Роль учителя на уроке ФГОС
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.
Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником» информации для ученика.
Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое сотрудничество — совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Исходя из этого, меняются задачи педагогической деятельности учителя:
— рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса.
— выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),
— разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
— отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и др.,
— разработка для своего класса программы развития и воспитания ;
— внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету, внеурочной деятельности и т.п.
Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты.
Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия.
Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?»
Технологическая карта учебного занятия
Содержание урока, этапы
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
I.Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – Ребята, наш учебник называется «Русский язык». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником».
2. – Раздел I называется «Наш родной язык». Как вы думаете, какую информацию мы можем получить о родном языке, используя это пособие? ( можно обратиться к содержанию)
3. Великий русский писатель И.С. Тургенев ещё в далёком 19 веке писал, что русский язык «развивается с быстротою необыкновенной». Согласны ли вы с этим утверждением?
Итак , тема нашего урока «Русский язык», а значит, чем нам предстоит сегодня заниматься?
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).
4. Вычитывать все уровни текстовой информации.
5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
РегулятивныеУУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
II. Поиск решения.
1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать лингвистом? (Подобрать предложения ) Ответ аргументируйте.
2. – Продолжите: лингвистика – наука о … Что характерно для науки? (Цель, предмет изучения)
III. Самостоятельное применение знаний.
1. Дискуссия «Может ли человек обойтись без изучения русского языка?»
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Сформулируйте вывод по уроку.
Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12.
– Что мы сегодня узнали?
– Чему научились?
– Что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений.
Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации.
Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом.
Роль учителя на уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся.
Организатор, консультант, инструктор. Соучастник УП
Требования к уроку
Традиционный урок |
Урок по ФГОС |
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (в группе, индивидуально) |
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции
Осуществляет учитель, в процессе урока. |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей) |
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Роль
учителя на уроке ФГОС и современный урок
Роль и ответственность учителя на
уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно
сильно возросла. Ранее, учитель являлся основным «носителем» или «источником»
информации для ученика. Сейчас роль учителя по новым образовательным
стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а
создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной,
исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно
связанными с проблемами реальной жизни. Сейчас обучение не рассматривается
как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как деловое
сотрудничество — совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения
знаниями и решения проблем. Исходя из этого, меняются задачи педагогической
деятельности учителя:
—
рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем
самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе
примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для
каждого класса.
—
выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ
учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),
—
разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов
диагностических и комплексных работ
—
отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных
ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные
методы обучения и др.,
—
разработка для своего класса программы развития и воспитания- «План
воспитательной работы на учебный год»;
—
внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету,
внеурочной деятельности и т.п.
Видоизменяется урок и конспект урока,
сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа,
прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Технологическая
карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя,
деятельность учащихся, рефлексия. Форма технологической карты разрабатывается
предметными методическими объединениями школ, в соответствии с ФГОС ООО.
Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как
процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс
развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему
учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее,
«Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: «Чему
мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть
готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного
подхода, как основы ФГОС ООО и создавать условия для формирования универсальных
учебных действий. Пример технологической карты учебного занятия по географии по
теме «Почему нужно изучать географию?» показан в таблице 1.
Таблица
1- Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока |
Содержание урока, этапы |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I.Проблемная ситуация и актуализация знаний. |
1. – Ребята, наш учебник называется «Наша Земля». Как вы 2. – Раздел I называется «Источники географической информации». 3. – Считается, что на карте земного шара уже не осталось – Кто занимался открытием новых земель? – Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает? Зачем нужна география? 4. – Что в переводе на русский язык означает слово «география»? 5. – Сформулируйте тему урока. Почему нужно изучать географию? – Какие у вас будут гипотезы? |
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать и обобщать 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой 4. Вычитывать все уровни текстовой информации. 5. Определять возможные источники необходимых сведений, Коммуникативные УУД: 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы 2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку 4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с РегулятивныеУУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять |
II. Поиск решения. |
1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать географами? 2. – Продолжите: география – наука о … Что 3. – Используя рис. 4 на с. 10, определите структуру географии и –Сформулируйте задачи науки географии. 4. – Выполните задание 3 на с. 12 5. – Определите предмет изучения науки географии. Какими 6. – Что можно считать источником географической информации? 7. – Как ответите на вопрос урока? |
|
III. Самостоя-тельное применение знаний. |
1. Вопросы 1, 2 на с. 12. 2. Дискуссия «Может ли человек, вооружённый географическими |
|
ΙV. Итог урока. Рефлексия. |
– Сформулируйте вывод по уроку. – Сравните его с выводом учебника на с. 12. Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? |
На современном уроке на первый план
выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности,
наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и
проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в
принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и
становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной
стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания – а это
преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к
результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом. Учителю
необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к
личностным, предметным, надпредметным результатам, как реализуются условия
деятельностного подхода. Пример урока в 5 классе по теме «План и карта». В
данном уроке – это реализуется следующим образом:
1.
