Руководство страны при петре 1

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Предложить статью

Петр I как реформатор государственного управления

Петр I являлся представителем династии Романовых. Он был провозглашен последним Царем Всея Руси в 1682 году в десятилетнем возрасте, спустя семь лет взял на себя самостоятельное управление государством российским. Петр I стал первым Императором Всероссийским, которым был провозглашен в 1721 году. До 1696 года соправителем Петра I выступал его брат Иван, но на формальной основе. Петр I находился во главе российского государства в течение 42 лет.

Для Петра I были характерны увлечение заграничным образом жизни, высокий интерес к наукам. С намерением почерпнуть иностранный опыт управления государством, промышленностью, флотом и иными сферами Петр I совершил длительную поездку по странам Западной Европы, результатом которой стало проведения масштабных реформ российской системы государственного управления и общественного уклада. К числу важнейших достижений Петра I относится решение задачи расширения российской территории, позволившее ему провозгласить себя императором.

Современники описывают Петра I как сметливого, сноровистого, веселого, прямолинейного человека, способного на проявление жестокости.

К числу заслуг Петра I относят реформу государственного управления, проведение преобразований в армии, создание военного флота, осуществление реформы церковного управления, осуществление финансовой реформы, мер развития промышленности и торговой сферы.

Значительное внимание Петр I уделял борьбе с устаревшим образом жизни, старался приобщить дворянство к образованию и светской культуре. Петр I понимал значение просвещения, поэтому в период его правления было многое сделано для развития науки и образования.

Реформы государственного управления, реализованные Петром I

Петр I осуществил коренную перестройку всей системы государственного управления в стране. Одним из наиболее значимых изменений являлась смена Боярской думы 1699 года Ближней канцелярией, состоящей из восьми доверенных лиц государя, называемых Петром первым «конзилией министров». Данный орган выступил предшественником Сената 1711 года, сосредотачивающего в себе административно-управленческую, иногда законодательную и судебную власти. Сенаторами обсуждались государственные дела и осуществлялось коллегиальное принятие решений.

«Государственное управление при Петре I» 👇

Также в 1711 году было осуществлено введение должностей фискалов в центре и на местах, полномочия которых предполагали осуществление контроля деятельности государственной администрации, выявление фактов несоблюдения, нарушения указов, взяточничества и казнокрадства, донесение информации о выявленных случаях государю и Сенату. В отношении представителей данных органов предусматривались многообразные поощрения, освобождение от податей, подсудности местным властям и ответственности за ложные доносы.

На Сенат возлагалось руководство всеми учреждениями государства, однако деятельность самого Сената также контролировалось. Начиная с 1715 года контроль Сената возложен на генерала-ревизора, в последствии на сенатского обер-секретаря, с 1722 года на генерал-прокурора и обер-прокурора. Кроме того, должности прокуроров, осуществляющих контроль, имелись и в других государственных учреждениях. На контролирующее лицо вас возлагалась обязанность контроля не только процесса принятия решений, но и их исполнения. Генерал, осуществляющий контроль Сената, мог приостанавливать незаконные постановления Сената и опротестовывать их. Лица, контролирующие Сенат, находились в прямом подчинении государя.

В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, в соответствии с которым присутствие каждой коллегии включало в себя такие должности как президент, вице-президент, четыре единицы советников и четыре единицы асессоров. Заседание присутствия осуществлялась ежедневно. Коллегии находились в подчинении Сената. Самим коллегиям подчинялись местные учреждения. Коллегии пришли на смену десяткам старых приказов. Их численность по сравнению с приказами сократилось до 11. В отношении коллегий устанавливалось строгое разделение функций.

В число коллегий входили следующие:

  • иностранная коллегия, ведавшая иностранными делами;
  • военная и адмиралтейская коллегии, осуществляющие руководство армией и флотом соответственно;
  • юстиц-коллегия, осуществляющая руководство судебными делами;
  • штатс-контор-коллегия, осуществляющая контроль государственных расходов;
  • камер-коллегия, контролирующая государственные доходы;
  • ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расходование казенных средств;
  • коммерц-коллегия, контролирующая торговую сферу;
  • берг-мануфактур-коллегия, осуществляющая управление легкой и металлургической промышленностью, и так далее.

Замечание 1

Коллегии объединили в себя множество ранее действовавших приказов, например, юстиц-коллегия осуществляла функции семи приказов.

Наряду с коллегами действовало несколько учреждений, по существу выполнявших аналогичную роль. Примером такого учреждения являлся Синод, в ведении которого находилось управление церковными имениями и делами. Особой формой коллегии являлся Главный магистрат, управляющий городами, на Преображенский приказ, как и прежде, возлагались функции политического сыска.

Еще одним значимым направлением государственного переустройства при Петре I стало изменение территориального деления государства. В 1708 году Петром I было выделено в восемь губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская, далее – Воронежская. Во главе каждой губернии находился губернатор, объединяющий в себе административную, полицейскую, судебную и финансовую власть. В 1719 году Петр I увеличил число губерний до 11 и разделил страну на более мелкие территориальные единицы – 50 провинций, которые, в свою очередь, разделялись на дистрикты.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Петр I (Великий) родился 30 мая 1672 г. (по старому стилю). Он был 14-м по счету ребенком царя Алексея Михайловича, однако первенцем в браке с Натальей Нарышкиной, которая была его второй женой. В первом браке царя выжило только 8 детей из 13-ти – 2 сына и 6 дочерей. У старшего его сына Федора были больные ноги, у младшего Ивана – умственная отсталость. Что касается дочерей, то у них болезней не было, однако по существующим в государстве традициям править страной они не могли.

Противостояние Милославских и Нарышкиных

Из-за второго брака Алексея Михайловича политическая стабильность внутри государства в значительной степени ослабилась по причине неприязни семьи Милославских, являвшихся родственниками первой жены государя, к семье Нарышкиных, и их нежелания отказываться от всех имеющихся привилегий, полученных ранее.

В 1676 г. царь внезапно скончался от сердечного приступа. К власти пришел его старший сын Федор, его правление продлилось 6 лет. За это период положение Милославских в значительной степени упрочнилось, однако и позиция Нарышкиных было крепкой, так как следующим реальным кандидатом на власть был Петр.

Стабильность политики государства внезапно изменилось после того, как Федор Алексеевич скончался, не оставив после себя наследников. Высшее духовенство и Боярская дума не считали, что Иван сможет стать царем из-за его умственных способностей. По этой причине как кандидат он был отклонен. Именно тогда царем стал Петр, которому на тот момент было всего 9 лет.

Как уже указывалось выше, Федор Алексеевич страдал от тяжелого заболевания, по этой причине его власть была символической. Фактически государством управляли приближенные царя, что позволяет подчеркнуть влиятельность Милославских в тот период времени. Царица Наталья Нарышкина с маленьким Петром были сосланы в село Преображенское. От Милославских также страдали близкие царицы, нередко подвергались расправам.

