Руководство союза писателей ссср

Союз писателей СССР
Тип организации Творческий союз СССР[d] и союз писателей[d]
Основание
Дата основания 1934
Ликвидация
1991
Награды
Орден Ленина Орден Дружбы народов

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР.

Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.

Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам).

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»[1].

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП.

Организация СП СССР[править | править код]

Высшим органом СП СССР был съезд писателей (между 1934 и 1954 годами, вопреки Уставу, не созывался), который избирал Правление СП СССР (150 человек в 1986 году), которое, в свою очередь, избирало председателя правления (с 1977 года — первого секретаря) и формировало секретариат правления (36 человек в 1986 году), управлявший делами СП в период между съездами. Пленум правления СП собирался не реже одного раза в год. Правление по Уставу 1971 года избирало, кроме того, бюро секретариата, в составе которого было около 10 человек, фактическое же руководство находилось в руках группы рабочего секретариата (около 10 штатных мест, занимаемых скорее административными работниками, чем литераторами). Во главе этой группы в 1986 году был утверждён Ю. Н. Верченко (до 1991 года).

Структурными подразделениями СП СССР были региональные писательские организации со структурой, аналогичной центральной организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации областей, краёв, городов Москва и Ленинград[2].

Печатными органами СП СССР были «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностранных языках), «Театр», «Советиш геймланд» (на идиш), «Звезда», «Костёр»[3].

В ведении правления СП СССР находилось издательство «Советский писатель», Литературный институт имени А. М. Горького, Всесоюзное управление по охране авторских прав, Всесоюзное Бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.[4]

В структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов Союза подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР.

При правлении СП СССР действовал Литературный фонд СССР, региональные писательские организации также имели свои литфонды. В задачу литфондов входило оказание членам СП материальной поддержки (соответственно «рангу» писателя) в форме обеспечения жильём, строительства и обслуживания «писательских» дачных посёлков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путёвок в «дома творчества писателей», оказания бытовых услуг, снабжения дефицитными товарами и продуктами питания.

Членство[править | править код]

Приём в члены Союза писателей производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трёх членов СП. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и представить рецензии на них. Заявление рассматривалось на заседании местного отделения СП СССР и должно было при голосовании получить не менее двух третей голосов, затем его рассматривал секретариат или правление СП СССР и для принятия в члены требовалось не менее половины их голосов.

Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):

  • 1934—1500 членов
  • 1954 — 3695
  • 1959 — 4801
  • 1967 — 6608
  • 1971 — 7290
  • 1976 — 7942
  • 1981 — 8773
  • 1986 — 9584
  • 1989 — 9920

В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза 3665 пишут на русском языке.

Писатель мог быть исключён из Союза писателей «за проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора» и за «отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР». На практике поводом для исключения могли служить:

  • критика писателя со стороны высших партийных инстанций. Пример — исключение М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, последовавшее за докладом Жданова в августе 1946 г. и партийным постановлением «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».
  • публикация за рубежом произведений, не опубликованных в СССР. Первым по этому мотиву был исключён Б. Л. Пастернак за издание в Италии его романа «Доктор Живаго» в 1957 г.
  • публикация в «самиздате»
  • открыто выраженное несогласие с политикой КПСС и Советского государства.
  • участие в публичных выступлениях (подписание открытых писем) с протестами против преследования диссидентов.

Исключённым из Союза писателей отказывалось в издании книг и публикации в журналах, подведомственных СП, практически они были лишены возможности зарабатывать литературным трудом. За исключением из Союза следовало исключение из Литфонда, влекущее за собой ощутимые материальные затруднения. Исключение из СП по политическим мотивам, как правило, предавалось широкой огласке, превращавшейся порой в настоящую травлю. В ряде случаев исключение сопровождалось уголовным преследованием по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», лишением гражданства СССР, вынужденной эмиграцией.

По политическим мотивам из Союза писателей были исключены А. Синявский, Ю. Даниэль, Н. Коржавин, Г. Владимов, Л. Чуковская, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, A. Галич, Е. Эткинд, В. Войнович, И. Дзюба, Н. Лукаш, Виктор Ерофеев, Е. Попов, Ф. Светов.

В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксёнов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза Писателей СССР.

Руководители[править | править код]

Руководителем СП СССР, по Уставу 1934 года, был Председатель правления.

Первым председателем (1934—1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький. При этом фактическое[источник не указан 3150 дней] руководство деятельностью Союза осуществлял 1-й секретарь СП Александр Щербаков.

  • Алексей Толстой (с 1936 по 1938 гг.); фактическое руководство до 1941 года осуществлял генеральный секретарь СП СССР Владимир Ставский;
  • Александр Фадеев (с 1938 по 1944 и с 1946 по 1954 гг.);
  • Николай Тихонов (с 1944 по 1946 гг.);
  • Алексей Сурков (с 1954 по 1959 гг.);
  • Константин Федин (с 1959 по 1977 гг.);

По Уставу 1977 года, руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали:

  • Георгий Марков (с 1977 по 1986 гг.);
  • Владимир Карпов (с 1986 г.; подал в отставку в ноябре 1990, но продолжал вести дела до августа 1991);
  • Тимур Пулатов (1991).

Контроль со стороны КПСС[править | править код]

Правящая в СССР КПСС контролировала деятельность правления Союза писателей СССР. Члены правления Союза входили в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС[5]. Поэтому, например, в январе 1985 года первый секретарь правления Союза Г. М. Марков известил ЦК КПСС о том, что в правлении вакантны 6 должностей секретарей и о том, какие кандидаты на эти посты, намеченные на эти посты руководством Союза, будут избраны VII съездом писателей[5].

Награды[править | править код]

  • 20 мая 1967 года награждён орденом Ленина.
  • 25 сентября 1984 года награждён орденом Дружбы народов.

СП СССР после распада СССР[править | править код]

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства.

Основными преемником СП СССР в России и СНГ являются Международное содружество писательских союзов, которым долгое время руководил Сергей Михалков. В России Союз писателей РСФСР разделился на Союз писателей России и Союз российских писателей. Почвой для разделения единого сообщества писателей СССР на два крыла (Союз писателей России (СПР) и Союз российских писателей (СРП)) послужило «Письмо 74-х»: в СПР вошли те, кто был солидарен с авторами «Письма 74-х», в СРП — писатели, как правило, либеральных взглядов.

СП СССР в искусстве[править | править код]

Советские писатели и кинематографисты в своём творчестве неоднократно обращались к теме СП СССР.

