Конспект по руководству сюжетно — ролевой игрой для средней группы детского сада
I. Задачи руководства:
— Помогать детям, налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развить речь детей;
— Развить интерес и уважение к профессии продавца;
— Воспитывать умение согласовывать тему, распределять роли и действия.
II.Подготовка к игре:
1) план подготовки к игре «Магазин игрушек»
Дата |
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлениями |
Обучение игровым приемам |
деньги, бэйджики , ценники) |
|
Упражнять пользоваться кассовым аппаратом Упражнять раскладывать товар на полки |
2
Сюжеты |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
Магазин игрушек |
Продавец -консультант |
Чепчик, халат, Бейджик.ценники игрушки , |
Дает консультацию о товаре покупателям, раскладывает игрушки на полки, следит за порядком в зале. |
Какую игрушку хотите приобрести?У нас очень большой выбор. |
Покупатели |
Корзины и коляски для покупок |
Покупают товар, оплачивая его деньгами, консультируются с продавцом |
Посоветуйте какую игрушку купить по ярче и громче |
|
Кассир |
Весы, шапочка, халат, касса,пакеты. |
Предлагает покупателям пакеты,пробивает товар на кассе,выдает чеки и сдачу. |
Здравствуйте!Пакет нужен Вам?С вас столько то денег.Возьмите сдачу.Спасибо за покупку!Приходите к нам еще! |
|
Охранник |
Спец.одежда,бейджик,рация. |
Проверяет наличие чеков на товар перед уходом покупателя |
Здравствуйте!Покажите пожалуйста чек. |
|
Администратор |
Бейджик,халат |
Делает новую закупку на товар. Проверяет как работают сотрудники магазина. |
3) Схема игрового пространства
III. Ход игры.
Воспитатель принесла коробку с большим количеством разнообразных игрушек.
Воспитатель:
— Ребята, смотрите какие красивые игрушки, как много их, они такие яркие и красивые, давайте рассмотрим их.
Дети рассматривают, после этого воспитатель задает вопросы:
-Где можно приобрести игрушки?
— Кто может продавать игрушки?
-Где располагаются игрушки в магазине?
— А как вы думаете, мы сможем поиграть в магазин игрушек?
Сговор на игру:
— Мы откроем с вами свой магазин игрушек, сначала нам нужно сделать прилавок, где будет стоять кассир за кассой пробивать покупки, давать пакеты, сдачу и чеки. Давайте сдвинем столы и сделаем прилавки для наших игрушек. Нам нужен пост охраны, там будет стоять охранник который будет приветствовать покупателей и проверять чеки, в зале за порядком будет следить продавец –консультант, который будет выяснять, что нужно покупателю и предлагать товар .
Определим с вами роли с помощью нашей считалочки
«Шла коза по мостику».
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Раз, два, три,
Кем же будешь ты?
Магазин игрушек открывает свои двери, охранник стоит на посту в дверях появляется первый покупатель. Воспитатель использует напоминания: «охранник не забывает здороваться с покупателями, Консультант ….. подходит к каждому покупателю и выясняет что ему нужно…покупатель подойди с сыночком к кассе и рассчитайся за покупку, -кассир, предложи пакет ,покупателю, он много купил и неудобно нести…Охранник проверь чеки и проводи людей к выходу… Катя ,Света, Андрей-покупатели они выбирают товар и производят оплату…а ведь некоторые покупатели ходят в магазин с детьми …Катя и Света могут взять кукол, Андрей, если хочешь, возьми маленького Никиту он будет твоим сыночком(обеспечиваем роль для ребенка младше или с не развитой речью)
Приемы поддержания и развития игры:
По ходу игры при угасании интереса, администратор магазина сообщает о новом прибытии товара и напоминает о скидках, затем продавец выносит новый товар и расставляет на полки.
IV. Окончание игры:
Звучит спокойная музыка, по громкой связи оповещают сообщения о закрытие магазина игрушек покупателям. Все выходят из Магазина ,затем магазин закрывается.
V. Оценка игры:
1. Понравилось ли вам играть?
2. Как вы думаете, кто выполнил свою роль?
3. Кто был самым вежливым в игре?
4. А что еще продают в магазинах игрушек?
5. В какой магазин вы бы хотели поиграть?
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад общеразвивающего вида №55
«Веснушка»
г. Южно — Сахалинска
Сборник
конспектов
сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста
Составила:
воспитатель
МАДОУ № 55
Курчатова
Виктория Геннадьевна
г.
