Руководство сюжетно ролевой игрой конспект

Конспект по руководству сюжетно — ролевой игрой для средней группы детского сада

I. Задачи руководства:

— Помогать детям, налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развить речь детей;

— Развить интерес и уважение к профессии продавца;

— Воспитывать умение согласовывать тему, распределять роли и действия.

II.Подготовка к игре:

   1)  план подготовки к  игре  «Магазин игрушек»

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

  • Сбор коробок, фантиков от конфет
  • Изготовление атрибутов (чеки,

деньги,

бэйджики , ценники)

  • Чтение детской литературы Г.П Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» Глава «Как вести себя в магазине»
  • Беседа по картине и отражение личного опыта детей о взаимодействии людей в магазине
  • Наблюдение в магазине за работой продавца
  • Дидактическая игра «Классификация»,  (овощи, фрукты игрушки)
  • Просмотреть набор сюжетных картинок  по ознакомлению с «трудом продавца», «кассира»
  • Рассматривание картины «Продавец» из серии «Кем быть?»

Упражнять пользоваться   кассовым аппаратом

Упражнять раскладывать товар на полки

2

Сюжеты

 Роли

  Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Магазин игрушек

Продавец -консультант

Чепчик, халат,

Бейджик.ценники       игрушки

,

Дает консультацию о товаре покупателям, раскладывает игрушки на полки, следит за порядком в зале.

Какую игрушку хотите приобрести?У нас очень большой выбор.

Покупатели

Корзины  

и коляски для покупок

Покупают товар, оплачивая его деньгами, консультируются с продавцом

 Посоветуйте какую игрушку купить по ярче и громче

Кассир

Весы, шапочка, халат, касса,пакеты.

Предлагает покупателям пакеты,пробивает товар на кассе,выдает чеки и сдачу.

Здравствуйте!Пакет нужен Вам?С вас столько то денег.Возьмите сдачу.Спасибо за покупку!Приходите к нам еще!

Охранник

Спец.одежда,бейджик,рация.

Проверяет наличие чеков на товар перед уходом покупателя

Здравствуйте!Покажите пожалуйста чек.

Администратор

Бейджик,халат

Делает новую закупку на товар. Проверяет как работают сотрудники магазина.

 3)  Схема игрового пространства

           III. Ход игры.

   Воспитатель принесла коробку с большим количеством разнообразных игрушек.

Воспитатель:

— Ребята, смотрите какие красивые игрушки, как много их, они такие яркие и красивые, давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают, после этого воспитатель задает вопросы:

 -Где можно приобрести игрушки?

— Кто может продавать игрушки?

-Где располагаются игрушки в магазине?

— А как вы думаете, мы сможем поиграть в магазин игрушек?

Сговор на игру:

— Мы откроем с вами свой магазин игрушек, сначала нам нужно сделать прилавок, где будет стоять кассир за кассой пробивать покупки, давать пакеты, сдачу и чеки. Давайте сдвинем столы и сделаем прилавки для наших игрушек. Нам нужен пост охраны, там будет стоять охранник который будет приветствовать покупателей и проверять чеки, в зале за порядком будет следить продавец –консультант, который  будет выяснять, что нужно покупателю и предлагать товар .

Определим с вами роли с помощью нашей считалочки

«Шла коза по мостику».

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Раз, два, три,

Кем же будешь ты?

 Магазин игрушек открывает свои двери, охранник стоит на посту в дверях появляется первый покупатель. Воспитатель использует напоминания: «охранник не забывает здороваться с покупателями, Консультант ….. подходит к каждому покупателю и выясняет что ему нужно…покупатель подойди с сыночком к кассе и рассчитайся за покупку, -кассир, предложи пакет ,покупателю, он много купил и неудобно нести…Охранник проверь чеки и проводи людей к выходу… Катя ,Света, Андрей-покупатели они выбирают товар и производят оплату…а ведь некоторые покупатели ходят в магазин с детьми …Катя и  Света могут взять кукол, Андрей, если хочешь, возьми маленького Никиту он будет твоим сыночком(обеспечиваем роль для ребенка младше или с не развитой речью)

Приемы поддержания и развития игры:

По ходу игры при угасании интереса, администратор магазина   сообщает о новом прибытии товара и напоминает о скидках, затем продавец  выносит новый товар   и расставляет  на полки.  

IV. Окончание игры:

Звучит спокойная музыка, по громкой связи оповещают сообщения о закрытие магазина игрушек покупателям. Все выходят из Магазина ,затем магазин закрывается.

V. Оценка игры:

1. Понравилось ли вам играть?

2. Как вы думаете, кто выполнил свою роль?

3. Кто был самым вежливым в игре?

4. А что еще продают в магазинах игрушек?

5. В какой магазин вы бы хотели поиграть?

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное

учреждение
детский сад общеразвивающего вида №55

 «Веснушка»
г. Южно — Сахалинска

Сборник

 конспектов
сюжетно-ролевых игр для детей  дошкольного возраста

Похожее изображение

Составила:

воспитатель
МАДОУ № 55

Курчатова
Виктория Геннадьевна

г.
Южно — Сахалинск

2017г.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………..3

Конспекты сюжетно-ролевых
игр:

Игра «Собираемся на
прогулку» …………………………………………………3

Игра «Магазин»…………………………………………………………………………….5

Игра «Игрушки у врача»……………………………………………………………………5

Игра «Аптека»………………………………………………………………………..6

Игра «День рождения
Степашки»………………………………………………..6

Игра «Строим дом»………………………………………………………………….7

Игра «Зоопарк»……………………………………………………………………7

Игра «Детский сад»………………………………………………………………..8

Игра «Парикмахерская»……………………………………………………………8

Игра «В библиотеке»……………………………………………………………………….9

Игра «Космонавты»………………………………………………………………..9

Игра «Семья»……………………………………………………………………….10

Игра «В кафе»……………………………………………………………..……..10

Игра «Кругосветное
путешествие»………………………………………………..11

Игра «На дорогах города»………………………………………………………11

Игра «Правила движения»………………………………………………………11

Игра «Мы — спортсмены»………………………………………………………..12

Игра «На станции технического обслуживания автомобилей»…………………………………………………………………….12

Игра «Пограничники»……………………………………………………………………13

Игра «Школа»……………………………………………………………………………13

Игра «Космическое
приключение»…………………………………………………….13

Игра «Мы – военные
разведчики»……………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………………….

Пояснительная записка

Методическое
пособие адресовано  воспитателям ДОУ, студентам  педагогических колледжей,  родителям
для семейного воспитания.

