Руководство театрализованными играми в разных возрастных группах

Консультация для воспитателей на тему:

 «Методика организации театрализованной деятельности

в разных возрастных группах»

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит ребёнка в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.).

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения; дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают следующие виды театров для каждой возрастной группы.

1 младшая

Группа

2 младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная к школе

 группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой

рукой», людьми-куклами и

 тростевыми куклами; обучение

 технике работы с этими куклами.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
  • максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
  • последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Методика организации театрализованной деятельности

в младшей группе

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

 Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, к просмотру небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. За основу их взяты знакомые ребенку потешки, стихи, сказки. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации:

— игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

— игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

— игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

— игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»);

— игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»);

— ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»);

— инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»);

— игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя.

Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации.

Методика организации театрализованной деятельности

в средней группе

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 — 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре.

В работе с детьми используются: 1) многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух — трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Красная Шапочка»); 2) игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; 3) постановка спектакля по произведению.

В возрасте 4 — 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения.

Методика организации театрализованной деятельности

в старшей группе

В старшей группе идет постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к свободному построению ребенком сюжета; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре.

Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», «Гуси – лебеди»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу.

Методика организации театрализованной деятельности

в подготовительной группе

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

— первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

— второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев.

Работа над ролью строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
  • Распределение ролей
  • Непосредственная работа над ролью:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

— сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков героя;

— работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— создание образа с использованием грима.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Предложить статью

Замечание 1

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

«Руководство театрализованными играми дошкольников» 👇

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Направлениями руководящей педагогической работы на этом этапе являются:

  • Ознакомление с новыми способами и приемами, усовершенствование ранее изученных навыков театральной игры с куклами, игрушками;
  • Изучение и практическое использование новых игровых атрибутов;
  • Более сложный характер практической реализации творческих начал, фантазии, воображения. Дети самостоятельно делают выбор предмета, явления, процесса, живого существа, который им необходимо представить и воплотить его настроение, исполняют стихи и песни от лица какого-то персонажа и т.д.;
  • Развитие навыков совместного творчества при организации театральной деятельности. Воспитатель обучает детей закономерностям театральной постановки. Он консультирует детей по вопросам постановки сюжетной линии, выбору ролей, костюмов, декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность;
  • Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового интереса детей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Обновлено: 23.09.2023

1. Лекция №12 1.3. Творческие игры Тема. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастн

Лекция №12
1.3. Творческие игры
Тема. Характеристика театрализованных игр.
Методика руководства театрализованными играми
в разных возрастных группах ДОУ
ПЛАН
1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.
1.1. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного
возраста.
1.2. Характеристика театрализованных игр.
1.3. Разновидности театрализованных игр.
2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ.
2.1. Особенности руководства театральной деятельностью в разных возрастных
группах.
2.2. Основные требования к организации театрализованных игр.

4. 1.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все
режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых
в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную
игру как игровой прием и форму обучения детей.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на
прогулке, вне занятий.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских
играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

5. Театрализованная игра имеет структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила.

Различие между сюжетно — ролевой и театрализованой игрой
состоит в том:
1 — в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные
явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных
произведений.
2 — в сюжетно — ролевой игре нет конечного продукта,
результата игры, а в театрализованной может быть такой
продукт — поставленный спектакль, инсценировка.
3 — особенность театрализованной игры — литературная или
фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
4 — в театрализованных играх игровое действие: предмет,
костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают
принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых
действий.

7. 1.3.Разновидности театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театр и театр на
фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает
сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его
интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который
использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае
играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику,
пантомимику.

8. Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали

Настольный театр игрушек: используются
самые разнообразные игрушки и поделки.
Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе
и не создавали помех при передвижении.

9. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интона

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа,
его настроение передается интонацией играющего.
Персонажи появляются по ходу действия, что создает
элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

10. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда кн

Стенд-книжка. Динамику, последовательность
событий изображают при помощи сменяющих друг
друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда
книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты,
изображающие события, встречи.

11. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

12. Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря кото

Теневой театр.
Для него необходимо экран из полупрозрачной
бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними,
благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение
можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается
соответствующим звучанием.

14. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Т

Игры-драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно
действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол
можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

15. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

16. 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ 2.1. Особенности руководства ТД в разных возрастных группах Младшая группа

1.Знакомство с видами ТД
2. Обучение приемам вождения на
столе объемных игрушек и
плоскостных персонажей.
3. Развитие речевых и
двигательных способностей при
передаче образов на основе
подражания.
4. Развитие интереса к различным
импровизациям.
5. Упражнение по составлению
диалогов.