Несмотря на это нельзя не обратить внимание на полезные дела семьи Милославских. Среди них:

  • всеобщая перепись населения, осуществленная в 1678 г.;
  • введение подворного обложения;
  • отказ от жестоких наказаний (к примеру, от четвертования) в пользу ссылки в Сибирь;
  • сожжение разрядных книг, произошедшее в 1682 г., благодаря чему началось упразднение местничества и произошел отказ от практики назначения на государственные должности дворян и бояр по заслугам их предков, а не исходя из личностных характеристик.

В связи с плохим самочувствием государь Федор достаточно часто пропускал деловые совещания, которые вместо него посещала его сестра Софья Алексеевна (1657–1704).

Софья, получив понимание того, как обстоят дела в политической сфере страны, попыталась изменить ситуацию и обратить ее в свою пользу. Для этого ей потребовались стрельцы. В их кругах ходили слухи о том, что семья Нарышкиных отравила государя и следующим ее шагом будет убийство царевича Ивана. В Москве развернулся крупный бунт (май 1682 г.), который впоследствии стали называть «стрелецким». Его итогом стало то, что Нарышкины на несколько лет потеряли свой авторитет в глазах народа (тогда некоторые члены клана и вовсе прекратили свое существование). В результате был поспешно созван Земский собор, который объявил, что отныне государством вместе будут править двое царей – Иван и Петр, но с условием преобладания Ивана, как старшего брата (26 мая). Только к осени у Софьи получилось полностью ликвидировать последствия весеннего бунта. Тогда были подавлены последние бунтовщики, а их лидер – Хованский – подвержен смертельному наказанию.

Нахождение у власти Софьи

В связи с тем, что и Иван и Петр не были совершеннолетними, фактически править страной стала Софья.

Ее главной поддержкой были князь В. В. Голицын, начальник «Посольского приказа», и думный дьяк Ф. Шакловитый, начальник «Стрельцового приказа».

За период, пока у власти находилась Софьи (1682–1689 гг.), произошло следующее:

  • русские отряды сумели достичь берегов Тихого океана;
  • между Россией и Китаем был заключен Нерчинский договор в качестве превентивных мер, направленных на предупреждение возможного конфликта в акватории Амура (1689 г.);
  • между Россией и Польшей был подписан Андрусовский договор, по условиям которого Польша «уступила» Киев России, так как не имела возможности параллельно вести войну и с Россией, и с Турцией. Кроме того, Польша де-факто приняла присоединение к Москве определенных украинских земель; за это Россия должна была инициировать военные действия, направленные на Крымское ханство.

Ф. Шакловитый в 1689 г. опять попытался поднять стрельцов на защиту Софьи, однако, не найдя поддержки, он предпринял попытку убийства Петра и его матери. Попытка была безуспешной, заговор раскрылся, а инициаторы наказаны смертью. Софья была отрешена от управления государством и сослана в Новодевичий монастырь (без пострига). В 1698 г., когда Петра не было в стране, Софья снова устроила стрелецкий бунт, который был подавлен войсками, остававшимися верными Петру.

По результатам расследования причин данного бунта было подвержено казни большое количество стрельцов, а именно 1182 человека. После своего возвращения из-за границы Петр отдал приказ о расформировании стрелецкого войска. В конечном итоге Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны в Новодевичьем монастыре. 3 июля 1704 г. она скончалась в его стенах.

В конце XVII в. до начала реформаторской деятельности Петра Россия была огромной территорией, которая по мнению посещавших ее иностранцев не походила на страны Запада.  Многие из них и вовсе считали Россию «полудикой» и отсталой. К примеру, такое мнение имели Патрик Гордон и Франц Лефорт, которые на протяжении долгого времени проживали на территории страны.

Такое виденье страны было обусловлено достаточно медленным процессом преодоления разрухи, оставшейся после Смутного времени. Сильно на развитие страны воздействовали и внутренние факторы, которые являются специфическими для Российских земель (социальные, природно-географические). Среди них следует отметить суровость климата, относительно небольшая численность населения, отрезанность от внешних торговых путей. Государство было окружено врагами по крайней мере с 3-х сторон, в связи с чем оно сосредоточивать большое количество сил на обороне. Именно этим обусловлена тенденция к превращению всех сословий в слуг царя, к развитию крепостничества.

Также следует отметить внешние факторы: из-за неимения у страны выходов к морям в значительной степени затруднялись не только торговые, но и политические связи с европейскими государствами. Черное и Балтийское моря были вне доступа по причине недружественной политики Османской империи и Швеции. Единственным вариантом был Архангельск – порт на Белом море, который значительную часть года находится подо льдом. Кроме того, большим его минусом являлось то, что путь туда из Западной Европы вдвое длиннее, чем в балтийские порты.

Замечание 1

Сегодня существует лишь одна версия открытия северного направления торгово-экономических связей России со странами Запада. Данная версия основана на случае, произошедшем с английской экспедицией в процессе поиска пути в Индию через Ледовитый океан. Спустя время по данному пути пошли также купцы-мореходы из Голландии. В 1580-е гг. был возведен архангельский порт на берегу Белого моря, с которого началось развитие города Архангельска.

Реформаторская деятельность Петра I

Для начала реформаторской деятельности Петру требовался особый импульс. Исходя из имеющихся в российской исторической науке свидетельств, практически все знаменательные перестройки в стране начинались сверху. Исследователь С. М. Соловьев был убежден, что величие Петра заключается в том, что, пусть пытками и батогами, но он заставил жителей России перенять у западных стран зачатки европейских навыков управления. Так, ему удалось в кратчайшие сроки «перекроить» Российское государство по европейским примерам.

Не вызывает сомнения тот факт, что Петр I был персоной исторического масштаба, при этом весьма сложной и противоречивой фигурой. Он обладал такими качествами, как любознательность, трудолюбие, энергичность, пытливость ума. Кроме того, у него было большое количество знаний из разных областей науки, техники, военного искусства, не имея при этом специального образования.

Большинство ученых сходятся во мнении, что вся его деятельность была обращена на благо государства (хотя и не всегда была целесообразной), а не была продиктована какими-либо личными мотивами. Многие черты характера Петра являлись отражением времени, в котором он жил. Среди них выделяются чрезмерное стремление к власти, подозрительность, жестокость. По рассказам современников государя, ему доставляли удовольствие сравнения с Иваном Грозным. Если ему требовалось достичь какой-либо цели, он считал допустимым использовать абсолютно любые средства, был не просто жесток к людям (к примеру, самостоятельно отрубал головы стрельцам в 1698 г.), но считал людей средством достижения блага государства.

За тот период, пока Петр I находился у власти, налоги стали втрое больше и не менее чем на 15% сократилось население. Для достижения целей он использовал такие средства, как слежка, пытки, поощрение доносов.  Он искренне верил в то, что благо государство стоит пренебрежения нормами морали.

