Руководство театрализованными играми особенности

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Замечание 1

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

«Руководство театрализованными играми дошкольников» 👇

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Направлениями руководящей педагогической работы на этом этапе являются:

  • Ознакомление с новыми способами и приемами, усовершенствование ранее изученных навыков театральной игры с куклами, игрушками;
  • Изучение и практическое использование новых игровых атрибутов;
  • Более сложный характер практической реализации творческих начал, фантазии, воображения. Дети самостоятельно делают выбор предмета, явления, процесса, живого существа, который им необходимо представить и воплотить его настроение, исполняют стихи и песни от лица какого-то персонажа и т.д.;
  • Развитие навыков совместного творчества при организации театральной деятельности. Воспитатель обучает детей закономерностям театральной постановки. Он консультирует детей по вопросам постановки сюжетной линии, выбору ролей, костюмов, декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность;
  • Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового интереса детей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»E:\ШАБЛОНЫ\ШАБЛ РАМОК\шаблоны рамок янд\Clipart For Borders And Frames 09.jpg

Консультация для педагогов на тему «Особенности педагогического руководства театрализованной игрой по всем возрастным группам»

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной

категории

Карпушева Л.Я.

г.Сатка

2019 г

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой по всем возрастным группам.

Вторая младшая группа.

Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлении составляет также чтение детской литературы.

Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.

Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнает мнение малышей: понравилось ли выступление, о чем был сюжет и т. д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторить беседу по

просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, предложит им самим сыграть.

Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.

Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.

Средняя группа.

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки — этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени.

Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать подпрыгивая или катиться ровно — все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность — это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.

В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему  действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой — не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

Старшая и подготовительная группы.

В старшей и подготовительной группах театрализованная деятельность становится глубже и богаче. Особенность игровой деятельности детей 5-7 лет состоит в том, что ребята могут проявлять себя не только в качестве актеров, но и как сценаристы. Разумно предложить детям самостоятельно придумать сюжет сказки и обыграть его, либо при чтении знакомой сказки предложить придумать новую сказку с этими же героями. Возможен нетрадиционный набор кукол (героев) для сочинения сказок и сценок: Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок и т.д.

       Для обучения детей средствам речевой выразительности в старших группах используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» или другие (приветливо, небрежно, требовательно). Или можно привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое место): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя- образец для подражания.

Можно предложить детям задания типа «Разные настроения», дискуссии по рассказам из личного опыта или по вернисажу картинок, прослушивание музыкальных произведений. Так же занятия могут включать разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации.

Педагогическое
руководство театрализованными играми с детьми младшего дошкольного возраста

Много полезных
рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми
содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы
разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности,
которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным
играм.

Каждый воспитатель должен
научить ребенка театрализованной игре.

Прежде всего, необходимо
формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе
просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за
основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем
важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные
фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные
направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе
ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении
ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта
за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к
организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются:
содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение
театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех
этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех
этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать
сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь
она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя
заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие
воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в
игру-драматизацию.

Со средними дошкольниками
не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет,
повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её
усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её
запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей.
Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В средних группах перед
игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям
разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения
персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с
появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не
следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него
должна быть именно игрой.

Вначале воспитатель
самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных
фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как
они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального
воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка
и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно
хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять
авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по
возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со
взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса,
интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие
упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания
театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи,
как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так
же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших
персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку,
как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка.
Подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за
мышку, волка. Победителю — аплодисменты.

Затем воспитатель
предлагает ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»;
«Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как
ходит петушок».

Следующий этап —
отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и
стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево
(испуг).

Только после такой
тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во
многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть
спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней
сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать
концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок
смог обмануть хитрую лисичку, а козлята — злого волка, и придумать старую
сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные
истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу,
которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра
чей-то группы.

