Руководство структурным подразделением на судне

  • Просмотров: 82421

Общие положения

Командные пункты и боевые посты

Боевой номер

Корабельные расписания

Объявление тревог на корабле

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

боевые части:

службы:

— штурманская — БЧ-1;

— ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) — БЧ-2,

— минно-торпедная — БЧ-3;

— связи — БЧ-4;

— электромеханическая — БЧ-5,

— авиационная — БЧ-6;

— радиотехническая — БЧ-7;

— радиационной, химической и биологической защиты — Сл-Х;

— медицинская — Сл-М;

— снабжения — Сл-С.

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб — начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении: 

секретная часть, оркестр

– старшего помощника командира корабля; 

клуб и типография

– заместителя командира корабля по воспитательной работе; 

боцманская команда,
команда обслуживания авиационного оборудования

– помощника командира корабля.

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП, а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт — КП.

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста.

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) — принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава.

Боевой номер состоит из трех частей:

— первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

— вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

— третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра — порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

— первой боевой смене — 1, 5, 7;

— второй боевой смене — 2, 4, 8;

— третьей боевой смене — 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой смене: для обозначения боевых смен используются цифры:
до 9 человек 1, 2, 3
до 18 человек 1,5; 2,4; 3, 6
до 27 человек 1,5,7; 2,4,8; 3,6,9

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ 

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные.

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге. Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные ст.28 и ст.29 настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных — командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

— расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

— расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге — отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 — также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

— расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок — к бою, походу и погружению);

— расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

— расписание по борьбе за живучесть корабля;

— расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

— расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС — для надводных кораблей);

— расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

— расписание корабельной подрывной команды;

— расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках:

— расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

— расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях:

— расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

— расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

— расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

— расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

— расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

— расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

— расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

— расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

— расписание по буксировке со схемами буксировки;

— расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

— расписание по каютам и кубрикам для жилья;

— расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках:

— расписание по заряду аккумуляторных батарей;

— расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях:

— расписание по затемнению корабля;

— расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога», по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний.

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

— схема боевой организации корабля;

— схема повседневной организации корабля;

— корабельная боевая схема;

— нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

— перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях.

Корабельные боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля.

33. Для однотипных боевых кораблей серийной постройки Главный штаб Военно-Морского Флота разрабатывает и издает указанные в ст.28 и ст.29 настоящего устава корабельные расписания и сборники боевых инструкций в качестве типовых.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТРЕВОГ НА КОРАБЛЕ

 34. На кораблях объявляются следующие виды тревог:

а) «Боевая тревога»:

— для ведения боя;

— при фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога»:

— для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

— при проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

— для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

— при погрузке (выгрузке) боеприпасов;

— при выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

— для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях — по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» — при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» — при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» — при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.

Смотрите также

  • Вахтенная
    служба

Основными
расписаниями по организации службы на
судах являются:

  1. штатное
    расписание;

  2. расписание
    по заведованиям;

  3. расписание
    вахт и судовых работ;

  4. распорядок
    дня на судне;

  5. расписание
    по приборкам;

  6. расписание
    по тревогам.

В зависимости от
типа и назначения судна могут дополнительно
составляться и другие расписания. Все
расписания (за исключением штатного)
составляет 1 штурман (1 помощник командира),
а при его отсутствии в штате, капитан
совместно с механиком до сдачи судна в
эксплуатацию. Расписания утверждает
капитан судна. Суда (включая скоростные),
работающие менее суток, после работы
могут сдаваться под охрану ответственному
дежурному пункта ночного отстоя. Порядок
отстоя определяет судовладелец. Смена
вахт членов экипажа, находящихся у поста
управления, производится через равные
промежутки времени, но не более чем
через 4 часа. На самоходных и несамоходных
земснарядах и дноочистительных снарядах
лицам командного состава время несения
вахт и выполнения работ устанавливает
судовладелец, а рядовому составу
командир. Капитан шаланд, шаландировщиков,
и мотозавозней, шкиперы брандвахт и
барж и других судов, входящих в состав
караванов, по вопросам
производственно-технологической
деятельности подчиняются командиру
(сменному помощнику командира). Прием
на работу и освобождение от работы
членов экипажа (с последующим оформлением
в отделе кадров по месту приписки судна),
предоставление отгулов, объявление
поощрений, взысканий в период эксплуатации
судна оформляется приказами капитана.
Капитан имеет право в зависимости от
конкретных условий или особенностей
судна, а также штатного расписания
производить частичное перераспределение
обязанностей между отдельными членами
экипажа.