Южно — Сахалинск
2017г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Конспекты сюжетно-ролевых
игр:
Игра «Собираемся на
прогулку» …………………………………………………3
Игра «Магазин»…………………………………………………………………………….5
Игра «Игрушки у врача»……………………………………………………………………5
Игра «Аптека»………………………………………………………………………..6
Игра «День рождения
Степашки»………………………………………………..6
Игра «Строим дом»………………………………………………………………….7
Игра «Зоопарк»……………………………………………………………………7
Игра «Детский сад»………………………………………………………………..8
Игра «Парикмахерская»……………………………………………………………8
Игра «В библиотеке»……………………………………………………………………….9
Игра «Космонавты»………………………………………………………………..9
Игра «Семья»……………………………………………………………………….10
Игра «В кафе»……………………………………………………………..……..10
Игра «Кругосветное
путешествие»………………………………………………..11
Игра «На дорогах города»………………………………………………………11
Игра «Правила движения»………………………………………………………11
Игра «Мы — спортсмены»………………………………………………………..12
Игра «На станции технического обслуживания автомобилей»…………………………………………………………………….12
Игра «Пограничники»……………………………………………………………………13
Игра «Школа»……………………………………………………………………………13
Игра «Космическое
приключение»…………………………………………………….13
Игра «Мы – военные
разведчики»……………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………….
Пояснительная записка
Методическое
пособие адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей, родителям
для семейного воспитания.
Игра –
наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения
впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра — любимый вид деятельности
дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности. Поэтому,
особое внимание следует обратить на планирование руководства игрой, анализ
возможностей игры для полноценного речевого развития.
Целью
создания сборника сюжетно – ролевых игр является повышение качества жизни детей
дошкольного возраста и уровня их речевого развития на основе комплексного
изучения и внедрения современных подходов к игровой деятельности в практику
работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Между
речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается
и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием
развития речи.
Руководство
играми детей педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в
группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами,
сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для
решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы
руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей
дошкольного возраста часто одновременно возникает несколько игр на разные темы.
В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной —
двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.
Воспитатель
также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения
организовать совместные игры.
Проявляя интерес к играм
детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей
обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом педагог
может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о
распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли,
направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.
Работая над составлением
сборника, я пришла к выводу, что использование сюжетно – ролевых игр может
пополнить и активизировать словарь детей дошкольного возраста на основе
углублений знаний о ближайшем окружении, расширить представление о предметах,
явлениях, событиях, выходящих за рамки привычного окружения. Использование
подобного рода игр помогает вводить в словарь детей существительные,
обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать
одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять
обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение
к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов
года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла.
Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и
предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и
тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную
одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью
воспитателя в правильной последовательности они
одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на
прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают
куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить
детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство
взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,
«мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все
игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные
на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель
предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с
такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда
будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов,
кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам
– продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо,
молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками
вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются
в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения
между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров
может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими
инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять
словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение»,
«лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские
инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с
лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются
Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол,
приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными
заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем
действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра
выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения,
их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать
несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных
детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к
врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит,
что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети
наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет
температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает
о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за
оказанную помощь.
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки:
фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой
заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств,
расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт»,
«заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают
в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она
принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам,
чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает
Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных
ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют
самостоятельно, по желанию.
День рождения Степашки
Цель: расширить знания детей о
способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда,
закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность,
заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас:
ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда»,
«сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти
в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки,
блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям
о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости
и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют
его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол.
Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо
обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями,
обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить
детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские
взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях
труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия
«постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,
«сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный
кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей
строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она
зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный
дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные
профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей
и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке
дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом;
другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из
детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения
между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно
играют.
Зоопарк
Цель: расширить
знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать
любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные
дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты,
деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель
сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети
покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают
о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание
детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада,
о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни,
повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям
взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все
игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель
предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на
роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников
выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с
детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Парикмахерская
Цель: познакомить
детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить
словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты
парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и
т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в
дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и
замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее
косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в
парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской,
маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу
Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие
дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она
благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту
парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера –
стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
В библиотеке
Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно
пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных
произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии
библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение
к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия»,
«библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека,
карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в
библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там
занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько
книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один
Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу,
ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано.
Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе
игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю
необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к
понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале,
чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями.
В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им
Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.
Космонавты
Цель: расширить тематику
сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать
смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое
пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический
корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для
работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель
спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть
человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает
отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать
на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать
фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще
нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают
ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов,
Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
Семья
Цель: формировать представление
о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных
взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное,
заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые
для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень
большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении
праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный
обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В
ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи,
вовремя помогать им.
В кафе
Цель: учить культуре
поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара,
официанта.
Оборудование: необходимое
оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к
детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с
другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы
угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают
Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
Кругосветное путешествие
Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о
частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские
взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие
вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала,
штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное
путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана,
Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти
люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие
страны и континенты. Морякам приходится ловко
управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей.
Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.
На дорогах города
Цель: закрепить
знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью –
регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные
машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают
построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала
нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся
водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот
неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на
дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем
Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у
него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок –
«иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Правила движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным
знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть
вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной
ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор»,
«нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование:
игрушечные
автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская
фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст:
6–7 лет.
