Ленин 1917–1922
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) — пролетарский революционер-мыслитель, продолжатель дела Маркса и Энгельса, организатор КПСС, основатель Российской Федерации и СССР, автор многочисленных трудов по вопросам теории и практики социалистической революции и построению социализма. Подробнее »
Сталин 1922–1953
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства. И. В. Сталин был участником революции 1905–1907 г.г. в Закавказье, активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции 1917 г. С 1917 по 1922 г. он являлся наркомом по делам национальностей, с 1922 по 1934 г. — Генеральный секретарь, с 1934 г. — секретарь ЦК партии. В период Великой Отечественной войны И. В. Сталин был председателем Государственного комитета обороны, наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим, являлся одним из организаторов антигитлеровской коалиции. Вместе с тем И. В. Сталин допускал политические ошибки, грубые нарушения законности. Культ личности И. В. Сталина был осуждён на XX съезде КПСС в 1956 г. Подробнее »
Маленков 1953–1955
Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988) — политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943). В 1939–46 и 1948–53 секретарь ЦК. В 1946–53 и 1955–57 заместитель председателя, в 1953–55 председатель Совета Министров СССР, одновременно в 1955–57 министр электростанций СССР. С 1957–61 на хозяйственной работе. Член ЦК КПСС в 1939–57, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946–57 (кандидат в 1941–46). Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина. Подробнее »
Хрущев 1955–1964
Хрущёв Никита Сергеевич (1894–1970) — советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Политработник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. — Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. — председатель Совета Министров СССР. С деятельностью Н. С. Хрущёва связано развенчание культа личности Сталина и период «оттепели» в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. Подробнее »
Брежнев 1964–1982
Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) — с 1966 по 1982 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. Л. И. Брежнев – первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 — член Президиума ЦК КПСС. С мая 1960 г. Л. И. Брежнев избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 — секретарь ЦК КПСС.
На октябрьском пленуме ЦК в 1964 он был избран Первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран Леонид Ильич Брежнев. В 1977 г. вновь занял дожность председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Правление Брежнева называют эпохой застоя. Подробнее »
Андропов 1982–1984
Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) — советский государственный и партийный деятель. С 1982 по 1984 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС.
С 1973 по 1982 год — председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1967, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1974).
В 1938–40 1-й секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ, в 1940–1944 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. В 1944–47 2-й секретарь Петрозаводского горкома, в 1947–51 2-й секретарь ЦК КП Карелии. В 1951–53 в аппарате ЦК КПСС. В 1953–57 посол СССР в ВНР. В 1957–1967 заведующий отделом ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961. В 1962–67 секретарь ЦК КПСС. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1967–73. Депутат Верховного Совета СССР 3-го, 6–10-го созывов. В 1983–1984 — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Подробнее »
Черненко 1984–1985
Черненко Константин Устинович (1911–1985) — советский партийный и государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1984 по 1985 г., Герой Социалистического Труда (1976).
В 1941–43 секретарь Красноярского крайкома партии. В 1945–48 секретарь Пензенского обкома партии. В 1948–56 в аппарате ЦК КП Молдавии. В 1956–1960 работает в аппарате ЦК КПСС. В 1960–65 начальник Секретариата Президиума Верховного Совета СССР. С 1965 зав. отделом ЦК КПСС. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966–71. Член ЦК КПСС с 1971. В 1976–1984 секретарь ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7–11-го созывов. Подробнее »
Горбачев 1985–1991
Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931) — с 1985 по 1991 г.г. — Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Один из инициаторов Перестройки.
С 1955 по 1966 занимается комсомольской деятельностью в Ставрополе. В 1966–1970 г.г. — Первый секретарь Ставропольского горкома, в 1970–78 — 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 избирается секретарем ЦК КПСС. В 1979 году — кандидат в члены Политбюро, с 1980 по 1991 — член Политбюро ЦК КПСС. В марте 1990 г. на Третьем съезде народных депутатов СССР был избран Президентом СССР. 25 декабря 1991 г. после Беловежского Соглашения ушёл в отставку. Подробнее »
См. также:
- Биографии выдающихся деятелей
- Номинальные главы СССР
- Главы правительства СССР
Правители СССР в хронологическом порядке
Правители СССР в хронологическом порядке – это важная историческая справка о тех, кто руководил Советским Союзом на протяжении многих лет. Рассказываем, пользуйтесь!
