Руководство сюжетно ролевыми играми в раннем возрасте

1.

Лекция № 12
Тема 3.4. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика
руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных
группах
ПЛАН
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр.
2. Этапы развития игры в разные возрастные периоды.
3. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры.
4. Методические рекомендации к организации руководства играми на разных
возрастных этапах развития ребенка.
4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет).
4.2. Младший дошкольный возраст (3-4 года).
4.3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
4.4. Старший дошкольный возраст(5-6лет).
4.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
5. Анализ видео-лекции доктора психологических наук, профессора
Е.О.Смирновой «Сюжетно-ролевая игра дошкольника».

2. 4 стадии в освоении игровой деятельности:

4 СТАДИИ В ОСВОЕНИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•Ознакомительная игра
•Отобразительная игра
•Сюжетно-отобразительная игра
Сюжетноотобразительная
игра
•Сюжетно-ролевая игра

3. 2.Этапы развития игры в разные возрастные периоды

2.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
Возраст
3 – 4 года
4 -5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет
Характер игровых действий
Выполнение роли
Развитие сюжета в
воображаемой ситуации
Отдельные игровые действия,
носящие условный характер
Роль осуществляется фактически, Сюжет – цепочка из двух действий,
но не называется
воображаемую ситуацию
удерживает взрослый
Взаимосвязанные игровые
действия, имеющие четкий ролевой
характер
Роль называется,
дети могут по ходу игры менять
роль
Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных
действий/ дети самостоятельно
удерживают воображаемую
ситуацию
Переход к ролевым действиям,
отображающим социальные
функции людей
Роли распределяются до начала
игры, дети придерживаются
своей роли на протяжении всей
игры
Цепочка игровых действий,
объединенных одним сюжетом,
соответствующим реальной логике
действий взрослых
Отображение в игровых действиях
отношений между людьми
(подчинение, сотрудничество).
Техника игровых действий условна
Не только роли, но и замысел
Сюжет держится на воображаемой
игры проговариваются детьми до ситуации, действия разнообразны и
ее начала
соответствуют реальным
отношениям между людьми

4. Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Выбор игры
Педагогическая разработка
плана игры
Ознакомление детей с
планом игры и совместная
его
Создание воображаемой
ситуации
Распределение ролей
Начало игры
Сохранение игровой
ситуации
Завершение игры

5. 3. Роль воспитателя на разных стадиях развития игры

3. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Ранний возраст (2-3 года) — игры в отдельные действия взрослых, в
играх этого уровня еще нет взаимодействия персонажей.
Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые
игры. Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр
в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже
если он играет один. В этом возрасте очень важны совместные игры со взрослым с
целой цепочкой действий по роли.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет): сюжетно-ролевые игры.
Сюжет игры – это связная последовательность игровых ситуаций. Педагог
продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности:
наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические
игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и
т.д.).
Предшкольный возраст (6-7 лет): творческие сюжетные игры.
Ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу
действий. Задача педагога на этом этапе создавать все необходимые условия для
реализации творческих задумок детей.

6. ТРИ группы методов (Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, С.Л.Новоселова и др.).

ТРИ ГРУППЫ МЕТОДОВ
(Т.А.МАРКОВА, В.Г.НЕЧАЕВА, С.Л.НОВОСЕЛОВА И ДР.).
Первая группа методов связана с обогащением
детей знаниями, впечатлениями, представлениями
об окружающей жизни:
наблюдения; экскурсии
(первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных
профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной
литературы;
беседу;
беседу-рассказ
с
использованием
иллюстративного материала о труде взрослых и их
взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя,
сопровождаемый демонстрацией специально подобранных
фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в
стране; составление детьми рассказов на определенныетемы,
связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные
беседы с детьми, уточняющие знания, представления
дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных
категориях; инсценировки литературных произведений с
использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
этические беседы.

7.

Вторая группа – это методы, способствующие
становлению и развитию игровой деятельности.
Среди
них
важное
место
занимает
непосредственное участие воспитателя в творческой
игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей
или второстепенной роли.
Педагог широко использует оказание детям помощи
в реализации знаний, полученных на занятиях,
путем предложений, напоминаний, советов, подбора
игрового материала, беседы-разговора по поводу
замысла игры, развития ее содержания, подведения
итогов.

8.

Третья группа методов связана с обучением
детей конструированию из строительного
материала
и
обыгрыванию
построек,
изготовлению игрушек.
Большую роль играют обучение детей умению
делать игрушки из бумаги путем складывания
(лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты,
скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона
по выкройкам;
изготовлению
игрушек из природного и
дополнительного
материала
(катушек,
картонных коробок разной формы и величины
и др.

9. 4.Методические рекомендации к организации руководства играми на разных возрастных этапах развития ребенка 4.1. Ранний возраст (1,5 до 3 лет)

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА
ИГРАМИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
4.1. РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5 ДО 3 ЛЕТ)
Содержание психолого-педагогической работы
(«От рождения до школы»)
Сюжетно-ролевые игры. Учить детей
проявлять интерес к игровым действиям
сверстников; помогать играть рядом, не
мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с
одним предметом и переносить знакомые
действия с одного объекта на другой;
выполнять с помощью взрослого несколько
игровых действий, объединенных сюжетной
канвой.
Содействовать
желанию
детей
самостоятельно
подбирать
игрушки
и
атрибуты для игры, использовать предметызаместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре.
Формировать начальные навыки ролевого
поведения;
учить связывать
сюжетные
действия с ролью. Развивать предпосылки
творчества.

10. Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевых игр-ситуаций (по Губановой Н.Ф., 2009)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И РОЛЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ
ИГР-СИТУАЦИЙ (ПО ГУБАНОВОЙ Н.Ф., 2009)
Игры с куклой и игры в семью
• Знакомство с куклами.
• Кормление кукол.
• Купание.
• Укладывание спать.
• Куклы просыпаются.
• Куклы одеваются на прогулку.
• Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).
• Кукла заболела.
• Комната для куклы.
• Новая кукла.
• Куклы идут в детский сад.
• Куклы отдыхают.
• Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукласладкоежка.
• Кукла встречает гостей.
• У куклы день рождения.
• Мама и дочка.
• Чья очередь гулять с собачкой?
• Бабушка приехала.
• Папа – хороший хозяин.
Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка,
дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.
Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу – купать – укладывать спать; укладывать куклу
спать – петь колыбельную – качать – рассказывать сказки; кукла просыпается – встает – умывается – идет
на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) – кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней;
встречать гостей – провожать гостей; разговаривать по телефону – подзывать к телефону кого-либо;
ремонтировать кран.

11. Игры с машинами и другими транспортными средствами

ИГРЫ С МАШИНАМИ И ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
• Машина едет по улице.
• Мойка машины.
• Ремонт машины.
• Заправка машины.
• Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус, трактор и др.).
• Легковая машина (скорая помощь, такси, маршрутка) везет гостя (больного, пассажира).
• Грузовая машина везет груз.
• Подъемный кран работает на стройке.
• Трактор работает в поле.
• Самосвал выгружает кирпичи.
• Продуктовая машина везет продукты.
• Автобус везет пассажиров.
• Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).
• Железная дорога.
• Самолет летит.
• Летчики готовы к полету.
• Корабль (пароход) плывет.
• Кто шофер?
Роли. Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детского сада, больницы,
бензозаправки, машинист, летчик, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.
Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают грузом – машина везет груз –
машину разгружают; в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана – самосвал
разгружают; пассажиры входят в автобус – выходят из автобуса на остановках; машину
осматривают – ремонтируют; подъемный кран привозит плиты – поднимает – опускает;
самолет заводит мотор – поднимается – летит – опускается на аэродром; машина заводится –
едет; машину моют из шланга – вытирают; едет поезд (паровоз, автобус).

12. Игры в животных и с игрушечными животными

ИГРЫ В ЖИВОТНЫХ И С ИГРУШЕЧНЫМИ ЖИВОТНЫМИ
• Я – ежик (котик, собачка, лиса и
т. д.).
• Диалог зверей (котик и ежик;
цыпленок и ежик и т. д.).
• Уход за зверятами (поможем зайке,
накормим щенка).
• Выступления зверей (цирк зверей,
концерт зверей).
Роли. Зверята-мамы, папы и дети,
дрессировщик, помощник
дрессировщика, зверята-артисты.
Основные игровые действия и
поведение. Показывать прыжки зверей
через предметы (бег по кругу,
поскоки) – кланяться зрителям; кормить
животных – мыть животных; показывать
концерт; выступать в роли животных
(зверей); вступать в диалог.

13. Игры в магазин

ИГРЫ В МАГАЗИН
• Булочная (хлебный магазин).
• Овощной магазин (палатка).
• Мясной, колбасный магазины.
• Бочка (палатка) с квасом.
• Магазин одежды.
• Обувной магазин.
• Мебельный магазин.
• Магазин посуды.
• Диалоги у прилавка.
• Кукла выбирает товар.
• Новые товары.
• Вежливый продавец.
Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер.
Основные игровые действия и поведение. Привозить
товар – разгружать – взвешивать; выбирать товар –
покупать; вступать в диалог.

14. Игры в больницу

ИГРЫ В БОЛЬНИЦУ
Прием в кабинете врача.
• Работа процедурного кабинета.
• Работа физиокабинета.
• Аптека.
• В травмопункте.
• Вызов врача на дом.
• Стоматологический кабинет.
Роли. Врач (доктор), больной (пациент),
медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).
Основные игровые действия и поведение.
Осматривать больного (слушать, ставить
градусник) – лечить (давать лекарство;
лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).

15. Игры в мастерскую

ИГРЫ В МАСТЕРСКУЮ
• Ателье.
• Ремонт одежды, обуви.
• Ремонт машин и механизмов
(телевизоров, холодильников).
• Изготовление инструментов,
приспособлений (замков, ключей).
• Изготовление мебели.
Роли. Мастер, клиент, столяр,
плотник.
Основные игровые действия и
поведение. Привозить в ремонт –
ремонтировать (стучать, шить,
кроить, сметывать, примерять,
снимать колесо, включать).

16. Игры в парикмахерскую

ИГРЫ В ПАРИКМАХЕРСКУЮ
• Стрижка волос.
• Прически.
• Маникюр.
• Новые услуги.
• Ассортимент средств.
Роли. Мастер (парикмахер, мастер по
маникюру).
Основные игровые действия и
поведение. Мыть голову мылом
(шампунем) – вытирать; причесывать
– стричь – смотреться в зеркало –
расчесывать волосы; красить ногти
лаком; делать массаж; красить
волосы; выбирать новое средство для
волос (ногтей, кожи лица и рук).