Ход
игры: детям
предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили
за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию
дети распределяют между собой роли работников
бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного
движения.
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости
занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег,
метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию
движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный
щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный
инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают
судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый
самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с
соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
На станции технического обслуживания автомобилей
Цель: расширять тематику строительных
игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить
удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту
автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража,
слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске
автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на
дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто
ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания
автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место
под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий
персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту
машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями,
уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать
смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить
словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал
тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная
собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной
границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой
целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного
человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира,
Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют
знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать
внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в
школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в
школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные
принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование:
ручки, тетради, детские
книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу.
Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают
ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики.
Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют
его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики,
родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Космическое приключение
Цель: научить применять свои знания и умения на практике,
создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность,
интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое
пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для
врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут
стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но,
чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть
умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил
отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает
туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле,
Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры
пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля,
рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта
водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический
корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету,
делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше.
Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими
знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Мы – военные разведчики
Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в
точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение
к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей
– «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование:
элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель
предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает
детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых,
Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.
Список литературы
1.
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное
пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. — 2-е издание, стереотип. — М.: Академия, 2003. – 160 с.
2. Белобрыкина,
О.А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /
О.А. Белобрыкина. — Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
3. Бородич,
A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
/ А.М. Бородич. — 2-е издание — М.: Просвещение, 2005. – 255 с.
4. Воспитание
и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т.Н. Годиной, Э.Г.
Пилюгиной. — М.: Просвещение, 2007. – 146 с.
5. Выготский,
Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. –
СПб.: Каро, 2001. – 327 с.
6. Гербова,
В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]:
Пособие для воспитателей дет. Сада / В.В. Гербова, Максакова А.И. — 2-е изд.,
перераб. — М.: Просвещение, 2006.-128.
7. Добрынин,
Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан,
Н.В. Лаврова. — М.: Просвещение, 2007. – 294 с.
8.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.:
Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
9.
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия [Текст]:
Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольное педагогика и
психология» / Сост. Н.Б. Логиновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Просвещение,2008. – 447 с.
10. Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
Заведений / С.А. Козлова, Куликова Т.А. — 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2002.-
416 с.
11.
Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Н.В.Краснощекова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 251с.
12.
Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]:
Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И.
Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение,
2004. – 223 .
13.
Миронова, P.M. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р.М.
Миронова. — Минск.: Народная асвета, 2000. — 147..
14.
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. –
М.: ЭТРОЛ, 2005. – 192 с.
15.
Рубинштейн, Л.С. Речь и мышление [Текст] / Рубинштейн Л.С. — М.:
Просвещение, 2001. – 432 с.
16. Стародубцева
Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: Учебное пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубцева. — М.: Академия, 2007. – 256 с.
17.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. — М.:
Просвещение, 2001.-216 с.
18.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст]: учебное методич. пособие для воспитателей ДОУ / О.С Ушакова, Е.М.
Струнина. — М.: Владос — 2004. – 288 с.
19.
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника
[Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2001. – 112
20.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.:
Владос, 2003. – 368 с.
21.03.2019
Руководство сюжетно — ролевой игрой «Строительство детского сада»
Воспитатель высшей категории
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Строительство детского сада »
для детей старшего дошкольного возраста.
Оценить
748
Содержимое разработки
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой
«Строительство детского сада »
В старшей группе «Солнышко»
Воспитатель: Киросирова Т. А.
I. Задачи руководства:
1) формировать представления у детей о профессии строителя, архитектора, прораба, штукатура, каменщика, плотника, маляра, сварщика;развивать интерес к работе строителя;
2) формирование игровой деятельности:
а/ развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;
б/ научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры; уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: фундамент, блоки, вход; отражать в игре знания об окружающей жизни,, подбирать атрибуты, оборудовать место игры
развивать диалогическую речь, навыки речевого этикета.
3) формирование взаимоотношений по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры, развивать диалогическую речь, навыки речевого этикета.
4) формировать умение детей устанавливать взаимосвязь в игре, воспитание у детей уважения к труду строителя, желание оказывать помощь людям.
II.Подготовка к игре:
1) приёмы, направленные на обогащение впечатлений:
* Рассматривание иллюстраций, на которых изображено строительство различных зданий: детских садов, магазинов, спортивных комплексов, домов; рассматривание альбома «Строительные профессии, их инструменты».
* Беседы на темы: «Какие бывают здания?», «Дом, в котором я хотел бы жить», «Кто работает на стройке?», «Техника строителей».
* Игры «У кого какой дом», «Кошкин дом».
* Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители», чтение сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка».
* Игры на развитие речи: «Угадай-ка», «Что мы делали», «Почему так называется». * Совместное изготовление кирпичей из коробок (вместе с детьми), микрофонов.