Итак, высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Изначально на пост главнокомандующего назначался Председатель Совета, но с 1922 года утвердили ещё и пост генерального секретаря, которыми впоследствии и являлись иные руководители власти. Примечательно то, что выборы осуществлялись внутри, так сказать, системы и народ к этому никакого отношения не имел…
В этой статье мы представим самых известных государственных и политических деятелей, руководящих во времена эпохи Советского Союза, начиная с самых её истоков, а также расскажем о каждом из них вкратце:
Правители СССР Ленин Владимир Ильчич (1917-1924)
Всем известный исторический персонаж. Именно он являлся основателем СССР, а также руководителем и организатором Октябрьской революции 1917 года…помимо этого, конечно же, он запустил процессы развития социальной, промышленной и научной сферы Советского Союза. Биография Ленина В.И. – здесь
ПРАВИТЕЛИ СССР – ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН (1924-1953)
Легендарная персона… сильный, властный, целеустремленный. Изначально взял курс на становление экономики страны, её облагораживание. Период его правления славился многочисленными политическими событиями, а также ознаменовался победой в Великой Отечественной Войне. Народ уважал Сталина и даже боялся. В годы его руководства страной сформировался “культ личности” о котором чётко прописано в истории. Отдельная статья о жизни и смерти Иосифа Сталина на нашем сайте
НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЁВ (1953-1964)
С именем Никиты Хрущева связывают период так называемой “оттепели” во внешней и внутренней экономике страны… а также начало массового строительства жилья для заселения граждан. Что и говорить всего за десять лет правления Хрущёва тысячи жителей страны обрели крышу над головой. Отставка Хрущева пришлась на 13 октября 1964 года. Отдельная статья про Никиту Хрущева на нашем сайте
ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ (1964-1982)
Период “эпохи застоя”. На самом деле самое стабильное время за всю историю Советского Союза. Народ получал образование, обеспечивался квадратными метрами жилья и также бесплатной медициной… В общем в период правления Брежнева всё было спокойно. Но вот конец 80х ознаменовался войной в Афганистане. Так же именно он положил начало правления лидеров достаточно преклонного возраста в последующем десятилетии, которые покидали этот мир на первых этапах своего главенства.
Отдельная статья про Леонида Ильича Брежнева – здесь
ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНДРОПОВ (1982-1984)
Брежнев был очень стар. В 1982 году за власть разыгралась борьба между силовыми структурами СССР – МВД и КГБ. Победили “чекисты” и к власти пришел Андропов (подробнее об этом). За период двухлетнего правления провел чистку партийного и государственного аппарата, а также начал борьбу за повышение экономики страны и трудовой дисциплины. Биографию Юрия Андропова можно прочесть также на нашем сайте
КОНСТАНТИН УСТИНОВИЧ ЧЕРНЕНКО (1984-1985)
Особо ничего не изменилось, если не считать значительного замедления экономики страны. Отношения с КНР стали немного теплее, а вот с Америкой пришли к тому, что в 1984 году СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анжелесе. Биография Константина Черненко в отдельной статье
МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ (1985-1991)
Своей знаменитой фразой “Лед тронулся, господа!” генеральный секретарь ЦК КПСС в итоге, возможно, напророчил разрушение Советского Союза… Именно в годы правления Горбачева случилась перестройка. Именно его политика привела к обрушению “железного занавеса” и окончанию “холодной войны”… Также именно Михаил Сергеевич стал первым президентом СССР… и последним. Отдельная статья про Михаила Горбачева на нашем сайте.
Другие статьи по теме “Люди СССР”
«Застой» как проявление кризиса советской экономической модели развития
Приход к власти Л. Брежнева. Косыгинские реформы
В результате смены партийного и государственного руководства в 1964 г. во главе Советского государства оказался Л. Брежнев. Он был представителем постсталинской генерации советских руководителей, которые стали выходить на ведущие роли уже после ХХ съезда партии. Будучи уроженцем Днепропетровщины, Л. Брежнев в 1939 г. стал секретарём Днепропетровского обкома КП(б)У. В период ВОВ занимал должности начальника политотдела 8‑й армии и политуправления 4-го Украинского фронта. После войны возглавлял Запорожский и Днепропетровский обкомы партии, а с 1950 г. стал первым секретарём ЦК Компартии Молдавии. С 1957 г. — член, а с 1960 г. — Глава Президиума Верховного Совета СССР.
Большая часть времени пребывания Л. Брежнева на посту главы государства (1964–1982) отличалась замедлением темпов экономического развития страны, стагнацией во многих сферах общественной жизни, ростом коррупции и теневой экономики. Всё это стало свидетельством глубокого кризиса советской модели развития. Исключение — первые пять лет его пребывания у власти.
VIII пятилетка 1965–1970 гг., которую ещё называют «золотой», прошла под знаком реформационной деятельности тогдашнего председателя Совета министров А. Косыгина. Косыгинские реформы — реформы системы планирования и управления экономикой. Они оказались наиболее масштабной за все послевоенные годы попыткой преобразований в экономике соответственно с духом времени, которая одновременно проводилась в нескольких отраслях: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве. Реформы характеризовались использованием экономических методов управления. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий, возрастала роль материального стимулирования трудящихся. Их осуществление должно было способствовать преодолению диспропорциональности в развитии разных отраслей экономики, уменьшить их затратность.
