Руководство спортивной игрой

Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями.

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр.
Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического воспитания при широком использовании подвижных игр, спортивных упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр. 
    Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой,  искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви.
      Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих.
   Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они оставляют свои дела, что разрушает их творческие замыслы.
 Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям.
     Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.
   При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.
     Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания.
   С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник развлечений, особенно в том случае, если действия незнакомы малышам. Старшим дошкольникам педагог помогает начать развлечение, распределить роли,  договориться о действиях, о порядке их выполнения, а потом уже наблюдает за ходом развлечения и вмешивается только при необходимости. Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен все время принимать участие в них.
    Организовывая игры и упражнения с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает их лучше выполнять действия. Воспитанников этой возрастной группы привлекает не роль победителя, а само действие. Воспитатель в каждом случае словесно поощряет всех, кто правильно выполнил действия.  Педагог следит , чтобы дети не переутомлялись. Необходимо учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает изменение как в физиологическом, так и в психическом состоянии.
Руководя педагогическим процессом, воспитатель не может применять точных методов контроля за физическим и психическим состоянием детей. Однако он довольно оперативно может подсчитать частоту пульса и дыхания, что ориентировочно просигнализирует о приближении усталости или недостаточности нагрузки. Пульс подсчитывается за 10 с и множится на шесть, а дыхание – за 30 с и множится на два.
    Внимательно наблюдая за внешними признаками физиологического состояния, замечаем отрицательные изменения его от переутомления. Об этом, например, свидетельствует покраснение или побледнение кожи лица, появление на лице и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в психику, переутомление приводит к тому, что исчезает интерес, ослабляются выдержка и внимание. 
   Вследствие переутомления детей ухудшается регулирующая роль высшей нервной системы. Внешне это выражается в утрате точности движений, деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче , чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее теряет влагу.
   В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё нет необходимых умений , длительность процесса должна быть ограниченной, так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10 минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а новый, например, один элемент  техники. Благодаря этому можно повысить нагрузки, увеличивая продолжительность упражнений. Постепенно она увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами на отдых.
               

Итак, при проведении игры руководителю рекомендуется про­думать и учесть следующие аспекты:

1.   Познакомиться с требованиями и правилами игры, в кото­рую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудова­ние и материалы перед ее началом.

2.   Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и не­умения.

3.  Предлагать только те игры, которые доступны данной возраст­ной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4.   Избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5.   Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы ума­ляют достоинство взрослого.

6.   Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированные как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сно­ровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки не­которых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7.   Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8.  Давать детям отдых между играми в соответствии с их возра­стом и возможностями.

9.   Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начи­нать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

    1. Руководство процессом игры

Игру следует
начинать организованно и без задержек
по условному сигналу (команда, свисток,
хлопок, взмах флажком, последнее слово
речетатива и т.д.). Рекомендуется подавать
различные сигналы, заранее сообщив о
нем детям и убедившись, что все игроки
поняли содержание игры и заняли
соответствующие места.

Руководитель с
самого начала игры внимательно следит
за ее ходом и за поведением отдельных
игроков, направляя их действия для
правильного развития игры. Кроме этого
в руководство игрой входит: исправлять
ошибки, добиваться сознательной
дисциплины, страховать наиболее сложные
действия в игре, добиваться проявления
положительных эмоций и исключить
проявление отрицательных.

Судейство.
Каждая
игра требует объективного беспристрастного
судейства. Руководитель игры является
и судьей. Задачи судьи:

  1. внимательно
    следить за соблюдением правил игры и
    привлекать к ответственности нарушителей;

  2. не допускать
    грубую игру, результатом которой
    является ухудшение техники игры,
    нетоварищеские поступки, чрезмерный
    азарт;

  3. судья может
    пользоваться мерами поощрения за
    качество выполнения (назначение
    дополнительных очков, предоставление
    некоторых преимуществ, выделение лучших
    игроков на роль капитана, судьи-помощника
    и т.д.);

  4. судья должен
    отчетливо и своевременно подавать
    сигнал, корректно делать замечания и
    не вступать в споры с играющими.

К судейству
рекомендуется привлекать поочередно
всех занимающихся. Это содействует
воспитанию организаторов игры.

Дозирование
нагрузки в игре.

Ответственной задачей для преподавателя
является определение правильной
дозировки в игре. Под воздействием
сильного эмоционального возбуждения
играющие легко переоценивают свои силы,
не дают себе отчета в действительной
степени наступившего утомления. Поэтому
преподаватель не может полагаться на
самочувствие игроков. Он должен учесть
возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья,
размер площадки, вес и объем инвентаря,
температуру воздуха, число играющих и
многое другое.

Для решения этой
задачи можно использовать следующие
приемы:

— изменить
продолжительность и количество
повторений;

— увеличить или
уменьшить размеры площадки;

— усложнить или
упростить правила игры;

— использовать
инвентарь большего или меньшего веса
и размера;

— изменить количество
играющих и водящих.

Окончание игры.
Очень важно заканчивать игру своевременно
и организованно. Окончание игры чаще
всего зависит от ее содержания (согласно
правилам или в связи с окончанием
установленного времени). В продолжительных
играх руководитель сам определяет
окончание игры по первым признакам
утомления (неточность выполнения,
нарушение правил, рассеянное внимание,
снижение интереса). Руководитель должен
предупредить об окончании игры: «играем
еще один раз», «играем до смены водящего»,
«играем последнюю минуту».

