СССР в послевоенный период (1946 — 1953 годы) — это государство с этапом развития под названием «послевоенный сталинизм«. Данный этап существования Союза характеризовался активным восстановлением экономического потенциала страны благодаря трудовому подвигу народных масс, усилением тоталитарного режима, борьбой с оппозиционными проявлениями и началом холодной войны с западными государствами.
Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.
- 1 Восстановление промышленного потенциала
- 2 Демобилизация
- 3 Укрепление репрессивного аппарата
- 4 Внешнеполитические ориентиры
- 5 Внутрипартийная борьба
- 6 Итоги послевоенных лет
Восстановление промышленного потенциала
В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства.
Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы.
Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.
Демобилизация
Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой.
Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.
Укрепление репрессивного аппарата
Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов.
Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело).
В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.
Внешнеполитические ориентиры
Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.
В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики.
Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.
Внутрипартийная борьба
Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией.
В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой.
Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.
Итоги послевоенных лет
В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств. Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур.
Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.
Восстановление народного хозяйства СССР. За победу в Великой Отечественной войне Советскому Союзу пришлось заплатить высокую цену не только многомиллионными человеческими жертвами, но и колоссальными материальными потерями. В руины были превращены 1,7 тыс. городов, разрушению подверглось около 70 тыс. сёл. СССР потерял 30 % национального богатства, в Германию были вывезены огромные художественные ценности. Общая стоимость ущерба от войны оценивалась в 675 млрд руб.
В конце мая 1945 г. было принято постановление ГКО о начале перевода части предприятий оборонного комплекса на выпуск товаров для нужд населения. Позже был издан закон о начале демобилизации военнослужащих старших возрастов. Страна возвращалась к мирной жизни. В сентябре 1945 г. вместо расформированного ГКО функции управления страной вновь перешли к Совнаркому (с марта 1946 г. назывался Совет Министров). В соответствии с задачами мирного времени создавались новые наркоматы. На предприятиях восстановили 8-часовой рабочий день и оплачиваемые отпуска.
Комплекс мер по восстановлению народного хозяйства предполагала четвёртая пятилетка (1946-1950), основы которой были разработаны под началом председателя Госплана СССР Н. Вознесенского. Он считал необходимым ослабить централизацию управления экономикой, дав больше свободы на местах. Выполнение плана должно было обеспечить достижение довоенных показателей в промышленности и сельском хозяйстве. Акцент делался на первоочередном восстановлении районов, пострадавших от военных действий и оккупации. Приоритет отдавался отраслям тяжёлой и оборонной промышленности.
Николай Вознесенский (1903-1950) — советский политический и государственный деятель, специалист в области экономики и хозяйственного управления. С 1942 по 1949 г. возглавлял Госплан при Совмине СССР. Ему принадлежит заметный вклад в дело скорейшего восстановления советской экономики в послевоенные годы. Был репрессирован в связи с «Ленинградским делом».
В процессе выполнения пятилетнего плана, под непосредственным давлением И. Сталина, власти вернулись к оправдавшей себя в годы войны практике жёсткого командно-административного регулирования экономики. Укрупнялись существующие министерства, создавались новые ведомства. Громоздкий управленческий аппарат был оторван от производства.
В годы четвёртой пятилетки была восстановлена Днепровская ГЭС, обеспечившая промышленные центры Юга страны электроэнергией. Кроме того, были сданы в эксплуатацию ГЭС в Рыбинске и Сухуми. Вновь встали в строй цементные заводы Новороссийска, возобновили работу донбасские шахты, «Запорожсталь», заводы Ленинграда и других городов. Новые предприятия-гиганты встали в строй в Сибири, на Урале, в Закавказье и Средней Азии. Всего было восстановлено и построено заново 6,2 тыс. промышленных объектов. К 1950 г. промышленность не только достигла довоенного уровня, но в отдельных отраслях и превзошла его. Был построен магистральный газопровод Саратов — Москва. Систематически снижались цены на продукты питания. В 1947 г. была отменена карточная система и осуществлена денежная реформа. Обмен денег производился в соотношении 10 к 1.
Успех пятилетки был достигнут благодаря самоотверженному труду советских граждан (многостаночники, скоростные методы работы, экономия расходных материалов), успехам в научно-технической сфере и использованию труда военнопленных и заключённых ГУЛАГа. Важную роль играло также получение репарационных платежей.
Однако в условиях начавшейся холодной войны основные капиталовложения были рассчитаны на скорейшее восстановление тяжёлой промышленности и создание более совершенных типов вооружений. Финансирование лёгкой и пищевой отраслей велось по остаточному принципу. Это не удовлетворяло потребностей граждан в предметах народного потребления и привело к деформационным процессам в хозяйственной сфере. В силу этого уровень жизни населения городов повышался очень медленно, практически не велось жилищное строительство.
В непростых условиях происходило восстановление сельского хозяйства. Война привела к сокращению посевных площадей, ухудшению обработки полей, уменьшению численности трудоспособного населения. Большая часть сельскохозяйственной продукции уходила на государственные поставки и взималась в качестве налогов. Тяжелейшая засуха 1946 г. и вывоз хлебных запасов в государства Восточной Европы привели к голоду населения в ряде регионов СССР. Резко возросла смертность среди крестьян. Жертвами голода стало свыше 1 млн человек.
В феврале 1947 г. в рамках Пленума ЦК ВКП(б) рассматривался вопрос «О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период». Предполагалось увеличить объёмы производства сельскохозяйственной техники, электрифицировать сельские районы, провести укрупнение колхозов и коллективизацию регионов, присоединённых к СССР накануне войны — Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики. Коллективизация в этих регионах проводилась насильственными методами и сопровождалась депортациями.
