Руководство в духовной деятельности

Смысл духовного руководства

Образ сей духовной жизни<под руководством>не относится к формальной исповеди пред духовным отцом; то само по себе должно исполнять по временам положенным и ничего не таить от него, и получить разрешение, а то есть водительство в духовной жизни, ибо всякой-то случай можно ли перед духовным отцом изъяснить, когда, приходя на исповедь, не имеешь времени более пяти или десяти минут, а время пройдет два или три месяца не исповедавшись? Между тем ходишь с отягощенною совестию и помраченным умом, и, за неоткровение, всегда тем же побеждаются; а по откровении помыслов, хотя и без разрешения, получают успокоение в совести, уменьшение брани и наставление к противоборствованию. «Ибо самое то, еже являти и открывати злые помыслы отцем (а у вас матерям) увядает и немощнейшая творит» (уев. Кассиана) (III, 6, 41).

…Должно, принявши оный<монашеский образ>, соблюдать три главные, преданные святыми отцами правила: веру к духовной матери, совершенное откровение помыслов и совершенное повиновение; и во всем надобно постараться отвергнуться своего разума и воли, хоть и кажется, что хорошо, что я понимаю или хочу сделать, но оному не верь; а когда подтвердит мать Н., тогда приими за истину (V, 354, 481).

О необходимости духовного руководства в монастырях

Жатва убо многа, делателей же мало: молитеся убо Господину жатвы, да изведет делатели на жатву Свою (Мф. 9, 37–38). Эти слова Господь изрек Своим Апостолам. Не приличны ли слова сии и к нашему нынешнему положению? Я сердечно радуюсь, видя входящих в вашу обитель благомыслящих сестер, ищущих своего спасения; и уже довольно собралось. Господь их призывает, дарует и место к помещению. Слава и благодарение Ему! ибо всем хощет спастися и в разум истинный прийти. Но жатва сия требует и делателей, дабы вразумлять их и окормлять их духовною пищею, и чтобы шли путем правым, не уклоняясь ни на десно ни на шуее, с отвержением своей воли и разума. Они находятся на поприще духовной брани с невидимыми врагами. Сколько же бывает от врагов борьбы, нападений, подсад, стрел и различных козней? Св. Иоанн Лествичник подробно описывает; также и прочие святые отцы учат нас, как велика эта брань. В подкрепление же воинам духовным надобно давать наставления, чтобы они имели откровение в своих помыслах и бранях; чрез что обличается вражие коварство. Бог поставил тебя над ними начальницею и окормительницею, то и должна ты пещись об их спасении и принимать откровение, выслушивая их нужды и подавая наставления. Прочитывай у св. Иоанна Лествичника в конце книги наставление к пастырю и имей себе<во>вразумление и в помощь, как поступать с ними. При благом твоем произволении Господь наставит и вразумит тебя, и мир будет в обители вашей водворяться. Но в настоящее время ты очень занята постройками и своими немощами, то овечки твои скорбят, не имея пропитания духовного; приходят отвести душу, открыть стужающие помыслы и не могут тебя видеть; придут раз, другой и более и отходят со скорбию, не услыша ни единого слова и не видя тебя; не имея решения своих недоуменностей, впадают в уныние, и в ропот, и в нестроение; и если это умножится, то чего ожидать? Будут искать, с кем поговорить, отвести душу; и если попадут на противную сторону, то еще больше расстроятся и разделятся на партии и уже не будут пещись о том, за чем пришли, – искать спасения, а подвергнутся многоразличным страстям и искушениям. Каково ж будет для тебя все это? Итак, прошу тебя, по устроении внешнего строения, примись за устроение сестер: не отказывай им в их нуждах, принимай, хотя одно слово скажи к утешению и разрешению недоумений, они и успокоятся; и прикажи келейным, чтобы не возбраняли им прихода к тебе. Мне видно на опыте по обителям, сколько от сего бывает вреда. А к больным и немощным, если не можешь сама пойти, пошли наведаться кого-нибудь, и не имеют ли в чем нужды?.. Жаль, что нет у тебя таких помощниц, которые могли бы с твоего ведома сколько-нибудь поддерживать сестер в откровении, потому-то и выходит, что жатва многа, а делателей мало. к Что пользы из того, что строение возвышается, сестры собираются, а окормления им нет? Мы видим по другим обителям, какие плоды принесло свободное жительство. Завелись суды да следствия, и доходят не только до архиерея, но и до Синода. А миру какой соблазн? От подобных случаев Господь да избавит всех нас и вашу обитель (III, 70,162–164).

Несовершенным пребывает тот, кто думает, что способен руководить самим собой

Всегда несовершен пребывает тот, кто думает, что он сам есть доволен руководствовать самого себя; итак, потребен другой руководитель, а не мы сами; мы не должны никогда вручать самим себе таковое начальство; другому руководителю надобно нам посвятить волю свою и ему повиноваться, а не нам самим (Ш, 4,26).

Ты скорбишь о слабости матери Н., опасаешься за жизнь ее и боишься остаться одна без подпоры… Ежели Господь воззовет ее в будущность, то да будет Его святая воля, а дотоле ты старайся идти путем, показанным от отец, послушанием и отсечением своей воли и разума. Не доверяя оным совершенно и противясь противным оному действиям, ты получишь духовный разум, смирением руководимый и управляемый, и безопасно можешь идти путем спасительным; но доколе не получаешь сего дара, опасайся вверить себе над собою управление; предайся воле Божией (V, 344, 471–472).

Думающие спастись без руководителя встают на ложный путь и погибают

Святой Иоанн Лествичник пишет в 1 Степени Лествицы: «Прельстится убо возложившие упование на самих себя и возмнившие не обретати нужды в путеводителе»… «Если имеющий путеводителя претыкает ногу свою о камень, то идущий без оного не токмо преткнуться, но и до смерти разбиться может. Когда какой врач сознает себя не в силах нас излечить, то надлежит идти к другому лекарю; без врача бо редкие исцеляются. Кто убо в сем нашем рассуждении противоречить нам может?» (Слово 4) (III, 4, 27).

Смущающий тебя помысл о том, что не нужно руководство старца, а как другие живут – ни к кому не относятся, кроме исповеди один раз в год, и бывают спокойны, и прочее. Помысл этот уже тем обличается, что от врага, – когда оный приносит смущение. Если же он истинный, то на что же смущаться, а надобно ему следовать; а то, что не относящиеся ни к кому бывают спокойны, а ты нет, может этим разрешиться, что те, кои следят за своими действиями, видят свои немощи, борются и, не находя успокоения, ищут развязки по вере от опытных или из учения святых отцов, и потому враг восстает на них с своими кознями, наводит смущения, недоумения, восставляет других против них; они же, не находя утешения и успокоения, прибегают, к кому имеют расположение по вере, просят совета и успокоиваются; а брань паки восстает, и паки прибегают к тому же средству; а на тех, которые не имеют нужды относиться, а идут своим разумом и мнят, что хорошо живут, увлекаясь тщеславием и самомнением, на тех враг и не восстает борьбою, а они мнятся быть спокойны. О том же, что нужно искать совета духовного, много есть учения святых отцов; хотя же оные и особенно относятся к монахам, но духовные воины не одни монахи, но и все православные христиане (I, 245, 470–471).

Ибо он<руководитель>, – как никогда не увлекается сладостию страстей наших и как не чувствует самолюбия, которое обладает нашею душою, – имеет спокойный ум в рассуждении нас, понуждает нас ежедневно, со вниманием; и весьма умеренно, и так ведет нас путем спасения (III, 4, 26–27).

Чтение святых отцов хорошо и полезно, но недостаточно

…Господь даровал нам слово Свое, научающее нас в житии нашем, и вразумил богодухновенных отцов наших, прошедших путь жительства монашеского, оставить и нам учение, которое проходя можем победить врагов наших, борющихся с нами чрез наши же страсти. Но как бы ни были разумны и старательны, а без видимого руководителя трудно одним подвизаться, и потому отцы уставили чин повиновения старшим и опытным в духовной жизни, дабы, отсекая свою волю и разум, повинуясь во всем руководителям, пришли в навык добродетелей и стяжали бы смирение, которое всю силу вражию сокрушает и все сети и козни его разрушает (VI, 182, 292).