  • Вахтенный
    начальник

Вахтенный начальник
является старшим по всей вахтенной
службе судна и непосредственно подчиняется
капитану, а в его отсутствие 1 штурману.
В. х. несет ответственность (в пределах,
возложенных на него настоящим Уставом)
за надлежащее несение вахтенной службы,
безопасность судна, людей, сохранность
находящихся на судне груза и имущества,
а также за предотвращение загрязнения
природной среды. Распоряжения в. н. в
пределах его полномочий обязательны
для каждого члена судового экипажа, и
других лиц, находящихся на судне. На
судах, оборудованных радиотелефоном,
в. н. обязан соблюдать правила пользования
им и правила радиосвязи. При обнаружении
очага пожара, пробоины, при взрыве, а
также при падении человека за борт в.
н. обязан объявить тревогу. При заступлении
на вахту в. н. обязан: произвести обход
палубной части судна, убедиться в
правильности и исправности действия
выставленных навигационных огней и
сигналов, проверить в действии средства
внешней и внутрисудовой связи и
сигнализации (звуковой, визуальной, а
в дневное время и аварийной), УКВ
радиостанцию, ознакомиться с составом
вахты, принять доклады заступающих на
вахту и проинструктировать их, ознакомиться
с местом нахождения и состоянием судна,
окружающей обстановкой, прогнозами
погоды и штормовыми предупреждениями.
В. н. также обязан получить от сдающего
вахту сведения, связанные с обеспечением
безопасности судна его эксплутационной
деятельностью, в том числе сведения:

  1. о
    распоряжениях капитана по вахте;

  2. о
    балластировке и наличии воды в отсеках
    корпуса судна;

  3. о
    судовых и ремонтных работах (обратив
    особое внимание на работы, ведущиеся
    на открытых палубах, с забортной
    арматурой и с применением открытого
    огня).

При несении вахты
вахтенный начальник обязан:

  • вести
    наблюдение за состоянием судна и
    принимать меры по обеспечению безопасности
    судна, людей, груза;

  • обеспечивать
    постоянное наблюдение за состоянием
    погоды и окружающей

  • обстановкой;

  • обеспечивать
    производство замеров воды в льялах и
    сточных колодцах на ходу

  • каждую
    вахту, при стоянке на якоре и швартовах—не
    реже 2 раз в сутки, после удара корпусом
    о лед, причал и т. д., а также при ледовом
    сжатии—сразу же и до полной уверенности
    в отсутствии водотечности). В случае
    прибыли воды немедленно

  • докладывать
    капитану и давать задание откачивать
    ее. Когда из-за штормовых условий,
    обледенения и т. д. не представляется
    возможность произвести замеры, по
    распоряжению в. н. производят контрольные
    откачки.