Игра –
наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения
впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра — любимый вид деятельности
дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности. Поэтому,
особое внимание следует обратить на планирование руководства игрой, анализ
возможностей игры для полноценного речевого развития.

Целью
создания сборника сюжетно – ролевых игр является повышение качества жизни детей
дошкольного возраста и уровня их речевого развития на основе комплексного
изучения и внедрения современных подходов к игровой деятельности в практику
работы с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Между
речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается
и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием
развития речи.

Руководство
играми детей педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в
группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами,
сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для
решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы
руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей
дошкольного возраста часто одновременно возникает несколько игр на разные темы.
В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной —
двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель
также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения
организовать совместные игры.

Проявляя интерес к играм
детей, и задавая отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей
обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом педагог
может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о
распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли,
направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.

Работая над составлением
сборника, я пришла к выводу, что использование сюжетно – ролевых игр может
пополнить и активизировать словарь детей дошкольного возраста на основе
углублений знаний о ближайшем окружении, расширить представление о предметах,
явлениях, событиях, выходящих за рамки привычного окружения. Использование
подобного рода игр помогает вводить в словарь детей существительные,
обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.

Собираемся на прогулку

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать
одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять
обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние
к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов
года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла.
Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и
пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и
тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную
одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью
воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они
одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на
прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают
куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

Магазин

Цель: научить
детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво
взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки»,
«мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все
игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные
на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Безымянный 3Ход игры: воспи­та­тель
пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с
такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда
будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов,
кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам
– продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия, мясо,
молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками
вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются
в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния
между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров
может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими
инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять
словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение»,
«лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие
инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с
лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются
Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол,
прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными
заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем
действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра
выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения,
их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать
несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных
детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к
врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит,
что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети
наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет
температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает
о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за
оказан­ную помощь.

Аптека

Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки:
фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой
зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств,
расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт»,
«заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают
в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она
прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам,
чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает
Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных
ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют
самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки

Цель: расши­рить знания детей о
спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда,
закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность,
заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас:
ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда»,
«сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти
в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки,
блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям
о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости
и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют
его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол.
Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо
обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями,
обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить
детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие
взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях
труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия
«постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник»,
«сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный
кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей
стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку:
«Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она
зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный
дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные
профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей
и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке
дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом;
другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из
детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния
между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно
играют.

Зоопарк

Цель: расши­рить
знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспи­ты­вать
любовь, гуман­ное отно­ше­ние к животным, расши­рить словар­ный запас детей.

Оборудование: игру­шеч­ные
дикие звери, знако­мые детям, клетки (из стро­ительного материала), билеты,
деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспи­та­тель
сооб­щает детям, что в город приехал зоопарк, и пред­ла­гает сходить туда. Дети
поку­пают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там расс­мат­ри­вают животных, расс­ка­зы­вают
о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обра­щать внима­ние
детей на то, как надо обра­щаться с животными, как ухажи­вать за ними.

hi12732213194be3d0c72caee

Детский сад

4b15f2e6295ct.jpgЦель: расши­рить знания детей о назна­че­нии детс­кого сада,
о профес­сиях тех людей, кото­рые здесь работают, – воспитателя, няни,
повара, музы­кального работника, воспи­тать у детей жела­ние подра­жать дейс­т­виям
взрослых, забот­ливо отно­ситься к своим воспитанникам.

Оборудование: все
игрушки, необ­хо­ди­мые для игры в детс­кий сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспи­та­тель
пред­ла­гает детям поиг­рать в детс­кий сад. По жела­нию назна­чаем детей на
роли Воспитателя, Няни, Музы­кального руководителя. В качес­тве воспи­тан­ни­ков
высту­пают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимо­от­но­ше­ни­ями с
детьми, помо­гают им найти выход из слож­ных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: позна­ко­мить
детей с профес­сией парикмахера, воспи­ты­вать культуру общения, расши­рить
словар­ный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инст­ру­менты
парик­ма­хера – расческа, ножницы, флакон­чики для одеколона, лака, фен и
т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в
дверь. В гости к детям прихо­дит кукла Катя. Она знако­мится со всеми детьми и
заме­чает в группе зеркало. Кукла спра­ши­вает детей, нет ли у них расчески? Ее
косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле пред­ла­гают сходить в
парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской,
маникюрный, в них рабо­тают хоро­шие мастера, и они быстро приве­дут прическу
Кати в порядок. Назна­чаем

Парикмахеров, они зани­мают свои рабо­чие места. В салон идут другие
дети и куклы. Катя оста­ется очень довольной, ей нравится ее прическа. Она
благо­да­рит детей и обещает в следу­ющий раз прийти именно в эту
парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязан­нос­тях парик­ма­хера –
стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

В библиотеке

Цель: расши­рить круго­зор детей, научить детей правильно
пользо­ваться услу­гами библиотеки, приме­нять знания лите­ра­тур­ных
произведений, ранее полу­чен­ных на занятиях, закре­пить знания о профес­сии
библиотекаря, воспи­тать уваже­ние к труду библи­оте­каря и береж­ное отно­ше­ние
к книге, расши­рить словар­ный запас детей: «библиотека», «профессия»,
«библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знако­мые детям, ящик с картинками, картотека,
карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.    