Благодаря реализации косыгинских реформ произошло сокращение плановых показателей; на предприятиях создавались фонды материального стимулирования; независимо от прибыли вводилась твёрдая оплата за использование предприятием производственных фондов; промышленное строительство стало финансироваться за счёт кредитов, а не дотаций; запрещалось менять планы без согласования с руководством предприятий; были расформированы совнархозы и восстановлена отраслевая система управления; повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; произошло перераспределение части национального дохода в пользу аграрного сектора.
Первые результаты реформ обнадёживали: в течение «золотой пятилетки» ежегодный рост производительности труда в среднем на 6,5% превышал показатели 1-й половины 1960-х гг., в 1,5 раза увеличились фонды оплаты труда; за 1966–1970 гг. государственные закупки зерна выросли почти на треть, по сравнению с годами предыдущей пятилетки. В результате этих мер оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольственными товарами, практически все показатели пятилетки были выполнены в полном объёме.
Экономическая стагнация. Прогрессивные методы хозяйствования, использовавшиеся в годы косыгинских реформ, дали положительную динамику. Однако с начала 1970‑х гг. темпы реформ в хозяйственной сфере стали падать. Основная причина состояла в том, что реформирование не было направлено на системное изменение старого хозяйственного механизма управления экономикой. Оно только несколько видоизменяло распределение функций между центральными и низовыми звеньями при неизменности сути командно-административной системы. Руководство страны попыталось выйти из создавшейся ситуации путём увеличения количества отраслевых министерств и ведомств, что только усугубляло кризисные явления.
Ещё в реформе 1965 г. произошло совмещение двух опасных для страны тенденций: курса на максимизацию прибыли и принципа затратного хозяйствования. В результате советская экономика оказалась в состоянии затяжного кризиса. Продолжались межотраслевые соревнования, предприятиями выполнялись и перевыполнялись плановые показатели, а в отчёты всё чаще попадала непроизведённая стоимость, за которую работники регулярно получали зарплаты и премии. Произошёл запуск инфляционных механизмов. Объём денежной массы перестал соответствовать своему товарному обеспечению. Обесценивание рубля усугублялось несовершенной ценовой политикой: рост стоимости предметов роскоши и высококачественных товаров негативно сказывался на его состоянии, делая всё менее весомым. Это привело к тому, что со временем советские деньги уже не воспринимались как реальная мера стоимости. Его значение сводилось к использованию в качестве средства платежа-обращения и накопления, которое стало их первостепенной функцией: с 1970 до 1985 г. объём денежных вложений населения в сберкассы возрос в 6,5 раз, всё больше накапливалось неотоваренных денег и на счетах предприятий.
Затратная энергоёмкая экономика затрудняла переход от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором ставка делалась на компьютеризацию и развитие информационных технологий. К концу 1970‑х гг. отставание в этих компонентах от ведущих стран Запада стало очень ощутимым. Денежные доходы граждан росли быстрее, чем производство товаров широкого потребления, рос дефицит, снижались темпы жилищного строительства, ухудшалась экологическая обстановка (отравление отходами бумажных комбинатов озера Байкал, гибель Аральского моря). Возобновление масштабного строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) породило массу социальных проблем, продолжала отставать в темпах развития нечернозёмная зона РСФСР. Серьёзные проблемы экономика испытывала из-за продолжавшейся гонки вооружений. Разрастание военно-промышленного комплекса подрывало положение других отраслей промышленности, приводя к их стагнации. В 1981–1985 гг. наблюдалось падение среднегодовых темпов увеличения национального дохода до 3,5%, тогда как в годы 8-й пятилетки этот показатель составлял 7,7%. Такая же тенденция наблюдалась и относительно темпов роста производительности труда — 3% против 6,8%.
Отсутствие материальных стимулов и личной заинтересованности колхозников в результатах своего труда обусловило кризис аграрного сектора. Многомиллиардные государственные инвестиции (за 1966–1980 гг. сельское хозяйство получило почти 400 млрд рублей) не могли изменить ситуации и уже вначале 1980-х гг. большинство колхозов и совхозов было признано нерентабельными. С 1964 по 1988 гг. на 22 млн га сократилась освоенная пашня, при этом потери сельхозпродукции при сборе урожая колебались от 20 до 40%. Недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности заставляло крестьян переселяться в города. Стагнация сельского хозяйства заставляла государство идти на экономические эксперименты. Так, в 1970-х гг. повсеместно создавались агропромышленные объединения, что, впрочем, себя не оправдало. В стране существовала продовольственная проблема, приходилось расширять импорт сельскохозяйственной продукции. Стала расти социальная дифференциация, основанная не на трудовых показателях, а на степени доступа к дефицитным товарам и незаслуженным привилегиям.
