Руководство социального проекта

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеская
спортивная школа Чайковского городского округа

ЧЕРНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

КАК НАПИСАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ,
РУКОВОДСТВО К СОЦИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ.

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»:

1. Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте
проблему.

2. Шаг №2: Пишем цель проекта.

3 Шаг №3: Пишем задачи проекта.

4. Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию
smart.

5. Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку
действий.

6. Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения
работ.

7. Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.

8. Шаг №8. Пишем результаты.

9. Шаг №9. оформляем проект.

Чайковский ноябрь 2019

АКТУАЛЬНОСТЬ

Воспитание
юного поколения является актуальным во все времена, а в период кризиса и
ограниченных ресурсов в бюджете, особенно в условиях продолжающихся изменений в
социально-экономической жизни России. В этот период особенно чувствуются
накопившиеся проблемы в сфере жизнедеятельности и защищенности детей и
подростков. Они вызывают обеспокоенность государства, которое понимает, что
традиционные формы работы через учреждения уже не дают того эффекта и даже если
только продолжая вливать деньги в социальную сферу и бюджет, социальная и
гражданская пассивность молодых людей стало повсеместным фактом. В настоящее
время оно представляет собой комплексное социально-педагогическое явление,
характеризующее состояние общества и влияющее на его развитие. «Нация уходит с
исторической сцены не только количественно, но и качественно» — делает вывод
академик В.П. Казначеев в своем выступлении на Международном симпозиуме
«проблемы геополитики и выживания нации России в 21 веке». Современная
действительность, с его высокими запросами к багажу достижений человека,
требует от педагогов реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы
подрастающее поколение, реализуя свой  потенциал, умело достигать собственные
поставленные цели и справляться с жизненными трудностями. Передовая
педагогическая практика показывает удивительные примеры того, как можно в
наитруднейших условиях выступления на ответственных мероприятиях регулировать
свое состояние, мобилизовать собственную волевую активность и уметь добиваться
поставленных целей, оставаясь при этом добрым, чутким к людям, душевным и
внимательным в общении с ними, способным сопереживать их радостям и тревогам.

Умение
мобилизовать лучшие свои  качества в необходимых жизненных ситуациях необходимо
воспитывать уже с юного возраста. Этому движению может  способствовать
включение сотрудников и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО  в проектную деятельность,
реализующуюся в условиях социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО с одной
стороны  и ФМС «Фонд Чайковский», РОО федерация кекусинкай Пермского края
«Медведь» с другой через реализацию социально-значимых проектов. Анализ
ситуации показывает, что во многом благодаря активным действиям НКО с каждым
годом в РФ возрастает актуальность добровольчества и патриотизма как одного из
ключевых направлений развития человеческого потенциала, эффективного
инструмента развития гражданского общества.  Обращение внимания к социальному
партнерству не случайно, т.к. именно оно является наиболее действенным
механизмом решения профилактических и воспитательных задач в современных
условиях. Так как социальное партнерство – это иной опыт, другие формы
отношений и деятельности, когда взаимоотношения учреждения и НКО строится на
социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий и договоренности
между партнерами в целях решения вопросов воспитания  качеств подростков.

Одним из
новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система
грантов и субсидий. За счет грантов и  субсидий появилась возможность решать
различные проблемы, связанные с образовательной деятельностью.

Исследователи проблем воспитания подрастающего
поколения отмечают, что более эффективному включению школьников во внеурочную
деятельность способствует совместная деятельность в реализации социальных
проектов, как со своими сверстниками, так и с педагогами, родителями,
знаменитыми и успешными людьми, задействованными в этот процесс в качестве
волонтеров –добровольцев и патриотов (И. П. Иванов, Н. П. Аникеева, Р.С. Немов,
Н.Ф. Басов). Наиболее оптимальные условия для реализации
разностороннего воспитания во внеурочной деятельности складываются в рамках
объединений и организаций. Одной из успешных форм является волонтерское и
патриотическое движение в различных успешных НКО. Воспитание патриотизма и
добровольчества основывается на концепции внедрения системы социального
партнерства в педагогический процесс спортивной школы МАУ ДО ДЮСШ ЧГО (Л.И.
Лубышева, В.К. Бальсевич). В педагогике вопросы выявления и реализации
педагогических условий воспитания патриотизма и добровольческих качеств у
обучающихся в условиях спортивных секций и объединений недостаточно изучены.