2)составление плана-сюжета:
Сюжеты |
Роли |
Атрибуты |
Игровые Действия |
Речевые обороты |
Представление архитекторами проекта детского сада (чертежи). Строительство детского сада. Помощь людям. |
Экскурсовод, архитекторы, каменщики. маляры, прораб, водители, плотник, озеленители. |
Спецодежда: костюмы, каски, камазы, бетономешалка, экскаватор, трактор, кран, строительные инструменты, крупный строитель, стол с телефоном |
Готовят автомобили, представляют проект (чертеж) детского сада, предметы для строительства детского сада Спасают людей. Ведут разговоры по рации, докладывают прорабу, диспетчеру. |
Команда архитекторам на Представление проекта детского сада. Рассказывают о профессиях, которые участвуют в строительстве детского сада, о строительной технике. |
Сопутствующие сюжеты |
||||
В городе нет детского сада.. Вызов строительной компании: архитекторов. Команда пожарным на разрешение строительства детского сада. Интервью с строителями. Помощь людям. |
Пожарники, репортеры. |
Спецодежда, телефон, журнал для записи, ручка, рация, видеокамера, фотоаппарат. Микрофоны. |
Принимает вызов от диспетчера. на разрешение строительства, записывает в журнал, вызывает по рации пожарную команду на выезд, ведет связь с пожарными. Берут интервью с работниками-строителями. |
Внимательно слушают, записывают, направляют, дают разрешение на строительство. |
3)оборудование места игры.
На ковре: «Строители» (коробки-блоки, строительный материал, инструменты, совочки, лопатки, лейки, каски, зелёные береты, фартуки, эскиз проекта детского сада, стол с телефоном и компьютером, руль, указка, мольберт, макеты деревьев, «клумбы», вырезанные цветы, грузовые машины).
В другой части группы на столике: видеокамера, фотоаппараты, микрофоны.
III. Ход игры.
1)приёмы создания интереса к игре.
Воспитатель — Ребята, какие профессии вы знаете? ( Дети называют). — А кем бы вы хотели стать, когда вы станете взрослыми? (Дети называют).
Но, чтобы стать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти,закончить школу, получить специальность. Ах, как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город мастеров». Все дети, попадая туда, становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
Проблемная ситуация. (Дети получают письмо от жителей города Мастеров, читают его).
-Уважаемые, жители и гости города, здравствуйте! Письмо написали вам дети и мамы города Мастеров. В нашем городе нет детского садика, магазинов и детских площадок. Поэтому многие организации не работают, взрослые присматривают за детьми. Помогите, пожалуйста, если сможете!!!
Воспитатель: Ребята, как же помочь жителям города Мастеров? (дети предлагают построить новый детский сад: магазины, детские площадки, озеленить городок) — А кто принимает участие в строительстве?(строители) — Но под общим названием профессии строитель, скрывается много специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети: строители, водители, архитекторы (архитекторам предлагается пройти в свой офис), озеленители.
— Как вы думаете, с чего мы начнём строительство? Дети: Нужно вызвать архитекторов, они предложат нам проект детского сада.
Ребёнок: Давайте вызовем по телефону.
Диалог детей: — Здравствуйте, это строительная компания.
— Здравствуйте, да это строительная компания.
— Просим приехать архитекторов с проектом детского сада.
— Хорошо. Называйте адрес.
— Улица Ромашковая.
— Ждите, выезжаем. (архитекторы берут руль и едут на машине )
2)сговор на игру:
а/ определение плана-сюжета;
б/ планирование игры;
в/ распределение ролей;
г/ создание воображаемой ситуации – полное оборудование определение места для игры.
3)приёмы обучения игровым действиям:
а/ показ игровых действий;
б/ участие воспитателя в игре; в) выбор объекта строительства, выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
4)приёмы поддержания и развития игры:
а/ участие педагога в роли директора строительной компании;
б/ напоминание, вопросы;
в/ оценка;
5)приёмы формирования взаимоотношений в игре:
а/ напоминания о взаимоотношениях;
б/ поощрение выполнение взятой роли.
IV. Окончание игры.
Воспитатель. Посмотрите, как у нас получилось. Строительство окончено.
Давайте устроим праздник «Открытие нового детского сада». При открытии нового детского сада протягивают красную ленточку и разрезают её.
Хлопки в ладоши!
Дети: Приглашаем всех ребят,
В наш весёлый детский сад.
В нём играют и поют,
Очень дружно все живут. Ура! Воспитатель. Мы с вами внесли свой вклад по благоустройству города, Спасибо! Ну вот, ребята, посмотрите, какой получился красивый и прочный детский сад. Вам нравится? Это потому, что вы все работали дружно и помогали друг другу. А какую пословицу о дружбе вы знаете? (Один за всех и все за одного.) Какназовем детский сад! (Дружба) В городке наступил вечер, рабочий день закончился. Сигнал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)
«Интервью». Репортеры берут интервью у строителей, фотографы фотографируют. — Важна ли профессия строителя? Какие строительные специальности ты запомнил? — Почему обязательно нужно надевать каску?
