Руководство театра таганки

Московский театр на Таганке
Театр на Таганке логотип.jpg
Эмблема театра
Прежние названия

Московский театр драмы и комедии

Основан

1946 год

Местоположение

Москва

Руководство
Директор

Ирина Апексимова

Ссылки

Официальный сайт

Координаты: 55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д. / 55.74361° с. ш. 37.65389° в. д. (G) (O) (Я)

Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964 году Юрием Любимовым.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Разделение
  • 3 Скандалы
  • 4 Художественные руководители
  • 5 Директора
  • 6 Труппа театра
    • 6.1 Народные артисты России
    • 6.2 Заслуженные артисты России
    • 6.3 Артисты
    • 6.4 Известные актёры, ранее входившие в труппу
  • 7 Репертуар
  • 8 Адрес
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

История создания[править | править вики-текст]

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана[1][2].

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова[1][3].

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани»[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5], и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3].

Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…»[7] Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Бертольда Брехта, Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского[8]. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным[9][10], но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года)[11].

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60—70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А. С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.

Разделение[править | править вики-текст]

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Юрия Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

После возвращения Любимова к руководству, в 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Николая Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Юрием Любимовым осталась в старом здании, которое было перестроено из кинематографа (электротеатра), возведённого в 1911 году архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда[12]

Скандалы[править | править вики-текст]

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра[13] за подписью Ивана Рыжикова. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью[14]».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными[14].

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, «ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности[13]«.

Художественные руководители[править | править вики-текст]

  • Александр Плотников (1946—1964)
  • Юрий Любимов (1964—1984)
  • Анатолий Эфрос (1984—1987)
  • Николай Губенко (1987—1989)
  • Юрий Любимов (1989—2011)
  • Валерий Золотухин (2011—2013)

Директора[править | править вики-текст]

  • Николай Дупак (1964—1977 и 1978—1990)
  • Юрий Любимов (1990—2011)
  • Валерий Золотухин (2011—2013)
  • Владимир Флейшер (2013—2015)
  • Ирина Апексимова (с марта 2015)[15]

Труппа театра[править | править вики-текст]

Народные артисты России[править | править вики-текст]

  • Феликс Антипов (1968 — 2016)
  • Иван Бортник (c 1967)
  • Любовь Селютина (c 1974)
  • Зинаида Славина (1964 — 1993)
  • Юрий Смирнов (c 1963)
  • Александр Трофимов (c 1974)

Заслуженные артисты России[править | править вики-текст]

  • Анна Агапова
  • Тимур Бадалбейли[16]
  • Анатолий Васильев
  • Алексей Граббе
  • Анастасия Колпикова
  • Александр Лырчиков
  • Лариса Маслова
  • Мария Полицеймако
  • Иван Рыжиков
  • Татьяна Сидоренко[17]
  • Виктор Шуляковский
  • Дальвин Щербаков

Артисты[править | править вики-текст]

  • Мария Акименкова,
  • Марина Антонова,
  • Юрий Ардашев,
  • Бадалбейли Тимур,
  • Александра Басова
  • Анатолий Борцкевич
  • Анна Букатина,
  • Екатерина Варкова
  • Дмитрий Высоцкий
  • Эрвин Гааз
  • Захарова Анастасия
  • Иван Зосин
  • Виктор Карпеко
  • Мария Кольцова
  • Анастасия Колпикова
  • Филипп Котов
  • Юлия Куварзина,
  • Никита Кудрявцев,
  • Александра Кузнецова,
  • Елизавета Высоцкая
  • Ирина Линдт
  • Михаил Лукин
  • Никита Лучихин
  • Константин Любимов
  • Владислав Маленко
  • Елена Манышева
  • Лариса Маслова
  • Мария Матвеева
  • Александр Марголин
  • Раисса Мбумба
  • Андрей Меланьин
  • Дмитрий Муляр
  • Игорь Неведров
  • Андрей Негинский
  • Мария Нефедова
  • Полина Нечитайло
  • Игорь Пехович,
  • Сергей Подколзин (24.06.1940-09.03.2015)
  • Анна Попова
  • Елена Посоюзных
  • Давила Пуани
  • Маргарита Радциг
  • Юлия Россикова
  • Екатерина Рябушинская
  • Александр Силаев
  • Алла Смирдан
  • Андрей Смиреннов
  • Светлана Сорокина-Субботина
  • Рената Сотириади
  • Роман Стабуров
  • Юлия Стожарова
  • Дмитрий Сысаев
  • Сергей Трифонов
  • Галина Трифонова
  • Ушаков Сергей
  • Александр Фурсенко
  • Александр Фурсенко (мл)
  • Александр Фролов
  • Анна Хлесткина
  • Сергей Цимбаленко
  • Марина Черкашина
  • Ольга Шатрова
  • Ирина Шишкина
  • Ольга Юкечева

Известные актёры, ранее входившие в труппу[править | править вики-текст]