Всё это государство пыталось нивелировать за счёт масштабной продажи нефтепродуктов и других энергоресурсов. Анализ статистических данных свидетельствует, что, если в 1965 г. СССР экспортировал 75,7 млн т. нефти и нефтепродуктов, то в 1985 г. — 193,5 млн т. Это стало возможным благодаря разработке новых месторождений в Западной Сибири. Около 40% экспортируемой нефти продавалось за свободно конвертируемую валюту. Так, если в 1965 г. советский бюджет от продажи нефти получил 670 млн долларов, то к 1985 г. этот показатель вырос в 19,2 раза, составив колоссальную сумму, равную почти 13 млрд долларов. Помимо «чёрного золота», важной статьей экспорта ресурсов был природный газ.
Получение «нефтедолларов» некоторое время позволяло поддерживать видимость благополучия и стабильности. Уровень жизни советских граждан медленно повышался до середины 1970-х гг., после чего сохранялся достаточно высоким ещё более пяти лет. Однако к концу периода «застоя» стала очевидной иллюзорность утверждений о превосходстве социалистической модели развития над капиталистической и нереальность построения коммунистического общества в СССР.
Несомненно, даже в эти годы у СССР были определённые успехи. Продолжалось освоение космоса (международный проект «Союз» — «Аполлон», серия орбитальных станций «Салют»), завершено строительство магистрального газопровода «Союз» (Оренбург — западные границы СССР), введена в эксплуатацию самая большая в мире термоядерная установка Токамак Т-10. На воду спущено не имеющее мировых аналогов научно-исследовательское судно «Юрий Гагарин».
Проявления «застоя» в общественно-политической жизни
В первые годы своего пребывания во главе партии Л. Брежнев пытался осуществлять коллективное руководство Президиумом ЦК КПСС (с 1966 г. — Политбюро). Однако особенность партийно-государственной системы СССР состояла в невозможности функционировать без яркого лидера — первого лица, которым после 1967 г. и стал Л. Брежнев. Он значительно укрепил свои позиции, поставив во главе КГБ Ю. Андропова, а министром обороны назначив А. Гречко. Это были преданные ему люди.
В начале 1970‑х гг. в политическом курсе партийного руководства окончательно утверждаются консервативные тенденции. Так, в идеологической сфере фактически сворачивается десталинизация: игнорировались факты политических репрессий, оправдывались насильственные методы коллективизации, искажались причины поражений Красной армии на начальном этапе ВОВ. Ключевая роль в этих процессах принадлежала главному партийному идеологу М. Суслову.
После тяжёлой болезни, перенесённой в 1974 г., Л. Брежнев всё меньше внимания уделял управлению страной, ситуация выходила из-под контроля, а негативные личностные качества советского лидера проступили ещё более выпукло. Страсть к лести и наградам (Л. Брежнев имел 220 советских и за рубежных орденов и медалей) увенчалась тем, что он был награждён четырьмя звёздами Героя Советского Союза и орденом «Победа», ему были присвоены звания Героя Социалистического труда и Маршала Советского Союза. Написанная от его имени трилогия мемуаров («Малая земля», «Возрождение», «Целина») стала объектом справедливой критики и насмешек. Авторитет лидера партии и государства существенно упал.
На этом этапе существования советского государства прослеживалось внедрение во все руководящие структуры представителей партии, часто не имевших необходимых профессиональных качеств. Партийные органы представляли властные институты, общественные организации и даже интересы отдельных республик. На практике это приводило к росту бюрократии и превращению партийной номенклатуры в особую касту, стоявшую выше обычных советских граждан, что нарушало саму суть социалистического строя. Эти изменения были отражены на законодательном уровне в Конституции СССР 1977 г., ст. 6 которой закрепляла за КПСС руководящую роль в жизни общества.
Период «застоя» также характеризовался нарастанием тенденций скептического отношения рядовых граждан к официальной идеологии и недоверия партийным лидерам, правовым нигилизмом значительной части населения. В свою очередь власть попыталась ответить усилением репрессивного воздействия на общество. Была не только свёрнута десталинизация, начатая Н. Хрущёвым, но и ужесточилась цензура, прокатилась новая волна арестов представителей творческой интеллигенции по обвинениям в «антисоветской агитации» (А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург и др.).
Диссидентское движение
Антидемократические действия власти привели к появлению новой формы оппозиционного движения — диссидентства. Диссиденты в СССР — граждане, открыто выражавшие своё несогласие с доминировавшей в обществе коммунистической идеологией и основами советского строя. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. диссидентство было доминирующей формой независимой гражданской активности в общественно-политической жизни Советского Союза. Наиболее активными участниками диссидентского движения были представители творческой интеллигенции, духовенства, верующие. Многие из них были подвергнуты репрессиям.
