Руководство учебными заведениями отделение

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Директор и декан

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Текст: Анна ДУНДАЛЕВИЧ, Виолетта РАДКЕВИЧ

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия + супер-интенсив!

За месяц повторим всю необходимую информацию и наверстаем упущенное перед ЦЭ/ЦТ 2023. Занятия пройдут онлайн.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция начальника учебного отдела [наименование образовательной организации высшего профессионального и дополнительного профессионального образования]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Начальник учебного отдела относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность начальника учебного отдела принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. На должность начальника учебного отдела в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Начальник учебного отдела должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— основы педагогики, педагогической психологии;

— основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— основы налогового, экономического и экологического законодательства;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

— основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

— порядок составления учебных планов;

— правила ведения документации по учебной работе;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Начальник учебного отдела назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Начальник учебного отдела:

2.1. Руководит деятельностью учебного отдела.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности учебного отдела, издает необходимые распоряжения, контролирует выполнение плановых заданий.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников учебного отдела, создает условия для их работы.

2.4. Контролирует распределение учебной нагрузки для составления оптимальных штатов профессорско-преподавательского состава.

2.5. Составляет график учебного процесса.

2.6. Принимает меры по созданию необходимых социально-бытовых условий для обучающихся и работников образовательной организации, вносит необходимые предложения по их улучшению.

2.7. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата образовательной организации.

2.8. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы образовательной организации, оснащении современным оборудованием, учебной литературой, пособиями и техническими средствами обучения, обеспечивает их сохранность, пополнение и эффективное использование.

2.9. Организует и проводит учебно-методические (научные, научно-методические) семинары (совещания, конференции) и иные мероприятия.

2.10. Осуществляет учет движения обучающихся.

2.11. Координирует подготовку, рецензирование и издание учебно-методических документов, выполнение научно-исследовательской, научно-методической работы.

2.12. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

2.13. Организует работу и взаимодействие учебного отдела с другими структурными подразделениями образовательной организации и заинтересованными организациями в пределах предоставленных полномочий.

2.14. В пределах полномочий руководит деятельностью ученого совета учебного отдела, представляет его интересы в ученом совете головной образовательной организации.

2.15. Осуществляет отчет о работе по вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической и иной деятельности учебного отдела.

2.16. Обеспечивает готовность аудиторного фонда к новому учебному году.

2.17. Контролирует занятость аудиторского фонда.

2.18. Обеспечивает меры по созданию благоприятных и безопасных условий труда, соблюдению требований правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Готовит:

— приказы об утверждении составов государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий;

— проекты решений ректората по результатам текущей и итоговой успеваемости студентов;

— проекты постановлений заседаний советов [института, университета] по вопросам учебной работы.

2.20. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Начальник учебного отдела имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности учебного отдела.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.

3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.

3.9. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Начальник учебного отдела несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Председатель профсоюзного комитета

_______________И. В. Тупикин

«___»_____20__г.                                                                   20__г.

Утверждаю:

Директор ГПОУ «Торезский горный

техникум им.А.Ф. Засядько»

________________С.
Н.Богачёв

«___»_______20
г.                                                              20г.

                                             
Должностная инструкция

заведующего
отделением.

1.Общие положения.

1. Заведующий отделением техникума является  организатором
и непосредственным руководителем
учебной и воспитательной
работы на отделении.

2.           
Заведующий отделением техникума назначается и увольняется приказом
директора техникума.

3.           
Заведующий отделением техникума работает под
непосредственным руководством заместителя директора техникума по учебной работе
и отчитывается перед ним и директором техникума.

4.    Заведующий
отделением техникума в своей деятельности руководствуется:

— 
Конституцией Донецкой Народной Республики;

— 
Законом ДНР «Об образовании»;

—  приказами, письмами, инструкциями и директивными
указаниями Министерства

    образования и науки ДНР;

     приказами и распоряжениями директора техникума;

     настоящей должностной инструкцией .

