Руководство сша европой

Семьдесят лет назад, 4 апреля 1948 года, Конгрессом США был принят закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший осуществление четырехлетней программы «помощи Европе». В действительности, закон, принятый конгрессменами и подписанный президентом США Гарри Трумэном, представлял собой реализацию знаменитого «Плана Маршалла».

Вторая мировая война в корне изменила политическое и экономическое лицо Европы. Впервые под фактическим контролем «русских», а именно так на Западе определяли Советский Союз, оказалась вся Восточная Европа и половина Германии, причем существовал очень большой риск победы коммунистов в Греции. Во Франции и Италии коммунистические партии приобрели колоссальное влияние и набрали огромную численность – во Франции в ФКП состояло 908 тысяч человек, а в Италии – около 2 млн человек. Пропорционально росту численности, увеличивалось и реальное политическое влияние коммунистов, что ставило Европу перед риском прихода к власти во Франции и Италии если не коммунистических, то смешанных правительств, которые могли бы ориентироваться на дружеские отношения с Советским Союзом. Коммунисты проходили в парламенты европейских государств, участвовали в создании правительств. Это был грандиозный прорыв по сравнению с довоенной эпохой и он не мог не пугать американскую элиту. Европа переживала и колоссальные социально-экономические проблемы. Экономическая инфраструктура многих европейских государств была разрушена войной, Германия находилась под оккупацией союзных войск и западные руководители не знали, что делать с ней в дальнейшем.

Еще в 1944 году тогдашний министр финансов США Генри Моргентау разработал «Программу по предотвращению развязывания Германией 3-й мировой войны», которая получила название «план Моргентау». Согласно этой программе, Германия должна была быть расчленена, перестать существовать как единое государство, ее промышленные районы переданы под международный контроль, тяжелая промышленность ликвидирована и запрещена, полностью ликвидированы вооруженные силы. Моргентау считал, что деиндустриализация Германии раз и навсегда покончит с реваншистскими настроениями. Однако, после разгрома Германии и последующих политических изменений в жизни Европы, ситуация изменилась.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил со знаменитой речью перед американским Конгрессом, изложив в выступлении основные пункты своего плана, получившего название «Доктрина Трумэна». Президент подчеркивал, что странам Восточной Европы навязали тоталитарные режимы, обещал помощь Греции и Турции, которым вскоре были предоставлены значительные финансовые средства. Но стержнем доктрины был пересмотр концепции Франклина Рузвельта и проталкивание концепции «однополярного мира», в котором лидирующая роль должна была принадлежать Соединенным Штатам. После разгрома гитлеровской Германии ключевым противником и соперником США автоматически становился Советский Союз.

План Маршалла во многом был логическим продолжением трумэновской доктрины. Генерал армии Джордж Маршалл, в годы войны занимавший пост начальника штаба армии (главнокомандующего сухопутными войсками), 21 января 1947 года был назначен государственным секретарем США (министром иностранных дел). В основе плана Маршалла лежало стремление к экономическому доминированию США, что могло быть достигнуто приобретением контроля над европейской экономикой. «Объединение Европы», о котором так много говорили всю последующую половину ХХ века, явилось результатом именно плана Маршалла, предусматривавшего уничтожение таможенных барьеров в самой Европе и формирование единого европейского рынка. Также должны были быть уничтожены таможенные барьеры между Европой и США, что обеспечивало американским компаниям европейское сырье по низким ценам.

Разумеется, формально американское руководство позиционировало новую стратегию как направленную на восстановление европейской экономики. Почти все страны Западной Европы понесли колоссальный ущерб в результате войны, причем это касалось и Великобритании, которая не была оккупирована немецкими войсками. Лондон потратил на войну 25 млрд фунтов стерлингов, внешний долг королевства вырос в три раза, а производство сократилось на 20%, в некоторых отраслях – и на 30% по сравнению с довоенным уровнем. Великобритания была вынуждена ввести карточную систему распределения продовольствия. Если так обстояли дела в Британии, на территории которой не было сухопутных боев, то можно представить себе масштабы экономического кризиса, вызванного войной, в странах континентальной Европы.

Сильнее всего пострадала Германия, в которой были уничтожены 5 млн домов и квартир, разрушены коммуникации, предприятия, учреждения социальной инфраструктуры. Кроме того, из стран Восточной Европы и из советской оккупационной зоны в Западную Германию, контролировавшуюся английскими, американскими и французскими войсками, прибыло более 12 млн беженцев. Это вызвало дальнейший рост безработицы и проблемы с продовольствием, потребление которого составляло лишь чуть более 60% от довоенного уровня. Поскольку прежде в Германию поставлялось зерно и мясо из Восточной Европы, а теперь эти поставки прекратились, ухудшилось продовольственное снабжение населения.

В Европе была разрушена транспортная инфраструктура, что лишало европейские страны возможности полноценного сообщения, а восстановление инфраструктуры было трудоемкой и очень дорогой задачей, решить которую европейские страны были не в состоянии. Соединенные Штаты выдавали план Маршалла за великодушное оказание европейским государствам экономической помощи, преследуя, разумеется, собственные интересы. Правительствам стран Западной Европы, оказавшимся в сложной ситуации, не оставалось иного выхода, как идти на удовлетворение американских предложений.

После окончания войны европейские страны стремились к оперативному восстановлению разрушенных объектов промышленности, однако США как раз не были в этом заинтересованы. Поэтому, хотя Европа требовала от США поставок промышленного оборудования, Вашингтон поставлял не средства производства, а уже готовую продукцию. При этом основное место в поставках из Соединенных Штатов занимало продовольствие – излишки американского агропромышленного комплекса, которые надо было где-то реализовывать. Разумеется, о реальном восстановлении европейской промышленности речь не шла.

Двусторонние соглашения, заключенные в рамках плана Маршалла между США и европейскими странами, предусматривали многочисленные препятствия для свободной торговли европейских государств, пользовавшихся американской помощью. Разумеется, основные ограничения были направлены на воспрепятствование торговле с СССР и странами социалистического лагеря. Франция, к примеру, не имела права импортировать уголь из Польши, стоимость которого тогда оценивалась в 12 долларов за 1 тонну, а была вынуждена ввозить дорогой американский уголь по цене в 20 долларов за тонну.

США получили фактический контроль над европейской финансовой системы. 20% от суммы помощи европейские государства должны были погашать с помощью экспорта в Соединенные Штаты сырья, необходимого для нужд американской промышленности. Таким образом, США все больше закабаляли европейские страны, обеспечивая себя дешевым сырьем и усиливая контроль над европейской экономикой.

Естественно, что получив экономические рычаги влияния на европейские страны, США могли проталкивать и свои политические интересы. В первую очередь, Вашингтон потребовал от стран Западной Европы, получающих американскую экономическую помощь, удаления коммунистов из правительств и ужесточения политики в отношении коммунистических партий. Фактически многие европейские страны превращались в полуколонии США, но их руководство шло на этот шаг сознательно, опасаясь утраты собственной власти и перехода ее в руки коммунистических и социалистических партий. Ведь экономический кризис, социальная напряженность, рост авторитета и влияния коммунистов ставили под угрозу позиции правых и правоцентристских партий Европы, крупных промышленников и землевладельцев.

Как Европа превратилась в американскую полуколонию

С планом Маршалла были вынуждены согласиться 17 капиталистических стран, которые получали от США в общей сложности около 20 млрд долларов помощи. На самом деле, Вашингтон перечислил странам Европы меньшую сумму – от 13 до 17 млрд долларов, при этом 2,8 млрд долларов получила Великобритания, 2,5 млрд долларов – Франция, по 1,3 млрд – Италия и Западная Германия, еще 1 млрд – Нидерланды. Среди других получателей помощи фигурировали Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Свободная территория Триест, Турция, Швеция и Швейцария.

Реализация плана Маршалла не имела однозначных последствий. С одной стороны, европейские государства, разоренные войной, без американской помощи действительно не смогли бы восстановить свою экономику столь быстро. Американская помощь способствовала улучшению социально-экономической ситуации в странах Западной Европы, снижению социальной напряженности.

