Руководство сюжетно ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста

Мастер класс для педагогов

 «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Цель: 

совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой.

Задачи:

1.Кратко познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

2.Отработать наиболее эффективные приёмы руководства (от простого к сложному).

3.Развивать рефлексию, аналитические умения.

Ход работы

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Теоретическая часть (формулировка понятия, выделение составляющих)

3. Практическая часть:

Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие коммуникативных и аналитических умений.

Итог основной части.

4. Рефлексия.

1-й этап

1. Вступление (сообщение цели, актуальность проблемы)

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер класс по сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста.

Надеюсь, что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, окажется полезным для вашей профессиональной деятельности.

Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т.д.).

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.  

                                                                         (С.И.Гессен).

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этой игры, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

-На 1-м этапе: ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.

-2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

-3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание — условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Постановка проблемы

Для воспитателя и родителя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:  

А теперь представьте себя ребёнком.

1 этап: Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Таня, сначала надо взять посуду (обращается к ребенку, …возьми кастрюлю… возьми большую ложку. Теперь поставь кастрюлю на плиту. Как будем варить?  Налей воды, нарежь овощи и положи в кастрюлю.

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, ребёнок слышит чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Танечка, Посмотри куклу и зайку, они, наверное, проголодались. Чем же нам их накормить? Правильно, можно сварить суп. Что нужно взять, чтоб сварить суп?

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Ребята, кукла и зайка проголодались. Чем же нам их накормить?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, были применены руководства сюжетно-ролевой игрой младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.

Хотела бы узнать ваше мнение, насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Итог

Сегодня мы познакомились с некоторыми приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой:

-выполнение прямых инструкций;

-косвенные инструкции;

-создание проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации особенно эффективны, так как предоставляют детям проявлять инициативу, действовать по интересам.

А теперь давайте с вами поиграем.

Приложение №1

Конспект занятия в младшей группе (сюжетно-ролевая игра) «Варим суп».

Цель: привлечь детей к совместной деятельности со взрослым.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы педагога

2. Расширять кругозор детей в области знаний об овощах

3. Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры через совместную деятельность с педагогом.

4. Учить выполнять простейшие трудовые поручения

Предварительная работа: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей.

Материалы: игровой модуль «кухня», муляжи овощей, кукла, игрушка Зайчик, картина «Урожай на грядке».

Ход:

Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите, кукла принесла нам корзину. Расскажи нам Катя, где ты была?

Кукла: я гостила у бабушки в деревне. Там летом в огороде, на грядках выросло много вкусных и полезных овощей. Я вам принесла их. Воспитатель достает из корзины муляжи овощей. Спрашивает у детей какой это овощ, какого он цвета.

Дети: это помидор, он красный. Это лук, он желтый. Это морковь, она красная. Это капуста, она зеленая.

Воспитатель: Детки, кукла устала и проголодалась, как мы можем ей помочь?  (ответы детей).

Воспитатель: правильно, давайте сварим суп из овощей? Но сначала покажем, Кате как наши пальчики умеют готовить.

Пальчиковая игра «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим.

(удары ребром ладони по коленям)

Мы морковку трем, трем.

(потереть кулак о ладошку)

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

(имитация действий согласно тексту).

Воспитатель с детьми подходят к игровому модулю «Кухня». Там сидит зайчик.

Воспитатель: ребята смотрите, к нам в гости ещё и зайчик пришёл, он, наверное, тоже хочет помочь нам варить суп. Смотри зайчик внимательно! Что нам нужно взять вначале чтоб сварить суп? (ответы детей). Верно, нам надо взять посуду. Какую посуду ты возьмёшь, Таня?

Да, нам нужна кастрюля и большая ложка. Дети берут кастрюлю и ставят на плиту.

Воспитатель: Таня, что ещё нам нужно сделать чтоб сварить суп? (ответы детей) Правильно, нам нужно положить овощи в кастрюлю, налить воды и включить плиту. Зайчик, а ты любишь кушать суп?