Вы все узнали путь жизни сей, что нужно к руководству и к откровению иметь человека и что гораздо тяжелее самим собою управлять, как бы ни был кто премудр, почему и не легко будет идти самочинным путем и без откровения; ибо, по слову св. Моисея в послании св. Кассиана: «само то, еже открывати помыслы отцем, увядает их и немощнейши творит». Но к кому иметь сие отношение – должна каждая из вас явить свою веру и сердечное расположение. По сим качествам дарует Бог и слово, и утешение, и развязку в недоумении; а враг, ненавидя гласа утверждения, не допускает до сего, потому что ему удобно коварства свои в них неутвержденных действовать и возмущать. И по слову св. Иоанна Лествичника: «Всяк, кто не находит, к кому известить свои помыслы, диавольским недугует недугом – гордостию». Надобно молиться Господу и просить Его, да пошлет таковую мать или сестру по духу, к коей бы могли извещатися. Вот сие наше всем вам наставление… (V, 14, 45–46).

Желающие истинно спастися должны покориться другому, отвергнув свой разум и волю

Вы жалуетесь, что трудно быть без истинного напутствования, без участия и что никто не хочет заняться вами. Это похоже на ропот и как бы насильственное принуждение со стороны пасомых к пастырям. Сего я в вас не одобряю. Церковь наша вообще, благодатию Божиею, пасома добрыми пастырями, ибо Сам Дух Святой поставил пастырей пасти словесное свое стадо, коим должно покоряться, по учению святых Апостолов (Евр. 13, 17); и в особенности каждый не лишается окормления душевного; что ж касается до нашего монашеского жительства, то, кто желает истинно спастися, должен покориться совершенно другому, отвергнув свой разум и волю, а следуя оного советам и учению, основанному на учении Христовом и святых отец предании, для удобнейшего и легчайшего к Богу приближения; и обязан молиться Богу и просить Его послать ему такового наставника, – и не погрешит в таковом прошении. Получив же просимое, уже должно идти неуклонно, по его руководству, хотя бы что и противно нашей воле и разуму казалось; всякое неверие к нему отвергать и иметь откровение о всех тайных изгибах сердца своего. С таким устроением, не думаю, чтобы пастырь оставил овцу заблуждать без окормления; да хотя бы он и казался, что оставляет, но ощутившей душе своей пользу считает сие только искусом, а сам его не оставит… О пользе же, от послушания происходящей, пишет… св. Иоанн Лествичник в 4 Степени: «святые отцы псалмопение против бесов почитают оружием, молитву – стеною, нелицемерные слезы – банею, а блаженное послушание назвали такою добродетелию, без которой никто из числа заплетенных страстьми не узрит Господа», и далее: «от послушания рождается смирение, от смирения рассуждение, а от оного – прозорливость»… Ежели же кто и мнится избрать наставника, но не делает должного повиновения, а хочет, чтобы было все по его воле, и во многом, или хотя в малом, не отсекает своей воли, водится своим разумом, то таковой вместо плодов, происходящих от послушания, вкушает горькие плоды преслушания, вместо смирения приходит в гордыню, а от оной тьмы искушений происходят: смущение, неустроение, неимение мира, всегдашнее беспокойство, зазрение ближних, а не себя укорение, хула и прочее. Рассмотрите себя, когда вы не положили вышеписанного благого основания в здании своего спасения и оное колеблется, то всуе обвиняете других; никто не причиною нашего худого устроения, разве только воля наша самолюбием и самочинием руководимая. Может ли какой-либо благоразумный пастырь уверить такового, что он идет не тем путем? А посему, сколько бы ни старались они о его исправлении, труд их всуе бывает; то уже не пастыри их, а они пастырей оставляют; и должны возлагать вину на себя, смирять себя, зазирать себя, – чрез что, может быть, Господь и привлечет сердца к соболезнованию оных, ибо Господь смиренным дает благодать, гордым же противится (Иак. 4, 6) (V, 570,763–766).

Для покаяния надо избирать одного духовника

…Воспомяну о духовнике; ты должен уже утвержденно избрать и не переходить от одного к другому: таинство покаяния имеет свою силу, а совет другое дело (II, 190, 297–298).

Нисходи во глубину смирения

Заметь, отчего происходит твое смущение, когда собираешься идти к матушке? Что она тебя не примет или будет взыскивать очень строго? Это оттого, что ты не приготовишь себя к этому со смирением, полагая себя всего этого быть достойною. Будучи в таком устроении, не будешь и смущаться, что бы ни случилось, и получишь пользу (V, 319, 443–444).

В простоте сердца с верою предавай себя в послушание

Для приходящих сестер, хотящих пользоваться… нужна от одних вера, а от тебя любовь, – то и будет ладно (V, 144, 238).

Воистину, только одна вера их есть для них руководство; ибо когда в простоте сердца с верою предают себя в послушание, то Сам Бог руководствует ими и чрез наше недостоинство; а буде кто с испытанием, с самочинием и с лукавством приступает, то и пророка Бог обезумит сказать ему против развращенного сердца его (V, 270, 393).

Вникни в отеческие писания, как они утверждают в вере хотящих идти правым путем. Св. Иоанн Лествичник и Симеон Новый Богослов пишут: «аще и блуд творяща увидишь его<отца духовного>, не отбегай от него», и паки: «скажи себе: не ты над ним приял суд, а он над тобою» (V, 277, 402).

…Без веры же ежели кто вопрошает, никакой пользы не обретает. И о сем выпишу вам от 4 Степени св. Иоанна Лествичника: «весьма нужно есть, чтобы желающие всегда соблюсти несомненную к своим наставникам доверенность, добрые их дела в сердце своем неизгладимы и незабвенны хранили, дабы воспоминанием сего заградить уста бесам, когда они станут в нас всевать к ним недоверенность. Елико бо вера цветет в сердце, толико тело успевает в своем служении; а как скоро кто о камень неверия поткнулся, то без сомнения таковой уже падет. Ибо справедливо то, яко все, еже не от веры, грех есть. Егда же мысль твоя побуждает тебя к тому, чтобы ты осудил или похулил своего наставника, то ты от сего отскочи, аки от блудодеяния, и змию сему не давай отнюдь ни обнадеживания, ни места, ни входа, ниже какого приступу, а напротив, воскликни к нему: о прелестник! Не аз приях суд над моим наставником, но он надо мною; не аз над но он надо мною судиею поставлен» (III, 4, 35).

Для того и откровение, чтобы не следовать своему разуму

Святой Лествичник пишет: «прельстились те, кои сами на себя понадеялись и не находили нужды в духовном враче»… должно непременно открывать свои помыслы, как в то время и делали братия; некоторые даже записывали, что в течение дня помышляли, и после открывали. Святой авва Дорофей учит, что спасение есть во мнозе совете (Притч. 11, 14), не со многими советоваться, а с кем должно (отцом своим) и о всем, – не ова убо молчати и ова глаголати, но вся, яже о себе, возвещати; и что враг ненавидит даже гласа утверждения и отводит от сего. Св. Симеон Новый Богослов велит всякий день открывать помыслы наставнику и ничего без совета не творить. Святые Каллист и Игнатий написали о сем две обширные главы, 14 и 15-ю. Св. Кассиан пишет, что не точию еже творим, но и яже помышляем открываем отцам и да ни в чем же своему помыслу веруем, но во всем словесем старец да последуем; и оно быти добро веруем, еже аще они искусят (т. е. что они признают добрым, так и должно верить). Паки св. Лествичник говорит, что «от послушания рождается смирение»; послушание же это сопряжено непременно с откровением и отвержением своей воли и разума (III, 6, 39–40).

…N нельзя одобрить… она не понимает сего, сколько ни стараемся ей объяснить, что значит откровение. Да это подозрительно, что она только и говорит об откровении одном, а о послушании ни слова, а я часто ей предлагал учение святых отцов, что для того и откровение, чтобы не следовать своему разуму, но предлагать свои мысли, слова и дела на рассуждение другим и советы яко от уст Божиих принимать; в этом-то состоит и вера, а не в том, что только и думать, что мною не занимаются, и тем себя и других мучить; какая из этого польза? (V, 199, 306).