Урожайные 1948-1950 гг. частично стабилизировали ситуацию в деревне, улучшив положение крестьянства, однако довоенного уровня сельскохозяйственного производства всё же достичь не удалось. Отрицательную роль играло наличие жёсткого надзора партийных и государственных органов, повышение налогообложения сельскохозяйственных предприятий, ужесточение политики в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств.
Идеологические кампании конца 1940-х гг
Победа в Великой Отечественной войне, временное ослабление репрессивной политики государства породили у советских людей ожидания перемен, прежде всего в сфере общественно-политической жизни. Однако на практике произошло значительное ужесточение режима личной власти И. Сталина, по стране прокатилась новая волна репрессий.
Были свёрнуты начавшиеся в первые послевоенные годы обсуждения проектов новой Конституции СССР и программных установок ВКП(б), направленных на демократизацию общественной жизни. Практическое руководство государством осуществлялось Секретариатом ЦК партии. Без одобрения его членов и лично И. Сталина не происходило ни одно важное назначение, не издавалось ни одно партийное постановление.
За критику сталинских методов управления был репрессирован будущий литератор и диссидент А. Солженицын. В тюрьмах оказались маршалы Н. Яковлев и А. Новиков, обвинённые во «вредительстве» в авиационной отрасли. К расстрелу приговорили председателя Госплана СССР Н. Вознесенского и председателя Совета министров РСФСР Н. Родионова. Практически во всех отраслях народного хозяйства, испытывавших объективные трудности в восстановительный период, находили «вредителей»: «О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле» и др.
Помимо «вредителей» продолжали выявлять и «врагов народа». Полностью сфабрикованным было «Ленинградское дело». Остриё репрессий было направлено против руководителей ленинградских областных, городских и районных партийных организаций, а также против многих ленинградских выдвиженцев, занимавших высокие посты в партии и государстве, в том числе и главы ленинградской партийной ячейки Н. Кузнецова. Их обвинили в создании антипартийной группировки. Всего по этому делу было осуждено около 2 тыс. человек. Инспирацией советских спецслужб оказались «Мингрельское дело» о якобы создании грузинской националистической организации, и «Дело врачей» (1952), действовавших в интересах иностранных спецслужб и стремившихся нанести вред здоровью руководителей государства, в том числе и И. Сталину. В 1948 г. разгрому был подвергнут Еврейский антифашистский комитет. Тысячи простых людей попали в тюрьмы и лагеря по заведомо ложным обвинениям.
В первые послевоенные годы появился ряд постановлений ЦК ВКП(б), предусматривавших введение жёсткого идеологического контроля над деятельностью творческой интеллигенции — литераторов, драматургов, театральных деятелей, музыкантов. Любой выход за рамки социалистического реализма рассматривался как отход от линии партии и сурово осуждался. 14 августа 1946 г. вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» с резкой критикой творчества А. Ахматовой и М. Зощенко. Их обвиняли в безыдейности, вульгарности, аполитичности, распространении упаднических настроений. В дальнейшем жертвами идеологических кампаний стали многие творческие люди — Д. Мережковский, В. Иванов, М. Кузмин, А. Белый, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Д. Шостакович. Гонения на деятелей культуры и искусства получили название «ждановщины» — по имени тогдашнего руководителя Управления пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) А. Жданова.
Андрей Жданов (1896-1948) — советский государственный деятель, партийный функционер высшего звена. В послевоенные годы курировал вопросы идеологии и внешней политики, с апреля 1946 г. руководил Управлением пропаганды и агитации и Отделом внешней политики. Развёрнутая им кампания в поддержку социалистического реализма переросла в травлю целого ряда талантливых деятелей культуры и искусства.
Окончание войны способствовало быстрому восстановлению ведущих научных центров — стали действовать Академии наук, открывались научно-исследовательские институты. Много внимания уделялось изучению возможностей атомной энергетики, созданию вычислительных машин. Однако диктат в духовно-идеологической сфере отразился и на состоянии научного знания. Пострадали многие учёные, представлявшие такие инновационные отрасли науки, как биогенетика, кибернетика, психоаналитика, квантовая механика. Особый резонанс приобрело преследование генетиков. Эта идеологическая кампания, развёрнутая после сессии ВАСХНИЛ, состоявшейся в августе 1948 г., получила название «лысенковщины», по фамилии одного из организаторов кампании — Т. Лысенко, беспочвенно критиковавшего учёных-генетиков, считая генетику лженаукой.
Особое место в пропаганде послевоенных лет занимало осуждение буржуазной западной культуры. За любые проявления симпатии или просто терпимости к ней многие деятели науки и искусства обвинялись в космополитизме.
Холодная война
Уже на завершающей стадии Второй мировой войны стали проявляться существенные разногласия в видении послевоенного устройства мира между СССР и его западными союзниками, прежде всего — США. В этой связи стоит вспомнить атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществлённые США в августе 1945 г. Они должны были продемонстрировать всему миру, и главным образом СССР, наличие у американцев оружия невиданной мощности (в Советском Союзе ядерное оружие было испытано спустя четыре года).
Начавшаяся конфронтация получила название политики холодной войны, которая стала определяющим явлением для международных отношений последующих десятилетий. Министерство иностранных дел СССР в первые годы холодной войны возглавляли В. Молотов и экс-генеральный прокурор Союза А. Вышинский (с 1949 г.).
Президент США Г. Трумэн, обращаясь к Конгрессу в конце 1945 г., подчёркивал, что американский народ несёт огромную ответственность за сохранение мира и демократию на всех континентах. Он также поддержал фултонское выступление У. Черчилля, состоявшееся в марте 1946 г. Уже экс-лидер Великобритании заявил о падении железного занавеса на Восток Европы и призывал к созданию англо-американского союза антисоветской направленности.