В скобках указаны годы работы в театре

  • Владимир Высоцкий (1964—1980)
  • Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 году для участия в отдельных спектаклях)
  • Иван Дыховичный (1970—1980)
  • Валерий Золотухин (1964—2013)
  • Константин Желдин (1966—2000)
  • Готлиб Ронинсон (1946—1991)
  • Наталья Сайко (1970—1993)
  • Вениамин Смехов (1962—1985, 1987—1998, возвращался в 1998 и 2011 годах для участия в отдельных спектаклях)
  • Всеволод Соболев (1963—2011)
  • Инна Ульянова (1964—1993, 1993—2005 — в труппе «Содружество актёров Таганки»)
  • Семён Фарада (1972—2000)
  • Леонид Филатов (1969—1993)
  • Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 годах для участия в отдельных спектаклях)
  • Виталий Шаповалов (1968—1985, 1987—2009)
  • Нина Шацкая (1964—1993)

Репертуар[править | править вики-текст]

  • «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
  • «Тартюф» Мольера
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
  • «Владимир Высоцкий»
  • «Живаго (доктор)», по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Медея» Еврипида — архивный спектакль
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса — архивный спектакль
  • «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год) — архивный спектакль
  • «Театральный роман» М. Булгакова
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Фауст» И. В. Гёте
  • «До и после», по творчеству поэтов серебряного века — архивный спектакль
  • «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» — архивный спектакль
  • «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса — архивный спектакль
  • «Антигона» Софокла — архивный спектакль
  • «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
  • «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
  • «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч.Диккенса — архивный спектакль
  • «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год) — архивный спектакль
  • «Мед» Тонино Гуэрры — архивный спектакль
  • «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова — архивный спектакль
  • «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
  • «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)

Адрес[править | править вики-текст]

  • Театр на Таганке: 109004 Москва, ул. Земляной Вал, 76/21 (проезд до станции метро «Таганская-кольцевая»).

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 Ганцевич С. М. Московский театр драмы и комедии // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. Готлиб Ронинсон. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Проверено 29 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
  3. 1 2 3 Шах-Азизова Т. Театр на Таганке. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Проверено 29 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
  4. Добрый человек из Сезуана (редакция 1964 года). История. Спектакли. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Проверено 29 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
  5. 1 2 3 Актёры. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Проверено 29 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
  6. 1 2 Труппа. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Проверено 29 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
  7. Любимов Ю. П. Московский театр драмы и комедии. Театр, 1965, № 4. Театр на Таганке (официальный сайт). Проверено 2 января 2013. Архивировано из первоисточника 30 января 2013.
  8. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века.. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 92. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  9. Калмановский Е. Книга о театральном актёре. — Л., 1984. — С. 163, 166.
  10. Мальцева О. Н. Актёр театра Юрия Любимова // Русское актёрское искусство XX века. — СПб., 2002. — Вып. II и III. — С. 109.
  11. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века.. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 88, 90. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  12. Новый директор Театра на Таганке: никаких изменений не будет. Театр. «Московские новости» (официальный сайт) (5 марта 2013). Проверено 5 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  13. 1 2 Мэрия Москвы – Пантелееву: извинитесь перед Театром на Таганке!
  14. 1 2 «Правда» 2.0. Сенаторы подозревают, что Театр на Таганке превратится «в оплот либералов-белоленточников»
  15. Ирина Апексимова стала директором Театра на Таганке // Интерфакс, 4 марта 2015 года
  16. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  17. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Владимир Высоцкий рассказывает о театре на Таганке, 1974
  • Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)
  • Клуб зрителей Таганки
  • сообщество театра в Livejournal
  • группа на Facebook

Общество ,

 

0 

Ирина Апексимова станет новым директором театра, Наталья Альшевская, руководившая театром с 2014 года, останется в «Содружестве» в должности заведующей труппой

Ирина Апексимова


Ирина Апексимова

Пресс-служба депкульта Москвы сообщила о назначении директором театра Ирины Апексимовой. Таким образом, Апексимова будет руководить двумя театрами: «Содружеством актеров Таганки» и Театром на Таганке.

Как рассказала Апексимова, консолидация управления двумя театрами, которые задумывались создателем Таганки Юрием Любимовым как одно целое, позволит обеспечить более эффективное управление. «Таганка создавалась как единый театральный комплекс с двумя сценами. Но в силу известных причин театр оказался разделен. Тем не менее все эти годы он оставался единым объектом с общими коммуникациями и универсальными имущественными проблемами. Теперь есть возможность обеспечить эффективное управление этим единым театральным комплексом со всеми его техническими и административными сложностями», — поделилась словами Ирины Апексимовой пресс-служба Театра на Таганке.

Новый директор «Содружества» считает преждевременным вопрос о дальнейших планах, т.к. театральный сезон в разгаре, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед.

Ирина Апексимова уверена, что «не нужно разбирать конфликты, которых уже нет, и разделять театр новыми стенами, которые давно не актуальны. Сегодня важно помнить о том, что Театр на Таганке создала команда великих людей — Юрий Любимов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Юрий Смирнов, Виталий Шаповалов».

