Руководство специальной пожарной охраны мчс

В 2003 году в МЧС был создан Департамент, который включал в себя все формирования пожарных, бригады спасателей (в том числе горных) и воинские пожарно-спасательные подразделения. Это образование выполняло свои функции до 1 марта 2019 года.

Рассмотрим основные положения деятельности службы министерства.

Содержание

  1. Работа Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны
  2. Задачи и функции
  3. Взаимодействия
  4. Техническая оснащенность
  5. Финансирование
  6. Требования к кадрам
  7. Реорганизация департамента

Работа Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны

Около 80% сотрудников структуры составляют пожарные формирования, оставшиеся 20 – горноспасательные и специализированные бригады.

Задачи и функции

Цели, поставленные перед департаментом, определяла его структура. Рассмотрим главные направления деятельности.

Подразделение Должность руководителя Решаемые вопросы
Директор Оптимизация управленческого звена.

Общее руководство вверенной службой.

Контроль работы.

Специальная пожарная охрана Начальник отдела Пресечение пожаров на стратегических объектах страны.

Контроль за проведением утилизации материалов с атомных подлодок, химического оружия.

Ликвидация пожаров на территориях:

·       атомных, химических НИИ;

·       стратегических поселений (закрытого типа);

·       экспериментальных, химических предприятий;

·      полигонов для ядерных испытаний.

Организация пожаротушения Выезды на гашение возгораний, осуществление аварийно-спасательных мероприятий.

Спасение людей и материальных ценностей.

Ликвидация последствий ДТП.

Рационализация границ охраняемых территорий.

Пожарная охрана Прием квалификационных экзаменов у специалистов ПО.

Проведение учений для бригад ФПС ГПС.

Поставка в гарнизонные части инновационных систем, оборудования, ТС, телекоммуникационных устройств.

Трудоустройство выпускников средних и высших заведений МЧС.

Взаимодействие с общественными объединениями ПО и спорта. Обучение добровольных пожарных.

Организация отраслевых соревнований, участие в международных спортивных стартах.

С мая 2018 по ноябрь 2019 г. руководство Департаментом готовности сил и специальной пожарной охраны осуществлял полковник Максименко М. В. (22.02.2019 г. ему было присвоено очередное звание).

Взаимодействия

Профилактика возгораний – одно из самых важных направлений работы пожарной охраны.

Деятельности добровольных подразделений, общественных организаций в поддержку пожарных придается большое значение. Разрабатываются стандарты взаимодействия, которые позволяют оценивать знания и умения волонтеров.

Привлечение добровольческих формирований повышает защищенность охраняемых территорий от пожаров.

Техническая оснащенность

Гарнизоны и подразделения оснащены наземными, воздушными и водными ТС. Постоянно ведется работа по обновлению технических систем, оборудования для тушения пожара.

Разрабатываются и внедряются роботизированные комплексы для ликвидации возгораний, беспилотники для разведки и обнаружения охваченных огнем территорий.

Для повышения оперативности передачи данных внедряются новейшие цифровые технологии, современные средства связи.

Финансирование

Департамент получает денежные ресурсы из госбюджета страны. Благодаря чему поддерживается высокий уровень технической оснащенности, используются наукоемкие инновационные образцы оборудования.

Эта структура министерства распределяет лимиты по подразделениям субъектов РФ и отслеживает соблюдение финансовой дисциплины.

На местах запрещается принимать финансовые обязательства по коммунальным платежам, денежному довольствию сверх установленных и доведенных до руководителей лимитов.

Пожарные

Требования к кадрам

Федеральный закон 141-ФЗ в 9 статье устанавливает квалификационные условия для должностных лиц разного уровня: рядового среднего и высшего начальствующего состава.

В квалификационные правила к должностям в ФПС входят требования к:

  • уровню образования;
  • направлению подготовки, профессиональным навыкам;
  • опыту работы, стажу;
  • состоянию здоровья.

На заметку. Для младшего, среднего и высшего начальствующего состава руководитель может устанавливать требования по физической подготовке.

Реорганизация департамента

С 01.03.2019 г. Департамент был расформирован. Вместо него в структуре Министерства возникло два новых ведомства – Департамент спасательных формирований и Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Фактически Главное управление отличается от департамента наличием в своем составе как отделов, так и рядовых управлений.

Устройство ГУПО, основные управления, отделы, как и действующих руководителей можно найти на официальном сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям по адресу:

Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны с 2003 по 2019 год был основным органом в Министерстве, занимающимся всеми проблемами российской пожарной охраны. После реструктуризации таким звеном стало ГУПО.

Что касается департамента по делам гражданской обороны чс и пожарной безопасности  это подразделение МЧС, которое отвечает за оперативное реагирование не только в случае пожара, но и при возникновении других проблем.

В государственную противопожарную службу РФ входят особые подразделения, под защитой которых находятся стратегические и режимные объекты особой важности. Данный материал посвящен Специальной пожарной охране России.

Приходится День специальной пожарной охраны России на 9 октября. В 2020 году исполнилось 73 года с момента создания подобных отделов особого назначения. Какие события предшествовали ее созданию, и как сейчас отмечают день специальной пожарной охраны в различных городах, рассмотрим далее в статье.

День сегодняшний

Специальными подразделениями обеспечивается пожарная безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники до 2020 года».

Сегодня наряду с оборонной промышленностью государством большое внимание уделяется развитию космической отрасли и освоению Арктики. Правительством поручено МЧС России осуществлять пожарную охрану космодрома «Восточный» и объектов атомного ледокольного флота. Для этих целей на данных объектах созданы специальные подразделения ФПС. Впервые в перечень охраняемых спецподразделениями организаций включены объекты культурного наследия: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра, резиденции Патриарха, Серафимо-Дивеевский монастырь. В последнем создана специальная пожарная часть, где проходят службу только женщины. Форменная одежда утверждена министром В.А. Пучковым и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

В ее рядах, порядка 16 тысяч высококвалифицированных специалистов и более 300 спецподразделений, которые обеспечивают надежную противопожарную защиту и охраняют около 300 особо важных и режимных объектов страны. Кроме того, в зоне их ответственности – свыше 400 населённых пунктов, 500 медицинских учреждений, 1700 образовательных учреждений. Огнеборцы всегда в числе первых прибывают на место аварий и принимают самое активное и решающее участие в ликвидации их последствий.

В состав специальной пожарной охраны входят: 1 судебно-экспертное учреждение ФПС, а также 50 управлений, работающих в регионах страны, в составе которых 293 специальные пожарно-спасательные части, 37 служб пожаротушения, 49 органов федерального государственного пожарного надзора. Их главная задача – не допустить пожары и другие чрезвычайные происшествия на стратегически важных предприятиях России, деятельность которых направлена на укрепление суверенитета нашего государства.