  • при
    приеме людей на борт и при высадке людей
    с судна принимать меры, обеспечивающие
    их безопасность;

  • следить
    за сохранностью пломб и печатей на
    опечатанных трюмах и помещениях;

  • следить
    за находящимися у борта судна и
    подходящими к судну плавучими средствами,
    указывая им место стоянки у борта; при
    спуске на воду судовых плавсредств
    вести наблюдение за ними и принимать
    меры к своевременному подъему их на
    борт;

  • при
    необходимости обеспечивать готовность
    шлюпок к пуску, давать разрешение на
    их спуск и отход; принимать доклады от
    командиров шлюпок по возвращении их
    на судно;

  • обеспечивать
    на стоянке контроль за соблюдением
    требований безопасности труда пожарной
    безопасности членами экипажа, выполняющими
    работы по палубной части; при спуске
    на воду судовых плавсредств и работе
    за бортом судна следить за тем, чтобы
    лица, выполняющие эти работы, были в
    страховочных рабочих (спасательных)
    жилетах;

  • обеспечивать
    своевременное и точное выполнение
    требований общих и местных правил
    плавания, а также других правил и
    положений, касающихся безопасности;

  • распоряжаться
    подъемом и спуском Государственного
    и других флагов и вымпелов;

  • обеспечивать
    своевременное включение сигнальных
    огней, выставление знаков и сигналов,
    соответствующих местоположению,
    состоянию и назначению судна,
    контролировать их исправное действие,
    осуществлять связь судна с берегом и
    другими визуальными средствами и по
    УКВ радиосвязи;

  • в
    случае если у него возникнут какие-либо
    сомнения по ходу несения вахты или
    появиться необходимость в помощи, то
    доложить капитану и действовать по
    указанию последнего.

Обязанности на
ходовой вахте

При
заступлении на ходовую вахту, кроме
того, что было изложено выше в. н. обязан:

  • ознакомиться
    по карте и пособиям с навигационной
    обстановкой и условиями предстоящего
    района плавания;

  • убедиться
    в исправной работе технических средств
    судовождения;

  • проверить
    действие ДУ главными и вспомогательными
    двигателями, рулевого устройства,
    проверить показания приборов пульта
    управления;

  • при
    выполнении маневра передачу вахты не
    производить до момента, когда выполняемое
    действие будет полностью закончено;

  • убедиться,
    что его зрение адаптировалось к условиям
    видимости;

  • Заступая
    на ходовую вахту при плавании в море и
    на судоходных внутренних путях с
    применением методов морской навигации,
    вахтенный помощник капитана, что было
    изложено выше должен выполнять и знать
    а, также обязан:

  • выяснить
    действие преобладающих и предвычислительных
    приливов и течений на курс и скорость;

  • принять
    и проверить компасный курс, общую
    поправку компаса и другие элементы
    счисления; проверить предварительную
    прокладку на путевой карте и сличить
    показания компасов;

  • проверить
    согласование курсографа по курсу и
    времени и сделать отметку времени на
    ленте курсографа;

  • определить
    место судна сразу после приема вахты
    наиболее точным в данных условиях
    способом, а при плавании по счислению
    проверить счисление и прокладку за
    предыдущую вахту;

  • постоянно
    находиться на ходовом мостике (в рулевой
    рубке) и вести непрерывное наблюдение
    за окружающей обстановкой ( пребывание
    его в штурманской рубке допускается
    только на кратковременный срок для
    выполнения штурманских обязанностей);
    перед уходом с мостика убедиться, что
    на период своего отсутствия будут
    обеспечены надлежащее наблюдение за
    окружающей обстановкой и безопасностью
    плавания;

  • осуществлять
    управление судном (составом) при плавании
    по внутр. суд. путям;

  • опознавать
    все встречающиеся навигационные знаки;

  • контролировать
    работу технических средств судовождения
    и определять их поправки так часто, как
    это необходимо и возможно;

  • систематически
    следить за показаниями находящихся в
    рулевой рубке и на ходовом мостике
    контрольно-измерительных приборов;

  • по
    меньшей мере 1 раз за вахту проверять
    возможность нормального перехода с
    автоматического управления рулем на
    ручное; переход с автоматического
    управления на ручное и наоборот должен
    выполняться либо в. н. лично, либо под
    его непосредственным наблюдением;

  • после
    продолжительной работы ГД на
    установившемся режиме, перед подходом
    судна к гидротехническим сооружениям,
    причалам, рейдам, затруднительным
    участкам пути проверять действие ДУ
    ГД-ми, рулевого устройства, а также
    давление сжатого воздуха в пусковых и
    тифонных баллонах;

