«Сюжетно-ролевая игра в детском саду»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.
Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.
Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
· сюжет
· содержание
· игровая ситуация
· замысел
· роль
· ролевое действие
· ролевое поведение
· ролевое взаимодействие
· правила
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Игровая ситуация— совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел— план действий, задуманный играющими
Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Ролевое действие— это деятельность ребенка в роли.
Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
Правила- это порядок, предписание действий в игре
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.
Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Рекомендации:
Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.
Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Предложить статью
Значение руководства сюжетно-ролевой игрой
Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.
Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.
Замечание 1
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.
Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.
Замечание 2
Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.
«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇
Виды и направления руководства игрой
Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.
Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.
Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.
В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.
Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.
Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.
Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.
Роль педагога в руководстве игрой
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.
Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.
Замечание 3
Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.
Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:
- Показать детям необходимые игровые действия.
- Описать сюжет и характерные черты персонажа.
- Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
- Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.
Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.
В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:
- принимает непосредственное участие в игре;
- предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
- при необходимости дает детям советы;
- вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
- дает подсказки по ходу игры.
Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.
В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:
- дает советы перед началом игры;
- в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
- при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера.
План семинара:
1. Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.
2. Деловая игра.
- Представление команд
- Перечисление методов и приемов руководства игрой
- Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
- Решение педагогических ситуаций.
- Разгадывание кроссворда.
Ход семинара.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Сюжетно-ролевая игра — хозяйка игрового процесса.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, ребенок начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей — папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это — сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно — отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия «я — милиционер», «я — воспитатель «. Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар — готовлю обед», «я папа — иду на работу».
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ — РОЛЬ — СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина).
Роль взрослого — явная и незаметная.
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность — организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором — педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
— Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
— Прямое руководство (с вмешательством в игру).
1. Воспитатель — носитель игровых действий (младший дошкольный возраст).
Задача — научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель — партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст).
Задача — обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером.
3. Воспитатель-наблюдатель (старший дошкольный возраст), при необходимости руководство и помощь.
Задача — формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.
Создание предметно-игровой среды.
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы можно легко сделать самостоятельно. Скажем, цветную бумагу легко разорвать на мелкие кусочки (салат), свернуть в трубочку (термометр), нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно в
каждой группе иметь, например, ящик, а в нем различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре.
Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?
Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды.
Первое задание. Представить команду и ее название. Это задание жюри оценивает от 3 до 5 баллов.
Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку./Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
- на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.
- использование сюрпризных моментов
- внесение новой игрушки
- наблюдение за игрой других дошкольников
- наблюдение за трудом взрослых
- чтение литературных произведений
- обсуждение телепередач
- определение содержания игры
- восстановление последовательности событий
- игровые действия
- обыгрывание персонажей и их взаимодействие
- драматизация сказок
- учет интереса детей
- планирование игры
- рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
- определение темы
- умение согласовывать свои действия с остальными детьми
- придумывание сюжета сказки или рассказа
- совместный пересказ сказки
- придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
- преднамеренное изменение ситуаций
- учет индивидуальных особенностей
- учет личного опыта ребенка
- привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
- обсуждение хода и результатов игры
- совместная с детьми игра
- использование технических средств обучения.
Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание рассмотрим на примере игры «Поликлиника»: регистратор — врачи — медсестра — педиатр — прививочный кабинет — лаборатория — дневной стационар — гардероб — главврач.
Жюри оценивает конкурс от 3 до5 баллов. Учитывая разнообразие и количество ролей.
Четвертое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую
педагогическую ситуацию.
1.Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
2.В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
3.Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса -учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
4.Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
5.Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
6.Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?
Пятое задание. «Слова». Каждая команда получает лист бумаги, на в вертикальном положении котором записано «Сюжетно – ролевая игра».
За две минуты игроки должны составить как можно больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл.
Шестое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце).
Вопросы к кроссворду:
- Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.
- Он – главная фигура в дошкольном учреждении.
- Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
- Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
- Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.
- Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
- Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
1. Режиссерская
2. Ребенок
3. Игра
4. Подражание
5. Методика
6. Правила
7. Роль
Подведение итогов семинара, слово жюри.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Просмотр содержимого документа
«Семнар для педагогов «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»»
На
протяжении всего дошкольного детства,
пока ребенок растет и развивается,
приобретает новые знания и уме- „ ния,
сюжетно-ролевая игра остается
Характеристика^
наиболее характерным видом его дея-
сюжетно-ролевои
тельности Особенности сюжетно-роле-
ИГРЫ вой
игры раскрыты в работах психоло
гов
(JI. С.
Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец)
и педагогов (Р. И. Жуковская, Д. В.
Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).
Основой
сюжетно-ролевой игры является
мнимая или воображаемая ситуация,
которая заключается в том, что ребенок
берет на себя роль взрослого и выполняет
ее в созданной им самим игровой обстановке.
Например, играя в школу, изображает
учителя, ведущего урок с учениками
(сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность
детей в
сюжетно-ролевой игре — одна из ее
характерных черт. Дети сами выбирают
тему игры, определяют линии ее развития,
решают, как станут раскрывать роли,
где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок
свободен в выборе средств воплощения
образа. При этом нет ничего невозможного:
можно, сев в кресло — «ракету», очутиться
на Луне, при помощи палочки — «скальпеля»
— сделать операцию. Такая свобода в
реализации замысла игры и полет фантазии
позволяют дошкольнику самостоятельно
включаться в те сферы человеческой
деятельности, которые в реальной жизни
еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре,
дети по своей воле выбирают партнеров,
сами устанавливают игровые правила,
следят за их выполнением, регулируют
взаимоотношения.
Но
самое главное — в игре ребенок
воплощает свой взгляд, свои представления,
свое отношение к тому событию, которое
разыгрывает.
На эту особенность игры указывал К. Д.
Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий
человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями»
(Ушинский
К. Д. Собр. соч.