Вопрос о судьбе «Содружества актеров Таганки» остро встал в начале сезона после смерти худрука театра Николая Губенко. Основатель и руководитель «Содружества актеров Таганки» умер 16 августа, и с тех пор место художественного руководителя остается свободным.

Актриса Ирина Апексимова была назначена директором Театра на Таганке в марте 2015 года. До этого занимала должность директора Театра Романа Виктюка в течение трех лет. В обоих театрах при директоре Апексимовой были проведены масштабные ремонтные работы.

Строительство здания, которое заняло впоследствии «Содружество», началось в 1972 году и должно было стать новой сценой Театра на Таганке. Однако в 1992 году после острого конфликта внутри труппы Таганка разделилась на Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова и «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко. После многочисленных судов по разделению площадок Театр на Таганке остался в старом здании 1911 года, а «Содружество» расположилось в новом здании красного кирпича.

В начале ХХ века оказалось, что театры могут быть и электрическими. Электротеатр «Вулкан» стал первым культурным заведением купеческо-кабацкого Таганского холма. Немой синематограф с тапёром и просторным залом, построенный по проекту архитектора Густава Гельриха для купчихи Платовой, — основа той Таганки, которую мы знаем.

Вулкан Таганки

После революции 1917 года помещение «Вулкана» передали пролетарским театральным труппам. С 1918 года здесь поочерёдно давали свои революционные представления Рогожско-Симоновский театр (Театр имени А. К. Сафонова) и студия Вахтангова. А в 1921 году нарком просвещения Анатолий Луначарский предоставил это здание Опытно-героическому театру, что просуществовал пару лет — ставили Софокла, Островского, Гоголя… Потом здесь долго работал Малый театр.

Последний «долюбимовский» этап истории театра длился двадцать лет. В 1946 году театр снова переименован и реорганизован — теперь это Московский театр драмы и комедии. Через несколько лет директором его стал бывший артист и парторг театра Станиславского, фронтовик и герой Николай Дупак. В 1963 году он увидел дипломный спектакль студентов Щукинского училища — спектакль, о котором говорила вся Москва, спектакль, которым возмущались чиновники и партийные начальники, спектакль, которым восхищалась вся театральная богема. Это был «Добрый человек из Сезуана» в постановке мастера курса, бывшего артиста Театра Вахтангова Юрия Любимова.

Сейчас бывший зал кинотеатра «Вулкан» — это фойе театра на Таганке.

Слава о спектакле пошла такая, что желающих посмотреть его не мог вместить ни один зал училища. Люди сидели на полу, стояли вдоль стен, забивались в рубки звукорежиссёров и осветителей.

Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны,
Шкуру на них дают
Сами бараны!

Публично исполнить такое на излёте оттепели, за несколько месяцев до смены власти, было неслыханной дерзостью, почти контрреволюцией!

Руководство вуза требовало от Любимова внести цензурные правки в спектакль, чтобы у зрителей не возникло никаких подозрительных ассоциаций. «Неконтролируемый подтекст» — этот термин из методички надзорных органов будет сопровождать Любимова всю жизнь. Ректор Щукинского училища Борис Захава лично потребовал изъять из спектакля песенку «О власти и народе».

Чем больше по Москве разносились слухи о возможном закрытии спектакля по цензурным соображениям, тем многолюдней становилась толпа у входа в день очередного показа «Доброго человека». Так начиналась Таганка.

Директор Московского театра драмы и комедии Николай Дупак сидел в переполненном студенческом зале и с завистью смотрел на возбуждённые молодые лица на сцене и на притихших от потрясения зрителей. К концу спектакля он уже принял решение.

В апреле 1964 года главным режиссёром Театра драмы и комедии стал Юрий Петрович Любимов, основой новой труппы — актёрский курс Любимова, первым спектаклем нового театра — «Добрый человек из Сезуана». А театр в скором времени получил новое название и навсегда стал «Таганкой».

«Таганка, я твой бессменный арестант…»  фото

Руководители Московского театра драмы и комедии на Таганке директор театра Николай Дупак и художественный руководитель театра Юрий Любимов, 1979 год

Балаган с намёком

Революционное начало Таганки рифмовалось с образом первых пролетарских театров, занимавших когда-то эту сцену рабочей окраины Москвы. Любимов строил театр с той же страстью, с которой коммунист Губанов (актёр Урбанский) валил лес в легендарном фильме Райзмана. Таганке было тесно в замкнутых стенах — спектакли начинались уже в фойе, уже на улице. Билеты на «Десять дней, которые потрясли мир» проверяли не старушки-билетёрши, а революционные матросы и солдаты с красными повязками, и каждый билет пробивали штыком винтовки. В фойе гремел пролетарский оркестр — визжала гармонь, дребезжали гитары. Молодые артисты Таганки, казалось, умели всё — и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать, и жонглировать, ходить по проволоке, совершать гимнастические кульбиты в воздухе и чёрт знает что ещё. Это был новый вид площадного народного театра, театра-зрелища, яркого, шумного балагана с пушкинским лукавым прищуром, напоминающим, что «сказка — ложь, да в ней намёк».

