Руководство сюжетно ролевыми играми в разновозрастной группе

РУКОВОДСТВО СОВМЕСТНЫМИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

В дошкольном возрасте игровая
деятельность выступает как ведущая. Среди многообразия игр сюжетно-ролевые
занимают особое место. Органически соединяясь с трудом и обучением, они
способствуют всестороннему развитию ребенка, обеспечивают наибольшие
возможности для фор­мирования дружного детского коллектива.

Создание коллектива, в
котором бы царило уважение детей друг к другу, проявлялась забо­та старших о
младших, является одной из глав­ных и наиболее сложных задач стоящих перед
воспитателем старшей смешанной группы мало­комплектного детского сада.

Как показали наблюдения и
практика, начинать его формирование следует прежде всего с организации дружного
играющего кол­лектива детей, используя для этого совместные сюжетно-ролевые
игры.

Ведущие психологи и
педагоги подчёркивают: там, где сама деятельность создает условия для
объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим  образом
фор­мируются. Личные интересы и желания детей подчиняются общественным мотивам,
коллективным интересам. В игре ребята учатся действо­вать сообща. Они вместе планируют предстоя­щую игру,
обсуждают ее замысел, обдумывают
ход развития, приходят к общим  решениям.
В процессе игры дети координируют свои дей­ствия с действиями партнером,
прислушиваются к их мнению.

Психологи также отмечают,
что к четырем го­дам происходит значительный скачок в развитии потребности в
общении, которая в этот возраст­ной период в наибольшей степени реализуется в
совместных играх. Игра для детей становится своеобразной формой общественной
жизни.

А. П. Усова, Д. В.
Менджерицкая и другие считали показателями воспитанности ребенка его поведение,
характер взаимоотношений со сверст­никами в совместной игре.

Практика и наблюдения подтвердили:
совместные игры детей 4—7 лет являются эффективным средством в развитии игровых
навыков у вос­питанников младшей подгруппы и их совер­шенствования у старших
дошкольников.

Во-первых, это связано с
тем, что ребенок пя­того года жизни еще очень слабо разбирается в отношениях и
связях между явлениями окру­жающей жизни, круг его представлений узок.

Во-вторых, участвуя в
игре со старшим, ребе­нок пятого года жизни испытывает огромное удовлетворение
от общения. Ориентируясь на старшего как на образец, младший дошкольник легко
запоминает разнообразие и порядок игро­вых действий, осваивает нормы ролевых
взаимо­отношений в каждой конкретной сюжетно-роле­вой игре. Для старшего же
дошкольника пре­стижно выступать образцом для подражания. Он старается четко и
выразительно передать свою роль, выполняет все правила, закрепляет тем самым
нормы поведения и взаимоотношений, связанных с выполнением роли; учится общению
с младшими детьми в игровой ситуации.

Однако убедительных
результатов можно до­биться только при вдумчивом целенаправленном
педагогическом руководстве совместными игра­ми детей разного возраста. Здесь
очень важно выделить основные положения, на которые сле­дует ориентироваться
при организации игрового взаимодействия детей 4—7 лет и отборе содер­жания игр:

           
в организуемом игровом
взаимодействии должна прослеживаться его необходимость и привлекательность;

           
взаимодействие должно быть
содержатель­ным, строиться на общем интересе детей к совме­стной игровой
деятельности;

           
организуя взаимодействие детей
разного возраста в игре, необходимо соизмерить долю участия каждого ребенка с
учетом его индивиду­альных и возрастных возможностей, стараться наделить его
желаемой ролью, каждый раз стре­миться использовать игровую роль для утверж­дения
положения ребенка в детском коллективе;

           
организовывать взаимодействие
необходимо по принципу нарастающей сложности, поэтап­но — сначала через узкую,
затем через все более широкую ситуацию игрового общения;

           
в результате взаимодействия в
совместной игре ребенок должен получить новые или закрепить уже приобретённые
игровые навыки;

           
дети обязательно должны испытать
чувст­во удовлетворения и радости от игрового обще­ния.

Каким же образом можно
организовывать взаимодействие детей 4—7 лет в совместных иг­рах, чтобы в
результате и старший и младший были равноправными членами играющего кол­лектива,
чтобы совместные игры оказались по­лезны, интересны для всех участников, чтобы
они способствовали формированию дружного детского коллектива в условиях
разновозрастной группы?

