, и умениями, он концентрирует в любых сферах деятельности и управления организацией для достижения поставленных целей.

Также в системе управления каждый руководитель должен соблюдать правила этикета труда и работать в согласии с каждым работником организации. Всё это приведёт к отличному морально-психологическому климату на работе и быстрому достижению поставленных целей.

Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, достижение цели, роль руководителя, время, высшее руководство, достижение целей, задача, система управления, система хаоса, управление организацией.

author__photo

Над стилем управления руководителя в организации задумываются немногие менеджеры. Попытка определить свойственную модель и усовершенствовать её часто кажется ненужным усложнением. Зачем, если дела делаются, подчиненные работают, а бизнес остаётся на плаву? Однако, именно стиль поведения руководителя обычно определяет такие важные для каждой компании вещи, как уровень мотивации сотрудников, их лояльность компании, а также способность генерировать новые идеи. О том, как правильно выбрать свой стиль управления написан не один увесистый научный труд, а на изучение всех существующих теорий может уйти несколько лет. Время можно сэкономить, прочитав основную информацию в этой статье.

Что такое стиль руководства руководителя

Стиль управления — это привычная для руководителя модель взаимодействия с подчиненными. На её основе принимаются решения, делегируются задачи и определяются ответственные лица.

Даже если руководитель не отдаёт себе отчета в том, какой именно стиль управления ему свойственен, всё равно у него есть сложившаяся модель поведения. Её выбор осуществляется в силу природных особенностей характера, текущей ситуации в компании и других факторов.

Важно понимать, что идеального стиля управления коллективом не существует. У каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Ключевым умением эффективного руководителя будет способность адаптировать свои управленческие стили в зависимости от текущей ситуации и типа личности конкретного сотрудника.

Классификации стилей в управлении

Стили руководства в организации интересуют психологов и менеджеров уже не одно десятилетие. За это время их не пытался классифицировать только ленивый. Приведём наиболее известные и признанные классификации этого явления.

Стили управления по теории Дугласа МакГрегора

Основные положения Теории X:

  • люди ленивы, к труду не стремятся, работы избегают;
  • чтобы компания работала, а цели достигались, сотрудников нужно заставлять, а ход работы строго контролировать;
  • человек по природе избегает ответственности и любит, чтобы её принимал на себя кто-то другой, руководя им.

Основные положения теории Y:

  • человек по природе деятелен и работать для него естественно;
  • каждый способен к самоуправлению и самоконтролю, а мотивируется достижением цели;
  • ответственность и способность принимать решения естественна для человека.

Здесь можно без труда увидеть базу для демократического стиля управления, когда руководитель делегирует полномочия и контролирует только результат, а также прислушивается к мнению сотрудников. В момент издания книги так поступали сравнительно немногие менеджеры, однако постепенно количество приверженцев увеличивается.

С помощью современных технологий контролировать результат работы сотрудников стало проще. Делегировать задачи и доверять работникам важно, но для анализа эффективности необходимо проводить работу над ошибками. Для этого есть сервис Речевая аналитика Calltouch Предикт — получайте текстовую расшифровку разговоров менеджеров с клиентами, следите за качеством отработки лидов и соблюдением скрипта продаж.

Предикт

  • Автоматически проставит теги с точностью 95% по завершении разговора
  • Экономит затраты и время ваших сотрудников на прослушивание звонков
  • Поможет узнать, какие переговоры приводят к продажам, а какие не окупают вложения в каналы трафика
  • Проанализирует продвижение и работу ваших менеджеров по отдельным продуктовым направлениям
  • Для оценки и анализа эффективности не потребуется интеграции с CRM

Стили управления по принципу Лайкерта

Продолжение идея МакГергора получила в трудах Ренсиса Лайкерта. Он выделил стиль лидерства, ориентированный на работу или задачу, а также направленный на сотрудников. Эти две противоположности Лайкерт разместил на разных концах одной оси. В зависимости от того, в каком месте находятся показатель для стиля руководства в управлении конкретной организацией, получилось четыре типа.

Шкала лидерства по Лайкерту

Стили лидерства по Лайкерту:

От первого стиля к четвертому постепенно осуществляется движение от авторитаризма к полной демократичности. Таким образом Лайкерту удалось описать практически все существующие стили управления в компаниях в чистом виде.

Классификация Курта Левина

Курт Левин занимался изучением лидерства с 1939 года. Участниками его опытов были школьники, которые занимались искусством и рукоделием. Их разделили на три группы и к каждой приставили руководителя, который по-разному организовывал индивидуальную и командную работу.