Зайчик: я люблю кушать морковку, а суп я никогда не ел. А еще я люблю играть с ребятами.

Воспитатель: пока суп варится, давайте поиграем с зайчиком.

Физминутка «Зайка скачет»:

Зайка скачет скок, скок, скок.

На зеленый на лужок.

Травку щиплет, кушает,

Осторожно слушает

Не идет ли волк.

(имитация тексту)

—  Понюхайте, как у нас вкусно пахнет. – 

 – Всё суп готов!

 Давайте посадим куклу и зайчика поудобнее и покормим их супом. Берите тарелки ложки. Суп у нас горячий, кастрюлю нужно брать прихваткой, чтоб не обжечься. Таня, куда ты будешь наливать суп? -Да, нам нужны тарелочки. Умница Танечка, аккуратно разлила черпаком суп! Давайте будем, есть суп понарошку (показываю, как делается). Дети кормят своих гостей. Суп овощной вкусный. Кукле и зайчику очень нравится!

—  А теперь давайте вспомним из чего мы с вами варили овощной суп. (берём корзину, в которую складываем муляжи овощей, называя каждый овощ).

Морковка –

Капуста –

Картошка –

Лучок –

Помидор – И суп овощной

Оказался неплох.

Дети, скажите пожалуйста-в чём вы варили сегодня суп? (ответы детей). Правильно в кастрюле.

-А на чём варили? (ответы детей). На плите, отлично!

А как вы брали горячую кастрюлю чтоб разлить суп? (ответы детей). Прихватками, замечательно!

А чем и куда вы разливали суп? (ответы детей).

Правильно, черпачком в тарелочки!

—  Теперь предлагаю пойти в кухонный уголок и напоить куклу и зайчика чаем.

Молодцы ребята, из вас получились радушные хозяева.

 А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания.

Всем спасибо!

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№42»

Консультация для
педагогов

«Методика
организации сюжетно-ролевой игры в группах младшего дошкольного возраста»

Подготовила:
Архиреева А.В.

Ярославль, 2022

Цель: повышение
компетентности педагогов в вопросах организации сюжетно-ролевой игры в группах
младшего дошкольного возраста.

Задачи:

— Актуализировать
теоретические знания педагогов о сюжетно-ролевой игре дошкольников.

— подробно рассмотреть
методику организации сюжетно-ролевой игры дошкольников 2-3 и 3-4 лет.

2 слайд. Игра — ведущий
вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на
то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в
дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию,
при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны
к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства,
необходимо удовлетворить его потребность в игре.
 Одной из главных
задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и
совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в
примерных общеобразовательных программах, в нашей программе «От рождения до
школы» игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава (стр.253). Это
свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и
исследователями детства.

3       
слайд. Сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию
ребёнка и подразделяются на:

        
Игры на бытовые сюжеты: в
«дом», «семью», «праздник», «дни рождения»

        
Игры на производственные и
общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека,
почта)

        
Игры на героико-патриотические
темы (герои войны, космические полеты)

     
Игры на темы литературных произведений,
кино-, телепередач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)

4 слайд. Принципы организации сюжетно — ролевой игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом,
так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее
построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать
ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому и сверстнику.

5 слайд. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты: сюжет, содержание и роль.

        
Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые
действия (крутить руль, готовить обед и т.д.) – одно из основных средств
реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны
. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),
производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,
магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

        
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности

         
Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой
игры
.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя
с каким–либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком
из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

6 слайд. Методы
руководства игрой

        
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение
игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое
участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу
игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на
выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя
их нравственным содержанием.

        
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических
воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей,
исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития
интеллекта ребенка.