В ходе работы обозначилась
следующая методика организации игрового взаимодействия детей 4—7 лет. На первом
этапе проводилась ра­бота по подготовке дошкольников к совместным играм.
Поскольку цель данного этапа — воспи­тание интереса к общим играм, сначала
органи­зовывалось временное, эпизодическое взаимо­действие нескольких отдельно
играющих разно­возрастных подгрупп.

Такое взаимодействие
организовывалось педагогом тогда, когда обнаруживалась возмож­ность игрового
контакта младших и старших де­тей в процессе развертывания их отдельных игр.
Например, старшие дети увлеклись сооружени­ем моста. Воспитатель, увидев, что
кончается строительный материал, спрашивает: «Не надо ли позвонить на кирпичный
завод и попросить, чтобы нам подвезли несколько машин кирпича?» Обычно старшие
дошкольники с удовольствием принимают такое предложение. Затем педагог уже
обратился к детям младшей подгруппы, иг­рающим в шоферов: «Только сейчас мне
позво­нил начальник по строительству моста и просил подвезти несколько машин
кирпича. Не хватает шоферов, а стройке срочно нужны кирпичи. Не смогли бы вы
помочь?» Малыши с радостью согласились выполнить такую просьбу. Старшие де­ти
были благодарны малышам за помощь.

В каждом игровом
взаимодействии младших и старших очень важно чувство удовлетворенно­сти от
общения в совместной игре. Поэтому, ког­да мост был построен, воспитатель вновь
орга­низовал временное взаимодействие двух играю­щих подгрупп, предложив
строителям пригласить шоферов на торжественное открытие нового моста: «Пусть их
машины первыми проедут по большому и красивому мосту, украшенному фла­гами».

Когда у детей всех
возрастных подгрупп по­явился интерес к совместным играм, мы присту­пили к
проведению второго этапа в организации игрового взаимодействия. Перед нами
стояла за­дача включения младших детей в совместную игру со старшими с самого
начала ее и до за­вершения.

Подбирались игры,
содержание которых заве­домо способствовало организации такого взаимо­действия
и не было сложным для реализации.

Взаимодействие
обосновывалось пока ещё на простых игровых действиях и взаимоотношениях, но уже
в значимых для младших дошкольников ролях, приближающих их к равноправным чле­нам
игрового коллектива. Например, в игре «Столовая» или «Детское кафе» нуж­но
несколько официантов, поваров, их помощни­ков, в игре «Театр» нужно много
артистов на разные роли. В таких играх дети обеих под­групп учатся
договариваться между собой, рас­пределять обязанности («Давай, ты, сейчас бу­дешь
печь печенье, а я буду готовить суп»,— говорит Оля. Лиза отвечает: «Ладно, а по­том
мы будем вместе жарить котлеты»), они постепенно привыкают к равноправному
положе­нию и взаимодействию в совместных играх.

Основная
цель третьего этапа состояла в том, чтобы вывести младшего и старшего ребенка
на взаимодействие в более сложных и увлекатель­ных по содержанию играх,
построенных на ак­тивном, тесном контакте. Для этого подбирались игры,
содержание которых позволяло организо­вать взаимодействие старших и младших до­школьников
уже в двух главных ролях. Одна­ко содержание игровых действий на данном эта­пе
оставалось пока еще единым. Например, в иг­ре «Летчики» по правилам
безопасности второй пилот обязан в полете дублировать действия пер­вого пилота.
Единое содержание игровых дейст­вий, заключенное в двух главных ролях, позво­ляет
организовать взаимодействие младшего ре­бенка со старшим. Несмотря на то, что
роль вто­рого пилота сложная, младший дошкольник лег­ко с ней справляется,
повторяя (так положено по роли) каждое игровое действие старшего то­варища.

Организация
подобного взаимодействия полез­на и старшим и младшим детям. Для младшего
выполнять одну из главных ролей наравне со старшим — большая радость и огромное
удов­летворение от общения.

Активно,
с большим вниманием перенимая иг­ровые навыки старшего товарища, ребенок из
младшей подгруппы все больше утверждается в игре как равноправный участник,
способный вы­полнить не только пассивную и малозначимую роль, но и главную. Для
старшего дошкольника престижно выступать образцом для подражания. По ходу
выполнения роли он проговаривает свои игровые действия (информирует второго
пило­та), что способствует их осознанности, закрепле­нию игровых навыков.