Специальные подразделения дислоцируются в 37 субъектах Российской Федерации. Ежедневно на дежурство заступает свыше 2 тысяч человек, в расчете находится более пятисот единиц основной и специальной пожарной техники. Кроме этого около 2 тысяч сотрудников и более шестисот единиц техники находятся в резерве.

В этом году приказом МЧС России утверждена концепция развития специальных подразделений федеральной противопожарной службы до 2022 года. В ней определены цели, задачи и направления развития специальных подразделений ФПС, повышение их технической готовности к действиям по предназначению, совершенствование профилактической работы на особо важных и режимных объектах.

Статистика по специальной пожарной охране

Статистика по специальной пожарной охране (2017 год)

История возникновения и развития

В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».

Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.

Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.

К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:

  • Научно-исследовательские институты.
  • Поселения «закрытого» типа.
  • Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
  • Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
  • Производства стратегического назначения.

Смуров Анатолий Николаевич

Смуров Анатолий Николаевич

У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.

В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.

Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.

В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.

Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы

Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы

Реформа службы

История не стоит на месте, и в 1991 году сверхдержава СССР прекращает свое существование. Не было в стране отрасли, которой не коснулись бы проблемы, связанные с этим событием. Не стали исключением и подразделения специальной пожарной охраны. Это было связано как с начавшимся кризисом большинства охраняемых объектов, так и с особенностью организационно штатной структуры. На территориях союзных республик находилась значительная часть отделов, отделений и инспекций, осуществляющих противопожарную защиту объектов оборонного комплекса СССР. Эти подразделения предстояло передать в ведение МВД вновь образующихся государств. В дальнейшем большинство из них были расформированы. В течение долгих лет в них трудились наши коллеги, создавая, развивая и совершенствуя специальную пожарную охрану на своих участках. На их счету-ликвидация множества аварий и пожаров, в том числе Чернобыльской катастрофы.

Нелегким был процесс реорганизации системы, перевода ее на новые рельсы, но благодаря опыту и настойчивости В.М. Соколова, возглавлявшего в тот период Первое управление, а также его заместителя В.Т. Кишкурно, в 1992 году принявшего эстафету руководства, системе удалось сохранить свою целостность.

Шло становление новой России, а значит и всех государственных структур. В условиях недостаточного финансирования охраняемые объекты испытывали кризис, что, в свою очередь, негативно сказывалось на состоянии пожарной безопасности и требовало усиленного внимания и работы со стороны подразделений пожарной охраны, но и они претерпевали сокращение.

В.Т. Кишкурно удалось остановить этот процесс, кроме того, решить множество вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. К решению вопросов пожарной безопасности оборонных отраслей промышленности руководство управления привлекало самые высокие правительственные инстанции. В результате проводимой работы Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.

В 2004 году началась реформа Государственной противопожарной службы. В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся значительные изменения. Появляется понятие «федеральная противопожарная служба», к которой отнесены и специальные подразделения. Законом устанавливается, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Это означало, что вся численность специальной пожарной охраны будет содержаться за счет средств федерального бюджета, что значительно повышало социальный статус сотрудников.

Переходный период длился с августа 2004 г. по март 2006 года. За это время МЧС России были разработаны типовые штаты специальных подразделений, выделена федеральная численность, и с 1 апреля 2006 года специальная пожарная охрана обрела новый облик. Управления (отделы) Государственной противопожарной службы переименованы в специальные управления (отделы) федеральной противопожарной службы, пожарные части – в специальные пожарные части, созданы надежные тыловые службы. Улучшилось обеспечение подразделений пожарной техникой. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера. В 2007 году Правительством РФ принимается Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность на период до 2012 года», благодаря чему было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано.

В 2008 г. служащие специальных подразделений вошли в состав Департамента пожарно-спасательных сил, возглавляемым М.В. Владимировым. В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и формируется Управление специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10 апреля на пост руководителя назначается Розанов Владимир Витальевич. На сегодняшний день специальная противопожарная служба насчитывает около полусотни управлений по всей России.

Крупные чрезвычайные ситуации с участием специальной пожарной охраны

Авария на Чернобыльской АЭС

За время существования данного вида пожарной охраны было много различных и сложных пожаров, приведем наиболее крупных аварии, которые дали возможность специалистам показать на практике их умения, профессионализм и приобрести неоценимый опыт.

  1. Первая радиационная крупная авария произошла осенью в 1957 г. на территории уральского «закрытого» г. Озерска. На заводе «Маяк» взорвалась одна из емкостей с радиоактивными отходами. Выброс составил – 20 млн. Кюри. Первыми на место происшествия прибыли специалисты специальных пожарных отделов. Они во главе с начальником В.В. Воскресенским круглые сутки осуществляли действия по тушению, но и помогали в расчистке пораженной территории и с восстановительными работами.
  1. Спустя 29 лет случилась Чернобыльская катастрофа на атомной электростанции. Эта авария признана самой крупной и губительной за все время существования атомной энергетики. В ее ликвидации также участвовали специальные подразделения. Приобретя опыт в г. Озерске, руководство уже знало, как необходимо действовать в таких ситуациях. В ликвидации были задействованы более 600 тыс. человек.
  1. В 1991 г. возникший пожар в г. Северодвинске на предприятии по атомному судостроению потребовал применения всех полученных теоретических и практических знаний. Возгорание возникло в одном из отсеков подводной лодки во время выполнения ремонтных работ. Усложняло работу сильная задымленность, теснота и риск распространения огня на ядерную силовую установку. Кроме того, рядом находились еще несколько атомных подлодок. В результате благодаря проявленному мужеству, упорству и профессионализму все подлодки были спасены.
  2. Морозным днем 29 декабря 2011 года произошел крупный пожар на атомном-подводном крейсере «Екатеринбург», подводная лодка находилась на плановом ремонте в плавучем доке 82 судоремонтного завода в п. Росляково, ЗАТО Североморск (Мурманская обл.). Во время тушения было очень много сложных ситуаций, основное участие в тушении приняли пожара на себя сотрудники ФГКУ «Специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу им. А.П. Кудряшова», которые прибыли к месту пожара позже самолетом. Чуприян Александр Петрович (на тот момент с 1997 по 2002 – начальник Управления государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области) лично отбирал бойцов на этот пожар.