Когда сценарий театра
подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного
возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности,
отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской
театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как
артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В
других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное
произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Большое значение в
развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в
роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами
художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм,
разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,

делают их близкими детям,
возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше
нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В
игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и
педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить
содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание
иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты
персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Обогащению детей
художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают
изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать,
как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится
всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение
персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется
выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные — зрители —
угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству
возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику
зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной
избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и
обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может
служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры
педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих,
напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на
допущенные неточности «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не
покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за
своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче
изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые
выразительные средства.

Организация
театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно
участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том,
как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется
сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у
каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.

С помощью
игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. С целью
усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется
разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация,
лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности
всех детей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании
текста.

Для развёртывания
игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей,
знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.
Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя
сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные
признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и
т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Дети любят возвращаться к
воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность
запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи
доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.
Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты
игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают
детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель
педагогического руководства — будить

воображение ребенка,
создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности,
творчества проявили сами дети.

Методика руководства
театрализованной игрой

Методы руководства игрой

Прямые — Выявление
желания играть — Беседа — Распределение ролей — Замечания и помощь в ходе игры
— Похвала, беседа в ходе игры Косвенные — Экскурсии — Чтение художественных
произведений — Беседа, рассказ воспитателя — Работа с родителями — Игры-занятия
(дидактические игры и др.)

Условия возникновения
игр:

— Интерес, игровые
умения;

— Знание художественного
произведения;

— Атрибуты.

Подготовка детей к
игре-драматизации:

— Чтение художественного
произведения на занятии, беседа по его содержанию.

— Рассматривание
иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают
элементы костюмов, декораций).

— Просмотр диафильмов,
видеофильмов (среда обитания).

— Повторное чтение
художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ
своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

— Наблюдение за повадками
животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального
состояния – страха, удивления, радости и др.

слушивание произведения в
грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

— Изготовление атрибутов
к игре (привлечение родителей).

— Занятия по рисованию,
лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства
игрой-драматизацией

Начало игры:

А) в средней группе –
показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту
игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми
проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение;
последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей
больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства
выразительности с помощью которых можно выразить характер героев;
обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется
место для игры-драматизации; размещение декораций.

В) распределяются роли

— в средней группе
распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

— в старшей группе роли
можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей.
Застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли.

В средней группе чаще
проводятся индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание стихотворения, потешки
и др.).

Г) воспитатель чаще берет
на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова,
выход, (при повторении – слова ведущего можно поручить ребенку).

Д) особых репетиций
игра-драматизация не требует.

Е) в конце
игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей,
средства выразительности, с помощью которых

ребенку удалось передать
характер героя. В старшей группе в анализе особое внимание следует уделить
творческим проявлениям дошкольников

Технология организации театрализованных игр

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия но отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.

 Наблюдение за театрализованной деятельностью детей показало несоответствия уровня развития театрализованной игры их возрастным возможностям, а также трудности у взрослых по руководству театрализованными играми, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности.

 Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

 С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

 И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

 Основой театрального занятия является театрализованная игра.

 Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

 Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

 Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, что позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Цель: создание условий для развития творческого потенциала личности, воспитания и творческой самореализации и формирование культурных ценностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их.

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности.

  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре.

  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки.

  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.

  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

  • Расширять нравственные представления посредством театральной деятельности.

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе музыкальных занятий, досугов и развлечений.

 Театрализованные игры: классификация

 Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

 К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Классификацию режиссерских игр:

  • Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

  • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

  • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

  • Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Классификация  игр-драматизаций дошкольников.

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета, действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

  • Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

 Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

 Классификация театрализованных игр:

 игры в кукольный театр:

  • настольный театр

  • театр на руке

  • напольные куклы

  • стендовый театр

  • верховые куклы

  • театр живой куклы

 игры-драматизации:

  • инсценирование потешек

  • инсценирование небольших

  • инсценирование песен, сказок

  • инсценирование небольших литературных текстов

  • творчество детей

 игры-спектакли:

  • драматический спектакль

  • музыкально-драматический спектакль

  • детская опера

  • спектакль на хореографической основе

  • спектакль ритмопластики

  • пантомима

  • мюзикл

 театрализованное действие:

  • праздники

  • развлечения

  • театрализованные шоу

 Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Технология организации театрализованных игр

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

 Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

 Основные требования к организации театрализованных игр

  • Содержательность и разнообразие тематики.

