Руководство театра ленкома

Общество ,

 

0 

В «Ленкоме» назвали имя нового главного режиссера

В одном из самых знаменитых российских театров решили, что пост главного режиссера должен занять трехкратных обладатель «Золотой маски» 38-летний режиссер и актер Алексей Франдетти

Алексей Франдетти


Алексей Франдетти

Главным режиссером московского театра «Ленком Марка Захарова» выбрали Алексея Франдетти, сообщил ТАСС директор театра Марк Варшавер.

«Место художественного руководителя, которое было свободно в штатном расписании театра, теперь аннулировано. И вместо художественного руководителя ввели должность главного режиссера. Главный режиссер подчиняется директору театра. Меня сохраняют в качестве директора. И я с Алексеем Франдетти заключаю срочный договор на работу в театре главным режиссером», — сказал Варшавер.

Он уточнил, что пока договор заключается на год. «Пока мы это делаем на год, а дальше время покажет. И руководство города примет решение, что дальше», — отметил директор.

Франдетти был трижды удостоен премии «Золотая маска» как режиссер-постановщик в 2016, 2018 и в 2010 годах.

Московские власти 29 июня объявили о смене руководителей в нескольких театральных коллективах столицы, включая «Современник», «Школу современной пьесы» и «Гоголь-центр». В департаменте культуры Москвы пояснили тогда, что «все новые назначения связаны с прекращением трудовых отношений и истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений».

Художественным руководителем «Гоголь-центра», который в релизе был упомянут под прежним названием Театр им. Гоголя, назначен Антон Яковлев, который сменил на этом посту соратника Кирилла Серебренникова — Алексея Аграновича, руководившего театром с февраля 2021 года. До этого театр возглавлял Серебренников, который в 2013 году реформировал его и переименовал в «Гоголь-центр».

Новым художественным руководителем «Школы современной пьесы» стал режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств Дмитрий Астрахан. Он сменил на этой должности одного из основателей театра, режиссера Иосифа Райхельгауза.

На должность директора театра «Современник» назначен «опытный управленец и педагог» Юрий Кравец. «Творческую составляющую театра» теперь будет определять художественный совет. С января 2020 года художественным руководителем «Современника» являлся Виктор Рыжаков, который занял эту должность после смерти Галины Волчек.

Режиссер Марк Захаров, именем которого был назван «Ленком», руководил этим театром с 1973 года до своей смерти в 2019 году. Его дочь Александра Захарова в интервью журналисту Андрею Караулову обвинила директора театра Марка Варшавера в попытках вычеркнуть имя ее отца из театра и снятии с репертуара его спектаклей. Караулов также заявил об офшорах у Варшавера и нарушениях при госзакупках. Варшавер назвал эти обвинения ложью.

В январе 2022 года глава СК Александр Бастрыкин поручил проверить обращение Караулова о коррупции в «Ленкоме».

Вереница перестановок в руководстве московских театров городского подчинения продолжилась громким назначением в театре «Ленком»: его главным режиссером стал Алексей Франдетти. Одновременно с этим на посту генерального директора концертного зала «Зарядье» Ольгу Жукову сменил Иван Рудин.

Назначение режиссера Алексея Франдетти главным режиссером театра «Ленком» только на первый взгляд ставит точку в продолжавшейся почти три года борьбе за «наследство» Марка Захарова, ушедшего из жизни в сентябре 2019 года. Наверняка это лишь временный компромисс между многолетним директором театра Марком Варшавером и городскими властями. После смерти Захарова директор-тяжеловес Варшавер, обладающий мощным административным ресурсом, пытался убедить как общественность, так и начальство, что, несмотря на почтенный возраст, сам прекрасно справится не только с хозяйственными, но и с творческими вопросами «Ленкома». Начальство, возможно, было бы и радо, но общественность не могла не заметить, что некогда знаменитейший московский театр, тоже своего рода тяжеловес, явно начал свой «вес» терять.

К тому же в конфликт с директором вступила «наследная принцесса», актриса Александра Захарова, считавшая, что имеет право и возможность — хотя бы временно — поруководить театром имени своего отца (тем более что в последние годы его жизни именно она, как утверждает молва, и так многое решала в «Ленкоме»). Война за захаровское наследство быстро стала достоянием прессы и вскоре превратилась в московскую театральную мыльную оперу. Очевидно, что назначать худруком активную, своенравную и эмоциональную актрису город не хотел. И поэтому вел не слишком энергичные, но все-таки переговоры с разными кандидатами. Правда, все они, как опять же утверждает молва, ставили непременным условием своего прихода смену менеджмента, то есть увольнение Марка Варшавера. По причинам, о которых можно долго гадать, московские власти на столь радикальный шаг решиться не могли — даже сейчас, во время громких и размашистых перетрясок. Кроме того, за кулисами то и дело мелькала тень влиятельного столичного актера-депутата Евгения Герасимова, неизвестно почему имевшего какие-то виды на «Ленком».

