Руководство сюжетно ролевой игрой детей в разных возрастных группах

1. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

   Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

   Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

   Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.

   Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

   Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.

   Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

   Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.

   Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.

   Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

   Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

   Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

—      Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

—      Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

—      Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

—      Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

—      Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

   В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.

Методы и приемы:

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Вторая младшая группа:

Обучение способам игрового отражения действительности:

— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

— поощрение

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа:

— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Приемы косвенного руководства.

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

— чтение художественных произведений, драматизация сказок

— наблюдение за играми других детей

-напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды

— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

— внесение в среду новой игрушки

— изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

— театрализованные игры

— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

— поощрение

— привлечение в игру малоактивных детей.

Старший дошкольный возраст:

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

2. Составление плана воспитательно-образовательной работы в группе (по выбору) на неделю развитию игровой деятельности.

День недели

Вид игры

Задачи

Методы и приёмы руководства

Понедельник:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Собери картинку»

  1. Подвижная игра «Затейники»

2. Подвижная игра «Карусель»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие.

— Формировать умение ориенти -роваться в пространстве.

— Учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу

— Учить детей использовать в игре свои знания и умения, связан -ные с приготов -лением пищи, сервировкой стола.

— Наглядная и словесная  беседа по картинке.

— Познакомить детей с правилами новой игры. Показ игровых действий.

— Рассказ воспи -тателя, как они играли,  когда была маленькой.

Беседа о взаимоотношениях в семье.

Вторник:

Утро

Прогулка

Вечер

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

  1. Подвижная игра «Школа мяча»
  1. Подвижная игра «Удочки»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

— Учить детей договариваться об условиях игры. Формировать умение использо -вать предметы – заместители

— Упражнять де -тей в набивании мяча правой и левой рукой на месте. Развивать крупную мотори-ку рук.

— учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте.

— Учить детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры.

— Наблюдение за работой медицинского работника. Рассматривание иллюстраций.

— Создать интерес к игре. Подготовить атрибуты. Рассказать правила.

Показать детям, как правильно приземляться на носки, полусог-нутые ноги.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов. Обсуждение игрового сюжета.

Среда:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Кто найдет – пусть возьмет»

  1. Спортивная игра «Баскетбол»
  1.  Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Сюжетно-ролевая игра  «Строители»

— Учить использо-вать в игре знания о том, из каких материалов сде-ланы различные предметы. Разви-вать связную речь, внимание.

— Упражнять детей в реакции на сигнал, действиям в команде.

— Развивать связную речь, слуховое восприя-тие, внимание.

— Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом. Использование разного строительного материала.

— Подготовить для игры предметы, сделанные из разных материалов. Беседа.

— Рассказ о баскетболе. Показ элементов игры.

— Учить детей поддерживать правильный ход игры.

— Чтение художественной литературы. Беседа о профессии.

Четверг:

Утро

Прогулка

Вечер

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

  1. Игра — эстафета «Платочек невидимка»
  1. Подвижная игра «Прятки»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

— Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Активизировать в речи соответст-вующие понятия.

— Учить быстро передавать платок. Развивать ловкость, быст-роту, внимание.

— Совершенство-вать умение ориентироваться в пространстве.

— Учить детей развивать сюжет на основе знаний, распределять роли.  Развивать умения

применять в игре знания о способах измерения.

— Загадывание загадок. Чтение литературы о временах года.

— Познакомить  с правилами игры, предложить рассказать, что должны делать участники в различных игровых ситуациях.

— Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов (сантиметр, нитки, ткани).  

Пятница:

Утро

Прогулка

Вечер

Настольно-печатная игра «Домино»

  1. Спортивная игра «Хоккей с мячем»
  1. Подвижная игра «Кольцебросы»

Сюжетно-ролевая игра «Пост ГИБДД»

— Развивать внимание, логическое мышление, речь.

— Учить детей играть на всей игровой пло-щадке. Развивать быстроту реакции.

— учить детей набрасывать кольца на колыш-ки, стараясь набросить как можно больше колец.

— Углубить знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Совершенствовать умения выполнять правила дорожного движения.

-Формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Создать хорошее настроение.

— Познакомить детей с правилами игры. Рассказать об истории её возникновения, о знаменитых спортсменах.

— Подготовить атрибуты. Поощрять упорство в достижении цели, выдержки.

— Обсуждение игрового сюжета. Загадывание загадок. Распределение ролей.

Библиография

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006
  3. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”.  М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
  4. Никитин Б.П. «Развивающие игры.», М.: Педагогика, 1981
  5. http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1074-kriterii-oczenivaniya-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры.  — М: Владос, 1999
  7.  Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И.,   Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.: Рад.Школа, 1982.
  8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного   возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных
группах

Изучением особенностей сюжетно — ролевой
игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский
Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова
Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это
игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает
окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

В игре воспитывается интерес и уважение к
труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не
только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит
побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Необходимыми элементами, обеспечивающими
интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных
качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при
этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений,
профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой
деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности
ребенка.