Билеты на спектакль об Октябрьской революции проверяли революционные матросы — и пробивали их штыком.

Намёк стал фирменным знаком Таганки, основой его метафорического языка. Теперь легко рассуждать о «фиге в кармане» (так насмешливо говорят об имитации гражданской смелости в подцензурную эпоху), но фига фиге рознь. Таганка изобрела феерический эзопов язык: это был своего рода шифр, которым переговаривались артисты с залом, и восторг взаимного понимания не сравним ни с чем. Этот восторг рушил стену между публикой и сценой, пульсировал в атмосфере, обгонял искусство, следуя пастернаковскому завету:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба.
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

«Таганка, я твой бессменный арестант…»  фото

Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов и Валерий Золотухин перед премьерным показом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир», 1965 год // Наталия Сайко, Нина Шацкая в сцене из спектакля «А зори здесь тихие…», 1971 год

Союз несогласных

Создать театр, который соединил в себе энергию вопящих эмоций и запрятанных в них интеллектуальных бомб, которые буквально взрывали разум и чувства зрителей, невозможно без особенных артистов. Любимов сам создал труппу — из своих студентов, из тех, кто остался от прежней труппы старого театра, из тех, кто пришёл в первые дни.

Сегодня все эти имена — легенды! Высоцкий, Золотухин, Смехов, Демидова, Славина, Шацкая, Филатов, Шаповалов, Бортник, Губенко, Дыховичный, Сайко… Один из самых распространённых мифов о Таганке — это миф о «диктатуре» Любимова, который якобы артистов чуть ли не палкой бил и светил фонариком им в лицо, как собакам Павлова.

Если бы Любимов действительно был Карабасом-Барабасом, а его артисты — марионетками, мы бы никогда не узнали их имён. Любимов, наоборот, делал ставку на личностей — из всех послушных и смотрящих ему в рот он выбирал самых непослушных, и в этой бесконечной борьбе рождались самые смелые шедевры. Основной костяк труппы состоял не из исполнителей, а из творцов, самостоятельно мыслящих, ярких и парадоксальных талантов. Неслучайно многие из актёров первой Таганки — не просто актёры, но и режиссёры, писатели, поэты, драматурги, интеллектуалы, философы.

Это полная противоположность образу советского артиста — с одинаковым просветлённым выражением лица и привычкой ходить на цепи, как дрессированный медведь в клетке. Любимов воспитывал своих артистов свободой — учил их свободомыслию и самоуважению. А фонарики из зала, конечно, были — это чисто техническое сигнальное устройство Любимов придумал для того, чтобы регулировать ритм спектакля.

Ещё одно ноу-хау Таганки — общественный совет театра, в который входили представители интеллектуальной и культурной элиты Москвы. Этот совет был создан как своеобразная защитная грамота от партийных надсмотрщиков, цензоров и прочей чиновничьей стаи. В общественный совет входили физик Капица, историк Эйдельман, журналист Бовин, писатели Аксёнов и Трифонов, поэты Евтушенко, Окуджава и Вознесенский, композиторы Шнитке и Денисов. Они принимали участие в обсуждении спектаклей и формировании репертуара театра, выступали перед комиссией министерства культуры, протестовали против цензурных правок. Делали что могли, помогали.

«Таганка, я твой бессменный арестант…»  фото

Любовь Селютина, Алла Демидова и Марина Полицеймако в спектакле «Три сестры», 1981 год // Юрий Петрович Любимов во время репетиции спектакля «Живой», 1968 год

Если бы знать!

С 1968 года атмосфера в стране сильно изменилась. Именно в это время Таганка становится символом художественного сопротивления и главным политическим театром страны. Любимов любил повторять потом, что никогда не считал себя режиссёром политического театра и что «они» его втянули в это поле политической борьбы. «Они» — так презрительно Любимов называл тех, кто мешал ему жить, — чиновников, партноменклатуру, гэбэшников и стукачей, которые вились вокруг Таганки как стая саранчи. Запретили «Живой» по повести Можаева (спектакль вышел через двадцать лет, в 1989 году, а был поставлен в 1968-м). «Живой» запретила лично министр Фурцева. Спектакли сдавались министерской комиссии при пустом зале, без зрителей. После первого акта Фурцева громко крикнула:

— Режиссёра сюда! Режиссёр, как вы посмели поставить такую антисоветчину? Куда смотрела дирекция?!

Любимов, с трудом сдерживая ярость, ответил:

— Дирекция — за.

— А партком?! — не унималась министр.

— И партком — за, — усмехнулся Любимов.

— Так! Весь театр надо разгонять. В этом театре есть советская власть?!

В 1970 году запретили спектакль «Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского. Каждая премьера выходила к зрителю в изуродованном, исковерканном цензурой виде. В то же время театр в начале 1970-х, наконец, получил разрешение на реконструкцию — требовались новая большая сцена, большой зал.

Театр на Таганке был главным театром-диссидентом Москвы.