И вот теперь все разрешилось. Герасимову накануне выделили одно из самых странных и маргинальных московских культурных учреждений — Театр Луны. А в «Ленком» назначили 38-летнего Алексея Франдетти, одного из главных (и немногих) российских специалистов по постановке мюзиклов, неоднократного лауреата «Золотой маски». Означает ли это, что «Ленком», не чуждый и при Захарове музыкальной стихии, берет очевидный курс на мюзикл, станет ясно, когда Франдетти поделится своими планами. Но кажется, тут дело даже не в творческой программе, а в покладистости. Видимо, Алексей Франдетти, человек сравнительно молодой и откровенно амбициозный, согласился работать с Марком Варшавером. И даже не с ним, а фактически под его началом. Немаловажно, что должность художественного руководителя, которую занимал Марк Захаров, в «Ленкоме» упразднена. Франдетти же станет «главным режиссером», приглашенным, как подчеркивается в пресс-релизах, творческим коллективом театра. А всякий, кто не понаслышке знаком с театральной практикой, знает, что такая конструкция руководства очень нестабильна — и ее утверждение почти всегда является лишь прологом к новым приключениям.

В зале «Зарядье», напротив, ситуация еще в начале нынешнего лета казалась на сторонний взгляд вполне стабильной. С важной оговоркой: это «Ленком» — стародавний и почтенный московский бренд, а «Зарядье» — учреждение совсем юное, зал был открыт только осенью 2018 года. Первоначально патроном будущего зала недвусмысленно выступал Валерий Гергиев, однако форменным филиалом Мариинского театра у стен Кремля (чего многие поначалу ожидали) «Зарядье» не стало.

Генеральным директором зала, который подчинили московскому департаменту культуры, еще на этапе строительства была назначена Ольга Жукова, многолетний сотрудник федерального Минкульта (там она работала в курирующем в том числе и филармоническую жизнь департаменте государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества). Ей и ее продюсерской команде удалось, кажется, невозможное: в Москве конца 2010-х, которая и так была избалована первостатейными концертами и именитыми гастролерами, создать в экстремальные сроки с нуля еще одну динамично действующую площадку, востребованную, очень дружелюбную в смысле просветительства, но притом с отменным качеством концертного «контента» и тщательным программированием. Прошедшие именно в «Зарядье» концерты ансамблей Le Poeme Harmonique и Il Giardino Armonico, Жорди Саваля и Джона Элиота Гардинера наверняка многие помнят.

Однако при всем том, по сведениям “Ъ”, отношения руководительницы зала с его учредителями и прежде бывали напряженными. До сих пор дело удавалось решить миром. Нынешняя череда перестановок и увольнений, очевидно, подвела к тому, чтобы заодно и в «Зарядье» решить кадровый вопрос радикальным образом, но вряд ли к пользе зала и публики. Управленцев с задатками интенданта, способных тащить на себе в условиях жесткой конкуренции большую концертную институцию, не так много, и пианист и дирижер Иван Рудин (сын маэстро Александра Рудина) пока не выглядит очевидным выбором. Впрочем, есть наработки, предстоящий сезон «Зарядья» уже сверстан при предыдущем руководстве, билеты продаются, а чистосердечно загадывать на годы вперед — как можно было делать в безоблачном доковидном 2019-м — теперь и гению концертного менеджмента было бы тяжеловато.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2016;
проверки требуют 29 правок.

Текущая версия

Московский государственный театр «Ленком»
Театр Ленком логотип.gif
Логотип театра
Прежние названия

Московский театр имени Ленинского комсомола

Основан

1927

Здание театра
Местоположение

Москва, 127006,
ул. Малая Дмитровка, дом 6

55°46′04″ с. ш. 37°36′24″ в. д. / 55.76778° с. ш. 37.60667° в. д. (G) (O) (Я)Координаты: 55°46′04″ с. ш. 37°36′24″ в. д. / 55.76778° с. ш. 37.60667° в. д. (G) (O) (Я)

Руководство
Директор

Марк Борисович Варшавер

Художественный руководитель

Марк Анатольевич Захаров

Главный хормейстер

Ирина Борисовна Мусаэлян

Ссылки

Официальный сайт

Моско́вский госуда́рственный теа́тр и́мени Ле́нинского Комсомо́ла (ныне «Ленко́м») — учреждение культуры г. Москвы. Официальное полное (зарегистрированное) наименование — Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный театр „Ленком“».

Содержание

  • 1 История театра
  • 2 Сегодняшний день театра
  • 3 Известные люди театра
  • 4 Труппа театра
    • 4.1 Труппа в настоящее время
      • 4.1.1 Аракс
    • 4.2 Ушедшие звёзды
    • 4.3 Актёры, ранее работавшие в театре
  • 5 Репертуар
    • 5.1 Постановки прошлых лет
    • 5.2 Текущий репертуар
    • 5.3 Готовятся к постановке
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История театра[править | править вики-текст]

Wki lenkom theater moscow.jpg

Здание, в котором в настоящее время находится театр, построено в 1907—1909 годах для московского купеческого клуба архитектором И. А. Ивановым-Шицем (помощником был В. К. Олтаржевский). В 1913—1914 годах к зданию клуба была осуществлена пристройка по проекту архитекторов В. В. Адамовича и В. М. Маята. В октябре 1917 года в здании разместился политический клуб «Дом анархии», после его разгона здесь размещалась Центральная школа партийной и советской работы[1]. В 1919 году в здании был открыт Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, в котором несколько раз выступал В. И. Ленин. В 1923 году в здании был открыт кинотеатр «Малая Дмитровка».

В 1927 году под патронатом комсомольской организации был открыт Театр Рабочей Молодёжи (сокращенно «ТРАМ». К концу 1920-х годов он стал весьма популярным и вызвал волну подражаний, встав во главе широкой сети «комсомольских» театров.