— 1950. — Т. 8. — С. 438).
Творческий
характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация
которого сопряжена с активной работой
воображения, с развитием у ребенка
способности отображать свои впечатления
об окружающем мире. При разыгрывании
роли творчество ребенка принимает
характер перевоплощения. Успешность
его непосредственно связана с личным
опытом играющего, степенью развития
его чувств, фантазии, интересов. Дети
проявляют большую изобретательность,
подбирая игрушки, предметы, необходимые
для игры, старшие дошкольники сами
мастерят игрушки, помогающие полнее
реализовать замысел, лучше справиться
с ролью.
Как
всякая творческая деятельность,
сюжетно-ролевая игра эмоционально
насыщена и доставляет каждому ребенку
радость и удовольствие уже самим своим
процессом.
Сюжетно-ролевая
игра имеет следующие
структурные компоненты: сюжет, содержание,
роль.
Главным
компонентом сюжетно-ролевой игры
является сюжет, без него нет самой
сюжетно-ролевой игры.
Сюжет Сюжеты и игры
— это та сфера действительности,
содержание
игр котоРая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет
собой отражение ребенком определенных
действий, событий, взаимоотношений из
жизни и деятельности окружающих. При
этом его
игровые действия
(крутит руль автомашины, готовит обед,
учит рисовать учеников и др.) — одно
из основных средств реализации
сюжета.
Сюжеты
игр разнообразны. Условно их делят на
бытовые
(игры в семью, детский сад), производственные,
отражающие профессиональный труд людей
(игры в больницу, магазин, животноводческую
ферму), общественные
(игры в празднование Дня рождения города,
в библиотеку, школу, полет на Луну).
На
протяжении истории человечества сюжеты
детских игр меняются, поскольку зависят
от эпохи, особенностей экономики,
культурных, географических, природных
условий. Так, в играх детей народов
Севера отражаются охота на тюленей,
моржей, труд оленеводов. Дети, живущие
в приморских регионах, играют в
кораблестроителей, работают в порту,
встречают туристов.
Но,
кроме того, в каждую эпоху происходили
серьезные, иногда экстремальные события,
которые существенно отражались на
жизни людей, вызывали эмоциональный
отклик у детей и взрослых. Такие
события всегда порождали новые сюжеты
детских игр. На протяжении многих лет
дети нашей страны играли в Великую
Отечественную войну (в сражения, бомбежки,
эвакуацию мирных граждан, госпиталь,
партизан, блокаду Ленинграда, парад
Победы и др.). После полета Юрия Гагарина
в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих
стран мира стали играть в освоение
межпланетного пространства (строят
ракеты, отправляются на Марс, Луну,
работают на космической станции Мир).
В
истории человечества есть и «вечные»
сюжеты детских игр, которые как бы
связывают поколения людей: игры в семью,
школу, лечение больных и др. Естественно,
эти сюжеты в играх детей разных времен
и народов отличаются своим содержанием,
как отличаются и в самой жизни.
Содержание
игры, отмечает
Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится
ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности
и отношений между взрослыми в их
бытовой, трудовой, общественной
деятельности.
В
зависимости от глубины представлений
ребенка о деятельности взрослых
меняется и содержание игр. Например,
дети младшей группы, изображая в игре
врача, многократно повторяли одни и
те же действия: измеряли температуру,
смотрели у больного горло. После того
как малышам сделали прививки, в
игровом изображении врача прибавились
новые действия. Дети старшей группы,
договариваясь об игре в больницу,
уточняли, какие специалисты будут лечить
больных: хирург, окулист, детский
врач. В зависимости от специализации
врача каждый играющий выполнял
специфические действия, при этом врачи
ласково разговаривали с пациентами,
уговаривали их не бояться укола, операции,
перевязки, смелее принимать лекарства.
Таким образом, в содержании игры выражены
разные уровни проникновения ребенка в
деятельность взрослых. Первоначально
«схватывается» в реальной жизни и
отражается в игре только внешняя сторона
деятельности (с чем человек действует:
«человек — предмет»). Затем, по мере
понимания ребенком отношения человека
к своей деятельности, элементарного
постижения общественного смысла труда,
в играх начинают отражаться взаимоотношения
людей («человек — человек»), а сами
предметы легко заменяются (кубик —
кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или
только мысленно представляются («как
будто у меня акваланг и я опускаюсь на
дно океана»).
По
содержанию игры
детей младшего дошкольного возраста
отличаются от игр детей более старшего
возраста. Эти отличия связаны с
относительной ограниченностью опыта,
особенностями развития воображения,
мышления, речи. Ребенок не может
представить игру до ее начала, не
улавливает логическую последовательность
между реальными событиями. Поэтому
и содержание игр, как отмечала А.П.Усова,
отрывочное, нелогичное. Малыши часто
повторяют в игре действия с игрушками,
показанные взрослыми и связанные с
бытом: покормил мишку — уложил спать;
снова покормил- и снова уложил спать.
А.П.Усова охарактеризовала такие
игры как игры-
действия.
Причем интерес к действиям часто
доминирует, поэтому цель игры ускользает
из поля зрения ребенка. Например, Оля
усадила своих дочек за стол, пошла
готовить обед, увлеклась действиями с
кастрюльками, сковородками, а дочки так
и остались ненакормленными.
Однако
на границе
третьего и четвертого года
жизни игры становятся более содержательными,
что связано с расширением представлений
детей об окружающем мире. Дошкольники
начинают комбинировать разные события,
включая в игры эпизоды из собственного
опыта и из литературных произведений,
которые им читали или, что особенно
ценно, показывали посредством
сюжетно-дидактических игр, иллюстраций
в книгах, настольного театра, диафильмов.
На
четвертом и пятом году жизни
в играх детей наблюдаются целостность
сюжета, взаимосвязанность отражаемых
событий. У дошкольников складывается
интерес к определенным сюжетам, в
которые они играли и раньше (в семью,
больницу, строителей, транспорт и др.).