  • В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова под вымышленным наименованием «Массолит» советская писательская организация изображена, как объединение приспособленцев.
  • Пьеса В. Войновича и Г. Горина «Кот домашний, средней пушистости» посвящена закулисной стороне деятельности СП. По пьесе К. Воинов снял кинофильм «Шапка»
  • В очерках литературной жизни «Бодался телёнок с дубом» А. И. Солженицын характеризует СП СССР как один из главных инструментов тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в СССР.
  • В литературном романе «Козлёнок в молоке» Ю. М. Полякова события разворачиваются на фоне деятельности советской писательской организации. Идея романа заключается в том, что организация может сделать имя писателю, не углубляясь в его творчество. Что касается идентификации персонажей с реальностью, то по словам автора, он всеми силами старался удержать будущих читателей романа от ложных идентификаций.

Оценки современников[править | править код]

Валентин Распутин:

« Союз писателей СССР значил для меня очень многое. Во-первых, это общение с мастерами высокого класса, можно сказать, с классиками советской литературы. Это общение было возможно потому, что Союз писателей устраивал совместные поездки по стране, и заграничные поездки были. Я помню одну из таких поездок. Это 1972 год, когда я только-только начинал в литературе и оказался в большой группе писателей в Алтайском крае. Для меня это была не только честь, но и учёба и опыт определённый. Я общался со многими очень известными мастерами, в том числе со своим земляком Павлом Нилиным. Вскоре Георгий Мокеевич Марков собрал большую делегацию, и мы поехали в Чехословакию. И тоже встречи, и тоже это интересно было. Ну а потом всякий раз пленумы, съезды, когда я уже сам ездил. Это, конечно, учёба, знакомство и вхождение в большую литературу. Ведь в литературу входят не только своим словом, но и братством определённым. Вот это братство было. Оно позже было в Союзе писателей России. И всегда было радостью зайти туда. В ту пору Союз писателей Советского Союза несомненно нужен был[6]. »

Владимир Богомолов:

Василий Белов:

Андрей Мальгин, «Письмо другу-литературоведу»:

« Есть железное правило, не знающее исключений. Чем известнее ты, чем активнее участвуешь в литературном процессе, тем труднее тебе будет вступить в Союз писателей. А предлог всегда найдется, если не на творческом бюро, то на приемной комиссии, если не на приемной комиссии, то на секретариате встанет кто-нибудь и скажет: «А, одна книга? Пусть сначала издаст вторую», или: «А, две книги? Давайте подождем третью». Рекомендацию дали известные люди — протекционизм, групповщина. Дали неизвестные — пусть дадут известные. И так далее. <…> Любопытно ознакомиться со списком членов этой приемной комиссии. Состоит там, например, дрессировщица зверей Наталья Дурова. Квалифицированный судья, правда? А кто такие Владимир Богатырёв, Юрий Галкин, Виктор Ильин, Владимир Семёнов? Не знаешь? И я не знаю. И никто не знает[8]. »

Артём Анфиногенов:

« Я застал то время, когда пушкинское «Друзья мои, прекрасен наш союз!» с новой силой и по-новому воскресало в особняке на Поварской. Обсуждения «крамольной» повести Анатолия Приставкина, проблемных очерков и острой публицистики Юрия Черниченко, Юрия Нагибина, Алеся Адамовича, Сергея Залыгина, Юрия Карякина, Аркадия Ваксберга, Николая Шмелёва, Василия Селюнина, Даниила Гранина, Алексея Кондратовича, других авторов проходили в битком набитых аудиториях. Эти диспуты отвечали творческим интересам писателей-единомышленников, получали широкий резонанс, формировали общественное мнение по коренным вопросам жизни народа…[6] »

Адрес[править | править код]

Правление Союза писателей СССР находилось по адресу Поварская улица, 52/55 («Дом Ростовых»), ныне здесь расположено Международное сообщество писательских союзов.

Примечания[править | править код]

  1. Устав Союза писателей СССР, см. «Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР», 1971, № 7(55), с. 9]
  2. Справочник СП СССР, 1970, с. 767—788.
  3. Справочник СП СССР, 1970, с. 763—764.
  4. Справочник СП СССР, 1970, с. 764—766.
  5. 1 2 Белошапка Н. В. Культурная политика в СССР во второй половине 80-х годов // Вестник Удмуртского университета. — Серия История и филология. — 2005. — № 7. — С. 183
  6. 1 2 3 Цит. по
  7. Цит. по: Эд. Поляновский. «Я не уберу из книги ни единого слова».
  8. «Что же происходит там внутри?». «Московский литератор» (15 сентября 1989). Дата обращения 11 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.

Литература[править | править код]

  • Справочник Союза писателей СССР / ред. К. В. Воронков, сост. Н. В. Боровская. — М.: Советский писатель, 1959. — 708 с. — 6000 экз.
  • Справочник Союза писателей СССР / ред. М. В. Горбачев, сост. Н. В. Боровская. — М.: Советский писатель, 1970. — 792 с. — 6000 экз.
  • Справочник Союза писателей СССР / ред. К. Н. Селихов, сост. В. К. Семенова. — М.: Советский писатель, 1976. — 768 с. — 10 000 экз.
  • Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей, 1930—1950-е годы. — М.: Мол. гвардия, 2005. — 408 с.: ил.

См. также[править | править код]

  • Союз писателей
  • СП РСФСР

Ссылки[править | править код]

  • Других писателей у меня нет (Сталин)
  • Официальный сайт Международного сообщества писательских союзов
  • Союз писателей СССР // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР.

оздан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.

Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам).

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»[1].

Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП.

Организация СП СССР[]

Высшим органом СП СССР был съезд писателей (между 1934 и 1954 годами, вопреки Уставу, не созывался), который избирал Правление СП СССР (150 человек в 1986 году), которое, в свою очередь, избирало председателя правления (с 1977 года — первого секретаря) и формировало секретариат правления (36 человек в 1986 году), управлявший делами СП в период между съездами. Пленум правления СП собирался не реже одного раза в год. Правление по Уставу 1971 года избирало, кроме того, бюро секретариата, в составе которого было около 10 человек, фактическое же руководство находилось в руках группы рабочего секретариата (около 10 штатных мест, занимаемых скорее административными работниками, чем литераторами). Во главе этой группы в 1986 году был утверждён Ю. Н. Верченко (до 1991 года).

Структурными подразделениями СП СССР были региональные писательские организации со структурой, аналогичной центральной организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации областей, краёв, городов Москва и Ленинград.

Печатными органами СП СССР были «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностранных языках), «Театр», «Советиш геймланд» (на идиш), «Звезда», «Костёр».

В ведении правления СП СССР находилось издательство «Советский писатель», Литературный институт имени А. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

Также в структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов Союза подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР.

При правлении СП СССР действовал Литературный фонд, региональные писательские организации также имели свои литфонды. В задачу литфондов входило оказание членам СП материальной поддержки (соответственно «рангу» писателя) в форме обеспечения жильём, строительства и обслуживания «писательских» дачных посёлков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путёвок в «дома творчества писателей», оказания бытовых услуг, снабжения дефицитными товарами и продуктами питания.