После прихода к реальной единоличной власти в 1689 г., Петр I получил в наследие систему государственного управления (с Боярской думой и приказами), однако постепенно в ходе укрепления самодержавия значимость Думы снижалась, а в начале XVIII в. и вовсе сошло на нет. Функции Думы перешли к «консилии министров» – совету высших чиновников госучреждений. В деятельности данного органа уже имелись некоторые признаки бюрократизации управления: появился режим работы, обязанности начали четко распределяться между должностными лицами, делопроизводство обрело регламентацию.

Второй этап развития государственного управления начался с учреждения Сената, произошедшего в 1711 г.: был реализован переход от приказной системы к коллегиальной, являвшейся более прогрессивной. Так, именно во время правления Петра I в развитии системы государственного управления произошел революционный скачок.

Изначально в составе Сената было всего 9 человек. Данный орган просуществовал больше многих других органов, которые были учреждены Петром Великим. 2 марта 1711 г. царем был подписан Указ, которым предписывалось выполнение абсолютно всех распоряжений Сената, будто они исходили от самого царя. Вместе с сотворением Сената произошла ликвидация «Разрядного приказа», чьи дела передавались разрядному столу Сената.

Указ 1718 г. расширил функции Сената, в его состав были включены президенты коллегий, имевшие право выносить на повестку дня актуальные вопросы; если же случались какие-либо глобальные кризисные ситуации (эпидемии, войны) в Сенат могли обращаться воеводы и губернаторы. В 1722 г. Петром был издал новый указ, который в еще большей степени повышал статус Сената и трансформировал его в верховную коллегию государства. Кроме того, данный орган получал права верховного арбитра при решении наиболее трудных вопросов и проблем, а также права высшей инстанции при решении дел гражданского судопроизводства.

Тогда же возникли новые должности, такие как:

  • генерал-прокурор, деятельность которого заключалась в контроле Сената и руководстве его канцелярией;
  • генерал-рекетмейстер, занимавшийся приемом челобитных на имя царя (императора), в которых содержались жалобы на волокиту и незаконные решения канцелярий и коллегий;
  • герольдмейстер, который руководил одноименной конторой и занимался учетом дворян, регистрацией чинов и званий, составлением гербов, созданием и дальнейшей координацией деятельности учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий».

Первый Сенат в России являлся коллегиальным законодательным органом, он должен был заниматься разработкой новых законом, контролем за движением финансов в государстве, за деятельностью административных органов, из которых главными пока были только приказы.

Учреждение коллегий и иные нововведения

К концу XVII в. уже сложилось понимание недостатков приказного управления, и по этой причине царь начал постепенно передавать функции приказов новым канцеляриям. Некоторые из них и вовсе подлежали ликвидации.

Исходя из записей биографов Петра Великого, еще в 1712 г. он начал размышлять о формировании в России качественно новой системы управления. Все началось с проекта коллегии по делам внешней торговли. Однако в те времена данную идею на практике реализовать не удалось.

В 1715 г. царь отдал распоряжение своим чиновникам собрать всевозможные сведения об устройстве государственного аппарата Франции, Дании и Швеции, и уже в этом году начало свою деятельность первое учреждение трансформируемой системы госуправления – коммерц-коллегия. Спустя 3 года Петр реализовал вторую часть данной реформы, и тогда были одновременно учреждены 8 новых коллегий. Некоторые из них спустя время были упразднены, а иные, напротив, расширились. В 1725 г. в государстве насчитывалось 11 коллегий, из которых наибольшую значимость имели Иностранная, Военная и Адмиралтейская.

Реформой 1718–1720 гг. были полностью упразднены большинство приказов и введены коллегии, в чьем ведомстве оказались конкретные отрасли экономики (рисунок 1).

Учреждение коллегий и иные нововведения

Рисунок 1. Организационная структура системы управления при Петре I

Так, исходя из реестра коллегий, который был принят в 1718 г., на место 44 приказов пришли коллегии. В 1720 г. произошло утверждение генерального регламента коллегий, исходя из которого в каждом учреждении был президент, который назначался Сенатом и утверждался государем, вице-президент, советники (4–5 человек) и асессоры (4 человека).

В зоне ответственности Иностранной коллегии находились внешние связи государства, Военной –сухопутные войска, Адмиралтейской – флот.

За финансы отвечали следующие 3 коллегии:  

  • Камер-коллегия (поступление доходов),
  • Штатс-коллегия (распределением расходов),
  • Ревизион-коллегия (общий контроль финансов).

Вотчинная коллегия получила в наследство функции «Поместного приказа», поэтому занималась решением вопросов, которые касались владения землей и крепостничества, а также розыска беглых крестьян.

Мануфактур-коллегия отвечала за контроль предприятий легкой промышленности (суконных, полотняных, кожевенных мануфактур).

В ведомстве Берг-коллегии находилась горно-металлургическая промышленность, Коммерц-коллегии – торговля (как внутренняя, так и внешняя), Юстиц-коллегии – судебная система.

Главный магистрат, который управлял городами, также вел свою деятельность на правах коллегии.

Берг- и Мануфактур-коллегии обладали исключительными правами. Они могли давать разрешение на открытие мануфактур (заводов), определять цены на товары, осуществлять административную и судебную власть над собственниками и работниками мануфактур. Кроме того, у них было монопольное право на приобретение продукции мануфактур.

В 1721 г. был создан Святейший синод (первоначально должен был называться Духовной коллегией. После его создания должность патриарха была отменена, однако при данной коллегии открылась патриаршая кафедра. Руководил Синодом государственный чиновник-обер-прокурор. Тогда церковь стала одним из элементов системы государственного управления окончательно.

Что касается структуры и функции коллегий, то они были детально отражены в Генеральном регламенте, а также в ведомственных регламентах. Всего известно 12 вариантов генерального регламента; на 10 вариантах из 12-ти были замечания самого Петра Великого. Согласно данным регламентам, под учетом и контролем должна была находиться вся документация. Этим было положено начало созданию современного делопроизводства.

В отличие от приказов, где многие вопросы решались единолично, в коллегиях решения принимались совместно путем голосования, благодаря чему вероятность давления вышестоящих чиновников на обычных сотрудников была исключена. Если количество голосов оказывалось равным, побеждал вариант, за который проголосовал президент коллегии.

Делопроизводством занимались секретарь, нотариус, актуариус, регистратор и копиист-переписчик.

Петр I большое количество внимания уделял формированию собственной промышленности, ограждая отечественные товары от конкуренции с европейской продукции. По своему качеству российская продукция еще уступала зарубежной, исходя из этого царь ввел запрет на ввоз в страну товаров, которые уже выпускали в России. К примеру, в 1724 г., с европейской продукции, которая в достаточном количестве производилась внутри страны, взималась семидесятипроцентная пошлина. Такой же процент взимался и со стоимости необработанного сырья, вывозимого за пределы страны. Благодаря данным мерам российские предприниматели находились под защитой, а отечественное производство развивалось.