7
слайд
.
Сюжетно-ролевые игры в младшем возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не
    только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая
    соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики,
    памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может
    играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в
    том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её
    развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые
    диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим
    персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени
    и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего
    дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и
    знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о
    социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры
    «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить
    представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью
    научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых,
    воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки
    получают представление о том, как вести себя в различных жизненных
    ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения,
    умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и
    творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни.
    Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы
    стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много
    гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в
    роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени:
    летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение
    не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности,
    но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

8 слайд. Третий год жизни дошкольника характеризуется
как период развития  сюжетно — отобразительной игры, которая
предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

В начале года в игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;

Появляются простые сюжеты из 2-3
взаимосвязанных действий (уже не круговые);

Роли пока нет (ребенок не осознает ее);

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в
рамках определенной роли
: мамы, шофера, доктора.

В начале года ребенок в игре называет себя своим именем,

Идет активная подготовка
к принятию роли
: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание
ребенка, развивается воображение. Малыш начинает
понимать, что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять
какую- либо роль.

Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает
чаще ради своих интересов — завладеть игрушкой.

Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную
линию
. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются
довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках
появляется определенная логика, затем цепочки становятся более
продолжительными, обогащается содержание игры.

9 слайд. Основные задачи
педагога заключаются
:

— В развитии целенаправленной
игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые
действия.

— Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать
действиями с ними;

— Готовить детей к принятию роли;

— Формировать умение детей играть рядом, а затем и вместе.

— Поддерживать интерес к игре;

— Создать условия использования предметов-заместителей.

10 слайд. В начале года игры детей
не продолжительны (5-6 мин.), но постепенно, при условии
правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование
игровых умений, игры становятся более длительными (10-15 мин.)

11 слайд. К основным этапам организации игрового
процесса относят такие:

Разработка плана
игры
(этап выбора игры — обозначение сюжета, ролей, характера
взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и
степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель
должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные
направления развития сюжета, обозначить правила игры.

Подготовка
оборудования и инструментария
(этап оснащения, когда создаётся все игровая
атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и
замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

Оборудование
предметно-игровой среды
в соответствии с возрастными особенностями и
выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки
должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую
среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой
игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой
процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для
импровизации.

Начало
игры.
На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию.
Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей
игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и
распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и
упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую
ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно
должны учитываться желания каждого ребёнка.

Сохранение
игровой ситуации,
подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой
деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком,
ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за
развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания,
совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.

Этап
завершения игры,
который включает положительную оценку игровых действий
детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с
учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на
другие, более спокойные виды деятельности).

12 слайд.   Период
младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве
овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом,
нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от
сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре
действия к умению брать на себя роль и следовать ей.
Для успешной
подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми четвёртого года жизни
педагогу необходимо знать, какие основные задачи выполняет этот вид
деятельности.

  • Помочь ребёнку перевести
    неосмысленные действия с игрушками
    ,
    предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный
    сюжет. Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно
    «кормит» игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: «Какая у тебя
    замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной
    игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности,
    ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена.
    Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в
    этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок.
    Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять.
    Поведёшь его на прогулку?». Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой
    к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме,
    ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в
    начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
  • Стимулировать творчество детей
    при создании игровых ситуа
    ций, поощрять
    самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу,
    оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением
    «сценария» педагога. Главная руководящая и организующая роль в игре,
    конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что
    вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию:
    «Сегодня мы играем в поваров. Вы будете поварами, которые готовят еду.
    Давайте наденем фартучки и колпачки, возьмём посуду и приготовим обед». К
    сожалению, выполняя действия по такой словесной инструкции, дети будут не играть,
    а инсценировать игру. Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение
    ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и
    инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему
    жизненному опыту: «Ребята, наши куклы проголодались, что же делать?
    (Ответы детей). Приготовить им обед? Верно, молодцы, у нас есть много
    посуды, есть плита, мы можем приготовить обед. Кто будет поварами? Что нам
    нужно сделать? (Надеть фартучки, закатать рукава). Что вы будете готовить?
    Какие продукты возьмёте? И т. д.» Чем чаще обращается педагог к детям
    в игре, спрашивает у них совета, помощи, тем скорее он сформирует у них
    умение строить игровые диалоги и самостоятельно определять круг игровых
    действий.
  • Учить использовать в игре
    предметы-заместители.
    Некоторые педагоги
    считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего
    сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном
    к натуральному виду (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь
    основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре
    необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При
    замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно,
    фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может
    закрепиться как образ этого незнакомого предмета. Поэтому как раз
    малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему
    виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель
    играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно
    заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше
    взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало
    знакомы большинству детей.
  • Формировать умение
    придерживаться выбранной роли
    , действовать
    согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива,
    произвольное внимание только начинает формироваться. Дети в процессе
    сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и
    увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной
    поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по
    группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и
    возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: «Где
    же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется». Если же дети
    продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В
    таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре
    возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами,
    стихотворениями, загадками.
  • Способствовать установлению
    игрового взаимодействия
    , партнерских
    отношений между участниками игры, ролевому общению. Особое внимание
    следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать
    друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но
    и в жизни в целом. Если один или несколько детей в игре проявляют
    агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с
    грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения,
    которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети,
    которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют
    действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с
    такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных
    сказок. Большую помощь может оказать и психолог.

