Руководство ученическим коллективом это

Управлять
ученическим коллективом – это значит
управлять процессом его функционирования,
использовать коллектив в качестве
инструмента воспитания школьников с
учетом той стадии развития, на которой
он находится. Управление будет тем
эффективнее, чем полнее учитываются
особенности коллектива и его возможности
самоуправления. Управление ученическим
коллективом осуществляется в процессе:

1) сбора информации
об ученическом коллективе и входящих
в него школьников;

2) организации
адекватных его состоянию воздействий,
имеющих целью совершенствовать сам
коллектив и оптимизировать влияние его
на личность каждого отдельного ученика.

В практике
педагогического управления коллективом
школьников необходимо соблюдать
следующие важные правила:

1. Разумно сочетать
педагогическое руководство с естественным
стремлением учеников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность.
Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников.

2. Начиная как
единоличный организатор коллектива на
первой стадии его развития, педагог
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллектива вступает в отношения
сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
классный руководитель добивается лишь
тогда, когда он опирается на коллектив
учителей, работающих в этом классе,
включает коллектив класса в общешкольную
деятельность и сотрудничество с другими
коллективами, поддерживает тесную и
постоянную связь с семьей.

4. Показатель
правильного руководства – наличие в
коллективе общего мнения по всем вопросам
жизни класса. Коллектив усиливает и
ускоряет формирование необходимых
качеств – пережить все ситуации каждый
воспитанник не может, опыт товарища,
коллективное мнение должны убедить его
и выработать необходимую линию
общественного поведения.

5. Положение ученика
в коллективе зависит не только от
особенностей самого школьника, но и от
норм и стандартов приятых в коллективе
отношений. Один и тот же ученик в одном
коллективе может оказаться в благоприятном,
а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут
получить более высокий статус.

Следовательно,
методика создания и воспитания
ученического коллектива базируется на
двух условиях: во-первых, нужно вовлекать
всех учащихся в разнообразную и
содержательную совместную деятельность
и, во-вторых, необходимо организовать
и стимулировать эту деятельность таким
образом, чтобы она сплачивала и объединяла
учащихся в дружный и работоспособный
коллектив.

Практические занятия роль и место семьи в социальном пространстве воспитательного процесса

  1. Понятие, сущность
    и функции семьи.

  2. Концептуальные
    основы семейного воспитания.

  3. Взаимодействие
    семьи и школы в воспитании школьников.

Литература – [5,
11, 20, 34, 36, 37, 40, 41].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1


Робот Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть


Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация дея­тельности, высокая личная от­ветственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформи­ровавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для раз­вития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедея­тельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников. Анализ работ И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, Ю.М. Цейтлина, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой и др., позволяет сформулировать следующие правила педагогического управления процессом воспитания в коллективе.

1. Зависимость стиля педагогического руководства от степени развития ученического коллектива. На первой стадии формирования коллектива отношения «учитель – ученики» имеют субъект-объектный характер, по мере развития коллектива ученики становятся более активными, отношения между педагогом и воспитанниками постепенно приобретают субъект-субъектный, сотрудничающий характер.

2. Всестороннее воздействие на коллектив. На коллектив оказывается воздействие не только самим воспитателем (классным руководителем), но и его коллегами, другими коллективами, общественностью, семьями учащихся.

3. Внимание личностным потребностям членов коллектива. Личность не должна цениться ниже интересов коллектива.

4. Сочетание контроля (педагогом) и самоконтроля (активом и членами коллектива) в коллективе.

5. Сочетание руководства со следованием естественным потребностям воспитанников. («Не подавлять, а направлять!»).

6. Формирование общих взглядов, интересов, переживаний. В коллективе каждым воспитанником должен актуализироваться не только свой опыт, но и опыт товарищей.

7.     Слияние персональных (межличностных) отношений (отношений друг к другу) с отношениями партнёрскими (к совместной деятельности) и мотивационными (к предмету деятельности) в дружеское единение членов коллектива. («Я охотно берусь за это дело, потому что со вместе мной им заняты мои лучшие друзья».)

8. Избегание формализма. Дело не должно быть «для галочки», «потому что так надо непонятно, кому и для чего». Оно должно быть осознано воспитанниками как личностно и общественно значимое.

9. Учёт и контроль факторов, определяющих положение личности в коллективе. Для этого педагогу необходимо постоянно изучать коллектив и личность воспитанников.

10. Гибкость и своевременность разрешения конфликтов внутри коллектива. Педагог должен обеспечить всем чувство защищённости, не допустить появления в коллективе «изгоев», «людей второго сорта», «козлов отпущения».

11. Постоянные и временные поручения внутри коллектива.