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в
библиотеку. Все вместе вспо­ми­нают о том, кто рабо­тает в библиотеке, чем там
занимаются. Дети сами выби­рают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько
книжек. Остальные дети расп­ре­де­ля­ются на

несколько групп. Каждую группу обслу­жи­вает один
Библиотекарь. Он пока­зы­вает много книг, а чтобы взять понра­вив­шу­юся книгу,
ребе­нок должен назвать ее или коротко расс­ка­зать о том, что в ней написано.
Можно расс­ка­зать стихот­во­ре­ние из книги, кото­рую берет ребенок. В ходе
игры дают советы детям, кото­рые затруд­ня­ются выбрать книгу. Библи­оте­карю
необ­хо­димо быть повни­ма­тельнее к посетителям, пока­зы­вать иллюс­т­ра­ции к
понра­вив­шимся книгам. Неко­то­рые дети желают остаться в читальном зале,
чтобы посмот­реть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями.
В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги пред­ла­гал им
Библиотекарь, гово­рят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты

Цель: расши­рить тема­тику
сюжет­ных игр, позна­ко­мить с рабо­той космо­нав­тов в космосе, воспи­тать
смелость, выдержку, расши­рить словар­ный запас детей: «космическое
пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: косми­чес­кий
корабль и стро­ительный материал, прис­те­ги­ва­ющие ремни, инст­ру­менты для
работы в космосе, игру­шеч­ные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель
спра­ши­вает у детей, хотели бы они побы­вать в космосе? Каким нужно быть
человеком, чтобы поле­теть в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он пред­ла­гает
отпра­виться в космос, чтобы оста­вить там спутник, кото­рый будет пере­да­вать
на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать

фотог­ра­фии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще
нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыг­ры­вают
ситуацию. Они выпол­няют зада­ние и возв­ра­ща­ются на Землю. Роли Пилотов,
Штурмана, Радиста, Капи­тана расп­ре­де­ля­ются по жела­нию детей.

Семья

Цель: форми­ро­вать пред­с­тав­ле­ние
о коллек­тив­ном веде­нии хозяйства, семей­ном бюджете, о семей­ных
взаимоотношениях, совмес­т­ных досугах, воспи­ты­вать любовь, доброжелательное,
забот­ли­вое отно­ше­ние к членам семьи, инте­рес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необ­хо­ди­мые
для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает
детям «поиграть в семью». Роли расп­ре­де­ля­ются по желанию. Семья очень
большая, у Бабушки пред­с­тоит день рождения. Все хлопо­чут об устро­ении
праздника. Одни Члены семьи заку­пают продукты, другие гото­вят праз­д­нич­ный
обед, серви­руют стол, третьи подго­тав­ли­вают разв­ле­ка­тельную программу. В
ходе игры нужно наблю­дать за взаимо­от­но­ше­ни­ями между Членами семьи,
вовремя помо­гать им.

1284230323_kids005

В кафе

Цель: учить культуре
пове­де­ния в общес­т­вен­ных местах, уметь выпол­нять обязан­ности повара,
официанта.

Оборудование: необ­хо­ди­мое
обору­до­ва­ние для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

823d96dd66d170eb79e6adf0459ad007.gifХод игры: в гости к
детям прихо­дит Буратино. Он позна­ко­мился со всеми детьми, подру­жился с
другими игрушками. Бура­тино решает прига­сить своих новых друзей в кафе, чтобы
угос­тить их мороженым. Все отправ­ля­ются в кафе. Там их обслу­жи­вают
Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо­да­рят за обслуживание.

Кругосветное путешествие

Цель: расши­рять круго­зор детей, закреп­лять знания о
частях света, разных стран, воспи­ты­вать жела­ние путешествовать, дружес­кие
взаимоотношения, расши­рить словар­ный запас детей: «капитан», «путешествие
вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделан­ный из стро­ительного материала,
штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отпра­виться в кругос­вет­ное
путе­шес­т­вие на корабле. По жела­нию выби­рают детей на роли Капитана,
Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп­ляем знания о том, что делают на корабле эти
люди – их права и обязанности. Корабль проп­лы­вает и Африку, и Индию, и другие
страны и континенты. Моря­кам прихо­дится ловко
управ­лять кораблем, чтобы не стол­к­нуться с айсбергом, спра­виться с бурей.
Только слажен­ная работа и дружба помо­гают им спра­виться с этим испытанием.

На дорогах города

Цель: закре­пить
знания детей о прави­лах дорож­ного движения, позна­ко­мить с новой ролью –
регулировщик, воспи­ты­вать выдержку, терпение, внима­ние на дороге.

Оборудование: игру­шеч­ные
машины, флажки для регу­ли­ров­щика – крас­ный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям пред­ла­гают
пост­ро­ить краси­вое здание – театр. Выби­раем место для постройки. Но сначала
нужно пере­везти стро­ительный мате­риал в нужное место. С этим легко спра­вятся
води­тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот
неудача – на глав­ных доро­гах не рабо­тает светофор. Чтобы не было аварии на
дороге, необходимо, чтобы движе­нием машин управ­лял регулировщик. Выби­раем
Регулировщика. Он стано­вится в кружок. В руках у
него крас­ный и зеле­ный флажки. Крас­ный флажок – «стой», зеле­ный флажок –
«иди». Теперь все будет в порядке. Регу­ли­ров­щик управ­ляет движением.

Правила движения

026_001.jpgЦель: продол­жать учить детей ориен­ти­ро­ваться по дорож­ным
знакам, соблю­дать правила дорож­ного движения. Воспи­ты­вать умение быть
вежливыми, внима­тельными друг к другу, уметь ориен­ти­ро­ваться в дорож­ной
ситуации, расши­рить словар­ный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор»,
«нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование:
игру­шеч­ные
автомобили, дорож­ные знаки, светофор; для сотруд­ника ГИБДД – мили­цей­с­кая
фуражка, палочка, радар; води­тельс­кие удостоверения, техталоны.

Возраст:
6–7 лет.

Ход
игры:
детям
пред­ла­гают выбрать сотруд­ни­ков ГИБДД, чтобы те                                                        следили
за поряд­ком на доро­гах города. Остальные дети – автомобилисты. По жела­нию
дети расп­ре­де­ляют между собой роли работ­ни­ков
бензозаправки. В ходе игры дети стара­ются не нару­шать правила дорож­ного
движения.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необ­хо­ди­мости
заня­тий спортом, совер­шен­с­т­во­вать спор­тив­ные навыки – ходьбу, бег,
метание, лазание. Разви­вать физи­чес­кие качества: быстроту, ловкость, коор­ди­на­цию
движений, глазомер, ориен­ти­ровку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, реклам­ный
щит для демон­с­т­ра­ции коли­чес­тва зара­бо­тан­ных баллов, спор­тив­ный
инвен­тарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает
детям провести сорев­но­ва­ние по разным видам спорта. По жела­нию детей выби­рают
судей, орга­ни­за­то­ров соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый
самос­то­ятельно выби­рает вид спорта, в кото­ром будет состя­заться с
соперниками. Судьи присуж­дают баллы за выпол­не­ние задания. Игра закан­чи­ва­ется награж­де­нием победителей.