Замечание 2

В 1726 г. второй женой Петра Великого Екатериной I (до замужества – Марта Скавронская) был создан Верховный тайный совет, который занимался координацией внешней и внутренней политики государства. В подчинении данного органа находились Сенат, Синод, главные коллегии (Иностранная, Военная Адмиралтейская,), «Преображенский приказ». В 1730 г. он был упразднен внучкой Алексея Михайловича Анной Ивановной (1730– 1741 гг.), а вместо него был создан Кабинет министров, имевший меньше полномочий. Данный орган, в свою очередь, ликвидировала дочь Екатерины и Петра Елизавета Петровна, затем она возродила Сенат как высший государственный орган.

А) Центральное
управление: Сенат, Коллегии, Синод.

Как было указано
выше, перестройка Петром I деятельности
правительственной машины основывалась
на принципах коллегиальности,
профессионализма, государственного
надзора и контроля
.

Правительственный
Сенат

В 1711 г. (22 февраля)
был учрежден Сенат. Сначала он являлся
чрезвычайным органом управления,
учреждался в качестве регентства на
время нахождения царя («…для отлучек
наших») в Турецком военном походе. Однако
вскоре временный характер нового
учреждения превратился в постоянный,
и Сенат просуществовал в нашей истории
до 1917 г.

Сенат являлся
коллегиальным
учреждением,
сенаторы (первоначально их было 9)
назначались государем. С 1711 г. по 1714 г.
решения принимались единогласно, но с
указа 1714 г. – большинством голосов.

С учреждением
Коллегий, их президенты вошли в состав
Сената. Однако данная практика оказалось
очень неудобной, поскольку президенты-сенаторы
контролировали сами себя, и в 1722 г.
президенты были выведены из состава
Сената, за исключением трех главных
Коллегий: иностранных дел, военной и
Адмиралтейства.

Организационная
структура Сената

включала присутствие,
где выносились решения и канцелярию,
которая осуществляла делопроизводство.
Делопроизводство Сената, в отличие от
Боярской думы, характеризовалось
усилением письменности и увеличением
формальности.

Для контроля
за деятельностью Сената

в 1715 г. учреждалась должность
генерал-ревизора,
которого несколько позже сменил
обер-секретарь,
готовивший дела к докладу в канцелярии
Сената и докладывающий их присутствию.
Для усиления контроля со стороны
императора при Сенате учреждалась
должность генерал-прокурора
(1722 г.), который регулировал «диспуты»
сенаторов, т.е. прения по поводу доклада
(т.е. был как бы спикером присутствия) и
возглавлял канцелярию Сената.

Жалобы на коллегии
и доклад по ним Сенату осуществлял
рекетмейстер.
Доклад по делам, касающимся шляхетства
(дворянства) осуществлял герольдмейстер.

Все, что происходило
в присутствии Сената, вносилось в
протокол, который подписывали все
сенаторы – «для открытия дурости
каждого», — но на практике это не всегда
соблюдалось.

Компетенция
Сената

была очень обширна: он являлся помощником
государя, а в его отсутствие – даже его
двойником.

1.Сенат являлся
высшим
административным
учреждением,
средоточием управления.

2.Сенат являлся
высшей
судебной

инстанцией.

3.В отличие от
Боярской думы, Сенат не имел законодательных
полномочий, не был соучастником верховной
власти, а являлся только законосовещательным
учреждением.

Но из этого правила
было исключение. В правление Петра I до
1722 г., во
время войны со Швецией,
Сенат, при условии отсутствия государя
в столице, имел право принимать указы
без санкции царя
.
Присутствие Петра ликвидировало эту
законодательную функцию Сената. После
окончания Северной войны, указ 1722 г.
вовсе ликвидировал это чрезвычайное
полномочие Сената. Он вновь стал только
законосовещательным учреждением.

Коллегии

В конце 1717 г. начала
складываться система отраслевых органов
государственного управления – Коллегий
(по шведскому образцу). Сам термин
«коллегия» указывает на главное отличие
нового института от московских Приказов.
Вместо принципа единоначалия
в области управления вводится принцип
коллегиальности.

Организационная
структура
.
Каждая Коллегия состояла из присутствия
и канцелярии.
Главой Коллегии были: президент
и его помощник – вице-президент,
назначаемые Сенатом. Кроме руководителей
в состав присутствия входили советники
(4) и асессоры
(4), т.е. заседатели. Все члены присутствия
были равны между собой и решения
принимались большинством голосов. Если
голоса разделялись поровну, голос
президента был решающим.

В состав канцелярии
входили секретарь,
регистратор, переводчик, протоколист

и подьячие.
Постепенно эти служащие, знающие законы,
делопроизводство, докладывающие
присутствию о делах, приобретают решающее
значение в Коллегиях. Обычно присутствие
соглашалось с докладом канцелярии и на
практике коллегиальное начало было
сведено к нулю.

Система Коллегий.
В декабре 1718 г. был принят Реестр
коллегий
.
Сначала было учреждено девять Коллегий:
три главные – Иностранных
дел, Военная и Морская (Адмиралтейств
коллегия)
;
три финансовые – Камер-коллегия
(ведала государственные доходы),
Штатс-Контор
коллегия

(государственные расходы), Ревизион
коллегия

(составление бюджета, наблюдение за
исполнением смет по расходам и доходам);
две торгово-промышленные – Берг-Мануфактур
коллегия

(горное дело и промышленность),
Коммерц-коллегия
(торговля); одна судебная – Юстиц-коллегия.

В 1721 г. были
учреждены: Вотчинная
коллегия
,
заменившая Поместный приказ, и Духовная
коллегия
,
впоследствии переименованная в Святейший
Правительствующий Синод – орган
церковного управления.

В 1722 г. Берг-Мануфактур
коллегия была разделена на две Коллегии:
Берг-коллегию
(горное и монетное дело), Мануфактур-коллегию
(управление промышленностью).

В итоге реформы
Коллегий стало 12. Их деятельность
определялась Генеральным
регламентом
,
принятым в 1720 г.

Отраслевой принцип
управления, свойственный Коллегиям, не
был выдержан до конца: как и старые
Приказы, они сочетали в себе административные
и судебные
функции
.

Однако создание
системы Коллегий завершило процесс
централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Четкое
разграничение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного
управления и компетенции, единые
нормы деятельности

– все это существенно отличало новый
аппарат от приказной системы.

С учреждением
новой столицы (1713 г.) центральный аппарат
переместился в Санкт-Петербург. Сенат
и Коллегии создавались уже там.

Церковная
реформа. Святейший Правительствующий
Синод.