В нынешнее здание ТРАМ переехал в 1933 году. В 1937 году театр был объединён с Театром-студией п/р Рубена Симонова. 20 февраля 1938 года коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола[2], художественным руководителем был назначен Иван Берсенев (возглавлял театр до самой смерти в 1951 году). В 1941—1943 годах театр был эвакуирован в Узбекистан.

  • в 1951—1957 годах художественным руководителем была Софья Гиацинтова (вдова Ивана Берсенева)
  • В 1957—1960 годах главным режиссёром театра был Сергей Майоров
  • в 1960—1962 годах — Борис Толмазов
  • в 1963—1967 годах — Анатолий Эфрос
  • в 1967—1971 годах — Владимир Монахов

С 1990 года театр носит название «Ленком», художественным руководителем с 1973 года является М. А. Захаров.

В марте 2007 года в помещении ночного клуба «911», располагавшегося в здании, произошёл сильный пожар, в результате которого погибло 10 человек[3].

В здании театра находится фитнес-клуб сети «Планета-фитнес».

Сегодняшний день театра[править | править вики-текст]

Художественный руководитель театра — Марк Анатольевич Захаров.
Директор театра — Марк Борисович Варшавер.
Музыкальный руководитель — Сергей Анатольевич Рудницкий.

Театр частично финансируется за счёт дотаций из городского бюджета[4].

Известные люди театра[править | править вики-текст]

  • Иван Берсенев — режиссёр, актёр
  • Юрий Визбор — поэт и песенник
  • Григорий Горин — драматург
  • Марк Захаров — режиссёр
  • Михаил Шатров — драматург
  • Олег Шейнцис — художник
  • Анатолий Эфрос — режиссёр

Труппа театра[править | править вики-текст]

Труппа в настоящее время[править | править вики-текст]

  • Иван Агапов
  • Сергей Александров
  • Максим Амельченко
  • Александр Балуев
  • Леонид Броневой
  • Евгений Бойцов
  • Анна Большова
  • Виталий Боровик
  • Виктор Вержбицкий
  • Александра Волкова
  • Дмитрий Гизбрехт
  • Александр Горелов
  • Нина Горшкова
  • Дмитрий Грошев
  • Евгений Джураев
  • Александра Дорохина
  • Сергей Дьячковский
  • Олеся Железняк
  • Станислав Житарев
  • Александра Захарова
  • Анна Зайкова
  • Александр Збруев
  • Татьяна Збруева
  • Виталий Зикора
  • Людмила Зорина
  • Светлана Илюхина
  • Павел Капитонов
  • Николай Караченцов
  • Александр Карнаушкин
  • Олег Кныш
  • Геннадий Козлов
  • Юрий Колычев
  • Игорь Коняхин
  • Татьяна Кравченко
  • Владимир Корецкий
  • Марина Королькова
  • Анжелика Кошевая
  • Александр Лазарев
  • Эстер Ламзина
  • Андрей Леонов
  • Анастасия Марчук
  • Любовь Матюшина
  • Екатерина Мигицко
  • Игорь Миркурбанов (актёр МХТ им. Чехова)
  • Мария Миронова
  • Леван Мсхиладзе
  • Наталья Омельченко
  • Дмитрий Певцов
  • Кирилл Петров
  • Константин Петухов
  • Сергей Пиотровский
  • Алексей Поляков
  • Анатолий Попов
  • Людмила Поргина
  • Виктор Раков
  • Виктор Речман
  • Станислав Рядинский
  • Александр Сальник
  • Алиса Сапегина
  • Ирина Серова
  • Александр Сирин
  • Алексей Скуратов
  • Андрей Соколов
  • Виктория Соловьёва
  • Елена Степанова
  • Сергей Степанченко
  • Геннадий Трофимов
  • Илья Трофимов
  • Станислав Тикунов
  • Игорь Фокин
  • Полина Чекан
  • Лариса Чикурова
  • Борис Чунаев
  • Инна Чурикова
  • Антон Шагин
  • Елена Шанина
  • Семен Шкаликов
  • Наталья Щукина
  • Алла Юганова
  • Сергей Ююкин
  • Анна Якунина

Аракс[править | править вики-текст]

  • Сергей Рудницкий — руководитель, клавишные
  • Николай Парфенюк — вокал, гитара, флейта
  • Александр Садо — вокал
  • Анатолий Абрамов — ударные
  • Олег Зарипов — гитара, скрипка, виолончель

Ушедшие звёзды[править | править вики-текст]