17. Игры в почту

ИГРЫ В ПОЧТУ
• Работа почтальона (почтальон
разносит письма и телеграммы).
• Действия клиента
(отправление посылок, писем и
телеграмм по почте).
Роли. Почтальон, работники
почты, клиенты.
Основные игровые действия и
поведение. Писать письма,
собирать посылки – относить на
почту; получать письма
(телеграммы, посылки) – читать
(рассматривать содержимое);
приносить почту – раздавать
письма.

18. 4.2.Младший дошкольный возраст (3-4 года)

4.2.МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)
Содержание психолого-педагогической работы («От рождения до школы»)
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из
окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок,
стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в
единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько
взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить
взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама —
дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять
роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов
полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.
Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины),
простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег,
вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из
снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной
совместной игре.

19. 4.3.Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

4.3.СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ)
Содержание психолого-педагогической работы («От рождения до школы»)
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр;
используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию
игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей
объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия,
поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного
материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности
(например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда
автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой
материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с
интересами товарищей.
Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и
осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения
играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

20. 4.4.Старший дошкольный возраст  

4.4.СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Содержание психолого-педагогической работы («От рождения до школы»)
Сюжетно-ролевые игры. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения
детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при
восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач,
экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать
необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий,
налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать,
убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.
Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать
эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и
прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения
количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого,
изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли).
Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и
их развития.

21. 4.5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

4.5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
Содержание психолого-педагогической работы («От рождения до школы»)
Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр,
выполнении правил и норм поведения.
Развивать инициативу, организаторские способности.
Воспитывать чувство коллективизма.
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать учить детей брать на себя различные роли в
соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный
материал.
Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать
и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей
жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру,
согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать
формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться
с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

22. Методическая литература

МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА

23.

Задания для самостоятельной работы:
Написать 5 сценариев сюжетно-ролевой игры
(группа на выбор студента).
Литература
Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы
организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного
возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное
образование». Москва, 2014. – 94с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. — М.: МозаикаСинтез, 2006. – 196с.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в
детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Гном и Д, 2001.

24. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» для детей средней группы

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОМ, СЕМЬЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать
умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать
нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим
обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о
младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные
дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш
выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка
одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы,
конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала,
использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая
беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с
использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы
трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова
«А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как
я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

25. Сюжетно-ролевая игра «Волшеники» для детей подготовительной группы

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ВОЛШЕНИКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим.
Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин и др.
Подготовка к игре. Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей.
Подготовка к концерту.
Игровые роли. Волшебники.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит этическую беседу «Добрые волшебники», опираясь на
сказочные сюжеты, в которой наводит детей на мысль о том, что добрые волшебники в сказках всегда помогают
хорошим людям. Для дальнейшего хода беседы педагог задает следующие вопросы: «А какого человека мы могли бы
назвать добрым волшебником не в сказке, а на самом деле? (Доброго, отзывчивого, который всегда старается
помочь другим людям). Как вы думаете, а вы могли бы вы постараться всегда поступать, как добрые волшебники?
Вот, например, кто-то из вас забыл принести, из дома фломастеры и очень огорчен, а ему на помощь приходят
добрые волшебники и предлагают «Возьми мои». А давайте мы с вами станем добрыми волшебниками
для малышей? Что бы мы могли для них
сделать? (Дети предлагают мастерить из пластилина игрушки; слепить снежную бабу, сделать из картона фигурки
кукол и т. д.). Затем воспитатель обобщает беседу: «Значит, чтобы играть в добрых волшебников, надо действительно,
прежде всего, стать добрыми — делать только хорошее и приятное».
После этого педагог знакомит с правилами добрых волшебников: «Разговаривай приветливо и ласково с людьми»,
«Научись всем делиться с другими», «Делай радостные сюрпризы и малышам, и товарищам, и своим родителям».
Затем педагог предлагает: «Давайте с сегодняшнего дня играть в добрых волшебников. Согласны? Теперь каждый из
нас добрый волшебник» и дает задание каждому ребенку подумать, чтобы он хотел сделать доброго для детей
младшей группы.
На следующий день воспитатель снова возвращается к игре про волшебников и просит ребят сообщить о своих
задумках и планах. Ребята, к примеру, могут предложить сделать для малышей альбом «Наш детский сад», или
вылепить снежную бабу, или залить горку, или сделать из пластилина маленький сказочный город, или смастерить
елочные игрушки и т. д.
Воспитатель делит ребят на группы и предлагает каждой сделать свой сюрприз. После того, как все подарки готовы,
педагог с ребятами выпускают «молнию» (здесь на большой лист бумаги вывешиваются рисунки, на которых
изображены дела добрых волшебников).
Выход из игры:

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№42»

Консультация для
педагогов

«Методика
организации сюжетно-ролевой игры в группах младшего дошкольного возраста»

Подготовила:
Архиреева А.В.

Ярославль, 2022

Цель: повышение
компетентности педагогов в вопросах организации сюжетно-ролевой игры в группах
младшего дошкольного возраста.

Задачи:

— Актуализировать
теоретические знания педагогов о сюжетно-ролевой игре дошкольников.

— подробно рассмотреть
методику организации сюжетно-ролевой игры дошкольников 2-3 и 3-4 лет.