С момента принятия
христианства в X веке, в отношениях
Русской Православной Церкви и монарха
действовал византийский
принцип «симфонии» властей
,
т.е. их юридическое разделение, но
фактическое взаимодействие. В Киевский
период Церковь была более независима
от светской власти, в Московский период
цари все активнее проникали в духовную
сферу: собирали Церковные (Освященные)
соборы, определяли кандидатуры
митрополитов (с 1589 г. — патриархов), решали
даже догматические вопросы, наказывали
еретиков и раскольников. Но пока высшим
органом духовной власти

был Освященный
собор
, а
исполнительным
– патриарх
,
соборно избранный, Церковь
была юридически свободна
.

После смерти
патриарха Адриана в 1700 г. Освященные
соборы Церкви уже не собирались, и
патриарх избран не был.

Как уже было
указано, в 1721 г. была учреждена Духовная
коллегия, переименованная в Святейший
Синод – орган
государственного управления церковными
делами
.
Церковь вошла в государственную структуру
и потеряла юридическую свободу. Таким
образом, был введен протестантский
вариант церковно-государственных
отношений – «цезарепапизм:

Церковь стала государственным учреждением.

Несмотря на то,
что в
законодательстве Синод назван

Правительствующим,
т.е. независимым от Правительственного
Сената
, на
практике он получил статус обычной
Коллегии. Состоял он также из присутствия
и канцелярии.
В присутствие входили 12
«правительствующих особ»
,
назначаемых государем из числа высшего
духовенства: митрополитов, архимандритов
и игуменов.

Деятельность
Синода контролировалась инквизитором,
а с 1722 г. его сменил обер-прокурор
— светский чиновник, помощник
генерал-прокурора
,
возглавлявшего Сенат.

Б) Органы
государственного надзора и контроля

Централизация
государственного аппарата требовала
создания контрольных органов.

С 1711 г. надзор за
законностью, борьбу с финансовыми
злоупотреблениями чиновников осуществляли
фискалы
(институт, заимствованный из Швеции).

Главой фискалитета
был обер-фискал
Сената
. Ему
подчинялись фискалы
Коллегий, инквизитор Синода,
провинциал-фискалы губерний и городовые
фискалы
.

Фискалы осуществляли
тайный
надзор за законностью. Они обязаны были
доносить о государственных, должностных
и других тяжких преступлениях, нарушениях
законности в учреждениях, а также
выступать в суде в качестве обвинителей.

В случае правильности
доноса фискал получал половину штрафной
санкции или конфискованного имущества,
за неправильный донос фискал не нес
ответственности. Естественно, такая
практика привела к злоупотреблениям,
и по указу 1714 г. фискал, донос которого
оказался заведомо ложным, подлежал той
же ответственности, что и обвиняемый
им человек, если бы донос подтвердился.

Но, несмотря на
данную норму, институт тайного надзора
уже не устраивал власть. Поэтому в 1722
г. появляется новый институт, осуществляющий
гласный,
открытый

надзор за законностью – прокуратура.
Институт был заимствован из Франции,
где прокуроры, в основном, осуществляли
надзор за деятельностью судов, поддерживали
государственное обвинение в суде
(преобладал судебный надзор). В России
до судебной реформы 1864 г. преобладал
административный надзор: прокуроры
надзирали, в основном, за деятельностью
административных органов.

Главой прокуратуры
был генерал-прокурор
Сената
,
помощником его был обер-прокурор
Синода
. Им
подчинялись прокуроры
при Коллегиях, Надворных судах.

Указ 1722 г. называет
генерал-прокурора «оком
государевым
»
(представляя сенаторам первого
генерал-прокурора – П.И. Ягужинского,
Пестр I объявил: «вот мое око, коим я буду
все видеть»). Генерал-прокурор осуществлял
надзор за Сенатом: возглавлял сенатскую
канцелярию, был председателем на
заседаниях Сената, осуществлял надзор
за исполнением законов и обладал правом
законодательной инициативы. Он мог
опротестовывать решения Сената, с
которыми не согласен, доносить государю
обо всех действиях Сената.

В) Реформы
местного управления.

Губернская
реформа.

В 1708 г. вводится
новое административное деление
государства: были учреждены 8
губерний

(Московская, Петербургская, Смоленская,
Киевская, Азовская, Сибирская, Киевская,
Архангелогородская), по которым были
распределены все уезды
и города. В 1713-1714 гг. число губерний
возросло до
11
.

Во главе губернии
был поставлен губернатор
или генерал-губернатор
(Петербургская, Азовская), объединявшие
в своих руках всю административную,
судебную и военную власть. Но принцип
коллегиальности
действовал и на губернском уровне.
Власть губернатора ограничивалась
выборным органом – Ландратской
коллегией
,
которая состояла из 8, 10, 12 человек –
ландратов, избираемых губернским
дворянством. Губернатор был президентом
коллегии ландратов. Однако коллегиальность
на местном уровне существовала недолго.
С делением уездов на «доли», ландраты
были поставлены во главе долей и тем
самым подчинены губернатору.

В 1719 г. одиннадцать
губерний были разделены на 45 провинций
,
управлявшихся воеводами,
которые были подчинены губернаторам.

Сбором налогов
заведовали земские
камериры
,
подчиненные Камер-коллегии. В ведении
камериров находились земские
комиссары
,
которые избирались дворянами уезда на
один год. Они осуществляли сбор налогов,
надзор за исполнением рекрутской
повинности, полицейские и другие функции.

Городская
реформа.

Особая система
самоуправления,
по европейскому образцу, сложилась в
городах.

1-ый этап.
В 1699 г. учреждается Бурмистерская
палата

или Ратуша
в Москве и земские
избы
в
других городах. Члены их избирались
городскими сотнями и слободами.

2-ой этап.
В 1718-1720 гг. данная система была
реорганизована. Были созданы новые
органы – магистраты.
Общее руководство осуществлял Главный
Магистрат

в Петербурге, имеющий статус Коллегии.

В 1721 г. был принят
Регламент Главного Магистрата и в 1724
г. – принята Инструкция городским
магистратам.

Члены магистратов
бургомистры
и ратманы
избирались «регулярными гражданами»,
т.е. полноправными горожанами.

Магистраты
осуществляли функции: судебные,
хозяйственные, финансовые, полицейские,
социальные (ведали школы, больницы).
Однако после смерти Петра I магистраты
были подчинены губернаторам и воеводам.
Городское самоуправление по образцу
Эстляндии и Лифляндии было сломано. В
1727 г. магистраты были преобразованы в
ратуши.

Петр I взошел на престол десятилетним мальчиком и через семь лет стал править самостоятельно. Россия конца XVII века – огромное развивающееся государство. Многое в ее устройстве архаично, и по темпам экономического и технологического развития она уступает европейским соседям. Нужны перемены, и молодой царь понимает это как никто другой. Его реформы распространились на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями Петр определял движение страны. Он был безусловным инициатором всего самого важного и заметного, что произошло тогда. Как ему удалось создать регулярную армию и флот? В чем заключались административные реформы? Как появились Санкт-Петербург и Императорская академия наук? И как Петр I сделал Новый год зимним праздником, приучил брить бороды и носить европейское платье?