Дети живо откликаются на новые впечатления,
вплетая их, как сюжетные линии, в
знакомые игры. Обогащению содержания
помогает взаимодействие детей в
игре, когда каждый вносит что-то свое,
индивидуальное. Например, Сережа, папа
которого капитан речного парохода,
предлагает «воспитательнице» покатать
детей по Москве-реке. Получив согласие,
строит из стульев пароход, встречает
пассажиров на его борту. В этом возрасте
начинаются обобщение и усечение
изображаемых в игре ситуаций, которые
хорошо освоены ребенком в реальной
жизни и не вызывают у него особого
интереса. Так, если малыши, играя в
детский сад, долго едят, пьют из чашек,
то дети пятого года жизни завершают
обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда
дети ограничиваются символическими
действиями: матрос плавает по комнате,
которая стала «как будто море».
Дети
старшего дошкольного возраста
обдуманно подходят к выбору сюжета,
обсуждают его предварительно, на
элементарном уровне планируют развитие
содержания. Появляются новые сюжеты,
которые навеяны впечатлениями,
почерпнутыми за пределами дошкольного
учреждения: по мотивам мультсериалов,
прочитанных дома книг, рассказов
родителей и др. В настоящее время
распространены игры в путешествия, в
том числе и космические: расширилась
сфера отображения труда взрослых
(обслуживающий труд в банке, на транспорте,
служба охраны и правопорядка и др.).
В
старшем и дошкольном возрасте продолжается
обобщение игровых ситуаций; помимо
условных и символических действий
(положил голову на ладошку — уснул) дети
активно используют речевые комментарии
(«Все как будто поспали — и сразу идем в
зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже
прилетели в Африку!»). Эти речевые
комментарии представляют собой словесное
замещение каких-либо событий. Дети
прибегают к ним, чтобы не нарушать логику
развертывания содержания игры.
Таким
образом, на протяжении дошкольного
детства развитие и усложнение содержания
игры осуществляется по следующим
направлениям:
-
усиление
целенаправленности, а значит, и
последовательности, связности
изображаемого; -
постепенный
переход от развернутой игровой ситуации
к свернутой, обобщение изображаемого
в игре (использование условных и
символических действий, словесных
замещений).
Разнообразие
содержания сюжетно-ролевых игр
определяется знанием детьми тех
сторон действительности, которые
изображаются в игре, созвучностью этих
знаний интересам, чувствам ребенка,
его личному опыту. Наконец, развитие
содержания игр зависит от умения ребенка
выделять характерные особенности в
деятельности и взаимоотношениях
взрослых.
Содержание
сюжетно-ролевой игры воплощается
ребенком с помощью роли, которую он
берет. Роль — средство реализации
сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой
игры.
Для
ребенка роль — это его игровая позиция:
он отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в
соответствии с представлениями о данном
голь
в игре персонаже.
Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей
жизни, заимствованные из отношений
в мире взрослых. Так, мама заботится о
детях, готовит им еду, укладывает спать;
учительница говорит громко и четко,
строгая, требует, чтобы все ее слушали,
не шалили на уроках. Подчинение ребенка
правилам ролевого поведения является
важнейшим элементом сюжетно-ролевой
игры. Отступление кого-либо из играющих
от этих правил вызывает протесты у
партнеров по игре: «С капитаном нельзя
спорить!» или: «Капитаны громко
приказывают, а ты просишь матроса помыть
палубу!» Таким образом, для дошкольников
роль — это образец того, как надо
действовать. Исходя из этого образца,
ребенок оценивает поведение участников
игры, а затем и свое собственное.
Роль
появляется в игре на границе раннего и
дошкольного возраста. На
третьем году жизни
наблюдается эмансипация ребенка от
взрослого. Одновременно у дошкольника
растет стремление действовать
самостоятельно, но как взрослый. Тогда,
играя, малыш начинает выполнять отдельные
действия, характерные для какого-либо
взрослого (укладывает куклу спать,
как мама), хотя и не называет себя именем
взрослого. Это и есть первые начатки
роли. К ним следует отнести и еще один
признак: ребенок «озвучивает» игрушку,
говоря от ее лица.
На
протяжении дошкольного детства
развитие роли
в сюжетно-ролевой игре происходит от
исполнения ролевых действий к
ролям-образам. У
младших дошкольников
преобладают бытовые действия: варить,
купать, мыть, возить и пр. Затем появляются
и ролевые обозначения, связанные с теми
или иными действиями: я — мама, я — шофер,
я — врач. Взятая роль придает определенную
направленность, смысл действиям с
предметами: мама выбирает для игры
игрушки или предметы, которые
необходимы для приготовления обеда,
купания ребенка; врач подбирает для
лечения карандаш-градусник, рвет
бумажки для горчичников, из бутылочки
наливает воображаемое лекарство и т.
п. Дети предпочитают исполнять роли
тех взрослых, деятельность которых
требует определенной атрибутики: у мамы
— набор предметов быта, у врача — медицинские
инструменты, лекарства, у шофера —
транспортное средство. Таким образом,
разыгрывая роль, дети младшего
дошкольного возраста используют
игрушки, реальные предметы (ложка, тазик
для купания куклы), а также
предметы-заместители (карандаш или
палочка становится в игре ножом, ложкой,
градусником, шприцем). Ролевое
взаимодействие между играющими
осуществляется посредством
предметно-игровых действий: врач лечит
больного, измеряя температуру, делая
уколы и т. п.