Членство[]

Приём в члены Союза писателей производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трёх членов СП. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и представить рецензии на них. Заявление рассматривалось на заседании местного отделения СП СССР и должно было при голосовании получить не менее двух третей голосов, затем его рассматривал секретариат или правление СП СССР и для принятия в члены требовалось не менее половины их голосов.

Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):

  • 1934—1500 членов
  • 1954 — 3695
  • 1959 — 4801
  • 1967 — 6608
  • 1971 — 7290
  • 1976 — 7942
  • 1981 — 8773
  • 1986 — 9584
  • 1989 — 9920

В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3 665 пишут на русском языке.

Писатель мог быть исключён из Союза писателей «за проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора» и за «отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР». На практике поводом для исключения могли служить:

  • Критика писателя со стороны высших партийных инстанций. Пример — исключение М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, последовавшее за докладом Жданова в августе 1946 г. и партийным постановлением «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».
  • Публикация за рубежом произведений, не опубликованных в СССР. Первым по этому мотиву был исключён Б. Л. Пастернак за издание в Италии его романа «Доктор Живаго» в 1957 г.
  • Публикация в «самиздате»
  • Открыто выраженное несогласие с политикой КПСС и Советского государства.
  • Участие в публичных выступлениях (подписание открытых писем) с протестами против преследования диссидентов.

Исключённым из Союза писателей отказывалось в издании книг и публикации в журналах, подведомственных СП, практически они были лишены возможности зарабатывать литературным трудом. За исключением из Союза следовало исключение из Литфонда, влекущее за собой ощутимые материальные затруднения. Исключение из СП по политическим мотивам, как правило, предавалось широкой огласке, превращавшейся порой в настоящую травлю. В ряде случаев исключение сопровождалось уголовным преследованием по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», лишением гражданства СССР, вынужденной эмиграцией.

По политическим мотивам из Союза писателей были исключены А. Синявский, Ю. Даниэль, Н. Коржавин, Г. Владимов, Л. Чуковская, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, A. Галич, Е. Эткинд, В. Войнович, И. Дзюба, Н. Лукаш, Виктор Ерофеев, Е. Попов, Ф. Светов.

В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксёнов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза Писателей СССР.

Руководители[]

Руководителем СП СССР по Уставу 1934 года был Председатель правления.

Первым председателем (1934—1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький. При этом фактическое[источник не указан 4382 дня] руководство деятельностью Союза осуществлял 1-й секретарь СП Александр Щербаков.

  • Алексей Толстой (с 1936 по 1938 гг.); фактическое руководство до 1941 года осуществлял генеральный секретарь СП СССР Владимир Ставский;
  • Александр Фадеев (с 1938 по 1944 и с 1946 по 1954 гг.);
  • Николай Тихонов (с 1944 по 1946 гг.);
  • Алексей Сурков (с 1954 по 1959 гг.);
  • Константин Федин (с 1959 по 1977 гг.);

По Уставу 1977 года руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали:

  • Георгий Марков (с 1977 по 1986 гг.);
  • Владимир Карпов (с 1986 г.; подал в отставку в ноябре 1990, но продолжал вести дела до августа 1991);
  • Тимур Пулатов (1991).

Контроль со стороны КПСС[]

Правящая в СССР КПСС контролировала деятельность правления Союза писателей СССР. Члены правления Союза входили в учетно-контрольную номенклатуру ЦК КПСС[2]. Поэтому, например, в январе 1985 года первый секретарь правления Союза Г. М. Марков известил ЦК КПСС о том, что в правлении вакантны 6 должностей секретарей и о том, какие кандидаты на эти посты, намеченные на эти посты руководством Союза, будут избраны VII съездом писателей[2].

Награды[]

  • 20 мая 1967 года награждён орденом Ленина.
  • 25 сентября 1984 года награждён орденом Дружбы народов.

СП СССР после распада СССР[]

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства.

Основными преемниками СП СССР в России и СНГ являются Международное содружество писательских союзов (которым долгое время руководил Сергей Михалков), Союз писателей России и Союз российских писателей.

Почвой для разделения единого сообщества писателей СССР на два крыла (Союз писателей России (СПР) и Союз российских писателей (СРП)) послужило «Письмо 74-х». В СПР вошли те, кто был солидарен с авторами «Письма 74-х», в СРП — писатели, как правило, либеральных взглядов.

СП СССР в искусстве[]

Советские писатели и кинематографисты в своём творчестве неоднократно обращались к теме СП СССР.

  • В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова под вымышленным наименованием «Массолит» советская писательская организация изображена, как объединение приспособленцев.
  • Пьеса В. Войновича и Г. Горина «Кот домашний, средней пушистости» посвящена закулисной стороне деятельности СП. По пьесе К. Воинов снял кинофильм «Шапка»
  • В очерках литературной жизни «Бодался телёнок с дубом» А. И. Солженицын характеризует СП СССР, как один из главных инструментов тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в СССР.
  • В литературном романе «Козлёнок в молоке» Ю. М. Полякова события разворачиваются на фоне деятельности советской писательской организации. Идея романа заключается в том, что организация может сделать имя писателю, не углубляясь в его творчество. Что касается идентификации персонажей с реальностью, то по словам автора, он всеми силами старался удержать будущих читателей романа от ложных идентификаций.

Критика. Цитаты[]

Валентин Распутин:

« Союз писателей СССР значил для меня очень многое. Во-первых, это общение с мастерами высокого класса, можно сказать, с классиками советской литературы. Это общение было возможно потому, что Союз писателей устраивал совместные поездки по стране, и заграничные поездки были. Я помню одну из таких поездок. Это 1972 год, когда я только-только начинал в литературе и оказался в большой группе писателей в Алтайском крае. Для меня это была не только честь, но и учёба и опыт определённый. Я общался со многими очень известными мастерами, в том числе со своим земляком Павлом Нилиным. Вскоре Георгий Мокеевич Марков собрал большую делегацию, и мы поехали в Чехословакию. И тоже встречи, и тоже это интересно было. Ну а потом всякий раз пленумы, съезды, когда я уже сам ездил. Это, конечно, учёба, знакомство и вхождение в большую литературу. Ведь в литературу входят не только своим словом, но и братством определённым. Вот это братство было. Оно позже было в Союзе писателей России. И всегда было радостью зайти туда. В ту пору Союз писателей Советского Союза несомненно нужен был[3]. »

Василий Белов:

Артём Анфиногенов:

« Я застал то время, когда пушкинское «Друзья мои, прекрасен наш союз!» с новой силой и по-новому воскресало в особняке на Поварской. Обсуждения «крамольной» повести Анатолия Приставкина, проблемных очерков и острой публицистики Юрия Черниченко, Юрия Нагибина, Алеся Адамовича, Сергея Залыгина, Юрия Карякина, Аркадия Ваксберга, Николая Шмелёва, Василия Селюнина, Даниила Гранина, Алексея Кондратовича, других авторов проходили в битком набитых аудиториях. Эти диспуты отвечали творческим интересам писателей-единомышленников, получали широкий резонанс, формировали общественное мнение по коренным вопросам жизни народа…[3] »

Андрей Мальгин, «Письмо другу-литературоведу»:

« Есть железное правило, не знающее исключений. Чем известнее ты, чем активнее участвуешь в литературном процессе, тем труднее тебе будет вступить в Союз писателей. А предлог всегда найдется, если не на творческом бюро, то на приемной комиссии, если не на приемной комиссии, то на секретариате встанет кто-нибудь и скажет: «А, одна книга? Пусть сначала издаст вторую», или: «А, две книги? Давайте подождем третью». Рекомендацию дали известные люди — протекционизм, групповщина. Дали неизвестные — пусть дадут известные. И так далее. <…> Любопытно ознакомиться со списком членов этой приемной комиссии. Состоит там, например, дрессировщица зверей Наталья Дурова. Квалифицированный судья, правда? А кто такие Владимир Богатырёв, Юрий Галкин, Виктор Ильин, Владимир Семёнов? Не знаешь? И я не знаю. И никто не знает[4]. »

Адрес[]

Правление Союза писателей СССР находилось по адресу Поварская улица, 52/55 («Усадьба Соллогуба» или «Городская усадьба князей Долгоруковых»).

Примечания[]

  1. Устав Союза писателей СССР, см. «Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР», 1971, № 7(55), с. 9]
  2. 2,0 2,1 Белошапка Н. В. Культурная политика в СССР во второй половине 80-х годов // Вестник Удмуртского университета. — Серия История и филология. — 2005. — № 7. — С. 183
  3. 3,0 3,1 3,2 Цит. по

  4. «Что же происходит там внутри?». «Московский литератор» (15 сентября 1989). Проверено 11 июля 2013. Архивировано из первоисточника 15 июля 2013.

См. также[]

  • Союз писателей
  • СП РСФСР

Ссылки[]

  • Других писателей у меня нет (Сталин)
  • Союз писателей СССР // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Union of Soviet Writers, USSR Union of Writers, or Soviet Union of Writers (Russian: Союз писателей СССР, romanized: Soyuz Sovetstikh Pisatelei) was a creative union of professional writers in the Soviet Union.[1] It was founded in 1934 on the initiative of the Central Committee of the Communist Party (1932) after disbanding a number of other writers’ organizations, including Proletkult and the Russian Association of Proletarian Writers.

The aim of the Union was to achieve party and state control in the field of literature. For professional writers, membership of the Union became effectively obligatory, and non-members had much more limited opportunities for publication. The result was that exclusion from the Union meant a virtual ban on publication. However, the history of the Union of Writers also saw cases of voluntary self-exclusion from its cadre. Thus, Vasily Aksenov, Semyon Lipkin, and Inna Lisnyanskaya left the Union of Writers in a show of solidarity after the exclusion of Victor Yerofeev and Yevgeny Popov in punishment for self-publishing.

Andrei Zhdanov gave the opening address to the first Soviet Writers’ Congress in August 1934, stating the «tendentious» purpose of literature as forming Marxist ideology in the minds of Soviets and illustrating the centrality of ideologically-pure literature to the Soviet and Stalinist project:

Our Soviet literature is not afraid of the charge of being «tendentious». Yes, Soviet literature is tendentious, for in an epoch of class struggle there is not and cannot be a literature which is not class literature, not tendentious, allegedly non-political.[2]

After the end of the Soviet Union, the Union of Soviet Writers was divided into separate organizations for each of the post-Soviet states. The Russian section was transformed into the Union of Russian Writers.

Chairmen[edit]

The post of chairman of the Union of Writers has been held by:

  • Maxim Gorky (1934–1936)
  • Vladimir Stavsky (1936–1938)
  • Alexander Fadeyev (1938–1944 and 1946–1954)
  • Nikolai Tikhonov (1944–1946)
  • Alexey Surkov (1954–1959)
  • Konstantin Fedin (1959–1977)
  • Georgi Markov (1977–1986)
  • Vladimir Karpov (1986–1991)

Publication[edit]

From January 1946 to December 1990 the Union published a journal titled Soviet Literature Monthly. The title was later shortened to Soviet Literature. The journal published translations of Soviet literature. It was issued in English, French, German, Spanish, Hungarian, Polish, Czech, and Slovak editions.

See also[edit]

  • First Congress of Soviet Writers
  • List of Russian-language writers

References[edit]

  1. ^ Garrard, John; Carol Garrard (1990). Inside the Soviet Writers’ Union. London: Tauris. p. xv. ISBN 9781850432609.
  2. ^ Maxim Gorky; Karl Radek; Nikolai Bukharin; Andrey Zhdanov; et al. (1977). Soviet Writers’ Congress 1934, The Debate on Socialist Realism and Modernism. London: Lawrence and Wishart. ISBN 085315-401-5.

External links[edit]

  • Spartacus Educational
  • Encyclopedia of Soviet Writers

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР.

Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.

Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам).

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР  — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами»[1].

Уставом давалось определение социалистического реализма, как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП.

Содержание

  • 1 Организация СП СССР
  • 2 Членство
  • 3 Руководители
  • 4 СП СССР после распада СССР
  • 5 СП СССР в искусстве
  • 6 Критика. Цитаты
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

Организация СП СССР

Высшим органом СП СССР был съезд писателей (между 1934 и 1954 гг., вопреки Уставу, не созывался), который избирал Правление СП СССР (150 человек в 1986 г.), которое, в свою очередь, избирало председателя правления (с 1977 г. — первого секретаря) и формировало секретариат правления (36 человек в 1986 г.), управлявший делами СП в период между съездами. Пленум правления СП собирался не реже одного раза в год. Правление по Уставу 1971 года избирало, кроме того, бюро секретариата, в составе которого было около 10 человек, фактическое же руководство находилось в руках группы рабочего секретариата (около 10 штатных мест, занимаемых скорее административными работниками, чем литераторами). Во главе этой группы в 1986 был утверждён Ю. Н. Верченко (до 1991 г.).

Структурными подразделениями СП СССР были региональные писательские организации со структурой, аналогичной центральной организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации областей, краёв, городов Москва и Ленинград.

Печатными органами СП СССР были «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностранных языках), «Театр», «Советиш геймланд» (на идиш), «Звезда», «Костёр».

В ведении правления СП СССР находилось издательство «Советский писатель», Литературный институт им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

Также в структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов СП подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР.