2 слайд. Игра — ведущий
вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на
то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в
дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию,
при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны
к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства,
необходимо удовлетворить его потребность в игре.
 Одной из главных
задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и
совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в
примерных общеобразовательных программах, в нашей программе «От рождения до
школы» игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава (стр.253). Это
свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и
исследователями детства.

3       
слайд. Сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию
ребёнка и подразделяются на:

        
Игры на бытовые сюжеты: в
«дом», «семью», «праздник», «дни рождения»

        
Игры на производственные и
общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека,
почта)

        
Игры на героико-патриотические
темы (герои войны, космические полеты)

     
Игры на темы литературных произведений,
кино-, телепередач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)

4 слайд. Принципы организации сюжетно — ролевой игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом,
так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее
построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать
ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому и сверстнику.

5 слайд. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты: сюжет, содержание и роль.

        
Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые
действия (крутить руль, готовить обед и т.д.) – одно из основных средств
реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны
. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),
производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,
магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

        
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности

         
Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой
игры
.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя
с каким–либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком
из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

6 слайд. Методы
руководства игрой

        
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение
игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое
участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу
игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на
выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя
их нравственным содержанием.

        
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических
воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей,
исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития
интеллекта ребенка.

7
слайд
.
Сюжетно-ролевые игры в младшем возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не
    только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая
    соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики,
    памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может
    играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в
    том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её
    развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые
    диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим
    персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени
    и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего
    дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и
    знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о
    социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры
    «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить
    представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью
    научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых,
    воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки
    получают представление о том, как вести себя в различных жизненных
    ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения,
    умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и
    творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни.
    Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы
    стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много
    гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в
    роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени:
    летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение
    не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности,
    но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

8 слайд. Третий год жизни дошкольника характеризуется
как период развития  сюжетно — отобразительной игры, которая
предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

В начале года в игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;

Появляются простые сюжеты из 2-3
взаимосвязанных действий (уже не круговые);

Роли пока нет (ребенок не осознает ее);

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в
рамках определенной роли
: мамы, шофера, доктора.

В начале года ребенок в игре называет себя своим именем,

Идет активная подготовка
к принятию роли
: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание
ребенка, развивается воображение. Малыш начинает
понимать, что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять
какую- либо роль.

Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает
чаще ради своих интересов — завладеть игрушкой.

Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную
линию
. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются
довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках
появляется определенная логика, затем цепочки становятся более
продолжительными, обогащается содержание игры.

9 слайд. Основные задачи
педагога заключаются
:

— В развитии целенаправленной
игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые
действия.

— Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать
действиями с ними;

— Готовить детей к принятию роли;

— Формировать умение детей играть рядом, а затем и вместе.

— Поддерживать интерес к игре;

— Создать условия использования предметов-заместителей.

10 слайд. В начале года игры детей
не продолжительны (5-6 мин.), но постепенно, при условии
правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование
игровых умений, игры становятся более длительными (10-15 мин.)

11 слайд. К основным этапам организации игрового
процесса относят такие:

Разработка плана
игры
(этап выбора игры — обозначение сюжета, ролей, характера
взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и
степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель
должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные
направления развития сюжета, обозначить правила игры.

Подготовка
оборудования и инструментария
(этап оснащения, когда создаётся все игровая
атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и
замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

Оборудование
предметно-игровой среды
в соответствии с возрастными особенностями и
выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки
должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую
среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой
игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой
процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для
импровизации.

Начало
игры.
На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию.
Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей
игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и
распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и
упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую
ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно
должны учитываться желания каждого ребёнка.

Сохранение
игровой ситуации,
подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой
деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком,
ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за
развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания,
совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.

Этап
завершения игры,
который включает положительную оценку игровых действий
детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с
учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на
другие, более спокойные виды деятельности).

12 слайд.   Период
младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве
овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом,
нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от
сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре
действия к умению брать на себя роль и следовать ей.
Для успешной
подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми четвёртого года жизни
педагогу необходимо знать, какие основные задачи выполняет этот вид
деятельности.