Одним из важных последствий этой помощи стало восстановление в европейских странах позиций мелкой буржуазии – среднего класса. В США понимали, что именно средний класс является главным противником социалистических революций в европейских странах, поэтому и обеспечивали условия для его возрождения. К особенно значительным последствиям экономическая помощь США привела Западную Германию, которая смогла достаточно быстро оправиться от пережитой войны и разрухи и восстановить как промышленность, так и относительно высокий уровень потребления, вновь превратившись в развитую в экономическом отношении страну.

Экономическая помощь по плану Маршалла имела и идеологическое значение. Если бы Европа оставалась полуразрушенной, медленно восстанавливая свою инфраструктуру собственными силами, то эта ситуация демонстрировала бы крах капиталистической модели и показывала бы Советский Союз и социализм в более выгодном свете. Вашингтону экономически благополучная Европа была нужна как красивая картинка, которая бы показывала преимущества капиталистической экономики над социализмом. Собственно, по тем же правилам впоследствии осуществлялась помощь и Южной Корее, и Японии, и Тайваню, которые превратились в такие же «витрины капитализма», только уже в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Благодаря плану Маршалла, европейские страны фактически попали в кабальную зависимость от США, причем не только в экономическую, но и в политическую зависимость. До сих пор Западная Европа расхлебывает последствия плана Маршалла, заключающиеся в фактической утрате политического суверенитета. Европейские страны были обречены следовать в фарватере американской внешней политики, придерживаясь выбранного Вашингтоном курса даже тогда, когда самим европейским государствам это было совершенно невыгодно (речь идет, в первую очередь, о Франции или Италии, для которых геополитическое противостояние с Советским Союзом и социалистическим лагерем было лишено всякого смысла).

Таким образом, план Маршалла был блестящим ходом американского руководства. Сначала Вашингтон путем экономической помощи поставил европейские страны в состояние экономической зависимости от американской политики, а затем стал определять и политический курс Западной Европы. С целью дальнейшего подчинения европейских стран американским интересам, практически одновременно с планом Маршалла началось создание НАТО – Североатлантического альянса, в который вошла большая часть стран, получавших от США экономическую помощь. Если план Маршалла был экономическим выражением начала «Холодной войны», то создание блока НАТО стало военно-политическим актом, символизировавшим начало новой эпохи.

План Маршалла был рассчитан на четыре года, но свернули его не в 1952 году, а в 1951 году. Причиной тому стала Корейская война, на проведение которой Соединенным Штатам потребовались немалые средства. Но главных целей Вашингтон сумел добиться и за те три года с 1948 по 1951 гг., пока США реализовывали свою хитрую стратегию экономической помощи. Западная Европа оказалась под политическим и экономическим контролем Вашингтона, после чего США сосредоточили внимание на Восточной и Юго-Восточной Азии, разумеется, не забывая контролировать и политические процессы в европейских странах.

По словам Шапиро, многие европейские политики в частных разговорах соглашались с основными положениями доклада, хотя предпочитали и не использовать само слово «вассализация», считая его слишком резким. «Это звучало так, как будто они хотели сказать: «Ты прав, только не говори об этом таким образом», — делился Шапиро своими впечатлениями. Эксперт называет это «мета-вассализацией»: «Не все реакции были такими. Но было довольно много случаев, которые действительно казались своего рода мета-вассализацией в духе: мы настолько вассализированы, что даже не можем в этом признаться, это было бы слишком ужасно».

В своем докладе Шапиро и Пуглирин называют две, как они говорят, фундаментальные причины, по которым отношения ЕС и США с началом украинского конфликта начали стремительно превращаться в вассальные. Первая — это неспособность европейцев договориться между собой по ключевым вопросам внешнеполитической стратегии. У них и раньше это не получалось, но сейчас единая стратегия стала острой необходимостью, и поэтому пришлось полностью положится на руководство США. «Страны Европы не могут договориться о том, что им делать, и не доверяют друг другу настолько, чтобы достичь компромиссов. Американское лидерство необходимо в Европе, потому что европейцы по-прежнему неспособны руководить собой», — отмечают эксперты.

Самый наглядный пример в данном случае — польско-германские противоречия, которые никуда не исчезли и после того, как Берлин начал тратить миллиарды на военную помощь Украине. Даже об открытии на территории Польши сервисного центра для поставляемых Киеву немецких танков Берлину и Варшаве удалось договориться с большим трудом, что уж говорить о более крупных вопросах. И польско-германский пример — далеко не единственный. Сформировать единый подход к внешней и оборонной политике Германия не смогла даже со своим ближайшим партнером в ЕС — Францией. Хотя таких попыток в течение последних десяти лет Берлин и Париж предпринимали множество. В итоге европейцам не осталось иного выхода, как позвать «варягов»: «Земля наша богата и обильна, но порядка в ней нет. Приходите и владейте нами».

Впрочем, насчет богатства и обильности сейчас уже тоже есть сомнения. Вторая причина вассализации ЕС, по мнению экспертов ЕСМО — это экономическое отставание Европы от США: «В 2008 году экономика Евросоюза была несколько крупнее американской: 16,2 трлн долларов против 14,7 трлн долларов. К 2022 году экономика США выросла до 25 трлн долларов, тогда как ЕС и Великобритания вместе взятые достигли только 19,8 трлн» — указывают авторы доклада. Если же считать без Великобритании, то американская экономика сейчас на треть крупнее экономики Евросоюза, и эта тенденция только усиливается. Германия, так и не ставшая политическим, но тем не менее признанный экономический лидер ЕС, теряет свой промышленный потенциал, а инвестиции из немецкой экономики уходят за границу. Львиная доля — все в те же США, предлагающие крайне выгодные условия компаниям, работающим в секторе возобновляемой энергетики, на который немцы еще недавно делали основную ставку.

Евросоюз также значительно отстает от США в технологическом развитии и военной мощи, а евро проигрывает доллару по показателю использования в международных валютных операциях. Поэтому в кризисной ситуации у европейцев не оказалось не только политической воли, но и ресурсов для проведения собственной линии. Американцы же, чувствуя слабость ЕС, перестали принимать его интересы во внимание. Еще во время вывода войск из Афганистана администрация Байдена просто поставила своих европейских союзников перед фактом, и продолжает действовать так до сих пор. В лучшем случае, вежливо объясняя европейцам свои действия постфактум и предлагая какие-то символические уступки. Все то же самое произошло и в случае с американским Актом о противодействии инфляции, ускорившим деиндустриализацию ЕС — его с европейцами также никто не обсуждал.

А дальше, как прогнозируют эксперты ЕСМО, от Евросоюза потребуют полноценного включения в экономическую борьбу с Китаем. Главная задача, которую в этой борьбе Вашингтон отводит ЕС, заключается в поддержке американской промышленности и содействии технологическому превосходству США над Китаем. И европейцы, по всей видимости, согласятся, даже если при этом придется пожертвовать собственной экономикой. «Многие представители Вашингтона в различных интервью выражали мнение, что европейцы могут ныть и жаловаться, но их растущая зависимость в области безопасности от США означает, что они в основном примут экономическую политику (противодействия Китаю), оформленную как часть американской глобальной политики безопасности. В этом суть вассализации», — пишут Шапиро и Пуглирин.

Чтобы перестать быть вассалом, эксперты ЕСМО советуют Евросоюзу в первую очередь наращивать свой военный потенциал — вплоть до создания общеевропейских ядерных сил. ЕС, по их мнению, должен быть способен самостоятельно помогать Украине и заменить своими войсками силы США на «восточном фланге». Сильная в военном плане Европа сможет получить больше уважения и внимания со стороны США, размещение западноевропейских солдат в Восточной Европе сгладит внутренние противоречия в ЕС, а развитие оборонной промышленности усилит экономику. А заодно и те в ЕС, кто желает стратегической автономии, получат ее.