Подростковый возраст привлек наше внимание как
период становления личности, ее формирования. Этот возрастной этап развития  
определяется как поисковый период, период активных проб, направленных на
осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с
определением своего места в жизни, что требует от педагогов создание
благоприятных педагогических условий для личностного самовыражения и
самоопределения подростков

Роль социального партнерства в воспитании
добровольческих и патриотических качеств заключается в том, что она образует те
своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражаются индивидуальные
патриотические и добровольческие особенности подростков.

Для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей
граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания
юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение
общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным
проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд
президентских грантов (президентские гранты.рф).

Социальный проект — это комплекс мероприятий,
направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный
проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует
гармоничному развитию гражданского общества.

Какова
структура социального проекта?

Как правило,
обязательными элементами проекта являются:

1. Название проекта.

2.Аннотация проекта, то есть краткое описание
проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по
реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2)
указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для
долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация
проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по
рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).

3. География проекта.

4. Срок реализации проекта.

5. Обоснование социальной значимости проекта.

6. Целевые группы проекта.

7. Цель и задачи проекта.

8. Ожидаемые количественные и качественные
результаты проекта.

9. Бюджет проекта

10.Дорожная карта проекта (календарный план).

11.Команда проекта.

12.Информация об организации, от которой подаётся
заявка на грант.

Что такое проблема и как её сформулировать?

Проект лучше начинать не с поиска идеи (например,
у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей
воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.

Социальная проблема — социальная ситуация,
которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно
решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и
географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы
желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом
подробнее в следующих разделах инструкции).

Проблема — негативное явление. Поэтому
формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует»,
«недостаточно», «низкий уровень» и пр.

Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой
популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного
языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое
открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и
престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве;
уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение
сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение
уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.

Основные требования, которым должен отвечать
проект:

      актуальность – причина, основания реализации
проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы
или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

      время – проект должен быть ограниченным по
времени;

      ресурсы – проект должен иметь четкое описание
потребностей;

      оценка качества и результатов – шкала оценки
эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но
результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу
и осмыслению.

Как написать
и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»

Шаг №1:
Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

      Что бы вы хотели изменить?

      Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы
хотели достичь?

      Какую проблему хотите решить?

      Вопросы для описания: Проанализируйте и опишите
проблему:

      Что – в чем заключается проблема?

      Где – насколько широко распространена?

      Когда – насколько долго существует?

      Сколько – какое количество людей затрагивает?

      На кого влияет? 

      Записали ответ → перешли к определению сферы
проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.

      Проанализировали проблему → определили, что
хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию
проекта.

Шаг №2: Пишем
цель проекта.

      Цель — общее описание предполагаемых результатов
и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе
реализации проекта. Цель — образ действий по достижению желаемого результата.

      Цель должна формулироваться так, чтобы её
достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна
опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель — это проблема
наоборот.

Сформулируйте цель своего проекта:     

Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно
быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты
проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение
заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в
результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными
сторонами?

Шаг №3: Пишем
задачи проекта.

Задачи проекта — это конкретные шаги, которые необходимо
выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для
достижения цели.

Важно помнить! Задач может быть несколько, все
задачи — шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью
проекта.

Используйте глаголы. Например, если вам надо
построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить
крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать»
решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте. Задачи должны быть
результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных
результатов).

Шаг №4:
Проверяем цель и задачи по критерию smart.

SMART –
система постановки целей

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему
невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить
структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент
превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.Знакомьтесь!
SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура
соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как
«умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные
составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся
проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать
не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Почему так?

Потому что каждый элемент в этой системе имеет
значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при
создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит
трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты,
нюансы, детали.

Займемся расшифровкой:

      S       Конкретность (specific)

      M      Измеримость  (measurable)

      A      Достижимость  (achievable)

      R       Выгодность (rewarding)

      T       Временные рамки  (time bound)

S – Specific. Конкретная цель
– половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но
что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у
данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть
стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей
лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а
«заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника,
компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по
конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала
ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам
своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей,
мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска
работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески
способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли,
стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно
использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и
правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные
плюсы.