Проект нового здания архитектор Александр Анисимов разрабатывал вместе с Юрием Любимовым, стараясь учесть все пожелания мастера. Любимову очень нравилась идея красного кирпича, а красного кирпича в стране не было! В стране красной кирпичной кремлёвской стены не было красного кирпича! Отчаявшиеся проектировщики в своих поисках дошли до самого Кремля и выбили-таки кирпич. Строительство растянулось на десятилетие — стройку то разрешали, то замораживали, в зависимости от «поведения» Любимова. Новое здание открыли лишь в апреле 1980 года. Одним из первых спектаклей на новой сцене стали «Три сестры». В финале стена, выходящая на Земляной вал, раздвигалась, и военный оркестр играл свой последний марш прямо на открытой веранде, нависающей над вечерней Москвой. «Музыка играет так радостно, что кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем живём, зачем страдаем! Если бы знать! Если бы знать!»

Наказание без преступления

Любимова выдавливали. Резали, запрещали спектакли. Унижали на обсуждениях. Лезли в творческий процесс. Последней каплей стал запрет «Реквиема» («Владимир Высоцкий») — спектакля в память о главном герое Таганки, трагически рано ушедшем из жизни поэте и человеке. В 1983 году Любимова пригласили в Лондон поставить «Преступление и наказание». Легенда гласит, что вскоре его вызвали в советское посольство с требованием вернуться в СССР, Любимов отказался и не явился. Комментируя это, чиновник МИДа произнёс сакраментальную фразу: «Преступление вы совершили здесь, а наказание вас ждёт на Родине».

Это был страшный период в истории театра. Любимова лишили советского гражданства. Попытались снять с репертуара все его спектакли, но поняли, что это равнозначно закрытию театра. Тогда имя Любимова просто убрали со всех афиш. Театр остался без лидера и сражался, как единый кулак, — но один.

История осады Таганки в эти дни отражена в сценарии Леонида Филатова «Сукины дети», в начале 1990-х Филатов снял одноимённый фильм. По сюжету актёры в знак солидарности с изгнанным из страны режиссёром объявляют голодовку, и в результате один из них умирает. Актёры выносят его тело на носилках, ожидая встретить толпы поддерживающих их бунт сограждан, но выходят они из театра на пустынную московскую улицу. Ни один человек в стране не знал, что происходит вокруг театра.

На этом история настоящей Таганки завершается. Всё, что случится дальше, — сплошная цепь трагических разрывов и несовпадений, бесконечных внутренних распрей, кровавых драк, в которых заживо гибли бывшие соратники и друзья.

Любимов вернётся в страну и в театр благодаря усилиям своего актёра Николая Губенко, ставшего в 1989 году последним министром культуры СССР. Через три года Таганка распадётся на две враждующие друг с другом труппы. Огромный дом Таганки превратится в коммунальную квартиру с кухонными сворами, взаимными обвинениями, дележом имущества и авторских прав, со спектаклями, которые вырывали друг у друга…

Любимов начнёт строить всё заново, в старом доме, наберёт молодую труппу, которая восстанет против него и изгонит из собственного театра, как короля Лира. Любимов доживёт до 97 лет, и гроб с его телом будет стоять на чужой сцене, на которой он ставил свой последний спектакль в память о «той» Таганке, в память о её великих героях и в назидание предавшим его. Это был спектакль «Бесы», поставленный им в Театре Вахтангова.

Координаты: 55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д. / 55.743611° с. ш. 37.653889° в. д. (G) (O) (Я)

Московский театр на Таганке
Театр на Таганке логотип.jpg
Эмблема театра
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Основан в 1946 году
Художественный руководитель Валерий Золотухин
Сайт taganka.theatre.ru

Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Разделение
  • 3 Художественные руководители
  • 4 Труппа театра
    • 4.1 Народные артисты России
    • 4.2 Заслуженные артисты России
    • 4.3 Артисты
    • 4.4 Известные актёры, ранее входившие в труппу
  • 5 Репертуар
  • 6 Адрес
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана[1][2].

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова[1][3].

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным сектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5] и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3].

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовались декорации. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, вставные музыкальные номера. В 1960-х — 1970-х годах один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь!» (по Пушкину), «Послушайте!» (по Маяковскому), «Антимиры» (по Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне); многочисленны и инсценировки прозаических произведений: «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дом на набережной» Трифонова и др.