13 слайд. Проведению
сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать
такие вопросы:

  • Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые
    игры устраивают в помещении группы, в игровой зоне. Но летом их лучше
    проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят
    на участок, выбирая затенённое место, где ребятам не будут мешать те, кто
    занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.

o  
Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и
элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и
др., а также предметы-заместители.
Обратить особое внимание на доступность детям
игрушек и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его
игровой замысел.
Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать
оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.

  • Методы и приёмы привлечения интереса
    детей к игре. Это могут быть беседа, загадка, показ иллюстраций, создание
    проблемной ситуации.
  • Усложнение в игре. Повторяясь,
    сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать какое-либо усложнение,
    новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например,
    повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для
    продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую
    технику, продукты, книги. Каждый раз планируя проведение сюжетной игры,
    воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык
    усовершенствуют.

14 слайд. Для того чтобы
дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить
жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду
организуют:

·       
Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника,
музыкального руководителя)

  • Чтение и разучивание художественных
    произведений.
    Разучив
    потешку, колыбельную, дети с удовольствием используют их в соответствующей
    игре.
  • Упражнения «Поделись игрушкой»,
    «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие. Поскольку дети стали
    старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу»,
    «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им
    неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки,
    которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр.
    Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а
    чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить
    на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать
    кубики в кузов машины и так далее.
  • Экскурсии в кабинет медсестры,
    прачечную, на кухню и т.д
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.

Проводя все эти виды работ, воспитатель уже осуществляет
руководство сюжетно-ролевой игрой, хотя она ещё не началась. Но то, что будет
заложено в детях, потом отразится на ходе и качестве игры.

Когда игра начата, руководство ею должно
оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети
могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они
самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям. Руководить игрой воспитатель может, лишь став её
участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия.
 Поэтому
очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые
диалоги.

Дети с удовольствием примут взрослого как партнёра,
который может научить их интересным способам игры, но только в том случае, если
воспитатель не будет смотреть на них свысока, выполняя действия формально, а на
самом деле станет играть, принимать участие в происходящем, сопереживать и
выражать неподдельные эмоции.

15 слайд. Цель
участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре: научить детей младшего дошкольного
возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги.
 Всё это он показывает на личном примере.

16слайд. Участие
педагога в ролевой игре проходит такие этапы:

  • Исполнение главной роли. Воспитатель
    организует игру и берёт на себя основную роль (доктор, продавец),
    предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.
  • Участие на второстепенных ролях.
    Воспитатель организует игру или подключается к уже играющему ребёнку,
    предлагая себя в качестве партнёра со вспомогательной ролью. Например,
    если педагог видит мальчика, изображающего шофёра, то обращается к нему с
    предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези
    продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».
  • «Замыкание» ролей, исполняемых
    детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет с куклой, вторая с
    игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой?
    Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости
    Олю и её дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие
    сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно
    подружатся и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог
    может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть
    фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети
    обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.