М – Measurable. Весы для
измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны
присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики,
которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

·        
деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;

·        
доли, проценты, соотношения;

·        
отзывы или иные критерии внешней оценки;

·        
лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;

·        
частоту действий – каждый второй пользователь кликает
«заказать»;

·        
время – ограниченность периодов;

·        
штрафы – мотивация «от обратного»;

·        
утверждение, согласование, одобрение – получение положительного
мнения специалиста или руководителя.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%822.jpg

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

·        
«крестики» у вышивальщиц;

·        
оценки у школьников;

·        
конкурсы у преподавателей;

·        
количество блюд каждый день у хозяйки;

·        
«Помидорки» у занятого человека.

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и
оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

·        
похудеть на 10 кг

·        
напечатать 5 статьей за день

·        
знакомиться с 1 человеком в день

·        
получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации
только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в
конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли
мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или
домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для
полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный
замок только за правильно сделанную формулировку.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%823.jpg

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это
значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии
ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и
способов их измерений. Это:

·        
материальные и моральные ресурсы;

·        
время;

·        
умения;

·        
знания;

·        
финансовые возможности;

·        
здоровье…

R – Relevant. Согласуем цель с
реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно
«согласовывать»?

Со всем!

С реальностью…

С уже существующими планами…

С желаниями…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования
по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить
с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80%
штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать
планы.

T – Time-bound. Когда
оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет
конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно
ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

·        
Краткосрочные – до 100 дней

·        
Среднесрочные – от квартала до года

·        
Долгосрочные – на период в 1 год и более

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не
просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка
следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в
свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то
виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%825.jpg

SMART система постановки
целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут
понять принципы формулирования своих желаний:

1.    Похудеть
с 65 до 60 кг за 100 дней

2.    Выйти
на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года

3.    Писать
по 1 статье каждый день в течение квартала

4.    Отдохнуть
две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим

5.    Поступить
на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году

6.    Выучить
500 испанских слов к 1 марта 2016 года

7.    Купить
новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года

8.    Пройти
повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года

9.    Прочитать
и внедрить все статьи блога mn-zd.ru – до 1 сентября 2018 г.

10. Читать
раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии,
тайм-менеджмента в течение полугода.

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82.jpg

Правильная постановка целей по системе SMART

https://mn-zd.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%821.png

Шаг №5. Из
задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к
планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку
действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку
действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома
для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых
специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать
план-график проекта в его логической последовательности.

Шаг № 6.
Пишем план действий, график выполнения работ.

Этап:

Вид деятельности

Сроки

         Ответственный

Подготовительный

Основной

Завершающий

      План реализации проекта. Пример №2

Действия

Сроки

Исполнители

Ресурсы

Результаты

Ответственные

      План реализации проекта. Пример №3

Направление

(блок, модуль)

Задача

Действия

Сроки

Исполнители

Ресурсы

Результаты

Ответственные

      Также полезно будет сделать сетевой план –
график.

Шаг №7.
считаем, сколько будет стоить наш проект.

Каждый этап реализации проекта требует
определенной затраты денежных средств и ресурсов:
сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?
из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии,
спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно
соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и
календарным планом проекта.

      Возможный
вариант сметы расходов в рамках проекта:

      №       Наименование
статей и расходов          Расчет суммы затрат         Финансовые затраты по
проекту

                                         Имеющиеся
средства        Запрашиваемые средства            Итого

                                                                

                                                                

      «Бюджет»
(смета) должен быть расписан по статьям.

      Основные
расходы:

      аренда
помещений и коммунальные платежи

      командировочные
и транспортные расходы

      оборудование

      связь
и коммуникации

      проведение
специальных мероприятий

      издательские
расходы

      расходные
материалы

      и
другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

      «Прочие
расходы» — это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются
расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть
особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» — включает непосредственно
заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору
специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда
оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три
последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые
средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те
средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта.
Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных
специалистов — должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда»
в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые
понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев
участвовали оплачиваемые специалисты.

Если организация, вы или спонсоры предоставляют
для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит
указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.
В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает
организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем
результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета
у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы
планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Задача №1

Напишите результаты по Задаче 1.

Задача №2

Напишите результаты по Задаче 2.

Задача №3

Напишите результаты по Задаче 3.

Задача №4

Напишите результаты по Задаче 4.

Задача №3

Напишите результаты по Задаче 3.

Задача №4

Напишите результаты по Задаче 4.

Напишите, как вы будете оценивать ваш проект,
методы оценки проекта – насколько он эффективен? Как вы поймете, что достигли результатов?