В развитии диссидентского движения в СССР выделяют несколько этапов:
- 1961–1968 гг. На этом этапе основным методом деятельности диссидентов было составление писем, обращённых к лидерам страны и подписанных известными деятелями науки, культуры. Формой распространения диссидентских идей стал «самиздат» — машинописные журналы, литературно-публицистические сборники. В молодёжной среде возникают первые неформальные объединения в противовес комсомолу. В декабре 1965 г. на Пушкинской площади Москвы состоялась первая правозащитная демонстрация, организаторами которой были А. Сахаров, А. Гинзбург, Л. Богораз.
- 1968 — середина 1970‑х гг. Этот период характеризовался активными формами протеста. С апреля 1968 г. диссиденты стали издавать «Хронику текущих событий». Лидерами диссидентского движения были академик А. Сахаров, литераторы А. Солженицын и А. Гинзбург, поэтесса и переводчица Н. Горбаневская, публицист Л. Богораз. В августе 1968 г. восемь диссидентов провели на Красной площади акцию в знак протеста против введения советских войск в Чехословакию и силового подавления «пражской весны». Своеобразным манифестом диссидентского движения стала работа А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). А в 1969 г. была создана первая в Советском Союзе открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР.
Многим творческим людям, критически настроенным к советской действительности, пришлось покинуть страну — А. Солженицыну, М. Ростроповичу, И. Бродскому, А. Тарковскому, Ю. Любимову и др. Зарубеж так же выехали многие известные спортсмены, учёные. С начала 1970-х гг. СССР массово покидают граждане еврейской национальности. Диссидентские организации также действовали в ряде республик (Украинской, Грузинской, Армянской, Литовской, Эстонской). Их участники, помимо отстаивания прав человека, требовали соблюдения национальных интересов своих народов.
- Середина 1970‑х — середина 1980‑х — это время характеризовалось организационным оформлением диссидентского движения. После присоединения в 1975 г. СССР к Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе диссиденты создали Московскую группу содействия выполнению Хельсинкских соглашений (1976). Её возглавил правозащитник Ю. Орлов. Члены группы подвергались постоянному давлению со стороны КГБ. В 1982 г. она прекратила своё существование.
Диссидентов ссылали (А. Сахаров), отправляли в лагеря (Ю. Синявский, Ю. Даниэль, А. Гинзбург) и психиатрические лечебницы («дело Григоренко», «дело Щаранского»), высылали за рубеж и лишали гражданства. Для борьбы с проявлениями инакомыслия в КГБ было создано специальное 5-е Управление, но идеи диссидентов с каждым годом приобретали всё большую популярность, приближая крах советской системы.
Политика разрядки. Достижение паритета между СССР и США в ядерных вооружениях к концу 1960‑х гг. привело к некоторой разрядке в международных отношениях. В 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали договоры о нераспространении ядерного оружия и о запрете его размещения на дне морей, океанов и в недрах Земли (вступили в силу в 1970 г.). Ещё в 1966 г. Москву посетил президент Франции Ш. де Голль, а в 1971 г. была подписана обширная декларация о принципах сотрудничества между СССР и Францией. Во время визита в Москву (1970 г.) западногерманского канцлера В. Брандта был заключён договор об отказе применения силы во взаимоотношениях.
В начале 1970‑х гг. состоялось несколько советско-американских встреч на высшем уровне, в том числе визит в Москву президента США Р. Никсона. Результатом этих встреч стало достижение в 1972 г. договорённостей об ограничении стратегических вооружений (ОСВ–1) и систем противоракетной обороны (ПРО) сроком на пять лет. Л. Брежнев и Р. Никсон поставили свои подписи под совместным документом «Основы взаимоотношений между СССР и США», в 1973 г. Л. Брежнев нанёс ответный визит в США, в ходе которого стороны договорились о заключении Соглашения о предотвращении ядерной войны.
Потепление в советско-американских отношениях привело к развитию сотрудничества, охватившего разные сферы. В марте 1975 г. состоялось вступление в силу Конвенции, запрещавшей разработку и накопление запасов бактериологического и химического оружия. Их предлагалось уничтожить. Подписание советско-американского договора 1976 г. регламентировало осуществление подземных ядерных взрывов в мирных целях. Летом 1975 г. была запущена совместная космическая программа «Союз–Аполлон». В течение 1970-х гг. объёмы советско-американских торговых отношений возросли в 8 раз.
Появились подвижки и в решении берлинской проблемы. В июне 1971 г. был подписан заключительный протокол четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, признавалась нерушимость послевоенных границ. Социал-демократическое правительство ФРГ во главе с В. Брандтом на дипломатическом уровне признало ГДР. Вскоре ГДР и ФРГ стали членами ООН. В 1972 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, подтверждавший западные границы Польши.