  • следить
    за надежностью крепления спасательных
    средств, грузовых стрел и кранов,
    палубных грузов и подвижных предметов
    на палубе, состоянием люковых закрытий;

  • в
    особо сложных условиях плавания
    (швартовные операции, прохождение шхер,
    каналов и узкостей, вход в портили или
    выход из порта, плавания во льдах, на
    мелководье, в условиях неудовлетворительной
    видимости, во время шторма и т. д.) и при
    маневровых режимах заблаговременно
    дать распоряжение в. м. подготовить к

  • действию
    все судовые технические средства,
    выполняющие функции дублирования, а
    затем проконтролировать исполнение
    этого распоряжения;

  • при
    ухудшении видимости или подходе к
    району с ограниченной видимостью
    заблаговременно доложить об этом
    капитану, включить РЛС и ходовые огни,
    уменьшить скорость, начать подачу
    звуковых, туманных сигналов,
    проинструктировать и выставить
    впередсмотрящего, перейти с автоматического
    на ручное управление рулем, предупредить
    в. м. о возможных реверсах, сверить
    показания часов, сделать отметку времени
    на ленте курсографа и в дальнейшем
    действовать по указанию капитана;

  • если
    особые обстоятельства (условия
    судоходства, перемещение отдельных
    судов, обнаружение неисправности
    навигационного оборудования или любой
    другой техники, неуверенность в
    правильности своих действий и т. д.)
    ставят под сомнение безопасность
    плавания, уменьшить скорость (или
    прекратить движение вовсе), доложить
    капитану и действовать по его указанию;

  • при
    плавании по в. с. п. информировать
    диспетчерский аппарат и встречные суда
    об обнаруженных изменениях условий
    судоходства, представляющих опасность
    для плавания судов;

  • при
    наличии лоцмана на борту продолжать
    контролировать место судна и его
    движение, а при сомнениях в действиях
    или намерениях лоцмана немедленно
    доложить капитану и принять меры
    предосторожности;

  • следить
    за точным удержанием судна на заданном
    курсе, вести счисление пути и исполнительную
    прокладку, определять место судна
    наиболее точными и подходящими к данным
    условиям способами и частотой,
    обеспечивающей обнаружение опасного
    сноса с проложенной линии пути, но не
    реже заданной капитаном;

  • каждый
    час и после каждого изменения курса
    сличать показания магнитного компаса
    и гирокомпаса; следить за согласованием
    репитеров с основным компасом;

  • с
    момента обнаружения другого судна,
    идущего на сближение, для расхождения
    с которым требуется принятие каких-либо
    мер, вести наблюдение за изменением
    пеленга и дистанции с целью определения
    элементов движения встречного судна;

  • в
    случаях, когда возникает затруднение
    в сохранении курса, если в рассчитанное
    время не обнаружен берег, навигационный
    знак или ожидаемые глубины, если
    неожиданно открылся берег, навигационный
    знак или произошло неожиданное изменение
    глубины, доложить капитану и действовать
    по его указанию;

  • при
    подходе к опасным для плавания районам
    заблаговременно предупредить капитана
    и в. м.; при плавании в этих районах
    пользоваться картой самого крупного
    масштаба, охватывающей район плавания
    и откорректированной на основе самой
    последней информации;

  • не
    изменять без разрешения капитана
    назначенный им курс, режим работы ГД,
    способ управления ими, а так же рулевым
    устройством, за исключением случаев
    внезапно обнаруженной опасности судну,
    людям или грузу; о характере опасности
    и своих действиях немедленно доложить
    капитану;

При отсутствии
постоянной вахты в м. о. и обнаружении
неисправности двигателей или других
механизмов для их устранения в. н. должен
вызвать соответствующих специалистов
(кроме вахтенных на мостике) или остановить
движение судна. В. н. не должен допускать
нахождения на посту управления посторонних
лиц и членов экипажа, не имеющих отношения
к управлению судном. В. н. не разрешается
заниматься каким-либо делом или принимать
на себя какие-либо обязанности, не
относящиеся к несению вахты. В.н. несмотря
на присутствие на ходовом мостике (в
рулевой рубке) капитана, продолжает
оставаться ответственным за выполнение
обязанностей по обеспечению безопасности
плавания, возложенных на него настоящим
Уставом, до тех пор, пока капитан
специально не сообщит ему о принятии
управления судном на себя.