В марте 1947 г. Белым домом была оглашена доктрина Трумэна, суть которой состояла в праве США оказывать поддержку странам, находившимся под непосредственной коммунистической угрозой. Усилению конфронтации между Востоком и Западом способствовала начатая 4 апреля 1948 г. реализация плана Маршалла, который предполагал оказание финансовой помощи в размере 16 млрд долларов США странам Европы для восстановления их экономики. С помощью этого плана Соединённые Штаты смягчили последствия экономического кризиса для стран Западной Европы, что одновременно привело к усилению американского влияния в государствах, принявших помощь.
Анна Ахматова (1889-1966) — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX в. Её творчество не вписывалось в рамки социалистического реализма, что, вкупе с дворянским происхождением, делало поэтессу мишенью для регулярных выпадов со стороны власти. Примером этого может служить постановление ЦК ВКП(б) 1946 г., так и не отменённое при жизни писательницы.
Военно-политические союзы. Формирование мировой социалистической системы
После завершения Второй мировой войны в семи странах Европы к власти пришли представители местных левых, просоветски ориентированных политических сил — в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Албании (а с 1949 г. и в ГДР). Многие преобразования в них стали осуществляться по советскому образцу, с помощью советских специалистов и на советские деньги. Для координации деятельности восточноевропейских коммунистических партий в 1947 г. создаётся Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На совещании по случаю создания Коминформбюро подчёркивалось, что весь мир отныне разделён на два лагеря — империалистический, состоящий из капиталистических стран, и демократический, в который вошли государства, избравшие социалистический путь развития. Помимо стран народной демократии в первые послевоенные годы СССР поддерживал тесные взаимоотношения с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР), а также с рядом развивающихся стран, которые обрели независимость на рубеже 1940-1950-х годов. СССР оказывал дипломатическую, экономическую и военную поддержку КНДР в годы Корейской войны (1950-1953).
СССР и страны народной демократии, не принявшие план Маршалла, в качестве альтернативы 5 января 1949 г. создали свою организацию — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Это означало переориентацию экономик восточноевропейских государств на СССР и создание в них хозяйственной модели, дублирующей советскую.
Игорь Курчатов (1903-1960) — выдающийся советский учёный-физик, которого называют отцом отечественной атомной бомбы. Основал и стал первым директором Института атомной энергии (1943-1960), осуществлял общее руководство разработкой атомной проблемы в СССР, настаивал на приоритете мирного использования возможностей ядерной энергетики.
Навязывание советской модели социализма нашло одобрение далеко не во всех государствах Юго-Восточной Европы. К примеру, излишняя, по мнению Москвы, самостоятельность югославского руководства во главе с легендарным И. Броз Тито привела к разрыву в 1949 г. советско-югославских дипломатических отношений.
Процесс поляризации послевоенного мира нашёл своё отражение в переходе к так называемой блоковой политике. 4 апреля 1949 г. 12 государствами (США, Великобритания, Франция, Италия и др.) был подписан Североатлантический пакт о создании военно-политического блока НАТО. Его участники брали на себя обязательства оказывать друг другу помощь, в том числе и военными средствами. Договор вступал в силу в случае агрессии против любого из участников альянса. Главным предназначением НАТО была «защита Европы от советского влияния».
Советский Союз в мае 1955 г. ответил на это созданием собственного блока — Организации Варшавского договора (ОВД) в составе Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, Румынии. Эти страны были связаны договором о коллективной безопасности, взаимопомощи, включая и военную поддержку. Появление НАТО и ОВД завершило процесс создания военно-политических блоков и раскола мира на две противостоящие друг другу системы.
Ключевые даты
- Март 1946 — Фултонская речь У. Черчилля.
- 1946-1991 — период холодной войны.
- 1947 — выдвижение плана Маршалла.
- 1946-1947 — голод в СССР.
- 1946 — постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда” и «Ленинград”».
- 1947 — отмена карточек на продукты и денежная реформа.
- 1947-1956 — деятельность Коминформбюро.
- 1948 — дело Еврейского антифашистского комитета.
- 1949 — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
- 1949 — организация Североатлантического договора (НАТО).
- 1948-1949 — Первый Берлинский кризис.
- 1949 — первое успешное испытание советской атомной бомбы.
- 1949-1950 — «Ленинградское дело».
- 1950-1953 — Корейская война.
- 1952 — XIX съезд ВКП(б). Переименование ВКП(б) в КПСС.
- 5 марта 1953 — смерть Иосифа Сталина.
Основные понятия
- «Ленинградское дело» — несколько судебных процессов, проводившихся на рубеже 1940-50-х гг. и затронувших ряд высокопоставленных партийных и государственных руководителей.
- Борьба с космополитизмом — идеологическая кампания, проводившаяся в 1948-1953 гг. Кампания предполагала преследование представителей отечественной интеллигенции, скептически оценивавших художественную ценность советской и симпатизировавших достижениям западной культуры.
- Холодная война — этап в развитии международных отношений (1945-1991), характеризовавшийся глобальным противостоянием между СССР и США, а также их союзниками в военно-политической, экономической и идеологической сферах.
- Ядерное оружие — оружие массового поражения, включает весь комплекс ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какими были приоритеты восстановления советской экономики в первые послевоенные годы?
Ответ. Основные капиталовложения были рассчитаны на скорейшее восстановление тяжёлой промышленности и создание более совершенных типов вооружений. Финансирование лёгкой и пищевой отраслей велось по остаточному принципу. Это не удовлетворяло потребности граждан в предметах народного потребления и привело к деформационным процессам в хозяйственной сфере.