17. Средняя группа

1. Углублять знания детей о разных видах
театрального искусства; (занятия,
экскурсии).
2. Продолжать обучение приемам
вождения персонажей в различного вида
театрах; (пальчиковый театр, куклы би-бабо)
3. Содействовать развитию
самостоятельности, творчества,
интонационной выразительности речи;
4. Продолжать работу по развитию
словесной импровизации, знакомить с
простейшими приемами составления
сюжетов.
5. Начинать ознакомление с приемами
организации театрализованных
постановок

18. Старшая группа

Усовершенствование приемов вождения кукол;
Ознакомление с основной атрибутикой;
Формирование навыков совместного творчества в
процессе подготовки к театральной
деятельности;
Развитие у детей средств выразительной
передачи образа, творческой фантазии,
образного мышления:
показать, как впервые увидели цветок (ягодку,
мячик( сказочные герои, зайчик, мышонок;
показать, как делают гимнастику Шустрик и
Лежебока;
исполнить песенку от лица определенного
персонажа;
самостоятельно выбрать и представить
животное, птичку в определенном настроении
(поза, походка, мимика).

19. 2.2. Основные требования к организации театрализованных игр

2.2. Основные требования к организации
театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы
педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как
и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации
театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр,
соответствуют возрасту и умениям детей.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету
литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на
заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы
перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались
всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях,
фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами
(драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

20. Театральный уголок

Условно театральное оборудование можно разделить:
Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные
фигуры, пальчиковые персонажи);
Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы,
проекционный аппарат, занавески и т.д.);
Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные,
сконструированные);
Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты);
Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные
билеты);
Специальная мебель для обустройства театральных зон.
Требования, которые предъявляются к оборудованию:
Соответствовать возрастным особенностям детей
Быть прочным, безопасным, гигиеничным
Быть привлекательным и эстетичным
Простым по устройству
Подвижным и легко передвигающимся
Универсальным и легко заменяемым

21. Театральный уголок в группе

22. Задания для самостоятельной работы: 1. Ознакомиться с авторскими методиками (А.В.Щеткина, А.Антиповой, С.Мерзляковой, Н. Сорокиной, М. Картуши

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Их можно разделить на две основные группы:

Драматизации.

Режиссерские.

Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

Видами драматизации являются:

1. игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

2. ролевые диалоги на основе текста;

3. инсценировки произведений;

4. постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

5. игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, стендовые(стенд-книжка, фланелираф, коврограф, теневой) кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Л.В. Артемова делит их на стендовые и настольные.

Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.

Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим), придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.

Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.

Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При её организации необходимо соблюдать три условия.

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна, внутри этих границ он хозяин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов. А что же ребенок? Ему как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

Второе условие – это наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Такие предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры – позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.

В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет.

Как подчеркивает Е. Е. Кравцова, именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

О.А.Акулова, предложила свою систему работы по развитию театрализованной деятельности. Вся работа проходит в три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.

Методика работы с детьми в разных возрастных группах имеет свою специфику (цели, задачи и содержание).

Характеристика театрализованных игр.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Их можно разделить на две основные группы:

Драматизации.

Режиссерские.

Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

Видами драматизации являются:

1. игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

2. ролевые диалоги на основе текста;

3. инсценировки произведений;

4. постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

5. игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный, стендовые(стенд-книжка, фланелираф, коврограф, теневой) кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Л.В. Артемова делит их на стендовые и настольные.

Вообще, в режиссерской игре есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре часто сам создает сюжет-сценарий или действует с персонажами определенной сказки, внося свои изменения.

Во-вторых, ребенок, разворачивая сюжет (литературный или задуманный им самим), придумывает, что чем будет. И, как показывает опыт, разыгрывая определенную сказку, её персонаж он может представить в другой роли.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т. е. представляет в пространстве, кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать.

Режиссерская игра выступает как самый первый вид игры, возникающий в дошкольном детстве. Это вид игры, в которой ребенок идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Центральным моментом этой игры является событийная сторона.

Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка. Но наличие этой игры в детском коллективе часто остается для взрослых тайной. Дело в том, что режиссерскую игру
трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во- вторых, ребенок очень старается сохранить её для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры является то, что играть в неё ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При её организации необходимо соблюдать три условия.

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна, внутри этих границ он хозяин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов. А что же ребенок? Ему как никакому взрослому, нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

Второе условие – это наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала. Такие предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности.

Третье и, наверное, самое важное условие организации режиссерской игры – позиция взрослого, умелое руководство этой игрой.

В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет.

Как подчеркивает Е. Е. Кравцова, именно режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества.