Обязанности при
стоянке судна у причала

Если судно стоит
у причала, то вахтенный начальник обязан:

  • при
    заступлении на вахту получить от
    сдающего необходимые сведения об
    условиях стоянки ,ходе грузовых и
    балластных операций, местонахождения
    капитана, наличии на борту командного
    и рядового состава и других лиц, не
    входящих в состав экипажа, о глубине у
    причала, осадке судна, уровне и времени
    высокой и низкой воды, о состоянии
    швартовов, положении якоря (якорей) и
    количестве вытравленной якорь-цепи, а
    также сведения об особенностях стоянки,
    важных для безопасности судна, готовности
    ГД и возможности их использования в
    аварийной обстановке, наличии плавсредств
    у борта;

  • следить
    за состоянием глубин у борта судна, за
    надлежащим креплением и состоянием
    швартовных тросов и кранцев; следить,
    чтобы трап (сходни) были надежно
    закреплены, поручни установлены, леера
    натянуты и под трапом установлена
    предохранительная сетка (если она
    требуется), чтобы к трапа (сходни) был
    наготове спасательный круг с бросательным
    концом и обеспечено надлежащее освещение
    трапа;

  • при
    ухудшении погоды, а также при получении
    штормового предупреждения принять
    дополнительные меры к обеспечению
    безопасной стоянки судна и доложить
    капитану;

  • контролировать
    правильное использование судовых
    грузовых средств, обеспечивающих
    своевременное открытие и закрытие
    трюмов, грузовых люков, горловин и
    вентиляторов; следить, чтобы находящиеся
    у ватерлинии иллюминаторы были задраены;

  • контролировать
    (в помощь 2 штурману) ход выполнения
    грузовых работ в соответствии с правилами
    перегрузочных операций лил грузовым
    планом, обеспечивая правильность
    погрузки или выгрузки и размещения и
    крепления грузов на судне; не допускать
    загрузки сверх установленных норм;

  • следить
    за соблюдением правил пожарной
    безопасности при выполнении работ по
    корпусной части;

  • знать
    порядок вызова береговых спасательных
    и противопожарных средств и при
    необходимости обеспечивать их немедленный
    вызов;

  • руководить
    посадкой и высадкой пассажиров, не
    допуская нарушения норм пассажировместимости;

  • перед
    проворачиванием машин убедиться в том,
    что под кормой чисто, а во время
    проворачивания организовать наблюдение
    за швартовными тросами;

  • обеспечивать
    своевременную подготовку судна к
    швартовным операциям (уборка трапов,
    заваливание шлюпбалок, кранов, стрел
    и т. д.), быструю приемку (подачу) швартовов,
    правильное использование кранцевой
    защиты;

  • производить
    периодический обход и осмотр судна.
    Место нахождения в. н. Должно быть
    известно в. р. (матросу);

  • вести
    учет увольнения и возвращения с берега
    членов экипажа, а также учет посторонних
    лиц, находящихся на судне;

  • при
    возникновении опасности на берегу,
    вблизи судна или на рядом стоящем судне
    доложить об этом капитану и действовать
    по его распоряжению;

  • При
    уходе на берег (приходе с берега) капитана
    в. н. производит соответствующую запись
    в судовом журнале с указанием времени
    его убытия (прибытия).

