Руководство школы кто это

Директор школы: в чем его обязанности?

директор школы за работой

Источник фото jcomp/freepik

Директор школы – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации. Директор школы – это ответственная и серьезная профессия, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель.

О профессии «директор школы»

Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.

Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.

Профессиональные обязанности директора

Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:

  1. руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;

  2. организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;

  3. утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;

  4. создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);

  5. обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;

  6. прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);

  7. руководство педагогическим советом;

  8. поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;

  9. общение с родителями;

  10. подготовка отчетов и т.д.

Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.

Обязанности директора

Источник фото Racool_studio/freepik

Как стать директором школы

Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.

Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет и окончить курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.

Личностные качества директора школы

Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:

  • обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;

  • знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;

  • владеть грамотной устной и письменной речью;

  • иметь развитые коммуникативные способности;

  • быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.

Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.

Как найти работу директором школы

Чтобы получить работу директора школы, требуется грамотно оформить резюме и откликаться на вакансии. При этом требуется позиционировать себя, как опытного работника, способного справиться с новой должностью. При рассмотрении резюме работодатели обращают внимание на педагогический опыт, образование, участие кандидата в конференциях, на пройденные курсы повышения квалификации и т.д.

Сколько получает директор школы?

Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • высокая заработная плата;

  • длительный летний отпуск;

  • комфортные условия труда.

Среди минусов профессии можно выделить следующие:

  • большая ответственность;

  • сильная загруженность в течение рабочего дня;

  • решение часто возникающих конфликтных ситуаций;

  • подготовка отчетов для руководства.

Кто он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                              «Я считаю, что о качествах менеджера

                                                                             надо судить по тому, как хорошо он может

                                                                          организовать  большое  число   людей   и

                                                                               насколько эффективно он может добиваться

                                                                             наилучших результатов от каждого из них,

                                             сливая в единое целое».

                                                                                                                                    А.Морита

         Школа  в традициях всех времен, у разных народов всегда была в  центре внимания.  Ее успешная   деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. В настоящее время особенно актуальной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.  Возникает вопрос — кто он, эффективный руководитель современной школы?

По материалам пресс-конференции «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования»:

  1. И.И.Калина, заместитель Министра образования и науки РФ: «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
  2.  Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой».
  3.  Н.Н.Прянишников: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше
  4. К.М. Ушаков: одна из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.

         Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами  и школьной экономики. Для этого необходимо  обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств  даст повышение качества образования, что является  главной задача современной школы.

         Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Школьный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений  в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы  знания педагогики,  психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками.

        Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.          

             Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных  целей.

         Одной из обязательных личностных черт руководителя является  уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный  в  себе  руководитель?  Это, прежде всего то,  что  в  трудной  ситуации  на  такого  руководителя  можно положиться, при таком руководителе легче думать о  завтрашнем  дне,  он  придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и  повышает  мотивацию к работе.

   Обязательным для  руководителя  является его   эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные  проявления.  Его постоянно окружают люди, и со  всеми  из  них, независимо  от  настроения  и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые  отношения.  К  тому же эмоциональная неуравновешенность может  снижать  уверенность  человека  в своих силах, а тем самым и его деловую  активность.  

      Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми  руководителями,  мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное- терпимость к окружающим. Мудрый руководитель  понимает,  что  главное,  чем  он располагает — это  его  подчиненные.  Им  он  и  отдает  предпочтение  перед другими людьми. Руководитель добивается  чего-либо  только  благодаря  своим подчиненным.  А  поэтому  одна  из  главных  задач эффективности работы руководителя  –   умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. «Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» — так много лет  назад сказал  Лоуренс  Эппли,  президент  Американской  ассоциации  управления.  Добавить к этому больше нечего.

Неуемная любознательность не дает исследователям покоя. Хочется попробовать сделать прогноз относительно ближайших и отдаленных перспектив системы московского образования. Причем не на основании личных впечатлений и переживаний, которых у автора — бывшего директора московской гимназии, достаточно, а на основании объективных данных о руководителях образовательных организаций — ключевых фигур системы образования, от позиции, умений и действий которых во многом зависит результативность как происходящих, так и грядущих изменений.