Как вы думаете, почему висит предупреждение: «Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!»?- Как называют строителей работающих с деревом?
— Почему работа строителя бывает опасной?
— Какие строительные машины ты знаешь?
— Какие бывают дома? — Какая техника необходима при строительстве многоэтажного дома? (Экскаватор, бульдозер, подъёмный кран, грузовики, бетономешалка, цементовоз, каток для асфальтирования и т.д.)- Вам понравился новый магазин?
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, вы снова дети. А что вам больше всего понравилось и запомнилось в игре?
Сюрпризный момент: подарки для всех детей группы – набор инструментов
V. Оценка игры.
Оценить взаимоотношения детей, дружно ли они играли. Как справились с взятой на себя ролью.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/352663-rukovodstvo-sjuzhetnorolevoj-igroj-stroitels
Также вас может заинтересовать
- Развивающая игра Лото-профессии
- Занятие «Сказка в каждом доме»
- Дидактическое пособие «Волшебные колпачки»
- Презентация на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру».
- Игра, как средство нравственного формирования личности дошкольника
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры
в средней группе
Название игры: «Ждем гостей».
Дидактические задачи:
— образовательная: побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру, учить играть дружно, не ссориться, помочь выбрать роли, прививать элементарные навыки социального общения, обогащать словарь детей: механик автосервиса, фермер, директор овощехранилища, продавцы; микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, курьер.
— развивающая: развивать интерес к профессиям, использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей, прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность, развивать ролевой диалог.
— воспитательная: воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Предварительная работа: беседы о профессиях с использованием иллюстраций; наблюдение за тем, как привозят продукты в детский сад, соседние магазины, рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы», «Магазин», «Овощная база»; конструирование овощехранилища из напольного строителя; Сюжетно–ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины»; экскурсия в продуктовый магазин.
Игровые правила: Используются разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия). На протяжении игры воспитатель из директора магазина превращается в покупателя, интересуется о скидках, подводит нового «директора магазина» к необходимости назначения новой роли – курьера.
Игровые действия: ответы на вопросы, распределение ролей с помощью считалок, игровой ситуации, вхождение в роль продавца, поваров и т.д.
Материал и оборудование:
— большое дерево, гриб для полянки, посылка, афиши в игровые зоны;
— игрушки: белка, заяц, еж;
— для магазина: «одежда продавцов», муляжи: «овощи — фрукты», «грибы -ягоды», сумочки, корзинки с кошельками, деньги, телефоны, картинки с изображением лесных гостей, касса; листы – заявки, ручка, блокнот (для директора);
— для автосервиса: «одежда механика», набор «Юный механик», машины;
— для шоферов: «одежда шоферов», тряпочки, машины, заправка;
— для кафе: «одежда поварят», гриб – мухомор, стол, салфетки, картинки с изображением лесных жителей, посуда. микроволновая печь, миксер, доски для нарезки, стаканы, кормушка, сено;
— для продуктовой базы: «одежда директора база», ящики с продуктами, стол, телефон, блокнот, ручка;
— музыкальное сопровождение: волшебные звуки природы.
Ход игры:
Этапы игры |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1. Начало игры (мотивация детей к игровой деятельности). |
Звучит музыка про лес. Вос. Мы попали в лес чудесный И хотим здесь помечтать А еще повеселиться И с друзьями поиграть! Вы любите играть? (раздается стук) — Ребята, смотрите, это Луиз («беседую с попугаем») А вы знаете, мне Луиз по секрету рассказал, ему очень нравится наблюдать за тем, как вы играете. А особенно, когда готовите разные блюда, и угощаете ими кукол. Луиз даже хочет пригласить к нам в гости своих друзей – лесных жителей. Вы разрешаете? Тогда пусть Луиз летит и приглашает своих друзей. |
Дети заходят в группу, здороваются. Отвечают: Да Отвечают: Да |
2. Основной этап (ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий). |
Вос. Ребята каких вы знаете лесных жителей? Скажите, какими лакомствами можно угостить лесных гостей? А давайте на лесной опушке мы как будто бы откроем магазин: «Лесная сказка» и «Лесное кафе», где будем покупать, а потом приготавливать угощение для лесных жителей. Какие роли у нас будут? Вос. Можно я буду директором магазина, буду следить за тем, чтобы товар был качественным, договаривается с базами, фермерами, чтобы закупить нужный товар. Кто хочет быть продавцами в отделах: «Овощи — фрукты» и «Грибы- ягоды» (с помощью считалки). Катилось яблочко вокруг огорода, мимо частокола, кто его поднимет, тот продавцом выйдет – Вос. Павлик, посчитай с помощью считалки, (сидел петух на лавочке…) кто будет шоферами. (сильные и крепкие, которые не только привозят продукты с базы, но загружают, выгружают там, где скажет директор базы или директор магазина), механиком автосервиса, который ремонтирует поломавшиеся машины будет … Вос. Звонит телефон: Ребята, извините, я отвечу на звонок. Это белочка, она просит, чтобы поварами были …. И приготовили для нее грибы в микроволновке, а для зайчика морковный сок и капусту. Избирается директор овощехранилища, где хранятся продукты. У вас, ребята, тоже очень ответственная роль — вы покупатели. Вам предстоит выбрать такие лакомства, которые понравятся не только зверям, но и птицам. Покупатели берут корзинки, кошельки. В корзинках лежат картинки с изображением животных и птиц (Белочка, ежик, медведь, заяц, синичка, лось, мышка, попугай) для которых будут покупать угощения. Директор: Внимание, внимание открыт новый магазин «Лесная сказка». Уважаемые посетители, здесь мы можете приобрести орешки для белочки, свежую морковку, капусту для зайцев, ягоды для медведей и очень многое другое. Не проходите мимо. |