Для общественно-политической жизни СССР первых послевоенных лет было характерно
- принятие многопартийности
- поощрение открытых дискуссий о путях и методах совершенствования социалистического строительства в СССР
- укрепление культа личности Сталина и начало нового витка репрессий
- начало реабилитации жертв политических репрессий 1930-х гг.
Ответ. 2.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
- Комплекс мер по восстановлению народного хозяйства предполагала ___________ (1946-1950), основы которой были разработаны под началом председателя Госплана СССР Н. Вознесенского.
- 14 августа 1946 г. вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» с резкой критикой творчества ____________ и М. Зощенко.
- СССР и страны «народной демократии», не принявшие план Маршалла, в качестве альтернативы 5 января 1949 г. создали свою организацию — _________.
Пропущенные элементы:
- Организация Варшавского договора
- третья пятилетка
- четвёртая пятилетка
- М. Цветаева
- А. Ахматова
- Совет экономической взаимопомощи
Ответ.
Поделиться ссылкой
1945–1953
Внутренняя политика. Восстановление и развитие народного хозяйства
Главной задачей внутренней политики СССР в 1945–50 было восстановление народного хозяйства. Оно началось ещё в 1943 и расширялось по мере изгнания оккупантов. После победы над Германией ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения; в июне 1945 принят закон о демобилизации армии; в августе Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства. Возобновлению нормального режима труда на предприятиях способствовали отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление 8-часового рабочего дня и ежегодных оплачиваемых отпусков.
4.9.1945 упразднён ГКО. Функции управления страной сосредоточились в СНК. 10.2.1946 состоялись выборы в ВС СССР 2-го созыва. 15 марта принят закон о преобразовании СНК в Совет Министров СССР.
Разногласия, имевшие место в руководстве СССР при разработке плана 4-й пятилетки, определялись различием представлений о тенденциях послевоенного мирового развития. А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский и др. считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах наступит экономический кризис, усилятся противоречия между ними. Это сулило ослабление внешней угрозы и позволяло отказаться от форсированного развития тяжёлой промышленности. Г. М. Маленков, Л. П. Берия и др. не исключали, что буржуазная экономика способна справиться с внутренними противоречиями. С этой точки зрения отказ от форсированного развития оборонных отраслей и от командно-административных методов руководства исключался.
4-й пятилетний план на 1946–50 предусматривал восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а также увеличение выпуска промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 48%, сельскохозяйственной – на 23%. Конверсия промышленности, сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17%, завершилась в 1946. В окт. 1947 в экономике уже был превышен довоенный уровень, через 4 года и 3 мес выполнены плановые задания, и к концу пятилетки увеличился выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940. За пятилетку введено в строй 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий.
Особое место отводилось оборонной промышленности, в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе придало образование 20.8.1945 Специального комитета при ГКО по осуществлению сов. «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели во главе с Берией. Для рассмотрения научных и технических вопросов создавался Технический совет под председательством Б. Л. Ванникова. В совет вошли академик А. И. Алиханов (учёный секретарь), академики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, В. Г. Хлопин, член-корреспондент АН СССР И. К. Кикоин, профессор Ю. Б. Харитон и др. Непосредственное руководство научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, решавшими атомную проблему, осуществляло Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР (начальник Ванников), подчинённое Специальному комитету. В апр. 1946 в системе ПГУ организовано КБ-11 во главе с П. М. Зерновым и Харитоном, работавшее непосредственно над изготовлением атомной бомбы. Испытание бомбы проведено 29.8.1949 на Семипалатинском полигоне. 20.8.1953 официально сообщено об испытании в СССР и водородной бомбы. Ведущую роль в её создании сыграли академики И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров, В. Л. Гинзбург, Я. Б. Зельдович.
Параллельно развёртывалось ракетостроение. 13.5.1946 был создан Специальный комитет по реактивной технике под председательством Маленкова. 18.10.1947 на полигоне Капустин Яр испытана ракета среднего радиуса действия, в разработке которой участвовал С. П. Королёв. В 1950 принята на вооружение баллистическая ракета Р-1, шли испытания ракет Р-2 с дальностью полёта 600 км и Р-3 с дальностью полёта до 3000 км. В сент. 1952 подписано постановление о создании в СССР атомной подводной лодки. Всё это требовало огромных затрат. В нач. 50-х гг. только прямые военные расходы СССР поглощали 25% годового бюджета страны. Президент Академии наук СССР А. П. Александров считал, что значительная доля трудностей, пережитых сов. народом в первые послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизации людских и материальных ресурсов для производства ядерного оружия.
Приоритетное развитие тяжёлой индустрии, распределение средств в её пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию лёгкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее был начат выпуск сложных потребительских товаров – легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», радиоприёмников, телевизоров и т. д.
Аграрный сектор экономики вышел из войны ослабленным. В деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население. На протяжении нескольких лет на село не поставлялась новая техника. Поголовье лошадей в колхозах сократилось за годы войны более чем наполовину. Поскольку руководство страны решило начать восстановление хозяйства с тяжёлой промышленности, постольку интересы села были подчинены выполнению этой задачи. Помощь города селу была минимальной. Положение осложнилось тем, что первый послевоенный год оказался неблагоприятным по погодным условиям. Валовой сбор зерновых в 1946 был в 2,2 раза меньше, чем в 1940. Начавшийся голод привёл к гибели 770,7 тыс. чел. и вызвал массовый отток сельского населения в города. Острота продовольственной проблемы была снята хорошими урожаями в 1947 и 1948.