5. Заведующему отделением непосредственно подчинены:

    все преподаватели;

    председатели цикловых комиссий;

     руководители учебных групп.

2.Должностные обязанности.

Главной задачей  заведующего  отделением  техникума
является  организация, непосредственное руководство, контроль и
усовершенствование учебной и воспитательной работы на отделении. На заведующего
отделением возлагаются следующие должностные обязанности:

1.  Организация и непосредственное руководство учебной и
воспитательной работой на отделении.

2.                 
Контроль за выполнением графика учебного
процесса.

3.                
Составление расписаний экзаменов и
консультаций.

4.                
Контроль за качеством проведения занятий, лабораторных,
практических и других видов учебной работы согласно учебным планам и программам
отделения.

5.                
Контроль за  успеваемостью студентов
отделения и посещаемостью ими учебных занятий.

6.                    
Постоянный оперативный контроль за ходом
семестровых экзаменов на отделении.

7.                    
Контроль за соблюдением студентами отделения
Правил внутреннего распорядка.

8.                    
Подготовка материалов на заседание Педагогического, Методического
и   

Административного
Советов техникума, производственных совещаний.

9.                   
Организация учета работы на отделении и предоставление отчетности.

10.  Контроль
за ходом курсового и дипломного проектирования.

11.                    
Организация и контроль работы  руководителей учебных групп.

12.                   
Подготовка и проведение общих собраний на отделении.

13.  
Организация работы с активом учебных групп на отделении.

14.                    
Внесение   предложений   о    поощрении  и 
наказании   студентов отделения.

15.  Составление  проектов  приказов об
отчислении студентов, а также  о переводе их    из курса на курс.

16.  
Подготовка предложений по назначению стипендий студентам отделения и участие в
работе стипендиальной комиссии.

17. 
Организация работы по поддержанию связи с родителями студентов
.

18.   Контроль
за проживанием студентов в общежитии.

  
3.   Права.

Заведующий отделением имеет право:

1. Принимать    
участие   в     работе     Педагогического,    Методического   и
Административного советов техникума, производственных совещаниях.

2.       
Принимать
участие в мероприятиях, которые проводятся в техникуме, вносить     

  свои предложения по усовершенствованию учебно-воспитательной
работы.

3.   Требовать  
от   преподавателей,   председателей   цикловых   комиссий,  руководителей
учебных групп предоставления планов воспитательной работы и отчетов по их
выполнению.

4.  Посещать
занятия преподавателей, воспитательные часы руководителей учебных групп и
делать выводы о качестве их проведения.

5.       
Посещать заседания цикловых комиссий целью улучшения
учебно-воспитательной работы на отделении.

6.       Выносить устные замечания студентам, преподавателям,
руководителям учебных групп отделения.

7.Принимать участие в персональном распределении специалистов 
среднего звена.

4. 
Ответственность.

Заведующий отделением несет
ответственность за невыполнение должностных обязанностей и неиспользование
прав, предусмотренных действующими правовыми актами и настоящей должностной
инструкцией.

5. Квалификационные требования.

Заведующий
отделением назначается на должность руководителем учебного

заведения  
из   числа     педагогических    работников,    имеющих      полное

высшее образование и опыт учебно-методической работы.

             Заместитель директора по УР                               С.Н.Гидульянова

Содержание

  1. Должностная иерархия в высшем учебном заведении

    1. Ректор
    2. Проректор
    3. Директор и декан
    4. Заведующий кафедрой
    5. Преподаватели

Думаю, что я не один был такой на первом курсе, кто путался в наименованиях, терминах, да и в целом структуре вуза и том, кто есть кто и кто важнее. Специально для таких как я, мне пришла в голову идея рассказать о вузовской иерархии. Кто главнее, а кто самый главный?