Но рекомендация эта весьма лукавая. Авторы доклада, по сути, предлагают европейцам наконец-то собраться с силами и сделать то, чего Вашингтон добивается от них уже много лет — взять на себя ответственность за собственную безопасность, чтобы освободить США руки для конфликта с Китаем, а заодно и помочь в этом конфликте. При Обаме американцы пытались добиться этого уговорами, при Трампе — угрозами. И продолжают пытаться до сих пор. Только теперь на смену уговорам и угрозам пришло показательное игнорирование, явно намекающее на то, что если ЕС хочет, чтобы его принимали во внимание, он должен вооружаться. «Любой президент США поддержал бы такие усилия, даже если некоторые детали могут вызвать ужас в той части Вашингтона, которая опасается более независимой европейской политики», — отмечают Шапиро и Пуглирин. При этом эксперты особо не скрывают, что проводят американскую линию, и прямо указывая, что своими советами «стремятся создать более способных и ответственных европейских партнеров, которые будут нужны США в предстоящей борьбе».

Правда, последовав этим советам ЕС вряд ли перестанет быть вассалом. Скорее наоборот — он по-прежнему должен будет следовать интересам своего сюзерена, но теперь еще и непосредственно защищать их, вооружаясь при этом за свой собственный счет. Проще говоря, должен явиться на битву с Китаем «конно, людно и оружно». Автономия же ЕС при этом если и будет, то мнимой. США по-прежнему смогут контролировать ЕС через Восточную Европу, как они это делали все предыдущие годы. Продолжающееся противостояние с Россией, которое эксперты ЕСМО никак решать не предлагают, будет этому только способствовать. Вооружение же, и себя, и Украины, будет оттягивать ресурсы из экономик стран ЕС. А разрыв связей с Китаем может окончательно погрузить в кризис европейскую экономику, которая уже и сейчас явно не вытягивает потерю доступа к российским энергоносителям.

Раньше они это делали более или менее тонко и с соблюдением приличий. Но всё-таки — через НАТО, Великобританию и своих марионеток — местных президентов и премьер-министров.
Великобритания вышла из Евросоюза и потеряла там право голоса. Но тем ценнее она стала для Вашингтона — как американский наместник в Европе.
Но этого мало — к руководству Европой американцы подключили Польшу и, что самое смешное, три прибалтийских хутора.
Если Меркель ещё сопротивлялась, то Шольц бегает теперь на побегушках у Польши и прибалтов.
Дальше — ещё смешнее и позорнее. Теперь уже когда-то великими европейскими державами, а также и НАТО и Евросоюзом в целом управляет ещё и шут Зеленский, раздающий оценки и команды президентам и премьер-министрам европейских бывших независимых государств. Управляет, конечно, не в силу своего ума или политического веса, а потому что так приказал европейцам Вашингтон.
Так в течение каких-то нескольких лет и особенно последних месяцев Европа полностью и окончательно превратилась в американскую колонию, управлять которыми поставили не француза, немца или итальянца, а шутов из Польши и шута якобы украинца.
Это уже не закат Европы. Это её крах…

United States European Command

Emblem of the United States European Command

Founded 1 August 1952
Country  United States
Type Unified combatant command
Role Geographic combatant command
Part of Department of Defense
Headquarters Patch Barracks, Stuttgart, Germany
Nickname(s) EUCOM
Website www.eucom.mil
Senior Leadership
Commanders
Commander GEN Christopher G. Cavoli, USA
Deputy Commander Lt Gen Steven L. Basham, USAF
Command Senior Enlisted Leader CSM Robert V. Abernethy, USA
Insignia
Shoulder Sleeve Insignia
NATO Map Symbol[1][2]

The EUCOM Area of responsibility is in red.

The United States European Command (EUCOM) is one of the eleven unified combatant commands of the United States military, headquartered in Stuttgart, Germany. Its area of focus covers 21,000,000 square miles (54,000,000 km2) and 51 countries and territories, including Europe, The Caucasus, Russia and Greenland. The Commander of the United States EUCOM simultaneously serves as the Supreme Allied Commander, Europe (SACEUR) within NATO, a military alliance. During the Gulf War and Operation Northern Watch, EUCOM controlled the forces flying from Incirlik Air Base.

History and significant operations[edit]

Prior to 1952, the title «European Command (EUCOM)» referred to a single-service, United States Army command. The senior U.S. Army administrative command in the European region had previously been designated European Theater of Operations United States Army (ETOUSA) from 8 June 1942 – 1 July 1945; United States Forces European Theater (USFET) from 1 July 1945 – 15 March 1947; and then European Command (EUCOM) 15 March 1947 – 1 August 1952.

1950s[edit]

The first unified command in the European area was established by the Joint Chiefs of Staff on 1 August 1952. Designated the U.S. European Command (USEUCOM), it was established to provide «unified command and authority» over all U.S. forces in Europe.[3] Prior to 1 August 1952, the U.S. Air Force, U.S. Navy, and U.S. Army presence in Europe maintained separate commands that reported directly to the Joint Chiefs of Staff.

The respective titles of the service commands were: Commander-in-Chief, U.S. Air Forces in Europe (USAFE); Commander-in-Chief, U.S. Naval Forces, Eastern Atlantic and Mediterranean; and Commander-in-Chief, U.S. European Command. In line with the creation of the joint-service European Command, the Army command in Europe has redesignated U.S. Army Europe on 1 August 1952.

The unified command structure was born of the need to address changes wrought not only by America’s rapid post-war demobilization but the end of the occupation of Germany in 1949. Questions arose over the U.S. commitment to the defense of Western Europe against the Soviet Union (USSR). Providing for the common defense was a great concern, especially after the Berlin Crisis of 1948–49 when the Soviet Union blocked access to the divided city and the U.S. and United Kingdom responded with an unprecedented airlift. In 1949 the allies established the North Atlantic Treaty Organization (NATO).

In 1952 the area of responsibility included continental Europe, the United Kingdom, North Africa and Turkey. The AOR was subsequently expanded to include Southwest Asia as far east as Iran and as far south as Saudi Arabia.

The EUCOM headquarters in the IG Farben Building, Frankfurt, 1952

After the Korean War began, the perceived threat to Europe grew. In early 1951, NATO established Allied Command Europe. General Dwight D. Eisenhower was called from retirement to become the first Supreme Allied Commander Europe. The United States sent massive reinforcements to Europe to deter the Soviet Union.

From 1950 to 1953 United States military personnel in Europe grew from 120,000 to over 400,000. United States Air Forces in Europe grew from three groups with 35,000 personnel to eleven wings with 136,000 personnel. Sixth Fleet in the Mediterranean doubled to more than 40 warships. United States Army, Europe, grew from one infantry division and three constabulary regiments to two corps with five divisions (including two mobilized National Guard divisions) and in November 1950 activated a new field army, Seventh Army, at Patch Barracks, Stuttgart.

The Army activated the 10th Special Forces Group at Fort Bragg in 1952 and deployed it to Bad Tölz in November 1953 for unconventional warfare missions in the Soviet Bloc countries. To provide for national command within NATO and to help control this build-up of forces, Gen. Eisenhower proposed a separate command for all United States forces in Europe. Because the senior United States commander would continue as Supreme Allied Commander Europe, Eisenhower recommended giving «a maximum of delegated authority» to a four-star deputy.

Eisenhower returned to the United States just as the new command was established. The first United States Commander-in-Chief Europe (USCINCEUR) was General Matthew Ridgway, former commander of Eighth Army and the Far East Command during the Korean War. His deputy was General Thomas T. Handy, commander of United States Army, Europe. At this point the position of USCINCEUR was «dual hatted» with Supreme Allied Commander Europe (SACEUR).

Headquarters EUCOM initially shared the I.G. Farben Building in Frankfurt, Germany, with Headquarters United States Army, Europe. By 1953 over 400,000 U.S. troops were stationed in Europe. In 1954, the headquarters moved to Camp des Loges, a French Army base west of Paris and a short distance from SHAPE. There, EUCOM prepared plans for the defense of Western Europe within the NATO framework against the Soviet Union and Warsaw Pact.

EUCOM used the Military Assistance Program to help its NATO partners build their military capabilities, including after 1955 the German Bundeswehr. In 1955, EUCOM established a Support Operations Command Europe, soon renamed Support Operations Task Force Europe (later Special Operations Command Europe) for special operations missions. In 1961, EUCOM began operating an airborne command post, Operation Silk Purse.