На
четвертом этапе организации игрового вза­имодействия ставилась цель
предоставить воз­можность младшим детям выйти на самостоя­тельное в
определенной степени выполнение од­ной из ведущих ролей, а старшим дошкольникам
через выполнение игровой роли выступить орга­низаторами игровых действий
младших това­рищей. Для этого отбирались игры, в которых старший и младший
вступали во взаимодействие
       в
двух смежных ролях, дополняющих одна другую.
Таким образом, обе роли оставались ведущими,
но строились уже на разном содержании игровых действий: врач — медицинская
сестра, продавец — помощник продавца, артист цирка (фокусник, дрессировщик) — и
его помощник (ассистент). В данной ситуации старший  дошкольник выступал в роли
«распорядителя» игровых действий младшего. Как врач он даёт
указания медицинской сестре выписать рецепт, сделать перевязку,
подобрать медицинскую карту и др. Младший ребенок должен по словесному указанию
выполнить требования врача опоры на образец. Это более сложная форма
взаимодействия, требующая некоторой подготовленности, например ранее
организованного наблюдения за игрой старшего дошкольника в такой роли.

И
наконец — пятый этап в организации игрового взаимодействия детей разновозрастной
группы. Младшие дети подводятся к «авторитетному участию в совместных играх со
старшими, которые, в свою очередь, ставятся в ситуацию принятия младших
дошкольников как равноправных членов играющего детского коллектива.

Взаимодействие
в играх на этом этапе представляло собой развернутую форму игрового общения, строилось
на участии старших и младших детей в ведущих или значимых и совершенно самостоятельных
ролях, основанных на
личном содержании игровых действий.

При
таком взаимодействии младший ребёнок наиболее ярко ощущает свое равноправное положение
в игре со старшими детьми. Во-первых, он выполняет престижную роль, во-вторых,
эта не только престижная, но в некоторой степени независимая. Младший ребенок
уже не дублирует действия старшего и не выполняет его задания и распоряжения, в
общей игре со старшим он действует самостоятельно; в-третьих, чувствует
необходимость своего участия в роли. Старший ребенок при организации такого взаимодействия
видит, что младший способен полнить ведущую роль на равных. Он прони
кается особым уважением и доверием к своему
млад­шему товарищу.

Самая
сложная форма игрового взаимодейст­вия возможна при активной роли педагога и в
том случае, когда у старших и младших де­тей накоплен определенный опыт
игрового вза­имодействия.

Практика
показала: руководство совместными сюжетно-ролевыми играми детей 4—7 лет, осу­ществляемое
по предлагаемой методике, позво­ляет добиться значительного повышения уровня
игровых навыков, сплоченности детского разно­возрастного коллектива.

Организуя
совместные сюжетно-ролевые игры детей разного возраста по предложенной мето­дике,
воспитатель должен всегда помнить и о создании условий для индивидуальных
сюжетно-­ролевых игр, и для игр в одновозрастных груп­пировках.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Родничок»».

Семинар практикум для воспитателей

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.

Воспитатель: Плесковская Е. В.

2017 год.

Цель:

Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Теоретическая часть

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение правил.
  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  • В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
  • Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты(дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место занимают игры с куклами.
  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,  почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические темы (космос)
  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия носят условный характер

Роль осуществляется, но не называется

Сюжет – цепочка из 2 действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер

Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Роль воспитателя второстепенна, направляет игру, оказывает помощь, если игровой сюжет не развивается.

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли в течение всей игры

Цепочка игровых действий соответствует реальной логике действий взрослых.

6-7 лет

Отображение в игре отношений между людьми.

Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее начала.

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:

— мотив;

— тема игры;

— сюжет игры;

— игровое действие;

— игровая роль;

— воображаемая ситуация;

— игровой материал.

Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.

Тема игры. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница», «магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская», «магазин»).

Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.

Методика применения сюжетно-ролевой игры.

  1. выбор игры (кратковременная или длительная)
  2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
  3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./
  4. создание воображаемой ситуации.
  5. распределение ролей.
  6. начало игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
  7. сохранение игровой ситуации
  8. завершение игры.

При организации  сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:

1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

2. Содержание игры(что составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

3. Сюжет игры.

4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

5. Игровые правила.

6.. Достижение результата игры.

7. Особенности конфликтов в игре.

8. Игровая среда.

9. Роль взрослого в руководстве игрой.

Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.

  • Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.
  • Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
  • Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двойной характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
  • Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
  • Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые(строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.
  • Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника).
  • Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.
  • Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
  • Играя с детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры.
  • Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.
  • Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
  • Сюжетосложение включает:
  • – умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;
  • – быть ориентированным на партнеров-сверстников;
  • – обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
  • – умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.
  • Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
  • Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового.
  • Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:
  • – обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
  • – герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
  • – герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;
  • – герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);
  • – герой побеждает противника и получает искомый объект;
  • – герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Усложнение в  планировании задач  по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Возрастная группа

Планируемые задачи

1 младшая

Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником

2 младшая

Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных  игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми.

средняя

Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей

старшая

Развивать умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.

подготовительная

Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться,  обсуждать,  планировать действия всех играющих, объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с детьми игра.
  10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка проблемных игровых задач.
  12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.

Младшие группы: Доктор, День рождение, Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.

Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус, Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.

Старшая группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Театр.

Подготовительная группа: Детский сад, Семья, Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники, Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители, Гости, Театр.

  1. Практическая часть.

1. Вопросы для педагогов:

1.Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

2.Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это …..
(наличие атрибутов)

4.Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

5. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры…(мышление, воображение, память).


2.Педагогические ситуации

  1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», — говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», — запротестовали Маша и Кирилл.
    Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
  1. Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.
    Вопросы: 
    Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
    Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?


      4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

Вопросы: Как поступить воспитателю?

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется,      цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.

Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

  1. В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг».

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?

  1. Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», — и положила все предметы перед детьми.

Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?

  1. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?


3. Работа в группах.
Продумать сюжет и развитие игры «Повара»
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
  2. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997
  4. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие  для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
  5. Игры дошкольника.- М., 1995
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  7. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно –
ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.

Цель:

Повысить педагогическую
компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

1. Актуализировать
теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в
развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы,
возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании
сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень
компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой
игры в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Теоретическая
    часть

Сюжетно-ролевая игра – это
основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основной источник
сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и
сверстников.

Основная особенность
сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация
складывается из сюжета и ролей.

Основные особенности
сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение
    правил.
  • Социальный
    мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых,
    самому разобраться в системе взрослых отношений.
  • В
    сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе игры
    происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры
    становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями
    постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о
    новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому
    мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
  • В
    сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети
    импровизируют, используют игрушки-заместители.
  • Развитие
    речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на
    бытовые сюжеты(дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место
    занимают игры с куклами.
  • Игры на
    производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,
     почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк,
    театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические
    темы (космос)
  • Игры на темы
    литературных произведений, кино, телепередач.
  • «Режиссерские»
    игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные
    действия кукол.

Развитие сюжетной игры на
разных возрастных этапах

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия носят условный характер

Роль осуществляется, но не называется

Сюжет – цепочка из 2 действий.

Воображаемую ситуацию

удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер

Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных

 действий. Дети самостоятельно

 удерживают воображаемую

ситуацию. Роль воспитателя

второстепенна, направляет игру,

оказывает помощь, если игровой

сюжет не развивается.

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций
людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей
роли в течение всей игры

Цепочка игровых действий

соответствует реальной логике

 действий взрослых.

6-7 лет

Отображение в игре отношений между людьми.

Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее
начала.

Сюжет держится на воображаемой

ситуации, действия разнообразны и

 соответствуют реальным отношениям

между людьми.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие
элементы:

— мотив;

— тема игры;

— сюжет игры;

— игровое действие;

— игровая роль;

— воображаемая ситуация;

— игровой материал.

Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры
мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие,
возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом
игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального,
вербального) с другими участниками игры.

Тема игры. Представляет собой ту область социальной
действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница»,
«магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих:
преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский
сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается
профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская»,
«магазин»).

Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в
определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут
самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием
развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений,
интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного
развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей
взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте
развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек,
используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и,
согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.

Методика применения
сюжетно-ролевой игры.

1.       выбор
игры (кратковременная или длительная)

2.       разработка
плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)

3.       ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./

4.       создание
воображаемой ситуации.

5.       распределение
ролей.

6.       начало
игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли
распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)

7.       сохранение
игровой ситуации

8.       завершение
игры.

При организации
 сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:

1. Замысел игры, постановка
игровых целей и задач.

2. Содержание игры(что
составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

3. Сюжет игры.

4. Выполнение роли и
взаимодействие детей в игре.

5. Игровые правила.

6.. Достижение результата
игры.