При правлении СП СССР действовал Литературный фонд, региональные писательские организации также имели свои литфонды. В задачу литфондов входило оказание членам СП материальной поддержки (соответственно «рангу» писателя) в форме обеспечения жильём, строительства и обслуживания «писательских» дачных посёлков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путёвок в «дома творчества писателей», оказания бытовых услуг, снабжения дефицитными товарами и продуктами питания.

Членство

Приём в члены Союза писателей производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трёх членов СП. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и представить рецензии на них. Заявление рассматривалось на заседании местного отделения СП СССР и должно было при голосовании получить не менее двух третей голосов, затем его рассматривал секретариат или правление СП СССР и для принятия в члены требовалось не менее половины их голосов.

Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):

  • 1934—1500 членов
  • 1954 — 3695
  • 1959 — 4801
  • 1967 — 6608
  • 1971 — 7290
  • 1976 — 7942
  • 1981 — 8773
  • 1986 — 9584
  • 1989 — 9920

В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3 665 пишут по-русски.

Писатель мог быть исключён из Союза писателей «за проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора» и за «отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР». На практике поводом для исключения могли служить:

  • Критика писателя со стороны высших партийных инстанций. Пример — исключение М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, последовавшее за докладом Жданова в августе 1946 г. и партийным постановлением «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».
  • Публикация за рубежом произведений, не опубликованных в СССР. Первым по этому мотиву был исключён Б. Л. Пастернак за издание в Италии его романа «Доктор Живаго» в 1957 г.
  • Публикация в «самиздате»
  • Открыто выраженное несогласие с политикой КПСС и Советского государства.
  • Участие в публичных выступлениях (подписание открытых писем) с протестами против преследования диссидентов.

Исключённым из Союза писателей отказывалось в издании книг и публикации в журналах, подведомственных СП, практически они были лишены возможности зарабатывать литературным трудом. За исключением из Союза следовало исключение из Литфонда, влекущее за собой ощутимые материальные затруднения. Исключение из СП по политическим мотивам, как правило, предавалось широкой огласке, превращавшейся порой в настоящую травлю. В ряде случаев исключение сопровождалось уголовным преследованием по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», лишением гражданства СССР, вынужденной эмиграцией.

По политическим мотивам из Союза писателей были исключены А. Синявский, Ю. Даниэль, Н. Коржавин, Г. Владимов, Л. Чуковская, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, A. Галич, Е. Эткинд, В. Войнович, И. Дзюба, Н. Лукаш, Виктор Ерофеев, Е. Попов, Ф. Светов.

В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксёнов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза Писателей СССР.

Руководители

Руководителем СП СССР по Уставу 1934 года был Председатель правления.

Первым председателем (1934—1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький. При этом фактическое[источник не указан 416 дней] руководство деятельностью Союза осуществлял 1-й секретарь СП Александр Щербаков.

  • Алексей Толстой (с 1936 по 1938 гг.); фактическое руководство до 1941 года осуществлял генеральный секретарь СП СССР Владимир Ставский;
  • Александр Фадеев (с 1938 по 1944 и с 1946 по 1954 гг.);
  • Николай Тихонов (с 1944 по 1946 гг.);
  • Алексей Сурков (с 1954 по 1959 гг.);
  • Константин Федин (с 1959 по 1977 гг.);

По Уставу 1977 года руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали:

  • Георгий Марков (с 1977 по 1986 гг.);
  • Владимир Карпов (с 1986 г.; подал в отставку в ноябре 1990, но продолжал вести дела до августа 1991);
  • Тимур Пулатов (1991).

СП СССР после распада СССР

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства.

Основными преемниками СП СССР в России и СНГ являются Международное содружество писательских союзов (которым долгое время руководил Сергей Михалков), Союз писателей России и Союз российских писателей.

СП СССР в искусстве

Советские писатели и кинематографисты в своём творчестве неоднократно обращались к теме СП СССР.

  • В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова под вымышленным наименованием «Массолит» советская писательская организация изображена, как объединение приспособленцев.
  • Пьеса В. Войновича и Г. Горина «Кот домашний, средней пушистости» посвящена закулисной стороне деятельности СП. По пьесе К. Воинов снял кинофильм «Шапка»
  • В очерках литературной жизни «Бодался телёнок с дубом» А. И. Солженицын характеризует СП СССР, как один из главных инструментов тотального партийно-государственного контроля над литературной деятельностью в СССР.

Критика. Цитаты

В.О.Богомолов:

Валентин Распутин:

« Союз писателей СССР значил для меня очень многое. Во-первых, это общение с мастерами высокого класса, можно сказать, с классиками советской литературы. Это общение было возможно потому, что Союз писателей устраивал совместные поездки по стране, и заграничные поездки были. Я помню одну из таких поездок. Это 1972 год, когда я только-только начинал в литературе и оказался в большой группе писателей в Алтайском крае. Для меня это была не только честь, но и учёба и опыт определённый. Я общался со многими очень известными мастерами, в том числе со своим земляком Павлом Нилиным. Вскоре Георгий Макеевич Марков собрал большую делегацию, и мы поехали в Чехословакию. И тоже встречи, и тоже это интересно было. Ну а потом всякий раз пленумы, съезды, когда я уже сам ездил. Это, конечно, учёба, знакомство и вхождение в большую литературу. Ведь в литературу входят не только своим словом, но и братством определённым. Вот это братство было. Оно позже было в Союзе писателей России. И всегда было радостью зайти туда. В ту пору Союз писателей Советского Союза несомненно нужен был. [3]. »

Василий Белов:

Артём Анфиногенов:

« Я застал то время, когда пушкинское «Друзья мои, прекрасен наш союз!» с новой силой и по-новому воскресало в особняке на Поварской. Обсуждения «крамольной» повести Анатолия Приставкина, проблемных очерков и острой публицистики Юрия Черниченко, Юрия Нагибина, Алеся Адамовича, Сергея Залыгина, Юрия Карякина, Аркадия Ваксберга, Николая Шмелёва, Василия Селюнина, Даниила Гранина, Алексея Кондратовича, других авторов проходили в битком набитых аудиториях. Эти диспуты отвечали творческим интересам писателей-единомышленников, получали широкий резонанс, формировали общественное мнение по коренным вопросам жизни народа…[5]. »

Примечания

  1. Устав Союза писателей СССР, см. «Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР», 1971, № 7(55), с. 9]
  2. Цит. по: Эд.Поляновский. «Я не уберу из книги ни единого слова»
  3. Цит. по: [1]
  4. Цит. по: [2]
  5. Цит. по: [3]

См. также

  • Союз писателей
  • СП РСФСР

Ссылки

  • Других писателей у меня нет (Сталин)
  • БСЭ
 Просмотр этого шаблона Руководители Союза писателей СССР
Максим Горький (1934—1936) • Алексей Толстой (1936—1938) • Александр Фадеев (1938—1944) • Николай Тихонов (1944—1946) • Александр Фадеев (1946—1954) • Алексей Сурков (1954—1959) • Константин Федин (1959—1977) • Георгий Марков (1977—1986) • Владимир Карпов (1986—1991)

Материал из Викицитатника

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Союз писателей СССР (также: Союз советских писателей, СП) — образованное в 1934 году централизованное объединение, которому предшествовало несколько аналогичных, большинство их членов вошли в новообразованный союз. После распада СССР в 1991 году Союз разделился на множество организаций в постсоветских странах.