В
среднем дошкольном возрасте
выполнение роли становится значимым
мотивом игровой деятельности: у ребенка
развивается желание не просто играть,
а выполнять ту или иную роль. Смысл игры
для дошкольника 4-5 лет заключается
в отношениях между персонажами. Поэтому
ребенок охотно берет на себя те роли,
отношения в которых ему понятны
(воспитательница заботится о детях,
капитан ведет корабль, следит, чтобы
матросы хорошо работали, чтобы пассажирам
было удобно). Ребенок изображает эти
отношения в игре с помощью речи,
мимики, жестов. В этом возрасте ролевая
речь становится средством взаимодействия.
Поскольку у детей формируется
избирательное отношение к тем или иным
ролям, их распределение до начала игры
— процесс довольно эмоциональный.
Помощь педагога необходима.
В
старшем дошкольном
возрасте смысл
игры заключается в типичных отношениях
лица, роль которого выполняет ребенок,
с другими лицами, роли которых берут на
себя другие дети. В играх появляются
ролевые диалоги, с помощью которых
выражаются отношения между персонажами,
устанавливается игровое взаимодействие.
Для качества выполнения роли важно
отношение к ней ребенка. Поэтому следует
иметь в виду, что старшие дошкольники
неохотно выполняют роли, которые, по их
представлениям, не соответствуют их
полу. Так, мальчики отказываются
исполнять роль воспитателя, заведующей
дошкольного учреждения, в игре в школу
соглашаются быть только учителем
физкультуры. Выполняя роль, ребенок
принимает во внимание не столько внешнюю
логику, последовательность действий
(есть свободная полоса на аэродроме,
значит, самолет может приземлиться),
сколько смысл социальных отношений
(полоса свободная, но надо запросить
диспетчера, чтобы не случилось
аварии).
Задания
1.
Объясните слова JI.
С.
Выготского, что ребенок младшего
дошкольного возраста в игре идет от
действия к мысли, а на четвертом году
жизни способен идти от мысли к действию.
Свои рассуждения подкрепите примерами
детских игр, которые вы наблюдали.
-
В
схематичной форме покажите, какими
средствами изображения роли пользуются
дети младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста. -
Докажите,
от чего зависит овладение детьми
условными, обобщенными игровыми
действиями, с какой целью ребенок
прибегает к словесным замещениям в
игре. -
Понаблюдайте
игры детей в семью и определите, как в
них отражается современная жизнь.
В
первые годы жизни при обучающем
воздействии взрослых ребенок проходит
этапы развития игровой деятельно-
Поелпосылки сти‘
котоРые представляют собой
пред-
1 „ посылки
сюжетно-ролевой и режиссер-
сюжетно-ролевои
.. * * *
1 скои
игры.
ИГРЫ Первым
таким этапом
является
озна
комительная
игра. Взрослый
организует предметно-игровую
деятельность малыша, используя
разнообразные игрушки, предметы. Ее
содержание составляют действия-
манипуляции, которые ребенок совершает
вместе со взрослым, обследуя свойства
и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4
мес младенец тянется к игрушкам, которые
подвешивают над его грудью (кольца,
гирлянды из мелких шариков и др.),
рассматривает их: случайно натыкаясь
на предмет, радуется, пытается повторить
движение. В 5— 6 мес ребенку предлагают
игрушки из разных материалов (резиновые,
деревянные, пластмассовые), отличающиеся
по форме, величине, цвету. Его учат
захватывать игрушку, перекладывать
из ручки в ручку, размахивать ею,
постукивать. Ребенку дают и
игрушки-вкладыши, а также различные
звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь
к малышу по имени, показывает игрушку
и действия с ней. В процессе самостоятельных
манипуляций с игрушкой ребенок
познает ее свойства. В ознакомительной
игре прослеживается намеренность
действий ребенка: тянется к погремушке,
захватывает ее, рассматривает, стучит
по краю манежа, бросает за бортик манежа,
слушает, как она загремела, и т. д. Такая
преднамеренность действий с предметами
— предпосылка развития целенаправленности,
характерной для сюжетно-ролевой
игры.
На
втором этапе
развития игровой деятельности появляется
отобразительная игра,
в которой действия ребенка направлены
на выявление специфических свойств
предмета и на достижение с его помощью
определенного эффекта. Взрослый не
только называет предмет, но и обращает
внимание малыша на его целевое
назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это
простынка, укроем мишку». Внимание 7-
8-месячного ребенка обращают на свойства
игрушек. Его учат играть с ними в
зависимости от этих свойств: катать
шарик, складывать в коробочку мелкие
игрушки, сжимать и разжимать резиновую
рыбку. Малыши овладевают действиями
с некоторыми бытовыми предметами:
вкладывают мисочки одна в другую,
закрывают кастрюльку, коробку крышкой.
Ребенка 9-10 мес учат соотносить предметы
по форме, по их физическим свойствам:
снимать и надевать на стержень колечки,
накладывать 2-3 кубика один на другой.
Для становления сюжетно-ролевой игры
важно научить ребенка переносить
усвоенные действия с одного предмета
на другой, т.е. обобщать действия.
Например, научился прокатывать шарик
с горки — попробуй сделать то же с мячом,
машинкой, яблоком и т. п.
Третий
этап развития
игры относится к концу первого — началу
второго года жизни. Формируется
сюжетно-отобра- зительная игра,
в которой дети начинают активно
отображать впечатления, полученные
в повседневной жизни (баюкают куклу,
кормят мишку). Воспитатель учит малышей
отражать жизненные ситуации, знакомые
им по личному опыту, в игровом (условном)
плане. Для развития сюжет- но-отобразительной
игры необходимы образные игрушки, с
помощью которых педагог вовлекает детей
в решение игровых задач («Мишка хочет
гулять, покатай мишку на санках»;
«Зайка устал, уложи его спать»; «Кукла
Ляля хочет есть, свари ей кашку»). Перед
ребенком ставится условно- игровая цель
деятельности, которую он достигает
игровыми способами и средствами, и
получает воображаемый результат. (В
этом отличие игровой задачи от
практической, направленной на получение
практического результата.)