На основе эксперимента Левин выделил три основных стиля управления:

  • Авторитарный стиль, когда руководитель даёт своим подчиненным максимально четкие инструкции какую задачу решать, указывая не только срок, но и способ выполнения. Сотруднику совершенно негде проявить свои творческие наклонности при выполнении поручения. Дети из группы показали отличные результаты по количеству выполненных задач.
  • Демократический стиль Левин и его команда посчитали наиболее эффективным. Каждый из членов группы под руководством такого лидера может выражать свою точку зрения, предлагать и просить о помощи. Уровень мотивации и вовлеченности выше, количественные показатели эффективности у детей в такой группе были хуже, но вот качественные значительно выше. Кроме того, они отлично проявили себя в командном взаимодействии.
  • Попустительский стиль, когда руководитель делегирует не только задачи, но и полностью ответственность своим сотрудникам. Фактически он самоустраняется от управления. Испытуемые дети при таком подходе постоянно просили взрослого дать им конкретные распоряжения и совершенно не умели работать в команде. Любое взаимодействие превращалось в бесконечные конфликты. Однако Левин отмечает эффективность такого стиля руководства группой, если в ней собрано несколько очень узких специалистов — экспертов каждый в своей области. Они обычно ценят простор для свободы действий, а потому могут раскрыться в полной мере.

Значительно легче перейти от демократического стиля управления к авторитарному, чем в обратном направлении, так как утрачивается привычка доверять сотрудникам Это один из важных выводов исследования Курта Левина.

Бизнес

Как создать магазин в ВКонтакте: пошаговая инструкция

Как создать магазин в ВКонтакте: пошаговая инструкция

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Обобщили все вышеперечисленные сведения ученые Блейк и Моутон, которые разместили на двух шкалах заботу о процессе производства и заботу о людях. На каждой из них девять делений, то есть за выраженность той или иной стратегии руководитель может получить оценку от 1 до 9.

Параметры решетки Блейка-Моутона

Таким образом составляется так называемая управленческая решетка, на которой выделяют следующие стили:

Естественно, что самым лучшим стилем руководства Блейк и Моутон посчитали вариант 9.9. Он встречается нечасто, однако менеджерам стоит стремиться к достижению этого стиля, путем профессионального самосовершенствования.

Семинары, курсы повышения квалификации, MBA

30% скидка на все видеокурсы

Крупнейший российский регистратор доменов

20% скидка на услуги для создания и развития сайта

Online CRM для автосервиса

До 3-х месяцев CRM-системы для автосервисов

Платформа для сбора видеоотзывов

Скидка 30% при оплате любого платного тарифа

Хостинг провайдер для бизнеса

30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга

Сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой

100 минут обратного звонка бесплатно

Выбор стиля управления

Так возникла следующая классификация управленческих стилей:

  • Одномерный стиль, который остаётся неизменным вне зависимости от каких-либо внешних факторов. Авторитарный, демократический, либеральный — в этот раздел подойдёт любой.
  • Многомерный стиль управления, то есть изменяющийся под влиянием определенных обстоятельств, ситуаций, а иногда и конкретных сотрудников. Именно этот вариант был признан наиболее эффективным.

Для иллюстрации одномерного стиля управления хорошо подойдёт модель Курта Левина с её безапелляционным делением на авторитарный, демократически и попустительский стили. Кстати, позднее ученый сам отказался от такой упрощенной схемы классификации и ввёл дополнительные стили.

Многомерный стиль управления иначе характеризуется как ситуационный, то есть изменяющийся в зависимости от текущей ситуации. Одной из первых систем, соответствующих этой концепции, стал вариант Т.Митчела и Р.Хоуса, предложенный в 1970-х годах.

Ими было предложено четыре стиля ситуационного управления:

  • поддержка применяется в том случае, когда для сотрудников особенно важно чувство принадлежности к коллективу;
  • инструментальный, то есть ориентированный на организацию технических условий производства. Его используют в случаях, когда сотрудники стремятся к самостоятельности, сосредотачиваясь на обеспечении необходимых ресурсов;
  • участие, при котором подчиненные по максимуму вовлечены в принятие решений, а руководитель открыт к сотрудничеству. В процессе задействован каждый;
  • достижение подразумевает, что руководитель ставит перед подчиненными задачи и обеспечивает материально-техническую базу для их выполнения, позволяя самостоятельно достигать поставленных целей. Это отличный вариант для экспертов в своей области, которые уже отлично знают, что им делать.

Антифрод

Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.

  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков

Комбинируя эти четыре управленческих стиля руководитель действует эффективно в любой ситуации. Однако в большей степени ему всё же остаётся присущ природный стиль руководства. Разберём основные преимущества и недостатки трёх важнейших.

Для жесткого авторитарного стиля наравне с диктатурой характерны следующие плюсы:

Недостатков у стиля управления также немало:

Авторитарный стиль руководства

Демократический стиль, являясь полной противоположностью предыдущему, имеет следующие достоинства:

  • Мнения каждого сотрудника выслушивается и принимается во внимание, ни одна ценная идея не проходит мимо ушей руководителя. Мозговые штурмы очень популярны в таком коллективе.
  • Работники чувствуют свою ценность, раскрывают лучшие качества и вносят весомый вклад в общее дело. Компания развивается быстрее.
  • Текучка в организации низка, ведь не никакой необходимости уходить из места, где тебя ценят. Даже если у конкурентов зарплата на аналогичной позиции чуть выше.