Потихоньку утихла жаркая дискуссия о реструктуризации московских школ.Ученики и их родители освоились в «новых-старых» школах, учителя адаптировались к обновленным управленческим схемам, оставшиеся не у дел управленцы стерпелись с настигшими их потрясениями.

Строятся современные школьные здания, существующие оснащаются современными средствами обучения. Многочисленные отчеты о результатах итоговой аттестации, олимпиад, мониторингах, международных сопоставительных исследований качества образования показывают, что московская система образования, в которую благодаря изменившейся демографической ситуации и миграции населения приходит все больше и больше детей, движется вперед. Одним словом, перефразируя Натана Эйдельмана, можно сказать, что «…телега московского образования, умелым кнутом подгоняемая, несется быстрее английского паровичка».

Однако от позиции, умений и действий руководителя образовательной организации — ключевой фигуры системы образования, во многом зависит результативность как происходящих, так и грядущих изменений. Итак, объектом изучения для нас стал директорский корпус московских школ. Мы понимали, что, обнаружив изменения, можно будет дать характеристику кадровой политики, проводимой московскими властями относительно директоров школ. Представится возможность поставить вопросы, которые помогут управленцам не просто, как это у нас принято, копировать реформы «по столичному образцу», а задуматься и только потом предпринимать какие-либо действия.

О чем этот фильм? Замысел и инструменты

Наша команда исходила из следующего: директора московских школ, став руководителями крупных организаций, должны обладать набором качеств, которые обеспечивают результативное управление. Это, в свою очередь, означает, что мы должны были выделить значимые управленческие характеристики директора и управленческой команды, подобрать инструменты их измерения и применить их.

Таких характеристик оказалось две. Первая касалась модели принятия решений школьными управленцами, вторая — способность управленческой команды точно реагировать на «сигналы», которые Департамент образования города Москвы ежегодно подает управленцам через изменение критериев рейтинга школ. Остановимся на каждой из них более подробно.

В основу изучения моделей принятия управленческих решений положена классификация Алана Роу, который утверждает, что способ (модель) подготовки и принятия управленческих решений основан на двух критериях: отношение руководителя управленческой команды к ситуации решения задач высокой когнитивной сложности и степени опоры на коллектив в ходе их решения.

Проведя онлайн-опрос директоров школ и их управленческих команд и обработав их по определенной методике, можно отнести испытуемых к одному из четырех стилей принятия решений: концептуальный, аналитический, директивный или поведенческий. Дадим краткую характеристику каждого из стилей. К концептуальному стилю (I) А.Роу относит руководителей, готовых к сотрудничеству с подчиненными, ориентированных на решение задач высокой когнитивной сложности. Аналитическим стилем (II) обладают директорарационалисты, готовые к переменам, способные решать сложные ситуации, рассматривая процессы во всех деталях, однако ориентированные на решение задач вне партнерства с сотрудниками. Директора школ, практикующие директивный стиль (III) принятия решений, ориентированы на власть. Люди поведенческого склада избегают решать предложенные задачи и уходят от них.

Учитывая, что в распоряжении исследовательской группы были результаты опросов московских директоров 2014-го и 2017 года и данные рейтингов столичных образовательных организаций за этот же период времени, можно было предположить следующее:

  1. В когорте директоров-2017 должен вырасти не  только процент директоров школ, использующих концептуальный стиль принятия решений, но и совокупная доля руководителей, практикующих концептуальный и аналитический стили принятия решений. Именно эти категории управленцев могут исполнять роль агентов перемен.
  2. В управленческих командах московских школ, совершивших максимально значимый «скачок» в рейтинге, должен доминировать аналитический стиль принятия решения. Именно такой стиль управления позволяет максимально результативно решать новые поставленные задачи, которые делегируются через изменения критериев рейтинга.

Мы считали, что если эти две гипотезы окажутся доказанными, то можно будет утверждать: московские власти, формируя корпус руководителей образовательных организаций, действительно ведут целенаправленную кадровую политику.