Цитаты[править]

  •  

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма.[1]

  •  

Союз писателей по идее — союз необыкновенных людей. И самолюбие обыкновенного человека там, в силу порядка вещей, вечно раскалено.

  — Евгений Шварц, «Телефонная книжка», запись 28 января 1955
  •  

… вначале представлялся дружественным после загадочного и всё время раскладывающего пасьянс из писателей РАППа. То ты попадал в ряд попутчиков левых, то в ряд правых, — как разложится. Во всяком случае, так представлялось непосвящённым. В каком ты нынче качестве, узнавалось, когда приходил ты получать паёк. Вряд ли он месяца два держался одинаковым. Но вот РАПП был распущен. Тогда мы ещё не слишком понимали, что вошёл он в качестве некоей силы в ССП, а вовсе не погиб. И года через три стал весь наш союз раппоподобен и страшен, как апокалиптический зверь. Все прошедшие годы прожиты под скалой «Пронеси, господи». Обрушивалась она и давила и правых, и виноватых, и ничем ты помочь не мог ни себе, ни близким. Пострадавшие считались словно зачумлёнными. Сколько погибших друзей, сколько изуродованных душ, изуверских или идиотских мировоззрений, вывихнутых глаз, забитых грязью и кровью ушей. Собачья старость одних, неестественная моложавость других: им кажется, что они вот — вот выберутся из-под скалы и начнут работать.
Кое-кто уцелел и даже приносил плоды, вызывая недоумение одних, раздражение других, тупую ненависть третьих. Изменилось ли положение? Рад бы поверить, что так. Но тень так долго лежала на твоей жизни, столько общих собраний с человеческими жертвами пережито, что трудно верить в будущее. Во всяком случае я вряд ли дотяну до новых и счастливых времён.

  — там же 10 июня 1956
  •  

Союз писателей состоит не из писателей, а из членов Союза писателей.[2]

  — Зиновий Паперный
  •  

Время от времени <…> на собраниях в Союзе писателей с утомительным однообразием принято спорить о мелкотемье. Это похоже на морской прибой: изредка царит полный штиль, иногда поверхность рябит и накатывают мелкие волны, а порой возникает шторм — идут сплошь девятые валы.[3]

  — Израиль Меттер, «Свидетельство современника»
  •  

Один человек, не желавший присутствовать на собрании, когда Солженицына исключали из Союза писателей, взял и заболел. По нашим понятиям: он честный человек, чуть ли не Данко. Вот ведь, какое помельчание личности…

  — Леонид Филатов, 1991
  •  

Далеко не все писатели были заклинены на получении меховой шапки или машины без очереди, но страх быть отлученным от кормушки был столь всеобъемлющ, что когда одни благородные писатели умоляли не изгонять их из вонючего Союза, другие плакали, но голосовали как положено. А что бы им всем вместе не выйти из Союза писателей? Глядь, и вся коммунистическая система рухнула бы куда раньше.
Ничего подобного не произошло.
Лучшие друзья Пастернака или Солженицына знаком великого мужества почитали сказаться больными или вовремя выйти в коридор на время голосования, хотя тогда уже было очевидно, что их не расстреляют.
И теперь в мемуарах эти благородные люди хвастаются своей смелостью!

  — Кир Булычёв, «Как стать фантастом. Записки семидесятника», 2003

1960-е[править]

  •  

… съезд двух тысяч (конечно, реверанс — был там кое-кто и из писателей) <…>.
В мощной организации, состоящей из шести тысяч членов, мы, члены, не имеем даже права публично заявить о своём мнении. Мы, как графоманы-пенсионеры, пишем почти подпольные молитвы-письма, и куда же? в свой собственный Секретариат![4]

  — Виктор Соснора, письмо в Секретариат правления СП, май 1967
  •  

Что представляет собою эта шеститысячная организация, имеющая свои отделения во всех крупных городах страны и обходящаяся государству в миллионы? Я — член этой организации со дня её основания, и перед моими глазами прошли все стадии её развития. Этот процесс можно характеризовать как непрерывное, то замедляющееся, то ускоряющееся отдаление от литературной жизни и её интересов. Даже в самые худшие времена сталинского произвола сохранялась некоторая видимость связи между Союзом писателей и литературой. Происходили обсуждения, в секциях обсуждались меры, необходимые для поддержки писателей или их произведений. Но непрерывно действующая центробежная сила с каждым годом относила Союз писателей в сторону от литературы, превращая его в громадный, действующий на холостом ходу аппарат. Между членами Союза писателей и подлинными профессиональными писателями образовалась пропасть. Литературные собрания, дискуссии, встречи не только прекратились, но самая мысль о них встречает у руководителей Союза сопротивление. Причина этой боязни ясна: руководители Союза боятся, что на любом из этих собраний может вспыхнуть спор, в котором с полной отчётливостью отразится несогласие большинства серьёзно работающих писателей с литературной политикой, которую проводит Союз. Не защита и поддержка писателей, а защита от писателей — вот атмосфера этой политики. Союз с его аппаратом, с его сложной административно-хозяйственной жизнью, с его внутренними интригами и карьерами, живёт своей жизнью, нигде не скрещивающейся с жизнью литературы. Его руководителям, которые всецело подчиняются другим руководителям, кажется, что они управляют литературой. Это ложное впечатление. Литературой нельзя управлять. В лучшем случае это самообман, необходимый для более чем благополучного существования все той же литературной иерархии.
Можно — и это было сделано в сталинские времена — построить макет литературы, выпуская в миллионах экземпляров рептильные, насквозь фальшивые произведения. Где они теперь, кто читает эти книги, у кого есть охота и время разыскивать в этой самодеятельности, озарённой искусственным солнцем, крупицы таланта! С литературой ползающей, пошло-восторженной, с литературой, понимающей общественное служение как прямую линию между двумя точками — между идеей и её воплощением, — покончено. Но ничему не научил этот провалившийся опыт.