Должностная иерархия в высшем учебном заведении

Тянуть кота за хвост мы не будем и начнем с верхушки, с каждым шагом спускаясь всё ниже и ниже.

Ректор

Самый главный человек в высшем учебном заведении, его руководитель – это ректор. На его плечах лежит распределение ресурсов, создание стратегии дальнейшего развития вуза, поиск дополнительных источников финансирования. Как правило, о престиже вуза многое может сказать престиж ректора.

кто самый главный в институте, университете, вузе

Мы рекомендуем одинаково уважительно относиться и к рядовым педагогам, и к деканам с ректорами

Проректор

Если с ректором всё понятно, то вот с проректором всё сложнее. Проректор – заместитель руководителя вуза, то есть ректора. Но чем крупнее вуз, тем больше в нём проректоров и каждый занимается своим конкретным направлением. Это может быть:

  • Научная работа.
  • Научно-педагогическая работа.
  • Учебно-воспитательная работа.
  • Взаимодействие с иностранными коллегами и партнёрами.
  • Учебно-методическая работа.
  • Административно-хозяйственная деятельность.

По своей сути, проректоры занимаются своей работой в конкретной отрасли, а также замещают ректора, на случай его отъезда, отпуска или болезни.

Директор и декан

Директора и деканы обладают одинаковыми функциями и отличаются лишь названиями. Директора – руководители институтов внутри большого университета. Если же в университете нет институтов, а только факультеты, то ими руководят деканы. Всё просто.

На плечах директоров и деканов лежат в первую очередь административные функции:

  1. Организация и руководство научной, учебной, воспитательной и методической работой.
  2. Решение организационных вопросов
  3. Руководство стипендиальной и приёмной комиссиями.
  4. Отчисление студентов из недостаточной успеваемости, долгов за обучение по контракту и другие нарушения устава учебного заведения.
  5. Укрепление и модернизация материальной базы факультета и вуза.

Как и у ректоров, у деканов имеются заместители по различным видам деятельности, а всю техническую работу, как правило, выполняют методисты деканата, набранные из числа студентов и выпускников.

Заведующий кафедрой

Высшее учебное заведение делится на институты или факультеты, а те в свою очередь на кафедры, которыми и руководят заведующие. Обязанностей у них немало:

  • Разработка и корректировка учебных планов и образовательных программ.
  • Распределение учебной нагрузки между преподавателями.
  • Согласование расписаний.
  • Организация и руководство студенческих практик.
  • Помощь в организации зачётов и экзаменов.
  • Участие в прослушивании курсовых и дипломных работ.
  • Организация научно-исследовательской деятельности педагогов.

Как и у ректоров, и у деканов, у зав. кафедрой тоже имеются замы, правда их меньше, хватает одного-двух.

Преподаватели

И закончим мы на самых важных людях вуза, без которых бы не было нужды ни в ректорах, ни проректорах, ни деканах – речь идёт про преподавателей. Они, кстати, тоже имеют свои иерархию:

  1. Профессор – имеется степень кандидата или даже доктора наук, у него, чаще всего, небольшая учебная нагрузка, а преподает лишь у магистров и аспирантов, а в остальное время занят своими делами, либо научной деятельностью.
  2. Доцент – специалист, ведущий профессиональные дисциплины, являясь при этом кандидатом или доктором наук.
  3. Старший преподаватель – часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент – это позиция, с которой многие педагоги начинают свой путь в сфере образования. Они помогают проводить лабораторные работы, семинары, а иногда им даже доверяют вести лекции, когда у преподавателя нет возможности сделать это самостоятельно. На эту должность чаще всего берут магистров и аспирантов, чтобы педагогический стаж начал копиться.