В
течение второго года жизни
ребенок должен научиться следующему:
выполнять разные игровые действия
(укладывать куклу, кормить ее, катать
в коляске, варить еду, перевозить в
машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять
или заменять игровые действия первыми
речевыми высказываниями («Ляля
бай-бай»; «Ляля помыла руки»). Детям
предлагают для игры разнообразный
материал: образные игрушки,
предметы-заместители.
Основное
условие для развития сюжетно-ролевой
игры — это
совместные игры взрослого и ребенка.
Чтобы научить детей развивать содержание
игры, педагог обыгрывает жизненные
ситуации, привлекая их к активному
участию. Например, видоизменяет игровую
ситуацию кормления, которую так любят
изображать в игре дети раннего возраста:
вводит новые персонажи («Пришел в гости
зайка, давай покормим его»), новые
блюда («Будем угощать пирогом, дадим
гостям конфеты»), новую посуду (яблоки
в вазе, конфеты в конфетнице). Следует
побуждать детей воспроизводить ранее
усвоенные действия в новых вариантах
игры. Педагог создает ситуации,
стимулирующие ребенка к использованию
предметов-заместителей (ножа нет, чем
же резать хлеб?), к действиям в воображаемой
ситуации. Такие игры обычно
сопровождаются речью, которая помогает
созданию образа
(каша вкусная; зайка любит морковку,
молодец мишка — вытер рот салфеткой!).
Для
развития сюжетно-отобразительной игры
эффективны
показы- инсценировки.
Педагог показывает, как одна игрушка
(кукла Ляля) умывается, вытирает лицо и
руки полотенцем, садится за стол, пьет
молоко, т. е. демонстрирует цепочку
последовательных разнородных действий
с одной игрушкой. В следующий раз
демонстрируются однородные действия,
которые выполняют разные игрушки: мишка,
кукла Ляля, зайка. Они по очереди поют
знакомую малышам песню, читают
наизусть стихотворение, пляшут, играют
в мяч.
Детям
показывают также инсценировки с
использованием настольного, кукольного
театров, сюжетно-дидактичес- кие игры.
Они с удовольствием смотрят, как
разыгрываются знакомая сказка,
стихотворение, бытовые сценки, созвучные
их опыту.
После
показа педагог предлагает малышам
поиграть с игрушками, вызывает желание
подражать тому, что они видели на занятии.
Включаясь в игру детей, воспитатель
подсказывает, как выполнить игровое
действие, ставит перед ними игровые
задачи («Спой с куклой песенку!»),
помогает при затруднениях («Давай
вместе с куклой Лялей прочитаем
стихотворение про зайку»).
Естественно,
что дети не смогут повторить все
демонстрировавшиеся им действия.
Однако показ необходим для уточнения
представлений ребенка, формирования
умения следить за действиями взрослого,
слушать объяснения.
Педагог
активизирует речь воспитанников,
обращаясь с просьбой (спеть вместе с
игрушками, помочь кукле прочитать
стихотворение, назвать действия). Чтобы
обучающие занятия, разнообразные
показы-инсценировки принесли
положительные результаты, целесообразно
повторять их, вводя новые элементы,
вызывая у малышей эмоциональные
реакции, повышая их активность. Повторные
показы- инсценировки можно проводить
с двумя-тремя детьми: это позволяет
упражнять их в выполнении игровых
действий (практических, условных,
воображаемых), в использовании
предметов-заместителей. В небольшой
группе детей легче вовлечь в совместное
выполнение игровой задачи («Кукла Ляля
заболела, плачет. Что делать?»).
Для
обучающих игр, показов подбираются
игрушки среднего размера (15-20 см),
привлекательно оформленные, устойчивые,
с подвижными частями (сгибающиеся руки,
ноги), что дает возможность демонстрировать
разные движения, изменять положение
в пространстве.
Возрастные
особенности детей второго года жизни
таковы, что подбор игрушек и игрового
материала, оформление игровой среды
имеют особое значение. Внимание ребенка
рассеивается, если в поле его зрения
попадает одновременно много игрушек,
поэтому их необходимо рассредоточивать
по всей комнате, желательно комплектовать
по смысловым связям. Например, на
плиту поставить кухонную посуду, на
стол — чайную и обеденную, на лошадку
посадить всадника, на тележку погрузить
кирпичики, рядом с тазиком положить
губку, полотенце, кувшин. Это подскажет
ребенку, как выполнить не одно
действие, а цепочку.
Игрушки,
действия с которыми малыши еще не
освоили, не рекомендуется давать для
самостоятельного пользования. Сначала
детей надо обучить игровым действиям
в совместной со взрослым игре. Так,
если дети не умеют строить из кубиков,
кирпичиков, воспитатель проводит
обучающие игры, индивидуальные занятия.
В остальное время строительный
материал убирается. Нецелесообразно,
чтобы дети свободно играли с
игрушками-забавами: воспитатель
использует их в определенные моменты,
чтобы порадовать малышей, отвлечь
от грустных мыслей о доме, маме. Эти
игрушки должны сохранять для ребенка
новизну и неожиданность, чтобы оказывать
воздействие на его чувства и переживания.
Итак,
на втором году жизни развиваются игры,
посредством которых ребенок знакомится
с предметами, удовлетворяет потребность
ориентироваться в окружающем мире.
Меняется характер подражания: ребенок
в игре передает те действия взрослых,
которые видел сам, а не только те, которым
его обучали. К концу этого периода в
играх детей видны ростки режиссерской
и сюжетно-ролевой игры, а именно:
подражание взрослым, создание
воображаемых образов, стремление
активно действовать, познавать окружающий
мир.