  • Александр Абдулов (1953—2008) — (в театре проработал с 1975 года)
  • Юрий Астафьев (1949—1990) — (в театре проработал с 1975 года)
  • Борис Беккер (1929—2011) — (в театре проработал с 1961 года)
  • Владимир Белоусов (1947—1996)
  • Серафима Бирман (1890—1976) — (в театре проработала с 1938 по 1958 год)
  • Софья Гиацинтова (1895—1982) — (в театре проработала с 1938 года, с перерывом в 1958—1960 годах)
  • Антонина Дмитриева (1929—1999)
  • Вадим Жуков (до 1961)
  • Геннадий Карнович-Валуа (1920—1992)
  • Михаил Козаков (1934—2011)
  • Лев Круглый (1931—2010) (до 1967)
  • Виллор Кузнецов (1934—2013)
  • Всеволод Ларионов (1928—2000) — (в театре проработал с 1950 года)
  • Евгений Леонов (1926—1994) — (в театре проработал с 1974 года)
  • Маргарита Лифанова (1926—2007)
  • Римма Маркова (1925—2015) (в театре проработала с 1951 до 1962 года)
  • Вера Орлова (1918—1993) — (в театре проработала с 1974 года)
  • Татьяна Пельтцер (1904—1992) — (в театре проработала с 1977 года)
  • Ростислав Плятт (1908—1989) — (в театре проработал с 1939 по 1941 год)
  • Борис Никифоров (1933—2011)
  • Валентина Серова (1917—1975) — (в театре проработала с 1933 по 1964 год)
  • Николай Скоробогатов (1923—1987)
  • Павел Смеян (1957—2009) — (в театре работал со значительным перерывом: с 1980 по 1984 год и с 1993 по 2007 год)[5]
  • Нина Палладина (1933—1996)
  • Анатолий Солоницын (1934—1982) — (1977 год)
  • Струнова (Шувалова) Маргарита (1938—2007) — (в театре проработала с 1959 года)
  • Елена Фадеева (1914—1999) — (в театре проработала с 1938 года)
  • Владимир Ширяев (1934—2013) — (в театре работал с 1967 года)
  • Олег Янковский (1944—2009) — (в театре проработал с 1973 года)

Актёры, ранее работавшие в театре[править | править вики-текст]

  • Анатолий Адоскин (служил в Ленкоме с 1965 по 1968)
  • Ирина Алферова (служила в Ленкоме с 1973 по 1993)
  • Людмила Артемьева (служила в Ленкоме с 1986 по 2003)
  • Валентин Гафт (служил в Ленкоме в 1965—1966 гг)
  • Сергей Горобченко (до 2001)
  • Михаил Державин (до 1969)
  • Армен Джигарханян (служил в Ленкоме с 1967 по 1969 и с 1996 по 2010)
  • Ирина Розанова (служила в Ленкоме в 1998—1999 гг)
  • Татьяна Догилева (служила в Ленкоме с 1978 до 1985)
  • Лев Дуров (служил в Ленкоме в 1963—1967 гг)
  • Вадим Жуков (до 1961)
  • Наталья Заякина (2002—2016)
  • Марина Игнатова (служила в Ленкоме с 1981 по 1998)
  • Леонид Каневский (служил в Ленкоме с 1961)
  • Денис Карасев (служил в Ленкоме с 1985 по 1997)
  • Дмитрий Марьянов (служил в Ленкоме с 1992 по 2003)
  • Амалия Мордвинова (служила в Ленкоме с 1995 по 1998)
  • Геннадий Назаров (служил в Ленкоме с 1993 по 1996)
  • Родион Овчинников (служил в Ленкоме с 1981 по 1993)
  • Екатерина Приморская (служила в Ленкоме с 1999 по 2002)
  • Михаил Поляк (служил в Ленкоме с 1971 по 1984)
  • Виктор Проскурин (служил в Ленкоме с 1973 по 1990)
  • Валентин Смирнитский (служил в Ленкоме с 1965 по 1967)
  • Владимир Стеклов (служил в Ленкоме с 1989 по 1996)
  • Маргарита Терехова
  • Андрей Фролов (служил в Ленкоме в 2004 г)
  • Сергей Фролов (служил в Ленкоме с 1999 по 2010)
  • Алена Хмельницкая (служила в Ленкоме с 1990 по 1994)
  • Андрей Чернышов (служил в ленкоме с 1994 по 2006)
  • Александр Ширвиндт (служил в Ленкоме с 1957 по 1969)
  • Сергей Чонишвили (служил в Ленкоме с 1986 по 2010)
  • Константин Юшкевич (служил в Ленкоме с 1995 по 2003)
  • Ксения Энтелис (служила в Ленкоме с 1992 по 2003)
  • Ольга Яковлева (служила в Ленкоме с 1962 по 1967)
  • Инна Пиварс (служила в Ленкоме с 1990 по 2016)

Репертуар[править | править вики-текст]

Постановки прошлых лет[править | править вики-текст]