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. Отсутствие
достаточных умений создаёт необходимость их пополнения; способ мотивации —
задание, для выполнения которых недостаёт определенных умений; выделить
искусственное и естественное, но для этого отсутствуют определенные умения.
2.
Выполнение действий для формирования новых умений. Названное условие тесно
связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в
формировании новых умений – предпринимаются шаги для работы с планом местности
или топографической картой.
3.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для
формирования осознанных умений) Третье условие деятельностного подхода к
обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий: работа с условными
знаками, масштабом.
4.
Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Особую роль в формировании умения проверять написанное, оценить свою работу,
работу товарища.
5.
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Работа
с заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
Типы
уроков ФГОС ООО более расширены и разнообразны по целевому значению и
результативности обучения по сравнению с традиционными уроками. Роль учителя на
уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения,
вдохновитель учащихся. (Таблица 2).
Таблица
2- Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок по ФГОС |
Объявление темы урока |
Учитель |
Формулируют |
Сообщение целей и задач |
Учитель |
Формулируют |
Планирование |
Учитель |
Планирование |
Практическая деятельность учащихся |
Под |
Учащиеся |
Осуществление контроля |
Учитель |
Учащиеся |
Осуществление коррекции |
Осуществляет |
Учащиеся |
Оценивание учащихся |
Учитель |
Учащиеся |
Итог урока |
Учитель |
Проводится |
Домашнее задание |
Учитель |
Учащиеся |
Также
ФГОС ООО определяет разнообразные типы уроков (Таблица 3).
Таблица
3- Типы урока при введении ФГОС ООО
№ |
Тип урока |
Целевое назначение |
Результативность обучения |
1 |
Урок |
Первичное |
Воспроизведение |
2 |
Урок |
Применение |
Правильное |
3 |
Урок |
Применение |
Самостоятельное |
4 |
Урок |
Систематизация |
Умение |
5 |
Урок |
Закрепление |
Безошибочное |
6 |
Контрольный |
Проверка |
Результаты |
7 |
Коррекционный |
Индивидуальная |
Самостоятельное |
8 |
Комбинированный |
Решение |
Запланированный |
9 |
Учебная |
Непосредственное |
Применение |
10 |
Урок |
Практическая |
Использование |
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через
учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть
включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей
целью, что обеспечивает логическую целостность урока. Учащиеся получают знания
из любых источников. Могут быть использованы такие способы реализации, как
самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные
наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные
и практические работы. Это способствует обучению детей презентовать способы
рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или
самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц,
диаграмм.
Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от игровых –
к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к
самостоятельной работе в малых группах или в парах (при помощи учителя). Затем
максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная
самостоятельная учебная работа творческого характера. Для современного этапа
развития школы работа в паре, групповая форма обучения способствует развитию
у школьника умения проявлять инициативу, творчество, контроль,
индивидуальность, самостоятельность в учении. Адаптационный период — это
работа в паре. Она является комфортной формой организации учебного процесса —
это начальная стадия межличностных отношений. Она формирует умения принимать
общую цель, согласовывать способы достижения предложенной цели. Работа в
группе очень привлекает школьников. В идеале, обучаясь в таком режиме, каждый
участник группы знает свое дело. Такая форма способствует развитию необходимых
ученику качеств, как умение оценивать результаты своей работы, также
взаимодействуя в группе, ребенок учится помогать, сопереживать, соотносить
свои действия и поступки с другими. Работая с одноклассниками ребенок учится
слушать, высказывать свое мнение, вести диалог. В связи с изменением
содержания образования учитель должен создавать условия для введения
интегрированных курсов, которые обеспечат целостное восприятие мира,
реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализации обучения. В копилке
многих образовательных учреждений имеются разработанные интегрированные
модули и уроки с использованием современных образовательных технологий: «Мир
вокруг нас», «Осень в гости к нам пришла», «Спешите делать добро», «В здоровом
теле — здоровый дух», «Глобальные проблемы и современное общество». Уроки в
системе интегрирования помогают учащимся познавать всю красоту окружающего
мира. Учащиеся с огромным удовольствием постигают новое. Уроки будят во всех
ребятах желание творить. Проводя эти уроки по разным темам школьного курса,
легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на
основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий. А самое
главное, рождается качественно новое знание, которое и есть целостное
представление о мире. Следующее направление — организация системы внутренней
накопительной оценки достижений учащихся — это портфолио. Для ученика сейчас
накопительная оценка – это листы наблюдений, которые показывают развитие
ученика, которые учитель составляет самостоятельно. Лист должен обязательно отражать
динамику сформированности индивидуального прогресса в развитии учения, в
развитии социальных навыков, коммуникативных навыков, развитие навыков
поисковой и проектной деятельности. На рисунках 2 и 3 показаны примерные
листы наблюдений.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ РЕАЛИЗУЮЩЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС.
Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
До сих пор обучение строилось в школе по такой схеме: учитель «дает», ученик «берет». В результате у детей формируется иждивенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще.
Главная революция стандартов — сделать системно- деятельностный подход основным инструментом педагогического труда
Проблема качества образования в школе существовала всегда. Какими только методами, и технологиями не пытались ее решить.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.
Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а умению их добывать.
Данная таблица (традиц и соврем урок) позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивного становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Но изменилась ли роль учителя?
Учитель-консультант, т.е.владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика
Технологическая карта современного урока более подробно
раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:
-
Организация начала занятия
-
Проверка выполнения домашнего задания
-
Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)
-
Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
-
Усвоение новых знаний и способов действий
-
Первичная проверка понимания
-
Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
-
Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
-
Обобщение и систематизация знаний
-
Контроль и самопроверка знаний
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Конечно, было сказано, что ведущая роль теперь у ученика, и все-таки главную роль на уроке, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся.В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который
-
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
-
инициирует действия учащихся
-
консультирует и корректирует их действия
-
находит способы включения в работу каждого ученика
-
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Исходя из перечисленного формируются виды деят-ти учителя и учащихся на разных этапах урока:
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.
-
Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.
-
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.
Мобилизующий этап:
-
Выполняя предложенные учителем задания, частично поискового характера, определяет тему урока.
-
Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию.
-
Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Этап овладения новыми знаниями:
-
Сам формулирует задания на основе имеющегося опыта работы с аналогичными заданиями.
-
Выполняет задания, комментируя и поясняя свои действия.
-
Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Этап рефлексии: 1. Вспоминает ход урока. 2. Анализирует свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. 3.Формулирует свои впечатления.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.
-
Учитель чётко и точно формулирует задания.
-
Не даёт новые знания в готовом виде.
-
Не повторяет задание два раза.
-
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам (взаимоконтроль).
-
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
-
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
-
Подбирает комплексные задания (возможность посмотреть на задание с разных сторон и предложить различные варианты решения).
школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Деятельностный подход на уроках осуществляется через
-
моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
-
использование активных и интерактивных методик;
-
участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-
вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность — обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
— работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
— анализируют современные общественные явления и события;
— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
1 этап Целеполагание.
2 Если это урок открытия новых знаний Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.
3. Первичное закрепление
Цель этапа: развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом
Задачи этапа: применение нового знания в типовых заданиях
-
Способы: фронтальная работа, работа в парах
-
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием, задания выполняются с проговариванием алгоритма
Сам работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: развитие способности осуществлять самоконтроль, корректировку действий
Задачи: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Способы: Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: развитие способности выявления границ нового знания и синтеза раннее изученного материала с новым знанием
Задачи: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Способы 1. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие 2. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее
Рефлексия. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей
Задачи: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий
Совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс ориентируясь на личность каждого ученика.
Виды учебной рефлексии:
-
Физическая (успел – не успел)
-
Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)
-
Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, почему, какие испытал затруднения)
-
Духовная (стал лучше – хуже; созидал или разрушал себя, других)
Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе): — организация дифференцированной коррекционной работы, — контрольно-оценивающая деятельность. |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
06.03.2017
Четкое выражение инструкций и требований педагога как важный инструмент обучения
Преподаватель английского языка
Успехи учеников в большой степени зависят от учителя и его профессионального мастерства. В данной статье автор рассматривает важность правильно и педагогически грамотно выражать свои требования на уроке.