Вот плоды моего наставления! Проси о них начальство, а они и не думают о делах, спасение содевающих: ни самоотвержения, ни смирения, ни терпения, ни любви, ни поне следа имеем; обманываем себя тем, что имеем матерей и отцов, ходим на откровение, а только одна проформа и какие-нибудь виды или страсти. А когда бы было истинное повиновение, по учению святых отцов, то не такие бы были и плоды и не мог бы враг толико успевать на них с своими кознями. В этом нет сомнения, что враг сильно восстает на хотящих работать Господу; но и побеждается силою Божиею, когда подвизаемся как должно и смиренно… (V, 269, 392–393).

…Помни о своем исправлении, которое не иначе может быть, как – иметь совершенное откровение, а не одно говорить, а другое умалчивать; это значит закрывать, а не заживлять раны; и по откровении принимать советы с верою и смирением и стараться о исполнении… (V, 349, 476).

От истинного послушания рождается смирение

Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить; и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось; этот самый удобный путь, который нам показан в учении святых отцов, прошедших опытом духовную жизнь и потерпевших брани духовные (V, 498, 669–670).

Выполняющие наставления духовного отца постепенно очищаются от страстей

Ежели же ты имеешь веру к моей худости, то не должна ли принять и наказание, яко от любви, а не от ненависти происходящее? В противном случае мне стоило бы оставить тебя и замолчать, предав тебя идти своею волею и разумом. Но я, хотя и предоставляю это на твою волю, но пока ты сама не бросишь грешного Макария, я все тебя возбуждаю и показую тебе путь. Ежели бы ты сначала внимала словам моим, – да и не моим, а словесам и учению святых отцов, которые я тебе предлагал к руководству, то давно бы ты имела облегчение в своих страстях. Когда есть у тебя мои письма, то прочти показанные в оных тебе места учения святых отцов, нужные для тебя, и отдай себе отчет: имела ли ты попечение вести себя по оным, по силе твоей, сколько можно? И ежели нет, то кто ж тебе виноват в том, что ты лишала сама себя пользы? (V, 335,402).

Полное откровение предостерегает от падений

Пишешь ты, N. N.. что худо живешь и не имеешь откровения к старице. Оттого-то враг тебя и запинает, чтобы вести по его злой воле. Оттого тебя и страсти сильно обуревают и побеждаешься ими (III, 20, 71–72).

Ты жалуешься на себя, что иногда порождается у тебя ревность к прочим сестрам, что матушка более их предпочитает и любит, нежели тебя, а с тобою обходится строго, и сама знаешь, что это козни вражии; ты знаешь сему и врачевство: должна тотчас же открыть это чувство матушке со смирением и порицанием себя, то при помощи Божией и освободишься от сего недуга… (V, 320, 444).

Духовное руководство в Православной Церкви{132}

Тема, о которой меня просили говорить, – «Духовный руководитель, или наставник, в Православной Церкви». И я сразу же хочу сказать, что научить можно только тому, что сам познал на опыте, и вести безопасно можно только по тому пути, которым прошел сам. В этом смысле слова Христа о том, что Он – Единственный Учитель и Единственный Наставник, всеконечно истинны: нет никого другого, кто может быть путеводителем, чтобы привести нас от земли на небо, потому что Он – единственный, Кто сошел с неба на землю, наш Живой Бог, ставший живым человеком, и Кто может научить нас тому, как стать сынами и дочерьми Божиими, и помочь нам войти в Царство Божие.

Поэтому первая задача, первый долг и функция всякого духовного наставника – быть, насколько он может, глубоко и самоотверженно укорененным во Христе и в Евангелии. Во Христе – потому что Он есть Живой Бог, Который пришел открыть нам то, что один только Он знает о Себе, о Боге и о человеке, которого Он создал по Своему образу; только Он один может раскрыть нам масштаб человека. И это видение человека, это учение дается нам не только в молитвенном общении, в молитвенном размышлении, которое ставит нас лицом к лицу со Христом и вкореняет нас в Его тайну, но дается нам тоже в слове, Им проповеданном нам в Священном Писании, которое для нас – Божие слово и Божия правда.

Дальше, вторая функция духовного руководителя, который, как я сказал, не может никого взять за руку и привести в Царство Божие, куда он сам еще только на пути и которого еще не достиг в полноте, – это молиться за каждого, кто доверился ему. А молиться не означает сообщить Богу имя человека, рассчитывая, что Бог сделает все, что нужно сделать; молиться – значит принять человека в свое сердце, принять его настолько глубоко, чтобы отождествиться с ним, с ней, и держать этого человека перед Богом все время и всегда. В качестве примера мне приходит на память два образа.

Первый пример не из христианского опыта, но из книги Мартина Бубера «Хасидские предания»{133}. Одного молодого раввина спросили раз, откуда у него такая сила воздействия на всякого грешника, приходящего к нему? И он сказал: когда ко мне кто-то приходит, я схожу в глубины его греха, ступень за ступенью, сплетаю корни своей души с корнями его души и, зная, что его грех – мой грех, я каюсь перед Богом, и он кается вместе со мной.

И я думаю, что это абсолютное условие: воспринимать другого человека как самого себя не только в объективной, так сказать, академической солидарности с ним, но в смысле радикального единства, которое существует между людьми.

Этому сопутствует еще одно условие. О духовной жизни, о нашем духовном возрастании мы постоянно и ошибочно думаем в категориях борьбы со злом в себе самих, стараясь разглядеть, что в нас есть неладного, сосредоточиваясь на всем, что мы можем обнаружить в себе темного, и на борьбе с этой тьмой. И вот пастырь не может никого привести никуда, если он различает только потемки, грех, зло. Он может помочь, только если, глядя на человека, он видит в нем извечную красоту образа Божия, если он смотрит на человека и видит его в славе, видит неискоренимую красоту и одновременно видит, как глубоко эта красота повреждена грехом, обстоятельствами, чем бы то ни было, что только может изуродовать этот образ. Мы – как картина великого мастера или как икона: если бы мы оказались перед лицом одной из прекраснейших картин в мире или перед иконой неописуемой красоты, которая пострадала от времени, от обстоятельств, от небрежности или от ненависти людской, у нас сердце надрывалось бы о том, как эта красота изуродована, но с каким благоговением, с какой заботой мы стали бы обходиться с ней ради всего, что в нее вложил художник, и всего, что еще осталось от его замысла. И только отождествляясь, сплетаясь как бы корнями с этой неизъяснимой красотой Божией в каждом человеке, мы можем начать вглядываться в то, что разрушено или повреждено, и постараться вернуть это к жизни.

Кроме примера из книги Мартина Бубера, мне приходит на память один русский священник в его отношениях с одним из его духовных детей. Священник был очень большим человеком, духовный сын его был очень обыкновенный. Тем не менее, когда они встречались раз-другой в год, духовный сын бывал поражен, что он как бы унесен вперед духовным отцом, наподобие того, как маленькая лодка, привязанная к большому кораблю, движется за ним на буксире. Расстояние между лодочкой и кораблем может быть и очень большим, но потому что корабль движется к Богу, то и лодочка тоже движется к Богу. Но, как я уже сказал, при одном условии: духовный отец, духовный руководитель должен принять духовное чадо в свое сердце, в свое существо, отождествляясь с ним в молитве, в благоговении, так, что, когда он стоит с Богом, когда он стоит перед Богом в молитве, он должен приносить Богу каждого из тех, кто ему доверился.

С другой стороны, существуют повседневные отношения, и здесь, я думаю, надо делать различие в отношениях к духовному руководителю. С одной стороны, есть просто приходский священник. Долг приходского священника – проповедовать Евангелие в его чистоте и полноте, принимать самому его благую весть и провозглашать ее в неповрежденности. К приходскому священнику мы иногда – или регулярно – приходим на исповедь. Но может случиться так, что он – не тот духовный руководитель, который может нас вести; он может помочь нам на пути, в практических проблемах, в частностях, при разрешении каких-то конкретных вещей. И есть то великое, что мы называем духовным отцом.

Духовный отец – это тот, кто рождает нас, кто рождает нас к вещам вечным, к вещам божественным, кто открывает нам врата, которые иначе оставались бы закрытыми. И его мы можем найти не всегда и не везде, иногда приходится ждать очень долгое время, пока Бог пошлет нам такого человека.