Отвечают: белка, ежи, зайцы, медведи, птицы и т.д. Отвечают: белку орешками, грибами, медведя медом, ягодами, ежика яблоками, грушами… Дети: директора магазина и овощехранилища, продавцы, шоферы, механики автосервиса, повара. (Получившие дети роли, одевают соответствующие одежду, приготавливают рабочие места) |
3. Подведение итогов игры |
Вос. Ой, ребята, прислушайтесь, какой-то шум. Может быть, это лось к нам шагает или медведь бежит? Давайте закроем глазки и замрем – чтобы не спугнуть гостей. (появляется за столом белка и заяц, посылка) Открываем глаза и видим первых посетителей в нашем Лесном кафе. Катя сфотографируй их тихонечко, а мы не будем шуметь, чтобы гости не сбежали. Уважаемые повара! Расскажите, чем вы их хотите угостить, что приготовили. Ребята, а что наши повара приготовили для остальных гостей? Это посылка от лесных гостей (печеные орешки) По-моему опять какой – то шум, наверное опять гости собираются – закрываем глазки.. |
Слушают Закрывают глазки Открывают глазки Рассказывают, что приготовили для гостей Слушают, закрывают глазки |
Возможные действия, происходящие в игре:
Директор магазина |
Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца, беседует с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.). звонит поварам, приобрели ли нужные продукты для белки, птичек, ежика. Выдает шоферам Лист – заявку (картинки с изображением морковки, грибов, груш, орехов) Обращает внимание детей, но то, что видит за окном синичку, которая наблюдает за приготовлением их встречи. Обращается к покупателю: а теперь, давай как будто ты будешь директором магазина, а я буду покупателем. Объявляет, что сегодня в магазине не только большие скидки, но бесплатные подарки от магазина. ( воспитателям) |
Продавцы |
Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, выдаёт чек, даёт сдачу. Курьеры по поручению продавцов угощают гостей –(воспитателей орехами – презент от магазина) |
Зав. базой |
До приезда шоферов красиво расставляет ящики, вытирает пыль со стола. Выдаёт товар по накладной, внимателен к шоферам. |
Шоферы |
В гараже проверяют исправность машины. Выезжают – заправляются. Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина. В пути замечают поломку – едут в автосервис. Сгружают полученный товар |
Механик |
До прихода посетителей – ремонтирует имеющиеся машины. Вежливо встречает шоферов – интересуется поломками |
Покупатели |
Берут корзинки, в которых кошельки, телефоны, картинки с изображением лесных гостей. Устанавливают очередь. Общаются. Перечисляют продавцу, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек. Здравствуйте, сколько стоят яблоки для ежика? Взвесьте, пожалуйста, 2 яблока. Возьмите деньги. Спасибо, до свидания. А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? Беседуют с поварами по телефону о покупке. Приносят в кафе – отдают поварам. Это грибы для белочки – поджарьте их пожалуйста, из этой морковки приготовьте сок для зайчика. Скажите, правда ли в магазине бесплатные подарки? |
Повара кафе |
Готовят блюда для лесных жителей ( грибы жарят, сок морковный, Расставляют блюда под соответствующей картинкой для каждого лесного жителя |
Анализ организации сюжетно-ролевой игры «Ждем гостей»
Тема сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»
В ней обозначены следующие задачи:
1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, фермер;
2. Развивающая: Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог;
3. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Игровую ситуация была построена следующим образом.
В организационном моменте воспитатель поставила перед детьми проблемную ситуацию, (Луиз пригласил лесных жителей в гости, которых нужно достойно встретить и угостить) т. е. подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре — это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Воспитатель попыталась создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.
Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, в том числе малоактивным детям, которые поучили одни из главных ролей (директор магазина). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.
Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей и родителей.
В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (продавцы, покупатели, шофёры, механики, повара в «кафе» и т.д.), пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.
Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
Программное содержание игры воспитатель построила в соответствии с требованием программы «Детство» и с учетом возрастных особенностей детей 4 года жизни.
На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой
Во-первых, воспитатель разбила группу на 2 подгруппы.
Использовала прием привлечения и сосредоточения внимания. Это появление Луиза,
Прием обеспечения эмоциональности, интереса детей.
Прием активизации самостоятельного мышления детей.