Количественный результат (что будет сделано?) —
фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей
конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

      Качественный результат (что изменится?) — должен
отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения
мероприятий, оказания услуги и т.д.

      Эффективность — соизмеримы ли полученные
результаты с затраченными усилиями.

      Критериями оценки эффективности проекта являются
результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к
чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9.
оформляем проект.

Оформленный проект  обычно  содержит следующие
разделы:

Титульный лист: название проекта, авторы,
контактные данные (1 стр.)

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу
идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное
описание проекта:

      Содержание проекта, обоснование.

      Актуальность проблемы, почему именно ваш проект
важен и нужен.

      Цели и задачи проекта.

      Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш
проект, для кого вы его делаете.

      Механизм реализации проекта: этапы,
содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

      Календарный план реализации проекта (помните про
наглядность, графики приветствуются).

      Бюджет (смета).

      Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в
долгосрочной перспективе.

      Возможное дальнейшее развитие проекта, если
предполагается.

      приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его
содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал.
Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать,
используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты подчеркивания,
маркированные списки и т.д.

Если вам
необходимо сделать презентацию:

      на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

      шрифт должен быть максимально крупным и читаемым
даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны
одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее
20;

      анимацию, выплывающие заголовки и т.д.
рекомендуется использовать адекватно, не злоупотреблять;

      при использовании светлого фона шрифт должен быть
черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при
использовании темного цвета фона шрифт — белого цвета;

      изображения (фотографии, графика, инфографика),
используемые в презентации, должны быть четкими, крупными и размещены в
отдельных слайдах,

      если в оформлении фона есть графические символы
(логотип организации, логотипы партнеров и т.д.), текст слайда не должен
заходить на данный символ.

Вариант формы
проекта

      Титульный лист:

      название проекта

      авторы

      контактные данные

      Краткая аннотация проекта (1 лист)

      00

      Подробное описание проекта:

      Актуальность проблемы

      Цель

      Задачи

      Целевая группа

      Механизм реализации – деятельность в ходе проекта
(см. Пошаговую инструкцию)

      Календарный план реализации проекта

      Бюджет (смета)

      Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии оценки

      Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

Исследование 
осуществляется и будет осуществляться  с 2019 — 2020 гг. и будет проходить в
несколько этапов:

I
этап (2019)

Будет
определяться актуальность и специфика проблем, создан ие инициативной группы по
написанию социальных проектов для участия а конкурсах грантов в рамках
внеурочной деятельности педагогов и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО, в том числе и
в условиях  социального партнерства и совместной реализации социально-значимых
проектов, мероприятий и акций реализуемых МАУ ДО ДЮСШ и НКО на основе
совместной деятельности;

II
этап (2019- 2020г.г.)

Будут
определены критерии и показатели социально гражданской воспитанности;
разработаны модель и методика воспитания социально активного и социально
ответственного человека; выявлен комплекс педагогических условий воспитания качеств
социальной ответсивенности и милосердия у  подростков, занимающихся в спортивных
объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.

III
этап (2020-2021 г.г.)  
Будет реализован комплекс
педагогических условий и методик воспитания качеств  гражданина и патриота у  подростков,
занимающихся в  спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО; проведется формирующий
этап педагогического эксперимента; будут сформулированы выводы и практические
рекомендации.

Научная
новизна исследования
:

1.Будут 
выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания  качеств социальной
ответственности и милосердия у педагогов и  подростков спортивной школы МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО: проведение мероприятий, направленных на формирование у подростков
представлений об эталонном поведении социально ответственного человека. Организация
деятельности  педагогов и подростков,  создание воспитательных ситуаций, направленных
на формирование опыта поведения социально ответственного человека; обеспечение
взаимодействия всех компонентов педагогической системы «ученик – педагог –
тренер — детский спортивный коллектив — родитель – наставник-тьютер из числа
добровольцев  НКО» по созданию целостной воспитательной среды. Диагностика и
учет индивидуальных особенностей морально-волевой сферы подростков в воспитании
качеств социально ответственного человека.