По рассказам очевидцев:

Они делали свою работу, не обращая внимания на опасность и возможные последствия, ведь от них зависла судьба не только жителей п. Росляково, но и многих североморцев. По прибытию к месту пожара отделению ГУ «Специализированной пожарной части федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу» была поставлена задача попытаться через технологический люк размером 60х60 см проникнуть в отсек загрузки торпед и изнутри открутить барашки блокирующие открытие погрузочного люка. Было принято решение разделить отделение на два звена с постановкой им следующих задач, а именно: 1-е звено проследовать к технологическому люку, открыть его и подготовиться к спуску в отсек погрузки торпед для выполнения главной задачи, 2-му звену проложить рабочую рукавную линию к месту проникновения в отсек, оборудовать страховочные перила и работать на страховке каждого бойца первого звена. В результате подготовительных мероприятий первое звено получило возможность работая попарно проникнуть в отсек и в условиях нулевой видимости и высокой температуры разблокировать погрузочный люк и с помощью корабельного крана открыть его, что дало возможность введения в горящий отсек СОТ-5 и водяных стволов на тушение и проливку скрытых очагов горения. Данные мероприятия способствовали скорейшей локализации, а в дальнейшем и ликвидации пожара.

Справка: На то время ГУ «Специализированная пожарная часть федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу». В данный момент ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу им. А.П. Кудряшова».

Пожар на АПЛ К-84

Пожар на АПЛ К-84

Участия в подобных пожарах и различных чрезвычайных ситуациях не прошли даром. В ходе ликвидации ЧС приобретался необходимый опыт, формировались основы правильной тактики действий по тушению возгораний на стратегически – важных объектах. В связи с полученными умениями, крепла и уверенность в собственных силах.

Коротко:

  • 1957 г. – ликвидация последствий взрыва на производственном объединении «Маяк» в г. Озерске.
  • 1986 г. – участие сотрудников специальной пожарной охраны в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
  • 1991 г. – пожар на предприятии атомного судостроения в г. Северодвинске. Огнем был охвачен отсек атомной подводной лодки; усложняли работу сильная задымленность, теснота и риск распространения огня на ядерную силовую установку.
  • 1993 г. – ликвидация пожара на испытательном стенде тяжелых ракетных двигателей, когда из-за утечки жидкого кислорода горело все, в том числе бетон.
  • 1993 г. – авария на Сибирском химкомбинате, где в результате разрушения технологического аппарата по подготовке уранового раствора произошел взрыв и, как следствие, пожар.
  • 2010 г. – лесные пожары, которые вплотную подошли к двум федеральным ядерным центрам – в г. Сарове и г. Снежинске, а также к стратегическому объекту в Подмосковье.
  • 2011 г. – пожар на атомном подводном ракетном крейсере «Екатеринбург», который находился на плановом ремонте в плавучем доке 82-го судоремонтного завода в п. Росляково, ЗАТО Североморск (Мурманская обл.).
  • В 2013 году главой МЧС России учрежден знак различия сотрудников специальных подразделений федеральной противопожарной службы. Знак является именным и вручается всем сотрудникам, прослужившим в специальной пожарной охране более трех лет.

Иллюстрация из журнала ПД 10.2017

Иллюстрация из журнала Пожарное Дело 10.2017

Иллюстрация из журнала ПД 10.2017

Иллюстрация из журнала Пожарное Дело 10.2017

Как сегодня отмечают праздник

День образования специальной пожарной охраны отмечается разнообразными торжественными мероприятиями. За период существования специальной пожарной охраны, возникли и некоторые праздничные традиции.

Официальная часть торжества в день специальной пожарной охраны МЧС России начинается с общего построения всего личного состава в парадной форме. Важным пунктом является вынос знамени соответствующего управления. Как правило, к этому событию приурочивают вручение различных отличительных знаков МЧС России. Часто на данные мероприятия приглашают ветеранов пожарной службы, которым вручают благодарственные письма и подарки. После официальной части могут быть организованны соревновательные конкурсы или спортивные мероприятия по оттачиванию приобретенных знаний и передачи имеющегося опыта.

В некоторых городах России 9 октября в день специальной пожарной охраны организовывают специализированные выставки для взрослых и детей. На них представляют различное пожарно-техническое противопожарное оборудование. Гости таких мероприятий могут не только примерить на себя обмундирование настоящего пожарного, побывать в кабине пожарной машины и подать воду в очаг пожара.

Сотрудники СПО на праздничном мероприятии

Сотрудники СПО на праздничном мероприятии

Специальные бойцы. Интервью на юбилей

Максименко Максим Владимирович

Максименко Максим Владимирович

О сегодняшнем дне подразделений специальной пожарной охраны рассказывает Максим Максименко, ВрИД директора Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС России (на момент взятия интервью).

— Максим Владимирович, наше интервью мы записываем в дни празднования 70-летия с момента образования специальной пожарной охраны страны. Недавно МЧС отмечало еще одну юбилейную дату – 85 лет гражданской обороне. В широких рамках этой системы защиты – ГО – в том числе находится и безопасность объектов военно-промышленного комплекса и атомной отрасли, стратегических предприятий сектора народного хозяйства и правительственных зданий и т.д. То есть тех объектов, противопожарной защитой которых и призваны заниматься силы специальной пожарной охраны. Как вы оцениваете роль специальной пожарной охраны как реагирующего органа в системе ГО и развитии обороноспособности страны в целом?

Роль специальной пожарной охраны как реагирующего органа в системе защиты в области ГО весьма значительна. Сотрудники специальной пожарной охраны принимают непосредственное участие в регулярно проводимых тренировках в области гражданской обороны, оказывают содействие в разработке более эффективных мер по осуществлению мероприятий ГО, на охраняемых объектах и территориях, что существенно повышает обороноспособность страны в целом.

— В системе МЧС России, несмотря на общность целей и задач, существует четкое распределение функционала различных подразделений. В чем отличие специальных пожарных частей?

— Мы не отделяем себя от территориальных подразделений. Мы единый организм, который на профессиональном языке называется «пожарно-спасательный гарнизон». Это означает, что наряду с ликвидацией пожаров на охраняемых объектах, согласно расписанию выезда, спецподразделения реагируют на ЧС на соответствующих территориях и работают плечом к плечу с территориальными подразделениями МЧС России. Приведу простой пример. Подразделения Специального управления ФПС № 3, дислоцирующиеся на территории Москвы, за первое полугодие 2017 года совершили более 350 выездов в помощь подразделениям Главного управления МЧС России по г. Москве.

Однако в организме у каждого органа свои функции. У территориальных органов – это обеспечение пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, а первоочередной задачей, стоящей перед специальными подразделениями, является профилактика и тушение пожаров на объектах оборонного комплекса страны, от которых зависит безопасность нашего государства. Неспроста глава МЧС России в своем поздравлении отметил, что «пожарная безопасность этих объектов является составной частью государственной безопасности».