Неурожай и голод 1946 заставили руководство страны обратить внимание на положение в деревне. Был увеличен выпуск тракторов, с.-х. машин и удобрений, расширились работы по электрификации села. Это позволило к 1950 обновить материально-техническую базу производства. В колхозах и совхозах техники стало на 40–50% больше, чем до войны. Принятый правительством план развития сельской электрификации на 1948–50 позволил снабдить к концу пятилетки электроэнергией 15% колхозов (в 1940 – 4%), 80% МТС и 76% совхозов. Однако энергия использовалась гл. обр. для освещения.
На рубеже 40–50-х гг. проведено укрупнение мелких колхозов, число колхозов уменьшилось с 255 тыс. до 94 тыс. Новые коллективные хозяйства создавались в зап. областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. По официальным данным, в 1950 продукция земледелия всех категорий хозяйств составляла 97% от уровня 1940, показатели животноводства оказались выше довоенных, валовая продукция сельского хозяйства в целом составила 99% довоенного уровня. Однако планы повышения уровня потребления продовольственных товаров не были выполнены. В 1950 этот уровень удалось лишь приблизить к довоенному. На протяжении 1946–51 42–65% (в некоторых районах до 90%) совокупного дохода колхозникам приносило подсобное хозяйство, в то время как оплата по трудодням составляла 15–20%.
В 1947 отменена карточная система, введённая в годы войны, проведена денежная реформа, носившая в значительной степени конфискационный характер. Одновременно с денежной реформой объявлено о снижении розничных цен на продукты питания и промышленные потребительские товары. Розничные цены на товары массового потребления к 1950 были на 43% ниже уровня 1947. Жизненный уровень населения в целом оставался довольно низким, но имел тенденцию к повышению.
В нач. 50-х гг. экономика развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. При выполнении плана новой пятилетки (1951– 1955), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжёлой и оборонной индустрии. Выпуск товаров народного потребления отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей населения в продуктах питания, а также потребностей лёгкой и пищевой промышленности в сырье.
Идеология
Основой нового этапа долговременной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе патриотизма стали положения из выступления Сталина на приёме в честь командующих войсками Красной Армии 24.5.1945. Исторический оптимизм сов. человека власти стремились подкрепить не только героизмом свершений за сов. период истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления деятелей отечественной культуры, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку», начались на заключительном этапе войны и с новой силой продолжились после её окончания. В ходе идеологической кампании пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры.
Во время 1-й послевоенной кампании по выборам в высшие органы власти в февр. 1946 Сталин подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15–20 лет.
В 1946–48 принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергло критике творчество известных сов. писателей М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, названных представителями чуждого сов. народу безыдейного искусства. Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада».
Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов и предоставление «сов. сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали». Постановления «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» давали уничижительные оценки творчеству ряда известных деятелей сов. культуры. Им вменялись в вину безыдейность творчества, «заискивание перед Западом», отсутствие патриотизма.
В 1947 для кампании по искоренению «низкопоклонства перед Западом» использовалось «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н. Г. Клюевой и её мужа профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с сов. изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей». Старт кампании был дан «судом чести», проведённым в июне 1947 в Мин-ве здравоохранения СССР и вынесшим учёным общественный выговор. Парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК с предложением создать «суды чести» по всем аналогичным «проступкам». Суды были созданы в научных и учебных заведениях, в гос. учреждениях по всей стране и действовали на протяжении двух лет.
В этот период из-за соперничества с быв. союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Сталин придавал большое значение борьбе с космополитизмом. Кампанию возглавляли Жданов и новые руководители Управления пропаганды и агитации ЦК партии – секретарь ЦК М. А. Суслов и редактор газ. «Правда» по отделу пропаганды Д. Т. Шепилов. К кон. 1948 она стала приобретать антисемитский характер. 28.11.1948 Политбюро ЦК ВКП(б) постановило закрыть Еврейский антифашистский комитет (в 1952 его руководители были расстреляны).
В идеологической жизни страны оставила след дискуссия, состоявшаяся в ноябре 1951. Она была связана с подготовкой учебника политической экономии. Сталин откликнулся на прошедшие дебаты «Замечаниями по экономическим вопросам, связанными с ноябрьской дискуссией 1951 г.». Их содержание вошло в книгу «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), ставшую последней теоретической работой Сталина. В этом «теоретическом завещании» отвергалась рыночная экономика, обосновывались ещё большее огосударствление экономики страны, приоритетность развития тяжёлой промышленности, необходимость свёртывания кооперативно-колхозной собственности и превращения её в государственную, сокращение сферы товарного обращения. Книга содержала положения о неизбежности войн между капиталистическими странами.
В нояб. 1952 началось расследование сфабрикованного МГБ «дела кремлёвских врачей». 13.1.1953 в газетах опубликована информация ТАСС о раскрытии органами госбезопасности «террористической группы врачей, ставящих своей целью путём вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». После смерти Сталина арестованные врачи были освобождены.
В политическом процессе 1945–53 тесно переплетались два курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Первая тенденция выразилась в росте численности арестованных и осуждённых по обвинениям в «контрреволюционных преступлениях и антисоветской агитации». Через исправительно-трудовые лагеря с 1930 по 1953 прошло 11,8 млн. чел., через колонии – 6,5 млн. По данным КГБ (февр. 1990), в СССР с 1930 по 1953 по политическим статьям осуждены 3778234 чел., из которых 786098 чел. приговорены к расстрелу. Вторая тенденция в послевоенном политическом процессе проявилась в оживлении общественной жизни, возобновлении после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. В 1949 состоялись 10-й съезд профсоюзов и 11-й съезд комсомола.