Духовный отец будет ожидать от нас православия. Православие означает две различные вещи, сливающиеся воедино. Греческое слово «ортодоксия» означает правильную, истинную веру и одновременно до конца достоверное, совершенное, правдивое молитвенное поклонение Богу, потому что мы верим, что Бога нельзя познать иначе, как в поклонении, в благоговейной молитве, в общении с Ним – в общении, в котором Бог отдает Себя нам и мы раскрываемся сами, в вере, в послушании Его тайне и Его заповедям. Так что для нас закон веры и закон молитвы, правило веры и правило молитвенного поклонения – одно и то же, и никто не может православно молиться, не веруя православно, просто потому, что иначе каждая наша молитва будет или ложью, или же будет поверхностным и неправильным упражнением.

И затем духовный отец поставит нас перед лицом нашей предельной ответственности по отношению к себе самим и по отношению к Богу и, соответственно, ко всему остальному, что есть в мире. Роль духовного отца – не держать нас в инфантильном состоянии и «вести за ручку» с того дня, как мы его встретили и пока он или мы не умрем, но помочь нам вырастать в зрелость, такую зрелость, которая означает всегда и содружество, и руководство Божие, святых, духовного отца, но не означает «зависимости» в том смысле, в котором этот термин употребляется в наши дни.

Учиться зрелости – очень существенный момент христианской жизни, потому что нас так часто учат не зрелости, а ребяческому отношению к кому-то, кто якобы умнее нас и о ком мы иногда годы спустя обнаруживаем, что он так же «плавает» в вещах божественных, как и мы сами. Роль наставника – привести нас и поставить лицом к лицу с нашей собственной душой и требовать от нас предельной цельности и достоверности, стояния перед Богом в правде и послушании Ему так совершенно, как мы только умеем.

Послушание можно понимать двояко: или как принуждение и порабощение, или же как открытость сердца и напряженное, страстное стремление услышать. Христианское послушание – не принуждение и не подчинение, христианское послушание, если взять латинский корень этого слова, означает слушание: слушать всем своим умом, всем своим сердцем, всем своим существом для того, чтобы услышать Бога, говорящего нам. И также прислушиваться к своей собственной цельности и честности, ставя пред собой вопрос: достаточно ли я созрел, чтобы сказать «Аминь» тому, что я услышал, и стать делателем, а не только слышателем Божиих заповедей?

Разница тут большая. Есть отрывок в подвижнических писаниях V или VI века, дерзновенный отрывок, где говорится: даже если бы Сам Бог предстал перед тобой и сказал тебе сделать что-то, то, если твое сердце не говорит: «Аминь», «Да будет», – не делай этого, потому что Богу не нужно твое дело, Ему нужно твое сердце. Бог дожидается гармонии и единства между тобою и Им, а не того, чтобы из страха или по принуждению ты делал что-то, что остается внешним действием, а не выражением того, чему ты научился и чем стал.

И в этом смысле роль духовного отца – не только научить нас зрелости, но и научить нас преодолеть наше собственное внутреннее сопротивление: не сопротивляться услышать, когда слушаем, не сопротивляться сделать больше, чем мы воображаем, что можем сделать. Когда мы слышим слово Божие в Евангелии, мы, может быть, не всегда способны воплотить его в конкретные формы и действия, но когда наш духовный отец, перед лицом конкретных обстоятельств нашей жизни, говорит: «Вот что говорит Бог, и вот как нужно это понимать в твоих обстоятельствах», – тогда мы должны быть готовы сказать: я сделаю это с верой, я сделаю это с доверием, я послушаюсь по смирению, потому что мне не ясна картина, я не вижу происходящего, но я знаю, что верю тому указанию, которое мне дается. И тогда мы можем научиться, с одной стороны, преодолеть свои страхи, свою самососредоточенность, свою предвзятость, свое сопротивление, свое нежелание услышать, и мы тоже можем научиться слышать всем своим умом и всем сердцем слово конкретное и кровное: конкретное, потому что оно отвечает на наше конкретное положение, и кровно-родное, потому что оно нам сказано лично и прямо.

Читайте также

Духовное руководство

Духовное руководство
* * *монахине Сергии23/X49.Мир тебе и всему вашему маленькому миру. Вопрос, затронутый тобой о руководителе — дело великое, но разрешить его теперь положительно, т. е. найти опытного и “непрелестного” руководителя — пожалуй, и невозможно. Теперь в

Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви к духовенству, монашеству и всем верным чадам Украинской Православной Церкви

Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви к духовенству, монашеству и всем верным чадам Украинской Православной Церкви

5 ноября 1998 года
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!Сегодня всех нас беспокоит критическая ситуация, сложившаяся в нашей

Духовное руководство в Православной Церкви{132}

Духовное руководство в Православной Церкви{132}
Тема, о которой меня просили говорить, – «Духовный руководитель, или наставник, в Православной Церкви». И я сразу же хочу сказать, что научить можно только тому, что сам познал на опыте, и вести безопасно можно только по тому

Духовные друзья и духовное руководство

Духовные друзья и духовное руководство
Мы должны всегда жить с чувством ответственности, а не только размышлять об этом. Нам следует избегать влияния дурных приятелей, невежественных друзей, которые могут сбить с пути. Не всегда легко оценить других, но очевидно, что

Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство

Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство
Дорогой брат о Христе!Я не то, что Вы обо мне думаете, и не думаю о себе, чего не подобает думать. Но в свое время и я пережил то, что Вы переживаете. И я понимаю Ваше внутреннее состояние и настроение. Поэтому я с готовностью

7.2.4. Духовное образование в Румынской Православной Церкви

7.2.4. Духовное образование в Румынской Православной Церкви
В настоящее время духовное просвещение в Румынской Церкви поставлено на высокий уровень. В Церкви существует 38 семинарий и 14 Богословских институтов, где обучаются более 10 тысяч студентов. Некоторые румынские

9.2.4. Духовное образование в Кипрской Православной Церкви

9.2.4. Духовное образование в Кипрской Православной Церкви
Церковь располагает богатейшим музеем Византийской культуры, где представлены иконы и предметы церковной утвари. В Никозии имеется основанная еще в 1821 г. Архиепископская библиотека, насчитывающая более 50 тыс.

10.2.4. Духовное образование в Элладской Православной Церкви

10.2.4. Духовное образование в Элладской Православной Церкви
В Греции существуют два Богословских факультета в Афинах и Салониках, где обучаются более 600 студентов. Эти факультеты являются государственными, и Церковь не имеет влияния на ход их учебного процесса, назначение

12.2.4. Духовное образование в Польской Православной Церкви

12.2.4. Духовное образование в Польской Православной Церкви
В Церкви действуют Духовная семинария в Варшаве (с 1950 г.) и секция православного богословия в Варшавской Богословской Академии (с 1957 г.). До этого с 1925 г. существовал Православный богословский факультет

14.2.4. Духовное образование в Православной Церкви в Америке

14.2.4. Духовное образование в Православной Церкви в Америке
Рядом с Нью-Йорком находится Свято-Владимирская Духовная семинария, а в штате Пенсильвания — Свято-Тихоновская семинария. В 1973 г. семинария во имя св. Германа открыта и на Аляске.Свято-Владимирская семинария была

1.3. Духовное руководство в семье. Взаимопослушание супругов

1.3. Духовное руководство в семье. Взаимопослушание супругов
Нередко для людей, вступающих в брак, семья ассоциируется с радостью, наслаждением, медовым месяцем, любовью и умилением при воспитании детей. Но в святоотеческой литературе венцы, возлагаемые на супругов

3. ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО И ОТЦОВСТВО

3. ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО И ОТЦОВСТВО
Часто пр. Симеона Нового Богослова представляют себе мистиком, который говорил исключительно, или почти исключительно, о высоких духовных состояниях, как бесстрастие, любовь, видение света, обожение и т. д., и не проявлял большого

3. Духовное руководство и отцовство

3. Духовное руководство и отцовство
Часто пр. Симеона Нового Богослова представляют себе мистиком, который говорил исключительно, или почти исключительно, о высоких духовных состояниях, как бесстрастие, любовь, видение света, обожение и т. д., и не проявлял большого

2. Духовное руководство в студийской традиции

2. Духовное руководство в студийской традиции
Другим аспектом студийской традиции, которого необходимо коснуться в связи с нашей основной темой, является огромного размаха деятельность студитов по духовному руководству монахов и мирян. В пределах монастыря духовным

В. Духовное руководство и исповедь

В. Духовное руководство и исповедь
При поступлении в монастырь человек должен исповедать все, что было им совершено с детства,«духовному отцу или игумену, как Самому Богу, испытующему сердца и утробы (Пс. 7:10), вспоминая, как Иоанн крестил крещением покаяния и все приходили

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем
В ответ на энциклику Константинопольского Патриарха Василия III по вопросу об объявлении в Албании Церкви автокефальной заместитель Патриаршего

I. Главенство Христа

Без сомнения, предмет церковного руководства или управления является одним из самых сложных вопросов в церковной практике – все, безусловно, признают, что в церкви должно быть руководство, но вопрос в том, какие формы оно должно принимать.