В 1975 г. СССР присоединился к заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанному в Хельсинки представителями 33 европейских стран, а также США и Канады (Хельсинкские соглашения). Этот документ представлял собой декларацию принципов, которыми государства должны руководствоваться как по отношению к своим гражданам, так и на международной арене. Среди задекларированных принципов было уважение прав и основных свобод человека, равноправие и право народов самостоятельно решать свою судьбу. Признавалась нерушимость межгосударственных границ, сложившихся после завершения Второй мировой войны.
Первая половина 1970-х гг. продемонстрировала возможности нормализации международных отношений, установления мирных контактов и налаживания сотрудничества между государствами с различным политическим строем.
Но к концу десятилетия разрядка сменилась новым витком напряжённости, спровоцированным введением в 1979 г. советских войск в Афганистан, инцидентом со сбитым южнокорейским «Боингом» (1983) и началом разработки США программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривавшей размещение ядерного оружия в космосе. Сенатом США была сорвана ратификация подписанного ранее с СССР договора о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Американское руководство заявило о начале «ограниченной ядерной войны», предполагавшей нанесение превентивного удара по ракетным пусковым установкам и центрам управления противника.
В 1982–1984 гг. усилия советской дипломатии были направлены на противодействие размещению американских ракет средней дальности в Европе. В Москве было принято решение о размещении на территории ГДР и ЧССР аналогичных советских ракет. Это спровоцировало возобновление гонки вооружений в прежних масштабах. Отношения между СССР и странами Запада продолжали обостряться. В международную политику вошло определение Советского Союза как «империи зла», которое дал президент США Р. Рейган.
СССР и «доктрина Брежнева». «Доктрина Брежнева» (или политика «ограниченного суверенитета») — негласное право СССР на вмешательство во внутренние дела стран социалистического блока с целью оказания поддержки политическим силам, настроенным на тесное сотрудничество с Советским Союзом.
С 1971 г. стала действовать Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она была направлена на интеграцию экономик государств СЭВ, увеличение товарооборота между ними. В Венгрии было налажено автобусное строительство, в ГДР развивалось судостроение и текстильное производство, проводились работы по совместному освоению природных ресурсов и строительству промышленных объектов.
Но в рамках мировой экономической системы государства СЭВ продолжали оставаться изолированными. Это замедляло темпы развития их экономик, провоцируя кризисные явления в отношениях между странами развитого социализма.
Помимо оказания экономической помощи, СССР неоднократно вмешивался во внутренние дела стран-участниц социалистического лагеря в случае попыток выйти за рамки разрешённой либерализации, когда возникала угроза местным коммунистическим режимам. Советской армией подавлялись восстания в Берлине в 1953 г. и в Будапеште и Познани в 1956 г. Вначале 1960-х гг. в Берлине участились случаи бегства восточных немцев в западную часть города, представлявшую особое политическое образование. Для пресечения этого явления в 1961 г., с помощью советских солдат, была возведена стена, разделившая Берлин и серьёзно осложнившая международную обстановку. В 1968 г. СССР, совместно с другими участниками ОВД, прикрываясь лозунгом «защиты завоеваний социализма», подавил движение чешских реформаторов социализма — Пражскую весну. В мае 1970 г. был подписан новый советско-чехословацкий договор о союзе. Силовое подавление Пражской весны нанесло огромный вред международному имиджу СССР, что имело для него неблагоприятные внешнеполитические последствия.
В 1985 г. члены СЭВ одобрили Комплексную программу научно-технического прогресса, рассчитанную до 2000 г. Её осуществление было направлено на укрепление позиций социалистических стран в мировом содружестве. Однако большая часть положений программы не соответствовала современным требованиям к уровню научно-технического развития, что изначально сделало её малоперспективной. К 1980-м гг. Советскому Союзу, измотанному гонкой вооружений, становилось всё сложнее спонсировать просоветские режимы. Всё больше от СССР отдалялись Китай, Югославия, Албания, Румыния, занимая особую позицию по многим вопросам международной политики. Мировая социалистическая система находилась на грани развала.
50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.
Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР.
Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм).
Внешнеполитический курс СССР в 1965–1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР, характеризуемые как «разрядка» напряженности.
В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады.
После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии (Пражская весна) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».
В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.
Читайте также
§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг
§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг
США после Второй мировой войны. Соединённые Штаты Америки после Второй мировой войны стали экономическим и военно-политическим лидером Запада, заявляя о себе как о защитнике всего свободного мира и
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое
46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг
46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг
После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:1) Г. М. Маленков;2) Н. С. Хрущев;3) Л. П. Берия.В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить
49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее
51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
51. Отечественная культура в середине 1960-х – начале 1980-х гг
В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не
Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений
Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений
21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны
Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС избрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР рекомендовал А.Н.
