Руководство трудовой деятельностью дошкольника

               Методы и приемы трудового воспитания   дошкольников

       Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.                                                    

   Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

 ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы  довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. О н ш и р о ко и с п о л ь з у е т с я в с т а р ш е й и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:

1. Любой труд должен быть  целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира,

открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых),таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

Прием:                                                                                                                                               — использование музыки;                                                                                                                  — участие взрослых;                                                                                                                          — обсуждение результатов

Метод наглядности

Прием:                                                                                                                                               — демонстрация наиболее сложных моментов в работе

Метод словесности

Прием:                                                                                                                                               — объяснение предстоящей деятельности;                                                                                       — оценка деятельности

Метод практический

Прием:                                                                                                                                               — многократный показ;                                                                                                                     — детальный показ действий.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,  привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить  , что в работе воспитателя  необходимо использовать   более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством  рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений)  ведь  своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-  3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.  М.: Просвещение, 1998.

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.  высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и  др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Тема: Цели, задачи, методы и средства
руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс
формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности
к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к
труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового
воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой
деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание
трудолюбия как качества личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки
задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова
выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание
потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных
видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование
трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать
помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение
навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых.
Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую
деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
включает три группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на
формирование самой трудовой деятельности и включает:

1. Последовательное формирование у детей умений
осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает
результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном
возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель,
отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их
рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий,
достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое
оборудование, приводить в порядок рабочее место.

2. Своевременное формирование у детей умения
осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов.
Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие
комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию:
предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность
их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между
участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

3. Формирование первоначальных общественных мотивов
трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности
интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам,
многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и
затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который
возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда
привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к
участию в нем.

К старшему дошкольному возрасту на основе понимания
общественной значимости результатов труда складываются первоначальные
общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику
добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают
детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего
качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

От решения этой группы задач зависит включение ребенка
в труд, уровень развития трудовой деятельности, а следовательно, и ее
использование как средство воспитания.

Вторая группа задач направлена на воспитание
положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:

1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой
деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов. Дети
дошкольного возраста еще не умеют четко отличать труд взрослых от других форм
деятельности. Существенным признаком труда выступает достигнутый результат,
удовлетворяющий потребности людей. Поэтому необходимо формировать
направленность восприятия ребенка на вычленение результата труда взрослого,
расширять знания о назначении результатов труда, их общественной значимости,
знания о том, как достигаются результаты труда.

2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку,
стремления оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также
имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости, знания
об отношении человека к труду.

3. Воспитание бережного отношения к результатам труда
взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том,
что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а
многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования
знаний о труде взрослых.

Третья группа задач направлена на воспитание личности
ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает:

1. Воспитание правильного отношения детей к
собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не
избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка
к трудовому усилию и т. п. Решение этой задачи опирается на формирование умений
осуществлять трудовые процессы, на общественные мотивы труда.

2. Воспитание личностных черт: ответственности,
самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности,
выдержки и терпения и т. п. Реализация этой задачи тесно связана с воспитанием
у ребенка отношения к своему труду.

3. Воспитание поведения и положительных
взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и
т. д.

Решение этой задачи предполагает освоение трудовых
процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в
каждой возрастной группе.

Содержание труда детей дошкольного возраста
определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и
содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе
воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же
раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным
качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям
о труде.

Усложнение программных требований предусматривает:

1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно
проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными
результативными действиями в том или ином трудовом процессе. Например, сначала
приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и
расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем во
второй младшей группе, а также в средней и старшей программа включает
требования овладения целостными процессами труда (одевание, умывание,
сервировка стола, приготовление корма и кормление отдельных животных, создание
некоторых поделок и т. д.).

Предусматривается также увеличение количества трудовых
процессов в каждом виде труда. Например, в самообслуживании к умыванию и
одеванию добавляется уход за одеждой и обувью; в хозяйственно-бытовом труде,
кроме сервировки стола, приготовления столов к занятиям — поддержание чистоты и
порядка в групповой комнате, на участке, дома и т. п.