7. Особенности конфликтов в
игре.

8. Игровая среда.

9. Роль взрослого в
руководстве игрой.

Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр
дошкольников на разных возрастных этапах.

  • Первая
    младшая группа. 
    Педагог в первом полугодии решает задачи
    формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и
    предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия
    ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым,
    организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных
    игровых действий.
  • Во втором
    полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения
    выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными
    игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством
    формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он
    разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
  • Таким
    образом, уже на первом этапе организации игры носят двойной характер:
    совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой
    самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
  • Во второй
    младшей группе 
    ребенок способен овладеть ролью. Ролевое
    поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного
    оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения.
    Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую
    роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений
    осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог,
    по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять
    игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения
    формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и
    обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия,
    направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое
    взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
  • Задача
    педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало
    ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с
    игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в
    инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и
    развития разных ролей. Выделяются независимые(строитель, шофер, космонавт,
    пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для
    формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
    взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные
    роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для
    разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет
    педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на
    друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых
    социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком,
    педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует
    внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на
    личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и
    репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге
    в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные
    ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель
    участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же
    эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа
    “Колобок”, “Репка”.
  • Таким
    образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким
    образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются
    сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение
    ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на
    сверстника).
  • Средняя
    группа. 
    Задача
    воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому
    поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в
    соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать
    новую роль для партнеров в ходе игры.
  • Это возможно
    при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных
    сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в
    непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного
    соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете
    должно быть больше, чем участников.
  • Играя с
    детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и
    сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При
    этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей,
    чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу
    игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в
    процессе игры.
  • Педагог на
    этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в
    ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на
    ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной
    импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами
    стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные
    сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно
    взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с
    партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески
    используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с
    игрушками и предметами-заместителями.
  • Старший
    дошкольный возраст. 
    В этот период усиливается
    стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей
    стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей
    увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным
    сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить
    более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
  • Сюжетосложение
    включает:
  • – умение
    ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие
    разнообразное тематическое содержание;
  • – быть
    ориентированным на партнеров-сверстников;
  • – обозначать
    свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
  • – умение
    комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в
    общем сюжете в процессе игры.
  • Совместная
    игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе
    освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать
    сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством
    метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В
    игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к
    комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом
    придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для
    дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре
    дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию
    сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые
    замыслы.
  • Совместное
    придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных
    сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным
    преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию
    нового.
  • Для такой
    работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая
    смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий
    персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:

  • обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется
    главный герой;
  • – герой
    встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит
    испытание;
  • – герой
    получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый
    объект;
  • – герой
    обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и
    проходит основное испытание (сражается с противником);
  • – герой
    побеждает противника и получает искомый объект;
  • – герой
    возвращается домой и получает заслуженную награду.

Усложнение в  планировании задач  по обучению детей
дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Возрастная группа

Планируемые задачи

1
младшая

Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной
игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3
действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу
действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником

2
младшая

Развивать
умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу»,
выполнять несколько взаимосвязанных  игровых действий (умыл и одел
куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм
со взрослыми и детьми.

средняя

Побуждать
включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать
несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре,
отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых
и детей

старшая

Развивать
умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на
выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их
между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и
женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.

подготовительная

Формировать
умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры,
договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать
собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей;
договариваться,  обсуждать,  планировать действия всех играющих,
объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей

Рекомендации по подготовке
сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование
    сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и
    встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление
    письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг
    по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение
    экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за
    трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара,
    швеи и т.д.).
  6. Проведение
    бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок
    соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в
    уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание
    детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с
    детьми игра.
  10. Внесение
    новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка
    проблемных игровых задач.
  12. Посещение
    другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ
    воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение
    детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная
    профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение
    родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться
    впечатлениями.
  16. Составление
    детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё
    интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление
    рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с
    детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с
    детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение
    хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и
    поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование
    мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение
    детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.

Младшие группы: Доктор, День рождение,
Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.

Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус,
Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.

Старшая группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница,
Зоопарк, Строители, Театр.

Подготовительная группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники,
Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители,
Гости, Театр.