    1. Подведение итогов игры

По окончании игры
руководитель должен, построив игроков
в исходное положение, объявить ее
результаты. Для этого он создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счетчиков очков и громко
объявляет результаты. Ни в коем случае
нельзя допускать пререканий игроков с
судьей. Решение судьи обязательно для
всех. Объявлять результаты игры надо
лаконично, никому не делая скидок, чтобы
приучать детей к правильной оценке
своих действий и поступков.

После объявлении
результатов необходимо разобрать игру,
указав на ошибки, допущенные участниками
в технических приемах и тактике.
Необходимо отмечать играющих, которые
соблюдали правила игры и проявляли
творческую инициативу. При разборе
лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим
понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.

Критерии оценки
умений и навыков играющих:

5 – точное соблюдение
правил игры, целесообразное применение
различных двигательных действий,
согласованные действия в команде,
достижение высоких результатов в игре,
проявление творческой двигательной
активности;

4 – небольшие
отклонения от целесообразного
использования двигательных действий,
пассивность во взаимодействиях играющих,
нарушение второстепенных правил игры;

3 – нецелесообразное
применение двигательных действий,
которые нарушают, искажают ход игры или
не соответствуют требованиям этики
игры, несогласованность взаимодействий
играющих: преимущественно игра на себя,
незнание или нарушение основных правил.

Вопросы для
самоконтроля:

    1. Задачи руководителя
      и этапы подготовки к игре.

    2. Требования к
      конспекту игры.

    3. Способы выделения
      водящих.

    4. Способы разделения
      на команды.

    5. Судейство и
      дозировка в игре.

    6. Подведение итогов
      игры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ОСНОВНАЯ
 ЧАТЬ

Особенности спортивных игр
определяются спецификой
соревновательной деятельности, которая и
отличает их от других видов
спорта. Соревновательное противоборство в
игре происходит по
установленным правилам с использованием присущих только
конкретной
игре соревновательных действий — приемов игры (техники). При этом
обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель
каждого фрагмента
состязания состоит в том, чтобы доставить предмет
состязания (мяч, шайбу и пр.) в
определенное место площадки соперников и не
допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания
— блок действий типа «защита—нападение», который
включает также
действия по разведке,
дезинформации, конспирации и т. п.
В
командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не
отдельные
спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный учащийся, если
команда проиграла, то проиграл и он. И
наоборот, как бы плохо школьник
ни играл, если команда выиграла, то выиграл и
он. Таким образом,
спортивная команда является такой же целостной спортивной
единицей, как
и учащийся в индивидуальных видах спорта.

Такая   специфика   командных   игр  
определяет   ряд   требований   к
школьникам, их взглядам, установкам,
личностным качествам, характеру
действий в состязании.  В  идеале основной
психологической установкой
учащегося  на  игру  должно  быть 
стремление   к  полному  подчинению
собственных    действий    интересам   
команд    (даже    вопреки    личному
благополучию, может быть и «во вред
себе» в том или ином отношении).
При отсутствии такой установки у каждого
спортсмена команды не может
быть и сильной, слаженно команды в целом даже
в том случае, если она
состоит из  индивидуально  хорошо технически,  физически 
и  тактически
подготовленных    игроков.    Следовательно,    воспитание   
коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной
победы,
желание   видеть   и   понимать   коллективный   интерес   в   каждый  
данный
момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных     
играх.      Практика      показывает,      что      сами      условия
командной     состязательной    
деятельности     способствуют     воспитанию данной   установки   через  
воздействие   коллектива   на   участников   игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным что способствует развитию у человека соответствующих
личностных качеств.
В   связи   с  
этим   командные   игры   являются   действенным   средством
воспитания,   естественно,   при  
соответствующей   деятельности   тренеров
воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности
создает постоянно изменяющиеся условия,
вызывает необходимость
оценки
ситуации и выбора действий, как правило, при ограничении времени.
Важным
фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал
возможность
оптимизировать    стратегии,    обеспечивающие   
эффективность    действий команды по достижению
результата в условиях конфликтных ситуаций.

Спортивные игры на уроках физической культуры имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них
состоят в активности и
самостоятельности играющих, коллективности
действий и непрерывности изменений условий
деятельности.

Деятельность играющих подчинена
правилам игры,
регламентирующим
их поведение и отношение. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры.
Различие в отношениях
позволяет
выделить две основные группы — некомандные и командные
игры, которые дополняются небольшой группой
промежуточных переходных
игр. Некомандные
игры можно подразделить на игры с водящими и без
водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры
с поочередным
участием (эстафеты).

Командные игры различаются и по форме единоборства
играющих. Существуют игры без вступления в
соприкосновение с «противником» и с
вступлением
с ним в борьбу. Более детальная классификация игр
основывается на их
делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и
другими предметами; с
сопротивлением;
с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).
Выбор той или иной игры определяется конкретными
задачами и условиями
проведения. Для каждой возрастной группы  характерны
свои особенности в выборе и методике
проведения игры.