Обязанности при
стоянке судна на якоре

Если судно стоит
на якоре, в. н. при заступлении на вахту,
несении и сдаче вахты обязан выполнять
требования подразделов “Обязанности
при стоянке судна у причала” и “Обязанности
на ходовой вахте” настоящего Устава
(исключая требования, относящиеся только
к движению судна). вахтенный начальник
также обязан:

  • при
    постановке на якорь определить место
    судна и в дальнейшем систематически
    его контролировать для своевременного
    обнаружения дрейфа с достаточной
    частотой (но не менее установленной
    капитаном, в случае если место определяется
    приемами морской навигации);

  • следить
    за соответствием длины вытравленной
    якорной цепи условиями стоянки, за ее
    натяжением и положением, а также за
    измерением уровня воды в месте якорной
    стоянки, не допуская осушки судна в
    случае сгона воды;

  • предупреждать
    опасное сближение с другими судами или
    навигационными опасностями при рыскании
    судна на якоре из-за действия ветра и
    течения;

  • следить
    за положением судов, находящихся
    поблизости; при обнаружении дрейфа
    судов, равно как и дрейфа своего судна
    или других опасностей, немедленно
    принимать надлежащие меры и докладывать
    о них капитану;

  • находиться
    на ходовом мостике (в рулевой рубке);
    при сходе с мостика для выполнения
    других обязанностей убедиться, что
    судну не грозит опасность и что на
    период своего отсутствия будет обеспечено
    надлежащее наблюдение за окружающей
    обстановкой.

  • Борьба
    за живучесть судна

Организация
обеспечения живучести судна должна
предусматривать:

  1. Постоянное
    наличие на борту необходимого количества
    экипажа, способного обеспечить
    борьбу за живучесть судна.

  2. Подготовку
    экипажа к борьбе за живучесть

  3. Постоянное
    поддержание судна, технических средств
    и снабжения в соответствии с требованиями,
    обеспечивающими безопасность судна
    и его мореходность.

  4. Постоянную
    готовность средств борьбы за живучесть
    судна.

  5. Аварийно-спасательное
    и противопожарное снабжение и инвентарь
    должны быть расписаны в заведование
    лицам судового экипажа.

Таблица Расписание
по заведованиям

Должность

Палуба

Машина

КС/I пом. мех.

Общее руководство

Механическая и
электрическая часть.

Механик / I
штурман

Корпус, палуба,
надстройка, бытовые и служебные
помещения, якорное, буксирное, швартовое
устройство, водяная и противопожарная
система, бытовая техника, аварийное,
пожарное, шкиперское снаряжение.

Главные двигатели,
рулевой комплекс. Вспомогательные
ДГ, компрессора, воздухохранители,
арматура и трубопроводы с приборами.

II помощник
механика-II

штурман.

Навигационные
карты и штурманские инструменты.
Средства визуального наблюдения.
Грузовые, путевые документы,

Котлы КОАВ-63,
брашпиль, шлюпочная лебедка, система
водоснабжения, сточно-фановая и
отопления.

Рулевой-моторист
№1

Пожарные рукава
и стволы по машине, внутри помещений
и главной палубе.

Правый ГД,
топливоперекачивающий насос, верстак
инструмент, пожарный насос, котел
КОАВ-63

Рулевой-моторист
№2

Пожарные рукава
и стволы на тентовых палубах,
пеногенераторы эжектор, спасательная
шлюпка, буксирная лебедка

Левый ГД,
преобразователь, трюмный насос,
компрессоры с баллонами.

Рулевой моторист
№3

Огнетушители
углекислотные и пенные, пожарная кошма
и песок, аварийный материал и инструмент,

ДГ, насос забортной
воды, гидрофор, осушительный насос,
санитарный насос.

Повар

Камбузное
имущество, холодильники и кипятильник.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПМ.03 Организация работы структурного подразделения (аннотация)

Рабочая программа профессионального модуля является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.05   Эксплуатация судовых энергетических установок

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Организация работы структурного подразделения

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Планировать работу структурного подразделения.
  2. Руководить работой структурного подразделения.
  3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня, дополнительного профессионального образования по специальности, при освоении профессий рабочих в рамках специальности СПО 26.02.05   Эксплуатация судовых энергетических установок.