— Несколько слов о взаимодействии с министерствами, ведомствами, субъектами хозяйствующих структур, чьи объекты находятся под охраной подразделений департамента… Всегда ли удается найти взаимопонимание в вопросах обеспечения того или иного здания, предприятия элементами противопожарной защиты или системой комплексной безопасности? Как в сегодняшних непростых экономических реалиях удается гармонизировать строгие требования, предъявляемые пожарными и реальные финансовые возможности конкретного предприятия?

Взаимодействие с министерствами и ведомствами – это необходимое условие для обеспечения пожарной безопасности особо важных и режимных организаций страны. Начиная с правительственного перечня организаций, на которых создается специальная пожарная охрана, заканчивая противопожарными мероприятиями – это все результаты такого взаимодействия. Оно происходит как на ведомственном уровне, так и на уровне организации – СПСЧ. В некоторых случаях пожарная часть даже имеет второе название – цех, как структурное подразделение предприятия. Это, конечно же, не означает, что она перестает быть федеральной структурой, однако является ярким показателем плотного взаимодействия.

От того, как обстоят дела с финансами на предприятии, конечно, зависит многое, однако их наличие – это еще не все. Главное – это понимание администрацией актуальности вопросов пожарной безопасности. Есть понимание – будет и результат. Приходилось сталкиваться и с непониманием. Так, один директор, получив информацию о том, что на территории предприятия 30% гидрантов неисправны, предложил попросту их закопать. К счастью, это редчайшее исключение, и в основном отношение к специальным подразделениям и к тому делу, которым они занимаются, со стороны дирекции объектов очень серьезное.

— Последние несколько лет отечественная промышленность решает задачу импортозамещения. Актуальна ли эта задача для пожарных частей с точки зрения их оснащения современной техникой, оборудованием, специальными средствами? На что бы вы нацелили российских разработчиков и производителей систем пожарной безопасности, какие пожелания к технике, оборудованию есть у СПО?

В связи с введением экономических санкций против России появились проблемные вопросы обеспечения отечественных производителей импортируемым из-за рубежа сырьем, материалами и комплектующими изделиями. Проблема эта комплексная и задевает рынки почти всей производимой продукции, в том числе рынок пожарно-технической продукции. Необходимы организационные и технические мероприятия, которые позволят решить указанную проблему с учетом необходимости и целесообразности проведения таких мероприятий применительно к конкретным видам пожарно-спасательной техники.

Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции.

С целью формирования реестра техники и технологий, сырья и материалов, подлежащих импортозамещению в системе МЧС России, включения чрезвычайного ведомства в решение задач по реализации политики импортозамещения в части развития отечественной промышленности, пожарно-технической продукции была проведена НИР «Научно-методическое обоснование применения сырья и материалов импортного производства в образцах техники и технологий для нужд МЧС России, возможности замещения импортных комплектующих на разработки отечественного производства».

В результате выполненной НИР сформулированы проблемы и возможные пути их решения в части импортозамещения пожарно-спасательной техники, применяемой для нужд МЧС России, определены типы техники и технологий, по которым необходимо решать проблему импортозамещения, исходя из объема зарубежных поставок, значимости продукции, ее востребованности, стоимости закупок, обслуживания и ремонта; определены сырье, материалы, комплектующие, используемые в пожарно-спасательной технике в системе МЧС России, которые возможно и целесообразно изготавливать отечественным производителям; составлен реестр техники и технологий, сырья и материалов, подлежащих импортозамещению.

— На вооружении в частях есть робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты. Эта техника, безусловно, востребована. Планируется ли увеличение ее количества, и что именно должно поступить на вооружение ближайшее время?

Руководство министерства уделяет самое пристальное внимание технической оснащенности спецподразделений. За последние семь лет был совершен буквально прорыв в этой области. Ведь раньше не было удивительным, что в боевом расчете стоит автоцистерна, которая старше многих из сотрудников части. Сейчас такого уже не найти. Поступило много новой техники. Замечательные автоцистерны АЦ 3,2-40/4 на базе шасси КАМАЗ 43253 – очень надежные и удобные в эксплуатации. Подразделения хорошо оснащены аэродромными автомобилями нового поколения. В расчет введены пожарные катера в той местности, где уже давно назрела необходимость это сделать. Широко используется пожарный ствол с бронированным щитом на испытании ракетных двигателей, тушении пожаров на объектах с наличием взрывчатых веществ. Ну а робототехнические комплексы стоят на вооружении подразделений, охраняющих ядерно опасные производства. И если раньше, чтобы подать ствол, пожарным нужно было подвергаться опасности, то сегодня это сделает беспилотная гусеничная система.

Конечно, постоянно требуется обновлять технику, нет ничего вечного, но для этого существует План оснащения, который выполняется, поддерживая боеспособность спецподразделений.

— Передовые технологии требуют повышенных финансовых затрат. Из каких источников складывается финансирование деятельности ваших подразделений? Можете ли вы раскрыть некоторые цифры финансирования?

Специальная пожарная охрана является федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы. Это означает, что вся численность личного состава содержится за счет средств федерального бюджета. Годовые затраты на содержание личного состава составляют более 12 млрд рублей. Казалось бы, большая цифра, но надо помнить, что ликвидация Чернобыльской аварии обошлась государству в 18 млрд советских рублей. Чтобы осознать, что это за цифра, вспомним, что батон белого хлеба тогда стоил 20 копеек. Вся страна была мобилизована, более полумиллиона ликвидаторов, то есть тех, кто работал непосредственно в зоне катастрофы. А по словам М.С. Горбачева, руководившего в 1986 году государством, в одной ракете С-18 заключено 100 Чернобылей. Сегодня изделия куда более серьезные, и те объекты, которые их производят и утилизируют, охраняются от пожаров спецподразделениями ФПС. И это явно не тот случай, когда можно экономить на безопасности.

— Планируется ли в ближайшее время введение в строй новых пожарных частей СПО?

Согласно Федеральной целевой программе «Пожарная безопасность на период до 2012 года», было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано. Министерством была проделана огромная работа, благодаря чему пожарные подразделения появились в закрытых городах на территории Мурманской области, на космодроме «Восточный», на Урале и в Сибири. Также специальные пожарно-спасательные части будут вводиться по мере необходимости там, где идет увеличение производственных мощностей и площадей охраняемых объектов.

— От техники к людям… При приеме на службу в специальную пожарную охрану требуются ли от кандидата какие-либо специальные навыки, умения? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать кандидат в данные структуры?