Игры учащихся 5-8-х классов заметно отличаются от игр
младших школьников. Сокращаясь по
количеству, они в то же время значительно
усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями

возрастного
развития.  В  связи с глубокими перестройками в организме
подростка  
несколько   замедляется   непрерывное   совершенствование   его
двигательных
функций. Расстройство координации часто сопровождается
некоторыми  
ухудшениями   деятельности   сердечно-сосудистой   и   других систем организма.
Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости
центральной  нервной 
системы  происходит  вместе  с  увеличением  силы
тормозных процессов и
функциональным созреванием головного мозга. Это
отражается    на   
психике    подростков,    поведение    которых    отличается
неустойчивостью,
резкими сменами настроения, внезапностью решений, В
этом   возрасте  
проявляется   зрелость   и   самостоятельность   мышления,
объясняющаяся
усилением роли второй сигнальной системы, подросткам
становится       
доступной        сложная        тактика        командных        игр.
В   их  
игровой   деятельности   еще   много   элементов,   характерных   для
предшествующего возрастного
периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность
в коллективе, острота реагирования на результат игры и), но
гораздо больше новых качественных изменений. 
Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, отражающие дух героической
романтики и
открывающие возможности
для самостоятельной творческой деятельности в
игре.   Их   захватывает   процесс   сложного   тактического  
единоборства.
Постоянное стремление к
соревнованию объясняет то предпочтение, которое
подростки   отдают   спортивным   играм   и   играм,   близким   к  
ним   по
содержанию.   Их 
интересуют  также   сложные  эстафеты   с   преодолением
препятствий, игры типа «задания» (где способ
действия выбирают сами
участники), игры
с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.
Интенсивность и
продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх, требующих
большого нервного и
физического
напряжения, нужно особенно тщательно следить за реакцией
играющих,      не      допускать      их      перевозбуждения     
и      усталости.
Хотя  в  этом 
возрасте  мальчики  и  девочки  по-прежнему  часто  играют
совместно, но в их игровой деятельности резко
обозначаются свои отличия.
Девочек  
больше   привлекают   игры,   требующие   ловкости   и   точности
движений,
особенно игры с ритмикой, ганцами, хороводами.

Юноши и девушки 16—17 лет достигают высокого
уровня физического
развития и обладают большим двигательным и игровым опытом.
Здесь на
первый план
выдвигается спортивная подготовка. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи. Играя,
юноши и девушки
главное внимание
сосредоточивают на тактике и результатах своих действий.
В выборе
тактики и путей достижения победы они проявляют большую самостоятельность.
Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды. Юношей больше интересуют игры, в которых
можно проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на
координацию, ловкость и
быстроту
действий пользуются среди них особой популярностью.
При проведении игр с
юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма еще не закончены. Поэтому важно правильно подбирать
игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить,
она все же не может
быть такой, как
для взрослого человека.

Методика проведения спортивных игр
определяется целями и
задачами,
которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только
в результате
многолетнего,
систематического и правильно организованного процесса
обучения спортивным играм. Ведущая роль в этом
принадлежит
преподавателю.

Организуя обучение, я
стремлюсь:

·       
воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

·       
укреплять   их   здоровье   и   способствовать   правильному   физическому
развитию;

·       
содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и
умений.

Методика обучения спортивным играм
основывается на общих
закономерностях
процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических
принципов. Выдвижение на первый план задач воспитания
занимающихся вытекает из основных положений педагогики,
главная цель которой —воспитание подрастающего
поколения. Перед
играющими необходимо каждый раз ставить образовательные
задачи, соответствующие трудностям
предстоящей игры. В дальнейшем игры
должны систематически усложняться,
чтобы не потерять воспитательного значения. Важное условие успешной игровой
деятельности заключается в ясности понимания
содержания и правил игры. Это достигается
наглядностью объяснения.
Краткий, образный рассказ сюжета игры при необходимости
дополняется показом отдельных приемов и действий
играющих. Объяснив
главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру сразу
же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и
исправления ошибок
сложной игры. Это только лишняя трата времени.
Рекомендуется объяснять игру в несколько
этапов:

ü 1—
ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные
правила).

ü 2— дальнейшее изучение правил.

ü 3— внесение изменений в содержание
и правила игры.

          Если
первые два этапа непосредственно могут следовать один за другим, то последний
можно отнести на последующие занятия. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и
распределив роли.

Начинать «обучение целесообразно с простых некомандных игр.
Затем нужно перейти к переходным играм и,
наконец, к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает вместе
с усложнением отношений между играющими. Более тонкие различия определяются
трудностью
игровых действий, их двигательным содержанием. Поэтому преподаватель всегда
должен учитывать особенности подготовленности всей группы и отдельных учеников,
подбирать игры и роли в соответствии с возможностями
занимающихся. Переходить от простых игр к более сложным
надо своевременно,
не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно
правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая
игра должна как бы «вырастать» из игры старой, хорошо известной.
Это облегчит усвоение и будет способствовать
закреплению навыков и
умений.

Практическая деятельность учителя включает
элементы:

¨      
выбор игры,

¨          
подготовка
места и инвентаря,

¨    
организация
играющих,

¨    
объяснение игры,

¨    
руководство игрой,

¨    
подведение итогов.