  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

 В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

 Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

 В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

 С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (по сказкам). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий.

 В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка — все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

 Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники — сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

  Театрализованные занятия

 Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение следующих целей:

 1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

 2) Создание атмосферы творчества

 3) Развитие музыкальных способностей

 4) Социально-эмоциональное развитие

 Содержание театрализованных занятий включают в себя:

 а) Просмотр кукольных сценок

 б) Театрализованные игры

 в) Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

 г) Беседы о театре

 д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества

 е) Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

 Занятия в основном строятся по единой схеме:

  1. Введение в тему, создание эмоционального настроения

  2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):

  • действия детей с кукольными персонажами

  • непосредственные действия детей по ролям

  • литературная деятельность (диалоги и монологи)

  • изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей

  • музыкальное исполнительство — исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

 Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды.

 Таким образом, изучив современную педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе. При организации игр — театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

 Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

 В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

 Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

 Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

 Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

 В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

 Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

 В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

 От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

 Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

 Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

  • Происходит развитие различных анализаторов;

  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

  • Развивается эмоционально-волевая сфера;

  • Происходит коррекция поведения;

  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. 

Опыт работы по организации театрализованной игры в средней группе

 Необходимо создать центр театрального искусства в группе, пополнить его различными видами кукольного театра, учитывая возраст детей, а также определить место для костюмерной и гримерной.

 В средней группе рекомендуется использовать следующие виды кукольного театра:

 — Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения рукавичкового кукольного театра.

— Рукавичковый (без большого пальца). Наблюдение за играми в кукольный театр с использованием рукавички с большим пальцем показало: ребенок не может сконцентрировать свое внимание на движении куклы и сопровождение персонажа репликами, т.к. отвлекается на движения большого пальца. При изготовлении кукол рукавичкового театра мной было учтено данное условие для большей эффективности работы по организации театрализованной игры.

 При организации театрализованных игр с использованием пальчикового и рукавичкового театра необходимо иметь в наличии ширмы трех видов: настольная (высота занавеса 25 см), напольная (высота занавеса 70-80см, дети располагаются на стульях), напольная (высота занавеса 1м, дети играют стоя, рука с куклой чуть согнута в локте).

 — Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

 Начинать работу в средней группе я рекомендую с использованием данных видов кукольного театра, т.к. ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей. На первых занятиях по театрализованной деятельности дети передвигали куклы настольного театра под знакомое музыкальное сопровождение. Данный прием позволил детям ориентироваться на условной сцене, взаимодействовать друг с другом, не сталкиваться между собой, усвоить основные правила кукловождения. Затем отрабатывались приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ», разыгрывались этюды и упражнения на развитие коммуникативных способностей и формирование основных видов эмоций, передачи мимики и жестов персонажа. В реализации данных задач необходимы следующие виды кукольного театра:

 — Маски, маски-шапки, масочный нагрудный.

 Разыгрывая небольшие сценки, не связанные общим сюжетом, а также сказки по канве художественного произведения дети перевоплощаются в образ выбранного персонажа и передают характерные особенности своего героя (в зависимости от уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности). Для большей эффективности работы с данными видами театра необходимо организовать костюмерную, обогащенную различными видами костюмов; гримерную с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики и др.). При разыгрывании сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой.

 — Кулачковый, тростевой, ложковый. Все три вида кукольного театра по приемам кукловождения тождественны: при обучении детей играть с куклами кулачкового (прячется кулачок), тростевого (кукла на палочке – трость), ложкового (в основе деревянная ложка или лопаточка) необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях. Дополнительно проводятся игры и упражнения на развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты.