2. Будет
разработана и обоснована модель воспитания качеств социально ответственного
человека  в рамках внеурочной деятельности. Модель будет  включать
последовательность ее основных структурных элементов: потребность общества в гражданской,
патриотической и добровольческой  воспитанности подрастающего поколения. Модель
диктует цель и задачи воспитания качеств социальной ответственности подростков,
в условиях  спортивных объединений МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.  Принципы, исходящие из
конкретных целей и задач; критерии, определяющие направленность содержания и
процесса воспитательной работы (эмоционально-мотивационный,
когнитивно-деятельностный, опытно-поведенческий), реализующейся через
общественно-значимую и физкультурно-спортивную деятельность  спортивного
объединения; инструментарий, с помощью которого реализуется деятельность:
формы, методы и средства; результат. Модель является научно-теоретической
опорой процесса воспитания качеств социально ответственных  подростков,
занимающихся в  спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.

3. Будет
разработана и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность реализации
выявленных педагогических условий и методики воспитания качеств социально
ответственного  подростка в условиях  спортивного объединения МАУ ДО ДЮСШ ЧГО,
которая представлена тремя этапами: ценностно-направленный этап, этап развития качеств
социальной ответственности, этап совершенствования качеств социальной
ответственности. Главная цель реализации методики: повышение Гражданской, патриотической
и добровольческой воспитанности подростков посредством  формирования качеств
социальной ответственности, проявляющихся в соответствующем гражданском, патриотическом
и добровольческом поведении в необходимых жизненных ситуациях.

Теоретическая
значимость
исследования определяется тем, что:

1.
Категориальный аппарат общей педагогики дополнен такими понятиями, как
«социальное партнерство», «воспитательный потенциал педагогической деятельности
в рамках социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО», «педагог-тренер;
наставник-тьютер из числа добровольцев НКО»

2.
Теория педагогики дополнена разработанной моделью воспитания гражданских,
патриотических и добровольческих качеств подростков в условиях социального
партнерства МАУДО ДЮСШ ЧГО и НКО;

3.
Обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность
воспитания гражданских, патриотических и добровольческих качеств  в условиях
социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО.

Практическая
значимость
исследования заключается в том, что:

1.
Выявленный комплекс педагогических условий и методика воспитания гражданских, патриотических
и добровольческих  качеств подростков в условиях социального партнерства МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО и НКО будут  внедрены в педагогическую практику внеурочной
деятельности ряда общеобразовательных школ, учреждений дополнительного
образования   Чайковского городского округа.

2.
Разработанные практические рекомендации по воспитанию  качеств социальной
ответственности подростков предложены педагогам общего и дополнительного
образования, работающим с учетом требований новых образовательных стандартов
(ФГОС) в рамках внеурочной деятельности в спортивных объединений ДЮСШ,  в
секциях спортивных федераций (НКО).

 3. Будет предложен и будет
использоваться в практике учреждений дополнительного образования 
диагностический инструментарий по измерению уровня гражданской, патриотической
и добровольческой  мотивации, качеств социальной ответственности, опыта
гражданского, патриотического и добровольческого поведения как основных
показателей социальной воспитанности подрастающего поколения.

Материалы проведенного исследования
могут быть использованы в практике

внеурочной деятельности учреждений
общего и дополнительного образования   различных регионов Российской Федерации.

Достоверность
результатов,
полученных в исследовании, будет
обеспечиваться непротиворечивостью исходных теоретико-методологических
оснований; системным использованием эмпирических и теоретических методов,
соответствующих объекту, предмету, целям, задачам исследования; сочетанием
методов количественного и качественного анализа результатов
опытно-экспериментальной работы; применением в процессе обработке результатов
исследования методов математической статистики.

Личное
участие соискателя
состоит в выявлении и реализации
педагогических условий, модели, методики воспитания качеств социально
ответственного  подростка в рамках внеурочной деятельности в  спортивном
объединении ДЮСШ, проведении опытно-экспериментальной работы и ее руководстве.

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section navigation

Структура
раздела

Следующая статья

right arrow

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

  • достижима;
  • конкретна;
  • измерима;
  • реалистична;
  • ограничена во времени.

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы. 

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > Подача заявки > Прежде всего

Почему нет смысла подавать заявку, не имея проекта

© А. Долган, директор АНО «Дети и взрослые»

© Рисунки А. Родичевой, г. Большой Камень, Приморский край

Каково быть руководителем социально ориентированного проекта – над этим вопросом мы задумываемся давно и даже опубликовали несколько статей на близкие темы (например, здесь  и здесь ). Первая волнующая нас тема – функции руководителя социально ориентированного проекта, а вторая – может ли команда работать самостоятельно без руководителя проекта, если того потребует ситуация.

В данной публикации автор делает попытку ответить на вопрос, каково это – быть руководителем социально ориентированного проекта НКО. Воспринимайте то, что прочитаете с улыбкой, но всерьёз!