В подготовительной к школе группе ребенок должен уметь
осуществлять тот или иной вид труда в целом: обслужить себя (умыться, одеться,
вычистить одежду, пришить пуговицу, выстирать мелкие вещи), поддерживать
порядок в своих вещах и в комнате, ухаживать за обитателями живого уголка и т.
п. Это постепенное нарастание объема деятельности и постепенное введение разных
видов труда определяется доступностью для ребенка как техники каждого трудового
действия, процесса, так и знания о труде, его результативности, осознания его
необходимости для других.

2. Совершенствование трудовых навыков и умений,
которое проявляется в овладении техникой выполнения трудовых действий,
процессов труда (быстрота, точность, экономность движений и т. п.), а также в
постепенном повышении требований к самостоятельности, осознанности и гибкости
умений — их применении в постоянно меняющихся условиях, например: сервировка
стола зависит от меню; уход за растениями — от сезона и т. п.

3. Совершенствование планирования и организации
трудовой деятельности, которое предполагает постепенное усложнение требований к
самостоятельности выполнения сначала отдельных трудовых процессов, затем целого
вида труда и, наконец, общей, коллективной трудовой деятельности
(подготовительная группа): умения принимать, а затем самостоятельно определять
цель трудовой деятельности, представлять ее результат, устанавливать
последовательность трудовых действий или трудовых процессов, предварительно
отбирать необходимые материалы, инструменты, удобно располагать их, убирать
после труда и хранить в порядке, целесообразно распределять обязанности между
участниками коллективного труда, достигать намеченного результата.

4. Становление мотивов трудовой деятельности.
Программа предусматривает динамику мотивов — от интереса к внешней стороне
трудовой деятельности (к действиям, орудиям) в младшем дошкольном возрасте к
заинтересованности результатами труда и их использованию для себя и для других
и, наконец, к формированию общественно значимых мотивов.

5. Формирование усложняющихся знаний о труде взрослых
важно как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для
формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к труду.
Формирование знаний о труде взрослых осуществляется на специальных занятиях.

Задачи трудового воспитания (В. Г. Нечаева, Р. С.
Буре):

1) воспитание положительного отношения к труду
взрослых, стремления оказывать им посильную помощь;

2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее
совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности,
овладение умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;

3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к
трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности
принять участие в труде);

4) воспитание навыков организации своей и общей
работы: умение готовить

заранее все необходимое, убирать на место
использованные инструменты после окончания труда, приводить в порядок место
работы;

5) формирование положительных взаимоотношений между
детьми в процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь. 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с
помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом
взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является
необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным
трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою
потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства
решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить
представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной
значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено
на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания
дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное
искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании
дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку,
рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с
помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание
быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость
труда.

Все названные художественные средства эффективны в
педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг
с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников
являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов;
оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Этапы руководства

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Постановка задачи

Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста.

Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель.

Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции.

Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата.

2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий

Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним.  Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж.

Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией.

Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить.

3.Технология руководства самостоятельной работой ребят

Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд.

Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы.

Используется совместный труд.
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых. Самостоятельно дежурят в уголке природы.

4.Анализ и оценка детского труда

Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети.

Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны.

5.Планирование продолжения трудовой деятельности

На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования.

Осуществляется с помощью взрослого.

Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу.

Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Интересен сам процесс выполнения трудовых действий

Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными).

В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных
знаний, умений и навыков.

  • В ходе игры трудовые
    усилия детей проявляются по-разному:
    младшим детям интересен сам
    процесс
    ,
    а не результат. У стар­ших дошкольников
    трудовой процесс имеет мотивацию
    (для чего он это делает). Младшие дети
    часто заменяют трудовые действия
    воображаемыми (напоить куклу). У старших
    дошкольников труд постепенно отделяется
    от игры. Дети в свою деятельность
    начи­нают включать мотив общей пользы
    (если не интересно, но по­лезно).

    Как мы уже отмечали,
    для трудовой деятельности детей
    младшего до­школьного возраста
    характерен
    интерес к самому процессу действий
    (разло­жил ложки, начинает раскладывать
    по второй).

    1. Дошкольников
      необходимо последовательно обучать
      навыкам тру­довой деятельности. При
      недостаточном руководстве трудо­вой
      деятельностью детей она долго продолжает
      оставаться на уровне действий, которые
      интересны малышу сами
      по себе
      .
      Под воспитательским воздействием у
      детей постепенно развивается способность
      ставить цели, заранее планировать и
      организовывать свою деятельность
      (приготовить все, что понадобится,
      опреде­лить последовательность
      действий), доводить дело до получения
      результата.