В 1946–47 велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных организаций. Работа над проектами документов прекратилась в связи с ужесточением внутриполитического курса. На 19-м съезде партии в 1952 вновь поставлен вопрос о новой программе партии. Съезд, признав устаревшими многие положения действовавшей Программы, постановил руководствоваться при подготовке основного партийного документа положениями сталинской книги «Экономические проблемы социализма в СССР».
Внешняя политика
Относительная сплочённость держав-победительниц после войны наблюдалась недолго. Она проявилась при создании ООН на конференции в Сан-Франциско в июне 1945, во время Нюрнбергского процесса 1945–46, при подписании мирных договоров государств – победителей во 2-й мировой войне с быв. союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Однако по ряду др. важных вопросов согласовать позиции не удавалось из-за притязаний СССР и США. Обе сверхдержавы стремились к усилению своего влияния в мире.
1947 стал переломным в оформлении просоветского блока государств. Коммунистические правительства после освобождения от оккупантов были созданы лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шёл в 2 этапа. До сер. 1947 осн. моделью гос. устройства была «народная демократия», в основе которой лежала концепция «национальных путей к социализму», опиравшаяся на признание эволюционного движения к новому строю. С сер. 1947 Москва взяла курс на форсированное, с применением давления и репрессий, внедрение сов. модели в странах Восточной Европы. Политика США определялась стратегическими задачами – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советского Союза и коммунистической идеологии. Конкретным шагом к достижению этих целей стало оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы в соответствии с программой, обнародованной гос. секретарём США Дж. К. Маршаллом 5.6.1947 и вступившей в действие в апр. 1948. Той же цели было подчинено создание военно-политических союзов во главе с США, размещение у границ СССР сети американских военных баз, поддержка антисоциалистических сил внутри стран сов. блока. Начавшееся противостояние получило название «холодная война». Конфронтация отчётливо проявилась в связи с обсуждением плана Маршалла на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в конце июня – начале июля 1947 в Париже. Открытое противостояние быв. союзников возникло летом 1948. Поводом послужил германский вопрос. Сов. правительство в соответствии с решениями, согласованными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пыталось не допустить раскола оккупированной Германии. Американцы, англичане, а затем и французы, объединив свои зоны оккупации в «Тризонию», повели дело к образованию отдельной Западной Германии. В связи с обострением отношений Контрольный совет в Германии в марте 1948 прекратил существование. 17 июня в «Тризонии» введена особая валюта, позднее распространившаяся и на Западный Берлин. Вслед за этим Советский Союз 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. Возник кризис, ускоривший образование 20.9.1949 Федеративной Республики Германии. В ответ на это 7.10.1949 в сов. зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика.
В 1948 произошёл раскол в советско-югославских отношениях. Причиной стало негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии занять руководящее положение на Балканах и объединить болгар и югославов в федерацию на условиях, ослаблявших позиции СССР в этом регионе.
После образования КНР (1.10.1949) установились дружественные отношения между советским и китайским руководством. В 1950 обеими странами подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. При поддержке СССР в КНР созданы первоклассные предприятия по производству военной техники. Китайские специалисты были ознакомлены с сов. достижениями в области ядерных технологий. СССР и Китай поддержали Северную Корею в войне против Южной Кореи (1950–53).
Изменения в политическом руководстве
К концу войны изменилась расстановка сил в Политбюро ЦК партии. В ходе войны и в первые послевоенные годы укрепились позиции в партийном и государственном аппарате т. н. «ленинградской группы» – А. А. Жданова и его выдвиженцев (Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова, М. И. Родионова). Вместе с тем ослабевали позиции К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, А. И. Микояна. Однако положение «ленинградцев» оказалось непрочным. Их стремление к укреплению статуса РСФСР (проект создания российской компартии, перевода в Ленинград правительства России) и предложение отказаться от форсированного развития оборонных отраслей экономики вызвали противодействие со стороны Маленкова и Берии. Проигрыш «ленинградцев» обозначился в 1948 с назначением Маленкова секретарём ЦК и завершился их уголовным преследованием (1949) после смерти Жданова. «Ленинградское дело» ещё больше ослабило позиции Молотова и Микояна, поддерживавших эту группу по ряду вопросов.
Вслед за этим укрепились позиции Маленкова и Берии, а также заместителя председателя Совмина Н. А. Булганина (в февр. 1948 стал членом Политбюро). Возросло влияние Н. С. Хрущёва (в дек. 1949 избран секретарём ЦК партии). К ноябрю 1951 положение Берии пошатнулось: близкие к нему лица подверглись преследованиям по обвинению в создании мингрельской националистической организации, ставившей целью отторжение Грузии от Советского Союза. В октябре 1952 Сталин выступил с резкой критикой Молотова и Микояна, обвиняя их в «нестойкости и капитулянтстве перед американским империализмом».
В ночь с 28.2 на 1.3.1953 Сталин перенёс инсульт. Незадолго до его смерти состоялось совместное заседание членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства. Председателем правительства избран Маленков, его первыми заместителями – Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета стал Ворошилов. Министром внутренних дел назначен Берия. На пост министра иностранных дел выдвинут Молотов, министра Вооружённых сил – Булганин, министра внутренней и внешней торговли – Микоян. Все они, а также М. З. Сабуров и М. Г. Первухин вошли в состав Президиума ЦК, куда был включён и тяжело больной Сталин. Секретарями ЦК стали Хрущёв, С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин. 5 марта Сталин умер. Постановление совещания было объявлено 7 марта.
Изменения в политической системе в послевоенные годы
Характеристика послевоенного периода сталинизма:
-
Усиление личной власти Сталина как вождя победившего народа;
-
Надежды на послабления;
-
Политика довоенного образца: репрессии теперь изменили характер, в лагеря попадали не только политические заключенные, но и большие группы жителей западной части страны, где процветали партизанские силы;
-
Ужесточение системы, связанной с хищениями и административными нарушениями;
-
Массовое недовольство и даже критика.