Альбина Долган: Каково быть руководителем социально ориентированного проекта

Мне приходится руководить всеми проектами АНО «Дети и взрослые». Потому что здесь работает испытанная (вроде бы), прелестная (на первый взгляд) модель:

  • Я директор «Детей и взрослых», соответственно должна знать актуальную ситуацию в сфере деятельности организации и активизировать её деятельность.
  • Следовательно – инициировать участие организации в грантовых конкурсах (помимо других направлений работы).
  • Видимо, творческие способности позволяют мне генерировать интересные идеи,
  • Научный склад ума помогает эти идеи отразить в проекте,
  • Талант к писательской работе обуславливает четкость и ясность мысли при заполнении заявки
  • И огромный опыт делает единственным результат – прекрасно разработанный социально ориентированный проект.
  • А так как разработчик лучше знает проект, ему и быть руководителем!

Правда, получилась чудесненькая модель?!

А вот теперь:

– о том,

как работает (действует, реализуется, выполняется) такая безупречная, вроде бы отлаженная модель,

– и о том,

какими бесполезными могут стать эти самые творческие способности, научный склад ума, огромный опыт и прочие суперкомпетенции,

– а еще о том,

какие неожиданные умения, способности, знания и навыки вдруг появляются у руководителя в ходе реализации проекта.

Пример из опыта проекта «Сказка в рюкзаке» (АНО «Дети и взрослые»)

Помимо руководства процессом я выполняла тысячу разных дел, которые никакого касательства к функциям руководителя проекта не имели:

  • Проверяла сценарии сказок и исправляла ВСЕ 60 сценариев так, чтобы слов ведущего было меньше, а слов и действий у персонажей – больше
  • Выступала в роли кукловода и играла во многих спектаклях, изображая людей, зверей, шаманов, птичек
  • Пела песни и била в бубен в музыкальных сказках
  • Делала пальчиковых кукол и кукол на палочках
  • Вышивала бисером, пайетками, стразами (хоть никогда этого не делала)
  • Придумывала темы для мастер-классов и готовила для них образцы
  • Публиковала статьи о проекте в соцсетях на личных страницах, хотя всегда была категорически против своего присутствия где-либо в Интернет (кроме научных электронных ресурсов)
  • Исполняла обязанности костюмера, собирая «рюкзак» с куклами, реквизитом и задниками для очередной гастроли
  • Была «подмастерьем» во время оформления выставки
  • Помогала контент-менеджеру размещать материал на сайтах
  • А ещё прибиралась в мастерской, моталась по магазинам и складам, выбирала материал и частенько сама транспортировала товар.

Всё перечисленное относится к посторонним, незапланированным функциям. Но руководитель проекта выполняет еще и весьма неприятные функции.

Неприятные функции руководителя социально ориентированного проекта

Руководитель проекта вынужден выполнять и неприятные дела, и неприятные обязанности. Или же руководитель должен решать проблемы, находить выход из еще не создавшегося, но возможного положения.

И самая опасная ситуация, это когда в ходе проекта обнаруживаются трудности, просчеты или ошибки, которые я же, как разработчик проекта, проморгала, пропустила, не доработала, не учла при создании конкурсной заявки. В этом случае приходится пенять самой на себя и хвататься за голову в поисках выхода из проблемы. Иначе может возникнуть перспективка блестяще завалить проект.

Примерчик из распространенных: при разработке бюджета не учитываются возрастающие цены. Значит, на что-то денег может не хватить. А если их не хватит на важное мероприятие?

Пример актуальный: ситуация, в которой создавался проект, в корне меняется, т.к. нагрянула пандемия, и очные публичные мероприятия просто нельзя проводить! А проект без мероприятий – ноль.

Пример «от безысходности»: руководитель не умеет рисовать, а дизайнер не совсем понимает его замысел, волей-неволей руководитель берется за карандаш и рисует эскиз логотипа, вернее рисует то, как он этот логотип видит. Хорошо, что дизайнер – человек творческий, способный в моих беспомощных каракулях разглядеть будущий логотип проекта!

Ситуации в отношениях с персоналом проекта

Ситуации в отношениях с персоналом проекта зачастую бывают спорными. Даже у нас, хотя основа команды – свои люди, специалисты, постоянные и проверенные годами сотрудничества в проектах различной сложности.