  • Помочь ребёнку перевести
    неосмысленные действия с игрушками
    ,
    предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный
    сюжет. Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно
    «кормит» игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: «Какая у тебя
    замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной
    игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности,
    ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена.
    Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в
    этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок.
    Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять.
    Поведёшь его на прогулку?». Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой
    к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме,
    ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в
    начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
  • Стимулировать творчество детей
    при создании игровых ситуа
    ций, поощрять
    самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу,
    оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением
    «сценария» педагога. Главная руководящая и организующая роль в игре,
    конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что
    вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию:
    «Сегодня мы играем в поваров. Вы будете поварами, которые готовят еду.
    Давайте наденем фартучки и колпачки, возьмём посуду и приготовим обед». К
    сожалению, выполняя действия по такой словесной инструкции, дети будут не играть,
    а инсценировать игру. Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение
    ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и
    инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему
    жизненному опыту: «Ребята, наши куклы проголодались, что же делать?
    (Ответы детей). Приготовить им обед? Верно, молодцы, у нас есть много
    посуды, есть плита, мы можем приготовить обед. Кто будет поварами? Что нам
    нужно сделать? (Надеть фартучки, закатать рукава). Что вы будете готовить?
    Какие продукты возьмёте? И т. д.» Чем чаще обращается педагог к детям
    в игре, спрашивает у них совета, помощи, тем скорее он сформирует у них
    умение строить игровые диалоги и самостоятельно определять круг игровых
    действий.
  • Учить использовать в игре
    предметы-заместители.
    Некоторые педагоги
    считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего
    сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном
    к натуральному виду (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь
    основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре
    необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При
    замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно,
    фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может
    закрепиться как образ этого незнакомого предмета. Поэтому как раз
    малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему
    виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель
    играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно
    заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше
    взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало
    знакомы большинству детей.
  • Формировать умение
    придерживаться выбранной роли
    , действовать
    согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива,
    произвольное внимание только начинает формироваться. Дети в процессе
    сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и
    увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной
    поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по
    группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и
    возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: «Где
    же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется». Если же дети
    продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В
    таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре
    возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами,
    стихотворениями, загадками.
  • Способствовать установлению
    игрового взаимодействия
    , партнерских
    отношений между участниками игры, ролевому общению. Особое внимание
    следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать
    друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но
    и в жизни в целом. Если один или несколько детей в игре проявляют
    агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с
    грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения,
    которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети,
    которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют
    действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с
    такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных
    сказок. Большую помощь может оказать и психолог.

13 слайд. Проведению
сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать
такие вопросы:

  • Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые
    игры устраивают в помещении группы, в игровой зоне. Но летом их лучше
    проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят
    на участок, выбирая затенённое место, где ребятам не будут мешать те, кто
    занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.

o  
Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и
элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и
др., а также предметы-заместители.
Обратить особое внимание на доступность детям
игрушек и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его
игровой замысел.
Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать
оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.

  • Методы и приёмы привлечения интереса
    детей к игре. Это могут быть беседа, загадка, показ иллюстраций, создание
    проблемной ситуации.
  • Усложнение в игре. Повторяясь,
    сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать какое-либо усложнение,
    новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например,
    повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для
    продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую
    технику, продукты, книги. Каждый раз планируя проведение сюжетной игры,
    воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык
    усовершенствуют.

14 слайд. Для того чтобы
дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить
жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду
организуют:

·       
Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника,
музыкального руководителя)

  • Чтение и разучивание художественных
    произведений.
    Разучив
    потешку, колыбельную, дети с удовольствием используют их в соответствующей
    игре.
  • Упражнения «Поделись игрушкой»,
    «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие. Поскольку дети стали
    старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу»,
    «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им
    неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки,
    которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр.
    Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а
    чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить
    на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать
    кубики в кузов машины и так далее.
  • Экскурсии в кабинет медсестры,
    прачечную, на кухню и т.д
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.

Проводя все эти виды работ, воспитатель уже осуществляет
руководство сюжетно-ролевой игрой, хотя она ещё не началась. Но то, что будет
заложено в детях, потом отразится на ходе и качестве игры.

Когда игра начата, руководство ею должно
оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети
могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они
самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям. Руководить игрой воспитатель может, лишь став её
участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия.
 Поэтому
очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые
диалоги.

Дети с удовольствием примут взрослого как партнёра,
который может научить их интересным способам игры, но только в том случае, если
воспитатель не будет смотреть на них свысока, выполняя действия формально, а на
самом деле станет играть, принимать участие в происходящем, сопереживать и
выражать неподдельные эмоции.

15 слайд. Цель
участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре: научить детей младшего дошкольного
возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги.
 Всё это он показывает на личном примере.

16слайд. Участие
педагога в ролевой игре проходит такие этапы:

  • Исполнение главной роли. Воспитатель
    организует игру и берёт на себя основную роль (доктор, продавец),
    предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.
  • Участие на второстепенных ролях.
    Воспитатель организует игру или подключается к уже играющему ребёнку,
    предлагая себя в качестве партнёра со вспомогательной ролью. Например,
    если педагог видит мальчика, изображающего шофёра, то обращается к нему с
    предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези
    продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».
  • «Замыкание» ролей, исполняемых
    детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет с куклой, вторая с
    игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой?
    Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости
    Олю и её дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие
    сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно
    подружатся и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог
    может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть
    фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети
    обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.

17 слайд. Детям
четвёртого года достаточно развивать сюжетно-ролевую игру в течение 30–40
минут, но иногда она может длиться минут 20, поскольку строгих временных рамок
игра, как и всякий творческий процесс, не имеет. Различают такие основные виды
сюжетно-ролевых игр дошкольников:

  • Игры-ситуации (воспроизводятся
    события из жизни).
  • Драматизации (по мотивам сказок,
    мультфильмов).
  • Строительные (совместное возведение и
    обыгрывание построек).

Сюжетно-ролевые игры
для младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни) в большинстве своём
имеют одну тему, отличаются простотой сюжета (без дополнительных линий) и
включают в себя одну основную и одну-две однотипные
зависимые роли, предполагающие взаимодействие в паре.

18 слайд. Сюжетно-ролевые
игры в детском саду превратятся в удовольствие и для ребятишек, и для педагога,
если воспитатель подойдёт к их подготовке и организации творчески, сумеет стать
малышам другом и партнёром по игре.  А красочные, разнообразные атрибуты и
материалы сделают процесс игры еще более увлекательным и насыщенным.