Не будем гадать. Результаты исследования

Гипотеза 1. Когорта руководителей московских образовательных организаций формируется из людей, готовых решать задачи высокой когнитивной сложности, опираясь в их реализации на сотрудников школы.

Сопоставление распределения предпочитаемых стилей принятия решений руководителей школ 2014 и 2017 годов получилось весьма выразительным. Результат представлен на диаграмме.

Очевидно следующее: доля руководителей школ, которые используют в управленческой практике концептуальный стиль, увеличилась почти в пять раз. Доля директоров, которые готовы постоянно принимать сложные решения (аналитические и концептуальные), составляет 77%. Тогда как доля директоров, которые, ориентируясь на коллектив, предпочитают «уходить» от решения сложных, не самых приятных задач (поведенческий стиль), уменьшилась почти в два раза.

Следует также обратить внимание на долю руководителей, использующих аналитический стиль принятия решений. Она уменьшилась не столь заметно. Аналогичен процент руководителей, практикующих директивный стиль. Теория дает объяснение и этим фактам. Оказывается, у руководителя организации, имеющего в качестве предпочитаемого аналитический стиль принятия решений и работающего под давлением, происходит сдвиг от аналитического к директивному стилю.

Вместе с тем, даже если не учитывать этого сдвига, который в теории получил название фактора стресса, более 4/5 руководителей московских образовательных организаций принимают и готовят решения так, как это делают управленцы-реформаторы. Понятно, что именно такой состав руководителей школ способен обеспечить и обеспечил те масштабные преобразования, которые произошли в системе московского образования.

Гипотеза 2. Среди московских школ максимально результативно работают те управленческие команды, в которых доминирует аналитический стиль принятия решения.

Сопоставление результатов московских школ в рейтингах 2016 и 2017 годов позволило выделить для сравнения между собой четыре образовательные организации, которые сделали статистически значимое продвижение вверх. Изучение профилей их управленческих команд (профили выражены в баллах, полученных по ответам респондентов на опросник Алана Роу) показывает, что у них доминирует именно аналитический стиль принятия решений. Представленные графические схемы отображают данные анализа.

Как хорошо, что вы такой… Выводы

Результаты исследований показали: «эпоха перемен» рекрутировала в управленческие команды московских школ людей, склонных к аналитической работе, готовых постоянно решать нестандартные задачи. Иначе говоря, политика по отношению к формированию корпуса руководителей московских школ у Департамента образования есть, причем она достаточно ярко выражена.

Директорами школ-комплексов (руководителями корпораций) назначаются люди, обладающие определенным набором профессиональных и личностных характеристик. К этому стоит добавить еще один важный момент: директор школы-комплекса начал образовывать новый тип руководителя — с новыми функциями, иной моделью управления, связанной с изменением масштаба решаемых задач. Он, директор, теперь на равных взаимодействует с вузами, научными и методическими центрами и т. д. В область его первоочередных задач входит взаимодействие территориально разделенных педагогических коллективов, несущих «на себе» различные культурные традиции. То есть извечный спор о доминанте педагогического или менеджерского в работе директора потерял смысл. Директор комплекса прежде всего — чиновник, который через реализацию совместных проектов пытается установить общие правила, нормы.

Однако вернемся к тому, с чего начали. Времена радикальных перемен потихоньку оставляют московскую систему образования. Так ли будет востребован директорреформатор, руководитель-строитель, кризисный менеджер? Нет хороших и плохих стилей принятия решений, как и руководителей, их использующих. Есть те, кто подходит для решения задачи объединения школ. Выдержат ли сегодняшние руководители-реформаторы полный штиль, или московское образование ждут новые потрясения? Ответ на этот вопрос надеемся получить в самое ближайшее время.