  — Вениамин Каверин, речь, не произнесённая на IV съезде писателей СССР, май 1967
  •  

Когда-то, когда я смотрел на союз писателей издали, мне весь он представлялся глумливым торжищем в литературном храме, достойным только вервяного бича. Но — бесшумно растёт живая трава, огибая наваленные стальные балки, и если её не вытаптывать — даже балки эти закроет. Здоровые и вполне незагрязнённые стебли неслышно прорастали это гнилое больное тело. После хрущёвских разоблачений стал особенно быстр их рост. Когда я попал в СП, я с удивлением и радостью обнаружил здесь много живых свободолюбивых людей — искони таких, или не успевших испортиться, или сбрасывающих скверну.
<…> среди секретарей [СП] не только не все владели пером, но и читали-то запинаясь…

  — Александр Солженицын, «Бодался телёнок с дубом», 1967
  •  

… требование <…> «высказать своё отношение», «дать отповедь [Западу]» и т. п. как непременное условие дальнейшей литературной и гражданской жизни [писателей][5], <…> явно зовёт туда, принадлежит давно осуждённой и отвергнутой практике известного рода: «признай», «отмежуйся», «подпишись» и т. п. Такие «признания» и «отмежёвывания» <…> приносят нам огромный вред, порождая представление о писателях как о людях неразборчивых в морально-этическом смысле, лишённых чувства собственного достоинства или всецело зависящих от «указаний» и «требований», что, впрочем, одно и то же. Неужели Вы думаете, что такие «покаяния» идут на пользу Союзу писателей, укрепляют его авторитет?[4]

  — Александр Твардовский, письмо К. А. Федину 7—15 января 1968
  •  

Советские издательства публикуют произведения иностранных авторов и репродуцируют любые иностранные издания, не спрашивая на то разрешения ни авторов, ни издателей. Это практика, получившая во всём мире наименование «пиратской» <…>. Упорно сохраняя это неоправданное желание безвозмездно эксплуатировать литературный труд писателей и творческий труд зарубежных учёных, мы тем самым ставим и советских авторов в беззащитное положение. Их работы могут издавать и перепродавать без их согласия любые иностранные издатели. <…>
Вы бьёте обворованных по вашей же вине авторов в надежде пробудить выгодный вам гуманизм и честность у осуждаемых вами империалистов. Но создаваемые вами скандалы лишь обеспечивают им больший коммерческий успех.
<…> [великие писатели] не получали инструкций от руководителей каких-нибудь партий.
Но вам, по-видимому, не нужны писатели мирового класса. Толстой и Достоевский чувствовали бы себя в ССП столь же непризнанными, как и Солженицын, и с ними поступили бы так же, как с Солженицыным и Пастернаком.[4]

  — Жорес Медведев, открытое письмо Союзу советских писателей, 21 ноября 1969

Владимир Войнович[править]

  •  

Секретариат в нынешнем его составе не является демократически избранным органом, а навязан Союзу писателей посторонними организациями. <…> Два-три бывших писателя, а кто остальные? Посмотрите друг на друга — вы же сами не знаете, что пишет сидящий рядом с вами или напротив вас. Впрочем, про некоторых известно доподлинно, что они ничего не пишут.
<…> организация, которая <…> превратилась из Союза писателей в союз чиновников, где циркуляры, написанные в виде романов, пьес или поэм, выдаются за литературные образцы, а о качестве их судят по должности, занимаемой автором.
Защитники отечества и патриоты! Не слишком ли дорого обходится отечеству ваш патриотизм? Ведь иные из вас за свои серые и скучные сочинения получают столько, сколько воспеваемые вами хлеборобы не всегда могут заработать целым колхозом.
Вы — союз единомышленников… Один ограбил партийную кассу, другой продал казенную дачу, третий положил кооперативные деньги на личную сберкнижку… За двенадцать лет своего пребывания в союзе я не помню, чтобы хоть один такой был исключён.
Но стоит сказать честное слово (а иной раз просто промолчать, когда все орут), и тут же следует наказание по всем линиям: набор книги, над которой ты работал несколько лет, раскидают; пьесу запретят; фильм по твоему сценарию положат на полку. А за этим вполне прозаическое безденежье. И вот ты год не получаешь ни копейки, два не получаешь ни копейки, залез в долги, все, что мог, с себя продал, и, когда дойдёт до самого края и если ты за эти два года слова неосторожного не сказал, к тебе, может быть, снизойдут и подарят двести — триста рублей из Литфонда, чтобы потом всю жизнь попрекать: «Мы ему помогали, а он…» <…>
Ложь — ваше оружие. Вы оболгали и помогли вытолкать из страны величайшего её гражданина. Вы думаете, что теперь вам скопом удастся занять его место. Ошибаетесь. Места в великой русской литературе распределяются пока что не вами. И ни одному из вас не удастся пристроиться хотя бы в самом последнем ряду.[6]

  — письмо в Секретариат московского отделения Союза писателей РСФСР, 19 февраля 1974
  •  

Мне снилась белая, с длинной ручкой кастрюля для молока, и <…> почему-то я решил для себя, что считать писателем её, пожалуй, и нельзя, но принять в Союз можно. Снилось мне заседание приёмной комиссии и выступление одного из членов комиссии, что принять кастрюлю просто необходимо, потому что она не бездарна — ничего бездарного пока что не написала. <…>
В бытность мою — три срока — членом бюро секции прозы Союза писателей я неоднократно бывал свидетелем таких примерно отзывов при приёме нового члена:
— Книгу, которую представил товарищ такой-то, не назовёшь, конечно, талантливой. Да, она серая книга, но у нас же не союз талантливых писателей, а союз советских писателей.
Вы думаете, это говорилось с юмором? Нет, это утверждал всерьёз обычно такой же советский, но не талантливый. <…>
Я считал, что определение «талантливый писатель» есть тавтология. Неталантливый писатель — это вообще не писатель. <…> Я увидел, что 90 процентов, а то и больше членов Союза и есть неписатели. <…>
Я часто думал, почему в Союзе писателей так много бывших (и не только бывших) работников карательных служб. И понял: потому что они действительно писатели. Сколько ими создано сюжетов, высосанных из пальца! И каких сюжетов! <…> Возьмите хотя бы знаменитую теперь стенограмму процесса Бухарина и других. <…> это не документ, <…> отнеситесь к ней как к художественному произведению. И вы согласитесь, что до сих пор в мировой литературе ничего подобного не читали. Какие выпуклые характеры! Какой грандиозный сюжет, как все в нём сцеплено и взаимосвязано! Жаль только, что действующими лицами были живые люди…