Отвергающие Божье управление возводят себя до положения самоуправления. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6). Без Божественной власти и управления начинает царствовать дух беззакония, принося с собой смятение и неразбериху. Священное Писание ясно говорит о том, что Христос – Глава Церкви, и никто не может посягать на Его главенство. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). Он совершенен и непогрешим, Он – вся полнота Бога, и поэтому Он может управлять Церковью как в одном месте, так и повсеместно. Человек не может быть абсолютным главой Церкви.

II. Управление поместными церквами

Каждая поместная церковь также находится под верховной властью Христа, но осуществляется эта власть через людей, на которых Сам Христос указывает, которых подготавливает и наделяет властью для того, чтобы вести народ Божий. Важно знать, что Церковь – не демократическое учреждение, это не правление народа в Церкви, когда люди своим человеческим умом решают, кто будет ими управлять и кому они будут подчиняться.

Руководство в Церкви – это теократия, правление Господа, которое осуществляется через людей, избранных Им и наделенных Его дарами; правление, при котором Бог посылает мудрость Своим рабам, а также располагает сердца людей к общему согласию для принятия решения.

Вместе с тем в Новом Завете мы видим ответственность человека за поставление служителей. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5). Иногда Бог Сам делал Свой выбор, а иногда являл его и провозглашал непосредственно через других людей.

В нашем братстве кандидатура служителя, соответствующая требованиям Писания, представляется старшими служителями и Церковным советом собранию членов поместной церкви. Представляющие кандидатуру ищут подтверждение через откровение Святого Духа. Церковь молитвенно и путем голосования заявляет о согласии (или несогласии) принять предложенную кандидатуру служителя. Таким образом, высшим земным органом управления поместной церкви является Членское собрание.

1. Членское собрание – это собрание всех членов поместной церкви. Членское собрание проводится не реже одного раза в год и правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов церкви. Решения Членского собрания принимаются большинством голосов.

Для утверждения кандидатур пастора, его заместителей, дьяконов, членов Церковного совета, ревизионной комиссии требуется 2/3 голосов от числа присутствующих на Членском собрании (требование 2/3 голосов необходимо при голосовании за одну кандидатуру). Кандидатуру пастора для утверждения собранием представляет епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви) или старший пастор района (региона), кандидатуры других служителей церкви представляет пастор.

При неполучении необходимой поддержки собрания и при отсутствии другой кандидатуры пастор может продолжать служение, будучи исполняющим обязанности пастора церкви, в течение, как правило, не более шести месяцев. За этот период Пасторский совет областного Объединения совместно c Церковным советом, ища Божьего водительства, подыскивает подходящую кандидатуру.

Внеочередное Членское собрание может быть собрано по инициативе пастора, Церковного совета, требованию ревизионной комиссии, не менее 1/3 членов церкви, а также по инициативе епископа областного Объединения или Объединенной Церкви.

В компетенцию Членского собрания церкви входит решение следующих вопросов:

  • утверждение – избрания на служение и освобождения от служения пастора церкви и его заместителей, диаконов, Церковного совета, ревизионной комиссии;
  • принятие решений по отчетам о работе пастора, Церковного совета и ревизионной комиссии.

Членское собрание может принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности церкви.

Для представительства перед внешними, как коллегиальный орган управления поместной церкви (а в особо крупных церквях – это фактически высший орган), может быть избран Расширенный церковный совет. Сюда входят члены Церковного совета, члены церкви, ответственные за определенное служение, и учредители общины.

2. Церковный совет во главе с пастором является исполнительным и распорядитель-ным органом церкви и утверждается сроком на семь лет. По должности в него входят все действующие рукоположенные священнослужители церкви и могут быть избраны проповедники и другие члены церкви, ответственные за определенное служение.

Для коллегиального решения вопросов в состав Церковного совета должно входить не менее пяти человек для небольшой поместной церкви и больше – для крупных церквей. Заседания Церковного совета проходят по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 его членов, в том числе пастор.

Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос пастора является решающим. Для принятия решений по избранию и переизбранию служителей, по созыву внеочередного Членского собрания требуется квалифицированное (2/3 от числа членов Совета) большинство голосов.

В компетенцию Церковного совета входит решение следующих вопросов:

  • осуществление духовного руководства церковью;
  • обсуждение текущих проблем церкви;
  • подготовка и созыв Членского собрания;
  • исполнение решений Членского собрания;
  • принятие решений о наложении церковных взысканий на членов церкви или их снятии с последующим объявлением на Членском собрании;
  • рассмотрение совместно со служителями Пасторского совета областного Объединения или Совета епископов Объединенной Церкви кандидатуры пастора церкви и предложенных пастором кандидатур заместителей пастора, диаконов и членов Церковного совета для выдвижения данных кандидатур на утверждение Членским собранием либо для их освобождения;
  • распоряжение денежными средствами церкви, а также решение вопросов, связанных с приобретением, владением, пользованием, распоряжением и отчуждением имущества церкви.

3. Пастор является духовным руководителем поместной церкви. Будучи также руководителем юридического лица, является распорядителем денежных средств и имущества церкви в размерах, определяемых Церковным советом, без доверенности действует от имени церкви, представляет ее интересы, нанимает и увольняет штатных работников, пользуется правом первой подписи на финансовых документах, договорах, обязательствах и других документах.

Пастор наблюдает и заботится о ее духовных нуждах. Задача пастора – провозглашать здравое учение, искоренять ереси: «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9); учить Божьему Слову и осуществлять руководство поместной церковью; быть примером чистоты и здравости: «во всем показывай в себе образец добрых дел…» (Тит. 2:7). Он действует как пастух, пастырь, примером для которого является добрый Пастырь Иисус Христос.

Во многих поместных церквах ее руководитель называется пресвитером. Духовный сан пресвитера и пастора одинаков.

Ближайшим помощником пастора во всех порученных ему вопросах во многих церквах христиан веры евангельской является диакон. Рукоположенный диакон может совершать священнодействия по поручению рукоположенного пастора, за исключением бракосочетания и рукоположения.

4. Старший пастор района (региона) является духовным руководителем поместных церквей конкретного района или нескольких районов. Избирается (переизбирается) сроком на четыре года простым большинством голосов на Конференции действующих священнослужителей поместных церквей данного района (региона) по представлению епископа областного Объединения или Объединенной Церкви. В его функциональные обязанности входит:

  • регулярное посещение и забота о вверенных поместных церквах;
  • корректировка работы Церковного совета поместной церкви (при необходимости);
  • представление интересов церквей района (региона) перед органами власти;
  • проведение регулярных (не реже одного раза в квартал) собраний священнослужителей района (региона).

5. Епископ областного Объединения является духовным руководителем поместных церквей определенной области. Избирается (переизбирается) областной Конференцией священнослужителей сроком на 4 года. Возглавляет Пасторский совет областного Объединения, куда входят все старшие пасторы районов (регионов), их заместители и пасторы крупных церквей области.

6. Поместные церкви христиан веры евангельской вместе составляют Церковь ХВЕ. Текущее руководство ее деятельностью осуществляет Совет епископов, в который входят епископ Объединенной Церкви, который его и возглавляет, его заместители и епископы (при необходимости – заместители епископов) областных Объединений.