1960s[edit]

During the 1961 Berlin Crisis, on 25 August 1961, the Department of Defense announced 148,000 reserve personnel would be called on 1 October for twelve months of active duty service. 27,000 of these would be from Air Force Reserve and Air National Guard flying squadrons and support units to augment the Air Force, and 112,000 were U.S. Army Reserve. Many Army Reservists were sent to Europe to bring ground combat units up to full strength.

Civil war broke out in Lebanon in 1958 due to mounting religious and political conflicts (see «1958 Lebanon crisis»). EUCOM conducted a major contingency operation, Operation Blue Bat, in response to Lebanon’s request to restore stability within the government.

In 1966, following disagreements by the French with certain NATO military policies, President Charles de Gaulle stated that all forces within France’s borders would have to come under French control by April 1969. Soon afterward, France announced that SHAPE and its subordinate headquarters must leave French territory by April 1967.[4] The following year, SHAPE moved to Mons, Belgium, while Headquarters EUCOM moved to Patch Barracks in Stuttgart, Germany. Headquarters Seventh Army moved to Heidelberg, where it merged with Headquarters United States Army, Europe. At Patch Barracks, EUCOM renovated the buildings, built a new operations center, and modernized communications infrastructure.

EUCOM continued to prepare for the defense of Europe and began a series of annual REFORGER (Return of Forces to Germany) exercises in 1967. Cold War crises continued, including the 1968 Warsaw Pact invasion of Czechoslovakia. But, because of the Vietnam War, the number of the American forces in Europe slowly declined. Troop strength in Europe fell to 265,000 by 1970.

1970s[edit]

During the 1970s, force protection concerns in Europe increased as terrorist groups, such as the Red Army Faction and the Red Brigades, targeted American facilities and personnel with bombings, kidnapping and assassinations. Palestinian terrorist organizations conducted terror operations in Europe, such as the kidnapping of Israeli athletes during the 1972 Summer Olympics in Munich.

EUCOM and its components continued to provide military assistance throughout Europe, as well as humanitarian assistance, disaster relief, noncombatant evacuation, support to peacekeeping operations, and other non-traditional missions in Europe, Africa and the Middle East. For example, after the Congo became independent in 1960, EUCOM joined in several multinational operations in that country, including peacekeeping, humanitarian assistance, and noncombatant evacuation in 1960, November 1964 (Operation Dragon Rouge), the 1967 second Stanleyville mutiny and again in 1978 (during Shaba II). In the Middle East, EUCOM provided military assistance to Israel and noncombatant evacuation of American citizens in 1967, 1973, and 1982–1984.

In the late 1970s, the Soviet Union deployed SS-20 intermediate-range ballistic missiles into Eastern Europe and in 1979 invaded Afghanistan. NATO responded with a «two-track» decision to step up negotiations while deploying American intermediate-range Pershing II missiles and Ground Launched Cruise Missiles (GLCM) to counter Soviet actions.

1980s[edit]

US Army units in West Germany, 1987

During the 1980s, American forces in Europe increased to over 350,000. EUCOM established Fleet Marine Force Europe (later MARFOREUR) in 1980.

The 1983 Unified Command Plan transferred responsibility for the Middle East from EUCOM to a new combatant command, U.S. Central Command (CENTCOM), but EUCOM retained responsibility for Israel, Lebanon and Syria. At the same time, EUCOM was formally assigned responsibility for Africa south of the Sahara. Thus the area of responsibility became Europe (including the United Kingdom and Ireland), the Mediterranean Sea (including the islands), and the Mediterranean littoral (excluding Egypt, Sudan, Kenya, Ethiopia, Somalia and Djibouti).

The Goldwater-Nichols Act of 1986, together with Chairman of the Joint Chiefs of Staff, Gen. Colin L. Powell, who served from 1989 to 1993, further strengthened the role of combatant commanders. Goldwater-Nichols also established United States Special Operations Command, which led to the activation of a new sub-unified command, Special Operations Command, Europe.

During the 1980s, negotiations continued with the Soviet Union on strategic and theater-level arms limitation. In 1987, the Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (INF Treaty) called an end to the deployment of SS-20s, Pershing IIs and GLCMs. In 1990, NATO and Warsaw Pact members signed a treaty on conventional armed forces in Europe (CFE).

In 1989, the Soviet Union and other Soviet Bloc countries in Eastern Europe collapsed and the Cold War came to an end. The citizens from both East and West Berlin began tearing down the Berlin Wall on 9 November 1989.

1990s[edit]

As a sign of reduced tensions, in 1991 EUCOM took its airborne command post off alert. Meanwhile, in 1991, EUCOM and its components provided forces -primarily VII Corps- to CENTCOM for Operation Desert Storm.

EUCOM supports programs in former Soviet Bloc countries such as the Joint Contract Team Program, NATO Partnership for Peace and the National Guard Bureau State Partnership Program. It was also active in operations in the Balkans, including Bosnia, Macedonia and Kosovo. During this time, EUCOM’s assigned forces were lowered below 120,000.

An Euler diagram of European alliances, partners, and competitors, denoted by their national flags,[5] in EUCOM’s Area of Responsibility. The alliances and agreements include the following supranational bodies: PESCO, Schengen Area, EU, and NATO.

Since 1990, EUCOM has hosted or co-hosted the annual International Military Chiefs of Chaplains Conference, the only one of its kind in the world, working to foster cooperation among religious leaders and understanding of religion as both a force for war and a force for peace.

In 1999, changes to the command’s area of responsibility were announced, after amendments to the Unified Command Plan. The United States Atlantic Command areas that had included the waters off Europe and the west coast of Africa were to be transferred to European Command.[6] U.S. European Command already had responsibility for all U.S. land and air military planning in Europe and most of Africa. The change gave EUCOM the responsibility for maritime planning in the same general area of operations.

2000s[edit]

The changes were made effective on 1 October 2000. The Atlantic Command areas that presently include the waters off Europe and the west coast of Africa were also transferred to European Command.

Immediately after the terrorist attacks against New York and Washington, D.C., on 11 September 2001, NATO invoked Article V of the treaty and deployed NATO early warning aircraft to help monitor the skies over North America. EUCOM provided major forces for subsequent operations in Afghanistan and stepped up its efforts to protect United States interests in Europe and Africa. Subsequent terrorist attacks in the EUCOM theater in Casablanca, Madrid, London and Algiers prompted EUCOM to launch Operation Enduring Freedom Trans-Sahara in 2007 while continuing to provide rotational forces to Afghanistan and Iraq.

The 2002 Unified Command Plan transferred responsibility for Lebanon and Syria to CENTCOM, but EUCOM retained responsibility for Israel, and assumed responsibility for Russia (formerly held by the Joint Staff) and for an increased portion of the North Atlantic, to include Iceland and the Portuguese Azores (formerly held by the U.S. Joint Forces Command). The Iceland Defense Force formed part of EUCOM from 2002 until 2006 when it was disestablished.

Joint Task Force East provided from forces rotating from the continental United States through bases in Bulgaria and Romania, was initially intended to be provided by a rotating US-based brigade. Two bases at Constanţa, Romania was developed, apparently with the main facility at Mihail Kogălniceanu Airfield. Initially, however, Joint Task Force East was to have been provided by a rotational 2nd Cavalry Regiment Stryker squadron. The Task Force was originally planned to be called the Eastern Europe Task Force. However, since the stresses of the Iraq and Afghan deployments, the army provision of the Joint Task Force East has been replaced by a Marine force known as the Black Sea Rotational Force.

In 2003, the headquarters reorganized to establish the EUCOM Plans and Operations Center (EPOC). From 2006 to 2008, EUCOM helped stand-up a new geographic unified combatant command, United States Africa Command (AFRICOM), which moved to nearby Kelley Barracks and took over responsibility for Department of Defense activities in Africa on 1 October 2008.