Пример редкий: с каждым специалистом подписывается договор ГПХ, условия которого обязательно ему разъясняются. Но все равно находится хотя бы один человек на три проекта, кто в начале этапа согласен с суммой гонорара, а при получении принимает обиженный и даже оскорбленный вид. Потому что он рассчитывал на большую сумму! Такое, кстати, происходит с не «нашим», а «новеньким» сотрудником.

Дичайший пример, когда сотрудник (не «наш», а «новенький») по собственной инициативе привлекает своего человека к работе в проекте, а мы-то воспринимаем его как добровольца. Зато в конце этапа мы бываем реально потрясены, потому что привлеченный сотрудником человек ожидает оплаты наравне с другими и даже выражает свое недовольство.

Трудно понять: эти люди думают, что деньги возникают из воздуха, или в проекте может работать любой желающий (просто взять и начать работать, а потом просто получить зарплату), или руководитель проекта обязан платить из своего кармана всем и каждому, или люди не понимают процесс устройства на работу, или еще почему-либо?

Пример отвратительный: сотрудник «зазвездился» (не «наш», а «новенький»)! Он – единственно стоящий в команде! На нем держится весь проект! И он начинает спорить с руководителем, отказываться от заданий и советовать обратиться к другому сотруднику, разъясняет разработчику, что нужно, что не нужно и как нужно исполнять задачи проекта, нарушает этику (об этом речь в другой статье), критикует всех и вся и т.д., и т.п.

И кому надо выруливать из возникших ситуаций? – Правильно! Руководителю проекта!

А ещё…

А ещё руководитель проекта должен:

  • Иметь огромное количество друзей, коллег, знакомых, поддерживать с ними связь, чтобы за мгновение обеспечить запланированное число участников на мероприятие по проекту.
  • Знать множество представителей органов власти, прессы, бизнеса, которые охотно окажут информационную, консультативную, финансовую, материальную и другую поддержку проекту.
  • Иметь в резерве от двух и более специалистов на каждую позицию проекта (на всякий случай).
  • Чётко понимать, представлять себе в деталях проект и уметь объяснить его команде.
  • Очень-очень редко психовать!
  • Быть скупым, бережливым, экономным, расчётливым.
  • Быть дипломатом или стараться им быть.
  • Знать проект так, чтобы рассказывать о нем интересно и вдохновенно!

Ну и как вы думаете? Какими компетенциями нужно обладать, чтобы справляться со всем этим – вышеперечисленным? Какие модели можно применять в ожидаемых и неожиданных ситуациях?

– Вот именно, вопросы сложные. Так что быть руководителем социально ориентированного проекта – не всякому пожелаешь!

И всё же, почему сайт FarEasternization.ru поднимает вопрос значения руководителя социально ориентированного проекта?

Вопрос «что значит быть руководителем социально ориентированного проекта» назрел давно. Вот только несколько основных причин:

  • С каждым годом в России появляются новые НКО, некоммерческий сектор не только развивается, но и растут требования со стороны государства, законодательства, общества к некоммерческим организациям.
  • Очень хороший, мощный «плюс» состоит в том, что увеличивается государственная поддержка НКО в виде грантов, субсидий, льгот.
  • Расширяется круг социальных проблем, в решение которых вовлекаются НКО страны, таким образом активизируются силы гражданского общества, деятельность НКО становится более значимой, важной и практически полезной.
  • Есть и «минус»: довольно часто говоря об НКО-иностранных агентах российские СМИ, политические деятели, политологи и т.п. подразумевают некоммерческие организации в целом. Мол, из контекста понятно, о каких НКО идет речь. Но такое обобщение не способствует популяризации организаций, которые и близко с этими иностранными агентами не стояли, гранты от зарубежных фондов не получали и политикой не занимались никогда.

Вывод: руководитель НКО и руководитель социально ориентированного проекта должен не просто понимать важность своих функций, но и смотреть далеко вперед, чтобы предвидеть трудности и провести свою организацию, свой проект через рифы трудностей и барьеры проблем.

Поэтому мы и попросили Альбину Долган, бессменного руководителя социально ориентированных проектов АНО «Дети и взрослые», поделиться опытом.

Автор статьи и FarEasternization просят высказать свое мнение о проблемах, поднятых статьей. И очень хочется, чтобы вы оценили рисунки Алисы Родичевой — очень талантливой художницы из Приморья.

И, конечно, оцените статью (звездочки под статьей), сделайте репосты, расскажите своим друзьям об этой публикации!

Социальный проект – это инновационный продукт, направленный на решение какой-либо конкретной социальной проблемы. Это не только результат, это процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация [1]. Эти особенности важно знать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью его реализовать и заранее предусмотреть возможные трудности.