17 слайд. Детям
четвёртого года достаточно развивать сюжетно-ролевую игру в течение 30–40
минут, но иногда она может длиться минут 20, поскольку строгих временных рамок
игра, как и всякий творческий процесс, не имеет. Различают такие основные виды
сюжетно-ролевых игр дошкольников:

  • Игры-ситуации (воспроизводятся
    события из жизни).
  • Драматизации (по мотивам сказок,
    мультфильмов).
  • Строительные (совместное возведение и
    обыгрывание построек).

Сюжетно-ролевые игры
для младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни) в большинстве своём
имеют одну тему, отличаются простотой сюжета (без дополнительных линий) и
включают в себя одну основную и одну-две однотипные
зависимые роли, предполагающие взаимодействие в паре.

18 слайд. Сюжетно-ролевые
игры в детском саду превратятся в удовольствие и для ребятишек, и для педагога,
если воспитатель подойдёт к их подготовке и организации творчески, сумеет стать
малышам другом и партнёром по игре.  А красочные, разнообразные атрибуты и
материалы сделают процесс игры еще более увлекательным и насыщенным.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игры детей 3-4 лет»

(выступление на семинаре «Психолого-педагогические и средовые условия для сюжетно-ролевых игр дошкольников» 01.12.2021 г.)

воспитатель

высшей квалификационной категории

Паромова Н.А.

Чернушка, 2021

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Соответствует возрасту 3-4 лет. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников.

Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, признаю необходимость развития игровых умений детей при участии взрослого. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

— обогащение впечатлений об окружающем мире;

— обучающие дидактические игры;

— своевременное изменение игровой среды;

— проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», по которой мы работаем, посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, — прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Поставила перед собой задачу определить эффективные методы и приемы на каждом этапе развития игровой деятельности.

План

руководства сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группе.

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии врача (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Косвенные приемы: Рассматривание иллюстрации о докторах, врачах.

Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»

Презентация «Профессия доктор»

Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок»

Экскурсия в медицинский кабинет.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Комплексные методы:

Внесение атрибутов к игре; Изготовление игрушек– заместителей (таблетки, лекарство),

Дид. игра «Это кто?», «Загадки движения», «Что делает?», «Кому что нужно?»

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Параллельная игра: образцы ролевого диалога «Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? «Больной»:  Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. У вас температура 39 градусов —  это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда (вежливое обращение доктора к больному и больного к доктору).

Комплексный метод: проблемное (активизирующее) общение в процессе игры (побуждение к ролевому диалогу)

распределение обязанностей (доктор, лечит больного, пациент выполняет предписания доктора.)

4 этап

Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Больница»

Прием параллельной игры новые повороты сюжета (Доктор выписал лекарство, пациент идет в аптеку).

Прямые методы: предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, показ образца игрового действия (Ставит термометр). (Смотрит шпателем горлышко).. (Слушает дыхание).

Комплексный метод: последовательность действий («Доктор принимает больного», «Доктор» выписывает рецепт,

«Больной»  уходит в аптеку покупать лекарство, выполняет лечение дома.

В результате проделанной работы, были составлены планы руководства сюжетно ролевыми играми в младшей группе по темам: «Парикмахерская», «Шофер», «Больница», которые я применяю в практике работы. Данные планы помогают мне оптимально реализовать руководство сюжетно-ролевой игрой. Дети успешно овладевают игровыми действиями, осваивают ролевой диалог, ролевые действия последовательны и разнообразны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приемы руководства играми в старшей группе
  • Старлайн е95 инструкция по установке запуску
  • Ремонт механизма качания офисного кресла своими руками пошаговая инструкция
  • Мексибел инструкция к применению таблетки для чего
  • Копаксон инструкция по применению для чего применяется