2020s[edit]

On January 15, 2021, EUCOM transferred coordination of military activities for Israel to CENTCOM.[7]

Timeline[edit]

1967: U.S. European Command headquarters moves to Patch Barracks, Stuttgart, Germany.
1970: 265,000 US troops stationed in Europe.
1980: 350,000 US troops stationed in Europe.
1983: U.S. Central Command is established and takes over responsibility for DoD activities in the Middle East from EUCOM.
1990: VII Corps (US Army) and other USAREUR units are deployed from EUCOM to Saudi Arabia for the Gulf War.
1992: VII Corps (US Army) after redeploying from Saudi Arabia and Kuwait is withdrawn from EUCOM and inactivated.
1999: US troops stationed in Europe fall below 120,000.
2002: V Corps (US Army) is deployed from EUCOM to Kuwait for the Iraq War.
2003: General James L. Jones becomes the first US Marine to be EUCOM Commander.
2006: V Corps (US Army) is deployed from EUCOM to Iraq as the command and control element for Multi-National Corps–Iraq.
2008: U.S. Africa Command is established and takes over responsibility for DoD activities in Africa from EUCOM.
2009: Navy Admiral James G. Stavridis becomes EUCOM’s 15th Commander and the first Navy Admiral to lead the HQ.
2012: V Corps (US Army) is deployed from EUCOM to Afghanistan, providing command and control of all United States ground forces engaged in the theater.[8]
2013: V Corps (US Army) is inactivated after redeploying from Afghanistan, leaving EUCOM without a Corps HQ for the first time since 1951.[9]
2020: V Corps (US Army) is reactivated in Fort Knox.[10][11] Corps forward headquarters is to be in Poznan, Poland.[12]

Operations[edit]

The following list details all operations in which EUCOM has been involved since its inception.[13]

1950s
  • Lebanon Crisis 1958 – USEUCOM transported 2,000 troops and more than 4.5 million tons of equipment to Lebanon.
1960s
  • Congo Crisis 1960 – USEUCOM transported UN troops and cargo to the Congo.
  • Cyprus Crisis 1964 – USEUCOM positioned ships near the island to conduct evacuation of non-military personnel and deterrent operations if needed.
  • Congo Crisis 1964 – USEUCOM transported Belgian paratroopers in a rescue operation in the Congo.
  • Cyprus Crisis 1965 – Airlifted UN peacekeepers and equipment to Cyprus.
  • Congo Crisis 1967 – Provided airlift support for supplies, Congolese troops, and refugees.
1970s
  • Jordan Hostage Crisis 1970
  • Operation Nickel Grass 1973 – Support of Israel in the Yom Kippur War.
  • Operation Night Reach 1973 – Transported UN peacekeepers to Middle East at end of Yom Kippur War.
  • Cyprus Crisis 1974
  • Operation Nimrod Spar 1974/1975 – Cleared the Suez Canal.
  • Airlift 1978 – Airlifted multinational forces to Zaire to counter invasion by Angola.
1980s
  • Iranian Hostage Crisis 1981 – Release of 52 hostages held for 444 days.
  • Hostage Crisis 1982 – Italy – Release of Brigadier General James L. Dozier.
  • Operation Arid Farmer 1983 – Supported in the Crisis in Chad.
  • Beirut Bombing 1983 – USEUCOM coordinated evacuation and treatment of wounded Marines and identified and returned to CONUS the remains of 241 Marines killed.
  • Beirut Air Bridge 1984–1998 – Provided administrative and logistical support the US Embassy in Beirut.
  • Operation Eldorado Canyon 1986 – USAF and USN air strikes on Libya in retaliation for terrorist bombing of La Belle Disco in West Berlin.
1990s
  • Operation Steel Box/Golden Python 1990 – Supported withdrawal of chemical munitions from Germany and coordination of delivery/transport to Johnson Atoll.
  • Hostage Situation 1990–1992 – Hostage release support for Americans kidnapped and held in the Middle East.
  • Desert Storm and Proven Force 1991 – War to remove Iraq from Kuwait.
  • Provide Comfort II 1991 – Kurdish security zone in northern Iraq.
  • Operation Restore Hope 1992–1994 – Assisted in US Somalian security efforts.
  • Operation Deny Flight 1993–1995 – Support to UN/NATO enforcement of no-fly zone over Bosnia-Herzegovina.
  • Operation Sharp Guard 1993–1996
  • Operation Able Sentry/Sabre 1993–1999 – Task force attached to UN Preventive Deployment Force in Macedonia to monitor border activity.
  • Operation Vigilant Warrior 1994 – Response to Iraqi buildup along Kuwait border.
  • Operation United Shield 1995 – Support of US withdrawal from Somalia.
  • Operation Quick Lift 1995 – Support of NATO Rapid Reaction Force and Croatia forces deployment to Bosnia-Herzegovina.
  • Operation Nomad Vigil 1995 – deployment to Albania in support of Predator Unmanned Aerial Vehicle.
  • Operation Deliberate Force 1995 – NATO air strikes on Bosnian Serb military forces.
  • Operation Desert Strike 1996 – Missile Strikes on Iraq.
  • Operation Northern Watch 1997–present – Enforcement of No Fly Zone over northern Iraq.
  • Operation Assured Lift 1997 – In support of Liberian cease-fire monitoring.
  • Operation High Flight 1997 – Search and Rescue effort at Windhoek, Namibia.
  • Operations Phoenix Scorpion I & II 1997–1998 – support to UN weapons inspectors in Iraq.
  • Operation Auburn Endeavor 1998 – relocation of uranium fuel from Tbilisi, Georgia.
  • Operation Determined Falcon 1998 – Show of Force over Albania near Kosovo.
  • Operation Calm Support 1998–1999 – Support to Kosovo Diplomatic Observer Mission mission to Kosovo.
  • Operation Resolute Response 1998 – Support to US embassy bombings in Kenya and Tanzania.
  • Operation Flexible Anvil/Sky Anvil 1998 – Planning for Balkan/Kosovo operations.
  • Operation Eagle Eye 1998–1999 – Monitoring compliance with United Nations Security Council Resolution 1199 in Kosovo.
  • Operation Desert Fox 1998 – Air Strikes on Iraq.
  • Operation Allied Force JTF Noble Anvil 1999 – Air war over Serbia to withdraw forces from Kosovo.
2000s
  • Operation Essential Harvest 2001 – Successful NATO program to disarm NLA in Macedonia.
  • Operation Enduring Freedom 2001–present – USEUCOM theater planning and execution of the Global War on Terrorism.
  • Operation Avid Recovery 2002 – Explosive Ordance Disposal support to Nigeria.

Structure[edit]

The main service component commands of EUCOM are the United States Army Europe, United States Naval Forces Europe/U.S. Sixth Fleet, United States Air Forces in Europe and United States Marine Corps Forces, Europe

United States Army Europe (formerly Seventh Army) is based in Germany. It controls two brigades, one aviation brigade, and several supporting units while also providing support to other Army units in Europe. Previously it had two divisions, although for almost all of the Cold War it controlled two corps of two divisions each. V Corps was deactivated in 2013 upon its return from Afghanistan. VII Corps was deactivated in 1992 after returning to Germany after the Gulf War.

The Sixth Fleet provides ships to NATO Joint Force Command Naples’ Operation Active Endeavour, deterring threats to shipping in the Straits of Gibraltar and the remainder of the Mediterranean. Joint Task Force Aztec Silence, a special operations force established under the command of Commander, Sixth Fleet, has been involved in fighting Operation Enduring Freedom — Trans Sahara. It also has a growing role around the shores of West and East Africa, under the direction of United States Africa Command. It previously had a significant Mediterranean presence function against the Soviet Navy’s 5th Operational Squadron (Mediterranean Squadron, effectively fleet sized), and for most of the Cold War was the most powerful maritime striking force along NATO’s southern flank.

The United States Air Forces in Europe, the Wing-support command, and Third Air Force, USAFE’s Warfighting Headquarters are both based at Ramstein Air Base in Germany. They are now much reduced from their high Cold War strength and provide a pool of airpower closer to many trouble spots than aircraft flying from the United States.

The United States Marine Corps Forces, Europe is headquartered in Panzer Kaserne in Böblingen (Stuttgart), Germany, and serves as the Marine Corps component of EUCOM. MARFOREUR is integral in the planning and execution of Black Sea Rotational Force.