   С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями

обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • в планировании и организации работы структурного подразделения на основе знания психологии личности и коллектива;
  • в руководстве структурным подразделением;
  • контроля качества выполняемых работ;
  • оформления технической документации организации и планирования работ;
  • анализа процесса и результатов деятельности подразделения с применением современных информационных технологий;

уметь:

  • рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
  • рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, характеризующие эффективность выполняемых работ;
  • планировать работу исполнителей;
  • инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;
  • принимать и реализовывать управленческие решения;
  • мотивировать работников на решение производственных задач;
  • управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
  • обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии;
  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
  • использовать необходимые нормативно-правовые документы;

Знать:

  • современные технологии управления подразделением организации;
  • — основы организации и планирования деятельности подразделения;
  • принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;
  • характер взаимодействия с другими подразделениями;
  • функциональные обязанности работников и руководителей;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • основы конфликтологии;
  • основные производственные показатели работы организации отрасли и ее структурных подразделений;
  • методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;
  • виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;
  • методы оценивания качества выполняемых работ;
  • деловой этикет;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • методы осуществления мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Содержание профессионального модуля:

МДК 03.01 Основы управления структурным подразделением.

Раздел 1. Планирование, организация и руководство работой структурного подразделения.

Тема 1.1. Организация работы структурного подразделения.

Тема 1.2. Планирование работы структурного подразделения.

Тема 1.3. Управление коллективом.

Раздел 2. Психология общения.

Тема 2.1. Этика и эстетика.

Тема 2.2. Психология общения.

Раздел 3. Анализ результатов деятельности структурного подразделения.

Тема 3.1. Организация производственного и технологического процесса.

Тема 3.2. Организация и нормирование труда.

Тема 3.3. Основные показатели деятельности предприятий водного транспорта.

Раздел 4. Нормативно-правовое регулирование в области руководства структурным подразделением.

Тема 4.1. Правовые основы организации работы структурного подразделения.

Тема 4.2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений.

Тема 4.3. Нормативно-правовые документы при трудоустройстве.

Тема 4.4. Дисциплинарная и материальная ответственность работника.

Тема 4.5. Защита и сохранение водной среды.

Производственная практика.

Программа профессионального модуля ПМ.03 Организация работы структурного подразделения соответствует требованиям ФГОС и предусматривает:

всего –372 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 300 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 200 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося – 100 часов;

учебной и производственной практики – 72 часа.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК.3.1 Планировать работу структурного подразделения.
  • качество составления плана работ;
  • качество составления плана оснащения рабочего места инструментом, приборами, материалами, технической документацией;
  • качество составления технологических карт по организации работ;
  • составление плана обучения персонала на рабочем месте;
  • точность и грамотность оформления технологической документации.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных и практических занятий, контрольных работ.Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю с учётом теоретической и практической подготовки.
ПК.3.2. Руководить работой структурного подразделения.
  • организация безопасного несения машинной вахты в соответствии с нормативно-правовыми документами;
  • проведение инструктажа на рабочем месте;
  • понимание методов управления конфликтами;
  • индивидуальная работа с персоналом
Текущий контроль в форме защиты лабораторных и практических занятий, контрольных работ.Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.
3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
  • представление о процедуре оценки эффективности управления персоналом;
  • расчет затрат на персонал;
  • составление схемы, связанной с затратами и результатами труда;
  • понятие о показателях эффективности управления персоналом;
  • точность и грамотность оформления технологической документации, формуляров и вахтенных журналов.
Текущий контроль в форме защиты лабораторных и практических занятий, контрольных работ.Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацикловир цена таблетки 500 мг инструкция
  • Пример диаграммы с инструкцией построения диаграммы
  • Зарядное устройство макита dc18rc инструкция сколько заряжать аккумулятор
  • Термодат 13кх3 руководство по эксплуатации
  • Инструкция к лампе с датчиком движения