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Предложить статью

Сюжетно-ролевая игра в раннем возрасте

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид детской игры в дошкольный период. Она характеризуется эмоциональной насыщенностью, увлеченностью, самостоятельностью, активностью, творчеством детей. Основная ее особенность – наличие в ней воображаемых ситуаций.

Дети в 1,5-3 года способны овладеть азами сюжетной игры – условными игровыми действиями, которые замещают реальные действия с реальными вещами.

Условное действие всегда состоит из двух планов:

  • того, что делает ребенок фактически;
  • то, что это действие обозначает, его смысл.

Одно и то же смысловое содержание можно реализовать в разных условных действиях.

Если ребенок играет один, ему достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Если же ребенок играет с кем-то, напарнику тоже необходимо понимать суть осуществляемого действия. Для этого ребенок должен назвать и пояснить само игровое действие или условное назначение предмета.

Задачей педагога является формирование у ребенка умения разворачивать условные действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, связывая два-три игровых действия в единую смысловую цепочку, словесно их обозначать, продолжать действия, начатые взрослым или сверстником.

Нужно учить детей парному взаимодействию с одним предметом: катать мячик друг другу, тележку, вместе собирать одну пирамидку, строить башню из кубиков и пр. Такая работа обеспечивает большую самостоятельность детей, ориентацию на ровесников, заложение основ совместной сюжетной игры в будущем.

Первоначально должна быть решена задача формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого педагоги разворачивают сюжетную игру на виду у детей, одушевляет кукол и другие персонажи, приписывая им желания, понятные для детей.

Детям нужно видеть, что воспитателю искренне интересно играть, он проявляет эмоциональное отношение к куклам – помогает им, радуется или расстраивается за них. Такая игра выступает важным условием втягивания детей в условную ситуацию. Эмоциональная окраска действий взрослого и его позиция играющего сразу привлекают внимание детей. Обычно они наблюдают за игрой воспитателя, могут подходить к нему, отвлекаться от своих игрушек, следить за его действиями издалека.

«Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста» 👇

Игра, начатая воспитателем, может продолжаться вовлечением в нее какого-то конкретного ребенка, расположенного в настоящее время к общению со взрослым.

В этот период ребенок должен быть обеспечен возможностью разворачивать игровые действия с куклами в самостоятельной деятельности. Для этого можно посадить несколько игрушечных персонажей за столы, поставить перед ними тарелки, разложить приборы или подготовить игрушечные кроватки и стульчики и пр. Воспитатель пользуется простыми и понятными для детей ситуациями: кукла хочет поесть, хочет спать и пр. При этом он ограничивается включением в игру новых 2-3 действий в одной и той же сюжетной линии.

На данном этапе детям могут предлагать игровые предметы, которые имитируют реальные, что помогает детям в понимании смысла игровой ситуации, включении в нее. Условность также может быть подчеркнута тем, что взрослые в своей комментирующей речи вводят в игровую деятельность воображаемые элементы: кормит игрушки кашей, которой нет на самом детей, моет стол водой, которая течет из крана игрушечной кухни, приписывает кукле с неизменным выражением лица, проявление различных эмоций.

Постепенно дети осваивают действия с сюжетными игрушками, а педагог переходит к играм, состоящим уже не из одной, а из двух взаимосвязанных сюжетных ситуаций: кукла варит кашу на игрушечной плите и кормит ею медвежонка. Сюжеты с двумя связанными между собой ситуациями дают воспитателю возможность вовлечь ребенка в игру таким образом, чтобы его игровые действия не просто повторяли, но и продолжали по смыслу действия взрослого партнера по игре.

После того, как дети научаются развертыванию игры с сюжетными игрушками, дополняют игру взрослого партнера собственными действиями, воспитатель начинает реализовывать следующую задачу – формировать игровое действие с предметом-заместителем. В это время воспитатель вместе с сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей пользуются в совместной игре с детьми предметами-заместителями (палочками вместо ложек, кубиками вместо мыла и пр.). Необходимость самостоятельного использования предмета-заместителя формируется у детей только тогда, когда он уже включается в условную игровую ситуацию, стремится ее продолжать и не видит подходящей по сюжету игрушки.

Игра-придумывание

Позже воспитатель продолжает проводить с детьми совместную деятельность, представленную игрой-придумыванием, предлагая теперь придумывать не сказки, которые уже выполнили свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности, а настоящие истории. Придумывание историй может быть осуществлено в более многочисленных группах – 4-5 человек. Воспитатель, после обсуждения с детьми начального эпизода истории – выбора героя, ситуации, в которую он попал, цели, которую он преследует, либо, предлагает его сам, уменьшая постепенно свой вклад в игру. На данном этапе не так важно контролировать соблюдение очередности рассказчиков: каждый ребенок готов уступить свой ход, если у партнеров нет интересных предложений.

Иными словами, характер игры-придумывания воспитателя с детьми в процессе педагогической деятельности изменяется в следующей последовательности:

  • совместно вспомнить и пересказать известную сказку;
  • частично преобразовать известную сказку;
  • придумать новую сказку, соединив сказочные и реалистичные элементы;
  • развернуть новый сюжет с разноконтекстными ролями;
  • придумать новую историю на основании реалистичного события.