Офицерам достаточно иметь специальное образование, рядовому составу- первоначальную подготовку и стажировку. То есть по образованию предъявляются те же требования, что и к сотрудникам территориальных органов. Определенные знания и навыки, помимо тех, что дает специальное образование, конечно, требуются, но они приобретаются уже на практике. Отличительной особенностью является необходимость оформления формы допуска к государственной тайне, без этого сотрудник не может быть назначен на должность в специальное подразделение ФПС.

Хотелось бы остановиться еще на одном интересном моменте, касающемся кадров. Как сказал заслуженный ветеран специальной пожарной охраны и Академии ГПС профессор Вениамин Анатольевич Абрамов, между территориальными органами и специальными подразделениями все время шел процесс взаимного кадрового обогащения. Есть множество интересных примеров. Герой России Евгений Николаевич Чернышев начинал службу в Управлении пожарной охраны № 3. Герой России Валерий Валентинович Замараев также является выходцем из Управления пожарной охраны № 3. Первый начальник специальной пожарной охраны Анатолий Николаевич Смуров стал начальником Высшей инженерной пожарно-технической школы. Начальник Первого управления ГУПО МВД СССР Дмитрий Иванович Юрченко в последствии длительное время руководил Высшим научно-исследовательским институтом пожарной охраны. Начальник Первого управления ГУ ГПС МЧС России Валерий Тимофеевич Кишкурно занимал должность начальника ГУ ГПС.

— Особые условия службы предполагают какие-нибудь особые социальные гарантии личному составу?

Да, конечно, наши коллеги, обеспечивающие пожарную безопасность подобных объектов, получают определенные доплаты, а в некоторых случаях по должностям устанавливаются звания на ступень выше. Это касается и радиационно опасных объектов, и лабораторий микробиологии, и космодромов, где используется ракетное топливо, и таких объектов, о которых мы не можем говорить ввиду того, что это закрытая информация.

Алексей Лежнин. Журнал «Пожарное дело» (№ 10, октябрь 2017 года)

6 февраля 2019 года в системе государственной противопожарной службе произошло событие, поставившее точку над неопределенной управленческой ситуацией, когда пожарная охрана оказалась на положении — «в том числе». Существовавший департамент готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС, который включал пожарных, спасателей, горноспасателей и воинские формирования уже в силу своей «универсальности», очевидно, не мог в полной мере отстаивать интересы противопожарной службы. Со сменой руководства в структуре МЧС России произошли изменения – создано Главное управление пожарной охраны.

Необходимость перемен требовалось уже давно. Особенно ясно это стало по итогам «оптимизации» ведомства. Плоды той политики были выявлены в ходе масштабного внутреннего аудита МЧС, проводившегося по требованию только что назначенного тогда министра Евгения Зиничева. Вот, что пишет крупнейший российский мультимедийный холдинг РБК со ссылкой на доклад, сделанный на селекторном совещании начальником Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Виктором Яцуценко по итогам проверки.

«С 2014 г. в МЧС принимались решения, приведшие к «уничтожению системы материально-технического обеспечения». Система планирования и отчетности просто исчезла. Проверка показала, что обеспечение службы тыла и вооружения продовольствием в 2018 г. составляет 88%, вещами — 21%, горюче-смазочными материалами — 36%, средствами на содержание техники — 20%.
В докладе говорится и об устаревшей технике: у 67% основной пожарной техники и 73% специальной техники превышены сроки эксплуатации. Около трети пожарных автомобилей находится в эксплуатации более 25 лет.
Также аудиторы обратили внимание на факты «необоснованного формирования параметров гособоронзаказа» на 2018−2027 гг. Так из госпрограммы вооружения МЧС была исключена «высотная техника, автолестницы, коленчатые подъемники в количестве 340 единиц на сумму более 1 млрд руб., боевая одежда пожарных в количестве 21 000 единиц на сумму более 75 млн руб., пожарные рукава — более 39 000 единиц на сумму более 170 млн руб.», — говорится в докладе. При этом в программе фигурируют 2000 беспилотников на сумму 450 млн руб., хотя реальная потребность составляет всего 88 штук. Ключевая проблема — дефицит кадров. В пожарной охране на момент проверки некомплект личного состава составлял 23,1 тыс. человек, некомплект дежурных караулов — 10,8 тыс., говорится в материалах доклада. Штатная численность караулов не соответствует установленным требованиям. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести».

Сегодня уже нет смысла дальше цитировать прошлые отчеты. Изменить положение призвано новое структурное подразделение – Главное Управление пожарной охраны МЧС России, которое начало свою деятельность уже с 1 марта 2019 года. Кратко можно так охарактеризовать его основные задачи:

«Главное управление пожарной охраны Министерства по чрезвычайным ситуациям России является структурным подразделением центрального аппарата МЧС. ГУ осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС и территориальными органами субъектов РФ. Управление отвечает за формирование и работу пожарных гарнизонов, а также других видов пожарной охраны. Организует предупреждение и тушение пожаров. Осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности».

История вопроса началась в 2002 году. Начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России был назначен генерал-майор внутренней службы Валерий Тимофеевич Кишкурно, до этого времени многие годы возглавлявший специальную пожарную охрану России.

Валерий Тимофеевич Кишкурно

После его смерти в 2003 г. эту должность занял генерал-майор внутренней службы Александр Петрович Чуприян. В 2005 г. ГУГПС МЧС России было упразднено в рамках процесса реорганизации пожарной охраны в ведомстве МЧС. Александр Петрович получил новое назначение — возглавил Северо-Западный региональный центр МЧС России, а еще через год стал  заместителем, а потом и первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Александр Петрович Чуприян

В те годы, работая специальным корреспондентом газеты «Спасатель МЧС России», а потом и журнала «Вестник МЧС России», мне приходилось постоянно контактировать с руководителями пожарной охраны различного уровня. Там, где «у руля» были инициативные, грамотные специалисты – происходили серьезные перемены: шла активная замена старой техники, приводились в порядок сами пожарные части. Это было требование Сергея Кужугетовича Шойгу – в корне изменить служебный быт пожарного. В старых депо повсеместно шли ремонты, строились новые современные части.

Способствовало этому и Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Создано оно было в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и приказом МЧС России от 18 октября 2004 г. № 475 «О мероприятиях по реорганизации центрального аппарата МЧС России».

Возглавил Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Михаил Михайлович Верзилин. К тому времени за плечами у него было почти три десятилетия службы в пожарной охране страны.