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

Художественные руководители

  • Ю. П. Любимов (1964—1984)
  • А. В. Эфрос (1984—1987)
  • Н. Н. Губенко (1987—1989)
  • Ю. П. Любимов (1989—2011).
  • В. С. Золотухин (с 2011)

Труппа театра

Народные артисты России

  • Феликс Антипов (c 1968)
  • Иван Бортник
  • Валерий Золотухин (c 1964)
  • Юрий Смирнов (c 1963)
  • Зинаида Славина(c 1964)
  • Селютина Любовь Семёновна

Заслуженные артисты России

  • Анна Агапова
  • Бадалбейли, Тимур Илханович[7]
  • Юрий Беляев — не работает.
  • Анатолий Васильев
  • Алексей Николаевич Граббе
  • Колпикова Анастасия Владимировна
  • Александр Лырчиков
  • Маслова Лариса Константиновна
  • Мария Полицеймако
  • Рыжиков Иван Анатольевич
  • Виктор Семенович Семенов
  • Татьяна Сидоренко[8]
  • Александр Трофимов
  • Шуляковский, Виктор Александрович
  • Дальвин Щербаков

Артисты

  • Мария Акименкова,
  • Марина Антонова,
  • Юрий Ардашев,
  • Бадалбейли Тимур,
  • Александра Басова
  • Анатолий Борцкевич
  • Анна Букатина,
  • Екатерина Варкова
  • Дмитрий Высоцкий
  • Эрвин Гааз
  • Захарова Анастасия
  • Иван Зосин
  • Виктор Карпеко
  • Мария Кольцова
  • Анастасия Колпикова
  • Филипп Котов
  • Юлия Куварзина,
  • Никита Кудрявцев,
  • Александра Кузнецова,
  • Елизавета Высоцкая
  • Ирина Линдт
  • Михаил Лукин
  • Никита Лучихин
  • Константин Любимов
  • Владислав Маленко
  • Елена Манышева
  • Лариса Маслова
  • Мария Матвеева
  • Александр Марголин
  • Раисса Мбумба
  • Андрей Меланьин
  • Дмитрий Муляр
  • Игорь Неведров
  • Негинский Андрей
  • Мария Нефедова
  • Полина Нечитайло
  • Игорь Пехович,
  • Сергей Подколзин
  • Анна Попова
  • Елена Посоюзных
  • Давила Пуани
  • Маргарита Радциг
  • Юлия Россикова
  • Иван Рыжиков
  • Екатерина Рябушинская
  • Александр Силаев
  • Виктор Семенов
  • Татьяна Сидоренко
  • Алла Смирдан
  • Андрей Смиреннов
  • Светлана Сорокина-Субботина
  • Рената Сотириади
  • Роман Стабуров
  • Юлия Стожарова
  • Дмитрий Сысаев
  • Сергей Трифонов
  • Галина Трифонова
  • Ушаков Сергей
  • Александр Фурсенко
  • Александр Фурсенко (мл)
  • Александр Фролов
  • Анна Хлесткина
  • Сергей Цимбаленко
  • Марина Черкашина
  • Ольга Шатрова
  • Ирина Шишкина
  • Виктор Шуляковский
  • Ольга Юкечева

Известные актёры, ранее входившие в труппу

В скобках указаны годы работы в театре

  • Владимир Высоцкий (1964—1980)
  • Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 для участия в отдельных спектаклях)
  • Иван Дыховичный (1970—1980)
  • Константин Желдин (1966—2000)
  • Готлиб Ронинсон(1964—1991)
  • Вениамин Смехов (1964—1996, возвращался в 1998, 2011 для участия в отдельных спектаклях)
  • Всеволод Соболев (1963—2011)
  • Инна Ульянова (1964—1993, с 1993 — в труппе «Содружество актеров Таганки»)
  • Семён Фарада (1972—2000)
  • Леонид Филатов (1969—1993)
  • Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 для участия в отдельных спектаклях)
  • Виталий Шаповалов (1968—2009)
  • Нина Шацкая (1964—1993)

Репертуар

  • «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
  • «Тартюф» Мольера
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
  • «Владимир Высоцкий»
  • «Живаго (доктор)» по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Медея» Еврипида
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса
  • «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год)
  • «Хроники» У. Шекспира — архивный спектакль.
  • «Театральный роман» М. Булгакова
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Фауст» И. Ф. Гёте
  • «До и после» по творчеству поэтов серебряного века
  • «Идите и остановите прогресс (обэриуты)»
  • «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса
  • «Антигона» Софокла
  • «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
  • «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
  • «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч.Диккенса — архивный спектакль
  • «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год)
  • «Мед» Тонино Гуэрры
  • «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова
  • «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
  • «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)

Адрес

  • Театр на Таганке: 109004 Москва, ул. Земляной Вал, 76/21 (проезд до станции метро «Таганская-кольцевая»).

Примечания

  1. 1 2 3 Ганцевич С. М. Московский театр драмы и комедии // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. Готлиб Ронинсон. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  3. 1 2 3 Шах-Азизова Т. Театр на Таганке. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  4. Добрый человек из Сезуана (редакция 1964 года). История. Спектакли. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  5. 1 2 3 Актёры. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  6. 1 2 Труппа. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  7. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  8. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года

Ссылки

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Владимир Высоцкий рассказывает о театре на Таганке, 1974
  • Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)
  • Клуб зрителей Таганки
  • сообщество театра в Livejournal
  • группа на Facebook

Здание театра примыкает к Таганской площади, было построено в 1912 году архитектором Т. Гельрихом в стиле неоклассицизма для кинотеатра «Вулкан». После революции здесь работали Рогожско-Симоновский театр и студия Вахтангова. С 1922 года здание использовалось в качестве филиала Малого театра, а в 1946 году в нем был организован самостоятельный Московский театр драмы и комедии.