После игры-придумывания со взрослыми, у детей может возникнуть желание ее самостоятельного продолжения. Иногда они стремятся развернуть игровой сюжет дальше в речевом плане, но чаще всего сюжет, который был придуман совместно с воспитателем, выступает в качестве толчка для игры с распределением ролей и развертыванием действий с игрушками. Педагог должен поощрять намерения, возникающие у самих детей, но не навязывать им необходимость разыграть придуманный сюжет.

При переходе к самостоятельной игре, дети базируются на придуманных событиях, выбирают определенный вариант, предлагают ряд новых коллизий, включают новые роли, то есть продолжается развитие творческой совместной работы.

Вся работа, направленная на формирование совместного сюжетосложения, может быть начата с детьми в старшей группе детского сада и продолжена в подготовительной группе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Традиционный подход (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская и др.), суть которого заключается в том, что его разработчики считают — игра, как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и актуализировать их в личном опыте ребенка.

Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова), в котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями.
Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:
— ознакомление с окружающей действительностью в активной деятельности;
— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;
— создание развивающей игру предметно-игровой среды;
— проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

«Партнерский» подход к руководству игрой (обучающий метод) (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Авторы этого подхода считают, что цель педагогического воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание.
Основной принцип этого подхода: взрослый — играющий партнер. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе разворачивать совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более сложный способ ее построения.

Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога.

В целях педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры и для организации совместной обучающей (партнерской) игры взрослого и детей необходимо разработать примерный конспект-сценарий, который имеет следующую структуру:
1. Тема игры, возраст воспитанников.
2. Цель, задачи игрового взаимодействия.
3. Необходимое оборудование.
4. Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны.
5. Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета.
6. Примерный ход игры.

Например, выдержка из примерного конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе» (средняя группа).

Игровые роли и ролевые действия, которые с ними связаны
(можно вставить в таблицу)

Водитель: ведёт машину, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их, помогает пассажирам, заправляет машину, моет машину.
Пассажир: покупает билет, выходит на остановке, общается с другими пассажирами, кондуктором.
Работник заправки: заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.
Полицейский: регулирует движение, проверяет документы у водителя, делает замечания или помогает водителю, пассажиру.
Автослесарь: меняет колесо, устраняет неполадки.
Кондуктор: продает билеты, помогает пассажирам.

Возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета
(можно вставить в таблицу)

При общении с водителем
Полицейский с водителем: выясняет маршрут движения. Делает замечания по поводу скорости движения.
Кондуктор с водителем: напоминает водителю об остановках, дает сигнал об остановках по требованию.
Заправщик с водителем: спрашивает, сколько бензина необходимо залить, общаются по поводу оплаты.
Пассажир с водителем: спрашивает у водителя том, на какой остановке выйти. Просит остановить автобус. Спрашивает о том, сколько стоит проезд, когда будет остановка.

При общении с заправщиком
— Заправщик с автослесарем: общаются по поводу поломки бензобака, количества бензина.
— Заправщик с пассажирами: советует пассажирам покинуть автобус во время заправки.

При общении с полицейским
— Полицейский с автослесарем: общаются по поводу других поломок. Выясняет, насколько сложная поломка.
— Полицейский с пассажирами: общаются по поводу правил дорожного движения, поведения в общественном транспорте.
— Полицейский с другим полицейским: общаются по рации по поводу ситуации на дороге.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Развитие ребенка через сюжетно-ролевую игру сложно переоценить. Посредством таких игр ребенок развивается, учится моделировать жизненные ситуации, собирать в единое целое отдельные эпизоды. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста помогают им познать мир, принципы взаимоотношений между людьми, фантазировать. В ролевой игре дети как бы воспроизводят эпизоды взрослой жизни.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Читайте также: Как правильно наказывать ребенка: 10 советов для эффективного наказания

[toc]

Давайте по порядку. Для начала разберемся в чем разница межу ролевыми и сюжетно-ролевыми играми.

Что такое ролевая игра детей раннего возраста

Ролевые игры на тему дети

Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.

В начале будет ролевая игра «родитель ребенок». Например, «дочки-матери». Ну кто из нас в детстве не играл в это? Или игра в продавца и покупателя. В таких играх ребенок представляет себя на месте мамы, продавца или врача, к примеру. Таким образом он пытается воспроизвести их действия, эмоции. Ребенок в такой игре не только укладывает спать куклу, но и учится испытывать такие чувства как забота, нежность, строгость, ласка.

Чувства, которые ребенок проигрывает в таких сюжетах, проявятся и в реальной жизни. То есть проигрывая заботу, такому малышу будет проще заботиться о ком-либо в жизни.

Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.

И что не маловажно, в такой ролевой игре, мы родители можем увидеть или услышать вещи, которые нам многое могут дать понять. Например, если в игре «воспитатель в детском саду», ваш ребенок в роли воспитателя кричит и бьет детей, это повод задуматься и забеспокоиться. Где он мог увидеть такую модель поведения?

Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.

Что такое сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра

Читайте также: Старший ребенок ревнует маму к младшему: почему и что делать

Собственно, главная разница между ролевой и сюжетно-ролевой играми в наличии сюжета. Здесь он есть. Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка помогает ему собирать в одно событие несколько разных ситуаций. Например, поездка в отпуск заграницу: сначала вы собираете чемоданы, потом едите в аэропорт, летите на самолете, живете в гостиницу, кушаете в ресторане, купаетесь в бассейне.

Общение детей в сюжетно-ролевой игре усложняется эмоционально, становится более насыщенным. Дети могут, сорить, ругаться. Плюс развивается навык договариваться. Дети заранее обсуждают сюжет будущей ролевой игры, вместе придумывают и проговаривают порядок ситуаций, действий.