Структура высших органов власти и управления
Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в предвоенные годы. По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся разных уровней – начиная с сельских и заканчивая Верховным Советом СССР, который считался высшим органов власти. В 1946 и в 1950 годах будут проведены выборы. Верховный Совет, призванный утверждать правительство, утверждает его в 1946 году, а также меняет названия для органов власти. Совет народных комиссаров становится Советом министров, наркоматы – министерствами, а наркомы – министрами. Именно так назывались органы власти в императорской России, и в первые годы власти от таких наименований демонстративно отказались – как и от многого другого, что считалось устаревшим. А сам факт возвращения этих названий сейчас рассматривается как символический шаг, отмечающий поворот в сторону традиции и обозначение некоей преемственности с прошлым: теперь оно не отвергается, как раньше. Тем не менее, внешние изменения не меняли устоявшуюся систему, и основная власть была сосредоточена в руках самого Сталина.
Единовластие Сталина
Формально, Сталин занимал должности председателя Совета Министров и секретаря ЦК ВКП (б), но фактически обладал практически неограниченной властью. Роль совещательных органов при нём выполняли группы приближённых, состав которых регулярно менялся, в зависимости от того, кому доверял вождь.
Перестановки и репрессии в высшем руководстве
В этот же период начинается новый виток репрессий, который отличался от того, что было в 1930-е годы. Репрессии перестали быть массовыми (как «Большой террор»), послевоенный период характеризуется небольшими точечными делами, направленными против отдельных категорий граждан (ленинградцев, евреев, руководства авиационной промышленностью, отдельных литературных деятелей).
Кроме того, репрессии 1945-1953 годов характеризуются:
-
Существованием жесткого идеологического контроля над творческой интеллигенцией (литература, театр и музыка, театры, кинематограф). Так, например, в 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), согласно которому начинаются гонения на композиторов (опера В. Мурадели «Великая дружба», произведения С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича).
-
Существованием жесткого контроля в науке. Так, в Советском Союзе лженаукой была объявлена генетика. Эта компания получила название «лысенковщина», по имени Т. Д. Лысенко – ученого, считавшего генетику «фашистской наукой».
«Ленинградское дело»: серия дел, которые были направлены против советских партийных руководителей.
Количество арестованных по делу составило от 2 до 10 тысяч. Под маховик репрессий попали крупные государственные деятели: председатель Госплана Н. А. Вознесенский, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов. Какое-то время Вознесенский и Кузнецов являлись предполагаемыми преемниками Сталина, что вызывало опасения старых соратников вождя, боявшихся новых ленинградских выдвиженцев. Возможно, именно эти опасения московского сталинского окружения, помноженные на подозрительность Сталина, стали главной причиной фабрикации уголовных дел.
Формальный повод для организации «Ленинградского дела» — проведение в городе в январе 1949 года Всероссийской оптовой ярмарки по реализации остатков залежавшихся товаров без разрешения Совета Министров СССР. В середине лета начались аресты. На обвиняемых оказывали физическое и психологическое давление, заставляли их признаваться в преступлениях.
В 1950 года начался процесс. Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов и некоторые другие были расстреляны, остальные получили разные сроки заключения. В течение последующих двух лет были осуждены, приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения около 200 партийных работников Ленинграда. Видную роль в Ленинградском деле сыграл Г. М. Маленков (лично устроил погром в Музеи истории блокады Ленинграда, например).
«Дело врачей»
В январе 1953 года арестовали группу врачей, целью которой было якобы сократить жизнь самых значительных деятелей советского государства, применяя неправильное лечение (так, им в вину вменяли смерть А. А. Жданова). 37 человек были арестованы, среди них большинство составляли евреи. Был арестован профессор В. Виноградов, который лечил Сталина.
КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза
В 1952 году название правящей партии меняется с ВКП (б) на КПСС. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. На руководящих должностях оказались молодые деятели, преданные лично Сталину. Партийный аппарат не подвергался массовым чисткам, но имели место отдельные показательные кампании («ленинградское дело» и «мингрельское дело») способствовали кадровой стабилизации, формированию устойчивого слоя номенклатурных работников, связанных общими интересами и взаимной поддержкой.
Итоги
В первые послевоенные годы политический режим в СССР ещё более ужесточился. Это выразилось в новых репрессиях и в борьбе с «национализмом» в союзных и автономных республиках, проявлявшимся в растущем интересе их народов к своей истории и культуре.
В рамках сталинской системы оставались противоречия, которые осознавали соратники Сталина, и после его смерти они попытались их как можно скорее реализовать.
Послевоенный
период
Сразу
по окончании войны были упразднены
чрезвычайные и другие органы, вызванные
к жизни потребностями военного времени.
Так Функции ГКО были переданы СНК.
Военно-промышленные наркоматы были
преобразованы в органы управления
мирными отраслями производства. То есть
намечается вполне естественная общая
тенденция – демилитаризация, переход
к гражданскому, а не военному регулированию
жизни общества. В 1946 г. в марте был принят
закон о преобразовании СНК СССР,
совнаркомов союзных и автономных
республик в соответствующие Советы
Министров, а наркоматов – в министерства.
Официально это объяснялось тем, что
старое название недостаточно полно
отражало реальное положение дел, реальную
компетенцию и ответственность. Однако
по существу это было просто переименование.
Кроме
того наметилась тенденция к укрупнению
ведомств, созданию новых отраслевых
органов. Так в феврале 47 в стране было
36 общесоюзных и 22 республиканских
министерства. Хотя вскоре процесс
дифференциации ведомств меняется на
обратный. Происходит объединение
министерств, и к марту 40 уже 28 общесоюзных
и 20 республиканских. Кроме того процесс
совершенствования системы органов гос
управления происходил не только за счет
количественного, но и за счет качественного
изменения, то есть перераспределения
компетенции между органами.