  • 1928 — Зеленые огни (постановка В. Михайлова)
  • 1929 — Страна должна знать
  • 1929 — Зови фабком (постановка П. Соколова)
  • 1929 — Дай пять (постановка П. Соколова)
  • 1931 — Тревога (постановочная бригада — В. Соловьев, В. Поляков, Л. Варпаховский)
  • 1934 — Продолжение следует (постановка Ильи Судакова и И. П. Хмелева)
  • 1934 — Чудесный сплав (постановка Ильи Судакова)
  • 1934 — Девушки нашей страны (постановка Ильи Судакова)
  • 1934 — Как закалялась сталь (постановка Ильи Судакова)
  • 1935 — Бедность не порок (постановка Ильи Судакова и В. С. Соколовой, Н. В. Тихомирова)
  • 1935 — Дальняя дорога (постановка Ильи Судакова, В. Соколовой)
  • 1936 — Жена товарища (постановка В. Станицына)
  • 1938 — Живой труп (постановка Андрея Лобанова)
  • 1939 — Таланты и поклонники (постановка Андрея Лобанова)
  • 1939 — Нора (постановка Ивана Берсенева и Софьи Гиацинтовой)
  • 1939 — Зыковы (постановка Серафимы Бирман)
  • 1940 — Мой сын (постановка Ивана Берсенева)
  • 1940 — Валенсианская вдова (постановка Ивана Берсенева)
  • 1941 — Парень из нашего города (постановка Ивана Берсенева)
  • 1941 — Фронт (А. Корнейчук, постановка Ивана Берсенева)
  • 1942 — Живой труп (Л. Толстой, постановка Серафимы Бирман)
  • 1943 — День живых
  • 1943 — Юность отцов (Б. Горбатов, постановка Ивана Берсенева)
  • 1943 — Большие надежды (В. Каверин, постановка Ивана Берсенева)
  • 1943 — Сирано де Бержерак (постановка Серафимы Бирман)
  • 1944 — Месяц в деревне (И. Тургенев, постановка Софьи Гиацинтовой)
  • 1944 — Поединок (постановка Ивана Берсенева)
  • 1944 — Так и будет (постановка Ивана Берсенева)
  • 1944 — Под каштанами Праги (постановка Серафимы Бирман)
  • 1944 — Русский Вопрос (постановка Серафимы Бирман)
  • 1943 — Васса Железнова (М. Горький, постановка Серафимы Бирман)
  • 1946 — Наш общий друг (постановка Ивана Берсенева)
  • 1946 — «За тех кто в море!» Бориса Лавренева (постановка Ивана Берсенева)
  • 1946 — Семья Ферелли теряет покой (постановка Серафимы Бирман)
  • 1947 — Губернатор провинции (постановка Ивана Берсенева)
  • 1948 — Цель жизни (постановка Ивана Берсенева и и В. Д. Брагина)
  • 1948 — Жаркое лето
  • 1949 — Холодный дом
  • 1949 — Дремучее сердце
  • 1949 — Особняк в переулке (постановка Ивана Берсенева)
  • 1949 — Семья (постановка Софьи Гиацинтовой)
  • 1955 — Парень из нашего города (реж. Софья Гиацинтова)
  • 1959 — Братья Ершовы (реж. С. А. Майоров, В. Р. Соловьев)
  • 1964 — В день свадьбы (реж. Анатолий Эфрос, Лев Дуров)
  • 1964 — 104 страницы про любовь (реж. Анатолий Эфрос)
  • 1965 — Мой бедный Марат (реж. Анатолий Эфрос)
  • 1965 — Снимается кино (реж. Анатолий Эфрос, Лев Дуров)
  • 1966 — Чайка (реж. Анатолий Эфрос)
  • 1966 — Мольер (реж. Анатолий Эфрос, Лев Дуров)
  • 1970 — «Золотой ключик» Алексея Толстого (постановка С. Л. Штейна
  • 1970 — «Беспокойная старость» Леонида Рахманова (постановка В. Б. Монахова, С. В. Гиацинтовой)
  • 1973 — Автоград-XXI (реж. Марк Захаров)
  • 1974 — Тиль (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев)
  • 1975 — В списках не значился (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев)
  • 1976 — Мои надежды (реж. Марк Захаров) (премьера состоялась 23 мая)
  • 1975 — Ясновидящий (режиссёр-постановщик М.Захаров)[6]
  • 1976 — «Иванов» А. П. Чехова (реж. Марк Захаров, Сергей Штейн)
  • 1976 — Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 1993)
  • 1977 — Гамлет (реж. Андрей Тарковский)
  • 1977 — Парень из нашего города (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев) (премьера состоялась 12 декабря)
  • 1978 — Вор (реж. Марк Захаров) (премьера состоялась 19 мая)
  • 1978 — Революционный этюд (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев)
  • 1979 — Сержант, мой выстрел первый! (реж. Пётр Штейн)
  • 1979 — Жестокие игры (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев) В 1999 году на сцене вышла вторая редакция спектакля (снят с репертуара в 2003)
  • 1983 — Оптимистическая трагедия (реж. Марк Захаров)
  • 1984 — Дорогая Памела (реж. Пётр Штейн)
  • 1984 — Ромул Великий (реж. Пётр Штейн)
  • 1985 — Встречи на Сретенке (реж. Гарий Черняховский)
  • 1985 — Три девушки в голубом (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев)
  • 1986 — Диктатура совести (реж. Марк Захаров, Юрий Махаев)
  • 1986 — Гамлет (реж. Глеб Панфилов)
  • 1989 — Мудрец (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 2004)
  • 1989 — Поминальная молитва (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 1995)
  • 1990 — Школа для эмигрантов (реж. Марк Захаров)
  • 1992 — Бременские музыканты (реж. Пётр Штейн) (снят с репертуара в 1995)
  • 1992 — …Sorry (реж. Глеб Панфилов) (снят с репертуара в 2005)
  • 1994 — Чайка (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 2009)
  • 1995 — Чешское фото (реж. Александр Галин) (снят с репертуара в 2002)
  • 1997 — Варвар и еретик (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 2008)
  • 1998 — Две женщины (реж. Владимир Мирзоев) (снят с репертуара в 2008)
  • 1999 — Мистификация (реж. Марк Захаров) (снят с репертуара в 2005)
  • 2000 — Город миллионеров (постановка — Роман Самгин, художественный руководитель спектакля — Марк Захаров (снят с репертуара в 2013)
  • 2002 — Укрощение укротителей (снят с репертуара в 2004)
  • 2003 — Плач палача (реж. Марк Захаров, Игорь Фокин) (снят с репертуара в 2008)
  • 2006 — Тартюф (реж. Владимир Мирзоев) (снят с репертуара 2012)
  • 2008 — Визит дамы (реж. Александр Морфов (Болгария)) (снят с репертуара 2012)
  • 2012  — Испанские безумства (Постановка — Игорь Коняев, Иван Агапов) (снят с репертуара 2016)
  • 2013  — Пять вечеров (Постановка — Андрей Прикотенко) (снят с репертуара 2016)
  • 2014 — «Москва — Петушки» (реж. Сергей Дьячковский) (снят с репертуара 2014)
  • 2014 — Дона Флор и два её мужа (Постановка — Андрей Прикотенко) (снят с репертуара 2016)
  • 2016 — Князь (Постановка — Константин Богомолов) (снят с репертуара 2016)