Итак, первое условие игры как
увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его
предметах
(об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях
реального мира
.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в
том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,
что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру.
Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры,
без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе
с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его
игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то,
что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В
содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону
поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения
человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный
характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть
различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и
та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание.
Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но
прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он
отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать,
так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия,
при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок
берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая
отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью –
главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой
действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял
человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль
взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в
такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений,
существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как
правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в
одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для
развития сюжетно-ролевых игр.

Особенности сюжетно-ролевых игр:

1.     Соблюдение
правил (правила вытекают из самой сути игры).

2.     Социальный
мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому
разобраться в системе взрослых отношений).

3.     В
сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от
действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как
будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания
всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла
чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра –
это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).

4.     В ходе
сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5.     В сюжетно ролевой
игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий
в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план,
последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые
образы).

6.     Развитие
речи.

Виды
сюжетно-ролевых игр:

1.    
Игры
на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх
большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают
то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2.    
Игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,
парикмахерская, больница, транспорт, завод..)

3.    
Игры
на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа
(герои войны, космические полеты)

4.    
Игры
на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и
«летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.

5.    
 «Режиссерские»
игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Действует он при этом и за себя и за куклу.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей
старшего дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более
высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен
знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой» обозначает в
педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и
приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими
игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением
.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых
ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она
становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты
комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее
развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более
сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости
от уровня развития игры на данном этапе.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед
воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики
игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива
и отдельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем
дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства
Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) –
не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение
ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства
обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения,
экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач,
беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению
игровых полей.

Создание условий для развития творческой
сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические
игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница»,
«Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и
игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в
прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и
атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для
изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии
с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события,
установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность
действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание
познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет,
подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на
замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения
действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми
способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Методика
применения сюжетно-ролевой игры:

1.    
Выбор
игры.

2.    
Педагогическая
разработка плана игры.

3.    
Ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка

4.    
Создание
воображаемой ситуации.

5.    
Распределение
ролей.

6.    
Начало
игры.

7.    
Сохранение
игровой ситуации.

8.    
Завершение
игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей младшей группы детского сада

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры
безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит
из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню,
Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются
(воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет
игрушечную посуду на воображаемую,  на палочки вместо ложек…

Основными задачами руководства играми в младшей группе
являются:

1.    
Развитие 
обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых
действий.

2.    
Развитие
и обогащение сюжетов игры.

3.    
Формирование
умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играмималышей
является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем
способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

По мере обогащения игры игровыми действиями,
возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны
помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это
способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы появляются коллективные игры,
что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и
содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым,
производственным сюжетом, а затем к играм,  в которых отображаются различные
общественные события и явления.

У детей средней группы часто одновременно возникают
несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает
детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к
углублению содержания других.

Воспитатель должен использовать разнообразные приемы
для организации совместной игры.

Сюжетно-ролевые
игры детей старшей группы детского сада

В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама
проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и
воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в
игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам
берет себе дополнительную.

Основная задача руководства играми старших
дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование
умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие
сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен
обогащать содержание игр.

Во всех группах воспитатель время о времени должен
предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а
старается лишь возбудить к ней интерес.

Сюжетно-ролевые
игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры – отражение отношений и
взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной.
Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.

В игре четко выделяются подготовительный этап:
распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление
игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру
увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие
требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает
недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают
и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых
группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких
случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в
сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может
оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими,
проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой
замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основная источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение правил.

  • Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

  • В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

  • В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.

  • В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.

  • Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)

  • Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)

  • Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)

  • Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.

  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол

В младших группах игрушки для сюжетно-ролевой игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.

В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.

Руководство игрой:

Косвенное руководство:

  • Обогащение знаний детей о жизни

  • Обновление игровых материалов

  • Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.

Прямые приемы руководства:

  • Ролевое участие в игре

  • Разъяснение

  • Участие в распределении ролей

  • Совет по ходу игры

  • Предложение новой темы игры

Методика применения сюжетно-ролевой игры.

        1. выбор игры (кратковременная или длительная)

        2. разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)

        3. ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка (в старшей и подготовительной группах)

        4. создание воображаемой ситуации.

        5. распределение ролей.

        6. начало игры (чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)

        7. сохранение игровой ситуации

        8. завершение игры .

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно –
ролевой игры в разновозрастных группах детского сада.

Цель:

Повысить педагогическую
компетентность воспитателей по организации и планированию сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

1. Актуализировать
теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в
развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы,
возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании
сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень
компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой
игры в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Теоретическая
    часть

Сюжетно-ролевая игра – это
основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Основной источник
сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и
сверстников.

Основная особенность
сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация
складывается из сюжета и ролей.