У царя Алексея Михайловича было три сына от двух жен: Марии Милославской и Натальи Нарышкиной. После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн (сын Милославской) и Петр (сын Нарышкиной). Регентом стала их сестра Софья. Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м – царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.

Регулярная армия

В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.

Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих – «Устав воинский сухопутный». По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории – орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали.

Создание русского флота

Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море.

Фото: © Ботик Петра I, на котором царь осваивал азы морских наук. РИА Новости/А. Варфоломеев

С началом Северной войны был основан Балтийский флот – в 1703 году построили его первый парусный фрегат «Штандарт» и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут – это первая в истории победа русского флота.

Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли «гардемаринами», от французского garde-marine – «морская охрана». В 1720–1722 годах для военных моряков написали «Устав морской» и «Регламент адмиралтейский». Все чины от матроса до адмирала должны были защищать родину «со всяким тщанием и ревностью». А иностранцы могли служить только при условии, «что по смерть им здесь оставаться».

Курс на европейские ценности

В 1697–1698 годах Петр I путешествовал по Европе инкогнито, в составе Великого посольства объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов. Полтора года он изучал науки и искусства Европы и впитывал местные традиции. Когда вернулся, велел стричь бороды боярам, обрезать длинные рукава и полы одежд. Приказал носить парики и европейский костюм: по будням – немецкое платье, по праздникам – французское. В 1700 году у ворот Кремля даже выставляли манекены с образцами одежды.

Во время второго путешествия 1716–1717 годов Петр посетил Данию, Голландию, Францию и Пруссию. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета «Юности честное зерцало». А еще через семь лет царь запретил браки по принуждению.

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

В 1718-м Петр I учредил ассамблеи – светские вечера, в которых наравне с мужчинами участвовали и женщины. На них танцевали полонез, менуэт и контрданс, обсуждали новости, играли в карты и шахматы, пили кофе. Петр составил для дворян специальный регламент из 10 пунктов, дабы не стоять «чурбаном посреди веселья». Для простых горожан он устраивал гулянья по случаю военных побед – торжественные процессии с макетами крепостей и кораблей, «огненными потехами» и угощениями.

Царь не только сам учился за рубежом, но и отправлял туда студентов с пенсионом – оплатой обучения. Например, «на государственную пенсию» в Италии учился живописец Иван Никитин, а другому пенсионеру, Андрею Матвееву, оплатили курсы в Голландии и Бельгии. Позже именно они создали первые полотна новой русской живописи – не парсуны, а светские портреты.

Строительство Петербурга

27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях Петр I основал «Санкт-Питербурх» – именно так, на голландский манер, называл царь свое детище. Город начался с Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте Невы, а в 1712-м стал столицей страны – тем городом, который итальянский путешественник Франческо Альгаротти назвал «окном, через которое Россия смотрит на Европу».

Фото: © ТАСС/Петр Ковалев

Впервые в России город строили не стихийно, а в регулярной планировке: прямые улицы составляли геометрически выверенные кварталы, а в них возводили дома по образцу. Царь изучал европейские журналы, теоретические трактаты архитекторов Витрувия и Андреа Палладио, а его идеи воплощали придворные зодчие Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини. Архитектурные новшества при Петре I проявились не только в образцах «петровского барокко» в Петербурге, но и в Москве – в ее башнях-монументах, кремлевском Арсенале и каменных мостах через реки.

Государственно-административные реформы

В 1708 году Петр I начал первую областную реформу – поделил всю страну на уезды и губернии. Губерний было восемь: Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Московская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1713 году к ним прибавились еще три – Нижегородская, Астраханская, Рижская. Во время второй реформы в составе губерний выделили по шведскому образцу 50 провинций, а вместо уездов ввели дистрикты (округа). Так появилась возможность управлять страной по вертикали: царь – губернатор – воевода – земский комиссар.

Административную систему Петр I сделал менее громоздкой. Вместо Боярской думы появился Правительствующий сенат, который разрабатывал новые законы, следил за финансами и правосудием в стране.

Фото: © РИА Новости/Б.Манушин

В 1717–1721 годах вместо 44 приказов – органов центрального управления – Петр I создал 11 коллегий, которые через 85 лет Александр I заменит министерствами. Первыми появились Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская – они ведали дипломатией, делами армии и флота. А Духовная коллегия стала позже Святейшим синодом, который управлял церковными делами.

Обязательное образование

В январе 1714 года в губерниях открыли цифирные школы – обучаться геометрии и арифметике там могли дети всех сословий, кроме крепостных. Преподавали в них выпускники Школы математических и навигацких наук – первого светского и военного учебного заведения России.

Петр I дал также старт профессиональному образованию: начали открываться учебные заведения, после которых можно было сразу работать. Например, толмачом – в 1700-е появилась школа переводчиков при Посольском приказе. Будущих медиков обучали в первой госпитальной школе в Москве, а горняков – в горной школе, которая открылась в 1716 году при Олонецких заводах в Карелии.

Фото: © Александровский завод. Начало XX века. ru.wikipedia.org

Царь настоятельно рекомендовал своим подданным просвещаться. Например, смотреть спектакли – в 1702-м на Красной площади открылся общедоступный публичный театр с немецкими, французскими и испанскими пьесами. Больше читать – с того же года начала выходить первая русская газета «Ведомости», а спустя шесть лет – ежегодные календари с сонниками и заметками по астрономии и агрономии.

Но главное – Петр I показал, что образование – это ключ к будущей карьере. В 1722 году он издал «Табель о рангах», куда включил 14 уровней военных, гражданских и придворных чинов. Теперь должности занимали не по знатности рода, а по личным способностям и знаниям – дворянином при особом упорстве мог стать любой россиянин.

Основание Академии наук

Восьмого февраля 1724 года император учредил Академию наук – сегодня это День российской науки. К тому времени монарх уже был членом французской Академии и знал, как устроены научные сообщества Европы. Петр I хотел, чтобы члены Академии «делали изобретения», выступали «с докладами и советами» и систематизировали научные знания в России, к тому времени их накопилось немало. Например, к 1699 году Владимир Атласов составил описание Камчатки, в 1719-м Михаил Сердюков придумал проект первой в России искусственной водной системы, а к 1722 году завершилось посольство Льва Измайлова в Китай, откуда он привез этнографические находки, модели кораблей, фейерверки и фарфор.

Фото: © Здание Императорской Санкт-Петербургской академии наук (ИАН) 1917 год. ru.wikipedia.org

Император назначил президентом российской Академии своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, а для работы пригласил в Россию иностранцев: математика Христиана Гольдбаха, физика Георга Бильфингера, физиолога Даниила Бернулли и других. Только до первого заседания в ноябре 1725 года Петр I не дожил.