О.А.Акулова, предложила свою систему работы по развитию театрализованной деятельности. Вся работа проходит в три этапа:

· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

· самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.

Методика работы с детьми в разных возрастных группах имеет свою специфику (цели, задачи и содержание).

Гост

ГОСТ

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лекция №12 1.3. Творческие игры Тема. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ ПЛАН 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР. 1.1. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. 1.2. Характеристика театрализованных игр. 1.3. Разновидности театрализованных игр. 2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ. 2.1. Особенности руководства театральной деятельностью в разных возрастных группах. 2.2. Основные требования к организации театрализованных игр.

1.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей.

Театрализованная игра имеет структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Различие между сюжетно — ролевой и театрализованой игрой состоит в том: 1 — в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. 2 — в сюжетно — ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка. 3 — особенность театрализованной игры — литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. 4 — в театрализованных играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.

1.3.Разновидности театрализованных игр Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ 2.1. Особенности руководства ТД в разных возрастных группах Младшая группа 1.Знакомство с видами ТД 2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. 3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. 4. Развитие интереса к различным импровизациям. 5. Упражнение по составлению диалогов.

Средняя группа 1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии). 2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо) 3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; 4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов. 5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок

Старшая группа Усовершенствование приемов вождения кукол; Ознакомление с основной атрибутикой; Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к театральной деятельности; Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления: показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик( сказочные герои, зайчик, мышонок; показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока; исполнить песенку от лица определенного персонажа; самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика).

2.2. Основные требования к организации театрализованных игр Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры. Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Театральный уголок Условно театральное оборудование можно разделить: Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи); Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т.д.); Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные); Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты); Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты); Специальная мебель для обустройства театральных зон. Требования, которые предъявляются к оборудованию: Соответствовать возрастным особенностям детей Быть прочным, безопасным, гигиеничным Быть привлекательным и эстетичным Простым по устройству Подвижным и легко передвигающимся Универсальным и легко заменяемым

Читайте также:

      

  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 2025 гг в школе
  •   

  • Способы и приемы эффективного управления коллективом кратко
  •   

  • Статьи по методике преподавания английского языка в школе
  •   

  • Модульное планирование в доу белгородской области 2018
  •   

  • Исламская философия права кратко

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

— спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

— инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

— спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

— инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми второй младшей группы.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказкикоторые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап

Распределения ролей:

  • Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
  • Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
  • В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
  • После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

1 этап

— педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

— интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

2 этап

— распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
  • Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
  • После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
  • Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.)

Работа над этюдами:

  • Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой — светлые тона).
  • Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
  • От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.
  • Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.

Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

— первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

— второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

— рубить дрова;

— нести тяжёлый ящики или чемодан;

— дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

аснуть на стуле;

сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

— передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

— передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

— в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Работа над ролью строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
  • Распределение ролей
  • Непосредственная работа над ролью:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

— сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков героя;

— работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Кукольный театр.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

  1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;
  2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила:

  • При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
  • Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
  • Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
  • Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;
  • Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.
  •  

Муниципальное автономное  дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №55 «Веснушка»
города Южно-Сахалинска

_____________________________________________________________

693013 город Южно-Сахалинск, пр.
Мира, 367 б; тел (4242) 73-63-69

Театрализованная деятельность в разных возрастных группах ДОУ

Выполнила:

В.Г.Курчатова

г. Южно – Сахалинск

2017 г.

Основные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных
группах ДОУ

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр,
которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый
ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых
героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные
театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли
актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории,
декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического
творчества детей
. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают
смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

 Особое значение в детских образовательных
учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности,
всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать
    правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить
    общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
  • познакомить
    его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами
    этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать
    навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию
    новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме
того, театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка,
заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения
чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру,
фантазирование, сочинительство.        

               С театрализованной деятельностью тесно
связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее
интонационный строй.

               Театрализованные
занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям,
самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное
событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по
формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения
по социально-эмоциональному развитию детей.

          Огромную роль в организации театрализованной
деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо,
чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел
смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому
«превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также
основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого
потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и
раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись
ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей»,
то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как
«играют» другие.

               В процессе реализации комплекса
занятий
по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой
деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой
деятельности 

совершенствование познавательных
процессов.
 

 Основой театрального
занятия является театрализованная игра.
Основные
требования к организации театрализованных игр в детском саду:

Ø  Содержание
и разнообразие тематики.

Ø  Постоянное,
ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса,
что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Ø  Максимальная
активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Ø  Сотрудничество
детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной
игры.