    Трудовая
    деятельность

    дошкольников развивается по трем
    направле­ниям:

    1. обособление
      труда от игры

      и оформление
      ее как самостоятельной деятельности
      ;

    2. становление
      компонентов трудовой деятельности

      – овладение тру­довым процессом;
      выделение цели, результата, планирование
      трудовых действий, формирование мотивов
      труда, умений и на­выков;

    3. становление
      различных видов труда
      :
      самообслуживания,
      хозяйст­венно-бытовой
      (поддержание порядка вокруг себя); труд
      в природе, ручной труд

      (старшая группа), учебный
      труд
      (важен
      для подготовки детей к школе).

    Дошкольная
    педагогика

    выделяет следующие задачи
    трудового воспи­тания
    :

      1. ознакомление
        с трудом взрослых
        :
        формирование представле­ния о сути
        и значении трудовых действий,
        по­ложительного отношения к труду,
        осознания его собствен­ной значимости.
        Однако отношение к труду может быть
        формальным, если в трудовые действия
        не включаются сами дети;

      2. обучение
        простейшим трудовым умениям и навыкам
        ;

      3. воспитание
        интереса к труду

        (труд должен приносить ра­дость);

      4. воспитание
        трудолюбия и самостоятельности
        .
        Важно не за­вышать требования к
        ребенку, иначе непосильные требова­ния
        породят феномен ухода от деятельности;

      5. воспитание
        общественной направленности мотивов
        труда
        .
        Это достигается через осознание
        значимости результата труда;

      6. коррекционные
        задачи
        :
        развитие движений, развитие речи,
        коррекция физического развития,
        умственной и познава­тельной
        деятельности; повышение уровня
        социализации детей;

    Определяя содержание
    и последовательность обучения детей
    трудовым умениям, воспитатель должен
    учитывать особенности их возраста,
    доступ­ность предлагаемого содержания
    труда, его воспитательную ценность, а
    также санитарно-гигиенические требования
    к его организации. По мере роста и
    развития детей усложняются требования
    к качеству их трудовой деятель­ности,
    уровню ее самоорганизации, увеличивается
    объем и ускоряется темп выполняемой
    работы.

    Для осуществления
    задач трудового воспитания дошкольников
    исполь­зуются следующие средства:

    1. широкое ознакомление
      с трудовой деятельностью, ее видами,
      основами ее организации;

    2. трудовое обучение;

    3. непосредственное
      участие в трудовой жизни общества,
      выпол­нение доступных видов труда.

    Требуется
    использование всех средств трудового
    воспитания в ком­плексе, во взаимодействии,
    с учетом того, что каждое из этих средств
    имеет свое значение и место в системе
    трудового воспитания дошкольников.

    Прежде чем ребенок
    сможет включиться в трудовые процессы,
    ему не­обходимо выделить
    и осознать основные компоненты труда,
    освоить необхо­димые трудовые умения.

    Детям нужно
    объяснить структуру
    трудового процесса
    :
    цель, выбор
    материала, инструментов, трудовые
    действия, результат, правила организа­ции
    трудового процесса

    (отобрать нужное, удобно расположить
    его, убрать рабочее место после труда).
    Детям с
    речевой патологией

    трудно вычленить результат труда,
    трудовые действия, не могут без
    специального обучения по­ставить
    цель и отобрать необходимый материал.
    Для предотвращения этого необходимо,
    чтобы цель
    и результат труда

    были
    мотивированы практиче­скими
    потребностями детей
    :
    практическая необходимость результата
    труда направляет внимание детей на цель
    труда (сшить кукле шапочку, чтобы ее
    можно было взять на улицу). Кроме того,
    цель труда должна быть наглядно
    представлена в виде образа (рисунок,
    аппликация) предмета, расчленение
    выполнения замысла на ряд этапов
    (картинный план). Отбор соответствую­щего
    материала и оборудования полезно
    проводить совместно с детьми. Это
    помогает привлечь их внимание. Важна
    демонстрация трудового процесса поэтапно
    с фиксацией внимания на промежуточном
    результате и невозмож­ности его
    использования.

    В

    ыкроили
    шапочку, но она не держится на голове –
    ее надо сшить; сшили, но она снова не
    держится на голове – пришьем завязочки
    – ее можно использовать. Результат
    должен быть значимым, его можно
    использовать в игре и т.д.

    Трудовое обучение
    предполагает формирование общетрудовых
    и спе­циальных
    умений.