12. Учёба актива. Актив необходимо готовить к соуправлению коллективом, учить, как осуществлять планирование и анализ, как создать идею и разработать проект, как сделать деятельность привлекательной для членов коллектива и т.д.

13. Коллективные планирование, выбор и анализ деятельности.

14. Смена характера деятельности. Деятельность не должнанадоедать. Если она превращается в скучную рутину, необходимо либо по-другому распределить поручения внутри коллектива, либо освоить новый вид деятельности, либо придать знакомой деятельность новую направленность (умножить её количественно, направить на новые объекты).

________________________

См. также:


Робот списокРобот уверен: со статьёй «Педагогическое управление ученическим коллективом» тематически связаны:


Для ссылки:
Педагогическое управление ученическим коллективом [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-17 (дата обращения: 25.09.2023).


Источник: http://sv-sidorov.ucoz.com/Posobiya/s-v-sidorov-organizacija_vospitatelnoj_raboty_v_uc.pdf

Тема: Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом.

  1. Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

  2. Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива.Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

  3. Диагностика ученического коллектива.

  1. Понятие о коллективе, признаки коллектива. Ученический коллектив и этапы его становления. Первичные и общие коллективы, их взаимосвязь. Особенности руководства ученическим коллективом.

«Коллектив» (от лат. collectives — собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения»

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

• внутриколлективную атмосферу, т. е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

• сплоченность, т. е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

• взаимопомощь и взаимоответственность, т. е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление учащимися позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:

а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);

в) активного противопоставления (ученик, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом коллектива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие студентов в самоуправлении и общественной жизни.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в соместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть.

Он сформулировал основные этапы становления коллектива.

1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на данном этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

В ученическом коллективе можно выделить две структуры:

формальную, представляющую собой дифференцированное единство разнотипных первичных коллективов, которая задается извне педагогами,

неформальную, образующую связи и отношения эмоционально-психологического характера (по признаку симпатии, привязанности и др.), которая возникает стихийно.

Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько групп или не входить ни в одну.

Положение ученика в формальной и неформальной структурах может, как совпадать (лидер и хороший товарищ), так и находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Общеучебный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Такое влияние осуществляется только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные коллективы могут иметь следующие модификации:

по времени существования – постоянные или временные;

по характеру деятельности – организованные на основе разнообразной деятельности (грппы, отряды и т. п.);

на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.);

по месту жительства;

по возрастному составу – одновозрастные и разновозрастные.

  1. Профессиональный принцип формирования ученического коллектива в колледже. Пути укрепления коллектива. Влияние мастера на коллектив учащихся на различных стадиях его формирования.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объе­динением детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное — заинтере­совать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине.Горсть песка пре­вращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив — ини­циативная группа детей.

Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управ­ленческие навыки, распределить обязанности в совместной дея­тельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно выраба­тываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных за­дач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организа­торскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют вза­имную требовательность, заинтересованность в совместной дея­тельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрос­лые, и дети — сотрудники в общем деле. Появляется реальная за­щищенность личности в коллективе, создаются условия для само­реализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою дея­тельность. Это — «алый парус», который символизирует сбыв­шуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив — «горящий факел», по­скольку становится примером для других.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

Близкая цель опирается на личную заинтересованность.

Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности.

Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно.

Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.

Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А. С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

  1. Диагностика ученического коллектива.

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих учебных заведениях работают психологи, социальные педагоги, действуют психологические службы.

Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был психолог вашего учебного заведения, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя.

Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психолого-педагогическую подготовку.

Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Штатный психолог вашего учебного заведения может выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.

Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

  1. Преобладает подавленное настроение.

  1. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

  1. Конфликтность в отношениях и антипатии.

  1. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

  1. Группировки конфликтуют между собой.

  1. Членами коллектива нравится вместе проводить время. Участвовать в совместной деятельности

  1. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

  1. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

  1. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

  1. С уважением относятся к мнению друг друга.

  1. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

  1. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

  1. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.

  1. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного».

  1. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.

  1. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

  1. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

  1. Коллектив активен, полон энергии.

  1. Коллектив инертен и пассивен.

  1. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе.

  1. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  1. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.

  1. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

  1. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членами, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

  1. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Оценки

3-св-во проявляется в коллективе всегда; 2-св-во проявляется в большинстве случаев; 1-св-во проявляется нередко;

0-проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

АТМОСФЕРА в группе (Шкала ФИДЛЕРА)

Ярко

5

Выражено

4

Средне

3

Низко

2

Плохо

1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

делами класса

Неудовлетворенност.

Увлеченность

Равнодушие

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимовыручка

Отсутствие

взаимовыручки

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность

Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми.

Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.

Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Ақмола облысы білім басқармасының

«Туризм және сервис индустриясы колледжі» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Доклад

на тему:

«Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом.»

Выполнила: Колесник А.И.

Библиографическое описание:


Савина, И. В. Сущность изучения педагогического управления развитием ученического коллектива / И. В. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54419/ (дата обращения: 25.09.2023).



Коллектив постоянно и непрерывно изменяется, поскольку непрерывно изменяются люди, которые его составляют. Также меняется характер воздействия коллектива на личность учащегося. В учебно-воспитательных коллективах процессы изменений развиваются интенсивно. Необходимо отметить, что процесс развития коллектива не является стихийным, он педагогически управляем. Эффективность управления зависит от того, в какой мере изучены закономерности развития коллектива, насколько правильно педагог способен определить ситуацию и подобрать необходимые методы педагогического воздействия [1, с.199].

Эффективность управления ученическим коллективом зависит от того, учитывает ли педагог его особенности, возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом производится через сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; через организацию адекватных его состоянию воздействий, призванных усовершенствовать коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика [1, с.199].

Важным условием оптимизации управленческих воздействий педагога выступает интеграция воспитательных воздействий, оказываемых на коллектив в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Она достигается при: использовании комплекса педагогических воздействий на коллектив; постоянной и многосторонней заботе членов коллектива друг о друге во внеурочное время; создании ситуаций, способствующих положительному влиянию на отдельных его членов; расширении функций ученического самоуправления; объединении усилий всех, кто участвует в работе с коллективом [1, с.199].

Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврилова, считают, что при педагогическом управлении ученическим коллективом нужно придерживаться следующих правил:

  1. Сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, независимости, инициативности, самостоятельности. Педагог не должен подавлять учеников, ему необходимо умело направлять активность детей; не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, при этом оценивая ответную реакцию школьников. Если возникает отрицательное восприятие необходимо сразу же изменить тактику.
  2. Педагогическое управление должно быть изменяемо, в силу того, что коллектив — постоянно меняющаяся динамическая система. Педагог, являясь единоличным организатором коллектива на первой стадии его развития, постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение; на высших стадиях развития вступает в отношения сотрудничества с учениками.
  3. Педагог может добиться эффективного воспитательного воздействия на учеников, если он опирается на весь педагогический состав, который работает с ученическим коллективом, организует внедрение ученического коллектива в общешкольную деятельность, организует сотрудничество с иными ученическими коллективами, поддерживает постоянную связь с семьями учеников.
  4. Педагог формирует приоритет ценностей, — какие образцы он предлагает ученикам, такие качества у тех формируются.
  5. Показателем верного управления коллективом является наличие в нем единого мнения по важным вопросам жизни группы. Коллектив усиливает формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию поведения.
  6. При управлении межличностными отношениями необходимо так организовать коллективное взаимодействие, чтобы персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива объединились в форме дружеского единения, общения, сотрудничества. В этой ситуации педагогу необходимо научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, обиды.
  7. Причина неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — несоответствие выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если поручения не способствуют их интересам (возможностям), то ученики выполняют их формально. При этом ученик «выпадает» из системы коллективных отношений. Педагог при разработке индивидуальных поручений должен исходить от потребностей коллектива и возможностей и интересов учеников. Такой подход даст возможность улучшить положение каждого ученика в системе коллективных отношений.
  8. Всегда имеется необходимость вмешательства педагога в систему складывающихся в коллективе отношений. Для того чтобы управление этим процессом было эффективно, необходимо контролировать факторы (особенности самого школьника — сдержанность, эмоциональность; черты его нравственного облика — внимательное отношение к товарищам, справедливость), которые оказывают влияние на положение ученика в такой системе.
  9. Положение ученика в коллективе зависит от норм и ценностей, господствующих в группе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому педагог должен уметь создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в коллектив, где они смогут получить более высокий статус.
  10. На положение члена коллектива оказывает влияние изменение характера его деятельности в коллективе. Постоянная работа педагога над изменением характера и вида коллективной деятельности, дает возможность вводить учеников в новые отношения, служит фактором формирования адекватного статуса членам коллектива [1, с. 202–203].

Педагогическое управление как феномен возникает только в образовательных организациях для осуществления образовательного процесса, входит в функциональную структуру управления, имеет внутреннею направленность, и является частью структуры управления образовательной организацией. Педагогическое управление может реализовывать стратегические, тактические и оперативные цели управления. Стратегические цели берут задачи по формированию и развитию ученического коллектива для создания условий по усвоению образовательных стандартов. Доля ответственности за выполнение данных целей у административного и педагогического управления определяется локальными документами образовательной организации. Тактические цели педагогического управления рассчитаны на конкретный временной период, обусловленный стратегией управления. Формулирование тактических целей осуществляется на основе программно-целевого принципа управления и выражается в деятельности в виде выполнения программ воспитания и обучения. Оперативные цели можно рассматривать как цель педагогического управления по формированию, становлению и развитию ученического коллектива. Так как педагогическое управление имеет программное обеспечение, то оценить результативность управления можно через количественные и качественные показатели управления, исходя из стратегической и тактической целей. В силу сменяемости обучаемого контингента педагогическое управление имеет свойство повторяемости [2, с. 13].