Выбор игры. Подготовка к
проведению игры начинается с ее выбора.
При этом учитывается состав группы, форма предстоящего
занятия и место проведения. Для каждой игры существует оптимальное число участников.
Форма занятий также предъявляет свои
требования. То, что пригодно для
урока,
не подходит для перемены и т. д. Значительно влияет на выбор игры
место проведения. В малом зале нельзя проводить
игры,- которые требуют
неограниченной площадки. Точно так же нельзя
провести игру, для которой нет необходимого
инвентаря. Поэтому руководитель должен обладать
большим запасом игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.

Подготовка места и инвентаря
предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки,
подбор инвентаря, отличительных знаков и пр. Хорошая подготовка повышает
эмоциональное состояние
занимающихся, вызывает желание быстрее
начать игру.
Подготовка
должна быть заблаговременной и тщательной. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих включает в
себя их расстановку при
объяснении, выделение водяных, капитанов и
помощников, распределение
по командам.

Выбирать водящих и капитанов можно
различными способами: а) по назначению руководителя; б) по выбору занимающихся;
в) по результатам
предыдущих игр; г) по жребию. Применение того или иного
способа
определяется
конкретной обстановкой. Важно правильно распределить силы играющих по командам. Для этого можно
воспользоваться расчетом,
фигурной
маршировкой, выбором капитанов назначением руководителя. Помощники могут
оказать большую пользу преподавателю. Особенно важно
иметь помощников в играх, требующих сложного
судейства. В этой роли
дети могут быть судьями, счетчиками очков,
времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками
часто назначают детей

с
ослабленным здоровьем и учеников, наиболее авторитетных среди ребят. Надо специально подготавливать организаторов игр
с первых лет обучения в
школе.

Объяснение. Объяснять игру лучше
в том построении, из которого она
будет начинаться. При этом преподаватель
должен занять такое место, с
которого все бы его видели и слышали.
Объяснение игры не следует
затягивать. Многословность здесь вредна: дети
с нетерпением ждут начала
игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно
живо, образно. Это особенно важно в
имитационных играх детей младшего
возраста. Рассказ, дополняемый иногда
показом, должен не только создать полное
представление об игре, но и заинтересовать детей, вызвать
стремление к активному действию.

Руководство игрой — это самый трудный и вместе с тем решающий момент всей работы преподавателя. Только правильное
управление ходом
игры позволит
достигнуть предполагаемого педагогического результата.
В руководство
игрой входит: 1) наблюдение за действиями участников и коллективов; 2)
исправление ошибок; 3) указание правильного способа индивидуальных и
коллективных действий; 4) пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам; 5) регулирование нагрузки; 6)
стимулирование необходимого
уровня соревнования на протяжении всей игры.
Именно в руководстве игрой проявляется
мастерство педагога, основанное на его умении видеть и
понимать ход игры.
Чтобы следить за игрой, руководитель должен видеть в каждый момент всех участников игры. При проведении сложных игр с большим
количеством участников следует привлекать судей- помощников, а преподавателю наблюдать за всем ходом игры.
Направляя игровую
деятельность, руководитель помогает правильно выбирать
способы решения игровой задачи, добиваясь
активности, самостоятельности и творчества
играющих. Их ошибки необходимо
своевременно исправлять, не давая им закрепиться
в привычные формы поведения. Обычно для этого достаточно
руководителю вмешаться в процесс игры.
Исправления могут быть сделаны
по      ходу      игры      и      во     
время      специальных      ее      остановок.
В момент остановки
все играющие должны оставаться на местах, где их
застал   сигнал 
руководителя.   Кратко   объясняя   ошибку,   нужно   показать
правильное
действие. Иногда руководителю следует самому включаться в
игру, чтобы показать,
как нужно правильно действовать в таких ситуациях.
Когда   же   этих  
приемов   оказывается   недостаточно,   приходится   давать
специальные упражнения, 
объяснять действия  на доске,  макете  и т.  д.
Под влиянием высокой эмоциональности
условий соревнования в поведении играющих часто
появляется возбудимость, влекущая за собой поспешность
действий,    нарушения    дисциплины    и   
этики.    Преподаватель    обязан
предупреждать    
эти     проявления     и     систематически     воспитывать     у
занимающихся   умение   контролировать   свои  
поступки,   подчинять   их
интересам
коллектива и при этом с уважением относиться к товарищам по
команде   и   противнику,   играть   честно,  
соблюдая   все   правила   игры.
В решении
этих задач особенно велика роль судейства. Вмешательством в
игру и требовательностью к соблюдению правил судья
удерживает ход игры
в необходимых
рамках. Авторитет судьи может быть высоким, если его
решения  будут  быстрыми,  уверенными  и 
понятными  ребятам.   Высокая
требовательность
к играющим обязательна, она придает игре особую чистоту и позволяет каждому
участнику полнее себя проявить.

Определение результата игры должно быть
простым. Но во многих
играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков,
сантиметров, секунд.
Нужно обязательно учитывать правильность действия
играющих. Это
стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и
умений.
Ошибки в
выполнении обычно приравниваются к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим
результатом.
Подсчет результатов
должен быть наглядным, Для этого нужно голосом или
с помощью специального счетчика систематически
сообщать изменения в
счете и времени
игры. Сигнализация в судействе имеет важное значение.