Основные особенности
сюжетно-ролевой игры:

  • Соблюдение
    правил.
  • Социальный
    мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых,
    самому разобраться в системе взрослых отношений.
  • В
    сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе игры
    происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры
    становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями
    постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о
    новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому
    мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
  • В
    сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети
    импровизируют, используют игрушки-заместители.
  • Развитие
    речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на
    бытовые сюжеты(дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место
    занимают игры с куклами.
  • Игры на
    производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,
     почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк,
    театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
  • Игры на героико-патриотические
    темы (космос)
  • Игры на темы
    литературных произведений, кино, телепередач.
  • «Режиссерские»
    игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные
    действия кукол.

Развитие сюжетной игры на
разных возрастных этапах

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия носят условный характер

Роль осуществляется, но не называется

Сюжет – цепочка из 2 действий.

Воображаемую ситуацию

удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер

Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных

 действий. Дети самостоятельно

 удерживают воображаемую

ситуацию. Роль воспитателя

второстепенна, направляет игру,

оказывает помощь, если игровой

сюжет не развивается.

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображение социальных функций
людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей
роли в течение всей игры

Цепочка игровых действий

соответствует реальной логике

 действий взрослых.

6-7 лет

Отображение в игре отношений между людьми.

Не только роли, но и замысел игры проговаривается детьми до ее
начала.

Сюжет держится на воображаемой

ситуации, действия разнообразны и

 соответствуют реальным отношениям

между людьми.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие
элементы:

— мотив;

— тема игры;

— сюжет игры;

— игровое действие;

— игровая роль;

— воображаемая ситуация;

— игровой материал.

Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры
мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие,
возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом
игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального,
вербального) с другими участниками игры.

Тема игры. Представляет собой ту область социальной
действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница»,
«магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих:
преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский
сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается
профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская»,
«магазин»).

Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в
определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут
самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты. Обязательным условием
развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений,
интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного
развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей
взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте
развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек,
используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и,
согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.

Методика применения
сюжетно-ролевой игры.

1.       выбор
игры (кратковременная или длительная)

2.       разработка
плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)

3.       ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка /в ст. и подг.гр./

4.       создание
воображаемой ситуации.

5.       распределение
ролей.

6.       начало
игры.(чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли
распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)

7.       сохранение
игровой ситуации

8.       завершение
игры.

При организации
 сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо чётко определить:

1. Замысел игры, постановка
игровых целей и задач.

2. Содержание игры(что
составляет основное содержание игры действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

3. Сюжет игры.

4. Выполнение роли и
взаимодействие детей в игре.

5. Игровые правила.

6.. Достижение результата
игры.

7. Особенности конфликтов в
игре.

8. Игровая среда.

9. Роль взрослого в
руководстве игрой.

Методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр
дошкольников на разных возрастных этапах.

  • Первая
    младшая группа. 
    Педагог в первом полугодии решает задачи
    формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и
    предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия
    ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым,
    организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных
    игровых действий.
  • Во втором
    полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения
    выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными
    игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством
    формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он
    разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.
  • Таким
    образом, уже на первом этапе организации игры носят двойной характер:
    совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой
    самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.
  • Во второй
    младшей группе 
    ребенок способен овладеть ролью. Ролевое
    поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного
    оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения.
    Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую
    роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений
    осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог,
    по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять
    игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения
    формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и
    обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия,
    направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое
    взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.
  • Задача
    педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало
    ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с
    игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в
    инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и
    развития разных ролей. Выделяются независимые(строитель, шофер, космонавт,
    пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для
    формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя
    взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные
    роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для
    разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет
    педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на
    друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых
    социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком,
    педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует
    внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на
    личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и
    репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге
    в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные
    ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель
    участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же
    эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа
    “Колобок”, “Репка”.
  • Таким
    образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким
    образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются
    сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение
    ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на
    сверстника).
  • Средняя
    группа. 
    Задача
    воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому
    поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в
    соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать
    новую роль для партнеров в ходе игры.
  • Это возможно
    при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных
    сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в
    непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного
    соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете
    должно быть больше, чем участников.
  • Играя с
    детьми, важно предоставить возможность каждому выполнять основную и
    сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При
    этом предполагаемых ролей в игре должно быть больше, чем играющих детей,
    чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу
    игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в
    процессе игры.
  • Педагог на
    этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в
    ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на
    ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной
    импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами
    стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные
    сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно
    взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с
    партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески
    используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с
    игрушками и предметами-заместителями.
  • Старший
    дошкольный возраст. 
    В этот период усиливается
    стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей
    стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей
    увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным
    сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить
    более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.
  • Сюжетосложение
    включает:
  • – умение
    ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие
    разнообразное тематическое содержание;
  • – быть
    ориентированным на партнеров-сверстников;
  • – обозначать
    свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
  • – умение
    комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в
    общем сюжете в процессе игры.
  • Совместная
    игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе
    освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать
    сюжетосложением Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают посредством
    метода “игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В
    игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к
    комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом
    придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для
    дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре
    дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию
    сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые
    замыслы.
  • Совместное
    придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных
    сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным
    преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию
    нового.
  • Для такой
    работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая
    смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий
    персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:

  • обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется
    главный герой;
  • – герой
    встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит
    испытание;
  • – герой
    получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый
    объект;
  • – герой
    обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и
    проходит основное испытание (сражается с противником);
  • – герой
    побеждает противника и получает искомый объект;
  • – герой
    возвращается домой и получает заслуженную награду.