Задания
-
Схематично
представьте этапы формирования
предпосылок сюжетно-ролевой игры в
раннем возрасте; объясните особенности
каждого этапа. -
Подумайте,
какие предметы-заместители вы предложили
бы детям второго года жизни, играющим
на участке детского сада в приготовление
обеда? -
Составьте
конспекты показа-инсценировки и
обучающей игры для детей второго года
жизни. Наметьте игровые умения и игровые
средства, с которыми дети познакомятся
на ваших занятиях. Составьте план
последующей работы с детьми для
закрепления этих умений и использования
игровых средств.
В
сюжетно-ролевых играх складываются
благоприятные условия для формирования
взаимоотношений детей. Иссле- Формирование
доваиия‘ проведенные А. П. Усовой
и ее взаимоотиоше-
учениками, выявили следующие уровни
ний
в сюжетно- (этапы) становления
таких
взаимоотноше- ролевых играх
пи» на протяжении
дошкольного детства: 1. Уровень
неорганизованного поведения, которое
ведет к разрушению игр других детей
(ребенок отнимает игрушки, ломает
постройки, мешает играющим детям).
Главным образом такое поведение
встречается у младших дошкольников,
которые еще не умеют занять себя, не
представляют последствий своих действий
для других. Однако в последние годы
возросло число детей с признаками
агрессивного поведения, с тенденцией
к разрушению. Поэтому и среди старших
дошкольников встречаются дети первого
уровня.
-
Уровень
одиночных игр. Он характерен тем, что
ребенок не вступает во взаимодействие
с другими детьми, но и не мешает им
играть. То, что ребенок сосредоточен
на своей игре, умеет ее организовать,
является предпосылкой для перехода к
совместным играм. -
Уровень
игр рядом проявляется в том, что
двое-трое детей могут играть за одним
столом, на ковре, в кукольном уголке,
но каждый действует в соответствии со
своей игровой целью, реализуя свой
замысел. Ценность этого уровня
заключается в том, что у ребенка
складывается понимание, как надо
относиться к игре другого: нельзя
мешать, следует в случае необходимости
считаться с другим (потесниться,
обменяться игрушкой или уступить
свою). На этом уровне создаются условия
для естественного объединения играющих.
Например, педагог советует Коле,
строящему дорожку, предложить Сереже
покатать по ней свою машинку. -
Уровень
кратковременного общения, взаимодействия
характеризуется тем, что ребенок на
какое-то время подчиняет свои
действия общему замыслу и сообразует
их с действиями других. Он пытается
договориться о предстоящей игре, вносит
свои предложения, готов прислушаться
к словам партнеров и подчиниться
справедливому требованию. Новый этап
игры отличается появлением замысла и
стремлением детей подобрать
соответствующие игрушки, предметы.
Но замысел еще неустойчив, в ходе игры
дети могут изменить его или забыть о
нем. Кто-то может выйти из игры, что
приведет к ее распаду, к конфликтам.
Такое поведение свидетельствует об
отсутствии умения организовать игру,
спланировать ее. Но самое главное
заключается в том, что дошкольники
пока еще не чувствуют своей связи и
зависимости в общей деятельности. -
Уровень
длительного общения-взаимодействия
на основе интереса к содержанию игры,
к тем действиям, которых она требует.
Ребенок, находящийся на этом уровне,
обладает начальными формами ответственного
отношения к своей роли в общей игре.
Он начинает оценивать качество и
результат своих личных действий и
действий сверстников с точки зрения
задач совместной игры. Длительность
взаимодействия связана с заинтересованностью
в содержании игры. На этом этапе
дети достаточно самостоятельны, могут
придумать интересную сюжетно-ролевую
игру, организовать ее и играть долго. -
Уровень
постоянного взаимодействия на основе
общих интересов, избирательных
симпатий. Дети, объединенные
дружескими интересами, способны
уступать друг другу в выборе сюжета,
распределении ролей, согласовывать
свои действия.
Руководство
сюжетно-ролевыми играми осуществляется
в двух направлениях:
р —
формирование игры как деятельности;
уководство
_ использование игры как средства
воспи-
сюжетно-роле-
тания ребенка, становления детского
кол- выми
играми *
г лектива.
Формирование
игры
как деятельности
предполагает, что
педагог
влияет на расширение тематики
сюжетно-ролевых игр, углубление их
содержания, способствует овладению
детьми ролевым поведением.
Приемы
руководства игрой
с целью формирования ее как деятельности
условно можно разделить на традиционные
(разработаны Р.И.Жуковской, Д.В.Менд-
жерицкой) и новые, исследованные в
последние годы (Н.А.Короткова,
Н.Я.Михайленко).
В
традиционном руководстве сюжетно-ролевыми
играми основное внимание педагога
сосредоточено на обогащении содержания
игр. С этой целью он создает у детей
интерес к новым сюжетам. Такой интерес
не возникает на пустом месте, он
«вызревает» в ходе всей воспитательно-
образовательной работы, если дошкольники
получают яркие представления об
окружающей жизни, которые вплетаются
в их прошлый опыт, будоражат воображение,
вызывают эмоциональный отклик. Чем
младше дети, тем важнее для них впечатления,
полученные при непосредственном
ознакомлении с тем или иным явлением.
Так, для обогащения содержания игр
малышей на транспортную тематику (в
шофера, в машиниста) воспитатель ведет
детей на остановку городского транспорта,
специально просит шофера, который
привозит продукты в дошкольное
учреждение, побеседовать с детьми,
показать кабину своей машины, разрешить
посидеть там, подержавшись за руль. С
детьми 4-6 лет можно рассмотреть
соответствующий иллюстративный
материал, почитать им книги, провести
беседу.
При
ознакомлении с окружающим педагог
заостряет внимание детей на тех моментах,
которые можно отразить в игре в
соответствии с их возрастом. Для малышей
— это предметы и способы их использования
взрослыми в процессе своей деятельности,
для детей 4-6 лет — взаимоотношения
людей. Так, на остановке городского
транспорта малыши наблюдают, как
подъезжает автобус, как открываются
и закрываются двери, как много людей
выходит и входит, какое большое окно в
кабине шофера («чтобы все было видно»),
что шофером бывают и мужчины, и женщины.