Процесс управления проектом сопровождает весь жизненный цикл проекта – концепцию, разработку, реализацию и завершение. В управлении проектом И. А.Прихожан выделяет четыре ключевые задачи [2]:

1. Формулирование задач. Инициативная группа студентов и преподавателей принимает решение о запуске проекта, проанализировав социальную проблему, на решение которой будет направлен проект. Формулируется цель проекта, его задачи, оцениваются имеющиеся ресурсы. Цель проекта «Подари радость детям» – вовлечение студентов Кировского медицинского колледжа в волонтерскую деятельность по работе с детьми-сиротами детского дома  № 1 «Надежда» для помощи в их социальной адаптации и формирования профессиональных компетенций студентов.

2. Планирование. Инициативная группа студентов и преподавателей осуществляет предварительные работы над проектом: составляется программа мероприятий, сроки реализации, формируется бюджет, приглашаются партнеры, выбираются участники и ответственные за каждое мероприятие.

3. Управление. Ключевой момент управления проектом. В течение всего периода работ над проектом руководитель проекта держит его под контролем при помощи соответствующих инструментов управления. Для этого постоянно следует определять актуальные данные и сопоставлять их с данными планирования.

4. Контроль. Служит для регулярного установления баланса между отдельными аспектами осуществления проекта. Руководитель проекта имеет возможность корректирующего вмешательства в случае развития проекта в нежелательном направлении.

Л.Н. Боронина и З. В. Сенчук выделяют следующие функциональные области управления проектами [1]:

– Управление замыслом проекта – инициирование, планирование замысла, разработка стратегии проекта, ее уточнение и контроль; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем проекта.

– Управление интеграцией (содержанием) проекта – его планирование, разработка целевой структуры; осуществляется на первых фазах жизненного цикла руководителем проекта.

– Управление временем – планирование работ, их последовательности и продолжительности, составление расписания и графика; осуществляется на первых фазах жизненного цикла проекта руководителем и его инициативной группой в соответствии с расписанием учебных занятий и производственных практик.

– Управление финансами (стоимостью проекта) – разработка сметы и бюджета проекта и контроль стоимости; осуществляется на этапе разработки проекта руководителем или ответственным лицом. Для проекта «Подари радость детям» затраты на реализацию составляют 20090 руб. – это закупка необходимых материалов для проведения мероприятий в детском доме; возможен вариант сбора готовых материалов силами студентов и преподавателей.

– Управление качеством – планирование и контроль качества проектных работ и продуктов проекта; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем путем анализа отчетов ответственных лиц за определенные мероприятия, экспертных заключений партнеров и участников проекта, анкет и выполненных заданий студентов.

– Управление командой – эффективное использования человеческих ресурсов; осуществляется на всех жизненных циклах проекта руководителем. Особенностью команды проекта «Подари радость детям» является не строго фиксированный состав участников, любой желающий может принять участие в проведении определенного мероприятия или акции, исходя из своих интересов и свободного времени.

– Управление коммуникациями проекта – планирование коммуникаций, распределение информации, предоставление отчетности; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем и ответственными лицами через личное общение, организационные собрания, социальные сети.

– Управление рисками – идентификация и менеджмент рисков проекта. Для данного проекта основным риском является невозможность проведения мероприятия в установленный срок по причине неготовности студентов или отсутствия необходимого инвентаря. Для преодоления данного риска в мероприятиях задействованы студенты студенческого клуба «Пегас», которые готовы заменить друг друга на выступлении. Все необходимые материалы для проведения мероприятия закупаются заранее на собранные деньги или собираются своими силами.

– Управление обеспечением проекта – процессы, требуемые для получения товаров и услуг для реализации проекта извне; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем.

Управление проектами – это развернутая концепция управления, призванная обеспечить осуществление комплексных задач своевременно, экономично и с высоким качеством, которая может быть описана с точки зрения разных подходов. Для управления социальным проектом в образовательной организации нужно учитывать особенности в определенных функциональных областях, которые вызваны спецификой учебной деятельности – управлении временем, финансами, качеством, командой, рисками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Условия этапы руководства играми детей младшего дошкольного возраста
  • Флемоксин солютаб 250 инструкция по применению для детей 12 лет
  • Pfu 2000 модуль управления насосами 2000 инструкция
  • Snail prime from nature маска с улиткой инструкция по применению
  • Мануал для toyota sprinter