Текущий репертуар[править | править вики-текст]

В настоящее время в репертуаре театра 18 действующих спектакля[7]:

  • Юнона и Авось (Постановка — Марк Захаров; премьера 20.10.1981)
  • Безумный день, или Женитьба Фигаро (Постановка — Марк Захаров, Юрий Махаев; премьера 19.01.1993)
  • Королевские игры (Постановка — Марк Захаров; премьера 12.10.1995)
  • Шут Балакирев (Постановка — Марк Захаров; премьера 14.05.2001)
  • Tout payé, или Всё оплачено (Постановка — Эльмо Нюганен (Эстония); премьера 27.01.2004)
  • Ва-банк (Постановка — Марк Захаров; премьера 10.11.2004)
  • Пролетая над гнездом кукушки (Затмение) (Постановка — Александр Морфов (Болгария); премьера 27.12.2005)
  • Женитьба (Постановка — Марк Захаров; премьера в Самаре 17.06.2007, в Москве — 22.09.2007)
  • Вишнёвый сад (Постановка — Марк Захаров; премьера в Санкт-Петербурге 12.06.2009, в Москве 23.09.2009)
  • Аквитанская львица (Постановка — Глеб Панфилов; премьера 8.10.2010)
  • Пер Гюнт (Постановка — Марк Захаров, Олег Глушков, Игорь Фокин; премьера 25.03.2011)
  • Ложь во спасение (Постановка — Глеб Панфилов; премьера 22.09.2012)
  • Попрыгунья (Постановка — Марк Захаров, Сергей Грицай, Игорь Фокин; премьера 14.04.2013)
  • Борис Годунов (Постановка — Константин Богомолов; премьера 08.09.2014)
  • Тайна заколдованного принца (Постановка — Сергей Дьячковский; премьера 05.01.2015)
  • Вальпургиева ночь (Постановка — Марк Захаров; премьера 14.03.2015)
  • Странный народ эти взрослые (Постановка — Сергей Дьячковский; премьера 02.10.2016)
  • День опричника (Постановка — Марк Захаров; премьера 29.11.2016)

Готовятся к постановке[править | править вики-текст]

Литература[править | править вики-текст]

  • Б. М. Поюровский. Ленком. — Центрполиграф, 2000. — 416 с. — (Звёзды московской сцены). — 5000 экз. — ISBN 5-227-00880-9.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. История театра «Ленком»
  2. Книга «Театру имени Ленинского комсомола — 35 лет»
  3. Пожар в здании «Ленкома»: десять погибших сюжет телекомпании НТВ
  4. Москва | Новости | Марк Захаров: «Жена сказала, что я плохой артист, и я поверил» — MosDay.ru
  5. / Смеян, Павел Евгеньевич
  6. Ясновидящий — Театр Ленком
  7. Текущий репертуар на официальном сайте Ленкома

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Официальный сайт театра «Ленком»
  • Страница театра «Ленком» в справочнике «Театральная Россия»
  • «Ленком» на кино-театр.ru
  • Фотографии спектакля «Диктатура совести» (1988)
  • Фотографии спектакля «Золотой ключик» (1986)

Биография

Марк Варшавер — советский актер театра и кино, директор с расширенными полномочиями театра «Ленком». С того момента, как Марк Борисович возглавил театр, он дает СМИ многочисленные инфоповоды, связанные не с постановками, а с конфликтами с участниками театральной труппы.

Детство и юность

Театральный деятель родился 11 марта 1947 года в Москве. Фамилия Марка Борисовича имеет еврейское происхождение и переводится с языка идиш как «варшавский».

О семье и детстве Варшавера информация отсутствует, но театральный вуз уроженец советской столицы окончил в городе Горьком, которому сейчас возвращено историческое название Нижний Новгород. Кроме того, в биографии Варшавера есть музыкальная школа по классу фортепиано.

В молодости, в начале 70-х годов, артист сыграл несколько эпизодических ролей в фильмах, в том числе в ленте своего тезки, режиссера Марка Донского, «Надежда». В каст картины вошли такие актеры, ставшие впоследствии признанными звездами советского кино, как Наталия Белохвостикова, Андрей Мягков, Данута Столярская.

В 1972–1979 годах Марк Борисович служил актером в Московском областном драматическом театре, который в 2013-м влился в состав Московского Губернского театра, возглавляемого Сергеем Безруковым. Карьерный рост Варшавера начался со знакомства с другим тезкой — Марком Захаровым.

«Ленком»

В 1979 году Марка Борисовича пригласили на работу в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, где он вскоре стал главным администратором, а после получения профильного образования на экономическом факультете ГИТИСа перешел на должность директора.

Марк Варшавер в молодости

Марк Варшавер в молодости / кадр из фильма «Моя судьба»

Благодаря организаторским талантам Варшавера коллектив театра, сменившего в 1990-м название на «Московский государственный театр “Ленком”», пережил трудное время экономических реформ. При нем Захаров поставил такие легендарные спектакли, как «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев».