Прием «вхождения в образ» (вхождение в роль продавца, поваров…) Использовала прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания». Дети уже играли в игры «Шоферы», «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины».
Новизна была в том, что дети впервые учились более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых (курьер).
О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое воспитатель использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Использовалось как демонстрационное, так и раздаточное.
Я считаю, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения
Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Раздел: «Развитие игровой деятельности».
Возрастная группа: старшая.
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
Задачи:
Образовательные
- Обучение навыкам поведения в поликлинике. Закрепить знания социальных отношений;
- Обогащать представление детей о медицинской профессии;
- Продолжать формировать навыки самообслуживания.
Развивающие:
- Развивать внимание и целостность восприятий детей обогащать представления детей о профессиях.
- Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).
- Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).
- Способствовать возникновению ролевого диалога.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.
Словарная работа: пациент, регистратура, регистратор, фармацевт, окулист, педиатр.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений: А.Л.Барто «Мы с Тамарой», «Я лежу, болею…»; Г.П.Шалаева «Большая книга профессий»; С.Я.Маршак «Прививка»; Э.Э.Мошковская «Ангина»; К.Я.Чуковский «Айболит». Просмотр познавательных мультфильмов из серии: «Как правильно вести себя в поликлинике», «Если в доме больной». Тематические беседы: «Как я с мамой ходил на прием к врачу», «Как я болел». Дидактическая игра: «Профессии». Рассматривание иллюстраций, фотографий, медицинских работников, медицинского оборудования. Игры – ситуации: «Посещение регистратуры», «Медицинская лаборатория», «Вызов врача на дом», «Покупка лекарств в аптеке». Беседы о работе: педиатра, регистратора, окулиста (офтальмолог), фармацевта. Рассматривание медицинских инструментов, препаратов. Изготовление атрибутов к игре: карточек для пациентов, рецептов. Создание развивающей среды. Книжки – раскраски «Больница».
Ход игры
Воспитатель: Ребята я для вас сегодня приготовила загадки, послушайте и отгадайте их:
1.
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский… (Врач)
2.
Он скажет всем, когда больны,
Когда таблетки пить должны.
На нем рубаха из стекла,
И ртутный столб внутри всегда… (Градусник)
3.
В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь — …(Аптека)
4.
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты все в очках. (Окулист)
5.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы –
Отпускают лишь здоровых.
А каком домики говорится в загадке?
Дети: больница, поликлиника.
Воспитатель: правильно только в поликлинике помогут тем, кто болеет. (Звучит реклама по радио):
«А сейчас коротко о городских новостях. Сегодня в нашем городе открывается новая детская поликлиника. Это приятная новость для взрослых и детей. В поликлинике будут открыты современные кабинеты и аптечный пункт. Добро пожаловать!»
Воспитатель: Ребята, вы слышали? У нас открывается новая детская поликлиника! Но, вот проблема, в новой поликлинике совсем нет сотрудников. А вы хотите исправить положение в поликлинике? Но для этого нам нужно вспомнить, кто работает в поликлинике. А кто лечит детей?
Дети: педиатр, врач, доктор.
Воспитатель: Верно, педиатр. А еще, какие врачи лечат детей?
Дети: Окулист, ЛОР-врач, хирург.
Воспитатель: А кто помогает доктору?
Дети: Медсестры.
Воспитатель: Для новой поликлиники требуются: педиатр, окулист. Ребята, вы знаете как нужно вести себя в поликлинике?
Дети: Нельзя кричать, бегать, толкать людей, потому что они себя плохо чувствуют. Надо быть вежливыми.
Воспитатель: А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику?
Дети: Люди приходят в поликлинику, чтобы лечится.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы вспомним, что делаем, когда приходим в поликлинику. Сначала куда идем?
Дети: Сначала надо взять медицинскую карточку.
Воспитатель: Где мы берем медицинскую карточку?
Дети: В регистратуре.
Воспитатель: Правильно, для этого мы идем в регистратуру. Кто нас встречает в регистратуре?
Дети: Там сидит регистратор.
Воспитатель: А какие обязанности он выполняет?
Дети: Он спрашивает нашу фамилию, имя, домашний адрес и только тогда она выдаст нам нашу медицинскую карту.
Воспитатель: Еще регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. А что мы делаем потом?
Дети: Затем мы с медицинской картой идем в кабинет врача.
Воспитатель: Правильно. Что делает доктор?
Дети: Он спрашивает, что у нас болит, на что жалуетесь? Врач нас осматривает, назначает лечение, отправляет на анализы, выписывает лекарства.
Воспитатель: А где мы можем купить эти лекарства?
Дети: В аптеке.
Воспитатель: А кто работает в аптеке?
Дети: В аптеке работает фармацевт, он продает лекарства по рецепту врача.
Воспитатель: Правильно, ребята, фармацевт продает лекарства.
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем начнем игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть регистратором? (пусть будет … она очень вежливо общается с людьми). А фармацевт? (пусть будет … она очень хорошо отвечала). Кто хочет быть врачом-окулистом? (пусть будет … она очень трудолюбивая). Кто хочет быть врачом – педиатром? (она очень сильно любит детей). Еще нам нужны две медсестры, (пусть врачи сами выберут себе медсестер). Остальные дети будут пациентами.