Система работы по развитию театрализованной
деятельности делится на три  этапа:

·       
художественное
восприятие литературных и фольклорных произведений;

·       
освоение
специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и
дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

·       
самостоятельная
творческая деятельность.

Педагогическая
задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в
которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи
друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая,
двигательная, музыкальная и пр.).

Поэтому
можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.

В
процессе театрализованных игр:

  • расширяются
    и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • развиваются
    психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • стимулируются
    мыслительные операции;
  • происходит
    развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • активизируются
    и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи,
    звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона
    речи, темп, выразительность речи;
  • совершенствуются
    моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность
    движений;
  • развивается
    эмоционально-волевая сфера;
  • происходит
    коррекция поведения;
  • развивается
    чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт
    нравственного поведения;
  • стимулируется
    развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • участие
    в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный
    интерес, увлекает их.

Раскроем  задачи
по  работе с детьми разных возрастных групп.

2 младшая  группа

У детей этого возраста отмечается первичное освоение
режиссерской театрализованной игры
– настольного театра игрушек, настольного
плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских
стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский
«Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки
пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым
импровизациях на заданные темы.

Задачи:

Ø
Воспитание положительных
нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия
персонажей.

Ø
Развивать устойчивый интерес к
театрально игровой деятельности.

Ø
Добиваться свободного
проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

Ø
Добиваться исполнительского
умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое,
песенное, танцевальное творчество.

Ø
Расширять представления детей
об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и
быте, природе и т.д.

Ø
Дать детям закрепить
представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу,
настольный театр.

Ø
Обогащать речь детей,
добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

Ø
Побуждать детей импровизировать
на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

Ø
Развивать память, мышление,
воображение, внимание детей.

Ø
Учить детей правильно оценивать
себя и своих товарищей.

Ø
Вызывать у детей желание
двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.

Ø
Воспитывать желание детей
“играть”, то есть разыгрывать сказки.

Ø
Добиваться умения использовать
песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

Средняя  группа

В данном
возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение
театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения
игры-драматизации.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды
настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр
народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол
(без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети
показывают постановки по
 сюжетам русских народных сказок
«Лисичка
со скалочкой», «Жихарка»,
«Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Пальчиковый
театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок
импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь 
несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы
делили апельсин»).

Задачи

Ø 
Воспитывать
устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Ø 
Подводить
детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и
танцевальных импровизациях.

Ø 
Расширять
представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки
предметов (цвет, форма, величина). Расширять знания детей о персонажах,
участвующих в театрально-игровой деятельности.

Ø 
Пополнять
и активизировать словарь детей. Формировать интонационную выразительность речи.
Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Ø 
Закреплять
знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

Ø 
Продолжать
развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и
без них.

Ø 
Поддерживать
желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Старшая  группа

В
старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта
за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной
игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами,
играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные
постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких
литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые
приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за
счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются
тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские
народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения
Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Задачи

Ø  Продолжать
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Ø 
Совершенствовать
исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для
этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

Ø 
Расширять
представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения
детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.

Ø 
Закреплять
представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и
называть.

Ø 
Продолжать
обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную
выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Ø 
Закреплять
знания о правилах манипуляции с куклами.

Ø 
Побуждать
детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории
собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.

Ø 
Развивать
память, мышление, воображение, внимание детей.

Ø 
Воспитывать
желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные,
танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Ø 
Поддерживать
желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения
и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется
игровой материал. В театрализованные представления входят:
постановка
театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес.
Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений;
игры-инс­ценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.

Задачи

Ø 
Совершенствовать
всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства.

Ø 
Развивать
творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для
этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Ø 
Продолжать
расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления
о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей
ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления
детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Ø 
Продолжать
активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать
культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие
рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.

Ø 
Закреплять
знания о правилах манипуляции с  куклами.

Ø 
Закреплять
навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.
Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с
использованием театральных кукол.

Ø 
Совершенствовать
память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Ø 
Развивать
творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер
музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий
танцевальный образ героя.

Ø 
Поддерживать
инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских
музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.

Ø 
Поощрять
желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях,
используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в
самостоятельной деятельности.

Организованная
таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра
станет  и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах
творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в
детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства,
которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Колеровка раптора своими руками пошаговая инструкция
  • Iladian direct plus инструкция по применению на русском
  • Инструкция к андипалу таблетки по применению
  • Nhdt w60g инструкция на русском магнитола
  • Алт узор электроника инструкция по применению