В 2019-м после смерти главного режиссера «Ленкома» Марка Захарова, управлявшего театром в течение 46 лет, Марк Варшавер, соратник и правая рука мэтра, совместил обязанности директора и художественного руководителя одной из лучших сценических площадок России, которой присвоено имя Захарова.

На 2022 год зарплата сотрудников театра, включая гардеробщиков, уборщиц и начинающих актеров, составляла не менее 40 тыс. руб. Кроме того, каждый член коллектива получал социальный пакет, бесплатные обеды, возможность отдыхать в профилактории и т. д. При Варшавере в «Ленкоме» не бывало протечек, погасших лампочек или форс-мажоров.

Личная жизнь

Сведения о личной жизни и хобби директора театра практически отсутствуют. Страницы в социальных сетях директор не ведет. В интервью газете «Московский комсомолец» Марк Борисович упомянул в качестве увлечения фитнес. На сайте «Ленкома» есть соболезнование Варшаверу от зрительницы в связи с кончиной сына. Имеются ли у мужчины другие дети, неизвестно.

Марк Варшавер и Марк Захаров

Марк Варшавер и Марк Захаров / @mark_zakharov.fan

За 2021 год Варшавер задекларировал доход в размере 24,8 млн руб. В собственности директора «Ленкома» дом и две квартиры в России, автомобиль Toyota Land Cruiser и участок 1,5 кв. м в Израиле — по мнению представителей СМИ, это участок на кладбище. В списке имущества его жены, задекларировавшей доход в 9,3 млн руб., — дома, гаражи, квартиры и участки в России, Украине и Израиле как в индивидуальной, так и в долевой собственности. Также у супруги Марка Борисовича есть целый автопарк: легковое авто Toyota Land Cruiser Prado и мототранспортные средства Kawasaki EJ 800А и 170N 3 RZR.

Марк Варшавер сейчас

Сейчас Марк Борисович продолжает руководить «Ленкомом». Накануне 2022 года актриса театра Александра Захарова дала ряд интервью, где рассказала о конфликте с Варшавером, связанном как с его управленческими решениями, так и с авторскими правами на постановки ее отца Марка Захарова.

Блогер Андрей Караулов провел журналистское расследование и обратился в Следственный комитет с заявлением о коррупции при госзакупках «Ленкома» и наличии офшоров у его руководителя. Глава СК РФ Александр Бастрыкин поручил проверить обращение телеведущего. Варшавер назвал обвинения ложью. По результатам 2-месячной проверки СК нарушений в «Ленкоме» не выявил, в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя театра было отказано.

Однако скандалы не утихали. В новом театральном сезоне Людмила Поргина жаловалась на Варшавера, который ставил ее, актрису высшей категории, в массовку, что противоречило договору. Один из разговоров с директором «Ленкома» даже закончился вызовом скорой помощи для Поргиной.

Интересные факты

  1. В 2017 году произошел скандал с участием Варшавера. Автомобиль с ним двигался по тротуару возле «Ленкома». Марк Борисович оскорбил пешехода, сделавшего замечание шоферу и зафиксировавшего нарушение на фото. Выяснилось, что это не первое пренебрежение правилами дорожного движения для директора — ранее его машина обгоняла пробки по трамвайным путям.

Две недели назад «Ленком» обрел главного режиссера. Им стал Алексей Франдетти, известный в основном постановками мюзиклов. Контракт с ним заключен на три года. Какова будет его художественная политика, какие спектакли он сохранит в репертуаре, а с какими простится? Наконец, как будет выстраивать отношения с директором Марком Варшавером, привыкшим без Марка Захарова к самостоятельности? Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Франдетти.

— Алексей, насколько предложение Департамента культуры стать главным режиссером такого театра, как «Ленком», было для тебя неожиданным? Или все-таки с тобой велись переговоры?

— Это было неожиданно максимально, насколько это возможно. Я сидел на озере с детьми в Завидове, в Тверской области, мочил ноги в воде, смотрел на солнце, радовался жизни, и ничто, как говорится, не предвещало. Как вдруг из воды возникло предложение.

— В виде русалки из Депкультуры?

— Не в виде русалки, а в виде звонка, который оказался для меня судьбоносным.

— Взял паузу, чтобы подумать, или сразу согласился?

— Я взял паузу на… минуты полторы и согласился.

— Ты много ставишь в московских театрах, где тебя хорошо уже знают. Может быть, у тебя была идея войти в знакомый театр, а не в «Ленком», в котором ты никогда не работал?

— Я об этом никогда не задумывался, потому что театр — это люди и стены. А в «Ленкоме» — это замечательные люди и хорошо стоящие стены, в которых можно делать что-то новое и интересное. Я недавно тут прочитал интересную фразу артиста «Ленкома» Виктора Ракова про Марка Анатольевича. Когда его спросили: «А что, Марк Анатольевич, будет после вас?» — он ответил: «Будет какой-то другой театр». Мне невероятно близка его эстетика, поэтому я все равно буду смотреть в эту сторону, а дальше буду идти своей дорогой.

— Насколько ты хорошо знаешь «Ленком»?

— Мне кажется, я довольно неплохо знаю его спектакли: в свое время пересмотрел здесь абсолютно всё, и мой любимый спектакль, «Варвар и еретик», оказал на меня очень сильное влияние. И, безусловно, конечно, «Юнона». Я неплохо знаю работы великого художника Захарова — Олега Ароновича Шейнциса, понимаю, что это за эстетика, и она мне близка.