На станции технического обслуживания автомобилей

Цель: расши­рять тема­тику стро­ительных
игр, разви­вать конс­т­рук­тив­ные умения, прояв­лять творчество, нахо­дить
удач­ное место для игры, позна­ко­мить с новой ролью – слеса­рем по ремонту
автомашин. Оборудование: стро­ительный мате­риал для пост­ройки гаража,
слесар­ные инст­ру­менты для ремонта машин, обору­до­ва­ние для мойки и покраске
автомобилей.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: сооб­щить детям о том, что на
доро­гах города очень много авто­мо­би­лей и эти авто­мо­били очень часто
ломаются, поэтому нам надо открыть стан­цию техни­чес­кого обслу­жи­ва­ния
автомобилей. Детям пред­ла­гают пост­ро­ить большой гараж, обору­до­вать место
под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслу­жи­ва­ющий
персонал. Их знако­мят с новой рабо­чей специ­альнос­тью – слеса­рем по ремонту
машин (мотора, руле­вого управления, тормо­зов и т. д.).

Цель: продол­жать знако­мить детей с воен­ными профессиями,
уточ­нить распо­ря­док дня военнослужащих, в чем заклю­ча­ется их служба, воспи­ты­вать
смелость, ловкость, умение четко выпол­нять приказы командира, расши­рить
словар­ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал
тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, погра­нич­ный столб, автомат, погра­нич­ная
собака, воен­ные фуражки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям побы­вать на госу­дар­с­т­вен­ной
границе нашей Родины. Прово­дится беседа о том, кто охра­няет границу, с какой
целью, как прохо­дит служба пограничника, каков распо­ря­док дня воен­ного
человека. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли Воен­ного командира,
Начальника погра­нич­ной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети приме­няют
знания и умения, полу­чен­ные на преды­ду­щих занятиях. Необ­хо­димо обра­щать
внима­ние детей на поддер­жку и дружес­кую взаимопомощь.

Школа

Цель: уточ­нить знания детей о том, чем зани­ма­ются в
школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспи­тать жела­ние учиться в
школе, уваже­ние к труду учителя, расши­рить словар­ный запас детей: «школьные
принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

1283703270_3576b.jpgОборудование:
ручки, тетради, детс­кие
книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в школу.
Прово­дится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают
ученики. По жела­нию детей выби­ра­ется Учитель. Остальные дети – Ученики.
Учитель задает учени­кам задания, они самос­то­ятельно и стара­тельно выпол­няют
его. На другом уроке другой Учитель. Дети зани­ма­ются на уроках математики,
родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение

Цель: научить применять свои знания и умения на практике,
создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность,
интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое
пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для
врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Возраст: 6–7 лет.     

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут
стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но,
чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть
умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил
отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает
туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле,
Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры
пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля,
рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта
водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический
корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету,
делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше.
Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими
знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Мы – военные разведчики

6666.jpgЦель: развить тематику военизированных игр, учить детей в
точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение
к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей
– «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование:
элементы военной одежды для детей, оружие.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель
предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает
детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых,
Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

Список литературы

1.    
Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное
пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. — 2-е издание, стереотип. — М.: Академия, 2003. – 160 с.

2.     Белобрыкина,
О.А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /
О.А. Белобрыкина. — Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

3.     Бородич,
A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
/ А.М. Бородич. — 2-е издание — М.: Просвещение, 2005. – 255 с.

4.     Воспитание
и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т.Н. Годиной, Э.Г.
Пилюгиной. — М.: Просвещение, 2007. – 146 с.

5.     Выготский,
Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. –
СПб.: Каро, 2001. – 327 с.

6.     Гербова,
В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]:
Пособие для воспитателей дет. Сада / В.В. Гербова, Максакова А.И. — 2-е изд.,
перераб. — М.: Просвещение, 2006.-128.

7.     Добрынин,
Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан,
Н.В. Лаврова. — М.: Просвещение, 2007. – 294 с.

8.    
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.:
Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.

9.    
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия [Текст]:
Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольное педагогика и
психология» / Сост. Н.Б. Логиновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Просвещение,2008. – 447 с.

10. Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
Заведений / С.А. Козлова, Куликова Т.А. — 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2002.-
416 с.

11.
Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста / Н.В.Краснощекова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 251с.

12.
Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]:
Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И.
Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение,
2004. – 223 .

13.
Миронова, P.M. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р.М.
Миронова. — Минск.: Народная асвета, 2000. — 147..

14.
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. –
М.: ЭТРОЛ, 2005. – 192 с.

15.
Рубинштейн, Л.С. Речь и мышление [Текст] / Рубинштейн Л.С. — М.:
Просвещение, 2001. – 432 с.

16. Стародубцева
Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: Учебное пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубцева. — М.: Академия, 2007. – 256 с.

17.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. — М.:
Просвещение, 2001.-216 с.

18.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст]: учебное методич. пособие для воспитателей ДОУ / О.С Ушакова, Е.М.
Струнина. — М.: Владос — 2004. – 288 с.

19.
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника
[Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2001. – 112

20.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.:
Владос, 2003. – 368 с.

21.03.2019

Руководство сюжетно — ролевой игрой «Строительство детского сада»

Киросирова Татьяна Александровна

Воспитатель высшей категории

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Строительство детского сада »
для детей старшего дошкольного возраста.

Оценить




748

Содержимое разработки

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой 

«Строительство детского сада » 

В старшей группе «Солнышко»

Воспитатель: Киросирова Т. А. 

I. Задачи руководства: 

     1) формировать представления у детей о профессии строителя, архитектора, прораба, штукатура, каменщика, плотника, маляра, сварщика;развивать интерес к работе строителя; 

2) формирование игровой деятельности: 

а/ развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;  

б/ научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры; уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: фундамент, блоки, вход; отражать в игре знания об окружающей жизни,, подбирать атрибуты, оборудовать место игры

развивать диалогическую речь, навыки речевого этикета.

     3) формирование взаимоотношений по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры, развивать диалогическую речь, навыки речевого этикета.

          4) формировать умение детей устанавливать взаимосвязь в игре, воспитание у детей уважения к труду  строителя, желание оказывать помощь  людям. 

            II.Подготовка к игре: 

1) приёмы, направленные на обогащение впечатлений:  

* Рассматривание иллюстраций, на которых изображено строительство различных зданий: детских садов, магазинов, спортивных комплексов, домов; рассматривание альбома «Строительные профессии, их инструменты».

* Беседы на темы: «Какие бывают здания?», «Дом, в котором я хотел бы жить», «Кто работает на стройке?», «Техника строителей».