Также на кафедрах работаю инженеры и лаборанты, которые помогают вести техническую работу. А ещё в вузе полно специалистов, несвязанных со сферой образования, это и бухгалтеры, и технические специалисты, занимающиеся техникой, уборщицы, охранники и много кто ещё.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться с не такой уж просто иерархией руководителей в вузе. Если у вас ещё остались вопросы, то милости просим в комментарии, где я с радостью на них отвечу. Надеемся, наши советы смогли найти отклик в вашем сердце, ведь мы стараемся исключительно для вас! А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Директор и декан

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Согласовано:

Председатель профсоюзного комитета

_______________И. В. Тупикин

«___»_____20__г.                                                                   20__г.

Утверждаю:

Директор ГПОУ «Торезский горный

техникум им.А.Ф. Засядько»

________________С.
Н.Богачёв

«___»_______20
г.                                                              20г.

                                             
Должностная инструкция

заведующего
отделением.

1.Общие положения.

1. Заведующий отделением техникума является  организатором
и непосредственным руководителем
учебной и воспитательной
работы на отделении.

2.           
Заведующий отделением техникума назначается и увольняется приказом
директора техникума.

3.           
Заведующий отделением техникума работает под
непосредственным руководством заместителя директора техникума по учебной работе
и отчитывается перед ним и директором техникума.

4.    Заведующий
отделением техникума в своей деятельности руководствуется:

— 
Конституцией Донецкой Народной Республики;

— 
Законом ДНР «Об образовании»;

—  приказами, письмами, инструкциями и директивными
указаниями Министерства

    образования и науки ДНР;

     приказами и распоряжениями директора техникума;

     настоящей должностной инструкцией .

5. Заведующему отделением непосредственно подчинены:

    все преподаватели;

    председатели цикловых комиссий;

     руководители учебных групп.

2.Должностные обязанности.

Главной задачей  заведующего  отделением  техникума
является  организация, непосредственное руководство, контроль и
усовершенствование учебной и воспитательной работы на отделении. На заведующего
отделением возлагаются следующие должностные обязанности:

1.  Организация и непосредственное руководство учебной и
воспитательной работой на отделении.

2.                 
Контроль за выполнением графика учебного
процесса.

3.                
Составление расписаний экзаменов и
консультаций.

4.                
Контроль за качеством проведения занятий, лабораторных,
практических и других видов учебной работы согласно учебным планам и программам
отделения.

5.                
Контроль за  успеваемостью студентов
отделения и посещаемостью ими учебных занятий.

6.                    
Постоянный оперативный контроль за ходом
семестровых экзаменов на отделении.

7.                    
Контроль за соблюдением студентами отделения
Правил внутреннего распорядка.

8.                    
Подготовка материалов на заседание Педагогического, Методического
и   

Административного
Советов техникума, производственных совещаний.

9.                   
Организация учета работы на отделении и предоставление отчетности.

10.  Контроль
за ходом курсового и дипломного проектирования.

11.                    
Организация и контроль работы  руководителей учебных групп.

12.                   
Подготовка и проведение общих собраний на отделении.

13.  
Организация работы с активом учебных групп на отделении.

14.                    
Внесение   предложений   о    поощрении  и 
наказании   студентов отделения.

15.  Составление  проектов  приказов об
отчислении студентов, а также  о переводе их    из курса на курс.

16.  
Подготовка предложений по назначению стипендий студентам отделения и участие в
работе стипендиальной комиссии.

17. 
Организация работы по поддержанию связи с родителями студентов
.

18.   Контроль
за проживанием студентов в общежитии.

  
3.   Права.

Заведующий отделением имеет право:

1. Принимать    
участие   в     работе     Педагогического,    Методического   и
Административного советов техникума, производственных совещаниях.

2.       
Принимать
участие в мероприятиях, которые проводятся в техникуме, вносить     

  свои предложения по усовершенствованию учебно-воспитательной
работы.

3.   Требовать  
от   преподавателей,   председателей   цикловых   комиссий,  руководителей
учебных групп предоставления планов воспитательной работы и отчетов по их
выполнению.

4.  Посещать
занятия преподавателей, воспитательные часы руководителей учебных групп и
делать выводы о качестве их проведения.