71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
71. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ЖИЛИЩНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.Создаются общесоюзные кодексы
72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
72. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. ТРУДОВОЕ, ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.В 1970 г. вступили в действие Основы
73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО
73. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ, УГОЛОВНОЕ, ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПРАВО
Развитие права в середине 1960-х – середине 1980-х гг. характеризуется масштабными кодификационными работами, прежде всего на общесоюзном уровне.На основе
68 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1950—1960-Х ГГ
68 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1950—1960-Х ГГ
Н. С. Хрущеву для окончательного утверждения пришлось преодолевать противодействие со стороны старой гвардии Президиума ЦК партии – В. М. Молотова, Н. А. Булганина, Л. М. Кагановича
7 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ
7 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ
После отставки Н. С. Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев (1964–1982 гг.).К середине 1960-х гг. СССР подошел к рубежам такого этапа развития, когда на первый план стали выдвигаться процессы следующей ступени
71 ВНУТРИ– И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ
71 ВНУТРИ– И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-1980-Х ГГ
Новому руководству страны во главе сЛ. И. Брежневым предстояло сделать сложный выбор: либо продолжать радикальный курс ХХ съезда по либерализации социалистического режима, грозящий его дальнейшему
Тема 71 Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
Тема 71 Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
ПЛАН1. Борьба за наследство Сталина.1.1. Изменения в партийном и государственном руководстве.1.2. Политическое соперничество в партии: Март – июнь 1953 г. – Лето 1953–1955 г.2. Начало процесса
Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
ПЛАН1. Изменение приоритетов внешней политики.1.1. Курс на мирное сосуществование государств.1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.1.4.
Тема 75 СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
Тема 75 СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
ПЛАН1. Смена власти.1.1. Факторы смены руководства: Кризисные явления в общественной жизни. – Волюнтаризм Н. С. Хрущева во внутренней и внешней политике. – Недовольства в руководящем партийно-хозяйственном аппарате. – Борьба в
§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг.
§ 14. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 – середине 1980-х гг.
США после Второй мировой войныСоединённые Штаты Америки после Второй мировой войны стали экономическим и военно-политическим лидером Запада, заявляя о себе как о защитнике всего свободного мира и
История, 11 класс. Урок № 15.
Тема – Политическое развитие в 60-х – 80х гг.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
- Поиски идеологических ориентиров.
- Десталинизация и ресталинизация.
- Конституция СССР 1977 г.
- Концепция «развитого социализма».
Тезаурус:
Десталинизация (1953-1964) — процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».
Ресталинизация — это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.
Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я — пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.
Диссидентство — несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
Ключевые слова:
Эпоха застоя, десталинизация, ресталинизация, диссиденство.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Горинов М.М.,Данилов А.А., и др.,под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Ч.2. Издательство «Просвещение» — С. 142-147
Шубин, А.В. От «застоя» к реформам: СССР в 1977–1985 гг. / А.В. Шубин. – М., 2001.
Раздел. Апогей и кризис советской системы 1945-1991гг.
Теоретический материал.
В 50-х гг. XX в. Советский Союз по темпам роста производства и ВВП превзошел все развитые страны мира. За 1953-1954гг. в стране было построено 8070 новых предприятий, введено в действие 714,6 млн. кв. м. жилья. Рост уровня жизни населения вёл к демографическим изменениям, численность населения выросла с 188 до 226,7 млн. человек. Успехи в космосе ставили страну в авангард мирового научно-технического прогресса. Формировалась новая общественная атмосфера, использовались материальные стимулы к труду. Вместе с тем то, что развитие сельского хозяйства оставалось низким, замедляло рост национального дохода экономики в целом. В 1956 году на XX съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выступил с докладом, в котором развенчал культ личности Сталина. Это вселило надежду на расширение прав и свобод. Уже в первой половине 50-х годов были приняты многочисленные меры, чтобы улучшить условия жизни населения.
В оплате труда городского населения была усилена роль денежной заработной платы в общем объёме реальных доходов, а в деревне были увеличены выплаты по трудодням и снижены налоги на приусадебное хозяйство. Заработная плата в госсекторе была повышена на 35%, удвоен размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 36 часов. В 1964 г. право на пенсию впервые получили и колхозники, но они все еще не имели паспортов. Рост заработной платы привёл к повышению жизненного уровня и потребления товаров.
Шагом к гражданскому миру в стране стала, проведённая весной 1953 г., частичная реабилитация жертв сталинского террора. В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности. Проводимая Н. С. Хрущёвым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. 14 октября1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва, который в тот момент находился на отдыхе в Пицунде, от должности Первого секретаря ЦК КПСС. А 15 октября указом Президиума Верховного Совета СССР и от должности главы правительства Советского Союза.