* Игры «У кого какой дом», «Кошкин дом».

* Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители», чтение сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

* Игры на развитие речи: «Угадай-ка», «Что мы делали», «Почему так называется». * Совместное изготовление кирпичей из коробок (вместе с детьми), микрофонов.

2)составление плана-сюжета

  Сюжеты 

  Роли  

 Атрибуты  

  Игровые  

 Действия 

    Речевые  

  обороты 

Представление архитекторами

проекта детского сада (чертежи).

Строительство детского сада.

Помощь людям. 

Экскурсовод,

архитекторы,  

каменщики.

маляры,

прораб, водители,

плотник, озеленители.

Спецодежда: костюмы, каски,  

камазы, бетономешалка,

экскаватор, трактор, кран, строительные инструменты, крупный строитель,

стол с телефоном

Готовят автомобили, представляют проект (чертеж) детского сада, предметы для строительства детского сада

Спасают людей. 

Ведут разговоры по рации, докладывают прорабу, диспетчеру. 

Команда архитекторам на

Представление проекта детского сада. Рассказывают о профессиях, которые участвуют в строительстве детского сада, о строительной технике.

                                                           Сопутствующие сюжеты 

В городе нет детского сада.. 

Вызов строительной компании: архитекторов.

Команда пожарным на разрешение строительства детского сада. 

Интервью с строителями.

Помощь людям. 

Пожарники,

репортеры.

Спецодежда, телефон, журнал для записи, ручка, рация, видеокамера, фотоаппарат. Микрофоны. 

Принимает вызов от диспетчера. 

 на разрешение строительства, записывает в журнал, вызывает по рации пожарную команду на выезд, ведет связь с пожарными. Берут интервью с работниками-строителями.

Внимательно слушают, записывают, направляют, дают разрешение на строительство.  

3)оборудование места игры

           На ковре: «Строители» (коробки-блоки, строительный материал, инструменты, совочки, лопатки, лейки, каски, зелёные береты, фартуки, эскиз проекта детского сада, стол с телефоном и компьютером, руль, указка, мольберт, макеты деревьев, «клумбы», вырезанные цветы, грузовые машины).

В другой части группы на столике: видеокамера, фотоаппараты, микрофоны.

III. Ход игры. 

1)приёмы создания интереса к игре. 

    Воспитатель — Ребята, какие профессии вы знаете?    ( Дети называют). — А кем бы вы хотели стать, когда вы станете взрослыми? (Дети называют).

 Но, чтобы стать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти,закончить школу, получить специальность. Ах, как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город мастеров». Все дети, попадая туда, становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

Проблемная ситуация. (Дети получают письмо от жителей города Мастеров, читают его).

-Уважаемые, жители и гости города, здравствуйте! Письмо написали вам дети и мамы города Мастеров. В нашем городе нет детского садика, магазинов и детских площадок. Поэтому многие организации не работают, взрослые присматривают за детьми. Помогите, пожалуйста, если сможете!!!

Воспитатель: Ребята, как же помочь жителям города Мастеров? (дети предлагают построить новый детский сад: магазины, детские площадки, озеленить городок) — А кто принимает участие в строительстве?(строители) — Но под общим названием профессии строитель, скрывается много специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

 Дети: строители, водители, архитекторы (архитекторам предлагается пройти в свой офис), озеленители.
— Как вы думаете, с чего мы начнём строительство? Дети: Нужно вызвать архитекторов, они предложат нам проект детского сада.
Ребёнок: Давайте вызовем по телефону.
Диалог детей: — Здравствуйте, это строительная компания.
— Здравствуйте, да это строительная компания.
— Просим приехать архитекторов с проектом детского сада.
— Хорошо. Называйте адрес.
— Улица Ромашковая.
— Ждите, выезжаем. (архитекторы берут руль и едут на машине )

2)сговор на игру

а/ определение плана-сюжета; 

б/ планирование игры;                        

в/ распределение ролей; 

г/ создание воображаемой ситуации – полное оборудование определение места для игры. 

3)приёмы обучения игровым действиям:  

          а/ показ игровых действий;  

        б/ участие воспитателя в игре; в) выбор объекта строительства, выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

4)приёмы поддержания и развития игры

а/ участие педагога в роли директора строительной компании; 

б/ напоминание, вопросы; 

в/ оценка; 

5)приёмы формирования взаимоотношений в игре

а/ напоминания о взаимоотношениях; 

б/ поощрение выполнение взятой роли. 

 IV. Окончание игры. 

 Воспитатель. Посмотрите, как у нас получилось. Строительство окончено.
Давайте устроим праздник «Открытие нового детского сада». При открытии нового детского сада протягивают красную ленточку и разрезают её. 
Хлопки в ладоши!

Дети: Приглашаем всех ребят,
В наш весёлый детский сад.
В нём играют и поют,
Очень дружно все живут. Ура!  Воспитатель. Мы с вами внесли свой вклад по благоустройству города, Спасибо! Ну вот, ребята, посмотрите, какой получился красивый и прочный детский сад. Вам нравится? Это потому, что вы все работали дружно и помогали друг другу. А какую пословицу о дружбе вы знаете? (Один за всех и все за одного.) Какназовем детский сад!  (Дружба) В городке наступил вечер, рабочий день закончился. Сигнал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)

«Интервью». Репортеры берут интервью у строителей, фотографы фотографируют. — Важна ли профессия строителя? Какие строительные специальности ты запомнил? — Почему обязательно нужно надевать каску?
Как вы думаете, почему висит предупреждение: «Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!»?- Как называют строителей работающих с деревом?
— Почему работа строителя бывает опасной?
— Какие строительные машины ты знаешь?
— Какие бывают дома? — Какая техника необходима при строительстве многоэтажного дома? (Экскаватор, бульдозер, подъёмный кран, грузовики, бетономешалка, цементовоз, каток для асфальтирования и т.д.)- Вам понравился новый магазин?
Воспитатель: Посмотрите друг на друга, вы снова дети. А что вам больше всего понравилось  и запомнилось в игре?

Сюрпризный момент:   подарки для всех детей группы – набор инструментов

     V. Оценка игры. 

Оценить взаимоотношения детей, дружно ли они играли. Как справились с взятой на себя ролью.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/352663-rukovodstvo-sjuzhetnorolevoj-igroj-stroitels

Также вас может заинтересовать

  • Развивающая игра Лото-профессии
  • Занятие «Сказка в каждом доме»
  • Дидактическое пособие «Волшебные колпачки»
  • Презентация на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Игра, как средство нравственного формирования личности дошкольника

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры

в средней группе

Название игры: «Ждем гостей».