А внимание старших дошкольников
целесообразно привлечь к деятельности
шофера: он заботится о пассажирах,
объявляет остановки, не отправляет
автобус, пока все не войдут в салон,
продает проездные талоны только на
остановках, чтобы не отвлекаться во
время движения и не подвергать пассажиров
опасности, и т. д.
Естественно,
что даже после очень ярких впечатлений,
которые получили дети, не у всех возникает
желание передать их в игре. В играх
находят выражение интересы детей, а
явления, с которыми их познакомили,
могут не входить в сферу этих интересов.
Но если кто-то развернет игру на новую
тему (построили автобус из стульчиков,
шофер занял свое место, в салоне
разместились пассажиры) или включит
в знакомую игру новую сюжетную линию
(семья решила поехать в гости на автобусе),
педагог должен поддержать инициативу
детей, похвалить их. Затем он может
стать пассажиром и отправиться на
автобусе на работу (в театр, музей),
обращаться к шоферу за помощью и
советом («Где можно купить проездные
билеты? На каких местах должны сидеть
пожилые люди, пассажиры с маленькими
детьми? Не торопитесь с отправлением —
еще не вышла пожилая женщина» и т.д.).
Для
того чтобы переключить однообразные
индивидуальные игры в шофера детей
младшего дошкольного возраста в
русло более сложной игры в автобус,
педагог прибегнет к иным приемам:
предложит построить такой «большой
автобус, как мы видели на прогулке»,
станет сам водителем, напомнит, когда
и как надо входить и выходить из автобуса,
предложит купить проездные билеты и
т.п.
Иногда
дети активно принимаются за игру, но
она скоро исчерпывает себя из-за
бедности представлений, хотя событие,
первоначально подтолкнувшее к ней,
вызвало яркие переживания. Бывает и
так: дети играют в одну и ту же игру
постоянно, но «застряли» на ее содержании;
повторяют однообразные действия,
ролевые диалоги, события и ситуации.
В обоих случаях — это сигнал для педагога:
надо пополнить знания детей, направить
сюжет по другому руслу. Подойдут
традиционные приемы: чтение художественного
произведения, рассказ, беседа. Задача
педагога — придать этим традиционным
приемам нужное звучание. Например,
не самому рассказать о деятельности
врача, медсестры, почтальона, а попросить
это сделать представителя профессии
(врача дошкольного учреждения, маму или
папу кого- то из детей, почтальона,
доставляющего почту). Импульсом к
обновлению содержания игры могут служить
рассказы педагога об играх своего
детства, играх других детей.
Иногда
новая сюжетная линия игры возникает
благодаря дополнительному игровому
материалу. Малышам его предлагает
воспитатель. Дети 4-5 лет могут смастерить,
построить что-либо сами по предложению
взрослых или с их помощью (хорошо к этому
привлекать членов семей воспитанников
дошкольного учреждения).
Порой
новую сюжетную линию задает педагог,
неожиданно включающийся в игру,
которая уже «выдыхается». Вот дети
старшей группы играют в семью. Мама
готовит обед, дети играют, папа уходит
на работу. И вдруг педагог, одев на голову
платочек (шляпку), взяв с руки сумку,
звонит в дверь: бабушка приехала! Своими
вопросами, репликами («Почему вы меня
не встретили? Куда же делась телеграмма?
Пришлось оставить вещи на вокзале,
а там подарки, гостинцы») педагог придает
новое игровое направление (встреча
бабушки, угощение, расспросы, поездка
на вокзал за вещами, посещение с бабушкой
музея, театра, прогулки с нею по городу
и т. п.).
Таким
образом, в арсенале педагога много
приемов, стимулирующих новую тематику
игр, углубление их содержания. Следует
учитывать правило: по мере роста
активности и самостоятельности детей
целесообразно использовать преимущественно
косвенные приемы воздействия (напоминание
о прошлых играх детей, о том, что они
видели; наводящие вопросы, своевременное
изменение игровой среды, организация
изобразительной, трудовой, конструктивной
деятельности, которая может подтолкнуть
к игре).
Чем
младше дети, тем больше внимания уделяет
педагог организации игры. Он помогает
будущим участникам сговориться, во
что они будут играть. Сговор на игру
требует согласования замыслов, определения
игровой обстановки (где играть, что
использовать), распределения роли. В
сговоре закладываются основы
взаимодействия детей, формируются
умения слушать друг друга, считаться с
желаниями и интересами каждого. Педагог,
работающий в младшей группе, стимулирует
и направляет игровое общение детей.
Предлагая малышу ту или иную игрушку,
воспитатель спрашивает, с кем бы ему
хотелось поиграть, располагает детей
к общению. Этому способствует
напоминание, как хорошо они играли
вместе утром, как им было интересно.
Можно предложить объединиться двум
играющим детям («Юля, ты такой вкусный
обед приготовила! Пригласи Лизу с дочкой,
угости их обедом»).
С
целью обучения
малышей сговору
на игру педагог выступает в роли главного
действующего лица. Надев белый
нарядный фартук, кокошник на голову,
воспитатель обращается к детям: «Я
работаю в кафе. Кто хочет со мной играть?»
Желающим предлагает помочь ему в
устройстве кафе: расставляет 2-3 стола,
дети кладут салфетки, ставят вазочки
с красивыми ветками. Затем воспитатель
беседует с детьми о предстоящей игре:
кто будет приходить в кафе, чем угощать
посетителей, кто будет подавать
заказанное. Дети включаются в игру,
по ходу ее уточняя содержание, ролевое
поведение, создавая игровую обстановку.