Можно подавать сигналы голосом,
хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером
игры и составом
играющих. Пользоваться свистком нужно лишь в играх
большого
соревновательного накала. Следует помнить, что излишне громкие свистки не желательны.

Помимо карающих мер руководитель должен пользоваться и
мерами
поощрения: назначать дополнительные очки за качество выполнения, предоставлять
лучшим командам некоторые преимущества, выделять
лучших на роль капитана, судьи-помощника и
т. д. Одна из важных задач руководителя —
дозирование нагрузки в игре. Высокая эмоциональность
игровой деятельности затрудняет контроль за своим
состоянием. В
результате легко может
возникнуть состояние перевозбуждения и утомления.
При появлении выраженных симптомов усталости
(пассивность, нарушение
в точности и контролируемости действий,
побледнение и пр.) необходимо снижать нагрузку.
Регулировать ее можно различными методами:

o    сокращением
длительности игры;

o    введением
перерывов;

o    изменением
количества играющих;

o    уменьшением
величины игровой площадки;

o    изменением
правил и сменой ролей играющих.

Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание игры
может
привести к
потере интереса и утомлению играющих. Преждевременное и особенно внезапное
окончание игры вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к концу
игры были достигнуты поставленные цели. Тогда игра
доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить
ее. Организованному окончанию игры следует
придавать серьезное значение.
Остановив играющих, руководитель
подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор
игры: оценивает результаты, разбирает ошибки играющих, отмечает положительное и
отрицательное в их игре, объясняет наиболее
целесообразные способы игровых действий. При
этом полезно отметить лучших водящих, капитанов, судей,
обратить
внимание на
нарушения дисциплины и порядка. Очень важно, чтобы в уроке игры правильно
сочетались с другими упражнениями. Поэтому, продумывая содержание урока,
руководитель должен не только определить соответствие игры данной части урока,
но и найти ей место среди других упражнений.

Для подготовительной части урока характерны
игры, направленные на
развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки.
Продолжительность этих игр не должна быть большой. Игры на внимание проводятся
в самом
начале урока.

Для основой части подбираются игры,
способствующие закреплению и
совершенствованию изучаемого материала.
Нагрузка в этих играх может
быть значительной. Как правило, игры проводят в конце основной
части, на них приходится вершина физиологической кривой урока. Игры, включаемые
в заключительную часть урока, помогают снизить нагрузку, сохранить у занимающихся приятное впечатление об уроке.

При
составлении конспекта урока название игры и ее описание (вместе с чертежом поля и расстановкой играющих) заносится
в раздел
«содержание». В разделе
«дозировка» указывается предполагаемая
длительность игры. В
соответствующую графу конспекта вносятся организационно-методические
указания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Таким образом, в ходе спортивных
игр развиваются р
азнообразные движения и действия, обычно выполняемые на
свежем
воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывающих на играющих
оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению
нервной системы,
двигательного аппарата, улучшению общего обмена
веществ, повышению
деятельности всех органов и систем организма
человека и служат
полезным средством активного отдыха
. Известно, что чем разнообразнее и
интенсивнее движения, тем
значительнее и активнее изменения, вызываемые
ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние
спортивных игр на организм
человека весьма существенно. У занимающихся в
зависимости от
интенсивности игровой деятельности потребление тканями
кислорода
увеличивается примерно в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя. Такая усиленная потребность в
кислороде вызывает значительные изменения в
дыхании и кровообращении: пульс учащается, частота дыхания возрастает. При этом
у тренированных игроков работа сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
становится более экономной, лучше обеспечивается запрос
организма в
кислороде и питательных веществах. Значительные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся.
Укрепляется костная
система, суставы
становятся более подвижными, повышается сила и
эластичность
мышц, движения приобретают необходимую для деятельности непринужденность и ловкость, обмен веществ улучшается. Сердечно­сосудистая и дыхательная системы лучше
обеспечивают потребность тканей
в
кислороде и питательных веществах.

Наиболее значительное влияние оказывают спортивные игры
на
центральную
нервную систему. Быстрота выполнения движений, частаясмена их формы, изменение
интенсивности мышечной деятельности
способствуют увеличению силы и подвижности,
возбудимости и
лабильности всей нервной системы.

       Занятия спортивными играми положительно
сказываются на развитии
зрительного, вестибулярного, мышечного и
других анализаторов. Под
влиянием систематических занятий играми
увеличивается поле зрения
играющих, их организм лучше переносит быстрые
перемены в положении
тела, у них развивается точность движений.

          Спортивная борьба в играх интересна не только
для участников, но и для зрителей: Наблюдая за
ловкими, быстрыми действиями играющих,
некоторые зрители увлекаются игрой и
включаются в систематические занятия.

Спортивные игры содействуют воспитанию целого
ряда
таких положительных навыков и черт характера, как умение подчинять
личные интересы
интересам коллектива, чувство патриотизма,
взаимопомощь, уважение своих партнеров и
противников, сознательная дисциплина.

Итак, спортивные игры имеют воспитательное, оздоровительное
и агитационное значение. Однако занятий ими
недостаточно для
полноценного,
гармонического развития организма. Чтобы успешно
содействовать укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию, игрокам необходимо заниматься
гимнастикой и другими видами
спорта.