Епископа Объединенной Церкви и его заместителей избирает совет, являющийся коллегиальным органом управления Церкви. В совет по должности входят члены Совета епископов, члены Пасторских советов областных Объединений, а также руководители структурных подразделений Объединенной Церкви и организаций, учрежденных ею.

7. Высшим земным органом управления Объединенной Церкви является Съезд действующих священнослужителей (епископов, пасторов, диаконов), входящих в ее состав поместных церквей и членов совета, который проводится один раз в четыре года.

III. Посвящение на служение и освобождение от него

1. Пасторы и диаконы рукополагаются в сан с согласия поместной церкви служителями Пасторского совета областного Объединения или Совета епископов Объединенной Церкви после испытательного срока не менее двух лет и соответствующей аттестации комиссией областного Объединения. В молитве рукоположения дьякона должны принимать участие не менее трех рукоположенных пастырей (один из них – не ниже чем старший пастор (заместитель старшего пастора) района (региона)).

Над диакониссами совершается молитва благословения, в духовный сан они не рукополагаются. При рукоположении пастора церкви в молитве принимают участие епископ или заместитель епископа Объединения (Объединенной Церкви) и не менее двух рукоположенных пастырей.

В сан епископа служитель посвящается через рукоположение и молитву не менее трех рукоположенных епископов с согласия Конференции служителей областного Объединения или Республиканского совета Объединенной Церкви. В этом случае испытательный срок не менее четырех лет.

2. Служители церкви (епископы, пасторы, диаконы, члены Церковного совета) действуют на основании Священного Писания и Вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской и, как правило, несут свое служение до достижения возраста 65 лет. Пастор должен вовремя позаботиться о подготовке братьев, которые смогут продолжить труд. Здесь необходимо и теоретическое обучение, и передача практических навыков, и, самое главное, – подтверждение Святого Духа о Божьем благоволении к рассматриваемой кандидатуре. В церквах, где нет более молодых и способных братьев, возраст служителя не ограничивается указанным сроком.

3. Пастор, диакон, член Церковного совета может быть освобожден от служения по собственному желанию, по причине физического состояния или при несоответствии своей должности решением Церковного совета с последующим утверждением Членским собранием. Вопрос, связанный с пастором, представляет старший пастор района (региона) или епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви). При уходе пастора со своей должности по собственному желанию он обязан письменно уведомить о принятом им решении Церковный совет и Пасторский совет областного Объединения не позже чем за один месяц до ухода.

4. За грубые нарушения библейских заповедей, явное отклонение от Основ вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской пастор (диакон) может быть временно отстранен от служения епископом областного Объединения (Объединенной Церкви). Данное решение должно быть рассмотрено в течение месяца Пасторским советом областного Объединения (Советом епископов) совместно с Церковным советом и доведено до сведения членов церкви. До избрания нового пастора по поручению епископа это служение выполняет другой член Церковного совета или член Пасторского совета областного Объединения.

За подобные нарушения епископ областного Объединения (Объединенной Церкви) может быть временно отстранен от служения на срок до трех месяцев решением Совета епископов с дальнейшим решением данного вопроса на внеочередной областной Конференции (внеочередном Республиканском совете).

IV. Подчинение в церкви

1. Священное Писание призывает христиан повиноваться своим пасторам (наставникам), которые непрестанно заботятся о них: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, …чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Покорность – это добровольное подчинение власти, авторитету или желанию другого в послушании Богу. В Библии быть покорным – значит уступить свои права или отказаться от своей воли из уважения к Богу или к положению другого человека. Сегодня для многих людей покорность является отрицательным, обидным словом.

Кто-то на словах соглашается (чаще всего вынужденно) подчиниться Господу, но когда речь идет о подчинении служителям Божьим – они недовольствуют и бунтуют. Эти люди либо не понимают, либо в своем эгоизме открыто противятся замыслу Божьему. Ведь библейская покорность – это не слепое повиновение или боязливое согласие, а позиция силы и упования на всеведение и всемогущество Божье.

Какой удивительный пример покорности явил для всех нас Иисус Христос: Тот, Которому была дана вся власть на небе и на земле, был покорным Небесному Отцу, послушен земным родителям и властям и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

2. Мы должны помнить, что именно Господь избрал и руководит теми, кого Он поставил над нами, и Он дал им власть и силу для служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).

Эта власть основана на любви и дает служителям право повелевать (но не господствовать!) и принимать решения, направленные на оказание помощи для духовного развития и уподобления Христу членов церкви.

3. Границы повиновения определяются Словом Божьим. Ни один христианин не обязан слепо подчиняться и делать что-либо противоречащее Слову Божьему и характеру Иисуса Христа: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). К сожалению, некоторые пасторы злоупотребляют своим положением, требуя абсолютного подчинения членов церкви. Например, выбор места жительства, работы, супруга (супруги) является личной прерогативой каждого христианина.

V. Практическое проявление послушания в церкви

1. Члены церкви призваны проявлять послушание своему пастору в кротком и смиренном духе как поставленному Богом руководителю церкви. Это подразумевает внимательное отношение к замечаниям и увещеваниям пастора, ответственное и своевременное исполнение его поручений, поддержка в его начинаниях, личное уважение к нему и активная поддержка авторитета своей поместной церкви. Все члены Тела Христова должны быть научены о необходимости слушаться своих пастырей и лиде¬ров.

2. Необходимо постоянно молитвенно поддерживать труд пастора, благословлять его и его семью, а также молиться за всех служителей: Павел писал: «Молитесь также и о нас…» (Кол. 4:3).

3. Нужно понимать, что член церкви, который не подчиняется пастору, злословит его, груб и высокомерен с ним, нахо¬дится в серьезном грехе бунта и противится Господу, что оборачивается гневом Божьим: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял,…И услышал [сие] Господь. … И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: … как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них,…» (Числ. 12:1–9). Своим поведением находящиеся в неповиновении могут заразить и других. Поэтому никому не должно слушать бунтарей и поддерживать их.

4. Критика пастора церкви допускается лишь при наличии свидетелей его неправильного поступка, и не перед церковью, а перед вышестоящим руководством, что видно из наставления апостола Павла епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). Это не исключает личной беседы члена церкви с пастором о возникших вопросах относительно поведения последнего.

5. В свою очередь пастор должен быть готов в случае своего неправильного поведения принять обличение перед всей церковью со стороны епископов (а епископ – со стороны Совета епископов). «Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).

6. Должно воздерживаться от увлечения посторонними учениями и не распространять их в церкви. Лучше всегда ставить в известность пастора и доверять его духовной проницательности. Инициатива должна быть разумной.

7. Христианин должен усердно исполнять служение, которое Господь определил ему в церкви, активно участвовать во всех церковных мероприятиях, ревновать в личном евангелизме.

8. Необходимо быть верным в материальном служении, в том числе и через финансовую поддержку служителей, посвященных на служение в церкви полное время: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17, 18). В данном случае служители не должны злоупотреблять этим правом.

Материал адаптирован из сайта Объединенной Церкови Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь оцхве.бел.

Вопросы духовного руководства

Нужен ли руководитель в духовной жизни?

Пока человек живет по законам этого падшего мира, пока его отношения с Церковью не идут далее принятого в детстве Таинства Крещения, пока вопрос о спасении души не стал главным вопросом жизни, то, естественно, никакой руководитель духовной жизни ему не нужен. Просто потому, что самой духовной жизни еще нет. Но когда, милостью Божией, человек пытается сознательно стать на путь спасения, перед ним открывается целый новый мир. Это подобно тому, как человек оказывается в огромном незнакомом городе: он тут же начинает расспрашивать прохожих, покупать атласы и карты. Представьте, что будет, если прохожие дадут неправильный совет, а карта будет неправильно понята.

Трудно идти путем духовным, а без проводников и подавно. Воистину, духовная жизнь — сложнейшая наука. И странно было бы предполагать, что освоить эту науку можно без учителей и наставников. Конечно, есть много книг Святых людей о духовной жизни, но и книги их нужно читать «к месту», и сами эти книги нуждаются в объяснении. А объяснить их может тот, кто не просто их прочитал, но исполнил в жизни.

Каковы отличия именно Православного духовного руководителя?