Руководство школой

Руководство школой

   — термин более употребителен для обозначения управленческих действий в сфере внутришкольного управления. Отражает социально-коммуникативный, личностно-деятельностный аспект управления.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. — Пятигорск, 2004. С. 323)

   Ч421.41

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

Смотреть что такое «Руководство школой» в других словарях:

  • Управление школой —     система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее У.ш. две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной организацией. Внутреннее У.ш. или внутришкольное управление это управление,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Менеджмент в образовании, Менеджмент педагогический —     менеджмент имеет перевод управление , заведование , то есть в прямом смысле слова ничем от управления не отличается. Понятие М. по отношению к понятию управление , следует рассматривать как часть по отношению к целому. Термин изначально… …   Педагогический терминологический словарь

  • Российская экономическая школа (РЭШ) — Президент Валерий Леонидович Макаров Ректор …   Википедия

  • Institut Le Rosey — Тип учебного заведения средняя школа интернат Город Роль Область кантон Во Страна Швейцария Администрация Mr Philippe Gudin Официальный сайт www.rosey.ch Institut Le Rosey  школа интернат в городе Роль в кантоне Во, Швейцария. Содержание 1… …   Википедия

  • МОУ «СОШ № 18» (г. Муром) — Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 им. М. И. Ермакова общеобразовательная школа города Муром Владимирской области. Содержание 1 История школы 2 Школа сегодня …   Википедия

  • Школа № 18 (Муром) — Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» им. М. И. Ермакова  общеобразовательная школа города Муром Владимирской области. Содержание 1 История школы 2 Школа сегодня …   Википедия

  • ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич — [18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл., 9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой — 4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ДЖЕНТИЛЕ Джованни — (Gentile, Giovanni) (1875 1944), итальянский философ, деятель образования и издатель. Основатель и главный представитель философии актуализма. Джентиле родился 30 мая 1875 в Кастельветрано (Сицилия). Преподавал в университетах Палермо и Пизы, в… …   Энциклопедия Кольера

  • Греческий язык — ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗ. известен по памятникам с середины VII века до христ. эры. Памятники древнегреческого языка сохранились в надписях (на камне, бронзе, монетах, вазах и пр. с VIII VII вв. до христ. эры) и в рукописях (папирусах (с IV в. до христ …   Литературная энциклопедия

Кто это? Должность завуча школы (а точнее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе) подразумевает выполнение прямых поручений руководителя, а также множество собственных обязанностей.

На что обратить внимание? Как ни парадоксально, но до сих пор распространено мнение, что завуч должен быть хорошим предметником. А вот повышению его квалификации в области управления, права и прочих сферах уделяется мало внимания. Так каким же должен быть завуч школы?

Оглавление:

  1. Что делает завуч школы
  2. Основные направления деятельности завуча начальной школы
  3. Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы
  4. Плюсы и минусы работы завучем
  5. Обязанности завуча школы как управленца
  6. pdf

    Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах
    Скачать бесплатно

Обязательные курсы для педагогов к 1 сентября со скидкой 40%: будьте готовы к изменениям в образовании
Купить курсы со скидкой

Что делает завуч школы

Директору образовательного учреждения помогают несколько заместителей. Штатным расписанием предусмотрены следующие позиции:

  • завуч по организации учебной деятельности отвечает за составление расписания занятий, распределение нагрузки между учителями, посещение учениками уроков и их успеваемость;
  • на завуча по учебно-воспитательной работе возлагается контроль методической и воспитательной деятельности педагогов;
  • завуч по научно-методической работе, в чей план работы включена организация научной деятельности учеников;
  • завуч по административно-хозяйственной деятельности несет ответственность за обеспечение нормального функционирования здания школы, снабжение работников коммунальными услугами и необходимым оборудованием.

Завуч школы

Специфика и масштаб образовательной организации определяют необходимость в том или ином количестве завучей. В небольшой сельской школе может быть два заместителя директора: по учебной и по воспитательной работе. В крупной столичной гимназии обязанности распределяются между несколькими завучами. Например, за организацию образовательного процесса в начальной, средней и старшей школе отвечают разные люди.