— Тебе близка эстетика Марка Захарова, но для него в спектаклях всегда главным были актуальная повестка дня, провокативность, а вокал и танцы — лишь инструмент. Твои мюзиклы далеки от какой бы то ни было политической повестки.

— Я считаю, что любой театр — это развлечение. Даже если это 24-часовой Фабр (Ян Фабр — бельгийский художник и режиссер-провокатор, чьи спектакли могли продолжаться сутки. — М.Р.). Это все равно развлечение. Мне скорее близка философия Олега Павловича Табакова: «Веселеньким делом занимаемся». Я не силен в политических высказываниях. Важно, чтобы зрителю, который даже в самое тяжелое время приходит в театр, было хорошо. Я тут недавно прочел цитату у Стругацких, она мне понравилась: «Очень много хирургов и костоломов в последнее время, а терапевтов мало». Вот я и хочу оказывать терапевтическую помощь зрителям.

— Ты получил назначение в конце сезона. Можешь сказать, сколько у тебя в портфеле будущих постановок — две-три, а может быть, ты меня удивишь и скажешь, что твой режиссерский портфель полный?

— На сегодняшний момент у меня есть три названия, но эти названия, как мы договорились с Марком Борисовичем Варшавером, я объявлю 2 сентября на сборе труппы. Поэтому пока буду держать интригу. Я беру сезон на то, чтобы со всеми познакомиться, понять, что происходит в театре, и где-то с февраля начну разминать оригинальный материал — его мы представим в конце сезона, а следующая моя постановка будет в сезон-2023/24. И та, и другая постановка имеют отношение, с одной стороны, к мюзиклу и музыкальным постановкам, а с другой — к русской классике. А мюзикл это или музыкальный спектакль — принципиальной разницы нет. Привези мы сегодня на Бродвей или Вест-Энд «Юнону» и «Авось», это назвали бы мюзиклом.

— Марк Анатольевич ставил в сезон один спектакль и практически не приглашал других режиссеров. Ты оставишь такую практику?

— Первое, что мы обсуждали с Марком Варшавером, — это кого из режиссеров будем приглашать на постановки. У меня пока остается одно название в сезон, я не хочу частить. Но есть группа режиссеров, которых хотелось бы видеть в «Ленкоме». С большей частью из них я уже переговорил.

— Тебе сказали «да» или послали?

— Мне редко отказывают.

— Ты успел познакомиться с театром или дальше директорского кабинета не ходил?

— Я уже сходил на сдачу спектакля «Последний поезд» и оказался на художественном совете, в котором принял участие. Я знаю кого-то из артистов, некоторые из них мои однокурсники, а кто-то был соседом по комнате в общежитии, но глобальное знакомство произойдет 2 сентября.

— Вновь назначенные худруки заявляют на будущий сезон много названий — берут числом, а у тебя одна постановка. Это твоя принципиальная позиция? Может быть, это связано с тем, что у тебя много постановок на стороне?

— Во-первых, у меня есть обязательства, и это не просто разговоры, а уже подписанные контракты, строящиеся декорации и так далее. У меня порядка семи спектаклей, которые я должен выпустить, и я это буду совмещать со своей основной работой в «Ленкоме». Но я, как человек, который всегда много работал, понимаю, что в данном случае важно сосредоточиться не на количестве, а на качестве. Рок-опер в России было написано немало, а в истории осталось две — «Юнона» и «Авось» и «Орфей и Эвридика». А уж «Юнона» — особая веха в истории драматического и музыкального театра. Так что не будем сейчас закидывать количеством названий зрителя, а это значит, что для новых названий придется снимать старые спектакли. По-моему, снимать спектакли Мастера неправильно. Если говорить о трендах, то я подумываю о режиссерской лаборатории, но тут важно понять, на каком материале, с кем и в какие сроки ее делать. Мне хочется, чтобы актеры пробовали говорить на разных языках.

— Я думаю, ты отдаешь себе отчет в том, что идешь в театр, где очень сильный директор — как управленец, как хозяйственник, и сильная личность, привыкшая за три сезона работать самостоятельно, без худрука. Ты обсуждал с Варшавером ситуацию, которая может возникнуть в связи с этим?

— Мы существуем в диалоге. И в диалоге, который есть на сегодняшний день по поводу материала, приглашаемых режиссеров, мы сходимся. Мы его выстраиваем, и, как мне кажется, у нас это неплохо получается. А для меня это, безусловно, колоссальный опыт, потому что я понимаю, что если уж учиться управлению, то Марк Борисович один из немногих, у кого можно и нужно учиться.

— В договоре, который с тобой заключил директор, прописано твое право снимать спектакли, которые выпустили совсем недавно? Тот же «Последний поезд» Антона Яковлева.

— Там такой список обязанностей в договоре, написанном еще при советской власти. Что-то мы корректируем, с чем-то соглашаемся, а с чем-то нет. Но я, конечно, имею отношение к репертуарной политике театра. Скажем, мы это сразу проговорили с Антоном Яковлевым и с Марком Борисовичем. Мы все согласились относительно замечаний, и сопротивления я не встретил ни у Антона, ни у Марка Борисовича. Ну а все остальные спектакли я буду смотреть только в новом сезоне.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто руководство осло
  • Ноготков цветы показания к применению инструкция
  • Лекоптин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Новомин н инструкция по применению взрослым для лечения
  • Янилис инструкция по применению как разводить таблица