Рассмотрим особенности педагогического управления образовательной организацией:

– педагогическое управление является видом управления, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательного учреждения;

– на основе принципа программно-целевого управления обеспечивается зона ответственности административного и педагогического управления образовательной организацией;

– педагогическое управление имеет свойство повторяемости на основе реализации образовательной программы в условиях нового ученического коллектива. Данные особенности педагогического управления имеют статус обобщенных, так как мы охарактеризовали педагогическое управление через обобщенные критерии классификации управления [3, с. 214].

Теперь рассмотрим характеристику особенностей педагогического управления через внутренний статус управления. Показателями, характеризующими особенности педагогического управления, являются:

– природа педагогического управления характеризуется двойственностью, которая выражается функциональными обязанностями, связанными с обучением и управленческой деятельностью по отношению к ученическому коллективу. Педагогическое управление нацелено на функционирование и развитие ученического коллектива;

– субъект-объектные отношения: педагог совершает управленческие действия по отношению к ученическому коллективу, который отличается возрастными особенностями, особенностью цели организации и существования ученического коллектива и особенностью предполагаемого результата управления. В целом педагогическое управление как управление нацелено на коллектив, целью организации которого является учебная деятельность, а не профессиональная деятельность в силу возрастных и социальных особенностей данного коллектива;

– педагогическое управление реализуется во время периода обучения и в рамках образовательного процесса;

– управление характеризуется механизмом педагогического управления, каждый «виток» которого является единицей развития ученического коллектива. Поэтому предполагается обеспечение педагогического управления соответствующим видом организационно-методического инструментария. Механизм педагогического управления сопровождается конкретными педагогическими технологиями, которые применяются в соответствии с качественной характеристикой ученического коллектива. Механизм педагогического управления — это система связей и отношений между субъектами образовательного процесса, обусловленными функциональными обязанностями и педагогическими условиями его реализации [3, с. 215].

При рассмотрении педагогического управления необходимо определить позицию, с точки зрения которой будет идти речь: педагогическое управление как вид управления с присущими всеми функциями управления; педагогическое управление как вид деятельности педагогов с присущими ему направлениями и критериями оценок реализации деятельности [4, с 30].

При рассмотрении педагогического управления как вида управления образовательной организацией предполагается изучение вопросов об ученическом коллективе как об объекте управления. Предметом рассмотрения будет ученический коллектив и его самоуправление как результат педагогического управления [4, с 31].

Педагогическое управление как деятельность подразумевает реализацию функции по педагогической должности, объектом управления является образовательный процесс, предметом управления — личность, самоуправление проявляется в самоуправлении личности обучающегося, оценка эффективности лежит в плоскости оценки качества образовательного процесса, и результатом педагогического управления будет качественные изменения личности (уровень сформированности образовательной компетентности) [4, с 31].

Педагогическое управление, нацеленное на осуществление функционирования ученического коллектива, рассматривает коллектив как средство педагогического управления, поэтому самоуправление коллектива осуществляется с этой же позиции, следовательно, самоуправление является формализованной структурой управления ученического коллектива, а органы самоуправления работают эпизодически или периодически, и их решения трудно выполнять. Педагог осуществляет развитие коллектива через коллектив, и в результате происходит развитие личности обучающегося. Ученический коллектив, являющийся целью педагогического управления, характеризуется развитием на основе самоуправления и, как следствие, развитием личности обучающегося [4, с. 32].

Литература:

1. Костихина Н. М., Гаврилова О. Ю. Педагогика физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2013. — 296 с.

2. Павлова Н. Л. Особенности педагогического управления // Наука и школа. — 2012. — № 4. — С. 12–17.

3. Павлова Л. Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом. — М.: ЛИР, 2011. — 351 с.

4. Павлова Л. Н. Теория и практика педагогического управления развитием школьного детского коллектива. — Челябинск: Образование, 2008. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое управление, ученический коллектив, коллектив, образовательная организация, образовательный процесс, педагог, вид управления, особенность, отношение, управление.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Starline a91 инструкция по установке скачать
  • Рапамицин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Валидол инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Олин пробиотик инструкция для человека отзывы
  • Обновленные инструкции по охране труда 2022 год