    Общетрудовые
    связаны с организацией, планированием
    и осуществле­нием любого трудового
    процесса и вида труда (поставить цель,
    спланировать этапы работы, организовать
    рабочее место, контролировать и
    анализировать свою деятельность).

    Специальные
    – специфические трудовые действия с
    различными инст­рументами и материалами
    (намыливание, пришивание, приклеивание).

    В младшей группе
    основным содержанием трудового обучения
    явля­ется постепенное освоение детьми
    отдельных результативных действий по
    самообслуживанию,
    имеющих ярко выраженный результат
    (раздевание: рас­стегнуть, снять,
    аккуратно сложить или повесить одежду;
    одевание; умыва­ние; мытье посуды;
    игрушек).

    В средней группе
    трудовое обучение направлено на освоение
    основных процессов
    хозяйственно-бытового труда

    (сервировка стола к обеду), труда в
    природе (посадка растений, протирание
    листьев).

    В старшей группе
    осваиваются процессы ручного
    труда
    и
    конструиро­вания (поделки из бумаги
    и природного материала), ухода за
    растениями и животными.

    Трудовое обучение
    осуществляется на занятиях и в повседневной
    жизни, может быть индивидуальным и
    групповым. (Занятия можно прово­дить
    во второй половине дня, в часы,
    предназначенные для трудовой
    дея­тельности).

    Основными формами
    организации труда

    детей
    могут
    быть :

    Поручения
    это
    задания,
    которые воспитатель эпизодически дает
    одному или нескольким детям
    ,
    учитывая их возрастные и индивидуальные
    особенности, наличие опыта и
    коррекционно-воспитательные задачи.

    Могут быть кратковремен­ными
    или длительными
    (разложи ложки). Формируют интерес к
    труду, чув­ство ответственности. В
    младшей группе

    поручения индивидуальны, кон­кретны
    и просты, содержат одно–два действия.
    Поручение помогает воспита­телю
    индивидуализировать приемы работы
    (помочь, научить, показать).

    В средней группе
    поручения усложняются
    (постирать одежду куклы, подмести
    дорожки), т.е. задания включают элементы
    самоорганизации. По­ручения могут
    быть для нескольких детей, что готовит
    их к дежурству. В
    старшей группе
    большинство
    поручений становятся групповыми,
    объеди­няющими два–шесть человек
    (убрать полки с игрушками). Дети сами
    распре­деляют операции, следят за
    работой.

    Дежурства
    форма
    организации труда детей, предполагающая
    обяза­тельное выполнение ребенком
    работы, направленной на обслуживание
    кол­лектива.

    Достигается систематичность работы
    детей. В
    младшей группе
    де­журств
    нет. В
    средней группе

    вводятся дежурства по столовой (взрослый
    по­могает, следит и оценивает работу)
    – на один стол один дежурный. Во второй
    половине года – дежурства по подготовке
    к занятиям. Воспитатель назначает 2-3
    человека и сам распределяет между ними
    работу, оказывает помощь, учит доводить
    дело до конца, убирать использованное
    оборудование.

    В старшей группе
    вводятся дежурства
    по уголку природы
    .
    Дежурят 2 человека, учат их оказывать
    помощь друг другу; соизмерять свои
    действия с действиями партнера. В старшей
    группе особое место занимает коллектив­ный
    труд
    (уборка
    групповой комнаты или участка, оформление
    зала к празд­нику, сбор семян).

    Чтобы дежурить,
    дети должны знать, что делать и как,
    каким инвента­рем пользоваться. Объем
    работы постепенно расширяется.

    Дежурства приобщают
    детей к труду
    в природе
    .
    Сначала – наблюдение за действиями
    взрослого (кормим рыбок, поливаем цветы).
    Дети в старшей группе привлекаются к
    посадке, поливке, прополке, смена воды
    в аквариуме, работа в цветнике. Занятия
    можно проводить на участке (ознакомление
    с ок­ружающими).

    Занятия по ручному
    труду

    предусматривают работу с природным,
    бросовым материалом, изготовление
    поделок, конструирование из бумаги. Эта
    работа должна быть мотивирована, по
    времени должна занимать для детей 4-х
    лет – 10 минут
    ,
    6-7 лет – до
    20 минут
    . В
    группе должно быть специальное
    оборудование – хозяйственно-бытовой
    уголок
    (фартуки,
    платочки на голову, ведерки, тазики,
    веники и т.д.). На участке должно быть
    отведено специальное место для хранения
    инвентаря.