Оценить
962
Содержимое разработки
Яшина Марина Геннадьевна
Преподаватель английского языка
Четкое выражение инструкций и требований педагога как важный инструмент обучения
Инструкция – это вербальное описание того, что ожидает учитель от учащихся и какими бы он хотел видеть их действия. Каждому учителю необходимо планировать и четко выстраивать инструктирование класса, независимо от возраста учащихся. Четкие и простые к пониманию требования влекут за собой дисциплину, сокращают время, потраченное на инструктирование и помогают учащимся выработать привычку к рутинной последовательности действий в классе.
Следует разделить понятия требований и инструкций. Инструкции – это набор действий, которые учащимся следует выполнить. Требования – это то, каким образом эти действия должны быть выполнены.
Примеры Инструкций (что необходимо сделать):
— «Отложите книги в сторону»;
— «Начинаем самостоятельную работу»;
— «Запишите предложение».
Примеры Требований (как это необходимо сделать):
— «Прочтите про себя»;
— «Оставайтесь на местах»;
— «Поднимите руку, если у вас есть вопрос и продолжайте работу, пока я к вам не подойду».
Учащимся необходимо понимать, что делать и как это делать. Удивительно, но большая часть случаев отсутствия дисциплины на уроке связана с тем, что учащиеся не поняли, что от них ожидает учитель. В результате они делают что-то не правильно, их исправляют и они чувствуют психологический дискомфорт.
Например, если учитель говорит: « Возьмите раздаточный материал и передайте остальным», он может иметь в виду «возьмите экземпляр раздаточного материала себе и передайте оставшуюся стопку сидящему справа, не вставая с места». Однако учащийся может понять такую инструкцию как просьбу раздать все экземпляры самостоятельно. Когда он приступает, его наказывают за то, что он встал с места.
Это довольно примитивный пример, однако на нем легко показать смешанные чувства учащихся, особенно если речь идет о младшем или среднем звене. Так, учащийся пытался помочь другим, а вместо этого получил замечание. Он может попытаться объяснить ситуацию, но, вероятнее всего, получит второе замечание за разговор на уроке. Если бы педагог высказывал инструкции и требования достаточно четко, проблем можно было бы избежать.
Важным фактором понимания инструкций является контекст. Эффективность инструкций и требований на уроке совсем не зависит от того, насколько пошаговыми они будут.
Слишком много инструкций могут быть столь же неэффективны, как
и их недостаточное количество. Слишком много инструкций занимают слишком много времени, а по отношению к простой задаче
могут создать слишком много путаницы.
Это процесс принятия решений учащимися зависит от нескольких факторов:
— возраст учащихся;
— количество учащихся в группе;
— сложность задачи (число шагов);
— важность самого процесса по сравнению с результатом.
Ясность инструкций и требований важна, не зависимо от того, в каком возрасте учащиеся. Однако само понятие «ясности» зависит от возраста.
Так, правильно выстроенная инструкция для десятиклассников — это плохо выстроенная инструкция для 6-х классов и катастрофическая инструкция для второклассников. Уровень компетентности учащихся зависит от возраста. Выяснить, какие инструкции будут работать для ваших студентов, займет некоторое время.
Каждый раз, когда инструкции не работают, и учащиеся делают не то, что от них ожидается или путаются, педагогу следует использовать это в качестве
опыта обучения. Прекрасный вариант – анализ сказанного и переосмысление с подготовкой нового варианта для следующей подробной ситуации.
Есть несколько компонентов, которые необходимо рассмотреть при подготовке эффективных инструкций.
Внимание. Необходимо убедиться, что учащиеся слушают;
Слово-маркер. С его помощью учащиеся могут узнать, когда начать работу;
Контроль над вероятным плохим поведением. Педагогу необходимо предвидеть, что учащиеся могут делать неправильно и предотвратить это прежде, чем оно произойдет;
Озвучивание положительного. Важно отмечать хорошее вслух, так, чтобы учащиеся понимали, что выполняют все правильно;
Шаги. Следует разбивать сложные задачи на более мелкие;
Проверка понимания. Можно задавать вопросы, чтобы убедиться, что учащиеся знают, что делают;
Визуальность. Инструкции должны быть действиями;
Экономия времени и языковых средств. Важно использовать как можно меньшее количество слов.
Чтобы инструкции и требования были эффективными, нужно подробно рассмотреть каждый из факторов.
Внимание
Прежде чем давать какие-либо указания учащимся, преподавателю необходимо завладеть их вниманием. Внимание
означает 100% глаз на учителе. Если позволить учащимся отвлекаться на другие вещи в то время, как учитель дает
инструкции (т.е. заканчивать какую-то работу, копаться в рюкзаке и т.д.), некоторые из них пропустят сказанное. Тогда они не будут в состоянии сделать это правильно, и для того, чтобы избежать путаницы и
плохого поведения, учителю придется повторять инструкции. Время будет потрачено впустую.