A subordinate unified command of EUCOM is SOCEUR (Special Operations Command Europe), headquartered at Patch Barracks in Stuttgart-Vaihingen, Germany. Special forces units within the AOR include the 352nd Special Operations Group of the USAF, based at RAF Mildenhall in the UK, a U.S. Navy SEALs unit, and Naval Special Warfare Unit 2 and 1st BN, 10th Special Forces Group located at Panzer Kaserne, Germany.

EUCOM is also headquartered at Patch Barracks in Stuttgart-Vaihingen, Germany.

The Kaiserslautern Military Community is the largest U.S. community outside of the U.S., while the Landstuhl Regional Medical Center is the largest U.S. military hospital overseas, treating wounded Soldiers from Iraq and Afghanistan.

Service components[edit]

  • United States Army Europe (USAREUR) (Lucius D. Clay Kaserne, Wiesbaden, Germany):[14]
    • 2nd Stryker Cavalry Regiment: Rose Barracks, Vilseck, Germany[15]
    • 173rd Airborne Brigade Combat Team: Vicenza, Italy[16]
    • 12th Combat Aviation Brigade: Katterbach Kaserne, Ansbach, Germany[17]
    • 7th Army Joint Multinational Training Command: Grafenwoehr, Germany
    • US Army NATO Brigade: Heuberg Kaserne, Sembach, Germany
    • 19th Battlefield Coordination Detachment: Kaiserslautern, Germany
    • 10th Army Air & Missile Defense Command: Kaiserslautern, Germany[18]
    • 21st Theater Sustainment Command: Panzer Kaserne, Kaiserslautern, Germany
      • 16th Sustainment Brigade: Smith Barracks, Baumholder, Germany
      • 18th Military Police Brigade: Grafenwoehr, Germany
      • 30th Medical Brigade: Sembach, Germany
      • 7th Mission Support Command: Kaiserslautern, Germany
      • 1st Human Resources Sustainment Center
      • 405th Army Field Support Brigade: Daenner Kaserne, Kaiserslautern, Germany
      • 409th Contracting Support Brigade: Kaiserslautern, Germany
      • 266th Financial Management Support Center
  • United States Naval Forces Europe (NAVEUR) (Naples, Italy):
    • United States Sixth Fleet (Naples, Italy)
    • Navy Region Europe (Naples, Italy)
  • United States Air Forces in Europe (USAFE) (Ramstein Air Base, Germany):
    • Third Air Force (Ramstein Air Base, Germany)
      • 31st Fighter Wing, Aviano Air Base, Italy
      • 48th Fighter Wing, RAF Lakenheath, United Kingdom
      • 52nd Fighter Wing, Spangdahlem Air Base, Germany
      • 86th Airlift Wing, Ramstein Air Base, Germany
      • 100th Air Refueling Wing, RAF Mildenhall, United Kingdom
      • 435th Air Expeditionary Wing, Ramstein Air Base, Germany
      • 435th Air Ground Operations Wing, Ramstein Air Base, Germany
      • 501st Combat Support Wing, RAF Alconbury, United Kingdom
      • 39th Air Base Wing, Incirlik Air Base, Turkey
      • Heavy Airlift Wing, Pápa Air Base, Hungary
  • United States Marine Corps Forces, Europe (MARFOREUR) (Panzer Kaserne, Böblingen, Germany)

U.S. European Command administers the low-profile U.S. military storage installations in Israel. William Arkin in his book Code Names revealed the locations of some of the American bases in Israel.[19] Arkin writes that the sites do not appear on maps, and their exact locations are classified. According to the book, some of the sites are located at Ben Gurion Airport, Nevatim, Ovda air base, and in Herzliya Pituah.

The sites are numbered as «site 51,» «site 53,» «site 54,» «site 55» and «site 56.» Some of the depots are underground, others were built as open hangars. According to Arkin, site 51 holds ammunition and equipment in underground depots. Site 53 is munitions storage and war reserve vehicles at Israeli Air Force bases, site 54 is an emergency military hospital near Tel Aviv with 500 beds, and Sites 55 and 56 are ammunition depots.

Subordinate unified commands[edit]

  • Special Operations Command Europe (SOCEUR) – (Panzer Kaserne, Böblingen, Germany)

Additional supporting units[edit]

  • George C. Marshall European Center for Security Studies (Garmisch, Germany)
  • NATO School (Oberammergau, Germany)
  • Joint Intelligence Operations Center Europe Analytic Center (RAF Molesworth, Huntingdonshire, UK)

List of commanders[edit]

Attendants during the playing of the Armed Forces Medley at the USEUCOM change of command ceremony on 1 July 2022, where Christopher G. Cavoli (second from right) assumed command from Tod D. Wolters (far right).
U.S. Secretary of Defense Ash Carter (far left), outgoing combatant commander Philip M. Breedlove (far right), chairman of the Joint Chiefs of Staff Joseph Dunford (background, obscured) applaud the new commander, Curtis Scaparrotti at the USEUCOM change of command ceremony on 3 May 2016.

Previously, this position held the title «Commander-in-Chief (CINC), United States European Command». However, following an order dated 24 October 2002 by Secretary of Defense Donald Rumsfeld, all CINCs in the United States military were retitled «Commanders» and the use of «CINC» as an acronym for anyone other than the President was forbidden.[20]

No. Commander Term Service branch
Portrait Name Took office Left office Duration
As Commander-in-Chief (CINC), United States European Command
1

Matthew Ridgway

General
Matthew Ridgway
(1895–1993)
30 May 1952 11 July 1953 1 year, 42 days
U.S. Army
2

Alfred Gruenther

General
Alfred Gruenther
(1899–1983)
11 July 1953 20 November 1956 3 years, 132 days
U.S. Army
3

Lauris Norstad

General
Lauris Norstad
(1907–1988)
20 November 1956 1 January 1963 6 years, 42 days
U.S. Air Force
4

Lyman Lemnitzer

General
Lyman Lemnitzer
(1899–1988)
1 January 1963 1 July 1969 6 years, 181 days
U.S. Army
5

Andrew Goodpaster

General
Andrew Goodpaster
(1915–2005)
1 July 1969 15 December 1974 5 years, 167 days
U.S. Army
6

Alexander M. Haig Jr.

General
Alexander M. Haig Jr.
(1924–2010)
15 December 1974 1 July 1979 4 years, 198 days
U.S. Army
7

Bernard W. Rogers

General
Bernard W. Rogers
(1921–2008)
1 July 1979 26 June 1987 7 years, 360 days
U.S. Army
8

John Galvin

General
John Galvin
(1929–2015)
26 June 1987 23 June 1992 4 years, 363 days
U.S. Army
9

John Shalikashvili

General
John Shalikashvili
(1936–2011)
23 June 1992 22 October 1993 1 year, 121 days
U.S. Army
10

George Joulwan

General
George Joulwan
(born 1939)
22 October 1993 11 July 1997 3 years, 262 days
U.S. Army
11

Wesley Clark

General
Wesley Clark
(born 1944)
11 July 1997 3 May 2000 2 years, 297 days
U.S. Army
12

Joseph Ralston

General
Joseph Ralston
(born 1943)
3 May 2000 17 January 2003 2 years, 259 days
U.S. Air Force
13

James L. Jones

General
James L. Jones
(born 1943)
17 January 2003 7 December 2006 3 years, 324 days
U.S. Marine Corps
As Commander, United States European Command
14

Bantz J. Craddock

General
Bantz J. Craddock
(born 1949)
7 December 2006 2 July 2009 2 years, 207 days
U.S. Army
15

James G. Stavridis

Admiral
James G. Stavridis
(born 1955)
2 July 2009 13 May 2013 3 years, 315 days
U.S. Navy
16

Philip M. Breedlove

General
Philip M. Breedlove
(born 1955)
13 May 2013 4 May 2016 2 years, 357 days
U.S. Air Force
17

Curtis M. Scaparrotti

General
Curtis M. Scaparrotti
(born 1956)
4 May 2016 3 May 2019 2 years, 364 days
U.S. Army
18

Tod D. Wolters

General
Tod D. Wolters
(born 1960)
3 May 2019 1 July 2022 3 years, 59 days
U.S. Air Force
19