Физическая
культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом
определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и
подростков в разнообразных спортивных играх — один из способов профилактики
наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.

 Поэтому
спортивные игры я рассматриваю как эффективное средство решения задач физического,
нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Методика проведения подвижной игры

Напечатано:: Гость
Дата: суббота, 23 сентября 2023, 12:42

Оглавление

  • 1. Подготовка к проведению игры
  • 2. Подготовка площадки
  • 3. Подготовка инвентаря
  • 4. Предварительный анализ игры
  • 5. Руководство игрой
  • 6. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
  • 7. Объяснение игры
  • 8. Распределение игровых ролей
  • 9. Управление игрой
  • 10. Судейство
  • 11. Дозировка нагрузки во время игры
  • 12. Окончание игры
  • 13. Подведение итогов
  • 14. Обсуждение игры

1. Подготовка к проведению игры

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе.

Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на праэднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.

Выбор игры напрямую зависит от месгпа ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.

При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду.

Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.

Руководитель использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей.

2. Подготовка площадки

Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста), не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. На расстоянии 2 м от поля можно поставить несколько скамеек. Площадка ограничивается лицевыми (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта, делящая ее пополам. По углам площадки можно поставить флажки, сделав в грунте выемки. Флажки допустимо ставить вдоль боковой границы в месте пересечения средней линии. Линии принято размечать меловой краской, на травяной площадке вдоль линий можно слегка срезать дерн, чтобы получился 2 — 3-сантиметровый желобок. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Особенно это касается игр с перебежками, в которых игроки команды одновременно забегают за границы «домов. Желательно, чтобы вокруг летней площадки росли деревья, кустарники.

Плошадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком. Можно сделать отдельную площадку для игр, наиболее предпочитаемых детьми, в которые они любят играть самостоятельно.

Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть проветрено, а пол протерт влажной тряпкой.

Если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем.

В случае, если разметка площадки требует много времени, это делается заранее, до начала игры. Простую разметку можно сделать одновременно с объяснением правил игры или до ее начала, а рассказ сопровождать показом отмеченных границ. Если игра проводится часто, можно сделать постоянную разметку.

3. Подготовка инвентаря

Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса — посильными лля играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее.

Инвентарь удобнее хранить рядом с местом проведения игр. Руководитель поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.п.

Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке толъко после того, как руководитель объяснит им правила игры.

4. Предварительный анализ игры

Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.

Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.

Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

5. Руководство игрой

Итак, при проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:

1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.

2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.

3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опьпу. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4. Избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.

6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.

9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

6. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с дви

жения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руко водитель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.

При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. При этом руководитель обращает внимание на правильное произнесение всех слов, на то, чтобы ученики произносили слова громко, выразительно, но не крикливо.

7. Объяснение игры

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) содержание игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.

Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.

Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.

Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.

8. Распределение игровых ролей

Выделение водящих

Среди многих организаторов и ведущих игр существует тенденция назначать капитана команды или предоставлять возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае назначения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо зто или нет, а, во-вторых, команды могут выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подобный лидер может запугивать или обижать остальных.

Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами.

1. По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Преимущество этого способа состоит в том, что быстро выбирается наиболее подходящий водящий. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водяший в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью. При назначении водящего руководитель должен кратко объяснить свой выбор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.

2. Существует способ выбора водящего по жребию. Жребий может быть произведен путем расчета, метания и другими способами.

Например, играющие должны угадать, «орлом» или «решкой» упадет монетка, подброшенная одним из игроков. Угадавший становится водяшим или начинает игру и т.д. Подбор команд всеми участниками можно сделать путем бросания монеты: «орел» — одна команда, «решка» — другая. Если игра требует одинакового количества участников команды, жеребьевка проводится среди большей командЫ до полного равенства команд.

При выборе способа расчета дети становятся в круг и начинают произносить какую-либо считалку. На каждом слове считалки они указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ считалки не требует много времени, и им обычно полъзуются в играх, проводимых после 

уроков. В отдельных случаях считалку применяют и на уроках, чтобы несколько успокоить детей после сильного возбуждения. Считалки с осмысленным текстом помогают развитию речи у детей.

Можно использовать следующие считалки 1для младшего школьного возраста):

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

«Пиф-паф!» — Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой—

Оказался он живой!

Или

Как на горке, на пригорке

Жили двадцать два Егорки.

Раз — Егорка,

Два — Егорка,

Три — Егорка и т.д.

Считать надо до двадцати двух. Двадцать второй Егорка выходит.

Эпики-беники

Ели вареники,

Эники-беники-клос,

Вышел на берег

Веселый матрос.

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос, напри-

мер, «царевич». После этого снова начинают считать, и теперь

считалка заканчивается на слове «царевич».

Следующая считалка совсем новая, ее придумали сами дети:

А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ-Е-Жэ,

Едет жаба на еже;

Зэ-И-Кэ-Лэ-Мэ-Нэ-О,

Зайка, глянь ко мне в окно;

Ц -Ч’-Ш -Щ -Э-Ю-Я,

А у щуки чешуя.

3. Для определения водящего по жребию можно «тянуться на

палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй 

игрок, еше выше — третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2 — 4 играющих.