Пришедший к власти Л. И. Брежнев выдвинул идею «стабильности кадров». Правительство Брежнева отказалось от принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В составе секретарей ряда партийных комитетов, среди работников советских и хозяйственных органов местного, республиканского, союзного уровней порой десятилетиями не происходило кадровых перемен. Идея «стабильности» привела к старению кадров. В 1982 г. средний возраст высшего руководства достиг 70 лет. В 1972 году члены политбюро отказались от критики Сталина и обвинили Хрущёва в надругательстве над вождём. Были отменены все нововведения Хрущёва. Совнархозы были заменены отраслевыми министерствами. В середине 1980-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня. Партийный аппарат контролировал все стороны жизни общества. В 1971г. на XXIV съезде КПСС был изменён устав, было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения, контролировалась деятельность аппарата государственных органов. Стараясь централизовать государственное управление, Л. И. Брежнев не брезговал вмешательством партии в экономику и духовную жизнь народа. В Конституции СССР 1977г. была закреплена руководящая и направляющая роль КПСС.
Для материального обеспечения аппарата была отлажена система льгот, ежегодно затрачивалось до 40 млрд. рублей, что приводило к коррупции.
С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет, создана система противовоздушной и противоракетной обороны, выросла численность авиации и флота. Советский Союз достиг ракетно-ядерного паритета с США. Нарастание диссидентства привело к укреплению органов госбезопасности. Смена курса в октябре 1964г. привела к потребности более обстоятельного обоснования консервативного внутриполитического курса. Им стала «теория развитого социализма». Выступая на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967г., Брежнев впервые огласил вывод о построении в СССР развитого социалистического общества, которое оформилось в дальнейшем в концепцию развитого социализма. Концепция включала в себя полную однородность советского общества, что означало решение национального вопроса, отсутствие противоречий в обществе и бесконфликтное его развитие. Хотя в программе КПСС построение коммунизма в СССР датировалось сроками к 1982г. ее реализация была отодвинута на долгие времена. Сложную ситуацию в экономике и обществе власть стремилась смягчить громкими рапортами о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция развитого социализма получила название идеология застоя.
Пришедший к власти в 1982 году Ю.В. Андропов выдвинул идею совершенствования «развитого социализма» и объявил, что это будет длительный исторический период. 7 октября 1977 г. в СССР была принята новая Конституция, в которой официально закреплялось руководящее положение КПСС. Также Конституция утверждала усилившуюся политическую и экономическую роль союзного центра в ущерб правам республик. Утверждение в Конституции о том, что в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество, ничего общего с действительностью не имело. Главным считалась идея создания бесклассового общественного строя, полным социальным равенством всех членов общества, с единой народной собственностью на средства производства. В Конституции также были закреплены социально-экономические права и свободы: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище, а так же положения о расширении прав общественных организаций. В целом Конституция 1977г. носила демократический характер. Впервые в Конституцию были внесены международные обязательства СССР. Однако закреплённые в Конституции права и свободы в СССР не соблюдались.
Разбор типового тренировочного задания
1. Филворд — английский кроссворд
Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии руководителей СССР в 1960-1980 гг.
Я |
У |
Б |
Ч |
П |
Ю |
Х |
С |
З |
Б |
А |
А |
К |
Е |
М |
Р |
О |
И |
Р |
Н |
Н |
С |
И |
Я |
У |
Ю |
Ж |
Х |
Ы |
Д |
К |
Т |
Ф |
Щ |
Л |
Н |
Т |
Б |
Р |
Е |
Ж |
Н |
Е |
В |
Я |
Ю |
О |
О |
Ю |
Л |
С |
В |
Ю |
М |
А |
Ъ |
П |
Л |
И |
Я |
Ъ |
П |
О |
Ш |
О |
О |
Е |
Я |
Ч |
Ю |
В |
С |
Е |
В |
В |
Т |
М |
Ф |
В |
Г |
Щ |
Правильные варианты: Брежнев, Андропов, Хрущёв.
Я |
У |
Б |
Ч |
П |
Ю |
Х |
С |
З |
Б |
А |
А |
К |
Е |
М |
Р |
О |
И |
Р |
Н |
Н |
С |
И |
Я |
У |
Ю |
Ж |
Х |
Ы |
Д |
К |
Т |
Ф |
Щ |
Л |
Н |
Т |
Б |
Р |
Е |
Ж |
Н |
Е |
В |
Я |
Ю |
О |
О |
Ю |
Л |
С |
В |
Ю |
М |
А |
Ъ |
П |
Л |
И |
Я |
Ъ |
П |
О |
Ш |
О |
О |
Е |
Я |
Ч |
Ю |
В |
С |
Е |
В |
В |
Т |
М |
Ф |
В |
Г |
Щ |
2. Ребус – соответствие
Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие:
Правильный вариант: надписи в соединённых фигурах должны составить следующие фразы:
1. Н.С.Хрущёв — Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы.
2. Л.И.Брежнев — Первый секретарь ЦК КПСС в 1964-1966 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год.
3. Ю.В.Андропов — Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1982 по 1984 годы.