В 1963 году событием в московской театральной жизни стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, который был поставлен силами студентов третьего курса Щукинского театрального училища под руководством Ю. Любимова. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она отличалась яркой театральностью, принципиальным отсутствием «четвертой стены», изобилием сценических приемов. В спектакле чувствовалось возрождение театральных традиций 1920-х годов, режиссуры В.Э. Мейерхольда и Е.Б. Вахтангова. На волне этого успеха Ю. Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он сформировал новую труппу на основе выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра, которое состоялось 23 апреля 1964 года спектаклем «Добрый человек из Сезуана». К тому времени его актерский состав значительно изменился. Ю. Любимов формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых осваивать новые приемы и способы сценического существования. Любимов привлек в труппу молодых артистов, которые впоследствии стали именитыми актерами — Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий и другие. Особое предпочтение режиссер оказывал актерам, имеющим склонность к самостоятельному творчеству. Недаром многие актеры Таганки оставили свой след не только на театральной сцене и в кинематографе, но и в литературе, в авторской песне.

Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких по духу писателей и поэтов (А. Вознесенский, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов), театральных художников (Б. Бланк, Д. Боровский, Э. Стенберг, Ю. Васильев, Э. Кочергин, С. Бархин, М. Аникст), композиторов (Д. Шостакович, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, Н. Сидельников). Художественный совет театра, в который были приглашены лица с весомым театральным и общественным авторитетом, помогал отстаивать спектакли Таганки от придирок государственных и партийных чиновников. Ю.П. Любимов повел свою труппу по пути театра публицистической поэзии, что было в духе 1960-х годов, когда поэты-публицисты Р. Рождественный, Е. Евтушенко, А. Вознесенский были кумирами современников.

В репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А. Вознесенского — «Антимиры» (1966) и «Берегите ваши лица» (последний был запрещен вскоре после премьеры). Художественную программу театра определяли поэтические спектакли «Павшие и живые» (1965, поэты Великой Отечественной войны), «Послушайте» (по В. Маяковскому), «Пугачев» (по С. Есенину). В постановках прозаических или драматургических произведений внимание было приковано к общественно значимым темам, яркие сценические метафоры были исполнены современных аллюзий. Успехом зрителей пользовались спектакли «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «А зори здесь тихие» по повести Б.Л. Васильева (1970), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «Деревянные кони», «Обмен», «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Ю.В. Трифонову (1980).

Изначально театр на Таганке был принципиально режиссерским детищем. Спектакли Ю. Любимова были глубоко авторскими, отличались тонкой работой с текстом инсценируемых произведений. Автором ряда инсценировок («А зори здесь тихие», «Деревянные кони», «Товарищ, верь…») была Л.В. Целиковская — жена Любимова. Главный режиссер не просто занимался общим руководством постановкой новых спектаклей, а тщательно занимался разработкой сценического действия и лично отслеживал рисунок спектакля на каждом представлении.

В период 1960-1970-х годов актеры театра не были слепыми исполнителями режиссерской воли, обладали яркой творческой индивидуальностью, были любимы публикой. Актеры труппы много и с успехом снимались в кино (В.С. Высоцкий, Н.Н. Губенко, А.С. Демидова, В.С. Золотухин, В.Б. Смехов, Л.А. Филатов, И. Бортник, С. Фарада, И. Ульянова). Менее успешно сложились дела в кинематографе у ведущей актрисы труппы З.А. Славиной, но она была признана звездой первой величины на московском театральном небосклоне. Актеры театра на Таганке поражали публицистическим темпераментом, непривычным способом сценического существования, уникальной пластической разработкой образов. Благодаря театру на Таганке и Ю.П. Любимову в полной мере раскрылся сценический талант В.С. Высоцкого, блиставшего в ролях Галилея («Жизнь Галилея»), Хлопуши («Пугачев»), Гамлета, Свидригайлова («Преступление и наказание»).

К концу 1970-х годов Московский театр на Таганке приобрел международную известность, с успехом выступал на театральных фестивалях, гастролировал за рубежом. Новаторские приемы театра на Таганке вошли в классику мирового сценического искусства (световой занавес). В разработку визуального образа спектаклей большой вклад внес художник театра Д. Боровский. К 1980 году к основному зданию была пристроена новая сценическая площадка с современным техническим оснащением. Эстетические сложные, пропитанные антимещанским и демократическим духом спектакли Таганки пользовались успехом не только у либеральной интеллигенции, но и в партийно-чиновничьей элите. Билет на Таганку стал знаком престижа, возможность его добыть — мерилом успешности в пропитанной символами и условностями советской действительности конца 20 века.