Завладение вниманием перед тем, как озвучивать инструкции является ключевым фактором. Кроме того, не должно быть многозадачности
Нельзя пытаться собрать работы, писать на доске, и т.д., давая указания. Для 100% результата необходимо 100% концентрации.
Слова-маркеры
Для того, чтобы гарантировать, что учащиеся не начнут выполнять задание, прежде чем учитель закончит инструктирование, следует использовать
«Слово-маркер», которое позволит им знать, что пришло время начать. Независимо от того, какой класс обучается, если инструкция состоит из нескольких частей, которые учащиеся должны выполнять, необходимо использовать какую-то реплику, чтобы начать или переключиться. Особенно в начале года важно сообщить учащимся такие слова.
Элементарный пример: «Когда я хлопну в ладоши два раза, пожалуйста, встаньте напротив друг друга, молча, руки перед собой»,хлопает два раза.
Контроль над вероятным плохим поведением
Если уже имели место нарушения выполнения инструкций, учитель имеет возможность предугадать их и устранить вероятность нарушения дисциплины.
В качестве примера рассмотрим работу с проектами. Проекты учащихся расположены на стенах класса, а сами учащиеся разделены на три группы. Предполагается, что учащиеся проходят от проекта к проекту, делая заметки. Учитель контролирует интервалы времени, проведенного у каждого из проектов. После того, как все работы будут просмотрены, у учащихся будет другое упражнение.
Если учащиеся не делали этого раньше, вероятно, у них будет соблазн перейти к новому набору проектов, прежде чем учитель даст для этого сигнал, поговорить с другими учащимися по всей комнате, возиться, трогать предметы на столах других учащихся.
В своих инструкциях учитель имеет возможность предотвратить это и перенаправить студентов к правильному поведению.
Вот каким образом это можно сделать:
Учитель: У вас будет возможность увидеть проекты других людей и написать свои собственные мысли о них. Вы будете переходить с группой от стены к стене. Я скажу вам, с чего начать. У вас будет пять
минут, чтобы закончить с каждой стеной. Когда останется одна минута, я вас предупрежу и скажу «Осталась одна минута». Когда придет время перейти к следующей стене, я позвоню в колокольчик. Вы и ваша группа
будете двигаться по часовой стрелке [показывает направление] к следующему проекту.
Давайте посмотрим, как вы все запомнили. Сколько минут у вас будет на каждый проект? Когда вы работаете, вы можете говорить? Как вы будете узнавать, что пора перейти к следующему проекту?
3 последние напоминания, прежде чем мы начнем:
1. Говорить можно только тихо и со своими одногруппниками — не по всей комнате и не с группой рядом с вами.
2. Сосредоточьте разговор на работе.
3. Когда вы переходите между проектами, убедитесь, что держите свое тело под контролем. Мы
ходим спокойно. Кроме того, не трогайте вещи других учеников. Мы все любим, когда наши столы выглядят такими, какими мы оставили их. Начинаем!
Проверка понимания
Если ваши инструкции являются сложными, необычными, или у учащихся уже были проблемы с их выполнением в прошлом, необходимо проверить
что они понимают, что вы просите их сделать, прежде чем позволить им начать.
Когда инструкции являются простыми или типичными, нет необходимости проверять понимание. Для примера, фраза «Достаньте карандаш» не является инструкцией, которую следует проверять.
У учителя должна быть возможность наблюдать ответную реакцию
Для того, чтобы учитель мог наблюдать ответную реакцию, его инструкции должны содержать действие.
Например, реакцию на фразу «Обратите внимание на..» нельзя отследить — нет никаких действий. Что именно должен учащийся
сделать, чтобы показать, что он «обращает внимание»? Кроме того, учителями часто используется фраза «Слушайте внимательно!» Трудно
оценить реакцию на эту просьбу путем наблюдения.
В качестве противоположного, более верного примера можно привести фразу «Глаза на меня». Это специфическое действие. Учитель может наблюдать, делает это учащийся или нет. Кроме того, важно формулировать свои пожелания в положительном ключе: «глаза на меня», а не «не смотрите по сторонам».
Визуальные формы инструктирования
Некоторые учащиеся считают, что гораздо легче следовать указаниям, когда они имеют возможность куда-то подсмотреть.