4. Организатор игры или один из игроков зажимает несколько соломинок (стебли травы, ленты или бечевки) в кулаке, Все, кроме одной, имеют одинаковую длину. Он держит их таким образом, чтобы остальные игроки не могли догадаться, какая из них короче. Каждый игрок вытягивает одну соломинку. Вытянувший короткую становится или водящим, или начинающим, или лидером одной из команд.

Для того чтобы набрать команду, организатор игры подбирает равное количество коротких и длинных соломинок и предлагает их, как в предыдущем случае. Игроки определяются по длине вытянутой соломинки.

5. Организатор игры, или один из игроков, или капитан команды держит обе руки за спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения свободных игроков. Другие игроки поочередно объявляют о четном или нечетном количестве пальцев. Так определяются команда, порядок игры и т.д. Организатор игры может разрешить каждому игроку посмотреть число отогнутых пальцев после того, как выпадает его жребий, а затем изменить их количество лчя другого игрока.

6. При жребии можно применять метания. Водит тот, кто дальше всех бросит палку, камень, мяч и т.д. Этот способ требует много времени. Им можно воспользоваться при проведении игр на открытом воздухе во внеурочное время.

Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

7. Один из наиболее удачных способов — вьделение водящего по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих.

Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применить трудно, так как водящих часто выбирают не по заслугам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей. Руководитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.

8. Справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организаторских навыков и активности.

9. Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.

В играх, в которых требуется ответственный выбор начала игры, члена команды или лидера команды, он может быть осуществлен игроком, подбрасывающим монету и определяющим результаты выбора в каждом отдельном случае.

Вышеперечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.

Разделение на команды

Распределение на команды также может проводиться различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах. Активного участия в составлении команд играющие не принимают.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый — второй; первые номера составят одну команду, вторые — другую. Таким же способом составляют и несколько команд.

Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Можно разделить играющих на команды путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для итры.

Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

4. Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам — своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках — он занимает много времени.

5. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою командУ.

Это довольно быстрый способ, и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению капитанов следует  применять только в играх с учащимися старшего школьного возраста, которые смогут правильно оценить силы игроков.

Выбор капитанов

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя.

Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает руководитель. Когда играющие сами избирают капитанов, они учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая доверие игроков, признает свою ответственность. Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга, руководитель сам назначает капитанов. Иногда в воспитательных целях он выбирает капитанами пассивных игроков или легковозбудимых, несдержанных, способствуя тем самым формированию необходимых черт характера.

Обычно сначала составляют команды и лишь после этого назначают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее.

В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

Выделение помощников

Для каждой игры руководитель выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты итры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они — будущие организаторы игры.

Число помощников зависит от сложности правил и организации игры, количества играющих и размеров площадки, помещения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим.

В зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процессе занятий, помощников выделяют до построения играющих или после объявления игры и выбора водящих. Если намечена игра, требующая силы и выносливости (например, «Белые медведи»), руководитель может заранее назначить физически слабых детей на роль помощников. Для игр на местности помощники выделяются заблаговременно, чтобы они могли совместно с руководителем подготовиться к предстоящей игре. Для командных игр (например, «Перестрелка») помощников можно вмделить после объяснения игры.

9. Управление игрой

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных руководителем оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Усвоение детьми игры и поведение играющих также зависят от правильного руководства. Значение умелого управления процессом игры подчеркивал П.Ф.Лесгафт. По его словам, руководитель «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда… оставаться по отношению к ученикам вполне объективным… Чтобы занимающиеся при посредстве игры приучились к самостоятельной деятельности… необходимо, чтобы они сами направляли игру и следили за точным исполнением принятых правил».

Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигательной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек, поскольку это снижает интерес участников, уменьшает готовность детей к игре. Приостановить начало игры можно лишь в том случае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей.

Очень тактично руководитель должен обращаться с маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не привыкшим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива. Менее подготовленным полезно предлагать дополнительные занятия играми-упражнениями или «маленькими играми». Цель таких занятий — подведение отстающих учеников к общему среднему уровню подготовленности, они могут проводиться в одиночном порядке или в составе небольших групп. В ряде игр-упражнений типа «поединков» хуже подготовленным и менее успевающим игрокам можно предоставлять некоторые преимущества в состязаниях с более сильными противниками.

Хорошо изучив игру, дети сами могут создавать новые правила, дополняя уже существующие. Руководителю следует поддерживать в этом детей.

Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута!», «Играем до одного очка!», «Последний водящий!» и т.д.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение.

Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» механизм, основа которого строится на игровом удовольствии. Руководителю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям.

Это возможно только в том случае, когда участники проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность.

Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение.

Одна из наиболее важных задач руководителя — суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Иногда руководитель может непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приемы, определенные тактические комбинации. Если руководитель замечает, что игра неинтересна участникам, он должен выяснить причину этого: возможно, она очень проста или, наоборот, сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае— сокращать продолжительность игры.

Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает наиболее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать руководителю могут дети, не участвующие в игре.

В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств.

Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помотать друг другу лучше выполнять отдельные приемы, а при встречах с «противником» — не допускать грубостей даже в самые острые моменты состязания. Если выбрана командная игра, надо побуждать каждую команду вести игру наступательно, постоянно согласуя действия по выполнению поставленной тактической задачи. При непрерывности атакующих действий играющие должны уметь без промедления прибегать к новым маневрам в случаях неудачи или ослабления наступления.