  1. Практическая
    часть.

1. Вопросы для педагогов:

1.Творческий характер сюжетно-
ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

2.Многообразие и взаимосвязь
игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…(сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие
атрибутов)

4.Что является структурным
компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

5. Чаще всего в игре
ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-
ролевой игры…(мышление, воображение, память).


2.Педагогические ситуации

  1. Маша, Ваня и
    Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», —
    говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», —
    запротестовали Маша и Кирилл.
    Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое
    правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие
    участники игры?
  1. Максим быстро
    взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» и пульт управления,
    и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные
    батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то
    сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.
    Вопросы: 
    Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с
    детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
  1. Дети младшей
    группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания
    воспитателя.
    Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?


      4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую
игрушку, но ни с одной не играет.

Вопросы: Как поступить воспитателю?

  1. Маша
    огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет,
    радуется,      цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом:
    ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль,
    что ребята не видели.

Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не
разрушая игру соседа?

  1. В детском
    саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг».

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?
Почему?

  1. Для игры в
    школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла
    себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда
    сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята,
    это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам
    нужно», — и положила все предметы перед детьми.

Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает
игра на формирование характера?

  1. Дима строит
    большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле
    себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину
    положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить
воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?


3. Работа в группах. 
Продумать сюжет и развитие игры «Повара» 
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алябьева Е.А.
    Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, —
    128 с.
  2. Виноградова
    Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие
    /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  3. Гришина Г.Н.
    Любимые детские игры.- М.,1997
  4. Доронова
    Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие
     для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002,
    128 с.
  5. Игры
    дошкольника.- М., 1995
  6. Михайленко
    Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  7. Полякова М.Н.
    Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного
    возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада

Игры на героико-патриотические темы (космос)

Игры на героико-патриотические темы (космос)

Мотив игры . В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется

Мотив игры . В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется

Сюжет игры. 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Сюжет игры. 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям

Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером

Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?

Сюжетно – ролевые игры в разновозрастной группе.

Цель:побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания и личный опыт; закреплять умение обозначать свои действия словами; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.

Ход игры

Сюжетно-ролевая игра проходит в группой комнате.

Сюжетно-ролеваяигра в разновозрастной группе  становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра — эффективное средство формирования личности дошкольника.
Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Роль педагога – направить действия детей так, чтобы они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие между собой.По окончании игры педагог поощряет детей, отмечает выразительные жесты, мимику, интересные движения, сообразительность, а также доброе и уважительное отношение друг

Требования к организации игры  в разновозрастной группе:
— воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;
— знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников;
— дети младшего возраста  не пассивные наблюдатели, а активные участники игрового  процесса;
— следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т.е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению.

В нашем детском саду есть группа — разновозрастная, ее посещают дети от 3 до 7 лет. Для детей в групповой комнате организованы игровые зоны:аптека, парикмахерская, магазин, медицинский уголок, уголок дочки матери, уголок «маленькая хозяюшка», кукольный театр с набором кукол «Бибабо» и настольным театром. Каждый из уголков расчитан на детей разных возрастов, где могут найти себе занятиевсе дети. При возникновении внештатной ситуации воспитатель старается привлечь старших детей для урегулирования конфликта.

К примеру: Дети младшего возраста при игре в дочки матери не могут поделить между собой роли, в этом случае воспитатель привлекает старших детей и предлагает расширить игровую деятельность с помощью добавления других ролей. При этом ролевая игра приобретает уже другой расширенный диапазон.

С удовольствием участвуют все дети в хороводных играх. Для жестовых игр нужно выбирать  стихи небольшие по объему, но очень яркие. В них  для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших — ритм и содержание, для  младших  — разнообразные движения. Должны быть коммуникативные игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета.

Игра «Поссорились – помирились».
В парах. По сигналу воспитателя «поссорились» — дети отворачиваются друг от друга, хмурятся; «помирились» — обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются.
Игра «Игрушка».  
В этой игре отрабатываются навыки эффективного взаимодействия, умения сотрудничать. В парах. У одного ребенка новая игрушка, и он не хочет ее никому отдавать. Задача другого ребенка уговорить дать ему игрушку поиграть.

В отличие от других групп (одновозрастных, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.

Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы.

Предварительная работа с детьми.