В обязанности завуча по начальному образованию входят:

  • организация педагогической деятельности в младшей школе;
  • работа по реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» и региональных нормативных актов;
  • обеспечение повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, занятых в начальной школе;
  • управление учебно-воспитательным процессом в младших классах;
  • контроль качества образования в начальной школе;
  • сотрудничество с родителями учащихся и представителями общественности;
  • просветительская деятельность и методическая работа;
  • совершенствование материальной базы начального образования;
  • финансово-хозяйственное обеспечение воспитания и обучения младшеклассников.

Завуч средней школы – это специалист, на которого возлагается масса обязанностей по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Качественное выполнение профессиональных функций обеспечивает высокий уровень обучения и воспитания школьников, их гармоничное развитие.

Основные направления деятельности завуча начальной школы

От заместителя директора по организации начального образования ожидают эффективного управления учебным и воспитательным процессом в младших классах. Основная функция – административная, подразумевающая организацию и контроль деятельности педагогов, учеников и родителей.

Руководство школы должно создать оптимальные условия для достижения двух основных целей образовательного учреждения.

Завуч школы

Первая цель – обеспечение учебной деятельности, в процессе которой учащиеся получают качественные знания в соответствии с утвержденными программами, удовлетворяют познавательные потребности, развивают интеллект, раскрывают свои умственные и физические способности, овладевают полезными навыками.

Для достижения этой цели директор и завучи школы организуют полноценную образовательную среду, компонентами которой являются профессиональные педагогические кадры, материально-техническая база, сотрудничество с законными представителям детей, привлечение общественных организаций.

Вторая цель – работа над воспитанием в каждом ученике зрелой личности, привитие им правильных нравственных ориентиров, культурное и творческое развитие. Этому способствуют внеурочные мероприятия – экскурсии, встречи с интересными людьми, походы, тематические классные часы.

Кто такой советник директора по воспитанию

Реализация этих целей возможна при условии ответственного отношения каждого члена руководящего звена к выполнению своих должностных обязанностей. От директора и его заместителей зависит, насколько грамотно будет организована работа педагогов, какая атмосфера будет царить в учебном заведении, какие ценности будут прививаться детям.

Завуч по начальной школе выполняет очень важную функцию –­ настраивает педагогов на создание в младших классах творческой образовательной среды. Ученики должны проявить неподдельный интерес к процессу получения знаний и навыков.

Для этого завуч организует сотрудничество между учителями начальных классов, их коллегами из старшей школы, педагогами-предметниками, сотрудниками библиотеки, родителями и другими законными представителями детей. От того, какие знания и настрой на будущее получат ученики в начальной школе, во многом зависят их успехи в старших классах.

В идеале школа должны обеспечить преемственность работы педагогов с первого учебного дня и до получения выпускником аттестата. Только совместные усилия всех, кто имеет отношение к образованию и воспитанию ребенка, позволяют надеяться на отличный результат.

Требования, предъявляемые к претенденту на работу завуча школы

Подбор кандидатуры входит в компетенцию директора образовательной организации. Будущий завуч школы должен соответствовать нескольким требованиям:

  • иметь высшее образование по специальности «менеджмент» или «управление»;
  • заниматься педагогической или административной деятельностью более 5 лет;
  • знать государственные стандарты образования;
  • владеть навыками организации и контроля деятельности педагогов и учащихся;
  • разбираться в методике обучения и воспитания, знать основы педагогики, психологии, возрастной физиологии.

Завуч школы

На должность завуча может претендовать обладатель диплома о высшем педагогическом образовании, получивший знания по направлению «менеджмент», «экономика» или «управление» и проработавший более пяти лет учителем или управленцем.

Помимо профессиональных знаний и навыков, от претендента на должность завуча школы по воспитательной работе требуется наличие таких качеств, как целеустремленность, организаторские способности, стремление к лидерству, коммуникативность.

Лучшие завучи получаются из людей, которым свойственны:

  • желание общаться с детьми, их родителями, педагогами;
  • любовь к профессии;
  • ответственность;
  • тяга к саморазвитию;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • аналитический склад ума;
  • способность к принятию верных решений;
  • тактичность и эмпатия;
  • умение организовать рабочий процесс;
  • стрессоустойчивость;
  • общая культура, в том числе культура речи;
  • способность к решению нескольких задач одновременно.