Воспитатель: А я буду главным врачом и буду наблюдать за работой всех врачей и других работников поликлиники.
Воспитатель: «Начинаем прием»…
Дети по очереди подходит к регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Регистратор – ребенок выдает карточки (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на эмблемах у детей – пациентов, отвечает на звонки). Затем дети по очереди проходят к врачу. Санитарка
Сюжет в «Регистратуре»
Камилла Зар.: А кто последний, в регистратуру?
Кирилл: «Я последний».
Камилла Зар.: Хорошо, тогда я буду за вами.
Воспитатель: Ребята в регистратуре, мы получаем медицинскую карту. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».
Кирилл: Дайте нам, пожалуйста, медицинскую карту.
Регистратор Мария: Скажите вашу фамилию, адрес. Сейчас подождите. Вы к какому врачу пойдете? Возьмите пожалуйста.
Кирилл: К детскому педиатру. Спасибо.
Камилла Зар.: Здравствуйте, дайте, пожалуйста, нашу медицинскую карточку.
Регистратор Мария: Скажите вашу фамилию, адрес. А вы к какому врачу пойдете? Пожалуйста, возьмите.
Камилла Зар.: Мы пойдем к окулисту. Спасибо.
Сюжет у «Врача педиатра»
Воспитатель: Прием начинает врач-педиатр.
Пациенты проходят к кабинету врача.
Врач-педиатр Костя: Здравствуйте, проходите, садитесь. На что вы жалуетесь?
Кирилл: Здравствуйте, у моей дочки болит горло, сильный кашель.
Врач-педиатр Костя: Давайте вас посмотрим. Отройте рот, скажите «а-а-а» я посмотрю вас. Да, горлышко красное. Давайте послушаем, дышите не дышите. Еще медсестра Гульюзум Артуровна проверить вашу температуру.
Медсестра Гульюзум: Вот вам градусник. Осторожно держите.
Врач-педиатр Костя: Сейчас я вам напишу рецепт, а горлышко надо полоскать ромашкой. Лекарство купите в аптеке. Следующий раз придете через 3 дня.
Кирилл: Спасибо, доктор. До свидания.
Сюжет «Прием у окулиста»
Камилла Зар.: Нам можно? Здравствуйте.
Врач-окулист Самира: Здравствуйте. Да, конечно войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?
Камилла Зар.: У сына болит один глаз. Доктор видите, даже немного покраснел.
Врач-окулист Самира: Хорошо. Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.
Воспитатель: Костя не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Фонариком. Для того чтобы не ошибиться правильно поставить диагноз.
Медсестра имитирует проверку зрения.
Врач-окулист Самира: (проводит осморт) Медсестра Дилия Ильнаровна помогите проверить зрение.
Медсестра Дилия: Посмотрите, что здесь нарисовано, что здесь, а теперь закройте правый глаз, это что? А теперь левый глаз, это что?
Врач-окулист Самира: Глаз надо лечить, для этого вам необходимо купить капли для глаз. В течение дня глаза устают.
- В помещении должно быть хорошие освещение.
- За столом надо сидеть прямо.
- Меньше смотреть телевизор.
- Свет должен падать слева.
- Делать зарядку для глаз.
Сейчас я вам выпишу рецепт. Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли, и очки. На повторный прием через 3 дня.
Камилла Зар.: Спасибо, доктор. До свидания.
Врач-окулист Самира: До свидания.
Сюжет «Аптека»
Воспитатель: Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.
Кирилл: Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, лекарства вот по этому рецепту.
Фармацевт – Лиза: Держите. С вас 12 рублей 50 копеек.
Кирилл: Вот возьмите.
Фармацевт – Лиза: Ваша сдача, лекарство, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рада вас видеть у нас в аптеке. До свидания.
Кирилл: До свидания.
Камилла Зар.: Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне капли для глаз и очки вот по этому рецепту.
Фармацевт – Лиза: Да конечно, подождите секундочку. Вот ваши капли. А очки надо проверить.
Камилла Зар.: Хорошо.
Фармацевт – Лиза: Так с вас 50 рублей.
Камилла Зар.: Возьмите, пожалуйста.
Фармацевт – Лиза: Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, ну вот и наступила конец рабочего дня, и наша поликлиника закрывается, а вместе с ней и аптека.
Но завтра поликлиника и аптека будут работать снова, и рады будут, видеть вас у себя. Вы можете прийти на прием к врачу завтра.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А почему мы сегодня играли эту игру?
Дети: Потому что открылась поликлиника.
Воспитатель: А чем понравилась? А кто работал в поликлинике?
Дети: Педиатр, окулист, регистратор, фармацевт.
Воспитатель: Где больные покупали лекарства для лечения?
Дети: В аптеке.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь вы стали здоровыми, веселыми, задорными. И главврач нашей поликлиники угощает вас витаминами, чтоб вы всегда были здоровы. До свидания.