Для начала стоит обратиться к жизненному опыту дошкольников: все ли любят смотреть сказки, мультфильмы и фильмы по телевизору? Дети делятся полученными впечатлениями с педагогом и сверстниками, рассказывают положительные и отрицательные эмоции, полученные при просмотре. Для этого проводятся беседы на прогулке.

Дети выбирают сказку самостоятельно, опираясь на то, что ее должны знать все. Затем, драматизируют некоторые сюжеты, где обращается внимание на особенности поведения того или иного персонажа. Так, например, дедушка старенький, у него болит спина, он прихрамывает на ногу и держится за палочку. Ребенок старается очень точно передать характер, опираясь на полученные знания

.Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Вывод:Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств. Тем более в разновозрастной группе развиваются коммуникативные, дружеские качества. Ответственность за более младших детей.

Литература: 1Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение.

2 Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание.

3Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006.

МБОУ Верховская ООШ, дошкольная группа

Конспект

сюжетно-ролевой игры

«Семья»

в разновозрастной группе

Составила: воспитатель Ломтева Татьяна Андреевна

с. Верховское

2017

Цель: формирование ролевого взаимодействия.

Задачи:

1. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты.

2. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребёнку.

Атрибуты, игровые действия:

Кукольная мебель, кухонная посуда, столовая посуда, фартук, косыночка. Папа собирается на работу.

Мама заботится о семье, готовит еду, кормит всех. Предварительная совместная деятельность: Чтение Габе Д. «Моя семья»,

Воронкова Л. «Что сказала бы мама?»,

Дидактическая игра: «Вот какие мастера», пальчиковая игра «Семья», индивидуальные беседы с отдельными детьми, направленные на закрепление знаний о правилах поведения, осознание их значения в совместной игре, среди которых можно выделить следующие:

    1. играть дружно (не мешать товарищу, не отнимать игрушки, принимать в игру любого желающего в ней участвовать);

    2. поддерживать в группе порядок (не разговаривать громко, чтобы не мешать другим детям, не разбрасывать игрушки);

    3. беречь игрушки (не ломать, не рвать, убирать на место);

    4. помогать товарищам (делиться игрушками, подавать материал, научился чему-то сам — научи другого).

Ход игры

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные! Кто вас нарядил? Кто провожал вас сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: А когда мама, папа и вы это что такое?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, это семья — мама, папа и вы. А еще в некоторых семьях есть дедушка, бабушка, брат, сестра. И мы сегодня поиграем в игру «Семья» (распределение ролей между детьми: мама, папа, дочка, братик, бабушка, дедушка, доктор).

2. Основная часть.

Папа собирается на работу и говорит: «Пока, до вечера».

Бабушка берет маленького внука, разговаривает с ним: «Владик, почему ты такой грустный? Есть хочешь? Дать каши?» Обращается к наблюдающей за беседой маме: «Мама, свари Владику кашку. Он есть хочет». Мама идёт на кухню — кастрюля ставится на плиту и снимается с репликами типа: «Уже!», «Вот каша!» Бабушка в это время ставит на стол тарелку, берет ложку. Обращается к внуку: «Сейчас мама нам кашку принесет. Будешь есть, а потом спать». «Кормит» внука. Затем обращается к внучке: «Лиза, Владик наш поел. Теперь ему спать пора. Уложишь его спать?» (Если дети затрудняются в чем-то, воспитатель помогает им, подсказывает, где взять игрушки, с чего начать действия) Лиза поёт песенку, но братик не засыпает, плачет. Приходит мама берет малыша на руки и говорит» Лиза, неси градусник, братик заболел» в это время дедушка смотрел телевизор, бабушка говорит, дед внук заболел нужно везти в больницу. Дед достаёт сотовый телефон, звонит в больницу, вызывает врача на дом. Приезжает врач, осматривает Владика, беседует с мамой, выписывает рецепт в аптеку и говорит, у вашего малыша режутся зубки. Мама звонит папе и просит после работы купить лекарство для сына. Приезжает папа привозит продукты и лекарство. Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо играли, вы такие молодцы, все у вас получилось. Рефлексия.

При анализе следует обращать внимание детей на нравственный аспект игры. Воспитатель, например, отмечает, что детям было интересно играть потому, что Лиза была хорошей мамой. Она заботливо относилась к своим детям, была с ними ласковой, доброй.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Калгель детский при прорезывании зубов инструкция
  • Highlander 2008 руководство
  • Виферон инструкция по применению в ветеринарии
  • Электрическая духовка haier инструкция по применению
  • Suzuki inazuma 400 мануал