  — «Иванькиада», 1976
  •  

Теперь и на собраниях в Союзе писателей, как на кладбище, тихо и скучно. Займут свои места в зале рядовые писатели, сядут за стол президиума литературные генералы, выйдет на трибуну товарищ Имярек и начнет жевать свою жвачку.
За отчётный период писатели, окрылённые решениями такого-то съезда партии и указаниями лично товарища… трудились плодотворно и вдохновенно. За это время вышли из печати… Перечисляются книги, качество которых оценивается в соответствии с должностью, занимаемой автором. Значительно пополнилась наша Лениниана, получил дальнейшее развитие образ коммуниста, к сожалению, наши писатели ещё мало уделяют внимания рабочей теме. Однако есть сдвиги и в этой области. Руководство Союза постоянно заботится об укреплении связей писателей с жизнью. Писательские бригады посетили строителей Байкало-Амурской магистрали, читали свои произведения в чумах оленеводов, принимали участие в коммунистическом субботнике на заводе имени Лихачёва. И всё дальше от литературы, всё о каких-то поездках, митингах, борьбе за мир и прочей чепухе, которая большинства сидящих в зале никак не касается — большинство к борьбе за мир, связанной с заграничными поездками и привозимыми оттуда тряпками, магнитофонами или кухонными комбайнами, не допускается. Но и для большинства у докладчика есть кое-что утешительное. Секретариат и партийная организация постоянно заботятся о быте и здоровье писателей. За отчётный период построен новый Дом творчества, улучшено медицинское обслуживание, намечается строительство дачного кооператива, расширены льготы инвалидам войны, столько-то писателей получили безвозвратные денежные пособия.
Посидишь, послушаешь, кладбище не кладбище, но и не Союз писателей, а какая-то богадельня.
Подтекст доклада каждому ясен. Веди себя тихо, смирно, слушайся начальников…

  — «Метро „Аэропорт“», 1985
  •  

Надо сказать, что законы военного времени существуют и действуют в Союзе писателей СССР с самого основания этой организации, но иногда ситуация особенно обостряется, — тогда в бой вступают резервные соединения, возглавляемые секретарями ЦК КПСС, генералами и маршалами Советской Армии при поддержке держащихся в тени, но ощущаемых материально заградительных отрядов Комитета государственной безопасности.
В таких случаях отступивших с передовой линии работников пера вытаскивают на авансцену, подвергают скорому суду чрезвычайного трибунала и именем народа немедленно казнят при полном одобрении ошарашенной публики. <…>
Как раз в <…> 70-е годы завершилось превращение Союза писателей из творческой организации в отдельное полицейское государство с ограниченным суверенитетом, как, скажем, Чехословакия.
У этого государства есть своё собственное правительство <…> и свой карательный аппарат, который неугодных подданных судит и приговаривает к различным наказаниям. Своей тюрьмы это государство не имеет и своих преступников содержит в общесоюзных тюрьмах. Примерно, как княжество Монако, которое, как говорят, заключает своих преступников во французские тюрьмы. <…>
Ведёт себя союзписательское правительство, как всякое другое правительство. Там много заседают, встречают и провожают всяких полномочных послов и делегатов, подписывают договоры о сотрудничестве, соглашения, декларации и протоколы. Много говорят о взаимном ненападении и неприменении первыми ядерного оружия. <…>
То, что Союз писателей — очень богатая кормушка, давно поняли многие, поэтому сейчас в списках этой организации числятся директора магазинов, бань, театров и стадионов, министры, партийные бюрократы всех рангов, генералы всех родов войск, включая КГБ и МВД и даже маршалы. Поэтому количество писателей, ступивших на этот путь по призванию, с каждым годом сокращается. Именно коррупция, а не забота об идейной чистоте писательских рядов является главной причиной преследования честных писателей по политическим обвинениям.

  — «Тревога», 1985
  •  

— А в каком объединении находятся критики? — спросил я
— Ни в каком, — сказал Смерчев. — Критикой у нас занимается непосредственно служба БЕЗО.
— Очень рад от вас это слышать, — сказал я растроганно. — В наше время это было совсем глупо поставлено. Тогда органы госбезопасности тоже занимались критикой, но они, по существу, просто дублировали органы Союза писателей.
— С этой порочной практикой, — нахмурился Смерчев, — у нас навсегда покончено.

  — «Москва 2042», 1986
  •  

Под недавно опубликованным манифестом о создании независимого союза писателей стоит и моя подпись. <…>
Союз писателей СССР умирает. Его отход похож на агонию крестного отца мафии. Вокруг постели папаши столпились члены клана, из которых одни ожидают того мига, когда можно будет вступить в поножовщину за наследство, а другие уже вступили.
Впрочем, такому многоголовому чудовищу, каким является умирающий Союз, может быть, больше подходит сравнение не с крестным отцом, а с самой мафией. Он был (и ещё есть) мафия. То есть организация, которую можно назвать преступной. Разумеется, не все члены Союза были преступниками, но преступные элементы создавали и направляли организацию, и в конце концов вся организация достигала преступных целей преступными средствами. <…>
Союзом писателей столько погублено душ и книг, что на фоне этих злодеяний все добрые дела данного заведения стоят не больше, чем пятикопеечная свечка, поставленная убийцей за упокой души убиенного. Даже и того меньше, потому что свечка — это признак раскаяния, а в деятельности СП, его лидеров и участников расправ над писателями, за редчайшими исключениями, никаких признаков раскаяния незаметно.
В манифесте есть пункт, что писатель, входя в новый союз, может не выходить из старого. Боязнь покинуть Союз писателей СССР напоминает мне картину из военного детства: телёнок сосёт убитую корову. <…>
Советский Литфонд, как остроумные люди заметили, это благотворительная организация, которая помотает не бедным, а богатым. А для небогатых это просто приманка, и чаще всего пустая.

  — «У вымени мёртвой коровы», 1992

Примечания[править]

  1. Первый всесоюзный съезд советский писателей. 1934. Стенографический отчет. — М., 1934. — С. 716.
  2. Союз писателей // В начале было слово: Афоризмы о литературе и книге / составитель К. В. Душенко. — М.: Эксмо, 2005. — С. 115.
  3. Михаил Зощенко в воспоминаниях современников. — М.: Советский писатель, 1981. — С. 175.
  4. 1 2 3 Слово пробивает себе дорогу: Сб. статей и документов об А. И. Солженицыне. 1962–1974 / Сост. В. И. Глоцер, Е. Ц. Чуковская. — М.: Русский путь, 1998. — С. 228-474. — 2000 экз.
  5. О публиковавшихся в советской печати с середины 1960-х письмах против публикации их произведений на Западе.
  6. Жить не по лжи. Сборник материалов: август 1973 — февраль 1974. Самиздат-Москва. — Paris: YMCA-Press, 1975. — С. 185-7.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прокуратура карелии области официальный сайт руководство
  • Инструкция по охране труда по работе с бензокосой
  • Реставрация старинной мебели из дерева своими руками пошаговая инструкция
  • Лекарство артрозилен инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Флемоксин солютаб 250 мг инструкция по применению цена взрослым