В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях перехода к защите игроки должны стремиться «обороняясь — наступать». В подвижных играх с разделением на команды, в которых роли играющих могут быть различны (одни — в защите, другие — в нападении), при повторных занятиях полезно менять обязанности игроков. Ддя слишком возбудимых подвижная игра, богатая эмоциональным содержанием, может служить слишком сильным раздражителем: приводить к повышению возбудимости, затруднению дифференцировки и, следовательно, к понижению ясности, быстроты мысли, четкости, правильности действий. Наоборот, малоподвижные, инертные игроки в условиях игры, возбуждающей их эмоции, становятся способными к наиболее целесообразным, ловким, быстрым действиям. Вместе с тем из опыта известно, что играющие с различными типами высшей нервной деятельности могут одинаково хорошо овладевать игровыми приемами.

В занятиях подвижными играми могут быть достаточно верно подмечены свойственные отдельным занимающимся те или другие типы высшей нервной деятельности. Педагогическая практика показывает, что дети школьного возраста с различными типами высшей нервной деятельности могут проявлять себя в играх различно.

Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам дисциплина может быть нарушена. Например, в случае, если руководитель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же дополнительно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят, дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее другой) участники более слабой команды начинают протестовать во время игры. Еще хуже, когда по недосмотру руководителя в командах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения.

Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.

Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Для них это скорее освещенная временем традиция, чем постыдные поступки в обществе взрослых. Серьезным преступлением во многих культурах, которые смиряются с обманом, считается быть пойманным во время проступка. Верх изощренности — выйти из этого положения незамеченным. Руководитель игры также может допускать подобную тактику в ходе ее, хотя и должен настаивать, чтобы дети вели себя по другим правилам. Игры являются хорошим средством по преподнесению такого урока. Стыд тех, кого застали за этим действием, служит лучшим средством борьбы с обманом, нежели просто запрет. Игроки должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.

10. Судейство

Объективное и беспристрастное судейство — обязательное условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие и уважение, его авторитет падает, с ним перестают считаться.

Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

11. Дозировка нагрузки во время игры

Обязанность руководителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы: Е Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. 3. Усложнить или упростить правила игры. 4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера. 5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д.

Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.

Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.

Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.

Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.

Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными.

Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах, — интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.

12. Окончание игры

Правильная организация подвижной игры предусматривает не только правильное ее проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры нежелательно так же, как и ее затягивание. Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава занимающихся. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжение), содержание игры (игры, требующие большой нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп, предложенный руководителем, его опытность (у малоопытного руководителя игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры.

Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, нарушение правил, неточность выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников. В случае их появления игру следует заканчивать.

Руководитель перед игрой может сообщать отведенное на нее время. Учитывая это, участники соответственно распределяют свои силы. За 1 — 3 мин до окончания установленного времени надо предупредить игроков. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры.

Форма занятий также влияет на длительность игры: игра, проводимая на уроке физической культуры, ограничена во времени. Если же она проводится во внеурочное время, то может быть продолжительнее и в большей мере способствовать воспитанию у детей выносливости. Такая игра приучает учащихся к более высоким напряжениям.

13. Подведение итогов

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.

При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Руководителем также оцениваются знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, использовать знакомые двигательные действия в определенных игровых ситуациях.

При оценке действий учеников руководитель учитывает допускаемые ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки, связанные с незначительными отклонениями от правильного использования игровых приемов, но не оказывающие решающего влияния на ход игры (неточные передачи мяча, выход за границы площадки и т.д.), Существенной ошибкой может считаться нецелесообразное применение разученных ранее двигательных действий, которые влияют на ход игры или не соответствуют требованиям игровой этики. В силовых играх — это чрезмерно резкие толчки, вызывающие падения, в играх с мячом — неправомерное задерживание мяча у себя в ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил.

В этом случае можно применить правило трех ошибок» (если команда закончила игру первой, но разница штрафных очков у нее по сравнению с другой командой составляет больше трех, этой команде засчитывается поражение).

Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности.

Помимо непосредственной оценки выполнения приемов и правил игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр руководитель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся, чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера: а) оценить общее физическое развитие ребенка; б) степень развития отдельных физических качеств; в) способность сочетать в игре эти двигательные качества; г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей); д) проявление ребенком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и нерешительности; ж) отношение к соперникам по игре; з) отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка); и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры; к) общую дисциплинированность, требовательность к себе; л) отношение к победе, поражению.

В современных детях достаточно развит соревновательный дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал единственным смыслом игры. Во избежание подобных ситуаций руководитель может не награждать команду, которая победила, и не штрафовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать стремление к выигрышу в последующей игре.

14. Обсуждение игры

При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.

При подобном обсуждении лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

В заключение следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен, зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения, от мастерства руководителя игры. Проведение игры — педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию.

Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и анализировать действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать свое поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Банки китайские вакуумные с магнитами инструкция по применению
  • Bc 3200 mindray инструкция по применению
  • Найз таблетки инструкция сколько дней пить
  • Маска от черных точек биоаква инструкция
  • Инструкция по охране труда при работе с электроплитой в доу