Биография Михаила Михайловича являет собой типичную биографию офицера пожарной охраны. В 1976 году он окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР, в 1984 году — Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР.
Верзилин начал службу в должности начальника караула военизированной пожарной части № 10 УПО ГУВД Мосгорисполкома. Затем был Учебный полк, в котором осуществлялась подготовка младших командиров для Московского гарнизона пожарной охраны, после Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР, как один из лучших выпускников, М.М. Верзилин был направлен на работу в Главное управление пожарной охраны МВД СССР, где прошел путь от инспектора до заместителя начальника Главка. В течение 7 лет он был ответственным за обеспечение пожарной безопасности объектов атомной энергетики страны. Михаил Михайлович принимал самое активное участие в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС в 1989 и 1991 годах. В рамках проводимой реформы Верзилин внес огромный вклад в разработку нового облика и основных подходов к построению федеральной противопожарной службы. Под его руководством была переработана нормативная правовая база организации деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России, подготовлен ряд правительственных документов по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны.

Управление организует:

  • работы по тушению пожаров силами ФПС, координирует деятельность других видов пожарной охраны;
  • работу по анализу и исследованию крупных пожаров, пожаров с групповой гибелью людей, организации проведения аварийно-спасательных работ, разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации пожаров и оснащение ФПС МЧС России соответствующей техникой и огнетушащими средствами подразделений пожарной охраны всех видов; 
  • мероприятия по координации деятельности других видов пожарной охраны, в том числе их организационное и методическое обеспечение;
  • государственную приемку специальных объектов и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении испытаний новейших образцов военной техники и боеприпасов и др.

Заместителем начальника Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны тогда же в 2004 году был назначен Борис Анатольевич Борзов – руководитель Специальной пожарной охраны России. С 2008 года — заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 577 был назначен главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и находился на этом посту до 17 марта 2016 года.

Более 35 лет Борис Анатольевич посвятил службе в специальной пожарной охране. Он внес весомый личный вклад в организацию профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных режимных организациях. Его отличает высокая работоспособность, компетентность и ответственность. Отличный организатор. Созданная при его непосредственном участии система специальных подразделений федеральной противопожарной службы успешно решает задачи по предназначению.

Подразделения специальной пожарной охраны

Борис Анатольевич начал свой путь в пожарной охране в 1975 году, став курсантом Львовского пожарно-технического училища МВД СССР. В начале трудовой деятельности работал в пожарной охране, сначала начальником караула военизированной пожарной части № 43 Управления пожарной охраны № 3 Главного управления пожарной охраны МВД СССР, затем проходил службу в должности заместителя начальника пожарной части.

В 1984 году окончил Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР. Занимал должности от инженера-инспектора Первого управления ГУПО МВД СССР до заместителя начальника Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России. Борзов, находясь на руководящих должностях, проявил себя отличным организатором.

В 1998 году окончил Санкт-Петербургский университет МВД России. В 2003 году возглавил Специальное (Первое) управление Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России.

За последние годы, наверное, только ленивый не критиковал пожарную охрану России, забывая при этом, что четыре сотни тысяч человек самоотверженно, не смотря ни на какие трудности и управленческие перипетии, борются с огнем, защищают население, хозяйственные и социально-значимые объекты.

В 2008 году структура чрезвычайного ведомства вновь была изменена: появился Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России. Возглавляли его по-прежнему пожарные-профессионалы М. Верзилин и Б. Борзов.
Возможно именно поэтому «универсальный» департамент  уделял пожарной охране приоритетное внимание.

Активное развитие получили в то время специальные пожарно-спасательные части. История их создания началась еще в 80-е годы. Но концепция мощного универсального пожарно-спасательного подразделения была фактически утрачена. Все свелось к СПЧ (специальной пожарной части) по тушению крупных пожаров, и таких частей в российских регионах было немало. А вот настоящих СПСЧ (части, где в составе пожарных были водолазы, химики, пиротехники, да еще допущенные к парашютному десантированию) было всего две: в Санкт-Петербурге и Петропавловске-Камчатском.

Мне неоднократно довелось побывать в обеих этих частях, познакомиться с героическими, без преувеличения, универсальными бойцами с огнем и их командирами. До сих пор с огромным удовольствием и интересом поддерживаю отношения с Тимуром Александровичем Константиновым (СПСЧ ФПС по Санкт-Петербургу) и Геннадием Владимировичем Шагиным ( Камчатка). В первом десятилетии 2000-х годов благодаря их личному участию, энергии, профессиональному мастерству были в полном объеме реализованы возможности и эффективность применения СПСЧ в самых тяжелых и опасных ситуациях.

К сожалению, время пожарных профессионалов было недолгим.

20 июня 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 819 назначен на должность директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России был назначен молодой капитан 1 ранга в отставке Максим Викторович Владимиров, вскоре получивший специальное звание генерал-майора внутренней службы.

Максим Викторович Владимиров, 2012 г.

В 2014-2017 годах директором Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России был выпускник высшего войскового командного училища Александр Викторович Агафонов.

Название департамента снова изменилось, а  руководителем нового Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны с мая 2018 до ноября 2019 года был назначен Максим Владимирович Максименко.

Однако проблема технической оснащенности, укомплектованности пожарных команд личным составом, а особенно рядовыми бойцами, стала хронической и повсеместной. Периодические повышения денежных выплат сотрудникам ГПС МЧС , к сожалению, не способствовали закреплению кадров. Их текучесть была обусловлена не только низким уровнем доходов в сравнении с другими категориями населения России. Слабая, с точки зрения времени, техническая оснащенность и вооруженность пожарных караулов и депо, повышенные физические и морально-психологические нагрузки, отсутствии гарантий социальной защищенности сотрудников ГПС со стороны государства и органов местной власти усугубили кадровый голод. К тому же, наиболее квалифицированные специалисты перешли на работу в частные корпорации и компании, в которых уделяется больше внимания вышеперечисленным проблемам, чем в государственной противопожарной службе.

Новые руководители МЧС России Евгений Николаевич Зиничев, а затем и Александр Вячеславович Куренков буквально с первых своих шагов объявили своей целью развитие и совершенствование государственной противопожарной службы.

Создание ГУПО – один из шагов в этом направлении. Об этом говорит даже сам факт назначения на должность руководителя опытного профессионального пожарного Валентина Николаевича Нелюбова.

С 1993 по 2003 год Валентин Николаевич служил на различных должностях в подразделениях ГПС г. Магадана.

Продолжил службу в подразделениях государственной противопожарной службы г. Иркутска: с октября 2003 по апрель 2004 года возглавлял пожарную часть № 5, а мае 2006 года назначен начальником отдела службы и подготовки Управления организации пожаротушения Главного управления МЧС России по Иркутской области.