Дидактические задачи:

— образовательная: побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру, учить играть дружно, не ссориться, помочь выбрать роли, прививать элементарные навыки социального общения, обогащать словарь детей: механик автосервиса, фермер, директор овощехранилища, продавцы; микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, курьер.

— развивающая: развивать интерес к профессиям, использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей, прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность, развивать ролевой диалог.

— воспитательная: воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Предварительная работа: беседы о профессиях с использованием иллюстраций; наблюдение за тем, как привозят продукты в детский сад, соседние магазины, рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы», «Магазин», «Овощная база»; конструирование овощехранилища из напольного строителя; Сюжетно–ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины»; экскурсия в продуктовый магазин.

Игровые правила: Используются разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия). На протяжении игры воспитатель из директора магазина превращается в покупателя, интересуется о скидках, подводит нового «директора магазина» к необходимости назначения новой роли – курьера.

Игровые действия: ответы на вопросы, распределение ролей с помощью считалок, игровой ситуации, вхождение в роль продавца, поваров и т.д.

Материал и оборудование:

— большое дерево, гриб для полянки, посылка, афиши в игровые зоны;

— игрушки: белка, заяц, еж;

— для магазина: «одежда продавцов», муляжи: «овощи — фрукты», «грибы -ягоды», сумочки, корзинки с кошельками, деньги, телефоны, картинки с изображением лесных гостей, касса; листы – заявки, ручка, блокнот (для директора);

— для автосервиса: «одежда механика», набор «Юный механик», машины;

— для шоферов: «одежда шоферов», тряпочки, машины, заправка;

— для кафе: «одежда поварят», гриб – мухомор, стол, салфетки, картинки с изображением лесных жителей, посуда. микроволновая печь, миксер, доски для нарезки, стаканы, кормушка, сено;

— для продуктовой базы: «одежда директора база», ящики с продуктами, стол, телефон, блокнот, ручка;

— музыкальное сопровождение: волшебные звуки природы.

Ход игры:

Этапы игры

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Начало игры (мотивация детей к игровой деятельности).

Звучит музыка про лес.

Вос. Мы попали в лес чудесный

И хотим здесь помечтать

А еще повеселиться

И с друзьями поиграть!

Вы любите играть? (раздается стук)

— Ребята, смотрите, это Луиз («беседую с попугаем»)

А вы знаете, мне Луиз по секрету рассказал, ему очень нравится наблюдать за тем, как вы играете. А особенно, когда готовите разные блюда, и угощаете ими кукол. Луиз даже хочет пригласить к нам в гости своих друзей – лесных жителей. Вы разрешаете?

Тогда пусть Луиз летит и приглашает своих друзей.

Дети заходят в группу, здороваются.

Отвечают: Да

Отвечают: Да

2. Основной этап (ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий).

Вос. Ребята каких вы знаете лесных жителей?

Скажите, какими лакомствами можно угостить лесных гостей?

А давайте на лесной опушке мы как будто бы откроем магазин: «Лесная сказка» и «Лесное кафе», где будем покупать, а потом приготавливать угощение для лесных жителей.

Какие роли у нас будут?

Вос. Можно я буду директором магазина, буду следить за тем, чтобы товар был качественным, договаривается с базами, фермерами, чтобы закупить нужный товар.

Кто хочет быть продавцами в отделах: «Овощи — фрукты» и «Грибы- ягоды» (с помощью считалки).

Катилось яблочко вокруг огорода, мимо частокола, кто его поднимет, тот продавцом выйдет –

Вос. Павлик, посчитай с помощью считалки, (сидел петух на лавочке…) кто будет шоферами. (сильные и крепкие, которые не только привозят продукты с базы, но загружают, выгружают там, где скажет директор базы или директор магазина), механиком автосервиса, который ремонтирует поломавшиеся машины будет …

Вос. Звонит телефон: Ребята, извините, я отвечу на звонок. Это белочка, она просит, чтобы поварами были …. И приготовили для нее грибы в микроволновке, а для зайчика морковный сок и капусту.

Избирается директор овощехранилища, где хранятся продукты.

У вас, ребята, тоже очень ответственная роль — вы покупатели. Вам предстоит выбрать такие лакомства, которые понравятся не только зверям, но и птицам. Покупатели берут корзинки, кошельки. В корзинках лежат картинки с изображением животных и птиц (Белочка, ежик, медведь, заяц, синичка, лось, мышка, попугай) для которых будут покупать угощения.

Директор: Внимание, внимание открыт новый магазин «Лесная сказка».

Уважаемые посетители, здесь мы можете приобрести орешки для белочки, свежую морковку, капусту для зайцев, ягоды для медведей и очень многое другое. Не проходите мимо.

Отвечают: белка, ежи, зайцы, медведи, птицы и т.д.

Отвечают: белку орешками, грибами, медведя медом, ягодами, ежика яблоками, грушами…

Дети: директора магазина и овощехранилища, продавцы, шоферы, механики автосервиса, повара. (Получившие дети роли, одевают соответствующие одежду, приготавливают рабочие места)

3. Подведение итогов игры

Вос. Ой, ребята, прислушайтесь, какой-то шум. Может быть, это лось к нам шагает или медведь бежит?

Давайте закроем глазки и замрем – чтобы не спугнуть гостей. (появляется за столом белка и заяц, посылка)

Открываем глаза и видим первых посетителей в нашем Лесном кафе.

Катя сфотографируй их тихонечко, а мы не будем шуметь, чтобы гости не сбежали. Уважаемые повара! Расскажите, чем вы их хотите угостить, что приготовили. Ребята, а что наши повара приготовили для остальных гостей?

Это посылка от лесных гостей (печеные орешки)

По-моему опять какой – то шум, наверное опять гости собираются – закрываем глазки..

Слушают

Закрывают глазки

Открывают глазки

Рассказывают, что приготовили для гостей

Слушают, закрывают глазки

Возможные действия, происходящие в игре:

Директор магазина

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца, беседует с покупателями

(нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.). звонит поварам, приобрели ли нужные продукты для белки, птичек, ежика. Выдает шоферам Лист – заявку (картинки с изображением морковки, грибов, груш, орехов)

Обращает внимание детей, но то, что видит за окном синичку, которая наблюдает за приготовлением их встречи.

Обращается к покупателю: а теперь, давай как будто ты будешь директором магазина, а я буду покупателем.