Российские заводы

В начале XVIII века Петр I начал массово строить «железные заводы», например Тульский и Сестрорецкий и металлургические предприятия – Невьянский и Каменский заводы на Урале. Россия перестала покупать за границей якоря, ружья и пушки и вышла на третье место в Европе по добыче черных металлов.

Новые месторождения железных руд открывали не только госслужащие, но и «частники», так появились промышленные династии Демидовых и Строгановых. Тогда же впервые стали задумываться о том, чтобы сохранить ландшафт: разрешения на строительство заводов выдавала только Берг-коллегия. Рудоискатели должны были отправлять интересные ископаемые находки в Кунсткамеру. А еще появились первые законы по охране природы: в 1703 году запретили рубить лес в пределах 50 верст от берега больших и 20 верст – от малых рек.

Фото: © ТАСС/Карпов Ладислав

Создание первого музея

В 1714 году Петр I собрал все свои коллекции книг, «натуралий» и диковинок в одном месте – в Людских палатах Летнего дворца в Петербурге. А систематизировать их пригласил шотландца Роберта Арескина и эльзасца Иоганна Шумахера. Через четыре года собрание вместе с личной библиотекой Петра I перевезли в отдельное здание – Кикины палаты и в 1719-м впервые показали посетителям. Среди экспонатов были «куриозные вещи», купленные Петром I в Амстердаме: коллекция пресмыкающихся из Южной Америки, чучела животных и спиртовые препараты с человеческими органами, а также акварели с насекомыми и растениями Суринама.

В это же время на Стрелке Васильевского острова начали строить специальное здание Кунсткамеры – в 1728 году там открылся большой музей.

Легенды и мифы о Петре Великом

  • Петра I подменили.

Как только Петр зачастил с поездками в Немецкую слободу, по Москве поползли слухи, что императора подменили. Причем те, кто их распространял, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что его отцом якобы является Франц Лефорт (хотя между ними всего 16 лет разницы) – «уж больно хорошо дружат». Вторые считали, что Петра подменили еще в колыбели. Якобы его мать, Наталья Нарышкина, на самом деле родила дочь, но, боясь недовольства Алексея Михайловича, заменила девочку на мальчишку из Немецкой слободы.

Конечно, эти слухи не имеют с реальностью ничего общего и появились они только из-за того, что Петр действительно тесно общался с обитателями слободы.

  • Петр I был протестантом.

Современники Петра I считали его безбожником, протестантом, а кто-то и вовсе Антихристом. Но основной причиной таких слухов стала, конечно же, проведенная императором церковная реформа – он упразднил должность патриарха, и высшим церковным органом в 1721 году стала Духовная коллегия, или Святейший Синод. Да, Петр не вел крайне религиозный образ жизни, но сохранилось множество доказательств того, что он был все-таки глубоко верующим человеком.

Фото: © ТАСС/Виктор Янков

  • Петр I завез в Россию картофель и заставлял крестьян есть его.

В Россию картофель завезли в XVII веке из Голландии – действительно, по приказу Петра I. Однако это был всего один мешок семенных клубней, которым накормить крестьян было решительно невозможно. Новая культура прижилась в стране только в середине XVIII века – при Екатерине II.

  • Петр I лично работал на строительстве Санкт-Петербурга.

Петр умел и любил работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел – от строительства кораблей до ковки металла. В свободное время он любил работать на токарном станке. Когда он бывал в Петербурге, то посещение строек и верфей с инспекцией было для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог. Но маловероятно, что у него хватило бы времени заниматься физическим трудом слишком долго.

  • Петр I – дантист.

Петр Алексеевич был человеком увлекающимся, любопытным и питал страсть ко многим наукам. Мало кто знает, что во время заграничных поездок российский император посещал не только корабельные мастерские, но и лекции по анатомии. Петр I лично присутствовал на вскрытиях и даже мог оказать помощь при зубной боли. Существует легенда, что император собственноручно удалял зубы своим придворным и нередко носил с собой инструменты дантиста.

Правление Петра I было не просто царствованием, но переломной эпохой в жизни страны. В исторической науке и исторической литературе прочно укоренились термины «эпоха Петра», «эпоха петровских преобразований». В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата и управления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших держав.

Именно благодаря военной реформе Петра I Россия впервые в истории обзавелась регулярной армией, мощной, многочисленной, хорошо обученной и отменно экипированной. Император лично контролировал процесс преобразований в армии и на флоте, прекрасно понимая, насколько высоки ставки. В годы правления Петра I постепенно крепнущая Россия была со всех сторон окружена недружественными государствами, войны шли и на юге, и на севере, и император знал, что без мощной армии ему их не выиграть. Впрочем, военные реформы Петра I были лишь продолжением реформ, начатых ещё при его отце, Алексее Михайловиче. Однако, именно Петру Великому удалось добиться решительного успеха, получив в итоге великолепного качества армию и флот. При этом Пётр I проводил военную реформу с оглядкой на опыт других стран Европы, разумно полагая, что можно воспользоваться чужим опытом, а не наступать на все грабли самостоятельно. Подход оказался верным, боеспособность русского войска заметно повысилась, и были заложены новые армейские традиции, которые с годами только окрепли.

Реформирование стрелецкого войска

В 1697 г. стрелецкие полки, являвшиеся основой армии, были расформированы, а впоследствии вовсе упразднены. Они оказались просто не готовы к ведению постоянных боевых действий. К тому же стрелецкие бунты подрывали доверие к ним царя. Вместо стрельцов в 1699 г. были сформированы три новых полка, которые укомплектовывались за счет также распущенных полков иноземного строя и рекрутов.

Введение рекрутской повинности

В 1699 г. в стране была введена новая система комплектования армии – рекрутская повинность. Первоначально рекрутские наборы проводились только по мере необходимости и регулировались специальными указами, в которых оговаривалось необходимое на данный момент количество рекрутов. Служба их была пожизненной. Основой рекрутских наборов были податные сословия крестьян и горожан. Новая система позволила создать в стране многочисленную постоянную армию, которая имела значительное преимущество перед европейскими наемными войсками.

Изменение системы военного обучения

С 1699 г. обучение солдат и офицеров стали проводить по единому строевому уставу. Акцент делался на постоянную военную подготовку. В 1700 г. открыта первая военная школа для офицеров, а в 1715 г. – военно-морская Академия в Санкт-Петербурге.

Изменения в организационной структуре армии

Армия была официально разделена на три рода войск: пехоту, артиллерию и кавалерию. Вся структура новой армии и флота была сведена к единообразию: бригады, полки, дивизии. Управление делами армии было передано в ведение четырех приказов. С 1718 Г. высшим военным органом становится Военная Коллегия.

В 1722 г. был утверждён закон о порядке государственной службы в Российской империи – «Табель о рангах».