Многие учащиеся испытывают трудности обработки информации, которая поставляется в устной форме. В таком случае могут помочь письменные указания на доске или над головой.
Пример: Вы хотите убедиться, что студенты знают
какие именно упражнения делать и что делать, когда они закончили. Вы пишете на доске:
1. Выполнить № 1-5, 8-9
2. Прочитать «Just-Right»
3. Вопросы к тексту!
В таком случаю, у учащихся будет возможность проконсультироваться с визуальным воплощением инструкции, что сможет сократить вероятность нарушения дисциплины.
Языковая экономия
Не следует лепетать, бубнить или использовать слова-паразиты.
Как уже было сказано выше, важно, чтобы инструкции, которые дает учитель учащимся не были ни слишком короткими, ни слишком длинными и путанными.
«Начали» — слово, которое используется многими учителями начальной школы.
Элементарный пример: учащиеся раскрашивают школьные проекты, и время, отведенное на это, заканчивается. Как правило, учитель произносит слово «заканчиваем!» и это не приводит ни к чему – необходимо потратить еще около 5-7 минут на то, чтобы привлечь внимание учащихся, уговорить их закончить упражнение и перейти к следующему заданию. В таком случае эффективнее будет поступить следующим образом:
Учитель: «1-2-3-Глаза на меня»
Учащиеся поднимают глаза
«Когда я говорю «кекс» пожалуйста, отложите тетради в сторону, соберите фломастеры в пеналы и уберите пеналы на край стола. Готовы? Кекс!».
Заключительное, но важное: использование позитивного языка
Психологически важно говорить учащимся, что они должны делать, а не то, чего они делать не должны. Разница выглядит примерно следующим образом:
Положительный Язык
Глаза на меня, когда вы закончите.
Молча достаем последнее домашнее задание и кладем его на стол .
Не забудьте поднять руку и ждать, когда я вас спрошу, если вы хотите, чтобы вас слушали.
Отрицательный Язык
Не смотрите в окно, когда вы закончите. (а что нужно сделать?)
Ни одного звука, пока вы не достанете свою домашнюю работу.(а потом можно кричать?)
Не кричите. Мне нужно увидеть вашу поднятую руку, в противном случае никто ничего не услышит.( учащемуся все равно, что нужно учителю, он хочет высказаться)
Это довольно тонкие различия, и нет, конечно, никакого большого вреда в том, чтобы говорить время от времени о том, чего нельзя делать в классе. Но с течением времени тонкости этих различий действительно могут иметь глубокое влияние на то, как учащиеся чувствуют себя в классе.
Проще говоря, каждому педагогу необходимо ответить себе на вопрос: как он хочет, чтобы учащиеся воспринимали свой класс: как место, где люди, как правило, делают то, что их просят делать или как место, где более опытные люди – педагоги — обращают их внимание на все возможные способы, в которых их ожидания не могут быть удовлетворены?
Конечно, нельзя добиться высоких результатов, всего лишь используя позитивный язык. Не существует способов продемонстрировать, что все находится у преподавателя под контролем, если на самом деле это не так. Однако жесткое управление классом, в сочетании с большим количеством «нет» и « не делайте», скорее всего, заставит учащихся усомниться в собственной успешности и в авторитете учителя, а этого допускать нельзя.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/247892-chetkoe-vyrazhenie-instrukcij-i-trebovanij-pe
Также вас может заинтересовать
- Развитие цветового восприятия учащихся в процессе занятий основами живописи
- Игра как средство развития познавательных способностей дошкольников
- Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Воспитательный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
- ЭКСКУРСИЯ: «МОЁ ДЕРЕВО
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
— соревнования— командные и индивидуальные; — сюжетные игры — «Поиск сокровищ», «Поможем Незнайке»; — ролевые— «Пишем инструкцию», «Почемучка, «Учитель».
— эксперименты; — маркировка, — группировка, — классификация, — сопоставление.
— «Пишем книгу», — «Готовим праздник», — «Делаем подарок». В РЕЗУЛЬТАТЕ ИГРЫ учитель решает свои задачи: сформировать, научить, развить, а дети — свои: они удовлетворяют свой интерес. 13. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора. Ученик по окончании урока делает вывод не только о том, какие знания он получил, но и как он работал. 14. Интеграция знаний должна быть во все предметы (межпредметные связи). Без этого компетентность не сформируешь. когда дети начинают применять математику в физике, то учителю математики видно, где он не доработал. Поэтому необходимо возобновить взаимопосещение уроков. Для работы по ФГОС у учителя должно перезагрузиться сознание! |