Любимов Юрий Петрович (видео)

Любимов Юрий Петрович. Видео

Рост общественного авторитета театра на Таганке вызывал усиление контроля властей за ним. Спектакли с большим трудом пробивались к зрителю, многие из постановок были запрещены из-за кажущегося или действительного политического подтектста. Смерть В.С. Высоцкого (1980) стала катализатором многих процессов внутри театра и вокруг него. Театр на Таганке становился символом неприятия тотального господства принципов социалистического реализма, а проще — исключительного права партийных чиновников быть высшими судьями в сфере искусства. Неудивительно, что отношение властей к театру на Таганке стало более жестким. Был запрещен к показу спектакль «Владимир Высоцкий», посвященный памяти поэта и артиста, снят с репертуара спектакль «Борис Годунов», запрещены репетиции «Театрального романа». В 1984 году, во время работы Ю.П. Любимова над постановкой спектакля «Преступление и наказание» в одном из английских театров, он был освобожден от должности художественного руководителя театра на Таганке и лишен советского гражданства.

Новым главным режиссером театра на Таганке был назначен А.В. Эфрос, успешно работавший в ряде московских театров, спектакли которого также с трудом проходили к зрителю через препятствия цензуры. Еще при Ю.П. Любимове в театре на Таганке как приглашенный режиссер Анатолий Эфрос с успехом поставил пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехова (1975) с В. Высоцким в роли Лопахина. Его согласие возглавить театр на Таганке после изгнания Юрия Любимова было воспринято, как штрейкбрехерство, ряд актеров (в частности Л. Филатов) покинули театр, многие фактически объявили Эфросу бойкот. Лишь немногие (В. Золотухин, В. Смехов, А. Демидова) оказались способны к творческому сотрудничеству. А. Эфрос восстановил в театре на Таганке «Вишневый сад», поставил спектакли «На дне», «Мизантроп», «Прекрасное воскресенье для пикника». Театр Эфроса по своей стилистике сильно отличался от публицистически заостренных постановок Ю.П. Любимова, но в 1987 году новый руководитель театра на Таганке скончался; полностью воплотить в жизнь свою эстетическую программу он не успел.

К тому времени в СССР настал период перестройки, многие идеологические и политические табу канули в небытие. Коллектив театра избрал себе нового руководителя — известного актера Николая Николаевича Губенко, который вернулся в театр по просьбе Ю.П. Любимова еще после смерти В.С. Высоцкого. Губенко начал борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.П. Любимова. В 1989 году Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили советское гражданство. В театре на Таганке были восстановлены запрещенные ранее спектакли.

В 1989 году Ю.П. Любимов официально сменил на посту художественного руководителя театра Николая Губенко, который занял пост министра культуры СССР.

Однако Ю. Любимов не мог уделять театру на Таганке столько же времени, как прежде — он был вынужден совмещать руководство театром с постановками по зарубежным контрактам. Развал СССР и начавшийся период социальных потрясений сказался на обстановке внутри театра. Часть актеров стала предъявлять претензии к Любимову, который по их мнению мало уделял внимания делам театра. Их лидером стал оставшийся без министерской должности Н.Н. Губенко. В 1993 году в театре на Таганке произошел раскол, значительная часть коллектива (в том числе 36 актеров) выделились в самостоятельный Театр «Содружество актеров Таганки», который занял новую сцену театра. Художественным руководителем нового театра стал Николай Губенко.

Ю.П. Любимов продолжил работу в старом театре, пополнил свою труппу новыми актерами, с ним продолжал сотрудничество ряд актеров старого состава: В. Золотухин, В. Шаповалов, Б. Хмельницкий, А. Трофимов, А. Граббе, И. Бортник. С 1997 года Ю. Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке.

В 1990-2000-х годах там были поставлены пьесы «Пир во время чумы» А.С. Пушкина, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Электра» Софокла, «Живаго (Доктор)» по Б. Пастернаку, «Медея» Еврипида, «Подросток» по Ф.М. Достоевскому, «Хроники» по У. Шекспиру, «Евгений Онегин» по А.С. Пушкину, «Театральный роман» по «М.А. Булгакову, «Фауст» по И.В. Гете, «Шарашка» по А.И. Солженицыну. Театр на Таганке по руководством Ю.П. Любимова продолжал пользоваться высоким авторитетом у московской театральной публики.

Летом 2011 года в театре разразился новый конфликт, вызванный нежеланием актерской труппы переходить на контрактые отношения, как предлагал Ю.П. Любимов. В результате Любимов ушел в отставку, а театр на Таганке возглавил В.С. Золотухин, который руководил театром до 4 марта 2013 года, когда он подал в отставку по состоянию здоровья.

Новым директором театра 5 марта 2013 года был назначен Владимир Флейшер, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда.

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Труппа Театра на Таганке
  • Театр на Таганке отмечает свое 50-летие //ИТАР-ТАСС 23 апреля 2014 г.
  • «Правда» 2.0. Сенаторы подозревают, что Театр на Таганке превратится «в оплот либералов-белоленточников»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция инженера пто в газовом хозяйстве
  • Забор жалюзи деревянный своими руками пошаговая инструкция
  • Ariston fs41 ix инструкция на русском
  • Урал 4320 1951 руководство по эксплуатации
  • Стиральная машина bosch wlg 20160 oe инструкция