5.       
Посещать заседания цикловых комиссий целью улучшения
учебно-воспитательной работы на отделении.

6.       Выносить устные замечания студентам, преподавателям,
руководителям учебных групп отделения.

7.Принимать участие в персональном распределении специалистов 
среднего звена.

4. 
Ответственность.

Заведующий отделением несет
ответственность за невыполнение должностных обязанностей и неиспользование
прав, предусмотренных действующими правовыми актами и настоящей должностной
инструкцией.

5. Квалификационные требования.

Заведующий
отделением назначается на должность руководителем учебного

заведения  
из   числа     педагогических    работников,    имеющих      полное

высшее образование и опыт учебно-методической работы.

             Заместитель директора по УР                               С.Н.Гидульянова

Должностная инструкция заведующего отделением

1. Общие положения должностной инструкции для колледжа

1.1. Заведующий отделением относится к категории учебно-вспомогательного персонала.

1.2. Назначение на должность заведующего отделением и освобождение от нее производится приказом директора учебного заведения по представлению заместителя директора по учебной работе.

1.3.Заведующий отделением подчиняется непосредственно директору, заместителю директора по учебной работе.

1.4. Во время отсутствия заведующего отделением (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

2.1. Организация и непосредственное руководство учебно-воспитательной работой отделения.

2.2. Обеспечение своевременного составления планов работы отделения, цикловой комиссии, учебных кабинетов и лабораторий, тематических планов преподавателей, индивидуальных планов преподавателей, планов работы классных руководителей и другой учебно-методической документации, а также контроль за их выполнением.

2.3. Подготовка материалов к составлению расписания занятий и его корректировке.

2.4. Контроль за выполнением учебного плана и программы.

2.5. Организация ведения и анализ успеваемости студентов (вместе с диспетчерской службой); подготовка мероприятий по обеспечению высокой успеваемости отделения. Контроль за проведением самоподготовки.

2.6. Контроль за дисциплиной студентов отделения, рассмотрение вместе с общественной организацией нарушений дисциплины, распорядка дня и правил внутреннего распорядка студентами, представление (в необходимых случаях) предложений заместителю директора по учебной работе.

2.7. Контроль за работой цикловой комиссии и лаборантов.

2.8. Руководство и контроль за работой учебных кабинетов и лабораторий, обеспечение исследовательской работы и технического творчества студентов, работы по обеспечению наглядности. Организация приобретения наглядных пособий, оборудования и технических средств для проведения теоретических и практических занятий.

2.9. Руководство и контроль за работой кураторов учебных групп, активов группы.

2.10. Осуществление контроля за качеством преподавания дисциплины, проведением консультаций и дополнительных занятий, оформлением учебно-учетной документации.

2.11. Изучение, обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогического и производственного опыта, достижений науки.

2.12. Руководство работой малого педагогического совета и стипендиальной комиссии отделения.

2.13. Подготовка материалов к проведению персонального распределения молодых специалистов и осуществления связи с выпускниками учебного заведения.

2.14. Организация и руководство (вместе с общественной организацией) воспитательной, культурно-массовой и спортивной работой среди студентов отделения. Контроль участия студентов в предметных кружках, кружках художественной самодеятельности, спортивных секциях, культпоходах, вечерах отдыха, лекциях и других мероприятиях.

2.15. Организация и осуществление контроля за оформлением и санитарным состоянием учебных помещений и комнат общежития, в которых проживают студенты отделения.

2.16. Контроль за ведением учета работы кураторов групп, кабинетов и лабораторий, проведением консультаций и дополнительных занятий и т. пр.

2.17. Решение личных вопросов преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и студентов отделения, а в необходимых случаях представление предложений заместителю директора поз учебной работе.

2.18. Решение вопросов поселения и выселения из общежития (вместе с воспитателями) со следующим утверждением заместителем директора по воспитательной и профориентационной работе.