Стать завучем может целеустремленный человек с высшим педагогическим образованием, обладающий организаторскими способностями, который не боится брать ответственность за принятие важных решений.

Завуч школы

Может ли претендент на должность завуча рассчитывать на стабильный высокий доход? В разных регионах России и в зависимости от специфики учебного заведения заместитель директора получает от 30 до 80 тысяч рублей.

Плюсы и минусы работы завучем

Выполнение обязанностей завуча имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы Минусы
Высокая официальная зарплата Высокая степень ответственность
Комфортные условия труда Большая загруженность
Продолжительный отпуск в летние месяцы Регулярно возникающие стрессовые ситуации
Возможность реализовать свои амбиции Ненормированный рабочий день

От человека, занимающего должность завуча школы, требуются сосредоточенность, умение планировать не только свою работу, но и деятельность подчиненных. Стать успешным специалистом сможет тот, кому доставляет удовольствие тщательное продумывание шагов по достижению личных и профессиональных целей.

Претендент должен мириться с постоянной занятостью, необходимостью поддерживать связь с большим количеством людей: коллегами, руководством, родителями и учениками.

Обязанности завуча школы как управленца

Помимо базовых функций, на завуча возлагается миссия по организации преемственности между педагогами различных уровней образования. Достижение обучающих и воспитательных целей наиболее эффективно, когда деятельность учителей начальной, средней и старшей ступеней осуществляется в соответствии с продуманным долгосрочным планом.

Завуч школы

Плодотворное сотрудничество педагогов обеспечивается путем реализации работы завуча по нескольким направлениям:

  • просветительская;
  • диагностическая;
  • контрольно-коррекционная;
  • прогнозирующая.

Зачастую у администрации школы (и завуча в том числе) не хватает времени на близкое знакомство с проблемами учащихся. Слишком много сил требуют различные бумаги: планы, отчеты, ведение статистики. Однако за ворохом циркуляров нельзя забывать о том, что главная цель деятельности образовательного учреждения – это воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.

Это значит, что завучу необходимо больше внимания уделять вопросам психологического комфорта учащихся, начиная с адаптации первоклассников и заканчивая профессиональной ориентацией и подготовкой к итоговой аттестации выпускников.

Завуч школы

Работа с родителями и опекунами – еще одно ключевое направление деятельности завуча. Без понимания того, в какой среде растет ребенок, какие ценности ему прививаются в семье, чего взрослые ожидают от школы, сложно составить прогноз учебно-воспитательной работы. Выбор обучающих методик и форм донесения новых знаний тоже во многом зависит от семейных особенностей.

Организующая функция завуча заключается в сплочении педагогического состава, создании комфортной доброжелательной атмосферы в коллективе. Без человека, который ставит общие цели и контролирует их выполнение, невозможно гарантировать успешную деятельность учителей и других работников организации.

ФОП в школе

Известное утверждение, что завуч школы – это учитель учителей, объясняет его роль в налаживании эффективного сотрудничества между членами команды. Он разбирает конфликты, подбирает для молодых педагогов наставников из числа опытных коллег, мотивирует и поощряет, указывает на недостатки и ставит в пример другим достижения.

Директор и завуч школы не должны быть оторваны от реальной жизни школьного коллектива. Хорошие руководители полностью погружаются в текущие проблемы и находят оптимальные пути их решения. Плох тот завуч, который не может сам провести урок, спланировать внешкольную деятельность класса, организовать интересные мероприятия.

Несмотря на обилие бумаг, в работе завуча должно быть место для реального общения с учениками, их родителями, коллегами и техническими работниками учреждения. Только в этом случае можно говорить не просто о качественном выполнении завучем служебных обязанностей, но и о понимании им самой сути сложного и увлекательного процесса воспитания и образования детей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Опель корса инструкция по эксплуатации инструкция
  • Лего майнкрафт храм в джунглях инструкция
  • Посудомоечная машина веко dfs 1511 инструкция по применению
  • Автоклав мелаг вакуклав 23 в инструкция
  • Торренты митсубиси руководство