С ним всегда было приятно работать. В личном архиве сохранились видеозаписи комментариев Нелюбова по поводу нескольких пожаров и ЧС периода 2006-2008 годов, которые были использованы при подготовке новостных программ для телевидения и специальной программы «Предупреждение, спасение, помощь», которая шла в те годы на ТВ-23 г.Иркутска. Валентину Николаевича всегда было о чем рассказать: ликвидация последствий авиакатастрофы аэробуса А-310, тушение крупного пожара в производственных складах и многое другое.

В июне 2008 года Нелюбова назначили заместителем начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области (по ГПС).

Вот эти фотографии сделаны в декабре 2011 года, когда Валентин Николаевич с красным дипломом закончил факультет руководящих кадров Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Его работа была посвящена проблемам взаимодействия сил и средств при ликвидации последствий авиационных катастроф. Профессиональному научному анализу были подвергнуты события 2006 года, когда выкатился за полосу и сгорел А-310.

Красный диплом вручает Валентину Нелюбову начальник Академии генерал-полковник внутренней службы Иван Михайлович Тетерин, 2011г.

В 2013 году Валентин Николаевич становится первым заместителем начальника, в марте 2014 года – начальником Иркутского главка МЧС РФ.

Евгений Николаевич Зиничев заметил и оценил Нелюбова в ходе ликвидации последствий разрушительного наводнения в Тулунском районе. И вот он уже в Москве. 16 октября 2019 года назначен врио начальника Главного управления пожарной охраны МЧС России.
Со 2 марта 2020 года — начальник Главного управления пожарной охраны МЧС России.

Три с половиной года совсем не тот срок, когда можно что-то всерьез поменять в целой сложившейся системе. И все-таки можно сказать: у пожарной охраны появился руководитель-профессионал, болеющий за дело. А дело это ответственное и хлопотное. Вот только несколько примеров.

В настоящее время на территории Российской Федерации создано 89 территориальных и более 1 600 местных пожарно-спасательных гарнизонов.
Группировка сил и средств реагирующих пожарно-спасательных подразделений составляет более 24 тысяч подразделений, общей численностью свыше 400 тысяч ед. личного состава. На вооружении подразделений находятся почти 70 тысяч ед. техники.

Основу составляют 4 тысячи подразделений федеральной противопожарной службы (в том числе территориальные, договорные и объектовые), численностью  свыше 160 тысяч ед. личного состава, на вооружении которых находится более 23 тысяч ед. техники, из них более половины – основные пожарные автомобили, свыше 4 тысяч ед. специальных пожарных автомобилей, 300 ед. инженерной и более 5 тысяч ед. другой техники. Имеется 350 плавательных средства, почти четыре десятка роботехнических комплексов, более 320 ед. беспилотных авиационных систем;
4 389 подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, численностью 73 642 ед. личного состава, на вооружении которых находится 11 276 ед. техники, из них: 8 671 ед. основных пожарных автомобилей, 481 ед. специальных пожарных автомобилей, 55 ед. инженерной техники, 1 919 ед. другой техники, 145 ед. плавательных средств, здесь так же имеются роботехнические комплексы и беспилотные авиационные системы.
2 606 подразделений ведомственной пожарной охраны (46 758 ед. личного состава и 5 677 ед. техники, в том числе 313 ед. пожарных поездов);
1 760 подразделений муниципальной пожарной охраны (7 882 человек и 2 108 ед. техники);
599 подразделений частной пожарной охраны (20 169 человек и 1 966 ед. техники);
8 778 добровольных пожарных команд (53 491 человек и 13 968 ед. техники, в том числе 4 593  мотопомп).

В целях исполнения функции по координация деятельности пожарной охраны, определенной частью четвертой статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», МЧС России издан приказ от 8 февраля 2021 г. № 60 «Об утверждении Положения о порядке координации деятельности пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2021 г., регистрационный № 62818). Указанным Положением определяется порядок и формы координации деятельности пожарной охраны, направленные на обеспечение взаимодействия и слаженности органов управления и подразделений различных видов пожарной охраны в рамках повседневной деятельности.

Главное управление пожарной охраны (ГУПО) МЧС России ведет сегодня отсчет новой истории современной пожарной охраны страны. И хочется, чтобы это была история со знаком «плюс».

При подготовке использовался архив автора  и материалы из открытого доступа.

Структура Министерства

фото

Куренков Александр Вячеславович

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-лейтенант

Департамент информационной политики
Департамент кадровой политики
Главное управление собственной безопасности
Контрольно-ревизионное управление

фото

Чуприян Александр Петрович

Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник внутренней службы

Департамент международной деятельности
Департамент образовательной и научно-технической деятельности

фото

Серко Алексей Михайлович

Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-лейтенант

Заслуженный юрист Российской Федерации

Административный департамент
Правовой департамент

фото

Гречушкин Николай Николаевич

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Департамент спасательных формирований
Департамент тылового и технического обеспечения
Управление инвестиций и строительства
Управление медико-психологического обеспечения

фото

Яцуценко Виктор Николаевич

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник

Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»
Департамент гражданской обороны и защиты населения
Департамент оперативного управления
Управление авиации и авиационно-спасательных технологий

фото

Денисов Илья Павлович

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Генерал-полковник внутренней службы

Главное управление пожарной охраны
Мобилизационное управление

фото

Супруновский Анатолий Михайлович

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

Генерал-полковник внутренней службы

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы
Управление безопасности людей на водных объектах

Финансово-экономический департамент
Департамент информационных технологий и связи

Специальная пожарная охрана МЧС России. Специальные подразделения ФПС

Все эти годы пожарные спецподразделения защищают особо важные и режимные объекты, закрытые административно-территориальные образования. Об истории специальной пожарной охраны корреспонденту «Пожарного дела» рассказал заместитель директора департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны генерал-майор внутренней службы Борис Анатольевич Борзов.

Создание Специальной пожарной охраны

Решение о создании специальной пожарной охраны было принято руководством Советского Союза в тяжелые послевоенные годы, когда страна еще только восстанавливалась после страшных разрушений и потрясений.

Однако, помимо восстановления народного хозяйства, в те годы перед государством была поставлена еще одна важнейшая задача — в кратчайшие сроки создать ядерное оружие и ликвидировать то военно-политическое преимущество, которое получили Соединенные Штаты Америки после демонстрации сил и разрушительной мощи нового вида вооружения в японских городах Хиросиме и Нагасаки.

Понимая, что пожары на предприятиях, задействованных в решении поставленной задачи, могут значительно отодвинуть сроки реализации атомного проекта, руководство страны приняло постановление о создании боеспособных подразделений, которые могли бы обеспечить надежную противопожарную защиту объектов оборонного комплекса страны.