Christopher G. Cavoli

General
Christopher G. Cavoli
(born c. 1965)
1 July 2022 Incumbent 1 year, 81 days
U.S. Army

Notes[edit]

  1. ^ FM 1-02 Operational Terms and Graphics (PDF). US Army. 21 September 2004. pp. 5–36.
  2. ^ ADP 1-02 Terms and Military Symbols (PDF). US Army. 14 August 2018. pp. 4–8.
  3. ^ US European Command. «History of EUCOM». US European Command Web Site. Archived from the original on 22 January 2012. Retrieved 18 April 2012.
  4. ^ «1966-1967: SHAPE Finds a New Home». Allied Command Operations — History of ACO. Retrieved 5 August 2014.
  5. ^ Lt. Col. Edward A. Fraser and Command Sgt. Maj. Robert V. Abernethy (April 1, 2019) Strong Europe: A continental-scale combat sustainment laboratory
  6. ^ «Defense.gov News Article: Unified Command Plan Changes Announced». archive.defense.gov. Retrieved 29 January 2016.
  7. ^ «CENTCOM mission expands to include Israel». Stars and Stripes. Retrieved 17 March 2022.
  8. ^ «V Corps colors return to Wiesbaden». Eur.army.mil. 2 May 2013. Retrieved 12 June 2013.
  9. ^ Matt Millham (12 June 2013). «V Corps cases its colors in ‘bittersweet’ ceremony in Wiesbaden». Stars and Stripes. Retrieved 7 June 2014.
  10. ^ «US Army names head of V Corps HQ to be based in Poland». ABC News. Associated Press. 4 August 2020. Retrieved 10 August 2020.
  11. ^ Rempfer, Kyle (5 August 2020). «Army’s resurrected V Corps will go to Poland». Army Times. Retrieved 10 August 2020.
  12. ^ [https://www.army.mil/article/238882/v_corps_headquarters_forward_in_poland_to_be_located_in_poznan U.S. Army V Corps Headquarters (9 September 2020) V Corps Headquarters (Forward) in Poland to be located in Poznan
  13. ^ John Pike. «Operations — European Command». Global Security.org. Retrieved 7 June 2014.
  14. ^ «Units | U.S. Army Europe». Eur.army.mil. 24 July 2013. Retrieved 7 June 2014.
  15. ^ «The United States Army | 2D Cavalry Regiment «Dragoons»«. 2cr.army.mil. Retrieved 7 June 2014.
  16. ^ «The United States Army | 173D ABCT «Sky Soldiers»«. Eur.army.mil. Archived from the original on 30 May 2014. Retrieved 7 June 2014.
  17. ^ «12th Combat Aviation Brigade». 12cab.army.mil. Retrieved 7 June 2014.
  18. ^ «United States Army | 10th Air & Missile Defense Command». Archive.is. Archived from the original on 12 December 2012. Retrieved 7 June 2014.{{cite web}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link)
  19. ^ William Arkin, Code Names, 139, via Al-Monitor.com, If War Comes, Will US Open Its Military Depots In Israel?, 20 August 2012. Archived 13 December 2014 at the Wayback Machine
  20. ^ «‘CINC’ Is Sunk». U.S. Department of Defense. American Forces Press Service. 25 October 2002. Retrieved 4 November 2011. The term ‘CINC’ is sunk. Defense Secretary Donald Rumsfeld put out a memo Oct. 24 to DoD leaders saying there is only one commander in chief in America — the president.

References[edit]

  • Duke, Simon; U.S. Military Forces and Installations in Europe, Oxford University Press for SIPRI, 1989

External links[edit]

  • Official website

Обнародованное в феврале расследование американского журналиста Сеймура Херша о подрыве Соединенными Штатами «Северных потоков» вызвало настоящий фурор в информационном пространстве. Еще бы, ведь Вашингтон не просто плюнул в лицо своим европейским союзникам (и прежде всего, Германии), а буквально их нокаутировал. Те в ответ униженно утерлись и в очередной раз молча проглотили эту пилюлю. Откуда такое раболепие перед США? Ведь в свое время Великобритания, Германия, Франция, Испания, Португалия колонизировали едва ли не большую часть мира. Последние столетия вся мировая история вершилась на европейском континенте. Как же так вышло, что сегодня у европейцев нет своего мнения и права голоса? И что случилось с элитами Старого Света, которые обмельчали настолько, что в ущерб своим народам во всем потакают американцам?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— В этой реальности все мы, кто бросил вызов несправедливому однополярному мироустройству, предлагаем странам Евросоюза будущее. Не все же там идиоты, все прекрасно понимают, где счастье ЕС и всей Европы. Здесь, в Евразии. Надо договориться с нами, Российской Федерацией и объединиться. Технологичный Запад и ресурсная база в Российской Федерации. Продвинутые талантливые люди. Все есть для того, чтобы объединиться и стать самым мощным и влиятельным центром на всей планете. Это на поверхности. А почему не идут на это? А не пускают. Американцы повязали по рукам и ногам еще со времен Второй мировой войны, плана Маршалла, где были влиты огромные кредитные ресурсы. Поэтому нет движения в этом направлении — там, где их счастье.

Во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.

Кому война, а кому мать родна

Началом всему стала Первая мировая война, во время и после которой европейские страны одна за другой попали в долговую кабалу к США. С 1 августа 1914 года по 1 января 1917 года Штаты предоставили воюющим державам займов почти на два миллиарда долларов. Огромные суммы европейцы тратили на закупку в США оружия, боеприпасов, амуниции. Американский капитал стал активно осваивать европейский рынок. В разы выросли поставки в Европу заокеанской пшеницы, хлопка, автомобилей и автозапчастей. Первая мировая война превратила США из крупнейшего мирового должника в крупнейшего кредитора. 1 января 1916 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что внешняя торговля США достигла самых больших размеров за всю историю страны.

Еще больше американцы заработали на Второй мировой войне. Крупный капитал пытался перевести из Европы свои сбережения в безопасное место. От частных лиц, крупных компаний и банков за океан стекались миллиарды долларов, золото, серебро, различные драгоценности. Американская промышленность обогащалась завидными темпами за счет крупных военных заказов от союзников.

В 1947 году американский госсекретарь Джордж К. Маршалл выдвинул «Программу восстановления Европы» (так называемый план Маршалла). Он охватил 17 европейских государств. И снова американские инвестиции рекой потекли на европейский континент. Естественно, не просто так. Взамен США потребовали от властей Старого Света очистить свои правительства от представителей компартий, других левых сил и предоставить Вашингтону право контроля за расходованием выделяемых средств.  

По сути, США хотели не столько восстановить Европу после ужасов Второй мировой войны, сколько реанимировать ее в том формате, который был удобен американцам.

Поход на Восток

Дальше — больше. США стали активно вмешиваться в вопросы безопасности Европы. С возникновением НАТО европейские сателлиты охотно отдавали свою безопасность на откуп заокеанским союзникам. Те раскрыли над континентом «атомный зонтик», что позволяло странам Евросоюза жить припеваючи. А зачем тратиться на армию, платить за новое оружие, строить самолеты и танки, если обо всем позаботится добрый дядя Сэм. Он и заботился. В своих интересах, конечно. Во вполне мирные 1980‑е годы в Западной Европе у США было 25 авиационных и пять военно-морских баз в Испании, Италии и Греции. И это не считая сухопутных, где размещались 340 тысяч американских военнослужащих. Не натовских, а именно американских.

После крушения СССР США окончательно упрочили свое положение в Европе. Блок НАТО начал свой «поход на Восток», одну за другой присоединяя к себе страны бывшего соцлагеря и размещая там военные базы.

Так Евросоюз становился все более зависимым от США в финансовом, экономическом и военно-политическом плане с тотальным доминированием доллара. Дошло до того, что представители США открыто стали лоббировать американские интересы в институтах ЕС. В странах Старого Света как грибы после дождя стали плодиться многочисленные американские неправительственные организации, также влиявшие на политику ЕС.

Фактически Европа стала одной большой колонией США, что и продемонстрировал конфликт в Украине, повлекший за собой безумную и самоубийственную для стран ЕС санкционную политику против России.