Усложнение в  планировании задач  по обучению детей
дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Возрастная группа

Планируемые задачи

1
младшая

Сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной
игрушкой, предметом — заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3
действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу
действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником

2
младшая

Развивать
умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу»,
выполнять несколько взаимосвязанных  игровых действий (умыл и одел
куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм
со взрослыми и детьми.

средняя

Побуждать
включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать
несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре,
отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых
и детей

старшая

Развивать
умение организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на
выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки , предметы., распределять их
между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и
женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.

подготовительная

Формировать
умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры,
договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты., согласовывать
собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей;
договариваться,  обсуждать,  планировать действия всех играющих,
объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей

Рекомендации по подготовке
сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование
    сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и
    встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление
    письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг
    по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение
    экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за
    трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара,
    швеи и т.д.).
  6. Проведение
    бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок
    соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в
    уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание
    детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с
    детьми игра.
  10. Внесение
    новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка
    проблемных игровых задач.
  12. Посещение
    другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ
    воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение
    детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная
    профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение
    родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться
    впечатлениями.
  16. Составление
    детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё
    интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление
    рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с
    детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с
    детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение
    хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и
    поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование
    мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение
    детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Перечень сюжетно – ролевых игр в разновозрастных группах.

Младшие группы: Доктор, День рождение,
Шоферы, Семья, Угощение, Куклы, Поездка, Строители.

Средняя группа: Шоферы, Семья, Автобус,
Больница, Строители, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Театр.

Старшая группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Летчики, Парикмахерская, Полиция, Армия, Больница,
Зоопарк, Строители, Театр.

Подготовительная группа: Детский сад, Семья,
Школа, Путешествие, Магазин, Почта, Библиотека, Ателье, Пограничники,
Космонавты, Летчики, Парикмахерская, Армия, Больница, Зоопарк, Строители,
Гости, Театр.

  1. Практическая
    часть.

1. Вопросы для педагогов:

1.Творческий характер сюжетно-
ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

2.Многообразие и взаимосвязь
игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…(сюжет)
3. Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие
атрибутов)

4.Что является структурным
компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

5. Чаще всего в игре
ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

6. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-
ролевой игры…(мышление, воображение, память).


2.Педагогические ситуации

  1. Маша, Ваня и
    Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля», —
    говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», —
    запротестовали Маша и Кирилл.
    Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое
    правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие
    участники игры?
  1. Максим быстро
    взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» и пульт управления,
    и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные
    батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то
    сам и играй. Не будем с тобой играть», — сказали ребята.
    Вопросы: 
    Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно провести с
    детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
  1. Дети младшей
    группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания
    воспитателя.
    Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?


      4. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую
игрушку, но ни с одной не играет.

Вопросы: Как поступить воспитателю?

  1. Маша
    огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет,
    радуется,      цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом:
    ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль,
    что ребята не видели.

Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не
разрушая игру соседа?

  1. В детском
    саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг».

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?
Почему?

  1. Для игры в
    школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла
    себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда
    сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята,
    это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам
    нужно», — и положила все предметы перед детьми.

Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает
игра на формирование характера?

  1. Дима строит
    большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле
    себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину
    положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».

Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить
воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?


3. Работа в группах. 
Продумать сюжет и развитие игры «Повара» 
Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алябьева Е.А.
    Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, —
    128 с.
  2. Виноградова
    Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие
    /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  3. Гришина Г.Н.
    Любимые детские игры.- М.,1997
  4. Доронова
    Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие
     для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002,
    128 с.
  5. Игры
    дошкольника.- М., 1995
  6. Михайленко
    Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  7. Полякова М.Н.
    Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного
    возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада

Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада

Игры на героико-патриотические темы (космос)

Игры на героико-патриотические темы (космос)

Мотив игры . В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется

Мотив игры . В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется

Сюжет игры. 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Сюжет игры. 4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям

Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером

Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Усложнение в планировании задач по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?

Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диклофенак свечи инструкция по применению ректально для мужчин от простатита
  • Глицифоновая мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Скачать руководства по ремонту ховер н3
  • Станок рельсосверлильный стр 2д инструкция по применению
  • Скачать бесплатно неонатология национальное руководство скачать