Это может показаться идиллией, но недостатки у такого стиля управления тоже есть:

Демократичный стиль руководства

  • Индивидуальный подход, реализованный не просто на словах. Такой руководитель старается действительно понять сотрудников, поэтому получает их полное доверие. Если работа не выполнена, необходимо прежде всего понять почему — вот его девиз.
  • Применение разнообразных психологических методик, приемов и техник, которые часто практикуют подобные сознательные руководители, обычно имеет эффект. Приобщают к самообразованию и развитию также и сотрудников, которые обычно с охотой в этом участвуют.
  • Подчинённые очень ценят такого руководителя и стоят за него горой. Это очень полезно в сложные времена. В компаниях с таким типом управления коллектив часто не меняется годами.

Индивидуальный стиль руководства

На выбор конкретного стиля управления оказывают влияние следующие факторы:

Не стоит пытаться в корне переделать свойственную руководителю от природы манеру лидерства. Но разнообразить её техниками из других стилей управления будет очень полезно.

Эффективный маркетинг с Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов рекламы до ROI от 990 рублей в месяц
  • Отслеживайте звонки на сайте с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Повышайте конверсию сайта на 30% с помощью умного обратного звонка
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Добавьте интеграцию с CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Контролируйте расходы на маркетинг до копейки

Последствия ошибочно выбранного стиля

Все люди совершают ошибки, без этого невозможно движение вперёд. Однако, если речь идёт о выборе стиля руководства, такая неудача может во всех смыслах дорого стоить компании.

От выбранного стиля руководства зависит:

Заключение
Стиль управления есть у каждого руководителя, но не все это осознают и не многие стремятся изменять его для достижения результатов. Несмотря на большое количество классификаций, чаще всего можно встретить разделение на авторитарный, демократический и индивидуальный.
Кажется, что последние два значительно превосходят первый, однако всё зависит от ситуации, в которой они применяются. Где-то лучшие результаты даст именно жесткое руководство, в других случаях будет уместен только более мягкий подход.
Руководителю остаётся подбирать оптимальный стиль управления методом проб и ошибок, ориентируясь, однако, на свои природные склонности. Резкая смена управленческой стратегии вопреки свойствам характера, принесёт мало пользы. Но если в компании что-то идёт не так, часто именно пересмотр стиля менеджмента позволяет достичь новых высот.

Читайте также:

      

  • Телевизор доклад 3 класс
  •   

  • Внеурочная деятельность опыты эксперименты программы доклад
  •   

  • Старение и стресс доклад
  •   

  • Судебная система новой зеландии доклад
  •   

  • Доклад при вручении звания в мвд

Кто такой руководитель?

Кто такой руководитель?

Руководителем, директором или генеральным директором организации считается физическое лицо, осуществляющее руководство в соответствии с трудовым кодексом РФ, нормативно-правовыми актами и другими федеральными законами. Директор является работником организации и действует от имени юридического лица, без оформления доверенности.

Задачи руководителя компании:

  • обеспечение трудовой деятельности работников;
  • представление организации во внутренних и внешних отношениях;
  • распределение ресурсов;
  • разработка стратегий;
  • принятие управленческих решений.

На РБК Компании можно найти информацию о зарегистрированных в России юридических лицах по названию, ОГРН или ИНН.

кто такой руководитель организации

Требования к руководителю организации

Руководство является ответственным за все действия предприятия. Назначение на должность происходит по общему решению совета участников общества. Срок определяется уставом. Все сведения об изменениях, связанных с руководством вносятся в ЕГРЮЛ.

В должностной инструкции руководства обязательно есть следующие пункты:

  • лицензирование направлений деятельности;
  • контроль и мотивация всех участников предприятия;
  • общее руководство;
  • разработка и реализация планов, связанных с развитием компании;
  • контроль соответствия работы нормативно-правовым актам и государственным законам;
  • ведение учета;
  • представление организации в суде;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • аттестация работников;
  • выполнение решений совета директоров.

Учредители организации вправе выбрать любое название для руководства: Управляющий, Администратор, Генеральный директор, Президент, Заведующий, Главный врач и т.п. 

Руководитель является лицом принимающим решения. При оформлении документации должность указывается в зависимости от конкретного случая.

На РБК Компании публикуются официальные сведения о юридических лицах и руководителях. Для поиска введите название, ОГРН или ИНН в поисковую строку.

Читайте также:

Понятие торговой марки

Кто такой учредитель компании?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Барсукор мазь для детей цена инструкция по применению
  • Как оформить сделку через домклик пошаговая инструкция
  • Сиалис софт инструкция по применению цена отзывы
  • Stokke mycarrier 3 в 1 инструкция
  • Будесонид аэрозоль инструкция по применению цена