Тут нужна начальная поддержка родителей. Родители должны показать, как договариваться, как можно придумать игру, с чего можно начать, и какие подручные средства для реалистичности игры можно использовать.

Такие сюжетно-ролевые игры с ребенком 3-х лет и старше помогает избавить его от напряжения или стресса, перенесенного в той или иной ситуации. Проигрываю ситуацию, которая взволновала ребенка, мы поможем ему понять, осознать и смириться.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку освободиться от негативного впечатления, расслабиться, понять свое переживание.

Что дают сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Роль ролевых игр в развитии ребенка

  • Ребенку не будет скучно и одному. Он всегда сможет развлечь себя такой игрой, придумать и смоделировать сюжет.
  • Ребенок проще адаптируется в школьных инсценировках. Так как он уже имеет навыки игры в таких сюжетно-ролевых играх, ему не составит труда принять участие в школе в различных мероприятиях.
  • У ребенка не будет проблем с общением, с поиском друзей. Такие активные и общительные дети становятся любимчиками учителей.
  • Если ребенок приучен к общению, к приспосабливаемости к любой ситуации, то и протестов против школы и учебы возникнуть не должно. Дети больше настроены на учебу.
  • С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок легче определится с любимыми школьными предметами, поймет, что умеет лучше всего, к чему стремится. Дети уверенней делают выбор будущей профессии.
  • Ролевые игры помогают детям развивать способность творчески мыслить, фантазировать.
  • Он ставит цель игры, идет к какому-то заранее намеченному результату. Сложно спорить с ценностью этого навыка.
  • В процессе игру ребенок учится понимать свои чувства и эмоции и справляться с ними.
  • Словарный запас непрерывно пополняется и обогащается в зависимости от разнообразия сценариев.
  • Ролевые игры в жизни ребенка развивают его интеллект.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.

Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.

Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  1. Когда пора начинать разыгрывать такие сюжетные игры? Если ваш ребенок достиг примерно трех летнего возраста и уже имеет неплохой словарный запас.
  2. Выбор сюжета. Это очень просто. Чем интересуется ваш ребенок? Какими игрушками любит играть больше всего? Спросите у ребенка кем он хочет стать в будущем. Чаще всего дети знают ответ на этот вопрос. Если же нет, почитайте книги на тему «Выбор профессии». Это и будет вам ориентиром при выборе темы.
  3. Сложно определиться с темой? Не беда. Игра «продавец-покупатель» всегда срабатывает. Дети часто наблюдают ваши походы в магазин, они знают порядок действий.
  4. Реквизит. Для полного погружения в ситуацию нужно подобрать необходимый реквизит. Ну, например, для игры «Продавец-покупатель» вам понадобиться: калькулятор в качестве кассового аппарата, деньги – это могут быть просто бумажки или вырезанные цифры из календаря. Конверт в качестве кошелька покупателя. Набор «товаров» для продажи, желательно подобрать игрушки или предметы определенной тематики (мягкие игрушки, пластиковые фрукты и овощи, книги).
  5. Подготовка реквизита может проходить вместе с ребенком. Привлекайте его к подготовке, доверьте собрать предметы для продажи или позвольте нарезать бумажки для денег.
  6. Перед началом игры убедитесь, что ваш ребенок действительно понимает сюжет, ему знакома эта ситуация, он понимает действия и слова в этом сюжете.
  7. Можно играть. Но игра будет продуктивной и насыщенной, только если не только ребенок, но и вы сами будете хотеть играть. Если вы раздражены долгой подготовкой и вообще у вас свои дела, малыш это почувствует, и игры не получится.
  8. Как часто играть? Каждый день! Это принесет только положительный результат. Повторюсь, что роль ролевых игр в жизни ребенка сложно переоценить.

Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.

Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться. И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера. Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.

Как понять отношение ребенка к сюжетно-ролевым играм, приносят ли они пользу и развивают ли ребенка

Отношение ребенка к сюжетно-ролевым играм

  • Ребенок сам просит вас поиграть с ним, проявляет инициативу в выборе сюжета.
  • Малыш запомнил основные фразы и уже может сам их использовать в игре, без вашей подсказки.
  • Ребенок иногда самостоятельно играет с игрушками или другими детьми в игры, которые вы с ним проигрывали.
  • Ваш ребенок начал подручные средства использовать в игре, приспосабливать их к сюжету.
  • Малыш понял, что такое «понарошку».

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей

Картотека сюжетно-ролевых игр

  1. Сюжет «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра зоопарк

Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.

Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.

Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.

  1. Сюжет «Детский сад»

Сюжетно-ролевая игра детский сад

Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.

Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.

Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.

  1. Сюжет «Общественный транспорт (автобус)»

Сюжетно-ролева игра автобус

Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.

Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя

Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.

Видео «Ролевые игры для детей» (всего 4,5 минуты)



Вывод: если мы хотим воспитать успешного и счастливого ребенка, дать ему возможность понимать и видеть свои наклонности, способности и умения, нужно с самого раннего возраста учить его сюжетно-ролевой игре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Philips ep2021 series 2200 инструкция по применению
  • Руководство pine script
  • Свечи бифидумбактерин инструкция по применению в гинекологии цена инструкция
  • Форд транзит 2018 руководство по эксплуатации
  • Ек 260 корректор объема газа руководство по эксплуатации