В следующий раз педагог подсказывает,
что в кафе бывает музыка, выступают
артисты, т.е. обучает дальнейшему
развитию сюжетных линий, введению новых
ролей. В такой игре может быть много
параллельных ролей, играя которые
дети будут заимствовать друг у друга
средства игрового поведения (действия,
речевые диалоги). Оставаясь на «руководящей
роли», воспитатель ненавязчиво
направляет игру, одобряет положительное
взаимодействие детей, успешное
выполнение роли, предупреждает
возникновение конфликтов.
Очень
важно не оставлять без внимания желание
детей организовать игру по собственной
инициативе. Именно желание, потому что
не подкрепленное умением договариваться
самостоятельно оно быстро исчезает.
Одобрив намерение малышей играть вместе,
педагог может спросить, во что они
собираются играть, какие роли
предполагаются, что будет делать
каждый персонаж, помогает распределить
роли, подобрать нужные атрибуты. Затем
включается в игру во второстепенной
роли. Например, в игре в больницу грустным
голосом говорит, что у него заболела
дочка и что хорошо бы врач принял их
первыми. Далее он «задает тон игре»:
показывает, что делает пациент,
демонстрирует образцы речевого
взаимодействия врача с пациентом,
медсестрой, культуру общения.
С
целью закрепления у малышей радостных,
приятных впечатлений о совместной игре
педагог привлекает к ней внимание других
воспитанников группы. Вечером в
присутствии детей рассказывает
родителям о «хорошей игре». Вспоминает
о ней в последующие дни. Это нужно делать,
поскольку детям свойственно подражать
не только окружающим, но и себе.
Всячески поддерживаемые педагогом
воспоминания о «хорошей игре» станут
образцом для такого подражания.
Детей
среднего дошкольного возраста
при сговоре на игру затрудняют главным
образом распределение ролей и развитие
новых сюжетных линий в знакомых играх.
Задача педагога — учить детей при сговоре
на игру вспоминать что- то интересное
из своей жизни, рассказывать товарищам,
а затем — вносить в игру. Присутствуя
при обсуждении детьми содержания
предстоящей игры, воспитатель репликой,
советом, напоминанием актуализирует
их личный опыт. Например, дети собираются
играть в семью, а педагог, зная, что у
Веры родилась сестренка, может
стимулировать сюжетную линию «в
семье появился малыш». Или в теплое
время года, когда большинство семей
выезжает за город на выходные дни,
педагог вовлекает детей, сговаривающихся
на игру в семью, в беседу о выездах на
дачу, на пикник и т. п. Игра обогащается
изображением семейного отдыха, работы
в саду, на огороде. Появляются новые
сюжетные линии, варианты их развития,
и значит, возникает потребность вводить
дополнительные роли, а «постоянные»
разыгрывать по- иному. В результате
спокойнее проходит распределение
ролей: появляется возможность участия
в игре в новой роли, становится
привлекательнее прежняя роль с обновленным
содержанием, можно соглашаться на
нежеланную роль, потому что в следующей
игре тебе дадут другую.
В
старшем дошкольном возрасте
сговор на игру не вызывает особых
трудностей, потому что дети объединяются
в ней на основе общности интересов,
личных симпатий, следовательно, лучше
понимают друг друга, более уступчивы
по отношению к партнерам. Но здесь может
проявляться иная тенденция: лидерство
в игре часто захватывают дети-«звезды»,
имеющие в глазах сверстников авторитет,
высокий статус благодаря хорошим
организаторским умениям, широкому
кругозору, общему развитию. Став лидером
в игровой группе, такой ребенок по своему
усмотрению направляет развитие
сюжета, намечает ее конкретное
содержание, распределяет роли, оценивает
«правильность» их исполнения. В
результате в старшей или подготовительной
к школе группе может сложиться излишняя
«поляризация» между партнерами по игре:
одни — командуют и постоянно на главных
ролях, другие — всегда подчиняются,
соглашаются на любые роли и не получают
полного удовлетворения от игры. Следует
не только избегать подобной «поляризации»
во время игры и в процессе подготовки
к ней, но и предупреждать ее в ходе всей
воспитательной работы. Для этого словом
и делом подчеркивается самобытность,
уникальность каждого ребенка и
соблюдается правило: «Кому много дано
— с того много спрашивается». В
подготовительный период игры педагог
тактично направляет взаимоотношения
детей таким образом, чтобы каждый
ребенок нашел «свою нишу», в которой
полнее проявятся его способности: кто-то
придумывает, как сделать игру
интереснее, какие новые роли можно
ввести, другие сосредоточивают свое
внимание на ее оснащении.
Для
любознательных
В
последние годы ввиду того, что отмечается
недостаточно высокий уровень
сформированное™ игровой деятельности
у детей дошкольного возраста, ученые
(Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко) предлагают
рассматривать руководство сюжетно-ролевой
игрой как процесс постепенной передачи
дошкольникам усложняющихся способов
построения игры. Передача способов
осуществляется в совместной игре
взрослого и детей.
Авторы
выделяют следующие способы построения
игры:
-
последовательность
предметно-игровых действий, с помощью
которых дети имитируют реальное
предметное действие, используя
соответствующие предметы, игрушки; -
ролевое
поведение, с помощью которого ребенок
имитирует характерные для персонажа
действия, используя речь, предметы; -
сюжетосложение,
посредством которого ребенок выстраивает
отдельные элементы сюжета в целостное
событие.
Первым
способом построения игры — предметно-игровыми
действиями — дети (рано или поздно)
овладевают в совместной со взрослыми
деятельности. Два других способа (ролевое
поведение, сюжетосложение) при стихийном
развитии игры могут сформироваться
неполноценно, на примитивном уровне.
Задания
-
Схематично
представьте структуру сюжетно-ролевой
игры. -
Докажите,
почему содержание сюжетио-ролевой
игры влияет на развитие личности
ребенка. -
Какие,
по вашему мнению, трудности испытывает
молодой педагог при руководстве
сюжетно-ролевыми играми детей?