Объявляет, что сегодня в магазине не только большие скидки, но бесплатные подарки от магазина. ( воспитателям)

Продавцы

Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, выдаёт чек, даёт сдачу. Курьеры по поручению продавцов угощают гостей –(воспитателей орехами – презент от магазина)

Зав. базой

До приезда шоферов красиво расставляет ящики, вытирает пыль со стола. Выдаёт товар по накладной, внимателен к шоферам.

Шоферы

В гараже проверяют исправность машины. Выезжают – заправляются. Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина. В пути замечают поломку – едут в автосервис. Сгружают полученный товар

Механик

До прихода посетителей – ремонтирует имеющиеся машины. Вежливо встречает шоферов – интересуется поломками

Покупатели

Берут корзинки, в которых кошельки, телефоны, картинки с изображением лесных гостей. Устанавливают очередь. Общаются. Перечисляют продавцу, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек.

Здравствуйте, сколько стоят яблоки для ежика? Взвесьте, пожалуйста, 2 яблока. Возьмите деньги. Спасибо, до свидания. А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? Беседуют с поварами по телефону о покупке. Приносят в кафе – отдают поварам. Это грибы для белочки – поджарьте их пожалуйста, из этой морковки приготовьте сок для зайчика.

Скажите, правда ли в магазине бесплатные подарки?

Повара

кафе

Готовят блюда для лесных жителей ( грибы жарят, сок морковный, Расставляют блюда под соответствующей картинкой для каждого лесного жителя

Анализ организации сюжетно-ролевой игры «Ждем гостей»

Тема сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»

В ней обозначены следующие задачи:

1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, фермер;

2. Развивающая: Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог;

3. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Игровую ситуация была построена следующим образом.

В организационном моменте воспитатель поставила перед детьми проблемную ситуацию, (Луиз пригласил лесных жителей в гости, которых нужно достойно встретить и угостить) т. е. подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре — это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Воспитатель попыталась создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.

Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, в том числе малоактивным детям, которые поучили одни из главных ролей (директор магазина). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей и родителей.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (продавцы, покупатели, шофёры, механики, повара в «кафе» и т.д.), пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

Программное содержание игры воспитатель построила в соответствии с требованием программы «Детство» и с учетом возрастных особенностей детей 4 года жизни.

На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой

Во-первых, воспитатель разбила группу на 2 подгруппы.

Использовала прием привлечения и сосредоточения внимания. Это появление Луиза,

Прием обеспечения эмоциональности, интереса детей.

Прием активизации самостоятельного мышления детей.

Прием «вхождения в образ» (вхождение в роль продавца, поваров…) Использовала прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания». Дети уже играли в игры «Шоферы», «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины».

Новизна была в том, что дети впервые учились более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых (курьер).

О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое воспитатель использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Использовалось как демонстрационное, так и раздаточное.

Я считаю, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения

Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Раздел: «Развитие игровой деятельности».

Возрастная группа: старшая.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.

Задачи:

Образовательные

  • Обучение навыкам поведения в поликлинике. Закрепить знания социальных отношений;
  • Обогащать представление детей о медицинской профессии;
  • Продолжать формировать навыки самообслуживания.

Развивающие:

  • Развивать внимание и целостность восприятий детей обогащать представления детей о профессиях.
  • Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).
  • Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).
  • Способствовать возникновению ролевого диалога.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.

Словарная работа: пациент, регистратура, регистратор, фармацевт, окулист, педиатр.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений: А.Л.Барто «Мы с Тамарой», «Я лежу, болею…»; Г.П.Шалаева «Большая книга профессий»; С.Я.Маршак «Прививка»; Э.Э.Мошковская «Ангина»; К.Я.Чуковский «Айболит». Просмотр познавательных мультфильмов из серии: «Как правильно вести себя в поликлинике», «Если в доме больной». Тематические беседы: «Как я с мамой ходил на прием к врачу», «Как я болел». Дидактическая игра:  «Профессии». Рассматривание иллюстраций, фотографий, медицинских работников, медицинского оборудования. Игры – ситуации: «Посещение регистратуры», «Медицинская лаборатория», «Вызов врача на дом», «Покупка лекарств в аптеке». Беседы о работе: педиатра, регистратора, окулиста (офтальмолог), фармацевта. Рассматривание медицинских инструментов, препаратов. Изготовление атрибутов к игре: карточек для пациентов, рецептов. Создание развивающей среды. Книжки – раскраски «Больница».

Ход игры

Воспитатель: Ребята я для вас сегодня приготовила загадки, послушайте и отгадайте их:

1.

Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский… (Врач)

2.

Он скажет всем, когда больны,
Когда таблетки пить должны.
На нем рубаха из стекла,
И ртутный столб внутри всегда… (Градусник)

3.

В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь — …(Аптека)

4.

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты все в очках. (Окулист)

5.

В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы –
Отпускают лишь здоровых.
А каком домики говорится в загадке?

Дети: больница, поликлиника.

Воспитатель: правильно только в поликлинике помогут тем, кто болеет. (Звучит реклама по радио):

«А сейчас коротко о городских новостях. Сегодня в нашем городе открывается новая детская поликлиника. Это приятная новость для взрослых и детей. В поликлинике будут открыты современные кабинеты и аптечный пункт. Добро пожаловать!»

Воспитатель: Ребята, вы слышали? У нас открывается новая детская поликлиника! Но, вот проблема, в новой поликлинике совсем нет сотрудников. А вы хотите исправить положение в поликлинике? Но для этого нам нужно вспомнить, кто работает в поликлинике. А кто лечит детей?

Дети: педиатр, врач, доктор.

Воспитатель: Верно, педиатр. А еще, какие врачи лечат детей?

Дети: Окулист, ЛОР-врач, хирург.

Воспитатель: А кто помогает доктору?

Дети: Медсестры.

Воспитатель: Для новой поликлиники требуются: педиатр, окулист. Ребята, вы знаете как нужно вести себя в поликлинике?

Дети: Нельзя кричать, бегать, толкать людей, потому что они себя плохо чувствуют. Надо быть вежливыми.

Воспитатель: А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику?

Дети: Люди приходят в поликлинику, чтобы лечится.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы вспомним, что делаем, когда приходим в поликлинику. Сначала куда идем?

Дети: Сначала надо взять медицинскую карточку.

Воспитатель: Где мы берем медицинскую карточку?

Дети: В регистратуре.

Воспитатель: Правильно, для этого мы идем в регистратуру. Кто нас встречает в регистратуре?