Советский
государственный аппарат в годы хрущевской
оттепели в 1950-1960е года
Прежде
всего стала восстанавливаться законность.
Началась реабилитация невинно
пострадавших.
Перестройка
была обусловлена стремлением к
демократизму и преодолением централизма.
Чистка
партии и полиции ~ удалены все сподвижники
Сталина, в т.ч. и Берия (12.1953г.).
Был
восстановлен партийный и прокурорский
надзор над органами внутренних дел и
гос. безопасности. Были ликвидированы
органы чрезвычайного назначения.
Механизм гос. безопасности был лишен
всякой автономии. В 1954г. был учрежден
Комитет
гос. безопасности
(КГБ) при СМ СССР, во главе с Серовым.
«Тройки» были упразднены. «ГУЛАГ»
перешел в подчинение Минюста. Начальник
управления милиции стал одновременно
заместителем МВД в союз. республиках.
В 1956г. Минюст упразднен, его функции
были переданы верховному суду.
В
12.1955г. была организована Комиссия
по реабилитации заключенных
под руководством Поспелова.
В
целях дальнейшего улучшения
народнохозяйственного планирования и
учета запросов союзных республик
постановлением Совета Национальностей
Верховного Совета СССР от 11.02.1957г. была
образована экономическая
комиссия Совета Национальностей.
В
1957г. отраслевой принцип управления
пром-тью был заменен территориальным
~
децентрализация. Созданы советы
народного хозяйства, для
чего страна была поделена на 105 эк.
Административных районов. Гос. комиссия
СМ СССР по перспективному планированию
народного хозяйства в Гос.
плановый комитет СМ СССР.
11.1962г. частичное восстановление
отраслевого управления хоз-вом посредством
образования системы госкомитетов.
Разделение парт. и гос. на промышленные
и с/х. С 1962г. создавались комитеты
по с/х.
В 1962г. был образован Высший
совет
народного
хозяйства.
Середина
60х – середина 80х.
Этот
период характеризуется большей степенью
слияния гос и партийного аппарата,
фактически решения сначала принимались
на партийном уровне затем на союзном,
в смысле государственном.
Происходили
значительные изменения в советах. Так
краевые и областные (промышленные и
сельские) Советы вновь объединились в
единые (согласно указу президиума ВС
РСФСР от 21 ноября 1964г).
Расширяется
круг постоянных комиссии советов. Если
до 1966 года Совет Союза Верховного совета
СССР имел 4 постоянные комиссии а Совет
Национальностей – 5, то после – каждой
палатой ВС СССР было создано по 10 а в
последующие годы еще по 6 постоянных
комиссий. Так была создана постоянная
комиссия по делам молодежи. Комиссии
образовывались по основным направлениями
государственного, хозяйственного и
социально-культурного строительства,
а также по тем или иным вопросам
деятельности ВС.
Эти
комиссии могли контролировать деятельность
центральных органов управления и местных
органов власти.
Конституция
1977 не внесла принципиальных изменений
в систему Советов, однако было изменено
само название органов власти. Советы
депутатов трудящихся теперь были названы
Советами Народных Депутатов, что было
более точным.
Касательно
отраслевого управления – от территориального
управления здесь вновь перешли к системе
отраслевых ведомств. Совнархозы и их
объединения были упразднены и заменены
вновь министерствами, гос комитетами
и тп, что позволило преодолеть расцвет
местничества. .Однако централизация
была возрождена лишь с полной ликвидацией
совнархозов и восстановлением системы
отраслевых ведомств. Основная группа
промышленных ведомств была воссоздана
сразу, однако и впоследствии они снова
ликвидировались и реорганизовывались.
Так, в 1967 г. было образовано общесоюзное
Министерство медицинской промышленности
СССР, в 1968 – Министерство лесной,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей
промышленности СССР было разделено на
два. В 1972 Комитет по кинематографии при
СМ СССР был преобразован в
союзно-республиканский Государственный
Комитет СМ СССР по кинематографии и
т.д. Преобразования ведомств не носили
массового и постоянного характера.
Хозяйственная
реформа 1965г. привела к определенному
расширению прав предприятий, в том числе
в области планирования и материального
стимулирования рабочих и инженерно-технического
персонала. Последнее повлекло за собой
повышение уровня заработной платы в
промышленности, однако рост номинальной
зп не привел к соразмерному повышению
уровня производства.
Многочисленные
нагромождения партийных, гос и гос-
партийных органов были упразднены. В
марте 1965 ЦК КПСС и СМ СССР приняли
постановление «о повышении роли
министерства сель хоз в СССР в руководстве
колхозным и совхозным производством»
— оно восстанавливало те функции
министерства, которые оно имело до
хрущевских реформ. Ф-ии мин сель хоз
Хрущев пытался ограничить лишь вопросами
научно-технического прогресса в сель
хоз и само это министерство вообще он
выселил из Москвы. Однако этот эксперимент
не удался и министерство вернули на
прежнее место.
В
1966 был упразднен союзный комитет по
сель хоз. В 1969 был образован союзный
Совет колхозов. В 1982 – образованы новые
органы управления агропромышленным
комплексом.
Касательно
правоохранит органов – в 1966 было вновь
создано Министерство охраны общественного
порядка ССР, позже переименованное в
МВД. Кроме того подверглись реорганизации
и контрольные органы. С 1965г органы
народного контроля стали уже чисто
государственными, хотя усиленное
партийное руководство сохранялось в
них.