Собственно, учителя и наставники есть в любой области жизни человека. Они есть в науке, в искусстве, да и в любой религии. Отличие наставника и руководителя духовного в Православии в том, что он не просто должен знать «предмет», и даже не просто иметь опыт соответствующей жизни. В лучшие времена духовные наставники имели особый дар от Бога: дар Святого Духа, который позволял им видеть волю Божию о конкретном человеке. Этот дар всегда был редкостью: бывало, что его не имели даже древние чудотворцы.

Кого сейчас называют наставником духовным?

Конечно, главным наставником на пути спасения каждого человека был и остается Сам Господь. Он невидимо ведет взыскующих Его к Своему Царству. Но ведет по-разному: и через жизненные обстоятельства и через помощь других людей.

Духовное руководство в Церкви было всегда, еще с тех времен, когда двенадцать Галилейских рыбаков ходили по каменистым дорогам Палестины за своим Учителем.

Понятие духовного руководства очень широко. Руководителем духовным можно назвать и настоятеля монастыря, по долгу своего послушания обязанного вести свою братию к Богу. Можно назвать так и священника, принимающего исповедь и дающего совет относительно правильной христианской жизни. Можно так назвать и духовно опытного мирянина, к совету которого обращаются люди. Все это — виды духовного руководства. Их в Церкви много. Так что руководителем духовным можно назвать не только священника или монаха. Для того чтобы дать духовный совет, необходим опыт, практика жизни по Евангелию, а священный сан совсем не гарантирует того, что его носитель живет по заповедям Божиим.

Ограничивает ли духовное руководство человеческую свободу?

Свободу совершить неправильный поступок — несомненно. Так же, как таблица умножения мешает неправильно решить задачу по математике. Для человека, живущего в грехе, и сам Бог с Его заповедями есть ограничение свободы. А для тех, кто стремится жить богоугодно, эти заповеди — свет и радость. То же и с духовным руководством. Для грешащего произвольно и не собирающегося изменять свою жизнь, для оправдывающего себя во всем, духовник — только надоедливый обличитель. Для того же, кто ищет пути спасения — он помощник и друг.

Каковы особенности духовного руководства в наше время?

В наше время многие виды духовного руководства, очень восхваляемые Святыми отцами древности, полностью исчезли. Так, например, произошло с видом руководства, называемым «послушанием». Подразумевается под этим тип отношений духовника (старца) и послушника, широко практиковавшийся в древних монастырях. Послушник, испытав старца, полностью вручал ему свою волю, и исполнял все, часто, на внешний взгляд, совершенно нелепые его распоряжения. Поскольку наставники в то время были действительно духовными и святыми, то такое руководство, сопряженное с полным отказом послушника от своей воли, очень быстро возводило его в состояние блаженного бесстрастия, так как грех кроется в нашей падшей воле. Сейчас такой способ руководства почти полностью исчез за оскудением духносных руководителей. Есть, правда, священнослужители, пытающиеся практиковать этот способ древних святых, не имея их дарований, таких надо особенно остерегаться — это опасный путь. «Очевидно, что умервщление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям» — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

Какой вид руководства возможен в наши дни?

Наставника или духовника все же иметь желательно. Для чего? Для совета. Очень часто человек, особенно живущий по страстям и стихиям «мира сего», а надо сказать, что мы все таковыми являемся, не может сам правильно оценить свои поступки. Нужен взгляд со стороны опытного человека. Нужен совет человека, духовно более-менее преуспевшего. Именно такой способ духовного руководства в качестве единственно подходящего нашему времени предлагает Святитель Игнатий (Брянчанинов). Он пишет: «По учению Отцов, жительство… единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших, современных братий; этот совет опять должно поверять по писанию Отцов. Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя Боговдохновенного… Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное и святое Писание и Отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности, и уже решительно завещевают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет…»

Есть серьезные отличия между духовным руководством, называемым «послушанием» и «советом»: «Скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».

Каков же должен быть руководитель? Как определить степень преуспеяния человека в духовной жизни?

У православных есть такой критерий — смирение. Смиренное понятие о себе, о своих делах, трудах и молитвах. Кстати, смиренный человек не будет (как сейчас модно), заниматься смиреннословием: на всех углах кричать о своей греховности, причем «великой». Смирение познается из отношения человека к окружающим. Когда человек осуждает и обличает, навязывает свое мнение, свое руководство, свои убеждения — это уже признак несмирения. «Следовало бы мне молчать: молчание свойственно преступнику, не имеющему никакого оправдания и приговоренному к казни. Единственно по скудости наших времен, я решился написать к Вам, видя точную нужду Вашу…»; «Говорю только вопрошающим, и то, когда уверен, что вопрошают искренно, по требованию души, а не мимоходом, или по любопытству» — писал смиреннейший человек — святитель Игнатий (Брянчанинов). Итак, кем бы ни был духовный наставник: мирянин, монах или священнослужитель, хорошо бы, что б он был украшен этой главной христианской добродетелью.

Каковы опасности, касающиеся проблемы духовного руководства в наше время?

Нельзя не сказать о болезни наших дней. Многие наши современники, прочитав древние жития и творения святых отцов первых веков Христианства, начинают искать «старца». То есть такого наставника, любое слово которого подлежит безусловному исполнению, как несомненная воля Божия. А поскольку настоящие старцы, способные духовным взором видеть волю Божию о каждом встретившимся им человеке, в наше время исключительно редки, то таких людей начинают сочинять. Именно так появился на свет актуальный в наши дни термин — «младостарчество».

Младостарчество — бич духовной жизни нашего времени. Редко какой священник минует подобного искушения, и хвала тому, кто рукой смирения отгонит от себя соблазн взять кого-то в «полное послушание», стать для кого-то «аввой». Святитель Игнатий (Брянчанинов), видя эту болезнь и в свое время писал: «…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…». Эти строки написаны полтора столетия назад. Что же можно сказать о нашем времени, когда оскудение духовной жизни во сто крат превосходит времена святителя? Нужно быть очень осторожным. Нельзя слепо принимать каждое слово или мнение священника как абсолютную истину. Нужно помнить, что и святые совершали ошибки. Священное Писание и творения Святых отцов Церкви нужно изучать. Иначе нам суждено бороться с призраками, бояться страха там, где его нет (например, как в случае с ИНН и паспортами), и упускать настоящие опасности, которые как всегда не снаружи, а внутри нас восстают.

Что же делать?

Универсальным остается совет святителя Игнатия (Брянчанинова), данный им его современникам и, наверное, в большей степени, нам. Он предостерегал своих духовных чад от поисков «старцев»-руководителей, и предлагал найти хотя бы просто духовника для совета и совершения таинства Исповеди: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его, — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость».

Сайт Ионинского монастыря

Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества на конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях» (Свято-Троицкая Сергиева лавра. 23–24 сентября 2017 года).

Введение

В христианском святоотеческом богословии особое место занимает вопрос о смысле и значении Священного Предания. В лоне Церкви на протяжении тысячелетий из поколения в поколение передается истинное богооткровенное учение и живой многогранный опыт спасения во Христе.

«Священное Предание – это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым, Духом» (протоиерей Фома Хопко).

Причастность этому опыту дает основание утверждать о  принадлежности к той самой единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которую основал Сам Господь.

Слово «предание» по латыни звучит как «traditio» («традицио»), оно вошло в русский язык без перевода и означает передачу от предков к потомкам определенных ценностей – духовных, практических, интеллектуальных, культурных. Духовный опыт монашеского делания является частью Священного Предания, его значение нисколько не меньше, чем опыт толкования Священного Писания или богословская святоотеческая традиция.

Современному монашеству досталось богатое духовное наследство – во-первых, в виде святоотеческих аскетических творений, а во-вторых, в виде живой не прерванной  традиции монашеского делания. Мудро воспользоваться этим наследством, преумножить его и неповрежденным передать монахам будущих веков – задача тех, кто подвизается ныне в ангельском образе.

О значении древних монашеских традиций

Вопрос о духовном руководстве монашеской братии, являющийся одним из самых важных в устроении монастыря, должен рассматриваться в настоящее время в контексте всей жизни современных обителей, он связан со многими аспектами иноческого жития, а также жизнью епархий и в целом всей Поместной Церкви. При этом естественным является обращение к опыту прошлого, то есть к той самой сокровищнице Предания, в которую вложили подвижники прежних веков свой бесценный духовный опыт.