Яркий тому пример — отказ от российских углеводородов. Со времен СССР именно дешевый газ из Сибири был основой экономического роста европейской промышленности и сельского хозяйства. Ударив по поставкам доступного голубого топлива, США поставили ЕС в энергетическую зависимость от своего поистине колоссального рынка. 

И теперь американским компаниям ничто не мешает наживаться на проблемах европейцев, втридорога продавая им свой сжиженный природный газ. Как образно заметил постпред РФ в ООН Василий Небензя, Евросоюз, радуясь, что соскочил с «российской газовой иглы», подсел на «тяжелые наркотики» — дорогой американский газ.

Американская удавка

За последние месяцы европейская экономика сполна ощутила на себе все прелести своих же санкций. Инфляция в странах ЕС дошла до двузначных показателей. Некогда процветавшие государства все чаще лихорадит от забастовок медиков, транспортников, фермеров. Недовольство снижением уровня жизни и экономической политикой властей захлестнуло весь континент. Заметное удорожание энергоносителей бьет по кошелькам рядовых потребителей, страдают и малый бизнес, и крупные предприятия. Для многих из них теперь гораздо привлекательнее выглядит работа в США.

Однако европейские лизоблюды (особенно так называемые младоевропейцы — поляки и прибалты), кажется, готовы прострелить себе что угодно, ввязаться в любую авантюру, лишь бы угодить своим хозяевам в Вашингтоне. 

Это касается и поставок оружия Украине, что вызывает справедливое возмущение рядовых налогоплательщиков в ЕС. В отличие от своих бесхребетных властей люди прекрасно понимают, что нарастающая военная помощь Киеву со стороны Запада может привести к непоправимым последствиям. Если не к ядерному апокалипсису, то к росту преступности в их странах точно. 

Ведь бесконтрольная раздача Киевом натовского оружия населению, включая амнистированных преступников, привела к тому, что оно стало утекать на черный рынок. В чьих руках оно окажется завтра и как будет использовано — тут вариантов масса.

Как тут не вспомнить первого генсека НАТО Гастингса Исмея, который предельно лаконично сформулировал цель альянса: держать Советский Союз вне Европы, американцев — внутри, а немцев — в подчиненном положении. С поправкой на Россию вместо СССР это и есть сегодняшняя стратегическая доктрина США в отношении Европы. Доктрина, благодаря которой Америка стала центром принятия решений в западном мире.

Для нынешних властей в ЕС текущее развитие событий чревато самыми тяжелыми последствиями — от нарастания внутренней напряженности и роста социального недовольства до разрушения Евросоюза. 

И если шольцы, макроны и дуды этого не осознают и не найдут в себе политической воли разорвать американскую удавку, экономика Евросоюза продолжит деградировать, а сам континент рискует превратиться в густонаселенную бедняками, беженцами и эмигрантами часть света со всеми вытекающими последствиями.

«Там нет сегодня политиков после Ширака, Шредера и других»

О слабости ЕС и зависимости некоторых европейских стран от политики США Президент Беларуси Александр Лукашенко весьма красноречиво говорил еще осенью 2021 года в интервью главному редактору российского журнала «Национальная оборона» военному эксперту Игорю Коротченко:

— Слушайте, что за Евросоюз? Сколько у них там — 500 миллионов, по-моему, или больше человек? Ни своей безопасности, ни своей армии! Смотрите, наступили (США. — Прим. ред.) «на хвост» австралийцам — они на 50 или 60 миллиардов отказались от подлодок Франции. То есть американцы взяли за шиворот и этого Макрона с Францией «опустили» в Атлантический океан. Ну вроде там дернулись, а потом утихомирились… Вот их политика.

Белорусский лидер подчеркнул, что Европейский союз со своим полумиллиардным населением должен был бы иметь сильные позиции:

— Да моща должна быть. Американцы должны, подплывая на кораблях и подводных лодках, дрожать, заранее спросить разрешения подойти. А они их прослушивают по всем направлениям: и телефоны, и так далее. И тишина (в ответ. — Прим. ред.)… Вот она, Европа. Безумцы! Там нет сегодня политиков после Ширака, Шредера и других. А де Голлей тем более… Полная деградация произошла.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор БГУ:

— Это не парадокс, а закономерный итог политики глобализации, которая особенно интенсивно проводится последние 10 лет. В принципе, миром уже управляют транснациональные элиты. Это супербанкиры, мультимиллиардеры — те, которые собирают всемирные экономические форумы в Давосе. Как шутят, форумы в Давосе — это место, где мультимиллиардеры объясняют миллионерам про то, как будет жить остальной мир. Вот задумайтесь, есть исполнительная ветвь власти, судебная, законодательная. Но это ветви. А стволом является денежно-кредитная банковская власть, которая корнями вплетена в международную финансовую систему. Транснациональные банкиры через центральные банки управляют всеми другими ветвями власти, которые растут на этих стволах. И политики руководствуются не национальными интересами своих государств, а теми управляющими сигналами, которые идут из мирового финансового центра. То есть мы входим в стадию формирования мирового правительства, которое решает, какой регион планеты опустить, а какой поднять. Например, решили в глобальном центре опустить Европу — Германию, Францию, и идут управляющие импульсы всяким шольцам и макронам, которые берут под козырек и выполняют решения вашингтонского обкома, разрушают собственную экономику, отказываясь, например, от дешевых российских энергоресурсов.

Со временем и США тоже опустят. Просто сейчас им США нужны как жандарм, как ударная сила, кулак, потому что, кроме России и Европы, надо еще Китай и исламский мир свалить. Но план дальнейший такой: наднациональная элита, единое государство, мировое правительство. Кастовое общество, при котором качество жизни определяется не тем, где ты живешь (в Германии или Камбодже), а кастовой принадлежностью.

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:

— Между Старой Европой и США в последние годы обострилась глобальная конкурентная борьба на мировом рынке. И в рамках этой борьбы США наносят удар по своему конкуренту. Спровоцировав войну в Украине, США лишили Старую Европу дешевого российского сырья, а также повесили на нее финансирование этой войны в Украине. Ибо у новых европейцев денег нет, они являются дотационными странами внутри ЕС. Поэтому, чтобы сохранить ЕС, Старая Европа вынуждена подчиняться этой атаке, которую осуществляют на нее США. Результатом этого давления выступает потеря ЕС глобальной конкурентоспособности в момент, когда США производят у себя новую индустриальную революцию и готовятся к глобальному доминированию на новом технологическом уровне. Однако то, что мы видим сейчас, — всего лишь начальная фаза большой перестройки Европы. Да, европейские политики сегодня отступают перед первой волной американского натиска. Но запас прочности у Старой Европы громаден. Валовой внутренний продукт Евросоюза перед началом идущей сейчас войны в регионе был больше, чем у США. Такой запас прочности создает предпосылки к тому, чтобы Старая Европа на новом витке кризиса могла рассчитывать на победу над США.

КСТАТИ

На днях американская газета The New York Times со ссылкой на «новые разведданные США» сообщила, что за атакой на «Северные потоки» якобы может стоять некая проукраинская группировка, в которой не было граждан США и Великобритании. С удивительной быстротой эту версию подхватила Германия. Немецкое издание Zeit утверждает, что следы диверсии на «Северных потоках» ведут в Украину. Дескать, по версии следствия, секретную операцию в море проводила группа из пятерых мужчин и одной женщины. Однако у ряда экспертов эти версии ничего, кроме иронии, не вызывают. В Кремле и вовсе назвали их скоординированным вбросом, отметив, что таким образом инициаторы теракта на газопроводе преследуют единственную цель — отвлечь внимание общественности от улик, указывающих на прямую причастность США к взрывам. Абстрактные же заявления о виновности «проукраинской группировки» имеют цель обезличить ответственных и заболтать тему.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ципролет а 600мг 500мг инструкция по применению
  • Духовка bosch встраиваемая инструкция по эксплуатации режимы
  • Увлажнитель воздуха галакси инструкция по применению на русском
  • Продеп инструкция по применению цена отзывы
  • Как работает логист по грузоперевозкам пошаговая инструкция