В октябре 1947 года в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий.

Первоначально под охрану отдела были переданы только предприятия, научно-исследовательские учреждения, закрытые города и поселки, которые создавали ракетно-ядерное оружие. Однако очень скоро практика показала эффективность и обоснованность принятого решения. Постепенно под охрану специальных подразделений правительственными решениями были переданы практически все стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса страны, производящие обычное вооружение и боеприпасы, боевые корабли, подводные лодки и военные самолеты.

В начале 60-х годов прошлого века руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии. Началось масштабное строительство новых предприятий атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии, вооружений, электроники, средств связи и радио.

Пожарную безопасность новых объектов, как на этапе строительства, так и после ввода их в эксплуатацию, было поручено обеспечивать подразделениям специальной пожарной охраны.

В 70-е годы в системе специальной пожарной охраны организуется новое направление — войсковые подразделения, созданные для обеспечения пожарной безопасности специальных объектов высших органов государственной власти.

 Таким образом, специальная пожарная охрана прошла длительный и нелегкий путь становления и развития от нескольких подразделений до высокоэффективной развитой единой системы с четко отработанной управленческой и штатной структурой.

 

Специальные подразделения ФПС МЧС России

Достаточно назвать только несколько из охраняемых объектов, чтобы понять всю значимость и ответственность порученной специальной пожарной охране задачи. Это такие уникальные объекты атомной промышленности, как ПО «Маяк», Горно-химический комбинат, ОАО «Сибирский химический комбинат», флагманы атомного судостроения

— «Северное машиностроительное предприятие» и Дальневосточный завод «Звезда», гиганты производства ракетно-космической техники

— ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия», космодром «Байконур» и многие другие.

Специальными подразделениями обеспечивается безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений, Федеральной космической программы России, Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Федеральной целевой программы развития авиационной техники России, Федеральной программы «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности», Федеральной целевой программы промышленной утилизации вооружений и военной техники, а также ряда программ по развитию электронной техники и средств связи, по переработке и захоронению радиоактивных отходов, утилизации оружейных делящихся материалов.

Конечно, случались аварии, и подразделения специальной пожарной охраны всегда принимали участие в их ликвидации, с честью выполняя свой профессиональный долг. Вот примеры только некоторых из таких аварий. Это взрыв на ПО «Маяк» в 1957 году, конечно, это авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Из недавних событий хочется назвать пожар на атомной подводной лодке «Екатеринбург», лесные пожары 2010 года, которые вплотную подошли к двум федеральным ядерным центрам — в г. Сарове и г. Снежинске, авария на Новочебоксарском химическом комбинате, когда благодаря действиям наших коллег удалось осадить облако хлора, угрожавшее городу. Было еще много событий, когда благодаря самоотверженным действиям специальных подразделений удалось предотвратить страшную катастрофу.

Ежегодно специальными подразделениями федеральной противопожарной службы ликвидируется более тысячи пожаров и загораний, на их счету сотни спасенных жизней. В качестве положительных итогов деятельности специальных подразделений хочу отметить, что на протяжении ряда лет количество пожаров в охраняемых организациях и закрытых административно-территориальных образованиях, а также число погибших и травмированных при пожарах неуклонно снижается.

И Родина по достоинству оценивает мужество и героизм наших товарищей. За годы существования специальной пожарной охраны более 500 сотрудников награждены правительственными наградами, десятки тысяч отмечены ведомственными наградами и знаками отличия.

Целенаправленная работа по реализации Концепции кадровой политики МЧС России позволила не допустить срывов в решении задач, стоящих перед специальными подразделениями федеральной противопожарной службы. В сложных условиях нам удалось не только сохранить кадровый потенциал, но и увеличить общую численность специальных подразделений почти до 20 тыс. человек.

Большое внимание специальными подразделениями уделяется профилактике пожаров в охраняемых организациях. Первостепенное значение в данном направлении отводится совершенствованию нормативной базы в области обеспечения пожарной безопасности организаций оборонного комплекса страны. В этой сфере накоплен солидный опыт, проведены многочисленные испытания и исследования с участием отраслевых научных институтов, а также ВНИИПО МЧС России, в составе которого для этих целей создан специальный отдел.

На базе проведенных исследований разрабатываются рекомендации и нормативные документы по противопожарной защите охраняемых организаций, создаются банки данных применяемых веществ и материалов. Разрабатываются новые безопасные и эффективные средства и способы тушения пожаров на спецпроизводствах. Например, до недавнего времени серьезные проблемы были связаны с тушением радиоактивных металлов. Тушение их водой может привести к возникновению самоподдерживающейся цепной реакции и взрыву, существовавшие газовые и порошковые огнетушащие вещества были неэффективны, а зачастую даже приводили к разгоранию пожара.

В результате проведенных научных исследований ВНИИПО был разработан огнетушащий порошок на основе хлорида калия, который показал свою эффективность и безопасность при тушении как радиоактивных, так и щелочных, и редкоземельных металлов. Сегодня этим порошком снаряжаются автомобили порошкового тушения в подразделениях, охраняющих ядерно- и радиационно-опасные производства, а также первичные средства пожаротушения на этих объектах.

В рамках ФЦП «Пожарная безопасность в Российской федерации на период до 2012 года» существенно обновлена материально-техническая база специальных подразделений ФПС ГПС МЧС России. Все, о чем я говорю, свидетельствует о том, что специальными подразделениями накоплен огромный опыт в деле профилактики и тушения пожаров. Формы и методы проводимой работы в разных подразделениях могут в чем-то отличаться в зависимости от специфики охраняемых объектов, но общие подходы к решению вопросов их противопожарной защиты должны быть едины.

9 октября 2017 года исполняется 70 лет Специальной пожарнаой охране. К своему семидесятилетнему юбилею Специальная пожарная охрана включает в себя более 50-ти подразделений по всей стране: от Камчатки до Калининграда, обеспечивая противопожарную безопасность объектов, имеющих особо важное государственное значение. К ним относятся: предприятия военно-промышленного комплекса, ядерной, химико-биологической, авиационно-космической отраслей, объекты высших органов государственной власти, а также закрытые административно-территориальные образования, особо важные и режимные организации.

По материалам сайта http://pojdelo-journal.ru/

Статью прислал: diesel300

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофеварка saeco poemia инструкция по применению на русском
  • Швейная машина seiko 8772 инструкция по применению
  • Мультиварка мрс 1140 инструкция по эксплуатации
  • Водонагреватель thermex 80 литров инструкция по эксплуатации видео
  • Клацид суспензия 125 инструкция как разводить