До нас дошли иноческие общежительные уставы прп. Пахомия Великого,  свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана Римлянина и прп. Венедикта Нурсийского. Это духовный фундамент монашества Вселенской Церкви. На нем основаны уставы великих обителей последующих веков, возрастивших сонм преподобных отцов и преподобных матерей.

На первый взгляд может показаться странным, что раскрывая тему духовного руководства, мы говорим о значении древних монастырских уставов. В настоящее время под духовным руководством в монастыре как правило понимают исключительно душепопечение старца над насельниками обители,  совершение им исповеди, преподание индивидуальных наставлений. Цель такого руководства – помощь иноку в борьбе со страстями и искушениями, в стяжании евангельских добродетелей и в конечном итоге в достижении спасения. С этой же целью написаны и древние уставы общежительного монашеского жития.

Они не только нормируют внешнюю сторону жизни монаха, но погружают его в особую духовную атмосферу, где труд чередуется с молитвой,  служение братии с участием в богослужении. Сам устав в некотором смысле исполняет роль духовного руководителя. Он воспитывает, ограждает,  помогает духовно укрепиться, вводит в определенный духовный ритм и благотворно действует на внутреннее состояние монаха. Уставу подчинены и игумен, и духовник. Они осуществляют свою деятельность в духе и по букве монастырского устава.

В древних монашеских общежительных уставах мы не найдем подробных инструкций духовнику и тонкого психологического анализа практики душепопечения. Зато мы обнаружим там обилие наставлений о борьбе со страстями и стяжании добродетелей, а также на первый взгляд мелочные предписания о внешней стороне жизни монашеской общины, которые признаются очень важными. Для древних святых отцов монастырский устав это не мертвый закон, а спасительный опыт добродетельной жизни, живое церковное Предание, верность которому дает надежду на достижение поставленной цели.

О следовании монашеским традициям

Возрождая сегодня в Русской Церкви монашеские обители, мы остро ощущаем необходимость воспользоваться опытом древности, воспринять его во всей полноте и тем самым оградить монашество от опасности потери живой связи с иноческой духовной традицией. Нельзя отрицать ценности для современных русских обителей монашеских традиций древних Египта и Палестины, Византии и Афона. Законы духовной жизни остались теми же, не изменились и христианские идеалы. Время не властно над ними. Но при этом естественно возникает вопрос: А Русская Церковь за свою тысячелетнюю историю разве не накопила опыт монашеского делания, устроения обителей,  духовного руководства в них? Казалось бы вполне естественно обратиться сегодня к наследию преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Паисия (Величковского), Оптинских старцев. Стоит ли пренебрегать духовным опытом Валаама и Соловков, Глинской пустыни и Серафимо-Дивеевской обители, Псково-Печерского монастыря, Почаевской и Троице-Сергиевой лавры?  Сонм великих русских подвижников яркое свидетельство тому, что дух древнего монашества, зародившийся в знойных пустынях Востока, был воспринят христианами северных русских земель, которые, подвизаясь подвигом добрым, достигли вершин святой добродетельной жизни.  Соответственно и ответы на вопросы о духовном руководстве в монастырях  нужно искать прежде всего в близком нам наследии русского монашества.  Принадлежность одному народу, одной культуре, общие особенности национального характера и целый ряд иных факторов и условий жизни свидетельствуют о том, что современному русскому монашеству духовный опыт русских подвижников прошлого более понятен и близок, чем опыт подвижников древнего Египта или современной Греции. Умалять значение и ценность древних монашеских традиций нельзя, они лежат в основе традиций славянского монашества, нужно принимать во внимание и опыт монастырей других Поместных Православных Церквей и умело им пользоваться, но неверно пренебрегать и тем национальным духовным богатством, которое передали нам наши благочестивые предшественники.   Иногда складывается впечатления, что наши братья и сестры из Греции,  Сербии, Румынии, Болгарии и других стран ценят  духовный опыт русского монашества и дорожат им больше, чем мы.

Некоторые вопросы духовного руководства в современных обителях

При обсуждении проблем духовного руководства в современных монастырях приходится слышать разные, иногда противоположные суждения.  Некоторые делают акцент на духовном оскудении монашества, отсутствии духоносных старцев, обилии соблазнов и искушений мира и приходят к  пессимистическим выводам о невозможности проводить жизнь в монастырях так, как это было в древности. Другие напротив полагают, что назначенный священноначалием духовник обители, ревностно относящейся к своему послушанию, вполне может справиться с возложенными на него обязанностями, если будет регулярно проводить исповедь и читать наставления братии.

Как в школе должны быть учителя, так и в монастыре – школе благочестия, должны быть наставники. Не все они могут быть одинаково опытны, не все духовно даровиты, но все они должны быть укоренены в единой монашеской  традиции – во-первых, через изучение святоотеческой аскетической литературы, во-вторых, через общение с авторитетными игуменами и духовниками, которые сегодня несомненно есть. Только терпение и духовный труд, помноженный на благодатную помощь Божию даст желаемый результат не только в устроении духовного руководства, но и во всей полноте монашеской жизни.

Одним из принципиальных вопросов  духовного руководства монашеской братии, является вопрос о роли в этом делании и ответственности за него игумена монастыря. В настоящее время мы часто наблюдаем определенный перекос в распределении обязанностей настоятеля монастыря и его духовника. Игумен является в большей степени администратором,  управителем, непосредственно занимающейся внешней стороной жизни обители. Духовник же сосредоточен на духовном окормлении братии.

В Славянской Кормчей Патриарха Иосифа читаем: «Игумен толкуется яже о Христе братии ко спасению вождь, наставник и предстатель отеческий, настоятельствуя братским душам вкупе».

Понимание игумена, прежде всего как духовного руководителя заложено в древних монашеских уставах, воспринятых русской традицией. В уставе преподобного Венедикта Нурсийского общежительному монашеству дается следующее определение: «киновиты, живущие в одном монастыре и по общему уставу, под управлением одного аввы». Из дальнейшего текста устава прямо следует, что под управлением понимается как духовное руководство, так и попечение о  материальных нуждах обители.

В современной практике уклонение игумена от своих прямых обязанностей в пользу духовника нельзя признать соответствующим монашескому преданию, это требует исправления. Духовник может быть лишь помощником игумена в духовном руководстве братии, но не самостоятельном ее руководителем. Важно, чтобы именно так воспринимали своего игумена и монашествующие и видели в нем прежде всего авторитетного духовника, способного научить их монашескому деланию в духе святых отцов от собственного  опыта.

В практике духовного руководства монашествующих важное место должно занимать регулярное душеполезное чтение. В настоящее время в обителях подвизаются люди как правило достаточно образованные, способные самостоятельно прочитывать определенный объем литературы.  Чтение необходимо рассматривать как одно из иноческих послушаний,  осуществляемое под руководством духовного наставника. Изучение аскетических произведений святых отцов приобщает насельника обители к живой традиции монашеского подвига, укрепляет его духовно, вдохновляет на усердие и ревность в жизни по заповедям Христовым.

Заключение

Все усилия человеческие направлены на достижение определенной цели. Целью монашества является духовное совершенствование и спасение во Христе всех собравшихся в монастыре братий. Она достигается через покаянную, молитвенную и подвижническую жизнь, устроенную в полном согласии со Священным Писанием и Священным Преданием, частью которого является и предание монашеское. Ни воссоздание монастырских архитектурных комплексов, ни организация монастырских хозяйств, даже ни написание полезных книг не имеет прямого отношения к цели монашеской жизни. Все это может лишь прилагаться к главному – обретению Царствия Божия. Научить этому искусству святости по настоящему может только Учитель Христос, а любой духоносный наставник может только повторить слова апостола Павла:«я первоначально преподал вам, что и сам принял». (1 Кор.15:3)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал на suzuki dl650 v strom
  • Жевательные таблетки от запора фитолакс инструкция по применению взрослым
  • Нимесулид 100 мг инструкция по применению цена суспензия
  • Эмоциональный человек в руководстве
  • Стили руководства к левин кратко