 При достижении определенных результатов (дети уверенно манипулируют куклами на уровне ширмы, вступают в диалог и поддерживают его, передают образ героя яркими интонациями) можно начинать работу на ширме с высотой занавеса 1м (дети-артисты располагаются стоя). Такой вариант ширмы позволяет увеличить объем действий, сюжетных линий, смены декораций. Также на втором этапе работы с куклами на трости изменяется и сама кукла: она становится подвижной при помощи дополнительного гапита к руке (лапе). Этот вариант куклы дает возможность подготовить детей к усвоению приемов кукловождения театра «би-ба–бо».

 — Кукольный театр «би-ба–бо».

 На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Куклы «би-ба-бо» на первом этапе дополнены тростью для головы; это облегчает руководство театрализованными играми, т.к. у детей сформированы навыки кукловождения кукол на трости. На протяжении всего этапа с детьми отрабатываются простейшие приемы работы с куклой:

  • передача ходьбы куклы без ширмы, на ширме, бег

  • повороты головы персонажа

  • наклоны в заданном направлении

  • взаимодействие с другими героями.

 Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

Все вышеперечисленные виды кукольного театра необходимо изготавливать с учетом всех санитарных норм; куклы должны быть эстетически оформлены и расположены в центре театрального искусства в соответствии с их назначением.

 Дети средней группы в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки- придумки.

 На занятиях по театрализованной деятельности отрабатывались умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и др.

  Заключение

 Таким образом, изучив современную психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе. При организации игр — театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.

 Дети 4-5 лет способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр. К концу года дети средней группы могут овладеть техникой управления куклами различных видов театра, научиться внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песенкой. Через театрализованную игру дети могут освоить:

 Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)

 Речь детей должна стала связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стать выше по сравнению с началом года

 Дети научатся выражать свои эмоции и понимать чувства других.

 У детей появится интерес к театру, как к виду искусства.

Используемая литература

  1. «Музыкальный театр в детском саду»: Конспекты занятий. ФГТ в ДОУ

/Сост.: Минина Т.А., Заботина О.П. – М.:УЦ «Перспектива», 2013 г.

  1. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / [Ф. И. Алибаева и др.] ; под общ. ред. Л. Б. Баряевой и И. Г. Вечкановой. — Санкт-Петербург : КАРО, 2007. — 255 с. : ил.; 20 см. — (Коррекционная педагогика).; ISBN 978-5-89815-991-1

  2. М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников учреждений. – М.: ТЦ «Сфера, 2004 г.

  3. Т.Н. Караменко, Ю.Г. Караменко Кукольный театр – дошкольникам. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – 3-3 издание., перераб. – М.6 Просвещение, 1982 г.

Источник

интернет ресурсы

РУКОВОДСТВО ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ

ИГРАМИ

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Необходимоформировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Основныенаправленияразвитиятеатрализованнойигры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Основнымитребованиямик организации театрализованной деятельности являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание

произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п.

Итак,основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Методика руководства театрализованной игрой

 Методы руководства игрой

Прямые

Выявление желания играть

Беседа

Распределение ролей

Замечания и помощь в ходе игры

Похвала, беседа в ходе игры

Косвенные

Экскурсии

Чтение художественных произведений

Беседа, рассказ воспитателя

Работа с родителями (ст. гр.)

Игры-занятия (дидактические игры и др.)

Условия возникновения игр:

Интерес, игровые умения

Знание произведения

Атрибуты

Подготовка детей к игре-драматизации:

Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр диафильмов, видеофильмов.

Повторное чтение художественного произведения в свободное время, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.

Прослушивание произведения аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).

Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства игрой-драматизацией

Показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим

С желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

Распределяются роли

— в младшей группе распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

— в старшей группе роли можно распределить: считалкой; в порядке очередности; по желанию детей.

воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход.

Особых репетиций игра-драматизация не требует.

В конце игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/427000-rukovodstvo-teatralizovannymi-igrami

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Копер маятниковый мк 300 руководство по эксплуатации
  • Электроплита эви инструкция по эксплуатации посмотреть
  • Афобазол инструкция по применению для детей 8 лет
  • Орган осуществляющий руководство всеми вооруженными силами китая это
  • Руководство для почивших