    3.Значение трудовой деятельности в речевом развитии и умственном воспитании детей

    Работу по трудовому
    воспитанию организуем с
    учетом физического состояния детей

    (часто нарушена координация движений,
    их объем, снижена мышечная сила, трудность
    в тонких дифференцированных движениях).

    Речь необходимо
    включать
    в каждое трудовое действие
    .
    Наращивается словарный запас детей,
    совершенствуется умение строить
    предложение. Весь ход трудового процесса
    оречевляется.

    Особенно эффективно
    в устранении заикания по методике Н.А.
    Чевелевой. Лепка, рисование, конструирование
    могут быть использованы в коррекционных
    целях для активного устранения заикания
    через оречевление своих действий
    (сопровождающая речь, завершающая,
    предваряющая и самостоятельная).

    На занятиях по
    ручному труду имеет место решение задачи
    развития
    сенсорного восприятия и развития речи
    детей с ТНР
    .
    Внимание детей обращается на свойства
    и качества материалов, с которыми они
    работают (качества бумаги, ее толщина,
    цвет, свойства картона и их сравнение).
    Используя бросовый материал кроме
    трудовых навыков дети знакомятся с его
    свойствами (формой, цветом, величиной).
    Природный материал формирует представления
    о цвете, качестве поверхности, свойствах,
    предназначениях и т.д. (ягоды шиповника,
    рябины, шишки, листья, мох, их свойства
    и качества).

    Дети знакомятся
    со свойствами и качествами атрибутов
    трудовой деятельности
    :
    клей, кисть, ножницы.

    Трудясь в природе,
    дети знакомятся со свойствами земли
    (сухая, влажная, впитывает воду), изучают
    свойства глины, сравнивают ее с песком.

    И

    зучая
    сезонные изменения в природе, дети
    устанавливают, что уносить желтые сухие
    листья легче, чем зеленые.

    При уборке:
    влажной тряпочкой нужно протирать
    неполированные поверхности.

    Кроме того,
    наращивается
    пассивный и активный словарь

    детей, формируются
    коммуникативные умения
    .

    В труде дети
    овладевают разнообразными навыками и
    умениями, необходимыми в повседневной
    жизни: в самообслуживании, в
    хозяйственно-бытовой деятельности и
    т.д. Ребенок не только может обходиться
    без взрослых, но у него развиваются
    самостоятельность, умение преодолевать
    трудности, способность к волевым усилиям.
    Это доставляет ему радость, вызывает
    желание овладеть новыми умениями и
    навыками.

    В процессе труда
    дети практически познают свойства
    окружающих вещей, наблюдают за ростом
    и изменениями растений, рассматривают
    животных, знакомясь с условиями их
    обитания. Дети сравнивают, сопоставляют
    (стремятся самостоятельно найти ответы
    на многочисленные «почему?»). У них
    развивается любознательность,
    познавательные интересы.

    Уже с 1-го года
    обучения можно создавать проблемные
    ситуации
    ,
    связанные с фиксацией значения того
    или иного предмета (ложка, чашка;
    показываем совок и как им пользоваться,
    а через некоторое время просим насыпать
    песок в ведерко, а совка нет, т.е. фиксируем
    внимание на значимости предмета, как
    предмета орудия). Эти виды заданий
    формируют поисковую
    деятельность, поиск решения ситуации
    .

    В трудовую
    деятельность включаются элементы
    для развития мышления
    (наглядно-действенного,
    практического), которое связано с
    овладением орудийными действиями.

    Развитию мышления
    способствует постоянное использование
    приемов
    сравнения, анализа и синтеза
    .

    Уже на 3-ем году
    жизни ориентируем ребенка на проблемную
    ситуацию и предлагаем рассказать, как
    он это будет делать (формирует элементы
    образного мышления). Можно использовать
    фиксирующую речь: «Это мяч. Его нужно
    достать. Беру палку. Достаю мяч. Достал
    мяч». Формируется умение мыслить
    словесно, устанавливать последовательность
    действий.

    Таким образом,
    трудовое воспитание оказывает влияние
    на развитие всех психических процессов,
    на речевые функции и на становление
    личности ребенка дошкольного возраста.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Stilex гель инструкция по применению на русском языке
  • Руководство по эксплуатации азлк 2141
  • Осциллограф dso150 инструкция на русском pdf
  • Зцм кормилак инструкция как разводить для козлят
  • Руководство отделом в трудовом договоре