2.19. Подготовка материалов к совещаниям, педагогическим советам и заседаниям учебной части комиссии, отчетов о работе отделения.

2.20. Осуществление связи с родителями студентов отделения.

2.21. Организация приема на отделение и профориентационной работы.

2.22. Координация учебной работы с производственной деятельностью по специальности.

2.23.Организация учебы по специальности с работниками производственной части, разработка и внедрение рекомендаций по улучшению ее работы.

2.24. Обеспечение связи проведения практики и дежурства студентов с выполнением работы в производственной части.

2.25. Выполнение отдельных заданий заместителя директора по учебной работе, учебно-производственной работе, воспитательной и профориентационной работе.

3. Права

3.1. Распоряжения заведующего отделением обязательны для всех преподавателей, студентов и учебно-вспомогательного персонала отделения и могут быть отменены лишь заместителем директора по учебной работе.

3.2. Распоряжаться стипендиальным фондом и средствами на оборудование кабинетов и лабораторий отделения с последующим согласованием с заместителем директора по учебной работе.

3.3. Распоряжаться оборудованием кабинетов и лабораторий отделения.

3.4. Подавать на рассмотрение предложения заместителю директора по учебной работы о приеме и освобождении преподавателей и работников, приеме и отчислении студентов отделения.

3.5. Подавать заместителю директора по учебной работе проекты мероприятий улучшения учебно-воспитательной работе отделения.

3.6. Подавать заместителю директора по учебной работе на визирование проекты приказов о моральных и материальных поощрениях преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, студентов отделения, а также о дисциплинарных взысканиях за нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

3.7. Рассматривать планы активов группы и вносить в них необходимые изменения и дополнения.

3.8. Вместе с воспитателями и заместителем директора по воспитательной и профориентационной работе расселять студентов в общежитии и выселять их за нарушение правил проживания в общежитии.

3.9. Рассматривать заявления и жалобы преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, студентов отделения; решать их, принимать соответствующие меры, а в необходимых случаях подавать свои предложения заместителю директора по учебной работе.

3.10. Давать разрешение (с последующим утверждением заместителем директора по учебной работе) на вызов родителей студента.

3.11. Предоставлять краткосрочные (до трех дней) отпуска студентам и учебно-вспомогательному персоналу.

3.12. Отменять распоряжение преподавателей и работников отделения, если они противоречат требованиям учебной работы.

3.13. Не допускать к работе или учебе преподавателей, работников отделения и студентов при грубом нарушении ими учебного процесса или техники безопасности (с последующим согласованием с заместителем директора по учебной работе).

3.14. Требовать необходимую отчетность о работе от преподавателей и работников отделения.

3.15. Организовывать и проводить собрания и совещания студентов, преподавателей и работников отделения по вопросам учебно-воспитательного характера.

3.16. Давать разрешение на проведение различных мероприятий в отделении.

4. Ответственность

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За нарушение Устава учреждения.

4.5. За совершение действий, противоречащих морально-этическим нормам профессионального взаимодействия участников образовательного процесса.

4.6. За нарушение правил охраны труда и техники безопасности.

4.7. За организацию и состояние учебной и методической работы отделения, осуществление связи учебного процесса с производственной деятельностью по специальности.

С должностной инструкцией заведующего отделением колледжа ознакомлен:

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Текст: Анна ДУНДАЛЕВИЧ, Виолетта РАДКЕВИЧ

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Приходи на курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ от Адукар

Топовые курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ 2024 в Минске или онлайн. Оставляй заявку сейчас и получи скидку 25% на весь учебный год! Крутой интенсив для подготовки летом в подарок только сейчас!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как применять фортранс инструкция по применению взрослым
  • Мануал на тойоту марино
  • Рабифел вакцина для кошек инструкция по применению
  • Беговая дорожка стингрей инструкция по применению
  • Ликвидация обособленного подразделения пошаговая инструкция в 2022 году