В основу закона были положены аналогичные акты западноевропейских стран, но при его разработке учитывалась система чинов Российской империи. В «Табель о рангах» входила таблица с перечислением чинов и званий и разъяснения по её применению.

Перевооружение армии

Петр I начал вооружать пехоту кремневыми ружьями со штыком единого калибра и шпагами. При нем были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и боеприпасов. Создавались новейшие типы кораблей.

В результате военных реформ Петра 1 в России начался бурный рост экономики. Ведь для того, чтобы обеспечить такую армейскую махину, нужны были новые сталелитейные и оружейные заводы, заводы по производству боеприпасов. Как следствие к 1707 г. была полностью ликвидирована зависимость государства от импорта оружия из Европы.

К концу XVII столетия государство взялось за развитие крупной промышленности, в первую очередь металлургии. Особенно большое значение приобрёл уральский металлургический район. Рост металлургических предприятий привёл к росту выплавки стали. По выплавке чёрных металлов в 1725 г. Россия вышла на третье место в Европе, а к 1750 г. заняла первое место, обогнав Англию.

В стране было создано более 100 мануфактур. Наибольшее развитие получила текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые работали в основном на армию. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получили ремёсла. В 1722 г. был издан Указ о создании ремесленных цехов в русских городах. Несмотря на то, что решающую роль в развитии крупного производства играло государство, Пётр I покровительствовал частной инициативе в промышленности и даже отдельным предпринимателям.

В целях поощрения купечества в 1724 г. был введён первый торговый тариф, способствовавший вывозу за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Такая поддержка купечества объективно способствовала созданию капитала в сфере торговли. Государство активно вовлекало купеческий капитал в ускоренное развитие промышленности, которое сопровождалось усилением местных рынков и формированием их в единый всероссийский рынок.

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и государственных служилых людей в государстве.

В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. С принятием указа бояре и служивые дворяне составили единое сословие — дворянское. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Дворянство стало господствующим классом-сословием.

Социальные преобразования, проведённые Петром I, коснулись крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Если до петровского времени крестьян по типу земельного владения делили на помещичьих и вотчинных, а крестьяне духовные делились на церковных, архиерейских, патриарших и монастырских, то по мере проведения реформ такое деление утрачивало своё конкретное содержание из-за происходивших изменений социального и экономического характера.

Претворение в жизнь начинаний Петра Великого, многочисленные войны, в которые была втянута Россия, требовали колоссальных финансовых ресурсов, что вызывало необходимость преобразования самой системы финансовых отношений. Была проведена финансовая реформа путем усиления налогового обложения крестьянства. Введенная Петром I в 1718 году подушная подать на долгое время стала основой государственных финансов России. Второй по значимости опорой бюджета явились усовершенвованные винные откупа.

Но любые нововведения в финансовой области были бы обречены на провал, если бы они не опирались на хорошо организованную денежную систему. При осуществлении петровских преобразований в области денежного обращения, в первую очередь, и ставилась задача создания такой системы.

Денежная реформа, которую запланировал Петр I — самая необычная из всех его многочисленных преобразований. Петр приступил к ее проведению значительно раньше, чем к реформированию других сфер деятельности. Но продолжалась она дольше всех остальных — свыше 20 лет.

Сведя воедино все новшества, привнесенные Петром I в денежную систему России, получим довольно внушительный перечень.

Во-первых, в обращении появилась крупная серебряная монета — рубль, способная эффективно обслуживать промышленность и торговлю, в том числе и внешнюю. На ее долю приходилось 88,5 % от общей суммы чеканки.

Во-вторых, в качестве мелкой, разменной монеты вместо прекратившей свое существование серебряной монеты стала использоваться медная монета. В результате осуществленных мероприятий доля медной монеты в общей сумме чеканки составила 9,2%[2]. Медные деньги обслуживали в основном небольшие по сумме сделки, ими преимущественно пользовалось население.

В третьих, в обращение была внедрена золотая монета. 3олотая монета призвана была обслуживать внешнеторговый оборот. На ее долю приходилось 2,3% от общей суммы чеканки.

В четвертых, денежная система, введенная Петром I, принципиально отличалась своим десятичным строем и до конца 18 века оставалась единственной десятичной системой в мире.

Анализируя итоги проведенной Петром I денежной реформы, можно сделать вывод, что ее задачи были выполнены. Была создана единая для всей территории страны монетная система, отвечавшая уровню экономического развития России, и, более того, создавшая стимулы для этого развития. Имея в основе метрологические нормы, стандарты монетного производства европейских стран, денежная система при этом сохраняла традиционные черты русской системы (денежный счет, название монет, надписи на русском языке). Новая денежная система в целом успешно обслуживала потребности экономического оборота.

Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве­ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов. Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей.

Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий. Сенат поначалу считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях.

Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции и уезды – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары.

Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.

Церковная реформа являлась составной частью комплексных преобразований, проведенных Петром I первым в жизни России. В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха. Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления. По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в целом, приобрело ярко выраженный светский облик. Создававшиеся при Петре учебные заведения давали главным образом профессиональную подготовку, прикладные знания.

Страна остро нуждалась в грамотных специалистах. В этой связи наряду с упомянутыми выше военными училищами создавались горные школы, медицинское училище, школа для обучения подьячих и пр. Впрочем, в Москве некоторое время существовала и общеобразовательная гимназия. 29 января 1724 г. Петр I утвердил Устав Академии наук, при которой были созданы гимназия и университет. Обозначавшаяся потребность в распространении грамотности вызвала реформу печатного шрифта. Он стал значительно более простым. Для изображения чисел отныне применялись не буквы, как ранее, а арабские цифры.

С 1703 г. начала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости». В 1719 г. открылся для обозрения первый русский музей — Кунсткамера. По инициативе Петра снаряжались географические экспедиции, чьи труды обогащали мировую науку новыми знаниями. Царь принимал личное участие в подготовке исторических сочинений («История Свейской войны»). Им неоднократно издавались распоряжения, обязывающие власти разыскивать и охранять памятники прошлого.

С 1700 г. в России был введен Юлианский календарь. Новый год отныне начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как прежде. Летосчисление теперь велось от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Петр последовательно стремился перестроить на началах «регулярства», согласно европейским стандартам, самый быт населения, его образ жизни. Внешний облик подданных, одежда, жилище — все оказалось в поле зрения преобразователя. Мужчинам вменялось в обязанность брить бороды. Специальные правительственные меры предписывали населению носить костюмы европейского покроя, внедряли в обиход принятые на Западе формы развлечений (ассамблеи) и пр. «Регулярный» облик Петр мечтал придать и русским городам.

Метки: Выставки, Выдающиеся персоны

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Терпентиновое масло инструкция по применению детям
  • Дшм 1 детская шв машинка инструкция по применению
  • Омега 3 солгар 950 инструкция по применению взрослым цена
  • Kettler giro m инструкция по применению
  • Migraine таблетки индия инструкция по применению