Дети: Там сидит регистратор.

Воспитатель: А какие обязанности он выполняет?

Дети: Он спрашивает нашу фамилию, имя, домашний адрес и только тогда она выдаст нам нашу медицинскую карту.

Воспитатель: Еще регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. А что мы делаем потом?

Дети: Затем мы с медицинской картой идем в кабинет врача.

Воспитатель: Правильно. Что делает доктор?

Дети: Он спрашивает, что у нас болит, на что жалуетесь? Врач нас осматривает, назначает лечение, отправляет на анализы, выписывает лекарства.

Воспитатель: А где мы можем купить эти лекарства?

Дети: В аптеке.

Воспитатель: А кто работает в аптеке?

Дети: В аптеке работает фармацевт, он продает лекарства по рецепту врача.

Воспитатель: Правильно, ребята, фармацевт продает лекарства.

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде чем начнем игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть регистратором? (пусть будет … она очень вежливо общается с людьми). А фармацевт? (пусть будет … она очень хорошо отвечала). Кто хочет быть врачом-окулистом? (пусть будет … она очень трудолюбивая). Кто хочет быть врачом – педиатром? (она очень сильно любит детей). Еще нам нужны две медсестры, (пусть врачи сами выберут себе медсестер). Остальные дети будут пациентами.

Воспитатель: А я буду главным врачом и буду наблюдать за работой всех врачей и других работников поликлиники.

Воспитатель: «Начинаем прием»…

Дети по очереди подходит к регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Регистратор – ребенок выдает карточки (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на эмблемах у детей – пациентов, отвечает на звонки). Затем дети по очереди проходят к врачу. Санитарка

Сюжет в «Регистратуре»

Камилла Зар.: А кто последний, в регистратуру?

Кирилл: «Я последний».

Камилла Зар.: Хорошо, тогда я буду за вами.

Воспитатель: Ребята в регистратуре, мы получаем медицинскую карту. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».

Кирилл: Дайте нам, пожалуйста, медицинскую карту.

Регистратор Мария: Скажите вашу фамилию, адрес. Сейчас подождите. Вы к какому врачу пойдете? Возьмите пожалуйста.

Кирилл: К детскому педиатру. Спасибо.

Камилла Зар.: Здравствуйте, дайте, пожалуйста, нашу медицинскую карточку.

Регистратор Мария: Скажите вашу фамилию, адрес. А вы к какому врачу пойдете? Пожалуйста, возьмите.

Камилла Зар.: Мы пойдем к окулисту. Спасибо.

Сюжет у «Врача педиатра»

Воспитатель: Прием начинает врач-педиатр.

Пациенты проходят к кабинету врача.

Врач-педиатр Костя: Здравствуйте, проходите, садитесь. На что вы жалуетесь?

Кирилл: Здравствуйте, у моей дочки болит горло, сильный кашель.

Врач-педиатр Костя: Давайте вас посмотрим. Отройте рот, скажите «а-а-а» я посмотрю вас. Да, горлышко красное. Давайте послушаем, дышите не дышите. Еще медсестра Гульюзум Артуровна проверить вашу температуру.

Медсестра Гульюзум: Вот вам градусник. Осторожно держите.

Врач-педиатр Костя: Сейчас я вам напишу рецепт, а горлышко надо полоскать ромашкой. Лекарство купите в аптеке. Следующий раз придете через 3 дня.

Кирилл: Спасибо, доктор. До свидания.

Сюжет «Прием у окулиста»

Камилла Зар.: Нам можно? Здравствуйте.

Врач-окулист Самира: Здравствуйте. Да, конечно войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?

Камилла Зар.: У сына болит один глаз. Доктор видите, даже немного покраснел.

Врач-окулист Самира: Хорошо. Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.

Воспитатель: Костя не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Фонариком. Для того чтобы не ошибиться правильно поставить диагноз.

Медсестра имитирует проверку зрения.

Врач-окулист Самира: (проводит осморт) Медсестра Дилия Ильнаровна помогите проверить зрение.

Медсестра Дилия: Посмотрите, что здесь нарисовано, что здесь, а теперь закройте правый глаз, это что? А теперь левый глаз, это что?

Врач-окулист Самира: Глаз надо лечить, для этого вам необходимо купить капли для глаз. В течение дня глаза устают.

  • В помещении должно быть хорошие освещение.
  • За столом надо сидеть прямо.
  • Меньше смотреть телевизор.
  • Свет должен падать слева.
  • Делать зарядку для глаз.

Сейчас я вам выпишу рецепт. Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли, и очки. На повторный прием через 3 дня.

Камилла Зар.: Спасибо, доктор. До свидания.

Врач-окулист Самира: До свидания.

Сюжет «Аптека»

Воспитатель: Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.

Кирилл: Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, лекарства вот по этому рецепту.

Фармацевт – Лиза: Держите. С вас 12 рублей 50 копеек.

Кирилл: Вот возьмите.

Фармацевт – Лиза: Ваша сдача, лекарство, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рада вас видеть у нас в аптеке. До свидания.

Кирилл: До свидания.

Камилла Зар.: Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне капли для глаз и очки вот по этому рецепту.

Фармацевт – Лиза: Да конечно, подождите секундочку. Вот ваши капли. А очки надо проверить.

Камилла Зар.: Хорошо.

Фармацевт – Лиза: Так с вас 50 рублей.

Камилла Зар.: Возьмите, пожалуйста.

Фармацевт – Лиза: Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, ну вот и наступила конец рабочего дня, и наша поликлиника закрывается, а вместе с ней и аптека.

Но завтра поликлиника и аптека будут работать снова, и рады будут, видеть вас у себя. Вы можете прийти на прием к врачу завтра.

Воспитатель: Вам понравилась игра? А почему мы сегодня играли эту игру?

Дети: Потому что открылась поликлиника.

Воспитатель: А чем понравилась? А кто работал в поликлинике?

Дети: Педиатр, окулист, регистратор, фармацевт.

Воспитатель: Где больные покупали лекарства для лечения?

Дети: В аптеке.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли. Вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь вы стали здоровыми, веселыми, задорными. И главврач нашей поликлиники угощает вас витаминами, чтоб вы всегда были здоровы. До свидания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Собака из змейки пошаговая инструкция фото
  • Периндоприл инструкция по применению цена 8мг отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Настенные часы мерседес бенц инструкция на русском
  • Наушники беспроводные нокиа е3500 инструкция по применению
  • Мотоблок вейма 1000 n 6 инструкция по применению